Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2013-10-19

19.10.2013
Человек из телевизора - 2013-10-19 Скачать

К. ЛАРИНА - Утро доброе. Утро красит красным светом стены древнего Кремля?

И. ПЕТРОВСКАЯ - В данный момент - красным.

К. ЛАРИНА - Красным! Потому что да, перед нами телевизор, поскольку "Человек из телевизора" начинается передача. И телевизор показывает нам пленум Центрального комитета Коммунистической партии Российской Федерации. Выступление генерального секретаря Геннадия Зюганова на фоне огромного нарисованного Кремля и замечательного слогана - "Народу много, Родина одна".

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я помню известную фразу сакраментальную "В магазине вас много, а я одна".

К. ЛАРИНА - Это, конечно, догадаться вообще такой девиз сделать для съезды, молодцы, не знаю, кто там пошутил из креативщиков.Нанимали человека. Денег ему отвалили небось сколько за эту идею.

И. ПЕТРОВСКАЯ- Наверняка есть фильтр, да, там просмотрели секретари по идеологии, заместители и так далее, кто у них там есть. Это гениально, конечно. Вообще в каждой государственной структуре и партии есть свои засланные, по-моему, казачки, которые успешно разваливают изнутри.

К. ЛАРИНА - Как знаешь, есть сайт такой специальный в интернете - люди, которые портят фотографии. То есть когда кто-то фотографирует, и человек, специальный человек, который сзади подойдёт и рожицу состроит.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Или рожки вот так сделает.

К. ЛАРИНА - Ну что, мы начинаем программу "Человек из телевизора". Напомним средства связи. Здесь в студии Ксения Ларина, Ирина Петровская. И наш номер СМС +79859704545. Номер телефона прямого эфира +74953633659. И я открыла по традиции нашу страничку в Facebook'е, страничка называется "Человек из телевизора". И там на аватарке такая мордочка с антенной на голове. Так что подключайтесь, в прямом эфире можем общаться и по Facebook'у тоже.

Много пришло вопросов и откликов на телевизионную продукцию за прошедшую неделю. Ну, наверное, главным сюжетом стала вот это показательное задержание подозреваемого в убийстве... Зейналов его фамилия?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Зейналов.

К. ЛАРИНА - Зейналов, да. Ира, здесь очень много шуток по этому поводу. Как ты оцениваешь этот сюжет, потрясающий просто?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я присоединяюсь к большинству шуток. Кто-то называет это индийское кино, кто-то вспоминает разные боевики, где похожие есть сюжеты. Кто-то говорит о том, что масштаб происходящего был соизмерим с тем, что если бы поймали Бен Ладена и привозили его так же показать. Но, хотя мы знаем, такого всё-таки и не было, да? Ну, то же самое. Работают какие-то креативные люди.

К. ЛАРИНА - Кому-то это в голову пришло.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я думаю, что да.

К. ЛАРИНА - Они же хотели, как лучше.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно, ну что ты. Нужно было продемонстрировать невероятную эффективность следствия, оперативность реагирования, а дальше уже включился какой-то очень талантливый креативщик, придумавший весь этот сценарий. Я, кстати, когда внимательно смотрела, я просто диву давалась, просто отдельные детали поражают. Ну, помимо того что задержанного человека огромные амбалы бьют, помимо того что существуют какие-то представления процессуальные, да, о том, что нельзя объявлять сразу человека преступником. Об этом мы уже вообще забыли.

Но дальше вот эта постановочная вся часть, как опять же многие заметили, вертолёт, в который сажают, был один, а который приземляется на Петровке - другой. А самое смешное это было, когда приземляющийся вертолёт в этом дворе внутреннем, да, я так понимаю, на Петровке, и понятно, что человека везут в наручниках, с ним уже огромное количество...

К. ЛАРИНА - Показательный обыск.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, помимо обыска ещё. В этом дворе лежат, ещё лежат, просто реально прицелившись на этот вертолёт.

К. ЛАРИНА - Дядьки с пистолетами?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Дядьки с ружьями, так бы я сказала, если говорить, как девочки говорят. С автоматами. И дальше они перебежками, практически ползком подбегают к этой двери, которую уже открывают, оттуда выволакивают человека задержанного в наручниках. И вот здесь уже совсем просто бред сивой кобылы. Ну а потом вот это самый, конечно, апофеоз - это ввод его в кабинет...

К. ЛАРИНА - По ковру.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И выход Колокольцева в образе оскорблённой добродетели, олицетворенного правосудия, всего, чего только можно. Ну, вот, к сожалению, такие сцены, мне кажется, надо всё-таки репетировать. Сначала, может быть, на стерхах или на ком-то.

К. ЛАРИНА - Потом стерха привезли.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Стерха тоже привезли. Чтобы немножко было более натурально.

К. ЛАРИНА - Тоже демонстрировали. Помнишь, мужик такой с бородой, ящик деревянный, он его открывал и демонстрировал.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И похудевший стерх. Но, в общем...

К. ЛАРИНА - Стерх грустный был.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Стерх грустный был. да, отбился от стаи - вот теперь за это получай. Ну, что тут говорить? Я даже там у себя на странице в фейсбуке перепостила очень смешную реплику одного из пользователей, который предложил ввести специальное подразделение "Телевизионные войска", которые будут, ну, в зависимости присваивать звания, потом эти войска будут также оперативно снимать всё, что происходит, и потом им можно будет вручать секретную Тэффи в номинации "Совершенно секретно: телевидение особого назначения". Явно совершенно, что с первой до последней минуты снимали какие-то свои операторы, я предполагаю, что свои, да?

