Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская, Андрей Сидельников - Человек из телевизора - 2014-10-04

04.10.2014
Ирина Петровская, Андрей Сидельников - Человек из телевизора - 2014-10-04 Скачать

К. ЛАРИНА – Добрый день. Программа «Человек из телевизора». Мы здесь, мы встретились наконец-то. Ненадолго, правда. Наша встреча коротка. Потому что Ирины Петровской на следующей неделе не будет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я буду догуливать отпуск. Я в отличие от некоторых все лето протрудилась.

К. ЛАРИНА – Но это один суббота.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Один суббота.

К. ЛАРИНА – Хорошо. Ксения Ларина, Ирина Петровская, Наталья Кузьмина, наш звукорежиссер. Приветствуем вас. +7-985-970-45-45 sms, телефон прямого эфира 495-363-36-59. Сейчас открою страничку «Человек из телевизора» в нашем фейсбуке дорогом и любимом. Как мы распланировали сегодняшнюю программу, вот в первой части решили поговорить про случаи из телевизора. Смешные. Нелепые. Например, случай, которого я не знала. Это Ира прочитала у Ефима Шифрина в фейсбуке.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ефим Шифрин…

К. ЛАРИНА – «Берегитесь телевидения» – называется.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Очень много появилось маленьких свидетельств людей, которые подверглись атаке со стороны разных компаний, но почему-то лидирует в этом все-таки наше любимое НТВ. Ефим Шифрин написал, что он снялся для программы «Наблюдатель», которая выходит на канале «Культура» и смотрите тогда-то. А поскольку у Ефима Шифрина много друзей, поклонников, то все написали, что здорово, хорошо, будем смотреть. Потом прошло несколько дней и Ефим пишет следующий свой пост о том, что друзья, не виноват, так получилось. Никакой это оказался не «Наблюдатель» и никакой не канал «Культура», а как все поняли, - канал НТВ. И более того, прекрасная программа «Ты не поверишь». То есть к нему приехали девушка корреспондент, оператор, они долго говорили, видимо, о творчестве Ефима Шифрина. В конце уже, когда практически сняли микрофоны и начали убирать аппаратуру, она задала какой-то вопрос, касающийся его отношения к одному известному светскому персонажу. И Ефим Шифрин, видимо, уже не под запись что-то высказал. В результате эти сколько-то секунд или минут и остались в этой программе. Ну вот называется, люди, будьте бдительны.

К. ЛАРИНА – А сняли просто полнометражное интервью.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он пишет, что ему тут же начали писать, что во-первых программа «Наблюдатель» студийная, с участием нескольких человек. Бывает так, что кто-то не смотрел какую-то программу. А в данном случае у него не было времени и типа в фитнес-центре, где он оздоровлялся, плавал, занимался спортом, туда приехали, сели в каком-то кафе на пластиковых стульях со столиком. И поговорили. И сами люди, которые представляют компанию, видимо, понимают, что мало кто пойдет из приличных людей на контакт. Поэтому приходится прибегать к элементарному подлогу.

К. ЛАРИНА – А что говорит журналистское сообщество. Ира. Меня поражает другое. Это не первый случай, когда НТВшники представляются другой компанией. То каналом «Культура», то каналом «Россия», то еще не знаю кем. Почему их коллеги все-таки не ткнут носом в этот обман. Зачем же так подставлять людей, своих же коллег. Канал «Культура» почему не выскажется по этому поводу.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы прекрасно понимаем, что как бы сегодня ни назывался федеральный канал, это все по большому счету одна большая корпорация. Поэтому, исходя из соображений корпоративной этики и прочее, они, видимо, полагают, что какие-то делать выпады против своих коллег это неэтично, нехорошо. Может быть, между собой они и говорят: ты что, вообще озверел, зачем ты это делаешь и так далее. Если бы вообще существовало хоть какое-то сообщество в каком-то виде, наверное, можно было бы рассчитывать на какое-то коллективное осуждение или заявление. Что мы люди честные и не хотим даже чтобы близко нас ассоциировали с бесчестными людьми, которые реально занимаются подлогами. Но поскольку этого не происходит, то можно делать вывод, что все одной краской мазаны и веревкой связаны.

