Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2017-03-18
Л. Гулько
―
11.06. На своем месте «Человек из телевизора». Ирина Петровская. Доброе утро.
И. Петровская
―
Доброе утро. Не Ксения Ларина.
Л. Гулько
―
Да, не Ксения Ларина действительно. У нее служебная командировка. На пару дней. Поэтому уж действительно потерпите не Ксению Ларину.
И. Петровская
―
К следующему разу она уже вернется. Просто успокоим.
Л. Гулько
―
Я же говорю на пару дней, конечно. Вот от Ксении Лариной, кстати, привет. Вместе с Театром «Кураж» есть несколько билетов на спектакль «Мешалкин суд», сатирическая комедия по пьесе «Трибунал» Владимира Войновича. Он переписал ее как пьесу. И мы предлагаем вам просто так. За бесплатно практически. Даром. Взять и пойти в театр. Замечательный московский маленький симпатичный театр «Кураж». На 23 марта 2017 года. Начало в 19.00. Четыре билета. Поэтому кто хочет – хочу в театр «Кураж» и телефон +7-985-970-45-45. Войнович заново переписал свою пьесу, чтобы поставить ее на сцене театра. Фантастика, сатира, гротеск. Действие происходит в сегодняшнем времени. Не в том, которое когда-то было. Все перенесено. А мы возвращаемся…
И. Петровская
―
В свой кураж.
Л. Гулько
―
У нас куража в телевизионном пространстве достаточно много как мне кажется. И та самая «Минута славы», которая породила весь этот кураж. Она имеет место быть до сих пор. Отголоски.
И. Петровская
―
В современном языке это называется longread. То есть долгая история, протяженная. Долгое чтение.
Л. Гулько
―
А слово красивое. Средневековое.
И. Петровская
―
С развитием этого сюжета, который на самом деле еще продолжается, и теперь как мы видим уже такие отголоски по мотивам этой истории. Дальше будут продолжаться вплоть до Евровидения. Собственно говоря, я думаю, что наши слушатели, в общем, в курсе того, что происходило. Мы первую часть этого балета, не буду говорить какого, обсудили в прошлый раз с Ксенией Лариной. Вторая продолжилась так называемыми извинениями главных фигурантов этого скандала. Владимира Владимировича Познера и Ренаты Литвиновой.
Л. Гулько
―
Простите, в прессе были интервью и вот этого молодого человека…
И. Петровская
―
Евгений Смирнов его зовут.
Л. Гулько
―
Да, который танцевал. И потом в прессе было интервью барышни, которая собирается, дальше все пошло по нарастающей. Пресса стала немножко увеличивать кураж. И потом появилась статья в «Независимой газете».
И. Петровская
―
Я это не видела.
Л. Гулько
―
По поводу этого всего. О том, что упор на инвалидность, на защиту инвалидов, на людей с…
И. Петровская
―
Ограниченными возможностями.
Л. Гулько
―
Это хорошая история для президентских выборов. И сделано это все было практически специально. Та самая «Минута славы». И Владимира Владимировича Познера и вокруг всех – их использовали в тёмную. Как пишет, у него свои какие-то теории конспирологические. А это хорошая история для президентских выборов и дальше приводится, вот Дмитрий Анатольевич Медведев озаботился инвалидами. Вот госпожа Яровая озаботилась. Вот тут указ, тут губернатор. Вот такая история.
И. Петровская: Юмор наш во многих передачах несколько политизирован, это никто не будет отрицать
И. Петровская
―
Всяких версий вокруг уже накрутили огромное количество. В том числе и связанных с Евровидением. Что действительно была такая артподготовка. Тестирование общественного мнения. Общественное мнение себя продемонстрировало с лучшей стороны, потому что возмутилось и высказало свое возмущение и заставило вроде бы таким образом фигурантов скандала принести свои как бы извинения. А потом на этом соответственно, протестировав общественное мнение и готовность принять в качестве своего кандидата на Евровидении девушку с ограниченными возможностями, таким образом, ее выставили, попутно решая другие политические задачи. Понятно, какие. Потому что до последнего было неясно, будет ли Россия бойкотировать Евровидение. А если не будет, то понятное дело, что в нынешних реалиях как любого из кандидатов воспримут там. А здесь вроде бы все должны в рамках политкорректности замолчать как минимум, и конкретных каких-то демаршей по этому поводу не устраивать. Заканчивая с этой историей, с конспирологией и прочее, на этой неделе позавчера к Ксении Собчак на канал «Дождь» в программу ее пришел Владимир Владимирович Познер.
Л. Гулько
―
Сам?
