Человек из телевизора - 2012-09-08
К.ЛАРИНА: 11 часов 13 минут. Доброе утро, добрый день. Радиостанция «Эхо Москвы» продолжает свою работу. Здесь в студии уже собрались женщины в самом расцвете сил. Ты видишь как? Это я про тебя говорю. Здравствуй.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ты мне льстишь. (все смеются)
К.ЛАРИНА: Да, здесь Ирина Петровская, здесь Ксения Ларина, здесь Наталья Кузьмина. Через несколько секунд начнем программу, которая называется «Человек из телевизора», а пока несколько слов о ближайших наших передачах. Ну, скажу, что в «Культурном шоке» сегодня у нас тема, может быть, для кого-то неожиданная: «Феминизм. Диагноз или форма протеста?» Поскольку сегодня это слово, этот термин вновь стал на слуху, особенно после легендарного обвинительного заключения в адрес участниц группы Pussy Riot, которые себя позиционируют, кстати, как феминистская панк-группа. Так там практически феминизм приравнен чуть ли не к смертному греху. Ну вот сегодня мы и разберемся с этим делом, и, конечно же, об этом будут говорить женщины Наталья Осипова, журналист, Ирина Хакамада, общественный деятель и Евгения Отто, руководитель кампании против эксплуатации и дискриминации женщин. Вот сегодня такой у нас будет культурный шок. Ну и перед тем, как начать телевизионную нашу передачу, я просто хочу вам предложить на завтра билеты в театр Московский Художественный на замечательный спектакль «Событие» по Владимиру Набокову, по его пьесе. Спектакль этот поставил Константин Богомолов, спектакль очень необычный как все работы Константина Богомолова. Приходите посмотрите. Это премьера недавняя, в конце прошлого сезона она вышла, поэтому у вас есть такая возможность получить пригласительные билеты на завтра во МХАТ на спектакль «Событие». Пожалуйста, на SMS +7 985 970-45-45 присылайте ваши пожелания. Тот, кто первый это сделает, тот и получит эти билеты.
Ну а теперь, собственно, программа «Человек из телевизора». Еще раз скажу, что Петровская Ирина и Ксения Ларина здесь. Напомню средства связи. По поводу того, чтобы связаться с нами, вы можете побеспокоиться по телефону прямого эфира +7 495 363-36-59. Можно с помощью Twitter’а это сделать, аккаунт @vyzvon, можно с помощью SMS +7 985 970-45-45. Хочешь Facebook откроем?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, как ты хочешь.
К.ЛАРИНА: Давайте откроем Facebook. Сейчас прямо открою страничку и напишу, что мы здесь – присылайте ваши пожелания, что бы вы хотели обсудить. Что бы ты хотела обсудить?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да много чего. Неделя была такая, довольно, мне кажется, насыщенная. С хорошего или с плохого начинаем?
К.ЛАРИНА: Я люблю с плохого.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ты с плохого любишь, да?
К.ЛАРИНА: Да.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, опять же, это сложно всегда сказать, плохое-хорошее однозначно. Ну, есть совсем ужасное. Совсем.
К.ЛАРИНА: Совсем ужасное хочу.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Совсем ужасное – это то, что мы... То есть это невозможно смотреть и мы с тобой решили, что мы это подробно не будем обсуждать, потому что это абсолютная какая-то порнография не в смысле того, что там показываются подробности...
К.ЛАРИНА: Порнография духа.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот, да, я тоже хотела. Это тогда Андрей Вознесенский придумал: «Ревет порнография духа». Вот здесь эта порнография лезет из всех щелей. Это вот этот самый звонок судьбы, где некий человек, которого представляют рублевским или каким-то там олигархом, выбирает себе как будто на каком-то либо невольничьем базаре, либо на рынке, где продают коров, выбирает себе девушку. Ну, девушки, правда, впрочем, тоже соответствующие, поэтому их не жалко.
К.ЛАРИНА: Причем, эта история тоже какая-то древняя.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Мутная, мерзкая.
К.ЛАРИНА: Уже сколько раз можно ходить по этому кругу? Они же уже это делали когда-то.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну да. Мы с тобой об этом говорили. Но просто как это сделано, какие пошлые все персонажи. Вчера, вот, я нарвалась... Я не смотрела все подряд, я вчера нарвалась на то, как сидит на диване вот этот вот потенциальный жених, а перед ним девушки в купальниках демонстрируют свои фигуры и он их взвешивает. Ну, это уже за гранью всего. Уж я не говорю об этом главном персонаже по имени Листерман, которого приходится запикивать практически каждую минуту, потому что язык, на котором он, видимо, говорит в обычной жизни, как раз этот самый, исключительно ненормативный.
Я совершенно уверена, что никакого там рейтинга, очков канал на этом не заработает. Это какая-то очередная попытка всем сделать козу, вот такой вот эпатаж ради эпатажа.
К.ЛАРИНА: Какую козу?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, вот так вот, знаешь, «Вот тебе».
К.ЛАРИНА: А, в этом смысле?
И.ПЕТРОВСКАЯ: В этом смысле. А ты думала, козу еще поставить?
К.ЛАРИНА: Да. (смеется)
И.ПЕТРОВСКАЯ: «Возьми козу»? Нет. Козы пока не было, но я, в общем, не удивлюсь, если дойдет и до коз, и до чего угодно. Пока это козы человеческие женского рода. Это к вопросу, кстати, о правах женщин, потому что, ну, мне кажется, в любой приличной стране на это, наверное бы, посмотрели именно с этой точки зрения.
К.ЛАРИНА: «Женщины сами хотят быть мясом».
И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот! О том и речь.
К.ЛАРИНА: Понимаешь?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Конечно. Ну, ты бы еще видела все это. Вот это вот самое ужасное ощущение.
Самое запредельное и абсурдистское, много уже обсуждали...
