Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2013-09-07

07.09.2013
Человек из телевизора - 2013-09-07 Скачать

К. ЛАРИНА – 11.12. Доброе утро. Радиостанция «Эхо Москвы» продолжает свою работу. И вот восстановилась после долгой разлуки программа «Человек из телевизора». Здесь в студии ее ведущие Ксения Ларина и Ирина Петровская.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Доброе утро.

К. ЛАРИНА – Среди вопросов пришла такая реплика на наш сайт: а почему заменили Гулько и Бородину? Видишь, как долго нас не было, что появилась целая новая плеяда слушателей, которым даже невдомек, что эту программу вели когда-то совсем другие люди.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Иногда они возвращаются.

К. ЛАРИНА – Мы обновленные приехали домой. Сегодня у нас день достаточно сложный, поскольку мы не можем обсуждать события, связанные с политикой в Москве или других городах, где проходят яркие выборы. Завтра. Сегодня так называемый день тишины. Но, тем не менее, все равно есть что обсудить. Мы успели чего-то увидеть, и какие-то премьеры стартовали на телевизоре. Поэтому, дорогие друзья, подключайтесь, я напомню все наши контакты. Sms +7-985-970-45-45, твиттер аккаунт @vyzvon, телефон прямого эфира 495-363-36-59, и фейсбук конечно, который совсем заглохла наша страничка. Я ее сейчас возрождаю буквально на ваших глазах. Написала там приветствие вам. Поэтому заходите, пожалуйста, на страничку «Человек из телевизора». Участвуйте в нашем прямом эфире. Присылайте свои вопросы, реплики, отклики на телевизионные программы. Еще раз только попрошу вас не касаться предвыборных тем, поскольку мы будем считаться нарушителями закона и не хотелось бы, чтобы какие-то неприятности потом были для нас. Для радиостанции. Вы должны нас понять. Я хотела бы начать, знаешь с чего, Ир, среди событий телевизионных, событие, которое прошло незаметно для публики, не все его заметили. Но по своей абсурдности оно, конечно, такой слепок времени. Я имею в виду когда на одной из программ на Первом канале показывали про тех, кто ушел от нас и просили почтить вставание и минутой молчания в память о больших людях времени. И в том числе появился портрет Владимира Абрамовича Этуша, который совсем недавно отметил с шиком свое 90-летие. И мы на этом юбилее были с Ирой и видели юбиляра в прекрасном состоянии, замечательном настроении, в ироничном, веселом, игривом. Каков же был ужас семьи, когда они узнали о том, что Владимир Абрамович скончался неожиданно и когда пошел поток соболезнований к ним в квартиру. И тогда Елена Этуш, жена Владимира Абрамовича решила просто позвонить на телевидение и сказать, товарищи, мы живы. Извинитесь перед нами, дайте опровержение, скажите, что Владимир Абрамович жив и прекрасно себя чувствует. Что ей ответили? Не ваше собачье дело.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну примерно так ей ответили. Кто вы такая, мама или начальник, чтобы нам указывать.

К. ЛАРИНА – Конечно же, я вспомнила фильм «Зимний вечер в Гаграх»

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тоже сразу.

К. ЛАРИНА – С Евгением Евстигнеевым. Там хоть извинились действительно и сказали, будете долго жить.

И. ПЕТРОВСКАЯ - По-моему, там как раз не извинялись.

К. ЛАРИНА – Когда пришли в редакцию, помнишь с Панкратовым-Черным…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, да. Здесь справедливости ради надо сказать, что тоже извинились. На следующий день они подверстали к следующему выпуску слова в исполнении Татьяны Веденеевой, что произошла такая досадная ошибка. А также Елена написала мне и наверное, тебе может быть, что приехали представители программы с корзиной фруктов и цветами в театр, извинились, очень просили еще встречи. Владимир Абрамович сейчас находится в стационаре на плановом обследовании. И по сути можно сказать, что этот инцидент исчерпан, тем страннее выглядит вот такая отповедь из уст, в общем, начальства.

К. ЛАРИНА – Кстати, Кох, когда комментировал в фейсбуке, он очень все это резюмировал, практически не печатное было выражение, но смысл такой, тебе сказали, что ты умер, фигли ты звонишь сюда на телевидение. Умер и все, до свидания.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я видела этот весь фрагмент, потом даже специально пересмотрела. Меня поразило, может быть, он тоже был потом когда-то смонтирован, хотя вроде бы это все происходило в присутствии людей в студии и там было множество тех, кто абсолютно точно знает, что Владимир Абрамович жив.

