Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2015-06-20
К. Ларина
―
11 часов 14 минут. Мы начинаем нашу программу «Человек из телевизора». В телевизоре, в Сетевизоре у нас не все сегодня попадают в кадр по разным обстоятельствам, но по радио мы звучим. Ирина Евгеньевна, здравствуйте.
И. Петровская
―
Здравствуйте.
К. Ларина
―
А это я – Ксения Ларина. И Наталья Кузьмина с нами, конечно же. И вы, дорогие друзья. SMS: +7 (985) 970-45-45. И телефон прямого эфира: +7 (495) 363-36-59. Ну что же, с чего мы начнём? Рассказывай. Международное положение тебя волнует больше, как обычно, да? Или какое?
И. Петровская
―
Не знаю. Ой, меня всякое волнует положение. С чего начнём? Просто скажи.
К. Ларина
―
Можно начать с Петербурга, поскольку у нас передача начиналась очередным интервью с Петербургского форума. Я не знаю, что-нибудь ты смотрела из того, что они там предлагают? Там очень много сюжетов, естественно, новостных. Естественно, постоянный прямой эфир идёт, по-моему, и на «России-24», и на канале «Дождь» частые прямые включения. Как ты на это посмотрела?
И. Петровская
―
Я смотрела в основном репортажи, которые идут на официальных каналах, на главных федеральных каналах, и отметила такую основную тему: Петербургский экономический форум – это победа России над изоляцией и, в общем, триумф; несмотря ни на что, к нам приехали; огромное количество предложений, инвестиций и так далее. То есть создаётся впечатление, если смотреть только эти каналы, что всё замечательно и прекрасно, и все флаги в гости к нам. Вот такая основная там тема, мне кажется.
К. Ларина
―
Спрашивают, показывали ли выступление Путина на телевидении, на федеральных каналах и реакцию на его выступление. По-моему, показывали.
И. Петровская
―
Показывали, да, бесконечно, опять же в репортажах. Может быть, не целиком, но бесконечное цитирование. А реакция, мне кажется, исключительно опять же положительная (из того, что я видела).
К. Ларина
―
И ещё вопросы, конечно, по поводу общественно-политических ток-шоу: «Какие темы на этой неделе были главными? Расскажите, Ира. Вы так хорошо рассказываете!»
И. Петровская
―
Ты знаешь, я поняла, что я начинаю ломаться об общественно-политические ток-шоу. Когда я слышу первую фразу – и опять про Украину, – то я почти сразу начинаю переключаться, потому что это уже невозможно просто слышать. Мне тут на днях позвонили (не помню уже откуда), чтобы я прокомментировала данные вот этой «Медиалогии» по поводу того, что за какой-то истекший, достаточно длительный период упоминания Украины, тема Украины сократилась, по официальным статистическим данным, на федеральных каналах в половину. Честно тебе скажу, на прошедшей неделе я это не очень заметила. Мне кажется, что «Время покажет», почти всегда одна из тем – Украина. Программа «Политика» – почти всегда Украина. Соловьёв как минимум начинается с Украины. «Спецкорреспондент» – почти всегда Украина. Поэтому сокращения я совершенно не замечаю.
ПЕТРОВСКАЯ: На федеральных каналах основная тема: Петербургский экономический форум – триумф России над изоляцией
К. Ларина
―
«В этом году впервые в программе „Время“ не было даже репортажа с открытия Конкурса им. Чайковского», – пишет нам Влад из Москвы. Тут как раз есть, что называется, две стороны одной медали. Может быть, и не было репортажа с открытия Конкурса им. Чайковского, зато канал «Культура», по-моему, практически круглосуточно в прямом эфире транслирует и выступления конкурсантов, и обсуждения, и люди в студии обсуждают участников, эксперты. Мне кажется, они в этом году просто молодцы, сделали из этого настоящее событие.
И. Петровская
―
Всегда две стороны одной медали. С одной стороны, конечно, прекрасно, что канал «Культура» это всё освещает, очень подробно обсуждает. Собственно, это и есть его предназначение в том числе, канала «Культура» – откликаться на такого рода культурные события. Но, с другой стороны, есть такие люди, у которых нет привычки смотреть канал «Культура» системно – и действительно тогда получается, что этой темы почти нет в федеральном другом эфире.
К. Ларина
―
А зачем, если есть «Культура»? Это федеральный канал.
И. Петровская
―
У них та же самая логика, у всех этих федеральных каналов: «Зачем, если есть канал „Культура“? Всю „духовку“ отправляем туда».
К. Ларина
―
С другой стороны, могли бы, поскольку всё-таки это холдинг один ВГТРК. Может быть, если действительно вы хотите это событие, которое главное событие на канале «Культура»… Как-то анонсировать же можно его в тех же «Вестях» или на российских федеральных телеканалах: «Если вы хотите посмотреть выступления конкурсантов и подробнее познакомиться, как идёт Конкурс им. Чайковского – пожалуйста, у вас есть такая возможность».
