Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2013-01-26

26.01.2013
Человек из телевизора - 2013-01-26 Скачать

Л. ГУЛЬКО – 11.11 в Москве. Доброе утро. Мы начинаем нашего «Человека из телевизора». Передача так называется. Ирина Петровская как всегда на своем месте. Здравствуйте, Ира.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Доброе утро.

Л. ГУЛЬКО – Напомню, что Ксения Ларина в командировке находится. В творческой.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но вернется к следующему разу.

Л. ГУЛЬКО – С чего начнем. С «не верю» или с чего? Высоцкого?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну хозяин барин.

Л. ГУЛЬКО – А поскольку вы тут центральная фигура «Человек из телевизора», я-то не из телевизора.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тоже так условно.

Л. ГУЛЬКО – Я из Сетевизора.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Около телевизора.

Л. ГУЛЬКО – Ну на первый план мне кажется, по количеству откликов пока выходит «не верю».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну давайте.

Л. ГУЛЬКО – Хотя чего там говорить про это все всё сказали.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы не говорили в своем формате. Поэтому, наверное, стоит тоже сказать, это поразительная история, потому что основная масса зрителей, если верить рейтингам, которые наша коллега Арина Бородина опубликовала в общем…

Л. ГУЛЬКО – И не только.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но просто она обычно у нас этим занимается. То народ в общем не особенно активно повелся на это произведение творческого марксизма, как говорил один мой главный редактор, и видимо ушел чего-то другое смотреть на других каналах. А как ни странно, наибольший отклик и отзыв вызвало в этой среде так называемого креативного класса, в сетевой аудитории… Л. ГУЛЬКО – В параллельном мире.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Который по идее, во всяком случае, это декларируется, телевизор не смотрят. Здесь конечно это можно объяснить, потому что автор этого произведения Борис Корчевников, это НТВшник, несмотря на свой молодой возраст, что называется старой школы. Ученик конечно не впрямую, но последователь в каком-то смысле Леонида Парфенова, программы «Намедни». И поэтому когда его еще заметили в сентябре, по-моему, в программе Аркадия Мамонтова «Специальный корреспондент», где обсуждалась первая часть тоже творения небезызвестного мамонтовского провокатора, посвященного «Pussy Riot», и там Борис Корчевников выступил неожиданно для всех в роли противника этой акции и ярого защитника РПЦ, а также произнес всех потрясшую фразу, потому что долго потом думали, как там все это сочетается с родством, что отец у него Иисус Христос, а мать Богородица, Божья Матерь.

Л. ГУЛЬКО – Он потом объяснил.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Объяснить объяснил, но естественно, в общем, это вызвало тогда некоторое изумление, какие происходят с людьми, мягко говоря, трансформации. Потому что до этого он делал на СТС историю шоу-бизнеса, он сыграл в фильме «Кадеты», в общем, такой был мальчик из что называется хорошей семьи, из театрального мира. Ну и вот он, наконец, дозрел до собственного произведения авторского и вызвало это, в общем, оторопь. И оторопь это вызвало не только идеологически, что, в общем, у каждого человека, конечно, есть право высказывать свое мнение, свою точку зрения, у каждого журналиста, а именно потому, что сделано как правильно потом написал об этом в фейсбуке Леонид Парфенов, что это за такая велеречивая чушь. Действительно неряшливая велеречивая чушь, где все в одну кучу, какой-то немыслимый, совершенно рваный монтаж, ничего невозможно понять, чего человек защищает, чего хотел сказать. То есть понятно, потом уже, если разбирать это произведение, хотел сказать, что ведется целенаправленная атака, кампания как один говорит у него эксперт, по опорачиванию РПЦ, что это проплачено, приводятся даже расценки, прайс-листы, сколько стоит заказать блог, например, тому или иному известному блогеру.

Л. ГУЛЬКО – Тайные переговоры приводятся там.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Какие-то переговоры непонятно где, в каком подполье снятые. Кто-то с кем-то договаривается. Короче, доводится до нашего сведения, а точнее до сведения аудитории, мысль, что это все не так просто, что на церковь гонения, что народились воинствующие безбожники. Которые совсем в духе 30-20 годов ведут свою атаку на церковь. Притом, что церковь совершенно прекрасна, благостна, батюшки усыновляют пачками детей. Спасают жертв крымского потопа и так далее. Что действительно тоже есть. И это часть в принципе не вызывает сомнений.