К. ЛАРИНА – А почему никто не удивился?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мало того это же монтажная программа, поэтому если бы кто-то удивился, то я думаю, что его бы просто…

К. ЛАРИНА – Секвестировали.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Фрагментик с Владимиром Абрамовичем конечно бы вырезали. Там были Аркадий Арканов, Левон Оганезов, Михаил Мишин. Эта программа, чтобы вы понимали, о чем мы ведем речь…

К. ЛАРИНА – Я же ее не знаю.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Называется «В наше время». Новая программа.

К. ЛАРИНА – «В гостях у сказки» это называется.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Практически да. Меня тоже несколько… То есть она милая, она добрая программа.

К. ЛАРИНА – Это не первый случай такой темы, как «хорошо мы плохо жили».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но опять те же самые старые песни о главном. Это такая ностальгическая очень благостная…

К. ЛАРИНА – «Старая квартира» похоже?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, в меньшей степени. Потому что «Старая квартира» не только лучшие стороны жизни в советское время обсуждала и более того, все-таки была сосредоточена на частной жизни, которая преломлялась через историю страны.

К. ЛАРИНА – А парфеновский цикл тоже помнишь был.

И. ПЕТРОВСКАЯ - «Намедни»?

К. ЛАРИНА – Нет недавно. Тоже связанный со временем. Ну помнишь ты. Он там вел передачу. На Первом канале было.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, то ли «Какие наши года».

К. ЛАРИНА – Это похоже? Там такая милота была.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, но все-таки там среди других тем, это была парфеновская тоже такая концепция, когда объединяются. Он как в «Намедни» говорил, что невозможно отделить жизнь отдельного человека и отдельно жизнь государства. То есть как-то это все он пытался, допустим, события в Чехословакии и что еще в этом году происходило такого в частной жизни, творческой. Здесь берутся отдельные темы.

К. ЛАРИНА – С Татьяной Арно, по-моему, вел эту передачу.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Совершенно верно. Она как-то незаметно ушла, загнулась, хотя, судя по всему, тоже предполагалось довольно длительная дистанция. Поскольку лет было достаточно много впереди. Я имею в виду лет, которые должны были стать героями этой программы. Здесь берутся темы такие, что было на этой неделе. Вдруг хотя совсем недавно месяца не прошло, отмечали 90-летие В. М. Леонтьевой.

К. ЛАРИНА – Можно вопрос наводящий? Это каждый будний день?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Пятичасовой эфир. Ну так считается, я не хочу обидеть домохозяек, но 5 часов это все-таки еще не прайм-тайм, скорее больше дневное шоу, нежели для общего круга и работающих и неработающих. То есть в принципе это довольно мило и кстати очень напоминает по формату субботний эфир Малахова. Потому что раз в неделю, как правило, посвящается эфир либо какой-то теме, либо какой-то персоне. Либо, например, звезды советского времени.

К. ЛАРИНА – Это извини меня, не для домохозяек даже больше получается, я для людей старшего поколения. Скажем так толерантно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Для пенсионеров, для людей старшего возраста.

К. ЛАРИНА – Чтобы все с умилением вспоминали свою юность.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но темы берутся, Валентина Михайловна Леонтьева, легендарная тетя Валя, я искренне за то, чтобы вспоминали людей таких. Но просто только что было множество и эфиров и фильмов, вспоминающих Валентину Михайловну. Поэтому ощущение все время бесконечных каких-то повторов, форматов, тем. Дальше на этой же неделе была тема первая любовь или вечная любовь называлось. О творческих долговечных союзах, причем и творческих и супружеских.

К. ЛАРИНА – Пахмутова, Добронравов.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Пахмутовой не было. Были некогда знаменитые белорусы Ядвига Поплавская и Александр…

К. ЛАРИНА – Не помню я этого! И не хочу помнить!

И. ПЕТРОВСКАЯ - У меня сестренки нет…

К. ЛАРИНА – Ну понятно, видела я их, я видела уже стареньких.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Они ничего. То же самое поют, потому что они на этой ретро-тематике и строят дальнейшую свою судьбу. Алла Иошпе, Стахан Рахимов… Стакан Рахимов.

К. ЛАРИНА – Стакан. Знаю прекрасно, конечно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, я совершенно без этого. Стахан Рахимов. Я правда сейчас случайно оговорилась. Без всякого…

К. ЛАРИНА – Это на самом деле такое прозвище было, поскольку я тоже это помню.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потом воспоминания о программе «Вокруг смеха», как это делалось. И следующая тема была заявлена, я ее не видела – Дин Рид. То есть это все много-много…

К. ЛАРИНА – Пережеванное.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И перепетое. Но вот самое главное здесь такая благостность и умильность во всем этом. Во всех этих воспоминаниях.

