Человек из телевизора - 2016-07-09
Анна Трефилова
―
10 часов… Ой! 11 часов 6 минут. Доброе утро! Меня зовут Анна Трефилова. Ирина Петровская здесь в студии. Начинаем «Человек из телевизора». На этой неделе даже я смотрела футбол. Ты смотрела футбол?
Ирина Петровская
―
Даже самые отсталые слои населения…
А. Трефилова
―
Слушай, ну, я телевизор не включала с 31 декабря, я тебе признаюсь честно. И то в полглаза…
И. Петровская
―
Поэтому ты хорошо выглядишь.
А. Трефилова
―
Хорошо сохранилась.
И. Петровская
―
Вита. Да.
А. Трефилова
―
Стараюсь не нервничать. Но футбол, ты знаешь, как-то вот хорошо пошел. Вообще спасибо футболу, столько, сколько мы узнали о стране Исландии за эти несколько недель, мне кажется, мы не знали никогда.
И. Петровская
―
Но, наверное…
А. Трефилова
―
… должен быть спорт, мне кажется, чтобы хотелось узнать про страну.
И. Петровская
―
Ну, да, потому что там были, конечно, совершенные неожиданности…
А. Трефилова
―
Ты смотрела?
И. Петровская
―
А я…
А. Трефилова
―
Ты всегда смотришь?
И. Петровская
―
Нет, я не всегда. Я смотрю только вот – ну, мы уже говорили на эту тему, – чемпионаты Европы и мира, и причем, как правило, подключаюсь уже на какой-то такой относительно финальной стадии, потому что, во-первых, я вижу, читаю, слышу всякие разговоры. Да? И потом, когда начинаются такие уже совсем непредсказуемые игры, тогда волей-неволей включаешься притом, что я активно ни за кого, как правило, не болею. То есть у меня нет каких-то очевидных фаворитов. И я именно вот так с точки зрения чистого эстетического наслаждения – да? – наблюдаю за этим. И по мере того, как развивается игра, тогда уже мои симпатии просыпаются к кому-то конкретному. Но…
А. Трефилова
―
Ты видела, как их встречали?
И. Петровская
―
О! Это потрясающе. Да. Это имеется в виду встреча сборной Исландии…
А. Трефилова
―
Исландской сборной – да? – как национальных героев таких.
И. Петровская
―
Ну, правильно, потому что они, не смотря на то, что они выбыли, они действительно сделали все возможное, очевидно даже и невозможное, и доказали, – да? – что вот даже в маленькой стране, где там шутят, – да? – вулканов больше, чем футболистов или людей, если поставить цель, если очень хотеть, то можно добиться определенного результата. В отличие от очень больших стран… Не будем показывать пальцем.
А. Трефилова
―
Которые никак добиться не могут.
И. Петровская: Если поставить цель, если очень хотеть, то можно добиться определенного результата
И. Петровская
―
Кстати, это тоже было одной из тем на этой неделе. Все новости, все обсудили вот этот вопиющий эпизод, как в Монако два наших футболиста там на какие-то немыслимые деньги чего-то отмечали под гимн России. Шампанское лилось рекой и в честь Прасковьи дорогой. Но больше всего меня поразил вот этот обличительный запал, как будто бы они, ну, я не знаю, залезли, допустим там, в государственную казну. Да, они с точки зрения, ну, чисто человеческих, этических каких-то, – да? – наверное, норм может быть поступили не очень симпатично. Но кто-то тоже хорошо пошутил, что «а вам не случилось пропивать аванс»? Ну, вот да, вот такие вот. Им платят деньги. Может, не они. Может, они. Но в любом случае, мне кажется, это не та история, которая заслуживает реакции Президента. Ну, там объявляют, что Президент в курсе этой истории. Ну, что? Погуляли ребята. Да? Другой вопрос – как они воспитаны, их представления о том, что прилично, а что неприлично. Тем более…
А. Трефилова
―
Вообще не понимаю, почему это всех так удивляет.
И. Петровская
―
Не знаю.
А. Трефилова
―
Гелендвагены в Москве как-то уже никого не удивляют. А тут, ну… Ну, погуляли ребята.
И. Петровская
―
Ну, да, да. Ну, видимо, если бы они выиграли, – такая логика, – то гуляйте себе хоть на миллионы там фунтов стерлингов. Но поскольку они проиграли, то они должны были как мыши забиться куда-то в норы или там стоять ежесуточно на коленях и каяться за этот проигрыш, что тоже, по-моему, какая-то дичь. То есть смещение каких-то… Даже я просто это имею в виду как новостные приоритеты. Ну, что это за новость? Два футболиста там на какие-то деньги погуляли. То ли на свои, то ли не на свои. Ну, да. Ну, вот плохо воспитаны.
А. Трефилова
―
Ну, вот, кстати, я боюсь наврать. Я на этой неделе видела, опрос так прилетал какой-то. Не помню, кто делал. Что некоторое количество нашего населения в процентах до сих пор верит в победу российской сборной.
И. Петровская
―
В смысле они думают, что победили?
А. Трефилова
―
… уверены, что они… мы там и скоро победим.
И. Петровская
―
Ну, это мне тогда напоминает сюжет из Северной Кореи, который вот в «Фейсбуке» выкладывали, где на полном серьезе диктор севернокорей… северокорейский, сообщил, что они, по-моему, в космос – что ли? – полетели или… Ну, какая-то вот такая новость. Поскольку уж точно Северная Корея – абсолютно закрытый социум такой, – да? – вообще живущий вне всяких новых технологий и представлений о мире, то там можно все, что угодно сказать, что полетели на Луну, на Солнце, куда угодно. Но в нашей все-таки ситуации, мне кажется, это уже личное дело каждого россиянина, который просто ленив, не любопытен с одной стороны, и ничего не читает, не смотрит. А с другой стороны это вот такое следствие избыточного патриотизма, что мы впереди планеты всей…
А. Трефилова
―
Чтобы не случилось.
И. Петровская
―
… во всех абсолютно… Чтобы ни случилось.
А. Трефилова
―
Чтобы не было, мы все равно впереди.
И. Петровская
―
Ну, представляешь, как хорошо этим людям жить.
А. Трефилова
―
Ты знаешь, я им даже где-то завидую.
И. Петровская
―
Вот я тебе о том и говорю. Да.
А. Трефилова
―
Такие в своем мире живут.
