Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2014-12-20

20.12.2014
Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2014-12-20 Скачать

К. Ларина

Добрый день. Радиостанция «Эхо Москвы» продолжает свою работу. Программа «Человек из телевизора». Ксения Ларина это я, Ирина Петровская здесь.

И. Петровская

Это я.

К. Ларина

Наталья Кузьмина наш звукорежиссер. Наташа, привет. И наши слушатели, которые тоже будут участвовать в нашей передаче. С помощью sms +7-985-970-45-45, и телефон прямого эфира 495-363-36-59. По традиции открываем ветку на страничке «Человек из телевизора» в фейсбуке. Я там написала призыв к вам, ну давайте уже поговорим про телевизор. Хоть кто-нибудь что-нибудь смотрит или кроме Путин-шоу ничего не видели. Ответы пошли: «Посмотрела по вашей рекомендации сериал «Уходящая натура», вы рассказывали интереснее, чем сам сериал был». «На этой неделе ничего интересного в художественном плане не было». «Смотрю телевизор только по субботам с вами. Я вас уже жду, жаль, что нельзя дозвониться, рассказала бы, как немцы, мои коллеги комментировали это Пу-шоу. Всего вам доброго». Еще пишет Елена: «Смешно сказать, но телевизор вообще не включаю. А вашей субботней передачи не могу дождаться». Наконец первый телезритель нарисовался, это Эльвира, которая смотрит телеканал «Дождь». С чего мы начнем?

И. Петровская

Я побывала неделю назад.

К. Ларина

На квартире у «Дождя». Сейчас Ира расскажет обязательно о своих впечатлениях, потому что я ее видела в телевизоре. Это был вечерний эфир с Павлом Лобковым. Пытались подвести телевизионные итоги года.

И. Петровская

Очень условно, да.

К. Ларина

Главное что было внутри. Как это все выглядит?

И. Петровская

Это выглядит как квартира, которая…

К. Ларина

Звонят, откройте дверь.

И. Петровская

Меня встречали, поэтому отчасти это выглядело как приход, поскольку никто не афиширует естественно, и я не собираюсь этим заниматься.

К. Ларина

То есть на подъезде не написано: телеканал «Дождь».

И. Петровская

Нет. Провода ниоткуда не бегут, не тянутся. Вообще современные технологии действительно сумасшедшие. Позволяют очень много чего. Естественно, ощущение, особенно в первый момент грустное. Потому что мы помним прекрасную студию на Красном Октябре. Ту атмосферу. Поэтому даже ни в какое сравнение и размеры и как все устроено. Но в целом немного народу обслуживало эфир. Там нет какой-то толчеи. В ванной гримерка, тоже самостоятельно можно загримироваться.

К. Ларина

Я все вспоминала, когда Миша Зыгарь рассказывал, что в ванной гримерка, вспомнила «Собачье сердце». Там может быть, Айседора Дункан в спальне готовит еду, а в ванной держит кроликов.

И. Петровская

Примерно так. Из квартиры вынесена вся мебель, кроме старого пианино совсем антикварного. Какие-то сохранились на кухне причиндалы, позволяющие сделать кофе, чай.

К. Ларина

А сама съемочная площадка в одном месте?

И. Петровская

В одном. Это студия. Небольшая. Относительно конечно.

Они к празднику, к новому году подарки покупают. А вы принимаете это за ажиотажный спрос

К. Ларина

Весь эфир идет оттуда.

И. Петровская

Я не знаю, идет ли он весь оттуда. Но вот тот эфир, который я вижу по антуражу, по этой плитке, которая там сохранена, что это идет оттуда. Все по-деловому, нормально. В общем, спокойно, но понятно, что долго так продолжаться не может. А как это будет продолжаться, тоже никто пока не говорит, не знает. Но молодцы ребята, работают. Это же произошло в считанные какие-то дни, когда они переехали и начали на новой площадке вещать.