И. Петровская
―
В смысле.
Л. Гулько
―
Или его пригласили
И. Петровская
―
Ну, конечно, пригласили. Испугалась, думаю, может быть какие-то тоже, нет. Владимир Владимирович прекрасно сам пришел. Но по приглашению Ксении Собчак. И, разумеется, главной темой была все-таки именно эта вся скандальная история. И там ему Ксения задавала вопросы и от себя, и от своих зрителей. Которые присылали эти вопросы заранее. Владимир Владимирович категорически отверг все обвинения в том, что это было заранее согласовано с ним и с Ренатой. Что это была часть какой-то…
Л. Гулько
―
Игры.
И. Петровская
―
Многоходовой игры. Он объяснил, что в «Минуту славы», вообще не соглашался в жюри некоторое время идти. Но потом его убедили, что это некое разнообразие. Смена амплуа в определенном смысле. Плюс его особенно убедило то, что в этом жюри его давний друг и человек, которого он очень уважает – Сергей Юрьевич Юрский. Кстати, с днем рождения прошедшим Сергея Юрьевича. Рената Литвинова. И вот он таким образом согласился. Поставив единственное условие – что ему никто не будет диктовать никаких линий поведения, никаких ролевых моделей. И соответственно того, что он должен или не должен в этой истории говорить. Что касается извинений, то он настаивает так же как в интервью, которое он давал, и в тексте, который у него на сайте опубликован, что извинений не было. Потому что как он считает, извиняться ему, в общем, не за что. Что он никого не хотел обидеть и оскорбить, высказал исключительно свою точку зрения. И не то, что его обязали извиниться, он сказал так, что Константин Львович Эрнст, увидев, какая волна поднялась возмущения, он призвал к себе членов жюри и сказал, что мы не можем на это не отреагировать. Мы не можем таким образом, если мы не отреагируем показать, что нам эта история безразлична. Она нам небезразлична. Поэтому давайте придумаем какой-то способ, как объясниться с той частью аудитории, которая возмущена произошедшим. И тогда Владимир Познер сказал, что он согласен, но не на извинения, а именно на объяснения. Дальше мы видели то, что происходило, и там действительно извинений и не было. Он, как мы видели, взял микрофон в руки и пошел из-за стола жюри к Евгению Смирнову, который в этот момент стоял на костылях на сцене. И спросил его, обидел ли он его. Евгений Смирнов сказал, что вроде бы нет. Но по лицу было видно, что он конечно обижен. И дальше Познер, который проголосовал против участия Евгения Смирнова, сказал, что он очень бы хотел, чтобы Евгений Смирнов продолжил участие в проекте, поскольку другие члены жюри в предыдущем выпуске, в том самом скандальном за него проголосовали. Но Евгений Смирнов категорически отказался.
И. Петровская: Главный объект высмеивания, безусловно, западные лидеры
Л. Гулько
―
Он об этом пишет в интервью.
И. Петровская
―
Да, и тут произошла самая, на мой взгляд, этически визуально в первую очередь неприятная вещь. Правда, это лично меня как зрителя это шокировало. Потому что как-то это мне показалось, немножко свидетельствует о какой-то этической глухоте некоторых участников. Потому что Владимир Познер протянул руку в знак примирения с человеком, которому он все это говорил. А тот в этот момент стоял на костылях, естественно, держась за, как это называется, не подлокотники даже. Руками, короче говоря. И для того чтобы в ответ протянуть руку, на наших глазах ему пришлось…
Л. Гулько
―
Боярскому что-то отдать.
И. Петровская
―
Вначале ему пришлось освободить одну руку. Потом ему пришлось эту ногу, часть ноги каким-то образом закинуть на этот подлокотник, не знаю, как назвать. После чего Михаил Боярский, уже держал костыль, а Евгений протянул руку. И вот это было как-то совсем ну понятно, жест понятен, что мужчина мужчине особенно в знак примирения должен пожать руку. Но выглядело это как-то ужасно-ужасно неловко.
Л. Гулько
―
Может быть, Владимир Владимирович недопонял ситуацию.
И. Петровская
―
Я не знаю. Вообще это выглядело со стороны, ведь картинка она убедительнее других и разных слов. И всяких слов. Что вышел такой успешный очень, в блестящих дорогих ботинках господин, и вот если абстрагироваться и выключить звук, то можно было подумать, что этот господин даже или отчитывает или как-то учит жизни стоящего рядом молодого человека, которого жизнь и так уже прямо скажем, научила или не знаю как сказать. Проучила. Короче говоря, очень сильно ударила по нему. И дальше было объяснение Ренаты Литвиновой тоже какое-то очень беспомощное. Какое-то неловкое. Я не знаю, что это с людьми происходит в такой момент. Но поэтому извинение, кстати, это так называемое те же люди, которые накинулись на Познера с Литвиновой после первого выхода с присядочкой, восприняли еще более негативно…
Л. Гулько
―
Естественно.
