Человек из телевизора - 2015-05-09
К. Ларина
―
Начинаем программу «Человек из телевизора». Вначале дали мы песню Булата Окуджавы, у которого сегодня день рождения. И мне показалось важным именно такое настроение нам создать сегодня в эфире. Чтобы не заражаться этой милитаристской истерикой. Которая охватила нас всех накануне этого замечательного праздника. Но парад кончился, мы его с Ирой не видели.
И. Петровская
―
Доброе утро.
К. Ларина
―
Мы ехали на работу.
И. Петровская
―
Не просто ехали. Мы пробирались.
К. Ларина
―
И кстати без шуток скажем, раз уж мы свидетели и очевидцы событий, происходящих в центре города. Мы здесь на Новом Арбате, будьте, пожалуйста, внимательны прежде чем принимать решение куда-то в центр пробираться. Потому что не все, что говорят по телевизору и по радио «Эхо Москвы» соответствует действительности. Потому что, на мой взгляд, перекрыто гораздо больше улиц и переулков, чем в официальном порядке нам сообщали.
И. Петровская
―
А самое главное метро «Арбатская» единственная из центральных станций, открытая на выход, вы себе не можете представить, какое там количество людей. А самое главное потом, когда выходишь, это количество людей еще умножается многократно и особенно мне было боязно за маленьких детишек в колясках, потому что просто реально пройти невозможно.
К. Ларина
―
Я думаю, что может быть, парад мы сейчас не будем обсуждать. Поскольку мы его не видели. А поговорить, вспомнить, что называется годы молодые, как отмечался этот праздник раньше и какие у нас телевизионные ассоциации, я об этом сегодня думала. У тебя какие воспоминания твои именно детского и юношеского периода. 9 мая и телевизор.
И. Петровская
―
Очень какие-то личные, невероятно трогательные. Вообще меня всегда все, что связано с победой и войной, как-то невероятно трогало. Лично. До слез. Хотя естественно, я родилась намного позже, чем даже война закончилась. Всегда это был такой очень семейный праздник, потому что погиб дед у нас. Погиб бабушкин брат. Поэтому такой какой-то бравурности никогда не было. И я помню, что когда начали демонстрировать минуту молчания, а это началось в 1965 году…
К. Ларина
―
Когда и день победы начали отмечать.
И. Петровская
―
Я помню, что это был семейный ритуал, когда вся семья садилась у телевизора, мама с бабушкой плакали. Я в силу малолетства не сразу понимала, но я понимала, что это невероятно какое-то драматическое в первую очередь событие. С одной стороны очень светлое и радостное и потом я уже выспрашивала и у мамы и бабушки, как это происходило в реальности. И я по-моему уже рассказывала год назад в эфире, что победу объявили, поскольку у всех всегда работало радио, громкоговорители, то объявили об окончании войны в 3 часа утра с 8 на 9 мая. И все, как рассказывает мама и до этого бабушка высыпали на улицу, и было просто какое-то невероятное единение. Братание.
К. Ларина
―
Это ты рассказываешь, что было до тебя. А что было при тебе. Какие-то есть воспоминания. Уже твои, которые у тебя отложились в памяти. Именно с каким-то визуальным рядом. Что мы запоминаем. Когда говорим 7 ноября это парад. То, что сейчас происходит. Кстати я хочу напомнить, вчера у нас спор развязался тут дурацкий, Ира правильно сейчас вспомнила 65-й год, когда стал праздник 9 мая официальным праздником и парады военной техники были в этот первый юбилей победы, и потом лишь в 1985 году. И все. До этого в течение всего советского времени и нашего детства и юности военные парады были 7 ноября. 1 мая была демонстрация трудящихся, и был Мавзолей заполнен отцами государства. Люди, трудящиеся шли, приветствовали руководителей партии и правительства. А вот 9 мая никаких парадов не было.
И. Петровская
―
9 мая был абсолютный ритуал.
К. Ларина
―
Свободный город был.
И. Петровская
―
Нет, в каком смысле.
К. Ларина
―
Что можно было придти в любую точку центра. Парк культуры, Красная площадь, Большой театр.
И. Петровская
―
Он был свободен от перекрытых улиц. Милиция, полиция на каждом шагу. Машины, которые перегораживают все входы и выходы. Мне кажется, это началось где-то может быть лет 5 назад, когда москвичи в принципе стали стараться на эти праздники вообще уехать, чтобы не оказаться блокированными в собственном городе. И старики, которые остались жить в центре и их дети, которые пытались приехать к ним и поздравить с праздником, натыкались на те же кордоны, пикеты. И до сих пор натыкаются. Потому что только по пропускам.
