Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2016-08-13
Л. Гулько
―
Доброе утро. Ирина Петровская, «Человек из телевизора». Рад вас приветствовать.
И. Петровская
―
Доброе утро. Я сама рада вернуться в родные пенаты.
Л. Гулько
―
Хотя что там за пенаты. Ну что, то, что смотреть нечего, я уже слышал.
И. Петровская
―
Я даже больше скажу.
Л. Гулько
―
От некоторых.
И. Петровская
―
Что и дальше на следующей неделе, мы только что с вами изучали программу, все пока по-прежнему. Опять же Олимпиада, Олимпиада, Олимпиада. И все повторы, повторы, повторы. И чуть-чуть премьер, в частности на канале ТНТ идет очень милый сериал «Кризис нежного возраста». Который снимал режиссер Алексей Чупов. Не претендует ни на что, но просто симпатичный, легкий, приятно смотреть. И плюс повторяют сериал, который стал событием предыдущего сезона «Измены». Если кто не видел, я очень рекомендую посмотреть, потому что там во-первых, очень небанальный сюжет, в главной роли Елена Лядова и я, насколько знаю, что будет или уже снимается продолжение этого сезона, второй сезон и плюс «Измены» получили по-моему несколько ТЭФИ в разных номинациях, ну то есть он действительно реально был вот таким вот определенно новым словом в нашем достаточно банальном и не очень интересном сериалостроении.
Л. Гулько
―
Вот про сериалостроение если можно я вас спрошу.
И. Петровская
―
Я не большой специалист по сериалам. Но просто отдельные смотрю, подсаживаюсь…
И.Петровская: Российский сериал никуда по-моему не движется
Л. Гулько
―
Российский сериал движется вперед?
И. Петровская
―
Он никуда по-моему не движется.
Л. Гулько
―
Потому что ваши коллеги говорят, что все-таки стал вектор вперед. Лучше становится.
И. Петровская
―
Очень точечно на мой взгляд. В отдельных стратах эфира назовем это так. В частности…
Л. Гулько
―
Хорошо, что не скрепах.
И. Петровская
―
ТНТ иногда удается что-то такое произвести. Все остальное ну мы собственно видели то, что в предыдущем сезоне показывал Первый канал и кстати то, что он сейчас повторяет это забавно смотреть. Потому что он повторяет то, что собрало самые большие рейтинги. И вот на удивление очень многим, не только профессионалам, но и зрителям невероятные рейтинги в предыдущем сезоне собрал абсолютно шизофренический сериал «Лестница в небеса». Мы много с Ксенией Лариной говорили, вот там какую линию ни возьми, она абсолютно абсурдная. Ничто одно с другим не сходится. То есть это такая практически классическая история, как не надо снимать. Чудовищная игра актеров, какие-то абсолютно бредовые сюжетные линии, понятно весь набор от амнезии до криминала и всего, чего только может вообразить достаточно такое воспаленное авторское воображение. Но при этом его невероятно… я даже передать не могу, что это такое. Потому что когда в режиме онлайн мы смотрели этот сериал, то как правило, обменивались в том же фейсбуке очень многие и критики, и просто зрители впечатлениями и многие смотрели, как и я кстати, вот по принципу смотреть, куда еще заведет это воображение авторов. И в принципе угадать это было совершенно невозможно. Потому что мы оказались бессильны предвосхитить, предвидеть эту невероятную буйную фантазию. Даже у нас у многих сложилось впечатление, что кто-то на спор сделал сериал, заключив пари с какими-то продюсерами, что вот если чем бредовее будет, тем больше будет успех у него. Это я к чему говорю. В принципе он конечно не заслуживает особого разговора, это просто о каком-то феномене зрительского восприятия и смотрения. Опять же по принципу: либо какой бред, я хочу увидеть, что будет дальше. И похохотать. Либо конечно есть и простодушные зрители, которые воспринимали всякие перипетии с кознями соперниц, специальными наездами автомобиля на главную героиню и много чего. Плюс сумасшедшая любовь. Воспринимали это возможно на полном серьезе. Вот это к вопросу о том, куда идет сериал. Вот в том числе и сюда. И вот сейчас Первый канал его показывает в дневное время, потому что все ушли на фронт, то есть наоборот, с фронта. И отдыхают. И вот сейчас они показывают то, что видимо, считают, самым большим успехом предыдущего сезона.
Л. Гулько
―
Теперь вот эти каналы, как говорят ваши коллеги и эксперты ТНТ, СТС, «Че», «Пятница», небольшие.
И. Петровская
―
Ну понятно. Мы их традиционно раньше называли маленькими.
