Человек из телевизора - 2014-02-08
К. ЛАРИНА – Ну что же, не все в этом мире закрывается. Кое-что и открывается. Например, программа «Человек из телевизора».
И. ПЕТРОВСКАЯ - А я думала ты в глобальном смысле, государственном.
К. ЛАРИНА – Да, открылась Олимпиада и вслед за ней и программа «Человек из телевизора».
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но мы чаще.
К. ЛАРИНА – Тьфу-тьфу. Постучи.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Извини.
К. ЛАРИНА – Это Ксения Ларина, Ирина Петровская. Наталья Кузьмина наш звукорежиссер, а вы дорогие друзья, конечно же готовы присылать нам свои вопросы и ваши отклики на просмотренные программы. Я думаю, что главной передачей прошедшей недели стало вчерашнее открытие олимпийских игр. Обсудим обязательно. Напомним sms +7-985-970-45-45, фейсбук страничка «Человек из телевизора», я ветку уже открыла для нашего прямого эфира. Тоже можете присылать туда свои вопросы, суждения, реплики, маленькие рецензии. Постараемся, как всегда использовать ваши тексты в нашем прямом эфире. Обязательно кое-что процитирую. Наверное, нужно начать с главного, Ир.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Как скажешь.
К. ЛАРИНА – Все ждут, что мы сейчас начнем ругаться, топтаться и кричать, как все это было ужасно, позор, позор. Товарищи, что хорошо, то хорошо. Правда же. Я вчера приехала после работы, я смотрела сначала вторую часть, а потом первую, которая уже была в повторе на канале «Россия».
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я больше скажу, я две смотрела подряд.
К. ЛАРИНА – Но даже сегодня утром я проснулась, у меня возникло вновь желание посмотреть еще раз, как очень хорошее телевизионное представление, которое хочется посмотреть, на чем-то остановиться.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я больше скажу, я смотрела почти подряд вначале на Первом, потом там, и какие-то вещи, которые действительно, все-таки это очень объемная по времени, довольно долгая церемония, поэтому какие-то детали ты не успеваешь отметить, иногда отвлекаешься на то, на се и мне это добавило каких-то дополнительных впечатлений.
К. ЛАРИНА – Тем более очень плотный информационный получился, там очень много сюжетов, которые хочется еще раз пересмотреть. Когда идет в прямом эфире такой вал информационный и художественный, то конечно же не успеваешь все увидеть. Кстати интересно, мы смотрим эту телевизионную картинку и понятно, что открытие церемонии такого масштаба, прежде всего, ориентировано на телевизор. А вот интересно, на этих трибунах на огромном стадионе такие же впечатления.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я думаю, что они совершенно другого рода, потому что даже вчера я задавала этот вопрос у себя в фейсбуке и мне отвечали, что в каких-то секторах вообще и вообще всю мультимедийную картинку, которую видели мы, на этой арене сверху, арена, тоже превращенная в телеэкран, это только для телевидения. И вчера же или позавчера тот же Константин Эрнст, все организовавший и затеявший и за все отвечавший, он и говорил, что в первую очередь эта церемония планировалась, делалась как телевизионное шоу. Понятно, что на стадионе 40 тысяч, а смотрит 3 миллиарда. Поэтому разумеется упор в первую очередь на зрелище такого рода телевизионное. Что совершенно, на мой взгляд, нормально и естественно. Я также задавалась вчера вопросом, что понимают из происходящего по сюжету этого основного представления люди, которые сидят на стадионе. Он же без комментариев.
К. ЛАРИНА – И слава богу.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это отдельная тема.
К. ЛАРИНА – Это отдельное шоу.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Она, в общем, имеет конечно отношение к этому зрелищу, но к сожалению не так радужна, как все остальное. Так вот даже не наши люди, которые еще в состоянии расшифровать какие-то смыслы, а много же было других иностранцев…
К. ЛАРИНА – Аня Качкаева написала, что иностранцы поняли все правильно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А мне написала одна из моих фройндесс, извините, людей, состоящих со мной в фейсбучной дружбе, которая в этот момент была на стадионе, что у них были либретто. То есть они могли…
К. ЛАРИНА – Это правильно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Абсолютно. И поэтому какие-то, наверное, в условиях нашей нынешней поголовной неграмотности и невежества и дремучести и наши люди, не все я тебя уверяю, далеко не все расшифруют. А тем более иностранцы. Но вот тут им видимо, пришли на помощь, что справедливо.
