Человек из телевизора - 2016-06-04
К. Ларина
―
Доброе утро. Программа «Человек из телевизора». В студии Ксения Ларина, Ирина Петровская. Наталья Кузьмина, звукорежиссер эфира. Вы, дорогие друзья, надеюсь. С нами даже Михаил Борисович Ходорковский.
И. Петровская
―
С нами.
К. Ларина
―
МБХ в студии.
И. Петровская
―
На экране.
К. Ларина
―
Номер sms +7-985-970-45-45, и что-то я хотела сказать… Телефон прямого эфира 363-36-59. Просто засмотрелась, хочу понять, что это такое. Евроньюс это интервью же его там.
И. Петровская
―
Вчера было. Я его еще не посмотрела. Но Евроньюс его показывает.
К. Ларина
―
Вчера я его видела вечером. Ну что, давайте мы с чего-нибудь начнем. С чего ты хочешь начать?
И. Петровская
―
С чего скажешь.
К. Ларина
―
Потому что обсуждали, обсуждали.
И. Петровская
―
Давай упомянем, скажем про хорошее, что было.
К. Ларина
―
Быстренько про хорошее.
И. Петровская
―
Ты не смейся. Потому что когда мы выходим из эфира, я потом вспоминаю, что было хорошее, которое естественно мы не успели обсудить, обсуждая всякую, извините, дрянь бывает. Были на мой взгляд замечательные именно персонажи и персоны в эфире у Бориса Бермана и Эльдара Жандарева был Александр Прошкин «На ночь глядя», с каким-то очень сущностным разговором без всякого кокетства, без манерничанья, ну такие бывают серьезные каких мало очень у нас разговоров на экране. Вчера я посмотрела тоже с огромным интересом «Линию жизни» на «Культуре» с Александром Миндадзе. Тоже весьма нетипичный…
К. Ларина
―
А это новая?
И. Петровская
―
По-моему да.
К. Ларина
―
Вчера еще перед этим был фильм «Слово для защиты».
И. Петровская
―
Он предшествовал «Линии жизни». Ну и наконец на канале «Дождь» в программе «Hard Day’s Night» был Юрий Шевчук, музыкант Юра всем нам знакомый, который сам по себе всегда украшение любого эфира и тоже крайне редко куда-либо приходит. А точнее я думаю крайне редко его куда-либо зовут.
К. Ларина
―
Он кстати говорил, что уговаривала долго Синдеева. Он пообещал ей, что эфир будет. Хороший был разговор и понравились мне люди, которые с ним разговаривали. В том числе были и люди, которые занимаются исключительно музыкой. Женя Левкович, которого я очень люблю как журналиста и всегда очень радуюсь, когда он появляется на экране.
И. Петровская
―
Хотя крайне редко.
К. Ларина
―
Увы. Но молодец.
И. Петровская
―
А главным ведущим был Антон Желнов.
К. Ларина
―
Ну так тогда давай про «Дождь» и поговорим. Потому что там хорошего и что стоит обсудить подробнее с точки зрения критики, как мне кажется. Потому что эта акция «Выбери «Дождь», подписка был действительно марафон. Скажем тем, кто не знает, что марафон заключался, по сути, в презентации программ. Контента. Как говорит Павел Анатольевич Лобков.
И. Петровская
―
С участием неожиданных часто персонажей.
К. Ларина
―
И конечно сразу было очень неожиданно и приковало, безусловно, внимание аудитории новостной эфир, который вели Ксения Собчак и Леонид Парфенов и это ты сразу понимаешь, два мира, два кефира.
И. Петровская
―
Абсолютно.
К. Ларина
―
Хотя, казалось бы, они точно также читают подводки к репортажам. Изредка вступают в какой-то контакт импровизированный друг с другом, либо с приглашенным в студию человеком. Но все равно это формат новостей. Это не интервью, не беседа, это даже не аналитика и даже не тот формат, который они делают, Ксения с Павлом «Бремя новостей», когда это обсуждалово что называется. Казалось бы, а почему все по-другому. Объясни. Вот ты аналитик, анализируй. Почему все по-другому, почему глаз оторвать невозможно. От Парфенова.
И. Петровская
―
Потому что реально многие считают его просто самым талантливым человеком…
К. Ларина
―
На земле.