Л. ГУЛЬКО – Абсолютно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Если бы только не вот этот контраст между тем, как излагается одна история, как излагается другая. С одной стороны абсолютный елей, и никаких сомнений, а с другой стороны вот это совершенно агрессивное осуждение вот этих так называемых блогеров и представителей креативного класса, которые ведут атаку.

Л. ГУЛЬКО – Я смотрел этот фильм, так случилось. Третья сторона немножко мне кажется, была такая история, когда показали христианскую церковь, но не православную, а католическую. И про нее тоже шла речь. И сначала там немножко похвалили, потому что у них в школах тоже, а потом церковь заодно немножко поругали.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Как это водится. Потому что единственный светоч разума это конечно, исключительно православная церковь, по мнению этого автора. В общем, не очень симпатичное получилось произведение, мягко говоря.

Л. ГУЛЬКО – Что он сам признает автор в своем интервью.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А куда ему деваться. Сейчас лучше сказать да, тоже хорошо, между прочим, что он признает, что это плохо сделано в первую очередь. Но мы же знаем прекрасно, что принцип нынешней пропаганды телевизионной как раз не в том, чтобы хорошо сделать и убедительно. Если взять, скажем, печально знаменитые «Анатомии протеста», а в общем, чем грубее, тем лучше. Чем более в лоб что-то, тем как им кажется это более убедительно и работает на ту аудиторию, которая ничего не знает и никаких сомнений не ведает. И кстати сказать, там в анонсах все время звучало про то, какие методы используют для того чтобы сегодня опорочить РПЦ, что инкриминируют тем или иным священнослужителям. И дальше там вразброс буквально на уровне приводимых заголовков, мелькают то часы патриарха, то авария с участием священнослужителей. Но в результате эта тема вообще повисает. То есть мы так и не узнаем, точнее мы-то знаем, как все было, а не очень осведомленный зритель, он остается в неведении, были ли часы, была ли эта нанопыль, были ли эти аварии, если были. Если было, то почему священнослужители уходят от этой ответственности и почему точнее не то что почему, а допустимо ли людям, служащим сегодня в церкви, ездить на супердорогих автомобилях, аргументы потом такие. На уровне, почему вам можно, а священникам нельзя. Или там, когда один из упреков по поводу того, что происходит сращивание, слияние церкви и государства. И ответ прекрасный дает такой батюшка Дмитрий Смирнов. Он говорит: сами себе придумывают жупелы и сами потом орут. Вот собственно на этом уровне аргументация.

Л. ГУЛЬКО – Ира, скажите, пожалуйста, хотя мне говорят, чтобы я вас не перебивал, я немножко перебью.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Перебивайте.

Л. ГУЛЬКО – Вот сколько этого неосведомленного населения в стране, на которое рассчитаны такие фильмы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не побоюсь этого слова, большинство.

Л. ГУЛЬКО – Потому что Интернет не так распространен. Почему? – потому что там…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Во-первых, потому что Интернет не так распространен, если мы возьмем масштаб нашей страны. А во-вторых, потому что Интернет, в общем, тоже требует определенных усилий для того, чтобы найти там ту информацию, которая в тему. Это далеко не все умеют люди делать. И, в-третьих, потому что как бы мы ни говорили о том, что телевидение утрачивает стремительные всякие позиции, как бы мы ни говорили о том, что от телевидения массово отшатывается в ужасе и бежит, крича «ату его», или «чур меня», наше население, это на самом деле конечно, неправда. Потому что все равно большая часть людей телевизор воспринимает как основной источник информации и получение всяких других знаний и поэтому это действенно. Я повторяю, это действенно и именно лобовая такая топорная пропаганда, она мне кажется, наиболее эффективна в работе с населением, которое не приучено, не умеет добывать иные источники информации.

Л. ГУЛЬКО – Тогда оправданно такое качество кино, потому что это не очень дорого.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно.

Л. ГУЛЬКО – Зачем его лучше делать, когда все равно и так все будет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вообще это принцип существования телевизионного продукта. Чем больше народу смотрит, тем меньше заботятся о качестве этого продукта, который народу предоставляется.

