Человек из телевизора - 2013-06-22
К. ЛАРИНА – Доброе утро, добрый день. Это радиостанция «Эхо Москвы». Программа «Человек из телевизора». В студии Ирина Петровская.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Доброе утро.
К. ЛАРИНА – Ксения Ларина. Мы сегодня без Сетевизора сообщаем всем тем, кто сейчас нервно ищет какие-нибудь кнопки, а где же видео. Видео нет, видео уехало в Санкт-Петербург. Все камеры у нас отобрали и уволокли в Питер на форум. Там все работают. А мы будем сегодня по радио выступать. Но кстати могу сказать, что насильно меня отправляют в большую студию на программу «Культурный шок» для того, чтобы там Сетевизор был, чтобы мы посмотрели на красивых мужчин. У нас будут сегодня в гостях Сэм Клебанов, Дмитрий Гудков и Владимир Мирзоев. Будем говорить об антипиратском законе. Который вчера по-моему в первом чтении принимали. Ну что, мы начинаем передачу про телевизор. Дорогие друзья, напомню номер sms +7-985-970-45-45, телефон прямого эфира 495-363-36-59, и фейсбук я открыла веточку прямого эфира на страничке «Человек из телевизора». Там уже есть ваши сообщения и вопросы. Обязательно тоже подключайтесь и через социальную сеть фейсбук. Я перед тем как начать программу, хочу все-таки вспомнить события сегодняшней ночи, которые совершенно меня поразили. Я не смотрела новости. Не знаю, в новостях это передавали. Что сегодня был захват офиса организации «За права человека». В самом центре города в Кисловском переулке. Это был настоящий штурм, я следила ночью с помощью твиттера и sms, там много было знакомых, которые там находились в этот момент, это было что-то чудовищное. Потому что впервые так беспардонно власти решают свои проблемы, что просто диву даешься. Потому что, во-первых, туда приехали для того чтобы защитить организацию Льва Пономарева. Приехал туда Александр Музыкантский, ни больше, ни меньше уполномоченный по правам человека по Москве. Приехал Владимир Лукин, Сергей Митрохин, Илья Пономарев. В итоге Лукина не пустили, я это видела ночью видео, как его не пускали. Просто внаглую не пускали и все.
И. ПЕТРОВСКАЯ - В Интернете ты видела.
К. ЛАРИНА – Да, Музыкантский был внутри, и как говорят очевидцы, над ним просто издевались эфэсбэшники. Никто не представлялся, спросили, кто вы, представьтесь, пожалуйста, ваша должность. Человек называет какие-то мифические имя и фамилию. Говорит: это же и должность. Я такой-то. То есть это было что-то жуткое. В итоге там всех повыкидывали, нанесли побои людям. Били людей по почкам, женщин, спускали с лестницы. Митрохина избили, избили Льва Пономарева. Их на «скорой» потом забрали в больницу. И мало этого, сегодня утром слышала, что врачи отказались выдавать справку о медицинском освидетельствовании. Просто пользуясь случаем, поскольку этого еще не было в телевизоре, я надеюсь что сегодня может быть у Марьяны Максимовской это будет как событие, мне хочется просто выразить восхищение и поддержку людям, которые туда приехали. И Сергею Митрохину, и Александру Музыкантскому. И Владимиру Петровичу Лукину и Илье Пономареву. Потому что так ночью сорваться для того, чтобы защитить права граждан, это, конечно, дорогого стоит. Но сам факт, что это сделано так нагло, без всякого вообще обоснования. Никто никаких документов не показывал, ничего. Это просто удивительно. На фоне форума, который сейчас проходит…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это потрясает совершенно. Потому что это говорит о том, о чем мы в прошлый раз говорили с тобой. И несколько еще может быть эфиров раньше. О том, что действительно совершенно нет уже сегодня неприкасаемых, ладно Лев Пономарев, которого они считают либералом…
К. ЛАРИНА – Оппозиционером.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И так далее.
К. ЛАРИНА – И наймитом.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но когда приезжают люди, обличенные полномочиями властными, тот же Лукин на минуточку Владимир Петрович просто главный у нас уполномоченный по правам человека. И все равно…
К. ЛАРИНА – При президенте РФ.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И все равно абсолютно плюют и делают то, что хотят. Меня вот это потрясает больше всего. Это к вопросу о том, что если вы будете хорошо себя вести, то вас ничего и не коснется. Да ничего подобного, в любой момент любого хотят, из квартиры выкинут, захотят, из офиса выкинут. Захотят, не пустят никого. Это уже ощущение абсолютного беспредела наступившего.