К. ЛАРИНА – Твои ощущения, если говорить о том, что понравилось, спрошу глупо, что понравилось, и что нет. Что тебе показалось самым важным?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Во-первых, я говорю, что я смотрела с начала и до конца с неослабевающим интересом, я сразу хочу сказать, что все истерики по поводу того, что либо ненавижу и смотреть не буду, либо наоборот, рыдаю от счастья и гордости, мне кажутся тут совершенно неуместными.
К. ЛАРИНА – Освободитесь уже, пожалуйста, от этих пут. Смотрите на чистое искусство. Неужели это невозможно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Выяснилось, а знаем прекрасно, что никакого чистого уже быть не может.
К. ЛАРИНА – Ты смотришь когда фильм или спектакль или концерт, ты же с ума не сходишь, не захлебываешься патриотическими чувствами. Ты это воспринимаешь как невероятное торжество таланта. Тебе мало?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ты забыла, в зависимости от того, кто фильм сделал. Тогда обязательно теперь еще примешивается политическая идеологическая составляющая. В чем кстати вина все того же телевидения. Которое привыкло уже давно на черное и белое исключительно и на хорошее и плохое делить.
К. ЛАРИНА – Патриотическое, непатриотическое.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это отдельный тренд просто. Кстати, удивительным образом церемония, которая что мне понравилось и что многие уже отметили, у нас прежде был такой экспортный вариант нашей родины…
К. ЛАРИНА – Рашен деревяшен.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Матрешка, водка, селедка, это условно.
К. ЛАРИНА – Калинка-малинка.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ой, люли-люли стояла…
К. ЛАРИНА – Казачий хор.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Кокошники.
К. ЛАРИНА – А сейчас хор Сретенского монастыря.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Кстати, хороший хор.
К. ЛАРИНА – Прекрасный.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И там была маленькая часть пряничная…
К. ЛАРИНА – Она очень ироничная. Это мне как раз и понравилось.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Вообще, во-первых, иронии было немного, но в конце концов, я просто сравниваю с англичанами, там везде присутствовал на Лондонской церемонии специфический тонкий английский юмор. Начиная от того, что королева якобы приземляется, летит с Бондом на вертолете и заканчивая комиком, сидевшим тут же за роялем. Аткинсон, по-моему. И так далее. Там много было таких моментов. Здесь мне показалось, что иронии было минимум. Но вот этот некий европейский тренд, очевидный, причем понятный как внутри России образованным людям, а не только апелляция к каким-то ширнармассам. Так и тем же самым европейским интеллектуалам. Я первый раз такое встречаю, что авангард русский, что составляет действительно гордость русской культуры был так представлен, совершенно фантастически сделан. Ну, разумеется, наши всегдашние, это было раньше в экспортном варианте в области балета. Это тоже не худший вариант.
К. ЛАРИНА – Бал Наташи Ростовой прекрасно сделан.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, замечательно. Единственное у меня и не только у меня возник вопрос, почему там все-таки не Прокофьев, а Дога.
К. ЛАРИНА – Я этот вопрос снимаю с повестки дня, потому что это право автора.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Безусловно.
К. ЛАРИНА – Он же не балет Прокофьева ставит, правда.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Совершенно верно.
К. ЛАРИНА – Я думаю, что там хореография не из классического балета «Война и мир».
И. ПЕТРОВСКАЯ - Совершенно верно. Тем не менее, это единственный вопрос, он, так или иначе, почему-то возникает.
К. ЛАРИНА – Им захотелось так.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Совершенно верно. Но в целом и эта история, которой действительно можно гордиться не только тем, что сегодня навязывается как духовные скрепы, но и реальные достижения, которые входят в золотой фонд, сокровищницу европейской общей культуры. То есть это не азиатский, вот туда вот, а именно европейский. Что меня очень порадовало, хотя это конечно приходит в противоречие с нашей реальной часто историей.
К. ЛАРИНА – А что касается смысловых вещей каких-то.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я про смыслы и говорю.