Л. Гулько
―
А сейчас уже становятся вполне себе самостоятельные. Они аудиторию больше завоевывают. Говорят.
И. Петровская
―
Они завоевывают свою аудиторию. Это очень грамотно. Потому что есть действительно каналы абсолютно массового спроса. У которых, между прочим, тем не менее, если смотреть динамику сколько-то лет назад, все равно рейтинги зрительские существенно сокращаются. В том числе и за счет я думаю такого сегментирования. Какая-то часть зрителей уходит на ту же «Пятницу», это очень успешный кстати проект. Часть огромная на ТНТ.
Л. Гулько
―
ТНТ говорят, просто вырывается вперед.
И. Петровская
―
Вот в этой части на мой взгляд абсолютно точно вырывается. Там сильное продюсирование и осмысленная некоторая сериальная стратегия. Поэтому конечно, народ разбредается. Кто куда. Если учесть то, что Первый, Второй, НТН традиционные каналы сегодня очень заточены под, не сегодня, сейчас как раз меньше, сейчас другие некоторые направления. Под эту политику, пропаганду, и очевидно, молодая в частности аудитория может быть, не очень воспринимает даже эту стилистику. Эта стилистика скорее направлена на взрослых людей, которые еще не успели забыть, как это было в былые светлые для многих пропагандистские годы.
Л. Гулько
―
Так они таким образом отомрут скоро. В хорошем смысле слова.
И. Петровская
―
Нет.
Л. Гулько
―
Ну потому что молодые люди уходят…
И. Петровская
―
Мы говорим о городской более-менее образованной части аудитории и забываем, что страна велика, огромна. Во многих местах действительно реально принимают один-два-три канала.
И.Петровская: Причина смотрения, ненавижу – но смотрю
Л. Гулько
―
Там молодежи мало. Молодежь уезжает.
И. Петровская
―
Тоже не факт. Молодежь тоже там остается конечно.
Л. Гулько
―
Ну какая-то остается.
И. Петровская
―
И у нее нет никаких возможностей для развития, использования каких-то возможностей для своего роста. А есть в общем, единственный может быть радость телевизор и там, где есть Интернет, то еще и может быть компьютер. Которые не думаю, что многие люди используют для поиска каких-то либо альтернативных зрелищ, либо информации альтернативной. Просто как чатятся условно и в игры играют.
Л. Гулько
―
И все.
И. Петровская
―
Я так думаю. Я еще раз говорю, что наше представление о том, что аудитория массово отваливается именно потому что ее что-то не устраивает в подаче информации, мне кажется они идеалистические. Потому что по всем опросам…
Л. Гулько
―
Не знаю.
И. Петровская
―
Иначе бы не было таких рейтингов. И рейтингов у политиков, за которые агитируют и пропагандируют эти каналы, и не было бы такого массового одобрения генеральной линии. Ну правда это все одно с другим связано.
Л. Гулько
―
Ну хорошо. Значит, если не отваливаются, все равно же должны как-то поменяться. Жизнь-то меняется. Все равно все должно измениться.
И. Петровская
―
Должно. Но это наша будет с вами вера.
Л. Гулько
―
Ну почему вера. Они же люди, которые вершат политику, они же смотрят куда-то, видят, что там происходит. Или что…
И. Петровская
―
Я не знаю. Я с этими людьми честно вам скажу, так давно никак никаким образом не пересекаюсь, поэтому у меня совершенно нет никаких представлений, чего они видят, чего хотят видеть, какую они получают внутреннюю информацию о настроениях в обществе.
Л. Гулько
―
Разную.
И. Петровская
―
А может быть наоборот такую отфильтрованную. Не знаю, правда, ей-богу.
Л. Гулько
―
Судя по тому, что например показывает «Россия-24», я понимаю, что это тоже государственный канал, что определенное направление, но у них другая подача информации. Все-таки.
И. Петровская
―
В разных случаях очень по-разному. И там та же самая Скабеева в тех же «Вестях» и тот же Попов. Которых возможно даже вы, Лева, и не знаете в силу того, что вы далекий человек...
Л. Гулько
―
Знаю, знаю.
И. Петровская
―
Но все равно думаю, что правильно избрали внутреннюю линию поведения. Максимально от этого абстрагироваться. Потому что если это все смотреть вот в таком постоянном режиме, честно сказать, начинаются определенные изменения в твоей собственной психике. Они могут быть, конечно, под воздействием того, что говорят эти люди, но все равно они держат зрителя в постоянно агрессивном состоянии, в напряжении. Один звук голоса вызывает уже мороз по коже и ощущение, что происходит совершенно нереальный ужас. Потом так посмотришь вокруг, да нет, пока еще, в общем, ужас, ужас, но не ужас, ужас, ужас.
