Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2014-09-13

13.09.2014
Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2014-09-13 Скачать

К.ЛАРИНА – 11 часов 10 минут. Доброе утро, добрый день! Программа «Человек из телевизора». Здесь в студии Ксения Ларина - это я, Ирина Петровская...

И.ПЕТРОВСКАЯ – Это я.

К.ЛАРИНА – Это ты. Натальная Квасова – наш сегодняшний звукорежиссер, Наташа, приветствуем тебя тоже. Напомним средства связи: телефон для sms: +7 (985) 970 45 45, телефон прямого эфира: (495) 363 36 59, аккаунт vyzvon в Твиттере. «Человек из телевизора» страничка в Фейсбуке есть. Одновременно работает страничка в Фейсбуке моя – Ксения Ларина, хотите – Петровской тоже пишите. Все заведено.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Ну, это, в общем, бессмысленно…

К.ЛАРИНА – Но я же здесь сижу, я все вижу. Пишите. Ну, что, с чего начать-то? Чем пугают, скажи нам, Петруша? Чем пугают по телевизору нынче?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Я даже не знаю, как на этот вопрос, чем пугают. Наоборот.

К.ЛАРИНА – Пугают же чем-то?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Пугают в основном тех, кто, например… Там интересный такой происходит перевертыш: многие искренне благодаря телевизору, уверены, что продуктовые и прочие санкции введены самими западными производителями, и это они нас наказывают, а не наоборот, мы сами себя – вот это забавно.

К.ЛАРИНА – А, как это можно сделать?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Я, например, смотрю на прошлой неделе только что вышедший после большого перерыва «Вечерний Ургант» - там все, естественно в шутливой форме, но, тем не менее, соведущий - Хрусталев его фамилия, мне кажется – он говорит: «Ну вот, санкции продуктовые, которые против нас ввели…», - говорит он шутя… Он шутит по этому поводу, но он искренне очевидно считает, что против нас и ввели. Потом там опрос детишек. Детишки, которые слышали об этом, они тоже…, хотя там совсем не смешные были на этот раз комментарии детишек. Но, абсолютно такой перевертыш.

К.ЛАРИНА – То есть это сознательно введение в заблуждение.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Я не знаю, сознательное это заблуждение или нет. Может быть они сами ввелись бессознательно в заблуждение, но это одно не исключает, вообще, просто элементарного здравого смысла.

К.ЛАРИНА – А вот то, что касается событий украинских – то, что сейчас там мирные переговоры, мирный процесс идет, пытаются, во всяком случае, найти возможности для мирного исхода этого кошмара – об этом говорится сегодня в новостях, в аналитических программах, ток-шоу, дискуссиях?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Об этом говорится, и в ток-шоу тоже говорится, но при этом обязательно присутствую там люди, которые говорят, что то есть уже фарш невозможно провернуть назад, и мы не должна бросать своих.

К.ЛАРИНА – Никогда мы не будем братьями.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Никогда мы не будем братьями – конечно, тоже кто-то говорит, но главное, что создается такой впечатление, по крайней мере, у меня, что все равно его не брошу, я имею в виду, что наш «русский мир».

К.ЛАРИНА – А те люди которые, прости, кто сегодня представляет «русский мир» этого региона.

И.ПЕТРОВСКАЯ – А все те же самые.

К.ЛАРИНА – Этого Гиркина уже не показывают, как я понимаю.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Нет, Гиркина не показывают, но там теперь… слушай, фамилию не помню, но появляются какие-то представители ДНР, Луганска…

К.ЛАРИНА – Вот, которые меняются постоянно, они приезжают в студию.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Приезжают. Плюс вчера, например, в этой программе «Список Норкина» опять появился так называемый украинский писатель Олесь Бузина̀ или Бузѝна, который очень был часто, как ты помнишь, во время событий на Майдане и позже – вот он теперь тоже появился.

К.ЛАРИНА – Ну, и как «Список Норкина»?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Ой… Тяжелое впечатление у меня от «Списка Норкина», начиная от названия, которое, как мы понимаем, отсылает нас…

К.ЛАРИНА – Куда? Вот, куда он тебя отсылает?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Нет, ну вот, когда ты слышишь: Список – чего? – продолжи этот ряд, что называется? Список – кого?

К.ЛАРИНА – Я видел, что вы там писали с Ариной, когда там смотрели программу, там говорили про список Шиндлера, который возник у кого-то. Мне кажется, что у меня таких ассоциаций не вызывает. Список Норкина, как и многие другие, вызывает только одни ассоциации - это типа какой-то черный список, расстрельный список. Если это накладывается на сегодняшний атмосферный фон в стране, то исключительно точно такие ассоциации. Не наградной список уж точно.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Вот вчера был такой, я бы сказала, трагикомический момент, когда появился этот самый

письменник Олег Бузина, который первое, что сказал: «Я счастлив, что я в вашем списке, а не в списке Шиндлера». И Норкин, по-моему, тоже несколько изумился, спросил: «А, почему такая странная аналогия?»

К.ЛАРИНА – Это какая-то антисемитская шутка, так получается.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Нет, я потом поняла по ответу этого Бузины, который ответил, что «я бы не хотел, - ну, смысл такой, - попадать в концлагерь». То есть этот человек просто не понимает, что список Шиндлера – это ровно противоположное. Он просто не знает, что это такое, он не видел фильм, не смотрел. Другой вопрос, что сам Норкин ничего не возразил против этого, и не указал, что это такое. Но потом было продолжение, когда Норкин, глядя прямо в камеру и даже более того, пальцем показывая, сказал: «Итак, в эфире «Список Норкина» и вы можете попасть в него, и действительно, стало страшновато.