К. ЛАРИНА – Я когда смотрела эту сцену бала и понятно, что сейчас идут какие-то исторические вехи и мне очень понравилось, что начали с дореволюционной России, то есть нам не показывали историю Советского Союза, потому что обычно мы уже к этому привыкли. Что нам показывают обязательно конницу какую-то красную, с шашками, казачий хор. И когда шел бал, и вдруг как говорит Губерниев: ой, вдруг сейчас случится что-то страшное. Я думала, как же они будут выбираться из этого, ведь сейчас должна революция. Я говорю мужу: слушай, по идее сейчас должно накрыть, должен выехать крейсер Аврора, хлопнуть выстрелом. И все красным цветом должно залиться. Приблизительно так оно и получилось. Только это здорово получилось, когда красная машина выехала. Когда все покрылось пеплом, эти люди растаяли в воздухе. Когда их не стало. Просто разлетелись в прах. Россия разлетелась в прах. И после этого выезжают эти красные шестеренки, красный квадрат, залитый кровью, это конечно впечатляет. И тут, кстати, есть много вопросов от слушателей по поводу сюжета военного, почему не было войны. Что это какая-то идеологическая диверсия. Ну вот мы уже знаем ответ на этот вопрос, как писали сотрудники Первого канала, что там был запрограммирован сюжет…
И. ПЕТРОВСКАЯ - И что якобы очень нетривиальный и пронзительный.
К. ЛАРИНА – Мы не видели. Но верим на слово. Но по закону МОК тема войны в церемониях открытия и закрытия вообще не должна возникать. Я думаю, наверное, это правильно, потому что действительно все-таки если уж войны останавливали олимпийские игры в свое время, то тут конечно смешно не подчиняться этим законам. Но обрати внимание, тем не менее, эта сирена и прожектора, они дают это ощущение кошмара. И потом когда выход идет на 60-е годы, которые тоже обрати внимание, абсолютно стилизованные. Это такая мечта о прекрасной стране. Которой нет. Все в белом, как любят изображать эту эпоху оттепели. В разных вариантах. Белые, красные надписи газетные, по которым они бродят. Пионеры. Милиционер в белой форме, машины.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Стиляги.
К. ЛАРИНА – Невероятное ощущение свежести.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Хотя стиляги тут производят впечатление просто такого…
К. ЛАРИНА – Ну не поняли ни черта эти ведущие.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это понятно.
К. ЛАРИНА – Вообще. Ты говоришь про зрителей. Тут ведущие ни черта не понимают.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Ведущие, сейчас мы к ним вернемся… К. ЛАРИНА – Это нечто, это отдельной книгой надо издавать. То, что они несли за кадром.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я пыталась записывать, но потом я сломалась, честно говоря. Мало того, что все задавались вчера во время обсуждения в онлайн режиме, почему нет войны, многие задавались вопросом, как могли обойти такие страшные моменты в жизни страны как крепостное право, ГУЛАГ. Мне представляется довольно странным на праздничной церемонии как это можно решить. Что выходят заключенные, лесоповал. Это уже совсем получается не история, а какая-то издевка.
К. ЛАРИНА – Несовместимые вещи. И потом никто вам не гарантировал, что вам покажут историю РФ.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это в любом случае комикс определенного рода.
К. ЛАРИНА – Называется как: сны о России. Не кошмары, не ночные кошмары о России. Кстати уже наша добрая аудитория переименовала это шоу «Сны премьера России». Поскольку фотография со спящим премьер-министром обошла, по-моему, уже все интернет-пространства за сегодняшнюю ночь. И это конечно добавляет.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Хотя с другой стороны я лично это очень понимаю. Например, приходишь иногда…
К. ЛАРИНА – В театр отдохнуть.
И. ПЕТРОВСКАЯ - На спектакль, куда ты рвался, безумно. Но, например, ты не выспался, устал. И вот ты понимаешь, что не можешь никак, ты мечтаешь это увидеть. Но у тебя глаза не открываются.
К. ЛАРИНА – Если бы была премьер-министром, я думаю, что ты бы не допустила такого.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я как раз могла бы допустить, я специально ношу такие затемненные очки. И я приучилась еще в студенческие годы мастерски спать прямо под лектором буквально.
К. ЛАРИНА – С открытыми глазами.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Хотя прозвучало тоже странно. Нет, с закрытыми, но не видно было.
