Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2014-10-18

18.10.2014
Человек из телевизора - 2014-10-18 Скачать

18 октября 2014 года

В эфире радиостанции «Эхо Москвы» - Ирина Петровская, телекритик

Эфир ведет Ксения Ларина

К. ЛАРИНА – Мы можем начинать уже? Доброе утро. Радиостанция «Эхо Москвы», программа «Человек из телевизора». Ксения Ларина и Ирина Петровская.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Доброе утро.

К. ЛАРИНА – Мне кажется, мы давно не виделись. Несовпадение.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Теперь все, теперь навеки вдвоем.

К. ЛАРИНА – Ну слава богу. Наталья Кузьмина с нами самое главное. Наташ, привет. Ну что, дорогие друзья, вам напомним, что вы можете присылать ваши вопросы и соображения по просмотренным телепрограммам на sms +7-985-970-45-45, телефон прямого эфира 495-363-36-59 и фейсбук страничка «Человек из телевизора», открыта ветка прямого эфира. Тоже будем рады вас видеть. С Лермонтова может начнем. Ты там посмотрела про убийство.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И скучно, и грустно…

К. ЛАРИНА – Это не то, я читала в анонсе фильм Сергея Медведева. Где нам обещали совершенно потрясающую сенсационную версию его гибели. Даже он провожал его в последний путь, Ира мне сказала по секрету.

И. ПЕТРОВСКАЯ - На самом деле даже говорить особенно нечего по поводу этой шедевральной, как принято сейчас говорить работы. В рубрике «Тайны века» и как всегда, как в известном фильме про Пушкина того же обязательно теперь теория заговора. И выясняется, что М. Ю. Лермонтов «погиб поэт, невольник чести» и так далее и виновный во всем режим, царизм.

К. ЛАРИНА – А чей заговор был?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я до конца и не поняла. Но, судя по всему, все-таки это лично царь распорядился убрать Лермонтова. И то ли это был, там исследуется подробно, какой-то третий человек убийца. То ли сам Мартынов стал исполнителем этого заказа. По-моему, чушь какая-то несусветная, включая экспертов, все, как это сделано. Поэтому мне кажется, что это произведение телевизионное мало достойно памяти Михаила Юрьевича Лермонтова. То, что достойно и поразительное ощущение оставляет, я смотрела в течение практически всей недели на канале «Культура» старые естественно фильмы, монологи Ираклия Андроникова. И притом, что это черно-белое, притом, что еще никаких штучек-дрючек не было, никаких реконструкций, слава тебе господи, чем грешит в частности, эта работа Медведева. Потому что это правда неловкое ощущение…

К. ЛАРИНА – Не наше изобретение. Мы к этому пришли поздно и пока у нас не очень идет. Не очень получается.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Еще к тому же, когда очевидно Сергей Медведев вспоминал разные фильмы, где авторы Леонид Парфенов или Алексей Пивоваров каким-то образом входили…

К. ЛАРИНА – Не всегда удачно, мы тоже это обсуждали.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Абсолютно. А здесь тем более, когда дровни, на которых везут уже бездыханного или даже мертвого Лермонтова, а рядом, держась за них, идет Сергей Медведев. Ну ничего кроме дикой неловкости это не вызывает. Или сидит за фортепиано вдруг.

К. ЛАРИНА – Я даже не понимаю, в чем дело. Я не могу причину сформулировать. Почему у нас не получается. Дело в талантливости автора фильма. Как ты сама упоминала и Парфенова и Пивоварова, замечательные талантливые люди. Умеют делать кино. Но какое-то здесь несовпадение. Потому что эти все реконструкции, докудрамы достаточно давно уже популярны в качестве жанра на западном телевидении. На европейском, американском. И сколько мы видели фильмов Би-Би-Си, документалок, исторических в том числе. И реконструкции такими вставными зубами, самодеятельностью не выглядят. Черт его знает, почему. Может потому что это сделано как-то, у нас сразу они делают спектакль.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И спектакль…

К. ЛАРИНА – Артисты нанимаются специальные, слова им дают.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Плохие причем артисты, как правило.

К. ЛАРИНА – Они лицо делают и гримуют их.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И плюс еще стремление обязательно хоть с гробом рядом постоять, либо участвовать в дуэли самого автора, это выглядит совершенно дичью какой-то.

