Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2013-07-27

27.07.2013
Человек из телевизора - 2013-07-27 Скачать

Л. ГУЛЬКО – 11.08. Доброе утро. Лев Гулько у микрофона. Ирина Петровская рядом. Здравствуйте.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Доброе утро.

Л. ГУЛЬКО – Информация для тех, кто, может быть, не слышал. Ксении Лариной не будет на радиостанции целый месяц с лишним. Она появится только в начале сентября. Поэтому, дорогие друзья, в передаче «Человек из телевизора» Ксении Лариной не будет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но не будет ее по прекрасной уважительной причине. Она в отпуске. Мы ей передаем привет пламенный.

Л. ГУЛЬКО – Да. Так что планируйте свой эфир хотел я сказать нашим радиослушателям. Некоторым из них, во всяком случае. «Человек из телевизора», казалось бы лето…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мертвый сезон.

Л. ГУЛЬКО – Птички поют, дождик иногда идет. Чего там смотреть в этом телевизоре, одни повторы как нам некоторые пишут. Я знаете, какой вопрос хотел задать, повторы повторами, а лучшие из повторов существуют какие-то вещи.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Называется лучшее, по мнению тех, кто повторяет. Это очень забавно, потому что сразу понятно, что считается хитами на разных каналах. Вот возьмем Первый канал, сейчас у них идут бесконечные повторы «Пусть говорят». Это сам по себе хит. И на прошлой неделе повторяли бесконечно вы, Лева, наверняка не смотрите телевизор.

Л. ГУЛЬКО – Я смотрю каждый день. Но другие каналы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - На прошлой неделе рассказывали историю про то, как одна женщина 35 лет растила сына, все это время она считала, что это неродной сын и сделали ДНК, она обратилась к Малахову, выяснилось, сын неродной. Дальше был целый сериал, когда искали, кто же родной. Где произошла подмена. А на этой неделе показали этот вот турецкий сюжет, когда найден был сколько-то лет назад в Турции в больнице парень, который в коме был. После ДТП. До сих пор непонятно, какой он национальности, кто он, ну и в общем, действительно первая программа была, произвела впечатление. Потому что обычная турецкая семья, увидев и услышав про этого парня, стала о нем заботиться. А потом просто взяла к себе и относится к нему как к родному и надеются на его выздоровление, хотя там видно, что случай очень тяжелый. Но естественно, наше телевидение было бы не нашим телевидением, если бы из этой истории тоже не выжали все до последнего. Поскольку появилась версия, что парень русский. То и со всей даже не России, а бывшего СССР, СНГ начали писать женщины, у которых пропали сыновья.

Л. ГУЛЬКО – Это естественно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, но вот дальше устроили целое такое из этого можно сказать представление, когда все эти женщины сдавали анализы ДНК и только в конце уже сообщают, что ни одна из них не мать. Ну, у меня много вопросов к этому в первую очередь этического свойства. Потому что все-таки в основе каждой истории, безусловно, трагедия. Потеря без вести пропали у них сыновья. И вот все это делать предметом шоу, притом, что понятно было, что результаты ДНК были до того, как это шоу началось. Но обязательно конечно, по законам жанра это должно уже быть обнародовано в конце, и мы видим плачущих женщин. Ну и собственно говоря, все рыдают. В этом всем есть для меня какой-то очень такой неприятный момент.

Л. ГУЛЬКО – Но зрители-то смотрят. Им нравится.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не знаю, нравится им или нет…

Л. ГУЛЬКО – Нравится, раз смотрят.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Дело в том, что мотив смотрения необязательно нравится. Мотив смотрения и - ненавижу. Причем не менее действенный, нежели обожаю. Обожаю и ненавижу. Вот равнодушные выключают, а эти две категории зрителей подобного рода шоу, построенных на человеческой драме и, в общем, таким активным в эти драмы вторжением, а иногда и ковырянием палкой в этих кровоточащих ранах, этот тип шоу он имеет огромный отклик в душах.

Л. ГУЛЬКО – Тогда вопрос, который нам задают с вами в перечне, который пришел. Если одни ненавидят, другие очень любят, смотрят. Ирина, объясните людям, что вы сами давно знаете, то есть то, что никто и никогда не учтет мнений и пожеланий телезрителей. На что опираться телевизионным производителям, на какие мнения или не опираться. Или как это все происходит. «Которые давно могут оставить свои мнения и пожелания при себе и отдыхать от телевизора».

И. ПЕТРОВСКАЯ - У телевизионного производителя мнение выражено…

Л. ГУЛЬКО – На тех, кто ненавидит или тех, кто любит?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот эти и ненавидящие и обожающие, собственно говоря, и дают телевидению тот самый рейтинг, на который опираются телевизионные производители. Это в принципе безоценочная характеристика, это количество людей, мы много раз говорили, и будем продолжать говорить, и вот это поголовье и есть главный критерий, благодаря которому телепроизводители делают то или иное зрелище. Ставят в то или иное время, это понятно. Кстати по поводу лучшего то, что считают каналы лучшим. «Один в один» шоу, которое произвело фурор, потому что собрало вдруг невероятную аудиторию.

