Человек из телевизора - 2014-03-01
К. ЛАРИНА – Я хочу доложить, что у нас сегодня будет программа «Культурный шок» на очень интересную тему. Культура как поле политической битвы: свои и чужие. Речь пойдет о ситуации, точка отсчета – история с группой «Океан Эльзы», и Святослав Вакарчук, концерты которого таки отменили в Санкт-Петербурге. И мы про это сегодня поговорим с Артемием Троицким, Андреем Архангельским. Обещал также Слава Вакарчук у нас быть на связи из Киева по телефону. Это будет после часа. А сейчас программа «Человек из телевизора». Ксения Ларина и Ирина Петровская.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Доброе утро.
К. ЛАРИНА – Открываем все средства связи. Страничку «Человек из телевизора» в фейсбуке. Ждем ваших вопросов, откликов, реплик, пожеланий, восторгов и возмущений. Естественно sms +7-985-970-45-45. Очень хочется быть спокойным и хладнокровным, получается это хуже с каждым днем. Но Ира очень просила начать с чего-нибудь хорошего. Я подумала, что в телевизоре уж точно ничего хорошего не было.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я готова поспорить.
К. ЛАРИНА – Очень просили, чтобы ты в унисон со мной не пела. А спорила. Я говорю, что Владимир Соловьев телевизионный провокатор, ты должна говорить: нет, ты что, он прекрасный ведущий.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Он талант. Прекраснейший, талант, трудяга. Умница.
К. ЛАРИНА – Если я говорю, что Дмитрий Киселев это телекиллер, то ты говоришь…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Миротворец, человек, который успокаивает всех нас. Который ведет нас в светлое будущее. А для того чтобы мы пришли в светлое будущее, необходимо избавиться от балласта…
К. ЛАРИНА – От светлого настоящего. Ужасного настоящего.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, от балласта, который нам мешает идти в светлое будущее.
К. ЛАРИНА – Если я говорю, что Мамонтов мракобес.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Светлейший ум современности.
К. ЛАРИНА – И шовинист.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Голубь мира, светлейший ум современности, не говоря уже просто о том, что он красивый человек. Вот бывает такое, что красивый человек. Все в нем прекрасно: и лицо, и одежда…
К. ЛАРИНА – А мысли какие.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И душа и мысли. Не надо меня смешить. Я серьезно.
К. ЛАРИНА – Ну вот была репетиция дискуссии. Надеюсь, что так в дальнейшем у нас и пойдет. Начнем действительно с хорошего. Ира вчера была на балу прессы, была королевой бала. Целовали твои колени? Упыри, ведьмы.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Там не было упырей. И бал (и – пробел - бал) тоже довольно условное название. Потому что это не вполне бал, просто каждый год вручаются премии лучшим журналистам. Не только Москвы, но и страны. И вручают премию главную журналистскую «Золотое перо России». И вчера это происходило и действительно были вручены премии очень достойным людям. Вручили премию Сергею Пархоменко за его проект «Диссернет».
К. ЛАРИНА – Это вообще фантастика. Тем более что по-моему Пархоменко вчера даже об этом ни словом не обмолвился. Сережу надо поздравить. Такие вещи скрывать не надо. Это хорошо.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Может, не придает этому значение. А на мой взгляд это было очень знаковое награждение.
К. ЛАРИНА – Тем более когда он у нас под судом находится.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Совершенно верно. И смешно, что он пришел, видимо, позже и не сразу понял, что идет церемония. И когда появился уже с опозданием, говорит, я вот, сидел в фойе и совершенно не предполагал, что здесь уже награждают. На что ведущий Леонид Млечин сказал ему: ну хорошо, что в фойе сидел. В общем, народ как бы в теме был. Плюс вручили премию главному редактору «Огонька» нынешнему Сереже Агафонову. Нашему Алексею Поляковскому из «Новой газеты». Юрию Росту нашему дорогому Юрию Михайловичу отдельную премию, называется «Лучшая публикация года» и получили еще наши непосредственные телевизионные клиенты, что называется, сам Леонид Млечин, которого я именно награждала и вручала. И группа программы «Прав? Да!» Общественного телевидения России. Лена Саркисян, Паша Шеремет и еще целая группа. На мой взгляд, это тоже важное событие. Потому что это первая премия, которую получило Общественное телевидение России и было отмечено, что эта программа вопреки сегодняшним тенденциям лишена пропагандистского угара и запала, и действительно пытается и во многом у нее получается соответствовать стандартам журналистским, которые сегодня забыты, отброшены и как будто их не существует. Кстати заодно хочу сказать, что вчера мне прислали ссылку на интервью нашего министра профильного, руководителя федерального агентства по печати Михаила Сеславинского. Который на России-24 сказал, что он некоторое время ориентировался на происходящее на Общественном телевидении России по публикациям Ирины Петровской, которая исключительно в негативных тонах об этом говорила. А когда он сам посмотрел, понял, что там и качественные программы…
К. ЛАРИНА – Почему в негативных, когда ты наоборот говорила в позитивных.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я говорю, пользуясь случаем хочу сказать уважаемому нашему Михаилу Сеславинскому, что его кто-то ввел в заблуждение, очевидно, потому что негативный был только вначале, а потом мы с тобой первые, наверное, из всех отметили именно появление очень хороших там программ и хороших ведущих. Поэтому, дорогой и уважаемый Михаил Сеславинский, вас обманули или вы не поняли чего-то.