К. ЛАРИНА – Мне кажется если это сделать талантливо, в этом что-то есть. Такой Форрест Гамп.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Именно. Так этот прием первым на нашем телевидении и достаточно тонко в «Намедни» использовал Парфенов. Когда он вкраплял себя в хронику. Встреча Фиделя Кастро с Хрущевым и вдруг где-то из-за спины возникает. Это одно. Когда журналист, это все равно телевизионный ведущий, журналист, вдруг оказывается неким действующим лицом в этой реконструкции, то, по-моему, это абсолютно не должно быть, потому что возникает при этом ощущение дикой фальши, неловкости.

К. ЛАРИНА – Если это талантливо, то можно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну может быть, но приведи пример, когда это было талантливо.

К. ЛАРИНА – Когда ты рассказываешь, мне хочется это увидеть. Вот идет, допустим, Бородинское сражение, я сначала стою перед экраном спиной к экрану, за мной сражение, допустим.

Дровни, на которых везут Лермонтова, а рядом - идет Сергей Медведев...Ничего кроме дикой неловкости не вызывает

И. ПЕТРОВСКАЯ - А потом ты превращаешься в коня.

К. ЛАРИНА – Нет, а потом раз и вхожу в экран и уже там и иду сквозь этот бой.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Смешались в кучу кони, люди…

К. ЛАРИНА – Скажи, в этом что-то есть красивое.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну может быть.

К. ЛАРИНА – Это надо сделать талантливо.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Во-первых, уметь, во-вторых, обладать определенными хотя бы какими-то минимальными артистическими способностями.

К. ЛАРИНА – Режиссерскими.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Само собой, но человек должен выглядеть органично. Потому что Сергей Медведев, каким мы его знаем, который был политическим журналистом, пресс-секретарем Ельцина, вдруг с какого-то перепугу оказывается, идет рядом с санями…

К. ЛАРИНА – У Парфенова это кстати органично. Мы с тобой начали с исторических реконструкций. Но то, что он сам является героем, автор в какой-то момент становится героем событий, это Парфенов тоже практикует очень часто.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он приходит на это место и проходит его, у него же была прекрасная работа, мне кажется одна из лучших. «Война в Крыму» кажется. Когда он на том же самом месте показывает какие-то маршруты или какие-то артефакты найденные. Это одно дело, а другое дело, когда вдруг Леонид Парфенов нарядился бы в какую-то форму солдата того времени и схватил винтовку и побежал…

К. ЛАРИНА – Нет, я про другое говорю. Что именно здесь и сейчас, как ты сейчас такая сидишь в свитере…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не в свитере, я в водолазке шерстяной.

К. ЛАРИНА – Вошла на бал к Наташе Ростовой. И вокруг тебя кружатся пары…

И. ПЕТРОВСКАЯ - И падают в обморок.

К. ЛАРИНА – Нет, они тебя не видят, ты их видишь. Ты внутри.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну может быть. Возьмите на вооружение.

К. ЛАРИНА – Но ты при этом не превращаешься в героиню толстовского романа. Ты та же самая ведущая рассказчица Ирина Петровская. Из сегодняшнего дня.

Думаю, что по части приглашений Кудрина были большие проблемы. Ну пока есть программа, есть Познер и есть гости

И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть.

К. ЛАРИНА – Совмещение должно быть просто талантливое.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я хотела сказать…

К. ЛАРИНА – Чтобы была некая ирония в этом.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно. Давай согласимся на том, что наверное любой прием имеет право на существование. Если это сделано не тупо, не кондово, не неловко, а талантливо.

К. ЛАРИНА – Прекрасно. Нам напомнили, как называется фильм про Михаила Козакова, который сейчас в 10.25 пошел на Первом канале. «Разве я не гениален».

И. ПЕТРОВСКАЯ - И надо сказать, что присутствие на этой неделе в эфире Михаила Михайловича Козакова это просто какой-то праздник, и ты понимаешь, какого масштаба… Чем дальше, тем больше дистанция, все-таки мы и при жизни понимали, какого масштаба этот артист и личность.