Л. ГУЛЬКО – Мои знакомые смотрели с удовольствием.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А мы с Ксенией Лариной неоднократно это обсуждали, потому что непонятно, в чем причина такого ажиотажного спроса на такой тип зрелища. Сейчас каждую пятницу повторяет Первый канал.

Л. ГУЛЬКО – А там какое-то следующее шоу.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Следующее шоу это «Универсальный артист» сейчас идет. Это совсем другое. Это взяли несколько исполнителей, которые работают в принципе изначально в разных жанрах…

Л. ГУЛЬКО – Попса поет классику…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, каждый из них должен спеть, вот один выпуск, допустим, шансон и рок-музыканты и те, кто поет классику и попсовики все должны исполнить шансон.

Л. ГУЛЬКО – В этом весь смысл?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Смысл только в том, что придумать еще одно шоу, где кто-то во что-то перевоплощается. Дальше на любителя. Я кстати не знаю, у нас Арина Бородина в отпуске, поэтому я перестала следить за рейтингами, пользуется ли «Универсальный артист» таким же успехом, как «Один в один», но думаю, что нет, думаю, что «Один в один» лидер.

Л. ГУЛЬКО – Уже не повторишь этого дела.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это можно бесконечно повторять, бесконечно показывать, устраивать с новыми исполнителями. Только вопрос для меня, зачем все время тиражировать примерно один тип формата. По всей видимости, это так понимается успех. Если что-то принесло зрительское поголовье, каждый следующий должен к этому стремиться. Наполняя это зрелище примерно тем же набором элементов.

Л. ГУЛЬКО – Можно я отвечу на вопрос. Меня спрашивают: какие каналы я смотрю. Поделитесь и подскажите, нам, темным. Иронически так спрашивают. Я скажу честно, я смотрю «Моя планета» канал, у меня определенная кнопка, на 25-м канале, я смотрю канал «Культура», канал Москва-24. Мне интересны новости города, там иногда бывают интересными. Я смотрю Россия-24, Евроньюс, я смотрю семичасовые новости НТВ. Скажу вам честно. Я смотрю канал ТВ-1000, но в иностранном варианте. Там есть российский вариант, есть иностранный. Фильмы иностранные. Я смотрю канал Sony Entertainment, это все есть. На антенне без всякого пакета. Вот какие-то такие каналы. Но больше всего «Мою планету».

И. ПЕТРОВСКАЯ - То есть к познанию тянет вас.

Л. ГУЛЬКО – Мне интересно, там очень хорошо ребята работают. Вот такие каналы я смотрю.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Поэтому, Лева, вы такой спокойный, уравновешенный.

Л. ГУЛЬКО – Так я этому призываю всех.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А те, кто смотрит федеральные каналы основные…

Л. ГУЛЬКО – Книжку почитайте.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тут с психикой происходят некоторые изменения иногда, видимо, необратимого свойства.

Л. ГУЛЬКО – Наверное. Нам пишут про всякие повторы. Я смотрел сериал «Маяковский. Два дня».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Только он к сожалению не два дня шел.

Л. ГУЛЬКО – Он шел больше, чем два дня это правда. Он шел пару недель. У меня двоякое впечатление. Что-то понравилось, что-то нет. Я его раньше не смотрел.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А вы раньше и не могли его смотреть, потому что это премьера.

Л. ГУЛЬКО – А там 2011 год производства.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Этот сериал был сделан давно, был предназначен, судя по всему, премьерный показ на канале Россия, но видимо, качество серила не вполне устроило тех, кто принимал его и вот он некоторое время туда-сюда болтался где-то в пространстве. И все-таки в результате его показали на канале «Культура». Летом, что тоже о многом говорит.

Л. ГУЛЬКО – Хорошо, потому что вас спросят сказать пару слов и фильме «Маяковский. Два дня». Ирина из Москвы просит. Если вы смотрели.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы смотрели и даже уже в прошлый раз сказали, это, на мой взгляд, очень слабо, и даже тут обсуждать особенно нечего. Кроме одного, что просто вспомнили Маяковского, ну, неплохо.

Л. ГУЛЬКО – А мне понравилась работа художника-постановщика. Там очень близко все. Какие-то вещи они заметили в воспроизведении той эпохи.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хорошо. Бывает так, что художник-постановщик постарался, а вот с остальными не сложилось.

Л. ГУЛЬКО – Хотя Давид Бурлюк мне понравился. Между прочим.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну, возможно. Тут уже на вкус и цвет товарищей не. На мой взгляд, был бы совершенно шикарный Маяковский просто это Алексей Девотченко. Знаете артиста. Питерский, хотя и московский тоже в какой-то степени. Я его прекрасным вижу Маяковским. Но, к сожалению, видимо, только я, а может быть кто-то еще, но не из тех, кто производит фильмы о Маяковском. Да и не так много их производится, честно говоря.