И. Петровская
―
Помнишь, как это был анекдот, когда студент сдает… Это советского времени. Обществоведение или что там было? И профессор его спрашивает: «Кто такой Маркс?» - «Честное слово, профессор, не знаю». – «Ну, хорошо. А Энгельс?» - «Тоже не знаю». Еще какие-то такие же вопросы. Потом профессор с изумлением спрашивает: «Молодой человек, а Вы откуда?» Там можно любой город подставлять, но в анекдоте фигурировал Урюпинск. И профессор мечтательно говорит: «Может, бросить все к черту и уехать в Урюпинск, где никто не знает о существовании Карла Маркса». Ну, никто, но конкретный человек точно не знал.
А. Трефилова
―
Какое-то смешанное чувство, честно говоря, горечи и досады, не потому, что даже наши вылетели, а потому что мы так вот почему-то не умеем. Это очень обидно. Вот так встречать даже тех, кто… Они же проиграли 5:2, да? Вот у нас бы пеплом засыпали.
И. Петровская
―
Да.
А. Трефилова
―
Но прежнюю сборную…
И. Петровская
―
У нас видишь, тоже не засыпали. У нас некоторые верят, что мы выиграли. Но здесь в данном случае это тот проигрыш, который вот стоит победы, наверное. Да? Потому, что до последнего они бились как звери, волки. Я не знаю, кто там бьется.
А. Трефилова
―
Ну, они сделали…
И. Петровская
―
И показали еще игру красивую.
А. Трефилова
―
… маленькую Исландию, понимаешь, вот в мировое пространство.
И. Петровская
―
Да.
А. Трефилова
―
Потому, что я говорю, что те, кто не знали вообще ничего, ну, есть какая-то Исландия там. Что-то там в ней происходит. Стали читать…
И. Петровская
―
Гейзеры.
А. Трефилова
―
… смотреть фильмы, – да? – там слушать песни. Ну, молодцы. Молодцы.
И. Петровская
―
Ну, в общем, нам осталась всего одна игра. Это, по-моему, в воскресенье будет на «1-м канале»…
А. Трефилова
―
Финал.
И. Петровская
―
А?
А. Трефилова
―
Финал?
И. Петровская
―
Финал. Да, финал, где сойдутся португальцы, милые сердцу нашей с тобой коллеги-подруги Ксюши Лариной…
А. Трефилова
―
Передаем привет!
И. Петровская
―
... и французы.
А. Трефилова
―
Милые сердцу нашему и другу Сергею Бунтману.
И. Петровская
―
Ну, да, да. Ну, вот в данном случае опять же…
А. Трефилова
―
Ты знаешь, я потеряла интерес. Вот после исландцев я как-то… у меня…
И. Петровская
―
Нет, нет. Ну, тут всегда опять же… Слушай, так были сумасшедшие на прошедшей неделе матчи, когда, например, были невероятные вот эти после матчевые уже, после дополнительного времени пенальти, которые длились там незнамо сколько. И каждый новый забитый или не забитый гол заставлял, я думаю, там – да? – сердца болельщиков настоящих биться так, чтобы они, наверное, выскакивали из грудной клетки. Мы прошлую как раз субботу с нашим с тобой коллегой Львом Гулько на эту тему говорили, на тему вообще футбольных трансляций. И он, который не смотрит футбол, искренне интересовался, а что же привлекает к нему женщин. Почему-то вот он считает, что женщина, она должна совершенно чем-то другим… Канал «Домашний» смотреть там и ток-шоу…
А. Трефилова
―
Юлию Высоцкую…
И. Петровская
―
… кулинарное Юлии Высоцкой. Да. Вот как раз этим, тем, что абсолютно непредсказуемый итог, когда все, кто там понимает, прогнозирует победы одним, и вдруг – бабах! – неожиданно совершенно другое, или там уже когда пенальти, то чистый…
А. Трефилова
―
А ты азартна.
И. Петровская
―
Да, я Парамоша азартная, именно когда вот я понимаю, что не вялое вот это перебрасывание мячиком, тогда и до свидания.
А. Трефилова
―
Топтание на месте. Да?
И. Петровская
―
А вот когда вот так вот до последнего. Когда каждый пенальти, это просто море эмоций, невероятное что-то. Вот тогда да, тогда я, конечно же, смотрю с огромным интересом. Но, к сожалению, все хорошее заканчивается. И на следующей неделе уже только на канале «Матч ТВ» желающие могут посмотреть повторы полуфиналов и финала. Хотя, ну, это уже для, мне кажется, особых любителей, потому что вообще любой спортивный такой… такого тем более рода спортивное состязание, конечно, смотреть в повторах – это довольно странно. Но на следующей неделе это просто такая благая весть для… В начале плохая, что футбол заканчивается. А потом хорошая, что на следующей неделе абсолютно все ток-шоу так называемые политические – да? – и общественно-политические ушли в отпуск. Не будет «Ни время покажет…»
А. Трефилова
―
Что же будет-то?
И. Петровская
―
Будет вместо них «Давай поженимся». Ты будешь смеяться, тоже, видимо, в повторах. Не будет ни Соловьева, ни «Политики» Толстого, ни «Структуры момента» на «Первом»…
А. Трефилова
―
А кто же будет нам объяснять…
И. Петровская
―
… ни воскресного «Времени»…
А. Трефилова
―
… что правильно?
И. Петровская
―
… с Ирадой Зейналовой.
А. Трефилова
―
… на кого же, Ира?
И. Петровская
―
На кого же нас покинули?
А. Трефилова
―
Нас покинули? Ну, а как?
И. Петровская
―
Ни «Вестей недели» с Киселевым. То есть абсолютно наступает полная тишь, гладь и не скажу, что Божья благодать, но по крайней мере мы сможем отдохнуть вот от этого нагнетания всякий раз – да? – безумной агрессии. С другой стороны я предвижу как и в прошлом сезоне, что народ подсевший на это… А у этих шоу довольно приличное…
А. Трефилова
―
Будет ломка.
И. Петровская
―
Да. Аудитория испытает нечто вроде ломки, потому что, во-первых, нужны четкие маяки, кого… кого мы сегодня… с кем дружим, с кем мы не дружим, кого любим, кого ненавидим.
А. Трефилова
―
Я ж говорю, как жить дальше? Как же новости-то останутся? А как…
И. Петровская
―
Не, новости, конечно, останутся. Но, конечно…
А. Трефилова
―
Как же определиться…
И. Петровская
―
… новостям и не снилось…
А. Трефилова
―
… с кем мы?