К. ЛАРИНА – Нам повезло.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тем более мы его лично еще и знали. Но все равно, когда ты имеешь дело с человеком и тем более знаешь его, то это еще до конца не осознается. А чем больше дистанция от того момента до сегодняшнего, тем больше или меньше, в зависимости от действительного масштаба этот эффект какой-то невероятной личности и в общем в определенном смысле досада, что в полной мере это не использовано было. Тем самым телевидением. Хотя, разумеется, все равно столько всего осталось и сегодня рано утром показывали, например, «Безымянную звезду», еще что-то будет и на этой неделе и на следующей. Конечно, «Театральная летопись» была…

К. ЛАРИНА – Мы не напомнили нашим слушателям, что 14 октября день рождения М. М. Козакова. Ему бы исполнилось, это тот самый случай, когда именно так стоит употребить этот глагол, ему бы исполнилось бы 80 лет. И конечно на наш взгляд он ушел в полном расцвете, несмотря на проблемы со здоровьем, он был невероятно активен как творческая единица. Многого еще не успел сделать. И столько у него было планов, работ в заделе, в голове, в мечтах, в бумаге. Это просто невероятного масштаба был человек. Творческого потенциала какого был человек. Потолка не было у него. Он не успел упереться в свой потолок. Счастье, что мы его знали.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Помнишь, одна из последних встреч, когда он пришел и мы сидели, я уже вышла из эфира, а он, по-моему, к тебе на «Дифирамб» пришел и мы сидели в гостевой комнате и он был очень печально настроен и говорил, что наверное больше не буду ничего делать.

К. ЛАРИНА – Это он каждый раз так говорил.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это правда. Но, тем не менее, в какой-то момент видимо, тем более это было уже близко к финалу. К уходу. Действительно он очень с большой грустью говорил о своей невостребованности и нереализованности в широком смысле именно на телевидении, где он мог действительно сделать очень много всего.

К. ЛАРИНА – Но зато у него масса, успел записать аудиокниг, аудиопрограмм чтецких конечно, это была его миссия. Я думаю, что он это тоже понимал, что в принципе он мог обойтись и без ваших киношек и театров и спектаклей. Он мог бы сам себе сделать свою творческую жизнь, только на одних стихах. На одной безумной какой-то невозможной сумасшедшей любви к поэзии. И все время казалось, что он сам пишет стихи. А он их никогда не писал. Мы, конечно в конце услышим сегодня его голос. Я выбрала один фрагмент из его чтецкой программы. Из его спектакля поэтического. А так вот просто действительно огромное спасибо каналу «Культура» за «Театральную летопись», которую повторили. Рассказчик был потрясающий. Чувство юмора какое-то убийственное. И кстати ты обратила внимание, что там было много пограничных вещей, именно его козаковских шуточек на грани фола что называется. И вот все позволено. В его устах ничего не бывает пошлым. Ничего. Удивительной органики человек.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Помнишь, юбилейный вечер в Театре Станиславского и Немировича-Данченко, присутствие Медведева президента, по-моему, тогда, когда Михаил Михайлович вышел читать басню. А потом выяснилось, что там в обморок падали от выбора басни. Я уже не помню…

К. ЛАРИНА – Это был юбилей канала «Культура».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я и говорю. И потом по-моему в окончательной версии…

К. ЛАРИНА – «Пестрые овцы» называлась басня.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И там все просто вжались в кресло…

К. ЛАРИНА – Это вырезали из трансляции.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. В общем, светлая память и ужасная жалость, что так рано уходят действительно самые лучшие.

К. ЛАРИНА – Не говори с тоской: их нет, с благодарностью: были. Пойдем дальше.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Как скажешь.

К. ЛАРИНА – Что мы еще хотели сказать. Хочется о чем-то хорошем. Так приятно говорить о хорошем.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Например, Владимира Владимировича Познера на этой неделе наградили Орденом Почетного Легиона.

К. ЛАРИНА – Это не наша награда.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это награда, которая вручается правительством, наверное, Франции, и сама церемония проходила в посольстве.

К. ЛАРИНА – Наш Венедиктов Алексей Алексеевич тоже кавалер…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ирена Лесневская… И Владимир Познер в этом сюжете сказал, что он абсолютно совершенно счастлив в эту минуту. Получая этот орден. Наверное, еще имеет в виду то, что он по матери француз.

К. ЛАРИНА – А это первый его орден Почетного Легиона.

И. ПЕТРОВСКАЯ - По-моему, он только один может быть, а дальше есть кавалер, есть офицер Ордена Почетного Легиона.