И. Петровская
―
…нежели то самое выступление. Дальше, возвращаясь к истории с «Дождем» с Ксенией Собчак, Владимир Познер еще высказал несколько таких идей, почему все это произошло. И в том числе ,что некоторые люди специально педалировали всю эту историю. Разжигали. Потому что любят пинать успешных, пинать красивых…
Л. Гулько
―
Завидуют.
И. Петровская
―
Да, именно так он и произнес. Ну до этого сказал, что всякий успешный, красивый, хорошо зарабатывающий человек в нашей стране вызывает неприязнь у некоторого количества сограждан. И да, именно сказал, что возможно ими движет зависть и желание скинуть короля с горы. Как-то так он выразился. В общем, честно сказать, я не очень поняла, зачем он приходил к Ксении Собчак. Потому что скорее подобные все объяснения не реабилитируют его в глазах других людей, а, в общем, напротив, как-то добавляют этого негатива. Потому что мне кажется, самая простая человеческая реакция подойти обнять что ли. Сказать: сынок… Потому что он явно в сынки…
Л. Гулько
―
Был не прав.
И. Петровская
―
Ну вот так, ну вот бывает.
Л. Гулько
―
Или свести в какой-нибудь юмор легкий.
И. Петровская
―
Я уж не говорю на самом деле о том, что эта программа, если исключить всякие дополнительные смыслы, версии, но в принципе программа записная. Ее снимают часами. Правильно? Мы прекрасно это понимаем.
Л. Гулько
―
Конечно.
И. Петровская
―
Это не то что в прямом эфире идет это шоу.
Л. Гулько
―
Что вылетело, то не поймаешь.
И. Петровская
―
Да. То не поймаешь. Поэтому мне в принципе не очень понятно, и почему возникают эти всякие конспирологические идеи, версии, почему в сам момент произнесения этих слов, можно было вполне, наверняка в течение записи неоднократно съемка останавливается, делаются какие-то дубли, повторы. И можно было таким образом предотвратить попадание этих слов неприятных в эфир. Я первую имею в виду «Минуту славы», а во-вторых, разумеется, это монтаж. И на монтаже легко можно было вырезать…
Л. Гулько
―
Пожал руку.
И. Петровская
―
Я сейчас не это даже имею в виду, а первую. Тогда бы до руки не дошло. Ни до руки, ни до этих неловких извинений. И дальше до появления различных версий вплоть до того, что это все было специально срежиссировано, подготовлено. Одна из самых мягких версий, что подготовка к Евровидению, а одна из самых жестких – что часть предвыборной кампании.
И. Петровская: Если наши лидеры и становятся объектом шуток, то чрезвычайно добрых, мягких и наоборот лестных
Легко на монтаже можно было вырезать эти самые шокирующие слова Ренаты Литвиновой. Наверное, можно было бы и подсократить слова Владимира Познера. Почему это было не сделано. Ксения Собчак задавала Познеру вопрос, правда ли, что уволили редактора, который это пропустил.
Л. Гулько
―
Об этом писали.
И. Петровская
―
Да. Но Познер как не сотрудник Первого канала сказал, что до него тоже такие слухи доходили. Но в принципе он считает, что да, как редактор этот человек несет определенную часть ответственности, потому что какие-то слова (он в основном имел в виду Ренату Литвинову) можно было бы, конечно в эфир не пускать. В общем, история, оставляющая при всем том неприятный осадок.
Л. Гулько
―
Как говорит Мария Захарова «мутная история».
И. Петровская
―
Мутная да, не без этого.
Л. Гулько
―
Есть, говорит такое русское слово – «мутная». История.
И. Петровская
―
Всякому человеку, я при этом уверена, свойственно ошибаться, всякому человеку свойственно в каких-то ситуациях произносить какие-то слова, он действительно даже не вкладывал в них возможно, даже более того я уверена, никто из них, ни Рената, ни Владимир Владимирович действительно не хотели ни оскорбить, ни обидеть, ни унизить Евгения Смирнова. Но вот это только говорит о том, что как весомо слово и как, наверное, даже в таких форматах уж казалось бы, ну чего, абсолютная развлекаловка…
Л. Гулько
―
Вообще это развлекательная история.
И. Петровская
―
О том и речь.