И. Петровская: Аудитории нужны четкие маяки: с кем дружим, с кем мы не дружим, кого любим, кого ненавидим
И. Петровская
―
Ну, я думаю, что если будет что-то происходить, то, конечно, кто-то из этих товарищей вернется из запланированного отпуска. Наверное, я предполагаю, что в этом году вот этот мертвый сезон будет короче, потому что в сентябре выборы. Значит…
А. Трефилова
―
Это ж нельзя надолго оставлять паству.
И. Петровская
―
Во-первых, нельзя – да, – паству без присмотра оставлять. А во-вторых, выборы предполагают определенную активность – да? – как минимум телевизионную. То есть должны состояться за какое-то время до выборов дебаты. Наверняка должна идти и она пойдет всякая агитация и пропаганда теперь уже понятно, за кого. Да? Ну, в общем, теперь вот люди привыкайте, хотя бы, думаю, что не меньше месяца жить вот без своих гуру, которые ведут вас, непонятно в какой будущее или куда? Или в прошлое.
А. Трефилова
―
В светлое.
И. Петровская
―
Ну, в светлое. Да, да. Но…
А. Трефилова
―
Конечно, в светлое, где мы всех победю… победим.
И. Петровская
―
Сейчас вся паства, у которой есть хоть какие-то деньги, рванет в Турцию. Ее, правда, уже осуждали на разных ток-шоу, наших людей, за беспринципность, за то, что они вот так сразу бегут, значит, в Турцию. Ну, народ слушает одно… Васька слушает да ест. А решает все-таки, исходя из собственного абсолютного меркантильного, животного, личного интереса.
А. Трефилова
―
По поводу паствы и мячиков. ВГТРК. Вот «Вести» возглавит политический обозреватель Кондрашов. Это, я так понимаю, вот который про Крым делал.
И. Петровская
―
Да, да. И ведущий «Вестей».
А. Трефилова
―
А Ревенко отправляется в депутаты выдвигать от партии «Единая Россия». Что это все значит?
И. Петровская
―
Ну, ничего не значит. Знаешь…
А. Трефилова
―
Перестановки в высших эшелонах?
И. Петровская
―
Конечно. Ну, это раньше что-то значило. И я сама помню во времена, значит, своей активной вот такой постоянной телевизионной обозревательской деятельности, то есть не просто колумнист, а вообще любые события, которые вот на этом пространстве происходили, очень внимательно следила, кто, куда назначен. Этому, кстати, газеты часто чуть ли не 1-е полосы отдавали, потому что, повторю, это что-то значило, когда меняли либо руководителя компании телевизионной, либо каких-то глав основополагающих редакций. Теперь мне кажется, ну, ты прочитай там в чем суть.
А. Трефилова
―
Ну, вот возглавит дирекцию информационных программ «Вести», возглавит политический обозреватель ВГТРК телеведущий Андрей Кондрашов. На этом посту он сменит Ревенко, который выдвигается в депутаты от партии «Единая Россия». Ну, дальше тут про Кондрашова, окончил там и все такое. А Ревенко выдвигается…
И. Петровская
―
Не, ну, плюс там еще…
А. Трефилова
―
Еще там что-то?
И. Петровская
―
… там общее подчинение, насколько я поняла из этой новости, становятся и «Вести-24», ну, «Россия-24»…
А. Трефилова
―
Да.
И. Петровская
―
Информационные имеется в виду. И «Россия-1», информационные службы…
А. Трефилова
―
А, то есть их объединяют? Ну, это удобно.
И. Петровская
―
Там остается, я так понимаю, департамент информационного вещания, вот то, что возглавит Кондрашов. А создается некая общая структура, которую возглавит Ирина Филина, которая сейчас является замом генерального директора ВГТРК. Ну, то есть это будет общая координация всей информационной политики…
А. Трефилова
―
Вертикаль власти.
И. Петровская
―
… всего холдинга, включая принадлежащие ему радиостанции. Ну, думаю, что это означает одно, что создается некое такое общее армейское подразделение общевойсковое, просто будет, ну, больше согласованности в действиях, – да? – общая информационная политика. И ничего более. Андрей Кондрашов получает, очевидно, повышение за заслуги перед Отечеством. Но при этом он остается и ведущим «Вестей». Евгений Ревенко, отслужив свое, отправляется на почетную пенсию в Государственную Думу, если он туда пройдет, а, видимо, пройдет от «Единой России». И это, мне кажется, очень хороший такой…
А. Трефилова
―
Естественный ход вещей.
И. Петровская
―
… подарок каждому человеку. А?
А. Трефилова
―
Естественный ход вещей.
И. Петровская
―
Естественный в данном случае в логике вот этих карьер на государственном поприще. На самом деле там же, если ты читала, в этот раз в Думу баллотируется немало наших так называемых коллег.
А. Трефилова
―
Да.
И. Петровская
―
Например, Петр Толстой, еще там кто-то из телевизионных деятелей. Пушков, кстати, оттуда выбывает. Но свято место пусто не бывает. Якобы на время, когда они будут участвовать в этой… Хотя это сложно назвать борьбой предвыборной. Да? Они тоже уйдут в отпуск, чтобы не иметь каких-то преференций. По закону так положено. Ну, чтобы у всех были равные возможности. Понятно, что ведущие программ несколько имеют большие возможности по сравнению с обычными кандидатами в депутаты.
А. Трефилова
―
Ладно, Бог с ними. Пусть…
И. Петровская
―
Да это да, да.
А. Трефилова
―
… куда хотят. Про телевизионных коллег: Шендерович сходил на «Дождь».
И. Петровская
―
Коллег.
А. Трефилова
―
Шендерович сходил на «Дождь». Я там почитала, я смотрю там в социальных сетях целые, целые ветки обсуждений. И проснулся такой либеральный коллективный парторг сразу общий, который стал говорить: «Как так можно?» Скажи, что ты думаешь? Там что его? Ну, его… Ну, действительно вопросы были какие-то глупые, честно скажу. Я посмотрела…
И. Петровская
―
Ну, собственно это…
А. Трефилова
―
Человека спрашивают: «Почему Вы не занимаетесь расследованиями?»
И. Петровская
―
Журналистскими расследованиями.
А. Трефилова
―
Странновато, честно. Да?
И. Петровская
―
Ну, мне показалось, что вообще вот этот такой какой-то коллективный наскок – да? – на Виктора Шендеровича, который, в общем-то, умеет держать удар, и он любой вопрос в принципе способен принять и на него ответить, что, кстати, он и делает.
А. Трефилова
―
… наскок-то был? Ну, пара глупых вопросов.
И. Петровская
―
Ну, вот в этих… Да, да.
А. Трефилова
―
Глупых.