К. ЛАРИНА – Мне казалось он давно уже, говорю без всякой иронии, заслужил именно эту награду. Как человек, который что называется продвигает и французскую культуру и образ страны. Мне кажется, что он давно это заслужил.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он действительно по происхождению, по рождению, по маме француз настоящий. Я однажды слышала, как он по-французски говорил. Потому что обычно по-английски, и мы как-то ассоциируем его с этим американским английским, а мы были теперь уже много лет назад на днях российского телевидения в Германии. И из Саарбрюккена городка на юге по-моему поехали в Люксембург. И вдруг там Владимир Владимирович, не вдруг, для меня вдруг, а вообще совершенно не вдруг, начал общаться, мы зашли в какую-то лавочку то ли за сигаретами, то ли за чем, и он совершенно органично, я увидела его как если бы он там всегда жил, приходил в эту лавочку, покупал себе сигару, газету. Ему безумно идет этот французский язык. Вот что значит родной язык. Ему вообще любой язык идет. Так что поздравляем Владимира Владимировича.

К. ЛАРИНА – Он вышел в эфир?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вышел. Уже было два эфира. Один был с Кудриным, а второй с Алексеем Арбатовым. А уж заодно и проанонсирую, я прочитала на сайте Первого канала, что на следующей неделе в понедельник у него будет министр сельского хозяйства Николай Федоров. Бывший глава Чувашии.

К. ЛАРИНА – Какое-то пошло селекторное совещание.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я думаю, что сегодня у всех, а у Познера в первую очередь, потому что он все-таки видимо, старается приглашать каких-то людей мало того, что действительно значимых, статусных и плюс пытаться вести разговор о чем-то сегодняшнем сущностном. Я думаю, что большие есть по этой части проблемы. И думаю, что по части приглашений Кудрина были большие проблемы. Ну вот пока что есть программа, есть Познер и есть гости. А с министром сельского хозяйства, безусловно, есть о чем сегодня поговорить в свете того, что введены санкции на сельхозпродукцию…

К. ЛАРИНА – Конечно же, можно поговорить. Но захочет ли он поговорить на эту тему.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тут все зависит, конечно, от поставленных вопросов.

К. ЛАРИНА – Или захочет сказать, что никакие санкции нам не страшны.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это правда. Нам они действительно не страшны, особенно если иметь в виду, что наше сельское хозяйство…

К. ЛАРИНА – Самое сельское хозяйство в мире.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, и наши тюрьмы самые большие в мире.

К. ЛАРИНА – И вчера была потрясена, Ира меня молнировала в фейсбуке, смотрела какое-то торжественное открытие Гранд-отеля «Кресты-2»…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Причем по всем каналам.

К. ЛАРИНА – Да, самая большая тюрьма в Европе.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В мире.

К. ЛАРИНА – Ну можем об этом тоже вспомнить. Это не шутка, если кто не понял. Но естественно «Дом с лилиями» все очень хотят. Чтобы он был везде, и по радио, и по телевизору. Хорошо, мы сейчас новости слушаем, потом продолжим программу.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – Возвращаемся в программу «Человек из телевизора». «Скажите о показанном вчера фильме на канале «Культура» «Визит дамы» Михаила Козакова. Актуальный фильм». Безусловно, но он по-моему не вчера был.

И. ПЕТРОВСКАЯ - По-моему, тоже не вчера. Но это не имеет значения.

К. ЛАРИНА – Тоже один из лучших фильмов Михаила Козакова. Редко его показывают. Вещь бессмертная и блистательная, там Катя Васильева. И Валентин Гафт.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А я, пожалуй, больше люблю «Безымянную звезду», потому что там какой-то воздух такой есть невероятный.

К. ЛАРИНА – Потому что он тогда был влюблен. Помнишь, мы про это говорили. Это очень чувствуется. Можно говорить, в этом ничего страшного нет, он был в ту пору влюблен в Настю Вертинскую. И вот это ощущение химии такой, она присутствует на экране.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Только не бытовой химии.

К. ЛАРИНА – Никуда не деться.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А в высоком смысле. И там такой Костолевский, все это…

К. ЛАРИНА – И сам он хорош.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Невероятно. А мадам Ку-Ку потрясающая. Школьницы младших, а особенно старших классов… Крючкова Светлана.

К. ЛАРИНА – Я тебя опускаю на землю. Все это о прекрасном. «Дом с лилиями» давай.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это самое прекрасное, что может быть. Это называется, вам и не снилось.