К. Ларина
―
Это началось при новой власти.
И. Петровская
―
Это лет 5 назад началось. Потому что как раз наоборот 9 мая, как правило, была хорошая погода, ехали все в центр, но не было такого ощущения, как сейчас меня немножко, честно говоря, охватил ужас.
К. Ларина
―
Потому что это парад. Люди приезжали в центр, у них была цель не посмотреть на технику, которой не было и не прорваться на закрытое кремлевское мероприятие, а именно был свободен город для людей, он был свободен от машин и люди могли гулять где угодно. И в Парке Культуры и у Большого театра и на Красной площади.
И. Петровская
―
А дети могли свои цветочки дарить встреченным ветеранам, которых в то время, которое я уже помню, было намного больше, чем сейчас. Сейчас настоящих истинных ветеранов фактически остались считанные тысячи.
К. Ларина
―
А вот все-таки, а телевизор 9 мая. Что обычно происходило всегда.
И. Петровская
―
Военные кино обязательно. Минута молчания непременно. Причем очень трогательная.
К. Ларина
―
А передачи какие-нибудь были специальные. Голубые огоньки были.
И. Петровская
―
Наверняка были. В моем детстве как-то телевизор особенную роль и не играл. Я даже удивляюсь, почему я пошла учиться…
К. Ларина
―
Сейчас не об этом.
И. Петровская
―
Я об этом вспоминаю только лишь потому, что я не помню, что было до какого-то момента. С какого-то момента я помню, что было обязательно военное кино. Театральные встречи это я тоже помню с ветеранами артистами.
К. Ларина
―
Но это не 9 мая.
И. Петровская
―
Я думаю 9-го тоже.
К. Ларина
―
Нет, были у нас праздники государственные, которые обязательны были для этих «Огоньков». Посиделок с ветеранами труда, войны, с передовиками производства и прочими стахановцами. 1 мая всегда был вечер, 9 мая точно тебе говорю «Голубой огонек». Песни пели, с ветеранами разговаривали. Обязательно.
И. Петровская
―
Ну снималось, между прочим, документальное кино о героях той войны. И были знаменитые фильмы. Теперь только вопрос, видела ли я их по телевизору или потом уже я их смотрела, учась на журфаке. Потому что достаточно много фильмов было в 60-е годы снято таких, не парадных, а искренних о судьбах реальных людей. На этой неделе тоже было достаточно документального кино, но это уже более нового времени. А также новых сериалов о войне, которые как бы пытаются переосмыслить некие истории, которые вроде бы как в советское время считались мифами. «Молодую гвардию», например, начали показывать. Тот миф, который был создан пока, по крайней мере, по моему ощущению, когда половина сериала просмотрена, тот миф, который был создан вначале Фадеевым, а потом Герасимовым в фильме, он намного более трогательный я бы сказала и кажется намного более исторически точным, нежели то, что мы видим сегодня восстановлением исторической справедливости.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Сейчас настоящих истинных ветеранов фактически остались считанные тысячи
К. Ларина
―
Нет, Ир, я с тобой совершенно не согласна. Герасимов снимал по роману Фадеева.
И. Петровская
―
Но судьбы там «молодогвардейцев»…
К. Ларина
―
Абсолютно нет. Точно. Тут стоит говорить о том, как это снято, фильм Герасимова был гениальный, потому что его снимал большой мастер. А то, что касается документальной основы, не спорь со мной.
И. Петровская
―
Дело в том, что когда снимается документальное кино это одно, ты совершенно права. Когда снимается художественное, хочется еще помимо того, что может быть восстанавливается некая историческая правда и справедливость, и художественного уровня.
К. Ларина
―
Давай мы с тобой разделим.
И. Петровская
―
Который бы тебя…
К. Ларина
―
Убедил, что это так и было.
И. Петровская
―
Мало того, что убеждал, еще становился тоже частью твоей жизни и твоей истории.
К. Ларина
―
Поэтому надо разделять, либо мы говорим о литературной основе или о документальной основе, было или не было. Это одна история. Либо мы обсуждаем художественные достоинства и недостатки самого произведения. Если мы сравниваем кино, тут не о чем даже говорить, они несравнимо. Фильм Герасимова и сериал, который сейчас идет это как теплое и круглое. Это сравнить невозможно. А если говорить о документальной основе, они в этом сериале претендуют на некую историческую точность, и я им в этом верю. Наверное. Потому что главный герой, что здесь Третьякевич, который действительно был основателем…
И. Петровская
―
Который в романе назван Стаховичем.