К. ЛАРИНА – Кстати, если бы была правда про ту же программу «Вокруг смеха», которая была конечно же что называется хитом времени. Ну рассказали бы правду, через что приходилось проходить, через какие цензурные ножницы. Как боролись за каждый намек, какие там люди выступали.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть этот разговор и был в студии. Но то, что осталось в эфирном варианте, какие были запреты, на что. Аккуратно спрашивает, по-моему, Юрий Николаев. Ведущий. На что Михаил Мишин говорит, что в основном был внутренний цензор и вообще эта ситуация, когда много запретов она способствует тому, что юмор бурным цветом расцветает и мы осваивали эзопов язык, намеки и все. Но никаких примеров, какой-то один, но минимальный, приведено не было. И создавалось впечатление, что все так было мило и не было никакой такой особенной цензуры и запретов.

К. ЛАРИНА – Когда людей вырезали просто, по живому резали. Она же не в прямом эфире шла эта программа.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Естественно. Поэтому я за то, чтобы конечно вспоминали людей того времени, но только если уже в наши годы это так формулируется, и создается ощущение, что наши годы это какой-то просто рай на земле был. На самом деле мы понимаем, насколько сложное время было и насколько там много слоев всяких. И если уж в наши годы, тогда помимо милоты, давайте как-то все-таки…

К. ЛАРИНА – Другие задачи, ты же понимаешь. Понятно, поскольку слушай мы же давно живем на этом свете. Давай уже признаемся. Скажем правду.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне кажется некоторые догадываются. Даже здесь мы уже по идее…

К. ЛАРИНА – Поэтому, когда этот формат и эта тема, она всегда гарантированная стабильная цифра. Потому что есть огромное количество в нашей стране людей, которые сидят и ностальгируют и ностальгируют по этому времени. И когда им это дают, этот кусочек пастилы, они его могут жевать сколько угодно. И можно им рассказывать, что это все уже жевали до вас человек 500. Но все равно нет, все равно будут выжимать из этого последние соки. Ну да, это же регулярно возникает, мы сейчас даже сколько вспомнили примеров однотипных.

И. ПЕТРОВСКАЯ – На том же Первом канале множество, даже сейчас эта программа, которую прежде вел Малахов и целительствовал и исцелял…

К. ЛАРИНА – Геннадий Малахов.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, извини, конечно. «Доброго здоровьичка». Теперь тоже часто превращается в какие-то такие воспоминансы о том, как было, приглашаются тоже какие-то звезды предыдущих лет, я думаю, когда же это будет исчерпано. Но выясняется, что нет пределов этого исчерпания. И вот появление этого с позволения сказать нового на Первом канале абсолютное ощущение дежавю, что ты это многократно видел, с другой стороны я понимаю, что есть некое благородство, задача в том, что дается работа старшему поколению дикторов. Ведущие трое сразу Татьяна Веденеева, Юрий Николаев, Ангелина Вовк. На самом деле они как мне кажется и в общем и так востребованы вполне.

К. ЛАРИНА – Придумывают какие-то формы общения со зрителем. Понятно, что они по сути олицетворяют то самое счастливое время, когда они были молодыми. А уж Юрий Николаев мог бы столько интересного рассказать про свое существование в программе «Утренняя почта».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он много раз и рассказывал.

К. ЛАРИНА – Нет, или показали бы. Ведь пленка она все помнит. И тот самый знаменитый выпуск тоже она помнит. И его можно было показать и посмеяться вместе.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Кстати, не факт, что пленка сохранилась.

К. ЛАРИНА – Ты думаешь, смыли.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потому что в то время совсем были другие носители. И я не исключаю, что это все не сохранилось. Но вообще истоки, безусловно, популярности и бесконечного обращения к этой теме уже даже не столько какие-то идеологические, показать некий идеал, идеал телевидения, идеал эстрады, не столько, а просто действительно дать людям старшего поколения поностальгировать, потому что вот это обращение все время в наше время на самом деле означает только одно, как в анекдоте, потому что: лучше было при царе или при советской власти. И человек отвечает: конечно, при царе. – Почему? Потому что меня тогда девушки любили. То есть, потому что были молодые, потому что небо голубее. Трава зеленее.

К. ЛАРИНА – Память человеческая избирательна, никто не хочет помнить плохого. Тем более что большинство людей может быть, и действительно были счастливы тогда или им так казалось. Действительно замечательная строчка, которую я уже процитировала «как хорошо мы плохо жили», не помню, кто автор. Это абсолютно точно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И еще также, когда мы были молодые и чушь прекрасную несли.

