Человек из телевизора - 2015-05-30
К. Ларина
―
Доброе утро, радиостанция «Эхо Москвы» продолжает свою работу. В студии Ксения Ларина, Ирина Петровская.
И. Петровская
―
Доброе утро.
К. Ларина
―
Наталья Кузьмина наш звукорежиссер. Вам, дорогие друзья, напомним средства связи. Номер sms +7-985-970-45-45, телефон прямого эфира 495-363-36-59. Напомню, что мы говорим о событиях прошедшей телевизионной недели. Выделяем самое интересное, яркое, все, что вас возмущает или наоборот, что вас приводит в восторг. Рады всегда получить ваши отзывы, отклики и телеграммы. В течение программы присылайте. Я обязательно буду читать вслух, если вслух можно прочитать, конечно. Первое, что пришло, вот еще до начала программы, наверное, это и есть главное событие телевизионное. «Уважаемые и любимые Ксения и Ирина, как вам «Бродский не поэт». Прекрасные документальные кадры, которые смотреть и смотреть, но сама композиция и ведение неумелое, - простите, я цитирую, не думаю, что здесь какое-то оскорбление содержится в этих критических замечаниях, - формальное подражание Парфенову. Вот бы он сделал, - пишет Галина, - какой прекрасный у него был «Цвет нации» про Прокудина-Горского». Ира, твои впечатления.
И. Петровская
―
Я много читала таких точек зрения. Наверное, если бы авторов было поменьше в кадре, может быть, от этого фильм бы выиграл. Но, на мой взгляд, несмотря даже на то, что действительно там некоторые есть излишества в этом смысле, мне кажется это все равно событие. Потому что они проделали грандиозную работу, и подняли вот тот пласт, который, в общем, нам многим даже тем, кто интересовался жизнью и судьбой Бродского, не очень известен был. То есть конкретно его жизнь после того, как он покинул этот рай земной советский и люди, с которыми, женщины, одна из самых интересных тем, которые в разные годы с ним соприкасались, включая его дочь родную. Множество неизвестных кадров и документов, например, молодого Бродского я впервые увидела там. И с точки зрения драматургии и композиции здесь я точно не соглашаюсь с нашей слушательницей, мне кажется, что там все выстроено. И самое главное, чем окрашена эта работа это безусловной огромной любовью к тому, о чем рассказывают авторы. В первую очередь творчеству. Им удалось счастливейшим образом избежать того, что сегодня почти во всех такого рода фильмах присутствует, вот этой желтизны, несмотря на то, что там много было лично и даже интимного рассказано героями. Поэтому все равно я считаю, что этот фильм безусловное событие и, в общем, такого рода серьезных работ у нас достаточно мало попадает в эфир. Тем более в лучшее время на Первом канале. На «Культуре» еще можно было бы себе представить. А то, что Первый канал время от времени идет на такие акции, на мой взгляд это очень хорошая заслуживающая внимания вещь.
К. Ларина
―
Мне тоже было очень интересно на это смотреть. Я с удовольствием посмотрела. Сначала кусками, а потом целиком, когда вернулась из своей небольшой командировки. И скажу так, конечно, это интересно, безусловно, это событие, сделано это с максимальным пиететом и уважением к герою.
И. Петровская
―
И знанием еще. Погружением.
К. Ларина
―
Да, но вот я пыталась сформулировать сегодня, что меня там смутило, чего мне хватило. Во-первых, там есть некие вкусовые вещи, которые для меня неприемлемы…
И. Петровская
―
В тексте особенно.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Сегодня люди пребывают во власти мракобесного представления о мироустройстве
К. Ларина
―
Да, в тексте закадровом. Но это все извинительно, это все очень индивидуально. В конце концов. Не суть важно. Но мне не хватило в этом фильме да, любовь есть, мне не хватило какой-то личной боли. Я его смотрела с холодным носом. Вот он меня эмоционально не захватил. Да, мне было очень интересно, я многие вещи тоже увидела и узнавала. Вообще мне было приятно смотреть на этого человека. А он невероятно харизматичен в любом возрасте, какой-то красивый невероятно талантливый человек. И женщины были прекрасные. Все это было интересно. Но вот тут наша слушательница вспомнила Парфенова. Я его не вспоминала в своих мыслях, когда думала об этом фильме, а сейчас подумала, что да, наверное, то, что у Парфенова всегда есть – погружение, как и здесь, максимальное в героя, но вот у него всегда есть какое-то невероятное личностное участие. Вот он как такой посредник, транслятор, проводник, по которому этот ток проходит от человека, которого нет давно, через него приходит ко мне. Но для этого нужно иметь как мне кажется личную заинтересованность, вот такую болевую точку. Мне кажется ни Николай Картозия, ни Антон Желнов этой точки, где каждый из них соединяется с этим человеком, не нашли. Вот если понятно, что я имею в виду…
И. Петровская
―
Я очень понимаю, что ты имеешь в виду. Но пожалуй, у меня все равно другое восприятие. Мне наоборот показалось, и я на эту тему в прошлый раз говорила, еще не видя фильма. Меня в высшей степени поразило, что Антон Желнов ладно, он журналист и интервьюер и политический журналист, меня поразило это в Николае Картозия, который можно сказать отец-основатель этого трэшевого направления на канале НТВ. Хотя до этого он был тоже мы это знаем, он был шеф-редактором «Намедни». У Леонида Парфенова.