К. Ларина
―
Нет, ты не путай. Стахович это предатель. Ты чего.
И. Петровская
―
Так Третьякевича тоже объявляли предателем.
К. Ларина
―
Нет. Стахович был предателем. Но это реальное лицо.
И. Петровская
―
Нет, Третьякевич всю жизнь именно благодаря роману считался предателем.
К. Ларина
―
Стахович.
И. Петровская
―
В этом-то и главное достоинство нового сериала, что Третьякевич реабилитирован, наконец, что он никаким не был предателем.
К. Ларина
―
Ты меня запутала.
И. Петровская
―
Я давно не читала роман.
К. Ларина
―
А зачем тебе читать роман «Молодая гвардия?»
И. Петровская
―
А чтобы воспроизвести некоторые…
К. Ларина
―
В романе совершенно точно предатель Стахович.
И. Петровская
―
Абсолютно. Но это не реальный человек. Давай ты пока там залезь в Интернет. Хотя кстати по «Молодой гвардии» я писала вступительное сочинение на журфак МГУ.
К. Ларина
―
Но ты же писала по роману.
И. Петровская
―
По роману безусловно.
К. Ларина
―
Давай поговорим про этот фильм. Потому что это фильм, меня что поразило. Две вещи. Первая, что они все говорят по-немецки. Это какая-то дыра абсолютная. В станице Краснодонской области тут каждый второй говорит на чистом немецком языке и дети, и стар, и млад. И это меня, конечно, поразило совершенно. Откуда они все знают немецкий язык?
И. Петровская
―
Если завтра война, если завтра в поход.
К. Ларина
―
В школе учили.
И. Петровская
―
В школе учили. Нет, это конечно не похоже на действительность и реальность. Потому что мы знаем, как учили в школе в то время языкам. Хотя может быть в этом отдельном населенном пункте, отдельно взято может быть учили как раз так, что у всех от зубов отскакивало. Но также, между прочим, и немцы тоже неплохо говорят по-русски. Может быть, посылали туда специально тех, кто учил язык.
К. Ларина
―
Ну ладно.
И. Петровская
―
Это может быть мелочи, мне другого там не хватает. У меня ощущение, почему я сравниваю с герасимовским, ты права что теплое и круглое. И невозможно сравнивать. Потому что там за каждым героем был характер, образ и они поэтому и запоминались. И поэтому ты им бесконечно сострадал и себя пытался поставить на их место, а как бы ты повел в таком случае. Когда ты оказываешься в этой оккупации, и когда все твое юное существо бунтует против зверств, издевательств и так далее. В данном случае, честно говоря, мало кто из героев у меня вызывает какое-то сочувствие. Потому что они как-то функционально действуют, они все время прыгают, они где-то прячутся…
К. Ларина
―
Такая Армия Трясогузки. Немножко детское кино. Хочу прервать, сказать, что ты права. У меня из памяти вылетело. Настолько я тоже как советский человек эти мифы как сваи вбиты. Евгений Стахович это вымышленный персонаж. Я хочу сама себя поправить. И он предатель в романе. А Виктора Третьякевича в книге вообще нет.
И. Петровская
―
Ну так вот, а Виктор Третьякевич считался, насколько я помню, реальный как раз предателем. На самом деле он таковым не был. Хотя послушай, ты говоришь, мифы, мифы. Но ведь Фадеев перед тем, как написать этот роман, тоже долго изучал историю. Он же не с бухты-барахты. Он там был, общался со всеми. Другой вопрос, что потом его первоначальный замысел претерпел изменения, потому что потребовалась роль партийной организации, ибо как-то…
К. Ларина
―
Там много было.
И. Петровская
―
Помимо всего прочего невозможно было в то время принять такую версию, что вот совершенно самостийно организовавшееся движение сопротивления.
К. Ларина
―
Ты помнишь, что там много было таких стихийных кружков. Молодежных подпольных. Тем более что все-таки давайте мы вспомним, что они все допризывного возраста.
И. Петровская
―
Ну конечно. Кто-то школьники…
К. Ларина
―
Тут у нас актеры все-таки играют взрослые уже. Профессиональные. Которым 20-плюс, а то и больше. Но на самом деле все допризывники. 16-17 лет.