К. ЛАРИНА – Я открыла страницу Ефима Шифрина в фейсбуке и первое, на что я наткнулась, на его перепост реплики Яны Поплавской. Это произошло 2-го числа. Яна Поплавская пишет: «Мерзкие лживые твари на НТВ, программа Закошанского. Я никогда не говорила о сексуальном нападении. Никогда. Нарезка из всех программ за несколько лет, и это потому, что я отказалась пойти на НТВ. Я даже не знаю, как это возможно!», - кричит Яна Поплавская. Понятно, что человек просто в состоянии невозможного возмущения.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Если я правильно понимаю, на прошлой неделе Яна опубликовала в фейсбуке пост, что кто-то из ее поклонников, а на самом деле пациент психиатрической больницы ломится к ней в квартиру и требует общения. Ни о каком сексуальном насилии там речи не было. Более того, он не вломился, разумеется, вначале приехал ее сын с другом, пока милиция ехала, как положено час или сколько-то. Они его задержали. А потом уже приехал и адвокат и человека отвезли на освидетельствование. Что-то в этом духе. Я потом уже не следила. Наверное, я думаю, если говорится о каком-то нападении, очевидно, таким образом коллеги опять же интерпретировали эту историю. Скорее всего.

К. ЛАРИНА – Еще стоит вспомнить, наверное, программу, которую я смотрела, я ее смотрела сначала до конца. Программа, в которой Валентин Гафт встречался со своим сыном, которого он никогда не видел.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это было на Первом канале. Но там не было никаких подлогов, мне кажется.

К. ЛАРИНА – Не было. Я просто вдруг подумала, что ну меня смущает. Я не могу сформулировать. Вроде бы ничего особенного там нет, все были довольны, и сын, и отец, и мать сына. Но что-то меня там смутило. В этом сюжете, что-то в нем было неправильное. Но что – не могу объяснить. Объясни мне.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не знаю.

К. ЛАРИНА – А тебя что-то смутило?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Меня смутило только одно. Я думаю, что и тебя, наверное, подсознательно это смущает. Потому что все-таки Валентин Гафт не герой такого рода публикаций, он никогда в желтых и прочих изданиях не был замечен. И тем более на программах такого типа. Может быть, вот это смущает. Потому что есть некий достаточно узкий круг людей, которые вне всей этой истории, выходящей за рамки творчества, профессиональные рамки. Но мне показалось…

К. ЛАРИНА – Очень много лишних людей, которые никакого отношения не имели ни к этому сюжету, ни к личной жизни Валентина Гафта.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это правда, но на каждое ток-шоу нагоняется по принципу – чем больше знаменитых физиономий, тем больше будет интерес зрителя. Понятно, что здесь интерес был, конечно, обусловлен в первую очередь самой этой мелодраматической историей. Обнаружение сына.

К. ЛАРИНА – Можно было фильм сделать про это очень симпатичный. Тонкий, красивый.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Слушай, на тонкий и красивый фильм нужно время. Другой вопрос, ну почему люди вообще соглашаются об этом говорить, участвовать. Мы его часто задаем, и ответа на этот вопрос нет. Но мне показалось, что в предложенных обстоятельствах все-таки и Андрей Малахов, как ведущий и теперь герои все-таки удержались от этого откровенного скатывания в такую бульварщину и желтизну. Хотя сама по себе история, безусловно, это…

К. ЛАРИНА – Очень интимная.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Интимная само собой. Но мы знаем, что это самый излюбленный формат подобного рода программ и вообще телевидения. Дай бог, чтобы у кого-нибудь из знаменитостей обнаружились внебрачные дети, жены, мужья. И так далее.

К. ЛАРИНА – Ну что, еще один сюжет, который раскручивается на этой неделе. Я думаю, что он еще продолжит крутиться. Это защита звездной пары Иосифа Пригожина и певицы Валерии от нападок Запада. И с другой стороны очень противоречивая история, раздираемая противоречиями. Потому что с одной стороны их за их гражданскую позицию травят по всему миру, а с другой стороны они настаивают на том, что должны выступить в Лондоне со своим концертом. Обязаны просто выступить для великого английского народа. И поделиться своей гражданской позицией.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, они не хотят гражданской я так понимаю именно на той территории делиться.

К. ЛАРИНА – Они хотят прикинуться чайниками.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Творчеством поделиться.

К. ЛАРИНА – Ага. Дело в том, что политэмигрант Андрей Сидельников, он возглавляет общественное международное движение «Говорите громче», он инициировал, развернул кампанию против концерта, против выступления Валерии в Лондоне в Альберт-холле.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не хухры-мухры.

К. ЛАРИНА – Надо выбирать, либо то, либо другое. Либо ты патриот, либо ты космополит безродный.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я бы так не ставила вопрос. Потому что на этом все уже сошли с ума.