К. ЛАРИНА - Послушай, конечно. Там специально обученные люди делают. Эту плёнку уже готовую просто разослали по всем каналам.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну, конечно.

К. ЛАРИНА - У них это называется "оперативная съёмка", но на самом деле чисто постановочная история.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Абсолютно. Уже не говоря прекрасно, тоже которое войдет в анналы, выражение министра Колокольцева: "лицо было задержано". Ну и дальше на эту тему было множество шуток, насчёт лица и прочих...

К. ЛАРИНА - Вообще, конечно, всё это невероятно стыдно смотреть, когда этим занимаются взрослые люди, когда, не знаю, собровцы там были настоящие или нет, это же люди, которые делом занимаются. Вот, отряд быстрого реагирования. Люди, которые занимаются делом, люди, которых бросают на самые страшные тяжёлые операции. Вот, охота вообще время своё тратить драгоценное на такую...

И. ПЕТРОВСКАЯ - Так, слушай, они люди служилые, им что сказали, на то и время они тратят. Другой вопрос...

К. ЛАРИНА - Сами себя высекли опять.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет. Самое ещё главное, мы на эту тему тоже многократно говорили, когда смотрели, ну, может быть, менее пафосное, но тем не менее постановки с участием первых лиц государства. Их было множество с теми же... и с этими амфорами, и с чем только не было. Просто до какой степени надо считать свою аудиторию, свой народ каким-то совсем идиотом, который способен во всё это поверить и, более того, вдохновиться таким невероятным...

К. ЛАРИНА - Оперативной работой Министерства внутренних дел.

И. ПЕТРВОСКАЯ - Оперативной работой, и также "наша служба и опасна, и трудна", да? Кое-где у нас порой.

К. ЛАРИНА - Всех представить к награде.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Всех представить к награде, да. Ну, ещё мелодию какую-нибудь или песню нужно было подложить.

К. ЛАРИНА - Но самое главное тоже даже на сегодняшний день пока не доказано, что это тот самый преступник, которого искали. Хотя мы сегодня утром с тобой говорили, что вроде как опознала его девушка, которая была свидетелем этого эпизода. Собственно говоря, девушка погибшего парня, да? Ну, не знаю. Я не удивлюсь, если выяснится, что это совсем человек, который не при чём. Он сейчас говорит, что он вообще там не был.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Дело в том, что меня лично это насторожило, что девушка как-то очень долго воздерживалась от признательных показаний, хотя, может быть, конечно, у них тоже какие-то ходы тактические, стратегические. Но даже дело не в этом. Опознал или не опознал. Всё равно никто не отменяет следствия, ну, каких-то элементарных вещей, которые делают эту систему законной и соответствующей. Множество же всяких, да, есть установлений, которые регулируют, регламентируют эту деятельность. Поэтому одно даже признание, как мы знаем, вовсе не является доказательством того, что человек виновен. Ну уж не говоря о том, что это вся история этого не пугачёвского, а бирюлёвского бунта, вот это она канализируется исключительно в этнический конфликт, в то, что овощебаза, да, там и прочее. Хотя совершенно очевидно, что здесь есть ещё и вот эти очень страшные, в первую очередь социальные причины, о чём тоже многие сегодня говорят.

К. ЛАРИНА - И социальные. А подожди, то, что вообще касается коррупции со стороны властей. Это, понимаешь, когда МВД занимается поимкой преступника и борется с мигрантами, вот они сейчас грозят всем мигрантам. Сейчас все квартиры будем зачищать. Все базы закрывать. Это так стыдно. Ну, товарищи, давайте мы всё-таки возьмём уже в руки и скажем, кто в этом виноват и кто главный преступник. Кто эту схему... кто в этой системе преступной существует и как. Боже мой. Они стрелочника будут показывать. Ни одна программа, вот, сколько было передач по этому поводу, ни одна передача эту тему практически не поднимала. Ни одна.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Только если не считать, что в этот контекст удивительным образом вошли два, собственно, не документальных произведений, вот, сериал "Станица", можно по-разному относиться к его художественным, эстетическим и прочим, да? Ну, в первую очередь к художественному его уровню, а также совершенно просто потрясший меня фильм "Майор", который, может быть, не будь сейчас вот этого страшного обострения вот этих проблем, может быть, он так бы и не прозвучал и воспринят был бы на канале НТВ, который, в общем, тематически соответствует, да, менты, преступления, не пойми никогда, кто хороший, кто плохой, а здесь в данном случае это были какие-то такие, как явные модели, как происходит вот это сращивание на разных уровнях - на уровне одной станицы, на уровне маленького городка, как в районе, да? Сращивание криминала с властью, причём, любой властью, не только правоохранительной системой. Но и, как мы знаем, и депутаты, кто только там ни задействован.

И вот это прозвучало, мне кажется, особенно на этой неделе и в течение этих дней, особенно страшно и как-то предельно актуализировало вот эти два, в общем, художественных произведения.

К. ЛАРИНА - Я хочу сказать тебе, что ещё их связывает. Режиссёр "Майора" Юрий Быков - он начинал снимать "Станицу". Он практически там, я не знаю, какую-то часть фильма снял и в середине работы по каким-то своим причинам он покинул этот сериал, и его уже доделывал Владимир Шевельков. Но здесь даже по актёрам видно, что многие актёры работают и в "Майоре", и в "Станице" у одного режиссёра.

