Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2013-05-25

25.05.2013
Человек из телевизора - 2013-05-25 Скачать

К. ЛАРИНА – Добрый день. Это радиостанция «Эхо Москвы». Программа «Человек из телевизора». В студии Ксения Ларина, Ирина Петровская. Ира, приветствую тебя. Нашим слушателям напомню номер sms +7-985-970-45-45, телефон прямого эфира 495-363-36-59. Я хочу несколько слов сказать вперед по эфиру, потому что у нас какая-то невероятная неделя по потерям. Масштабу потерь. И Алексей Балабанов ушел, потом ушел Сигурд Оттович Шмидт, совершенно легендарный человек, часто у нас бывал в эфире. И вчера страшная трагическая новость о том, что ушел из жизни Петр Ефимович Тодоровский. Поэтому прежде чем мы начнем наш разговор, я хочу проанонсировать передачи, в которых вы можете просто вспомнить людей, которые столько значили для нашей культуры и истории. Сегодня в программе «Культурный шок» мы вспоминаем Алексея Балабанова вместе с А. С. Смирновым, Славой Шмыровым, кинокритиком, главным редактором журнала «Кинопроцесс», актером Леонидом Бичевиным. Напомню, что Леонид Бичевин снимался в двух работах Алексея Балабанова. И по сути Балабанов его как артиста и открыл в фильме «Груз 200» он играл небольшую роль, а потом главную роль в фильме «Морфий». И по телефону с нами будет из Санкт-Петербурга Сергей Сельянов. Это сегодня после часа дня. Сегодня же в 2 часа в рамках передачи «Не так» вы услышите программу памяти Сигурда Оттовича Шмидта. Эту программу ведет Сергей Бунтман. И завтра в программе «Дифирамб», мы вчера с Ирой Чесноковой, нашим программистом собрали памятную передачу памяти Петра Ефимовича Тодоровского. Вы услышите фрагменты из программ «Дифирамб» самых разных. И естественно песни, которые он исполняет вместе со своими партнерами. Но главное сам играет на гитаре. Ну а сейчас мы начинаем передачу «Человек из телевизора». Я думаю, что Ира может быть захочет тоже сказать какие-то слова в память о Петре Ефимовиче, поскольку человек был неслучайный в нашей жизни. И мы встречались с ним и беседовали и знаем его семью замечательную. Так что конечно это какой-то очень личный уход.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, я тоже вчера на эту тему думала, что когда я услышала, что ощущение, во-первых, когда основа твой жизни рушится, у меня так было несколько раз в жизни. Когда Гердт например умер. Из той же когорты.

К. ЛАРИНА – Они были большими друзьями.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И абсолютно выдающиеся, при этом лишенные всякого пафоса, вот это самое поразительное было и в одном и другом. И конечно благодаришь судьбу, что повезло быть лично знакомыми. Я надеюсь, что сейчас хотя бы в эти скорбные дни телевидение наше тоже как-то, вчера были и сюжеты…

К. ЛАРИНА – И фильм вчера показывали.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И на «Культуре» была, по-моему, программа памяти. Думаю, что еще наверное будут. Потому что мне кажется, что все-таки незаслуженно мало сам Петр Ефимович все равно присутствовал в этом телевизионном пространстве.

К. ЛАРИНА – Хотя у него была «Линия жизни» как раз к юбилею они писали. Когда было 85 лет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - По-моему, тоже. А я вспоминаю, конечно, как его чествовали на Нике, если ты помнишь совершенно замечательно. И вчера я весь день в Интернете смотрела и слушала, многие выкладывали фрагменты из концертов, где он участвовал. Конечно, у него совершенно фантастическая гитара, как он играл, как он пел. У него тембр замечательный.

К. ЛАРИНА – Какое у него чувство юмора замечательное.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это самое главное самоирония, чувство юмора. И действительно огромная потеря, у нас, по крайней мере, и думаю, что для очень многих людей, кто не знал его. И соболезнования самые-самые искренние и Валерию и Мире Григорьевне.

К. ЛАРИНА – Я напомню, что прощание с Петром Ефимовичем пройдет во вторник, 28-го числа. В Доме кино. Пока еще точное время у нас, во всяком случае, на сайте еще написано, но если будет точная информация, я обязательно вам сообщу. Но главное день уже определен. Я думаю это утро, часов 11-12 в Доме кино прощание с Петром Ефимовичем Тодоровским.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Обычно «Эхо» сообщает по мере поступления информации.

К. ЛАРИНА – Ну давайте мы теперь перейдем к телевидению. Конечно же, главным событием этой недели стал выход в эфир долгожданного для многих общественного телевидения России. Которое имеет аббревиатуру ОТР, не путать с ОРТ.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Многие кстати путают.

