Человек из телевизора - 2014-07-26
Л. ГУЛЬКО – 11.08. Доброе утро. Теперь я в другом качестве.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А я все в том же. Доброе утро.
Л. ГУЛЬКО – Ирина Петровская. «Человек из телевизора». Начнем. Я из отпуска вернулся. Как стишок такой. Ничего я не смотрел, это называется.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Хорошее начало. А я в отпуске не была. Но поскольку запоминаются как известно последние фразы, впечатления, то последнее мое впечатление, это вчерашний, много раз уже показанный, последний концерт Владимира Высоцкого. Вчера была очередная дата со дня ухода Владимира Высоцкого. И обязательно и в день рождения и день смерти какой-нибудь из каналов этот концерт показывает. И здесь еще так случилось, что накануне проводили в последний путь человека, благодаря которому мы имели и имеем возможность это видеть. Это абсолютно легендарная женщина, я имею в виду в истории телевидения, это Ксения Борисовна Маринина. Автор и создатель легендарной повторю «Кинопанорамы» многолетней. Она накануне, к сожалению, правда, уже на очень серьезном рубеже, 93 года, тем не менее, все равно безумно жалко. Вот она ушла из жизни. И она и сохранила для нас эту запись, и она и была инициатором того, чтобы записать. Это, по-моему, единственное, во всяком случае, в нашей стране, в других странах Высоцкого записывали, когда бывал на гастролях. В Болгарии, по-моему, Польше. В нашей стране студийная единственная запись и сделана она была в 80-м году в январе. Я помню, потом Ксения Борисовна рассказывала, что Высоцкий уже очень плохо себя чувствовал, приходилось неоднократно прерывать запись, он был весь в испарине. И оставалось после этого всего лишь полгода жить. А Ксения Борисовна много лет работала в киноредакции, потом, когда Гостелерадио распалось, она стала делать программу на канале «Культура» «Телевидение – любовь моя». Знают ее абсолютно все телевизионщики, думаю, что многие зрители. А те, кто не знали, кто делает «Кинопанораму» наверняка, слышали про нее. Потому что равной ей так и не появилось. Хотя казалось бы такой богатый, многообразный мир кино, но Маринина придумала какую-то идеальную для этого форму. Наверняка, Лева, даже вы, не будучи постоянным и системным телезрителем тоже смотрели в молодости…
Л. ГУЛЬКО – Нет, я постоянный и системный, только разные вещи. «Кинопанораму» смотрел всегда.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это была абсолютная отдушина. И мы знаем, что вел эту программу. Там кстати когда смотрела, я между прочим писала курсовую по «Кинопанораме» в свое время и именно тогда познакомилась с Ксенией Борисовной. В то время по-моему уже вел Эльдар Рязанов. А до этого много кого пробовали, но самый запомнившийся зрителям старшего поколения ведущий это конечно Алексей Каплер. Который по-моему не один год программу вел и наверное во многом ему обязана своей славой эта программа. Потому что он был невероятно талантлив в общении, знал большинство людей, так же как Эльдар Рязанов, кстати. А вообще 53 человека пробовались на ведущих за все это время, там и были Чухрай старший, и Зиновий Ефимович Гердт, и масса других.