К. ЛАРИНА – Я тоже вспоминала себя, у меня иногда бывают такие странные ситуации, когда я вдруг засыпаю в самых громких моментах, когда все кругом рушится, кричит, падает, искрит, музыка, люди орут, в страсти рвутся. А я засыпаю просто мирным сном.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Другое дело, что…
К. ЛАРИНА – Это смешно, согласись.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, я не вижу здесь ничего особенно умаляющего достоинство. Ну бывает с каждым. И там другое, что ты спросила, что мне не понравилось, мне решительно не понравился этот ролик лубочный.
К. ЛАРИНА – Это делал Джаник Файзиев.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну вот он мне категорически не понравился. С историей России, Руси, которая как выясняется…
К. ЛАРИНА – От аргонавтов пошло…
И. ПЕТРОВСКАЯ - И сон безрукого крестьянина. Но отчасти это тоже этот европейский, мы вроде как эллины оказывается в своем происхождении. Но в целом это выглядело, на мой взгляд, совершенно выбивалось из общего содержания.
К. ЛАРИНА – А, может, в этом своеобразный стеб был.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть только если стеб.
К. ЛАРИНА – Потому что слишком гладкая картинка. Уж совсем из советских газет, программа «Хроники дня», помнишь? Были журналы, которые показывали перед фильмами. Слишком она была совсем вызывающе советская, гладкая пропагандистская картинка. И узнаваемые люди уже слишком сладкими улыбками они нас одаривали. Я думаю, что, может быть, в этом есть некий какой-то еще такой ироничный какой-то…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Хотя я посмотрела дважды, и мне особенно иронии там не удалось обнаружить. Теперь вот еще очень важная вещь. Исходя из того, что кто-то страшно это ругает, кто-то наоборот в восторге полном. Здесь следует просто оценить высочайший профессиональный уровень команды, которая это делала.
К. ЛАРИНА – Спрашивают, а кто, а кто, сейчас прочту.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я единственное, что хочу сказать, я вчера прочитала это у нескольких людей, но вот один из постов написал Василий Уткин, который там работает. Который был на репетициях. Он написал, что в принципе репетиции такого уровня церемоний начинаются за полгода, за 5 месяцев до непосредственно даты.
К. ЛАРИНА – Я так прочитала у одного комментатора, девушки, что два года они это делали.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Репетиции.
К. ЛАРИНА – Два года сочиняли, делали, придумывали.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это другое. Они могли и семь лет или сколько там прошло, сочинять. Репетиции, потому что мы себе даже представить не можем, я, будучи совершенно техническим идиотом, я не могу представить, сколько техники, аппаратуры, людей, всего задействовано. Сейчас я продолжу.
К. ЛАРИНА – А у нас всего один человек, и все новости мира. Пожалуйста.
НОВОСТИ
К. ЛАРИНА – Нам в помощь тот же Первый канал, напомню, что мы обсуждаем открытие олимпийских игр, сейчас очередной повтор идет на Первом канале. Так что если кто пропустил, можете посмотреть. На чем мы остановились?
И. ПЕТРОВСКАЯ - В каких условиях проходила вся церемония. Подготовка к ней. Вы знаете вместо 5-6 месяцев положенных, обычно процесс репетиционный занимает, здесь приступили к репетициям за месяц.
К. ЛАРИНА – Да ты что?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Сейчас это все пишут. В том-то и дело, хотя на места расставить, условно говоря. Также приводит Василий Уткин интервью, кажется, даже чуть ли ни «Эхо Москвы» Андрея Кончаловского, которого в свое время…
К. ЛАРИНА – Московский юбилей он делал.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Его приглашали посмотреть там на условия, и он привез с собой какого-то американского коллегу. И они посмотрели на этот строящийся стадион, и выяснили, что под полом стадиона в отличие от стадиона в Пекине, где было семь уровней, приспособленных для размещения всей этой машинерии, техники. Тут этого нет, и вообще все это стояло в каких-то уродливых, как пишет Василий Уткин ангарах, где-то на задах стадиона. И, тем не менее, несмотря на все это, все это было сделано. И я считаю, что сделано фактически безупречно. Если не считать каких-то 2-3 мелких накладок, которые неизбежны практически при проведении любого действа.
К. ЛАРИНА – Мы для того, чтобы нас не заподозрили в ангажированности, все-таки стараемся быть объективными, естественно. Хотя повторю, что несмотря ни на что мы с Ириной Петровской люди эмоциональные. И поэтому когда что-то нравится, мы испытываем хорошие чувства, а не наоборот. Не злорадство и не раздражение.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Причем это не имеет отношение к этой нынешней официозной, официальной декларируемой гордости, любви к родине. Это имеет отношение к уважению беспредельному…
К. ЛАРИНА – К чужому труду.
