Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2012-10-27

27.10.2012
Человек из телевизора - 2012-10-27 Скачать

К. ЛАРИНА – Уже можно было давным-давно выйти на сцену и сказать: «Здравствуйте!». Скажи, Ир.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Здравствуйте.

К. ЛАРИНА – Вот видишь. Смотри, как красиво. Это Ирина Петровская. Она сегодня в образе трагическом. Ты в трагическом?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я с насморком. Это всегда добавляет трагизма моему образу.

К. ЛАРИНА – Дорогие друзья, напомню номер sms +7-985-970-45-45, фейсбук тоже открываю, напишу, что мы здесь. Можете прислать ваши вопросы, комментарии и прочее. У нас много событий произошло. Ир, ты начни. Именно по событиям.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ты имеешь в виду эту неделю?

К. ЛАРИНА – Именно эту пока возьмем.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тут на несколько частей можно разделить. Можно говорить об информационной составляющей. И конечно одной из главных новостей этой недели даже, по-моему, конца, с воскресенья это началось, была скандальная история с задержанием Леонида Развозжаева. И дальше с тем, как это освещалось. Я уверена, что зрители, которые не слушают радиостанцию «Эхо Москвы» и не имеют доступа к Интернету, просто ничего не поняли. Телевидение в этом смысле и в этом конкретном случае, хотя это не первый, безусловно, практически все каналы федеральные, они полностью отражали точку зрения власти, Следственного комитета и даже попытки не сделали, может быть чуть-чуть новости НТВ «Сегодня», когда там вел Пивоваров. И еще кто-то. Хотя бы какие-то вопросы, может быть, задать, как это могло все произойти и вообще, в чем заключается вся основная скандальность этой истории помимо просто того, что человека арестовывают. И поэтому я бы, например, выразила огромное уважение каналу «Дождь», который с самого начала эту историю отслеживал.

К. ЛАРИНА – Так извини меня, если бы не «Дождь», мы бы вообще ничего не узнали.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В том-то и дело.

К. ЛАРИНА – Собственно они стали производителем этой новости. Этого события.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Производителем стал Следственный комитет.

К. ЛАРИНА – Я имею в виду первые свидетельства правозащитников и комиссии Борщева прозвучали именно на канале «Дождь».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно. И вообще не только Зои Световой и Валерия Борщева, но и вообще они эту тему с самого начала бесконечно отслеживали. Звали туда людей, которые могли что-то на эту тему сказать, прояснить, прокомментировать. Кстати и Михаил Федотов был тоже в одной из программ.

К. ЛАРИНА – Я не видела, кстати. Он приходил туда или по телефону?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он был в студии.

К. ЛАРИНА – Я уже запуталась. Я слышала его у нас по телефону.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Был он там.

К. ЛАРИНА – А Лукин?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Лукина я не видела, может быть он был по телефону. Честно не знаю. Я тоже уже запуталась. Но Федотова просто вижу на картинке. Поэтому я считаю, что телеканал «Дождь», можно к нему предъявлять, мы много раз говорили какие-то претензии технологического, профессионального характера, но то, что они абсолютно точно понимают свою роль, роль телевидения в этом мире и вообще СМИ…

К. ЛАРИНА – Информировать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, и еще кое-что объяснять пытаться. Потому что они точно так же как другие люди задают себе вопросы – что происходит и почему происходит и как в реальности обстоит дело. Поэтому я считаю, что эта тема была, в очередной раз она продемонстрировала всю пропасть сегодня между основными каналами, которые, к сожалению, действуют как департамент разных ведомств государственных и в основном пиарящий действия власти. И каналом «Дождь», который сегодня по сути из телевизионных каналов единственный, РЕН-ТВ я не беру, потому что наверняка сегодня эта тема будет у Марьяны.

К. ЛАРИНА – А можно РЕН-ТВ не называть в принципе как канал. Потому что как информационный канал он ничего не значит. Только отдельная программа «Неделя» Марианны Максимовской. И мы прекрасно это понимаем. Ты же новости там не смотришь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Практически уже теперь не смотрю.

К. ЛАРИНА – А если смотришь, то диву даешься.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Иногда не диву, но…

К. ЛАРИНА – Это совсем другая параллельная структура, то, что делает Марьяна Максимовская, это компания внутри компании. Анклав абсолютный.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Поэтому вот это я считаю очень показательной историей. Так же как и продолжающаяся кампания, да, собственно с этого можно и начать, когда закончились, наконец, выборы в Координационный совет, дебаты, это было тоже очень интересно, невозможно было просто оторваться.

К. ЛАРИНА – Подожди, я тоже просто хотела сказать, что касается дела Леонида Развозжаева. Я просто помню ощущение, когда мы в фейсбуке все сидим и смотрели то, что происходило на канале «Дождь», в новостях, когда туда пришли представители борщевской комиссии. И просто сидели и перестукивались. Как в камерах. Просто ужас, сидишь и не веришь своим ушам, что это происходит здесь и сейчас. Хочу напомнить, что в этом эфире новостном первым докладывал ситуацию с Развозжаевым другой человек, господин Цветков.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тоже член этой…

К. ЛАРИНА – Другой комиссии. Там у них две комиссии. Они одинаково называются, но одна другую считает нелегитимной и прочее. Понятно, как это бывает, то есть одна типа такая, которая обслуживает, собственно говоря, власть и Следственный комитет, и правоохранительные органы, карательные органы. А другая, которая занимается правозащитой. И помню момент, когда появился Цветков…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Антон Цветков.