И. Петровская
―
Кстати, ведь это почти никогда не делается – несмотря на то, что это был бы реальный способ увеличения или как минимум привлечения дополнительной аудитории к каналу «Культура». Почему-то этой связки, этого взаимодействия между каналами одного холдинга практически не существует. Просто по поводу ещё одного культурного события. Вчера было открытие международного кинофестиваля…
К. Ларина
―
Это была прямая трансляция?
И. Петровская: В 00
―
50. А реально началось ещё позже. Естественно, это никакая не прямая трансляция.
К. Ларина
―
А кто вёл? Не самую церемонию, а телевизионный репортаж.
И. Петровская
―
Иван Кудрявцев – корреспондент, который ходил по звёздной дорожке и спрашивал у разных звёзд: «Что для вас кинофестиваль?» Я не знаю, как, например, французы освещают Каннский фестиваль, показывают ли они открытие, закрытие, церемонию в прямом эфире какого-то канала.
К. Ларина
―
Я тебе скажу. Наверное, какой-нибудь специальный канал, типа Arte, наверняка показывает открытие и закрытие. Во всяком случае, телесюжеты и дорожку каннскую я видела, я смотрела в Интернете. Самое главное, что у них несколько корреспондентов работают во время церемонии открытия и закрытия Каннского фестиваля. Я имею в виду, что это и дорожка красная, это и какое-то специальное место, где их фотографируют, где их тоже встречает корреспондент и берёт у них интервью.
И. Петровская
―
В общем, мне кажется, что в этой эфирной политике, в этом загоне важных и значимых культурных событий либо на канал «Культура» (слава тебе господи, что есть канал «Культура»), либо в эту глубочайшую ночь есть что-то такое знаковое для нашего времени.
К. Ларина
―
Кстати, «Кинотавр» тоже они, по-моему, показывали в глубокой ночи.
И. Петровская
―
«Кинотавр» точно так же, да. «Культура» показывала раньше, но канал «Россия», по-моему, в этом году…
К. Ларина
―
Не СТС?
И. Петровская
―
«Культура» и «Россия». Показывали тоже в глубокой ночи. Вообще, в этом же году, по-моему, впервые открытие показывает канал «Россия». До этого показывал Первый канал. Я не знаю, с чем это связано.
К. Ларина
―
А, точно! Я же помню, когда Беридзе и Эльдар вели, да.
И. Петровская
―
И это, конечно, два мира, два детства, потому что они сообщали, придавали этому и значимость, и уровень, и это парное их ведение, и совершенно какого-то другого типа и рода вопросы. В этот раз это всё попахивало немножечко такой художественной самодеятельностью. Я имею в виду репортаж перед…
К. Ларина
―
А сама церемония?
И. Петровская
―
Сама церемония? Мне кажется, скромнее, может быть, чем обычно. Не было никаких там… Я путаю уже, когда был «Орёл». Где есть Никита Михалков – там, как правило, какие-нибудь обязательно вылезают казаки и всякие народные мотивы. Но в этот раз как раз была классическая музыка. Потом были детки, «До-Ми-Соль». И были просто ведущие, на которых приятно посмотреть, хотя они не бог весть какой конферанс. Это были Юлия Ауг, Вика Исакова, Дарья Мороз и двое ещё. И плюс Константин Крюков. И выходил, по-моему, Максим Аверин на награждение.Меня потрясло начало речи Никиты Сергеевича Михалкова, когда его пригласили на сцену. Он пошутило мило. Он сказал: «Ну, вот и пришёл 37-й!» – и дальше, после паузы, сообщив, что это шутка, добавил, что 37-й международный кинофестиваль.
К. Ларина
―
А как зал, кстати, оценил?
И. Петровская
―
Зал подобострастно захихикал. Мне кажется, что это шутки немножечко за гранью приличий. А может быть, как раз именно те, которые сегодня необходимы.
К. Ларина
―
Чтобы разрядить атмосферу?
И. Петровская
―
Нет, наоборот. Вот такие намёки.
К. Ларина
―
Или чтобы всё превратить в шутку?
И. Петровская
―
Шутка. 37-й – пошутили. «А вот 41-й наступил. Вот он уже крадётся к нам!»
