Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2014-01-18

18.01.2014
Человек из телевизора - 2014-01-18 Скачать

К. ЛАРИНА – 11.09. Доброе утро. Начинается программа «Человек из телевизора». В студии ведущая передачи Ксения Ларина – это я. Ирина Петровская.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это я.

К. ЛАРИНА – Наталья Кузьмина наш бессменный звукорежиссер. Напоминаем средства связи. +7-985-970-45-45. Телефон прямого эфира 495-363-36-59. Ну и я открываю нашу традиционную страничку «Человек из телевизора». На фейсбуке. Где тоже открыта ветка прямого эфира. Ну вот я открываю то, что пишут. «Все больше и больше останавливаюсь на ОТР, - пишет Людмила Реушкина, - молодцы, разнопланово, много интересной документалистики, еще раз посмотрела документальный фильм к юбилею фотопортретиста Плотникова. Потрясающий художник, очень тактично рассматривает политические вопросы, почти нет базара».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я могу только под этим подписаться, потому что я в отличие от очень многих людей, которые махнули рукой на Общественное телевидение России, очевидно, это сказалось первое знакомство, которое было успешным. Мы об этом говорили неоднократно. Я теперь все чаще смотрю и был даже период перед новым годом, который я очень плотно проводила именно с Общественным российским телевидением. Телевидением России, ОТР и высказалась тогда в «Новой газете» и здесь мы обсудили, что там действительно очень хороший кинопоказ, пусть он не премьерный. Но был какой-то день воскресный я помню, показали долгое прощание Урсуляка, потом Хлебникова фильм, не помню какой. О любви, то есть какой-то такой прямо качественный даже мне кажется и «Культура» такой плотности хорошего кино часто не позволяет. Там много документалки, именно даже документального кино. Дискуссионная программа, на мой взгляд, прекрасно Павел Шеремет работает. Что еще. Сергей Николаевич, называется программа «Культурный обмен» и там все о культурных событиях. В общем, на всякий вкус там можно себе найти какое-то блюдо из меню. Поэтому мне кажется, что если сейчас конечно не кончатся окончательно деньги, если не будет опять некой высшей воли, чтобы все-таки это дитя еще пока новорожденное уничтожить, там есть куда развиваться. Там есть люди.

К. ЛАРИНА – А стимул у них какой вообще. Они работают по какому принципу я имею в виду. Они вне конкуренции в таком печальном смысле слова. Потому что как я понимаю, у них нет нужды бороться за рейтинги. Там вообще они этим не озабочены.

И. ПЕТРОВСКАЯ - У них нет конечно нужды бороться за рейтинги. Более того, поскольку способ доставки этого телевидения в разных городах, даже разных районах и разных домах, насколько я понимаю, разный, где-то в кабеле, кто-то смотрит в Интернете, нет то, что мы называем кнопки. Первая, вторая условные кнопки, на которых мы привыкли тот или иной продукт получать телевизионный. То и довольно сложно им в их ситуации добиться этого рейтинга. Как это учитывать, в разных городах это по-разному.

К. ЛАРИНА – Все равно есть каналы, которые работают тоже не на кнопке, как ты выражаешься, тот же «Дождь», например…

И. ПЕТРОВСКАЯ - У «Дождя» по-другому.

К. ЛАРИНА – У них есть реклама. Некоммерческий продукт они должны производить.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это все верно, но, тем не менее, все равно в этом смысле вне конкуренции, потому что там по-другому идет подсчет аудитории. Конечно, это не очень, на мой взгляд, хорошо, когда нет в прямом смысле такого соревновательного…

К. ЛАРИНА – Нет нужды бороться за зрителя. Потому что это ничего собственно не меняет. Смотрят тебя или не смотрят, у тебя одни и те же финансовые возможности. И это ничего в твой жизни не меняет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В моей или жизни каналов.

К. ЛАРИНА – Я говорю про канал. Про телевидение.