Л. ГУЛЬКО – Теперь масса вопросов по поводу Общественного телевидения российского. Одни говорят, что Анатолий Лысенко чего-то распилил, с кем-то видимо, народ хочет так думать. Потому что тут же денег не стало. Куда они все делись. С другой стороны все говорят, что это мертворожденный проект как обычно и нечего было затевать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Отчасти тяжелая, отчасти частично анекдотическая история. Потому что об Общественном телевидении говорили столько, сколько я, по-моему, себя помню, о его необходимости, полезности, о том, что это чрезвычайно важный элемент демократического гражданского общества. У всех есть, у нас нет. Ну вот сделали. Я писала на эту тему колонку в «Новой» и вспомнила слова Ильи Ильфа в «Записных книжках», сейчас процитирую неточно, но фантасты всегда связывали счастье человечества с изобретением радио и вот радио есть, а счастья нет. Так что у нас есть Общественное телевидение России, а по сути никто этим недоволен, да и можно сказать, что и нет его. Вот такой феномен. Существует, но даже за 2 месяца не стало фактом ни обсуждение, ни какие-то споры. То есть изначально что-то там сложилось не так. Может быть оттого, что не было какой-то точной внятной концепции. По поводу распила я совершенно не верю в это, А. Г. Лысенко…

Л. ГУЛЬКО – Причем тут Анатолий Григорьевич и распил.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Совершенно к этому вряд ли имеет отношение. Деньги, которые выделены были на это, 1,55 миллиарда рублей, они закончились. Но они закончились не через два месяца после начала вещания, а это общий стартовый капитал, который был из бюджета выделен на запуск этого проекта и в эту же сумму входит и закупка оборудования и ремонт помещения, и зарплаты сотрудникам. Наверное, я небольшой специалист в экономике, но видела и читала обсуждение специалистов, экспертов, что, в общем, это деньги, если говорить о бюджетах федеральных каналов действительно небольшие. Но если иметь в виду и качество того продукта, который мы видим и пока еще 8 часов оригинального вещания, а не круглосуточно, а дальше повторы, то, в общем, и немало. Много или мало, пусть решают специалисты, кто-то же утверждал эту сумму, наверное, она была каким-то образом обоснована, расписана, что пойдет на что. Там еще кредит брали, потом отдали. Ну, будем думать, что пока это был просто сигнал SOS и Анатолий Григорьевич, таким образом, обратил внимание на то, что денег явно не хватает. Уже по-моему, Сеславинский, это руководитель агентства по печати и массовым коммуникациям сказал, что не дадим загнуться. И более того, он подал личный пример гражданам, чтобы они так же как он вкладывались в создание Общественного телевидения, он перечислил личных сто тысяч рублей и вместе с 50 тысячами, которые за все время граждане перечислили на поддержку Общественного телевидения, это составило 150 тысяч 600 рублей. Но это тоже, как сказал Анатолий Григорьевич, вряд ли спасет отца русской демократии. И при этом он сказал такую фразу, что легенда о том, что канал может существовать на пожертвования зрителей, исчерпана. То есть провалилась. Но на самом деле мы знаем, что есть разные схемы финансирования Общественного телевидения в мире, в том числе самая распространенная это при помощи абонентской платы, которую действительно платят…

Л. ГУЛЬКО – Те, кто хочет смотреть.

И. ПЕТРОВСКАЯ - …скажем британцы, французы, там по-разному это делается. У британцев в частности на каждый приемник установлена та или иная сумма, которую каждый человек хочет если смотреть, платит в год. У нас, по-моему, такой схемы точной нет, а просто так сказать, люди, скидывайтесь, мы понимаем, что это довольно смешно, это даже детский сад напоминает. Тем более люди в принципе не очень готовы скидываться. Ну может быть на поддержание каких-то интересных интернет-проектов, как Колта.ру. Действительно набрали читатели, пользователи, по-моему, миллион рублей. Но это конечно несопоставимо с теми деньгами, которые нужны на телевидение. Тот же Лысенко сказал, что день Общественного телевидения стоит 600 тысяч рублей. Значит уже 2 миллиона, нет… в общем, плохо я считаю.

Л. ГУЛЬКО – В общем, бешеные деньги.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Совершенно верно. И мы уже тоже говорили здесь, даже такой проект как Леонид Парфенов на канале «Дождь» тоже было воззвание к зрителям помочь его финансировать, но зритель не особенно вдохновился. Ну да, мы привыкли, что телевидение у нас так называемое бесплатное удовольствие. Мы будем считать, что…

Л. ГУЛЬКО – За антенну платят люди.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно, более того, бюджетные деньги это, в общем, тоже складываются из наших налогов. Поэтому я думаю, что большинство нашей аудитории уверено, что этого вполне достаточно.