К. ЛАРИНА – Опровергают слушатели «Эхо Москвы», которые слушают в отличие от нас программу Сергея Пархоменко «Суть событий», в которой он вчера очень подробно рассказывал о вчерашнем событии. И награждении за «Диссернет».
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я вчера это не могла слышать, поскольку я в тот момент присутствовала на этом награждении. Теперь еще если говорить о хорошем. Вчера же…
К. ЛАРИНА – Спой еще раз. Трата-там-там.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Тратата-пам-пам, прапапапам-пам-пам.
К. ЛАРИНА – Это Сен-Санс. Интродукция и рондо-каприччиозо.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ура. Я измучилась. Потому что под эту мелодию танцевала Аделина Сотникова, фигурное катание произвольную программу.
К. ЛАРИНА – Я думала ты вчера танцевала.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тоже может быть станцую, но теперь уже от радости, что я наконец опознала эту мелодию. Я совершенно измучилась и не могла никак вспомнить, что это. Ты меня перебила. О хорошем. Была великолепнейшая Татьяна Васильева вчера на ТВЦ в программе «Жена» у Киры Прошутинской. Очень жаль, если увлеченные «Детским голосом», многие это не увидели.
К. ЛАРИНА – Я видела.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Тебе понравилось?
К. ЛАРИНА – Да.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Соглашаешься?
К. ЛАРИНА – Да, а не надо?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ты со мной можешь соглашаться. Я с тобой не буду. Замечательная совершенно, то есть в принципе всегда с интересом смотрела какие-то программы с ее участием. А здесь в этом диалоге она была какая-то очень тонкая, исповедальная и мне кажется, что это очень хороший был выпуск.
К. ЛАРИНА – Ты конечно права, хороший выпуск. Тем более когда щелкаешь по каналам и вдруг останавливаешься на человеческих лицах и человеческих интонациях, это безусловно притягивает. Но все равно на фоне всего, что происходит сегодня, это странно звучит. Вдруг какой-то оазис чистого искусства без всякой политики, без сегодняшнего дня, без актуализации. Я не понимаю, мне кажется, что все-таки…
И. ПЕТРОВСКАЯ - А я не соглашусь с тобой. Потому что все равно жизнь она многообразна.
К. ЛАРИНА – Это странно. Говорю о своих ощущениях, я не говорю, что запретить и закрыть.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ощущения я твои уважаю. Но скажу при этом противоположную вещь, что, слава богу, что где-то есть вот такие оазисы. И правда, не едины все равно, я понимаю, что сейчас это болит, свербит, кровоточит, но при этом должны быть для людей какие-то отдушины. Невозможно жить все время в этом состоянии отчаяния от того, что происходит у тебя на родине, или другой, но тоже очень близкой тебе стране.
К. ЛАРИНА – Но они же не отпускают тебя эти люди. Конечно, ты можешь уйти и посмотреть программу Киры Прошутинской, но эти люди все равно есть каждый день на канале «Россия». Я имею в виду заседание парткома.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Вчера по счастью, а нет, вчера тоже было.
К. ЛАРИНА – Я вчера смотрела. Вчера уже стали рассказывать, что там насилуют женщин в пригородах Киева.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Завершая тему, что должны быть отдушины, я абсолютно в этом убеждена и невозможно все время в таком вздрюченном состоянии находиться, уже нам по ночам снятся януковичи и все остальные эти граждане. Пусть где-то будет что-то нормальное, светлое, потому что все равно…
К. ЛАРИНА – Пусть где-то будет что-то.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Отличное от того, что мы получаем на других каналах.
К. ЛАРИНА – А есть люди, которые кроме этого ничего не могут получить. И смотрят как подорванные. Кроме этих промывок ежедневных. 40-минуток ненависти.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тебе о том и говорю, что счастье людям, которые могут что-то еще получить, кроме этих не 40, а даже больше. И часовых и прочих форматов, где просто молотком гвозди забивают…
К. ЛАРИНА – В мозг.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И в результате ты понимаешь только одно – что кто-то сошел с ума, очевидно, потому что ну не может быть, что день ото дня, когда ты получаешь массу другой информации прямо противоположной…
К. ЛАРИНА – А где ты ее получаешь?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я про себя сейчас говорю.