И. ПЕТРОВСКАЯ - К людям, которые профессионально делают свое дело.
К. ЛАРИНА – И важно понимать, дорогие патриоты, я думаю, что у патриотов может быть много претензий. Я даже могу себе представить, какие. Именно с точки зрения идеологии. Вот они уже недовольны, что войны не было, хотя даже им объясняешь, почему, но все равно их это раздражает. И здесь знаешь, чего не было совсем. Не было империи. Ты про это сказала про европейский тренд, европейский вектор. Он же связан, как я тебя поняла не только с техникой, как это сделано.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Еще и со смыслами, безусловно, связан.
К. ЛАРИНА – Здесь практически не было ни одного вождя.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Начиная от греков. Через Петра, прорубившего окно в Европу.
К. ЛАРИНА – Никаких вождей не было. Люди мне даже понравилось, что на этих замечательных картинках, которые проецируются на лед, поле, люди маленькие совсем смотрятся, маленькие человечки, которые и творят эту историю. Мне так это понравилось. И они переходят, сначала редуты, которые петровской эпохи, потом когда пришло все замечательное, бал русской аристократии, русского дворянства. Потом когда появились уже люди советского времени. Люди-машины, которые постепенно от этих машин освобождались и все равно, несмотря на то, что происходило вокруг, они старались быть людьми. Старались испытывать какие-то чувства. Мне так это понравилось. Здорово. Никакой империи, никакого не было пафоса противного, что мы лучшие, что мы такие крутые. Что мы великий народ, никакого великого народа не было. Это здорово.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Был вполне себе отмеченный очень многими великими делами народ. Но не до такой степени, чтобы круче всех.
К. ЛАРИНА – Противопоставления короче не было. Миру.
И. ПЕТРОВСКАЯ - С точки зрения этой же человечности очень понравилось то, что рядом с Путиным сидела и стояла, когда все вставали, Ирина Скворцова. Бобслеистка, которая получила тяжелейшие травмы.
К. ЛАРИНА – Просто чудом выжившая.
И. ПЕТРОВСКАЯ - 50 операций. Она кстати накануне была у Юли Меньшовой в программе «Наедине со всеми». Нет, да, неважно. На Первом канале и рассказывала всю свою историю. И мне кажется, это было очень…, тот, кто подсказал пригласить и именно вот так разместить Ирину Скворцову, это было сделано умно и тонко.
К. ЛАРИНА – Теперь по поводу команды.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Которая делала.
К. ЛАРИНА – Дорогие друзья, чтобы вы понимали. Что в этой команде всего три человека являются российскими гражданами. Это конечно сам Константин Львович Эрнст, который всему же руководил и собирал, как я понимаю эту команду. Это главный режиссер Первого канала Андрей Болтенко. Это художник декораций Георгий Цыпин, который работал в Метрополитен-опера, Ла Скала и Большом театре. Все остальные люди, которые это все сделали для вас, представляют совершенно разные страны и национальности. Это абсолютно интернациональная команда. Сильвия Хейес - режиссер постановщик, известная крупными постановочными номерами, Фил Хайс — хореограф воздушных гимнастов, директор воздушных постановок в Лондоне-2012, Натан Рай — хореограф, постановщик номеров в мюзиклах «Иисус Христос Суперзвезда», «Мамма Миа», Шана Кэролл - хореограф, постановщик Цирка дю Солей, Натали Симрад - главный визажист Цирка Дю Солей, Ким Баррет - художник по костюмам, шоу Цирка Дю Солей и фильмов «Человек-Паук», «Три короля», «Облачный атлас». В кино много работал. Вот я назвала всех основных людей.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Разумеется, еще было огромное количество людей, в том числе и наших. Тут можно нарваться сейчас на упреки, ах вот оно, что это совершенно не наших заслуг.
К. ЛАРИНА – Извини меня, у нас Фабио Капелло тренирует нашу сборную. И что? Играют-то наши. К сожалению.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Игроки наши, территория наша. Условия, предлагаемые обстоятельства наши. Но помимо всего прочего действительно мероприятие огромного международного уровня и значения и, на мой взгляд, это очень грамотно привлекать профессионалов, которые имеют опыт, а не изобретать собственный порох и велосипед…
К. ЛАРИНА – О чем ты говоришь. Это новая реальность. Надо прекратить уже с этим своим патриотизмом прекратить эту истерику. Надо уважать труд людей. Прежде всего.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И вот в связи с этим переход к истерике. Передача, это единственный был минус…
К. ЛАРИНА – Ты говоришь про комментаторов.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это не просто раздражало.