К. ЛАРИНА – На самом деле это абсолютно неважно. Там как уж привыкните. Важно называть его общественным телевидением. Оно включилось совершенно самостийным образом. Само по себе. Во многих телеящиках. И народ активно обсуждает. Конечно, разные чувства испытывают телезрители, которые смотрят канал. Я напомню, что там есть новости, мы говорили, как проявляется канал по новостям. Там есть новости, там есть несколько передач, которые повторяются пока по кругу.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Пока это вообще тестовое вещание. То есть они еще пока обкатываются.

К. ЛАРИНА – И там есть так называемая межпрограммка. Когда общественное российское телевидение, приветствуют его открытие всякие известные люди и какие-то свои пожелания высказывают и одновременно с этим опросы на улицах, где люди дают свои наказы, что бы они хотели увидеть в общественном телевидении. Я хочу сейчас Ире передать слово, чтобы она о своих впечатлениях рассказала. Потом что-нибудь я может быть добавлю, потому что тоже вела себе дневник, каждый день смотрела и записывала какие-то свои…

И. ПЕТРОВСКАЯ - И у меня целый блокнот наблюдений.

К. ЛАРИНА – И естественно обращаемся к вам, дорогие друзья, к зрителям. Мы обсуждаем общественное телевидение России. Ваши впечатления. Кстати фейсбук сейчас открою. Тоже не забудьте, «Человек из телевизора» работает для вас. Пожалуйста.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я смотрела очень пристально, более того, даже практически два дня не открываясь. Поскольку получила от собственной редакции «Новой газеты» задание может быть впервые даже за время моей деятельности в этой газете, впервые было сформулировано…

К. ЛАРИНА – Деятельности.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну как сказать, работа.

К. ЛАРИНА – Творчества.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, было сформулировано мне задание все-таки поделиться первыми впечатлениями от общественного телевидения России. Ожидания были определенные.

К. ЛАРИНА – Какие?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ожидание было просто связано с тем, что появляется некий новый субъект или объект на этом поле, это всегда интересно.

К. ЛАРИНА – Для облаивания, как сказал Анатолий Григорьевич на пресс-конференции.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, Анатолий Григорьевич меня немножко удивил этим, что критики приготовили облаивать, но облаивать нечего. Он по сути прав, потому что облаивать, именно облаивать как мы это умеем, в некоторых случаях, он прав, нечего. Мне, честно говоря, пришлось себя заставлять, потому что все другое в ящике, даже глубоко омерзительное, оно конечно очень отвлекает и хотелось периодически…

К. ЛАРИНА – А что тебя так раздражало?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Меня раздражало в первую очередь эта полное несоответствие темпа ритма программ, которые я видела и вообще всего этого образования под названием общественное телевидение России, нынешним ритмам, темпам. Технические какие-то безумные вещи, которые мне казалось, уже устарели к моменту…

К. ЛАРИНА – Ну например.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Начнем с оформления. Оформление, на мой взгляд, просто какой-то позапрошлый или прошлый конечно же век. Кто это придумал, я не понимаю, хотя должны, мне кажется исходить из того любые создатели любого канала, что по одежке встречают…

К. ЛАРИНА – А что тебя там раздражало? Давай подробности.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не то что раздражает. Я еще раз повторяю…

К. ЛАРИНА – В чем устарелость оформления?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это сложно объяснить. Потому что когда ты это видишь, ты вспоминаешь программу «Адреса молодых», условно говоря.

К. ЛАРИНА – Я даже такой не помню.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ты не помнишь, а я в ней практику проходила. Но это я говорю сейчас просто мы видим сейчас много каналов, иногда это ужасное по содержанию, но, тем не менее, каждый старается сделать облатку. Обложку. Обложка эта состоящая из трех цветов, я не знаю, что это должно символизировать, очевидно, тоже триколор. Но при этом нет ни одного нормального цвета, там белый, почему-то розовый, голубой. Что конечно навевает некоторые странные мысли. Но это ладно, в конце концов. Это совершенствуется. Мы помним, когда появился канал «Культура», оформление было весьма и весьма скудным. Главное конечно контент, содержание. И как ты правильно в прошлый раз сказала, канал определяется по новостям. Я, конечно, всячески приветствую их желание расширить географию. И рассказать о том позитивном, что происходит в разных регионах страны огромной. Но при этом, когда ты это смотришь подряд, представить, что ты сидишь, и другие новости ты не смотришь. Ощущение, что…

К. ЛАРИНА – А сейчас говорят они: главные новости к этому часу.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Обзор самых интересных событий из жизни регионов в формате с востока на запад.