К.ЛАРИНА – Это отвратительно. Это, кстати, одна из тех фигур, если уж всерьез говорить – я просто помню, что мы где-то его тронули…

И.ПЕТРОВСКАЯ – Ну, после того, как он выступил с заявлением по поводу «Дождя», если ты помнишь.

К.ЛАРИНА – Нет, какое-то другое было, мы его тронули по другому поводу. Мне кажется, какую-то передачу…

И.ПЕТРОВСКАЯ – А-а, «Правду» он вел…

К.ЛАРИНА – После этого, помнишь, он устроил какую-то истерику в социальных сетях, что типа: «не надо меня трогать, что я вам дался, не замечайте меня…» - что-то в этом был пафос его истерических визгов. Ну, вот, как тебя не тронуть, Андрюша. Ведь твоя судьба на ладони, на нашей в том числе. Мы же на тебя смотрим, ты же не тайком свою судьбу выстраиваешь, а публично, правда? Вот обращаясь напрямую к Андрюше Норкину, которого мы знаем сто лет. Мы эту судьбу наблюдаем, он ведь не поменял имя и фамилию, он не подпадает под программу защиты свидетелей, он не сделал пластическую операцию, он Андрей Норкин, которого мы знаем, и он узнается в лицо. Он публично совершает поступки, мы их видим, мы их обсуждаем. Он публично делает какие-то заявления то по радио, то еще где-нибудь, то в каком-нибудь Фейсбуке, потом появляется с этими заявлениями на передачах федеральных каналов, потом получает две программы, как я понимаю, на канале НТВ. И вот этот путь мы видим. Этот путь чудовищный, на мой взгляд, чудовищный.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Ты помнишь, он появился еще на прямой линии с президентом.

К.ЛАРИНА – А, ну да, да.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Вскоре после того, как он высказался по поводу «Дождя».

К.ЛАРИНА – Чего тут долго говорить. Он сейчас скажет: «Вы обсуждайте мою программу. Вот я пришел и моя программа». Но послушай, друг, это же не спектакль, который ты поставил, правда? Это часть твоего пути, ее невозможно рассматривать вне контекста судьбы, понимаешь, конкретного человека, его поступков. Ты согласна со мной?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Я абсолютно согласна, но время такое, что мы видим очень много подобных трансформаций, скажу я мягко. Программу – хорошо. Та же самая «Анатомия дня», о которой мы немножко прошлый раз говорили, теперь выходить каждый вечер на канале НТВ, и там Норкин – там 6 человек, - но, по сути, Норкин главный, потому что он отвечает за политику, и, когда только эта программа должна была выйти, появился пресс-релиз на сайте НТВ, где говорилось о том, что новости за последние 50 лет претерпели значительные изменения, и вот ответ на эту эволюцию, этот формат «Анатомии дня», который, правда, сразу же окрестили АДом, сократив…

К.ЛАРИНА – Потому что они тоже хотели такого.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Естественно, зная способности шутить руководителя канала. И дальше приводятся слова Андрея Норкина, что это для него интереснейший профессиональный вызов, и что он постарается с новостью работать так, как никто не работает.

К.ЛАРИНА – И поработал.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Вот, значит, я смотрю программу в среду на этой неделе «Анатомия дня». Стоит ли говорить, что все эти дни большую часть политики и экономики тоже естественно Украина, Украина в разных ипостасях, в том числе, и достаточно неприличный, на мой взгляд для ведущего программы стеб по поводу руководителей Украины и разных там принимаемых решений.

К.ЛАРИНА – Это что, типа рубрики какой-то, что ли?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Стеб? Нет, просто тон стебный, покровительственно-иронический. В общем, если совсем огрублять, то «какие уроды!» - можно так перевести. Но это ладно, это понятно. А дальше я досматриваю до сюжета – я на эту тему написала как раз в «Новой газете» - «Герой дня» называется рубрика, и нам представляют, действительно, уникальный, - если всерьез на это смотреть – уникальный случай, что уроженка Берлина немецкая монахиня…

К.ЛАРИНА – В этой «Анатомии дня»?

И.ПЕТРОВСКАЯ – В этой «Анатомии дня» сюжет. Немецкая монахиня Маргарита Зейдлер после того, как Нацгвардия разгромила ее сельскую обитель, взяла в руки автомат Калашникова и приехала в Донбасс и теперь там то ли воюет, то ли не воюет – из сюжета непонятно, как очень много другое из сюжета непонятно, но, тем не менее, молодая женщина с небольшим акцентом рассказывает, как она оказалась в Донецкой этой народной республике и, что она по этому поводу думает. В частности, они борется с укро-фашизмом, потому что хочет искупить свою вину за родственников, которые в свое время воевали на стороне немецко-фашистских захватчиков. Ну, согласись, сюжет, в общем, любопытный, хотя и очень плохо сделанный. Из него непонятно, как она, вообще, оказалась на Украине, в России ли, если она считает, как она говорит, Россию своей родиной.