К. ЛАРИНА – А где люди получают другую информацию. Можно прочту тебе. Пишет наш слушатель на нашем сайте. «Ваше отношение к вопросу об эффективности пропаганды не изменилось? Действует и очень здорово. Какая-то неделя промывания мозгов и полстраны готовы уже воевать с братским славянским народом. Не надо искать логику в пропаганде. Ключевые слова, повторяемые как можно чаще в короткий промежуток времени, а дальше физиология (собака Павлова). Майдан - фашисты, Украина - бандеровцы, бандиты, грабят, убивают. Закладываются в мозги на бессознательном уровне. Я в юности удивлялся, как за короткий срок можно было запудрить мозги такой цивилизованной нации как немцы, теперь понимаю».
И. ПЕТРОВСКАЯ - А разве мы говорили, что она неэффективна?
К. ЛАРИНА – Я помню, что я была апологетом этой нехитрой мысли, что сегодня в эпоху открытого информационного пространства, эта пропаганда не работает. Что эффективность нулевая. Как мне казалось. Но сегодня я чувствую, что это не так. К сожалению. Потому что действительно, если можно от этого увернуться, когда происходит раз в неделю в какой-то специально отведенной передаче, специально отведенном мусорном бачке, а когда тебе вылезают отовсюду как чуть ли ни из утюга тебя начинают агитировать с утра до ночи и по радио советскому и советским телевизионным каналам, и в газетах, естественно. Это страшно становится. Я понимаю, что увернуться невозможно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Потом, как они действуют. Они показывают то, что происходило, они эти кадры не придумали. Только они переворачивают комментарий или как было в программе «Специальный корреспондент», когда нам автор репортажа под названием «Майдан-поле» рисует апокалиптическую картину, как страшно сейчас в Киеве, все горит, все магазины закрыты, старики, говорит он, побираются и бродят по городу в поисках пропитания. Действительно мы видим идущие какие-то бредущие старушки, старички. Наконец одного отлавливает корреспондент и старичок рассказывает, как было страшно, при этом он произносит фразу «мне в лицо кинули бутылку с зажигательной смесью», корреспонденту в голову не приходит, что если бы в лицо такое полетело, то сейчас, наверное, старичок не ходил по улице. Во-первых, либо берут какую-то старушку, и она причитает и ее можно понять, потому что действительно происходит революция, а никакая революция не способствует улучшению хорошего настроения или тем более качества жизни. Качество жизни у стариков на постсоветском пространстве у всех, мягко говоря, аховое. Или не особенно какое-то прекрасное. И дальше так путем монтажа, каких-то подтасовок…
К. ЛАРИНА – А тексты какие, обрати внимание. Просто литературные.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Поэты просто там собрались и меня особенно возмутило, когда они начали иллюстрировать это все песней Гребенщикова «Этот поезд в огне». Хотя правда там тут же возникает второй смысл, но это если вдумываться и знать. «Эта земля была нашей». Ну, а дальше собираются люди, притом, что если хотя бы какое-то время назад все-таки были попытки посадить с другой точкой зрения, то теперь в этих ток-шоу…
К. ЛАРИНА – Постоянный состав.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Абсолютно мышь не проскочит. Муха не пролетит. Во-первых, постоянный состав, во-вторых, все абсолютно говорят одно и то же. Я имею в виду с одной и той же позиции.
К. ЛАРИНА – И придумывают все новые жуткие подробности, которые ничем не подтверждаются вообще. У меня такое ощущение, что там можно крикнуть что угодно - насилуют детей, насилуют женщин, едят собак, убивают кошек, грабят магазины, взрывают детсады. Это можно придумать все, что угодно. И никто не попросит тебя сказать, а есть какое-то доказательство, подтверждение этим словам.