К. ЛАРИНА – Сейчас на этом форуме работает огромное количество журналистов, наших коллег как с радиостанции «Эхо Москвы», так из других СМИ, включая и телеканал «Дождь», у которых там своя студия. И эти интервью идут потоком. Мне даже интересно, я так понимаю, что там есть некая договоренность вообще не говорить о политике. Потому что я видела на «Дожде» всякие интервью с випами так называемыми, которые там собрались, включая членов правительства и экспертов самого высочайшего уровня. То есть о политике ни слова. Никто не обсуждает ситуацию с РЖД, хотя были такие возможности. Но сегодня, казалось бы, вопиющий случай, неужели никто не поинтересуется. Ребята, алло. Вы тут рассказываете про инвестиционный климат, про то, как хороша наша страна, какая счастливая, какие счастливые граждане, как никому никто не угрожает, что граждане могут спокойно заниматься бизнесом. Приезжайте все к нам. И что?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Даже если кто-то такой вопрос задаст, то наверняка получит ответ, что я сейчас нахожусь далеко, я не следил, я сейчас весь в форуме или это спор хозяйствующих субъектов. Что мы не знаем, как это бывает.
К. ЛАРИНА – Ну хорошо.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А в принципе ты говоришь, вчерашний день очень удобный, потому что пятничный вечер, практически ночь.
К. ЛАРИНА – 22 июня ровно в 4 часа.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, новостей нет. Кстати, 22 июня 10 лет назад, кто-то вчера вспомнил, вот также без объявления войны прекратили вещание последней цитадели свободного телевидения ТВ-6. Ровно 22 июня. Хороший день.
К. ЛАРИНА – Многие сравнивали из тех, кто комментировал события ночные с захватом НТВ. Тем еще.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да.
К. ЛАРИНА – По той же схеме было сделано.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Дело в том, что ТВ-6 как мы помним, было продолжением НТВ, просто на другой площадке. И, тем не менее, выключили, вот так черный экран и все и нет. Был канал и нет канала. Причем по просьбам трудящихся, как-то так было довольно цинично сформулировано. Ну и все. И закончилась на этом эра. Милосердия.
К. ЛАРИНА – Я подумала, вот нас придут захватывать, скажут, что типа закончилась аренда и валите отсюда. Нас с 14-го этажа будут выкидывать, как ты думаешь?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я думаю, во-первых, лестница есть, во-вторых, с лестницы спустят.
К. ЛАРИНА – Будем лететь долго.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Долго лететь с 14-го этажа, лифты. Есть всякие способы, если кто-то захочет выйти через окно, то это будет его проблема.
К. ЛАРИНА – Давайте дальше пойдем. На прошлой неделе мы вспомнили на беду Андрея Норкина, оказалось, что действительно он как ты предполагала, я предполагала, что он сбежал с Общественного российского телевидения…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот любишь ты сразу.
К. ЛАРИНА – Ну потому что я послушала по радио, мне сказали, реклама идет, что я возвращаюсь. Он нигде не сказал на своем радио, что он совмещает. Поэтому такие выводы я сделала. Но в итоге, Ира, он действительно совмещает и мы вчера в этом убедились. Но вчера была программа, я вчера посмотрела, Ира посмотрела программу «Прав? Да!», посвященную оппозиции. Которую вел Андрей Норкин.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Только она была накануне 20-го.
К. ЛАРИНА – Она была в прямом эфире, а мы смотрели в Интернете на сайте. Короче говоря, я бы конечно с трудом это назвала совмещением, потому что буквально накануне мы с Ириной ехали с дачи в Москву, и слушали Норкина по радио «КоммерсантЪ». Это похоже скорее на раздвоение, а не на совмещение. Потому что Норкин либерал работает на радиостанции «Коммерсант-ФМ», а Норкин конформист работает на Общественном российском телевидении. И это два совершенно разных человека. Я вчера просто была поражена тем, каким образом была сверстана программа «Прав? Да!», посвященная оппозиционному движению. Это почище Мамонтова и Киселева будет. Потому что там хотя бы понятно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Помимо этого что еще глубоко поразило, а потом ты пыталась выяснить, на самом деле так, тот релиз или как можно назвать, анонс, который сопровождал программу, где говорится, что вот Общественное телевидение, руководствуясь интересами общества…
К. ЛАРИНА – Анонс, который висит на передаче. Но он же и прозвучал в начале программы в качестве пролога. Когда видеоряд нам представлял галерею портретов, людей, первый был Сергей Пархоменко. Все это шло под тревожную музыку. И диктор закадровый тоже говорил голосом как на канале НТВ. Мы долго готовили эту программу, планировали честный и обстоятельный без купюр разговор об оппозиции, о событиях зимы 11-12 годов, о КС и лидерах протеста. Пригласили в студию самых ярких представителей оппозиционного движения. Но сегодня вы не увидите в студии программы «ПРАВ?ДА!» Сергея Пархоменко, Илью Яшина, Бориса Немцова, Дмитрия Гудкова, Татьяну Лазареву, Максима Каца, Олега Кашина, Илью Варламова и Алексея Навального. Они утверждали, что занесены в стоп-списки на федеральных телеканалах. Что их никогда не пустят в эфир. Мы предложили им прийти на ОТР и открыто высказать свою точку зрения. Но принять участие в программе они отказались. Текст этот кончался не так. В видеоряде он заканчивался словами: «А может быть ими движет чувство страха и им просто нечего сказать людям». Вот это был эпиграф к передаче, и в таком настрое она и проходила.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я посмотрела программу. Даже если бы я не знала и не прочитала это все, и не услышала, я бы на месте уважающих себя людей, наверное, тоже бы не пошла, потому что настолько это провинциально, предвзято, скажем сразу. Убого сделано. Возможно, конечно, подбор людей связан с тем, что первачи отказались придти. Но мне кажется, что в этом еще тоже было намерение, все вместе пришедшие люди выглядели или были так представлены, презентированы как какое-то сборище маргиналов, которые непонятно чего хотят, кто в лес, кто по дрова.
