Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2014-06-21

21.06.2014
Человек из телевизора - 2014-06-21 Скачать

К. ЛАРИНА – Перед тем как начать программу про телевидение, хочу сделать одно объявление по просьбе нашего друга Александра Журбина, замечательного композитора. Сегодня в субботу в 18 часов 30 минут в Новой Опере в большом зале театра, который находится в Саду Эрмитаж, состоится премьера музыкального представления «Поэт. Марина». Это музыка Александра Журбина, вокальные циклы Александра Журбина, «Марина и поэт» на стихи Марины Цветаевой. Самое главное - почему объявляю. Вход свободный. Имейте в виду, дорогие друзья. Вы сегодня можете попасть на прекрасную премьеру с участием самого автора, композитора Александра Журбина в 18.30 начало в Театре Новая Опера в большом зале Саду Эрмитаж. Приходите. А теперь «Человек из телевизора». Ксения Ларина, Ирина Петровская.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Доброе утро. Можно я тоже про концерт. Он будет показан, вчера был концерт, посвященный 80-летию замечательного барда, журналиста, артиста Юрия Иосифовича Визбора. Было огромное количество людей, его почитателей, поклонников, фанатов я бы даже сказала в Театре Эстрады. Концерт готовила его дочь Татьяна Визбор, было много очень хороших известных бардов и Юлий Ким, и Сергей Никитин. Могу кого-то забыть, естественно. Пели внуки Юрия Иосифовича. Варя со своим ансамблем. Юра, атмосфера была замечательная и что просила передать Татьяна Визбор, что те, кто не попали на концерт…

К. ЛАРИНА – Я не попала. Хочу посмотреть.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но ты не попала по другой причине. Ты могла попасть, но у тебя было другое мероприятие. А многие просто не смогли достать билеты и действительно у входа стояли люди и просили лишнего билетика, увы, действительно был лом. И Татьяна Визбор сообщает, что этот концерт будет показан 29 июня на Общественном телевидении России. Они вчера его полностью записали. Ну и на этой неделе еще были несколько программ и следует отметить, что человек конечно был совершенно уникальный.

К. ЛАРИНА – А это вчера-вчера прям был день рождения?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вчера-вчера день рождения. Человек был совершенно уникальный. Вот сколько лет прошло, его поют, помнят, любят, причем уже и молодые люди.

К. ЛАРИНА – А вчера выступала какая-нибудь молодежь?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно. Были помимо внуков и молодежи, которая в их группах участвует…

К. ЛАРИНА – Наследники.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В прямом смысле наследники и в переносном смысле и были молодые артисты, тоже очень хорошо пели, по-своему уже. Немного переосмысливая с другими аранжировками. В общем, пожалуйста, друзья, придите на Общественное телевидение России 29-го числа и посмотрите этот концерт те, кто жалеют, что не смогли присутствовать вчера в Театре Эстрады. И естественно, с днем рождения. Хотя конечно это большая печаль, в этом году будет 30 лет в сентябре, как Юрий Иосифович ушел из жизни.

К. ЛАРИНА – Вообще, когда мы говорили в прошлый раз, анонсируя концерт с Мариной Королевой и Олей Северской, что 80 лет, послушай, 80 лет нашим современникам. Владимиру Познеру 80 лет. Это все люди сегодняшнего дня.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Евгению Григорьевичу Ясину.

К. ЛАРИНА – Жванецкому по-моему тоже. А тут Визбор ощущение, что это плюсквамперфект. То есть какой-то человек из позапрошлой эпохи. А на самом деле это ужасно, что так рано человек ушел из жизни.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Действительно его просто очень давно нет. А тому, как он продолжает оставаться…

К. ЛАРИНА – Это понятно, вот Высоцкий сколько ему, 80 или меньше.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, 76.

К. ЛАРИНА – Смешно, что за возраст по сегодняшним меркам.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Высоцкий вообще в 42 ушел. Но и 50 абсолютно ужасная история. Но вот еще любопытная вещь. Мы вчера с несколькими знакомыми обменялись впечатлением, особенно когда Юлий Ким спел свою песню, посвященную пушкинскому лицею «19 октября» известную песню, вообще братству и своему собственному педагогическому МГПИ институту. Мы поняли, как актуализируется творчество лучших представителей этого жанра, авторской песни. Галича. Того же Кима. Песни, которые были чрезвычайно острыми, даже запретными при советской власти. Их преследовали и Галича и того же Высоцкого и Юлия Кима. Потом наступил период, когда вдруг показалось, что это все прошлое, что устарело, устарели понятия, сам посыл и вдруг на наших глазах спираль такая. Мы прошли какой-то период и вернулись в исходную точку.