Л. ГУЛЬКО – Мне когда-то говорил один знакомый, креативный директор пищевого заведения, ресторана. Было хорошее кафе, ходило не очень много народу, но оно было хорошее, было такое качественное. А когда народ попер, пошел, то конечно, качество снижается. Он говорит, за этим не усмотришь. К сожалению, когда большое количество, то теряется качество.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Если вы имеете в виду, как многие нынешние топ-менеджеры каналов говорят, что телевидение это ничто иное, как та же сфера услуг, то в данном случае этот принцип абсолютно, на мой взгляд, работает тоже. Чем больше народу смотрит, тем меньше качество. Это, увы закон такой. Ну, будем надеяться на то, что появится, например, хотя надежда весьма слабая, общественное телевидение, которое начнет заниматься просвещением…

Л. ГУЛЬКО – Читая газеты, я все-таки читал интервью с А. Г. Лысенко, он в общем…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Сам довольно скептически относится. Ну конечно…

Л. ГУЛЬКО – Денег нет, этого нет, того нет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Если учесть, что примерно там запрограммированное количество людей, которые будут смотреть это, ну процента два, и то это при, по-моему, наилучшем раскладе.

Л. ГУЛЬКО – Теперь уж заодно, раз мы заговорили об НТВ и фильмах, пришел нам вопрос, не вопрос, а утверждение на сайт. «На НТВ был анонс в субботу вечером. После 19.30 будет показан фильм в рамках цикла «ЧП» по поводу Долматова. Ваши ожидания, что это будет за кино».

И. ПЕТРОВСКАЯ - То есть сегодня это будет показано. Ну какие у меня ожидания.

Л. ГУЛЬКО – Я не видел, честно говоря, анонса.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тоже не видела. Но поясним тем, кто вдруг случайно не знает, речь идет об участнике событий 6 мая Александре Долматове, который после обыска в доме уехал через Украину в Нидерланды. В Голландию. И вот на прошлой, по-моему, неделе, просил там политического убежища, и пришло печальное трагическое известие, что он покончил с собой там. Я думаю, что это будет, могу ошибиться, конечно, и хорошо бы ошибиться, но скорее всего это произведение будет направлено на разоблачение так называемых хваленых демократических ценностей, которые якобы существуют в том западном мире, а вот, пожалуйста, у вас негров, точнее у вас тоже люди погибают и вы не оказали им должного внимания. Думаю, что примерно так как-нибудь. Также я думаю, что это будет ну может быть не впрямую, но мысль такая, что где родился, там и пригодился и нефига бежать отсюда, и менять свою родину, пусть даже и преследующую тебя на неведомые какие-то депортационные или прочие лагеря в странах западной демократии, где тебя могут довести до самоубийства. Вот что-нибудь в этом духе наверняка.

Л. ГУЛЬКО – В следующую субботу, я думаю, что вы с Ксенией Лариной как раз узнаете…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да.

Л. ГУЛЬКО – И расскажете, о чем же был этот фильм. Следующая у нас в рейтинге тема это В. С. Высоцкий. Его юбилей.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну как водится, у нас все избыточно. Поскольку юбилей натуральный 75 лет, то можно было предположить, что Первый канал, который по-моему, обладает правами на большинство таких основных материалов, и по Высоцкому и «Свою колею» премию он показывает, что все это будет громко и пафосно. Но я не ожидала, что до такой степени. Потому что это началось вчера, вчера был день рождения у Высоцкого, и я совершенно случайно попала днем на программу Первого канала под названием «Время обедать». Вы не знаете, Лева.

Л. ГУЛЬКО – Я честно скажу, смотрю по выходным на НТВ с Кучерой, мне нравится передача.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Отлично. Но это другая программа. Ее до этого года вели дочь и мама, Наташа Королева и ее мама.

Л. ГУЛЬКО – Я себе представляю.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это прекрасно было, особенно когда они начинали программу с представления, Наташа Королева говорила: здесь моя мама. Забыла, как ее зовут. А мама говорила: и доча моя Наташа Королева.

Л. ГУЛЬКО – Ну а шо.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потом появлялась какая-нибудь тетенька, которая готовила что-то свое фирменное, а мама говорила: ой, это у нас рыбочка такая. Ну отлично. Готовят и, слава богу.

Л. ГУЛЬКО – Я даже не сомневаюсь, что хорошо готовят.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Наверное. Только единственное жалко, что нельзя попробовать вот так через экран. Сейчас появился в паре с Наташей Королевой Александр Олешко. Актер, который в «Минуте славы» работал, в «Большой разнице». Вот сейчас он, ощущение у меня, что он чувствует себя как-то не очень на месте.

Л. ГУЛЬКО – Он хороший актер, Щукинское училище.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но программа «Время обедать» была посвящена юбилею Владимира Высоцкого. Каким образом. Вот вы никогда не догадаетесь. Почему, как. Как можно увязать программу «Время обедать» с юбилеем Высоцкого.

Л. ГУЛЬКО – Песни Высоцкого про еду.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ни одной. Хоть одну мне приведите.