К. ЛАРИНА – И я так поняла, думаю, а почему ему не задают важных вопросов, потому что вроде бы уже понятно, что человек давал показания, говорил, что его пытали. А потом я поняла, они просто пережидали, когда он выскажется, и мы сидим, возмущаемся, как же так, почему только одной стороне, он же сейчас нам вешает лапшу на уши, мы же это видим, он врет. Где же другие люди, почему других нет. И вдруг когда появляются другие люди, которые отказались садиться за стол с Цветковым, Зоя Светова, Валерий Борщев, Анна Каретникова, все представители этой комиссии. Вот это эпизод из нашей сегодняшней жизни. Он говорит о многом, если не обо всем. Вот об этом существовании двух параллельных миров. Двух страшно параллельных, далеких друг от друга миров, не признающих друг друга.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но если мы возьмем практику сегодняшнего главного телевидения, то они бы конечно ограничились, если бы вообще позвали кого-нибудь на эту тему, а я не видела, чтобы кто-то…

К. ЛАРИНА – Я не смотрела.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А я почти все время смотрела. Безусловно, они бы этим ограничились. Потому что цитируют они тоже в основном тех…

К. ЛАРИНА – Как они цитировали Лукина, который сказал, что ничего, пыток не было.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ту точку зрения, которая находится в том же ключе, вернее просто в том же ключе, что и озвучивает пресс-секретарь или как он там называется.

К. ЛАРИНА – Ты согласись, что если бы не было сегодня, я потом подумала, если бы не было «Дождя», ладно, радио это другой вопрос, это все-таки несравнимый охват аудитории. К сожалению. Но если бы не было «Дождя», может быть, и не было бы этого скандала. Никто вообще бы ничего не узнал. И если не было «Дождя», сегодня бы Сергей Удальцов уже сидел в Лефортово, с предъявленным ему обвинением в попытке совершения государственного переворота. И главной царицей доказательств была бы та самая явка с повинной, на которую они все ссылаются Леонида Развозжаева. Никакого отказа бы не было. Не было бы скандала.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это все так, но уже сколько дней прошло с момента, когда эта версия рассыпалась в пух и прах, что он сам явился с явкой с повинной, уже адвокаты официально, по-моему…

К. ЛАРИНА – Вчера он отказался официально.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, я имею в виду, сколько дней прошло с момента, когда правозащитники Светова, Борщев и еще двое, Каретникова выступили и сказали, они не просто выступили, они с ним общались и они озвучили, опубликовали можно сказать его настоящие показания. И с этого момента, тем не менее, в общем, ничего не изменилось. Только лишь изменилось то, что к нему допустили, наконец, адвоката, ну и может быть то, что не взяли под стражу вчера Удальцова.

К. ЛАРИНА – Не взяли. Если бы не было этого эпизода, его бы взяли под стражу. Потому что прекрасно понимаешь, что вся эта явка с повинной была сделана не для того чтобы несчастного Развозжаева посадить, а для того чтобы посадить Сергея Удальцова. Вот и все. Слава богу, что пока так. Слава богу, что это стало действительно опубликовано.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И кстати после того, как они рассказали эти подробности со слов Развозжаева, как записывалось его чистосердечное признание на видео, ты заметила, что нигде это видео пока не появилось.

К. ЛАРИНА – Они не дадут его теперь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Наверное, теперь уже не дадут и в этом огромный смысл работы нормального СМИ. Нормального телевидения, которое в каком-то смысле выступает таким контролером и предотвращает еще новые и новые потоки лжи и фальсификаций, которые могли бы обрушиться. Но, так или иначе, я скажу, конечно, это уже невозможно назвать новостями, то, что делается на федеральных каналах. Я на этой неделе еще несколько репортажей…

К. ЛАРИНА – Ты смотрела чего-то? Расскажи. Я уже давно не смотрю.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Репортажи их нынешней звезды программы «Вести» Ольги Скабеевой. Это теперь превратилось в такой спецназ, корреспондент спецназа, добрый, видимо, последователь Мамонтова и прочих людей, когда нужно заколотить уже последние гвозди в крышку гроба, где живой, правда еще лежит человек, тогда призывают так называемого корреспондента Скабееву, и она с интонациями просто, я вот думаю, следующий будет какой-нибудь репортаж, она закричит уже «Смерть бешеным собакам» или что-нибудь, потому что интонации уже близки к этому.

К. ЛАРИНА – Истерические такие.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не просто истерические. А именно такие прокурорско-обличительные, она так работала на «Pussy Riot», она так работала на этих делах оппозиционных.

К. ЛАРИНА – Она откуда вообще, знаешь?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не знаю.