И. ПЕТРОВСКАЯ - При этом смотри, какая вещь получается. Это было просто, если бы не было все так трагично, было бы смешно и было бы разоблачением и приговором этой пропаганды. Потому что со среды еще прошлой недели по пятницу нам внушают, что там переворот, мятеж, призывают власть законную в лице Януковича употребить максимально силу, государственное насилие узаконенное. Говорят, что он не решается это сделать, потому что он глубоко православный, глубоко верующий человек, поэтому ему так тяжело сделать такой выбор. По мере того как там ситуация меняется, к пятнице уже Янукович у нас превращается в политическую тряпку, проститутку, подкаблучника, размазню, идиота – произносят. Дальше Янукович снимается и улетает в какие-то неизвестные дали и выси. На следующий день открывают его резиденцию, и на том же канале на тех же каналах государственных Россия-24, Вести, где только что нам говорили, что это законно избранный легитимный и глубоко православный, уже глумятся просто реально над этим вкусом нечеловеческим, который открылся населению в этой резиденции. Над этой лошадью, которая там стоит, над золотыми унитазами. И прочим. Глумятся реально. Дальше проходит еще два дня, и снова я смотрю, сидит Жириновский и говорит, который только что его называл размазней, тряпкой и все они говорили, что это национальное предательство национальных интересов. И вдруг уже опять сидят те же люди и говорят: но, тем не менее, он законно избранный президент. Другого нет. Но, ребята, вы облажались получается, а теперь вы хотя бы объясните. Мы вчера так думали, что незаконно избранный.
К. ЛАРИНА – Наплевать.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Абсолютно, это называется плюй, я бы сказала хуже слово, но не могу в публичном пространстве. В глазах, божья роса.
К. ЛАРИНА – Такое ощущение, что инструктаж у них ежедневно проходит: а теперь так, легенда меняется.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Или наоборот, они вначале поняли, что ситуация изменилась, а все на Олимпиаде, вроде как ослабела вся история с инструктажем. А дальше потом сориентировались, придумали новую версию, то есть усугубили предыдущую, сейчас однозначно говорят, что это фашистский государственный переворот, фашистский мятеж, отморозки со свастиками ходят и так далее. Но самое главное, что, ребята, вы объясните, это же у нормального человека, который сидит и пользуется вашей пропагандой и вашей продукцией, можно просто с ума сойти. Только что вчера говорили черти чего и человек вне закона и все, и его разыскивают только для того чтобы придать справедливому суду.
К. ЛАРИНА – Помнишь, мы говорили, когда это все началось, вся эта пропаганда, массированная атака, первая мысль, которая пришла в голову, по-моему, она очевидна была – что готовят общественное мнение под операцию ввода войск на территорию Украины. Тогда еще про Крым мы не говорили. А сейчас как ты думаешь, сегодня к чему готовят? Все-таки к тому же. Спасти Украину от фашистов.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я ничего не берусь прогнозировать. Вот, например, я совершенно не понимаю, к чему была вчера пресс-конференция, зачем нам явили этого легитимного так называемого президента. Который вчера себя в полной красе просто показал, и если нас, например, хотели подготовить к тому, что вот есть все-таки законный президент…
К. ЛАРИНА – Эта попытка провалилась.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Только лишь потому что, наверное, большинство людей вспоминали, разные аналогии приходили в голову, но вот я думала, что если бы существовала какая-нибудь сатирическая программа, то можно было бы это проиллюстрировать только одним – сценой из замечательного фильма «Собачье сердце»…
К. ЛАРИНА – Владимира Бортко.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Который точно также…
К. ЛАРИНА – Мог бы стать сегодня героем этого фильма.
И. ПЕТРОВСКАЯ - …клеймил майдан, но там замечательная сцена, когда спрашивает человек в изумлении: а как же он у вас в очистке работал. Профессор говорит: я его туда не назначал. Собственно весь эффект от этой пресс-конференции. Для чего это было нужно.
К. ЛАРИНА – Сейчас новости, потом возвращаемся в программу.
НОВОСТИ К. ЛАРИНА – Очень просят о хорошем, просят рассказать о светлом ощущении от «Детского голоса». Я думаю, что здесь опять ошибка будет. Не получится у нас счастья с вами, дорогие слушатели. Увы и ах.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И главное спора у нас не получится.
К. ЛАРИНА – Спора не будет никакого. Мы когда ехали на работу, пытались как-то дискутировать, а потом пришли к единому печальному мнению.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Когда еще только мы услышали про то, что вот-вот начнется шоу, то мы об этом говорили, что всегда есть огромная опасность, во-первых, это дети действительно. И то, что по силам взрослым, и то мы видели, какие там трагедии, драмы разыгрывались и какие слезы. И просто горе люди переживали, когда их отсеивали. Как это сделать так, чтобы не травмировать детей и как-то внушить тем, кто будет отсеян, тем не менее, веру в светлое будущее. То, что мы вчера наблюдали, это как раз психологически мне кажется какая-то такая очень тяжелая история. И мы видим даже, насколько были естественны судьи во взрослом проекте, притом, что они дико переживали за своих, вначале, когда только набирали, если они кого-то вдруг не углядели вовремя. То здесь они напряжены и они неестественно бодры как Дед Мороз и Снегурочка на елке в детском саду. Потому что, наверняка, им тоже внушили, что надо максимально аккуратно с детишками…
К. ЛАРИНА – От этого неизбежная фальшь. На сцене и в зале.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Бесконечная, во-первых, фальшь возникает. А, во-вторых, видно еще, что какая нагрузка на многих детях, явно на них ставят их родители.