К. Ларина

Я так поняла, что они не могут себе позволить многонаселенных передач, когда много журналистов сидит за длинным столом. И какие-то форматы просто поменялись. Я слежу за программами, когда гостевые особенно, всегда интересно кого-то услышать и увидеть. И поняла, что передачи и Козырев, и Hard Day’s Night, формат интервью.

И. Петровская

Козырев не многонаселенный. Обычно один сидел и общался по скайпу или по телефону с каким-то народом.

К. Ларина

А здесь я посмотрела его Hard Day’s Night, который вел Миша Козырев, это было в формате этой передачи, но все равно это конечно было интервью. Где они с Сукачевым встречались.

И. Петровская

Это раньше, по-моему.

К. Ларина

Нет. А Наталья Синдеева и до этого писала свои программы уже в квартире. В своем доме как я понимаю.

И. Петровская

Это в другом каком-то доме. Ну что говорить, вот такая ситуация, ничего тут не поделаешь. Пока что. Ничего не меняется особенно. Хотя на этой знаменитой пресс-конференции присутствовал представитель «Дождя» в виде Ксении Собчак и очень даже сильно прозвучало.

К. Ларина

И в этой курточке специальной «дождевой».

И. Петровская

Да, да.

К. Ларина

С логотипом «Дождя» в розово-серых тонах. Про пресс-конференцию конечно надо говорить, хотя уже все содержание ее обсосали так, что до самых гланд. Уже все мы знаем. Но, тем не менее, про сам телевизионный вариант, про зрелище я думаю поговорить стоит в нашей передаче.

И. Петровская

А как же. Действительно ключевое было событие.

К. Ларина

Рассказывай твои впечатления.

И. Петровская

Если можно я не буду говорить о смыслах, что конкретный герой отвечал. Мне кажется, что в этот раз, несмотря на то, что многие пишут, что вообще бессмысленно, не было никаких отличий. Были отличия. Вначале я смотрела разогрев, который устроили на главных каналах перед началом, причем задолго, рассказывая о том, кто и зачем из наших коллег, особенно из регионов приехал на пресс-конференцию. И создалось у меня полное ощущение, что приехали на шоу, а вовсе не на деловую встречу с президентом страны. И я была абсолютно уверена, что сейчас начнется такое просто практически фрик-шоу, потому что показывали нам людей с зайками, с мишками, с ушками. В танковых шлемах, с какими-то самодельными плакатами. В общем, народ было ощущение, что думал не о смыслах и не смысле того, о чем они хотят спросить и чего хотят услышать, а именно себя показать. И меня очень рассмешила фраза корреспондента Первого канала, который сказал, что за эти годы, пока существует формат большой пресс-конференции сложился особый вид искусства, практически жанр такой. Искусство привлечь внимание президента к себе. И дальше нам рассказывали в этом ключе про разные ухищрения, к которым прибегают наши провинциальные в основном коллеги. Чтобы привлечь к себе внимание.

К. Ларина

Ты же понимаешь, почему это делается еще. Это такая установка создать праздничное зрелище. Такое бравурное настроение типа, да и бог с ним, что там у вас рубль падает, продукты исчезают из магазинов, настроение у народа прекрасное, все готовы к празднику. Встретить новый год. Это так с огоньком, шутками, юмором мы сегодня и начнем нашу пресс-конференцию с нашим любимым Владимиром Владимировичем.

И. Петровская

Да, совершенно верно. Более того, если ты видела ролики рекламные, которые тоже предшествовали пресс-конференции, пик демонстрации совпал с черным понедельником и вторником. Когда даже федеральные каналы, даже их новости, несмотря на все ухищрения, они ведь там бедные ухищрялись, чтобы не сказать, что происходит. Обвальное падение рубля. Поэтому они говорили как-то эвфемизмами, что доллар на этот час упал на столько-то, доллар и евро нестабильная валюта. Потому что они скачут. И вот на этом фоне шли вот эти победные ролики. Я два видела. Один без слов, просто нарезка. Когда достижения России: Сочи, Олимпиада, космос, Крым монтируются с тем, как ужасно год прожил весь остальной мир. И нам демонстрируют встык наводнение, пожары…

К. Ларина

Весь мир рушится. А мы крепчаем.