Л. Гулько
―
Хотел об этом сказать.
И. Петровская
―
«Минута славы» абсолютно развлекательное шоу народных талантов.
Л. Гулько
―
Просто серьезные лица на развлекательной истории, с которыми сидят в жюри не очень вяжутся.
И. Петровская
―
Опять же Владимир Владимирович объяснил, что он поставил условием, что он будет держать, вести и говорить на этом шоу так, как он считает нужным. И единственный может быть важный вопрос, который ему не задала Ксения Собчак - почему или, может быть, не поняли члены жюри, что это не конкурс профессионалов талантов.
Л. Гулько
―
Конечно.
И. Петровская
―
А это конкурс народных талантов, притом из самых разных областей. Кто-то стоит на голове дольше всех, кто-то, как было в предыдущих программах, когда такой толстенький мужичок в балетной пачке танцевал. Смотреть было диковато…
Л. Гулько
―
Смешно.
И. Петровская
―
Еще один главный вопрос – их же пропустили в это шоу.
Л. Гулько
―
Предварительно.
И. Петровская
―
Что Евгения Смирнова, что ту маленькую девочку, о которой уже забыли в процессе.
Л. Гулько
―
Рената Литвинова как-то…
И. Петровская
―
Они все, и Владимир Владимирович тоже. Это девочка, которая рыдала горючими слезами, стоя на сцене. Когда ей тоже взрослые дяденьки и тетеньки высказывали, причем, в общем, не ей, а как бы ее родителям. Что такое недопустимо, маленьких детей на сцену. Но тогда, друзья мои, Первый канал как организатор шоу объясните либо правила игры своим членам жюри, либо не допускайте до участия каких-то людей, которые как считают эти члены жюри, не должны по каким-то причинам на равных состязаться с другими.
Л. Гулько
―
И скажите, пожалуйста, это наш формат отечественный или все…
И. Петровская
―
Нет, все зарубежные форматы. Они по-разному называются. И там как раз периодически в том же интернете появляются разные фрагменты выступлений разных людей с разными номерами. И доброжелательное жюри по отношению к каждому из таких людей это одно из необходимых условий.
И. Петровская: Где власть сакральна, не может быть сатиры
Потому что действительно у огромного количества людей, особенно из провинции это реальная не просто «минута славы», а это звездный час. Они к этому готовились, не всю жизнь, но какое-то количество лет к этому шли. Может быть, это самое яркое для них впечатление, даже если они не пройдут дальше.
Л. Гулько
―
А у людей с ограниченными возможностями это еще преодоление некое. Чего уж тут говорить.
И. Петровская
―
Не просто преодоление. Даже вообразить. По этой логике и я видела некоторые высказывались идеи у критиков, даже не критиков, а наоборот у защитников Владимира Владимировича…
Л. Гулько
―
Вот они и здесь появляются у нас в sms.
И. Петровская
―
Что тогда сделаем отдельное шоу, только назовем не «Минута славы», а премия «Стойкость». И будут специально люди с ограниченными возможностями там состязаться.
Л. Гулько
―
Простите меня, мы все так много говорим о том, что они такие же люди эти люди с ограниченными возможностями, что не надо обращать внимания на это, что они должны вместе учиться, что должны вместе ходить, работать.
И. Петровская
―
Мне кажется огромное лицемерие вообще, лицемерие общества, которое обращает внимание и правильно делает на такое как бы унижение в процессе «Минуты славы» человека с ограниченными возможностями. Но при этом очень мало что делает для того, чтобы создать условия для нормального существования людей с ограниченными возможностями.
Л. Гулько
―
Нам тут пишут: «Хватит чморить Познера». Защищают Владимира Владимировича. Много чего. «Высказал свое мнение о дальнейшем участии за большие деньги. Свою минуту славу участник получил». «Не скатывайтесь» и так далее.
И. Петровская
―
Кто за большие деньги? Познер?
Л. Гулько
―
Не понял. Познер за большие деньги.
И. Петровская
―
Дело в том, что Владимир Владимирович давайте все-таки скажем, что человек, давно работающий в эфире, и даже возможно в «Минуте славы» он работает в собственное удовольствие.
Л. Гулько
―
На общественных началах.
И. Петровская
―
Я не исключаю этого.
Л. Гулько
―
Ну и что Познер сильно переживает, если бы не Литвинова все было бы в другом свете, - Ирина пишет. Это разные вещи: Литвинова и Познер. Все-таки.
И. Петровская
―
Они разные в том смысле, что Рената сказала уже совсем какие-то невозможные просто слова. А Познер сказал просто про запрещенный прием. Хотя в этом шоу он не запрещенный.