К.ЛАРИНА: Журавли?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Я была последняя, кто в это поверил. Как раз села писать текст совершенно думала на другую тему. Услышала, что начинаются Вести+ в час ночи, повернулась и ахнула, потому что... «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» и пошел этот репортаж с совершенно потрясающими выражениями, что «журавлята впервые увидели президента, решили попробовать его на вкус». И тут, естественно, как все вспоминаешь вот этот самый проект «Россия. Полное затмение» Лошака, когда казалось ему, когда он это делал и снимал, что вот уже он всех перетроллил, довел до полного бреда и абсурда типичные телевизионные сюжеты и ситуации, но, безусловно, до этого, конечно, никакой Лошак и никто бы, и даже Витя Шендерович (он абсолютно вчера или позавчера признавался здесь в эфире) додуматься не могли даже ни в каком самом вольном полете фантазии.
К.ЛАРИНА: А ты смотрела ролик, который в интернете идет, полет Путина на этом дельтаплане?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, я все почти смотрела.
К.ЛАРИНА: Видела, как там его дергают за руки? Он там практически ничего не делает вообще, ты обрати внимание.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Я обратила внимание, да.
К.ЛАРИНА: Так что когда там рассказывают, что «да, здесь все по-честному, птички, дельтапланчик. Это вам не Лада «Калина», где все было обманка». Ну, послушайте, та же самая история. Человек помещается в декорацию и в качестве статиста там пребывает, и за ним сидит человек, который дергает за эти ручки. И там уж по этому поводу масса анекдотов прошло.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, больше того. Я внимательно посмотрела вот эти сюжеты, которые шли. Они по картинке очень похожи, потому что, видимо, снимал один и тот же оператор или несколько, которые потом, как всегда это бывает, раздавали картинку всем каналам. И на общих планах вообще не видно, кто летит, когда там за ним 2 или 3 птички устремились. А видно только на вот этом плане таком, фронтальном, когда они взлетают. Но там не видно птичек. Поэтому... В общем, не важно. Летал, не летал, но это превратилось в совершеннейший какой-то такой, вроде бы, фейк, который оказался правдой, да? И очень смешно по этому поводу, конечно, на эту тему отработал «Дождь» вечером этого дня, когда только стало известно, что полет должен или может состояться. Потому что они пригласили... Это был абсолютный эпизод из фильма Лошака «Полное затмение», только на полном серьезе, если ты видела.
К.ЛАРИНА: И он был настоящий.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Он был настоящий, потому что в студии сидела ведущий зоолог-орнитолог Московского зоопарка и рассказывала...
К.ЛАРИНА: Дельтапланерист еще был.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Это... Вот, я сейчас про этот эфир говорю. Там вначале еще был корреспондент, который показывал, как должен выглядеть человек, который претендует на роль вожака стаи. Он надевал халат, прикладывал нос, давал послушать курлыканье журавля. Ну и вот эта вот ведущая орнитолог-зоолог, которая рассказывала о повадках журавлей, птиц, из кого они выбирают себе вожака. Ребята, ведущие задавали вопрос «А если у животных альфа-самец, то кто у птиц?» и так далее, и тому подобное. И абсолютное было ощущение, что вот эта вот мокьюментари, такая псевдодокументалистика. И я удивляюсь, как ведущие... Кстати, в конце чуть-чуть было ощущение, что они уже практически раскололись, как они вообще не захохотали в голос. Но в результате, спустя 3 часа, выяснилось, что так оно все и есть. Ну и тут уж креатив пошел, конечно, в интернете сумасшедший: вспомнили все песни, которые...
К.ЛАРИНА: Одну не вспомнили. Я так люблю эту песню.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Какую?
К.ЛАРИНА: «Здесь под небом чужим я как гость какой-то там».
И.ПЕТРОВСКАЯ: Нежеланный.
К.ЛАРИНА: Нежеланный.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, а еще мне напомнили прекрасную Заболоцкого «Кабы мне такие перья да такие крылья. Полетела прямо в степь я, бросилась в ковыль я, чтоб глаза мои на это больше не глядели». Вот.
К.ЛАРИНА: Друзья мои, просто пока Ира говорила, я открыла на своей страничке в Facebook наш сегодняшний эфир, поэтому если хотите подключиться и что-нибудь предложить для обсуждения, какую-то тему телевизионную, можете обращаться не только на наши средства «Эховские», но и на Facebook, на страницу Ксении Лариной. Я написала следующее: «Мы с Петровской начали, мы в эфире. Приходите поговорить. Вас телевизор чем возбудил на этой неделе?»
И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот, пожалуйста, могу тебе разу первый вопрос прочитать. «Как вам сериал Первого канала «Анна Герман»?» Смотрела ли ты его?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Я пыталась подсматривать.
К.ЛАРИНА: Я начинала тоже, да.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Я тоже начала. Все равно... Если бы это была просто реконструкция, то можно было бы, наверное, с этим как-то смириться, когда в какое-то повествование о реальном человеке вкрапляются вот эти художественные куски. Здесь когда актриса, очень мало похожая... Ну, это тоже, опять же, может быть, и не так принципиально, это все условно, но у меня возникает отторжение, когда она открывает рот и начинает петь голосом Анны Герман. Вот здесь, мне кажется, какая-то возникает совершеннейшая фальшь.
К.ЛАРИНА: Ну, в общем, не событие, скажем так.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Для меня не событие, хотя, я знаю, что очень многие люди, особенно такого, уже совсем зрелого или, как ты говоришь, в самом расцвете сил и дальше (чем дальше, тем более расцвет сил), они, действительно, смотрят, потому что для них Анна Герман, в общем, такая, значительная фигура.
К.ЛАРИНА: Вот, если говорить про меня, мне было бы гораздо интереснее посмотреть про нее какой-нибудь документальный фильм хороший с хроникой. Потому что она же, все-таки, не из XVIII века, да? Есть, что показать. И пленки есть.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Чем ближе время, в котором этот герой или героиня существовал, тем опаснее снимать. Ну, как с Высоцким например, да? Потому что у каждого есть свой образ.