Л. Гулько
―
Много sms, которые меня ругают. Не вас, меня.
И. Петровская
―
За что?
Л. Гулько
―
Я убиваю там кого-то. Не до конца правда.
И. Петровская
―
Ладно, никто никого не убивает.
Л. Гулько
―
Дорогие друзья, если вам так неприятно, ну выключите. Идите, погуляйте, еще что-то сделайте.
И.Петровская: Пропаганда, убеждение, внушение. В этом главная задача каналов массового спроса
И. Петровская
―
Это как раз кстати механизм добровольного отключения источника определенного раздражения как в телевизоре. Вот этот механизм далеко не у всех работает. И это доказано разными психологическими исследованиями. Поэтому все советы выключить телевизор радио, они в общем…
Л. Гулько
―
Человек, когда слушает то, что ему не очень нравится, как-то начинает питаться энергией.
И. Петровская
―
Это один из мотивов смотрения, конечно.
Л. Гулько
―
Ненавижу, но смотрю.
И. Петровская
―
И даже одна из составляющих рейтинга того же. То есть когда нам рассказывают, что этот рейтинг сумасшедший, и это означает, часто очень путают безусловный успех того или иного зрелища, то в этот рейтинг вложена и вот эта мотивация. И это причина смотрения, ненавижу – но смотрю. Поэтому однозначно говорить о невероятном успехе в данном случае и вообще когда мы анализируем рейтинги, безусловно, не приходится.
Л. Гулько
―
Мне кажется, что эти ребята кому-то нравятся, кому-то нет, вот все большевики, как с одной стороны, так и с другой стороны. Кто не с нами, тот против нас. Что эти, что эти. Надо мне кажется, как-то немножко на себя посмотреть. Со стороны.
И. Петровская
―
Мы же все время с этим сталкиваемся. Даже когда мы с Ксенией работаем с Лариной.
Л. Гулько
―
Не может быть одного мнения.
И. Петровская
―
Одни пишут: Ларина, успокойся, перестань перебивать и все, другие пишут наоборот: Ларина, говори больше, а эта там нудит чего-то ну и так далее.
Л. Гулько
―
Примирить невозможно их.
И. Петровская
―
Как говорил Сергей Сергеевич Паратов в исполнении Михалкова: у каждого свой вкус, кто любит свиной хрящик, кто арбуз. Вот собственно вся формула отношения…
Л. Гулько
―
Телевизионная формула не такая?
И. Петровская
―
Примерно такая же.
Л. Гулько
―
То есть каждый канал, в том числе и Первый, Второй собирают, стараются подобрать единомышленников.
И. Петровская
―
Нет, они как раз стараются подобрать как можно больше и превратить тех, кто не единомышленник в единомышленников.
Л. Гулько
―
Зомбирование это называется.
И. Петровская
―
Наверное, я не люблю эти слова.
Л. Гулько
―
Я тоже не очень люблю.
И. Петровская
―
Давайте не зомбирование, а может быть та же самая пропаганда, убеждение, внушение. Что угодно. И в этом главная задача этих каналов массового спроса. Потому что они должны охватить всех абсолютно. И поэтому какие-то работы на конкретные сегменты аудитории там происходят довольно редко. Потому что это то, что называется телевидение, канал для всех.
Л. Гулько
―
Это общемировая практика?
И. Петровская
―
Я думаю на каналах, которые также общенациональные примерно да.
Л. Гулько
―
Как вам передача про Эрнста Неизвестного по Первому на «Культуре», - спрашивает Серж.
И. Петровская
―
Это как раз очень важные вещи. Я даже думала с нее начать. Но мы уехали в сериалы. Я вообще начну с того, с подачи информационной. Потому что когда пришло это трагическое известие, что умер Эрнст Неизвестный, то я смотрела подачу в новостных выпусках практически на всех каналах. То есть в «Шпигеле» в анонсах они заявляли, объявили, что в Америке скончался Эрнст Неизвестный. Но сами сюжеты были оттеснены на вторую половину выпуска, то есть туда, где обычно новости культуры, а первыми естественно, были олимпийские новости. И даже не первым в этот день было сообщение об этом так называемом раскрытии диверсантов в Крыму. Хотя казалось бы…
Л. Гулько
―
Чуть попозже раскрытие.