Л. ГУЛЬКО – Я просто так.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот вы никогда не догадаетесь, потому что у вас по-другому и у нас мозги устроены. Нашли песню, которая есть, посвященная еде. И привели из нее фрагмент. «Аборигены съели Кука».

Л. ГУЛЬКО – Молчит наука.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну и дальше расспрашивали сына Никиту, что любил папа кушать, любят говорить это слово. Поскольку сын Никита в то время был в общем, ребенком и более того, с папой не жил, то он ответил так же, как ответила бы и я, если бы меня спросили. Мог и бутербродом перебиться, а мог, если чего повкуснее и повкуснее.

Л. ГУЛЬКО – Неприхотлив в общем был.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Но если чего, мог бы и вкусненького отведать. Актриса Ирина Мирошниченко рассказала, как однажды Владимир Высоцкий жарил стейк. Это был первый стейк с кровью в ее жизни. И я уже поняла, что если так пошло, дальше шла программа «Доброго здоровьица» с Геннадием Петровичем Малаховым. И я в ужасе замерла, потому что предположила, что сейчас Геннадий Петрович и все остальные будут говорить о том, что Владимир Высоцкий был за здоровый образ жизни. Но тут даже песня про гимнастику «общеукрепляющая, ободряющая, если жив еще», даже эта песня не смогла эту мысль каким-то образом доказать и утвердить. Поэтому программа «Доброго здоровьичка» обошлась без юбилейного этого пафоса. Там правда, был потрясший меня эпизод, обычно мы такие эпизоды наблюдали в программе у Елены Малышевой, когда там иллюстрируются в той или иной степени какие-то процедуры, а тут Геннадий Петрович вдруг надел на себя макет женской груди из какого-то резинового материала. Пришедший читать новости наш молодой человек замер просто. Я сейчас сделаю паузу и дорасскажу.

Л. ГУЛЬКО – Сейчас интрига. У нас новости для взрослых. А потом вернемся в студию.

НОВОСТИ

Л. ГУЛЬКО – Ну вот мы продолжаем. Такое у нас было до новостей интригующее начало про резиновую женскую грудь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да.

Л. ГУЛЬКО – На груди старшего Малахова.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я коротко, потому что это меня глубоко потрясло. Потому что на Геннадия Петровича водрузили протез, макет не знаю что…

Л. ГУЛЬКО – Макет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вначале кто-то подумал, что это на Ангелину Вовк сейчас наденут, и она тоже в некотором ужасе отшатнулась, но по счастью до этого уже не дошло. Но на Геннадии Петровиче это в высшей степени…

Л. ГУЛЬКО – Органично смотрелось.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И он начал показывать, как нужно каждой женщине делать массаж груди. Приговаривая, как умеет приговаривать Геннадий Петрович, и вот мы эту грудку нежно, нежно вот так пальчиками, вот так мы ее массируем, поднимаем, сжимаем. Только нашу красавицу очень нежно, она любит нежное отношение, и все тогда будет у нас хорошо. И на радость всем окружающим мужчинам. Вот такой был отчасти мне показалось, что немножко такой порнографический был какой-то душок, а с другой стороны Геннадий Петрович в этом макете, честно говоря, мне показался пропагандой вот этих самых…

Л. ГУЛЬКО – Нетрадиционных…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, нынешних гонимых и преследуемых ориентаций. И я бы на месте наших думцев озаботилась, как-то надо реагировать на это в свете принятия в первом чтении или каком там в основном закона…

Л. ГУЛЬКО – Будем ждать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - …о запрете пропаганды нетрадиционных всяких ориентаций. Вот. Поэтому я поняла, что если вообще смотреть наше дневное телевидение, то конечно, дальше люди будут воспринимать вполне так, как задумывают авторы и вечерние разные пропагандистские произведения.

Л. ГУЛЬКО – Кстати, нам пишут, что уже прошел тот фильм по Сибири. И вы оказались правы. Ну, будем смотреть в Москве.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Знаете ли, опыт великое дело. Опыт понимание, знание всех нынешних идеологических и прочих трендов, поэтому особенно тут не нужно к гадалке ходить или дожидаться, можно примерно предположить, о чем будет то или иное произведение. Особенно на канале НТВ.

Л. ГУЛЬКО – Начался юбилей Высоцкого с программы…

И. ПЕТРОВСКАЯ - «Время обедать» и продолжился вечером фильмом «Спасибо, что живой». Там у нас есть какие-то отклики.