И. ПЕТРОВСКАЯ: По большому счету это поминки и праздник поминовения
И. Петровская
―
Ну потому они остались на этой территории. Потому что их просто не успели призвать, а потом уже фронт откатился, и я так понимаю, что некуда им было податься. А если бы действительно там были реальные партизаны, то, наверное, они бы каким-то образом примкнули к ним. Вот у нас кадры идут, видимо, вслед или прямое у нас…
К. Ларина
―
Нет, это уже… Лайф написано. Расходятся довольные.
И. Петровская
―
Вот опять же это может быть у меня путается с 7 ноября, я помню всегда трибуны, но и 9 мая что-то происходило на Красной площади.
К. Ларина
―
Нет. В юбилейные годы ветераны ходили. Был парад без военной техники.
И. Петровская
―
Наверное, у меня путается с 1 мая, потому что помню всегда стояли у трибун Анна Шатилова, Игорь Кириллов.
К. Ларина
―
Это 1 мая. 9 мая на Мавзолей никто не залезал и никого не приветствовал. Никаких парадов не было. Вот я вчера специально проверила. В 1965 и 1985 году. Потом с 1991 года, по-моему, вообще уже ничего не было. Я имею в виду 7 ноября уже не было. В 1990 году последний раз был парад 7 ноября. А с 1995 года, поскольку 7 ноября отменили, вернули парад и официальную часть праздника на Красной площади 9 мая. А техника военная, по-моему, пошла уже только при Путине. В 2005 или 2007. Ельцин военную технику отменил. Если ты помнишь. Парадов военной техники не было. Они даже специальные ворота построили, чтобы туда никакие танки не проникали на Красную площадь. Но видишь, судя по сегодняшнему ажиотажу и настроению, народ очень хочет парада. Ты это понимаешь?
И. Петровская
―
Да.
К. Ларина
―
Хочет парада. Хочет пушечек.
И. Петровская
―
Я пробивалась сквозь толпу, на Новом Арбате, вдоль которого стояли толпы людей с детьми на плечах и все ждали, когда военная техника пойдет обратно. И кстати, я не помню и в советское время даже на 7 ноября даже не одной, а нескольких репетиций парадов. Или если они происходили, то наверное на каких-то специальных местах. На каких-то полигонах. Ты помнишь, чтобы чуть ни на сутки перекрывали улицы.
К. Ларина
―
Мне кажется, тогда не было таких проблем. 7 ноября был только парад военный.
И. Петровская
―
И что. А репетиции.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Чем дальше дистанция, тем больше эта война будет превращаться в чисто историческое событие
К. Ларина
―
У нас не было столько машин. Мне так кажется. Наверное, перекрывали. Они же не могут репетировать на Ходынке. Они должны все это проходить здесь на Красной площади. Наверное, просто мы этого не замечали. Машин-то не было, город был пустой. Задумалась. Пока Ира думает и вспоминает свою молодость безмашинную, давайте послушаем новости в исполнении Ирины Меркуловой.НОВОСТИ
К. Ларина
―
Возвращаемся в программу «Человек из телевизора». Я все-таки вспомнила, Ир, мне кажется, что мы каждый год говорим про это всю жизнь.
И. Петровская
―
Про что?
К. Ларина
―
Что 9 мая это не бряцание оружием и не бравурные марши, а это сердечный семейный праздник. В котором нужно поминать погибших и пострадавших.
И. Петровская
―
По большому счету это поминки и праздник поминовения.
К. Ларина
―
Это понятно. Но тебе не кажется, что все эти годы не эти, а все годы, в советское время было то же самое, просто мы это забыли. Не было парада, но все равно официоз побеждал в телевизоре, везде.
И. Петровская
―
Не знаю. Я помню, что этого ощущения, по крайней мере, не возникло официоза и того, что эту победу присваивают какие-то люди…
К. Ларина
―
Ну какие. Государство присваивает. Это было всегда, был государственный праздник.
И. Петровская
―
Я тебе скажу, что меня на этой неделе больше всего тронуло. Это не телевизионная, безусловно, история. А это история фейсбучная. Сетевая. Когда вся лента наполнилась фотографиями родных и близких людей, которые посчитали необходимым, причем в этом году особенно рассказать о своих дедах, отцах.
К. Ларина
―
Такой фотоальбом.
И. Петровская
―
И вдруг возникла такая объемная история…
К. Ларина
―
В прошлом году мы также рассматривали.