К. ЛАРИНА – Наверное, не из Москвы. Потому что они обычно такие все рьяные, очень быстро карьеру делают.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это не имеет совершенно мне кажется значения.

К. ЛАРИНА – Сейчас я найду. А ты пока рассказывай.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я думаю, что этого достаточно. Потому что это уже превращается в общее место, точно так же как Дмитрий Киселев на своем новом относительно месте ведущего итоговой программы канала «Россия» «Вести» это тоже уже такой потомок, как он сказал…

К. ЛАРИНА – Чингисхана.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, он про Удальцова, рассказав, что ему приписывают прабабушку пламенную революционерку землячку, которая прославилась своей исключительной кровожадностью даже на фоне тогдашних кровожадных комиссаров, так вот опровергнув это, но при этом упомянув тоже, как звали настоящую бабушку, прабабушку Удальцова, он объявил, что Удальцов духовный правнук этой землячки кровожадной людоедки. В этом смысле я думаю, что Дмитрий Киселев духовный внук или правнук какого-нибудь Вышинского. Потому что то, в каких выражениях он рассказывает о деятельности этой самой оппозиции нынешней, и с какими интонациями и как он пытается это все либо заклеймить, либо максимально осмеять, это тоже все не имеет отношения никакого к той профессии, к которой он вроде бы принадлежит. О позитивном.

К. ЛАРИНА – Подожди, еще про негативное. Я не смотрела в этот раз «Поединок», все ужасно ругаются.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, ругаются. Я тоже не смогла это смотреть. Там сошлись в этом бою Борис Надеждин и Митволь Олег. Говорили, они по-моему, о пьянстве. За рулем. Сейчас тоже очень популярная тема. И все это мне напоминало какой-то дешевый балаган, особенно Борис Надеждин как-то разошелся и расходился. У него это бывает, я не раз его уже увидела. Наверное, ему кто-то когда-то сказал, что он очень остроумный. И ему удается сарказм. Надо признать, не удается. Потому что выглядит это как дешевое фиглярство и очень и очень неприятно смотрится в эфире. А главным образом еще и проецируется на те правые силы, которых он как будто бы представляет. Я вспомнила, как Жванецкий однажды, есть режиссер, не буду его упоминать, но очень любит петь, известный режиссер. Поет он из рук вон плохо…

К. ЛАРИНА – Это кто?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну не буду говорить, это интимное, когда люди поют. И вот мы были на одном вечере, где он запел в очередной раз и мы с Михаилом Михайловичем вышли одновременно, потому что слушать это было невозможно, и вот он сказал, допустим, Ване, хотя не Ване совсем, видимо, кто-то сказал, что он очень хорошо поет, он в это сам поверил.

К. ЛАРИНА – Я знаю только одного человека, который поет…

И. ПЕТРОВСКАЯ - И теперь мучает…

К. ЛАРИНА – Это он?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну наверное.

К. ЛАРИНА – Театральный режиссер?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну ладно, не будем.

К. ЛАРИНА – Скажи, театральный?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не будем сейчас гадать. Я просто говорю, что это та же самая история. Поверил человек, что он остроумен и это его остроумие очень специфическое доходит до зрительских масс. Нет, уверяю, не доходит.

К. ЛАРИНА – Пока говорила Ира, я хочу сообщить, что не нашла я никаких сведений об Ольге Скабеевой.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Через «о», через «а» пишешь?

К. ЛАРИНА – И через «о», и через «а».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Через «а» она пишется.

К. ЛАРИНА – Короче не нашла, откуда, чего. Я хочу творческий путь узнать человека, мне интересно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Творческий путь мы наблюдем сейчас.

К. ЛАРИНА – Ты думаешь? Нужно же это заслужить. Это уже этап, чем она сейчас занимается это ее бросили сюда что называется на этот фронт, для того чтобы она наконец заявилась. Значит, они за что-то уже этот приз ей выдали.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Она молодая девушка совсем. Приходит человек, его обкатывают. Кто-то сразу подает огромные надежды и их реализует и оправдывает. Кто-то делает это вяло и тогда его совсем на другие участки идеологического фронта кидают.

К. ЛАРИНА – Получается, она где-то себя проявила.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я ее уже где-то я видела, безусловно, но окончательно я обратила на нее внимание и даже попросила в фейсбуке своих коллег отметить, что это имя надо запомнить на будущее, когда на процессе «Pussy Riot».

К. ЛАРИНА – Скабеева из Питера. «Вести Петербурга». Принесла нам наш питерский товарищ. А как бы там заслужила уже, неизвестно ничего. Дорогие граждане из Питера, если есть у вас какие-нибудь сведения, мне интересно. Я не смотрю, поэтому мне интересно, я лицо не заинтересованное. Чисто зоологический интерес. Мне интересно, как это делается. Пожалуйста, расскажите, если знаете, каким образом снискала такую славу журналист Ольга Скабеева и за какие такие…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Питерские опять же.

К. ЛАРИНА – Питерские да. За какие такие успехи и удачи…

И. ПЕТРОВСКАЯ - А, она в пуле работала.