К.ЛАРИНА: Нет, можно сделать все, что угодно, Ир. Тут я с тобой не согласна.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, а что значит «не согласна»? Я говорю сейчас...
К.ЛАРИНА: Нет, мы же говорим просто о степени одаренности создателей, да? Можно сделать художественный фильм хоть про Иру Петровскую, понимаешь?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Не надо.
К.ЛАРИНА: Ну а почему нет?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Я не хочу.
К.ЛАРИНА: Ну. И собаку взять. Только взять чтобы был не лабрадор, допустим, а болонка у тебя.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Чудно, да.
К.ЛАРИНА: А ты была бы жгучая блондинка. (смеется)
И.ПЕТРОВСКАЯ: И я была бы не женщина, а мужчина. Но при этом будет называться, что это про реальную жизнь Иры Петровской. Ну, конечно. Прекрасно, да.
К.ЛАРИНА: Давай еще спрошу сразу, потому что много вопросов пошло. «Ваше мнение по поводу проекта «Без свидетелей». Это тоже Первый канал. Кутеповой играть пока нечего, все как-то жалко выглядит и пока очень скучно», - пишет Катя на сайте на нашем. Что ты скажешь?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Я не все смотрела. Я вчера только серию с Андреем Ильиным посмотрела, и мне было, в общем, довольно интересно. Но я обещаю это сделать, потому что мне продюсер и наша коллега Лена Афанасьева прислала диски первых серий, и я это все посмотрю скопом и потом обязательно про это скажу.
К.ЛАРИНА: «По Культуре, - пишет нам Светлана на Facebook, - прошла серия передач о нынешнем образовании с участием интереснейших педагогов, показом новаторских школ, методов обучения и обсуждением подходов». Да, я обратила внимание, но, к сожалению, не посмотрела программу. Я так понимаю, что это, видимо, такая линейка.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Называлась, по-моему, «Ищем учителя». Я тоже это смотрела не системно и подряд. Но это обращает, безусловно, на себя внимание, и главное, это актуально, потому что каналу «Культура», к сожалению, очень часто вот этой актуальности сегодняшней очень не хватает.
К.ЛАРИНА: Ну вот если говорить о разочарованиях – не знаю, согласишься ты со мной или нет – для меня, все-таки, главным разочарованием недели стал вчерашний показ фильма Алексея Пивоварова, посвященный войне 1812 года. Это уж совсем что-то получилось, ну, опять же говорю, на мой вкус, совсем самодеятельное и по стилистике мне напомнило такие утренние передачи просветительские для детей, которые шли в свое время в советское, такие типа «Будильник» или что-то типа этого, да? Когда по ролям одели в костюмы и дали какие-то тексты артистам, и они, значит, кто во что горазд пытаются изображать, кто Наполеона, а кто Кутузова. Текст жуткий. Вот, что такое сценарий. Сценария нету. Я не знаю, из чего он выдергивал эти вот куски (это, видимо, из каких-то воспоминаний, свидетельских показаний и прочее-прочее). Но нельзя так делать. Тогда давайте мы просто прочтем по ролям, да? Такая читка будет. Нету ни движения, ни динамики, ни какого-то... Ну, нету интриги никакой, нет никакого сюжета, все общие места. Сейчас ты скажешь.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Я забуду просто.
К.ЛАРИНА: И то, что актеры делают. Актеры, может быть, и неплохие – там и Чурсин, неплохой актер, да и Марк Рудинштейн может иногда что-нибудь такое выдать.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Кирилл Козаков.
К.ЛАРИНА: Кирилл Козаков. Но это все общие места. Они играют абстрактных людей, непонятно кого, людей без биографии, без характеров. И смотреть на это в течение 2-х часов (почти 2 часа это все шло) невыносимо. Просто сводит скулы и зубы от того, что эта художественная подача ниже плинтуса. Ну, неприлично это делать. У меня даже возникло такое подозрение, что они получили какой-то там грант на эту программу юбилейную и отделались легким испугом. Ну? Я понимаю, что хроники нету, но придумайте что-нибудь – на то вы и креативщики, на то вы и режиссеры. Придумайте какой-нибудь ход. Ну что ж так издеваться-то над людьми?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, один только ход они придумали с этой корреспонденткой как будто бы. Но это не ход.
К.ЛАРИНА: Но это нелепо. Ну, нелепо.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Но мне, на самом деле, это напомнило тоже вот такую читку по ролям стихотворения Лермонтова «Бородино».
К.ЛАРИНА: Абсолютно.
И.ПЕТРОВСКАЯ: «Скажи-ка, дядя, ведь, недаром».
К.ЛАРИНА: Абсолютно.
И.ПЕТРОВСКАЯ: И дальше: «Ведь, были люди в наше время».
К.ЛАРИНА: Вот скажи мне, адрес какой есть у такой программы? Либо это для дебилов совсем... Дебилы это смотреть не будут, потому что им это не интересно.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, не для дебилов. Ты права, что если бы это поставили в какое-нибудь дневное время раньше.
К.ЛАРИНА: Для детей, да.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Сейчас совершенно все не так, и никаким детям не придет в голову приходить на НТВ за просвещением, понятное дело. И тем более днем.
Вот, лишний раз это подтверждает то, что сегодня режиссером, сценаристом может назваться всякий, кто имеет некоторую сумму денег и возможность что-то такое там сделать или поставить. Все равно это, конечно, отдельная профессия, ей учатся. Когда Алексей Пивоваров делал отдельные кадры, сцены исторической реконструкции, это было интересно, потому что это было оправдано.
К.ЛАРИНА: Даже когда Рустем Адагамов, помнишь, где играл? Не сказать, что он играл – он был таким образом Власова. Но там же ничего не игралось, ну?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот здесь тоже не играется, но претензия на какое-то художественное кино. Хотя, тут близко не ночевало никакое художественное кино.