И. Петровская
―
Не было до такой степени масштабно, если говорить обо всей френдленте. И вчера особенно вечером, особенно когда уже практически наступил день победы, я это бесконечно читала, рассматривала эти лица, биографии. Я уж не говорю о том, что благодаря фейсбуку моя личная история случилась. Неделю назад мы в семье естественно знали, где и когда примерно погиб мамин отец и мой дед, и тут когда я опубликовала его фотографию молодого, вдруг Алина Акоефф, мой фейсбучный друг, которого я и не знаю, в общем, провела по своей инициативе поиск и написала мне, где именно похоронен и в какой братской могиле мой родной дед Александр Ильич Березкин.
К. Ларина
―
Благодаря этому сегодня у нас в программе «Культурный шок» будет руководитель поисковых сайтов ОБД «Мемориал» и «Подвиг народа». Она обратилась именно в объединенную базу «Мемориал».
И. Петровская
―
Да.
К. Ларина
―
И там все очень просто, она набрала имя, отчество, фамилию и возник человек.
И. Петровская
―
Ты можешь себе представить, я на каком-то другом сайте в прошлом году тоже набирала имя, отчество, фамилию и дату гибели. И место гибели. И мне ничего не показывало. А выяснилась очень простая вещь, что это было там, где он погиб в то время территорией Германии. Это было при форсировании Одера. И там полегло дикое количество наших солдат и офицеров. Наших военных. А в нынешнее время это граница Польши с Германией. Маленький польский городок. И он захоронен в братской могиле, где даже просто вдуматься, лежит одновременно и захоронено 10 тысяч 870 человек.
К. Ларина
―
Не могу себе это представить.
И. Петровская
―
Можно себе представить, как и какой ценой, очевидно, может быть, там была задача к 1 мая овладеть или войти на территорию Германии. Но чтобы в одной только братской могиле 870 человек, это мороз по коже. Но зато теперь я знаю, и мне карту прислали и этого городка Цыбинка и улица Белковская и кладбище «Мемориал». И даже имя пан Тадеуш, который был смотрителем этого кладбища. То есть я могу в любой момент теперь связаться и поехать туда. Непременно обязательно. Я не могу даже передать степень потрясения. И потрясение моей мамы и мое. От того, что вдруг 70 лет спустя то, что казалось уже давней-предавней истории вдруг на глазах как-то ожило, если можно в данном случае этот глагол употреблять.
К. Ларина
―
Еще раз повторю, что сегодня Виктор Тумаркин, руководитель сайта ОБД «Мемориал» и «Подвиг народа» будет у нас в гостях. Если какие-то у вас возникают конкретные вопросы, обязательно вы сможете задать их нашему гостю. Это будет после часа дня.
И. Петровская
―
И вот мне бы, что казалось очень важным было в эти дни. Чтобы это было, если иметь в виду телевизионный экран, вот такие истории. Истории конкретных людей, людей совершенно, в общем, ничем особенно не выдающихся…
К. Ларина
―
У нас, к сожалению, эта культура давно утрачена. Культура человеческого рассказа.
И. Петровская
―
Смотрю в программе «Время» на протяжении довольно длительного периода маленькие дети рассказывают о своих уже прапрадедах. И меня это не трогает. Потому что дети у меня такое ощущение, рассказывают как по написанному эти истории. Маленькие дети, которые это не прочувствовали.
К. Ларина
―
Они еле даже слова выговаривают.
И. Петровская
―
Для них Великая Отечественная, к сожалению огромному и чем дальше, тем больше будет происходить, чем дальше будет дистанция, тем больше эта война будет превращаться для них в чисто историческое событие. Как для нас является таким историческим событием и Первая мировая и Первая Великая Отечественная 1812 года. А вот для людей нашего возраста и чуть моложе, это еще, как ни странно даже те, кто не застали и не видели своих дедов многие, а некоторые даже отцов, для них все равно расстояние вытянутой руки. И можно было бы потрясающе вот этот и ряд с этими фото и рассказами, это было бы невероятно искренне и трогательно.
К. Ларина
―
А когда-нибудь было у нас такое?
И. Петровская
―
Насколько я припоминаю, Томская компания, которая «Бессмертный полк» акцию делала первая, они это делали.
К. Ларина
―
А на нашем федеральном телевидении?
И. Петровская
―
Если ты помнишь, был период, когда весь день…
К. Ларина
―
Кириченко делал.
И. Петровская
―
Но это был «Забытый полк».