Л. ГУЛЬКО – Даль Орлов.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это потом уже. Георгий Капралов и Эльдар Рязанов. В общем, светлая память Ксении Борисовне. Она была уникальным человеком, была абсолютный фанат телевидения того, конечно, телевидения. Она всю свою жизнь, была одиноким человеком и всю свою жизнь посвятила телевидению, положила на телевидение, отдала телевидению. В общем, это последний из могикан, людей, которые создавали наше в то время называвшееся советским центральное телевидение, и довольно долго она продержалась и после того как это советское центральное распалось. Ну уж не говоря о том, что в «Кинопанораме» многие люди известные начинали и в частности одним из редакторов была Ирена Лесневская, которая потом создала свой канал. Такая печальная связь, что и одновременно концерт этот, который был записан памяти, не памяти, в то время, слава богу, Высоцкий был жив, а теперь он уже показывается в память, и одновременно память о Ксении Борисовне, которая нас к сожалению большому покинула. А еще сегодня какие-то программы будут, сегодня будут повторы каких-то концертов Высоцкого. Но это уже стало традицией. Два раза в год мы вспоминаем о нем. Хотя удивительным образом многие его тексты и песни сегодня резко-резко актуализируются. Так же как кстати и песни того же Юлия Кима. И песни Галича. Которые несколько лет назад еще десятилетия казалось, что многие устарели в силу того, что устарели и контексты и реалии. А сейчас вдруг резкая пошла актуализация, что не есть наверное хорошо. Но это возвращает нам, приближает что ли творчество людей, которые для меня, для вас, наверное, были абсолютными кумирами.
Л. ГУЛЬКО – Я могу только сказать, что я видел там в отпуске. Это конечно не наш телевизор, это телевизор иностранный. Там всякие новостные передачи типа CNN, BBC у них первое место занимают события на Ближнем Востоке. Израильско-палестинский конфликт и такой уклончик довольно приличный. Все там больше внимания уделяют Газе. Бедный палестинский народ, дети на первом плане. Европа так реагирует.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я так понимаю, что может быть не вся Европа.
Л. ГУЛЬКО – Практически все европейские новостные каналы с этого начинают.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну а мы начинаем по-прежнему со своего сектора газа условного. Я, честно говоря, в какой-то момент именно на этой неделе, хотя это раньше началось намного, я уже не могу смотреть эти меняющиеся на глазах какие-то версии, которые нам преподносятся чаще всего и в новостях и тех немногих так называемых в кавычках, безусловно, дискуссионных форматах. Не версии, а абсолютная истина. На следующий день эта истина претерпевает определенные изменения. Кто виноват. Что делать – никто не произносит, конечно, а я смотрела кадры потрясающие на тех каналах западных, которые здесь нам доступны и частично эти кадры показывали некоторые наши новостные программы. То, как Голландия скорбит, как прощается со своими погибшими. Когда привозили оттуда гробы с их телами. Это конечно что-то невероятное. Когда понимаешь, что вся страна абсолютно скорбит по этим своим невинно убиенным, можно абсолютно так говорить и невероятной силы эти кадры. Причем там нет никакого особенного пафоса, а есть просто абсолютно пробиваемая экран и передающаяся невероятная скорбь и боль всей нации.
Л. ГУЛЬКО – Да, наверное. Хотя версии, которые выдвигаются, я согласен с Г. И. Мирским, который у нас опубликовал свой блог, на сайте «Эхо Москвы», никто никогда ничего не узнает. Грубо говоря. Потому что я так понял, ни Путин, ни Обама, ни Порошенко никто не мог дать такой приказ. Никто. Поэтому кто это был, если всякие разные появляются версии, США обвинили, наконец, напрямую практически, кто-то еще чего-то, это все мне кажется политические игры.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть игры, может быть нет, но я думаю, речь в первую очередь о некой моральной ответственности. Помимо того…
Л. ГУЛЬКО – Моральной ответственности кого?
И. ПЕТРОВСКАЯ - А вы считаете, что у руководителей нашей страны нет моральной ответственности за то, что там вообще происходит? Нет?
Л. ГУЛЬКО – Наверное, есть.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я говорю сейчас очень аккуратно про моральную исключительно ответственность.
Л. ГУЛЬКО – Я тоже говорю аккуратно. Мне кажется, что эта ответственность есть у всех.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть, она есть у всех.
Л. ГУЛЬКО – В равной мере.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но мы прекрасно помним, и понимаем, хотя конечно далеко не все, что не будь нашей огромной заинтересованности, мягко скажем, может быть и не разгорелся бы этот кошмарный уже даже не конфликт. А уже пожар просто. Который занялся в соседней стране. По-моему, тут особых нет сомнений, что в этот пожар регулярно подливали керосину, подбрасывали дровишек.