К. ЛАРИНА – Ты объясни людям, что такое пул. Люди же не знают.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Узкий круг ограниченных людей, журналисты, которые работают либо с президентом, либо с премьер-министром. В последнее время…

К. ЛАРИНА – О, Арина Бородина, спасибо. Она работала в «Вестях» в президентском пуле у Медведева.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Видишь, и я вспомнила. Вот оттуда и появляются наши таланты, самородки.

К. ЛАРИНА – Она родилась в Ленинграде, пишет нам Арина. Хорошо.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В Ленинграде? Видимо, когда она родилась, был еще Ленинград. А может уже и Санкт-Петербург. Ну короче, питерские да.

К. ЛАРИНА – Понятно. Хорошо. Спасибо, если еще какие-то подробности возникнут, присылайте.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да нет, я прошу уже эту тему не то что прошу, а мне кажется и когда я какие-то или Арина посты в фейсбуке на эту тему пишут, некоторые может быть они правы, когда говорят, не слишком ли много чести.

К. ЛАРИНА – Ты сама сказала запомнить это имя. Мы запомнили.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В тот момент я была до такой степени потрясена…

К. ЛАРИНА – Это Крымск был, по-моему.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И в Крымске она работала…

К. ЛАРИНА – С Ткачевым я помню. Мы с тобой у тебя на даче, я первый раз ее раз там увидела. Не у тебя на даче…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот это хорошее пояснение.

К. ЛАРИНА – А в телевизоре на даче.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Для меня уже было очень очевидная вещь на процессах всех по «Pussy Riot»…

К. ЛАРИНА – Процессах.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну, конечно, процесс. Процесс десятилетия. И когда просто было откровенное передергивание, она повторяла то, что тысячу раз уже было опровергнуто, крайне отвратительно и тенденциозно были смонтированы кадры из суда, когда она говорила: посмотрите, они еще ухмыляются.

К. ЛАРИНА – Это она говорила?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это все она. И это все о ней. Так что верные ленинцы подрастают. Смена боевая всегда наготове.

К. ЛАРИНА – Мы сейчас новости слушаем, потом продолжаем уже о хорошем. Обещали мы на прошлой неделе посмотреть фильм «Жизнь и судьба» и мы сделали это и нам есть, что по этому поводу сказать.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – Мало конечно времени, событий много телевизионных нам все время подбрасывают и подкидывают. Но, тем не менее, мы продолжаем. Два фильма, о которых конечно стоит сказать отдельно, один фильм художественный, другой документальный. Это, безусловно, событие. Это фильм «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка. И второй фильм, который вчера был показан на канале НТВ, фильм документальный, докудрама, как принято говорить Алексея Пивоварова «Хлеб для Сталина». Давай с фильма «Жизнь и судьба» начнем.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Давай объясним, конечно, это событие не этой недели.

К. ЛАРИНА – Это событие в принципе. Я бы не называла это событием недели.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы все равно обсуждаем всегда вслед прошедшей недели. Просто мы говорили про это, но мы вас слушали, а мы не могли на эту тему говорить. Потому что мы были в отъезде.

К. ЛАРИНА – Я сказала же, что мы обещали посмотреть фильм.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Извини, я прослушала. Я выполнила на три четверти свое обещание. Посмотрела три четверти и сегодня непременно досмотрю. Я очень не люблю смотреть после того, как я уже прочитала массу рецензий, как все, кто мог, высказались. И поэтому я попыталась максимально абстрагироваться. Села смотреть. И даже абстрагироваться от романа, который я довольно плохо помню, как я выяснила, когда начала смотреть. И я достала книгу. И теперь, посмотрев, еще буду читать, перечитывать сам роман. Я буду говорить не как кинокритик и не как знаток творчества Василия Гроссмана и даже романа. Я рассматриваю это в контексте телевизионное произведение, выполненное в жанре телевизионного сериала, или даже может быть телевизионного многосерийного кино, потому что это две большие разницы. Сериалы мы воспринимаем, это все-таки в основном такое мыло, а есть многосерийное качественное кино. С этой точки зрения, на мой взгляд, Урсуляк сделал замечательную профессиональную, очень важную для нас сегодня работу. Настоящее кино с потрясающими работами. С сохранением очень многих смыслов, которые есть у Гроссмана и которые, наверное, когда я буду перечитывать, тем более я там буду улавливать или обращать внимание на то, чего нет. Правда я, когда начала смотреть, сразу практически втянулась в это и смотрела ну не на одном дыхании, потому что этого другого рода смотрение, оно требует тоже определенной работы. Какого-то душевного труда. У меня там нет отторжения ни от чего. Наверное, многие линии опущены, потому что это правда эпопея. Но и тут получилась тоже киноэпопея. Совершенно отдельное вероятно произведение и там, кстати, написано, - по мотивам все-таки, а не непосредственно экранизация романа. По мотивам романа Гроссмана и я подумала, когда я уже вспомнила разные отзывы, особенно после первой, второй серии, наверное, как бывает мучительно вот это все воспринимать художнику, который, безусловно, затратил огромный труд и вложил в это все свои силы душевные, физические и какие угодно, и вот потом мы так иногда походя говорим: да, это не Гроссман, это скучно, это серо. Нет, на мой личный вкус, на мой личный взгляд, это событие, событие именно телевизионное. Это на много порядков выше всего того, что мы видим по телевизору. И это очень важная именно сегодня работа. Я уж не говорю о том, что просто там есть совершенно пронзительные потрясающие эпизоды, сцены, целые линии, когда, вот я честно скажу, я человек не особо чувствительный в смысле, что слезы у меня довольно далеко, просто на грани было такого сочувствия и участия в том, что я вижу.