И. ПЕТРОВСКАЯ - С другой стороны, если мы посмотрим на существование подобного рода, хотя в большинстве стран все-таки не напрямую подчинено государству и не государство назначает руководителя, не государство финансирует, хотя где-то есть бюджетные средства, которые разные схемы, как финансируется Общественное телевидение. То в общем тоже это не в прямом смысле конкурентно, даже не то что способный, а другие какие-то там условия существования, и напрямую Общественное телевидение мало где конкурирует с основными каналами коммерческими, которые в большинстве стран и существуют в отличие от нас. Где все государственное. Но что меня я повторю, порадовало и обнадежило в ситуации с Общественным телевидением России, когда я смотрела плотно, сейчас подглядываю время от времени за программами, я там не чувствую этого активного вмешательства государства в их деятельность, не ощущается такая вот жесткая ангажированность государству. И не знаю, может быть именно потому, что тоже это самое государство, которое породило на свет это дитя, считает, что ну так, игрушки. Мы знаем, что канал был создан последним, по-моему, указом президента Медведева, и возможно, сегодняшние властные люди считают, что это был такой вот последний привет от того президента. И в связи с этим возможно не рассматривают его как некий долгосрочный долгоиграющий проект. Что было бы, повторю, печально.

К. ЛАРИНА – Лариса Москалева пишет на фейсбуке, на странице «Человек из телевизора»: «Последняя передача Малахова «Каникулы в Майами» сущее мракобесие и издевательство над всеми. Призывал «порадоваться» за хорошо отдыхающих в основном бездарных представителей шоу-бизнеса. Смех, да и только».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я посмотрела эту программу, она у меня вызвала отчасти да, смех да и только, знаешь, что мне это напомнило. На заре перестройки, когда кино как кинематограф, как постоянный системный процесс это рухнуло, стали выходить кооперативные фильмы коммерческое кино. Которое видимо, финансировалось напрямую какими-то тогдашними новыми русскими.

К. ЛАРИНА – Называлось кооперативное кино.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я и говорю. Да и в основном смысл такого кино…

К. ЛАРИНА – Комедия на круизах.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Даже был какой-то фильм, что-то с Маймами, по-моему, в названии.

К. ЛАРИНА – «Жених из Майами».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Весь смысл которого был в том, что это снимается непосредственно в Майами, и демонстрируются красоты этого прекрасного места. Вот восторг, который непонятно демонстрировал Андрей Малахов, который явно не первый раз был в Майами, и наверное, мало где он не бывал из таких вот сладостных мест. Он совершенно для меня необъясним. Но особенно меня рассмешил, а потом начал естественным образом раздражать этот посыл, как много, это были такие рекламные у него зазывалки в начале каждого из блоков, перед рекламой, после рекламы, с каждым годом все больше россиян живет и проводит свои новогодние праздники в Майами. И дальше это подтверждается синхронами интервью со звездами, которые говорят, что да, русские люди любят тепло, море, океан. Их не смущает и не пугает долгий перелет. И все это конечно, с одной стороны, как правильно заметила наша слушательница, я бы не назвала это мракобесием, разумеется. Здесь мне непонятен смысл этого высказывания. Смысл какой. Что есть райское место на земле, где живут люди, достигшие некоего статуса, положения, в первую очередь финансового благополучия. И они там это время проводят, а Малахов с восторгом это фиксирует. С другой стороны, когда мы видим, что общий сегодняшний тренд на большинстве каналов это такой звериный почти антиамериканизм, где нам рассказывается на полном серьезе, что Америка средоточие всех пороков, что американцы спят и видят, как бы нас завоевать, причем разными способами. То подкупом, печеньки дают оппозиционерам, то насаждают свои порочные пристрастия бедным россиянам. Которые не могут устоять и вдруг на этом фоне вот такой всплеск невероятного счастья и радости, и в общем это преподносится как некая мечта, если не всего человечества, то, по крайней мере, большинства россиян, что я не исключаю, в общем близко к действительности. Но как эти сочетаются два абсолютно разнонаправленных вектора…

К. ЛАРИНА – Патриотизм. Это же Первый канал. Должны воспитывать патриотизм, а они что воспитывают.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А они воспитывают, даже не знаю что, у многих создалось впечатление, что здесь какой-то был еще и рекламный характер этого произведения.

К. ЛАРИНА – А там что показывали, дома?

И. ПЕТРОВСКАЯ - В том числе и дома, где проживают разные наши звезды.

К. ЛАРИНА – Личная собственность.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Там мало этого было, чтобы совсем личная собственность. Но я не знаю, правда, кому нужно рекламировать недвижимость, например, в Майами. Те, кто в состоянии эту недвижимость приобрести, они как-нибудь без рекламы обойдутся, скорее всего. Ну, бывают всякие казусы, безусловно, и вероятно Андрей Малахов таким образом решил просто и отдохнул на новый год и в то же время и поработал и привез этот дайджест счастья из Майами. Но производит впечатление диковатое. Прямо скажем. Хотя мы знаем, что многие зрители из разряда так называемых, сейчас я кавычки делаю – обыкновенные россияне, они, несмотря на классовую ненависть в принципе многие к богатым, успешным, тем не менее, обожают этот тип программ, где нам рассказывают о счастливой, успешной, богатой, сытой жизни знаменитостей. Все может быть, и вероятно, что рейтинг у этого майамского спецвыпуска был вполне большой.