К. ЛАРИНА – А я хочу тебе сказать, если мы тоже говорим о программах, которые рассказывают о прошедшем времени, мне кажется идеальный вариант, просто эталон такой передачи, в которой есть главный смысл это память о тех людях, которые олицетворяли это время. И которые дарили свой талант тогдашней публике. И которых сегодня не помнят. Это конечно программа Леонида Филатова. Вот повторить это невозможно. Скажи мне, как это сочеталось в этой передаче, каким образом они на это вышли, там не было никакой умильности и милоты, там была горечь, там был рассказ о настоящем таланте и настоящая драматическая судьба всегда была в центре. Трагедия человека.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И это был не рассказ как сегодня про звезд, когда как ты знаешь и все знают, больше всего пытаются акцентировать внимание на семейной трагедии, на каких-то житейских неурядицах. Не дай господь пороках, которые часто приводили к драмам знаменитых артистов. Пагубных пристрастиях. Это было вскользь, может быть…

К. ЛАРИНА – Нет, я с тобой совсем не согласна. Это было по-другому. Он не рассказывал нам о том, а вы знаете, что он там пил по-черному и вообще болел сифилисом и вообще он был гомосексуалистом. Не было этого, ты права. Но смысл был в другом, как людей это время, которые их возносило, как оно же их и уничтожало. Ведь каждая трагедия, про которую рассказывал Филатов в своей программе, она, так или иначе, она возникла от соприкосновения с системой, со временем. С беспощадностью человеческой.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Даже не с системой. А с этим отношением к любому человеку, когда ты нужен, тебя будут облизывать и возносить. А когда ты либо состарился, либо заболел, либо случайно выпал из обоймы, пинком под зад ты никому не нужен.

К. ЛАРИНА – В том числе, публике не нужен. Это очень точная была передача по интонации. Вот кстати Первый канал, кто там у них правообладатель, почему они ее не повторяют. Повторили бы какие-то передачи, это была программа о времени. Действительно о времени. И тогда ты понимаешь, в чем мы жили, как мы жили. Как выживали. Сколько было нужно преодолеть каких-то идиотских преград для того, чтобы реализовать свои способности. Свой талант.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это же продолжается, судьбы продолжаются. Только теперь ту же Татьяну Самойлову зовут на эфир для того, чтобы сообщить, что у нее не осталось денег, и она за сто рублей согласилась придти в эфир и рассказать о себе.

К. ЛАРИНА – Мы делаем паузу, возвращаемся через несколько минут после новостей.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – Нашла стихотворение. Не могу его не процитировать. Небольшое. «В те баснословные года нам пиво воздух заменяло. Оно как воздух исчезало, но появлялось иногда. За магазином ввечеру стояли, тихо говорили. Как хорошо мы плохо жили, прикуривали на ветру. И не лишенная прикрас, хотя и сотканная грубо, жизнь отгораживалась тупо, рядами ящиков от нас. И только небо, может быть, смотрело пристально и нежно на относившихся небрежно к прекрасному глаголу «жить». Прекрасные стихи. Это Борис Рыжий, который трагическим образом ушел из жизни. Самостоятельно. В 2001 году. А кстати по этой строчке замечательный спектакль был, может быть, он и сейчас идет в театре Фоменко. Там по-моему Сергей и Татьяна Никитины исполняют песни на стихи Бориса Рыжего. И актеры. В общем, строчку вспомнили.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но подумала, что люди, которые «как хорошо мы плохо жили», смотрят программу, они и сейчас наверное прибывают в этом состоянии. У меня было несколько разговоров с людьми старшего поколения, которые говорят, ну а что, зачем что-то менять, будет хуже. По поводу в частности выбора и выборов. А почему нужно что-то, когда и так ничего. По этому принципу, это, к сожалению, составляет большинство. И в этом, наверное, ничего нет особенно дурного, потому что всем людям свойственно все-таки искать хорошее даже в самом неприглядном.

К. ЛАРИНА – Мы тогда жили с закрытыми глазами…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, мы - это тоже преувеличение.

К. ЛАРИНА – Мы – общество. Мы же не знали очень многих вещей. Мы не знали параллельной жизни. И мне кажется и смысл, в том числе таких телевизионных программ, если их делать по-настоящему и с головой, чтобы открывать, не рассказывать, а какой был ужас и кошмар, рассказывать именно о том, как люди преодолевали это. Какие рождались там герои, которых мы не знали. Я уже плавно перехожу к фильму «Анатомия процесса» Андрея Лошака.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не путать с «Анатомией протеста».

К. ЛАРИНА – Я думаю, что тут игра слов специально.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хотя это не очень удачно.