К. ЛАРИНА – Нет, это ты очень, они же так не говорят.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Они ровно так и говорят. Вначале они говорят, а сейчас главные новости к этому часу, а теперь, и в лучшем случае главные новости назывно, а потом начинаются новости, из которых ты узнаешь, что в Челябинске организовали мототакси, что в Новосибирске открылось кафе, где ученые из Академгородка читают лекции о пищеварительной системе китов.

К. ЛАРИНА – «Я познакомлю вас с главными новостями этого дня. В Чечне, Ингушетии сильные ливни. Открылось колесо обозрения в Омске. Прошел конкурс красоты в Сочи. День велосипедиста в Липецке».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот-вот. Трамвай новый закупили или пришел в московское депо Русакова.

К. ЛАРИНА – Я подумала, вот мы не смеемся, чтобы вы не подумали. Если это новости, может быть это могут быть новости. Но это новости второго ряда. Пусть они будут отдельно. Правда же?

И. ПЕТРОВСКАЯ - На Первом канале есть такой формат «Другие новости». Новости без политики, новости, которые из разных областей человеческой другой жизни, я согласна, что не всякая новость политическая. Но при этом, когда мне благостно сообщают, что в Махачкале, Дагестане открылась выставка «Дагестан глазами русских художников» за два столетия и неспешный человек проходит, вот это меня еще поражает, стилистика подачи этих новостей и само содержание, как это сделано по картинке. Я в начале 80-х практику проходила на новосибирской студии телевидения. В редакции информации. Также примерно было. Правда, тогда не было так называемых стендапов, или проходов корреспондента, это надо было заслужить. Но в целом именно так расписывалось. Отдельно снимается картинка, отдельно потом ты пишешь сюжет, левый ряд, правый ряд. Всего несколько планов, общий план картины. Неспешный проход корреспондента, синхрон какого-то местного художника. Где говорится о том, что русские художники на Кавказе были очарованы гостеприимством, открытостью людей, красотой края. Все бы прекрасно, наверное, и красота края и эти художники русские самые разнообразные, которые писали Кавказ. Понятно, что он служил всегда вдохновением для многих творческих людей. Но если бы в этот день не было главной новостью то, что в Дагестане очередной теракт, унесший…

К. ЛАРИНА – А зачем расстраивать зрителей. Жить в радости.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Абсолютное выпадение из этого современного актуального контекста.

К. ЛАРИНА – Параллельная страна.

И. ПЕТРОВСКАЯ - На самом деле я ни разу, может быть я, конечно, все-таки отвлекалась, я живой человек, иногда отвлекалась от этого увлекательного занятия, но я не видела ни одного действительно паркетного, как они говорят сюжета, что они ставят себе в заслугу. Не было ни Путина, ни Медведева.

К. ЛАРИНА – Но зато и другого ничего не было.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да.

К. ЛАРИНА – Я добавлю по новостям, что меня еще смутило. Ира очень подробно рассказала о том, как делаются такие картинки. Но я поняла там главное, очень долго, когда я смотрела новости, второй день, третий, не могла понять, что меня там смущает. Почему мертвечина такая. Потом поняла, у них, по-моему, нет корреспондентов своих. Редкие включения вернее даже такие законсервированные репортажи корреспондентов, это не корреспонденты общественного российского телевидения.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это корреспонденты на местах.

К. ЛАРИНА – И это некие фрагменты из их материалов, которые они делают там для своего местного телевидения.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Наверное.

К. ЛАРИНА – Во-вторых, я обратила внимание, что уже вообще никто не делает, это что называется западло. Это просто неприлично сегодня считается в профессиональном телевизионном цеху. Это когда ты делаешь новости, якобы сегодняшнего дня, и ты подкладываешь под них архивные картинки. Это неприлично. Когда ты говоришь про последний звонок и подкладываешь абстрактные фотографии каких-то детей, надерганных из Интернета, или говоришь еще про что-то, про стихийные бедствия, про землетрясения говорили. Ни одной картинки не было из региона, где проходит землетрясение. Которое было на Охотском море. Показывали абстрактные картинки, знаешь, как в Интернете набирают «землетрясения» и тебе вываливается всякое видео-шмидео, ты из него нарезаешь такой подклад.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А за кадром какой-то диктор читает текст. Мы так работали в 1979-80 году, притом, что старались работать хорошо, но тогда была такая стилистика.