И. Петровская

Да, бунты, майдан, бомбардировки. Разрушенные дома на юго-востоке. Детские качельки, которые качаются и символ такой разрухи и военного кошмара. И на этом фоне мы крепчаем, идут наши корабли в Черном море и Крым наш. А второй ролик был смонтирован из предыдущих каких-то высказываний президента на пресс-конференции. И тоже встык с картинками наших побед и наших поражений. И вот там началось с его слов, что в этом году мы сделали все, что задумали. Ну, и на фоне реальных событий, которые происходили, это звучало временами просто издевательски. Даже возникало такое ощущение, уж не диверсанты ли сидят на федеральных каналах, которые вот таким образом некий издевательский смысл закладывают. Ну понятное дело, что вовсе не диверсанты. Ждали действительно этого шоу, праздничного, победного. И вдруг на том же по-моему Первом канале буквально несколько секунд, минут оставалось перед пресс-конференцией, появился парень, который сказал, шутки кончились, время шутливых вопросов кончилось. Один из участников будущей пресс-конференции. Я бы хотел спросить (это ответ на вопрос: что бы вы хотели спросить у президента), собирается ли он мириться. Тут бумс, оборвали, дали заставку пресс-конференции. Она понеслась. Пошла. С опозданием, что характерно, первый раз, по-моему, за всю историю она задержалась аж на 12 минут. И очень вскоре выяснилось, что этот парень Роман Цимбалюк, на майке у него было крупно написано «укроп», он задал те самые вопросы, которые, конечно не получили ответов в основном. Но они мне кажется, как-то переломили этот заданный заранее тон и атмосферу праздника грядущего. Потому что очень скоро задала свой вопрос про национал-предателей, пятую колонну и градус ненависти Наталья Галимова из Газеты.ру. Еще тоже довольно скоро вышла Ксения Собчак, и я смотрела на картинку, потому что в этот момент я еще параллельно в «Новую газету» писала заметку. И вот до того, на камеру все наши молодые особенно коллеги резвились, показывали своих плюшевых мишек, ушки и прочее. А тут как-то они скисли. Потому что видимо, часть из них, по крайней мере, осознала, что все-таки это деловое мероприятие и пресс-конференция, я не шоу. И вылезать со своими заранее заготовленными вопросами, любит ли президент пельмени и, наверное, там еще было немало таких вопросов, как-то кому-то уже показалось не очень ловко.

К. Ларина

Ты думаешь.

Cоздалось ощущение, что приехали на шоу, а вовсе не на деловую встречу с президентом страны

И. Петровская

Мне кажется абсолютно. Хотя бы потому что люди же не в безвоздушном пространстве живут и наши коллеги и, наверное, их когда-то учили, что журналистика это все-таки не искусство хлопотать лицом и привлекать к себе внимание с помощью танковых шлемов на голове.

К. Ларина

Но они любят его. Ты пойми.

И. Петровская

Нет, это вопрос другой.

К. Ларина

В том же абсолютно русле вопрос. Они приехали к любимому человеку, а не к врагу. Они любят этого человека.

И. Петровская

Не может тысяча человек приехавшие и даже тысяча с чем-то все пребывать в этом состоянии безудержной любви.

К. Ларина

Не все, конечно, но большинство я тебя уверяю.

И. Петровская

Другой вопрос – как их сориентировали.