И. Петровская
―
Ну, вот в… Как бы это сказать поизящнее? Вот в каком-то таком очевидном несовпадении масштабов и профессионального… профессиональной ментальности, что ли? Ну, люди, приходящие на интервью, конечно, они не должны смотреть в рот интервьюируемому, и, наверное, они могут и даже должны задавать разные, там острые и прочие вопросы. Но не глупые вопросы и не вопросы, которые мимо кассы, которые в принципе человека, тем более с такой вот – да? – уже… с таким бэкграундом, с таким опытом, с такой историей, в общем-то…
И. Петровская: Интервьюеры могут и даже должны задавать разные, острые и прочие вопросы. Но не глупые
А. Трефилова
―
Которые…
И. Петровская
―
… внутренне…
А. Трефилова
―
Что значит «с таким бэкграундом»? Шендерович – что? – священная корова? При всей моей любви…
И. Петровская
―
Нет, нет. Я о другом.
А. Трефилова
―
… к Шендеровичу. Ну, что? Его не трогать – что ль? – теперь?
И. Петровская
―
Они как будто бы пришли на интервью к совсем другому человеку. А в данном случае, что неоднократно в этом интервью Шендерович подчеркивал, – да? – что он литератор, что он публицист, чем занимается публицистика, чем занимается… Они от него чего-то хотели, что не в состоянии им дать конкретный их герой. Вот. И выглядело это, ну, мне кажется, довольно смешно временами, что, кстати, и сам Виктор Анатольевич и отметил потом уже. Да? Смешно именно вот это наскакивание с позиции «пойду коту Ваське в морду дам», да? Вот такие вот…
А. Трефилова
―
Ну, это сейчас модно.
И. Петровская
―
Модно, но хотелось бы, чтобы…
А. Трефилова
―
У нас есть такая манера ведения интервью. Вот кто-то там Яковенко написал, что вообще это надо показывать на факультете журналистики, правда, он говорит, как не надо делать.
И. Петровская
―
Правильно. Как не надо. Но дело в том, что если бы подобного рода интервью где-то еще вышло, никто бы и слова, может быть, не сказал, или бы так это и восприняли…
А. Трефилова
―
Где-то еще – это где? На 1-м канале?
И. Петровская
―
В том-то и дело, что это нигде больше не может выйти. Я говорю гипотетически: где-то еще. А от «Дождя» все-таки ждут, ну… Хотя чего ждут?
А. Трефилова
―
Ну, вот чего ждут?
И. Петровская
―
Этот формат, вот этот вот – да? – и интервью как такового и тем более вот этого коллективного интервью, он нам очень часто демонстрирует, ну, самые разные степени иногда и глупости. Все зависит от того, как люди настроены, которые пришли, кто герой, готов ли он пойти вот на такой разговор. Причем есть некая порочность – что ли? – вот в этой форме, потому что это же и не пресс-конференция. Да? А это все-таки некое такой коллективное интервью. При этом все зависит от того, кого позвали, как они сочетаются, как сочетаются вопросы или наоборот не сочетаются. Короче, мне кажется, что подобный формат требует выстраивания определенной драматургии, а часто мы этого здесь в этом формате не видим.
А. Трефилова
―
Ну, в этом формате, в этом «Hard Day's Night» ее и нет, этой драматургии.
И. Петровская
―
Ну, а как? Если…
А. Трефилова
―
Они все время так наскоками. Там такой вот… Они его дерут, любого гостя, на кусочки.
И. Петровская
―
Все равно. Мне кажется, что все равно должна быть какая-то, ну, стратегия – что ли? Да? – вот этого вот или тактика. Не знаю, как это назвать, потому что иначе получается либо кто в лес, кто по дрова, либо проникнувшись какой-то одной… одним настроением все начинают именно вот его, значит, пытаться, пытаться, потому что Шендерович, на мой взгляд, очень достойно на все вопросы ответил…
А. Трефилова
―
Шендерович и не такое видал, мы все помним.
И. Петровская
―
Это правда. Это правда. Да.
А. Трефилова
―
Было и не это.
И. Петровская
―
Вот тем более. Тем более когда мы видим все-таки канал, который большинству из нас по-своему дорог. Да? Вот не хотелось бы, чтобы то, что он раньше видал…
А. Трефилова
―
Ну, вот скажи…
И. Петровская
―
… с этой стороны.
А. Трефилова
―
… понимаешь, когда все собираются и говорят: «Как вы могли? Как вам… Мы от вас ждали другого». И это происходит каждую неделю. Вот сейчас это «Дождь». На прошлой неделе, по-моему, там кусали «Медузу» за что-то, да? То есть это в нашей журналистской среде…
И. Петровская
―
Ты имеешь в виду в соцсетях?
А. Трефилова
―
Да. Получается каждый раз. Мы от вас ждем не этого. Дайте нам другое. Это, во-первых, ну, какая-то, мне кажется, поколенческая еще история.
И. Петровская
―
Нет, ну…
А. Трефилова
―
Вот это вот… Вот эта группа совсем молодых людей, которые вообще-то кроме Путина никого и не видели.
И. Петровская
―
Ты имеешь в виду вот этих самих интервьюеров?
А. Трефилова
―
… при всем уважении, они живут всю жизнь.
И. Петровская
―
Ну, здесь Путин…
А. Трефилова
―
И говорить, что они лучше, что мы ждем от них чего-то другого, потоу что они не Соловьев…
И. Петровская
―
Нет, нет. Путин здесь вообще не при чем.
А. Трефилова
―
Ну? Ну, не трогайте.
И. Петровская
―
Вот здесь Путин и правда, во ей Богу, вот совсем лишняя персона. Здесь разговор о чисто профессиональном: об этике профессиональной, – да? – о…
А. Трефилова
―
Ну, скажи, что они сделали не так? Что?
И. Петровская
―
Ну, дело в том, что нужно, во-первых, каждый отдельный вопрос рассмотреть. Во-вторых, посмотреть… Это вот такая материя – как сказать? – сложноформулируемая. С каким выражением лиц задаются вопросы. Общая интонация и общая атмосфера, которая в результате создается. Исключительно… За редким исключением там Анна Немзер, она и задавала вопросы какие-то вменяемые и как-то нормально интонировала, а вот в остальном создавалось ощущение, что человек пришел на некий допрос, вот допрос.
А. Трефилова
―
Ну, они так строят программу. Она у них каждый раз такая.
И. Петровская
―
Не всегда. Отнюдь не всегда. И потом…
А. Трефилова
―
А Явлинский, который к ним приходил на… тоже.