"Майора" тоже хочу рассказать, что невероятно сильное впечатление на меня произвела эта картина. Я про неё слышала. Её показывали на "Кинотавре".

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, я тоже.

К. ЛАРИНА - И очень хотела посмотреть. Действительно тот самый случай, когда можно сказать редкое спасибо каналу НТВ за то, что они эту картину показали. Она, конечно, абсолютно депрессивная.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не то слово. Лишающая вообще всякой надежды, безвыходность абсолютная.

К. ЛАРИНА - И меня поразила здесь ещё вот эта будничность.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Даже сейчас я хотела сказать слово "будничное".

К. ЛАРИНА -Эта попытка почувствовать себя всё-таки человеком, осознать со стороны героя этого фильма, да, и потом с такой абсолютно... с таким равнодушием, когда человек принимает внутеннее решение, что он убивает, он её убил. Это поразительно. Я была до конца... у меня была надежда, что всё-таки... Знаешь, как бывает в хороших фильмах в смысле с хорошим финалом, если можно говорить о хорошем финале в такой истории страшной, что либо она убежала, либо он выстрелил в сторону, либо он застрелился сам в конце концов. Но этого не произошло.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И больше того, там есть даже вот этот открытый финал, и что-то подсказывает, что в результате всё замолкнет, и он будет жить и работать дальше, как работал.

К. ЛАРИНА - И будет воспитывать своего ребенка, любить свою жену. Всё.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И вообще вот это совершенно даже не существует в данном случае понятия свой-чужой. Если есть некое целеполагание у них, да, необходимо, спасая либо свою, не знаю, задницу, либо должностЬ, либо чего-то ещё, так называемую честь мундира, хотя мундир заляпан до последней степени.

Там они говорят, когда надо спасать, поэтому давайте вот это вот здесь наврём.

К. ЛАРИНА - Спасать надо не честь мундира.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это для них честь мундира.

К. ЛАРИНА - Это не честь мундира. В том-то всё и дело. Они спасают свою задницу.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Задницу. Но там он говорит какие-то в этом смысле слова про честь мундира. Это я говорю именно сейчас в кавычках. Так вот, для того чтобы всё это сделать, вот, не существует "убьём своего", если он вдруг оказался ненужным свидетелем, уж не говоря "замочим совсем не своего и чужого", и самое главное, что вот этот ужас, когда ты понимаешь, да, почему возникает протест, бессмысленный часто и беспощадный со стороны людей, которые бесконечно унижаемы. Этот отец погибшего ребёнка и муж этой женщины, да, видно же, что абсолютно человек вне протеста какого-то, активного гражданского поведения.

К. ЛАРИНА - Дмитрий Куличков - очень хороший актер.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но просто отчаяние и абсолютная невозможность ничего сделать по-другому, иначе и доказать чего-то. Он берётся за ружьё и он идёт и стреляет. И это всё поэтому так пересекается в документальное, реальное происходящее сегодня в этом Бирюлёво и не приведи Господи ещё где-то иногда вспыхивает. И вот эти художественные кадры, потому что они ярче, чем многое другое, передают это настроение абсолютной беззащитности, абсолютного отчаяния самого маленького простого человека.

К. ЛАРИНА - Мне тоже хочется добавить по поводу всё-таки художественного события, что это, безусловно, событие художественное. Для меня это открытие нового имени режиссёрского. Кстати, здесь же играл Юрий Быков сам, играл роль антигероя. То есть вот этого отмороженного, который за ним гоняется, его коллега. И актёр блестящий сам по себе, и вообще такое настоящее мужское умное кино. Просто молодцы, действительно.

По поводу "Станицы". Я специально принесла газету твою, "Новую газету", здесь статья Лена Костюченко "От Кущёвки до "Станицы"". Это большая статья. Это не рецензия на фильм, поскольку Лена Костюченко вплотную занималась кущёвской темой, она здесь пишет о том, насколько сериал соответствует реальным событиям, да, об этой разнице говорит, и что самое интересное, говорит о реакции самих кущёвцев. Я могу просто процитировать.

"Кущёвцы убеждены, что сериал заказан Анжелой, женой Цапка младшего, который в фильме хороший и никого не убивает. Рассматривают сюжет чуть ли не как следственную версию. В последней серии расстреливают 12 человек, и среди них убийца бандита Николая. "То есть Сервер Аметов был виноват убийсвет Цапка старшего? Это, что ли, они имеют в виду?", - спрашивают серьёзно".

То есть люди, которые внутри истории, они этот художественный фильм воспринимают как действительно следственную версию, как реальные события. И, конечно, там много напридумано, это понятно. Но по-другому и быть не может. Но, тем не менее, как я поняла, здесь масса вещей совпадает абсолютно по сюжету.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, вплоть даже до маеры речи этой Волчихи, которая на самом деле была этот Цапок. У меня уже последний абзац. Процитируй его. Самое важное. По поводу безвыходности всё той же, отличающей, кстати, сериал от жизни.

К. ЛАРИНА - Сейчас. "Чем по-настоящему плох этот сериал? - пишет Елена Костюченко - не деталями, не акцентами. Он эпично и убедительно рассказывает людям, что если красную папочку с правдой внутри довести до Москвы, всё будет хорошо. А именно в этом и заключается главный ужас Кущёвки, наступивший после ареста Цапков, когда они массово писали письма президенту и бесполезно судились за отнятые гектары земли. Как сформулировал один фермер, "до этого мы знали, что нами правят бандиты. Теперь мы вроде как в государстве, а оно такое же".