К. ЛАРИНА – Мне к вашему разочарованию, дорогие друзья, которые сейчас ждут, сейчас, сейчас начнется. Нет, не начнется. Потому что совершенно тут нет смысла спорить с Ириной, я совершенно поддерживаю ее, могу только добавить, что для меня лично это абсолютное высказывание Сергея Урсуляка.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это тоже важно.

К. ЛАРИНА – Это работа авторская. Очень сугубо авторская, личностная и это очень чувствуется в каждом кадре. Потому что Сергей невероятно переживает каждую судьбу каждого человека, который у него действует на экране. Это очень видно. И я вот всегда голосую за такое кино. Да, оно спорное. Можно спорить тут, можно устраивать круглые столы…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но есть, о чем.

К. ЛАРИНА – Да,

И. ПЕТРОВСКАЯ - Уже хорошо.

К. ЛАРИНА – Можно, но он отвечает за каждый кадр, я в этом убеждена. Когда сегодня ехали на работу, я вспомнила, какая точка отсчета. Вчера то, что мы спорили с моим коллегой, который говорит, что это не Гроссман, это не Гроссман. Я говорю: какая точка отсчета. Вот кино по телевизору. Кино по литературному произведению. Какая точка отсчета? Он говорит: Гроссман. Я говорю: нет. Гроссман это литература. Это точка отсчета в литературе. А в кино другие какие-то экранизации, когда мы с чем-то сравниваем. Я говорила Ирке сейчас, повторюсь, целая группа киллеров, которые занимаются тем, что уничтожают литературные произведения на экране телевизора. Потому что то, что сделали с романом Василия Аксенова «Московская сага», что они сделали с романом Рыбакова «Тяжелый песок» это именно убийство, вот я по-другому не назову. Обвиняю, могу так сказать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тут только надо сказать, что это видимо, не умышленное убийство, предумышленное, а просто бывают такие люди, за что ни возьмутся…

К. ЛАРИНА – Потому что другие задачи. Потому что человек занимается другим. Я убеждена, что труд настоящий честный никогда не будет провальным, бездарным, стыдным. Потому что видно, сколько затрачено на это. Причем затрачено не физического труда, встал, пошел, сказал «мотор»…

И. ПЕТРОВСКАЯ - На самом деле там и физического тоже.

К. ЛАРИНА – Я имею в виду, сколько здесь видно затрат духовных. Извините за такой пафос. Это видно, какой потрясающий оператор. Я не знаю, какой там бюджет, мы сегодня спросим у Сергея Урсуляка.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я думаю, что значительный.

К. ЛАРИНА – Ну не такой как у «Войны и мира» Бондарчука. Правда же.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не знаю.

К. ЛАРИНА – Потому что ты меня извини, снять рукопашную на крупных планах это просто фантастика. Я сидела и смотрела, думала, боже мой, это нужно показывать в институтах театральных. Кинематографических.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы перед началом эфира говорили, как подобраны лица даже в массовке. Они появляются на три секунды, на минуту, но явно, что искались лица, которые были бы, как сказать, слово есть научное, забыла, в общем, отражали бы…

К. ЛАРИНА – Время то.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да.

К. ЛАРИНА – Ир, когда только приступали, когда только на уровне было кастинга, еще не было понятно, кто будет играть, с Сережей мы разговаривали в Урсуляком, здесь же в эфире, и когда он сказал, что сейчас запускает эту картину, я просто в ужасе и не понимаю, где найти такие лица. Где найти таких людей.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нашел. Я один из последних эпизодов, которые я смотрела это когда полковник Новиков, Дятлов смотрит на пополнение, которое прибыло и думает о том, что как пускали в расход, как генерал посылал каждое утро за теплым молоком бойца, бойца подстреливали, нового посылали. И он думает о том, как мы к людям относимся. И вот стоят эти мальчишки, лица абсолютно как на хронике, а это не хроника. Тех военных лет. Или мужики, которые в доме номер шесть у Грекова. Просто поразительно.

К. ЛАРИНА – Понятно, что он взял оттуда линии вместе с автором сценария, которые были ему интересны и которые вписывались в его концепцию. Есть идея, и кстати, возвращаясь к этому спору, что это роман антисталинский, антисоветский, а здесь этой темы нет. Мне кажется, что Сергей сделал куда более тонкую работу, чем то, как определяют роман Гроссмана. Мне кажется и он тоже не антисталинский, не антисоветский. Это более тонкие вещи. На очень частном человеческом уровне. Разговор невероятно актуальный для сегодняшнего дня. Все, что касается выбора нравственного человека. Все, что касается цены, которую человек платит за свое благополучие.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Отношение к человеку и отношение к человеку этой системы.