К. ЛАРИНА – Ты говоришь именно о таких остро социальных песнях. Политических.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Необязательно.

К. ЛАРИНА – Эта вся романтика костровая мне кажется точно уже параллельный мир.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Костровая кто любит по-прежнему «как здорово, что здесь мы все сегодня собрались». Нет, я имею в виду…

К. ЛАРИНА – А ты имеешь в виду вещи философские, серьезные.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Даже необязательно философские. Такие сатирические песни, за которые в свое время пострадал Юрий Визбор. Самая его знаменитая. Многие долгое время думали, что это вообще народная и так далее. «Зато мы делаем ракеты». И вчера, когда ее молодой артист исполнял, гротесково, кстати, довольно симпатично, я вдруг себя поймала на том, что вот мы «зато Крым наш», «зато мы делаем ракеты». И перекрыли Енисей.

К. ЛАРИНА – Это правда. А песню, которую мы любим ставить пародию на плохой детектив шпионский, про Высоцкого я имею в виду.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Слова какие, напомни.

К. ЛАРИНА – Майор разведки, прекрасный семьянин. Не хотите ли черешни.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Просто теперь любопытно, поскольку авторская песня не стоит на месте, и туда приходят молодые люди, бесконечно устраиваются какие-то фестивали, конкурсы, концерты. Любопытно появится ли в этой среде, а может быть уже появились, молодые люди, которые будут петь не только о лыжах у печки, условно, лыжи прекрасно, а актуализируют этот жанр.

К. ЛАРИНА – У нас сегодня это есть. В рок-музыке.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И рок-музыка одно время казалось…

К. ЛАРИНА – Актуализация существует в рок-музыке, в молодежной среде, где поют рэп. Мы знаем такие примеры. Noize MC по-моему его зовут. Вася Обломов, это все хип-хоп современный. Но это абсолютно актуализированные вещи. Но и рок-музыка и тот же Андрей Макаревич, тот же Алексей Кортнев.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хотя был какой-то период, когда и рок-музыка встроилась в некий официальный тренд, а сейчас происходит вот такое вот…

К. ЛАРИНА – Что касается гитарной культуры, мне пока ничего не видится здесь. Поется все старое. Ты сама это видишь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, люди пишут новое.

К. ЛАРИНА – Я этого не вижу.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы этого не видим, потому что это…

К. ЛАРИНА – Если бы оно было, оно бы прозвучало. У нас есть возможности для этого. Если событие или имя, которое появляется как в авторской музыке, которые поют про сегодня и про сейчас, мы его не можем пропустить. Оно бы появилось.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Поэтому мне очень интересно, появится оно, может быть уже где-то…

К. ЛАРИНА – Вчера к слову недалеко ушла от этой тематики. Потому что я ходила вчера на премьеру фильма Михаила Сегала в рамках Международного московского кинофестиваля «Кино про Алексеева» с Александром Збруевым в главной роли. Это про ту самую бардовскую культуру 60-х годов. Там жестокий фильм, я не хочу сейчас занимать время его пересказывать. Может быть отдельно мы поговорим. Но там взгляд достаточно жесткий на это пространство.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Взгляд, конечно очень варварский…

К. ЛАРИНА – И на этих людей, которые когда-то представляли собой такой героический пласт таких борцов, по сути, с режимом в художественном смысле этого слова. Они на площадь не выходили, но с гитарой у костра свое сказали.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Возвращаясь к Ю. И Визбору, по сути таких даже «зато мы делаем ракеты», да, конечно понятно, что это издевка и сатира. За это кстати он пострадал. У него набор книжки после этого рассыпали. Но в целом он же не был таким политизированным как Галич, например, остро политизированным…

К. ЛАРИНА – А как это возможно в то время. Ты работаешь в официальной культуре, либо тебя нет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я о другом. Все равно там на уровне…

К. ЛАРИНА – Иронии.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Метафор, иронии, аллюзий, всегда присутствовал этот такой некий альтернативный условно взгляд. И почему они не вписывались все эти люди, таланты в эту официальную культуру, потому что она была как минимум искренняя, а максимум еще и остро актуальной.