К. Ларина
―
Про 41-й – пожалуйста. Давайте вспомним, что у нас на следующей неделе, в понедельник, 22 июня. Как вы помните, это День памяти и скорби – день начала Великой Отечественной войны. И многие каналы, каждый по-своему решил отметить это событие. Ира получила такую распечатку…
И. Петровская
―
Нет, не распечатку. И не я только одна. Это пресс-служба рассылает уведомления о разных своих акциях. Вот канал РЕН ТВ, пишет, что: «В эфире телеканала РЕН ТВ 22 июня, в 4 часа утра, состоится всероссийская акция „Вставай, страна огромная“». То есть уже некоторые есть тут, прямо скажем…
К. Ларина
―
В 4 утра, да-да-да, не забудьте включить телевизор.
И. Петровская
―
Удивление. «Вставай, страна огромная». Я специально посмотрела (то есть смотреть особенно не надо), это как раз с воскресенья на понедельник, то есть в 4 утра вставай, страна огромная. Ну, допустим.
ПЕТРОВСКАЯ: Где есть Никита Михалков – там, как правило, обязательно вылезают казаки и всякие народные мотивы
«Эфир РЕН ТВ будет прерван в 4 часа утра, – правда, я опять же надеюсь, что в 4 часа это мало кто заметит из зрителей, – прозвучит песня „Священная война“, которой миллионы людей дали своё название „Вставай, страна огромная!“. Как только отзвучат последние аккорды „Священной войны“, в эфире на минуту наступит тишина – в память обо всех павших. Эфир этого дня перенесёт нас на 74 года назад: на телеэкране будут появляться сводки Совинформбюро от 22 июня 1941 года». Это всё ладно.
Дальше: «РЕН ТВ также поддержит акцию „Вахта Памяти. Вечный огонь – 2015“. Её проведут волонтёры Московского волонтёрского корпуса 70-летия Победы. В 03:00, – друзья мои, – колонна участников…»
К. Ларина
―
Колонна! Обратите внимание, в 3 часа утра колонна участников.
И. Петровская
―
В ночь с воскресенья на понедельник.
К. Ларина
―
Это не розыгрыш?
И. Петровская
―
Нет, это не 1 апреля. «…Колонна участников акции двинется от Болотной набережной в сторону Александровского сада».
К. Ларина
―
То есть на Кремль пойдёт колонна в 3 часа ночи?
И. Петровская
―
Главное – я боюсь, чтобы они не шли ещё, как у Михалкова в «Цитадели», с черенками лопат. Ну, допустим, они без них пойдут.
«В 04:00,
―
извините, мы не кощунствуем, мы читаем, как есть, – прозвучит объявление о начале ВОВ». Я же его себе почему-то представляю, как центр Москвы огласится рёвом сирен и объявят: «Сегодня, ровно в 4 часа, Киев бомбили, нам объявили…»
К. Ларина
―
Кошмар…
И. Петровская
―
Дальше. Подожди, это ещё не всё. «На улицах будет воссоздана тревожная атмосфера первых дней войны: военная техника, ретрансляторы, сообщающие о начале войны, солдаты…»
К. Ларина
―
В Москве?
И. Петровская
―
Да-да, всё там же, видимо.
К. Ларина
―
Около стен Кремля?
И. Петровская
―
Скорее всего, да. «На улицах». Не знаю, может, в Митино. Ну и в Митино людей жалко, тоже люди живут. «…Солдаты, отправляющиеся на фронт. Телеканал РЕН ТВ приглашает всех неравнодушных присоединиться к этой акции. „Победа будет за нами!“».Во-первых, я хочу спросить. Ведь у нас же действует, по-моему, правило «больше трёх не собираться». Или как там?
К. Ларина
―
Согласованная акция должна быть.
И. Петровская
―
Ну, может, согласованная.
К. Ларина
―
Закон о тишине, вообще-то.
И. Петровская
―
У меня в данном случае просто миссия гуманистическая: предупредить людей, которые, случайно оказавшись либо на улице, либо услышав и увидев «тревожную атмосферу», воссозданную каналов РЕН ТВ…
К. Ларина
―
И отправляющихся на фронт солдат.
И. Петровская
―
«Солдат, отправляющихся на фронт». Чтобы они не свихнулись реально и не подумали, что действительно началась война. Вот что-то в этом, согласись, есть гротесковое как минимум. Честно сказать, я не могу этого понять, хотя я всей душой, всеми силами за то, чтобы хранить память, делать какие-то акции, как Томская компания придумала «Бессмертный полк». Кстати, тоже эта тема имеет продолжение.
К. Ларина
―
Ира, я тебе хочу сказать, что они не первые, потому что на самом деле, когда ты всё мне это зачитывала перед программой, я вспомнила замечательную классическую историю радиопостановки Орсона Уэллса «Война миров» в 1938 году, когда по радио началось нашествие марсиан на Землю.
И. Петровская
―
Радиопостановка.
К. Ларина
―
Радиопостановка, радиоспектакль.
И. Петровская
―
Это классический случай в истории.
К. Ларина
―
И народ, который сидел около радио, понял, что пора валить.