К. ЛАРИНА – Второй ведущий говорил, что, а чего вы хотите-то. Молодой соведущий Андрея Норкина. Ну, у Андрея тоже своеобразная усмешечка не сходила с лица в течение всей передачи. Это было такое отношение как к таким вот немножко городским сумасшедшим.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Абсолютно.
К. ЛАРИНА – Я хочу просто сказать, что действительно я вчера пыталась ночью списаться с теми, кого звали и кто по мнению редакции отказался придти на этот разговор. Из всех, с кем я списалась, мне ответил Борис Немцов, которого позвали день в день буквально за два часа до начала программы, и конечно он сказал, что извините, ребята, у меня сверстан день, я так не могу. Нужно заранее предупреждать. У него такое подозрение, что они так специально и звонили, чтобы получить отказ. Поскольку это было действительно день в день. Татьяна Лазарева мне сказала, что ей предлагали действительно, но им всем говорили тему, связанную с последним заседанием Координационного совета оппозиции. Что типа поговорить о том, что происходит внутри. Все сколки и скандалы, которые там происходят. Татьяна Лазарева мне написала, что она долго разговаривала с редактором и пыталась убедить его, что передачу на эту тему сегодня не надо делать. Можно говорить действительно о каких-то других вещах, в принципе об оппозиции в стране, а говорить о Координационном совете и в такой еще терминологии, склоки, у вас там все время склоки, скандалы. Она не захотела. Отказалась. А они сказали, Татьяна Лазарева отказалась, сославшись на личные дела. Сказал диктор, когда показывали Танин портрет. Пархоменко написал, конечно же большой пост, из чего собственно мы узнали об этой передаче. Который написал, что ему звонила редактор программы и настойчиво приглашала придти и поговорить о событиях и дискуссиях, развернувшихся на последнем заседании Координационного совета. «Я рекомендовал ей обратиться к кому-нибудь из других членов Координационного совета, которые на этом заседании присутствовали в отличие от меня, которого почти всю неделю не было в Москве. Я много раз повторил редактору, - пишет Пархоменко, - что отношусь к Андрею Норкину с давним дружеским чувством и буду рад придти в его передачу, когда там будет обсуждаться любая тема, которую смогу считать себя вправе обсуждать. А не события, участником которых я не был. А теперь обнаружил эти высокопарные выводы, роскошные обобщения и шикарную мораль. Жаль, что программа Норкина начинает свою историю с подлости и клеветы».
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это слова Сергея Пархоменко.
К. ЛАРИНА – По поводу подлости и клеветы там самое подлое было в сюжетах, которые были показаны. Потому что они мало чем отличались от видения ситуации, которая демонстрируется на федеральных каналах. То есть был один сюжет, который просто делал из них городских сумасшедших. Второй сюжет был явно направлен на госдеп и оранжевую чуму.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это было тоже поразительно.
К. ЛАРИНА – И третий сюжет, который совершенно ни в какие ворота не лез, когда экспертом по оппозиции выступал господин Костин. Личность легендарная и одиозная. В нашей истории. Это уже совсем неприлично представлять этого человека экспертом по оппозиции.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну специальный гость был очень странный. Представитель КПРФ, которого никто никогда в жизни, по крайней мере, мы с тобой…
К. ЛАРИНА – Такой обаятельный пенек.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но мы поскольку давно в теме и смотрим, и видим, знаем основных представителей и компартии в том числе, где они взяли этого товарища, совершенно непонятно. Зачем я не поняла. Но вроде видимо, противопоставить представителя системной оппозиции несистемной. Но вот я еще раз повторю, помимо того, что это было все с душком безусловным, душок был очевиден, глумливый тон Андрея Норкина меня поразил. Потому что мы знаем Андрея Норкина, в том числе и по той истории, в общем, сопротивления, когда громили НТВ. Но помимо этого просто это очень плохо, убого, провинциально по исполнению помимо всего прочего, поэтому если кто-то из наших коллег товарищей, которые отказались придти вообще видели когда-нибудь эту программу, а может быть и видели, потому что это все-таки доступно теперь в эфире, то я думаю это могло быть тоже одним из мотивов, может быть и неозвученным. Потому что в такой формат приходить неловко. Ты во-первых не знаешь, с кем ты окажешься. Ведь это очень важно. Когда зовут и звали раньше на какое-нибудь ток-шоу, дискуссию, ты всегда в первую очередь первым делом спрашиваешь, а кто еще будет. Потому что ты-то можешь быть прекрасен и оратор и заливаться соловьем.