К.ЛАРИНА: Вообще это удивительный феномен, Ира. Вот я вчера подумала, как быстро люди начинают сами себя целовать в зеркало. Есть удача. Никто не скажет, что Алексей Пивоваров не талантливый человек.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, очень талантливый, конечно.
К.ЛАРИНА: У него были и замечательные работы. Но почему же так быстро нужно успокоиться и сказать «А вот теперь что бы я ни сделал, вы тут все будете рыдать»? Ну, ребят, ну, все-таки, профессию не надо сдавать, надо себя уважать.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, я настаиваю на том, что это профессия. Точно так же, как Пиманов, который себя вообразил...
К.ЛАРИНА: Вот я тоже вчера вспомнила его фильмы художественные.
И.ПЕТРОВСКАЯ: ...большим мастером киноискусства, не являясь таковым. Это размывает все вообще представления, критерии о художественности, о мастерстве.
К.ЛАРИНА: О профессионализме, в конце концов.
И.ПЕТРОВСКАЯ: О профессионализме. По большому счету, да, и профессии.
К.ЛАРИНА: Давайте мы сейчас на новости прервемся, потом пойдем дальше. Здесь очень много реплик по поводу передачи «Пусть говорят» с участием Юрия Грымова. И Юрий Грымов о своих впечатлениях от этой программы написал в блоге (на сайте у нас висит его текст). Поэтому мы решили с Ириной с ним связаться, чтобы он немножко поподробнее рассказал об этих съемках и, собственно говоря, что случилось с передачей за время пути от записи до эфира, что с ней произошло.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну да.
НОВОСТИ
К.ЛАРИНА: Возвращаемся в программу «Человек из телевизора», здесь Ирина Петровская и Ксения Ларина, у нас на связи режиссер Юрий Грымов. Юра, ты здесь?
Ю.ГРЫМОВ: Да, добрый день.
К.ЛАРИНА: Да, приветствую. Юрий Грымов принял участие в программе «Пусть говорят» и рассказал о том, что там произошло. На нашем сайте висит его блог. Но перед тем, как Юре дать слово, я думаю, что и Юре тоже будет интересно услышать, как эту программу восприняли зрители. Юр, вот пришло к нам письмо от нашего слушателя: «Посмотреть «Пусть говорят» 6-го вечером. Там парнишка 12-ти лет убил отца. Нормальный, в общем-то, парнишка из когда-то нормальной, в общем-то, семьи. Но случилось то, что случилось. Пацана, которому и так не сладко после того, что произошло, пригласили в студию и целый час над ним издевались. Дюжина взрослых мужиков и теток с поставленными голосами обсуждали, достоин ли он прощения и есть ли у него вообще будущее. Какая-то длинноногая красавица-радиоведущая заявляет, что этот маленький злодей не понес наказание и, скорее всего, будет убивать всех подряд. Он все это слушает и еще отвечает на их идиотские вопросы. Главный арбитр Малахов, не моргнув, регулярно называет мальчика «убийцей» и «преступником». Отвратительно. Воистину, рейтинг ничем не пахнет, ради него можно пожертвовать психикой 12-летнего ребенка. Подобные публичные экзекуции над маленькими детьми, испытавшими передряги жизни, проводятся в «Пусть говорят» регулярно. Это чудовищно. Я не знаю, как этому можно положить конец».
Юр, ну и как тебе впечатление?
Ю.ГРЫМОВ: Ну, на самом деле, впечатление почти такое получилось. На самом деле, там во время передачи, все-таки, ухитрились гости, которые там были, выйти на позитив. И вы знаете, что самое страшное и почему я об этом написал... Я привык, что телевидение – все-таки, спекуляция. Но мы вышли там на позитив, мы вышли на то, что не нужно от него отказываться, мы вышли на помощь. И все, сидящие в студии гости, которые там были, все приняли решение оплатить дополнительное образование, психолога, подобрать ему книги, фильмы. Это все было сделано, и мальчик сидел, и у него появилась улыбка на лице, потому что я призывал к тому, чтобы от него не отказывалась школа, не отказывались там двор и так далее. Но это было уничтожено. И когда люди говорят о том, что все хотят позитива, выйти на плюс... Он был! Почему я возмутился? Он там был. А его убрали. Поэтому я считаю, что это преступление и большой грех, потому что так вот забить мальчика может другой. И на передаче такого не было. А в эфире получилось, что просто было какое-то просто гестапо домочить человека. Но в эфире это получилось. Там внутри не было.
К.ЛАРИНА: А ты считаешь, это был, как бы, такой, сознательный крен в сторону такой чернухи, да? Вот, что бы там ни говорили, все равно монтажеры, режиссер программы делает свое дело?
Ю.ГРЫМОВ: Я не знаю. Я, все-таки... Вот, Ксения, ты меня давно знаешь, я, все-таки, оптимист по натуре. Я не верю, все-таки, во вселенский заговор, такой, чтобы все было ужасное. Я не понимаю этого, я не понимаю, почему люди не примеряют это на себя. Почему они дистанцируются друг от друга. Та любовь, которая находится вокруг любого человека, она есть, ее чувствует любой человек. Может быть, эти люди не чувствуют этой любви? Может, они понимают, что они одиноки и тем самым начинают пожирать других людей? Я не думаю, что это злой умысел. Выглядит как злой умысел. Но, может, какое-то непонимание, разгильдяйство. Может быть, с этим.
Там еще один был момент. В передаче, когда показывали шоу с Украины, там мальчик в истерике бился с мамой, когда отключили компьютер. И я сказал Малахову, говорю: «Андрей, ну, давайте уж по-честному говорить, я же вижу, как это снято. 2-3 точки съемки разной крупности. Это постановочная съемка, это никакая не скрытая камера». Понимаете, про что говорю, да?