Здесь ещё есть ещё минутка. "О том, что в Кущёвском заправляет банда, "Российская газета" и "Комсомолка" писали аж в 2005 году. Приезжала прокурорская проверка. Проверка уехала, а Цапки остались. Прототипом героини Марии Шукшиной могла бы стать Галина Крошка, молодая и красивая ректор Северокубанского гуманитарного института, которая поддержала жалобу своих студентов на побои и изнасилования. 170 подписей. Отправив в том самом 2005 волшебные письма по всем адресам. Цапки подождали 4 месяца и через приближённых ментов посадили её в СИЗО. Там она перенесла 2 инсульта и сошла с ума". Вот такой сюжет. То есть вот вам правда. Вот вам правда.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Там ещё последние слова по поводу того, что как раз реальным кущёвцам обращаться-то некуда. Это самый ужас. И просто некуда плыть ни на какой лодке.

К. ЛАРИНА - Да, и что в этом фильме показано, что они там все дороги держат, чтоб никто не уезжал. А на самом деле весь ужас был в том, что всё было открыто. Просто везде вас встречали такие же Цапки на всех уровнях власти, вплоть до Москвы, вплоть до федеральных властей. Так что если это делать правду, надо делать правду, как "Майор". Тогда бы это была настоящая "Станица". А это просто сюжет, к сожалению.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА - Возвращаемся в программу. Давайте пойдём дальше. Фильм "Майор" называется. Тут просят уточнить, про какой фильм мы говорим. Именно про "Майор" спросили. Он был показан на НТВ. Но я так понимаю, что его можно уже в сети увидеть.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но я по крайней мере его посмотрела в сети, потому что там, где я была, не было канала НТВ в этот день, где была я. Давай к чему-нибудь более весёлому, может быть, а то мы...

К. ЛАРИНА - Ну, весёлое - это "Голос", конечно, да? Но, с другой стороны, здесь ярко, самобытно, смешно, эмоционально, даже скандально, увидим, что дальше. Это пишут про голос.

А другой отзыв - зачем они поют только на английском. Если это реально сложно петь на чужом языке, если этому нужно учиться, и не один день. Кому они хотят понравиться? Зачем делать то, что не все в этой передаче умеют? При этом ребята одарённые. Дайте им русские песни. Почему никто не поёт народные песни? Почему она попса. Ругаются.

К. ЛАРИНА - Ну, там, насколько я понимаю, достаточно произвольный выбор песен. Там нет никаких установок со стороны руководства. Это часто выбор наместников.

И. ПЕТРОВСКАЯ - На первом этапе они сами выбирали. Я думаю, там, при, может быть, каком-то участии Первого канала, хотя, по-моему, они сами.

К. ЛАРИНА - Нет, они сами выбирали.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А на втором этапе, конечно, уже наставники, которые, я думаю, всё-таки воспринимают музыку не как русскую или английскую, или англоязычную, а просто в своей совокупности, наверное, они сами решают, кому что лучше исполнять, а что касается исполнения на английском, то большинство людей молодые, и поэтому сегодня многим из тех людей 40+ кажется, что на английском тяжело. А большинство молодых...

К. ЛАРИНА - Почему 40+ тяжело на английском?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну, просто, например, мы с тобой не очень хорошо знаем язык.

К. ЛАРИНА - А зачем мне надо знать язык, для того чтобы слушать музыку? Ты как моя бабушка. Андрюш, про что они поют-то? Она всё спрашивала. Перевведи мне.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Подожди, я о другом. Им не сложно в первую очередь ещё и потому, что этот язык они, как правило, большинство нынешних молодых людей совершенно спокойно на нём изъясняются.

К. ЛАРИНА - Нет, на самом деле поют они по-разному. Я имею в виду по языку в том числе. Иногда слышно, что плохо по-английски. На самом деле всё фигня.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Если красивая музыка, то, правда, это уже не самое важное, о чём они поют, как говорила твоя бабушка.

Меня вчера другое немножко рассмешило. Вдруг такая плаксивость образовалась.

К. ЛАРИНА - Такие плаксы в жюри собрались.

И. ПЕТРОВСКААЯ - Я понимаю, когда Пелагея, человек чрезмерно эмоционально, она то и дело всплакивает. Но когда вдруг после каждого номера и расставания, просто хлюпать носом и рыдать... Просто помнишь, как называли шутливо программу "От всей души?" - Плачьте с нами, плачьте, как мы, плачьте лучше нас. Вот здесь вдруг неожиданно образовался придающий, на мой взгляд, не драматически, а временами комический оттенок.

К. ЛАРИНА - Мы тоже сегодня обсуждали уже утром, что одно дело можно понять эти рыдания и переживания такие масштабные, когда речь идёт о финальной стадии, когда действительно человек талантливый доходит почти до самого конца, и необходимо делать этот выбор, и ты понимаешь, что как же жалко, такой талантливый, такой замечательный. Я понимаю, когда пройден уже некий путь большой. А здесь ещё ничего не началось, вы уже плачете. А что дальше будет?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Безусловно, жалко всех. Понятно, все хорошие девочки, мальчики.

К. ЛАРИНА - Может, у них там запланированы какие-нибудь ещё реакции новые? По драматургии.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Обморок?