К. ЛАРИНА – Фильм, который прошел на телеканале «Дождь», конечно, это не Первый канал, здесь аудитория другая, я имею в виду количественно в первую очередь. Но, тем не менее, эта попытка рассказать о людях, которые параллельно с вашей прекрасной жизнью как вы считаете, свои жизни клали за вашу свободу, которая оказалась вам не нужна. Обращаюсь я к тем людям, для которых милота, ностальгия по совку есть смысл жизни. Про этих людей рассказывать необходимо. О том, как людей ломали об колено. На меня этот фильм произвел невероятно сильное впечатление. Ира тоже наверное присоединится. Просто напомню, что речь идет о процессе знаменитом 1973 года, процессе над диссидентами. Петр Якир и Виктор Красин. Которые дали согласие сотрудничать со следствием, как сегодня очень популярно это выражение по другому делу, я имею в виду Болотное дело.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тоже надо иметь в виду, что такое дали согласие, под каким нажимом. И Петр Якир с 14 лет в лагерях, Юлий Ким бывший его зять написал песню, «14 лет пацан попал в тюрьму». Это про Петра Якира, сына легендарного расстрельного командарма. И провел он в лагерях парень маленький еще мальчишкой до 30 с чем-то лет. И поэтому потом он активно участвовал в правозащитном движении. И поэтому ставить ему в вину это сотрудничество…

К. ЛАРИНА – Здесь не об этом фильм.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И об этом тоже. Потому что до сих пор в этой среде, Петра Якира давно нет в живых и он тоже заплатил ранней своей смертью за эту драму и трагедию всей своей жизни. А второй участник этого процесса как тоже видела, Виктор Красин, который сам говорит про себя, что он обрек таким образом себя на 40 лет одиночества и что это адова мука жить с этим грузом…

К. ЛАРИНА – Ощущения предательства. Конечно, это все равно для меня история предательства. Безусловно, и плата за это предательство, которую человек потом, это такие страдания невероятные.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А для меня это в большей степени история и об этом, там говорит Людмила Алексеева, про то, что в данном случае и вообще во многих других случаях, да, конечно личный выбор каждого человека выстоять или сломаться. Мы не знаем, как мы, окажись в такой ситуации, поступили бы. Но Людмила Алексеева говорит очень мудрые слова, что виноват не он и не они, а вот эта система, которая ломала.

К. ЛАРИНА – Она их не осуждает.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Она и говорит, что я не осуждаю.

К. ЛАРИНА – Я осуждаю тех, кто ломал.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Говорит она, а также говорит о том, что он обрек себя на гораздо большие несчастья, чем презрение окружающих, потому что он сам себе не может этого простить.

К. ЛАРИНА – А еще я помню, как она говорила очень точно, когда пыталась объяснить, почему человек принимает то или иное решение, она говорила про Петра Якира, что он их боялся. Помнишь, с какой горечью она говорила?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, конечно.

К. ЛАРИНА – Что я поняла, что он их боится. Когда ты их боишься, нельзя этим заниматься.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он прошел уже через все ужасы и он прекрасно понимал, что там могут сделать с каждым, с любым человеком. Мы знаем прекрасно, как ломали, пусть в более ранние годы, самых мужественных и крепких людей. Мы знаем прекрасно, когда грозили тем, что всю семью сейчас будут пытать на глазах или убивать. Мы не знаем свои пределы и дай бог нам никогда этого не узнать.

К. ЛАРИНА – Как мы не знаем совершенно точно, чем шантажируют во время следствия людей, которые сегодня находятся на скамье подсудимых.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И которые сегодня идут на это сотрудничество.

К. ЛАРИНА – Да, которые идут на сотрудничество со следствием, дают показания, чем угрожают, чем шантажируют. Я не могу даже себе представить.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но в любом случае этот фильм не просто об истории и он не открывает, в принципе хорошо, если бы его кто-то показал из федералов, чтобы открыл части людей, которые живут с закрытыми глазами, глаза на то, что происходило. Ты права в то время, когда «хорошо плохо жили». Но он очень многослоен этот фильм и в нем столько ниточек аналогий, аллюзий.

К. ЛАРИНА – Вопрос тебе…

И. ПЕТРОВСКАЯ - В наше время в это наше время.

К. ЛАРИНА – Безусловно, поэтому он так его назвал, конечно же. Вот в этом году в августе был юбилей, 45 лет ввод войск в Чехословакию, но мы отмечаем не это. Мы отмечаем тот знаменитый выход человека на Красную площадь с лозунгом: «За вашу и нашу свободу». Вот тебе ответы на все вопросы. Поскольку меня тогда не было в Москве.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И меня тоже.

К. ЛАРИНА – Но мы следили за тем, что происходит. И конечно это совсем такой апофигей абсурда. Когда практически тех же самых, в том числе Наталья Горбаневская приехала, забрали милиционеры с Красной площади, заставили свернуть плакат «За вашу и нашу свободу». Там естественно потом отпустили, но сам факт, вот, пожалуйста, отношение сегодняшнее к этому. Никто ничего знать не хочет. Я все думала, а милиционеры не знают.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Милиционеры, безусловно, этой истории не знают. Более того, я думаю, что большинство зрителей федеральных каналов тоже об этом не узнали. Ни о том, что 45 лет, ни о том, что история повторилась теперь уже, фактически в виде фарса. Потому что как мы читали, участники нынешней акции «45 лет спустя» пытались объяснить тем, кто их задерживал, что это не политическая акция. Что это историко-мемориальная акция.