Л. ГУЛЬКО – Есть. «В пятницу в честь дня рождения Высоцкого будет совершена по отношению к нему подлость - показ фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой». Это вранье в отношении исторических событий и правда о его болезни». Человек говорит, что хотел бы живой Высоцкий такого неистового обсуждения его болезни.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну да, мы уже многократно на эту тему говорили. На самом деле в самом по себе факте того, что трагические обстоятельства жизни человека, приведшие в результате к его смерти преждевременной, в том, что к этому обращается кино, кинематограф ничего такого страшного нет. Другой вопрос – как это сделано. На мой взгляд, фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» сделан ужасно. Потому что, добившись сходства, как будто бы создатели фильма забыли о том, что вообще-то не одним сходством определяется попадание в образ героя. Я честно признаюсь, в кино так и не пошла. И вот второй раз по телевизору я пыталась это смотреть. И у меня возникает отторжение такое же, если бы мне показывали эксгумированного человека, потому что это абсолютно неживое мертвое, какое-то страшное лицо. Этот грим. Зачем. Есть масса способов изменить немножко имя и фамилию, сделать вместо Владимир Высоцкий, Владислав Низоцкий. И все поймут, что речь идет о том же самом человеке, но только актер будет все-таки играть, лицо, давайте согласимся это очень важное выразительное средство любого актера. Глаза, лицо. А здесь это просто ощущение, что какой-то упырь, кукла резиновая. Ну я уж не говорю обо всем остальном. Там о сюжете, фабуле. Потом на всякий случай, чтобы если кто не понял, что произошло, и что происходило с Владимиром Высоцким, программщики Первого канала после так называемого художественного произведения поставили еще документальный фильм «Последний год Высоцкого», где уже совсем конкретно на пальцах, с участием уже конкретных персонажей объяснили, от какого недуга погиб поэт, невольник чести.

Л. ГУЛЬКО – В книжках же про него в частности Марина Влади тоже пишет об этом.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Безусловно, я еще раз говорю, все дело в мере, вообще в мере. Вот дело в мере. Даже не деликатности, таланта, а просто чувство меры. В данном случае мне кажется, оно отказывает. Хотя мы видели другие не в этом году, а раньше документальные фильмы, где об этом же говорилось совсем по-другому. И это действительно анализировалось как одна из высочайших драм, а также то, к чему это привело. Но мое личное мнение, что все равно мы любим, ценим людей творческих особенно, которые вошли в историю нашей культуры, вообще в историю страны не только и не столько за то, что они были подвержены тем или иным недугам или порокам. Они вошли в историю культуры и страны своим творчеством, тем, что по-прежнему их любят и поют. И кстати поскольку вчера помимо этого канал «Культура» показал монолог, то есть программу, которая была записана «Кинопанорамой» за несколько месяцев до смерти Высоцкого, ну и много еще там было разных документальных кадров. И вдруг, слушая уже каким-то нынешним своим не сказать свежим, но действительно не звучит Высоцкий так постоянно, как раньше из каждого окна сегодня, поэтому после некоторого перерыва слушая его, я вдруг поняла, как опять, раньше я поняла с Галичем, например, опять начинает стремительно актуализироваться многое. То, что казалось уже прошлым. Что казалось уже ретро. Нет, опять, это удивительное дело, это говорит о том, как меняется качество времени. И эти и наши кумиры того времени советского как будто бы, самого ужасного, как нам казалось, и Галич и Высоцкий и, слава богу, живой и здравствующий Ю. Ч. Ким, которые тогда попадали в этот нерв, вдруг начинают сегодня звучать в высшей степени актуально. Что говорит, конечно, не только о том, что они действительно люди талантливые и может быть даже гениальные. Но и о том качестве времени, в которое мы сегодня попадаем.

Л. ГУЛЬКО – Если мы заговорили о канале «Культура»…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Извините, Лев, я дополню, что сегодня весь день будет на канале Первом день Высоцкого и снова будет повторен фильм «Спасибо, что живой». И будут другие и будут художественные «Служили два товарища», в частности, фильм, где играл Высоцкий. И будет «Своя колея» и в связи с этим надо вспомнить определенный демарш Юрия Норштейна. Нашего замечательного режиссера, мультипликатора аниматора. «Ежик в тумане», «Сказка сказок». Все знают Юрия Норштейна. Так вот еще не было показано и она только ждет своего часа «Своя колея» премия, а уже все распространили новость, что, выйдя на сцену, Юрий Норштейн сказал фразу, которая вряд ли попадет в…

Л. ГУЛЬКО – Говорят, что не попадет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Он вспомнил Сергея Магнитского и сказал, что Магнитский умер от сердечной недостаточности, сделал паузу и сказал - Путина. Если это попадет в эфир, это будет означать, что все мы ничего не понимаем в нынешнем устройстве цензуры и этого всего агитпропа.