И. Петровская
―
И повалили-таки.
К. Ларина
―
И повалили-таки! И это была, конечно, история классическая. Она была сделана виртуозно Орсоном Уэллсом. И действительно это осталось в истории до сих пор, мы об этом вспоминаем. Остались в истории записи, которые иногда демонстрируют на различных радиостанциях. И это, конечно, впечатляет, потому что у них там был типа концерт, который прервался, начались какие-то вспышки, крики – было полное ощущение, что кто-то захватывает радиостанцию.Давайте мы сейчас новости послушаем, поскольку нас пока ещё не захватили марсиане, а потом продолжим.
НОВОСТИ
К. Ларина
―
Возвращаемся в программу. Напомню, что мы сейчас благодаря каналу РЕН ТВ вспоминаем «весёлые случаи на уроках», когда произведение искусства – в данном случае мы говорили про постановку Орсона Уэллса «Война миров» на радио в Америке – приняли многие за чистую монету. И началась паника среди жителей Нью-Джерси (по-моему, это там происходило), пробки километровые, люди собирали свой скарб, пытались убежать от марсиан. От марсиан! И очень было смешно, что многие люди рассказывали, что они были свидетелями, очевидцами, они практически это видели.
И. Петровская
―
Это как раз и называется «врёт, как очевидец».
К. Ларина
―
Так вот, я хотела просто ещё в качестве альтернативы тебе сказать (может быть, ты тоже об этом знаешь и слышала), что свою акцию 22 июня проводит и телеканал «Дождь».
И. Петровская
―
Да, слышала.
К. Ларина
―
Акция называется «Предчувствие войны». Вместе с проектом «Прожито» представляют акцию «Предчувствие войны». Написано на сайте «Дождя»: «Мы возьмём советские дневники и прочитаем их в прямом эфире. Всех желающих принять участие в акции, – это уже относится к вам, дорогие друзья, обращаемся мы к вам, слушателям, – мы ждём 22 июня, – но в отличие от канала РЕН ТВ не в 3 часа утра, и не в 4, а в 2 часа дня, – в 14 часов». С 2 до 7 часов вечера на дизайн-заводе «Флакон» вы можете сами принять участие в этой акции. Пишут также наши коллеги, что можно подключать и людей, которые живут в других городах. Все желающие могут отправить свой номер телефона и адрес Skype по электронной почте «Дождя» и предложить тоже своё участие.Я так понимаю, что это акция сродни акции, которую проводит «Мемориал» каждый год – «Возвращение имён», – когда просто вам даётся какое-то количество текста. Там имена перечисляются, а здесь – фрагменты из дневников советских людей как раз в период июня 1941 года. И вы можете прочитать фрагмент, что называется, с погружением. Но это всё-таки другое, согласись, Ира?
И. Петровская
―
Я изучила, кстати, программу понедельника, 22 июня. Честно тебе скажу, за исключением повтора военной драмы «Курсанты» на канале «Россия» в 23:50 и фильма «Один из пяти миллионов» ко Дню памяти и скорби на канале опять же «Культура», пока ничего такого специального я не обнаружила.
ПЕТРОВСКАЯ: Бессмертный полк - это действительно была во многом телевизионная акция, благодаря которой город вышел
К. Ларина
―
Пишет нам из Санкт-Петербурга Лика: «Странно, но на сайте РЕН ТВ в ночь на 22-е такого маразма в 4 утра не предлагают». Может, правда пошутили?
И. Петровская
―
Слушай, как это? Приходит с того же абсолютно адреса…
К. Ларина
―
Нет, я не сомневаюсь, но это в программе должно же тоже как-то отражаться.
И. Петровская
―
Может быть, просто они это придумали позже, чем они сверстали программу. С того же адреса, подписано теми же людьми, которые обычно присылают. Правда, ей-богу, сложно предположить, что это розыгрыш. Если это розыгрыш, то… Нет, слушай, этого быть не может.
К. Ларина
―
По поводу Орсона Уэллса. Мне тут говорят, что это Герберт Уэллс, а не Орсон Уэллс. Братцы, давайте не будем тут с вами спорить. Герберт Уэллс – это автор произведения, которое называется «Война миров». А тот, кто руководил режиссёрской группой, кто этот проект замутил на радио – это был выдающийся режиссёр, кинорежиссёр Орсон Уэллс, это его работа. Так что давайте мы разделим.
И. Петровская
―
В общем, два Уэллса.
К. Ларина
―
Теперь по поводу ТЭФИ, которая как бы ушла от нас. Мы это понимаем и давно уже с ней распрощались как участники этого процесса, как зрители, но тем не менее она существует. И вот на этой неделе на сайте оргкомитета премии объявлены финалисты 2015 года. Я могу для наших слушателей назвать кого-то, Ира прокомментирует. А может быть, и вы тоже прокомментируете, дорогие друзья.В категории «Событие сезона» в финал вышли три проекта: «Крым. Путь на Родину», «Танцы», и «Бессмертный полк».