Л. ГУЛЬКО – Мне кажется, что заинтересованность есть со всех сторон.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Возможно. В пожаре я не думаю…
Л. ГУЛЬКО – Подливали керосину, я так аккуратно говорю, не только мы. Никого не волнует Украина.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, я думаю, что Украина многих волнует.
Л. ГУЛЬКО – Никого не волнует.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И в первую очередь саму Украину она волнует. А нас должно волновать только в том смысле, что в этом пожаре сгорят не только объекты материальные, но и совершенно не материальные, но куда более может быть важные как взаимоотношения добрососедские, дружба, братство. И уже сгорели. Уже превратились в пепел. И поэтому мне кажется, что в этом смысле ответственность моей страны она колоссальная. Мне кажется.
Л. ГУЛЬКО – Мне тоже так кажется. Только мне кажется, что ответственность равная у всех.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, не равная. Ну что сейчас спорить. Мы говорим о телевидении в первую очередь. А ответственность нашего телевидения в том, что этот пожар продолжается. Конечно, не будем говорить о том, что именно телевидение этот пожар бесконечно разжигает. Но разжигает вокруг, около, внутри это состояние абсолютной враждебности нашего населения, о чем говорят многие социологические опросы. И собственно это уже стало общим местом, что действительно телевидение ведет свою войну, и эта война может быть даже более страшная и эффективная в смысле того, что люди ориентированы так, а не иначе, наши люди, чем военные прямые действия. Когда они закончатся, то я думаю, что телевизионщики еще нескоро успокоятся, и будут продолжать подбрасывать туда в эту топку свои дровишки.
Л. ГУЛЬКО – А как вы считаете, возможен на телевидении в том состоянии, в котором существуют наши отношения российско-украинские какой-то объективный взгляд. Взгляд со стороны в принципе. Чего мне например не хватает. Ни с той, ни с этой, а вообще со стороны.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не понимаю с какой. Кто-нибудь пришел…
Л. ГУЛЬКО – Потому что понятно, что определенные каналы, передачи ориентированы на одну из сторон.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Наши, если иметь в виду, российские каналы, безусловно, ориентированы, даже не на одну из сторон, они ориентированы на то, чтобы создать в головах у своих людей и своих зрителей совершенно клишированную определенную картинку. Чтобы не возникало никаких сомнений, что так, а не иначе. Мы прекрасно понимаем, что сегодня нет никаких альтернативных точек зрения и как сказал замминистра Волин в знаменитом эфире на канале «Дождь», что альтернативная сегодня точка зрения на каналах означает непатриотичная. А раз она непатриотичная, то она не будет воспринята нашим населением и следовательно каналы потеряют в рейтинге и деньгах. Вот такая взаимосвязь. У нас сегодня все дискуссии строятся по принципу одна и та же точка зрения и отличаются высказывания разных фигурантов только тем, что кто-то более радикален в высказываниях, кто-то менее, кто-то более экспрессивен, кто-то более спокоен. А в принципе нет никаких, вы говорите отстраненный взгляд, да пусть бы не отстраненный. Но хотя бы разный. Хотя бы представители каких-то разных сил и направлений участвовали. Что пытается кстати делать канал «Дождь» единственный. Не хочу никого рекламировать, но они устраивают в последнее время, на прошлой неделе была дискуссия с участием журналистов, которые работают непосредственно на Украине и могут рассказать то, что видели своими глазами. На этой неделе была дискуссия по поводу Боинга с участием людей, которые обычно участвуют на федеральных каналах в официальных дискуссиях. В том числе этот полковник Баранец из «Комсомолки» и выяснилось, когда их пытаются уже задействовать в реальной дискуссии, что они не могут, они привыкли уже действовать в этих пропагандистских заданных рамках. И в этом наша огромная проблема, причем это неслучайно так сделано. На эти дискуссии так называемые специально зовут людей, которые выскажутся так, а не иначе. Если кто-то осмелится высказаться иначе, он больше не попадет в этот эфир. Как было в свое время буквально несколько месяцев назад, когда было присоединение Крыма, мягко говоря, когда Михаил Веллер пытался что-то сказать, больше нет. Какой был популярный Михаил Веллер в качестве участников этих общественно-политических программ. Давно не вижу я Веллера. И даже вполне себе умеренный Леонид Гозман, которого периодически звали как представителя некой иной позиции, тоже давно уже не участвует в этих программах. Поэтому услышать что-либо, отличное от официальной точки зрения мы совершенно не можем. Для этого необходимо долго-долго искать в Интернете разные ссылки, разные кадры, смотреть программы того же украинского телевидения, если есть такая возможность. И тогда из всего этого можно какую-то приближенную, конечно не к истине, но к той самой, как вы говорите объективной картине составить себе свою собственную картину. И то я например, все равно не могу сказать, что я что-то понимаю. Я скорее могу сказать, что я знаю, что все равно ничего не знаю.