К. ЛАРИНА – Ну что, мы переходим к телевизору.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А это тоже телевизор, потому что, во-первых, этот концерт будет. Во-вторых, позавчера, по-моему, был концерт на НТВ в глубокой ночи, посвященный Визбору. И где-то еще было, сюжеты, все-таки Юрий Иосифович и телевидению не чуждый человек. Он же много лет проработал в творческом объединении «Экран». Снимал документальные кино и в частности «Мурманск», забыла, как назывался, я помню, что мы были на премьере этого кино. То есть он был помимо всего прочего сценарист, плюс был радийный человек, он с этого начинал и многие до сих пор помнят журнал «Кругозор» и его песни репортажи, которые на гибких пластиночках выходили и многие охотились за ними именно потому, что там были визборовские песни. Так что это человек абсолютно наш коллега, журналист, радио, телевизионный. Только лишь это говорит о многогранности его талантов. Я не говорю о том, что все его знают еще и по ролям в кино. Тот же «Июльский дождь» потрясающий. А уж Борман просто звездная роль.

К. ЛАРИНА – «Ты и я» еще очень люблю фильм.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну конечно. Тоже кстати прошел каким-то там 25-м экраном. Потому что фильм Ларисы Шепитько тоже не встроился в официальную кинолинию. Что мы собственно опять же сегодня наблюдаем. Все возвращается на круги своя.

К. ЛАРИНА – Хотела начать с одного, но посмотрела вопросы, которые пришли. Я пропустила передачу, может быть, ты видела. Вчера в эфир канала ОТР вышла передача «Прав? Да!», тема – пятая колонна. Впечатления сложные. «С одной стороны приятно было смотреть на ведущего, пытавшегося вести дискуссию довольно интеллигентно, с другой стороны крайне неприятно было смотреть на дискутирующих, срывавшихся на крик и оскорбления, пытавшихся перекричать друг друга людей. Вместо того чтобы говорить по заявленной теме, каждая сторона пыталась очернить друг друга. Более всего это удалось стороне оппозиции, ведь с другой стороны я не услышал ничего, кроме голословных обвинений в поддержке США. А самое главное, непонятно, зачем и почему в студию позвали именно этих людей». Это достаточно все мутные объяснения, но мне интересно, если кто-нибудь видел эту передачу, сообщите нам, пожалуйста, на sms +7-985-970-45-45. Во-первых, интересно, кто принимал в ней участие и тезисно опишите, что это такое было. Впервые такую тему взяли или было?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Пятую колонну обсуждают бесконечно на других каналах.

К. ЛАРИНА – Я имею в виду в этой передаче.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я по уважительной причине не видела. Потому что я в это время была на том самом концерте.

К. ЛАРИНА – На сайте наверняка есть.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно. Она обязательно вывешивается, причем очень оперативно. Посмотрим обязательно.

К. ЛАРИНА – «Добрый день, Ирина. Для чего в России существует телевидение? Понятно, конечно, что в последнее время для сплошной антиукраинской пропаганды, даже канал Культура и тот не отстает. В связи с глубоким отвращением к пропаганде уже несколько месяцев вообще не включаю…». Для чего российское телевидение. Отвечайте.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот для того чтобы формировать в тех людях, у которых нет критического отношения и возможности что-то увидеть дополнительное и выяснить что-то по другим источникам, а для того чтобы формировать очень четкие, очень определенные, очень прямолинейные клише, представление о происходящем. И очень успешно это делается. Я на этой неделе в фейсбуке прочитала не одно свидетельство того, как чьи-то бабушки, мамы, насмотревшись исключительно телевизора, буквально просто сходят с ума и начинают призывать убивать, ехать на войну. Значит это вполне себе эффективная вещь. Вот для этого и существует, чтобы люди не задумывались, им вкладывается в рот, голову и куда угодно уже готовая к употреблению писча, другой вопрос, какие разрушающие действия эта писча производит в организмах, головах, мозгах людей. Ну что тут сказать, мы говорим на эту тему все последнее время.