К. ЛАРИНА – Это кстати вполне уместный вопрос в отличие от приглашения на день рождения, когда вроде неудобно спрашивать.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И то важно. На самом деле и то важно, потому что у каждого человека своя есть компания и при этом в этой компании, как правило, встречаются все равно люди, которые по тем или иным причинам разошлись, не хотят друг друга видеть, и тоже приходится имениннику учитывать, хотя бы с помощью рассадки, чтобы рассадить людей, которые не хотят друг с другом общаться. Подальше друг от друга.
К. ЛАРИНА – А сюжеты все какие, обрати внимание. Один к одному.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тебе о том и говорю.
К. ЛАРИНА – Вообще никакой дискуссии не предполагается после таких сюжетов.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но помимо этого сюжеты не предполагают дискуссию. Набор людей крайне странный. Они тоже не вступают друг с другом даже в разговоры и дискуссии. Мне казалось, что просто смотрят друг на друга с изумлением многие.
К. ЛАРИНА – У нас сейчас новости, потом возвращаемся в передачу, и пойдем дальше, учитывая, конечно же, ваши вопросы и пожелания.
НОВОСТИ К. ЛАРИНА – Вот Яшин ответил, я тоже спрашивала, приглашали ли тебя на программу Общественного ТВ. Про оппозицию. «Да, но я не смог. Судя по тому, что там происходило со слов Левковича, очень хорошо, что не смог». Кстати, Женя Левкович там один из немногих, кто пытался сказать хоть что-то вразумительное, и вообще сказать, что вы подло поступаете, когда такие сюжеты демонстрируете. Вот спрашивают наши слушатели: а в чем подлость Норкина. В данном случае я говорю про эту передачу. В интонации, которая непозволительна по отношению к людям, которые выкинуты из жизни. Выкинуты. Они ничего не могут. Они не могут ни работать нормально, они не могут на улицу выйти нормально, их сразу начинают винтить. Куда бы они ни вышли. Если речь идет об акциях протеста. Сколько людей в тюрьме сидит. Сколько людей сейчас под следствием находится из этих людей. Подло с такой интонацией делать такую передачу.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Допустим, я не буду сейчас употреблять слово «подлость». Я просто скажу, что это непрофессионально, вот такой стиль поведения, когда ты заведомо выходишь как Соловьев, он почти всегда, когда выходит в студию, понятно, на чьей он стороне. Понятно его собственное отношение, которое он не стесняется демонстрировать.
К. ЛАРИНА – Скажут, у вас тоже понятно, на чьей вы стороне.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, мы в данном случае и не скрываем. Но мы не модераторы и не ведем ток-шоу с участием, мы с тобой общаемся друг с другом. Можем с тобой схватиться, не согласиться друг с другом. Можем спорить и так далее. Но при этом мы не модерируем, с нами не сидит еще 10 человек. Которым каждому нужно предоставить слово. Чтобы выяснить какие-то позиции. В данном случае Норкин модератор. То есть человек, который управляет этой дискуссией с позволения сказать…
К. ЛАРИНА – Он именно управляет, но совсем в другом смысле.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А он в другом смысле, и он сразу формирует вот это отношение эдакое пренебрежительное, ну ладно, давайте, кто вы такие. Мне кажется это просто непрофессионально вот так особенно, и ладно какой-нибудь новый человек, который приходит, он уже ничего другого не делал и не видел, но Андрей давний уже стрелянный кто там бывает, воробей.