И. Петровская
―
Я имею в виду на телевизионном пространстве, как в прошлом, так и в настоящем. Человек, который абсолютно рожден для того, чтобы быть в кадре в любой ипостаси. Тут все, я подумала, что конечно он по сравнению с тем, как 10 лет, больше уже был в постоянном эфире, тоже по-своему новостном «Намедни», конечно, он уже повзрослел. Но ему каждый возраст идет по-своему. И прибавляет ему опыта, всего остального. Но помимо этого всего не убавляет вот этой способности говорить и преподносить даже новость, которую другие тоже преподносят как-то не банально и как-то повернуть так… Я уверена, что все подводки, естественно, он свои собственные писал сам. А плюс Ксения Собчак, оказавшись рядом с Парфеновым, тоже вдруг, она тоже бывает очень хороша, бывает разная, но здесь она просто светилась каким-то удовольствием. Наверное, есть, как был Петя Вайль книгу написал «Гений места». Вот если этим местом считать телевизионную студию, телевидение, то да, Парфенов гений этого конкретного места. Не канал «Дождь». А он любое пространство телевизионное заполняет собой и…
К. Ларина
―
Да тоже кстати сомнительный комплимент. Ты объясни, что ты имеешь в виду. Соловьев тоже собой заполняет все пространство.
И. Петровская
―
Нет, я совершенно Соловьева не имею в виду. Он приковывает, я просто пытаюсь это сформулировать…
И.Петровская: Мы отвыкли от нормальной телевизионной журналистики
К. Ларина
―
Создает атмосферу.
И. Петровская
―
Да, он приковывает взоры зрительские. Он то, что называется, пробивает экран. В хорошем смысле слова человек, пробивающий экран. На него интересно просто даже смотреть. И ощущение, что есть мысль и какие-то его парадоксальные наблюдения рождаются непосредственно у тебя на глазах.
К. Ларина
―
В театре это называется сценическое обаяние. Как ты говоришь, пробивает, такая магия человеческого обаяния, которая действительно приковывает.
И. Петровская
―
И не только обаяния, но еще что очень важно – магия ума и остроумие, я всегда поражалась, потому что считается, что человек, который хорошо пишет, он не очень хорошо говорит. Или наоборот, человек, который блистательно говорит, не очень хорошо в письменном виде свои мысли излагает. Парфенов в данном случае абсолютный уникум. Он говорит…
К. Ларина
―
Как пишет.
И. Петровская
―
Нет, как пишет это, как раз ты чувствуешь всегда, что этот текст написан, и человек его читает по листочку. С совершенно другой интонацией. Нет, он удивительно чувствует, каким должно быть слово, которое звучит. А не написано. Хотя оно конечно и написано тоже заранее. Поэтому ощущение, что это рождается непосредственно у тебя на глазах.
К. Ларина
―
Еще добавлю, раз у нас такой дифирамб Леониду Парфенову, но я думаю, что он имеет на это право. Потому что уж так редко появляется на экране, любое его появление мне кажется, что можно пропеть хорошие слова человеку, который в этом нуждается. А я уверена, что он в этом нуждается. Как единица творческая.
И. Петровская
―
Хотя я думаю, он прекрасно знает себе цену. И про себя все понимает.
К. Ларина
―
Когда человек появляется на экране такого масштаба, личность, то хочется это отметить. Тем более в таком формате. Он при всем том, что ты сказала, он еще совершенно фантастически идеально чувствует формат программы. Он никогда не нарушает жанр. Это очень важное умение. Не путать жанры и он может вести и ток-шоу, новости. Они делали по годам на Первом канале.
И. Петровская
―
Да, да, забыла, как называется. «Наше время» что-то в этом духе.
К. Ларина
―
Он делал итоговую и новостную программу на НТВ. Он может быть интервьюером прекрасным. Он может быть автором документального кино, кем угодно. Ведущим.
И. Петровская
―
Кстати, с Владимиром Познером на том же «Дожде» в этом формате, который не очень был внятный, но, тем не менее, он может и в таком тоже формате. Да. И кстати вспомним, он когда-то вел «Герой дня» на канале НТВ. То есть еще и был интервьюером.
К. Ларина
―
Давай пойдем дальше по «Дождю», потому что там много было интересного и яркого. Про Шевчука бы сказали. «Вечерняя Хиллари».
И. Петровская
―
Я видела, посвященную рукопожатности. Мне показалось, что девушки, так будем их называть, не очень поняли, о чем они будут говорить. Поэтому говорили о разном. Они говорили…
К. Ларина
―
Света об одном.
И. Петровская
―
Света более остальных…
К. Ларина
―
Светлана Сорокина.
И. Петровская
―
Да, понимала эту тему и что это означает. А остальные все-таки говорили скорее даже не о какой-то рукопожатности…
К. Ларина
―
О мире во всем мире. Говорили многие о том, что типа давайте не будем ссориться.
И. Петровская
―
Да, то есть они говорили о неких обидах, после которых с ними не здороваются, либо они не здороваются. Но это совсем другая вещь, потому что речь все-таки идет о том, что если человек и есть такие люди совершают какие-то совсем уже ни в какие ворота не лезущие поступки, вот тогда приличные другие люди просто перестают им подавать руку. И мы таких персонажей знаем окрест себя и в том числе, кстати, в этой телевизионной жизни, их как раз больше, чем в любой другой. И поэтому, к сожалению, разговор получился каким-то размытым. Не говоря о главном эксперте Иосифе Пригожине. Который, в общем, мне кажется не очень подходит на роль такого, хотя тоже не очень понятно, что это за роль, но какого-то третейского судьи по этому вопросу.