К. ЛАРИНА – Если вспомнить, о чем мы с тобой спорили до этих событий год назад или даже меньше, полгода, я была убеждена абсолютно, что сегодня пропаганда на телевидении, в СМИ абсолютно бессмысленная вещь. Что она неэффективна, она не имеет никакого смысла, учитывая, что границы открыты, информационные границы. Говорила я, нельзя пользоваться теми же методами, что и в доинтернетовскую эпоху. Оказалось-то все просто. Все по-прежнему просто. И для меня тоже загадка, я не понимаю, почему. Почему народ так на это ведется. Почему оказалось, что в эпоху Интернета, высоких технологий все равно работа вилами и топорами оказалась настолько эффективной. Почему?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Думаю, что отчасти потому что люди истосковались по какому-то простому и ясному с точки зрения пропагандистов взгляду на то, что происходит. Мало людей это понятно, и это всегда так было, способных критически осмысливать…

К. ЛАРИНА – Почему, 20 лет все-таки прошло с тех пор, когда у нас кончилась официальная пропаганда и цензура.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я думаю, что это не только российский феномен. Это вообще феномен. Другое дело, что в странах так называемых приличных цивилизованных просто до этого не доходит. Хотя нас пытаются сегодня убедить, что ни в одной стране, которая нас типа учит жить, нет ни свободы слова, ни плюрализма мнений, ни альтернативных источников, ни дискуссионных, это все вранье, безусловно. Наверное, там тоже есть приемы, с помощью которых пытаются свою аудиторию обратить в какую-то веру. Но конечно это не делается так грубо, так однозначно, прямолинейно, так массированно. И все равно я думаю, что это свойство в целом, наверное, на эту тему должны конечно говорить специалисты в первую очередь, психологи и социологи. Но это свойство психики такого среднестатистического массового потребителя информации, зрителя, обывателя. Когда проще, удобнее все-таки получить уже в упаковке нечто готовое и съесть быстренько, не особенно утруждая себя жеванием этого, а хорошо просто, когда само проходит. Нежели пытаться все-таки хотя бы подумать на эту тему.

К. ЛАРИНА – И потом все-таки для того чтобы, сейчас я думаю одновременно, слушаю тебя, что для того чтобы войти в Интернет нужно иметь желание какую-то информацию получить. Телевизор он работает как торшер у тебя в доме, и хочешь ты знать, не хочешь, это в тебя впихивается и все, помимо твоей воли.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не исключено, что это еще на подсознательном уровне действует.

К. ЛАРИНА – Если ты хочешь, если есть желание узнать правду, хорошо, не правду, а подробности, ты заходишь туда и ищешь. Подавляющее большинство людей к этому не имеет никакого интереса. Это помимо их воли действительно, то, что формируется, то и вкладывается в эту голову. Ну что делать. Ужас. Я открыла статью в «Новой газете», после новостей некоторые цифры приведу, которые вчера были опубликованы. Новости, потом продолжим.

НОВОСТИ К. ЛАРИНА – Мы обсуждаем цензуру в Интернете, дело в том, что я как и Ира Петровская, мы тоже наши френд-ленты каким-то образом корректируем. И чистим и окружаем себя теми людьми, с которыми нам приятно беседовать и разговаривать. Поэтому если кто-то недоволен чем-то, то это ваши проблемы. Обращаюсь я к тем людям, которые недовольны тем, что их исключили из пользователей странички «Человек из телевизора». За которую мы с Ириной Петровской как модераторы несем ответственность. Если вы нас подставляете, если вы хотите, чтобы нас закрыли, заблокировали в фейсбуке, то делайте это. Тоже какие-то люди, вам важно высказаться, вы все такие смелые на страницах социальных сетей…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Чужих.

К. ЛАРИНА - Тем более чужих. Абсолютно точно. Высказывайтесь у себя, пожалуйста, призывайте, занимайтесь противоправной деятельностью и ждите, когда к вам придут. Прокуратура. Как к Навальному. В 4 часа утра. Дайте нам еще пожить. Мы хотим все-таки еще успеть что-то сказать друг другу. Это же важнее. «Новая газета» опубликовала последние исследования, которые проводил Левада-центр» - 90% россиян чаще всего узнают о новостях в стране из телевизора. 25 – от друзей и родных, 24 – из интернет-изданий. Мне очень понравилось, что газеты на последнем месте.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну естественно просто по охвату.