Л. ГУЛЬКО – Ну да. Правда, нам тут из Днепропетровской области прислали некое сообщение: удивляюсь с вас, россиян, всему миру доказательств того, что самолет сбили ополченцы, хватает, а вы мычите - типа никто никогда не узнает. Это про меня видимо. Это другая точка зрения.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я так понимаю, что вы пытались сказать, что никто никогда не узнает, например, кто отдал приказ. А кто стрелял, я думаю, что…
Л. ГУЛЬКО – Сложно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я думаю, что это будет известно и действительно скорее сегодня превалирует в разных источниках именно эта версия, которую нам озвучивает человек из Днепропетровска. А как на самом деле. Ну послушайте, откуда мы-то можем знать, сидя здесь, откуда мы можем знать. Мы ищем мучительно какие-то источники, мнения, точки зрения, в том числе специалистов, военных специалистов, которые могут не на умозрительном уровне, а на фактах доказать ту или иную версию. А мы вынуждены идти за какой-то из них, которая нам покажется более-менее убедительной.
Л. ГУЛЬКО – Из Санкт-Петербурга Серж: спросите у ведущей, а у украинских телевизионщиков есть альтернативная точка зрения?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот представляете себе, есть. Не далее как сейчас перед выходом в эфир мы разговаривали с нашим зам. главного редактора Сергеем Бунтманом, который был в Киеве и посмотрел множество каналов. И в том числе программу Савика Шустера. И он рассказывал, что там представлены самые разнообразные политические силы в этих дискуссиях, те, которые в одной не представлены, на одном канале, появляются на другой. То есть картина куда более многообразная. Хотя, безусловно, и в этом тоже не может быть особенных сомнений, что в условиях информационной войны наверное и там случаются такие же и пропагандистские штучки и всякие перегибы. Но просто в силу того, что там пространство более многообразное, разные владельцы, разные ведущие, разные силы за ними стоят, то соответственно картина куда шире. Я так думаю.
Л. ГУЛЬКО – Давайте мы отвлечемся немножко от политики.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Как интересно, я каждую неделю, поскольку не только сюда прихожу, но еще и пишу текст для «Новой газеты», я каждый раз даю себе слово, что все, я отвлекусь от политики. А потом выясняется, что как бы ни отвлекался, в любом случае ты вляпываешься в политику. Вот характерный пример, началась в Юрмале «Новая волна», международный конкурс молодых исполнителей. Казалось бы, можно говорить только об уровне исполнителей. О том, как сделано. Нет, не тут-то было. Вмешивается та же политика. Потому что ровно накануне открытия конкурса министр иностранных дел Латвии объявил о том, что трое из участников, одних из самых именитых - Кобзон, Валерия и Газманов становятся персонами нон-грата. И им закрыт въезд в Юрмалу и Латвию. Как апологетам империализма и агрессии.
Л. ГУЛЬКО – Это бред мне кажется. Немножко, чуть-чуть.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Здесь надо разделить правомерно ли такое решение по отношению к певцам и артистам, а с другой стороны как на это отреагировали здесь и как их коллеги. Поскольку у нас сейчас начинаются новости, то после этого мы продолжим.