К. Ларина
―
Он считается его учеником в какой-то степени.
И. Петровская
―
Да, потому что там есть естественно разница в возрасте, хотя сейчас это уже все сглаживается.
К. Ларина
―
А вспомни про Прокудина-Горского…
И. Петровская
―
Я все понимаю.
К. Ларина
―
Даже Пушкина вспомни.
И. Петровская
―
И Пушкина, и Гоголя вспомню и все в дыму, война в Крыму.
К. Ларина
―
Он очень какую-то нашел точную интонацию, очень точные свои отношения с этими людьми.
И. Петровская
―
Мне кажется, очень важно нам тоже это понимать и формулировать, что Леонид Парфенов в этом смысле высшей пробы профессионал и фактически всеми на любых уровнях и даже ужасно завистливым и очень недобрым телевизионным сообществом он признан лучшим. Самым талантливым, лучше других, а может быть лучше всех понимающий саму природу телевидения. Умеющий удивительным образом сочетать визуальное и аудиовизуальное. Ведь его текст всегда не просто сопровождение, его текст отдельное произведение. Почти все его закадровые или в кадре комментарии их можно отдельно публиковать.
К. Ларина
―
Потом обрати внимание, что он умело избегает, это удивительно, это талант, чего тут говорить. Что он имеет право даже иронизировать по поводу каких-то поступков и черт характера или каких-то явлений в судьбе гениев, героев, которых он выбирает себе в попутчики в фильме. Но никогда в этом нет пошлости и фамильярности. Панибратства. Нет. Про то, что мы говорим, вкусовые вещи, чуть человек сбивается, на «ты» переходит, и все. И уже…
И. Петровская
―
То, что говорили о каких-то закадровых небольших, но вызывающих определенные неловкости, у Парфенова это всегда в форме парадокса. Ты вдруг вздрагиваешь от того, что вот так это сформулировано. Я всегда как раз когда это слушаю, понимаю эту природу. Потому что изначально Леня был человеком пишущим. Хотя создан был для визуальных искусств. Но вот это удивительное чувство слова и владение этим словом, они создают вот такой очень емкий, как правило, образ.
К. Ларина
―
И еще вкус и самоирония.
И. Петровская
―
И вкус. Самоирония мне кажется хуже чуть-чуть.
К. Ларина
―
Короче, за что мы выпьем. За Леонида Геннадьевича Парфенова.
И. Петровская
―
Нет, мы выпьем, я думаю за то, что вообще такие работы появляются. Хотя конечно это вторая тема. Это контекст, в котором появляются и фильмы, и юбилеи вот таких персонажей, героев, как Иосиф Бродский. И то, что сегодня с одной стороны отмечается широко 75-летие, а с другой стороны происходит выдавливание возможно будущих бродских или уже существующих…
К. Ларина
―
Фонд «Династия» возьми например.
И. Петровская
―
О том и я говорю, из этого иногда просто пространства публичного, легитимного. А иногда вообще из географического пространства.
К. Ларина
―
А уж разговоры о том, что возможно будет вновь принят закон о тунеядстве, вовсе очень приятный в год юбилея Бродского.
И. Петровская
―
Весь этот контекст он наводит тоже на определенные размышления и мысли. Может быть, кстати этого контекста немножко, хотя мы все понимаем…
К. Ларина
―
Да, в отрыве этот фильм. Ты права.