К. ЛАРИНА – Мы сейчас об этом поговорим. Потому что человек у нас на трубке Андрей Сидельников. Который тоже стал одним из героев нескольких сюжетов на разных телеканалах, поскольку как его там только ни обзывали. Мы решили с Андреем поговорить в эфире, чтобы немножко понять, что он представляет, какое движение. Чего он хочет. И самое главное понять, где правда, а где ложь, что касается например, его жизни и его биографии. Андрей, вы здесь?

А. СИДЕЛЬНИКОВ – Здравствуйте.

К. ЛАРИНА – Ну, во-первых, расскажите про вашу инициативу, и второй вопрос, вы наверняка тоже следите за всякими сюжетами телевизионными, где вы являетесь одним из персонажей, как я понимаю претендент на очередного друга хунты. Наверное, так.

А. СИДЕЛЬНИКОВ – Наверное. Изначально мы не выступали против концерта и не собирались запрещать концерт. В принципе такой идеи изначально не было. Мы творчество не оцениваем совершенно. Мы начали кампанию в Интернете с призывом подписать петицию, в которой говорится о том, что мы хотим просить правительство Великобритании, чтобы оно отказало в визе конкретно Валерии и Иосифу Кобзону, которые собираются выступить 21 октября в Лондоне. На самой престижной площадке. Концерт называется «Валерия и ее друзья». Там выступает порядка 15 разных артистов.

К. ЛАРИНА – А они все откуда эти люди? Там Кобзон, еще кто-то из российских звезд, российской эстрады.

А. СИДЕЛЬНИКОВ – Там будет Валерий Меладзе, заявлен Стас Пьеха, еще разные певцы, честно говоря, фамилии не знаю. Там певец из Белоруссии, по сюжету НТВ уже увидел. Я не в курсе, кто это такой. Мы хотим сказать, петиция вышла в Интернете, мы потихонечку собирали подписи. Обычно в Интернете у нас нет никаких связей, финансов. Мы не можем купить какие-то рекламные площади в газетах, журналах или что-то еще. Прошла, наверное, неделя одна. И тут мне за несколько часов до того, как началась эта травля, причем не движения, а меня лично, мне позвонили мои друзья из Москвы, сказали, что через несколько часов, это было ночью, до первой статьи, которая вышла на принадлежащем Лайфньюс сайте. И там началась не то что травля, а ложь уже идет. И это продолжается постоянно, выходит несколько сюжетов, вышли какие-то статьи дополнительные. Видимо, это не дает какой-то эффект. У нас наоборот получается, подписей под этой петицией получается больше. Уже буквально почти тысяча подписей, я сейчас заходил, было…

К. ЛАРИНА – Давайте это уточним. Вы собираете подписи под обращением или как это называется. Обращение, которое призывает к чему?

А. СИДЕЛЬНИКОВ – Это просто интернет-петиция. Изначально мы ее запланировали просто посмотреть на реакцию людей, потому что наше движение решило обратиться к правительству Великобритании с письмом, просьбой о запрете въезда в страну Валерии и Кобзона. Мы запустили в Интернете петицию посмотреть, как люди реагируют, одобряют эту позицию или нет. Мы увидели, что люди одобряют позицию, и начинали готовить такое письмо. Письмо мы еще не подали. Мы собираемся это делать на следующей неделе. У нас все было запланировано. Но тут Иосиф Пригожин, это продюсер и муж Валерии, стал очень нервничать, ему, видимо, рассказали о нашей затее. Она стала немножко популярна в Интернете. И он предпринял такие контрмеры и решил, что следует облить грязью тех людей, которые этим занимаются. Таким образом, может быть, как-то обезопасить себя от дальнейших разбирательств или что-то еще. Я не знаю, чем он мотивировал свои эти решения. И те заказные статьи, которые выходят по сей день. И в принципе ничего такого нет, это наша частная инициатива. Мы высказываем свою точку зрения. Безусловно, решать вопрос въезда или невъезда граждан в ту или иную страну это решает правительство. Мы повлиять никаким образом не можем. Я хочу обозначить нашу позицию, почему мы считаем, что Валерия и Кобзон не должны присутствовать на территории Великобритании. Мы все опишем в письме, мы написали это в нашей петиции, которая на английском языке составлена в Интернете. В первую очередь мы считаем, что люди должны быть последовательны. Я понимаю, что они работают на внутренний рынок, у нас очень модно сейчас одобрять аннексию Крыма. Одобрять агрессию России против Украины. Мы выступаем против этого. Мы об этом заявили и тут же на меня лично вылились помои… Могу сказать, что как бы они ни старались, если бы люди говорили правду, наверное, было бы обидно, и может быть я как-то почувствовал себя неуверенно, а так получается, что каждая статья, сюжет и упоминание нашей деятельности и меня лично там идет сплошная ложь. Ложь на лжи. Поэтому, честно говоря, очень было странно, я понимаю, что раз по телевизору о чем-то сказали, то вся страна, вся Россия в это верит. Бороться с этим нам, конечно, бесполезно. И мы не можем никаким образом оправдаться или выстроить свою позицию. Настойчиво несколько дней подряд названивали из телекомпании НТВ «Анатомия дня», по-моему, называется.