К. ЛАРИНА – Любят смотреть, как живут богатые. Ты же сама это знаешь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я о том и говорю.

К. ЛАРИНА – Любят смотреть на огромные звездные дома, звездные гостиные, звездную еду.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тем не менее, опять же если я правильно помню, как так векторы устроены, все равно разнонаправленные векторы. С одной стороны мы знаем, что народ по-прежнему у нас не любит богатых, по-прежнему считает, что все богатства нажиты исключительно неправедным путем. И, в общем, при случае, если так удастся, то хорошо бы всех раскулачить и все национализировать и отобрать и вообще наказать всех этих богатеев. С другой стороны, когда это касается кумиров, а тут были представлены, Стас Михайлов один чего стоит…

К. ЛАРИНА – Там такой уровень кумиров. Самые кумиристые.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Больше того, там еще сочетается с православием. Потому что нашим россиянам лучшим из нас, которым довелось приобрести недвижимость в Майами и проводить там все больше времени, они эти люди еще и хотят, чтобы там духовность была, поэтому построили церковь, храм Святой Матрены, куда проводник по Майами мама Наташи Королевой, мадам Порывай, по-моему, что-то в этом духе, она привозит Андрея Малахова в этот храм и там встречается им совершенно случайно, богобоязненный Стас Михайлов. Который молится и говорит о том, что вот, он частый посетитель этого православного места.

К. ЛАРИНА – Ты сейчас тоже рекламируешь Майами.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я очень легко рекламирую Майами. Потому что Майами как там было: Таити, Таити, не были типа и не хотим. Мне очень легко рекламировать Майами, поскольку ничто, к сожалению к моему великому не связывает меня с этим райским местом и что-то мне подсказывает, что вряд ли уже когда-нибудь будет связывать. Поэтому только лишь посмотреть краешком глаза на то, как, в общем, хорошо, весело и вольготно проживают наши звезды там. Отработамши, конечно, здесь, корпоративы, елки, концерты. Ну, хорошо сегодня у нас и не только сегодня, последнее десятилетие хорошо продается этот прекрасный попсовый продукт.

К. ЛАРИНА – «Так ждали Жванецкого, что скажете», - спрашивает Игорь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Скажу, что честно я мало уже чего жду не от Жванецкого, но фронда в одном и том же помещении с тем же самым Малаховым, условным конечно помещении…

К. ЛАРИНА – Малахов на другом канале.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ой, Мамонтов и остальные герои этого канала, она, в общем, практически невозможна, поэтому это все становится очень осторожным, аккуратным. Михаил Михайлович на самом деле и не радикал, конечно. И все равно его слово, иногда намек, интонация это дорогого стоит. Но как-то когда происходит столько событий, а за истекший период…

К. ЛАРИНА – А какие события произошли?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это не программа раз в неделю выходящая. Она выходит раз в месяц, значит, соответственно предыдущая была в декабре. Что мало событий произошло за это время.

К. ЛАРИНА – Нет, вот сейчас какие события тебе показалось, что они не обсужденные.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Очень вскользь, например, было, и более того, после вопроса, в котором содержалась оценка Андрея Максимова по отношению к тем же «Pussy Riot», как-то тоже, никогда же нельзя исключать, программа записная, искусство монтажа, поэтому какие-то возможно высказывания смелые, отважные и не такие обтекаемые, они возможно вырезаны. Но волей-неволей конечно, и любому выступающему на государственном канале с определенным абсолютно содержанием, настроением, все равно, наверное, приходится принимать так или иначе некоторые правила игры. Даже если нет монтажа, даже если нет прямых указаний. У человека, так или иначе, включается некий внутренний уже редактор. Он себя контролирует.

К. ЛАРИНА – Скажи, пожалуйста, ты почувствовала, что год культуры начался.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хороший вопрос.

К. ЛАРИНА – Задумалась Ира.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я почувствовала, что год еще вообще не начался. Если говорить о телевизионном продукте. Удивительным образом каникулы в Майами затянулись и видимо, Майами так затягивает, что оттуда (Майами теперь уже в широком смысле слова), что оттуда невозможно выбраться. И вот уж которую неделю, у нас какая неделя нового года заканчивается. Третья или вторая. Третья пошла.