К. ЛАРИНА – Абсолютно. То, что касается пресловутых мук совести это очень индивидуальная вещь. Невероятно тонкая. Это очень трудно про это рассказать. Не пошло и не банально. У него это получилось, получилось у актеров, которые с ним работали. И настолько это попадает в сегодняшнее время, в сегодняшнюю атмосферу именно по своему пафосу не антисталинскому, а нравственному я бы так сказала. Просто молодчина.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Сохранение себя в самых невероятных условиях.

К. ЛАРИНА – Или несохранение.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Иногда даже физическое уничтожение, но сохранение при этом себя.

К. ЛАРИНА – И обрати внимание, что в этом фильме нет ни одной счастливой судьбы. Вообще ни одной. Ни тех, кто себя считает успешным, удачливым и настоящим воином, как Крымов абсолютно честный герой войны. Герой революции. Которого превратили в кусок мяса. Он так до конца и не понял, что с ним произошло. Вообще просто здорово. Короче, поговорили про это, поговорим еще сегодня дальше, когда Сергей и Лика придут в нашу студию. Просто молодцы. А про Пивоварова теперь ты скажи, потому что я не видела.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В известном смысле это тоже одна из ветвей этой же темы. Алексей Пивоваров сделал докудраму на тему коллективизации, раскулачивания. И рассказал о том, какой ценой это все делалось и зачем и почему и во что обошлось стране. Это самое страшное вот эти кадры в конце, когда он показывает карту Европы, где засеяно, обихожена буквально каждая полянка и каждый сантиметр пространства, и потом огромные наши просторы, абсолютно брошенные. Умершая, убитая деревня, которая как он говорит, там текст очень сильный у него. Вряд ли возродится. Тоже очень важно для вообще понимания всей истории. Конечно, тема эта изучена, если говорить о телевизионных работах и Николай Сванидзе про это говорил…

К. ЛАРИНА – Это голодомор или что?

И. ПЕТРОВСКАЯ - И голодомор, это традиционно считается украинская история…

К. ЛАРИНА – Без конца про это спорим.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, но здесь…

К. ЛАРИНА – Было, не было.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Абсолютно однозначно и с цифрами и со всем. По всей стране, в этом же ужас, по всей стране, по-моему, не было такого участка на территории страны огромной, который бы не пострадал. И самый ужас был, что самые плодородные земли испытали самый страшный голод. Оттуда все выметалось до последнего зерна. Для меня спорно все-таки это бесконечное увлечение Алексея Пивоварова реконструкциями, и мне кажется это наименее удачная часть этого фильма. Потому что здесь и так много, там потрясающая хроника. Сохранилось оказывается очень много разных свидетельств, там потрясающие фотографии, потому что когда они начали снимать фильм, они кликнули клич, и потомки раскулаченных начали присылать свои семейные…

К. ЛАРИНА – Рассказы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я так понимаю, что и рассказы и фотографии. И это тоже убедительнейший документ и свидетельство времени. Там есть, на мой взгляд, хороший ход, потому что он взял пятерых, по-моему, известных людей, это Леонид Парфенов, Владимир Шахрин, группа «Чайф» екатеринбургская. Священник сейчас не могу вспомнить, как зовут. Эдуард Сагалаев и это очень спорный персонаж – Александр Ткачев.

К. ЛАРИНА – Я про это больше всего и прочитала. Что как он мог взять Ткачева в качестве героя фильма.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В общем, когда я смотрела, я тебе честно скажу, у меня не было такого отторжения и ощущения, что это какая-то или конъюнктура, или заказ.

К. ЛАРИНА – Про Ткачева?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Он там в общем этом ряду, самое главное там очень тоже точный и эмоционально пробивающий ход, потому что каждый из них рассказывает историю своего рода. И историю раскулачивания своего предка на фоне той местности, где проживали они соответственно. Леонид Парфенов - Вологодская, по-моему, область. Да, и сам Алексей Пивоваров последние кадры говорит на фоне разрушенной деревни, в которой его…

К. ЛАРИНА – Про своих рассказывает.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В Пензе. Потом камера отъезжает, и видно, практически брошенная, прежде огромная большая деревня и посреди дороги, где записывался его стэндап, стоят их машины. И дальше они оттуда уезжают уже и это тоже такие кадры, которые символизируют исход людей из деревень, из сельской местности, разоренной и убитой. Эдуард Сагалаев в Саратовской области, где был раскулачен его дед или прадед, по-моему, дед. Ну и соответственно Ткачев на Кубани. И кто там еще, Ефим, фу, Ефим, Владимир Шахрин, у меня Ефим Шифрин, ты понимаешь, да, в Свердловской области.