К. Ларина
―
Там вообще действительно эта программа, к сожалению, мне нравится все меньше и меньше. Она заявку имела какую-то очень увесистую. В том смысле, что люди такие собрались, каждому есть что сказать. Все-таки будем считать, что все, сколько их там четверо, все-таки такие самодостаточные личности. Во всяком случае, как мне кажется, так задумывалась программа. Что это не просто девчонки, девушки.
И. Петровская
―
Девчата.
К. Ларина
―
Да. Но она мне все меньше нравится именно потому, что она не переходит на разговор глубокий, важный, смысловой. Потому что тема нерукопожатности безусловно она очень важна. И я думала, что они в итоге будут говорить о том разрыве, раздрае в обществе, который сегодня существует. И по каким линиям проходит этот разрыв, это очень важно. Но в итоге все свелось к каким-то частным вещам и Светлана Сорокина единственная, как мне кажется, именно в эту сторону пыталась вытянуть разговор, но ее не поддержали, и даже Ирина Хакамада ее не поддержала. Она мне кажется, Ира Хакамада сейчас больше выступает не как общественный деятель и политик, которую мы помним и знаем…
И. Петровская
―
А как светская персона.
К. Ларина
―
Нет, а как вот этот «коуч», как у них называется. Она же бизнес-тренер. Она же разъезжает по городам и весям со своими типа семинарами. Как перестать беспокоиться и завести друзей. Как добиться успеха и прочее. Может ли женщина быть человеком и так далее.
И. Петровская
―
А человек женщиной.
К. Ларина
―
И вот, кстати, мне кажется, что здесь в этом эфире ее эта ипостась ее увела. Сюда в эту сторону, которую мы не знаем. Мы же не присутствовали на ее семинарах.
И. Петровская
―
Может, сходим. Как добиться успеха.
К. Ларина
―
Может жизнь изменится.
И. Петровская
―
Хочется уже как-то. А мне еще кажется вот в чем дело. Наверное, может быть я не права, может быть, они берут какую-то тему, обговаривают ее по телефону, например, или в переписке. И потом каждый приходит со своей какой-то историей, как это понял. Поняла. Поэтому потом начинается некий такой раскардаш и кто в лес, кто по дрова…
И.Петровская: Парфенов удивительно чувствует, каким должно быть слово, которое звучит
К. Ларина
―
И вообще оторваны от реальной жизни. От тех запросов, которые возникают, когда возникает на экране Сорокина и Хакамада, я как-то жду чего-то другого.
И. Петровская
―
Хотя должна сказать, что выглядят они прекрасно.
К. Ларина
―
Это другой вопрос. Там все хорошо выглядят. Не придерешься.
И. Петровская
―
Я говорю про тех, кого я лично знаю.
К. Ларина
―
И свет хорошо поставленный.
И. Петровская
―
На удивление. Да. Потому что мы знаем, что в студиях «Дождя» бывает с этим не очень хорошо.
К. Ларина
―
Поехали дальше. Ну кстати о свете в студии. Свет в студию. Давай мы к этому сюжету перейдем. Лобков.
И. Петровская
―
Да.
К. Ларина
―
И его растительная жизнь.
И. Петровская
―
И не состоявшийся его выход из-под дождя.
К. Ларина
―
Что это за жанр был такой.
И. Петровская
―
Давай объясним.
К. Ларина
―
Провокация?
И. Петровская
―
Павел Лобков в фейсбуке…
К. Ларина
―
Накануне.
И. Петровская
―
Накануне начала этого марафона… Давай ты слово, я слово.
К. Ларина
―
Накануне, давай…
И. Петровская
―
Начавшегося марафона «Выбери «Дождь»» в фейсбуке вдруг опубликовал…
К. Ларина
―
Прощальное истерическое письмо.
И. Петровская
―
Я бы сказала такое отчаянное письмо. Где он говорит, что он больше не в силах терпеть этот юношеский задор, эти песни и пляски ради песен и плясок. Это бесконечное самолюбование на канале «Дождь». Что попытки сделаться каналу респектабельным, светским, каким-то авторитетным и солидным проваливаются именно из-за того, что люди, там работающие считают себя, как он пишет «еvent-продюсерами», я уже не помню все слова. Короче говоря, он чувствует, что он выжат абсолютно, что все его усилия, умения идут псу под хвост, говорю я коротко. И поэтому он уходит, потому что считает, что подобные марафоны хуже, чем путинги, как он называет. То есть митинги, на которые зазывают. В общем, начался страшный просто вселенский, если можно считать…
К. Ларина
―
Сетевой скажем так.