Если бы я была автором этого сюжета, при возможностях канала технологических, материальных, что бы я сделала. Может быть, я сама бы не поехала в Берлин, но с помощью европейского корреспондента нашла бы там родственников немецких, которые бы рассказали, как они к этому относятся, как она шла через это. Там говорится вскользь, что она искала себя: была католичка, протестантка, но в результате пришла к православию – тоже согласись история интересная. Я бы нашла, наверное, сестер по той обители, где она здесь обитала, чтобы они рассказали, как это. Я бы обратилась, может быть, к экспертам, представителям православной церкви – они бы рассказали, возможно ли человеку с такими убеждениями, то есть человеку, принявшему постриг, как там было сказано, потом браться за оружие. Ну масса возможная всяких поворотов. Ничего этого не сделано, в основном все в пересказе корреспондента, и какие-то кусочки надерганы из синхронов этой самой Маргариты.

Но, когда я смотрю этот сюжет, - а он идет, я повторяю – представляет его сам Андрей Норкин, отвечающий за политику, хотя в данном случае это поворот как бы через человеческую судьбу, и одна из соведущих, Анна Янкина, по-моему – вот она и говорит, что сегодня такое время, когда за оружие берутся даже люди, которым казалось бы, не позволяют даже убеждения. Очень интересно. Я смотрю сюжет, думаю, надо же – такие возможности такого материала, как это плохо сделано, но меня не оставляет ощущение, что где-то я уже эту девушку видела, но абсолютно точно не в этой монашеской ипостаси.

Слава тебе господи, память меня не подводит, и я обращаюсь к еще одному хиту этого канала, который мы обсуждали на прошлой неделе, про который я тоже на прошлой неделе писала: «Еще 7 друзей хунты» - ну, мы говорили про это. Слава богу, опять же сегодня возможности: заходишь на сайт, тыкаешь – и начинаешь пересматривать. И снова здравствуйте! Маргарита, только в данном случае она был Зейдлер, там Зайдлер – ну, ладно, допустим. Но немецкая журналистка. Никаких намеков на то, что это монахиня или кто-то. И именно немецкая журналистка, которая там опровергает слова Аркадия Бабченко, российского журналиста – это речь у нас об Аркадии Бабченко тоже впереди, это все взаимосвязан – он там говорит, что по его мнению в Крыму не было настоящего референдума.

А дальше появляется синхрон с этой самой Маргаритой прекрасной, которая говорит, что она была в Крыму, был настоящий референдум, настоящее народное единение. А потом она уже оказалась в Донбассе или, как сейчас модно говорить на Донбассе и там чуть было не погибла под огнем, и с тех пор она личный враг боевиков, обслуживающих украинских олигархов – ну, полная какая-то чушь. Почему она личный враг, тоже непонятно.

Вот она анатомия, я бы сказала, технология – назовите, как угодно – того, как сегодня делаются эти новости. При этом никто, как говорит Норкин, так с новостью не работал. Неправда – работали. Мы знаем прекрасно казус Петко̀ва или Пѐткова – помнишь, прекрасную историю, когда, правда, два канала – НТВ и «Россия» - с разницей полчаса показали одного и того же человека в интерьере одной и той же палаты с одними и теми же именем и фамилией, только в одном случае он был майдановец, а в другом случае он был антимайдановец. И там, кстати, тоже Германия фигурировала, потому что его называли немецким врачом, в другом случае немецким наемником, который то ли привез деньги то ли Майдану, то ли Антимайдану, но, в общем, когда этот курьез и казус вскрылся, то пришлось оправдываться обоим каналам. «Вести» настаивали, что он антимайдановец, а канал НТВ, вообще, просто поступил – сказал, что он сумасшедший и поэтому ввел в заблуждение журналистов.

Поэтому так с новостями, конечно, работали, но на одном канале с разницей в неделю или десять дней, чтобы один и тот же персонаж был представлен в одном случае журналисткой, в другом случае монашенкой – это, согласись, еще одно очередное достижение творческого НЕРАЗБ.

К.ЛАРИНА – Там есть еще более страшная история. Это я прочитала у тебя во колонке во вчерашней – ты еще раз пересказала. Там еще есть жуткая история. Я не хотела этой темы касаться, когда я впервые ее увидела. Я думала, не будем говорить, потому что страшно совсем. Но тот же Андрей Норкин, к сожалению, заставляет об этом вспомнить. Дело в том, что, по-моему, 10 дней назад на одном из сайтов новороссийских, этого «русского мира»…

И.ПЕТРОВСКАЯ – Новороссии в смысле?

К.ЛАРИНА – Новороссии, да. Появились фотографии страшные, на которых были изображены отрезанные головы людей, и была подпись, что «мы шлем головы карателей родным», то есть это сепаратисты, эти ополченцы, террористы такие посылки отправляли родственникам украинских солдат, офицеров, который они убивали. И они не стесняясь это публиковали. И потом это удалили. Вот буквально, когда была программа очередная этого Норкина «Анатомия дня», там они сюжет этот взяли, но там было все ровно наоборот, в чем страшный цинизм этой истории. Просто не стесняясь – я этот фрагмент специально посмотрела, потому что он в интернете – сразу его выложили, фрагмент этой передачи, связанный с этим сюжетом, когда человек говорит: «Вот посмотрите, до чего дошли украинские боевики и каратели. Они отрезают головы ополченцам и присылают их родным на родину». То есть ровно наоборот, то есть это даже не подтасовка, о юморе говорить не приходится.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Нет, ну, какой тут юмор? Конечно.