К.ЛАРИНА: Да, да.
Ю.ГРЫМОВ: То есть, грубо говоря, мальчик истерит у себя в комнате, потом перебегает на кухню, за ним бежит мама, но вместе с ней бегут еще 2 оператора.
К.ЛАРИНА: Да, я видела, в интернете этот ролик ходит.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да-да-да.
Ю.ГРЫМОВ: Да. Это постановочная вещь. И никто не докажет, какая скрытая камера. Мы же понимаем, что такое скрытая камера.
Поэтому вот эта спекуляция должна закончиться. Я рад, что, все-таки, не так часто эта спекуляция идет подстав. То, что говорят, что мальчик был реальный. Но, вот, хотелось этого позитива. И я с трудом соглашаюсь на такие передачи, но иду, потому что мне кажется, нужно менять ситуацию. Мы все вместе, нам никуда не деться. Это касается и культуры, и вообще всего. Мы все вместе. Хватит друг друга мочить.
К.ЛАРИНА: Ира?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Юра, это Ира Петровская. У меня вопрос. А после того, как ваш блог был опубликован, никто с вами не связывался из этой программы, редакторы или Малахов?
Ю.ГРЫМОВ: Нет, конечно. Нет-нет. Нет, конечно, никто не связывался. Я даже думаю, что, наверняка, на какой-нибудь другой встрече мне скажут: «Юр, ну чего ты начал писать об этом?» Но мне такое редко кто говорит, потому что для меня важна та свобода, которой я располагаю. Это касается и работ, которые я делаю, и мнений. Нет, никто не звонил, ничего не говорили.
К.ЛАРИНА: Юра, а как же, вот, приняли закон о защите детей от страшной информации? И вот то, что вы рассказываете, я эту программу не видела, но, судя по откликам зрителей и по тому, что ты написал, она пробуждает какие-то совсем не те чувства, которые должна пробуждать, да? Не сострадание, не жалость, а вот это ощущение кошмара и ада. Как же можно? Если такой закон принят, то совсем по-другому должны передачи на эти темы делаться, сниматься, уж не говоря о том, как преподноситься эти темы.
Ю.ГРЫМОВ: Да. На самом деле, тот закон, который случился, мы же понимаем, что это полумера, это совсем чуть-чуть, там, или начало, как угодно можно обсуждать. Люди не могут так перестроиться. Ведь даже обратите внимание, как некоторые люди, которые ведут подобные шоу, как они выглядят. Как будто они ведут модное шоу. То есть они ведут не социально значимые передачи о помощи, да? А люди одеты так, как будто они на фэшн, понимаете, как будто они на подиуме. Это же тоже о чем-то говорит.
Это надо глобально пересматривать. Это надо все-все переделывать в головах у тех, кто сегодня делает передачи. Почему телевидение не развивается, я не понимаю. Ну, как бы, я понимаю, почему не развивается – потому что нет политической активности нормальной, нет культуры и так далее. Телевидение – это часть всего. Но, конечно, так вести такие шоу, подобные шоу нельзя с таким налетом гламура. Это 100%.
К.ЛАРИНА: Спасибо тебе большое. Юрий Грымов принял участие в нашей передаче после того, как принял участие в передаче «Пусть говорят». Я думаю, что все, на самом деле, хотя Юра говорит, что он не верит во всякие конспирологические версии, но тут понятно. Поскольку мы формат этой передачи знаем, тут разные целеполагания.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да нет, вообще никакой конспирологии здесь нету. И нету ни разгильдяйства, по чьей-то случайной оплошности вырезан конструктив.
К.ЛАРИНА: Совершенно конкретная цель.
И.ПЕТРОВСКАЯ: А именно совершенно потому, что эта программа действует по принципу «Все ниже, все горячее, все острее, все клубничнее». И сюда совсем не вписывается никакой конструктив. Поэтому сделано это абсолютно осмысленно. Более того, темы, которые выбираются для этой программы – специально выискивают, что пострашнее, что покошмарнее, совершенно не щадя детей. То есть этот закон у нас ограждает детей, например, от того, чтобы они увидели сцены, где курят. Но детей – мы много раз про это говорили, и этот мальчик 12-летний подтверждение этому – детей, попавших в ужасные экстремальные ситуации, зовут в студию, устраивают над ними иногда просто форменное судилище как это было в случае с 13-летней родившей девочкой буквально 2 недели назад, как это было много раз с другими детьми. И еще мы давайте будем учитывать, что в этот момент сколько детей сидит у экрана и какую они получают в этот момент информацию, примеры, все, что угодно.
Как раз на этой неделе у меня на даче соседи, интеллигентные, добрые, умные, образованные люди, которые... Мы сидели разговаривали, и тут пошло очередное из этих шоу. Их же там несколько – и Закошанский, и все. И они сказали: «Вот, какой же ужас, все-таки, как ужасно, какая жизнь стала ужасная». Я говорю: «Вы преувеличиваете. Жизнь, безусловно, очень непростая у людей, но специально целые бригады выискивают самые экстремальные, самые жуткие, самые кошмарные обстоятельства истории». Людям, часто, действительно, обездоленным, причем не только материально, но во всех смыслах предлагают разные приманки в виде Москвы, в которой они сроду не бывали (им оплачивают дорогу), иногда, наверное, какие-то там денежки им выплачивают. И поэтому они идут вот на эти все иногда часто какие-то кошмарные просто саморазоблачения именно потому, что этих людей тоже используют – мальчика используют, девочку используют, людей используют. В этом огромный порок и цинизм подобных шоу. Это спекуляция на самых низменных чувствах. И к этому мальчику...