К. ЛАРИНА – Хотя с другой стороны может быть бумажные газеты, потому что по сути каждая газета имеет свой сетевой ресурс.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Более того, в каждой газете специально всегда подсчитывается и учитывается, сколько заходило туда пользователей, сколько прочитало, какие отклики оставило. В «Новой» например, есть самые читаемые именно в Интернете. Самые обсуждаемые. Поэтому в чистом виде как раньше говорить о тираже именно печатной бумажной версии уже не приходится. Это намного больше, чем цифры, которые указываются обычно в конце выходных данных. А что касается телевизора и большинства…

К. ЛАРИНА – Ужас. Мало этого, прости, что меня поразило. Москвичи - для них источник информации основной телевидение. 93%. Это среди москвичей. Что просто катастрофично.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Поэтому этот ресурс так активно используется. Не выпускается ни на секунду из-под контроля. И сегодня, перед тем как идти в эфир, я прочитала на страничке нашей коллеги Ани Качкаевой любопытное наблюдение, по-моему, Александры Духаниной, которая находилась по Болотному делу под домашним арестом, что и так же как Алексею Навальному запрещены переписка, телефонные разговоры и Интернет. Но везде разрешен телевизор, точно также телевизор разрешен в местах заключения, в колониях, тюрьмах и так далее. То есть считается, видимо, что заключенные или находящиеся под домашним арестом из Интернета могут узнать то, что на самом деле происходит или попытаться составить себе картину. А значит, априори телевизор не считается источником справедливой или более-менее объективной какой-то информации. Раз это разрешается и политическим, и уголовным, и каким угодно.

К. ЛАРИНА – А как можно запретить пользоваться Интернетом. Тем, кто под домашним арестом.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ты меня спрашиваешь?

К. ЛАРИНА – Потому что одно дело он не имеет право пользоваться социальными сетями, принимать участие в разговорах, публиковать что-то в Интернете, а пользоваться Интернетом как информацией как это можно отследить. Он же не один живет в квартире.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он не один может быть живет в квартире, но при этом, наверное, каким-то образом в этой данной конкретной квартире можно отключить…

К. ЛАРИНА – Не имеют права, потому что он не один там человек живет. У него же не отдельная квартира, там живут его домашние, которые не под домашним арестом.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Домашние не под домашним арестом, но, тем не менее, в 4 утра они подвергаются…

К. ЛАРИНА – Это понятно, просто меня заинтересовала информация про запрет пользования именно Интернетом как источником информации под домашним арестом. В тюрьме понятно, там нет ни компьютера, ни возможности, ничего. А тут же не имеют права отбирать…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть ты права, не разрешено именно участвовать, публиковать. Это надо выяснить, потому что я была уверена, что в принципе запрещено пользоваться Интернетом.

К. ЛАРИНА – Это невозможно отследить. Вот ты сидишь рядом, вошла в свою сеть, рядом сидит человек, который находится под домашним арестом и смотрит новости и читает.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть под домашним арестом он может читать то, что читают его близкие. Но не имеет возможности сам каким-то образом там высказываться.

К. ЛАРИНА – Поэтому у Алексея Навального, его все время прессуют, потому что он вроде не присутствует в социальных сетях, как Навальный, но фонд борьбы с коррупцией работает, его товарищи, соратники работают. Жена его ведет его твиттер. И они публикуют естественно то, что он считает нужным публиковать. Что касается и работы фонда, и какие-то свои наблюдения за тем, что происходит в нашей жизни. А как тут, это же не он делает. Это очень трудно отследить. Я думаю, что они над этим будут работать. Это другой вопрос. Они будут под домашним арестом и наверное впереди этот запрет многих ожидает, просто будут изымать технику, как приемники сдавали при советской власти.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Кстати да.