И. Петровская
―
Нет, но это было не допросом. Это был скорее… Вот больше похоже на некую пресс-конференцию такую – да? – вот в небольшом составе, где ему задавали очень по делу и без какого-то вот такого внутреннего негативизма вопросы. И, кстати, Явлинский вынужден был все… Потом Явлинский, не забывай, Явлинский – политик. Он пришел с определенной, ну, в общем, тоже агитационной целью. Он достаточно успешно с этим справился, доказывая, почему мы должны, или там часть людей должна обязательно сходить на выборы и проголосовать за «Яблоко».
А. Трефилова
―
Ну, не знаю… Он там последним этим ответом на вопросы убил все, что он делал до этого.
И. Петровская
―
Это другой вопрос. Но это тоже…
А. Трефилова
―
Сейчас на краткие новости…
И. Петровская
―
… в этом политик.
А. Трефилова
―
… мы прервемся, а потом вернемся. Ирина Петровская, Анна Трефилова.**********
А. Трефилова
―
Ирина Петровская здесь. Меня зовут Анна Трефилова. Мы вот предметно разбираем по косточкам телеканал «Дождь» с программой «Hard Day's Night». Шендерович и Явлинский там были на этой неделе. Ну, вот все-таки, Ир, ты меня прости…
И. Петровская
―
Ты не понимаешь, в чем…
А. Трефилова
―
Я не понимаю. Ну, то есть как бы я ощущаю эту неловкость. Я вижу действительно ряд глупых вопросов. Но я не понимаю этого желания накинуться всем миром…
И. Петровская
―
А! Это другое.
А. Трефилова
―
… и разорвать на части.
И. Петровская
―
Ну, слушай, это другое. Если ты заметила, вот я, например, никогда в этих…
А. Трефилова
―
Добрая.
И. Петровская
―
Нет, я то, чтобы не добрая. Я не участвую никогда вот в таких кампаниях, когда все действительно одну неделю одного пинают, другую неделю – другого. А потом кто-то совершает ровно там такую же, ну, условно говоря – да? – провинность, проступок, начинают тоже все вместе набрасываться. С другой стороны, по-моему, для канала любого и для любого тем более формата программы ничего лучше нет, потому что это означает, что что-то задели – да? – какой-то нерв, какая-то тема…
А. Трефилова
―
А, ну, тогда у Толстого с этим…
И. Петровская
―
… для обсуждения… Толстой….
А. Трефилова
―
… там вообще все хорошо.
И. Петровская
―
Нет, я тебя умоляю. Толстой совершенно очевидно… Ты имеешь в виду там «Время покажет», да? Политика. Ну, всем понятно…
А. Трефилова
―
Всех задело.
И. Петровская
―
Нет, никого. Уже вот честное слово…
А. Трефилова
―
Да?
И. Петровская
―
… только меня, которая регулярно должна писать свои колонки, и когда я вижу…
А. Трефилова
―
Когда увидела, вздрогнула.
И. Петровская
―
Ну, да. Какие-то совершенно вопиющие вещи, вопиющие, выходящие вообще, ну, за все рамки здравого смысла, не говоря уже о передергиваниях, лжи и так далее. Это одно. Как правило, когда речь идет либо о «Дожде» там либо о той же «Медузе», обсуждают проблемы именно профессиональной этики, что на самом деле очень важно сегодня, когда на этом месте…
А. Трефилова
―
Согласна. Согласна.
И. Петровская
―
… зияющая пустота.
А. Трефилова
―
И даже я согласна с тем, что нельзя, если человек к тебе близких взглядов, то как бы… Знаешь, как некоторые говорят: «Ну, не вежливо ругать. Не будем ругать. Это же наш. Мы его не будем ругать». Так тоже неправильно.
И. Петровская
―
Это абсолютно неправильно.
А. Трефилова
―
Вот.
И. Петровская
―
Я тоже согласна. Но в данном случае…
А. Трефилова
―
Но Вы объясните, когда Вы говорите, атмосфера была не та. Что за атмосфера…
И. Петровская
―
Вы – это кто? Это мы?
А. Трефилова
―
Да. Ну, не Вы, там Сергей Пархоменко пишет…
И. Петровская
―
Манера, манера.
А. Трефилова
―
… Яковенко, Наташа Геворкян там, по-моему…
И. Петровская
―
Манера шокировала. Шокировала многих вот эта манера, когда люди… Ну, как бы это объяснить? Ей Богу. Меня, когда я это смотрела, не задевали там вопросы, – да? – хотя часть формулировок была несколько там диковата. Да?
А. Трефилова
―
Согласна.
И. Петровская
―
Меня задевала общая какая-то необъяснимая, недоброжелательность людей, которые задавали вопросы.
А. Трефилова
―
А они его не любят. Только, знаешь…
И. Петровская
―
Слушайте…
А. Трефилова
―
… они его изначально не любят.
И. Петровская
―
Нет. Очень хорошо. Не любите. Что угодно делайте. Но не нужно это задавать в манере следователей. Еще только остается лампу в лицо человеку развернуть. Вот что меня задевает, как бы кто, кого не любил. Слушай, в этот же формат сколько разных людей приходило, которых не то, что любить, многих даже, может быть, и желательно на порог не пускать, но тем не менее все равно ты журналист, у тебя есть определенная задача. Ты должен… Для чего, вообще для чего мы зовем кого-то на интервью? В каких-то случаях это получить информацию, – да? – а в большинстве случаев таких как вот «Hard Day's Night» или, например, ну, форматы у Синдеевой – да? – или у Собчак, это проявить какие-то черты человека…
А. Трефилова
―
Раскрыть…
И. Петровская
―
… показать, какой он…
А. Трефилова
―
Вот это важно.
И. Петровская
―
… его взгляды.
А. Трефилова
―
Когда вот эта история с раскрыть человека превращается действительно в допрос, вот здесь, мне кажется, проблема.