К. Ларина

Там был один момент, который меня совершенно поразил. Самый жуткий. Просто такой Хичкок. Это когда он рассказывал какую-то идиотскую историю про какую-то компанию, которая то ли уволилась, то ли нет, помнишь. И хохотал сам, ужасно смеялся. Просто умирал от смеха, когда рассказывал. И последний был момент, когда он говорит: ну вообще цирк. И хохочет прямо. И гробовая тишина в зале была. Никто не разделил его вот это веселье. Потому что может, люди и не поняли, в чем был смысл этой истории, потому что он очень невнятно рассказывал…

И. Петровская

Я тоже не очень могу тебе сказать…

К. Ларина

Невнятно, но вот этот смех в тишине гробовой и он даже этого не почувствовал, что никто не смеется. Он вдруг совершенно расслабился и вел себя так, как будто он сидит у себя на кухне, или где там, с друзьями за столом. Но вот эта гробовая тишина, конечно, о многом говорит. Когда не засмеялись. Не поддержали. Знаешь, как бывает, когда смеется… Нет, этого не было. Люди были в шоке. Шокированы.

И. Петровская

В общем, если бы я монтировала ролик или рекламный перед началом следующей, например, пресс-конференции, которая тоже будет или потом по итогам, я бы вообще оставила только эти вопросы. Их пять или шесть прозвучало серьезных вопросов, которые не получили в основном ответа. Но они сформулировали самые сегодня актуальные проблемы, которые волнуют и наше сообщество, и я надеюсь, часть нашего общества, которое не утратило способность критически оценивать происходящее. В том числе и может быть даже в первую очередь это те вопросы, которая задала и сформулировала Ксения Собчак. Можно предъявлять претензии кстати к большинству коллег, что они формулируют долго, что нарушают в каком-то смысле сам жанр, когда на пресс-конференции задается один вопрос. Потому что по психологии любого человека, который отвечает на вопросы, если ему говорят вначале один вопрос, а еще вслед еще…

Роман Цимбалюк задал те самые вопросы, которые, не получили ответов в основном

К. Ларина

Он выбирает самый удобный.

И. Петровская

Он либо выбирает тот удобный вопрос, на который ему проще ответить, либо по любой психологии он выбирает последний. В этот момент, забывая про первый.

К. Ларина

А я хочу сказать, что здесь вопрос целеполагания. Тут как мне показалось у каждого свои задачи. Поскольку прекрасно все нормальные люди понимают, что никаких ответов даже на самые острые вопросы …

И. Петровская

Я и хотела об этом сказать.

К. Ларина

…ты не получишь, то у тебя задача другая – проговорить, чтобы на всех федеральных каналах, на всех каналах страны именно эта точка зрения была представлена. И мне кажется, что эту задачу выполнили все выступающие. И Роман Цимбалюк, и Ксения Собчак, которая просто сделала яркое выступление очень конкретное. И Винокурова, и Галимова конечно.

И. Петровская

Я об этом и хотела сказать. Я бы и смонтировала поэтому, потому что эти вопросы конечно остались неотвеченными. И они так и будут оставаться, скорее всего, в ближайшее время неотвеченными. Но, по крайней мере, огромное количество людей услышало точку зрения той же Ксении, хотя это не ее личная, не только ее личная точка зрения, а точка зрения достаточно большого количества людей и из ее окружения, из нашего окружения.

К. Ларина

Можно, Ира, я скажу. Мне кажется важно, что дело даже не в том, что точка зрения Ксении Собчак.

И. Петровская

Абсолютно, я тоже про это и говорю.

К. Ларина

Другая точка зрения. Альтернативная мысль, которая никому даже в голову не придет. Вдруг они услышали, что оказывается можно и так про это подумать. И так трактовать такие события.

И. Петровская

Мало того, история уже набившая оскомину про того славянского мальчика, которая так и осталась для большинства зрителей правдой, а не фейком. Она в данном случае сформулировала, она как пример привела сегодняшней истерии, которая специально нагнетается на федеральных каналах и того градуса ненависти, который бесконечно распространяется. И это очень важно. Это важнее, чем ответы, тем более на этот вопрос точно он не ответил и в общем, видимо, и не собирался.

К. Ларина

Новости, потом дальше пойдем. Есть еще вопросы и темы, которые хочется затронуть в передаче.