К. ЛАРИНА – Я бы этих родителей просто вызывала бы в контору к уполномоченную по правам ребенка и проводила с ними профилактические беседы. Просто безобразие. Потому что всегда, мы говорили, дети, которые попадают в пространство взрослое. Это дети калеки. Я имею в виду, не поймите меня превратно, я имею в виду с точки зрения психологически. Психологической травмы. Травмированные дети. Они неизбежно подражают взрослым, и так было всегда. У меня нет хороших примеров по этому поводу. Детских телевизионных конкурсов или конкурсы красоты детские, которые в Америке очень популярны. Просто смотришь, оторопь берет. У нас на каких-то каналах транслируют эти передачи. Где их красят как Барби, завивают их кудри, букли, такие маленькие карлицы. Действительно какие-то карлицы, а не дети. Они там кокетничают, их учат специальным приемчикам как кокетничать, строить глазки, что называется, делают из них маленьких женщин. А им по 3-4 года. Смотреть на это страшно. По сути это то же самое. Эту «Утреннюю звезду» я вспоминаю с содроганием, которая была в нашем детстве очень популярна. Смотреть на это было невозможно. Сплошная фальшь. Тем более их заставляют вести себя по-взрослому что называется. Они же не поют пионерские песни.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть их и не заставляют, они просто видят эти образцы и волей-неволей конечно…
К. ЛАРИНА – Нет, почему, там есть свои каноны. Попал в телевизор – крась глазки. Губки крась, завивай волосики, надевай платьице. Каблучки еще желательно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Мальчики с бабочками.
К. ЛАРИНА – А девочки все равно должны соблазнять. Это так принято. Если ты артистка, ты должна соблазнять публику, иначе давай учись. Это все омерзительно. Это как конкурсы, прости, не могу остановиться, этих детские модельные агентства. Туда лом стоит, родители записываются чуть ли ни за год вперед. Целая очередь стоит для того, чтобы калечить собственных детей и зарабатывать на них деньги.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я предлагаю все-таки эту тему пока не педалировать.
К. ЛАРИНА – Не согласна со мной?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я согласна во многом, но я предлагаю ее пока не педалировать, потому что мы знаем, как на это все реагируют наши прекрасные хранители законодатели, они сразу принимают свои законы. Поэтому посмотрим…
К. ЛАРИНА – Нет, я же сейчас говорю не про конкретную эту передачу. Она стоит в серии, цикле таких программ, которые я не принимаю.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тебя понимаю.
К. ЛАРИНА – И вот эта ложная посылка, что в театре каждый раз, когда мы приходим в театр, и на сцене появляются дети, ты слышишь, что я говорю. Во взрослых спектаклях вечерних.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я слышу, ты говоришь: я не люблю детей…
К. ЛАРИНА – Большая редкость, когда ребенок выглядит на сцене органично и работает как артист. Можно по пальцам перечесть. А в остальном та же самая «Утренняя звезда». Только в таком еще совершенно невообразимом окружении. Это все ложная посылка, что дети естественны и переиграть их невозможно, это правда, переиграть невозможно кролика и собаку на сцене. А дети очень часто бывают фальшивы.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Кролики не бывают на сцене.
К. ЛАРИНА – Лошадь невозможно переиграть. Слона. А ребенок все равно изображает. Он не в процессе естественной игры находится. Он научен, он дрессирован ребенок.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Не естественной даже игры, а просто ребенок, который существует, как существует. Тогда он органичен.
К. ЛАРИНА – Но он не может существовать органично на сцене в рамках спектакля.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Более того, на нем огромный груз на его хрупких плечах лежит.
К. ЛАРИНА – Это другой вопрос, с точки зрения психологии я вообще молчу.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ответственности перед родителями, он знает, что он сейчас выйдет, если не победит, то родители будут смотреть так, как будто он уже умер…
К. ЛАРИНА – Сколько мы знаем трагических судеб этих бывших вундеркиндов. Которых мамаши таскали по всем конкурсам, а потом во что это выливалось. Большое счастье, если ребенок из этого сам выкарабкивался. Выдергивал себя за волосы и становился нормальным человеком, как Полина Осетинская замечательный музыкант. Но и то почитать ее воспоминания, что с ней творили в детстве. Что из нее делали.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Давай мы заодно мостик перекинем, мы видим, например, спортсменов тех же фигуристов.