Л. ГУЛЬКО – Хорошо. Сейчас немножко еще о том, что появилось. Помимо Общественного телевидения. Ваше мнение о новом телеканале Онлайн-ТВ.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Пока у меня еще никакого мнения нет.

Л. ГУЛЬКО – Хорошо. Тогда давайте дальше о «Дожде», поскольку следующий пакет вопросов, люди все больше я заметил, смотрят «Дождь», что-то нравится, что-то не очень. Но последние передачи, Фишман очень вырос, радует Тихон Дзядко. Передача с Улицкой обратила внимание на себя.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В принципе сейчас единственный канал, который остался в мертвое время, летом он продолжает вещать.

Л. ГУЛЬКО – Оригинальный в смысле.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, оригинальное вещание. Хотя ту же Улицкую, наверное, можно будет потом повторять много раз. Был прекраснейший эфир в программах Hard day's night, с Тихоном Дзядко и также с журналистами Юлией Таратута, там были Антон Желнов, Павел Лобков и Анна Наринская из «Коммерсанта». Там такой принцип, много обычно журналистов, несколько человек, которые задают вопросы. Людмила Улицкая, я не помню ни одной программы, где бы она участвовала, где бы она была плоха или как-то неубедительна. Она поразительный человек, который обладает свойством на твоих глазах думать. Она из тех людей, которые не имеют готовых рецептов, хотя конечно какие-то основополагающие есть, но вот этот процесс ее существования на экране размышляющего человека, человека сомневающегося, а в чем-то наоборот убежденного, он чрезвычайно притягателен. И в этот раз и были очень хорошие вопросы, очень хорошие темы, взаимоотношения власти и интеллигенции, цензуры. В общем, был просто суперуспешный эфир. И дай бог такого героя каждому журналисту, побольше таких героев, потому что понятно, что Людмила Улицкая абсолютно штучна.

Л. ГУЛЬКО – Еще о повторах. Я тоже кстати смотрел повтор «Дочь философа Шпета». Канал «Культура».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это да. Это очень хороший документальный сериал. Замечательный. Мы его обсуждали, когда он только вышел. И вот сейчас он был повторен, слава богу. Но мы не закончили про «Дождь». На «Дожде» на этой неделе еще были интересные персонажи. Во-первых, Ксения Собчак ,у нее был Навальный. У нее был Митрохин.

Л. ГУЛЬКО – Пишут, кому-то кто-то понравился больше.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Естественно, просто это единственный канал, давайте признаемся в этом, который использовал этот информационный повод. А информационный повод был на прошлой неделе. Арест Навального. Потом освобождение его из-под стражи.

Л. ГУЛЬКО – Вступление в предвыборную гонку.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Абсолютно и дикость не использовать этот повод. У нас новости, потом мы продолжим.

НОВОСТИ

Л. ГУЛЬКО – 11.35, мы продолжаем. Про «Дождь» мы сказали.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы не до конца сказали. Был интересный эфир с Навальным Ксении Собчак. Тем, что в общем он психологически раскрывал героя…

Л. ГУЛЬКО – А как же.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это не всегда происходит. Иногда попадаются очень крепкие орешки. И не даются. Хотя любой эфир дается, не дается человек, все равно что-то объясняет для тех, кто смотрит.

Л. ГУЛЬКО – У каждого героя, в том числе у Алексея Навального как мне кажется в данный момент его участия в предвыборной кампании, есть свой имидж, который он принял, он его и тащит.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но опять же, поскольку все-таки довольно редко Алексей Навальный появляется тем более в таком формате интервью, конечно, бывал и раньше, все равно это такой все-таки условный во многом образ.

Л. ГУЛЬКО – Конечно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Когда человек приходит на такой разговор, то кое-что становится и безусловным. И мне кажется, что здесь было совершенно очевидно, что Алексей Навальный, наверное, ему надо этому учиться, если он захочет и слушать, прислушиваться, не раздражаться. Это было очевидно, что он очень раздражался на не очень удобные для него вопросы. Хотя можно конечно объяснить его психологическое состояние, он едва-едва вырвался из кутузки, каталажки. И в общем, мы понимаем, что светит. Но, тем не менее, эта как мне показалась нетерпимость в нем присутствующая, она очень явно и ярко обозначилась. И сказать, что это лучшее из качеств я, пожалуй, не могу. Хотя повторяю, что судьба Навального меня, как и многих других очень волнует. И я не собираюсь никаких камней кидать. Но просто человек, который идет в политику и ввязывается в такую серьезную игру, мне кажется должен в себе воспитывать, это идеалистический мой подход, определенные качества, которые не только будут убеждать его сторонников, но и будут привлекать на его сторону тех, кто сегодня или насторожен или сомневается. А не отталкивать такой же манерой. Потому что тогда в чем разница между уже существующими и нетерпимыми, нежелающими ни к кому прислушиваться политиками и той новой волной, теми новыми людьми, которые туда идут.