Л. ГУЛЬКО – Вернемся к каналу «Культура».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Обязательно.

Л. ГУЛЬКО – Поскольку очень много нам писали о передаче «Дочь философа Шпета». О Марии Шторх.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вообще замечательный надо сказать цикл «Свидетели времени». Теперь можно назвать циклом, потому что именно в нем начали вот эти показывать фильмы, монологи документальные сериалы. И на этой неделе совершенно верно, все смотрели, я надеюсь, многие смотрели документальный сериал Елены Якович «Дочь философа Шпета». Замечательная совершенно женщина Мария Густавовна. Которой 96 лет. И она рассказывала о своем отце, о времени, свидетелем которого она была. С множеством каких-то удивительных, берущих за душу, трогающих потрясающих подробностей, именно ценность в том, что она, память человеческая ведь запечатлевает не только какие-то глобальные события, а трогательные детали, какие-то утраченные сегодня приметы того времени. Не говоря уже о действительно этом контексте времени, в котором она жила, в котором жил ее отец, и о многих людях, которые общались с этой семьей. А они были совершенно уникальные, она рассказывает о Качалове и о многих других людях. Рахманинове. Которые приходили в этот замечательный дом. Сколько было фильмов. Четыре. И по полчаса и правда было не оторваться. Это большая удача.

Л. ГУЛЬКО – Язык какой рассказывает.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну вообще просто вот другое, племя какое-то другое. Причем абсолютно понятно, что уходящая такая натура в том смысле, что уже и языка такого не осталось и такого замечательного какого-то трезвого и мудрого взгляда на время, на жизнь, на себя, и радует меня только одно, печалит, что это закончилось, потому что мне кажется, что эта героиня, наверное, еще могла много чего рассказать. А радует то, что на следующей неделе опять начнется документальный цикл в этой рубрике «Свидетели времени» и опять четыре вечера подряд, по-моему, на всякий случай проверьте, он точно не один, будет фильм «Мира. Дочь командарма Уборевича». И судя по тем анонсам, которые уже пошли на канале «Культура», это тоже нужно обязательно смотреть.

Л. ГУЛЬКО – Давайте дальше продолжим нашу с вами встречу. Еще пришедшее к нам письмо. «Очень неприятно было видеть на трансляции вручения «Орла», - речь идет о «Золотом Орле»…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Сегодня она в ночи закончилась практически.

Л. ГУЛЬКО – …детские комментарии о фильмах-номинантах. Почему нужно втягивать детей в обсуждение фильмов, которые далеко не для 12-плюс? Кошмар». Хотя мне кажется, что дети они как раз привносят несколько такое живое человеческое. Не только, между прочим…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну может быть дети и приносят, только когда они не используются как дрессированные обезьянки, которые читают чужие какие-то тексты. Может быть, они и приносят живое и человеческое.

Л. ГУЛЬКО – К детям обращаются все, согласитесь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Безусловно. И даже кадры, которые дошли до нас, помните, всякие празднования в Большом театре или Колонном зале. Когда бегут пионеры, и читают речевки, а потом Иосиф Виссарионович Сталин, например, либо гладит по головке, либо целует девочку, мальчика. Это вообще очеловечивает, утепляет атмосферу любого действа. Уж не говоря о том, что это придает некоторым персонажам даже и совсем демоническим и кошмарным некоторые человеческие черты. Поэтому использование детей было, будет во всех жанрах.

Л. ГУЛЬКО – Со всех сторон.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Со всех сторон. Самое противное, о чем я уже много раз говорила, это использование детей в документальных программах, когда идут какие-то взрослые разборки, особенно между мамой и папой, например, и детей используют либо как какой-нибудь аргумент в пользу одной из сторон, и заставляют еще ребенка сказать что-нибудь, папа плохой или мама плохая.

Л. ГУЛЬКО – Вы имеете в виду ток-шоу.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Эти всякие форматы ток-шоу. Либо просто так для выбивания слезы приводят ребеночка, вот это самое, на мой взгляд, отвратительное.

Л. ГУЛЬКО – А вот в художественных целях.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это не художественные, это тоже, для того чтобы…

Л. ГУЛЬКО – Я просто не видел.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тоже не видела в данном случае этих детей. Но могу себе представить, что когда идет, сколько там длилась церемония, часа три, по-моему, не меньше. Для того чтобы как-то тоже взбодрить аудиторию…

Л. ГУЛЬКО – Я подумал, что на контрасте…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Умилить.