НОВОСТИ

К. Ларина

Мы как раз сейчас рассуждаем с Ирой и Наташей о том, как можно использовать в мирных целях пресс-конференцию первого лица. Рекламировать там товары и напитки…

И. Петровская

Которые являются одновременно какими-то информационными спонсорами издания.

К. Ларина

И заработать можно хорошо журналистам бедным, которые получают мало денег региональные. А так если ты пришел с пакетом порошка, как ты говоришь.

И. Петровская

Мы идем к вам, вы все еще кипятите. И главное никто в этот момент ничего сделать не сможет.

К. Ларина

Никто тебя за руку не схватит.

И. Петровская

Поставить мешок с порошком прямо на столе. Хорошо собачьи корма рекламировать. Мы знаем, что он любит собачек.

К. Ларина

Говорят, Кони умерла.

И. Петровская

Ну слушай, непроверенную информацию…

К. Ларина

Вчера сказали. Говорят - я сказала.

И. Петровская

Если это так, то я не хотела бы на эту тему шутить…

К. Ларина

Нет, я не шучу… Просто вспомнила…

И. Петровская

Заканчивая эту тему, я сразу после этого смотрела часа на три почти «Время покажет», где собрались как всегда одни и те же обсуждать только что прозвучавшее на пресс-конференции, и это уже конечно был невероятный шабаш. Это Толстой. И там Толстой демонстрировал совершенно уже доведенные до совершенства методы манипулирования. Потому что стоило только кому-то сказать про рост цен, падение рубля и очереди в магазинах, то мгновенно он набрасывался, там был очень характерный диалог. Доренко, который вдруг сказал: да что вы мне сказки рассказываете. Там кто-то перед этим из депутатов сказал, что это все волнует в основном этот креативный класс и богатеньких.

К. Ларина

Курс рубля и доллара.

И. Петровская

Потому что основное население этого даже не заметило. Они не имели никогда дело ни с долларом, ни с евро. И тут Доренко говорит: не надо мне сказки рассказывать, я вчера был в магазине, очередь вот отсюда и досюда, и народ все метет. И тогда мгновенно его прерывает Толстой, который говорит, что это люди к празднику, вы перепутали очереди. Они к празднику, к новому году подарки покупают. А вы принимаете это за ажиотажный спрос и сеете панику. Потом через небольшое время Доренко говорит: но цены-то растут, вчера продавец узнал меня и говорит, смотри, телевизор вчера стоил 165 рублей, сегодня 200, а завтра будет 240. Опять такая же глумливая реплика: какие у вас большие телевизоры, господин Доренко, мы такие себе типа позволить не можем. Я вспомнила, в Интернете распространялся смешной текст, памятка для тех, кто сегодня очень обеспокоен всем происходящим и как себя успокоить в ситуации финансового экономического кризиса. Разные рекомендации, в том числе очень хорошие – смотрите телевизор, федеральные каналы, вам об этих проблемах не расскажут и вас там утешат, успокоят.

К. Ларина

Я хотела еще про «Политику» вспомнить. Толстого и Гордона. Поскольку тоже был показательный эпизод совершенно неожиданный.

И. Петровская

Это на прошлой неделе.

К. Ларина

Поскольку это тоже в Интернете потом распространили фрагмент, когда на программу «Политика» неожиданно пришел украинский депутат из Одессы, депутат Верховной Рады Алексей Гончаренко.

И. Петровская

Он когда-то там уже принимал участие и тоже говорил какие-то здравые вещи, еще когда был майдан.

К. Ларина

У него, естественно, логотип трезубец украинский на майке. И говорил он неожиданно совершенно про то, что на самом деле происходит, призывал Путина убраться оттуда и говорил, что президент, по-моему, уже совсем с ума сошел, что нужно уже заканчивать всю эту историю. И что там было в этом фрагменте, поскольку это было прямой эфир на орбиту на Дальний Восток.

И. Петровская

На Дальнем Востоке это увидели и в Сибири.