К. ЛАРИНА – У одного была истерика, которая ввела его в ступор абсолютный. Я думала, он в обморок сейчас упадет.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Поверишь, я прослушала и ту и другую, два типа комментария, и даже я должна сказать, не являясь совершенно поклонницей Дмитрия Губерниева, его напарницу намного хуже знаю, даже, пожалуй, там это было более как-то…
К. ЛАРИНА – Нет, Ира, там такое не несли.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть, просто наслушавшись того, что несли предыдущие товарищи…
К. ЛАРИНА – Они ничего не понимали. Губерниев со своей напарницей. Я уж не знаю, дали ли им либретто, но они ничего не понимали.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я сейчас о другом. Комментарий, который сопровождал церемонию на Первом канале вызывал просто временами неловкое ощущение, что ты подслушиваешь, подглядываешь за чем-то, что ты не должен ни в коем случае ни слышать, ни видеть. Слава богу, хоть не видели. Это была какая-то такая патриотическая, я бы сказала, но в худшем смысле этого слова истерика. Особенно на проходе команд, сейчас многие могут это просто, если не заметили, увидеть. Постоянно каким-то образом, причем иногда самым каким-то диким, как-то умаляющим эту команду, эту страну, и идущие, естественно, к апофеозу этому нечеловеческому восторгу, наконец, когда уже пошли наши. Может другие также комментаторы во всем мире так поступают. Но мне показалось, что это за гранью уже. При этом второй комментатор Анатолий Максимов, у него видимо, наверняка, первый опыт. Если вы его помните, то это человек, который долгое очень время был голосом Первого канала. Все анонсы озвучивал.
К. ЛАРИНА – Максимов?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. А вообще известный кинопродюсер. Но здесь его видимо, из-за голоса узнаваемого что ли поставили комментировать. И это ввело его практически в шоковое состояние и временами мне казалось, что он просто теряет сознание. Голос практически рыдает, не говоря уже о том, что он произносил, очевидно, были какие-то наработанные куски, то ли либретто, не знаю чего, я пыталась это конспектировать, потом бросила это занятие. Потому что за всем не уследишь. Один только Ноев потоп чего стоит, который был многократно повторен. Я думала, может быть ошибка случайно бывает, оговорился человек. И поэтому это то, что мне категорически не понравилось. И даже я подумала, что если бы вообще без звука смотрела, но с другой стороны без звука там еще была целая музыкальная партия. Так эти голоса и захлебы перекрывали музыку. Ее просто, хотелось просто иногда помолчать, вслушаться. Понять какие там идут мелодии, как это все сделано, категорически мне лично не дали комментаторы этого сделать. И плюс истерика эта патриотическая началась на самом деле с 6 часов вечера, когда на Первом канале стартовал олимпийский вечер, предваряющий…
К. ЛАРИНА – Я не видела. Я работала. Там наверное было страшное.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Не то чтобы страшное. Это было традиционно совершенно в духе в том, к которому привыкли, когда какие-то массовые международные события происходят. Вначале были новости и Дмитрий Борисов, он более-менее это делал нормально, без этого захлеба. Он был из Сочи, из специальной студии. А потом там же из Сочи выходил Малахов со всеми своими вип-гостями, а за стеклом толпились восторженные сочинцы, пританцовывая от холода. И здесь уже были в полной мере и кокошники, и «Россия, вперед»…
К. ЛАРИНА – Это для другой аудитории. Это как ты их назвала шир…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ширнармассы. Наверное, но это было иногда тоже анекдотично. Потому что просто потом по контрасту с этой церемонией, хотя очень пересекаясь с интонацией ведущих, мне показалось, что эта избыточность, этот раж, в который впадают просто, кстати, до этого был Корчевников на канале «Россия», он предварял «Легенду номер 17», которая в свою очередь предваряла церемонию. Раз 25 было произнесено: легендарный фильм, «Легенда номер 17», все у них было легендарное. Все легенды. Все великие.