Л. Гулько
―
Наоборот.
И. Петровская
―
А дальше Первый канал использует ровно тот же тогда запрещенный прием, выдвигая девушку с ограниченными возможностями на конкурс Евровидение. Тут такое сплетение разных тем и разных толкований и версий, что просто давно я такого ажиотажа и такого внимания, казалось бы, в общем, в каком-то смысле к пустяку не видела.
Л. Гулько
―
Давайте мы прервемся. Свежие новости и затем вернемся в студию и продолжим наш разговор об этом телевизоре.НОВОСТИ
Л. Гулько
―
Мы продолжаем нашего «Человека из телевизора». Ира, пожалуйста.
И. Петровская
―
Я хочу, пользуясь случаем, что называется поздравить с днем рождения своего друга большого и коллегу заместителя главного редактора «Новой газеты»…
Л. Гулько
―
Присоединяемся.
И. Петровская
―
И замечательного журналиста кстати Виталия Ярошевского. И пожелать ему долгих лет плодотворной работы, любви, счастья, здоровья. И кстати он является и моим непосредственным редактором, который принимает тексты в «Новой газете», вообще человек невероятного обаяния, невероятного умения дружить. Обволакивать собой пространство и людей, с которыми он общается. Поэтому, дорогой Виталий, с днем рождения! Теперь дальше идем.
И. Петровская: Ни Рената, ни Владимир Владимирович не хотели ни оскорбить, ни обидеть, ни унизить Евгения Смирнова
Л. Гулько
―
15 марта Центр стратегических коммуникаций НАТО Stratcom опубликовал исследование, сделанное по запросу Министерства обороны Латвии. В работе «Stratcom смеется. В поисках аналитической основы» эксперты пишут о российских телешоу и о КВН. По их данным популярные юмористические передачи продвигают точку зрения Кремля. Эксперты изучили документы, выяснили, почему аналитики из НАТО пришли к такому выводу. Для своего исследования специалисты отобрали российские телешоу, которые выходили в период с мая 2008 до июля 2016 года. Восемь лет почти. И это обосновано тем, что в этот промежуток времени отношения России с Западом сначала улучшились, затем начали ухудшаться, следовательно, можно сделать выводы о реакции российских юмористических шоу на внешнюю политику. Кроме того, в этот период Россией управляли два президента. И отношение телешоу к ним могло различаться, думают авторы. Дальше цитата: «Кроме всего прочего, эти программы могут частично или полностью считаться отпрысками КВН, - главная беда это КВН, - так как в них участвуют бывшие КВНщики. Среди сценаристов и продюсерской команды есть выходцы оттуда». Одной из характерных черт российских телешоу в НАТО назвали – внимание - отсутствие границ между правдой и вымыслом. Информация преподносится в искаженном виде. Популярный прием телеведущих — обращение к общим знаниям. Они используют выражения – «мы, мы все, вся страна, весь народ» и подобные. Аналитики уверены, что на ТВ пытаются следовать советским традициям и изображать частную собственность аморальной, а людей - неспособными брать на себя ответственность.
И. Петровская
―
Ну в общем очень замысловато. То, что я читала в основном в изложении, честно скажу, весь доклад не читала. Но общие тезисы читала. Аналитики НАТО преподнесли огромный подарок пропагандистам с того же Первого канала.
Л. Гулько
―
Может быть, наши заказали тем аналитикам.
И. Петровская
―
Потому что это дало возможность уже как бы серьезным программам, ток-шоу политическим в один и тот же день, кстати, и «Время покажет», и «Первая студия», и все новостные выпуски были полны этой информацией. Где, разумеется, вполне уже серьезные участники глумились над этими аналитиками.
Л. Гулько
―
Подставились, что делать.