К. Ларина

Когда Гордон и Толстой бросились на него, чуть ли ни забили его микрофонами, стали кричать, чтобы он замолчал, заткнулся. Стали его забалтывать, заговаривать. Смеяться над ним. В этом была такая невозможная паника…

И. Петровская

Гордон лег просто на трибунку, перед которой он стоял.

К. Ларина

Потому что было страшно, потому что я прекрасно понимаю, поскольку мы знаем, что там происходит в такие моменты, там же ор в ушах, проволока в ухе у каждого ведущего и туда орут редакторы, которые стоят на пульте и кричат: заткните его, что он несет. И вот они ринулись его затыкать.

И. Петровская

Они его заткнули и последняя там фраза Гордона: выведите его из студии. Что и произошло, и естественно на Москву это не попало. Что опять же удивительнейшим образом, извините, ненавижу это слово, но другого сейчас не подберу - корреспондируется с тем советским временем, даже не советским, а уже пост почти советским, уже перестроечным. Но время от времени даже в это время начинали вдруг закручиваться какие-то гайки. Когда не пускали того же Сахарова в телецентр или же также вначале вещали на орбиты, а когда выходили вечером, раньше-то было как. Это сейчас запись, а потом на Москву идет уже монтированный записной материал. А раньше выходили в первый раз, а потом на Москву тоже выходили в прямом эфире. И понятное дело, что у жителей дальних районов страны…

К. Ларина

Всегда есть шанс.

И. Петровская

Всегда был шанс увидеть и услышать нечто большее, чем виделось в европейской части. И главным образом это не то чтобы народ оберегали, а оберегали главных зрителей, которые традиционно обитают в столице нашей родины.

К. Ларина

А вот Ю. А. Богомолов, наш коллега пишет, что о распятом мальчике на Первом канале Собчак ответил Первый канал. Я не знаю.

И. Петровская

В этот момент мы по-моему закрывали наш «Лавр», поэтому я тоже не увидела. Якобы они попытались оправдаться и сказали, что поверили этой женщине, которая об этом рассказывала.

К. Ларина

Здесь вспоминают хорошие программы прошедшей недели.

И. Петровская

Но это оправдание только тогда прозвучало в какой-то степени, когда это было озвучено непосредственно перед первым лицом государства. А прошло, по-моему, уже почти полгода с этого сюжета.

К. Ларина

Здесь вспоминают, конечно, канал «Культура», любимый канал наших слушателей. Лев Додин в программе «Главная роль». Лев Додин был на этой неделе с гастролями в Москве. Они показывали свою последнюю премьеру «Вишневый сад», три дня играли. Это событие, безусловно. И хорошо, что он попал на канал «Культура». А я хочу поблагодарить отдельно канал «Культура» за удивительную программу, которую, слава богу, они успели снять в рамках цикла «Послушайте», где актеры читают стихи, в день сороковин Алексея Девотченко был показан его спектакль по Иосифу Бродскому. Это был специально телевариант сделан. Этот спектакль несколько иначе выглядел в зале. Но сам факт, что Алексей Девотченко был в телевизоре, хоть и уже после своей трагической гибели, и произносил эти удивительно актуальные страшные строчки Иосифа Бродского. И его стихи. Это конечно грандиозное событие. Я не могла оторваться. Это настоящее. Огромное спасибо «Культуре» за эту встречу.

И. Петровская

А еще я отмечу, и чтобы наши слушатели обратили внимание, вы знаете, что Артдокфест был всю неделю, один из лучших, если не лучший фестиваль документального кино, о котором коротко рассказали в «Добром утро», слава богу, на Первом канале. Сказали, что этот фестиваль идет. Но канал «Культура» устраивает теперь по понедельникам, на этой неделе был понедельник, показывает картины, которые сняты учениками замечательного продюсера и режиссера Марины Разбежкиной. И она на Артдокфесте получила премию. Не на Артдокфесте, а на церемонии вручения национальной премии «Лавровая ветвь» в области неигрового кино. Она получила премию как лучший продюсер. И в этот раз две картины ее учеников были показаны, и как она мне сказала, что это будет цикловой показ. А у нее ученики много уже чего наснимали. Поэтому следите внимательно за программой. Те, кто хотели бы увидеть, во-первых, кино и понять, что такое настоящий док, вот смотрите на канале «Культура».