К. ЛАРИНА – Да. Я как раз смотрела этот сюжет вчера.

А. СИДЕЛЬНИКОВ – Я не смотрю российское телевидение, хотя когда какие-то сверхъестественные заявления бывают или что-то еще, всегда можно посмотреть, на Ютубе или ленте фейсбука можно наткнуться на тот или иной сюжет. И просили принять участие, я отказывался и отказался. Потому что репутация у телекомпании НТВ идет уже, по-моему…

К. ЛАРИНА – А вы отказывались, но в итоге вы же там прозвучали по телефону.

А. СИДЕЛЬНИКОВ – Да. Дело в том, что когда они звонили мне, и очень милая девушка со мной разговаривала. Просила принять участие. Готовы были камеры в любое место и время прислать, где бы я ни находился. Я отказывался. Объяснял свою позицию. Оказалось, что меня записывали и меня в это не посвятили. Я не очень знаю, как это в России, но я знаю, что в Великобритании вообще это преследуется по закону…

К. ЛАРИНА – Андрей, давайте мы уже будем завязывать, потому что у нас не очень хорошая связь, тем не менее, мы поняли всю историю. Спасибо вам за то, что нашли время для нас. Андрей Сидельников из Лондона. Просто еще раз, опять получается, что с НТВ в программе «Анатомия дня» был сюжет, посвященный Андрею Сидельникову, в качестве участника он там прозвучал, также в телефонной связи, но его даже не предупредили, что его записывают.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну да, там ему еще инкриминируется то, что он был связан с Березовским. Березовский давно на том свете. А шлейф тянется…

К. ЛАРИНА – А с кем еще связать в Лондоне человека.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, хорошая очень удобная персона.

К. ЛАРИНА – Больше некого найти. У нас сейчас новости, потом продолжим программу.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – Я просто вижу на нашей страничке «Человек из телевизора» в фейсбуке Светлана Колосова, представитель Первого канала пишет: «Я своим съемочным группам в последнее время даю официальные письма с печатями о том, что это именно Первый канал и ДокКино. Документальное кино. Вынуждена давать эти письма, герои просят и не хотят говорить без официального подтверждения».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Очень хороший разумный шаг. Это если нечего скрывать и нет камня за пазухой, чего там в рукаве еще держат. Чего ж тут скрывать, если у людей честные и чистые намерения.

К. ЛАРИНА – Ну хорошо, самое страшное, что может случиться с вами действительно, это то, что вас подставят в телевизоре. Как Шифрина и еще массу историй знаем. Когда ты даешь какое-то интервью, а потом из него нарезается специальный кусочек, вставляется в специальный контекст, и это все выглядит страшно. Но еще оказывается страшнее, когда тебя реально засуживают. История с Боженой меня, честно говоря, поразила. Боженой Рынской, которой по сути обвинительный приговор вынесли.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не по сути, а просто обвинительный.

К. ЛАРИНА – А давайте вспомним, что НТВ тогда подавало иск в суд о порче имущества, нападении на корреспондента. Типа этого. Но меня поразила реакция общественности, я смотрела в фейсбуке, сколько было злорадства по этому поводу. Что вот типа допрыгалась и прочее. И какие-то шутки, что типа давайте билеты продавать на то, как Божена метет улицы. Меня это просто дико…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Во-первых, там не метет по счастью улицы. Во-вторых, это еще не окончательно утверждено. И Божена Рынска написала, что она будет до последнего сражаться.

К. ЛАРИНА – Но сам факт обвинительного приговора.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Сам факт того, что ей присужден год исправительных работ. Потом кто-то разъяснил, исправительные это означает, что ты работаешь по месту своей работы, извините за тавтологию, а 10 или сколько-то процентов отчисляется в казну. Государству уходит.

К. ЛАРИНА – Это что называется унизить человека.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Безусловно, унизить потому что действительно мы все были в курсе. Она подробно описывала, эта съемочная группа вела себя безобразно. Она потом описывала, что пять дней прошло, прежде чем они заявили о том, что испорчена камера, объектив. Разумеется, мы прекрасно понимаем, что если есть цель, то будь ты трижды прав, а я могу себе представить, что человек реально действительно может сорваться, когда его преследуют, когда буквально лезут к нему на порог.