К. ЛАРИНА – Так, ну и последнее, что скажу по цифрам. Самые популярные новостные каналы, Первый канал – 82%, Россия-1 – 71%, НТВ – 48%. Для сравнения новости на «Дожде» в России регулярно смотрит 2% граждан, а в Москве 3%.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это сравнение некорректно, потому что понятное дело, охват этих каналов и «Дождя»…

К. ЛАРИНА – Нет желания.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Помимо желания…

К. ЛАРИНА – В Интернете же можно посмотреть.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Прежде всем посмотреть «Дождь» в Интернете, нужно заплатить свою тысячу за год есть люди, которые я думаю, считают это вообще просто совершенно невозможным для себя за это еще и платить. С какой радости, когда у тебя есть Первый, Второй и НТВ, которые можно прекрасно бесплатно посмотреть. Тысячу заплатить за год это же можно застрелиться.

К. ЛАРИНА – Ну что, смотрим, что мы хотели. А, поговорить про ТЭФИ. Я сейчас открою замечательную страничку. Во-первых, я замучилась искать этот сайт ТЭФИ, потому что на обычный нормальный сайт по поиску откликается ТЭФИ, в котором нет никакого ТЭФИ. Есть только ТЭФИ-регион.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не путай.

К. ЛАРИНА – Поэтому давай нам расскажи. Предыстория, потом Ире даю слово. На этой неделе ТЭФИ индустриальная телевизионная премия в том новом формате, который был заявлен, опубликовала тройки финалистов. Среди которых оказались такие персонажи, которые вызывают массу вопросов у нас, например, как у ведущих передачи. Мы стали выяснять, кто же проголосовал за эти тройки. Оказывается там сформировано так называемое жюри из 140 фамилий, которые являются выборщиками, которые голосуют за какие-то программы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Каналы учредители предлагают и утверждают в качестве этих членов жюри.

К. ЛАРИНА – А вы, академики.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Академики вообще неправильное слово. Члены академии российского телевидения. Как мы знаем, академия российского телевидения претерпела, вообще вся эта история с ТЭФИ претерпела определенные, даже судя по тройкам и выборщикам радикальные изменения. Сохраняется академия российского телевидения ТЭФИ, которая будет заниматься прежняя, я подчеркиваю, академия, которая существовала с 1995 года. Которая будет заниматься образовательными программами, обучением, просвещением, будет проводить по-прежнему ТЭФИ-содружество, фестиваль для бывших советских республик.

К. ЛАРИНА – Это называется тоже ТЭФИ.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это называется академия российского телевидения. Этим будет заниматься и фонд академии российского телевидения, которого Этери наша подруга Левиева является генеральным директором. Будет проводить и уже объявлены этапы проведения в разных городах, как всегда ТЭФИ-регион. Это очень хорошая, полезная и очень чистая история.

К. ЛАРИНА – Индустриальный комитет к этому не имеет никакого…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не комитет, эта индустриальная премия не имеет к этому никакого отношения.

К. ЛАРИНА - А вы к премии теперь не имеете никакого отношения.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Индустриальная премия возникла как бы сама по себе, но при этом фонд академии российского телевидения этот бренд передал. И поэтому то, что вы увидите на следующей неделе по каналу Россия-1, который вообще не участвовал ни в проведении, ни в трансляции и даже номинировании своих работ на конкурс ТЭФИ, в 23.15 в пятницу будет показывать церемонию награждения вот этой индустриальной премией. Куда вернулись и НТВ, которые до этого тоже не участвовали. И ВГТРК и теперь сами каналы номинируют своих достойных как им кажется людей и программы, а вот эти выборщики, тоже назначенные этими каналами, в свою очередь определяют, кто входит в эти тройки. Ну и дальше они будут уже голосовать…

К. ЛАРИНА – То есть эти тройки уже сформировались, исключительно по результатам голосования выборщиков.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно.

К. ЛАРИНА – То есть это не как обычно до этого, когда вы выбирали, у вас были различные комиссии по жанрам.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не понимаю, как сейчас, все ли вместе или тоже по жанрам. Потому что все просмотреть по всем номинациям просто физически невозможно, поэтому у нас были так называемые гильдии…

К. ЛАРИНА – Этого всего нет?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не знаю. У нас нет, потому что нам теперь нечего выбирать. То есть мы будем по тем же примерно принципам выбирать ТЭФИ-регион лауреатов. Тоже информационное вещание, просветительское, художественное, детское, спортивное и так далее. К этому повторяю, старые члены академии в целом как члены академии, как общественная организация не имеют никакого отношения. При этом некоторая часть членов нового жюри индустриальной премии одновременно являются членами академии. Владимир Владимирович Познер, например и еще некоторое количество людей, которые в академию старую тоже входят. Но в то же время там появились и совсем новые лица. Дмитрий Киселев, например, или Борис Корчевников.