И. Петровская
―
Он немножко в отрыве. Как бы это наша история, вот так было и посмотрите, как это было ужасно, и когда нам показывают этот синхрон Бабкова, бывшего куратора…
К. Ларина
―
До сих пор считает, что ничего в нем талантливого…
И. Петровская
―
Более того, он говорит, человек он был дрянь. Говорит непререкаемо этот человек, который вершил судьбы и позволял себе и до сих пор позволяет судить, кто человек дрянь, а кто поэт дрянь. И мы видим, к сожалению этот, если можно назвать ренессанс, а на самом деле реставрация очень многого дурного, от чего бежал в прямом и переносном смысле герой этого фильма.
К. Ларина
―
Если я правильно помню, в этот же вечер совсем в ночь на том же канале был еще фильм «Ниоткуда с любовью» Сергея Бравермана. Кстати очень хороший фильм. Я вспоминаю, конечно, «Прогулки с Бродским» замечательный фильм. На «Культуре» был целый сериал.
И. Петровская
―
Мы анонсировали. А в прошлый раз мы сказали, что это было несколько дней и просто прямая речь, его диалоги с Рейном, и это действительно прогулки по его любимой Венеции.
К. Ларина
―
Я не знаю, показывали или нет, но если вы отмечаете для себя юбилей Бродского, вот после всех этих фильмов просмотренных найти в Ютубе и посмотреть программы Михаила Казакова, где он читает Бродского. Потрясающе.
И. Петровская
―
Этого не было.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Сегодня мы возвращаемся к довоенной истории и довоенным трендам
К. Ларина
―
Алексей Девотченко, который успел до своей трагической гибели записать свой моноспектакль по Иосифу Бродскому «Вальс на прощание». Пророческое название, который на «Культуре» был записан в рамках цикла «Послушайте», где чтецкие программы известных артистов.
И. Петровская
―
На «Культуре» показали не первый раз фильм Андрея Хржановского «Полторы комнаты».
К. Ларина
―
Прекрасная работа.
И. Петровская
―
Да. Где играют Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский родителей Иосифа Бродского и вот там история расставания и так и не состоявшейся встречи. Хотя здесь она реконструирована как бы в фантазиях якобы возращения Бродского в любимый Питер, которого на самом деле не было. И действительно, кстати, я не знала этого факта, это не из «Полторы комнаты», а по-моему из фильма Картозии, что отец не дожил, ему дали таки разрешение на выезд к сыну. Но он буквально чуть ли недели какие-то не дожил до того, чтобы поехать и повидаться.
К. Ларина
―
По поводу контекста я, может быть, неожиданный переход сделаю, но то, что мне хотелось бы отметить. Не знаю, следишь ли ты за этой историей. Я что называется «подсела». Выражаясь нашим с тобой сленгом. На сериал политический, реалити-шоу, который идет на «Дожде». Президент-2042. Мне ужасно понравилась эта история. Мне сначала показалось, что это немножко такой какой-то детский спектакль, но, возвращаясь к сегодняшней ситуации, это такая редкость, это такая маленькая жемчужинка в этой куче, которую мы сегодня наблюдаем в телевизоре. Когда вдруг люди в прямом эфире пытаются сформулировать свое отношение к тому, что было вчера, происходит сегодня и будет завтра, пытаются выстроить будущее страны, как-то себя в это будущее вмонтировать. Как-то предъявить себя миру в качестве мыслящего человека. За этим так интересно наблюдать и то, что они там спорят и конечно кураторы, которые на меня производят сильное впечатление, Ирина Хакамада и Максим Кац, и когда между ними происходят вдруг какие-то стычки политические. Мастер-классы. Это вообще просто поздравление мое личное каналу «Дождь» с этим проектом. К нему хочется возвращаться. Я все время о нем думаю. Действительно в этом есть элемент реалити-шоу, потому что ты начинаешь героев узнавать, привыкать, за каждого болеть.
И. Петровская
―
Потом очень важно, ты видишь действительно ту самую молодежь…
К. Ларина
―
Она есть. Во-первых, она есть.
И. Петровская
―
Во-вторых, я думаю людей думающих, мыслящих, неравнодушных, интеллигентных достаточно много. Поэтому все разговоры о том, что сегодня какое-то пришло новое поколение, которое отметает все нормы цивилизованного общения, коммуникации…
К. Ларина
―
Морали.
И. Петровская
―
С корабля современности сбрасывает устаревших всяких людей, это все неправда. Это все абсолютно индивидуально и это не значит, что пришло такое поколение. Это приходят отдельные представители поколения, которое было плохо воспитано…
К. Ларина
―
Это как смотреть все время «Дом-2» и говорить, что вот сегодня они вот такие. Это неправда. Тем более там вообще какие-то переростки. А что в твое время таких не было, когда ты была 14-летней девочкой. Вокруг тебя одни интеллектуалы что ли бродили.