Л. ГУЛЬКО – Чтобы люди улыбнулись.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, да.

Л. ГУЛЬКО – Когда ребенок читает взрослый текст, это иногда становится смешно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А так тоже частично вчера смотрела, конечно, этого «Золотого орла», ну, там не было ничего во всяком случае, не пели казацкие хоры и не было какого-то такого особенного пафоса. Другой вопрос, что меня немного удивили, конечно, попавшие последние в шорт-лист некоторые произведения. Но это дело такое субъективное. В том числе и вот этот «Высоцкий». Спасибо, что живой». Который фигурировал в ряде номинаций. На мой взгляд, довольно странно.

Л. ГУЛЬКО – А «Фурцева»…

И. ПЕТРОВСКАЯ - И «Фурцева», и «Жуков», если говорить о качестве телевизионных сериалов прямо скажем…

Л. ГУЛЬКО – А Фурцева вам не очень понравилось…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не очень, но это лучше, чем сериал «Жуков», который, по-моему, там тоже чего-то взял.

Л. ГУЛЬКО – Я просто не видел.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я видела. Там отлично Розанова играет. Но в целом это всегда дикая проблема, так же как и на ТЭФИ, там же есть на ТЭФИ разные, есть минисериалы. Есть сериалы длительные, долгоиграющие. И приходится несчастным академикам выбирать из имеющегося. А имеющееся иногда такого качества, что когда это звучит даже просто название звучат в этом самом шорт-листе, и то диву даешься. И за голову хватаешься.

Л. ГУЛЬКО – Кстати, очередное письмо. «Вопрос у меня такой: на популярном сайте Выборнарода.рф (www.peopleschoice.ru) 19 января 2013 года завершилось подведение итогов 2012 года. Интересно узнать ваше мнение о победителях. Художественный сериал года – наибольшее количество процентов набрал сериал «Анна Герман» (Первый канал), Молодёжный сериал года – «Кухня» (СТС), Ток-шоу года – «Поединок» (Россия-1), Развлекательное шоу года – «Битва экстрасенсов» (ТНТ) и Событие года - Летние олимпийские игры.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Поскольку называется сайт, я плохо его знаю, выбор народа, то это как раз и есть выбор народа, по всей видимости, шло какое-то голосование с участием именно зрителей. А не экспертов. Хотя я могу ошибаться. Поэтому нет ничего удивительного, что скажем, побеждает «Битва экстрасенсов», кстати необычайно уже который сезон рейтинговая программа на канале ТНТ, то есть она практически у них такая структурообразующая. Они показывают это иногда в праздники целиком. Подряд. Целые сезоны или циклы. Да, любит наш народ всякое мистическое, так скажем. Перефразируя Шнура. Но это сделано более-менее нормально. Сериал «Кухня», это, по-моему, СТС, тоже народ любит некоторые сериалы канала СТС. «Анна Герман» мне лично не понравился, но это тоже не худшее из того, что у нас представлено. А олимпийские игры понятное дело, было действительно с точки зрения зрелищности, как это сделано было, как транслировалось, сумасшедшие мы же с вами, по-моему, и обсуждали, эти феерические просто церемонии открытия, закрытия. Согласна. В данном случае я с народом абсолютно целиком и полностью.

Л. ГУЛЬКО – Алена пишет на sms: какой прекрасный был фильм Шепотинника об Алексее Германе.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Отличный. На этой неделе и я рада, что мы на прошлой неделе с Ксенией Лариной это анонсировали и привлекли к нему внимание. Циклу «Коллекция Петра Шепотинника».

Л. ГУЛЬКО – Много вопросов: где «Вечерний Ургант».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Отвечаю. Спрашивали – отвечаем. «Вечерний Ургант» очевидно уходил на каникулы довольно длительные. И возвращается он на следующей неделе. Только что перед тем, как сюда придти я смотрела программу, и действительно каникулы у многих наших ведущих и программ затянулись. Но в случае с Ургантом мне кажется это оправдано, потому что я не представляю, как можно каждый день выдавать с понедельника по пятницу вот эту программу, это просто каким нужно обладать и здоровьем и выносливостью. Каждый день ежедневно. То есть надо себе просто представить, что человек не имеет возможности никуда уехать, он абсолютно на этом конвейере.