К. ЛАРИНА – А то все Козаков, Козаков. «Дом с лилиями». Я смотрела все.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не надо спойлером выступать.

К. ЛАРИНА – Не буду, я со всей страной сошла с ума точно также. У меня температура была, я попросила мужа найти это все, потому что давно уже было показано.

И. ПЕТРОВСКАЯ - На Украине.

К. ЛАРИНА – В Украине. На украинском телевидении. Поскольку совместное производство. И я все нашла, и все досмотрела. И весь день, лежа в постели…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Плакала.

К. ЛАРИНА – Ты угадала. Муж сидел, работал за компьютером, а я периодически выбегала в слезах из комнаты, говорила: Дементий умер. Или…убили или кричала: боже мой, у Германа СПИД. Ну практически я вам все пересказала, что будет дальше. Это было страшно. Но я же рыдала. И кричала криком. Домашние смотрели на меня как на глубоко больного человека.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тоже кричу криком, сидя, правда, в основном в одиночестве. Но что бы мы ни говорили, как бы ни издевались и ни подвергали это все стебу, гнусному я должна сказать, тем не менее, во-первых, мы были со своим народом, а во-вторых, вот выбор народа. И тут никуда от этого не денешься. Выясняется, что совершенно не имеет никакого значения художественный уровень, режиссура, талант. А вот что-то ухвачено, я вчера прочитала у нашей с тобой подруги и коллеги Арины Бородиной, что целая команда умных людей теперь сидит, смотрит это кино, и пытается буквально там по кадрам выстроить и понять формулу этого успеха. Как же так получается…

К. ЛАРИНА – Химическую формулу успеха.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тоже стала думать, сага это очень привлекательный жанр.

К. ЛАРИНА – Кинороман. Телероман.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Телероман, сага, как угодно, семейная сага. Но потом я вспомнила, что бывали случаи, то есть семейной саги куда как лучше сделанной, например, мы говорили о сериале несколько лет назад проходил «Сделано в СССР» на канале «Россия», намного более добротная работа. И вдруг она проваливается.

К. ЛАРИНА – Она провалилась тогда по рейтингам?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да.

К. ЛАРИНА – Фильм очень достойный.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть это можно объяснить тем, что было на канале «Россия», который вообще удивительным образом умеет проваливать свои собственные проекты и работы. В отличие от Первого канала, который умеет так преподнести, что хочешь, не хочешь, а вначале просто придешь одним глазком взглянуть, а потом вдруг пошло-поехало и оторваться не можешь, несмотря на то, что ты все видишь, отсутствие практически драматургии в том смысле…

К. ЛАРИНА – Драматургии там извини меня. Выше крыши, только успевай. Ты что.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Но, тем не менее, все равно можно говорить о провальных каких-то линиях, какие-то обрываются…

К. ЛАРИНА – Много неправды просто. Человеческой неправды.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я уже не говорю о том, что неправда даже в том, хотя мы понимаем некоторые условности любого искусства и кино в том числе, но, тем не менее, когда мать, например, одного возраста с дочерью и никакой грим…

К. ЛАРИНА – Это все ерунда.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это не ерунда.

К. ЛАРИНА – Просто грим плохой. Послушай «Вечный зов» я вспоминаю фильм, там тоже все играли себя сначала молодых, а потом глубоко пожилого возраста.

И. ПЕТРОВСКАЯ - «Вечный зов» на этом фоне кажется теперь уже шедевром.

К. ЛАРИНА – Не знаю. Мы тоже смеялись над этим гримом. Та же Ада Роговцева замечательная актриса в ту пору была совсем молодой, и она играла одну из главных ролей, и я помню, как мы смеялись, когда ее старили. Когда ходила бабушкой с морщинами нарисованными. Это было очень смешно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Также Барщевский «Тяжелый песок». Начинается с ребенком, а ребенок уже играет…

К. ЛАРИНА – Здесь несколько женщин играло Лилию. Ты не обратила внимания, там одна из промежуточных исполнительниц, которая как бы девушка, она старше той, которая будет после играть. Такая пожилая девушка. А следующая кажется последняя и окончательная она вроде бы и ничего, но она моложе предыдущей.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А я вот подумала, что это может быть, я сошла с ума. Потому что не может такого быть. Называется, мальчик на экране вздрогнул и как-то старше стал.