К. ЛАРИНА – Сегодня какое число.

И. ПЕТРОВСКАЯ - 18-е уже, по-моему. И за это время было множество повторов новогодних программ…

К. ЛАРИНА – По-моему, не один раз уже.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, вчера в частности, был очередной новогодний повтор на Первом. Были новогодние повторы на «России», еще будут. И, по сути, я посмотрела, мы с тобой сейчас пытались изучить программу на следующую неделю, вот по сути возвращение каких-то таких более-менее смысловых программ, оно только начинается. С понедельника выйдет Познер, наконец, программа «Политика» в среду, «На ночь глядя» и соответственно на канале «Россия» появится Соловьев в полном объеме. Мамонтов наш любимый тоже придет.

К. ЛАРИНА – Видишь, как без них плохо.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну да, потому что вдохновение надо же где-то получать.

К. ЛАРИНА – Советскому интеллигенту нужен враг обязательно, идеологический противник.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, не идеологический противник, дело в том, что по этим…

К. ЛАРИНА – Не можете просто так искусство воспринимать чисто искусство.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В чистом виде искусство никак по телевизору не получается.

К. ЛАРИНА – Надо чем-то разбавлять.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хотя и иногда бывают очень даже какие-то неплохие, но, по-видимому, в основном на той же самой «Культуре» хорошие программы, прекрасные концерты. Повтор как раз был кстати на этой неделе Венского филармонического оркестра.

К. ЛАРИНА – А Королевский ты не смотрела? В честь бриллиантового юбилея.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А это уже тоже был повтор.

К. ЛАРИНА – Грандиозный концерт.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, а еще был тоже в рамках нашей обозреваемой недели был повтор, но так получилось, что первый раз я не смотрела и не могла оторваться, на Первом канале фильм BBC про Фредди Меркьюри. Что меня опять же удивило, что я как раз ожидала, когда зайдет разговор о трагической судьбе и гибели от СПИДа, и сопутствующих всех личных обстоятельств, все это оставлено, хотя конечно это очень по-английски сделано деликатно, но, тем не менее, впрямую говорится обо всех личных пристрастиях его и в общем, в принципе просто даже если от этого абстрагироваться, то просто очень хороший фильм. Который все поклонники Фредди, я думаю, что с удовольствием посмотрели, хоть бы даже по второму разу. Вот такие редкие бывают какие-то счастливые мгновения в том числе на нашем Первом канале помимо Майами.

К. ЛАРИНА – Судя по нашей вялой sms-ленте, народ мало чего видел интересного на телевидении. Здесь только идет эффект прямого контакта с нами, они реагируют на те реплики, которые уже сказаны в эфире. Друзья мои, ну хоть что-нибудь расскажите, что вы по телевизору видели. Это же неприлично. У нас же телевизионная радиопрограмма. Новости, потом продолжим.

НОВОСТИ К. ЛАРИНА – Ну что…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Что нам пишут.

К. ЛАРИНА – Народ внял моим толчкам, я их немножко палкой пошевелила. Начали чего-то писать. «Так, на СТС сначала заявили фильм с Лесли Нильсоном, где он просто стебался над властью, но так и не показали». Юра из Санкт-Петербурга. «Здравствуйте, хочу похвалить программу «Правила жизни» на канале «Культура». А вам она нравится?»

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне так очень нравится наша Марина Королева.

К. ЛАРИНА – Да. А что это за линейка такая? Я первый раз увидела как раз с Мариной Королевой.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И я то же самое. Первый раз буквально на рождество или около того, там было написано «Правило жизни», ток-шоу. Пока, честно говоря, я тоже не врубилась в то, какая это линейка и что там происходит. Но Марина Королева мне очень нравится.

К. ЛАРИНА – «Написать о ТВ ничего не могу. Я смотрю программы в Интернете. По вашей наводке. А так конечно, английский «Шерлок», я влюблена в это чудовище», - пишет Настя. «На канале «Сто» в Питере любопытный сериал «Мост и убийство». Спасибо» - Аля. «Культуре» спасибо за ретроспективу Хичкока», - Виталий.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, хорошая была.