И. Петровская
―
Я тебе скажу, интеллектуалы просто ходили по одиночке…
К. Ларина
―
Так что не надо, ребята.
И. Петровская
―
А умный в одиночестве гуляет кругами.
К. Ларина
―
Посмотрите обязательно, там много хороших умных лиц, и мне так нравятся эти споры. И мне нравится радикализм, я так уже забыла про то, что это вообще возможно сегодня.
И. Петровская
―
Кстати, если продолжать тему молодого поколения, если мы посмотрим на многих ведущих того же канала «Дождь», абсолютно молодых людей, которые совершенно внятные, у них та же, ведь ценности не меняются. Со временем, под натиском обстоятельств. Тем более под натиском безумных обстоятельств. Они или есть или нет. Поэтому люди, которые исповедуют с детства те же ценности, что их родители, возьмем тех же Дзядко Тихона и многих других, они абсолютно такие же. Только они моложе других людей. Но тем ценнее, что они могут служить еще и проводниками между разными поколениями. И для своих быть близкими и очень интересными для другого поколения, своих родителей, например.
К. Ларина
―
И потом, возвращаясь к этому проекту «Дождя», мне кажется, что еще важным, что он учит молодых людей отстаивать свои убеждения. Сегодня когда тренд в государстве совсем иной, когда наоборот главная задача власти сбить этот фокус, сбить мозг, запаять его паяльными лампами, чтобы там вообще ничего не прорастало, выжженная…
И. Петровская
―
Строем хорошо еще с речевками.
К. Ларина
―
Здесь абсолютно перпендикулярное решение. Это стиль общения с молодежью, как-то вырабатывается эта привычка, и ты понимаешь, что чем крепче твои убеждения, тем сильнее ты как личность. Тем ты более защищен, тем труднее тебя сбить с пути. Это очень важно понимать. Что в этом сила. Вот как раз все чувства патриотические, я очень не люблю это слово, но по-другому не знаю, как сказать, вот эта боль за свою страну, это чувство родины, это понимание, что родина, которая в тебе прорастает и она твоя, и ты за нее отвечаешь, это все вкладывается в твое мировоззрение, которое ты сам себе формулируешь. И ты готов за него идти в бой. Необязательно для этого брать меч, пистолет или вилы. А именно в дискуссии, в спорах не бояться этого. Не бояться говорить «нет», не бояться сопротивляться. Вот они конечно молодцы. И мне кажется, когда я вижу, как смотрят на молодых ведущие, которые все-таки чуть старше, все-таки другое поколение уже, и Маша Макеева и Михаил Зыгарь…
И. Петровская
―
Они чуть старше, но все равно существенно ближе…
К. Ларина
―
Им нравится в этом участвовать, нравится за этим наблюдать. И то, что они причастны к этому. Молодцы. Давай скажу, пока ждем новостей, «Совершенно секретно» канал, который очень просил передать своим поклонникам, что помимо Интернета у них все-таки есть возможность вещать в телевизоре. В кабельных сетях. Вот просили вам передать, дорогие поклонники канала, что в пакетах НТВ-плюс, МТС, МГТС, Билайн, Телекарта, Континент-ТВ, Картина-ТВ, Дом.ру, ЭР-телеком, а также можно найти в многочисленных кабельных операторов по всей России стран СНГ и Балтии. Я все прочитала.
И. Петровская
―
Молодец. Быстро.
К. Ларина
―
Так что дорогие друзья, не забывайте, что канал «Совершенно секретно» это телевизионный канал, он есть в телевизоре. А сейчас новости.НОВОСТИ
К. Ларина
―
Ну что, поехали дальше. Тут есть две темы. Во-первых, просят, вернее, спрашивают, как на ваш взгляд телевидение освещало грандиозный скандал коррупционный ФИФА. Я новостей не видела. Что-то может быть отдельное специальное.
И. Петровская
―
По этому поводу специально давали синхроны Путина.
К. Ларина
―
То, что было в новостях. Но специальных программ не было.
И. Петровская
―
Нет, но я предполагаю…
К. Ларина
―
Что все-таки он остался на месте.
И. Петровская
―
Это, во-первых, а во-вторых, у нас суббота и воскресенье специальные дни для этих массовых обработок. То я думаю, что эта тема всплывет. Так же я конечно с ужасом жду, что в ближайших форматах этого рода будут обсуждать назначение Саакашвили губернатором Одессы. И я представляю себе эту тональность.