К. ЛАРИНА – Но если нет у вас возможности заказать материал, получить его, сегодня мне кажется, даже с трудом себе представляю, почему этой возможности может не быть, вот объясни мне. В конце концов, ты вспомни, как «Дождь» начинал. Они брали народных корреспондентов, это были видеосюжеты из мобильных телефонов. Хотя бы так. Но это ощущение живого, причастного, того, что это происходило здесь и сейчас.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тоже на эту тему все время думала. Ведь сегодня возможности окартинить события…

К. ЛАРИНА – Бесплатно, причем совершенно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Огромное количество возможностей. Почему это не используется, я тоже не понимаю. И вот от всего этого веет мало того, что этой какой-то стариной, архаикой, еще просто выпадение из временного контекста. Из актуальности. Я уж не говорю о том, что если ты будешь их смотреть, вернее начала на эту тему говорить, ты просто не поймешь, где ты на каком свете, в какой стране и собственно, что происходит.

К. ЛАРИНА – Мы еще продолжим разговор, поскольку пока о новостях говорили, а сейчас там стоит о нескольких передачах поговорить на общественном телевидении России. И еще раз повторю, мы ждем ваших отзывов про Общественное телевидение на sms и телефон прямого эфира.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – Хочу тебе сказать о своих наблюдениях. Пока шли новости и реклама, я смотрела, что пишут нам на sms, среди пользователей sms и наших слушателей зрителей канала ОТР нет.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Кстати, это отдельная тема.

К. ЛАРИНА – Вообще непонятно, для кого это.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не в этом дело. Во-первых многие не нашли, еще если у кого-то и появилось, то нужно дощелкаться до него.

К. ЛАРИНА – Во всех смыслах.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я когда писала материал для «Новой газеты», я там совершила невольную ошибку. Потому что это я не видела, и мне показалось, что другие каналы тоже никак не анонсировали начало вещания. А потом мне написали, что было. Так что приношу извинения остальным каналам. Это лишний случай, когда нужно проверять.

К. ЛАРИНА – Я скажу, какие там программы появились, которые уже идут. На телевизоре все включилось у меня в Акадо.

И. ПЕТРОВСКАЯ - У меня, где я сейчас живу, там нет Акадо, а в телевизоре ничего само не включилось.

К. ЛАРИНА – Программа «Прав? Да!» такое ток-шоу, которое ведет Андрей Норкин. Ежедневное, повторяется все время.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А от этого тоже измучилась совершенно.

К. ЛАРИНА – Второе - программа «Социальная сеть» понятно, чему посвящена. Событиям в сети, в Интернете.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Она наиболее живая кстати.

К. ЛАРИНА – Молодые люди ее ведут. Передача «Культурный обмен», ведет Сергей Николаевич, достаточно известный профессиональный человек, который много работал в этом пространстве культурологическом.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Программа «Большая страна».

К. ЛАРИНА – Это я уже не могу сказать. Это то, что я видела. Что это такое?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это жизнь регионов.

К. ЛАРИНА – «Это вы можете» я еще видела или я с ума сошла.

И. ПЕТРОВСКАЯ - «Человек. Земля. Вселенная».

К. ЛАРИНА – Это не шутка.

И. ПЕТРОВСКАЯ - «Тайны большой науки» по-моему, называется. Все было бы неплохо, я совершенно…

К. ЛАРИНА – Без всякой иронии.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, я считаю, что действительно просвещение одна из важных функций. Но кто же в такой стилистике будет сегодня это воспринимать. Да, достойные люди, член-корреспондент Академии наук ведет, это правда стилистика «Очевидного-невероятного», только самого какого-то…

К. ЛАРИНА – Тухляка такого.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тухляка не было. Была другая, был другой ритм времени, вкус времени. Телевидение не может существовать, вот вдруг ни с того ни с сего мы берем и туда возвращаемся.

К. ЛАРИНА – Я тебе скажу, это слух, чтобы вы не подумали. Могу такой слух распространить. Поскольку нигде не было опубликовано. Но я слышала, «говорят, что» из серии. Что А. Г. Лысенко он контентом и вообще художественными вещами не занимается. А это телевидение делают Пономарев и…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Герасимов?

К. ЛАРИНА – Нет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Архипов.

К. ЛАРИНА – Да. То, что мне сказали, что якобы так получается пока.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А что это, собственно говоря, меняет…

К. ЛАРИНА – Для меня это удивительно, потому что Пономарев и Архипов люди другой формации, другой эпохи. Потому что то, что мы сегодня видим, это, безусловно, слава А. Г. Лысенко пришлась на эти годы. То есть начало перестройки.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Раньше даже.