К. ЛАРИНА – Кино, которое можно смотреть без конца. С любого места, хоть ты знаешь всю детективную интригу, чем закончится. Но невероятное конечно мастерство. То, что называется классика.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Слава богу. Потому что на «Культуре» регулярно проходят такого рода культурные, я считаю акции и даже то, что ты видел много раз, с удовольствием особенно на нынешнем безрыбье смотришь, даже безрыбье тут ни при чем. Просто смотришь, и оторваться не можешь. Я кстати вот что из того, что было оригинальное. Любопытное было совпадение. Мы понимаем, что главный конкурент «Пусть говорят» это программа «Прямой эфир», и довольно часто там бывает, совпадают темы, но чтобы они совпадали до такой степени. В один день и тот же, вначале вышел «Прямой эфир», рассказывающий о судьбе Ольги Воронец, знаменитой певицы, которой сейчас уже 86 лет, и она тяжко болеет и одинока. И в этот же вечер буквально через 10 минут после окончания, у Малахова ровно тот же самый. Притом, что оба конечно говорят «наш эксклюзив», потому что они приехали в дом к Ольге Воронец, сняли и тот и другой ее и ее реакции, ее воспоминания. У Малахова это лучше получается как ни странно, нет, не странно, он такого рода программы про кумиров делает, как правило, довольно тепло и без особого впадания в желтизну. Но вопрос все равно возникает, как же они так умудряются, вот совпасть в один и тот же вечер удивительным, на мой взгляд, образом, опять же возникли некоторые версии, что возможно таким образом они поддерживают певицу в довольно ее бедственном положении, если это так, то дай бог, если еще они даже за это какой-то гонорар ей заплатили. То тем более сам Господь велел. Но любопытно, потому что судьба конечно у нее удивительная. И как выясняется, весьма драматическая. Повторяю, в общем оба избежали каких-то таких особых желтых подробностей. Но я вот даже и не предполагала, что например, Ольга Воронец, исполнительница народных песен имеет дворянские корни, происхождение. Что там была, оказывается, такая серьезнейшая борьба что ли, не впрямую, с Людмилой Зыкиной за это первородство, за звание быть…

К. ЛАРИНА – Все эти имена, которые ты называешь, они совершенно уже из какой-то позапрошлой эпохи.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Выясняется, что люди-то живы и кстати наверное, прекрасное наше государство…

К. ЛАРИНА – А где молодые герои?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Слушай, молодые герои в Майами некоторые.

К. ЛАРИНА – Что у нас только те, кто в Майами.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Некоторые не в Майами, некоторые здесь в «Голосе» например, участвуют.

К. ЛАРИНА – Почему, у нас есть герои. Алексей Навальный есть. Борис Акунин, который сегодня будет в нас в студии. Где все эти люди.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Эти люди у нас в студии, например.

К. ЛАРИНА – Это какой-то абсолютно оптический обман. То, что в телевизоре нам представляют. Галерею портретов это не люди, которые определяют сегодняшнюю жизнь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Совершенно верно, но жизнь состоит не только из людей, которые определяют сегодняшнюю жизнь.

К. ЛАРИНА – Но там других-то нету.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Безусловно, это огромная проблема и огромная недоработка, можно сказать, а можно сказать, что системная история, не ошибка ни в коем случае. Понятно, что эти названные тобой персонажи не могут там появиться. Но дело в том, что живут еще до сих пор на свете люди, которые определяли в свое время культурное пространство телевизионное…

К. ЛАРИНА – А сегодняшнее культурное пространство кто-нибудь вообще определяет?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Послушай.

К. ЛАРИНА – Или его нет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот канал «Культура» иногда определяет сегодняшнее культурное пространство. Но все равно есть огромная проблема в том, что старики, которые в свое время космонавтов встречали и как угодно, сейчас живут и бедствуют.

К. ЛАРИНА – Я понимаю. Мы сейчас говорим про острое и соленое. Ты говоришь про целеполагание, согласна… А я говорю про картину мира, которая абсолютно искажена.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но мы же не ждем уже даже от этого телевизора предоставление нам абсолютно полной объективной многообразной картины мира.

К. ЛАРИНА – Я уже не прошу политику. Не надо мне, если вам нельзя, не надо, не мучайтесь. Мы живем иногда культурной жизнью, когда в свободное от работы время мы с тобой ходим на премьеры в театры, на премьеры кино. Ведь есть какая-то жизнь, есть какие-то люди, которые делают и творят. И есть событийные вещи. Есть в Москве в одной сколько ты найдешь очагов культурных событий, к ним приковано внимание огромного количества людей.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Огромное это большое преувеличение.