И. Петровская
―
Может быть, да. Вот допрос, он лишает, мне кажется, гостя, приходящего, внутреннего посыла и желания раскрываться. Он вынужден, не смотря на то, что повторю, Шендерович собаку съел на множестве интервью и всего, все равно он внутренне вынужден становиться вот в эту обороняющуюся позу. В каких-то случаях другие люди наоборот переходят в наступление. В каких-то случаях они замыкаются, потому что… Ну, там например, вот было не очень давно. В этом же формате была гостем Алла Демидова, человек такой очень сугубый, очень закрытый, живущий очень своей вот внутренней жизнью. И когда… Причем там ее не то, чтобы бросались, кусали и так далее. Но в целом вот этот стиль, – да? – когда только вот человек углубляется в какой-то один вопрос, тут же там – да? – из какой-то другой оперы, и вот так все какие-то… шьют лоскутное одеяло, значит, это часто бывает просто не формат для конкретного персонажа. И, по-моему, Антон – что ли? – Желнов признал это, когда там какие-то претензии к нему высказывались в том же «Фейсбуке», что да, в данном случае не угадали, что здесь вот это нужно… нужна друга дистанция – да? – доверительность разговора, чтобы человека проявить и открыть. То есть всегда разные задачи…
А. Трефилова
―
… не каждый…
И. Петровская
―
Вот давай сформулируем для чего они позвали Шендеровича и начали его… потому что это все равно были, все равно по большому счету мелкие такие вот погрызывания, покусывания. Вот для чего? Чтобы что показать?
А. Трефилова
―
Не знаю.
И. Петровская
―
Вот именно.
А. Трефилова
―
Чтобы показать, что вот что ни на что неспособный, что ли. Я не знаю.
И. Петровская
―
Ну, да. Еще вот там…
А. Трефилова
―
Да? Вот это слово…
И. Петровская
―
… демшиза и еще там были такие претензии, вот на мой взгляд, это как раз более обидно даже, чем все остальное, что вы устарели, и стиль ваш устарел. И… Ну, это я сейчас грубо – да? – формулирую. Там и манера устарела, и ваша публицистика, и ваши подходы. Вот это мне кажется намного более обидно, хотя и из этого тоже, из этих вопросов он вполне себе вышел достойно. Да?
А. Трефилова
―
Ну, я тебе хочу сказать, я, конечно, далеко не спец по телевидению, но я, пожалуй, кроме любимейшей моей программы «На ночь глядя» не назову ни одной, где действительно бы раскрывали человека, где были бы действительно хорошие, классные интервью, в которых главное – не тот, кто задает вопросы, а тот, кто на них отвечает, потому что через вопросы раскрывается – да? – гость.
И. Петровская
―
Ну, вопросы… Через вопросы, конечно, раскрывается гость. Вообще интервью, оно требует выстраивания – да? – какой-то логики, не просто… Вот у глубоко уважаемого мной Владимира Владимировича Познера есть такая манера задавания вопросов: выдергивание…
А. Трефилова
―
Цитат.
И. Петровская
―
Цитат.
А. Трефилова
―
Да.
И. Петровская
―
… причем без учета часто контекста из разных уже опубликованных источников, и задавание вопроса: «Вот Вы сказали. Что Вы имели в виду?» Мне кажется, это не очень продуктивный путь, потому что, во-первых, человек не помнит уже, что он там в 1905 году и по какому поводу сказал…
А. Трефилова
―
«А мы Вам напомним», - говорит внутренне Вышинский так вот. Да?
И. Петровская
―
Да, но он…
А. Трефилова
―
… мы Вам сейчас скажем…
И. Петровская
―
А он не напоминает, потому что он сам не знает. Ему редакторы подготовили вот эти вопросы. И если, например, человек либо отказывается говорить, отвечать на этот вопрос, либо говорит: «Не помню», Владимир Владимирович говорит: «Окей. Пошли дальше». И дальше часто следующий вопрос совершенно никоим образом не проистекает из предыдущего. И поэтому часто остается вот такое недоумение от общего разговора, чего хотел сказать и чего хотел… Иногда бывают и удачи на этом пути, потому что, скажем, лучшего раскрытия, если так можно сказать, нынешней героини недели Яровой как бы…
А. Трефилова
―
У Познера. Да.
И. Петровская
―
… чем то, которое случилось именно в программе Познера, пожалуй, что и не было. Иногда бывают удачи у Юлии Меньшовой и часто. Но она более работает в таком человеческом направлении. То есть она пытается раскрыть эмоционально как-то человека. И тоже там бывает… Ну, кто-то считает, что это провал, в кто-то – удача, это, например, знаменитое ее интервью с Людмилой Максаковой, когда она ее вывела буквально из себя, причем буквально в первые минуты. И дальше получилось что-то противоположное, но крайне любопытное вот это шибко, с одной стороны такой достаточно гламурной Юлии Меньшовой, с другой стороны с совершенно рассвирепевшей, вышедшей из себя звезды совсем другого поколения. На самом деле это всегда какая-то шибко, мне кажется, должна быть такая психологическая, но только без вот этого оскорбительного подчеркивания бесконечно каких-то либо слабых черт этого героя своего, либо доведение его до какого-то такого состояния ярости.
А. Трефилова
―
Ну, Явлинского довели они?
И. Петровская
―
Ну…
А. Трефилова
―
Или не довели? Что это вообще было, честно говоря, когда он на вопрос, встречались ли Вы с… «У нас есть информация, - сказал Желнов, по-моему, - что Вы, в четверг у Вас была встреча с Путиным». И тут он, значит, делает глоток воды, Явлинский, и говорит: «Я…»
И. Петровская
―
Мне это…
А. Трефилова
―
«Мне это неизвестно».
И. Петровская
―
Трижды причем, по-моему, он это повторил.
А. Трефилова
―
Да, они его трижды спрашивали. Желнов говорит: «То есть как? В смысле? Поясните». Он говорит: «Мне это не… - уже раздражаясь. – Мне это неизвестно». - «Что это значит?» - «Это значит, что я не хочу отвечать на этот вопрос».
И. Петровская
―
Но это был…
А. Трефилова
―
«Значит, встречались», - сказал Желнов, и программа закончилась.
И. Петровская
―
Или наоборот не встречались. Вот совершенно непонятно, потому что политики вообще – это отдельная… и особенно политики, которые проходят определенные предвыборные циклы, это вообще отдельные категории. Они сами для себя решают, как ответить… Ну, то есть любой человек, конечно, сам решает, но, видимо, исходя из какой-то общей тактики, они пытаются либо отвечать… Видимо, это должно было означать все-таки определенное остроумие. Да? «Мне это неизвестно».
А. Трефилова
―
«Мне это неизвестно».
И. Петровская
―
А получилась высшая степень…
А. Трефилова
―
Верх остроумия.
И. Петровская
―
Ну, он, наверное… Слушай, у мужчин свое представление о смешном. Может быть, ему казалось, что это очень будет остроумно вот так уйти от ответа, не ответив ни да, ни нет. Хотя мы знаем прекрасно, что есть множество других форм там «без комментариев», «я не готов на это ответить», в конце концов «не хочу на это отвечать». Они…
А. Трефилова
―
Но вот что? Желнов тоже должен был тогда сказать: «Ой, ну, ладно. Хорошо». Ну, неизвестно…
И. Петровская: У мужчин свое представление о смешном
И. Петровская
―
Кто?