К. ЛАРИНА – Это кто?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это Михаил Михайлович Жванецкий про то, как делается телевидение.

К. ЛАРИНА – Нет, про кого ты говоришь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да нет, это я говорю сейчас фразу из его…

К. ЛАРИНА – Я поняла, я думала ты про какого-то конкретного героя вспомнила.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, именно мальчик вздрогнул, и тут девочка вздрогнула и стала то младше, то старше.

К. ЛАРИНА – Я даже думала, черт возьми, может тогда вообще успокоиться, если да, прекрасная Даша Мороз, просто замечательная артистка. Она в любой фигне сыграет так, что не стыдно. Просто молодец. И здесь она такая комическая старушка в буклях. В беретке.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Причем старушке ее 40, по-моему нет. 35.

К. ЛАРИНА – Ей 30 лет. Ты чего. И это очень смешно выглядит. Ну черт его знает, все равно на нее приятно смотреть. Она просто хорошая артистка. Я подумала, а может вообще тогда бросить к черту этот грим, не делать этого, пусть все будет так перемешано, в этом даже будет какой-то ход совсем безумный, когда все актеры кто как есть. Дементию уже в начале 50, а выглядит на все 80. А его Тасе бабульке 30-ти нет. Ну пусть она такой останется. Они видят глазами такими, какими они познакомились, вот как она была в гимнастерке, такой и останется.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ты талантливейший сценарист-драматург.

К. ЛАРИНА – А то вот ходит, кашляет Маховиков все, все с палками. Всем выдали палки. Лыжные.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это главная затрата по-моему этого сериала.

К. ЛАРИНА – А Князев.

И. ПЕТРОВСКАЯ - …злодей.

К. ЛАРИНА – Евгений Князев, он ректор Щукинского училища. Щукинское училище отмечает сейчас свое столетие.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но ему меньше.

К. ЛАРИНА – Олицетворение всей потрясающей профессиональной школы мастерства, школы представления во всей ее красе. Сегодня в этом виде в роли Германа Арефьев. Это такой вообще трагик настоящий провинциальный…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но вообще комический злодей. Если есть такое амплуа.

К. ЛАРИНА – Не то слово. Но играет так, я знаешь, вспоминала кого – Людмилу Марковну Гурченко в фильме «Любовь и голуби». Вот совсем в отрыв уйти то, что делает Евгений Князев на экране. Я поняла, что он сказал: ну я вам сейчас, хотите, ну давайте. Я вам сейчас сыграю. И сыграл.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я потом у тебя спрошу, а кажется ли он тем, кем я думала.

К. ЛАРИНА – Кем? Он уже попал на Запад. Мы это поняли.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это плохо уже само по себе.

К. ЛАРИНА – Человек, который попадает на Запад…

И. ПЕТРОВСКАЯ - На западной радиостанции работает.

К. ЛАРИНА – Когда человек попадает на Запад, все, пиши, пропало. От человека не остается ничего, мокрое место. Он становится алкоголиком, наркоманом, он заболеет СПИДом.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Так он почему заболеет, я на это намекаю.

К. ЛАРИНА – Оттого, что он наркоман. Нет, там никаких гомосексуальных историй нет. Они все остались в советском прошлом. Пытались обвинить его в мужеложстве, его выслали потом. Но в итоге весь ужас дикого Запада, все, что есть в нем страшного, кстати, зоофилии не было конечно, но СПИДом заболел. Ира показала мне потрясающий фрагмент из программы новостей НТВ про то, что…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это было 14 октября. Это потрясающе абсолютно. Сюжет, посвященный тому, что в Дании все возможно, включая зоофилию и скотоложство.

К. ЛАРИНА – Очень серьезно говорит Ира.

И. ПЕТРОВСКАЯ - При этом из сюжета совершенно не следует, что это там разрешено. Но поскольку не запрещено, а в конце выясняется, что и в России не запрещено, то соответственно Дания это просто вертеп, средоточие разврата. И как бы герои этого сюжета призывают к тому, чтобы запретить, ввести статью за это, но при этом в конце выясняется, что поскольку в России этого нет, то может быть тогда не будет, видимо, пока запрета. Хотя надо инициативу такую подсказать депутатам. Тогда все зоофилы Европы и мира хлынут в Россию. В общем, что-то запредельное по идиотизму, извините меня. Но самое главное не это. Да, и там заканчивается прекрасно, что в Дании то жирафа потрошат, то скот употребляют не туда, куда надо. Не по тому назначению. А в результате, когда в студии, а это финальный сюжет, и дальше прощалка ведущих Игоря Полетаева и Ольги Беловой. И несчастный Игорь Полетаев пытается произнести эту прощалку, проанонсировать следующие серии фильма идущего «Анатомию дня». В результате он не выдерживает, он срывается на истерический хохот, и, отвернувшись и отмахиваясь как бы от зрителя, говорит: до свидачи. И Ольга Белова тоже, естественно, хохочет. Очень показательная вещь.