К. ЛАРИНА – Ну как. Залы забиты. И очереди стоят на выставки.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И вот в этом моя кстати…

К. ЛАРИНА – И где это все.

И. ПЕТРОВСКАЯ - … моя личная часто претензия к каналу «Культура», который тоже, если и говорит об этих, как ты говоришь событиях, которыми мы являемся непосредственными свидетелями, об этих премьерах, иногда скандалах с этим связанных. Если говорит, то как бы как через запятую. А вот есть режиссер Константин Богомолов, который в основном, и дальше описываются…

К. ЛАРИНА – Основная публика и судит про творчество Богомолова по этим плевкам, которые там возникают…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Иногда даже это не плевки, но просто невозможно из этих сюжетов понять, что из себя сегодня он представляет, что он делает.

К. ЛАРИНА – Что в театре происходит.

И. ПЕТРОВСКАЯ - На всех площадках. Тот же Гоголь-центр, который чуть ли ни каждую неделю какие-то события там организует.

К. ЛАРИНА – Где это все, ничего этого нет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Причем не только премьерные театральные, но и дискуссии, все, что угодно. Просто взять эту площадку, дискуссионную, которая у них идет. Я думаю, что это было бы огромному количеству людей интересно, потому что это актуальная культура. А не, здесь я согласна, не консервированное, не ретро. И вот не ностальгические какие-то воспоминания, всхлипы. К сожалению, этого не делают.

К. ЛАРИНА – Тот же канал (неразборчиво), на который часто мы ссылаемся, когда начинаем говорить, как может быть устроен культурный канал, в конце концов, я сегодня радуюсь, когда у нас появляются прямые трансляции мировых премьер оперных. Или концерты симфонической музыки. Прекрасно. Но кроме этого существует огромное количество событий в мире культурных, которых вообще мы не касаемся. Как будто их нет. Какой-то водрузили занавес железный культурный. Это можно, это нельзя. Это наши традиции, это не наши традиции. Ведь был период, когда тот же Кирилл Серебренников вел передачу на телевидении. По-моему, было на СТС, где он встречался с людьми, которые сегодняшнее современное искусство определяют, и у нас там столько людей, персонажей, героев, о которых как ты правильно заметила, мы узнаем, когда есть какой-то скандал. С Маратом Гельманом, с Константином Богомоловым. С Кириллом Серебренниковым.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Кто мы узнаем. Узнают зрители канала «Культура» в новостях. А дискуссионная линейка, которая в свое время была, из этого всего сегодня осталась «Культурная революция». Что они там обсуждают. Вот я буквально вчера или позавчера посмотрела. Отношения отцы и дети, какие-то такие проблемы, которые правда не имеют ни к какой революции отношение, тем более культурной. Нет, приятно увидеть каких-то людей часто, которые тоже не появляются, как правило, на основных каналах. Но мне кажется, что сегодня этого остро не хватает. Дискуссии и вот этой актуальности, а не просто вечнозеленые темы, проблемы, которые можно обсуждать сегодня, а можно было обсуждать 25 лет назад.

К. ЛАРИНА – Можно записывать вперед на годы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Можно записать…

К. ЛАРИНА – И в Майами поехать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Бегом. Ну и конечно, отвлекаясь от культуры в высоком смысле, совершенно, на мой взгляд, возмутительная очередная история, которую я нисколько не сомневалась, что немедленно начнет раскручивать наше желтое телевидение. Вчера не было программы «Пусть говорят», потому что она в пятницу не выходит. А «Прямой эфир» вышел и разумеется, был посвящен в том числе и возможным проблемам со здоровьем, скажу я мягко, певицы Жанны Фриске. Которую ушлые папарацци из LifeNews засняли, якобы которую в аэропорту, когда ее отправляли за границу. И вот это вызывает у меня просто уже омерзение. И желание часто сейчас, правда, все у нас запретить, осудить и так далее. Но на каком-то уровне таком этическом мне кажется это все равно необходимо обсуждать.

К. ЛАРИНА – Там есть такая параллельная история, я не видела передачу…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это затравка.

К. ЛАРИНА – Я поняла. Читала отклики в фейсбуке.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А дальше как будто бы переходит к тому, можно ли победить болезнь.