А. Трефилова
―
Желнов. Он же… Не надо было тогда додавливать. Это ж тоже допрос был, Ир.
И. Петровская
―
Нет, ну, почему? Это был… Это заданный вопрос…
А. Трефилова
―
Расскажите, расскажите…
И. Петровская
―
… встречались или не встречались. Послушайте, Вы выпили сегодня кофе на завтрак или нет?
А. Трефилова
―
Да или нет?
И. Петровская
―
«Мне об этом неизвестно», - говорит человек. Да? Ну, это значит, означает, что у него либо какая-то там степень, наступившая, маразма, либо не знаю что, либо он стесняется упомянуть, что он пил кофе. Я не готова понять, почему именно так ответил… Говорят же там, вроде бы это какое-то цитирование кого-то из западных политиков, которые на какой-то прямой ответ так однажды ответили. Но это же тоже надо, наверное, тогда как-то обозначить, что там условный, не знаю, Черчилль на такой-то вопрос отметил: «Мне это неизвестно»
А. Трефилова
―
Так, как я сейчас вам отвечу. Мне это неизвестно.
И. Петровская
―
Вот да, вот вы пьете кофе по утрам…
А. Трефилова
―
Идите и учите матчасть. Да. Читайте, что там с Черчиллем.
И. Петровская
―
Но любопытно все равно, вот как раз с Явлинским… Знаешь, еще есть такая вещь, что, в общем-то, политиков никогда… Вот политикам, не знаю, как ты, сочувствуешь, конечно, в меньшей степени, чем нормальным людям, приходящим на интервью в эфир. Когда нападают там на Шендеровича, независимо от того, как ты к нему относишься, но ему сочувствуешь, потому что он… даже не нападают, а вот именно мелко грызут. Ты испытываешь неловкость от того, что он вынужден как-то оправдываться за то, что… чему ему оправдывается нечего. Да? А когда разговаривают с Аллой Демидовой, ты понимаешь, что вот эта вся глубина ее личности, – да? – она остается непостижимой.
А. Трефилова
―
Там просто не получилось.
И. Петровская
―
Там не получилось именно потому, что вот здесь, ну, не угадали с этим форматом. А когда политик, то его совсем не жалко, потому что ты помнишь примерно все его предыдущие слова, выступления, поступки, если они были. Поэтому просто любопытно наблюдать, как человек… А политики все изворачиваются, и большинство умеет ловко уходить от вопросов, им неугодных и не выгодных. В то же время…
А. Трефилова
―
У них работа такая.
И. Петровская
―
Да. В то же время навязывать какие-то свои там представления и тем более агитировать за свою партию, фракцию или там чего-то. У них такая работа. Поэтому здесь просто любопытно было наблюдать, как происходит вот этот вот процесс раскрытия героя.
А. Трефилова
―
Ну, он произошел, как ты считаешь?
И. Петровская
―
Мне кажется, да. Но опять же для, скажем, молодой аудитории «Дождя» в отличие от нас, старожилов, Григорий Алексеевич Явлинский в принципе довольно мало исследованная персона. Вот согласись, он не так уж часто появлялся…
А. Трефилова
―
Ну, он вообще мало интервью дает, кстати.
И. Петровская
―
Он давал и в предыдущий период особенно мало интервью. Раньше-то много как раз было. И поэтому вот… Ну, вот что вышло, то вышло. Они увидели политика. У политика свои риски, когда он ходит на интервью, когда он ходит на разные каналы. То ли еще будет, когда начнется предвыборная официальная борьба. И я думаю, что там волей-неволей как партия, участвующая в выборах, все равно представители ее будут появляться. И Явлинский будет на федеральных каналах появляться. И там уж точно никто не будет никогда с ним играть в поддавки. Поэтому…
А. Трефилова
―
Но здесь они тоже не играли в поддавки.
И. Петровская
―
Они не играли. Они не играли. Да.
А. Трефилова
―
Нет, совсем нет.
И. Петровская
―
Вот я и говорю, что там уж тем более будут валять как там… Тузик чего у нас валял?
А. Трефилова
―
Ну, грелку.
И. Петровская
―
Грелку. Да.
А. Трефилова
―
Взялся, значит, давай. Ну, тут уже действительно я согласна с тобой, что политиков в этом смысле… Они на работе.
И. Петровская
―
А потом, ну, очень много заявлений любого политика – это, в общем-то, в чистом виде демагогия, и это то, что, в общем, даже и не требует ни проверки, ничего. Но вот надо согласиться и принять, что люди говорят так, мыслят так. Говорят обтекаемо. Хотя у Григория Алексеевича есть такая очень убедительная для кого-то в прежние годы манера, такой вот напор. Да?
А. Трефилова
―
Он как-то в глаза смотреть… Да? Он…
И. Петровская: Очень много заявлений любого политика – это в чистом виде демагогия
И. Петровская
―
В глаза смотреть. Да. Но когда ты много раз это видел, то это уже в меньшей степени все равно работает. Другое дело, что Явлинскому и его соратникам придется все равно вступать в эти жестокие бои – да? – проигрывая или выигрывая во время дебатов, а другие, чтобы они не делали, чтобы они не говорили, те, кто пройдут без сомнения – да? – они могут вообще никак не стараться, потому что результат будет все равно всем довольно понятный.
А. Трефилова
―
Результат все равно феерический.
И. Петровская
―
И да, феерический.
А. Трефилова
―
Как где это какая-то кандидатка сказала: «А что? Я за собой так хорошо ухаживаю и со страной справлюсь». Помнишь?
И. Петровская
―
Да, да.
А. Трефилова
―
Неделю назад.
И. Петровская
―
Это из «Уральских пельменей» девушка-участница.
А. Трефилова
―
Посмотрите на меня, какая я хорошая… Ну, что же я? Могу за собой последить. Могу и за вами.
И. Петровская
―
Ну, там какие-то невероятные персонажи пойдут на выборы. Например, я увидела, что идет, по-моему, от «Справедливой России» знаменитый эрудит Анатолий Вассерман. Ну, то есть там весело будет в следующем составе-то.
А. Трефилова
―
Еще веселей, чем…
И. Петровская
―
Поэтому хотелось бы, чтобы кто-то…
А. Трефилова
―
Не знаю.