К. ЛАРИНА – Там Рыклин рассказывал Саша, по-моему, что мент, какой-то милиционер простите, сказал, что за Чехословакия такая. Что за страна, такой страны нет. Есть Чехия. То есть люди вообще не понимают, что это такое.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Разумеется. Им сказали, что выйдут опять какие-то смутьяны, несанкционированная акция. И поэтому что Горбаневская им, я не знаю, кто бы туда ни вышел, сам бы Вацлав Гавел, был бы он жив. Я думаю, что исход был бы такой-то. На это кстати и рассчитано отсутствие политического, исторического просвещения, на то, что люди, которые будут осуществлять эти репрессии сегодня, у них нет никаких, ничего не шевельнется. Никаких ассоциаций.

К. ЛАРИНА – Но генетический опыт карательной психологии своей я имею в виду в голове, люди, которые работают в этих органах, они заточены просто генетикой на то, чтобы людей крутить, вертеть, ломать. Обрати на это внимание. Это тоже какой-то парадокс. Люди, которые сегодня допрашивают в кабинетах ФСБ или МВД нарушителей общественного порядка, я имею в виду, прежде всего, тех, кто выходит на митинги, акции протеста, они ничего не помнят и не знают, что было до них. До этого времени. Ни о какой Чехословакии.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И не только они.

К. ЛАРИНА – Но ведут-то они себя ровно так же, как и те, что до них служили в тех же частях.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хотя бывают исключения. Вот вчера, например, об этом тоже никто не сообщал, не будем говорить, по какому поводу Андрей Макаревич приехал в город Екатеринбург, и собирались уже фактически вязать всех участников концерта. И сцену разобрали. Но когда Макаревич спросил у этих ребят: а вы меня тоже будете вязать. Они сказали: да что вы, Андрей, мы вас охраняем. И в результате подпевали и пели «Вот новый поворот». Поэтому конечно какие-то человеческие видимо, черты все-таки кое-кому присущи. И потом Макаревич конечно в отличие от той же Горбаневской фигура куда более известная и медийная и публичная. Но, так или иначе, если бы дали приказ, наверное, может быть и повязали бы. А может быть, и нет, черт его знает. Может быть, находятся и такие люди, которые в каком-то случае этот приказ выполнять не будут. Кто может чего сказать. Но я повторю, что очень жаль, что фильм Андрея Лошака, конечно, он в Интернете теперь распространяется, но все равно он попадает в эту аудиторию, которая в общем, по сути в курсе была.

К. ЛАРИНА – Молодежь мне нравится…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Молодежь здесь привлекается.

К. ЛАРИНА – Потому что есть молодежь, которая вообще ничего не знает. Для них это открытие. Что это была параллельная жизнь. Абсолютно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И по уровню этой работы и по значению, конечно, чрезвычайно жалко, что у нас сегодня такое стерильно-сервильное телевидение, которое никогда в жизни это не покажет. И я бы еще отметила, как он точно выстроил все повествование, нигде нет никакого морализаторства с его стороны, он не расставляет никаких акцентов. Что дает, в том числе и почву потом для обсуждения, для толкования и для споров, мы видели, какие были дискуссии в фейсбуке…

К. ЛАРИНА – Поскольку очень много людей, которые это помнят.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И участники событий подключились.

К. ЛАРИНА – И дети участников.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Безусловно. Поэтому просто жалко, что сегодня такая ситуация. И кстати пересечение, Андрей Лошак дает фрагменты фильма, под прекрасным названием «Паутина» и…

К. ЛАРИНА – Это как раз к «Анатомии протеста».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Абсолютно. И почти такой же голос…

К. ЛАРИНА – То, что на деньги американского Госдепа, антисоветская деятельность на деньги американцев.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Активизировались силы, финансируемые из-за рубежа, которые стремятся раскачать лодку. Разрушить и так далее. В это невозможно поверить, что 40 лет прошло, а примерно та же стилистика. Тот же уровень аргументации, если это можно так назвать.