И. Петровская
―
«Танцы» какие? «России»?
К. Ларина
―
«Comedy Club». Канал вещания: ТНТ.
И. Петровская
―
А, «Танцы»! Да-да-да.
К. Ларина
―
И акция «Бессмертный полк», Первый канал. Хотя «Бессмертный полк» разве Первого канала акция?
И. Петровская
―
Это меня больше всего в этой ситуации зацепило.
К. Ларина
―
Его же транслировали по всем каналам.
И. Петровская
―
Больше того, по-моему, представлен «Бессмертный полк» в этом году и Первым, и Вторым каналом. Транслировали два, по-моему, канала.
К. Ларина
―
Все транслировали.
И. Петровская
―
Ну, вот так подробно от начала до конца два – Первый и Второй со своими комментариями.
К. Ларина
―
И «Россия-24» тоже была, там тоже свои комментарии были.
И. Петровская
―
Ну, «Россия-24» – понятно. Дело даже не в этом. А дело в том, что, как мне кажется, если уж эту акцию представлять на ТЭФИ и называть телепроектом и событием (другой вопрос, что не этого года, но в этом году это приобрело вот этот всесоюзный, всероссийский, государственный масштаб), то, наверное, следовало бы всё-таки объявить другого автора и создателя этого прекрасного абсолютно действия.
К. Ларина
―
Всё, уже забыто.
И. Петровская
―
Томская телекомпания – к сожалению, её никто не вспоминает. «Танцы» – очень хороший был проект на ТНТ.
К. Ларина
―
Очень странное сочетание – «Танцы» и «Бессмертный полк».
И. Петровская
―
Странное, безусловно.
К. Ларина
―
«Бессмертный полк» – по сути, это трансляция акции. Что такое «Бессмертный полк» (насколько я понимаю, если речь об этом идёт)? Это то, что мы смотрели 9 мая по телевизору, да?
И. Петровская
―
Да, конечно.
К. Ларина
―
Но это была трансляция акции, это не телепередача, это не телепроект.
И. Петровская
―
Давай разделять.
К. Ларина
―
Объясни мне тогда, пожалуйста.
И. Петровская
―
Одно дело, когда придумано томичами. И телевидение в данном случае послужило… Как это у Ленина было? Организатор и кто ещё?
К. Ларина
―
Идеолог.
И. Петровская
―
Агитатор и так далее. Не только транслятор, но и организатор, инициатор, создатель. И это действительно была во многом телевизионная акция, благодаря которой город вначале вышел, а потом это пошло по другим городам и весям.
К. Ларина
―
А это?
И. Петровская
―
В данном случае это действительно…
К. Ларина
―
Трансляция.
И. Петровская
―
Всё равно как объявить акцию «Парад Победы».
К. Ларина
―
Или «Демонстрация трудящихся на 1 Мая».
И. Петровская
―
Да. Так что здесь, безусловно, присутствует странность. Уж я не говорю про фильм «Крым. Путь на Родину».
К. Ларина
―
Событие сезона.
И. Петровская
―
В каком-то смысле это событие сезона, безусловно, потому что такого откровенного и подробного интервью президента с признаниями очень во многом, что происходило год с лишним назад в Крыму, пожалуй, никто не ожидал, нигде, включая разные зарубежные организации, которые очень живо следят за такими откровениями.
К. Ларина
―
То есть событие сезона в широком смысле этого слова?
И. Петровская
―
В широком смысле, и не только этого, я боюсь, сезона. Это событие века.
К. Ларина
―
На звание телепродюсера сезона претендуют: Юрия Аксюта, продюсер проекта «Голос»; Вячеслав Дусмухаметов за те же «Танцы», как я понимаю; и Саида Медведева за «Президента». «Президент» – это фильм?
И. Петровская
―
Конечно, это другое.
К. Ларина
―
Это другой фильм.
И. Петровская
―
Это где Соловьёв брал интервью.
К. Ларина
―
То есть у нас «Событие сезона» – Владимир Владимирович, и «Телепродюсер» – тоже у нас Владимир Владимирович.
И. Петровская
―
Да. Но дело в том, что когда появился фильм «Президент», а также стало известно, что продюсер как раз Саида Медведева, то, разумеется, очень многие вспомнили, что она же была продюсером «Великой тайны воды» и «Тайны плесени».
К. Ларина
―
Да что ты?
И. Петровская
―
Ну конечно!
К. Ларина
―
Нет, там «Плесень» просто звалось.
И. Петровская
―
Или просто «Плесень» называлось.