К. ЛАРИНА - Обморок. Или уход из студии.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Падучая.

К. ЛАРИНА - Хотя уход из студии тоже уже был.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В общем, мне кажется, немножечко пережимают в плаксивости. Хотя в целом всё равно смотришь с огромными интересом, не оторвешься. Даже неделю назад у меня не было возможности смотреть "Голос" по телевизору, потому что ег ов том телевизору, опять же, повторю, где я была, не было. И поэтому я смотрела в планшетнике.

К. ЛАРИНА - Наверняка свой "Голос" есть.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Там нет никакого своего "Голоса". Там в этот момент... а, ну может свой национальный есть. Но вот этот интернациональный Первый канал, Первый international, как называется, он в этот момент показывал вышку, на мой взгляд, весьма убогую. А мы сидели и смотрели в интернете, в онлайн "Голос", потому что было ощущение, что невозможно пропустить. И, конечно, это редчайший случай, вот, для меня, по крайней мере, чтобы было жалко что-то пропустить в ящике.

К. ЛАРИНА - Так. По поводу опять же общественно-политических программ здесь просят разделить возмущение передачей "Политика".

И. ПЕТРОВСКАЯ - "Поединок", небось, да?

К. ЛАРИНА - "Политика", там где Гордон, Толстой, а также Мединский был.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мединский. Там много кто был.

К. ЛАРИНА - Я уже забыла, про что они говорили.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Они говорили про идеологию и про то, как необходимо, чтобы... то есть, как я понимаю, я тоже не очень сильно вникала, потому что было сложно вникнуть, но что идеология, собственно, спасёт, новая идеология, и культура спасут наш народ, нашу страну от таких конфликтов. Это всё они пересекали с Бирюлёво.

"Поединок" меня поразил и так же в этот же день на ТВЦ "Право голоса" тем, что обсуждали в свете всех происходящих событий крайне актуальную тему - возвращать ли памятник Дзержинского на прежнее место.

К. ЛАРИНА - Понимаешь, они же сами всё это взболтали, эту тему. Её начали в Московской городской думе, господин Метельский, да? Естественно, мимо такого обсуждения не мог пройти телевизор, как ты понимаешь, это тема, которая всегда будет возбуждать и возбуждать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ты знаешь, я прочитала, сейчас уже не вспомню у кого, но в том же самом Facebook'е у одного из участников, может быть, у Станкевича, я не помню, что люди, которые отстаивали разные позиции, возвращать или не возвращать, выйдя из студии, все друг с другом обменялись впечатлением, что к чему вообще эта тема взялась и пришли к выводу, что это, в общем, отвлечение от намного более актуальных и животрепещущих тем. Правда, к моменту, когда вышли "Поединок" и это "Право голоса", мне показалось, что уже эта тема возвращения памятника Дзержинскому как-то сама собой.

К. ЛАРИНА - А ты видишь, как всё равно возбуждает? Ты вспомни это голосование.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, оно возбуждает. Послушай, все возбуждают темы типа убирать ли Ленина из Мавзолея.

К. ЛАРИНА - "Сталин гений".

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, "Сталин - гений или злодей?", да. Все возбуждаются. Что тут поделаешь? Вот так вот у нас...

К. ЛАРИНА - Тут на тебя обиделись люди, которые 40+, и совершенно справедливо обиделись, я абсолютно разделяю - и 40+, и 50+ - это Битлз, Queen, Stoors, Pink Floyd, Smokie, Uriah Heep. Это вообще целая наша жизнь, а ты взяла, её просто спустила просто так запросто, типа 40+ и 50+ - они по-английски типа вообще не это самое.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я совершенно про другое говорю сейчас.

К. ЛАРИНА - Петровская, вы гоните.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не гоню.

К. ЛАРИНА - Так что не надо.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я говорю о другом. Люди...

К. ЛАРИНА - Это как раз наша культура. Ты что, пела песни про электричку? Ты же сама английские песни знаешь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Можно? Можно? Я не говорила о том, что это не наша культура. Это безусловно наша культура. Только другой вопрос, что...

К. ЛАРИНА - Мы больше про неё знаем, чем молодые.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Безусловно, опять же. Но язык, чтобы петь на нём осмысленно, я так поняла этот вопрос, что людям, которые выходят на "Голосе", тяжело петь по-английски, не каждому это удаётся. Правильно я поняла этот вопрос?

К. ЛАРИНА - Это не поколенческий вопрос.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я как раз это имею в виду, что, может быть, им как раз проговаривать этот язык, понимать слова, потому что мы, я помню очень хорошо, многие песни пели на слух, не очень понимая слова, потому что, к сожалению к огромному, это я считаю своей трагедией, не трагедией, драмой, да, что нам язык в то время...

К. ЛАРИНА - Трагедией.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Как будто мы его учили некий как латынь условную. Если он нам и пригождался, то только для того чтобы понимать песни.

К. ЛАРИНА - Говори так про себя. Я могу так же сказать про себя то же самое. А есть люди, и я таких людей знаю, которые просто язык учили по этим песням.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Есть, хорошо, давай, вообще эту тему снимаем.

К. ЛАРИНА - Бери свои слова назад.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, беру свои слова назад. И буду настаивать на том, что все 40+ и 50+ знают язык любой, как свой родной.