К.ЛАРИНА – Это просто наглое вранье, наглая ложь. Причем абсолютно наглая, когда она переворачивается с ног на голову – вот, с чего мы сегодня начали – чем пугают. И как ту скажешь…, как это опровергнуть, когда это смотрят миллионы людей. Я так понимаю, что у людей уже никаких сомнений не возникает, когда они смотрят этот телевизор, им кажется, что это и есть правда, что другой правды не существует, так получается?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Так получается, поэтому очень важно какие-то вещи, если удается поймать буквально за руку, как в случае с этим Петковым или с Маргаритой – очень важно. Хотя опять же, кто захочет – тот прочет, кто захочет – тот узнает, а кто не захочет – не поверит и не узнает, но, так или иначе, важно показывать методологию этого создания мифов, вранья. Хотя в данном случае с этой самой Маргаритой дивной я думаю, что просто до такой степени уже не то, что даже людям все равно, кто там работает, а и так сойдет…

К.ЛАРИНА – Я вот не верю в это.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Я почти уверена.

К.ЛАРИНА – Ну, подожди, опять же возвращаясь к Андрею Норкину, скажи мне пожалуйста, сколько лет прошло, когда произошла история с убийством канала НТВ старого, сколько лет прошло?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Ну, это какой у нас, 2001-й, что ли?

К.ЛАРИНА – 12, 13 лет? Человек 12 лет жил такой какую-то жизнь. Давай вспомним, что Норкин тогда не остался на НТВ.

И.ПЕТРОВСКАЯ - Он ушел сначала через дорогу на ТНТ.

К.ЛАРИНА – Сначала с Евгением Киселевым был на ТВС или как там это было?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Вначале это было, через дорогу, если ты помнишь, они вещали как-то параллельно…

К.ЛАРИНА – Важно то, что он остался настоящим бойцом в настоящей журналистике, в итоге путь шел очень, как мне кажется, честный и просто человек, которому можно было пожать руку и сказать: «Андрей, какой ты молодец». В итоге вот она работал и с нами вместе, вел и у нас здесь эфиры, и работал на Эхо ТВ, и работал на RTVi, сделал прекрасные новости на RTVi, заведовал там новостями, и чем все кончилось? Чем все кончилось? Вот стоило эти 12 лет прожить так честно, чтобы потом прийти на НТВ и заниматься этой преступной деятельностью, потому что к журналистике это не имеет никакого отношения, никакого.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Больше того, вот сам сюжет опять же…. Хотя, кто его знает. Сюжет про бабушку, которую якобы предала Анастасия Приходько, еще одна героиня этих «друзей хунты», он появился и в «Анатомии» и в…

К.ЛАРИНА – Ну, понятно, они же настригают на мелкие кусочки и потом пользуются.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Да, ты права, наверное…

К.ЛАРИНА – Давай новости.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Да, говорить о случайности, может быть, и не приходится.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА – Возвращаемся в программу, напомню, здесь ведущие… авторы и ведущие Ирина Петровская и Ксения Ларина. Напомним, что для вас работает телефон для sms: +7 (985) 970 45 45, для ваших вопросов, реплик, рецензий, и, естественно, Фейсбук, страничка «Человек из телевизора» - можно туда тоже присылать на нашу ветку прямого эфира ваши вопросы и тоже мини-рецензии. Мы вынуждены продолжать тему НТВ, поскольку она еще не завершилась, поскольку мы тут упоминали Аркадия Бабченко, одного из героев фильма «Еще 17 друзей хунты», независимого журналиста, военного журналиста, очень сильного журналиста и честного журналиста, на наш взгляд. Итак, он опубликовал текст на «Кольте», смысл его в том, что он в конце просто называет двух авторов программы «Еще 17 друзей хунты».

И.ПЕТРОВСКАЯ – Да, которые всегда желают остаться неизвестными, все эти произведения анонимны.

К.ЛАРИНА – Да, там нет никаких выходных данных абсолютно, там не написано ни одной фамилии, ни в первой серии, ни во второй. Так вот Аркадий Бабченко в какой-то степени справедливость восстанавливает – называет людей: редактор Светлана Губанова, корреспондент Андрей Алферов. Но это не просто те люди, которых можно было просто в титрах поставить, авторов «17 друзей хунты», но еще и достаточно хорошие знакомые, даже коллеги, добрые знакомые и коллеги Аркадия Бабченко, которые приехали к нему на интервью с совершенно такими, как я понимаю, с позитивным настроем, как к старому доброму другу и коллеге, с хорошей темой, поговорить про Крым, про Украину.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Он просто пишет про это. И по телефону сказали: «Аркаша, не дашь нам интервью по поводу Украины?». Он говорит: «Да, пожалуйста». Действительно, очевидец, много раз там бывал.

К.ЛАРИНА – Ну, короче, он дал интервью, а потом выяснилось, куда они его использовали и на какие пятачки они его порезали и в каком контексте использовали. То есть это был просто явный заказ, поскольку Аркадий Бабченко был одним из героев «17 друзей хунты», как я понимаю…

И.ПЕТРОВСКАЯ – Ну, конечно.

К.ЛАРИНА – В этом своем тексте, который он опубликовал на «Кольте», он обращается к своим товарищам: «Андрюха и Света, я все понимаю, но ка же не стыдно-то? Ведь это уже совсем подлянка получается. И вы же знали, когда вы ко мне ехали, вы знали, что вы будете меня мочить».