К. Ларина
―
Просто «Плесень», просто «Плесень».
И. Петровская
―
Так что видишь, как человек многогранен. Поэтому, мне кажется, вполне заслуживает. Вообще те тройки, которые я изучала, и многие из тех, кто туда попал… Вот могут меня обвинить в том, что это уже какая-то зависть бывших членов (или действующих членов, неважно) академии: «Старая академия, вот отстранили, и теперь вы злобствуете». Правда, при прежней академии ни «Вести Недели» Киселёва…
ПЕТРОВСКАЯ: Можно иметь какую угодно инфраструктуру, корпункты, но от этого кислое не станет сладким
К. Ларина
―
Подожди, давай я скажу, я же не назвала тройку. Давай дальше.Номинация «Информационная программа». Итак, финалисты: «Главное», Пятый канал, «Петербург» (это то, что ведёт товарищ Стрижак); «Воскресное время», Первый канал; «Вести недели», Дмитрий Киселёв, канал «Россия-1». Ира, пожалуйста, ваш комментарий.
И. Петровская
―
Я помню одно из последних заседаний (я как раз всегда работала в информационной этой гильдии, секции), когда Ирена Лесневская, человек прямой и не заморачивающийся какими-то «а может…», «а всё-таки…», она просто встала и сказала… Я не помню, какой тогда проект очень сильно продавливали в эту тройку.
К. Ларина
―
Именно «Информационная программа»? Ну, какие-нибудь «Вести», наверное.
И. Петровская
―
Типа тоже «Время». Уже была пропаганда. И Ирена встала и сказала: «Послушайте, а какое это имеет вообще всё отношение к жанру? Какое это имеет отношение к профессии? Либо, как это создавалось во время… вернее, не во время, а когда создавалась ТЭФИ, это гамбургский счёт – либо мы идём на поводу у рейтингов и всяких других соображений».Потому что представители каналов как раз пытались говорить, что несопоставимы, допустим, «Дождь» (по-моему, «Дождь» уже был и тоже обсуждался), «художественная самодеятельность», «сельский клуб» – и такой гигант, монстр со своей дикой историей, инфраструктурой, корпунктами и так далее. Можно иметь какую угодно инфраструктуру, корпункты, дикое количество всех и всего, техники, но от этого кислое не станет сладким, понимаешь. И поэтому этот списочек исключительно характерен. Что называется, одно краше другого. Но я в этой ситуации, конечно, буду болеть за Киселёва и «Вести Недели».
К. Ларина
―
Ира… (Смех.)
И. Петровская
―
Ну, потому что нужно всё-таки за самое!
К. Ларина
―
То есть довести просто до абсурда?
И. Петровская
―
Да не надо ничего доводить, уже всё доведено. Просто моё личное в этом случае предпочтение вот такое.
К. Ларина
―
На самом деле, если всерьёз… Допустим, дали возможность опять же академикам выбирать претендентов.
И. Петровская
―
Так они и так выбирают. Там же теперь другой принцип.
К. Ларина
―
Там другие какие-то люди.
И. Петровская
―
Квоты от каналов, от учредителей.
К. Ларина
―
Ну, представь себе. А что тогда выбирать? «Информационная программа» сегодня, сейчас – кого бы ты представила на эту награду? Хорошо, допустим, канал «Дождь» и передача «Здесь и сейчас».
И. Петровская
―
И всё. И закончим этим разговор.
К. Ларина
―
И всё? Вот про то и речь. Вот что сегодня достойно такого упоминания как «лучшая информационная программа»? Кто сегодня конкурент? Кто с кем может конкурировать? Никто ни с кем.
И. Петровская
―
Я тебе скажу. Не знаю, около десяти лет назад, ещё когда в России проходило это, я помню, кто-то подошёл ко мне с микрофоном по поводу того, кого мы избираем и кто у нас вошёл в номинанты информационные, я как раз высказала, мне кажется, вполне здравую уже даже тогда идею: исключить информационные эти номинации. Ну, правда. Все же всё прекрасно понимают. Да, наверное, и в этих программах встречаются иногда какие-то хорошие сюжеты, репортажи, мы не будем этого отрицать, но в общем и целом, безусловно, это не имеет никакого отношения к тому жанру, который заявлен в этих номинациях. Ну, что тут делать?
К. Ларина
―
По поводу РЕН ТВ у нас есть уже информация от нашего слушателя: «На сайте РЕН ТВ в разделе новостей лежит новость от 19 июня 2015 года, – то есть от вчерашнего дня, – „Священная война“: „РЕН ТВ разбудит патриотизм в россиянах 22 июня ровно в 4 часа“. На телеканале в день и час годовщины начала Великой Отечественной войны состоится патриотическая акция».