К. ЛАРИНА – Тоже много странного.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Которые начинали кататься в раннем детстве, а родители мамы, как правило, сделали все, чтобы вплоть до того, что ребенок жил один как Плющенко в чужом городе, но чтобы был спорт, спорт. Спорт высоких достижений. Вот сейчас мы видим, как мне кажется при всем моем уважении к достигнутым успехам все-таки действительно человека с определенными тоже проблемами психики. Я к чему перехожу, к интервью, которое было у Ксении Собчак в программе «Собчак живьем». Ты видела?
К. ЛАРИНА – Он не мальчик, слава богу. Хотя такой инфантил.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Послушай, я и говорю, сейчас мне кажется, вылезают травмы не только физические того времени и всего периода, пока он в спорте, но еще…
К. ЛАРИНА – Детский комплекс.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, даже не то что комплексы. А это стремление доказать, что ты во всем первый и не только непосредственно в спорте и на катке. Но эта история какого-то совершенно дикого, на мой взгляд, уже сегодня противостояния, которое обозначилось очень явственно в этой программе. После ее заданных, правда, вопросов. По-прежнему соперничества уже далеко нездорового с Алексеем Ягудиным. И эти попытки Плющенко умалить его значение, и выясняется, что там такой тоже и, кстати, это к вопросу о том, что все всё время сейчас находятся и видимо, всю жизнь в каком-то бесконечном противостоянии, напряжении…
К. ЛАРИНА – Войне.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, попытки умалить значения…
К. ЛАРИНА – Какие-то интриги бесконечные.
И. ПЕТРОВСКАЯ - …того же Ягудина, который уже давно не в большом спорте.
К. ЛАРИНА – То, что он сказал про Алексея Ягудина это вообще ему зачтется. Ему можно все простить этому Жене Плющенко, мне кажется у него там проблемы у самого психологические, ему нужна не Яна Рудковская, а профессиональный психолог. А то, что он говорил про Алексея Ягудина это просто за гранью. Когда он: кто его знает, да кто он такой, да его все забыли.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Мало-мальски его здесь знают…
К. ЛАРИНА – Будьте, пожалуйста, адекватны, братцы. Все-таки когда оцениваете свои возможности.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но как эту тему бесконечно все равно раскручивают…
К. ЛАРИНА – Я, правда, не видела вторую серию. Ты видела с Авербухом?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Не успела посмотреть. Я имею в виду, вместо того чтобы как-то эту тему попытаться микшировать, и вести к какому-то, призывать, по крайней мере, может быть к миротворчеству, бесконечно… И сейчас я знаю, по-моему, еще не прошел, у Малахова будет на эту тему эфир. Уже был на тему эту у Корчевникова «Прямой эфир». Теперь «Собчак живьем». Теперь еще Плющенко собирается завтра, по-моему, показывать свою операцию в прямом эфире. Что совсем уже какая-то дичь неимоверная.
К. ЛАРИНА – Это на самом деле он собирается?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да.
К. ЛАРИНА – Я думала, что это такой фейк, утка такая.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Не фейк, и не утка. Это все подтвердили, что он будет это демонстрировать.
К. ЛАРИНА – Скажи, это нормальный человек?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я о том и говорю.
К. ЛАРИНА – Какой-то надлом произошел психологический.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А все это родом из этого самого детства, где бесконечно внушали, что ты должен, обязан первым пройти иногда по головам, иногда не обращая внимания на какие-то несовместимые с нормальной жизнью травмы. Да, достижения, медали. Но когда смотришь и думаешь, честно своему ребенку вряд ли бы это…
К. ЛАРИНА – Никогда. Когда даже интервью, которое вел в рамках Олимпиады Иван Ургант, на меня совершенно странное впечатление произвел его разговор с Юлией Липницкой. Я поняла, что там тоже не все в порядке. Просто несчастный человек. Несчастный.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Она пока, по счастью, этого не осознает. Но там было ощущение некоего такого автомата и робота. Человек, лишенного какой-либо, девочка же маленькая, 15-летняя. Какой-либо эмоции.
К. ЛАРИНА – Ты вспомни Елену Водорезову, она такая же была.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Меня поразило, девочки в этом возрасте, вообще юные девочки, как правило, с некоторым смущением и восторгом смотрят на звезд, безусловно, Ургант звезда. А здесь она сидела и смотрела на него с таким высокомерием недетским.
К. ЛАРИНА – Вообще она была такая маленькая старушка. По своему психотипу, когда она заговорила таким голосом строгим.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И выбила из колеи даже самого Ивана Урганта, который, в общем, утратил на этот небольшой период присущее ему чувство юмора и мне кажется, что он просто ее испугался. Но с другой стороны, когда пришла через несколько дней вторая чемпионка. Аделина. Она была веселая, смешливая, игривая.
К. ЛАРИНА – Во-первых, она взрослее.
И. ПЕТРОВСКАЯ - 15 и 17.