К. Ларина

Как раз наша слушательница Галина пишет на sms: с удовольствием посмотрела документальный фильм о мастерской Разбежкиной. По понедельникам на «Культуре». Так что имейте в виду. Это цикл и это очень важно. Кстати раз мы на «Культуре», давайте проанонсируем премьеру, 27-го декабря премьера документального фильма «Парень с Таганки». Фильм-монолог Владимира Высоцкого. Это действительно премьера. Съемка 1972 года, в основу фильма легли уникальные съемки 72-го года в студии эстонского телевидения. Это было 15 июня 1972 года – встреча эстонских телезрителей с Владимиром Высоцким. По сути это было первое выступление Владимира Высоцкого на телевидении. Событие, как говорит режиссер, всколыхнувшее всю страну. Этот фильм будет показан 21.30 на «Культуре» и после него будет обсуждение и наверное, люди в студии расскажут о том, как это кино создавалось, что было за кулисами этой съемки. Это будет внеплановый выпуск «Наблюдателя». В котором будут принимать участие эстонский тележурналист Мати Тальвик, Вениамин Смехов и театровед Видас Силюнас. Так что обязательно посмотрите. Потому что мы привыкли, что вроде бы вы все уже посмотрели, Высоцкого нам всего показали, в том числе архивные съемки. Оказывается, еще кое-что есть.

И. Петровская

Но и они это показывают вне тех памятных дат, которые обычно становятся поводом для таких фильмов. Это, как правило, 25 января и 25 июля. То есть день рождения и день ухода. Кстати я посмотрела на канале «Культура» на этой же неделе время не очень помню, после 22, называется программа «Большой балет. Владимир Васильев». Тоже в течение нескольких дней. Это для тех, кто любит балет и Владимира Васильева.

К. Ларина

Тут нам язвительные слушатели говорят: вот когда Путина не будет, что же вы будете обсуждать про телевизор. Когда Путина не будет, Путина в широком смысле этого слова, не конкретного человека, а Путина как системы, которая сегодня установилась в стране, тогда будет наконец-то телевидение, потому что я вспоминаю с ностальгией, что когда наша программа начиналась с Ирой, мы обсуждали программы, телевизионные передачи, премьеры. Когда работали лучшие люди на телевидении. Когда возникали какие-то проекты, какие-то художественные передачи, когда был Парфенов, даже какие-то «Старые песни о главном», когда каждый праздник соревновались каналы в выдумывании, изобретении новых форматов. Новых праздничных передач. Помнишь, когда была реальная конкуренция.

Журналистика это не искусство хлопотать лицом

И. Петровская

Вообще, когда телевидение спускают с поводка, оно, как правило, не пускается во все тяжкие, как вероятно думают, а именно начинает творчески развиваться. Вспомним стыки эпох. Сколько всего появляется. Новые компании, новые лица, потому что старые себя в предыдущей жизни до такой степени дискредитировали, что их уже невозможно будет потом воспринимать также. Носителями какой-то разумной информации. Поэтому это всегда действительно дает невероятный толчок, если все происходит естественно, мирно и спокойно, желательно особенно чтобы выборы состоялись, то, как правило, если опять же не считают телевидение главным инструментом информационной войны, борьбы, молотком и пилой и топором, тогда оно становится тем, чем должно быть. И поэтому становится безумно интересным.

К. Ларина

Кстати, последние ростки телевидения душатся везде. Мы хотели сказать про завтрашний пикет в защиту томского канала ТВ-2. В Москве. Что важно.