И. Петровская
―
Я тебе и говорю. Слушай, это серьёзные люди. Мне кажется, они всё-таки не разыгрывают, тем более серьёзных же телевизионных обозревателей. Кстати, должна сказать, что демонстрировать, транслировать церемонию ТЭФИ (заканчивая предыдущую тему) будет как раз РЕН ТВ.
К. Ларина
―
А, будет всё-таки показывать что-то?
И. Петровская
―
Да, 25 июня, как это теперь водится, в 00:00, то есть фактически уже 26 июня.
К. Ларина
―
Подожди, а на эту церемонию вы ходите как академики? Запутали совершенно.
И. Петровская
―
Нет. В прошлом году кого-то звали, а большинство не звали. Дело в том, что теперь это проходит в одной из студий телецентра «Останкино», и там очень ограниченное количество мест. И даже корреспондентов аккредитованных в сам этот зал не допускают, они там в отдельном помещении это смотрят с мониторов и, соответственно, видимо, потом пишут и комментируют.
К. Ларина
―
Интересно, тут есть ещё же… Я открыла просто сайт ТЭФИ. Тут есть ещё персоналии. Давай посмотрим, интересно же! «Ведущий информационной программы», шорт-лист, тройка: Анна Янкина, Егор Колыванов…
И. Петровская
―
«Анатомия протеста». Ой, «Анатомия дня».
К. Ларина
―
«Анатомия дня». Это информационная программа?
И. Петровская
―
Ну, как тебе сказать… Да, она во многом информационная. Ну, она такая итоговая. Это НТВ.
К. Ларина
―
Там же целая куча была у них, ходила.
И. Петровская
―
Всё уже, переформатировались давно.
К. Ларина
―
То есть там уже не ходят эти люди? Там несколько человек было.
И. Петровская
―
Нет, там иногда кто-то появляется.
К. Ларина
―
Норкин там был тоже, по-моему.
И. Петровская
―
Норкина там уже нет, по-моему. Там сидят основные ведущие – Колыванов и Анна Янкина.
К. Ларина
―
То есть два человека, классический вариант? Уже не ходят.
И. Петровская
―
Нет, там появляется ещё Михаил Генделев с разными темами, но вот эти двое – как бы основные, сквозные ведущие.
К. Ларина
―
Второй финалист: Мария Ситтель и Андрей Кондрашов «Вести 20:00», тоже парочка, «Россия-1». Третий участник: Дмитрий Борисов, Первый канал, программа «Новости». (Смех.) Вообще-то не смешно.
И. Петровская
―
Понимаешь, если я сейчас скажу, что буду болеть за Дмитрия Борисова после того, как я сказала про Дмитрия Киселёва, то будет воспринято, как издёвка. Но в целом (вот сейчас серьёзно), то, конечно, Дмитрий Борисов. Он из всех, мне кажется, наиболее достоин. Вот это серьёзно, это правда, это я сейчас без всякого стёба.
К. Ларина
―
Давайте посмотрим ток-шоу. Просто мне смешно от того, как конкурирует Первый со Вторым, иногда подключается НТВ. «Ток-шоу», тройка финалистов. «Открытая студия», «Петербург», Пятый канал…
И. Петровская
―
Стрижак. И там ещё кто-то есть, второй ведущий.
К. Ларина
―
Товарищ Стрижак. Второй – не помню фамилию. «Наедине со всеми», Юлия Меньшова. Здесь не написана ведущая, здесь программа «Наедине со всеми», но мы это знаем. «Наблюдатель», канал «Культура». Ну, здесь хоть какое-то разнообразие всё-таки, да?
И. Петровская
―
Конечно.
К. Ларина
―
«Наблюдатель» – там, по-моему, тоже ведущие меняются. Там Фёкла Толстая, которая мне очень нравится в этом качестве, как ведущая этой передачи. Не помню, кто второй.
И. Петровская
―
Короче говоря, это уже хотя бы не политическое направление. Вне политики, может быть, что-то и можно найти пристойное.
К. Ларина
―
«Вечернее ток-шоу» хочешь?
И. Петровская
―
Хочу.
К. Ларина
―
Как ты думаешь, кто здесь?
И. Петровская
―
В зависимости от того, что они называю «вечерним».
К. Ларина
―
«Право знать!», Сергей Минаев.
И. Петровская
―
Это ТВЦ.
К. Ларина
―
Да. Андрей Малахов, «Сегодня вечером». Это субботняя, по-моему, передача, да? Владимир Рудольфович! «Вечер с Владимиром Соловьёвым». Это «Вечернее ток-шоу»!
И. Петровская
―
Видишь, всё время вынуждены метаться. (Смех.) Ну, конечно, Соловьёв! Конечно! Кто же сомневается? Давно уже человек ждёт признания коллег.