К. ЛАРИНА - Но мы не про это же спорим.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И я не про это говорила. Я не про это. Просто вообще в данном случае странная постановка вопроса, что им трудно или не трудно петь на английском. Прекраснейшим образом они все поют и знают слова. И, кстати, и наставники, которые сидят тоже, когда видно, что они подпевают, видно, что они тоже знают все слова, независимо от возраста, будь то Градский или Дима Билан.

К. ЛАРИНА - Да, абсолютно. Так. По поводу анонсов. "Удивил и обрадовал анонс на Первом, - Зина пишет нам в Фейсбук, - Диалоги Евтушенко с Соломоном Волковым. Удивил, потому что Евтушенко не очень подходящая фигура для современной России, да и Соломон Волков американец. Обрадовало. Предвкушение увлекательного разговора редких для экрана личностей". Да, это действительно, мне кажется, будет событием.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, это будет во вторник 22 числа.

К. ЛАРИНА - Цикл. Там несколько вечеров.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот это я не могу сейчас тебе сказать, это несколько или один, может быть, несколько. И судя по всему... во-первых, удивительно, что Первый канал, то есть телевидение, грубо говоря, да, или шире всё-таки совершенно такого рода там гуманитарные проекты, и во многом, наверное, филологического свойства, то есть совершенно для определённой продвинутой всё-таки аудитории, да, ставят в свою линейку, и это, мне кажется, прекрасно, и какой-то не то чтобы поворот, но всё-таки это редко бывает, согласимся. Поэтому это самое ожидаемое событие для меня на следующей неделе.

К. ЛАРИНА -"Что случилось с Никой Стрижак в новом воскресном эфире? Она там стала диктором? Конформизм или обычная цензура?". Я ничего не знаю про это. Ты знаешь?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, потому что в моё отсутствие, видимо, появилась. Вообще с Пятым каналом происходят странные вещи.

К. ЛАРИНА - Он отмечает столетие.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он отмечает три по четверти, 75.

К. ЛАРИНА - Откуда это взялось? Можешь объяснить? В 1938 году Пятый канал? И Ника Стрижак?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, Ника Стрижак позже.

К. ЛАРИНА - Как люди себе могут присваивать чужую биографию? Объясни мне. Какое это имеет отношение к сегодняшнему Пятому каналу? 1938 год, первое телевидение. В 1938 году. Ну, представь себе, Ир. Что за телевидение было такое? Как оно называлось?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я точно тебе не скажу, но потом на смену был Пятый петербуржский канал.

К. ЛАРИНА - Это через сколько лет был Пятый канал?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну, через много лет было уже.

К. ЛАРИНА - Ну так откуда 75?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Расцвет вот этих так называемых региональных каналов и начало их - это, насколько я понимаю, где-то 1950-е.

К. ЛАРИНА - Поражает эта наглость, когда берут и просто присваивают действительно чужие биографии. С какого вообще перепугу? Как это может быть? Вот, когда он, Пятый канал, начался, именно Пятый канал. Вот с этого момента отмечайте свой день рождения. Что это такое?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну, видишь, людям хочется все лавры себе забрать. Но меня другое поражает.

К. ЛАРИНА - И гордиться-то нечем.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот меня на самом деле другое поражает.

К. ЛАРИНА - Тогда историю нам покажите по телевизору. Сделайте передачу, посвящённую своему 75-летию и покажите, из чего оно складывалось, ваше семидесятипятилетие.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Может, они так сделают.

К. ЛАРИНА - Ну, конечно. Там 11 лет идёт круглые сутки сериал.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть, они непосредственно к юбилею вспомнят, что были такие, например, в своё время очень много сделавшие для телевидения люди, как Белла Куркова, тот же самый, кстати, Александр Невзоров, та же Света Сорокина.

К. ЛАРИНА - Их там нету.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Их сейчас уже нет. Никто не упоминает.

К. ЛАРИНА - Там вообще нет этой темы. Нет истории, понимаешь, у этого канала нет истории. Они какой-то мифический день рождения отмечают.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я о другом сейчас хочу сказать. Меня другое поражает. Что после того как Пятый канал в очередной раз, в последний раз, зачищен, переформатирован, он в принципе, хотя вроде бы там какие-то неплохие рейтинги, идёт кино... не существует как фактор влияния, там о нём не говорят. Ты вспомни, какой был тогда всплеск, когда появились разные програмым. По-разному к ним можно относиться, которые вели Ксения Собчак. И, безусловно...

К. ЛАРИНА - Другая команда.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я говорю сейчас про предыдущую команду, после чего опять произошла какая-то революция. Вот, с тех пор это опять же как будто есть канал - и нет его. Никто его не упоминает, никто его не цитирует. И изредка лишь кто-то отмечает появление или исчезновение, или изменение статуса каких-то персон. Зато все поздравляют. Но это очень странно. Ощущение такое, что его наоборот вычистили и вообще убрали с карты, если представить всю большую эту телевизионную карту, его как будто бы и нет. Вот это меня поражает.

К. ЛАРИНА - "Сейчас на Первом ещё одна эпическая сага об очередном богатыре всея Руси, гиганте мысли и матёром человечище. Буквально луч света в тогда еще тёмном застойном царстве. На этот раз зрителю посчастливилось открыть для себя доселе неведомые факты биографии, а также редкие, профессиональные душевные качества модельера и человека Валентина Юдашкина". Замаечательный текст. Это Владимир Сухер нам пишет в Фейсбуке. Я слышу иронию в этом тексте.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну, безусловно, да. Больше того, я вчера опять же прочитала, что у этого замечательного человека и парохода будет, как у Диора, ещё у кого-то выставка в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Так что вот. Такие бывают интересные развития биографий творческих.