К. ЛАРИНА – Но все равно попытка то советское глухое странное такое законсервированное время, попытка хоть какую-то живость обнаружить в телевизионном ящике. Эти попытки были, середина 80-х, ты права. Начало перестройки.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Даже раньше, потому что в начале перестройки телевидение сделалось бурным, активным, актуальным, интересным. И даже опережало во многом время. А вовсе не шло вслед за ним. В каком-то смысле некоторые программы, например, «Взгляд» или «До и после полуночи» и приблизили нам перемены. Потому что как только телевидение спустили с поводка и с цепи, выяснилось, что дальше остановить невозможно, понесся этот бурный информационный поток. Начали открываться все новые, какие-то раньше неведомые страницы истории. Заговорили о современности, обо всем. То есть телевидение наполнилось вот этой бурной жизнью. Можно говорить, хорошо или плохо, слишком ли было политизировано, но оно не только шло в ногу со временем, оно опережало во многом время и его предвосхищало даже.

К. ЛАРИНА – А сегодня ровно обратный путь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ретро, причем очень глубокое.

К. ЛАРИНА – Что-то такое среднее между каналом «Ностальгия» и каналом «Мир».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Сейчас кто-то скажет, вы же хвалили советское телевидение. Безусловно, там были очень яркие программы. Яркие страницы в его истории. Но это все соответствовало тому времени, тому настроению, тому ритму жизни. Поэтому когда мы смотрели те же программы того времени, сохранившиеся на канале «Ностальгия», это одно. Мы оцениваем это уже с сегодняшних позиций. Но при этом мы прекрасно видим, какой тогда совершали прорыв создатели программ. Представить, что в том же формате они возвращаются в нынешний эфир, совершенно невозможно. Даже авангардные модерновые по тем временам «Веселые ребята», где впервые использовали и клипы, и все возможности тогдашней техники, причем еще никто их тогда не умел использовать. Но когда недавно или сколько-то лет назад показали фрагменты, уже понятно, телевидение очень меняющаяся субстанция и она не может повторять дословно ничего.

К. ЛАРИНА – Ты рассказала «Это вы можете», «Человек. Земля. Вселенная», может быть даже это можно сделать сегодня. Но в этом должна быть хоть какая-то доля иронии. Так не бывает. Нельзя это всерьез. Я хочу сказать все-таки о хорошем. Несмотря на пока совершенную невнятность передачи, которую ведет Андрей Норкин, я пока не очень понимаю, что это такое. Потому что из всех тем, которые были выбраны на этой неделе, но более-менее с трудом большим, но все-таки можно притянуть сюда, актуализировать тему мигрантов, безусловно. И там все-таки некая попытка дискуссии была. Я не очень понимаю роль ведущего, я не понимаю, почему ведущий…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Там еще создатели программы сидят.

К. ЛАРИНА – Да, кстати. Корреспондент. Но почему ведущий ничего не знает, и знать не желает. Если это принципиальная позиция, хотелось бы, чтобы ее Андрей Норкин объяснил. Почему они решили делать так, что ведущий с мороза. Ребята, Андрей Норкин, если ты считаешь, что ты, проработав такое количество лет на телевидении и на радио, будучи профессиональным журналистом, интересным и ярким героем абсолютным сегодняшнего пространства СМИ, если ты считаешь, что нужно, - «а теперь я с мороза», ну может быть. Но тогда тоже в этом должен быть какой-то образ.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И тоже, кстати, какая-то ирония.

К. ЛАРИНА – Ну не может быть так, когда человек ничего не знает. И принципиально я ничего не знаю, и знать не хочу.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне кажется системные какие-то такие пороки и недостатки, которые можно разглядеть. Первое – конечно, все равно, при всем нашем уважении создатели пока не понимают, о чем это телевидение.

К. ЛАРИНА – И для кого.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Второе – панический ужас перед актуальностью, перед современностью…

К. ЛАРИНА – Это называется: только не об этом.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И любой политикой. Кстати только в программе «Социальная сеть» в среду что ли вечером…

К. ЛАРИНА – Когда Захар Прилепин был.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, это другой был выпуск. Я увидела сюжет небольшой, хотя тоже крайне странно сделанный о том, что все-таки проходит суд над Навальным. То есть упоминание хотя бы того, о чем говорят в социальных сетях в том числе. Непонимание, невнятность этой концепции.