Л. ГУЛЬКО – Вы не одиноки в этом мнении. У нас на сайте «Эхо Москвы» в частности в блогах люди уважаемые об этом тоже пишут. Поскольку я их читал.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Значит, это мнение у нас совпадает, именно потому, что какие-то вещи очень явно обозначились во время этого эфира. А что касается Ксении Собчак, я тоже читала, она проиграла или неправильно построила свой разговор, Навальный молодец, Ксения Собчак проиграла. Ксения молодец, а Навальный наоборот…

Л. ГУЛЬКО – А они в чем-то соперничали что ли?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Имеется в виду, что она как интервьюер оказалась не на высоте. На мой взгляд, она была вполне себе на высоте и вообще мы говорили, что Ксения за этот сезон как интервьюер, как журналист мне кажется довольно сильно выросла или подросла.

Л. ГУЛЬКО – Сейчас вопрос о главном интервьюере, который задают. «Правда ли, что Познер окончательно решил покинуть Россию, уехать во Францию или это фейк?» - спрашивает Дмитрий Пучков.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Почему-то на этой неделе опять вся сеть наполнилась вот этим, я не помню, полугодовалой или даже может быть…

Л. ГУЛЬКО – Периодически. То во Францию, то еще куда-нибудь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но это был ровно текст, который в свое время остроумно придумали, забыла как называется сайт и выложили, где Познер после, по-моему, наезда очередного после Госдуры что ли, сказал якобы и здесь он цитируется, я на эту тему кстати тоже писала материал, и начала с цитаты этой, что все, я устал, я больше не могу, я ухожу, уезжаю, я старый человек, в конце концов почему я должен все это терпеть. И я помню, что люди, которые начали этот материал читать, потом мне признавались, что ахнули, изумились и только ближе к концу уже поняли, что это на самом деле розыгрыш. Причем не самого Познера. То, что распространено на этой неделе, это один в один ровно тот текст. Устал, ухожу и больше не могу. Все достало. На самом деле, что думает Владимир Владимирович, мы сейчас узнать не можем, потому что он отдыхает. И более того, было сказано, что до 7 октября его программа выходить не будет. Но мне кажется, что в нем тоже уже определенная усталость накопилась от всего этого и не исключено совершенно, что рано или поздно такое заявление мы услышим. Что было бы, наверное, жалко, потому что разные бывают у него эфиры, бывают неровные, кому-то кажется часто все таким сервильным, а кому-то наоборот нет, но один из немногих, тем не менее, на нашем экране думающих, интересных журналистов. Уж не говоря о том, что просто мэтр. Патриарх.

Л. ГУЛЬКО – Я с этого начал.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это мы даже опускаем, потому что это абсолютно…

Л. ГУЛЬКО – Аксиома.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, дай бог, что мы дождемся возвращения Владимира Владимировича в эфир Первого канала.

Л. ГУЛЬКО – Как мы с вами могли, я даже не представляю себе, поскольку Онлайн-ТВ, как нам напоминают, это дочерний канал компании Сетевизор, он недавно появился. Действительно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, что-то у нас…

Л. ГУЛЬКО – Главный редактор там Сережа Корзун. Поэтому извините, ребята, мы просто…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Когда я имела в виду, что ничего не могу сказать, я имела в виду, что я не видела…

Л. ГУЛЬКО – Я тоже не видел, к сожалению.

И. ПЕТРОВСКАЯ - У меня и мнения на этот счет пока нет.

Л. ГУЛЬКО – Надо уже, наверное.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Надо наши пробелы…

Л. ГУЛЬКО – А это все идет где? В сети?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы должны теперь это выяснить, чтобы ответить на вопрос компетентно.

Л. ГУЛЬКО – Мы обязаны просто это сделать. «Ирина, смотрела «Новую волну», ущербное зрелище, дешевый междусобойчик, бесталанная тусня». Очень много и в прошлые годы видел сообщений.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я бы могла посоветовать не смотреть «Новую волну», но с другой стороны я понимаю, что сегодня очень мало все-таки, если человек обладает таким минимальным набором каналов или привык к ним, например, то вариантов действительно немного. И хочется хотя бы не в повторе чего-нибудь может быть посмотреть. Музыкальное. А чего ждать, «Волна» и волна, музыка и музыка. Для тех, кто любит, ради бога. Кто не любит, повторю, при даже минимальном наборе все равно есть возможность отключиться, переключиться. На ту же «Культуру», на разные каналы, где точечно мы можем выискивать себе что-то, если опять же не нужно как нам с вами, мне смотреть ну не все, но очень многое для просто развития и знания…

Л. ГУЛЬКО – Вам тут сочувствуют кстати.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Естественно. Посочувствуешь.

Л. ГУЛЬКО – Тяжело работать. Копеечку-то…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Каждый зарабатывает, как умеет. Как может.