К. ЛАРИНА – Я хочу тебе рассказать, что директор Жанны Фриске обратилась напрямую к начальникам LifeNews с требованием убрать это видео. И вообще взывала к их совести. На то господин Габрелянов ответил ей, я цитату видела из его ответа. Что предъявите мне Жанну Фриске здоровую и вам отдам миллион долларов за это. Типа докажите, что я солгал, предъявите, пусть она в течение трех дней появится по телевидению живая и здоровая, тогда я вам миллион долларов дам. Скажи мне, где предел цинизма. Это какая-то запредельная гадость.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Рыночный такой, не в смысле рыночного общества, а базарный рыночный подход…

К. ЛАРИНА – И все восхищаются же этим каналом, многие люди. Этим новостным сайтом, типа какие они оперативные.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Оперативность эта во многом, конечно, построена на том, что разные сотрудники…

К. ЛАРИНА – Это даже не журналистские материалы. Обрати внимание. Когда они дают этот рассыл, у них без конца идет реклама, столько-то стоит такое-то видео, столько-то такое…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это все становится возможным, эта мобильность, они первые благодаря тому, что видимо, есть немалое количество людей, желающих заработать на этом доступе к такого рода информации и от медсестер, врачей, санитаров, водителей, человек не может существовать любой, тем более знаменитый в безвоздушном пространстве. Поэтому особенно если не приведи Господи, он заболел, значит, большое количество людей в теме, в курсе. И они просто сдают, я думаю, за гонорары мягко скажем, этого человека. И смотреть это невыносимо.

К. ЛАРИНА – Вчера рассказывал очень смешно Илья Фарбер, который был у меня в эфире, разговор у нас зашел про местных жителей деревни Мошенка, где он работал. О том, как они относятся ко всему делу, лично к Илье Фарберу. И он рассказывал очень смешно, что их так достало телевидение, что когда приезжает НТВ, корыто, на котором написано НТВ, они тарелку разворачивают, народ закрывает ставни, двери на замки. И очень смешно, когда наблюдаешь, как люди бросают тяпки, грабли и бегут вприпрыжку домой скорее, как только видят тарелку эту.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Следующая стадия будет, что они с тяпками и граблями на тарелку пойдут. Или уже теперь не пойдут. Но в принципе, наверное, должна тоже какая-то накопиться критическая масса этого омерзения к этим методам.

К. ЛАРИНА – А там просто врываются, как обычно делают, если врываются к знаменитостям, то с простыми людьми они вообще не церемонятся, судя по всему. Когда они просто ломятся в квартиры, в дома, и уже кричат: снимай, снимай. Если кто-то в окне хоть покажется.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И мне очень нравится эта бесконечная их отмазка, извините…

К. ЛАРИНА – Народ требует.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А во-вторых…

К. ЛАРИНА – Наши зрители хотят видеть.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А во-вторых, если ты публичный человек, то уж изволь, ты этого хотел. Что у тебя нет вообще никакого теперь права ни на частную жизнь, ни даже на деликатность по отношению к тебе, если ты заболел. Даже сострадания нет к женщине, у которой маленький ребенок, и прочие очень важные и видимо, весьма драматические обстоятельства и события. При этом это теперь делается как в этом «Прямом эфире» под личиной, маской сочувствия.

К. ЛАРИНА – Бровки домиком.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну мы точно конечно не знаем, но давайте вот…

К. ЛАРИНА – Пожелаем здоровья.

И. ПЕТРОВСКАЯ - …о том, как излечилась также…

К. ЛАРИНА – Пусть чудо произойдет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, а теперь мы пригласим в студию Марьиванну, которая излечилась от такой же болезни. Нет ничего неизлечимого. Вроде как сочувствие. Но изначальный посыл все равно это обнародовать первыми. Хорошо, первый LifeNews был, давайте мы эту тему будем раскручивать. Уверена, что в ближайшее время подобное появится и в разных других форматах.