К. ЛАРИНА - "Со вторника по четверг, - нам сообщает наша слушательница, - был Соломон Волков и Евтушенко". То есть получается три вечера.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Притом, по-моему, на месте той самой, а, хотя, может быть, я ошибаюсь, но, по-моему, там 23:30 значилось. То есть то ли вместо Урганта получается.

К. ЛАРИНА - Это на Первом канале, да?

И. ПЕТРОВСКАЯ - На Первом, да.

К. ЛАРИНА - Нам ещё раз скажут. Давайте мы несколько звонков всё-таки успеем взять, да, время нам позволяет. Номер телефона +74953633659. Мы готовы выслушать ваши вопросы или ваши телевпечатления, да? Давай попробую здесь обнулить. Ещё раз напомню телефон - +74953633659. Ира, убери наушники от микрофона, потому что они фонят. Либо ты их надеваешь, либо ты их не надеваешь. Строгая, да. Аллё, здравствуйте. Аллё. Ой, у меня не работает опять. Наташ, на тебя надежда. Аллё, здравствуйте. Аллё. Говорите, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ - Аллё. Да, здравствуйте.

К. ЛАРИНА - Здрасте.

СЛУШАТЕЛЬ - Людмила, Московская область. Не могу не сказать по поводу "Поединка".

К. ЛАРИНА - Скажите.

СЛУШАТЕЛЬ - Вы знаете, не смотрела. Но приходится смотреть, вот, в последний раз Гозман и Хинштейн. И я, конечно, из-за Гозмана пришла посмотреть эту передачу. И с удовольствием его как всегда слушаю. Но кто там главное лицо? Конечно же не те, кто пришел на поединок, а Соловьев.

К. ЛАРИНА - Главное лицо - Феликс Эдмундович.

СЛУШАТЕЛЬ - Да, да, и всё-таки Соловьёв. Он ставит последние точки над "И", ёрничает, издевается.

К. ЛАРИНА - Людмила, мы это уже обсуждали миллион раз. Да, у него такой стиль, он себе придумал такую жизнь телевизионную. Можно за это на него ругаться, возмущаться им, что мы и делаем, и вы делаете, и многие зрители делают. Но всё равно вот у него такой выбор. Поэтому что тут говорить? Либо смотреть, либо не смотреть. Мы всё время переживаем, конечно.

СЛУШАТЕЛЬ - Очень возмущает.

К. ЛАРИНА - Спасибо большое. Давайте ещё звонок. Пожалуйста, +74953633659. Алло, здравствуйте. Аллё.

СЛУШАТЕЛЬ - Аллё.

К. ЛАРИНА - Да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте. Фёдор, Петербург.

К. ЛАРИНА - Здрасте.

СЛУШАТЕЛЬ - Вы знаете, уважаемая Ксения, мне кажется, что давно уже деградировал наш бывший Пятый канал. Нет там ни Курковой, никого там, собственно, уже нет. Сейчас там только с этой жуткой передачей пропагандистской. Очень беззубая передача стала Стрижак, которая просто хор вопящих, где никогда невозможно вычленить главное. Это тоже пустые какие-то передачи. Есть карауловцы со своей помойкой. Конечно, идут сериалы бесконечно. И я бы очень хотел, конечно, сказать, что "Поединок", я присоединяюсь к уважаемой слушательницей - это, конечно, какой-то увод в сторону, потому что сейчас обсуждать вот этого палача Дзержинского - это, конечно, уводит в сторону. И в этот раз, я, конечно, критикую Гозмана, но он был действительно хорошим, ярко выступал, но главное, что у нас ведь уходят от главных тем - почему у нас коррупция, почему у нас случается Бирюлёво. И в программе Макарова, и в программе Гордона-Толстого от этого вообще уходили. Оказывается, у нас главное - обсуждать темы про идеологию. Это издевательство, правда.

И я хочу сказать. На следующей неделе смотрю программу. Будет фильм про Василия Сталина. Неважно вообще, Сталин Василий, не Сталин. Опять будет пиар, я так думаю, власти, его бесконечного вождизма.

К. ЛАРИНА - Это будет власть с человеческим лицом.

СЛУШАТЕЛЬ - Да, то есть нам пиарят власть, которая...

К. ЛАРИНА - Сталин как папа.

СЛУШАТЕЛЬ - Да, Сталин-папа. Власть может делать всё, что угодно, но она никогда не будет отвечать ни за Бирюлёво, ни за репрессии, ни за... То есть люди, как такая пыль. Это всё время ввинчивается. Она как многоголовая гидра, которая использует эти сериалы, Соловьёвых.

К. ЛАРИНА - Хорошо. Фёдор, давайте я вас остановлю. Спасибо вам большое, да, такой очень подробный отчёт о работе Пятого канала.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Даже не только Пятого, потому что перешёл Фёдор справедливо к другим каналам. Что касается, опять же, Дзержинского. Не то чтобы пиарят палача. А наоборот, пытаются обелить и сказать, что это совсем не палач, а один из немногих.

К. ЛАРИНА - Но мы не знаем.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Что значит не знаем?

К. ЛАРИНА - А, ты имеешь в виду про Дзержинского?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно.

К. ЛАРИНА - Я думала про фильмы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я говорю про "Поединок", где говорится о том, что это был чуть ли не рыцарь, единственный ничем не запятнанный.