К. ЛАРИНА – Почему я сказала про раздвоение. Потому что на радио, которое я слушала кроме радио «Эхо Москвы», я еще одно радио слушаю информационное. И как раз когда Андрей оттуда ушел, это уж мы не врем, он ушел, а потом вернулся. И стал совмещать. Так вот почему я сказала, что это похоже скорее на раздвоение. Два разных человека. Я понимаю, я тут вспоминала книгу Миши Дегтяря «Репортер», которую мы сейчас все читаем. С большим удовольствием. Он там говорит про нравы ТВ, как он тоже попадал в такую ситуацию, когда необходимо было выбирать, либо ты предаешь кого-то, и получаешь карт-бланш и следующую ступень карьеры либо ты отказываешься предавать и вылетаешь. Вот это перед каждым стоит этот выбор. Обязательно тебя нужно замазать. Обязательно. Вот если будешь мучиться всю ночь, и принимать решения, и если ты примешь решение, рассказывая себе, что у меня куча детей, что меня больше никуда не возьмут, что я, ну что делать, такие сейчас условия. И потом ты принимаешь это решение. Вот это все, шаг уже, с которого ты не возвращаешься обратно. Правда?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Просто сейчас такие времена, что бывают намного более отвратительные примеры…
К. ЛАРИНА – Бывали хуже времена, но не было подлей.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, и человеческого поведения, поэтому очевидно, когда человек принимает решение для себя, он думает, до такой-то низости, есть же для нас уже совершенно очевидные примеры такой запредельной низости, запредельной отвратительности. Как скажем, что мы тоже много чего видели, но последняя программа Мамонтова, что называется, не утром будет помянута, и не к ночи. Она была именно отвратительна вот этим разжиганием ненависти и розни. Неважно, к кому в данном случае. Хотя для него, конечно, это важно.
К. ЛАРИНА – В принципе ненависти.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это был абсолютный сеанс ненависти, при этом на государственном канале этот человек позволял себе выкрикивать совершенно отвратительные ругательства в адрес людей, которые ему не нравятся, потому что они несколько иные, нежели те, кто были в студии.
К. ЛАРИНА – Как он Злобину кричал: опять про эти задницы. Сколько можно. Не будет в моей Москве такого.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А что в вашей любимой Америке уже педофилов оправдывают. И Коля Злобин в полном потрясении говорит: да вы что, ничего похожего нет. А тот отмахивается типа, да конечно оправдываете. То есть все тут вместе. И подтасовка.
К. ЛАРИНА – И вранье.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И передергивание. И вот тыкание пальцами в конкретных людей, которых он не знает, но их называет, не буду говорить, как. Как Н. С. Хрущев в свое время называл художников…
К. ЛАРИНА – А почему ему можно на федеральном канале произносить это слово, педерасты он говорит.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Он даже хуже.
К. ЛАРИНА – Содомиты, пид...расы, он все время это произносит.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот это, да.
К. ЛАРИНА – Ему можно, его не арестует Мизулина. А нас арестует.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А я совершенно не потому что арестует, потому что мне противно это повторять вслед за ним.
К. ЛАРИНА – А когда он сказал про сюжет, вот он, квартал Маре в Париже. Это не Маре, это Берлин. Да какая разница.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А вот она, это был вообще удивительный случай, когда называется вранье и немедленное практически разоблачение. Потому что мы смотрим этот сюжет Семина или фильм, как они гордо это называют. Про подавляющее меньшинство, про то, как в Европе содомиты берут верх, но и там есть здоровые силы. Ты видела все, которые пытаются…
К. ЛАРИНА – Как у вас там на фронте, как там содомиты.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но самое поразительное показывают нам некий квартал, где ходят действительно странные люди, фрики. Полуодетые, одетые черти как. И идет просто только что мы это слышали закадровый текст. А вот это Мекка парижского гомосексуализм квартал Маре, где после 6 вечера встретить женщину большая удача. Во-первых, мы бывали в квартале Маре, и никакого отношения к Мекке гомосексуализма, более того это прекраснейший замечательный квартал. Изумляются все. Проходит совсем небольшое время, начинается обсуждение. И после того как Мамонтов кричит: ну-ка покажите мне еще эту картинку. Это же ужас, что такое. Это не люди и так далее. Он обращается к автору, который только что этот фильм нам продемонстрировал. И говорит: Костя, расскажи, ты там бывал. Что это за квартал? И тут вдруг Костя на голубом глазу отвечает: это вообще не Париж, это Берлин. И Мамонтов кричит: да какая разница. И в сущности действительно какая разница. Париж, Берлин.
К. ЛАРИНА – Помнишь «Брат-2», где Сухоруков говорит: не люблю этого Киркорова, вечно накрашенный напомаженный как баба. Одно слово – румын. Да он болгарин. – Да какая разница.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот абсолютно то же самое. Да какая разница, Париж, Берлин. Мекку переносим, стрелки переводим. Просто следите за руками называется. Потому что это что-то невероятное. И никто более того, единственные двое или трое вменяемых людей, которые были на этом обсуждении, им просто не давали, в общем, по сути слова сказать и вставить какие-то свои реплики.