НОВОСТИ
Л. ГУЛЬКО – 11.35. Продолжаем. Мы про «Новую волну» и про этих, которых не пустили.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, тут было два показательных для меня эфира. Один «Прямой эфир» назывался на канале «Россия», а второй «Козырев онлайн» на канале «Дождь». На канале «Россия» происходило довольно смешное действо. Потому что с одной стороны у меня было ощущение, что ведущий Корчевников и те, кто программу делали, хотят подсластить эту пилюлю.
Л. ГУЛЬКО – А это такое ток-шоу.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, я думаю наши зрители, Лева, в отличие от вас прекрасно этот формат знают.
Л. ГУЛЬКО – Ненавидят, но смотрят.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это такой аналог «Пусть говорят». Только немножко, я бы сказала для бедных. И восторг, который демонстрировал Корчевников, принимая у себя живьем что называется в студии Кобзона и Газманова и по телемосту Пригожина с Валерией, в общем, он как-то не был сопоставим или был несопоставим с теми санкциями, которые применили. То есть было ощущение, что программа просто празднует объявление этих людей персонами нон-грата в Латвии. Более того, Корчевников периодически так и выкрикивал, он вообще всегда заходится в некотором раже, он выкрикивал: не было бы счастья, да несчастье помогло. И зато у нас теперь в студии появилась возможность увидеть таких замечательных людей. Сами фигуранты этой истории были менее оптимистично настроены. Нерадостны были лица простых россиян. И да, разумеется, присутствующие в студии эксперты бесконечно поливали Латвию, так называемую ее хваленую демократичность, что вопреки действующим либеральным европейским стандартам она поступает как держиморда и фактически запрещает артистам высказывать свою точку зрения. Не буду говорить, что за этим решением кто-то усмотрел руку вашингтонского обкома. Кто-то еще чего-то. И был такой обычный шабаш, как обычно происходит во время скандальных историй, а тем более связанных косвенно с Украиной, хотя не вполне даже косвенно. И никто, разумеется, не стал искать соринку в собственном глазу или бревно и не упомянул о том, что собственно, ровно также поступаем и мы, и наша сторона. И тот же И. Д. Кобзон как отреагировал на то, что сюда не пустили и отменили концерт «Океана Эльзы» и Славу Вакарчука. Что он сказал? Он сказал, что нечего было выступать на майдане и надо быть разборчивыми. И совершенно таким образом оправдал это. Поэтому это такой симметричный как называется ответ. Разумеется, и это уже сделал Михаил Козырев в своей программе на «Дожде», когда он обсуждал действительно правомерность этих решений и законность санкций по отношению к нашим артистам. И совершенно справедливо сказал, что, что касается закона, они ничего не нарушили, ни нашего, ни чужого и речь идет о моральной оценке того, что они делали и говорили. Эти артисты. И верноподданническая позиция по отношению к власти не является противозаконной. Хотя возможно она с точки зрения моральной вполне себе малосимпатична. И вообще может быть и не дело артистов вмешиваться, даже не вмешиваться, а участвовать в таких коллективных акциях, а мы знаем, что они подписывали то самое известное печально письмо деятелей культуры в поддержку присоединения, аннексии Крыма. И этот эфир был куда более внятный, потому что Михаил Козырев использовал и привлек к обсуждению разных людей, в том числе из Юрмалы говорил Валерий Меладзе очень убедительно. Что касается «Прямого эфира» тут бедный Корчевников оказался в очень сложной ситуации. С одной стороны ему надо было поддержать наших, подвергшихся санкциям кумиров публики. И осудить, безусловно, псевдодемократичную Латвию, а с другой стороны ему надо было проанонсировать этот фестиваль, который естественно, показывает, видимо, по своим договоренностям сам канал «Россия», на котором выходит и это току-шоу. И поэтому в какой-то части это напоминало все-таки за упокой, а в какой-то за здравие. И эти части причудливо переплелись. И когда Иосиф Кобзон вдруг, отвлекшись от темы Латвии, зловредных либеральных демократов, вдруг покатил бочку, извините за выражение на сам канал «Россия», который продолжает транслировать фестиваль, хотя видимо, ему кажется, что раз такое случилось, то надо было в знак солидарности отменить трансляции, а всем артистам в знак солидарности вообще туда не поехать. Когда Борис Корчевников предложил связаться с самой Юрмалой, то очевидно там на этом телемосте ни корреспондент, ни участники не слышали предыдущей части и продемонстрировали полное удовольствие и радость о того, что они участвуют там, рассказали, как прекрасна там погода, голубое небо, у всех прекрасное настроение. Всех ждут сюрпризы. И все это вместе такой дало невообразимый коктейль. Борис Корчевников там уже в конце и сплясал даже.