К. Ларина
―
Оттопчатся.
И. Петровская
―
Да, без сомнения.
К. Ларина
―
Давай перейдем к мерзостям нашей жизни.
И. Петровская
―
А, мерзостей немало.
К. Ларина
―
Думала, будет это народ интересовать. Нет, смотрят все-таки эту дрянь. Короче «Содом» Аркадия Мамонтова просят высказаться. Ну что тут, я не знаю, как высказываться. Предложи мне, пожалуйста, стиль высказывания.
И. Петровская
―
Стиль высказывания.
К. Ларина
―
Давай говори скорее.
И. Петровская
―
Найдем, как говорил Леонид Парфенов, положительный плюс. Это означает, что мир возвращается, как говорят Новороссия эта тема возможно будет выведена из оборота, но нельзя же вообще не воевать. Поэтому мы возвращаемся к довоенной истории и трендам довоенным.
К. Ларина
―
К мирной жизни.
И. Петровская
―
В мирной жизни, как мы помним один из важных был трендов это борьба, разумеется, с сексуальными меньшинствами, принятие этого закона, запрещающего пропаганду. И, разумеется, одним из маяков вот этого направления человека естественно как мы видим по нему, по всему его облику высоконравственный Аркадий Мамонтов, который тоже несколько был задвинут на обочину, отодвинут последний сезон и на его место…
К. Ларина
―
Дела ему не нашлось.
И. Петровская
―
… более молодой энергичный Евгений Попов. Ну вот наконец Аркадий Мамонтов оторвался по полной программе. Съемочная группа объехала весь мир, и естественно, запечатлела ужасающие просто факты, ужасающую картину морального разложения Запада, Америки.
К. Ларина
―
Давай мы не будем это все пересказывать.
И. Петровская
―
Я не собираюсь пересказывать.
К. Ларина
―
А что касается самого посыла, здесь, может быть, какие-то новые прибавились краски радужные. Что он хочет, что бы что? Смысл в чем.
И. Петровская
―
Смысл в том, чтобы доказать, что Россия единственная страна мира, которая мужественно противостоит заразе и единственная спасает человечество от окончательного падения, конца света и выступает за жизнь. Вот весь посыл, который я услышала. И только молясь…
К. Ларина
―
Молясь все-таки.
И. Петровская
―
Безусловно.
К. Ларина
―
Не требовал вернуть статью за мужеложство в Уголовный кодекс.
И. Петровская
―
Ответил на вопрос американского журналиста Майкла Бома, что Аркадий Мамонтов такой последовательный противник сексуальных меньшинств предлагает, чтобы избавить человечество от этой чумы. И предложил, это я цитирую, простите меня ради бога, это шокирующе звучит я думаю для любого нормального человека, на выбор варианты, что с ними нужно делать. Сжигать, депортировать, кастрировать или вернуть статью за мужеложство. В результате Аркадий Мамонтов оказался гуманистом, радикальных средств не предлагал, но статью предлагает вернуть. И сажать. Да, это прозвучало. И конечно там была масса…
К. Ларина
―
А как народ это воспринял?
И. Петровская
―
Народ с энтузиазмом.
К. Ларина
―
А как ты думаешь, если вынести на всеобщее обсуждение типа такого общественного, большинство будет за или против.
И. Петровская
―
Я думаю, что будет за конечно, оно не будет требовать крайностей, сжигать сердца, а сажать да, конечно.
К. Ларина
―
То есть ты считаешь, что народ готов к тому, чтобы эта статья…
И. Петровская
―
Абсолютно. Потому что даже присутствовавший там представитель какого-то психиатрического сообщества говорил не о том, что это естественное часто состояние человека, его ориентация, а то во многом привнесенное, и следствие того, что человек просто развращен. Поэтому я почти уверена, во-первых, у нас я не знаю, конечно, что такое понятие народ, но люди, которые так солидарно голосуют, да, я думаю, что большинство наберется за то, чтобы своих детей оградить вот от этой чумы.
К. Ларина
―
Они что так часто с этим сталкиваются в жизни.
И. Петровская
―
Они не сталкиваются, но нам показывают…
К. Ларина
―
Кроме Ивана Дулина, фрезеровщика, больше никого не знаю.
И. Петровская
―
Там кстати прозвучала прелестная мысль из уст молодого кстати, вот поразительно, молодого человека Константина Семина. Который тоже выступает всегда таким последовательным противником вообще всего западного, американского, так вот он высказал исключительную мысль, что этим занимаются только люди паразитарного класса. Потому что люди созидающие, не доярка…
К. Ларина
―
А фрезеровщик?