И. Петровская
―
Нет, именно это совпало, когда в ночь пришло сообщение о том, что не стало Эрнста Неизвестного, а на следующий день сюжеты о нем были во всех новостных программах. Что еще меня поразило там. Что максимально в своих подводках и сюжетах авторы и ведущие пытались дистанцироваться, то есть дать понять, что то, что происходило с Эрнстом Неизвестным, это исключительно наследие советского времени. И так и формулировалось, что скончался Эрнст Неизвестный, самый известный в мире советский скульптор. Я не говорю об этой пошлой игре: известный/неизвестный. Это на их совести и представления о приличиях и вкусе. Именно советский. И это в силу повторяемости дает мне основания, может быть, говорить о том, что действительно подчеркивалось с одной стороны то, что он работал здесь, в советский период, а потом уже уехал и стал практически космополитом безродным. И, во-вторых, вот это дистанцирование от самого факта, наезда на него власти, его, в общем, вынужденной миграции. Может быть, мне так уже просто это все кажется. Что касается фильмов, которые напоминают наши слушатели, очень большое впечатление производит этот фильм «Бронзовый век», Елены Якович, который был показан на канале «Культура». Это был уже повтор. Я посмотрела специально в титрах – 2011 год. И Елена Якович еще со своим постоянным соавтором Алексеем Шишовым, которого уже сейчас нет в живых, они начали снимать (я потом у нее прочитала в фейсбуке) Эрнста Неизвестного с 2006 года неоднократно. Сделали с тем же Алексеем фильм о нем. «Моя свобода - одиночество», по-моему, так он называется. Который кстати они будут показывать в ЦДЛ на творческом вечере памяти Эрнста Неизвестного. В ближайший понедельник. А «Бронзовый век» это Елена Якович собрала все почти материалы, то есть она не все наверное включила, но материалы, которые были сняты в разные годы и получился это такой большой и потрясающий по глубине монолог Эрнста Неизвестного. Не прерываемый практически ни вопросами, ни какими-то закадровыми рассуждениями. Частично иллюстрированный разными фрагментами хроники, изображением его работ. Оторваться от этого было невозможно. Потому что ты понимаешь в этот момент и так-то понимали многие, а многие ничего кстати и не знали, вот масштаб личности этого человека. Как он рассуждает, как он рассказывает о своем детстве. Своей военной юности. Мы знаем, что Эрнст Неизвестный воевал и даже его родственники получили похоронку. О взаимоотношениях интеллигенции и власти. О том самом знаменитом печально разгроме, который учинили в Манеже руководители тогдашнего государства. И его отношении кстати к этим руководителям, потому что там он рассказывает, например, говорит точнее, что он почувствовал невероятное оскорбление, не потому что его как-то оскорбили или унизили, а потому что он вдруг увидел, что это карлики. Какие-то уродливые низкорослые во всех смыслах. Он сам был невысок далеко. Карлики, которые почему-то берут на себя и имеют право…
И.Петровская: Смотреть телевизор сегодня большое испытание
Л. Гулько
―
Малообразованные.
И. Петровская
―
Не просто малообразованные, абсолютно дремучие, имеют право ему указывать, вообще художнику указывать, как ему что лепить, рисовать и делают еще это вот действительно в совершенно невыносимой, неполиткорректной, оскорбительной форме. Дальше он там рассказывает замечательно, как его мама незадолго перед его эмиграцией, когда стало понятно, что работать ему здесь не дадут, умоляла его: пожалуйста, я тебя умоляю, хоть один раз, но слепи ты сваяй этого Ленина с кепкой. А дальше будешь уже делать все, что хочешь. На что он ей ответил: а знаешь, мама, давай ты один раз нашу Люсю (это младшая сестра) отпустишь на вокзал, где она поработает проституткой, а потом она вернется и снова отмоется и будет чистой, хорошей девочкой. И так далее. И все это еще в контексте сегодняшнего положения культуры, художников, происходящего между тоже властью, государством и художниками, это все так актуально. Все это производит еще удручающее впечатление какой-то клинической и драматической повторяемости сюжетов, которые по идее должны были бы служить уроком для всех. Что так нельзя с художниками. Нельзя художника обрекать либо на сотрудничество и преклонение даже перед властью, либо на изгнание и превращение в определенном смысле в какой-то момент в изгоя. И вот понимаешь, что никакие уроки не заучены, самое главное, что вот еще одно впечатление мое от этих сюжетов и фильмов. Что вот предмет в принципе для гордости всех миллионов россиян. Что таких людей, таких художников, такого масштаба личностей страна рождала, по крайней мере, и наверное продолжает рождать, и как нам в принципе трепетно и бережно к ним относиться. Но думаю, что и гордости особой нет, потому что гордость за другое нас учат испытывать и представления о том, что такое есть художник. Вообще выдающаяся я считаю во всех смыслах работа Елена Якович «Бронзовый век». Второй фильм, который показал Первый канал, за что ему конечно тоже спасибо. Разумеется, вне объявленной программы. И после олимпийских трансляций. Потому что под час ночи. Два подряд фильма Сергея Медведева более позднего времени. Потому что у Елены Якович еще Эрнст Неизвестный вполне такой в физической нормальной форме. А здесь уже он явно болеющий. И это, по-моему, 2015 год. Там в общем, такой тоже биографический во многом фильм, где рассказывается обо всех перипетиях, которые пришлось пережить Эрнсту Неизвестному. С его синхронами. Со словами о нем Владимира Познера, Андрона Кончаловского, которые с ним общались. Ну вот, уже большое спасибо, что показали. Потому что хоть кто-то, даже ближе к часу ночи, но все равно это увидел и впечатлился этим действительно невероятным масштабом личности этого нашего выдающегося соотечественника и соплеменника.