К. ЛАРИНА - Беспризорников ловил.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Беспризорников ловил, сам чуть ли не от дистрофии погибал, хотя, кстати, тот же Гозман привёл, сославшись на архивы, меню, которое в самые страшные годы заказывали себе руководители этого невероятного народного государства, да?

К. ЛАРИНА - Вот, сама перешла на эту тему, видишь? Тебя тоже возбуждает. Феликс Эдмундович.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, меня Феликс Эдмундович невероятно возбуждает.

К. ЛАРИНА - А какие письма писал он любовные! Помнишь?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне?

К. ЛАРИНА - Когда мы учились в школе, мы все читали эти письма. Нам говорят, что такое великая любовь. Своей невесте из тюряги писал, из ссылки. Такие письма, наполненные любовью. А письма Маркса! А?

И. ПЕТРОВСКАЯ - А Ленин с кошкой муркой? Глаза такие добрые-добрые.

К. ЛАРИНА - Давайте ещё звонок. Аллё, здравствуйте. Аллё.

СЛУШАТЕЛЬ - Аллё, добрый день. Здравствуйте. А как вы относитесь по ОТР, общественному телевидению, передача у них мне нравится - "Культурный обмен". Ведёт её Сергей Николаевич.

К. ЛАРИНА - Хорошо относимся.

СЛУШАТЕЛЬ - Ну, прокомментируйте.

К. ЛАРИНА - А что тут комментировать? Вы знаете, хорошие передачи комментировать трудно. Хорошая передача. Я скажу, пожалуйста, что мне не хватает в передаче Николаевича. Не хватает драматургии, конфликта, остроты. Могу так сказать?

СЛУШАТЕЛЬ - Ну, конечно, можете. Но у него была передача с Дианой Арбениной. Замечательно. И мне нравится, что у него есть вставки, сюжеты по России, где на периферии, вот, про Ярославль.

К. ЛАРИНА - Как просветительская программа вполне себе она прекрасная, тем более Сергей Николаевич вообще очень профессиональный интересный человек.

СЛУШАТЕЛЬ - Вот, да. Я её постоянно смотрю. Мне очень нравится.

К. ЛАРИНА - А ты, кстати, смотришь какое-нибудь общественное телеувидение?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я сейчас начала смотреть.

К. ЛАРИНА - Шеремета ты смотрела?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, я начинаю смотреть.

К. ЛАРИНА - Мне кажется, что скучно очень.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Временами там бывают удивительным образом какие-то вдруг...

К. ЛАРИНА - Они сейчас сели за стол.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, обсуждения иногда бывают чудовищные, опять же, я повторю, у меня сейчас будет особая миссия- смотреть общественное телевидение подробно. Просто я хочу посмотреть общественное телевидение, потому что я смотрела его подробно на старте, и вот сейчас я начала точечно приходить и видеть, что всё-таки они как-то пытаются актуализироваться.

К. ЛАРИНА - Шевелиться.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И о пионерской организации эта её история в этой программе.

К. ЛАРИНА - А вот Арина Бородина хвалила "Социальную сеть".

И. ПЕТРОВСКАЯ - "Социальная сеть. Она обсуждала тут Надежду Толоконникову и всю эту историю с Pussy riot, хотя бы просто обращение. Другой вопрос, как потом они уже это всё делали. Но в любом случае это как-то актуализирует до этого, как мне казалось, совершенно оторванный от реальности канал. Буду смотреть сейчас более внимательно. А коли заговорили о культуре и связанным с этим, я хочу сказать, что на этой неделе в связи с крайне грустным событием, с уходом Ольги Аросевой, был повтор на ночь глядя замечательный совершенно выпуск, разговор с Ольгой Александровной. И вчера был, я тоже не сначала смотрела, потому что вначале был "Голос", но подсматривала, а потом уже всю концовку посмотрела Елену Яковлеву в программе Киры Прошутинской "Жена".

К. ЛАРИНА - Слушая, за "Голосом" программа "Жена" вообще...

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это ужасно, когда пересекается. Но дело в том, что...

К. ЛАРИНА - Есть же интернет. Мы можем же это всё сделать в интернете.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, в интернете. Но я вчера довольно большой отрезок и кусок посмотрела Елены Яковлевой, хорошо звучит, конечно, не по-русски. Но она была исключительно хороша, искренне.

К. ЛАРИНА - А Лена Коренева там была.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Лена Коренева была две недели назад и тоже была прекрасна. И тоже пересекается, к несчастью, с "Голосом", из-за чего мы никак не можем отметить, что это правда очень хорошая программа.

К. ЛАРИНА - Ну что, мы должны заканчивать. Значит, из анонсов сказали про Евтушенко. Вот нам тут пишут, что Ургант будет только в следующую пятницу. Действительно, вторник, среда, четверг надо посмотреть...

И. ПЕТРОВКАЯ - А сегодня, я тоже хотела сказать, чтоб посмотрели те, кто знает и любит, на канале "Культура" к 95-летию Александра Аркадьевича Галича будет две программы, одна - "Больше, чем любовь", а вторая - концерт, посвящённый памяти и дню рождения, и, естественно, я думаю, будут исполнять его песни и, наверное, его фрагменты. В любом случае Галич такой редкий персонаж на нашем телевидении, что это стоит того, чтобы обратиться сегодня к каналу "Культура".

К. ЛАРИНА - Спасибо.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024