К. ЛАРИНА – Как они делают эти сюжеты.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Во-первых, как они это делают…

К. ЛАРИНА – Как они угорают над нами. Дураками, которые это все смотрят.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Видимо, до этого не видели, и поэтому даже их самих это привело в совершенно истерическое состояние. А кто-то посмотрел, может быть до конца, прощалки не дождался, не дожил, и думает теперь, что Дания действительно страна, где употребляют…

К. ЛАРИНА – Так и у нас не запрещено, как они же сказали.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Так я о том и говорю.

К. ЛАРИНА – Так что если что, можете, и вам за это ничего не будет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Можно вообще сделать сюжет на любую тему, вырвать из контекста любые синхроны, любые интервью и это конечно такая анатомия производства телевизионных сюжетов.

К. ЛАРИНА – Все-таки не могу успокоиться про «Дом с лилиями». Не могу понять, почему это смотрят. Мы не сказали, это не наша придумка. Не общая фраза, что все смотрят. Дело в том, что действительно рейтинги невероятные у этого сериала сейчас. И мало того, что они не опускаются, они с каждой серией все выше. Они растут. Вчера Арина буквально это говорила. Смешно тоже, когда мы с Ариной вчера встретились на «Эхе», я стала рассказывать про Дементия, который умер. Она говорит: не говори мне, не рассказывай. Я говорю: послушай, ему 86 лет, он же все равно умрет. Я тебя умоляю, что теперь переживать. Он умрет все равно. Почему мы это смотрим, объясни мне. Объясни мне! Мы понимаем, мы смеемся, мы ржем над тем, как работают некоторые артисты. Мы хохочем над диалогами, над сюжетными ходами, над однообразием персонажей, над схематичностью, что этот Матросов все время с бутылкой водки сидит круглые сутки. Сколько серий. Только седых волос прибавляется, а водка со стола не уходит.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я думаю, люди хотят некоторых историй. Достаточно простых. Это, во-первых, а здесь худо-бедно, но некая история рассказывается. Вперемежку с разными адюльтерами, изменами, любовями, рождениями, и так далее. Предательствами. Это всегда привлекательно. Во-вторых, это не требует огромных усилий каких-то и работы души, ума, мозга. Только что говорила в паузе по той же логике люди читают совсем примитивные и читают куда больше, чем какая-то более высокая литература, совсем примитивные женские романы, Донцову условную, это целый пласт этой литературы. Это чистит психику. Потому что сегодня в этой ситуации, когда все время на тебя наваливается, сваливается этот вал негатива, а здесь ты расслабляешься, ты смотришь, да люди, может быть не так похожи, как мы с тобой жили или наши предки, родственники. Но, тем не менее, там есть какое-то правдоподобие. Наверное, из этих составляющих…

К. ЛАРИНА – Знаешь, что цепляет, кстати, прости. Когда ты начинаешь говорить, ой, такого не было, вранье. А вот точно так оно и было. Этот бесконечный спор правда/неправда, было/не было, или еще начиная со сцены с продуктами питания и заканчивая марками телевизоров. Очень любит народ по этому поводу порассуждать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, всматривается. Хотя это совсем мне кажется уже ерунда.

К. ЛАРИНА – Но это тоже цепляет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это цепляет, но я прощу не ту марку телевизора легко, если будет это как к «Оттепели» тоже цеплялись, там были холодильники в это время такой марки или нет.

К. ЛАРИНА – «Оттепель» все-таки уровень другой.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В том-то и дело. В «Оттепели» я готова простить другие марки холодильников и какое-то несоответствие конкретным деталям историческим того времени.