К. ЛАРИНА – Коммуникабельная. Очень свободная. Черт его знает, я кстати вспоминаю, у нее же тренер Лена Водорезова у Аделины Сотниковой. Лена прошла тот же путь, путь ребенка-звезды. Она тренировалась у Жука. Был такой знаменитый тренер. И я помню, конечно, что в ее глазах был какой-то легкий момент, такой огонь безумия, она была фанатиком. Я помню ее рассказы, когда она повзрослела, как она рассказывала про эти тренировки. Что там с ними творили.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я очень хорошо запомнила, когда она каталась в этот период, у нее всегда было на лице выражение муки. В глазах, на лице. Было безмерно жалко девочку.
К. ЛАРИНА – Может, памятуя о том, что с ней происходило, какую-то интонацию правильную в работе со свой ученицей. Поэтому она у нее свободная, естественная.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы знаем довольно большинство количество фигуристов, которые были нормальными, коммуникабельными, все конечно зависит от личности. Но, по крайней мере, этот образ детский во многом, фигурного катания как легкости праздника, он сейчас почему-то, несмотря на то, что фигурное катание стало…
К. ЛАРИНА – Так всегда было.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я сейчас про свое ощущение.
К. ЛАРИНА – Ты только что рассказывала про Водорезову. Это был какой год.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Елена Водорезова она исключение. Потому что я говорю, ты не расслышала предыдущую фразу. Что было при этом довольно большое количество легких светлых внешне, по крайней мере, позитивных людей из числа чемпионов. Мы их прекрасно помним и знаем. Та же Людмила Пахомова.
К. ЛАРИНА – Но это же взрослые люди. Мы же про детей говорим.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но они начали тоже детьми кататься. Я не думаю, что если человек в 15-17 лет с таким ощущением мира либо трагическим, как нам казалось у Водорезовой и таким абсолютно механистическим, как у юной Юлии Липницкой. Это уже возможно и тепличность к тому же.
К. ЛАРИНА – Я тебе объясняю, в чем разница. Ты говоришь про Пахомову. Водорезова и Липницкая или была еще пара Марина Черкасова и Сергей Шахрай у того же Жука. Тоже девочка совсем 15-летняя. Они стали на высший пьедестал в 15-летнем возрасте. А Пахомова взрослым человеком стала звездой. Как и Ирина Роднина. Понимаешь разницу?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но они были все равно очень молодыми.
К. ЛАРИНА – А там страшные ставки, которые на них делают, особенно в советское время было очень принято и мне кажется и сегодня возвращается эта система. Просто умри, но ты должен, должен, должен. Это конечно ломка страшная происходит.
И. ПЕТРОВСКАЯ - В общем, мы отвлеклись от главной темы, от телевизионной. Образ все равно через телевизор передавался и все равно я детское ощущение помню, что было атмосфера, казалась, потому что все оказалось все-таки видимостью во многом, счастья, праздника, красоты. А вот сейчас возникло ощущение от всего увиденного вот этой бесконечной жесточайшей муштры, работы. Работа понятно, но которая…
К. ЛАРИНА – Будем спорить. Ура, у нас диспут наконец-то!
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ты сейчас идешь по второму кругу.
К. ЛАРИНА – Всегда было. В советское время особенно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Женщина, я хочу сказать, что это мое ощущение.
К. ЛАРИНА – У тебя праздник был, потому что села у телевизора, и кроме фигурного катания тебе никто ничего не мог предложить. Поэтому мы свято верила в этот праздник.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я на полу в этот момент каталась вместе с ними, если это можно назвать. Хорошее скажу. И плюс позитивно для завершения. На канале ТВ-3 стартовало ток-шоу Кати Гордеевой. Совершенно неожиданно.
К. ЛАРИНА – Мистический.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И канал для Кати Гордеевой неожиданный и Катя Гордеева, которая давно в таком регулярном режиме не работала. Более того, она переехала недавно в Санкт-Петербург. Но вчера был первый выпуск, называется ток-шоу «Жизнь как чудо». На волне вот этого успеха, хотя тема была тяжелейшая. Но, тем не менее, востребованности скажем так ее предыдущего фильма «Победить рак», делается ток-шоу о преодолениях человеческих, как я понимаю, для того чтобы ощутить полноту жизни и цена этого ощущения, этой полноты жизни, через что приходится людям проходить. И первый вчерашний выпуск был посвящен тому, на что идут женщины, чтобы ощутить радость материнства. И там было три истории, три судьбы. С сюжетами, рассказами, с разговорами в студии. И мне кажется, что это тот позитив, притом, что приходится многим проходить через огромный негатив, который может быть сегодня необходим. Обратите внимание, выходит по пятницам в 17.00. На канале ТВ-3. Если у кого есть, пусть вас не смущает его мистический образ.