К. ЛАРИНА – Это реальное вторжение в частную жизнь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. И, наверное, в этой ситуации не у всех хватит терпения, нервов и еще чего-то, чтобы сказать просто: идите, пожалуйста, дорогие товарищи, лесом. Некоторые могут и двинуть действительно в сердцах. Я против и я по складу такой человек, что даже если меня очень сильно достанут, я вряд ли смогу двинуть кому-то либо ногой, либо рукой. Но понять, что движет человеком в этот момент я вполне в состоянии. Ну и потом там еще все отягощено ситуацией, что волей-неволей в этой истории задействован первый и бывший к несчастью руководитель НТВ и отец-основатель Игорь Малашенко. И кстати этот приговор ужасный тоже приурочен отчасти к его юбилею. Он только что 60-летие отпраздновал. И, разумеется, бывшие коллеги Игоря Малашенко все это прекрасно понимают, знают. И это еще попытка может быть даже удавшаяся во многом через Божену Рынску таким образом причинить неудобства и боль самому Игорю Малашенко. Так что здесь все очень многослойная история. Не просто кто-то разбушевался и двинул кому-то по морде или заехал по камере.

К. ЛАРИНА – Ира, а что у нас с общественно-политическим вещанием. Какие там вести?

И. ПЕТРОВСКАЯ - А вы что имеете в виду?

К. ЛАРИНА – Всякие ток-шоу.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Идут. И более того, умножаются.

К. ЛАРИНА – То есть тема геноцида украинского народа…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Все звучит.

К. ЛАРИНА –… со стороны правительства и лично президента…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, еще есть тема как нас США хотят поработить и вообще какой вред от Америки и Запада. Идет каждый день по «России» линейка «Вечер с Владимиром Соловьевым», идет каждый день и тоже про Украину «Время покажет», дневная программа, которую ведут Стриженова и Петр Толстой. Более того, я обнаружила, что на следующей неделе появляется в программе в сетке Первого канала после воскресного «Времени» с Ирадой Зейналовой еще одна программа под названием «Толстой. Воскресенье». И тут я понимаю, что это тенденция. Вначале люди утрачивают некоторые представления о совести, кто-то о профессиональной чести. А потом это каким-то непостижимым образом сказывается еще и на вкусе. Ну вот «Толстой. Воскресенье». С мягким знаком. То есть это день недели все-таки. Но все равно, а вот представить, что у нас был бы ведущий Достоевский. И что «Достоевский. Идиот», например программа. Это ужасное дурновкусие и пошлость. Эта спекуляция на фамилиях, игра на этих фамилиях.

К. ЛАРИНА – А помнишь, с чего началось, что касается Толстого и известных фамилий. Тем более что Петр Толстой…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Гордон началось.

К. ЛАРИНА – Нет, Гордон это Гордон. Всего лишь. Просто Гордон. А Петр Толстой это Толстой. Понимаешь. С чего началась игра в эти фамилии. Я тебе скажу. С этого знаменитого литературного собрания, кто это придумал, я не знаю. Это какой-то очень веселый человек. Просто нужно быть полным идиотом, чтобы это придумать. Когда потомки классиков обращаются к писателям земли русской с предложением поговорить о судьбах родины и российской словесности и приглашают их к ним, где они там собирались…

И. ПЕТРОВСКАЯ - В Гостином дворе, по-моему.

К. ЛАРИНА – И здесь в президиуме сидят и Достоевский, и Лермонтов…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Водитель троллейбуса.

К. ЛАРИНА – И Шолохов, и Толстой.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Там было смешнее, что в потомки были записаны вдова Александра Исаевича и сноха Пастернака. Никаким боком не являющаяся при всем уважении потомком.

К. ЛАРИНА – Не пошлость ли была.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А чего ты так на меня смотришь… Конечно пошлость.

К. ЛАРИНА – Я думаю после этого, они же не почувствовали, что это ужасная пошлость сама по себе. Особенно письмо, когда его разместили в Интернете, мы видели это письмо с подписями. Лермонтов, Достоевский. Трэш абсолютный.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это воспринималось как трэш и какой-то дурной скверный анекдот.