И. Петровская
―
Да, и всячески издевались над всеми этими тезисами. На самом деле конечно, выводы о том, что границы, не сразу поймешь, между правдой, вымыслом, но то, что юмор наш во многих передачах несколько политизирован, это никто не будет отрицать. Так же как невозможно отрицать определенные факторы, которые позволяют говорить о том, что естественно и даже юмор тоже направлен на пропаганду каких-то определенных установок, идей. Очеловечивание каких-то представителей власти, что мы наблюдаем, например, уже в двух выпусках «Прожекторперисхилтон» нового образца. Куда приглашают, скажем так, несколько одиозных персонажей нынешнего истеблишмента. И при этом есть, это называется стёб или троллинг, то это очень тонкий стёб и троллинг, который практически не заметен массовому глазу телевизионного зрителя. Например, когда госпожа Поклонская, которая известна самыми неожиданными идеями и мыслями приглашается в «Прожекторперисхилтон», то одно лишь просто перечисление ее инициатив, высказываний создавало бы уверенно более чем комический эффект. Но удивительным образом прекрасные смехачи и шутники, четверка это вообще обходит. Мироточение бюста Николая Второго. Ну просто супертема. Чуть-чуть косвенно, ничего не объясняя, всю историю с этим фильмом «Матильда». Более того, мы прекрасно понимаем, что в том же «Прожекторперисхилтон» сам персонаж приглашенный тоже придерживается неких сценарных реплик. И этой самой Натальи Поклонской специально отвели отведено очень и очень малое место, где она должна сама открывать рот и говорить. И перед нами предстает такая милая, стесняющаяся девушка. Чуть жеманничающая. Правильно я произнесла. Кокетничающая. Потом, когда ее усаживают за рояль и вместе они забацывают «Мурку», можно тоже в этом усмотреть какой-то определенный стеб и издевательство.
Л. Гулько
―
Потому что она прокурор, конечно.
И. Петровская
―
Да, ну, тем не менее, все равно это такая попытка утеплить некие образы, которые сами собой с трудом утепляются.
Л. Гулько
―
Это все на внутреннюю политику, а не на внешнюю.
И. Петровская
―
Безусловно. Но если мы посмотрим, над чем шутят в наших юмористических программах, то вывод о том, что главный объект высмеивания, безусловно, западные лидеры. Это мы многократно видели. И даже тот пример, который они приводят, особенно смешно в докладе для НАТО или НАТО, команда «Парапапарам». Я представлю себе, в НАТО голову сломали. Там приводят отрывок, который послужил для этих экспертов основанием для выводов. Когда в выступлении этой команды показывают Барака Обаму, согнувшегося, который едет на велосипеде. Такой какой-то жалкий и худой. А потом в параллель картинка, где с обнаженным торсом, мачо Владимир Владимирович Путин на медведе. Хотя мы знаем этот кадр, он там на самом деле на жеребце. И вокруг этого всякие шуточки.
И. Петровская: У огромного количества людей, особенно из провинции это не просто «минута славы», а звездный час
Ну, мы прекрасно понимаем, что если наши лидеры и становятся объектом каких-то шуток, то чрезвычайно добрых, мягких и наоборот лестных для этих персонажей. Делать ли вывод на основании этого, что юмор это оружие как они там говорят массового поражения.
Л. Гулько
―
Я вам скажу: «Можно сделать вывод, что эти развлекательные и комедийные форматы делают даже аполитичных русскоговорящих людей за пределами России частью «русского мира»».
И. Петровская
―
Ну может так и делают, конечно. Но вообще тут надо, это вообще серьезнейшая тема. Вот Андрей Архангельский наш замечательный коллега, на этом сайте портале как называется сетевое издание «Репаблик», он исследует природу юмора и как она менялась от советского времени до нашего. И в чем отличие. Это очень долго пересказывать. У кого есть возможность, зайдите, прочтите. Это очень любопытно и интересно. Потому что учение Маркса бессмертно, потому что оно верно. Это, на мой взгляд, очень точное наблюдение и выводы. Одно можно сказать, что сатира, например, которая была возможна в 90-е годы, те же «Куклы», еще можно какие-то примеры. Тот же КВН. В сегодняшних условиях при сегодняшней организации нашего общества и власти, она абсолютно невозможна. Потому что она невозможна там, где власть сакрализирует, где власть сакральна, не может быть сатиры. И высмеивания ее. И ее каких-то действий. Поэтому юмор становится таким вот по отношению к властным персонажам добрым, теплым. Ни в коем случае не обидным, не касающимся каких-то системных ошибок этой власти. Над чем смеются те же нынешние «прожектеры». Если можно так сказать. Над Трампом, над пятиэтажками, кстати сносимыми. Но тоже очень по-доброму. Раньше называлось хрущевки, теперь будут собянинки. Ха-ха-ха, да, смешно. Но ни в коем случае не переходя, да, над Дмитрием Анатольевичем Медведевым можно подтрунивать. Но кто в курсе, тот поймет, что имелось в виду. Очень тонкий юмор.
Л. Гулько
―
Честно говоря, вообще как-то мне кажется, натовцам понять русский юмор, нам сложно понять их юмор, а им наш. Умом Россию не понять.
И. Петровская
―
Умом давно уже. Уже пора бы, между прочим.
Л. Гулько
―
А юмор у нас правда разный с ними.