И. Петровская
―
Вот фрезеровщика только не упомянули. А военный, милиционер этим не занимаются. Этим занимаются только люди, сказал он, которые не производят ничего.
К. Ларина
―
Как ты думаешь, а зачем это все?
И. Петровская
―
А потому что нужно держать все время…
К. Ларина
―
В тонусе.
И. Петровская
―
Если у нас, допустим, уходит самый главный. Если, потому что он пока не ушел…
К. Ларина
―
Он уходит?
И. Петровская
―
Я говорю, если у нас уходит самый главный сегодняшний враг…
К. Ларина
―
А, я думала самый главный уходит…
И. Петровская
―
Не, главный враг. Я не про друга же. Я говорю про главного врага, фашистскую хунту, жидобандеровцев. То соответственно…
К. Ларина
―
На его место заступает.
И. Петровская
―
Это люди, которые сегодня работают в этом формате общественно-политическом, так называемом. Они как это бывало, описан синдром некоторых людей, которые после войны так и не могут вернуться к мирной жизни. Ну как партизаны, которым не сообщили, что война закончилась и до сих пор поезда спускают под откос. Уже свои. Вот это уже когорта людей, которые за два почти года, наверное, уже около двух лет привыкла только воевать в эфире. И гости, и ведущие.
К. Ларина
―
Они с другой стороны для этого и придуманы. Только для войны.
И. Петровская
―
Правильно.
К. Ларина
―
А в мирной жизни они не нужны.
И. Петровская
―
Нам мирная жизнь по большому счету не очень нужна. Мы же знаем прекрасно, что для того чтобы оправдать…
К. Ларина
―
Мир это война.
И. Петровская
―
Да, а, во-вторых, ведь мало кто прогнозирует рай на земле в отдельно взятой стране. И грядущее процветание. Наоборот, многие вполне себе здравые умы предвидят все-таки довольно тяжелый и длительный период стагнации…
К. Ларина
―
Поэтому надо чем-то занимать людей.
И. Петровская
―
Надо отвлекать людей и указывать им то сюда, то туда, то прямо, то направо, налево и показывать, что есть вот определенные категории населения, из-за которых мы живем плохо.
К. Ларина
―
Подлежащие по сути уничтожению.
И. Петровская
―
Не то чтобы уничтожению.
К. Ларина
―
А как. Если они предлагают ввести, вернуть статью…
И. Петровская
―
Не они, он, я еще раз повторяю.
К. Ларина
―
Если ты считаешь, по той атмосфере, которая вокруг этой темы бурлит, что наш народ в большинстве своем одобрит это решение. Скажет, правильно, нечего тут развращать наших детей. Мизулина, Милонов и прочие. То, а почему бы не принять закон о кастрации, вернуть смертную казнь. Там иногда возникает тема, что вернуть смертную казнь для определенных категорий преступников. Например, для террористов. А почему бы сюда же не вернуть и категорию гомосексуалистов.
И. Петровская
―
Ты меня пугаешь, потому что мы подсказываешь законодательные инициативы.
К. Ларина
―
Я просто хочу понять, где предел озверения.
И. Петровская
―
Я думаю, что предела нет. Если мы посмотрим на законодательные инициативы буквально последней недели - отменить бесплатные аборты, запретить упоминание любых наркотиков и наркосодержащих средств, даже которые применяются в лечебных целях и так далее. Нет предела этому. Дно оно все время отодвигается. И поэтому я с огромной осторожностью отношусь даже к этому как бы гипотетически невозможному инициированию подобных законов.
К. Ларина
―
Если дно как ты говоришь, отодвигается, они могут все что угодно придумывать. Они внутри себя давно приняли решение, что они теперь так живут. Такие моральные категории. Такие нравственные императивы. А вот то, что касается людей, почему люди в это дно не заглядывают с ужасом, а с удовольствием туда ныряют и плавают в этой всей вони и наслаждаются.
И. Петровская
―
Ты имеешь в виду люди, которые смотрят.
К. Ларина
―
Да.