И. Петровская
―
Сетевой не скандал даже, а крики…
К. Ларина
―
«Паша, останься. Паша, уходи. Да пошли вы все».
И. Петровская
―
Да, да. Я, честно говоря, купилась на это, потому что правда, в этом чувствовалось какое-то искреннее отчаяние. И невозможность достучаться до своего руководства. И невозможность что-то изменить к лучшему на канале «Дождь». Но потом прошло несколько часов…
К. Ларина
―
Ночь прошла.
И. Петровская
―
И называется уже никто никуда не идет.
К. Ларина
―
Мало этого.
И. Петровская
―
Рассказывай.
К. Ларина
―
Этот сюжет стал практически центром этого дня. Который был посвящен подписке на «Дождь». То есть если нужно было бы собрать, если была задача собрать аудиторию большую, чем предполагалось…
И. Петровская
―
Хотя на самом деле как ее собрать, все равно эфир, закрытый для подписчиков.
К. Ларина
―
Они открыли. Это тоже очень важный момент. Что этот сюжет стал центральным, по сути, в этот день, когда был марафон и повторю, что в этот день «Дождь» был открыт для всех, не только для подписчиков. Прямой эфир был абсолютно доступен всем, кто им пользуется. И центральным сюжетом стала беседа руководителя канала Натальи Синдеевой и улыбающимся счастливым Павлом Лобковым.
И. Петровская
―
На условную тему романса: не уходи, побудь со мной.
К. Ларина
―
Значит, в итоге это оказалось на мой взгляд потом, когда все кончилось, и сегодня тоже Ире сказала, что конечно, это была абсолютная срежиссированная акция. В которой все использовано достаточно может быть и тонко, потому что люди, которые знают Павла Лобкова, знают, что у него иногда так охватывают подобные приступы отчаяния, и он начинает в фейсбуке писать, всем рассказывать всю правду. Резать правду-матку. А потом проходит несколько часов, и вроде бы все забираем обратно.
И. Петровская
―
Но заметим, свои посты он не убрал. Я специально посмотрела. И более того, там еще перепостов дикое количество.
К. Ларина
―
Кстати, помнишь, возвращаясь к Парфенову, мы как раз с мужем обсуждали это…
И. Петровская
―
Кишками наружу.
К. Ларина
―
Да, да, аналогичный случай происходил перед концом НТВ.
И. Петровская
―
Но только там было всерьез.
К. Ларина
―
Ну конечно, и там Парфенов написал открытое письмо Киселеву.
И. Петровская
―
Да, абсолютно точно и более того, я совсем недавно увидела, что у меня хранится кассета с записью того самого эфира прямого, где у Диброва в формате не помню, как тогда называлось «Антропология», сидели Лиза Листова, Ашот Насибов, по-моему, Костя Точилин…
К. Ларина
―
И потом приехал и уехал Парфенов.
И. Петровская
―
Да. И они обсуждали всю ситуацию и конечно парфеновское тогдашнее намерение остаться на старом НТВ. И как потом выяснилось, собственно он вошел в студию и рассказал, что он в этот момент ехал домой, ему позвонила жена и сказала, что там тебя обсуждают. Он развернулся и поехал в студию. И это называлось тогда «кишками наружу». И я тоже подумала, было, что вот то, что попытался совершить…
К. Ларина
―
История повторяется как фарс.
И. Петровская
―
…Паша Лобков, что это из этого же разряда. Потому что все равно всерьез или не всерьез это «кишками наружу», но хуже, когда не всерьез, это ужасно как-то неловко наблюдать со стороны. Точно также эфир с Наташей Синдеевой было жутко неловко наблюдать.
К. Ларина
―
Потому что он придуманный.
И. Петровская
―
И потом ну есть вещи, которые не выносят, мне кажется, если они особенно существуют на самом деле, на публику.
К. Ларина
―
Что еще раз и подталкивает к мысли, что все это была абсолютная пиар-акция. Такая немножко слоноподобная.
И. Петровская
―
Но тем глупее на самом деле.
К. Ларина
―
Новости.НОВОСТИ
К. Ларина
―
Возвращаемся в программу «Человек из телевизора». Я напомню, что для вас, дорогие друзья, есть возможность задать вопросы или предложить темы для обсуждения. Или напомнить какую-нибудь программу, о которой мы забыли. На sms +7-985-970-45-45. В фейсбуке я забыла сказать, на моей страничке открыла ветку пригласительную, если захотите поучаствовать, поконтактировать с программой «Человек из телевизора». Так уж вышло, что мы сегодня говорим много о «Дожде», но мне кажется, ничего страшного в этом нет…
И. Петровская
―
Потому что обычно мы мало говорим или вообще не упоминаем.