Л. ГУЛЬКО – В «Прямом»?
И. ПЕТРОВСКАЯ - И вышел Газманов, тот сюрприз, что он приготовил для «Новой волны» преподнес зрителям «Прямого эфира». Там песня была, я запомнила только одну строчку: «бьется сердце в режиме форсаж». Вот в этот режим быстро вошел Борис Корчевников, начал приплясывать и анонсировать прекрасный фестиваль всенародно любимый. Ну проанонсировал, дальше я стала каждый вечер его примерно по полчаса или просто подсматривать краем глаза. Особенно в контексте того, что там говорилось в «Прямом эфире». В частности у нас такой штатный участник всех программ депутат Железняк, который говорил, что это плевок в сторону нашей великой культуры, что Латвия не ценит нашу великую культуру. Вот я смотрю с нашей точки зрения. У меня волосы дыбом встают, какую великую культуру на этом фестивале демонстрируют каждый вечер.
Л. ГУЛЬКО – Я вчера просто видел, там же ведет по-моему Галкин.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Там есть несколько ведущих, в том числе и Галкин.
Л. ГУЛЬКО – И вчера пела Лайма Вайкуле.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Не только. Там каждый вечер есть некий концерт. Тематический. Вчера был творческий вечер, так было написано в программе, Аллы Пугачевой. То есть вначале звезды и не звезды перепевали хиты Аллы Пугачевой. А в конце вышла Алла Пугачева, и сама спела несколько песен. А ведущим был Галкин. А за два до этого тоже был ведущий Галкин, Стас Костюшкин, Анна Семенович ведущая, Сергей Лазарев. Там в общем целая команда ведущих. Но меня потряс сам Максим Галкин, не вчера, а два дня назад, потому что уровень пошлости его конферанса зашкаливал просто. И что для меня крайне печально, потому что действительно Максим Галкин человек был некоторое время назад мало того, что перспективный как ведущий, но обладал определенным вкусом. Очевидно, участие в какой-то такой тусовке, поп-тусовке, и соответственно в проектах телевизионных тоже с этим связанных, оно, наверное, притупляет что ли чувство меры, куда-то испаряется вкус.
Л. ГУЛЬКО – А может, выявляет настоящее.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Не знаю. Я думаю, что влияние той среды, в которую человек попадает тоже довольно сильное. И поэтому я диву давалась, я уже не говорю о многих исполнителях, на которых я тоже диву давалась. Также я не говорю о том, что не могу сказать, что все, но довольно большая часть людей поет очевидно под фанеру. Это совсем бесстыдно и отвратительно, поскольку это вроде бы живые концерты. Туда приходят люди в концертный зал «Дзинтари», которые покупают билеты, наверное, довольно большие деньги платят для того, чтобы слушать, как им исполняют это под фанеру.
Л. ГУЛЬКО – Ира, напомните это вообще конкурс?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это фестиваль-конкурс. Приезжают молодые исполнители.