К. ЛАРИНА - Там, по-моему, Юра Грымов был.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Николай Злобин и кто-то еще. А остальные в одну дуду абсолютно…
К. ЛАРИНА – А женщины какие.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Женщины потрясающие. Мизулина, Баталина. Но потом встык, я посмотрела, когда выпуск программы «Парфенов» на «Дожде» и он был последним, и там был поразивший меня чем сюжет. Кстати автор очень хороший, журналист молодой Николай Ковальков. Который не называет ни город, ни имена девушек, вернее называет вымышленными именами. Не показывает лица, очень деликатно снимает. Ровно та самая история. Из-за чего люди уходят буквально в подполье. Мы помним совсем еще недавно до принятия ужасных законов мы видели программу «Госдеп», где сидели, открыто не скрывающие лица и своей ориентации люди. Мы помним эти каминг-ауты, когда люди объявляли, что они нетрадиционной ориентации. Вот сейчас после этих законов после этой очередной мизулинской идеи отбирать детей у однополых семей, особенно приемных, вот этот сюжет, где две девушки, которые живут семьей. Которые давно живут семьей. У них приемный мальчик пятилетний. Про которого Мизулина накануне…
К. ЛАРИНА – Будем изымать.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, у Марьяны Максимовской в интервью говорила, что будем изымать, потому что эти дети будут подражать своим родителям. Совершенно образованные нормальные люди. Из хороших семей. Причем даже там подчеркивается, из верующих семей. И очень важная вещь, что они прошли очень трудный путь, потому что вначале им нужно было самим себе признаться, что они не такие. Каждая из них пыталась выстроить традиционную семью, ничего не получилось. Потом нужно было признаться в этом своим близким, знакомым. И они рассказывают, что еще недавно все это приняли более-менее, ну так не без труда, допустим некоторые родные. Но в целом и воспитатели в детсаду, где мальчик был, не видели в этом ничего противоестественного. А теперь они вынуждены забрать ребенка из сада, жить на окраине, никому не открываться. Прятаться. И думать только о том, чтобы успеть в нужный момент, то есть в момент, когда он уже может стать последним для них, уехать из страны, чтобы у них не отобрали их ребенка, которого они естественно считают своим. Хотя они говорят и та и другая, что уезжать им не хочется из страны. У каждой свои связи. Вот к чему это приводит. Вот к чему приводит Мамонтов и вся компания, гоп-компания, которая собирается, тычет пальцами жирными в этих людей, и требует их распять и сделать, не знаю, что угодно. Отобрать у них детей. Этот сюжет меня просто поразил. И очень деликатно сделанный. В отличие от других компаний, которые даже когда говорят, что лицо закроют, обязательно сделают так, что все узнают. Нет, здесь ничто не намекает ни на адрес, ни на город, это достаточно просто вырастает до обобщения. Типичная история людей, которые никому плохого не делают. Наоборот, возможно они делают хорошее. Усыновляя детей. Но при этим они теперь живут под этим дамокловым мечом. Будут жить, что у них заберут, более того, они об этом тоже говорят. Они стали скрываться и скрывать и свою семью и взаимоотношения, когда узнали про случаи, как в Волгограде убили, как порезали и так далее.
К. ЛАРИНА – Это еще не знаем, сколько нас впереди ждет случаев трагических, когда люди просто от безысходности могут покончить с собой. Послушайте, но при совке такое было, когда было невозможно и у меня было много знакомых людей нетрадиционной ориентации. Из мужчин, прежде всего, потому что это такая среда, я училась в театральном институте, потом в театре работала. И я всегда помню ощущение изгоя. Насколько им свободно и хорошо в своей среде среди своих близких людей, а город, страна это какой-то источник бесконечной опасности. Не дай бог это обнаружить. Это притом, что люди каждый из тех, кого я знала, все равно мечтали о семье в самом традиционном понимании этого слова. Чтобы не снимать партнеров себе около Большого театра, а чтобы была семья, чтобы можно было усыновить ребенка, если речь идет о мужской паре. А женщины извините меня сами рожают. И могут это делать. Сегодня есть все возможности для этого.
И. ПЕТРОВСКАЯ - В данном случае две девушки взяли, усыновили ребенка и теперь они переживают по поводу того, что разумеется, ребенок записан на одну из них, и если не дай господь с ней что случится, ребенок автоматом естественно попадает обратно в детдом. И не дай Господь с одной из них что-то случится, другая не имеет ни малейшего права ни на жилье, ни на что. Поэтому вот им кажется, что все так просто, приняли эти законы и все немедленно сделались правильными, традиционными, наладилась жизнь, и все стало хорошо. А на самом деле в какую они бездну отчаяния погружают достаточно большое видимо, количество людей. Которые ничего дурного не делают кроме того, что они просто хотят жить, как они живут.
К. ЛАРИНА – Это и сами эти люди и их родные.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ничего не пропагандируют при этом.