Л. ГУЛЬКО – Без отдыха практически.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Кто-то вынужден вот так, как раб на галерах, привязанный к ящику сидеть за ногу цепью и смотреть, несмотря на лето. Единственное сейчас мое удовольствие заключается в том, что можно смотреть же теперь в сети онлайн и раньше я с тоской, особенно когда за городом, уходила в дом и с тоской выглядывала в окошко, там хорошая погода. А я привязана. А сейчас я беру с собой какой-нибудь…

Л. ГУЛЬКО – Компьютер.

И. ПЕТРОВСКАЯ - … гаджет…

Л. ГУЛЬКО – Извините за незнакомое слово.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, и сижу себе на шезлонге и смотрю. Просто испытываю от этого колоссальное, не от того, что я смотрю, а оттого, что возможно совместить приятное с бесполезным. Или с вредным даже.

Л. ГУЛЬКО – Хорошо, а то есть места, где не ловит.

И. ПЕТРОВСКАЯ - У меня к счастью теперь более-менее ловит. Иногда тормозит, но в целом получается.

Л. ГУЛЬКО – «Восхищен вместе со всей семьей «Новой волной».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Отлично.

Л. ГУЛЬКО – «Юбилейным концертом вчера в рамках «Волны». Леонид Агутин и ведущая красавица Варум».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я так понимаю, что наша предыдущая слушательница имеет в виду конкурс сам. Участие в нем разных новых людей. А в рамках «Новой волны» действительно часто проходят разные концерты юбилейные или нет, авторские, наверное, это получше, чем тот уровень, который имеет в виду наша слушательница.

Л. ГУЛЬКО – Кстати, о Маяковском разные мнения.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Как говорил Н. С. Михалков в роли Сергея Паратова в «Жестоком романе»: у каждого свой вкус, кто любит свиной хрящик, а кто арбуз.

Л. ГУЛЬКО – Пишет ziggy007. «В очередной раз РЕН-ТВ посмотрел сериал «Солдаты»». Этому очень рад товарищ. «Единственный беззлобный и ненапрягающий на нашем ТВ».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тут ключевое слово «очередной раз». Поскольку все у нас сейчас в очередной раз. Кому-то опять же нравится. Да. По-моему, был неплохой.

Л. ГУЛЬКО – Мне вот нравится, может быть у меня вкус плохой. Он очень ненавязчивый сериал «Морские дьяволы» на НТВ о наших доблестных морских силах.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А, вот оказывается, не только новости на НТВ смотрите.

Л. ГУЛЬКО – Иногда. Поскольку там повтор, я смотрел в оригинальном виде. А сейчас повтор. Иногда заглядываю. Не только новости на НТВ конечно. Дальше что там пишут.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нам пишут.

Л. ГУЛЬКО – Прекрасно. «По-моему нет никакого смысла в вашей передаче. Что реально обсуждать? Первый канал: бенефис Путина и немного о погоде. РТР: «Новая волна», а песни и исполнители старые (Иглесиас и Леонтьев). ТВЦ: бенефис Собянина и совершенно жуткий «Русский вопрос». НТВ: сплошные чрезвычайные происшествия с полузабытыми звёздами. А дальше?»

И. ПЕТРОВСКАЯ - Дальше – тишина.

Л. ГУЛЬКО – Ну, я не знаю, nevski153, можно не смотреть ничего этого. Можно другое найти. Судя по всему, человек имеет возможность. Даже по нику судя.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тут даже не знаешь, что ответить и имеет смысл или нет тоже непонятно, наша передача. Кому-то нравится. Кому-то нравится что-то спросить, обсудить. Все остальное, в конце концов, я повторю еще раз, у каждого человека, у которого сегодня есть телевизор в доме или нет даже, но есть компьютер, всегда есть возможность выбора при самых неблагоприятных раскладах в программе как таковой передач.

Л. ГУЛЬКО – Тут спрашивают о том действии, которое показывали по поводу 1025-летия крещения Руси, в том числе на Красной площади. С подтекстом, конечно. «Ваше мнение о фильме про дико верующего Путина в «Крещении Руси» и концерте на Красной площади».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не хочу задевать чувства верующих.

Л. ГУЛЬКО – Мне тоже кажется, что личное дело каждого.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Причем верующих как в… У каждого свое представление в этом смысле о прекрасном. Сюжет кстати был комический совершенно, вчера показывали, я очень смеялась. С щукой. Это я уже сейчас абстрагируюсь от крещения…

Л. ГУЛЬКО – У нас сегодня ребята с утра обсуждали.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да? А я как раз пока ехала, не слышала. Он правда комический. Уже имеет оттенок. Особенно поцелуй этой щуки. Л. ГУЛЬКО – А разве показывали поцелуй?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, не сам по себе поцелуй, но как известно…

Л. ГУЛЬКО – Сказка про Емелю…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, и щука, из которой потом наделали котлет. Я думала, честно говоря, что вся история, эти сюжеты с охотами, рыбалками, амфорами, все-таки остались уже в каком-то прошлом. Но почти каждое лето устраивают очередную такую историю.