Л. Гулько
―
Мы делаем паузу. Новости наши традиционные на волнах радиостанции. Затем вернемся в студию и продолжим работу.
И.Петровская: В каждом информационном выпуске начинается со спортивных сводок, побед
НОВОСТИ
Л. Гулько
―
Мы продолжаем нашу передачу. Давайте sms посмотрим. Во-первых, спрашивают про Владислава Флярковского. Он же ушел с новостей.
И. Петровская
―
С ночных новостей ушел, на канал «Культура» остался. Причем это произошло не сейчас, а еще в прошлом сезоне.
Л. Гулько
―
Да. Теперь спрашивают: как вам понравился или наоборот фильм об истории жизни Валерия Ободзинского.
И. Петровская
―
Это повтор. «Эти глаза напротив».
Л. Гулько
―
Каковы рейтинги и так далее.
И. Петровская
―
Судя по тому, что показывают второй раз, правда летом, по-моему, рейтинги были очень хорошие, как часто бывает у так называемых байопиков. Фильмов, посвященных тому или иному персонажу известному. Мы это обсуждали. Это как многие подобного рода произведения, на мой взгляд, довольно плоско мало что объясняют в судьбе звезды. И в основном делается упор, разумеется, на разных слабостях героев. Поэтому еще раз говорю, это не то, о чем мы вначале говорили. Не событие, но я повторю, что это очень привлекательно для зрителя. Смотреть, даже раздражаясь, кино про бывших, особенно былых кумиров.
Л. Гулько
―
Надо похоронить Неизвестного на родине, - Лариса.
И. Петровская
―
Что значит надо. В первую очередь это воля покойного, он будет похоронен, забыла, как называется остров. Любимый его. И прощание будет проходить, вчера просто прочитала, с 17-го по 19-е в Нью-Йорке, а потом уже будет погребение. В таком случае нет слова «надо», а это правда решение самого человека и его родных. И вряд ли чего-то мне подсказывает, что не очень, наверное, Эрнст Неизвестный желал быть похороненным на родине.
Л. Гулько
―
Вообще человек мира.
И. Петровская
―
Во-первых, да, и человек мира и во-вторых, ну, довольно сложно представить себе например, в отношении Бродского. Надо похоронить. Где? На Васильевском острове? Куда он хотел в стихах придти умирать. Он похоронен там, где он хотел.
Л. Гулько
―
Теперь 222-я sms: определение «советский скульптор»…
И. Петровская
―
Я понимаю, что имеется в виду период…
Л. Гулько
―
…говорит о высоком качестве, - пишет Алекс.
И. Петровская
―
Тогда да, наверное.
Л. Гулько
―
А какие уроки могут заучить карлики? Они же никуда от власти не ушли, продолжают свои карличьи дела.
И. Петровская
―
Разумеется, это правильно, потому что только карлики могут, ну карлики в широком смысле слова, разумеется, пусть нас простят, никакой неполиткорректности, ничего. То есть люди крайне низкого интеллектуального уровня могут позволять себе по-прежнему так обходиться с художниками и требовать от художников, вообще от искусства в первую очередь выполнять идеологические задачи. У нас сегодня реально множество таких примеров. Ну множество. Просто самый такой близкий это например, Артдокфест Виталия Манского. Который превратился за 10 лет или сколько ему действительно в яркое культурное событие нашей жизни. Вот он оттеснен и сам Манский вынужден уехать был. Потому что товарищу Мединскому, нашему главному по культуре не понравились высказывания самого Виталия Манского. И он решил, что государственные деньги на это тратить нельзя. И вот они решают сегодня, кому давать деньги, кому не давать, на что давать. И мы прекрасно понимаем, на что они будут даваться. На условного Ленина с кепкой.
Л. Гулько
―
То есть Михаил Андреевич Суслов самый главный карлик он еще как-то…
И. Петровская
―
Тут мы не будем говорить, но собирательный Суслов он просто вернулся и может быть…
Л. Гулько
―
Его кто-то помнит.