К. Ларина
―
Так, про «Событие» поговорили. Давай что-нибудь художественное. «Телевизионный фильм/сериал». Давай посмотрим, кто у нас вышел в финалисты. «Екатерина». Кстати, неплохой фильм, неплохой проект. Это «Россия-1», «Амедиа».
И. Петровская
―
Его, кстати, показали целиком, сквозным образом в День России.
К. Ларина
―
Да, 12-го числа. «Чернобыль. Зона отчуждения». Относятся к этому очень серьёзно зрители, которые это кино смотрели. Я не видела, но, может быть, стоит посмотреть. Канал вещания: ТНТ. И фильм, который, безусловно, заслуживает отдельной награды, хотя и был показан через несколько лет после того, как должен был быть показан – это фильм «Однажды в Ростове», который мы здесь все активно обсуждали, и был он на Первом канале. Здесь хоть приятно посмотреть. Есть на что посмотреть.
И. Петровская
―
И мне кажется, что тут, конечно (опять же, уже без смеха и без стёба), есть безусловный фаворит – это «Однажды в Ростове».
К. Ларина
―
Посмотрим, короче. Когда это будет? 25 июня, по-моему.
И. Петровская: 25
―
го, я и говорю. В ночь с 25-го на 26-е. Не в 4 утра, а в 00:00.
К. Ларина
―
Ну, можно посмотреть. Я думаю, к этому времени уже будут известны все победители.
И. Петровская
―
Как правило, да. Те, кто присутствует там в режиме онлайн, начинают в том же Facebook по ходу выкладывать результаты.
К. Ларина
―
Юрий Визбор. День рождения сегодня у человека, о котором мы вспоминаем каждый год – и потому что мы его в принципе любим, и потому что волею судеб, что называется, Ира Петровская лично была знакома с замечательным человеком.
И. Петровская
―
Да, свезло мне, правда.
К. Ларина
―
Ей действительно повезло. Тебе и слово. Говори. Про Визбора.
И. Петровская
―
Во-первых, на канале «Культура» через неделю, в воскресенье, будет в 14:55 вечер бардовской песни «Юрию Визбору посвящается». Но это через неделю. Юрию Иосифовичу исполнился бы всего лишь 81 год. Представить это невозможно – так же, как и невозможно представить, что ушёл он из жизни 50-летним. А казалось – таким взрослым… Вся жизнь прошла под его песни. Вся жизнь под него практически и прошла. Я вспоминаю нечеловеческое обаяние, которым этот человек обладал, который влюблял в себя сходу всех. В наследие своё он не только песни нам, друзьям, оставил, но и свою семью и дочь в первую очередь, старшую, Татьяну.
К. Ларина
―
А теперь уже и внуков.
И. Петровская
―
А теперь уже и внуков. Татьяна Визбор теперь организовывает эти концерты. В частности, завтра в Пушкинском на Пушкинской же площади будет традиционный концерт памяти Юрия Иосифовича Визбора. Молодцы, замечательно. До этого вдова Нина Филимоновна несла это (это правда тяжкий труд), теперь – Татьяна. Думаю, что сколько живём, столько и будем помнить. А главное – сколько собираемся, столько будем и петь.
К. Ларина
―
Песню я, конечно же, выбрала под настроение сегодняшнее. Надеюсь, что эта песня и это настроение совпадут и срезонируют и с вами, и с Ирой, и с нашей студией. Давайте послушаем Юрия Визбора и на этом расстанемся. А Татьяне Юрьевне Визбор большой привет и поклон!ПЕСНЯ «ОКТЯБРЬ. САДОВОЕ КОЛЬЦО» В ИСПОЛНЕНИИ Ю. ВИЗБОРА
Налей чайку зеленого, налей.
Кусок асфальта, мокрые машины,
Высотных зданий сизые вершины –
Таков пейзаж из форточки моей.
А мы все ждём прекрасных перемен,
Каких-то разговоров в чьей-то даче.
Как будто обязательно удачи
Приходят огорчениям взамен.
Всё тот же вид из моего окна,
Всё те же телефонные приветы
И времени неслышные приметы,
Листом осенним достигают дна.
Налей винца зеленого, налей.
Друзей необязательные речи,
Надежды ненадежнейшие плечи –
Таков пейзаж из форточки моей.
А мы все ждём прекрасных перемен,
Каких-то разговоров в чьей-то даче.
Как будто обязательно удачи
Приходят огорчениям взамен.
Налей тоски зелёненькой, налей.
Картошка, лук, порезанный на части
И прочие сомножители счастья –
Таков пейзаж из форточки моей.
А мы все ждём прекрасных перемен,
Каких-то разговоров в чьей-то даче.
Как будто обязательно удачи
Приходят огорчениям взамен.