К. ЛАРИНА – Ну и стреляет это, как ты думаешь сегодня.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Те же кадры, снятые скрытой камерой. Стреляет. Потому что это самая настоящая беспримесная, не тупая даже я бы сказала, а просто пропаганда, которая воздействует на человека, который ищет всегда внешнего врага или внутреннего, верит в то, что все неудачи можно списать на этого либо внешнего врага, либо внутреннего. Конечно, это воздействует. Иначе бы это не повторялось с такой степенью практически с такой дословностью. И «Паутина» прекрасное такое название. А уж какую трагедию пережили люди, которых заставили выйти на эту публичную пресс-конференцию, я имею в виду и Якира и Красина, и все движение, которое тоже было поставлено под удар, хотя не закончилось. То, что вроде как Андрей Лошак говорит в финале фильма, что это нанесло непоправимый удар…

К. ЛАРИНА – Безусловно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но те же самые правозащитники потом начинают, уже в последующем обсуждении говорят о том, что это продолжалось, хроники издавались.

К. ЛАРИНА – Короче, Ир, самое главное, завершая эту тему, извини, что я так тебя завернула, потому что мне хочется успеть хоть несколько звонков принять, чтобы мы не чувствовали себя одиноко в этой студии. Что самое главное смысл последующих обсуждений все равно в том, чтобы Андрей обязательно сделал цикл таких фильмов про людей, про которых мы забыл, которых стерли из нашей памяти ластиком. Как будто их не было. Про того же Анатолия Марченко, про того же Владимира Буковского, в конце концов. Там целая галерея судеб потрясающих. Героических. Вот если бы это получилось, это было бы здорово.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И еще было бы здорово, если бы действительно, по-моему, это предлагал Ю. А. Богомолов, чтобы такие фильмы сопровождались еще обсуждением в студии.

К. ЛАРИНА – На «Дожде»?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну конечно.

К. ЛАРИНА – Так, ну короче. Вперед, дорогие друзья. Помните, пожалуйста, о том, что сегодня день тишины, не подводите нас и не подставляйтесь. Ладно? Алло. Здравствуйте. Еще раз пробуем. Алло.

И. ПЕТРОВСКАЯ - День тишины.

К. ЛАРИНА – Наташа, у меня то ли срывается. То ли что. Алло. Здравствуйте. Не получается. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Меня зовут Татьяна, Москва. Я с вами полностью согласна. Что тема очень волнует. Несмотря на то, что мне 70 лет, я единственное не согласна с тем, что только относится к старому поколению. Я смотрю, масса молодежи, которая ничего не понимает в этом. Это ужасно. Вообще. А еще я хотела вас спросить, была передача на той неделе по «Культуре», она называлась телеспектакль «Берег женщин». Вы не знаете, что это такое?

К. ЛАРИНА – Это спектакль Театра Вахтангова.

СЛУШАТЕЛЬ – Потрясающий совершенно спектакль. Спасибо вам огромное за первую тему.

К. ЛАРИНА – Спасибо, Татьяна. Давайте еще звонок. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Меня зовут Алексей. Санкт-Петербург. Немножко насчет проекта «Голос» не могли бы…

К. ЛАРИНА – Да, да, конечно. Хотели об этом сказать.

СЛУШАТЕЛЬ – Насколько талантливые, насколько по-вашему, неталантливые люди, и немножко про Дмитрия Нагиева.

К. ЛАРИНА – Спасибо вам. Конечно же, мы ждали этого очень. Потому что та программа, которая как мне кажется, объединяет общество, а не раскалывает его, и я вчера смотрела и Ира смотрела первый выход.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Судя по тем показателям, которые уже известны, это не просто отрыв Первого канала вчера вечером по аудитории, а это Монблан, до которого абсолютно никому не дотянуться. Буквально за час до начала «Голоса» на НТВ стартовало музыкальное соревновательное шоу «Хочу в «Виагру». Это была группа, как мы знаем, которая сейчас то ли распалась, то ли распадается. И суть проекта в том, что типа набираются новые люди.

К. ЛАРИНА – Я думаю, продажи этого БАДа растут небывалыми темпами. Поскольку то президент «Виагру» посоветует принять, то теперь на канале НТВ.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Дело в том, что ВИА вокально-инструментальный…

К. ЛАРИНА – Это никого не волнует. Ты вслух произносишь, ты же понимаешь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тоже все понимают, что такое ВИА ГРА. И через полчаса на канале «Россия» стартовало музыкальные конкурсное шоу «Хит», которое было объявлено ведущими как нечто небывалое в истории российского телевидения. Я бы пока воздержалась от оценок этого. Потому что я посмотрела немного одно и немного другое. Но, безусловно, это не идет ни в какое сравнение с шоу «Голос» и вообще надо иметь, конечно, крайнюю степень самонадеянности, чтобы попытаться конкурировать с ним. И причем таким буквально лобовым способом.

К. ЛАРИНА – Я очень рада, что они не поменяли жюри, я очень боялась, что они начнут совершенствоваться. Искать какие-то новые приспособления. И посадят других людей в эти стулья. Как я рада, когда я увидела всю замечательную команду с Биланом, Агутиным, Градским и Пелагеей.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Градским я бы даже сказала в первую голову.