И. Петровская
―
Многие помнят. И кстати, тут и в этом фильме и Эрнст Неизвестный вспоминал его с содроганием. И вот он никуда не делся. Они все встали в какой-то момент и несут почетный караул.
Л. Гулько
―
Смотрели ли вы документальный сериал Николая Сванидзе о гражданской войне. Ваше мнение.
И. Петровская
―
Нет, пожалуй, что нет. Если это только не повтор какой-то его. Это видимо, пришлось на мой отпуск. Где не было, к сожалению, или к счастью, к счастью российских каналов.
И.Петровская: От рекламных слоганов «биться до последнего», чего последнего. Вздоха спортсмена, бойца
Л. Гулько
―
Дальше тут же за этой sms: вам не надоело быть такими путинскими лизоблюдами.
И. Петровская
―
Путинскими? Ой, надоело.
Л. Гулько
―
Sms из Санкт-Петербурга. Дальше: или вы все на ФСБ внештатниками. Конечно. И еще на несколько разведок.
И. Петровская
―
Нет, госдеп забыли же.
Л. Гулько
―
Госдеп, Моссад, ФСБ…
И. Петровская
―
Путинские лизоблюды при этом. Даже не надо это читать, Лев. Ей-богу.
Л. Гулько
―
Смешно же. Зачем вы смотрите телевизор, - нас спрашивают из Санкт-Петербурга, - это же для дебилов, в психбольницах только подходит. Глас народа.
И. Петровская
―
Да, но кстати глас разбирающегося народа. Вы совершенно правы. Смотреть телевизор сегодня большое испытание. Вопрос хотя конечно философский. И психологический. Дело в том, что это необходимо мне, например, как такому, назовем это красивым нынешним словом медиааналитик, для того чтобы определенные ставить диагнозы, смотреть, как и куда развивается вот это новое направление, которое можно считать возрождением пропаганды, а можно считать, как и многие нынешние мои коллеги считают совсем каким-то иным качеством уже пропаганды. Отличающейся от советской, где все было строго регламентировано. Сегодня это во многом еще плюс ко всему и продолжение политики государственной и инициатива самих каналов и ведущих, которые соревнуются между собой в том, кто и как интерпретирует происходящее и внушит своей пастве наибольшее либо восхищение, либо отвращение к тому, что они видят. Прекрасный пример минувшей недели, на минувшей неделе были переговоры с Эрдоганом.
Л. Гулько
―
Да. 9 августа.
И. Петровская
―
Прошло буквально несколько дней, и очень хороший кто-то выложил в Интернете ролик, где собрали высказывания разных наших прекрасных медийных «товарищей», пропагандистов о том, как они высказывались сразу после того, как мы фактически разорвали отношения с Турцией, после этого происшествия с самолетом. И это конечно, восторг и восхищение. Особенно талантлив в этом Дмитрий Киселев, который вообще не отказывает себе в разных сильных выражениях. И в этом ролике процитировали отрывочек из его «Вестей недели». Это главная программа страны, которую ведет не просто телеведущий, а еще и государственный чиновник высокого ранга. Потому что он возглавляет крупнейшее информагентство. И вот в прайм-тайм в главной государственной программе страны не так давно Дмитрий Киселев прочитал абсолютно со всех точек зрения безобразный какой-то стихотворный отрывок. Я его воспроизведу без ключевого слова: один озабоченный турок (по созвучию просто) строчил свой какой-то окурок. Ну и дальше что-то такое: вступил в отношения с козой без всяких прелюдий. Это невозможно запомнить, как и невозможно процитировать, потому что все эти словосочетания вызывают безмерное омерзение. И тогда я помню просто волосы дыбом у людей встали смотревших. Потому что представить, что это делается на главном государственном канале в главной политической программе вот в таких выражениях про Эрдогана, каким бы он там ни был, было невозможно. Сейчас по счастью еще не вернулись из отпуска. И я не знаю, как бы здесь выворачивался Киселев, но думаю, никак. Этот тот самый случай, когда плюй в глаза, все божья роса. То есть легенда меняется на глазах, сегодня враг, завтра друг и так далее. Только успевай вертеться как флюгер и угадывать новые веяния, настроения. Вот для всего этого, в том числе для истории, потому что не будем же мы думать, что вот так будет всегда. Ну хорошо, пусть даже уже и нас не будет, но на смену к нам придут новые аналитики, которые будут отслеживать продолжающиеся ли тенденции или какие-то новые возникающие. Вот ради этого смотрю я, и другие медийные специалисты. Что касается простых зрителей, то да, я в некоторых случаях абсолютный сторонник того, чтобы это, по крайней мере, в таких учреждениях, где люди с неокрепшей психикой содержатся, точно чтобы главврач Маргулис телевизор запретил. По Высоцкому.