И. Петровская

Две, по-моему, недели назад рассказывали о том, что это лучшая компания, одна из лучших, а может действительно лучшая в России. Компания региональная ТВ-2, сегодня практически уже стоит перед реальной угрозой закрытия. То есть если ничего не изменится, то в январе они перестают вещать. По прихоти этого радиопередающего центра их местного, который, видите ли, обиделся за то, что они когда их предыдущий раз отключали как-то там не так корректно, как хотелось бы этому центру, высказывались. На самом деле мы, конечно, понимаем, что никакие обиды этому не причина, а это явно политическая подоплека. Потому что это все противозаконно. И уже в Томске на прошлой неделе состоялись невероятные, мы видели эти картинки в Интернете, многотысячные пикеты в поддержку любимой компании, потому что в Томске эту компанию невероятно любят, уважают, и там работают суперпрофессионалы. Так вот завтра на Девичьем поле в два часа состоится разрешенный согласованный пикет уже в Москве в поддержку томской компании.

К. Ларина

Мы неправильно называем. Не пикет, наверное, а митинг. Потому что там же они согласовали какое-то количество народа.

И. Петровская

Хорошо. Но, по-моему, это называлось пикет. Неважно. В общем, мероприятие в поддержку компании. Естественно, мы понимаем, что нас москвичей многих и в поддержку чего-то тут своего московского на улицы не выгонишь, но, тем не менее, надо просто себе отдавать отчет, что это не просто какая-то вам неведомая многим томская компания. Это все звенья одной цепи, это реальное удушение, это реальное воспрепятствование профессиональной деятельности очень профессиональных, очень честных и независимых еще важно, это одна из последних независимых телекомпаний в регионах, и поддержать их это значит не просто томичей поддержать, а поддержать в принципе…

К. Ларина

Свободу слова.

И. Петровская

Свободу слова и возможность журналистам говорить то, что они до этого говорили и хотели бы говорить. Так что приходите в два часа, Девичье поле.

К. Ларина

Светлана Сорокина пишет в фейсбуке: завтра в 14.00 в сквере Девичьего поля, метро «Парк культуры». Будем поддерживать томскую телекомпанию ТВ-2. Приглашаю на митинг. Приходите завтра. Пишет Света Сорокина. И мы действительно, когда с коллегами обсуждали это завтрашнее мероприятие, права Ира, что это не только поддержка томских журналистов, а это поддержка и сотрудников телеканала «Дождь», и всех тех, кому сегодня тяжело, практически невозможно работать на телевидении. То есть это митинг за свободу слова. Против цензуры. Против издевательств над телевидением и журналистикой. Поэтому будет важно, если народ соберется.

И. Петровская

На самом деле тяжело правда всем. Я абсолютно убеждена, что даже тем, кто сегодня, я не беру крайние случаи людей, которые цинично и планомерно делают то, что они делают, но в целом я уверена, что многие люди, работающие сегодня на федеральных каналах, все прекрасно понимают. И, наверное, тут можно спорить, уходит, не уходит человек, который понимает, что невыносимо, но, тем не менее, я убеждена, что, оставаясь наедине с самим собой, ночью или днем, каждый все равно прекрасно отдает себе отчет, чем он занимается и чем ему не дают заниматься. И при благоприятных обстоятельствах те же самые люди, наверное, могли бы сделать намного больше полезного для себя и своих зрителей.

К. Ларина

Возвращаемся к главному телесобытию, политическому событию недели. Это пресс-конференция Владимира Путина. Заметила ли ты, Ира, что вот уже какую публичную встречу Владимир Путин мечется между тайгой и медведем. У него этот образ навязчивый не покидает. Он все время к нему возвращается. Медведь, тайга. Тайга, медведь. Тугудум-тугудум, медведь, тайга. На что похоже.

И. Петровская

На песню.

К. Ларина

Какую песню?

И. Петровская

Не знаю.

К. Ларина

Откуда это все, откуда медведь с тайгой. Откуда этот образ. Прокурор Медведь, закон Тайга.

И. Петровская

А, в этом смысле.

К. Ларина

Ну, конечно. Поэтому давайте мы на этом и закончим.

И. Петровская

Вообще-то медведь это наша родная страна в его интерпретации.

ПЕСНЯ