К. Ларина
―
Все равно он всегда перед 9 мая делал программы большие специальные выпуски, посвященные именно восстановлению имен погибших людей.
И. Петровская
―
Да, очень правильно, что ты это вспомнила. Но плюс еще были такие сквозные эфиры с раннего утра, с 6 утра на Первом канале, я очень хорошо помню какое-то количество лет тому назад, когда еще были живы не многие, по крайней мере больше, чем сейчас реальные фронтовики или участники тех событий или дети, на детство которых пришлась война. И вот они были в таком сквозном эфире постоянно. Там менялись ведущие, а приходили вот эти уже глубоко пожилые люди и рассказывали свои истории. Иногда это бывало даже искренне и трогательно.
К. Ларина
―
Кстати, программа «От всей души» Валентины Леонтьевой, она тоже в основном была посвящена историям военным.
И. Петровская
―
Ну конечно. Потому что в то время как мы помним, людей все-таки большей частью разлучала именно война. И именно эта программа делала очень много по розыску людей. Иногда кстати до сих пор подобные истории прорываются в программу «Жди меня», когда вдруг выясняется, что разлученные во время войны наш советский солдат, оказавшийся в Европе и чешская, польская девушка. Вдруг находят друг друга спустя 60-70 лет. Да, такие истории тоже случаются. И мне кажется, они намного важнее, чем какая-то такая трескотня, лишенная эмоций, смысла.
К. Ларина
―
Обрати внимание, мы сидим, смотрим одним глазом в экран телевизионный. У нас Евроньюс, там постоянно висит плашка прямого эфира из Москвы. Либо дают на большой экран, если какие-то ключевые моменты, вот сейчас убрали, а так постоянно маленький квадратик в углу экрана, где идет прямой эфир.
И. Петровская
―
Вчера по свидетельству очень многих наших с тобой общих знакомых, живущих или поехавших в эти дни в разные страны, Польшу, Германии., в другие страны, Венгрию, везде проходили памятные победные мероприятия. И по их свидетельству везде говорили о неоценимой роли советских солдат.
К. Ларина
―
Даже в Германии.
И. Петровская
―
Ну конечно. И советской армии в этой победе. И никто не умалял, не пытался переписать, перекроить историю.
К. Ларина
―
Таких не было разговоров нигде.
И. Петровская
―
По свидетельству наших коллег.
К. Ларина
―
А еще по поводу Украины хочется отдельно сказать. Что они в этом году как мне кажется, поступили очень мудро, и действительно такая получилась попытка примирения и согласия. Поскольку решили присоединиться с одной стороны к Европе, в которой отмечается день окончания Второй мировой войны 8 мая.
И. Петровская
―
Потому что в этот день была подписана капитуляция.
И. ПЕТРОВСКАЯ: Некоторые исполнители из всего делают попсу
К. Ларина
―
И в то же время они оставили как официальный праздник и 9 мая. Поэтому у них два дня победы в этом году. Мне кажется это правильно. Это очень правильно. Ты видела, кстати, их ролики, которые они давали у себя на телевидении.
И. Петровская
―
Да, частью видела.
К. Ларина
―
Молодцы. То, что дошло до нас, это конечно, Андрей Макаревич где говорит о погибших людях и о том, как мир пропустил Гитлера в том числе. И вспоминает акт Молотова-Риббентропа. И вспоминает вход в Чехословакию. И там как мне кажется интонация совсем другая. Не такая, как у нас. Интонация не победная, а именно памяти, чтобы помнить какой ценой. Говорим банальные вещи опять, но, тем не менее, когда ты это произносишь, ты понимаешь, что это другая интонация совсем праздника. Да, это праздник, но интонация иная. Не надо орать, орать не надо.
И. Петровская
―
На этой неделе убеждало даже и вполне вменяемых людей, вдруг утверждавших: а ты слышала, что на Украине отменили день победы.
К. Ларина
―
Это неправда.
И. Петровская
―
Я говорила. Это неправда. Потому что там не отменили день победы, а празднуют и более того, на эти ролики им как раз и указывала.
К. Ларина
―
Которые кстати на русском языке много роликов и участников русскоязычных героев. Слушай, а еще хотела вспомнить еще об одной традиции, это концерт Булата Окуджавы.
И. Петровская
―
Только он вчера был.
К. Ларина
―
Я понимаю. Вокруг 9 мая, он всегда либо 8-го, либо 9-го. Понятно, что это тоже был не прямой эфир.
И. Петровская
―
Естественно его записывали.