К. ЛАРИНА – Ефиму Шифрину тоже есть, что рассказать по этому поводу.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Каждый рассказывает свою историю. При этом Алексей Пивоваров в своем закадровом тексте рассказывает еще и всю историю, с чего началось, как это все проводилось. Свидетельства людей, которые в этом с разных сторон участвовали. И даже самые ярые активисты сходили с ума, то есть не активисты, как они тогда назывались, комиссары, или кто там, страшнейшие истории, просто, реального абсолютного геноцида крестьянства. Истории, которые в голове не укладываются. Как уничтожали людей…

К. ЛАРИНА – Так странно, что ты рассказываешь, и мы все время думаем, что это на НТВ показывают такое кино.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тем не менее, это показало НТВ. Я думаю, что там особого рейтинга в пятницу вечером, когда идут развлекательные программы, ждать не приходится. Но, тем не менее, это все равно очень важная история, тема, хоть где-то можно спорить о том, что здесь это потеряется, потому что потом пойдет какая-нибудь шняга очередная либо оппозицию разоблачающая, либо влезающая в жизнь каких-нибудь звезд шоу-бизнеса. Но пусть будет такой Пивоваров один там или…

К. ЛАРИНА – Я посмотрю. Я сейчас у Ирины тоже спрашивала, стоит посмотреть отдельно Пивоварова. Посмотрю обязательно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А реконструкция, потому что все-таки Алексей Пивоваров не Сергей Урсуляк, безусловно, то это все выглядит такими вставными кусками, иллюстрация неубедительная, хотя там играет в нескольких эпизодах Алексей Серебряков. И Чулпан Хаматова.

К. ЛАРИНА – Которые всегда убедительны.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Они убедительны, но я еще раз…

К. ЛАРИНА – Не очень понятен жанр.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, и плоская картинка. И, в общем, такая литературно-художественная композиция на тему. Она ничего не добавляет и плюс она довольно небрежна. Я повторяю, меня это раздражает, потому что это очень такая тонкая штучка эта реконструкция. Мне кажется, этим можно пользоваться очень дозировано.

К. ЛАРИНА – Тут спрашивают, что я тоже посмотрела три четверти фильма, нет, ребята. Я посмотрела до конца фильм «Жизнь и судьба». До самого последнего кадра. Плюс все титры тщательно рассматривала. И даже искала актера, который меня поразил, все, кого я знаю, меня поразили. В смысле да, кого я знаю, все меня поразили. Но там парень, его тоже обсуждали с Ириной, Никита Тезин. Который играл Анатолия Штрума. Потрясающий парнишка. Я его искала и нашла его фамилию. Замечательный. Так что я смотрела до конца. Много спорного, согласна. Там финал, насколько я поняла, финал уже взят, может быть, я ошибаюсь, Сергей поправит меня, текст финала, финальный закадровый текст взят, как мне показалось из текста «Все течет» того же Гроссмана. И вот эта тема все понять и все простить, если мы говорим о столь масштабных нечеловеческих, необратимых трагедиях, спорно. Но есть о чем говорить. Мне очень понравилось то, что это такой реквием по народу, по целому народу, огромному, несчастному, трагическому.

И. ПЕТРОВСКАЯ - По стране.

К. ЛАРИНА – По стране. И то, что здесь меня спросил кто-то вчера, Усков что ли. Коля Усков спросил: «Война и мир» получилась? Я говорю: ты знаешь, получилась война и война. Мира нет. С одной стороны война с врагом, а с другой стороны война с системой. Вот что получилось-то. Мирное время оно в фильме Урсуляка показалось еще более страшным, чем военное. Я имею в виду события не на фронте.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Еще мне кажется, тут важно сказать, как там точно использован текст закадровый. Который читает сам Сергей Урсуляк. Вот он доносит буквально каждое слово и мне кажется, очень какие-то важные моменты выбраны, которые именно ты слышишь и понимаешь, в этом случае и литературную основу ощущаешь этот язык, это слово.

К. ЛАРИНА – Про Познера надо сказать. Как обычно неделя у нас начинается с воскресенья. Телевизионная. Потому что мы обычно смотрим…

И. ПЕТРОВСКАЯ - В субботу даже.

К. ЛАРИНА – Или в пятницу, когда мы смотрим «Голос».

И. ПЕТРОВСКАЯ - «Голос» мы еще успеваем здесь обсудить. Вчера, кстати тоже был, я честно скажу, не до конца, потому что переключилась…

К. ЛАРИНА – А я все смотрела.

И. ПЕТРОВСКАЯ - … на Пивоварова.

К. ЛАРИНА – Получила удовольствие опять. Жду, жду дальше.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Поэтому у нас начинается не в пятницу, а именно наша неделя начинается именно что в субботу. Когда идут основные программы. Начинаются точнее.

К. ЛАРИНА – По поводу Познера и Валентины Матвиенко, я в этот раз, как говорит моя коллега Майя Пешкова, с карандашом в руках смотрела эту передачу. Все время фиксировала перлы Валентины Ивановны. И посылала их прямо в фейсбук.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тоже, кстати, но потом я выдохлась, потому что поняла, что у меня нет уже сил это комментировать.