И. Петровская
―
Вспоминается Высоцкий: а юмор у них безобразный.
Л. Гулько
―
У них свой. А у нас свой. Правда, все сперли оттуда.
И. Петровская
―
Нет, речь не о том, об особенностях русского или американского или тем более английского юмора, а о том, как в разные исторические периоды меняется даже не тональность…
Л. Гулько
―
А в советское время власть была сакральна?
И. Петровская
―
Конечно. И там не было естественно тоже никакой политической сатиры.
Л. Гулько
―
Был Жванецкий правда.
И. Петровская
―
Жванецкий андеграундный был.
Л. Гулько
―
Конечно.
И. Петровская
―
На самом деле и сейчас…
Л. Гулько
―
И сейчас есть андеграундные.
И. Петровская
―
Об этом Андрей, кстати, Архангельский и пишет совершенно справедливо, что это две совершенно параллельные непересекающиеся сегодня реальности. Одна – телевизионная публичная и вторая – сетевая, где более чем ядовито, в виде фотожаб разных и прочего всего как раз издеваются над этой самой сакральной с точки зрения официальной политики власти.
Л. Гулько
―
Так некоторые эксперты и политологи и прочие говорят, что в России вообще всегда власть сакральна.
И. Петровская
―
Ну, давайте тогда все-таки вспомним, что был небольшой период, когда в тех же «Куклах», совершенно не считаясь с тем, что она сакральна, высмеивали так, что мало никому не казалось. И надо отдать должное политикам той поры, хоть они обижались периодически, но показывать это тоже считалось каким-то неприличием и дурным тоном. И я помню, как Виктор Степанович Черномырдин в эфире в новостном, по-моему, НТВ пришел и общался со своим резиновым двойником куклой. И может быть, даже если ему это было неприятно, тем не менее, он изображал, что он понимает этот юмор.
Л. Гулько
―
В общем, с НАТО разобрались.
И. Петровская
―
НАТО разобралось с нашим юмором и надо сказать…
Л. Гулько
―
И заработало денег кстати.
И. Петровская
―
Не НАТО, а эксперты, которые, видимо, по заказу.
Л. Гулько
―
Натовские эксперты. А латвийское министерство обороны…
И. Петровская
―
Там очень смешно, когда это обсуждалось в «Первой студии», Артем Шейнин, бесконечно глумясь над этими экспертами, говорил: когда же уже по нашей программе, по нашему шоу напишут такой доклад. Я хочу успокоить этого товарища Шейнина, наверняка, либо уже готовится, уж точно мониторят каждый из таких эфиров.
Л. Гулько
―
Тоже юмор, да.
И. Петровская
―
С его точки зрения да, был юмор, конечно.
Л. Гулько
―
Хорошо. А давайте мы про анонсы поговорим.
И. Петровская
―
Да, да. Следующая неделя она будет богата. Записывайте, дорогие товарищи. Я себе специально выписала. Начнем с прекрасного. 95 лет, она этого не скрывает – Ирине Александровне Антоновой.
Л. Гулько
―
Замечательно.
И. Петровская
―
И к этой дате совершенно замечательной и невероятной Елена Якович, замечательная, извините, много раз «замечательная», но так совпало. Режиссер Елена Якович сделала цикл, который называется «Одиночество на вершине», этот цикл документальный покажет канал «Культура», начиная с понедельника ближайшего и по четверг в 23.00. Последняя серия в 22.50. Я так понимаю, что это тоже такая исповедь отчасти монолог Ирины Александровны Антоновой. Напомню, что Елена Якович делала замечательный фильм о Бродском, о Довлатове. И о Марии Васильевне Розановой. Много о ком еще.
И. Петровская: Рената сказала уже совсем какие-то невозможные просто слова
Поэтому это нельзя пропустить ни в коем случае. Сериал «Мата Хари» начинается в понедельник с 20-го. Судя по описанию, завтра вы услышите в программе видимо, «Телехранитель» более подробную информацию, но могу только сказать, что это какой-то невероятный, судя по описанию, интернациональный проект, который по заказу Первого канала был сделан. Вообще в скобочках там стоит Россия-Украина. Вместе с Украиной.
Л. Гулько
―
Я слышал анонс: купленный 50-ю странами.
И. Петровская
―
Влад Ряшин продюсер известной украинский. Он много чего напродюсировал. Там да, история в том, что за год наверное до того, как покажет его Первый канал, на Каннском телерынке его купили 30 стран, и еще 15 стоят в очереди или договариваются. Понятно, кто такая Мата Хари. Шпионка, агент двойной, куртизанка.