К. Ларина
―
Там были разные периоды, поскольку давно уже существует традиция переделкинская. Были периоды начала, когда только начиналось, я почему вспомнила про интонацию.
И. Петровская
―
Тогда было в прямом эфире.
К. Ларина
―
И это было абсолютно перпендикулярно этому официальному тренду. Трескотне патриотической. Пустоте. Этим бравурным маршам. Это была абсолютно интимная вещь. И там выступали, кстати, люди, в том числе и громкие певцы, и рок-музыканты, но это всегда была такая акустика. Был концерт очень интимный, доверительный. Потом был период, когда вдруг туда поперли патриархи советской эстрады. Это было особенно неприятно и смотреть не хотелось. Как железом по стеклу. Вчера мне очень понравилось, как прошел концерт.
И. Петровская
―
Частично понравилось.
К. Ларина
―
И то, что там был Гарри Бардин. То, что там была Юлия Ауг, которая блестяще прочитала два стихотворения.
И. Петровская
―
Замечательно. Вероника Долина.
К. Ларина
―
Вероника Долина прочитала кусочек из прозы.
И. Петровская
―
Причем такой ярковыраженный анти как раз милитаристский дух. Мне не очень понравились, ну не будем говорить…
К. Ларина
―
Дети, барабанщики.
И. Петровская
―
Некоторые исполнители.
К. Ларина
―
Вкусово.
И. Петровская
―
Которые делают попсу из Окуджавы. Они из всего делают попсу, собственно говоря, что ни дай извините, спеть.
К. Ларина
―
Вдруг, когда в таком потоке появляются люди, с которыми у тебя какой-то внутренний контакт сразу устанавливается. Я имею в виду Гарри Яковлевича Бардина и Юлю Ауг, кого-то боюсь забыть…
И. Петровская
―
Городницкий был.
К. Ларина
―
Иващенко. Замечательный был.
И. Петровская
―
Иващенко прекрасный. «Возьму я вещмешок, шинель и каску» - знаменитая, но редко исполняемая песня Булаты Окуджавы. И кстати следом, хотя уже совсем в глубокой ночи в 00.50 аж началась программа «Острова», Булат Окуджава, где рассказана была вся его история. Но если еще справедливости ради скажем про канал «Культура», который тоже во многом перпендикулярен нынешней этой линии. Потому что вчера был показан «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма.
К. Ларина
―
Говорят, там какое-то обсуждение было.
И. Петровская
―
Я не согласна с тем, что оно было совсем уж каким-то вялым и беззубым.
К. Ларина
―
Юрий Александрович, по-моему, Богомолов писал…
И. Петровская
―
Да, он написал, что оно было никаким или что-то в этом духе. Оно понятное дело наверняка было купировано, но какие-то важные вещи участники этого обсуждения, а среди них были такие люди как Наум Клейман, директор музея кино бывший.
К. Ларина
―
Хорошие люди.
И. Петровская
―
Сергей Соловьев, кинорежиссер. Марлен Мартынович Хуциев, уж вообще не нуждается в представлениях. Александр Митта и Лев Карахан.
К. Ларина
―
Серьезные люди.
И. Петровская
―
И поэтому хоть по несколько фраз, но про природу фашизма и про актуальность этого фильма не с точки зрения какого-то буквально чего-то повторения, а того, как фашизация происходит быстро и становится фактом жизни. Кода все делается во имя масс и при этом забывается личное достоинство индивидуума. На этой основе возникает эта фашизация, которая может привести к самым тяжелым последствиям. И эти вещи как мне кажется сегодня проговоренные, точнее вчера, накануне дня победы, они были очень важны. И их проговаривали и Сергей Соловьев, и Наум Клейман, и там еще, кстати, была записана по телефону гениальнейшая великая Майя Туровская. Которая по сути соавтор этого фильма «Обыкновенный фашизм». Поэтому отнюдь конечно…
К. Ларина
―
Про Украину никто там не вспоминал? Не пытались навязать нам аналогии. По привычке.
И. Петровская
―
Дело в том, что эти аналогии волей-неволей возникают.
К. Ларина
―
С Украиной?
И. Петровская
―
Нет, они возникают, когда говорится о том, как возникает милитаристский дух, желание…
К. Ларина
―
Я имею в виду аналогии с этим нашим навязыванием, что фашистская хунта сейчас правит в Киеве. Таких не было намеков?