К. ЛАРИНА – Понятно, что все, что мы знали про В. И. Матвиенко, мы ничего нового про нее не узнали. Она собственно там ничего и не сказала. Она такая, как она есть. Но с точки зрения журналистской, к поведению ведущего в этой передаче у меня много вопросов.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Владимир Владимирович всегда на это отвечает, что умный зритель…

К. ЛАРИНА – Он читает между строк.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, он смотрит на выражение лица…

К. ЛАРИНА – Ну хотя бы вопрос задай. А здесь показывали в основном его со спины, показывали его роскошный пиджак в цветную клеточку.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот я хотела сказать, что в принципе, когда хоть что-то запоминается от программы, это уже успех. Поэтому произведший фурор в Интернете в обсуждении не просто в клеточку пиджак, а пиджак в крупную яркую клетку, похожий правда, на кепку Олега Попова. Вот, может быть, он и был главным знаком таким, значком, фишкой, подмаргиванием. Чем угодно. Ребята, посмотрите…

К. ЛАРИНА – Типа я все не всерьез.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В этом пиджаке есть мое отношение и в том числе…

К. ЛАРИНА – Ты думаешь?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот я подумала, а вдруг так. А как иначе?

К. ЛАРИНА – Да, потому что она такая гламурная у нас дама, вся такая яркая всегда, бирюзовая, розовая.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А тут она была довольно пастельно.

К. ЛАРИНА – Ну какая-то бирюзовая она была.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, она была в таком цвета топленого молока.

К. ЛАРИНА – А меня поразило ее обращение с русским языком, со смыслами. Мне кажется, она многих вещей вообще не знает. Для нее какая-то загадка. Даже Марсель Пруст ей недоступен. Помнишь - когда вы лжете, - она так и не поняла, про что вопрос. Как она ответила: когда я искренне заблуждаюсь. То есть человек даже не понимает, что такое ложь. Что это слово обозначает, что обозначает глагол «врать» и «лгать». Что это такое. Это сознательное искажение смысла. Я хочу лишний раз напомнить Валентине Ивановне. А не искреннее заблуждение. Потом когда она сказала, что я против мускулизации женщин. Это первое, с чего начались наши конспекты все, с этого заявления.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А также, что спасемся духовностью. И потом когда ты слушаешь, ты понимаешь, что подразумевается под духовностью. И видимо, спасения нам не ожидать.

К. ЛАРИНА – А уж все ее крики по поводу оппозиции, которой есть что скрывать, что-то она там скрывает и откуда у нее такие машины, такие деньги. И на чьи деньги оппозиция шикует. Для меня это загадка, почему не спросить тут же, тоже про это написала, не задать вопрос про сына В. И. Матвиенко, большой миллиардер, насколько нам известно. Владелец заводов, фабрик и пароходов.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Личное, она не хотела бы…

К. ЛАРИНА – Но это же не личное. Правда же.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мальчик успешный ее. Всякой мамке позавидуешь.

К. ЛАРИНА – Кстати, у нас тут рояль в кустах, принесла наша продюсер, так поздно, Нин, надо было раньше это сделать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А что случилось?

К. ЛАРИНА – Что Матвиенко у нас в понедельник в гостях.

И. ПЕТРОВСКАЯ - У вас?

К. ЛАРИНА – В 8 часов вечера.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не у тебя, слава богу. А кто будет с ней общаться?

К. ЛАРИНА – В понедельник вечером кто общается, Наташ, не знаю. Посмотрим, может быть, сам будет общаться. Тут надо сказать правду, мы же в прямом эфире всегда говорим правду с Петровской. Алексей Венедиктов, наш главный редактор, он дружит с Валентиной Ивановной Матвиенко, собственно, мы никаких секретов не открываем. Не раскрываем. Он всегда об этом говорит. Что не отменяет и здоровой критики чиновника Матвиенко. Может быть, как человек она вполне хороший и как друг очень преданный, настоящий.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот видишь, как ты выкрутилась.

К. ЛАРИНА – А что делать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Как только узнала, с кем дружим, против кого дружим.

К. ЛАРИНА – Так он знаешь, с кем еще дружит. Рассказать тебе, с кем дружит Венедиктов?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потом, сейчас выйдем, расскажешь. А то неловко станет всем остальным.

К. ЛАРИНА – Там такие есть истории, ты что. Ну мы заканчиваем. Я хотела проанонсировать, вчера пролистала всю программу, я вообще ничего не нашла.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Единственное, что могу сказать, что 1 ноября, по-моему, исполняется 15 лет каналу «Культура». И в связи с этим там будет специальное программирование на канале. Как они говорят очень интересное.

К. ЛАРИНА – Точно, юбилей, там целый день программа «Наблюдатель» идет, будут приходить гости.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Разные гости. В любом случае, безусловно, 15 лет каналу «Культура» это событие, потому что столько продержаться никто не давал, когда только организовывали.

К. ЛАРИНА – Все, спасибо всем.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Поздравляем кстати накануне этого события.

К. ЛАРИНА – Поздравляем канал «Культура» с юбилеем. На этом передача «Человек из телевизора» заканчивается сегодня. Но еще раз напомню, что в «Культурном шоке» после часа мы продолжим разговор о фильме «Жизнь и судьба» с Сергеем Урсуляком, режиссером фильма и актрисой Ликой Нифонтовой.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024