К.ЛАРИНА: Это разрушает людей. Разрушает людей не только участников передачи, героев, а смотрящих.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Конечно. Миллионы. Да, смотрящих. Во-первых, у них создается впечатление, что жизнь людей состоит сплошь из каких-то аномалий и патологий. Во-вторых, прав совершенно Юрий Грымов, что никакого сострадания не вызывается – вызывается еще большее отвращение, омерзение ко многим героям, которые часто очень, особенно взрослые этого заслуживают. Но просто эти люди ни при каких обстоятельствах (многие из таких людей) не должны попадать на экраны – они должны попадать кто в психушку часто, да? Полечить надо многих людей. Кто иногда там в места какие-нибудь, не столь отдаленные. Они не должны становиться героями.
У многих людей где-нибудь там далеко-далеко, которые смотрят телевизор, еще и создается впечатление, что вот это способ попасть и стать героем, особенно у дураков (извините, это я сейчас говорю, преувеличиваю) подростков.
Кто становится героем? Помнишь, мы обсуждали программу, молодые девушки, которые мучили специально животных и снимали это на видео, выложили в интернет, стали героинями. Вот способ сегодня прославиться, если верить подобного рода этим ток-шоу. И это, на самом деле, наносит огромный ущерб, вред психике как детской, так и взрослой.
К.ЛАРИНА: Не могу не прочитать альтернативное мнение по поводу программ и фильмов, про которые мы уже говорили в нашем сегодняшнем эфире. Но вот, например, наш коллега Юрий Александрович Богомолов пишет, что у него другое отношение к фильму Пивоварова. «Он попытался взглянуть на великую войну не как на театральную постановку, а как на кровавую бойню», - считает Юрий Александрович. И пишет: «Что касается «Пусть говорят», мой совет Грымову и всем остальным, уважающим себя людям...»
И.ПЕТРОВСКАЯ: Не ходите, да?
К.ЛАРИНА: «...не ходите на это грязное шоу как не надо было читать советских газет». Я абсолютно солидарна – мы 100 раз про это тоже с Ириной говорили.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Но удивительным образом, как бы ты ни отказывался, что бы ты там ни говорил, иногда уже просто либо смеешься в трубку и говоришь «Ну, ребят, ну сколько можно?»
К.ЛАРИНА: А ты говори «Нет» просто и сразу и все. Не спрашивай тему.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Это смешно бывает, потому что просто диву даешься, почему тебя регулярно на такие темы зовут.
К.ЛАРИНА: Ну и не спрашивай тему. Скажи «Нет» и все.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Я так и отвечаю: «Нет» и все.
К.ЛАРИНА: Смеясь. «Куда? «Пусть говорят»? Да вы что? С ума сошли?»
И.ПЕТРОВСКАЯ: Но тем не менее, снова звонят и снова зовут. Потому что, я думаю, при всем при том круг людей, достойных, нормальных... Юрий Грымов – абсолютно достойный человек и, действительно, наверное, это теория некоторого твоего вклада в какое-то доброе дело у него существует. Но, в целом, круг таких людей сужается. Стали меньше ходить. И поэтому там все время (часто, вернее), возникают одни и те же персонажи и лица.
К.ЛАРИНА: И еще тоже должна прочитать мнение о фильме «Анна Герман» совершенно неожиданное. Пишет Анна Иванова в Facebook: «Очень достойное кино «Анна Герман». Жаль, что вы не стали смотреть дальше, а только начали. Актриса удивительно играла. Мне не мешало, что песни поются голосом самой Анны, потому что так никакая актриса не споет. В фильме есть художественные добавления, но они совсем не портят фильм. Смотрится на одном дыхании, вызывает слезы». Ну вот видите? Действительно, разные совершенно мнения.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Я скажу, что мне там было интересно. Я просто не знала подробностей ее жизни детской, потому что я совершенно не представляла, например, как она там оказалась в Польше. Оказалось, что там, действительно, семейная драма, посаженный отец. Ну, есть, да. Безусловно, там есть какая-то информация. Вот, для меня там интересной была только информация.
К.ЛАРИНА: Переходим к скандалам. Дмитрий Мезенцев спрашивает: «Ирина, Ксения, что вы думаете о скандале с Мирей Матье? На что рассчитывало руководство ТВЦ, вырезая кусок интервью с Мирей Матье?»
И.ПЕТРОВСКАЯ: Рассчитывало на то, что Мирей Матье об этом не узнает, а в нашей родной стране французского тоже никто не знает. К тому же еще и вычистили вот этот фрагмент. Ну, это только говорит лишь о том, что в сегодняшних условиях цензура – она не... Раньше это было страшно, опасно. А сегодня она глупа нечеловечески. И более того, приводит, опять же, как с той же Pussy Riot, к скандалам на ровном месте. Батюшки, какой ужас сказала Мирей Матье? Мирей Матье сказала, что... Ну, я сейчас в общих чертах говорю, да? Что она считает, в общем-то, недопустимым выступление в храме, потому что храм не место.
К.ЛАРИНА: Ну, я могу тебе процитировать точно то, что она сказала.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну давай.
К.ЛАРИНА: «Я думаю, что девушки не совсем осознавали, что они делают, поскольку церковь не место для демонстраций. Можно демонстрировать по-другому. Церковь – место для молитвы, и это святотатство. Но как женщина, артистка и христианка я прошу прощения для этих трех молодых девушек».
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну вот, собственно, вот эту последнюю фразу они решили и не давать.
К.ЛАРИНА: Меня в этой истории потрясло руководство канала, которое сначала пошло в глухую несознанку, да?
И.ПЕТРОВСКАЯ: А что ж им делать остается?
К.ЛАРИНА: Что ничего, все вранье, это все клевета, что ничего этого не было. Потом аккуратно сознались в том, что неправильный перевод. Но по поводу последней фразы «Прошу прощения» опять ушли в глухую несознанку: «Ничего этого не было, ничего она не говорила». Потом оказалось, что и это тоже правда, что и это она говорила. И в итоге что? Девушку Александру Глотову отстранили, наказали, линчевали, публичной экзекуции подвергли, сказали, что «если еще раз будет, выгоним с канала». Ну, скажи мне, что это такое?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Это типичная история про стрелочника, на которого именно все стрелки и переведены. Глупость – она не знает предела.