К. ЛАРИНА – Соловьев.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, Пушков. Они будут в том числе и решать судьбу индустриальной премии.

К. ЛАРИНА – Чтобы наши слушатели понимали, что нас удивило. Конечно же, номинации в информационном вещании. Те самые номинанты, которые попали в финальные тройки. Финалисты. Итак, номинация «Информационная программа», в лидеры вышли «Центральное телевидение» - НТВ, «Воскресное время» - Первый канал и «Вести» - Россия-1. Ведущие информационных программ – Вадим Такменев «Центральное телевидение», Дмитрий Борисов – «Вечерние новости» Первый канал, Дмитрий Киселев «Вести недели», Россия-1. Репортер, оператор репортажа - Вадим Фефилов, Александр Бодячевский, Сергей Корешков «Сирийская смута. Профессия репортер», Алексей Зотов «Невозможное возможно» и внимание - Александр Рогаткин «Противостояние» Россия-1. Это сюжет, посвященный, по-моему, ситуации майдана на Украине. Дальше. Вечернее ток-шоу: «Пусть говорят» - Первый канал, «Временно доступен» и неожиданно - «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». В качестве еще одного финалиста.

И. ПЕТРОВСКАЯ - «Пусть говорят» и «Воскресный вечер» это конечно потрясающе.

К. ЛАРИНА – События телевизионного сезона. Тройка финалистов. «Оттепель» фильм, Первый канал. Церемония открытия ХХII Зимних Олимпийских игр в Сочи - Первый канал. И третье - серия информационных сюжетов, специальных репортажей, документальных фильмов, специальных проектов, посвященных кризису на Украине. Производитель – ВГТРК, Россия-24.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну и чего ты от меня хочешь?

К. ЛАРИНА – Чтобы вы как профессионал, как член академии российского телевидения прокомментировали, насколько в этом есть какая-то логика. Можно мне объяснить.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Развал сознательный я думаю прежней академии ТЭФИ, премии начался именно с того, что канал «Россия» чувствовал себя, как мне кажется, я свою точку зрения высказываю, хотя не я одна ее высказывала. Чувствовал себя ущемленным, потому что перестал в какое-то время получать премию ТЭФИ. Естественно, все друг друга подозревали в ангажированности, что специально подговаривают голосовать против канала. Хотя было очевидно, что в какой-то момент продукция канала, особенно информационная стала просто неконкурентоспособной, более того в какой-то момент мне вообще казалось, надо убрать номинацию «Информационное вещание», потому что информация исчезла, информационная аналитика исчезла. Или осталась, недаром несколько лет подряд «Неделя Марьяны Максимовской» получала ТЭФИ, потому что остальное не обсуждалось. Вернее так, когда мы обсуждали и выбирали тройки и голосовали, то если и попадали такие пропагандисты информационные, то большинство членов академии очень определенно высказывалось на эту тему. Что, ребята, давайте не путать, пожалуйста, божий дар с яичницей.

К. ЛАРИНА – Поэтому еще вышли многие из состава.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну конечно. И вот теперь, пожалуйста, вернулась, восстановилась премия. Только она теперь называется индустриальная, и теперь есть возможность взять реванш за предыдущие неудачи и выдвинуть тех, кто при всем несовершенстве предыдущей академии и ТЭФИ, и голосования и всего остального, при всем этом часть из названных людей и тем более их программ никогда и ни при каких обстоятельствах не дошли бы даже до финальной тройки. Даже при условии, что их бы выдвинули. Как бы чего ни говорили про академию, пусть не гамбургский счет, но все-таки какой-то профессиональный счет там все равно существовал.