К. ЛАРИНА – Кстати, до сих пор никто так и не добился ответа на простой вопрос: а как выглядит эта гей-пропаганда. Или пропаганда нетрадиционного секса. Как она выглядит?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это был как раз прекрасный момент в интервью, которое брала Марианна Максимовская. В программе «Неделя» у Мизулиной. Она пыталась несколько раз задать этот вопрос, что такое вас подвигло на инициативы ваши законодательные и в какой момент вы поняли, что отечество в опасности, и необходимо срочно действовать. Ничего она не сказала кроме общих слов по поводу того, что это нетрадиционно, а у нас традиционные ценности. Содом, Гоморра. Ну и так далее. И потом конечно, я сейчас не буду вдаваться в подробности, но то, что она считает нетрадиционными отношениями, как она это трактует, это такое мракобесие. Это такая дремучесть во всех смыслах. Потом, друзья мои, если вы уж собрались регламентировать сексуальную жизнь шестой части суши, граждан, вы хотя бы привлеките профессиональных людей. Сексологи есть у нас. Они вам объяснят. Что считается и вообще как с точки зрения сексологов мало, что считается какими-то, как они называют извращениями.
К. ЛАРИНА – Ты читала, в фейсбуке кто-то написал из наших знакомых, что ребенку вызвали врача доктора-терапевта. Температура была. Прописали свечи и сказали, что только имейте в виду, что после трех лет мальчику свечи ставить нельзя. Почему? – удивилась мама. – Это ведет к гомосексуализму. Так какая там Мизулина, о чем ты говоришь. Это у нас медик, специалист.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Мизулина легализует…
К. ЛАРИНА – Мракобесие.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Вводит его в статус закона. И вот это и страшно. Это страшно и это интервью показало, боже мой, и эти люди невероятного убожества, невероятного повторю, исповедуемого открыто мракобесия, они будут решать, как другим людям жить, по каким законам.
К. ЛАРИНА – Это притом, что у них у всех со своими детьми все в порядке.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это притом, что у них тоже далеко не все, у некоторых из них в порядке с их детьми, с их личной жизнью, но это уже не наша компетенция влезать в это. Я думаю, что как раз чем больше не в порядке с детьми собственными и личной жизнью, тем больше эта активность.
К. ЛАРИНА – Давай несколько вопросов возьмем. Тут спрашивают про «Господина хорошего». Очень хвалят последний выпуск. Про «Вышку» и «Один в один» я это все не смотрю, я отказалась от этого совершенно осознанно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А я нет, к сожалению.
К. ЛАРИНА – И в здравом уме и твердой памяти. Думаю, пусть Петровская смотрит, а я как-нибудь обойдусь.
И. ПЕТРОВСКАЯ - «Один в один» закончился проект. Но сейчас из него как из той кошки выжимают последние уже капельки. И снова показывают, мне кажется, они сейчас начнут по-новой показывать потому что, по-моему, показали ровно один из выпусков целиком. Ничего у меня не изменилось в отношении к этому проекту, скажу честно. И единственное что меня утешает, что он закончился. Но думаю, что его успех колоссальный рейтинговый сподвигнет конечно их на следующий сезон и будут еще и еще пародировать и имитировать и исполнять. «Вышка» для меня просто какая-то совсем дикая вещь. Это так называемые звезды, там кстати и Света Курицына. Света из Иваново. Прыгают в воду. Ну, и прыгают, собственно говоря, только это смотреть совершенно неинтересно. И более того, некоторые выглядят так, что лучше бы им это тело не демонстрировать. Мне так кажется. И самое главное, по-моему, в этом нет никакого азарта, и никакой увлекательности и даже более того, этот проект стартовал две по-моему недели назад вечером. А теперь уже он перенесен на 5 что ли часов вечера. А это говорит о многом. Что, судя по всему, потенциал его несильно могуч. А уж я не говорю название «Вышка» конечно, оно наводит на самые разные ассоциации.
К. ЛАРИНА – Я тоже сначала про это подумала. Потом подумала, но мы же называем так Высшую школу экономики. Никаких других ассоциаций не вызывает.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Почему, еще к вышке раньше приговаривали.
К. ЛАРИНА – Я понимаю.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы думали все время, ну что еще со звездами можно сотворить. Ну куда их еще направить. На льду были. На ринге были, в цирке по проволоке ходили. Пели, танцевали. А вот тебе, пожалуйста, теперь в воду сигают.
К. ЛАРИНА – На следующей неделе меня совершенно удивило, фильм «Штрафбат» на канале «Россия». Это, по-моему, хорошее событие.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это не событие, это повтор.
К. ЛАРИНА – Я думала, уже никогда не покажут. Видишь как. А про войну сегодня спрашивают, как отмечает телевидение день памяти и скорби. Мы с Ирой посмотрели в основном канал «Звезда», идут нон-стоп фильмы военных людей.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Профильный канал, патриотический.