И. Петровская
―
Наверное, потому что людям свойственно искать каких-то виноватых кроме себя, наверное, я не знаю. Плюс люди пребывают во власти очень многих мифов, стереотипов восприятия. Ты не сталкивалась в своем даже кругу с близкими вполне тебе людьми, которые на эту тему говорили, что да, действительно всех этих гомосексуалов надо или изолировать, или куда-то отправить, и всегда прекрасный аргумент – ты бы хотела, чтобы твой ребенок… Вот ты не сталкивалась, а я сталкивалась. И просила кстати привести мне примеры, где эта пропаганда осуществляется. Я лично считаю, что пропаганда осуществляется такого рода произведениями. Потому что правда, эта тема затихла и затухла на экране и, слава богу, не потому что вообще нельзя говорить, я кстати вспомнила, как года два назад в ток-шоу, которое вела одно время Ксения Собчак, по-моему на канале «Дождь» тоже, как раз обсуждался закон вот этот о запрете пропаганды и там присутствовали представители меньшинств, и был внятный нормальный разговор и дискуссия.
К. Ларина
―
Но там тоже были такие взаимные оскорбления.
И. Петровская
―
Все верно. Но сегодня дискуссия по определению невозможна. И поэтому люди пребывают во власти вот этого мракобесного представления о мироустройстве, жизнеустройстве.
К. Ларина
―
Но при этом тот же Семин, прости господи или даже может быть и Мамонтов они точно знают, где у них кто. Они точно знают людей с нетрадиционной ориентацией, с которыми они здороваются каждый день в коридорах Останкино. Они же знают. Что же получается, они готовы и призвать к расправе с этими людьми. Или как. Или это называется как у Геринга: я сам назначаю себе, кто еврей.
И. Петровская
―
Тот же Мамонтов милостиво разрешает им жить, но только ни в коем случае никогда и нигде не упоминать о своей ориентации.
К. Ларина
―
Но так это же он упоминает.
И. Петровская
―
А он упоминает…
К. Ларина
―
Человек, который живет своей нормальной жизнью, ему в голову не придет упоминать о своей какой бы то ни было сексуальной ориентации.
И. Петровская
―
Вот это пыталась там доказать кстати Маша Арбатова.
К. Ларина
―
Он же не приходит в перьях на работу.
И. Петровская
―
Борис Надеждин и Майкл Бом были с этой стороны, которые пытались об абсурдности вообще поднимания в таком контексте, в таком ключе этой темы. И о том, что вот эти картинки, которые он демонстрировал с гей-парадов в Лос-Анджелесе, все то же самое, но главное, что это и есть та самая запрещенная пропаганда. Черта ли показывать-то, зачем. Если вы считаете, что это все порочно и тем более закон запрещает. Нет, здесь вот нужно выбрать самое с их точки зрения вопиющее. Потом еще все это включить в политический безусловно, контекст, потому что прости господи…
К. Ларина
―
План Даллеса?
И. Петровская
―
Само собой. И в Лондоне и везде. Но плюс еще он приплетает туда и Михаила Саакашвили, при котором в тюрьмах происходили всякие непотребства с мужчинами заключенными и предрекает, что то же самое будет на Украине с нынешними заключенными.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Парфёнов самый талантливый, может быть лучше всех понимающий саму природу телевидения.
К. Ларина
―
Хочу сменить тему и задать тебе вопрос, не знаю ответа. Но поскольку это событие, которое обсуждается, тем более что церемония вручения премии «Политпросвет» была на этой неделе. А было ли обсуждение или каким-то образом освещалась тема фонда «Династия» Дмитрия Зимина и «Либеральной миссии», которым присваивается вновь почетное звание «иностранный агент».
И. Петровская
―
На «Дожде» точно.
К. Ларина
―
А здесь не пытались их мочить каким-то образом, аргументировать решение власти, предъявить доказательную базу аудитории, что на самом деле это враги отечества.
И. Петровская
―
Врать не буду, я этого не видела.
К. Ларина
―
Не было.
И. Петровская
―
Может быть, было, я не видела. Я не попадала на это. Для меня еще один эфир произвел чрезвычайно неприятное впечатление. Я ждала, что это будет, это «Прямой эфир» Корчевникова позавчера. Эксклюзив исключительный, где обсуждалась свадьба века, тысячелетия даже и почему плакала чеченская 17-летняя невеста, которую выдавали замуж в Чечне. Я, честно говоря, приветствовала бы появление обсуждения, но нормальной дискуссии такого рода вообще о соотношении закона и традиций, обычаев и закона. Двойных стандартов, и так далее. Но обязательно с участием и специалистов по истории, обычаям Северного Кавказа, и возможно феминисток и правозащитников. И того же самого уполномоченного по правам ребенка. И так далее. Здесь же это была абсолютная апология. Апология традиций, которые существуют вопреки часто законам и, в общем, апология тех отношений, которые сегодня приняты. То есть нам представляют эту общую ситуацию в конкретной Чеченской республике как абсолютный образец, эталон построения семейных и прочих отношений.