Л. ГУЛЬКО – Открытия такие.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Во-первых, все звезды участвуют в этих концертах. А потом вторая часть это молодые исполнители из разных стран, которых оценивают те самые звезды, которые…
Л. ГУЛЬКО – Раньше пели.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Не все конечно, в том числе Валерия кстати была членом жюри. Но вот сейчас жюри обходится без нее. И дальше выявляются победители. Как в любом конкурсе.
Л. ГУЛЬКО – Судя по тому, что вы рассказываете, функция «Новой волны» несколько сошла на нет.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, собственно это называется конкурс международный. А также для привлечения зрителей, внимания всех телевизионщиков, разумеется, туда приглашаются все наши звезды. Удивительным образом эти звезды, честно сказать, и репертуар, и многое другое иногда просто кажется, что они где-то заморожены и проходит много лет, они выходят все с тем же абсолютно репертуаром, все те же люди. Но иногда это даже лучше. Потому что иногда выходят совсем никому неизвестные немолодые исполнители. А в числе выступающих вдруг объявляют, причем у ведущих другого эпитета по отношению к любому выступающему, кроме как - легендарный, выдающийся, всемирно известный, великий практически нет. И вот объявляют какого-то, не могу даже вспомнить, как зовут, и ты понимаешь, что не только не легендарный, не только не выдающийся, но просто вообще малоизвестный. Или вообще неизвестный какой-нибудь персонаж вдруг выходит на сцену, но представляется как деятель великой русской культуры. В общем, что-то такое в этом есть, мало того, что мхом поросшее, и плюс еще очень забавно это все соотнести с призывами проявить солидарность. Никто из деятелей этой культуры попсовой никакой солидарности со своими отверженными товарищами как-то проявлять не торопится. Все счастливые, довольные. Загорают, погода хорошая.
Л. ГУЛЬКО – Ну не повезло.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но нерадостны лица простых британцев.
Л. ГУЛЬКО – Ничего страшного я думаю.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Страшного, не страшного, но наверное это какой-то звоночек, который говорит о том, что надо, как сказал кстати Валерий Меладзе у Миши Козырева в эфире, надо очень взвешивать то, что ты говоришь публично и в том числе быть более аккуратным. Хотя он имел в виду не только эту позицию, которую выражают те или иные деятели культуры провластную, а любую. И достаточно справедливо он сказал, что в общем, откровенны довольно скоро, а может быть, уже произошло можно быть только на кухне, в кругу самых близких людей.
Л. ГУЛЬКО – То есть…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Откровенно высказывать те или иные свои взгляды.
Л. ГУЛЬКО – У Кобзона, и Валерии и Газманова действительно такие взгляды. Так что же на кухне теперь.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Вероятно. Но дело в том, что тот период, который был абсолютно эйфорический в связи с Крымом, многие высказывались действительно не всегда даже политкорректно. А это необходимое условие мне кажется. Все-таки политкорректность. И опять же, делайте что хотите, но когда та же прекрасная Валерия с Иосифом Пригожиным выходит в эфир и в том числе на «Дожде» было в программе у Антона Желнова. Был телемост, где Валерия из своего дома собственного на Женевском озере выходила в эфир, то некоторые вопросы возникают.
Л. ГУЛЬКО – Либо трусы наденьте, либо крест снимите.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Примерно так. И если уж по-моему, он даже задал им вопрос, а почему Женевское озеро, а не Крым, куда вы так призывали.
Л. ГУЛЬКО – Они давно купили.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но она не очень, по-моему, поняла вопрос. Сказала, что им очень удобно там и более того оттуда они поедут путешествовать по другим странам. Забронируют отели и так далее. Какая-то целостность, цельность даже своих позиций и взглядов она тоже должна быть. Иначе получается, что это все по разным стандартам.
Л. ГУЛЬКО – Кстати, о сале русском я прочел информацию чуть ли ни на нашем сайте, нет, не на нашем, Россия перестала свинину импортировать на Украину. Так что сало может быть и русское.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну да. Но на Украине тоже по-моему, молоко запретили сюда ввозить.