Л. Гулько
―
Я бы не весь телевизор запрещал. Можно там найти какие-то вещи.
И. Петровская
―
Или же да, но тогда нужен кто-то, кто будет это за вас решать. И делать некий отбор предварительный. И показывать только то, что не будет вас приводить в тяжелое состояние либо депрессии, либо возбуждения, которое тоже чревато разными взрывами.
Л. Гулько
―
Алексей, Москва: скажите, почему вы назвали Эрнста Неизвестного соплеменником. Что имелось в виду?
И.Петровская: Cтрана огромна. Во многих местах действительно реально принимают один-два-три канала
И. Петровская
―
Имеется в виду, что мы одного племени, хорошо, давайте я скажу, во-первых, я по-моему, сказала не соплеменник, а соотечественник. Но спорить не буду. Да, мы соотечественники. Да, он родился здесь. Он очень долгое время здесь жил и на этом основании мне кажется, его можно вполне считать соотечественником. Я, по крайней мере, считаю так и горжусь и также я при этом рада, что он сумел таки вырваться на просторы мировые и завоевал себе славу и репутацию как может быть один из самых гениальных и действительно важных авторитетных художников скульпторов.
Л. Гулько
―
Скажите, пожалуйста, когда наконец покажут фильм о легендарном футболисте Эдуарде Стрельцове.
И. Петровская
―
Не знаю. Да, я чего-то слышала, что вроде бы снимали. А вот когда его покажут, правда, не могу сказать. Но давайте может быть, что-нибудь про Олимпиаду парочку слов скажем. Что-нибудь там спрашивают про Олимпиаду?
Л. Гулько
―
Что-то про комментарии олимпийские.
И. Петровская
―
Я смотрю как только Олимпиада началась, начала смотреть, но я честно говоря, не большой знаток специалист и болельщик. Особенно летних видов спорта. Я не понимаю там правила, не понимаю, почему в одних случаях, например, в плавании после заплыва сразу дают медаль, в других случаях потом. Идут какие-то финалы, полуфиналы. Я вообще от спорта человек максимально далекий. И только иногда смотрю для того, чтобы понять вообще стилистику и эта стилистика она меня удручает.
Л. Гулько
―
В комментариях.
И. Петровская
―
И в комментариях, и в подаче информационной. Потому что сегодня практически каждый наш сюжет, вернее в каждом информационном выпуске начинается со спортивных сводок, побед. Неудач реже. А потом только идут какие-то другие уже события. Риторика сама, сам стиль подачи это все тоже скорее из какого-то военного лексикона, нежели из того самого мирного «О, спорт, ты мир!». Кубертеновское. Какой там мир, это бесконечное сражение. От наказа Исинбаевой «пусть весь мир содрогнется» до слов пловца по фамилии, по-моему Морозов, который сказал, что мы приехали отомстить, и мы дойдем до Берлина. Какого Берлина. Куда, в Берлине не будет Олимпиады. Но понятно, что имеется в виду. От рекламных слоганов «биться до последнего», чего последнего. Вздоха спортсмена, бойца. То есть абсолютно военная фронтовая риторика. Мало того, или наоборот более того на канале «Россия» на Олимпиаду отправили главный свой тактический и стратегический ресурс это Ольга Скабеева. Которая приравняла к штыку не только перо, но и свой голос, который вызывает определенное тоже шевеление волос на голове. И мурашки по коже. И она выводит на чистую воду недобросовестных конкурентов и соперников наших, ну и, разумеется, когда кто-то побеждает или получает серебряную медаль, тут уже ее восторг и патриотический раж невообразим. Все смеялись, когда она назвала олимпийскую медаль, по-моему, это были лучницы, что ли, серебряную медаль, второе место, она сказала: вот они наши серебряные чемпионки олимпийские. Видимо, потом ей объяснили, что серебряных чемпионов не бывает.
Л. Гулько
―
Бывают призеры.
И. Петровская
―
Ну неважно. Тогда она говорит, что это то серебро, которое дороже золота. И самое главное, что вот уже третий раз или какой-то над стадионом или над бассейном звучит гимн России.
Л. Гулько
―
Это в новостных программах?