К. ЛАРИНА – Но они этого не почувствовали. Они на полном серьезе сидели с табличками: Лермонтов, Достоевский и Пушкин. Пушкин прогулял тогда, они Пушкина хотели найти.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Перефразируя, так же как сын за отца не отвечает, то, в общем, и их предки тоже за своих…

К. ЛАРИНА – Предки в гробу переворачиваются давным-давно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А даже сейчас не об этом. Даже не об использовании фамилии. Хотя это совсем уже, прям с души воротит. «Толстой. Воскресенье». А я про то, что «Добро в эфире», ну кому это может в голову придти. Причем в одно слово пишется. Вроде бы в программе «Добро в эфире», а на самом экране в плашке «добровэфире» в одно слово. Ну просто помимо того, что вообще-то скромнее мне кажется надо быть и не ассоциировать себя ни с добром, ни злом, мы люди маленькие по большому счету. Даже потомки великих по сравнению…

К. ЛАРИНА – Ассоциации другие совсем рождаются.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И плюс слово среднего рода на «о» заканчивается.

К. ЛАРИНА – Которое в эфире.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Неприятно в эфире произносить, хотя и произносят. Или «Список Норкина». Моментально из-под сознания вылезает «Список Шиндлера», который не имеет ровным счетом никакого ни к списку Норкина, ни к Норкину.

К. ЛАРИНА – Мы это обсуждали, меня это название другим коробит.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тем не менее, это первое, что мгновенно приходит на ум. Вот есть взаимосвязь между тем, как человек начинает совершать, сейчас уже абстрагируясь от ведущих, какие-то подлости, после чего он утрачивает талант, который ему был присущ. И мы знаем и этих режиссеров и иногда актеров.

К. ЛАРИНА – И журналистов, ведущих.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Журналисты вначале ставят себя, наверное, уговаривают себя, что есть некие высшие интересы национальные, государственные, общества. Потом с ним что-то происходит, и они утрачивают адекватность. И адекватность в принципе самовосприятия. Утрачивают самоиронию. Просто реальную оценку себя в окружающей среде и мире. И вот это мы собственно и наблюдаем. Будь я на месте, например, Толстого, будь я Толстая, ну в жизни наверное я бы не согласилась на такое нескромное, мягко говоря, название.

К. ЛАРИНА – Ну почему, можно и твою фамилию поставить.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Петровский пассаж.

К. ЛАРИНА – Да. Или Петровская эпоха.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я предложу Дмитрию Андреевичу нашему любимому Муратову, чтобы мою рубрику, очень примитивно называемую «Теленеделя с Ириной Петровской», тоже довольно, между прочим, примитивно, но согласись, с претензией, не просто «Теленеделя», назвать «Петровский пассаж». О.

К. ЛАРИНА – Ну да, как у нас программа идет Арины Бородиной «Программное обеспечение», которую вначале была идея назвать ее типа «Бородинской панорамы».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Битвой. Это больше похоже на правду, потому что Арина реально борец и сражается.

К. ЛАРИНА – Ну хорошо. А что ты еще говорила, какая-то очень знаковая вещь.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я, обнаружив на двух главных каналах, подумала, что почему-то это как-то неслучайно. В субботу я увидела в прекрасное время до субботних Вестей на канале «Россия» фильм Аркадия Мамонтова, посвященный трагедии малазийского Боинга. И анонс гласит, что наш известный в недавнем прошлом телеведущий, а теперь возвращается в свою репортерскую ипостась, проводит свое расследование, ищет ответ на вопрос, кто виноват.

К. ЛАРИНА – То есть там какие-то сенсации нам предложат.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне кажется, что еще не закончено и видимо не скоро будет закончено расследование, которое ведут специалисты. И действительно это очень важно для всех понять, что же там произошло. Что-то мне подсказывает, что Аркадий Мамонтов менее все-таки компетентен, чем специалисты…

К. ЛАРИНА – Международная комиссия.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И что-то мне подсказывает, что он будет все-таки или уже, поскольку фильм анонсирован, рыл в одном направлении. Ну, у Мамонтова репутация и, в общем, понятно, посмотри, и потом переверни. Такой способ достаточно простой. Распознавания. Мы видели предыдущие фильмы. Там все ясно. Но и на Первом канале я увидела на следующий день, там появилась премьерная рубрика документальная «Своими глазами». По-моему она выйдет только на этой неделе в первый раз в воскресенье, я, во всяком случае, не видела на прошлой неделе, поскольку была в командировке. То есть корреспондент на месте, как у нас есть рубрика «Своими глазами», то есть человек, который непосредственно в гуще событий. Очевидец. И там тоже не написано, что фильм, очевидно, репортаж, посвященный этой трагедии. Там написано, что он основан на свидетельствах местных жителей, которые видели, как падали обломки. И расскажут, что там происходило. И это совпадение, причем такое суббота-воскресенье, следом «Россия», Первый канал наводит на грустные мысли о том, что это неслучайное совпадение.