Л. Гулько
―
На всех работала.
И. Петровская
―
С невероятной биографией. И невероятность еще проекта, что он поистине интернациональный и там заняты такие звезды как Рутгер Хуаэр, Кристофер Ламберт, Депардье. Из наших Максим Матвеев, Пореченков, Ходченкова, Гуськов, Ксения Раппопорт. И еще была информация о том, что это один из самых дорогостоящих проектов. Наших сериальных. Там, по-моему, бюджет что ли 12 миллионов долларов или что-то в этом духе. С завтрашнего дня на «России» для любителей танцевальных историй «Танцуют все», танцевальное шоу в 18 часов. Любители, приникайте к этому источнику. И очень важно с 21-го на Первом канале, наконец, покажут уже в эфире сериал тоже Павла Бардина «Салам, Москва», который уже выложен в сети и показывался. Это совершенно необычный формат, жанр для нашего телевидения. Характеризуют как криминальную драму. Но я смотрела, это больше чем криминальная драма. Там практически кстати нет звезд, знаменитых актеров. И история эта про гастарбайтеров и про взаимоотношения, и криминальные истории и психологические, это психодрамы, взаимоотношения людей разных национальностей. И, наверное, там одна из главных идей, что плохих национальностей не бывает. А бывают плохие люди. Безусловно, идея сама по себе может быть и кажется банальной, но это очень важно в наших сегодняшних реальных обстоятельствах. К тому же Павел Бардин снимает так, что иногда ощущение, что вообще документальная съемка. А для умножения этого эффекта еще он использует действительно непрофессиональных актеров. Вот собственно все, что я по этому поводу хотела сказать.
Л. Гулько
―
У нас три с половиной минутки. Несколько слов о RTVi и вот эта история, тоже к телевидению относится.
И. Петровская
―
В несколько слов не вложится.
Л. Гулько
―
Ну давайте в следующий раз.
И. Петровская
―
Потому что она более объемная. Очень важная сама по себе тема. Как люди…
Л. Гулько
―
Хотя бы анонс тогда.
И. Петровская
―
Анонс, что RTVi обновленное в мае начинает работу и к участию в этом проекте привлечены некоторые персоны, которые ранее занимались в эфире федеральном откровенной пропагандой и теперь думают почему-то, что об этом все забыли. Но это отдельный, как любят сегодня говорить кейс, который мне кажется нуждается в более подробном рассказе, обсуждении что ли. Я бы так сказала.
Л. Гулько
―
Хорошо.
И. Петровская
―
А я еще хочу не забыть сказать о том самом позитивном что ли впечатлении, которое на этой неделе было. 85 лет Наине Иосифовне Ельциной. И к этой дате и канал «Россия» и Первый канал показали фильм с ней, в основном это построенное на интервью, и Наина Иосифовна предстает особенно в фильме, который показал Первый канал, называется «Объяснение любви» невероятно искренним, невероятно трогательным и при этом каким-то чрезвычайно сильным достойным человеком, который вызывает и восхищение, и даже какой-то восторг. Уж не говоря об уважении. И здесь большая заслуга авторов, которые ее снимали на протяжении долгого времени. Вроде для семейных архивов, даже не вроде, а для семейных архивов, но потом из этого сделали, смонтировали тоже монолог практически, исповедь Наины Иосифовны. И от того, что она уже привыкла к съемкам, что перед ней была такая привычная камера, притом, что она и в других тоже программах была чрезвычайно естественна, здесь она абсолютно раскрепостилась, абсолютно доверяет людям, которые ее снимают. И вот правда, какой-то невероятный эффект от того, что ты прикасаешься к жизни и к судьбе и этих людей, и Бориса Николаевича, о котором она говорит так, что понятно, какая за этим стоит невероятная история жизни, история любви, собственно это и есть история ее любви. И при этом без всякого впадания в какую-то желтизну со стороны я имею в виду тех…
Л. Гулько
―
Человеческая история.
И. Петровская
―
Да, человеческая история. Кто-то назвал эту картину в лучшем смысле слова такой старомодной. Потому что нет вот этого клипового дергания, а есть такая плавность, неспешность этого повествования. Которое нам позволяет зрителям, тем, кто хочет и может, конечно, включиться, приобщиться к этому течению ее жизни. И поэтому я, во-первых, хочу поздравить сама с прошедшим днем рождения Наину Иосифовну и песня, которой мы завершим программу, мне кажется, она могла бы быть еще тоже музыкальным сопровождением этого фильма. Это Варвара Визбор, исполняет она песню своего деда Юрия Иосифовича.ПЕСНЯ