К. ЛАРИНА – Возвращаясь к событиям уже внутриполитическим, мы не обсудили то, что касается реакции на приговор по Болотному процессу. И в итоге несколько людей у нас просто сидят, кого на 7-10 суток. Алексея Навального закрыли под домашний арест на два месяца пока. Но, судя по тому, как они Удальцова держали, это вся картина дальше прослеживается. Они будут его закрывать, продлевать и продлевать. Вопрос у меня такой. Что было в телевизоре вообще связано с этой темой? Я смотрела только канал «Дождь», то, что они показывали, естественно никаких претензий быть не может. И я была свидетелем и очевидцем событий, которые происходили у стен Замоскворецкого суда, поскольку пришла туда и вместе со многими людьми и в пятницу и затем в понедельник и видела, как людей прессовали, выдергивали, кидали в автозаки. В общем, все это видела своими глазами. Как это все показывали по телевизору?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Очень формально, очень схематично, без подробностей. Состоялось, пришло естественно, заниженные цифры, не показывали, как винтили, извините за грубость.
К. ЛАРИНА – То есть ни одного задержания не показали.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Задержания не помню, честно говоря, но вот то, что я видела, смотрела в прямом эфире всю картинку, и стояние у суда, и дальнейшее можно сказать гуляние, потому что там не было Манежки и митинга, просто люди ходили по улице Тверской. И это конечно дичайшее оставляло впечатление, когда просто ни с того ни с сего врываются в группу идущих…
К. ЛАРИНА – Показывали?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это в прямом эфире в Интернете.
К. ЛАРИНА – А в новостях?
И. ПЕТРОВСКАЯ - В новостях этого ничего не было. И также вчерашний приговор Навальному, точно также это было исключительно назывно. Вот это состоялось. Но было одно исключение. В среду вышла программа «Политика» на канале Первом. Где естественно обсуждали украинские события, и предполагалось, очевидно, что будут обсуждать ровно так же как на других каналах. Но там к несчастью для ведущих позвали для соблюдения видимости дискуссии Леонида Гозмана и Михаила Веллера.
К. ЛАРИНА – Я Веллера видела кусочек.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И когда Гозман заговорил о том, что на майдане вовсе нет ни фашистов, он там был, он, в том числе и сказал про то, что реакция на майдан у нас от страха это аресты и эти жесточайшие приговоры «болотникам». Вначале жесточайшие приговоры по делу 6 мая, и то, что происходило в эти дни. Это было абсолютным потрясением для ведущих Гордона и Толстого.
К. ЛАРИНА – Пытались они как-то его закрыть?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно. Естественно. Толстой мгновенно начал затыкать Гозмана. Но на помощь ему пришел вначале одесский депутат, который очень молодой, внятный, который не дал себя заткнуть и договорил все, что он хотел по поводу того, что происходит на Украине. Ну а потом темпераментнейший Михаил Веллер дополнил эту картину и плюс еще они вместе с Гозманом сказали об абсолютном бесстыдстве и омерзительности той пропаганды, которая сегодня ведется на каналах. И, честно говоря, было в этот момент жалко смотреть на Петра Толстого и Гордона. Ты их не жалела?
К. ЛАРИНА – Нет.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А я обжалелась. Мы спорим опять.
К. ЛАРИНА – Возвращаясь к событиям около Замоскворецкого суда, я была удивлена, что было огромное количество журналистов, не только Володя Роменский из «Дождя», не только какие-то сетевые ресурсы, типа Политвестник или Онлайн-ТВ, но и я видела и вагончик России-24, и Москва-24. И Раша тудей. Куда это все девается? Значит, они что-то снимали.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Раша тудей я тут не берусь сказать, наверное, было, но я не смотрю. И разумеется, я не могу…
К. ЛАРИНА – ТВЦ тоже стоял.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не могу тебе ручаться полностью, что на Россия-24, например, не было, хотя я представляю, с каким знаком, какого-то объемного репортажа. Может, и был. Из того, что я видела в регулярных новостях, были маленькие сюжеты, далеко естественно не первой новостью. А вот состоялось то-то, приговор, а вечером люди протестовали. Вот.
К. ЛАРИНА – Ну хорошо, нас конечно больше, чем 7 человек, которые выходили на Красную площадь, но значительно меньше, чем могло быть. А кстати Марианна Максимовская будет, по-моему, сегодня в эфире.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, в 7 часов.
К. ЛАРИНА – Мы на этом завершаем нашу программу. И саундтрек недели у нас посвящен событиям не украинским, а внутри нашей страны. Песня, как оказалось написанная в 1968 году Юлием Кимом, актуальна и по сию пору, а сегодня особенно.
ПЕСНЯ