К. ЛАРИНА – И с тем, что в качестве ведущего за кулисами оставили Дмитрия Нагиева. Я надеюсь, что мы будем получать удовольствие каждую неделю.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Знаешь, чего даже здесь больше стало, это придает еще больше привлекательности. То, что мне кажется в первом проекте, я могу ошибаться. Но это мое ощущение, члены жюри на первом отборочном этапе были более сдержанны, немногословны.

К. ЛАРИНА – А здесь им дали говорить.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А здесь они, во-первых, видимо, уже сами по результатам предыдущего этапа поняли, как себя надо вести во время этого, в общем, там это одна из самых захватывающих на самом деле стадий, когда они вслепую отбирают участников. И вот то, как они реагируют, обмениваются своими впечатлениями…

К. ЛАРИНА – Выражение лиц, жесты, мимика, реплики. Молодцы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это самое привлекательное для меня пока что. Потому что в предыдущем вопросе содержалось, насколько там люди талантливы, насколько нет. Разумеется, и талантливы и менее талантливы. И собственно в этом смысл отбора, чтобы угадать наиболее талантливых и отсечь неталантливых. И кстати, переходя быстро от «Голоса», очень смешную вчера сделали миниатюрку в «Вечернем Урганте»…

К. ЛАРИНА – С Путиным.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, была шутка, на тему как отбиралось жюри. И даже кто-то потом у кого-то написал в посте, а что это на самом деле так было. Нет, на самом деле так не было. Взяли кусок выступления…

К. ЛАРИНА – Неужели кто-то подумал, что это было на самом деле.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тебе клянусь. Я где-то прочитала…

К. ЛАРИНА – Кретинизм какой-то уже высшей степени.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну что поделаешь. Люди у нас доверчивые. Путин, который исполнял сколько-то лет назад на концерте …

К. ЛАРИНА – Ну все помнят это.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну вот просто эти куски смонтировали с крупными планами членов жюри.

К. ЛАРИНА – Особенно выражение лица Градского поразило.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, все трое поворачиваются и разные гаммы чувств. А Градский сидит до конца…

К. ЛАРИНА – С открытым ртом. Уснув.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Практически в прострации, в транс впавший. Очень смешной момент.

К. ЛАРИНА – Я несколько вопросов прочту. «Ваше мнение об интервью Венедиктова Ксении Собчак». «Собчак живьем». Венедиктов был у нее в гостях. Я только вчера эту программу посмотрела. В Интернете на сайте «Дождя» и считаю, что это удачная передача. Во всех смыслах. Это был очень напряженный и драйвовый разговор. Собчак Ксения как всегда была блестяще подготовлена, она очень точно понимала, какие вопросы задает и почему она их задает. Алексей Венедиктов, на мой взгляд, достойно держался. Это просто такой хороший был поединок. Мне кажется удачная передача.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вообще я поняла, что Ксения Собчак она набрала в роли интервьюера, что в принципе каждому герою, кого она зовет, надо будет трижды подумать, в состоянии он будет справиться с этой мягкостью, но это мягкость бультерьера. Вцепляется и дальше уже начинает трепать жертву, не отпуская до самого конца.

К. ЛАРИНА – Будет ли что-нибудь на следующей неделе, ты нам скажешь. А то мы, простые слушатели и зрители ничего не знаем.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы, простые слушатели и непростые слушатели и зрители знаем только одно, что начинают возвращаться так называемые политические программы, для любителей я сообщу, что в четверг вернется на свое место «Поединок», потом «Воскресный вечер» с тем же Соловьевым. Ну и новые шоу, которые, да, возвращается, слава богу, Марьяна Максимовская. Которая теперь будет впрямую конкурировать с «Центральным телевидением» Такменева. Потому что Такменев стал теперь выходить по субботам в семь.

К. ЛАРИНА – То есть слухи о смерти программы «Неделя» не подтвердились.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Оказались преувеличенными.

К. ЛАРИНА – Слава тебе, Господи. Ну все, мы должны завершать уже сегодняшнюю передачу. Не забудьте, что завтра день голосования. Можно, мы не призываем вас, не агитируем вас за конкретных кандидатов, мы агитируем вас за приход. Это можно. Поэтому обязательно отдайте свой гражданский долг, в смысле исполните его. Отдайте свой голос тому, кому вы считаете нужным его отдать. И завтра конечно в эфире «Эха» и «Дождя» будет онлайн прямой эфир с избирательных участков, вы будете все узнавать сразу же.

И. ПЕТРОВСКАЯ - На «Дожде» будет просто нон-стоп в течение всего дня прямые репортажи с избирательных участков и дальше огромный эфир уже с обсуждением.

К. ЛАРИНА – Спасибо.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024