К. ЛАРИНА – Так они и здесь в комментариях тоже особо не мучались в подборе прилагательных.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это правда. Все великие.
К. ЛАРИНА – Гениальные, великие. Мы с тобой в той части пыталась я рассказать то, что меня, например, смутило несколько, показалось, что подпортило саму церемонию. Во всяком случае, как-то другая совсем история началась, когда вышли люди, которые стали поджигать факел. И когда они остались вдвоем, Роднина и Третьяк, когда долго-долго шли по какому-то пустырю, спотыкаясь. Как-то исчезло все. Исчезли люди, сверкающие огни и стадион исчез. Пропал великий город, как будто и не существовал вовсе. И это было из какого-то фантастического фильма. Такой апокалипсис, не осталось людей на свете. И вот это конечно мне показалось недоделанным. Как будто что-то недостроили. Недостроили звездную дорожку, по которой они должны идти.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тоже вспоминала, как правило, сама чаша находится внутри этой чаши стадиона. А здесь действительно вышли люди, долго шли…
К. ЛАРИНА – Километры и километры.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Где-то светились какие-то огоньки. Какие-то столбы, тут же причем, по-моему, покосившиеся.
К. ЛАРИНА – Сейчас ты скажешь покосившиеся кресты.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И мертвые с косами стоят. Слава богу, этого не было.
К. ЛАРИНА – И несли они огонь.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, огонь-таки побежал, загорелся, говорят, что на ванкуверской Олимпиаде вообще огонь не загорелся. Я, правда, этого совершенно не помню. Но здесь, слава тебе, Господи, он побежал, побежал, вспыхнул. Загорелся. Ура, ура. Да, это была странная немножко сцена.
К. ЛАРИНА – Недоделанная, как будто не хватило сил уже.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Судя по тому, что еще за месяц до открытия сам стадион «Фишт» был недоделан, и крышу не подводили и полы не были доделаны и какие-то рабочие бродили, видимо уже то, что действительно реально могли не успеть.
К. ЛАРИНА – Тут наш любимый обозреватель народный Федор Зазымкин не соглашается с нами, он считает, что империя была и православие и пионеры с памятником Мухиной. Что касается пионеров с памятником Мухиной, не соглашусь. Это же вопрос, как, в пересказе действительно были и пионеры и Рабочий и Колхозница.
И. ПЕТРОВСКАЯ - С отрезанными головами.
К. ЛАРИНА – Ребят, смотрите на картину. Это же как сделано. Чистый авангардизм, это картина, которую можно зафиксировать и потом рассматривать, как это сделано. Понятно, каких известных художников того времени советского супрематизма, и какие художники участвовали в этом своими образами. И то, что эти отрезанные головы Рабочего и Колхозницы вместе и отрезанные от них серп и молот, все это парит в воздухе, по каким дорожкам ходят эти люди, под ногами какие у них лежат картинки. И какой свет заливает. Это абсолютный фэнтези. Это такая стилизация эпохи. Такая мечта. Утопия. Страна, в которой нам бы хотелось жить, но ее нет. Я хотела это в конце сказать.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Не было, что радует меня, попсы практически.
К. ЛАРИНА – А вот «нас не догонят», группа «Тату». Что это такое было. Это вызов для чего? Тут народ пытается понять, для чего это было сделано с одной стороны, одна часть людей утверждает, что, наверное, это было сделано для успокоения мировой общественности, чтобы лишний раз подтвердить, что у нас нет никаких запретов ни на какие меньшинства.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Более того, там это было совмещено с Фредом Меркьюри.
К. ЛАРИНА – Безусловно. Ты права. И что у нас нет никаких ограничений. Вот, пожалуйста, даже не думайте. Мы свободны. А с одной стороны говорят, а как так можно, это лукавство, зачем они это сделали. Это такая попсятина. Почему под эту музыку. Как ты это объяснишь? И. ПЕТРОВСКАЯ - Я объясняю это первым обстоятельством. Что да, у нас толерантность, у нас расцветают все цветы.