К. Ларина
―
А тут все-таки была куча поводов, было много интересных сюжетов, за которые хочется зацепиться. И кстати еще не финал, мы еще кое-чего вспомнили. Давай продолжим лобковский сюжет, с Пашей Лобковым, который слава богу, при всем том остается на канале и остается работать, с передачей с Ксенией Собчак «Бремя новостей». Но история, которая могла бы стать яркой, событийной это по сути первое и единственное интервью Надежды Савченко, которое она дала российской телекомпании.
И. Петровская
―
Во-первых, во-вторых, это единственный по-моему наш корреспондент, притом уровня Лобкова, то есть не рядовой человек, который таки поехал туда, рассказывал и показывал, что происходит там вокруг нее. А не вопил, как на многих прошедших на этой неделе ток-шоу и в сюжетах, что Савченко это некая бомба, которая подложена теперь под власть украинскую, и более того, в основном все зацикливались на якобы ее каких-то неадекватных реакциях и смотреть это было, честно говоря, невыносимо. Павел Лобков сделал очень хороший, очень профессиональный вот как надо репортаж. В хорошем смысле «как надо» и конечно центром и финальной даже точкой этого репортажа было интервью, пусть и очень короткое, которого ему удалось со своими связями добиться. И вот я подумала, посмотрев интервью, что он в каком-то смысле, может быть, стал последней каплей для Паши Лобкова. Потому что да, он говорит за кадром, что Надежда Савченко, он не имел возможности и права диктовать ей, как встать, особенно как-то осветить и так далее.
К. Ларина
―
Она сказала, как он рассказывал что нет времени, поэтому ничего не будем выставлять, как есть так и есть. Снимайте как есть.
И. Петровская
―
Но при этом не может такого быть, что невозможно было Надежду Савченко просто развернуть. Потому что из-за того, что у нее за спиной был свет…
К. Ларина
―
Контровый.
И. Петровская
―
Ее лицо получилось просто темное лицо. И я думаю, что в этом как раз некоторая есть особенность подходов некоторых сотрудников канала «Дождь». Которые с одной стороны делают как надо, как большие, а с другой стороны происходят такие лажи и ляпы. И обидно было невероятно. Потому что все в этом репортаже есть, и комментарий Лобкова, и картинка, и все.
К. Ларина
―
И, кстати, что очень важно для российского зрителя это по сути единственный был репортаж и вообще сюжет, посвященный Савченко, где она была нормальным адекватным, вполне себе нормальным человеком, который умеет разговаривать, который умеет внятно выразить свою мысль, который не кидает лозунги просто в пространство.
И. Петровская
―
Четко отвечает на поставленные вопросы.
К. Ларина
―
Да. Как она его подхватывает. Я понимала, что она торопилась, но понимала смысл вопроса, не нужно было его до конца, когда она говорит: не говорите дальше, я поняла, про что вы спрашиваете. Нормальный человек. И за это кстати Павлу Лобкову действительно спасибо. За то, что он нам представил нормального человека. Не эту оглашенную сумасшедшую, которую нам представляют на российских каналах.
И. Петровская
―
Мы знаем, как умеют на российских каналах, перейдем к этой теме. Тем обиднее, что происходит такая лажа. Говорю еще раз, что я совершенно не верю, что она до такой степени несговорчивая, что просто элементарно объяснить ей, чтобы повернуть ее так, чтобы лицо было видно.
К. Ларина
―
Ты считаешь это все-таки ляп тогда группы.
И. Петровская
―
Я думаю, мне кажется, ничем иным я объяснить это не могу. Но с другой стороны, когда я это смотрела я подумала, что мы вообще отвыкли от нормальной такой журналистики телевизионной. То, что было еще 10 лет абсолютным правилом, нормой, разумеется, огромное количество корреспондентов поехали бы туда и добивались бы всеми способами тоже интервью и рассказывали, как все это сейчас происходит в Киеве. Это жутко интересная сама по себе тема. А не только страшилка, пугалка. И вот это навешивание ярлыков и делание какого-то страшного жупела. И выясняется, что на это решился единственный канал «Дождь», это мы закрываем…
К. Ларина
―
Нет, еще не закрываем.
И. Петровская
―
Хорошо.
К. Ларина
―
Еще была история.
И. Петровская
―
Еще одна грань этой темы, что что бы ни было, лажи, не лажи, какие-то внутренние, вынесенные на публику…
И.Петровская: Все надо готовить. Раньше было: вначале завизируй, потом импровизируй
К. Ларина
―
Но контент побеждает.
И. Петровская
―
Контент, безусловно, побеждает. И единственное то, что дает возможность хоть как-то по-другому увидеть происходящее.