К. ЛАРИНА – Люди болеют и люди уходят к сожалению, из этой жизни и вот мы хотели с Ирой сегодня вспомнить о человеке, который очень много значил для всей театральной общественности Москвы и России, поскольку этого человека знали везде во всех театрах российских. Это Алла Юрьевна Шполянская. Которая была многолетним помощником, завлитом Олега Павловича Табакова и в театре Табакова и в Московском художественном театре с 1996 года она здесь работала, и вот на днях ее не стало, вчера пришло печальное известие о том, что она умерла. Ей было 75 лет. Мы этого человека с Ирой я думаю, можно сказать, что знали хорошо. Поскольку мы частенько бывали на премьерах и не только, но и замечательных мхатовских вечерах, на которые Алла Юрьевна нас приглашала. Я думаю, что со мной согласятся все, кто знали этого человека, что таких людей в театре, это штучный товар. Единицы. Таких людей в театре практически не бывает. Особенно когда мы говорим о так называемом административном аппарате. Она все-таки не была ни творческой единицей, не была ни завлитом, ни режиссером, ни актрисой. Но при этом она была невероятно артистична и была настоящим помощником творца. Это очень важно понимать, поскольку она так сопереживала всем событиям, которые происходили в театре, как личный успех. Провал - личный провал. Неудача – личная неудача. Всегда защищала артистов, своих сотрудников. Часто очень обижалась на критиков, обижалась как ребенок. Говорила: все, не буду с тобой разговаривать, ты вообще обидел моего любимого актера. Или мой любимый спектакль. Но все это очень быстро проходило, поскольку она была абсолютно живым человеком всегда, и она просто искрила от эмоций, невероятно эмоциональный человек и сколько раз мы с ней встречались, когда с ней разговариваешь, ты узнаешь, невероятный объем информации на тебя скатывается. Самой разной. Из области искусства, из области сплетен, политики, это было что-то чудесное. Ужасно жаль, это уход трагический для нас всех. Я думаю, что Ира тоже согласится, поскольку частенько тоже сиживала там в кабинете.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я даже вчера когда узнала про это, во-первых, это меня действительно прям поразило в самое сердце. Потому что казалось, что Алла Юрьевна абсолютно вечная в этом ее кабинете. Рядом прямо со сценой, куда мы приходили до спектакля, в антракте.

К. ЛАРИНА – Или вместо спектакля.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, вместо никогда не было.

К. ЛАРИНА – Я приходила не только на спектакль, а просто к ней.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И вот в эти моменты Алла Юрьевна успевала сказать все, что она думает по поводу телевидения, Малахова, написанной тобой статьи, сказанного нами в эфире. Согласиться, не согласиться. Поспорить, перейти к театральным темам. Тут же приходят какие-то люди, мимо забредающие, потому что периодически из этого кабинета доносятся совершенно взрывы гомерического хохота. Я вспоминаю, как мы сидели после юбилея О. П. Табакова недавнего практически на 75-летие. И мы, быстро оторвавшись и ушли с банкета, и там уже Алла Юрьевна все как водится, накрыла и туда стали подтягиваться. Пришла Людмила Максакова. Коля Цискаридзе. Еще какие-то люди собрались, и было так невероятно весело, просто феерически. И притом, что Алле Юрьевне уже было тяжело, она уже болела и тяжело ходила. Но эта атмосфера абсолютного театра вокруг нее, она я даже не представляю, как теперь туда мы придем, а мы придем, безусловно…

К. ЛАРИНА – А ее нет. Она, конечно, создавала эту атмосферу.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Средоточие этого восхищения всеми. Притом, что она могла и ругаться действительно, и заходит кто-то из актеров, она замолкает, потом говорит: чего пришел, чего пришел, я вообще его видеть не могу. А на следующий раз он приходит, она говорит: любимый мой. То есть абсолютное воплощение какого-то духа театрального. И именно мхатовского и табакерковского. Невероятно жалко.

К. ЛАРИНА – И помимо спектаклей и конечно и премьеры. Конечно все театральные вечера, в том числе и закрытые клубные вечера, которые во МХАТе происходили, это была ее стихия абсолютно. Она любила разруливать, руководить, придумывать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Кстати канал «Культура» вечно, отойдите от меня, сейчас у меня канал «Культура» снимает. Так, а на этой площадке у меня Первый. То есть она еще это все организовывала.

К. ЛАРИНА – Я могу сказать, завершая эту печальную тему, которая все равно какая-то с улыбкой, потому что Аллу Юрьевну без улыбки вспоминать невозможно. Что завтра состоится прощание, гражданская панихида в театре. Во МХАТе. С 12 часов можно проститься с Аллой Юрьевной Шполянской. И потом будут похороны на Троекуровском кладбище. Сейчас Ира вспоминала вечер, 75 лет Олега Павловича Табакова, мы бы хотели сегодняшний наш эфир завершить фрагментом из этого вечера. На котором мы были вместе с Аллой Юрьевной. Вместе пели. Вместе хохотали. И вместе поздравляли Олега Табакова. Итак, МХАТ, Табаков, памяти Аллы Шполянской. Финальный номер вечера, посвященного юбилею Табакова, где вся труппа поет.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024