К. ЛАРИНА – И границы какие-то моральные.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, потому что обязательно вставал кто-нибудь, я прекрасно помню, как вставала Ирена Лесневская и говорила, а причем здесь, и называла какую-то из упомянутых программ, вообще информация. Это за гранью профессии. Это не должно, даже не обсуждается. Дальше было голосование. Повторяю, были там всякие проблемы, наверное, и была ангажированность ряда членов академии в пользу собственного канала, которому они принадлежали. И были во время голосования какие-то неловкие моменты. Но все равно наборчик удивительно просто показательный. И когда только эта премия индустриальная создавалась, многие на эту тему высказывались, что теперь получат свой звездный час и минуту славы…

К. ЛАРИНА – Свою статуэтку.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ровно те люди, которые даже никогда не могли быть приняты в ряды академии.

К. ЛАРИНА – Вот кстати в чем особый цинизм и как мне кажется последствия будут катастрофичные для журналистского сообщества. Если оно еще осталось. Они уже получили все свои премии и ордена и медали секретным указом в Кремле. От своего президента.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хочется и открытого.

К. ЛАРИНА – Дело даже не в этом. Это признание твоих заслуг со стороны государства, на которое ты работаешь и которому ты молишься. И отдаешь свое сердце, что там еще, мозг…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Печень.

К. ЛАРИНА – Ум, честь и совесть. А вот это претендует на звание профессионального признания. Конечно. И это очень важно для них. Что нас оценивает не только Кремль, но и наши коллеги. Вот где и заложена эта гадость-то. Ты понимаешь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я понимаю.

К. ЛАРИНА – И люди же на это смотрят, ты знаешь как никто, когда приезжаешь на все эти региональные фестивали ТЭФИ-регион, они же за этим следят, видят, отмечают. Молодые журналисты.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я искренне надеюсь, что эта новая мода, тенденция не распространится на ТЭФИ-регион, хотя, безусловно, там все те же самые процессы происходят в региональных компаниях, особенно государственных. Тот же нажим и наверное та же пропаганда в каких-то случаях. Но при этом повторяю, там именно чистота этой истории в том, что по-прежнему оценка происходит сугубо профессиональная и по этому самому условному в кавычках, тем не менее, гамбургскому счету. И приезжают, как правило, и соглашаются ездить на ТЭФИ-регионы совсем не те члены академии, которые занимаются тем, чем многие сегодня телевизионные люди занимаются. И там происходят мастер-классы…

К. ЛАРИНА – То есть, есть эти условные пропагандисты, которые в этом ключе работают.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Даже если некоторые из них иногда туда попадают, они, в общем, в этой атмосфере профессиональной, творческой, очень действительно серьезной оценочной с точки зрения профессии, они как-то немного отступают. Хотя вспоминаю, когда я ездила на информационные номинации, там разграничение. В одном регионе происходят все информационные номинации, определяются финалисты. В другом художественные. Конечно, там бывали некоторые дискуссии среди повторю, условных либералов и государственников по поводу того, какой сюжет, какой репортаж, какую информационную или информационно-аналитическую региональную программу по каким критериям оценивать. Но все равно все-таки там критерии пока не размыты до такой степени. И более того, там очень важная вещь происходит. Там разбор, там не просто мы жюри решаем, почему это хорошо или плохо, мы потом должны выйти к этим ребятам и объяснить им, и к нам они подходят или задают во время этих разборов профессиональных общих свой вопрос: а почему мой сюжет не попал, а почему моя программа и приходится им естественно объяснять, почему. И тут единственное, возникает ужасная проблема. Потому что ребят учат одному в своих компаниях, а потом приезжают, если попадаются люди честные и объективные, они совсем на другое пытаются ориентировать.

К. ЛАРИНА – Ну что, мы должны заканчивать нашу программу. Конечно же, я думаю, наши слушатели поняли, что раз мы начали с Юрия Визбора, мы обязаны и закончить передачу с его голосом и конечно, Визбора мы сейчас услышим. 80 лет ему исполнилось вчера.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Бы.

К. ЛАРИНА – Спасибо Тане Визбор за то, что мы этот концерт увидим. Это будет 29-го на канале Общественного телевидения России. Спасибо. Песню я выбрала на свое усмотрение. Не знаю, как Ира ее оценит. На мой взгляд, это одна из самых пронзительных песен Юрия Визбора.

ПЕСНЯ