К. Ларина
―
Еще один сюжет, мы не можем его обойти. Это прямая линия Алексея Навального на канале «Дождь». Она, конечно, сам по себе факт, что Алексей получил такое количество времени и возможности отвечать на любые вопросы аудитории, он приветствуется. И он был хорош во многих вещах. И то, что он был, как мне показалось максимально откровенен с аудиторией, готов был отвечать на любые вопросы. Не халтурил, не было ни в одном ответе такого пренебрежения к людям. Это очень важно для человека, который себя позиционирует как народный политик. И мне кажется, он вел себя прекрасно в этом смысле. Просто молодец. Но, на мой взгляд, совершенно была неудачна ведущая Юлия Таратута. Может быть, в тех форматах малых ее интервью говорить что называется на бегу, потому что тоже не очень понятный формат, прибегает человек, быстренько о чем-то, одна тема, на которую они разговаривают и его отпускают. Мне кажется, что такие вещи как прямая линия, как бы не было аналогий с Путиным, это понятно, что в этом была некая игра смысловая. Но ребята, это надо готовить. Это все равно формат, не может быть, чтобы человек со стаканом сел за стол, а потом сказали, ну поехали. Марьиванна Петрова из города Тютькина спрашивает: скажите, пожалуйста, Алексей, а как вы относитесь…Так не делается. Нельзя. Это, во-первых, неуважение к герою. Если уж вы его позвали, и вы знаете, какой он ответственный человек, надо было сделать из этого действительно передачу, а не эти записки, которые ниоткуда возникают и никуда уходят. А уж то, что не было конца у этой программы, я имею в виду финала, его просто не было. Просто она закончилась и как снег перестала идти. И после этого нам говорят: а теперь идите в фейсбук. Или в перископ. Я захожу и что я вижу, Ира. Ты видела?
И. Петровская
―
Нет.
К. Ларина
―
Савченко отдыхает - этот сюжет. Это было просто безобразие. Они стояли около какого-то то ли стола, то ли чего-то в полной темноте два человека, шурша какими-то бумажками, он стоял несчастный Алексей, не знал, куда повернуться, потому что она напротив его Юля стоит, уткнувшись в бумаги, зачитывает ему какие-то записки без всякой связи, одно из другого не вытекает. То есть никаким образом не обработаны ни эти вопросы, ни эти темы, ничего. А он вертится, не понимает, куда ему смотреть. То ли на нее, когда он смотрит на нее, нам в камеру показывают его затылок. Когда он смотрит на нас, тоже какая-то дикая мизансцена, потому что она сзади ему чего-то такое говорит. При этом абсолютно полная темнота. Такой грязный совершенно эфир, кто-то чего-то подходит, выходит. Люди какие-то подходят, выходят из кадра. И что это такое, понять невозможно. Поэтому мне кажется то, что было задумано как событие, в итоге что осталось от этого события. Скандал с Кацем. Вот что осталось. И больше ничего. А это очень обидно.
И. Петровская
―
Но этим меня тоже, честно говоря, отвратила эта вся тема. Просто ее сейчас долго развивать.
К. Ларина
―
Это во всех новостях уже.
И. Петровская
―
Но это было и плюс какие-то выплескивания внутренних отношений, в штабах, в оппозиции…
К. Ларина
―
А вот не надо было вопрос Каца давать. Это «Дождю» привет. Он же не позвонил в прямую линию. Это же записанный вопрос. Видео или какой он там был.
И. Петровская
―
По-моему, видео да.
К. Ларина
―
Значит это провокация. Они сами ее затеяли. Ну зачем.
И. Петровская
―
Просто на его месте я бы опустила эту тему, каким-то образом от нее ушла. Сказав, что это наше внутреннее дело.
К. Ларина
―
Как мне кажется, что должен был ответить нормальный человек, уважающий себя и аудиторию. Он должен был сказать: уважаемый господин Кац или Максим Петрович или как там его зовут, давай мы с тобой эту тему обсудим без свидетелей.
И. Петровская
―
С глазу на глаз. Ну вот то, что ты говоришь про свет, про неподготовленность…
К. Ларина
―
Это был ужас.
И. Петровская
―
Это, к сожалению, тот самый фирменный стиль канала…
К. Ларина
―
Который выдается за некую естественность.
И. Петровская
―
Да, но который я предполагала, что все-таки уже теперь на седьмом году жизни нужно было бы наверное изжить. Наверное, они боятся потерять некую такую искренность, естественность, то, что им кажется очень важным составляющим телевидения. Но искренность искренности, во-первых, рознь, а во-вторых, художественная самодеятельность тоже бывает ужасно искренняя. Но на нее бывает очень неловко смотреть. Когда ты видишь, как прекрасные милые душевные и полные энтузиазма люди не попадают в ноты или шаркают ноги, сбиваются. Все надо готовить. Раньше было: вначале завизируй, потом импровизируй. Но в принципе любая импровизация и все это знают прекрасно, это все равно плод какой-то подготовки, продумывания, как это будет происходить. Дальше уже в меру, в силу таланта и способности к импровизации и естественности. Но она не может быть спонтанной, вот такой вот: вот мы такие, ребята. Вот мы такие вот милые, хорошие, замечательные. Еще самое неприятное, что бывает это самоупоение, которым часто тоже грешат даже и любимые нами, я думаю, сотрудники канала. Вот самолюбование, самоупоение, мы лучшие, мы самые-самые, давайте мы…
К. Ларина
―
Это Лобков в своем тексте тоже написал.