Л. ГУЛЬКО – Мне кажется, что он безобидный.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он вполне себе безобидный, но совершенно комический.

Л. ГУЛЬКО – Эти от принца с ума сошли рождающегося.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Слушайте, не сравнивайте, Лева. Не сравнивайте. Я сказала с какой-то странной интонацией. На самом деле вот это два мира, два Шапиро абсолютно.

Л. ГУЛЬКО – Каждому свое.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Действительно казалось бы, ну что, нам-то ладно, но и англичанам тоже этот мальчик. И вот…

Л. ГУЛЬКО – Не только англичане, там все содружество британское.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я понимаю.

Л. ГУЛЬКО – Канада, Австралия и прочие.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ожидание это, ликование. Оно с другим связано, не потому что народ обожает монархов своих. Это для меня ощущение абсолютной традиции, общности нации, которая объединяется, в том числе и на этом. На своей истории вокруг этой королевской семьи. Потому что вспомним, какое впечатление и на нас тоже тогда это прекрасное венчание принца с Кейт произвело.

Л. ГУЛЬКО – Сказка.

И. ПЕТРОВСКАЯ - С одной стороны сказка, а с другой стороны сказка, встроенная в эту современную реальность, и уже современные совершенно люди.

Л. ГУЛЬКО – А вот показывали отречение бельгийского…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне в меньшей степени…

Л. ГУЛЬКО - Потому что все как-то проще.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хотя я понимаю, что все равно и для бельгийцев это тоже очень важный элемент их стабильности, их истории, всего.

Л. ГУЛЬКО – Вот вы сказали слово «стабильность», сейчас я вас ловлю.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потому что традиция и стабильность и это то, что их объединяет и дает возможность почувствовать себя единым целым. И в том числе рождение маленького принца тоже для них объединяющий фактор и почему-то невероятно было трогательно на все это смотреть.

Л. ГУЛЬКО – Обзавидовались.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я – да, отчасти я чувствовала, что этого не только мне, наверное, но очень многим из нас не хватает. Этой возможности гордиться своей историей, страной.

Л. ГУЛЬКО – Нам же есть чем гордиться, Ира.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, безусловно. Но, к сожалению, часто не историей, не страной и тем более не представителями так называемой элиты.

Л. ГУЛЬКО – А вопрос, который ребята задавали с утра: а вообще нужно показывать отдых вип-персон, руководителей государства или нет. Они же люди, они имеют право на отдых. Нужно это или нет? Они публичные персоны.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И что, какой ответ был, мне интересно.

Л. ГУЛЬКО – Я, к сожалению, не помню расклад цифр.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну, хорошо можно, наверное, рассказать, показать, что такой-то из наших правителей находится на отдыхе. Но просто делается очень смешно. 21 килограмм щука, по щучьему велению поймалась щука.

Л. ГУЛЬКО – Это у нас сразу ассоциации возникают.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну естественно.

Л. ГУЛЬКО – А может, он поймал.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть даже поймал…

Л. ГУЛЬКО – Ложки нашлись, осадок остался.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, у нас есть другого рода ассоциации, во-первых, известно, как в свое время на охоте в Завидово, это многократно описанная история, и до сих пор, наверное, также происходит, подгоняют кабанов, зайцев, может быть, это придумал он, остроумный человек Лев Дуров рассказывал, по-моему…

Л. ГУЛЬКО – Лев Константинович да. Любит пофантазировать немножко.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Как зайцев поймали, а зайцы разбежались. Уже приехал то ли Хонеккер, нужно было, тем не менее, этих зайцев все-таки пустить, чтобы он сумел подстрелить. И тогда остроумные люди придворные в этом Завидово придумали, поймали кошек и на них надели заячьи шкуры. И в какой-то момент мало того, что эти кошки этих шкурах побежали, так они еще полезли на дерево, и вот этот деятель международного коммунистического движения был в крайнем потрясении, что в России зайцы еще могут по деревьям прыгать. Ну не говоря уже о фильме «Бриллиантовая рука», это я говорю про ряд ассоциаций разных. Где как мы помним, Лелик в исполнении блистательном Папанова на крючок подсаживал на рыбалке. Поэтому все это мгновенно…

Л. ГУЛЬКО – У Белых камней.

И. ПЕТРОВСКАЯ - … от Емели, щуки, печки, щучьего веления и до этих всех ассоциаций все всплывает и поэтому усиливает вот этот комический эффект.