И.ПЕТРОВСКАЯ – «Когда вы выходили покурить, когда Андрюха… - ты предлагал поехать, выпить пивка…». И вот все это самое поразительное, почему произвело такое впечатление и в Фейсбуке, и все там обсуждали. Одно дело, когда какие-то неведомые люди врываются к тебе, как это было с Тамарой Эйдельман, пытались в ее квартиру прорваться, и, собственно, одно из ее главных прегрешений, что она не пустила. Но это чужие люди.

К.ЛАРИНА – Как я понимаю, это была типа летучка, а, может быть они сами вызывались: «О, мы Аркашку знаем, он нам не откажет», и знали точно, что будут делать.

Я просто хочу процитировать Аркадия, чтобы слушатели, которые, может быть, не читали, маленький кусочек, просто смысл этого текста: «Как это происходит? Вы, когда доносите на человека, вы его ненавидите, считаете его врагом, уговариваете себя, убеждаете ли вы себя, что донося на своего бывшего товарища и призывая к его линчеванию, вы делаете праведное дело? Но вы же взрослые люди, вы не имбецилы, вы понимаете, что вы делаете. Признаетесь ли вы себе, ну хоть где-то внутри, в глубине души? Ведь осталось там хоть что-то, наверное, что вы совершаете мерзость или вам просто плевать?»

И.ПЕТРОВСКАЯ – Ну еще третий вариант, когда, чтобы всех повязать – подлость же она не может существовать отдельно: здесь подло, а здесь хорошо и честно, - поэтому, чтобы всех повязать: «Так, кто работал у нас..., - а он там пишет в первых строчках, что он раньше с ними работал на том же НТВ, - кто у нас с этим Бабченко работал? Ты и ты – значит, вы и поедите». Допустим, они говорят: «Нет, нам неудобно…». Ах, вам неудобно? Тогда, называется: чемодан - вокзал – на улицу.

К.ЛАРИНА – Но есть же какие-то вещи… Ты могла бы так, Ира?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Я?

К.ЛАРИНА – Да.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Ну если бы я могла…, то я бы хорошо жила.

К.ЛАРИНА – Я хочу сказать про эту Губанову. Я ее раскопала, пошла там копать в Фейсбуке и с ужасом и удивлением, как ты эту Зайдлер, обнаружила эту Губанову, вообще, с логотипом "Эха Москвы" на голове, потому что она, оказывается, работала еще на ЭХО ТВ, на RTVi, и даже «Тефи» получала с тем же Норкиным, там компания та еще, групповая фотография. И мне про нее написали многие ее коллеги. Как выясняется, ничто не проходит бесследно. «Еще со времен программы «Сегоднячко», - писала там одна из ее коллег бывших, - все знали, что Светлана Губанова пойдет по трупам». То есть она как раз пользовалась самыми изощренными методами для того, чтобы свою карьеру выстроить, и записывала своих коллег, записывал тайком на диктофон, давала потом слушать руководству канала. Ну, как это? Совсем уже…

И.ПЕТРОВСКАЯ – Это давай оставим, это как бы может быть и слухами, может быть всем, чем угодно. В данном случае мы как раз имеем случай с Аркадием Бабченко абсолютно можно сказать задокументированный, особенно, если иметь в виду, что никаких опровержений со стороны героев этого текста не последовало.

К.ЛАРИНА – Кстати, этот парень Алферов, этот самый Андрей Алферов – он был шеф-редактором твой любимой передачи «Луч света».

И.ПЕТРОВСКАЯ – Не «Луч света», это «В круге света».

К.ЛАРИНА – Нет, «Луч света», с этой… Света из Иваново.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Да-да. Кстати, Света из Иваново – мы ее где-то утеряли на пути к светлому будущему.

К.ЛАРИНА – Но группа ее жива, не волнуйся.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Но так или иначе…

К.ЛАРИНА – Ужасно все! До чего доведен народ.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Нет, не народ – профессия.

К.ЛАРИНА – До какой мерзости!

И.ПЕТРОВСКАЯ – Я сейчас про профессию, не про народ. Народ, я думаю, что в какой-то своей части значительной к этому готов. А вот то, что это делается в профессии, то, что это делается в кругу, в общем, некогда близких людей – вот это самое ужасающее, что только может быть.

К.ЛАРИНА – Бесстыдство, да?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Бесстыдство, абсолютная подлость, беспримесная. Подлоги, которые мы видим, совершаются на глазах, а это все чревато, в свою очередь - хотя это уже дело двадцать пятое, можно было бы простить профессиональное какое-то несовершенство – дело в том, что эта профессия не существует вне рамок этики, морали. Тогда это превращается в какое-то мародерство, либо в доносительство.

К.ЛАРИНА – Именно, именно! Отдают себе отчет люди, что это называется именно этими словами?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Они отдают себе отчет, но утешают себя разными способами: у кого – что у него была семья…

К.ЛАРИНА - Тут ипотека какая-то – мне написали про Губанову, что там ипотека…

И.ПЕТРОВСКАЯ – Да, ипотека и есть, наверное, некое количество людей, которые, действительно, по каким-то идеологическим убеждениям. Но даже, если у вас такие убеждения, которые я готова уважать, чего же вы профессию сливаете? Ну то же самое, возвращаясь к сюжету – ну, сделайте хотя бы профессионально. И тот же Андрей Норкин, который прекрасно знает, прошедший школы старого НТВ, по каким критериям, как делается нормальное телевидение и нормальный сюжет, неужели он видя то, что ему показывают, вопросов не задает. Ведь если после сюжета остается тысяча и один вопрос – почему здесь не разъяснено? Как это произошло, почему, как? – найти мне – это нормальный подход любого редактора и любого продюсера, и любого человека, который пришел не с рынка в эту профессию и все-таки такой большой опыт и такой большой путь он прошел.