К. ЛАРИНА – Боязнь актуальности.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Абсолютный панический ужас перед любой политикой и поэтому стерильность в этом смысле. И самое главное ты правильно сказала, они не понимают, для кого это телевидение и более того, самый большой ужас будет в том, что если и когда они решат, создатели общественного телевидения России, что собственно им не стоит, а так получается по факту, бороться за зрителя. То, чем занимаются худо-бедно, ужасно, противно, лучше или хуже другие каналы. Им любой ценой нужно себе получить зрителя, потому что понятно, от этого зависит реклама, коммерческий успех. Здесь когда денег, кстати, все равно мало, но, тем не менее, на рекламу они не ориентированы. Коммерческой деятельностью не занимаются. Зритель они сами говорят, что его будет 2%, может быть как у «Культуры», может быть чуть меньше. Хотя у «Культуры» достаточно для такого канала…

К. ЛАРИНА – Там все-таки есть своя стилистика.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Это своя ниша. Поэтому они какое-то время будут или все время, пока не определятся, существовать в этом безвоздушном пространстве. Независимые от зрителя, от политики, и поэтому тогда будут появляться такие форматы ни к чему не привязанные. Хорошо бы, потому что действительно на территории нашей страны много компаний, создается множество довольно интересных программ и фильмов, но это нужно искать, сортировать, я думаю, что в регионах готовы были бы предоставить свои программы. Причем хорошие, а не те, которые я видела…

К. ЛАРИНА – Сладкий суп какой-то.

И. ПЕТРОВСКАЯ - …в программе «Большая страна». Где вот колоски, березки, цветочки, церкви, купола. Священники, какие-то паломники. Зачем, и главное придыхание, с которым рассказывается о той духовности, которую земля русская наша сохраняет и приумножает. Я сразу вспоминаю, что, часто участвуя в каких-то региональных фестивалях или конкурсах, вот наблюдаю такого рода программы, сделанные, вот надо время в собственном эфире освоить, видимо, какие-то отпущенные на это деньги, кто это будет смотреть, для кого это делается.

К. ЛАРИНА – Мне жалко, возвращаясь к Андрею Норкину, настаиваю на том, что это очень профессиональный человек, он знает, как телевидение делать, он в нем работал много лет. И я удивляюсь, как он не понимает, что невозможно сегодня искусственно создавать канал телевизионный без политики. Этого быть не может. Тогда убирайте эти программы. Убирайте программу «Прав? Да!», не берите тему миграции. Даже любую тему возьми. Что волонтеры, что мусор. Любую тему возьми, ты упираешься в государство, в политику государства. В конкретные фамилии конкретных чиновников. В коррупцию. И даже это мы наблюдали на этой неделе. Но при всем том я очень рада, что здесь на этом канале в программе допустим и у Норкина и «Социальная сеть» появляются люди, которые на наших федеральных каналах не появляются. Они не рекомендованы для появления. Я имею в виду того же Захара Прилепина, который большое интервью дал «Социальной сети». Я имею в виду Георгия Сатарова, который был в программе про миграцию и развернул резко, попробуй с ним справься в то русло, в котором собственно и нужно говорить на эту тему. Или Лидия Графова совершенно замечательный человек, полпередачи прошло, ее почему-то изъяли из студии. Артемий Троицкий. То есть там люди приличные появляются. Может быть пока еще дуют на воду, я имею в виду Андрея Норкина и его команда, может быть появятся какие-то настоящие яркие разговоры. Еще о хорошем хотела сказать. Я Ире говорила. Там есть кино.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но уже такое тоже много раз показанное.

К. ЛАРИНА – Все равно оно новое российское кино. И вчера был фильм или сегодня утром, вчера вечером «Плюс один».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Художественное. Но там есть и документальное, которое видимо, предоставили либо другие каналы…

К. ЛАРИНА – А вот художественное кино там действительно пока хорошее, вы все жалуетесь, что негде хорошего кино, можно здесь посмотреть. В первый день вещания показали «Добро пожаловать или вход воспрещен» фильм в честь пионерии. Молодцы просто. Но при этом там замечательный фильм, который я не видела, фильм 2012 года, называется «День учителя». Сергей Мокрицкий режиссер. Это такие для меня были «Полеты во сне и наяву» современные. С замечательным артистом Анатолием Котом в главной роли. И самое главное к вопросу о политике, тоже Ире рассказывала, что фильм заканчивается огромным сюжетом с Болотной площади, где народ собирается на митинг протеста. Это декабрь, судя по картинке 2011 года. Я была поражена. Потому что, во-первых, это было без всякого стеба и без издевательств. Это был абсолютно позитивный эпизод. Там главный герой проходит, который пытается найти свое место в этой жизни, зацепиться за какие-то смыслы, которые он утратил. Он попадает в гущу людей, которые собираются на Болотной площади и мало этого, там есть синхрон, это реальная съемка. Синхроны разговор с людьми, которые туда приходят, спрашивают, почему они пришли, они объясняют. То есть это конечно было для меня просто откровением. Я была поражена, что это есть в художественном фильме именно на этом канале, подумала, что это такой привет завуалированный всем нам.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я и говорю, что может быть это именно такой завуалированный привет и некая определенного рода фига в их кармане. Показалось ли мне, не видела сама, но, по-моему, нет вообще прямых эфиров там.