И. Петровская
―
Скажем банально, тем не менее, все-таки поражение от побед пусть кто-нибудь отличает другой. А человека работающего отличает мне кажется в первую очередь требовательность к самому себе. И к тому продукту, который он производит.
К. Ларина
―
Ну и видишь, получается, что начали за здравие…
И. Петровская
―
Это очень важно сказать, что мы не собираемся как-то обижать…
К. Ларина
―
Сам факт того, что мы обсуждаем всю программу сегодня это одна неделя, а сколько было событий на одном маленьком канальчике.
И. Петровская
―
Конечно, мы еще не вспомнили, что хотя это тоже и предмет был Пашиной заботы и отчаяния, сколько там было музыкантов, был Владимир Познер…
К. Ларина
―
Но это тоже было непонятно зачем.
И. Петровская
―
Абсолютно. Это было в рамках давайте посмотрите, все гости и все флаги в гости к нам…
К. Ларина
―
И Билан что там делал тем более. Когда он уже сам сказал: а дайте мне что-нибудь сказать.
И. Петровская
―
Но зато Билан.
К. Ларина
―
Зачем?
И. Петровская
―
Как выясняется даже Билан, не говоря уже о Познере и даже Алла Пугачева, которая косвенно стала, конечно, героиней на этой неделе не гарантия того, что все у вас получится. Чужие имена, знаменитые фамилии, чужая популярность. Если не придумано, что и как и как это приспособить…
К. Ларина
―
И что вы от этого человека хотите.
И. Петровская
―
В результате либо человек потеряет в своей репутации или популярности, либо ничего не прибавит тому, кому он хотел порадеть своим участием и присутствием. Это я косвенно задеваю шоу «Максим-Максим», которого второй выпуск оказался еще провальнее первого. И теперь уже даже проморолик с обнаженной Аллой Борисовной в ванной вряд ли мне кажется, поможет как-то обрести новую жизнь и новое дыхание.
К. Ларина
―
Ну так пунктиром можно пройтись по всем остальным каналам. Лоза-то. Опять набедокурил. Причем он, по-моему, сам уже удивляется. Я совсем не то хотел сказать, ребята, говорит он. Про Гагарина.
И. Петровская
―
Жил-был человек, вообще история конечно потрясающая по своей какой-то абсурдности. Жил-был человек, никому ничего плохого не делал, даже пользовался популярностью, хотя я знаю единственную песню Юрия Лозы это «На маленьком плоту» и вдруг он начал время от времени высказываться и как-то так все время, что он превратился, как мне кажется в такого записного фрика. И теперь его подлавливают и используют для того, чтобы он еще по какому-нибудь вопросу высказался. И в частности на этой неделе прозвучало, я бы сказала, прогремело его высказывание…
К. Ларина
―
Реплика.
И. Петровская
―
Что Юрий Гагарин вообще ничего не делал, а только лежал.
К. Ларина
―
Ну правда ведь.
И. Петровская
―
Час восемь минут.
К. Ларина
―
45 минут.
И. Петровская
―
Ну неважно. И, разумеется, все возбудились, герой Советского Союза космонавт Алексей Архипович Леонов вообще назвал его молдаванином и еще какое-то слово…
К. Ларина
―
Засранец.
И. Петровская
―
Ну не будем сейчас.
К. Ларина
―
Оно же не матерное.
И. Петровская
―
Тем не менее. А вот дальше история оказалась не так проста. И не такой может быть уж и фрик Лоза. Его таким образом теперь хотят нам постоянно представлять.
К. Ларина
―
На канале «Звезда» я так поняла, прозвучала эта реплика. Он написал целый текст по этому поводу. Сам Юрий Лоза. «Снимался получасовой эфир, говорили о музыке, о рейтингах, несколько раз всплывала тема первопроходцев, и я пытался объяснить, что сегодняшними категориями их мерить нельзя. И дальше в этом контексте прозвучала фраза, что великий первый российский космонавт в ракете только лежал, но своим полетом открыл человечеству дорогу в космос. Я вообще предложил назвать этот момент эффектом Гагарина». Первооткрыватель. То есть наскальная живопись и дальше художники передвижники. То есть такой разрыв идет. И в итоге как потом рассказывает Лоза, сюжет этот в эфире не вышел.