К.ЛАРИНА – Про хорошее что-нибудь можешь сказать?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Я могу сказать.

К.ЛАРИНА – Я «Голос» смотрю вторую неделю. Хочу просто сказать мои два слова, что, мне кажется, вчера был очень удачный вечер по персонажам, какие-то были невероятные открытия для меня лично. Мне кажется, что уровень конкурсантов в этой передаче будет очень высоким. Вчера, во всяком случае, это было продемонстрировано. Были блестящие совершенно ребята, в общем, спасибо.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Вообще, вчерашний вечер для меня превратился в совершеннейший полный кошмар, потому что я прыгала бесконечно по каналам – так редко бывает, мы знаем, что особенно после этого летнего затишья…

К.ЛАРИНА – Выбирать не из чего.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Выбирать было не из чего, а вчера просто как на зло: «Голос на 1-м канале, «Артист» на 2-м, которым пришлось пожертвовать.

К.ЛАРИНА – А, что такое «Артист»? Я так и не знаю.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Я пожертвовало этим. Это трехчасовое шоу, то есть это тоже лицензионное, очень дорогое шоу, тоже по принципу слепого голосования.

К.ЛАРИНА – И это вокальный конкурс.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Тоже поют.

К.ЛАРИНА – Боже!

И.ПЕТРОВСКАЯ – Тоже жюри сидит.

К.ЛАРИНА – А, кто же?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Здесь четверо прослушать…, но не жюри, а там – жюри.

К.ЛАРИНА – Те же люди?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Ну, конечно, нет, другие совершенно.

К.ЛАРИНА – Я думала, совсем уж… А-а! Это там, где Арбенина должна быть!

И.ПЕТРОВСКАЯ – Там, где должна Диана Арбенина быть, но теперь ее нет. Самое главное, что - я только начала это смотреть, мне кажется, так, как и нашей с тобой коллеге Арине Бородиной и всем остальным, - что два формата «Голос», который безусловно уже лидер и было понятно, что он оттянет на себя - и рейтинги показывают, что это подтвердилось – огромную, значительную, подавляющую просто часть аудитории, так вот, покупая лицензию и этот проект, мне кажется, что это какое-то сумасшествие и безумие ставить его вот так в пандан, встык практически…

К.ЛАРИНА – А зачем они это делают? Это не первый случай.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Очевидно они предполагают, каждый раз, причем, наступая на одни и те же грабли, очевидно, что им удастся…

К.ЛАРИНА – А бывают такие случаи?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Нет, такого еще не было.

К.ЛАРИНА – Потому что я помню, давай вспомним – они же делали тоже параллельно танцы…

И.ПЕТРОВСКАЯ – Танцы со звездами…

К.ЛАРИНА – Здесь был лед – а там на паркете. Потом еще какие-то типа «Фабрики звезд» были похожие. Такой же формат делал. Зачем?

И.ПЕТРОВСКАЯ – То ли это самонадеянность, то ли это подспудное или явное желание конкуренту, таким образом, подгадить.

К.ЛАРИНА – Подкакать. А, все-таки, это всегда канал «Россия» бежит вприпрыжку, вдогонку за «Первым» или наоборот?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Получается так. Ну, а наоборот, что ты что – по времени?

К.ЛАРИНА – Нет. Было, когда 1-й канал пытался взять какой-нибудь уже формат, которые впервые состоялся на канале «Россия»? Не было таких случаях.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Дело не в этом, формат может быть какой угодно.

К.ЛАРИНА – Кто кому завидует, я хочу понять: 1-й 2-му или 2-й 1-му?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Конечно, все, кто пытается делать такого рода шоу, завидуют 1-му. И на самом деле просто положа руку на сердце, откровенно, на рейтинги эту же руку и все остальное… ну, правда, 1-й во всей этих развлекательных форматах развлекательных, музыкальных всегда лидер. Можно, как мы видим, вложить огромные деньги в лицензию, в технологии, в осуществление этого, но называется, что-то идет не так, «что-то пошло не так». Поэтому «Артист» - можно даже посмотреть по ленте Фейсбука в этот вечер – практически не обсуждается, но обсуждается «Голос», но я выбирала не между «Голосом» и «Артистом», а между «Голосом» и каналом «Культура», где шел замечательный совершенно вечер юбилейный Владимир Спивакова, кстати, поздравляю, пользуясь случаем, с юбилеем – прекраснейший, между – чуть позже это началось - Наталией Ивановной Басовской в программе Киры Прошутинской «Жена», и потом уже к этому подключился – но это было уже необходимостью – подсматривать за «Списком Норкина» на НТВ. Вот такой у меня случился вечер, это означает, что я буду все это пересматривать чуть позже – это отдельная работа.

К.ЛАРИНА – Кино какое-нибудь есть? Сериалы?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Нет, про кино я пока ничего… Если оно будет – безусловно. Можно, чтобы не отвлекаться, про кино скажу сейчас. Я смотрю сериал, первый раз за много месяцев я подсела на сериал.

К.ЛАРИНА – Ну, скажи, скажи скорей!