К. ЛАРИНА – Не только войны заканчиваются на период Олимпиады, но и отменяются законы о запрете гей-пропаганды.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну да. И тем более как потом выяснилось, церемонию мы увидели в 20.14, а до этого какое-то время публику на стадионе разогревали, по-моему, Ургант и Яна Чурикова и в том числе выступали вживую девушки из «Тату». Потом кто-то спрашивал, вот, наверное, их обманули, и позвали, а в результате не дали выступить. Они на разогреве выступили. И сразу по окончании церемонии на Первом канале когда тут же в прямом эфире возникли возбужденные донельзя Андрей Малахов и Дмитрий Борисов, первые, кого они притянули в кадр это девушек из «Тату». Безусловно, это не просто так, это не просто какой-то проходной эпизод, это такая штука скорее в большей степени политическая. Другой вопрос, что это может быть экспортная история. И, скорее всего. Потому что внутри мы имеем совсем другую историю. И тот же, кстати, вчерашний вечер на Красной площади активисты и в том числе ЛГБТ и одна моя коллега из «Новой газеты», не скрывающая ориентации, они просто попытались спеть гимн, не искажая слов, не издеваясь, просто спели, попытались спеть гимн России. И были немедленно повязаны и закатаны в УВД и потом по счастью, кажется все отпущены. То есть это внутренняя история, это для внешнего к несчастью, поэтому у многих и вызывает некоторую настороженность, мягко говоря, что это все равно эта история для вас, для внешнего пользования, а наша внутренняя история ровно противоположная. И мы припадаем к другим истокам и другим духовным скрепам. Совсем не предполагающим никакой толерантности и прочих европейских глупостей. Как называется западные либеральные, глубоко порочные, глубоко чуждые нам ценности.
К. ЛАРИНА – Я, кстати, по поводу музыки тоже хотела обратить внимание, меня очень момент порадовал, что практически не было никаких патриотических маршей, к которым мы привыкаем на таких помпезных мероприятиях, набор этот мы обычно знаем. Гимн России мы не обсуждаем, это протокол. Но то, что касается подбора музыкального, начиная от группы «Тату»…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Начиная от князя Игоря…
К. ЛАРИНА – Стравинский, Бородин, Мусоргский.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Чайковский, Свиридов.
К. ЛАРИНА – Свиридов. Музыкальный подбор просто поразительный…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Там единственное было немножко «Подмосковные вечера». Но это тоже известный как шлягер во всем мире.
К. ЛАРИНА – Молодцы.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Тоже визитная карточка.
К. ЛАРИНА – А теперь-то ты понимаешь, Ирина Петровская, что никакой Лепс как ни крути, его никак бы не всунуть. Куда бы ты его засунула, в какое место. Давай представим себе, что то, что мы вчера видели, только там должен петь Лепс. Куда мы его засовываем.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Сам Лепс, я коротко скажу, когда был на программе у Ксении Собчак, и она его спросила, он сказал, что он должен был бы вроде бы по замыслу петь с Анной Нетребко.
К. ЛАРИНА – Да ладно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тебе клянусь. Но потом что-то…
К. ЛАРИНА – Я как бы все могу представить.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Слушай, Монсеррат Кабалье пела с Фредом Меркьюри.
К. ЛАРИНА – Ну ты сравнила.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Тем не менее, просто разные жанры.
К. ЛАРИНА – Не скажу что, не скажу, с чем.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я сейчас не сравниваю Лепса естественно ни в каком смысле, я просто говорю, что возможны некоторые совмещения…
К. ЛАРИНА – Ты еще вспомни Баскова.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тебе еще раз повторяю, я не поклонница Лепса, я говорю, что вероятно могли быть какие-то такие странные сближения. Могли бы. Но еще посмотрим на церемонию закрытия. Я не исключаю, что там нас ждут какие-то неожиданные. Но не Ваенга пела, а Нетребко.
К. ЛАРИНА – О чем ты говоришь, the best что называется.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да.
К. ЛАРИНА – Абсолютно. И то, что практически один голос звучал живой настоящий, который стоял у микрофона, это была Анна Нетребко.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И даже у нее микрофон вначале не сработал на эфирную трансляцию. Голос звучал.
К. ЛАРИНА – Мы должны заканчивать. Поскольку песню подобрала тоже, что называется, ассоциативную с олимпийскими играми, с открытием. Повторю, что понравилось мне, о чем мы сегодня с Ирой говорили, с вами споря, дорогие друзья, что это абсолютный фэнтези на тему истории России, это страна, в которой мы могли бы быть, но в которой нас не было, этой страны не существует. И не существовало никогда. Она прекрасна как в той знаменитой песне, которую вы сейчас и услышите. Всем спасибо.
ПЕСНЯ