К. ЛАРИНА – А новости в записи?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну может только новости.

К. ЛАРИНА – «Прав? Да!» это точно в записи.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хотя мне кажется, такого рода если бы это шоу было один раз в неделю, то это может быть и было бы оправдано. А когда каждый день, то предполагается, очевидно, что тот самый формат, в котором можно обсуждать по горячим следам что-то происходящее. И тогда прямой эфир уместен. Это не такая уж дорогая вещь по сравнению с записью, по крайней мере. Можно организовать мне кажется, было бы желание.

К. ЛАРИНА – У нас получается почти вся программа, уже заканчивается, мы говорим про общественное российское телевидение. Но с другой стороны да, это необходимо было обсуждать сегодня, потому что мы ждали, когда оно появится. Нам много чего обещали.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Как раз мало чего нам обещали.

К. ЛАРИНА – Предлагалось это все обсудить. Мы, надеюсь, все-таки не облаивали, как нам советовал Анатолий Григорьевич, а попытались обсудить все плюсы и минусы этого проекта. Посмотрим, что будет дальше.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Опять же пока не все плюсы и минусы…

К. ЛАРИНА – Все минусы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потому что первое впечатление очень важно, потому что потом от этого зависит, как часто ты будешь приходить на этот канал, как часто ты будешь к нему обращаться. Честно скажу, после первых моих встреч с прекрасным, желания пока что у меня…

К. ЛАРИНА – По доброй воли смотреть.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Отсутствует, хотя в силу профессиональных обязанностей, конечно, я все равно буду это делать.

К. ЛАРИНА – Зато буквально вчера в Интернете стартовало новое телевидение. Совсем другое альтернативное телевидение. Я надеюсь, что пользователи фейсбука многие уже увидели этот выпуск номер ноль, называется «Телевидение на коленке». Которое создают буквально на коленке действительно Таня Лазарева, Михаил Шац и это совершенно потрясающий сюжет. Он минуты 2,5 идет. В нем есть вот все, что вам не хватает в этой жизни, там есть и актуальность абсолютная и запретные табуированные темы все и даже бегущая строка. Которую держат, видимо, дети Татьяны Лазаревой и Михаила Шаца. На своих руках, поскольку бегущая строка рукописная. Там от руки написана погода и прочее.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне очень понравился слоган: лучше делать телевидение на коленке, чем на коленях.

К. ЛАРИНА – Молодцы. Браво, Таня и Миша. Мы будем вас смотреть, хотите, будем вам платить еще и деньги за это.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А я думала, хотите или не хотите, будем смотреть.

К. ЛАРИНА – Будем платить деньги, вот тут я понимаю, можно собрать деньги на телевидение на коленке, в конце концов. Да за такие коленки не жалко. Ребята просто молодцы. Мы будем телефон включать?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это уже ваше дело, девушка.

К. ЛАРИНА – А то я как-то неприлично себя повела. Говорю, давайте звоните, звоните. Пожалуйста. Успеваем несколько звонков от вас принять. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Это эфир «Эхо Москвы»?

К. ЛАРИНА – Да, ваше имя.

СЛУШАТЕЛЬ – Олег. По поводу общественного телевидения. По-моему, это дело как вы говорите не в искусстве. А в деньгах.

К. ЛАРИНА – То есть вы считаете, что если бы больше бабок дали, было бы красиво.

СЛУШАТЕЛЬ – Я просто слышал информацию, что Лысенко заявил, что денег хватит только до конца лета.

К. ЛАРИНА – Это мы тоже слышали. Он в своих обращениях про это говорил.

СЛУШАТЕЛЬ – Мне кажется, просто пытаются разворовать наши деньги на то, чтобы создать нам то телевидение, которое мы хотим видеть. А мы его уже видели.

К. ЛАРИНА – А мы не хотим.

СЛУШАТЕЛЬ – Мы уже видели. В перестройку.

К. ЛАРИНА – То есть, Олег, вы считаете, что все это и завершится этот проект.

СЛУШАТЕЛЬ - Я думаю, что да. К концу лета его не будет просто.

К. ЛАРИНА – Понятно. Спасибо, ой, простите ради Бога, уже нажала на кнопочку. Но в принципе быстро отмыть деньги, как бывает…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ой, я не хочу на эту тему говорить, потому что…

К. ЛАРИНА – Ну тоже версия.

И. ПЕТРОВСКАЯ - На самом деле телевидение, конечно, требует огромных денег, с другой стороны мы видим и знаем, как появился канал «Дождь», я думаю, что деньги…

К. ЛАРИНА – Там другие задачи были. Брось ты.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Все равно было бы желание сделать что-то интересное.