Л. ГУЛЬКО – Я в смысле о сале.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это меньшее из зол, я например, вообще не ем ничего жирного и особенно…
Л. ГУЛЬКО – В жару такую.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Необязательно ни в жару и ни в холод. Хотя когда я бывала год назад в том же Киеве, и в Одессе, очень вкусно именно там. Кусочек черного хлеба, такая греночка.
Л. ГУЛЬКО – А вот если сало провернуть, и добавить чесночку немножко и перчика получается масса такая. Ее намазывают на хлеб.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Там по-другому. Тончайший кусочек сала, просто лепесток такой. Чуть-чуть подмороженный.
Л. ГУЛЬКО – С прожилками мяса.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Без. Может быть и с прожилками.
Л. ГУЛЬКО – Но с корочкой точно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А сверху немножко чесночка, что-то невероятное.
Л. ГУЛЬКО – Это правда вкусно. Не здорово, правда, но вкусно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А есть люди, которые без этого жизни не представляют. Я знаю прекрасно в Москве людей, которые дорожат и вообще продукты как мне кажется, не виноваты. Есть только одна причина, почему можно запрещать. Это если, например, они недоброкачественные. И несут угрозу здоровью. А так ни сало, ни свинина ни в чем не провинились.
Л. ГУЛЬКО – Кстати, поскольку у нас пошли разговоры про Макдоналдс, я еще раз посмотрел Евроньюс, оказывается не только у нас, в Гонконге какая-то жуткая история с Макдоналдсом творится. И в самих США. В общем, какая-то общемировая тенденция. Позакрывали там все, недоброкачественное нашли. Мы как-то последние оказались.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Макдоналдс никогда не считался эталоном полезности. Но вкусно временами…
Л. ГУЛЬКО – Это правда.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы вообще перешли неожиданно к пищевой теме.
Л. ГУЛЬКО – Я не завтракал, например, еще.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я никогда вообще не завтракаю.
Л. ГУЛЬКО – Из принципа.
И. ПЕТРОВСКАЯ - В общем, вся история конечно показательна. И тот же Миша Козырев действительно справедливо сказал, он осудил лично от себя решение этого министра иностранных дел и поддержавших его других членов правительства лишить Кобзона и компанию возможности въезда, но с другой стороны назвал это такой аллергической реакцией на происходящее у нас во всех сферах. И в том числе в культурной так называемой в данном случае, но, тем не менее, в художественной сфере, когда все разделены и в том числе артистов тоже делят по каким-то политическим пристрастиям, взглядам. Ну и кстати там выступал украинец Иван Дорн, который вышел в майке с гербом Украины и пел песню на украинском языке. И что немедленно предложил наше все духовный маяк Милонов, депутат питерского заксобрания. Не пускать сюда Ивана Дорна, запретить здесь его концерты. Это притом, что тот выступал в другой стране. То есть маразм как-то очевидно во всех секторах, направлениях просто невероятно крепчает. Чем дальше, тем больше и больше. И в связи с этим я конечно вспоминаю вчерашний концерт Владимира Высоцкого. И в том числе знаменитую песню, которую он там исполнял. Которая обретает все большую актуальность, потому что там есть такие слова: все почти с ума свихнулись, даже кто безумен был. Вот реально все почти с ума свихнулись, даже кто безумен был, и тогда главврач Маргулис телевизор запретил. Если бы была моя воля и я была бы этим главврачом я бы, пожалуй, на некоторое время просто запретила телевизор, и тогда не исключено, что какая-то часть людей немножко привела мозги в некоторый порядок, не порядок, но точно люди стали бы здоровее. Даже если бы они посещали Макдоналдс и ели бы запрещенное или попадающее под ближайшие запреты сало украинское.
Л. ГУЛЬКО – С другой стороны есть такой телеканал «Пятница», где идет передача «Орел и решка», это передача украинского телевидения. Совершенно спокойно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Так у нас и сериалы огромное количество либо сняты там, либо вообще ими сняты украинцами.
Л. ГУЛЬКО – Ну ладно. Мы на этом заканчиваем нашу передачу.
ПЕСНЯ