К. ЛАРИНА – То есть нам предложат какую-то свою убойную версию.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Убойная она в любом случае.

К. ЛАРИНА – В том смысле, что она будет вбиваться как сваи в мозг телезрителя. Учитывая, что на двух каналах одновременно практически стартует.

И. ПЕТРОВСКАЯ - По крайней мере, очевидно, идет какая-то подготовка общественного мнения и дай бог нам ошибиться. Так я скажу. Заканчивая тему Валерия, Пригожин, артисты, я все-таки хочу сказать, это важно. Потому что мне кажется, здесь зеркалка такая, с одной стороны патриоты кричат, что надо лишить наград Андрея Макаревича, начинают блокировать его выступления. Распылять газ на концерте.

К. ЛАРИНА – Продолжают.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Блокируют. Диана Арбенина и так далее. Каждый, кто высказал какую-то отличную от официальной точку зрения, объявляется у себя на родине предателем и пятой колонной. С другой стороны мы видим лондонскую ситуацию, когда пытаются запретить въезд наоборот патриотам. Мне кажется это все неправильно. Другое дело, что на государственных каналах, я смотрела «Прямой эфир» с участием, два вечера подряд «Любовь под санкциями», Валерия, Пригожин, они тут даже пытаются оправдаться, в том смысле, что мы имеем право на высказывание позиции. И Макаревич имеет право на высказывание позиции.

К. ЛАРИНА – Только Макаревичу никто не дает высказаться.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В том-то и дело. Так вы давайте тогда, позовите и этих и этих, и давайте мы поговорим на тему, давайте будет зритель, который придет или не придет на концерт в Лондон или в Москве, в Киеве или в Кирове. Пусть зритель будет решать.

К. ЛАРИНА – Так тебе сказали про Макаревича. Ты не помнишь?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я помню.

К. ЛАРИНА – Что на него билеты не продаются. Тебе рассказывают по телевизору и о радио, что концерты никто не запрещает. Просто люди, как сказал Песков: а что, мы-то ладно, а что общество скажет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Только потом представители этого концертного сообщества пишут, что на тот момент еще даже не начиналась продажа билетов.

К. ЛАРИНА – А это никого не волнует.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Поэтому давайте тогда без двойных стандартов и подходов. Хорошо, вы выше этого всего, с другой стороны вы можете высказывать, что вы хотите. Но это не отражается на вашей реальной судьбе, на вашей экономической истории. Потому что понятно, что блокирование сегодня выступления это в первую очередь удар по карману любого артиста. Поэтому лицемерие меня в этой ситуации, в первую очередь здесь лицемерие. Потому что в Лондоне я даже не знаю, я не представляю, кто там придет в Альберт-холл, наверное, все русскоязычные люди, которые там поселились. Мягко говоря, небедные. А вот здесь да, дайте, пожалуйста, российскому зрителю самому решать, нужен им Макаревич, а не придумывать всякие глупости на эту тему. Люди не дураки, мне кажется, они в общем и целом понимают, что происходит. С артистами.

К. ЛАРИНА – Ну что, давай про этот «КГБ в смокинге». Был такой фильм, комедия. Олег Фомин, по-моему, делал. Там играла Катя Волкова.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я, видимо, не видела.

К. ЛАРИНА – Очень смешной. Комедия.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Здесь скорее КГБ в майке алкоголички.

К. ЛАРИНА – Да, спектакль называется «С чего начинается родина», абсолютно права Ира, когда писала текст свой про это в «Новой газете». Обратила внимание на это название, что это такой прогиб специально для Владимира Владимировича Путина.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Помимо всего прочего.

К. ЛАРИНА – Который, конечно, реагирует на звуки этой песни. У него рефлекс условный. И конечно, любой человек, который эту песню цитирует или поет, априори его друг.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Если только он не использует это в ироническом контексте. При этом строя козью морду. Но здесь нет никакой козьи морды, по-моему. Зато есть, правда, ужасно смешные какие-то повороты. Но самое печальное, здесь не идеология, хотя попытка начинить…

К. ЛАРИНА – Профессиональная беда.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, начинить это еще и размышлениями о патриотизме и что важнее: жена или…, напоминает всякие скабрезные анекдоты. Помимо этого всего еще разучились у нас снимать добротный просто политический детектив.