К. ЛАРИНА – Там все отказывались, помнишь…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно.

К. ЛАРИНА – …историю общественного телевидения, никто не хотел туда идти работать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Все верно. Сейчас не сравниваю контенты…

К. ЛАРИНА – Целеполагания разные.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. А в принципе можно сделать, как ты говоришь телевидение на коленке, и оно будет все равно в тренде. Оно будет вписано, а может быть даже опережать свое время. А можно, имея даже какие-то деньги, сделать что-то совершенно несъедобное. Вот самое главное пока примета этого телевидения…

К. ЛАРИНА – Скукотища.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну тоска зеленая. Единственное, что можно сформулировать: мне с вами скучно, мне с вами спать хочется.

К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Белла, Москва. Вы знаете, только что я смотрела телевидение на коленке. Увидела, Навальный пишет: телевидение на коленках, загрузила. Вы стали об этом говорить. Здорово. Как всегда они мне нравятся. Прекрасно. А общественное конечно, мне очень не понравилось, мне очень не понравился Норкин, я просто разочарована. Вообще оформление, даже кто-то сравнивает с «Дождем», небо и земля.

К. ЛАРИНА – Спасибо большое. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Вы знаете, я слушаю всю вашу передачу…

К. ЛАРИНА – Как вас зовут, простите.

СЛУШАТЕЛЬ – Меня зовут Александр Маркович. И я пришел к выводу, что коль скоро это общественное телевидение, то один час должен быть отведен общественной палате при президенте РФ. И должен так и называться – «Час общественной палаты».

К. ЛАРИНА – Хорошо. Мы передадим, спасибо большое. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Я первый раз попала к вам, это Наталья из Мытищ. Конечно, выразить огромную благодарность, я вас слушаю, хоть понимаю, что я не одна. И насчет общественного телевидения. Конечно, это ужасно. Я специально думаю, посмотрю, не хватает терпения. Может быть, я попадала…

К. ЛАРИНА – А что ужасного, какие чувства, скучно или что. Неинтересно.

СЛУШАТЕЛЬ - Скучно, неинтересно. Мне вообще 50, я помню все эти брежневские времена, смотреть было нечего. И вот как будто я туда попала. Все это сю-сю, пушистенько, хорошо. Мне просто не хочется повторять все, что вы сейчас сказали. Настолько я согласна просто с каждым словом. А самое интересное сегодня РБК посмотрела, и там обсуждали, и там Максим Шевченко ваш тоже…

К. ЛАРИНА – Наш любимый.

СЛУШАТЕЛЬ – И он его так хвалил.

К. ЛАРИНА – Понятно.

СЛУШАТЕЛЬ – Замечательно, у нас свободно, у нас по любой программе можно все. А это знаете, чья ниша по его мнению. Это КСП, которое мы помним, во-первых, тогда уже было не большинство.

К. ЛАРИНА – КСП? То есть для тех, кто у костра. Лыжи у печки стоят, это?

СЛУШАТЕЛЬ – Ну да.

К. ЛАРИНА – Вообще странная аудитория какая-то. Спасибо большое. Я про это не подумала. А есть такая аудитория?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да нет, имелось, видимо, в виду по настроению, по духу. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Ничего подобного.

К. ЛАРИНА – Вранье.

И. ПЕТРОВСКАЯ - КСП по своим временам как раз опережало время часто, и это была территория свободы, поэтому я не думаю, что Максим Шевченко здесь правильный образ нашел.

К. ЛАРИНА – Успеваем несколько слов сказать о следующей неделе. По каналу «Культура» Сигурд Шмидт будет героем цикла «Свидетели времени». Называется передача, которая состоит из 4-х серий «Доверенное лицо истории». У меня такое подозрение, что когда ставилась в сетку эта передача, эта премьера, Сигурд Оттович был жив. Вот я тебе клянусь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Если иметь в виду, что сетка за две недели появляется.

К. ЛАРИНА – И это конечно невероятно жалко, что он этого не увидит. Потому что слушать его удовольствие. Вы обязаны это посмотреть, дорогие друзья. Пожалуйста, смотрите. С понедельника по четверг в 7 часов вечера. Там же из событий мировая премьера «Весны священной», сто лет балету Стравинского. Чем интересна эта программа, в среду в 23.25, это прямая трансляция из Парижа. Из Парижской оперы. Дирижирует Валерий Гергиев и там будут представлены две версии балета «Весна священная». Первая – историческая Нижинского, а вторая совсем новая, сегодняшняя Саши Вальц. Это два сюжета по «Культуре». И еще что мы обязаны вам сказать, что 31 числа будет показан фильм «Борис Годунов» в «Закрытом показе».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Владимира Мирзоева.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024