Л. ГУЛЬКО – То есть не надо показывать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Во всяком случае, может быть что-то другое придумать. Я не знаю, что они еще там делают на отдыхе, кроме того, что ловят 20-килограммовых щук. А может и не надо. Слушайте, их так часто показывают. В конце концов, у них отдых, может, и мы тоже от них отдохнем, пока они отдыхают у себя там. Они от нас, а мы от них. Хотя может быть есть категория зрителей, которые ни дня не могут прожить без упоминания своих кумиров в политике. Ну, вот я к таким не отношусь. Типа Путин на посту или как Сталин на посту и все спокойные и могут отдыхать, и любимый город может спать спокойно. Я имею в виду, что если они каждый день видят по телевизору своего героя.

Л. ГУЛЬКО – Еще одна больная тема, наверное, задает вопрос Елена Чистякова: «Прокомментируйте, пожалуйста, последний выпуск проекта «Универсальный артист», где Лариса Долина призналась, что она еврейка и этим гордится. Затем вспомнили Кобзона, затем выступила Бабкина с признанием, что у нее есть тетя Сара. Это продолжалось очень долго. Вы можете себе представить такое в Европе. Не говоря уже об Америке».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не знаю, наверное, не могу.

Л. ГУЛЬКО – Почему?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не знаю. Потому что мне кажется, что в Европе…

Л. ГУЛЬКО – Это все было смешно и весело.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, я имею в виду такое обсуждение, наверное, не могу.

Л. ГУЛЬКО – Конечно, нет, потому что у них этого нет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Там вообще национальные и все прочие такого рода вопросы все-таки в какой-то особой зоне. Никто давно не обсуждает ни с точки зрения, что это достоинство ни того, что недостаток. В нашем же случае, поскольку у нас все по-прежнему нездорово, может быть это и нужно, чтобы зритель тот, который пребывает до сих пор в сознании, что какие-то национальности лучше, какие-то хуже, видел, что нет, пожалуйста, и свои кумиры тоже имеются. Пожалуйста…

Л. ГУЛЬКО – Как говорил М. М. Жванецкий: Иисус Христос тоже был еврей, а кем стал. Есть такая замечательная фраза. Давайте я вам напомню про 125 лет Зворыкину

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, я это держу в голове. Это на следующей неделе. Будет отмечаться юбилей 125 лет изобретателю телевидения. Я сейчас опускаю тонкости технические, потому что там были свои градации в истории изобретения. Но, так или иначе, это Зворыкин, замечательный изобретатель, который по счастью сумел уехать, потому что иначе бы он так же как и его учителя сгинул бы, наверное, в лагерях. Он успел буквально на последней подножке поезда, жил в Америке. Был чрезвычайно уважаемым человеком. Правда, он до очень почтенного возраст 90 с чем-то лет дожил и когда его уже совсем на склоне лет спросили, что он считает самым важным в своем изобретении, он сказал: кнопка «выключение». То есть не забудьте выключить телевизор, это называется. В связи с этим со 125-летием на Первом канале в понедельник покажут совершенно прекрасный фильм, кто в свое время пропустил, не пропустите.

Л. ГУЛЬКО – Это повтор.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, тот повтор, который абсолютно обоснован и имеет право на существование и не просто имеет право на существование, но и в повторе он станет событием. Фильм Леонида Парфенова «Зворыкин-Муромец», к сожалению, поздно, 23.20, по-моему, но, тем не менее, покажут. И в понедельник же, это уже видимо, вы увидите в новостях, состоится открытие памятника Зворыкину в Останкино. Перед телецентром. И там будет даже большая церемония, чуть ли ни Собянин туда приедет.

Л. ГУЛЬКО – Автора не знаете? Скульптора.

И. ПЕТРОВСКАЯ - К сожалению, не помню. Но вот открытие памятника будет в понедельник, и тогда я вам сообщу, кто автор.

Л. ГУЛЬКО – А еще какие-нибудь каналы расскажут про Зворыкина.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я думаю, что в новостях, особенно в связи с тем, что будет информационный повод, открытие памятника в Останкино же, наверняка расскажут. А также я видела на канале «Культура» будет программа, посвященная тоже, видимо, изобретению телевидения «Тайна голубого экрана», возможно, это тоже каким-то образом будет связано с датой 125-летием. И кстати если мы анонсируем, еще одна будет дата, в следующую субботу Первый канал отметит эту дату. 55 лет Александру Невзорову. Я думаю, что все зрители нашего поколения уж точно его помнят.

Л. ГУЛЬКО – Думающие люди на планете.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И там будет фильм документальный, с естественным ожидаемым названием «Александр Невзоров. 600 секунд и вся жизнь».

Л. ГУЛЬКО – О, как.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И утром, по-моему, в эфире на следующей неделе в субботу будет фильм, посвященный его, как это полукруглая дата. Такая 55. Красивая. Но я думаю, что это даст повод нам вспомнить, были же люди в определенное время и в ту эпоху. Которая казалось, открыла новую эру телевидения, но и вскоре и закрылась эта эра.

Л. ГУЛЬКО – Вот такая история. Ирина Петровская, «Человек из телевизора». Спасибо большое. До встречи.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Спасибо.