И. Петровская
―
Нет, сначала они сделали из этого маленькую нарезку.
К. Ларина
―
Типа анонс, в который вставили именно эту реплику про Гагарина. С чего, собственно все и началось. А все остальное никого не интересует. И в итоге даже эфира этой передачи не будет, то есть они снимали все это, нагромождали ради вот этого что ли. Ради того, чтобы он где-то прокололся. Канал «Звезда». Объясни мне.
И. Петровская
―
Может быть, во-первых, остальное все не было столь же заманчиво. И зажигательно. А во-вторых, конечно, это урок всем и не только Лозе Юрию, что с нынешними компаниями в основном дело нельзя иметь. Потому что это наперсточники.
К. Ларина
―
Я сейчас просто процитирую одну фразу, по которой будет понятно. «Теперь сижу и думаю, - говорит Юрий Лоза, - подавать мне в суд на всех, кто написал в эфире телеканала «Звезда», что противный Лоза сказал, что не считает полет Гагарина подвигом или не подавать. Ведь они ссылаются на эфир, которого не было и теперь уже не будет, а также на слова, которые я не говорил».
И. Петровская
―
Да, тем более потому что наперсточников очень сложно поймать за руку и доказать, что они занимаются каким-то мошенничеством. Еще раз повторяю, это урок всем, кто думает, что их появление в эфире той или иной особенно государственной компании что-то им прибавит либо в пиаре, либо в их популярности. В любой момент любого, пусть ты Лоза, не Лоза могут подставить и из тебя сделать смонтировать полного идиота. А дальше ты должен будешь, собственно, доказывать, что ты не верблюд, не идиот.
К. Ларина
―
Ну Лоза сам себя загнал уже в эту ловушку.
И. Петровская
―
Конечно.
К. Ларина
―
Они расставлены теперь везде. Где бы он ни появлялся. Капканы.
И. Петровская
―
Тем осторожнее мне кажется должен быть господин Лоза, когда его будут звать. Они будут его звать, он должен быть в этом абсолютно убежден, именно в качестве этого человека, который на такие непредсказуемые реакции способен. Не надо, только в прямой эфир можно ходить сегодня, если не прямой эфир, будьте готовы к тому, что завтра все будут над вами либо ржать, либо вообще считать вас сошедшим с ума.
К. Ларина
―
Вот хотела буквально два слова сказать еще об одном прямом эфире, который я вчера посмотрела. Возвращаясь к Надежде Савченко. Что такое профессиональный настоящий прямой эфир. Надежда Савченко вчера, по-моему, часа, наверное, полтора была в программе «Шустер лайф». У Савика Шустера. Я вчера целиком посмотрела. Я тебе советую посмотреть обязательно. Во-первых, она прекрасно выглядела, она была очень притягательная, обаятельная. Молодая, умная женщина. Эмоциональная, остроумная и как Савик выстроил с ней разговор, это можно действительно поучиться. В отличие от Юлии Таратуты с Навальным. Это очень важный момент. Он предлагал, он ее раскрыл, он ее с нами познакомил. Он дал возможность задать те вопросы, которые вертятся на языке у каждого человека, который наблюдал ее все эти дни в экране телевизора. Начиная от ее внешнего вида и заканчивая ее привычками самыми разнообразными. И курение, и привычка к потреблению острых слов и прочее. Она была великолепна вчера. И я всем рекомендую этот эфир посмотреть, он есть в сети целиком и полностью. Как надо делать интервью с человеком, которого ты уважаешь.
И. Петровская
―
С любым я думаю человеком нужно это делать это интервью, чтобы его раскрыть.
К. Ларина
―
И не провоцировать.
И. Петровская
―
Дальше, если предположить, что человек полный идиот, например, но чем-то он таким прославился, что его нужно позвать и показать. И это нужно сделать так, чтобы тебе аплодировали и говорили: йес, теперь все понятно.
К. Ларина
―
Дорогой Алексей Навальный, поздравляем тебя с 40-летием. Это очень важная дата для мужчины. Рекомендуют эту дату не отмечать. Но мы-то знаем, что тебе сегодня исполнилось 40 лет. Вперед и чтобы только рядом были надежные люди. Никто не подводил, никто не подставлял. Никто не провоцировал. Впереди долгая и надеемся, счастливая и яркая жизнь. Ты очень-очень молодой человек. Держись.
И. Петровская
―
У Визбора есть такая песня именно «Сорокалетие»: что было, то забудется едва ли, 40-летие взяв за середину, мы постоим на этом перевале и молча двинем в новую долину. Там каждый шаг дороже ровно вдвое, там в счет идет, что раньше не считалось, там нам, моя любимая с тобою, еще вторая молодость осталась.
К. Ларина
―
Алексей, для вас.ПЕСНЯ