И.ПЕТРОВСКАЯ – Я смотрю на 1-м канале сериал «Хорошие руки». Такой с криминальным уклоном, но при этом очень драматичный сериал.

К.ЛАРИНА – Про что?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Про то, как в роддоме, в клинике поставлено дело по предоставлению отказных младенцев приемным родителям.

К.ЛАРИНА – А, воруют у родителей.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Где-то воруют, где-то отказываются, а дальше про то, как возмездие главную героиню, главного врача этого роддома настигает вы виде гибели сына…

К.ЛАРИНА – Ой, кошмар какой!

И.ПЕТРОВСКАЯ – Да-да-да. Но это как-то очень как бы крепко сделано.

К.ЛАРИНА – Вот надо посмотреть.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Крепко сделано, хорошие роли.

К.ЛАРИНА – Там Ксенофонтова, по-моему, в главной роли.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Да, Ксенофонтова. Имя я забыла, прошу прощения, актер хороший, по-моему, Сафронов…

К.ЛАРИНА – Кирилл Сафронов.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Кирилл Сафронов, прекрасный – у него такая мужская харизма.

К.ЛАРИНА – Который играл у Гай Германики.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Абсолютно точно, да.

К.ЛАРИНА – И в «Обручальном кольце» по-моему, еще играл.

И.ПЕТРОВСКАЯ – В общем, на это я подсела, и я смотрю, это еще продолжается, на следующий, по крайней мере неделе. Я про другой, про этот юбилейный вечер, а также невозможно не сказать, а я думаю, нам задают вопросы – про четыре вечера, монологи Соломона Волкова.

К.ЛАРИНА – Не задают, я удивилась, ни одного вопроса.

И.ПЕТРОВСКАЯ – С Владимиром Спиваковым. У меня очень тут сложные отношения, двойственные отношения, противоречивые, потому что безусловно Спиваков очень интересен, глубок. Мне было очень интересно слушать его воспоминания.

К.ЛАРИНА – Только нам мешали все время: только Соломон Волков, то какие-то бесконечные картинки, которыми они заляпывали невозможно интересный монолог. Я вспоминала, кстати, «Подстрочник» Лунгиной Олега Дормана и понимала: люди такого уровня, как Владимир Спиваков при всех прочих… там можно обсуждать его гражданскую позицию – я про себя говорю - но он все равно в кадре, крупным планом он интересен и его можно смотреть и слушать столько, сколько он будет говорить, и не надо не уважать людей, потому что им все время кажется…

И.ПЕТРОВСКАЯ – Алё!

К.ЛАРИНА – Я сейчас закончу. …Авторам этого сериала, что людям будет скучно смотреть в глаза Спивакову, что нужно, чтобы обязательно что-нибудь прыгало и мелькало. Вот то прыганье и мельканье, причем на таком совершенно топорном уровне, когда иллюстрируют случайными кадрами, когда он говорит что-то. Если про бокс – то обязательно показывают каких-то боксеров. Ну, что это такое? Это не солидно, особенно, когда у тебя такой герой, такого уровня, ты согласна со мной?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Можно продолжить? Я хотела сказать, собственно, я завела эту тему. Вопрос: что и как? – опять же возникает. Что – безукоризненно, имеется в виду Владимир Теодорович, герой и его монологи. И, кстати канал «Культура» и до этого показывал его именно в этом монологическом жанре.

К.ЛАРИНА – Рассказчик замечательный.

И.ПЕТРОВСКАЯ – И это прекрасно, оторваться невозможно. Он потрясающе говорит, о знает много стихов. Ну, вообще, что говорить? Один из выдающихся наших современников. Дальше вопрос как, как это сделано. А сделано это, к сожалению, очень и очень плохо. Действительно, тот, кто делал, продумывал – тут ты права, - как привлечь зрителя.

К.ЛАРИНА – Чтобы зритель не скучал в троллейбусе.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Больше всего меня потрясла эта мизансцена, когда два, очевидно, близких человека, давно знакомых, больше того, они же вместе учились…

К.ЛАРИНА – Довлатов про это еще писал, когда они были молодыми, они, вообще-то сто лат знакомы Волков со Спиваковым.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Вот, когда два близких человека сидят в каком-то то ли в каком-то зале ожидания, то ли в каком-то фойе и бесконечно, если ты помнишь, это план издали, сверху, когда они превращаются в две маленькие фигурки, но мы то знаем, что есть некие законы общения, по которым людям просто крайне некомфортно так общаться. Почему им было не сесть где-то в нормальном, достаточно камерном помещении и поговорить. И вот этот случайный видеоряд, непонятно, где снятый, в каком городе, зачем…

К.ЛАРИНА – Заляпывается просто, называется: заляпать картинкой.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Если не знать, кто такой Соломон Волков, а мы знаем, кто этот человек, он много сделал, книг написал и последнее, что мы видели – этот цикл с Евтушенко, то можно подумать, что какой-то человек, который хочет просто показать, что он близок с Спивакову, потому что он почему-то – вот такая у него манера – он к нему как-то пристраивается и показывает: и я, и я здесь тоже, что тоже совершенно неправильно. И значит, в этом в первую очередь какая-то ошибка, системная ошибка.

К.ЛАРИНА – А, кто том режиссер? Это не Анна Нельсон, которая делала Евтушенко?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Я не знаю.