К. Ларина
―
То есть вот типа люди как традиции свои свято чтят. Молодцы.
И. Петровская
―
Не просто молодцы. Это вызывает фактически слезы умиления у ведущего. Это вызывает восторг в студии. В студии ни одного нет человека, который хотя бы задал вопрос, например, то есть там есть люди, которые та же Оксана Пушкина в неведомой мне роли абсолютной защитницы чеченских традиций, но она попыталась поднять тему многоженства, возможно ли это вообще. Но никто не сказал конкретно про то, что этот жених за неделю до свадьбы сообщил всем, что не собирается жениться, у него есть прекрасная жена. Куда делась эта жена, не было сказано. Но нам зато показывали счастливую семью молодую образцовую, в гостях был сам глава республики. Потом мы побывали в семье у главы республики, где вообще просто такая благодать нечеловеческая, все как надо устроено. Хотя тут же возникают, все равно это не скроешь, те же двойные стандарты. Потому что когда про одну 17-летнюю девочку он говорит, что это совершенно нормально, что она выходит замуж в этом возрасте и за человека с такой разницей в возрасте, а когда умиленный Корчевников, глядя на его собственную дочку 17 лет, задает вопрос, а наверное, тоже придут сватать, как вы к этому отнесетесь, когда ее отец всесильный говорит, что он даже думать об этом пока не хочет, совершенно понятно, что этой судьбы своей собственной дочери он наверное не очень пожелал. И более того предоставляет ей возможность выбора, она оказывается, хочет быть и уже занялась фермерским хозяйством. И много другого чего. То есть с одной стороны у нас ой, у нас традиции, все стесняются, все умиляются, потом, как только заходит разговор о том, что этой 17, а ему то ли 57, то ли 47, тут же другой аргумент – а западные традиции это разрешают. Говорят они. Вот Гете. У него была разница 58 лет с его избранницей.
К. Ларина
―
Это вообще другая тема. Они передергивают абсолютно.
И. Петровская
―
Там сидела и эта русская, кстати, журналистка, которая выступила на этом шоу свадебном, вернее церемонии бракосочетания в качестве регистратора их брака.
К. Ларина
―
Радиоведущая.
И. Петровская
―
И на вопрос, почему именно она, отвечает, что это совершенно нормально, она там популярная ведущая.
К. Ларина
―
Я просто хочу успеть сказать, что если вдруг вы хотите на самом деле узнать, что такое сегодняшние традиции в Грозном, то посмотрите обязательно фильм. Который выложен на сайте Открытой России, фильм Рената Давлетгильдеева «Семья». Это настоящая журналистика. Ты посмотрела?
И. Петровская
―
Да.
К. Ларина
―
Посмотрите обязательно эту работу. Это вот даром что Интернет, но это настоящее профессиональное телевизионное журналистское расследование. Со свидетельскими показаниями, с фактурой. С очень важными съемками, с потрясающими разнообразными героями. И конечно, абсолютно дает полную как мне кажется и очень объективную объемную картину современной Чечни. Что это такое, на чем зиждется эта власть, каким образом там происходит жизнь в политике и частная бытовая жизнь, как это сочетается. Ну и конечно, все, что касается традиций и способности жить по своим особым законам, которые никак не соприкасаются с государством РФ. Здесь как мне кажется, очень точно Ренат показал.
И. Петровская
―
Опять же это идеализм, но будь у нас телевидение нормальное, то берется вот такого рода произведение, а не подхалимское, льстивое, заливающее все вокруг сиропом так называемое эксклюзивное посещение тем же самым Корчевниковым конкретных персонажей. И устраивается реально, может быть традиции лучше закона. Может быть эта традиция лучше той, которой привыкли жить люди в других территориях. Давайте это обсуждать.
К. Ларина
―
Мы должны заканчивать уже нашу программу. Как всегда по традиции мы заканчиваем музыкальным моментом. Такой саундтрек недели. Это Юлий Ким, песня, которую я откопала и совершенно забытая. На самом деле вся стилистика такого ироничного поэтического музыкального, политического комментария, она вновь возрождается. И мы вновь вспоминаем старое забытое, которое вновь становится сегодняшним и новым.
И. Петровская
―
Ирену Стефановну Лесневскую с днем рождения поздравляем.
К. Ларина
―
Ирену Стефановну поздравляем с днем рождения, а Юлия Черсановича Кима поздравляем с присуждением премии «Поэт».ПЕСНЯ