К. ЛАРИНА – Я, конечно, думаю, почему я смотрю. Меня тоже ребенок спрашивает: мам, а что ты всякую дрянь смотришь, потом ее обсуждаешь по радио. Я говорю, я смотрю сериалы многие, даже куда более бездарные, чем то, что мы сейчас смотрим, обсуждаем, потому что там работают артисты, которых я люблю, там работают мои товарищи, в конце концов. Люди, за которыми я слежу, мне интересно смотреть, как складывается их жизнь. И радуюсь, когда какой-то успех актерский, несмотря на то… Или играет Дементия Коля Добрынин мой сокурсник. Человек из моей прошлой жизни и я всегда очень радуюсь, когда у него был успех невероятный, Митяй «Сваты» называется комедийный сериал. Прекрасно, молодец. Я очень рада, что он остается в профессии, что он работает, что у него получается.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это конечно твой индивидуальный мотив. Потому что меня мало что связывает с…

К. ЛАРИНА – С этими людьми.

И. ПЕТРОВСКАЯ - С большинством артистов, хотя некоторых я тоже знаю лично, но это совершенно не имеет никакого значения. В этом смысле для меня. Я не могу сказать, что я фанатично это смотрю в отличие от тебя.

К. ЛАРИНА – Но смотришь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я смотрю только потому что, во-первых, я отсутствовала некоторое время и поэтому часть пропустила, кое-что восполнила. Но смотрю именно потому, что я увидела и узнала, какой бум вдруг зрительский. Тоже пытаюсь отчасти понять и разгадать эту для меня некоторую загадку.

К. ЛАРИНА – Но с другой стороны сериал, который до этого шел на том же канале «С чего начинается Родина», я не смогла его смотреть, несмотря на то, что там артисты, извини меня, один Евгений Цыганов чего стоит и Георгий Тараторкин.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он очень…

К. ЛАРИНА – Все равно это актеры хорошего качества, великолепного качества. Просто м-м-м артисты. А смотреть невозможно. Невозможно. Просто такое бешенство.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне кажется, знаешь, что еще. Это сейчас уже не почему смотрят, а почему плохо играют, почему плохо светят, почему плохо гримуют. И так далее. А потому что планка до такой степени уже снижена, особенно по зрительскому буму «Дома с лилиями» понятно, что смотреть будут не потому что сделано хорошо, вложены большие деньги или прекрасно играют, а по какой-то совсем другой причине. Почему и важно разгадать вот эту причину вдруг невероятного зрительского интереса и спроса.

К. ЛАРИНА – Давай проанонсируем хорошие программы на следующей неделе. На канале «Культура» с 21-го числа будет идти сериал документальный «Разговор с Александром Пятигорским». Это выдающийся философ, к пятилетию со дня его смерти приурочен цикл программ. Это, конечно же, монологи его, размышления о друзьях, о времени. О будущем, прошлом страны. Я думаю, что это должно быть интересно, впрочем, как все цикловые программы всегда очень притягивают внимание людей, которым хочется еще что-то получить помимо интересных историй и «Дома с лилиями». Напомню со вторника на канале «Культура» в 23.30. И там же в понедельник в рамках программы «Смотрим, обсуждаем» фильм документальный Лены Погребижской «Мама, я убью тебя». Фильм, который вызвал большие споры.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Лауреат множества конкурсов. И вызвал очень много дискуссий. И, конечно же, завтра, это называется всероссийская премьера, Первый канал покажет фильм, венецианский лауреат Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Тряпицына». Причем в хорошее время – в 22.30. Интересно, как Первый канал раскручивает этот фильм, потому что казалось, что это можно показать в рамках какого-то «Закрытого показа». А он использует все способы, в том числе и переодевание Алексея Тряпицына почтальона в модную одежду в «Модном приговоре».

К. ЛАРИНА – Мы этот фильм, конечно, будем смотреть вместе с вами. Потому что каждая работа Андрея Кончаловского это событие, безусловно. Как собственно и фильмы его брата Никиты Михалкова. Мы этот фильм обязательно обсудим на следующей неделе. А завтра его посмотрим все вместе. А завершаем мы сегодняшнюю программу, конечно, с Михаилом Козаковым, с которым не хочется расставаться. Ужасно по нему скучаем. Михаил Михайлович Козаков в программе «Человек из телевизора». Это фрагмент из его спектакля «Концерт для саксофона», по-моему. Бродский. Короче, это поэзия Бродского и музыка на саксофоне.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024