Л. ГУЛЬКО – Если это делается в охотку с командой еще.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно. Но все равно в охотку, не в охотку, это очень…

Л. ГУЛЬКО – Устаешь, конечно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Естественно, безумно утомляет, и я думаю, что Ивану Урганту предоставили просто такой большой отпуск. Также это важно, возвращается завтра уже в эфир Владимир Владимирович Познер. Которого мы не видели с практически с середины по-моему с 19 что ли декабря. И за это время произошло много событий, с ним связанных. Мы тоже частично об этом говорили. О том, что представители фракции возбудились на его так называемую оговорку. В последнем эфире. Когда он оговорился, так будем думать и назвал Госдуму Госдурой. После чего эти депутаты инициировали закон, запрещающий людям с двойным и тройным гражданством работать в федеральном эфире.

Л. ГУЛЬКО – Вроде не пошел он.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это еще пока не рассмотрели, Лева. Слушайте. Все впереди я думаю. А особенно если эти люди не лояльны к органам власти нашей великой страны. И что-то еще потом, они попытались, на Познера был какой-то наезд.

Л. ГУЛЬКО – Фотография была Познера потом.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, фотография это понятно, но это другая история. Что-то еще такое они потребовали от Познера. А, не от Познера, ГД решила и обратилась к Первому каналу с требованием предоставить сведения о том, какую зарплату получает Владимир Владимирович Познер. И выше ли она, чем зарплата других ведущих Первого канала, у которых в отличие от Владимира Владимировича только одно гражданство.

Л. ГУЛЬКО – Зарплата не очень понимаю, здесь причем.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А потому что, а вдруг человек, у которого двойное гражданство еще за это гражданство и получает больше денег. Тогда это совсем вопиющая история.

Л. ГУЛЬКО – Пенсия, между прочим.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Пенсию я думаю, Владимир Владимирович получает по нашим, если он здесь получает пенсию, то она конечно великая, как у большинства наших пожилых людей. Но, тем не менее, этот запрос официально был направлен на Первый канал. Я подумала, что такую инициативу хорошо бы распространить вообще на все редакции, например. И тогда выявить…

Л. ГУЛЬКО – А это коммерческая тайна.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А, так это государство…

Л. ГУЛЬКО – А скажут, у нас в редакции это коммерческая тайна.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Слушайте, Лева, вы совершенно странный человек. Не должно быть никаких коммерческих тайн от ГД…

Л. ГУЛЬКО – Нет закона, что не должно быть коммерческих тайн. Изменяйте закон.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот в этом интрига, сейчас вернется Владимир Владимирович, и мы посмотрим, как Первый канал из этого будет выходить из этой ситуации. Предоставит, не предоставит, но в принципе такой механизм распространить на все редакции. Предоставить данные о зарплате и поэтому…

Л. ГУЛЬКО – В ГД.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потребовать вначале, потом чтобы выявить, у кого двойное гражданство. Если выяснится, что у Познера зарплата…

Л. ГУЛЬКО – То есть по количеству зарплаты выясняется двойное гражданство.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно. Вдруг выяснится, что за двойное гражданство больше платят.

Л. ГУЛЬКО – Такое может быть количество, что они не только двойное. Но и тройное и четверное.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В этом же вся фишка. А у Владимира Владимировича тройное как минимум гражданство. У нашего. Телевизионного Владимира Владимировича.

Л. ГУЛЬКО – А я думал, вы по зарплате.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, я того не имею в виду, конечно, там очевидно, что у него только одно гражданство. А вот у нашего тройное. И можно себе представить вдруг у него окажется зарплата ровно как раз в три раза превышающая, например, зарплату какого-то, не буду никого называть, чтобы не обидеть. Но Василия Петровича Пупкина.

Л. ГУЛЬКО – Это вряд ли.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Посмотрим. Это интрига.

Л. ГУЛЬКО – Мы собственно заканчиваем. Я бы хотел сам проанонсировать, замечательный идет по моему любимому каналу «Моя планета», который все время смотрю, он у меня включен, британский фильм «Загадки христианства». Пять фильмов. Замечательные с точки зрения истории, с точки зрения истории религии. Обалденные просто фильмы. Если вы увидите. Можно в Интернете скачать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А у меня есть канал, по-моему, в моем пакете.

Л. ГУЛЬКО – Очень интересно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тогда я быстро за три секунды успеваю сказать, что со следующей субботы канал «Культура» будет к 70-летию Сталинградской битвы показывать «Жизнь и судьбу» фильм по Гроссману, Сергея Урсуляка. Без рекламы, кого это раздражало. Так что милости просим на канал «Культура». Смотрите.

Л. ГУЛЬКО – Спасибо. Это был «Человек из телевизора» Ирина Петровская.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024