И. Петровская
―
Это обязательное, вчера я только не видела, может быть, ее уже отозвали домой. Для каких-то более важных событий. И сюжетов. Но это говорит о том, какое значение придает телевидение Олимпиаде. Если происходит что-то наподобие того, что случилось между американской пловчихой Лили Кинг и нашей Юлией Ефимовой, когда американка не пожала ей руку на пьедестале. И что-то такое сказала по поводу того, как когда-то некоторое время назад ее дисквалифицировали. Ну конечно тогда она подвергается особому остракизму со стороны той же Скабеевой. И ей указывается на недопустимость такого неспортивного поведения. Короче говоря, все это на самом деле, я не знаю, как других зрителей, вот меня совершенно как-то отвращает от этого, в общем, наверное, очень красочного и важного для многих зрелища. Что касается комментариев по ходу соревнований…
Л. Гулько
―
Я скажу вам честно, я смотрю Олимпиаду, я новостные сюжеты может быть не видел, пропустил. Но сейчас нам показывают фехтование. Раньше как-то не очень, а сейчас меня заинтересовало. Не заметил каких-то таких вещей в комментариях. Нормальные комментарии.
И. Петровская
―
Я скажу, что на этой неделе этот накал начал несколько снижаться. Потому что когда я смотрела, по-моему, было в понедельник что ли, соревнования гимнасток, вот там среди комментаторов была бывшая спортсменка и олимпийская чемпионка Лидия Иванова. Следующие соревнования гимнасток я смотрела, кажется позавчера, она была уже вполне себе корректна. А там когда во-первых комментировалось выступление наших, наши умницы, красавицы, преодолевают, несмотря на боль. А то, что она говорила по поводу американских спортсменок конкуренток, которые и взяли золотые медали. Ну, правда, это было временами просто за гранью. Было со всех точек зрения оскорбительно. И просто как по отношению к женщинам высказывания, женщины к женщинам и с точки зрения этой самой олимпийской этики что ли. Потому что когда она говорит, что посмотрите, утюг утюгом, или вот улыбку нацепила и никак ее не может, с этим оскалом так и будет прыгать и бревно бревном. Ну и так далее. В общем, правда хотелось звук убрать, но просто без звука не поймешь, кто что делает и выступает. Дай бог, чтобы, сейчас у нас пять, по-моему, медалей в нашем командном зачете. Ну дай бог, чтобы еще завоевали, потому что если завоюют, мы конечно будем говорить, что великая Россия, великая наша держава. А если же оттеснят, то естественно, будут говорить о том, какие палки в колеса нам вставляли наши враги. И вообще все время ощущение, что мы в кольце врага и вопреки всему мы побеждаем. Как там на канале Матч-ТВ вчера комментатор сказал про Юлию Ефимову, по-моему, что она плыла в бассейне, наполненном ненавистью. Какой ненавистью. Как эта ненависть выглядит.
Л. Гулько
―
Освистывали просто.
И. Петровская
―
Спорт, тут надо быть готовым ко всему. Если когда-то было не спортивное поведение. Но еще она продлится, в воскресенье будет только церемония закрытия. Так что будем дальше отслеживать все эти и казусы, а может быть и не только казусы.
Л. Гулько
―
Антон Смирнов пишет: весь подиум золото, серебро и бронза чемпионы. Не знаю, мне кажется они призеры.
И. Петровская
―
Они призеры, конечно. Они выигрывают вторую или третью, завоевывают второе, третье место. А чемпион это обладатель главной золотой медали. Мне казалось, что так было всегда.
Л. Гулько
―
Мне тоже так кажется. Замечательный фильм об Эрнсте Неизвестном смотришь и не можешь оторваться. Жаль, что повод печальный, потрясающий был человек, удивительная семья, один раз была на его выставке в Екатеринбурге, радует, что такие культурные глыбы есть на Урале, - Ольга из Сургута. Ничего себе, освистали лично нашу пловчиху и это не ненависть?
И. Петровская
―
Это не ненависть, это отношение к тем фактам ее биографии, которые стали известны многим людям.
Л. Гулько
―
Хотя такие факты есть не у нее одной.
И. Петровская
―
Это правда. Тоже правда.
Л. Гулько
―
И у соперников немало.
И. Петровская
―
Все правда. Но это отдельная история с этим допингом. И как мы ее тоже освещали, даже не будем сейчас в это углубляться. Еще думаю, она будет продолжаться.
Л. Гулько
―
Скажите, пожалуйста, почему прерывается трансляция интересных поединков.
И. Петровская
―
Рекламой прерывается?
Л. Гулько
―
Да.
И. Петровская
―
Ну потому что это дорогие трансляции, которые тоже надо каким-то образом, наверное, окупать. И плюс информационные спонсоры.
Л. Гулько
―
Хорошо, мы в заключительной части программы передаем привет последним событиям, которые произошли в Крыму. Вот так мы заканчиваем нашу передачу.ПЕСНЯ