К.ЛАРИНА – Очень похоже. Мы с тобой, когда мы обсуждали Евтушенко, были те же самые претензии. И по поводу поведения Соломона Волкова…

И.ПЕТРОВСКАЯ – Но там меньше все-таки.

К.ЛАРИНА – И по поводу вот этих случайных картинок, которыми заляпывали без конца текст Евтушенко, заляпывали.

И.ПЕТРОВСКАЯ – По сравнению с этой работой там намного меньше, на 70% меньше подобных ляпов и подобных претензий, но, повторяю, все равно в пространстве нашего ТВ это событие, как событие в пространстве нашей культуры и не только нашей – юбилей Владимира Теодоровича.

К.ЛАРИНА – Это будет к слову – сделать анонс аналогичного цикла, правда, без Соломона Волкова – уж не знаю, хорошо это или плохо – это тоже телеканал «Культура», цикл, который называется: «О друзьях-товарищах, о времени и о себе», начнется 22 сентября и продлится до 25 сентября в течение трех дней в 22-15. 26 числа 80 лет исполняется Олегу Валерьяновичу Басилашвили и он, как вы понимаете, главный герой, главный рассказчик и главный ведущий этого цикла, то есть он вам рассказывает о себе и о своих друзьях. Ну, а он совершенно потрясающий рассказчик – ему, вообще, никто не нужен: никакие ведущие, никакие корреспонденты – он сам все прекрасно вам расскажет, так что я очень рада что это программа выйдет, вот напомню, 22 числа обязательно посмотрите.

И.ПЕТРОВСКАЯ – А вот с начинающейся недели, с понедельника тоже на канале «Культура» к 75-летию Владимир Меньшова тоже в течение, по-моему, четырех дней будет цикл о нем, тоже он будет, видимо, про себя, про свою жизнь, про свои фильмы рассказывать.

К.ЛАРИНА – Очень слышно.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Это я скребу по микрофону?

К.ЛАРИНА – Да-да.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Когтями? И должна сказать, что, конечно, вчера была великолепная Наталья Ивановна Басовская – это, что называется, как всегда.

К.ЛАРИНА – Я не видела. Это в сколько все?

И.ПЕТРОВСКАЯ – Это было все одно практически в одно и то же время.

К.ЛАРИНА – Какая ты молодец, все успела посмотреть.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Я говорю, я не все успела, я буду пересматривать, потому что приходилось урывками, а что, когда там выкладывали уже номер с «Голоса» я потом посмотрела. А Наталья Ивановна очень хороша, тем более, что мы ее, в общем, знаем только в ее этой ипостаси научного популяризаторства, а здесь она говорила о себе, о семье, о муже…

К.ЛАРИНА – Как женщина.

И.ПЕТРОВСКАЯ – Как мать и как женщина. И, право, она ничуть от этого не стала менее масштабной. И, конечно, у Киры Прошутинской есть эта черта, особенность и способность как-то так, с одной стороны, говорить об очень личном и интимном часто, частном, но не переходить эту грань, за которой начинается уже те откровения, которые вызывают чувство неловкости у зрителя. Ну, и плюс, конечно, Наталья Ивановна из тех людей глубоко интеллигентных, которые себе эту черту перейти никогда не сможет позволить.

К.ЛАРИНА – Я это слово могу произнести в эфире, оно не запрещено. Я ему могу произнести, я не комплексую.

И.ПЕТРОВСКАЯ – А какое?

К.ЛАРИНА – Это пишет наш слушатель на сайте до начала программы: «Не правда ли, что путинская пропаганда создает новый тип человека «человек-говно», что не передача, то везде идет срач на все. Видимо, человекам-говно это нравится. Настоящая цель, которую преследуют властные органы, и которую человеки-говно не поймут никогда, это внедрить им в подсознание, что они дерьмо, и дети их дерьмо, и родители». Это, конечно, страшные слова, но я, когда несколько раз попадала на эти передачи, которые вынуждены смотреть Ирина Петровская и Арина Бородина, я вдруг поняла, что, наверное, именно эту цель, о которой говорит наш слушатель, эти люди и преследуют. И меряется все по себе, и превращается ад в норму…

И.ПЕТРОВСКАЯ – В рай.

К.ЛАРИНА – Это, конечно, самое страшное. Я подвожу уже к финальному аккорду…

И.ПЕТРОВСКАЯ – При всем при том, что невозможно просто взять человека и сделать плохим, это выявляет в человеке, проявляет.

К.ЛАРИНА – Прекрасно! Ты помогла мне подвести к нашему музыкальному фрагменту. Сегодня наш саундтрек – это песня Андрея Макаревича, которую он исполнил на нашей площадке "Эха Москвы" ровно неделю назад, в субботу, это было 6-го числа. Послушайте пожалуйста, эту песню, о чем и пишут наши слушатели и о чем мы здесь говорили в этой передаче. Спасибо!

Рождаясь, не выбирают страну

И нам во век не оборвать эту нить

Моя страна ушла на войну,

И я не смог её остановить.

Кому власть да сласть, кому сума да тюрьма,

А я не в силах эту боль превозмочь.

Моя страна сошла с ума,

И я не чем не могу помочь.

И что тут делать, и как тут быть,

Если всё отныне вверх дном ...

Не надо нимбы и крылья растить -

Надо просто не быть говном.

И я уверен только в одном -

Пришла пора выбирать.

Но если решил не быть говном,

И жить легко и умирать,

И жить легко и умирать,

И жить и не умирать.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024