К. ЛАРИНА – А так.
И. ПЕТРОВСКАЯ - На Первом мы тоже посмотрели с утра был документальный фильм, потом…
К. ЛАРИНА – «Крепость».
И. ПЕТРОВСКАЯ - Четыре серии. Это видимо телеверсия «Брестской крепости». Дальше «В июне 41-го» где Безруков по-моему всех побивахом одним махом. И возможно, просто они заранее, как правило, не объявляют, «Сегодня вечером» у Малахова может быть тоже будет какая-то тема, с этим связанная. А на остальных каналах очень фрагментарно, в лучшем случае какой-нибудь один художественный фильм, то, что мы с тобой смотрели. Или какой-то концерт военной песни.
К. ЛАРИНА – А про Парфенова спрашивают, ты не ответила. Отпуск или программа закрылась?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, насколько мы знаем, программа закрылась в связи с тем, что ей не хватает финансирования. Желающих помочь со стороны, я имею в виду зрителей, нашлось не очень много, ну и видимо, пока этот проект закроется. Он же не был проектом «Дождя», это же не «Дождь» финансировал. А Фонд поддержки что ли свободной прессы. Ну, по всей видимости, он исчерпал лимит финансовый, на который программа могла рассчитывать. Жалко, потому что там есть очень хорошие сюжеты, и очень хорошее по-прежнему мне нравится ведение. Но, увы и ах.
К. ЛАРИНА – С другой стороны «Гражданин хороший» и я поклонница программы «И так далее» Михаила Фишмана. Всегда смотрю, вчера смотрела очередной выпуск. Просто молодец. Очень жестко и очень актуальные вещи обсуждаются. Мне кажется одна из лучших программ. Если бы мы награждали, наш клуб бы награждал, я бы выставила просто инициативу наградить Фишмана и программу «И так далее».
И. ПЕТРОВСКАЯ - Давай мы ее так озвучим. А может быть, кто-нибудь выставит и наградит.
К. ЛАРИНА – Про «Господина хорошего» ты сказала. Там было неожиданное что-то.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Для меня было самой большой неожиданностью вдруг появление там Максима Галкина, он там уже появлялся небольшое время назад. Но был в студии и был совершенно уныл и тускл. В качестве просто обсужданта каких-то сюжетов и событий. А тут он был в качестве артиста и он исполнял очень, на мой взгляд, смешно под Шаляпина и на мотив «Эх, дубинушка, ухнем», «Эх, госдумушка, ухнем». Это было очень смешно. Очень смешные стихи, манера, в которой он исполнял. И вообще мне показалось это каким-то таким отчасти знаковым событием. Потому что Максим дистанцировался давно…
К. ЛАРИНА – А помнишь мы его видели последний раз на «Дожде» он был, по-моему, у Дзядков в гостях. Что тоже нас очень удивило. В качестве гостя. И был вполне себе даже адекватен. Там были какие-то моменты, от которых он старался уйти, не обсуждать.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Он вообще давно, да и я не помню, чтобы он так активно принимал участие в каких-то таких свободолюбивых проектах, но если не считать, что он делал пародию на Путина и то давно. То, что он поучаствовал в этом формате, который с точки зрения государственников, государственного федерального телевидения более чем сомнителен, мне показалось это каким-то знаком чего-то. Не знаю, чего. Возможно того, что даже люди, вполне себе успешные, всего достигшие и хорошо себя чувствующие и имеющие эфиры в большом количестве на федеральном пространстве, очевидно, почувствовали какое-то неудовлетворение и желание окунуться во что-то другое, живое, свежее.
К. ЛАРИНА – Открытие кинофестиваля, скажешь два слова. Ну какое-то было грустное открытие.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Грустное ощущение.
К. ЛАРИНА – Сомнительные шутки очень.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Сомнительный конферанс.
К. ЛАРИНА – Очень не понимают людей, меня поражает в этом сообществе кинематографическом, молодые актрисы, которые вели открытие, они путались в фамилиях, не знают людей, которые представляют вообще-то цвет мирового искусства. Скажите спасибо, что такие люди к вам приезжают. Путаются, неправильно ударение ставят. Для меня это просто загадка. Это же не утром выдается, не за полчаса…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я кстати увидела в перерыве программы норкинской, с которой мы начинали, закольцовывая, был выпуск новостей, и прямое включение открытия фестиваля. Там стояла девушка, а ведущий ее спросил: кого из звезд ты видела. И она радостно сказала: Леонид Якубович, Александр Олешко. Дальше она исчерпала свое знание звезд. Встреченных.
К. ЛАРИНА – Ну что, мы на этом завершаем наш эфир. Простите, что сегодня не общались по телефону, но уж больно темы, которые нам очень хотелось обсудить вслух, публично, на ваших ушах и глазах. Пока.