К. ЛАРИНА – Давай все-таки не будем. Просто есть люди, которые это умеют, а есть люди, которые не умеют.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Может ты права.

К. ЛАРИНА – Разучились. А что человек, который это делал, он что-то умел, скажи.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не знаю.

К. ЛАРИНА – Про то и речь. Кто разучился. У нас есть блестящие режиссеры, которые умеют это делать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Отлично. Я о другом. Я просто все время вспоминала что-то похожее по жанру. «Семнадцать мгновений весны» Монблан по сравнению с этим.

К. ЛАРИНА – «ТАСС уполномочен заявить».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но это все равно детективная история, которая держит в напряжении до последнего, и в которой все линии, так или иначе, прописаны. «ТАСС уполномочен заявить», который по тем временам тоже нам, может быть, казался несколько плоским и возвышающим работу спецслужб, может быть и не плохо, люди тоже делают свое дело временами. Или делали. Но это тоже было сделано добротно и все до последнего ждали, кто же такой этот Трианон и когда, в конце концов…

К. ЛАРИНА – Кстати, реальная история.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, но сделано так, что действительно не оторваться. И ты смотришь. Здесь же я последние дни всем рассказываю, в чем там главная интрига. Потому что, начиная от соседей до мамы и парикмахеров, всегда, спрашивают: а чего это было на самом деле. А кто вот этот, а куда делся этот.

К. ЛАРИНА – Это похоже на сериал «Пепел», который мы также обсуждали. Мы сегодня, когда ехали с Ирой, я говорю, я думала, что ниже «Пепла» невозможно распластаться. Оказалось можно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я считаю, я совершила героический, что-то героическое в этом есть, потому что я очень внимательно не всегда в эфире это смотрела. И все неувязки и затравка, которая потом разъясняется к концу, я все это зафиксировала и поняла всю разгадку и развязку уже на первой трети всего этого действа. Ну а дальше мы сейчас говорили с коллегой…

К. ЛАРИНА – Мы говорили с профессионалом, вчера ссылались на его мнение, он сказал, что конечно, там действительно реальные факты, что касается достоверности…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Каких-то отдельных историй, которые бывали.

К. ЛАРИНА – Но его совершенно поразило, насколько это убого сделано. Насколько кондово. Насколько неуважительно, извини меня, по отношению к профессионалам высочайшего класса, коим он кстати наш товарищ является.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И неправдоподобность именно конкретных, часто вроде незначительных деталей.

К. ЛАРИНА – Как все приблизительно и декорации, место действия и диалоги, и манера поведения. Все очень приблизительно, все общее место. И неправда она в этом как раз. И здесь становится смешно, когда на твоих глазах очень серьезное произведение превращается в какую-то комедию бытовую. Когда собираются все штампы, которые на полном серьезе тебе подаются как открытие, как реальность. Меня поразило, какое количество людей увлечено этим сериалом. Люди чего-то там пишут, обсуждают.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Для многих не только про КГБ, да, 1986 год, время надежд, молодости и так далее.

К. ЛАРИНА – Надежд. Дзержинский опять же…

И. ПЕТРОВСКАЯ – Кстати, это тоже показатель один из режиссерской беспомощности. Сколько раз это возникает абсолютно без всякого смысла, просто как перебивка. Потому что человек не излагает внятно историю. Тогда, бабах, площадь, Дзержинский. Или это шестеренки какие-то, как в программе Доренко былой эпохи.

К. ЛАРИНА – Тут же из подбора отбивка называется, которая есть в базе данных где-то.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А еще страшная пошлость, вот страшная, когда сцена, где проститутка, которую подложили под американского морпеха, охраняющего посольство…

К. ЛАРИНА – Ты произносишь это, это уже смешно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это могло быть, использовали девушек этого поведения для вербовки или вывода на чистую воду. Но там получается, что они вроде как полюбили друг друга, и в этот момент КГБ ломает это все и вербует этого несчастного американского морского пехотинца. А в это время параллельный монтаж - дочь предателя Тараторкина генерала и жена капитала КГБ сидят на «Юноне и Авось» и там последние сцены: «аллилуйя любви, я тебя никогда не увижу». И здесь какая-то нечеловеческая возникает пошлятина. Правда.

К. ЛАРИНА – Короче говоря, все на самом деле очень просто. Было ощущение у меня, например, что авторы этого сериала, этой шняги инсценировали песню Владимира Семеновича Высоцкого, которую мы сегодня и услышим. Но опять же повторю, актеры не виноваты. Им нечего играть. Актеры блестящие, мне всегда их жалко. А Высоцкий для вас.

ПЕСНЯ