И. Петровская
―
… из вменяемых людей, которые, может, и не могут там особенно повлиять, но хоть какую-то будут вносить там здравую мысль и какую-то ноту человеческую в эту деятельность.
А. Трефилова
―
Знаешь, что нам пишут? Явлинский цитировал Пескова.
И. Петровская
―
Что?
А. Трефилова
―
Пескова цитировал нам.
И. Петровская
―
А, это вот этот…
А. Трефилова
―
Такую нам версию предлагают. Мне об этом ничего… Свадьбами не занимаемся?
И. Петровская
―
Нет, нет. Вот там, где…
А. Трефилова
―
Не думаю.
И. Петровская
―
Нет, нет. Не Пескова. Ну, Песков чаще всего говорит: «Мне об этом неизвестно». Но это не звучит так. Да? То есть Пескову там задают вопрос, ну, не знаю…
А. Трефилова
―
Если он хотел пошутить, то, мне кажется, не очень получилось.
И. Петровская
―
… болен ли Владимир Владимирович. Он отвечает… Я говорю сейчас условно. Он отвечает: «Мне об этом неизвестно». Да? И хотя это понимают все, что это смешно, но тем не менее все равно этот ответ, ну, как бы – да? – логичен. Мне либо известно, либо неизвестно. Но когда тебе задают вопрос про тебя лично…
А. Трефилова
―
Да.
И. Петровская
―
Да? Вы встречались в четверг с Владимиром Владимировичем Путиным? И человек, который по идее…
А. Трефилова
―
Которому мы вообще-то должны верить…
И. Петровская
―
Нет, верить. Говорит: «Мне об этом неизвестно». Ну, это по меньшей мере выглядит курьезно. По меньшей.
А. Трефилова
―
Хорошо. У нас еще с тобой «Салам, Масква». Вот что я хочу обсудить. Я вчера посмотрела, честно скажу, две серии из 4-х, нахожусь под совершенным впечатлением. Мне, во-первых, очень понравилось. Во-вторых, у меня есть ощущение, не смотря на то, что это только в онлайн-кинотеатре… Вот, кстати, хочу тебя спросить про этот новый формат. Но еще у меня какое-то есть ощущение некоторой шизофрении, потому что это же один и тот же Эрнст. То есть тут у него мальчики распятые, а здесь у него вот сериалы вот про… в которых есть национальность…
И. Петровская
―
Нет, ну, мальчики распятые – это все-таки, – да? – это пропагандистская такая история. Она не имеет отношения все-таки и к теме этого сериала, как мне кажется.
А. Трефилова
―
Не имеет отношения к теме этого сериала, но имеет отношение к каналу, на котором происходит и то, и другое.
И. Петровская
―
В этом же и особенность именно «1-го канала» и именно Константина Львовича, потому что дай ему нормальное в нормальное время работать, я думаю, что там бы мы увидели много экспериментального и много интересного. И, кстати, время от времени что-то и выходит. А в данном случае, поскольку у нас уже мало времени…
А. Трефилова
―
Да…
И. Петровская
―
… а это заслуживает – да? – большого разговора. Это работа Павла Бардина. Чтобы люди представляли, что это сериал, который был снят именно для «1-го канала» и, по-моему, даже по его заказу режиссером Павлом Бардиным. Работа началась в 2011 году. Потом сериал был закончен. 16 серий, по-моему. И вот все это время он пролежал на условной полке без движений. И, наконец, его вот сейчас, вот летом поставили, но не в эфир, а в онлайн-кинотеатре «1-го канала», где за небольшую денежку – 299 рублей, – можно платно смотреть по 2 серии каждую неделю.
А. Трефилова
―
По четвергам они выкладывают.
И. Петровская
―
По четвергам они выкладывают эти серии. Ну, в общем, не очень большие деньги. Главное – это того стоит. Почему они не поставили это в эфиры? Это тоже для меня понятно. Потому, что вообще тема этнических взаимоотношений… Да? Хотя, конечно же, там Бардин, и он это говорит во многих интервью, он выходит за пределы этнической темы – да? – для него главное, что, в общем, какие люди независимо от того, какой национальности они, и чем занимаются. Но тем не менее это полицейская… Не знаю, как назвать. Драма или как, да? Это отдел по этническим преступлениям, где помимо всего прочего, и это главный конфликт, сталкиваются ксенофоб русский – да? – опер и его напарник как раз дагестанец, пришедший в этот же отдел. Там много других людей разных национальностей. Более того еще там вещь, которая делает невозможным появление в нынешних условиях это в эфире, потому что за время пока сериал снимался и лежал, были приняты законы, запрещающие на… Ну, не запрещающие, но по крайней мере не приветствующие и требующие отдельной маркировки курение, ну, уж понятное дело, мат…
А. Трефилова
―
Мат.
И. Петровская
―
А он там присутствует. Вообще весь сериал снят вот в этой манере псевдодокументальной, с прыгающей камерой. Если кто видел фильм Павла Бардина «Россия 88», может это себе представить немного эту стилистику. Ну, и вообще там много очень такого, то, что называет молодежь, жесткоча. Поэтому очень любопытный вообще опыт вот этого показа вне эфира. Любопытно, сколько народу все-таки захочет это купить и посмотреть…
А. Трефилова
―
Ну, цифры интересны – да, – посмотреть.
И. Петровская
―
Думаю, что, конечно, именно в силу того, что это и платно, и это онлайн, это не будет очень большой аудитории, но те, кто это посмотрят, я думаю, что… Нет, не могу сказать: «Получат удовольствие». Другого рода зрелище. Но они будут впечатлены, безусловно. Поэтому основной разговор об этом мы продолжим…
А. Трефилова
―
А ты будешь в следующий раз? Будешь же? Ты не уезжаешь еще в отпуск?
И. Петровская
―
Да, еще одну неделю одну буду.
А. Трефилова
―
Хорошо. Смотрим «Салам, Масква». Сегодня день рождения у Лии Меджидовны Ахеджаковой.
И. Петровская
―
С удовольствием с превеликим. Дорогая Лия! Поздравляем и желаем много-много еще нам… лет Вам на радость всем нам! Потрясающая женщина. Счастлива быть с ней знакомой и видеть ее в разных ипостасях.
А. Трефилова
―
У нас заготовлена песня Бьорк. Мы успеем кусочек послушать. Ну, во-первых, привет исландцам. А во-вторых, песня называется «Человеческое поведение». Там примерно так: если вы попробуете поближе узнать человека и человеческое поведение, приготовьтесь оказаться в замешательстве. Ирина Петровская. Счастливо!Звучит песня в исполнении Бьорк.