К.ЛАРИНА: Девочка Глотова, ты должна выступить публично, сказать, кто тебе приказал это сделать. Неужели, сама?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, просто девочка Глотова... Мне кажется, что сегодня, все-таки, все равно еще можно найти работу, и канал ТВ Центр в данном случае не то, на чем клин светом сошелся, если тебя таким образом...
К.ЛАРИНА: Я тоже не понимаю. А ты видела девочку Глотову? Как она?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Я не видела девочку Глотову.
К.ЛАРИНА: Потому что я думаю, что нужно защищать свое честное имя. Если ты попала в такую ситуацию... Вот, обращаюсь напрямую к Александре Глотовой, корреспондентке, вот сегодня ее имя покрыто позором.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, полощут.
К.ЛАРИНА: Дорогая журналистка, если ты себя уважаешь, ты должна, во-первых, сказать что-то по этому поводу сама, а не чтобы дядьки тут за тебя говорили, какая ты ужасная, на тебя всех собак вешали.
И.ПЕТРОВСКАЯ: А потом почему нужно брать чужую вину?
К.ЛАРИНА: Да, да. А сказать, почему это произошло. Если ты сама, почему это пришло тебе в голову? Значит, почему-то это пришло тебе в голову. И уйти оттуда к чертовой матери, в конце концов.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Если, действительно, это так, то просто надо иметь в виду, что в следующий раз человек, который придет на интервью, услышав, что его будет брать Александра Глотова, скажет «Да ни за что на свете, потому что вот таким образом обходятся с моими словами, извращая, по сути, главный их смысл». Поэтому я не вижу каких-то таких глобальных причин, почему нужно подставлять себя, становиться при этом камикадзе. И зачем?
К.ЛАРИНА: Зачем? Потому что дальше жить, дальше работать.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот именно. Молодой человек.
К.ЛАРИНА: Ну, так же нельзя с таким пятном на весь этаж, как говорилось в фильме «Вас вызывает Таймыр», да?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, в общем, я говорю еще раз, вот эти все цензурные вещи при нынешнем существовании всех других и СМИ, и интернета, и всего на свете, и того, что... Это раньше можно было дать интервью какому-нибудь западному агентству и газете, и точно быть уверенным, что никто здесь это не увидит. И многие, как ты помнишь, наши политики на этом прокалывались и потом говорили, что нас неправильно поняли. Вот, ровно то же самое, да? Мирей Матье, которая чего-то тут сказала, это мгновенно становится известно у нее на родине, и она уж никак не хочет быть предметом насмешек в своих собственных СМИ.
К.ЛАРИНА: Тем более, ей и так хватает. За свою дружбу с Советским Союзом она уже наполучала и получает до сих пор.
Ира, как ты иногда говоришь мне, я хочу сказать о хорошем. У меня вчера было потрясение невероятное, с которым я и легла спать в невероятно прекрасном настроение. Потому что, расставшись с Пивоваровым, я переключила тумблер на канал Культура, и увидела там потрясающую передачу Максима Суханова и Галины Коноваловой. Кто не видел, ребята, это просто восторг. Ну, я не буду говорить, сколько лет этой женщины.
И.ПЕТРОВСКАЯ: А она и не скрывает, на самом деле.
К.ЛАРИНА: Ну, можете представить себе, если она с 1935-го года работает в театре Вахтангова.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Работает! Не рождения.
К.ЛАРИНА: Работает до сих пор! И мы с Ириной видели ее на сцене. Она блестящая совершенно артистка. Я видела ее в двух спектаклях – в «Дяде Ване» она играет няньку и в спектакле «Пристань» у нее целый сольный кусок, огромный.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Причем, лучшая, на мой взгляд, просто.
К.ЛАРИНА: Потрясающая! Столько в ней жизнелюбия, столько остроты, столько обаяния ума, как ты говоришь.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да.
К.ЛАРИНА: Как она все помнит, как она бесстрашно высказывается обо всем, что она видела, знает и чувствует. Это просто можно этому поучиться. Просто восторг! Вот, низкий поклон за эту передачу. Просто молодцы.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Мне очень жалко, что я это смотрела просто не с начала, а уже там ухватив только какой-то кусочек.
К.ЛАРИНА: Но энергия какая!
И.ПЕТРОВСКАЯ: Энергия невероятная. Я скажу еще о хорошем. Был очень хороший Михаил Михайлович Жванецкий, дежурный по стране, очень точный. Несколько было каких-то совершенно замечательных, причем спонтанных формулировок. Он однозначно сказал по делу Pussy Riot, хотя Максимов попытался, как мне показалось, размыть вопрос, соединив в одном и трагедию в Крымске, и вот этот приговор. Но Михаил Михайлович выруливал туда, куда ему нужно было.
К.ЛАРИНА: Она, кстати, стала выходить позже (программа), да?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, вот это самое поразительное. Теперь эта программа... Может быть, это, конечно, только начало сезона и потом все как-то вернется на свое место, 0:20. Ну, из-за чего все, естественно, шутили, что, очевидно, это 18+, и Михаила Михайловича Жванецкого лучше не слышать детям. Ну, наверное, лучше некоторым детям не слышать, потому что возбуждает некоторые способности к самостоятельному мышлению.
К.ЛАРИНА: Можно я еще прочту буквально совсем чуть-чуть, потому что это важно, Ир? «Главное разочарование недели – главные федеральные каналы, - пишет наш слушатель Сергей. – Все они вспомнили о трагедии в Ярославле, пусть даже и не так, как бы хотелось. Но почему-то мало вспоминали о событиях в Беслане. Зато, 1-го и 2-го сентября по всем каналам шли новости про Бородино и про очередной пиар нашего всего. Ребята, для кого все ваши новости?» Вообще про Беслан...