И. Петровская
―
Не было. Не до такой степени. Там были еще молодые участники, которые некоторые вещи не понимают. Там был Хотиненко ведущий, который в какой-то части пытался провести мысль, что фашизм и коммунизм ни в коем случае никакого знака равенства ставить нельзя. Но еще раз повторю, сам фильм и частично фразами их можно выхватывать то, что говорили эти замечательные люди, это очень важно для сегодняшнего нашего вещания. Потому что сегодня об этом вообще мало кто говорит. Об этом массовом безумии, которое охватывает неожиданно людей. И именно потому, что людям нравится быть слепыми, людям проще не думать, а следовать некой общей линии. И вот на этой почве возникают вот такие страшнейшие порождения и явления как то, что описал Михаил Ильич Ромм.
К. Ларина
―
Вчера на программе «Субботний вечер» у Андрея Малахова вроде бы была хорошая идея вспомнить лишний раз о фильме Станислава Ростоцкого и вообще о военных фильмах. И там пришли актрисы, почти все приняли участие, которые снимались в фильме «А зори здесь тихие». Но меня поразило присутствие там Геннадия Андреевича Зюганова. Я не очень поняла, причем тут Зюганов и фильм «А зори здесь тихие». И почему они должны были, входя в студию, припасть обязательно к нему сначала.
И. Петровская
―
Я это, к сожалению, не видела. Посмотрю.
К. Ларина
―
Даже Малахов подсказывал им, что надо припасть к Геннадию Андреевичу. С какой стати вообще. Скажи. Он их там всех целовал. Вот скажи мне, пожалуйста. Как это можно мешать.
И. Петровская
―
А как-нибудь это было объяснено.
К. Ларина
―
Никак. Вот никак и все.
И. Петровская
―
Как наследник может быть…
К. Ларина
―
Наследник чего?
И. Петровская
―
Партийного руководства во время Великой Отечественной войны. Ну чего еще.
К. Ларина
―
Но при этом мне было очень приятно смотреть на всех актрис и на Андрея Мартынова. Исполнителя роли сержанта Васкова. Он мне очень понравился вчера, я лишний раз подумала, почему его совершенно нет на нашем телевидении. Он замечательный рассказчик, очень остроумный, яркий человек. По-моему, находится сейчас в блестящей форме и актерской и вообще физической и интеллектуальной. Даже странно так люди исчезают и все. Так что за это спасибо. У нас последние секунды, надо поздравлять.
И. Петровская
―
Я хочу поздравить, правда реально раньше было много реально воевавших знакомых людей. Вот сейчас у меня лично реально воевавшая фронтовичка замечательная телевизионная ведущая, публицист, сценарист Галина Михайловна Шергова. Которую я от всей души искренне поздравляю с Днем Победы, потому что это ее праздник.
К. Ларина
―
Я могу только присоединиться. Если мы так поздравляем, я тоже поздравляю Галину Михайловну Шергову. Ну еще хотелось бы поздравить и Татьяну Александровну Гердт, которая по-моему в эти дни отмечает еще и день рождения.
И. Петровская
―
По-моему, 9 мая. Татьяна Александровна великая, прекрасная, замечательная женщина.
К. Ларина
―
А вообще людей все меньше и меньше. Вот у нас завтра будет встреча с Мирой Григорьевной Тодоровской. Которая все-таки осуществила свою миссию. И сняла фильм по последнему сценарию Петра Ефимовича Тодоровского, который тоже был участником войны, фронтовиком, ветераном. И очень жестко высказывался всегда в адрес любой попытки вообще фальсификации, если мы говорим о настоящих фальсификациях, у него был очень жесткий взгляд на учебники, на телевизионный официоз, на вранье, которое лилось с экранов телевидения. И фильм, я вчера его посмотрела. Он называется «Встречи на Эльбе» или в далеком 45-м, он конечно совершенно не вписывается в сегодняшнюю нашу жизнь.
И. Петровская
―
А предыдущее у него тоже не вписывалось.
К. Ларина
―
И вряд ли вы его увидите. Закончить хочу, я уже говорила, что подобрала музыку нестандартную для сегодняшних наших эфиров. Это песня в исполнении фронтовиков актеров. И вот Зиновий Ефимович Гердт, который тоже воевал, вы это все знаете, он для вас поет песню совершенно неожиданную, песня называется «Люба». Но это фронтовой вариант песни. Написанный текст в 1942 году. И запись, которую вы сейчас услышите, произошла на передаче «В нашу гавань заходили корабли». Всех с праздником.ПЕСНЯ