И.ПЕТРОВСКАЯ: Я совершенно согласна...
К.ЛАРИНА: ...вообще не было ни звука нигде.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Но поскольку уже, видишь, неделя прошла эта... Нет, звук был. Это называлось «Сегодня страна отмечает день борьбы с терроризмом» и показывали вот так вот, в подбор: вот пришли люди к Норд-Осту, вот пришли люди к школе в Беслане, вот пришли люди в аэропорт Домодедово, положили цветы, выпустили голубей там, или я не знаю, бумажные кораблики. Я думаю, что это делается абсолютно сознательно, это установка забыть Беслан. Потому что мы знаем, в эти дни было невероятное количество разных свидетельств, в том числе переживших эту трагедию, в интернете – я думаю, ты тоже читала. И тот ад, который пережили люди, и те версии, которые там высказываются... А, собственно, это уже почти не версии, а почти утверждения, что привело к вот этой масштабной трагедии и гибели людей. Я думаю, что это абсолютная установка. К несчастью огромному, эта установка выполняется всеми федеральными каналами.
Что касается трагедии Локомотива, я не согласна. Мне показалось, что очень много сюжетов и довольно подробных. И, по-моему, сегодня или завтра еще и будут фильмы, посвященные гибели команды Локомотив.
К.ЛАРИНА: Ну вот, кстати, здесь по этому поводу тоже есть реплика от нашего слушателя: «Я родился и вырос в Ярославле, в том числе поэтому вопрос: почему наши федеральные телеканалы столь формально и поверхностно подошли к годовщине гибели Локомотива? Почти все выпуски новостей в пятницу открывались с репортажей с саммита АТЭС в целом и речи Путина в частности. А про гибель одной из лучших хоккейных команд России упомянули вскользь».
И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, не было вскользь. Было очень много сюжетов, я настаиваю. Я вчера сама лично их видела. И показывали, как там проходит панихида, и показывали, там, по-моему, памятник поставили. И еще повторю, сегодня или завтра будут фильмы про это. Поэтому... Но то, что открывается с Путина – слушайте, ребята, а как это должно, по-вашему, быть иначе?
К.ЛАРИНА: Можно без этого.
И.ПЕТРОВСКАЯ: По-моему, можно вообще даже перенести это там на 27-е место. Но это традиция, которая установилась за истекшие 12 лет. И удивляться тому, что сегодня именно таким образом верстается программа новостей, совершенно не приходится.
Единственное, что, кстати, меня удивило, что сюжет про вожака журавлиной стаи не шел первым и даже не вторым. Он шел каким-то там в подверстку как раньше давали какую-нибудь там кошку с четырьмя ушами, родившуюся от козы, условно говоря. Ну вот такие вот типа «Удивительное рядом». И это меня несколько удивило, и я поняла, что не все так однозначно в отношении к этому судьбоносному, конечно, полету.
К.ЛАРИНА: Про не наше телевидение пишет нам Алеша Степанов в Facebook: «Не совсем про наше телевидение. Впервые посмотрел программу Алексея Суханова «Говорит Украина». Вот, вроде бы, совершенно малаховский формат, но ведущему каким-то образом удается не дать передаче скатиться в совсем уж форменную бульварщину. У него даже истеричные тетки, рассаженные среди зрителей, смотрятся приятнее, чем их коллеги из «Пусть говорят».
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, мы этого не видели.
К.ЛАРИНА: Но здесь, кстати, еще могу тебе сказать, что многие здесь говорят про Алексея Суханова, про его дебют на украинском телевидении, даже на SMS я вижу, что люди поздравляют.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Я еще хочу сказать о вчерашнем впечатлении, а то заговорим и забуду. Я вчера посмотрела, снова начала выходить на ТВЦ программа Киры Прошутинской «Жена», и вчера героиней была Маша Голуб. И Маша была, на мой взгляд... И, кстати, разговор был какой-то очень такой, искренний и тонкий, не переходящий вот этих границ, хотя можно...
К.ЛАРИНА: Марина.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Что?
К.ЛАРИНА: Марина?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Марина. Ну, ее просто зовут между собой люди... Марина, конечно. Марина Голуб. И был какой-то такой исключительно тонкий разговор о женском, кстати, в продолжение вашей будущей темы, но не о феминизме, а о странностях судьбы, любви. И мне показалось, что это успешный был очень выпуск.
К.ЛАРИНА: А что-нибудь скажешь про следующую неделю?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ой, следующая неделя настолько насыщенна... Ну, по крайней мере, я не знаю, будут ли это события, но премьеры. Ну, собственно, это начинается на этой неделе.
К.ЛАРИНА: С воскресенья, да?
И.ПЕТРОВСКАЯ: В воскресенье выходит новое ток-шоу на НТВ Натальи Метлиной «Метла». Это воскресенье, да. В воскресенье же выходит Соловьев на канале «Россия», в воскресенье же выходит новое воскресное «Время» без Толстого, но с новой ведущей Ирадой Зейналовой. «Вести недели» с новым ведущим Киселевым, а не Ревенко. На следующей неделе появляется уже «Поединок».
К.ЛАРИНА: А Максимовская?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Сегодня, слава тебе, господи, Марианна возвращается, «Неделя». Так что, в общем, потихонечку жизнь телевизионная налаживается.
К.ЛАРИНА: Будет, о чем поговорить.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Другой вопрос, что мы увидим содержательного, интересного.
К.ЛАРИНА: Будет, о чем поговорить.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, но только уже не со мной в ближайшие дни.
К.ЛАРИНА: Я тебя умоляю. Ну, не пугай ты нас так.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Вдвоем, но не со мною.
К.ЛАРИНА: Ты улетаешь в теплые края?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Но сердце с вами остается.
К.ЛАРИНА: Хорошо. Это Ирина Петровская.