Человек из телевизора - 2012-09-01
К.ЛАРИНА: Ну, теперь мы к телевизору. Я, к сожалению, как вы понимаете, другой телевизор смотрела весь месяц, но кое-что успела добрать, вчера посмотрела из всего, что проходило за это время в эфире телевизионном, я выбрала то, что вызвало самые яркие, яростные споры. Об этом проекте, я думаю, что мы поговорим обязательно с Ирой (пока не буду даже его называть). Но, Ир, закон сегодня вступил в силу. Я ничего не понимаю. Я только открыла телепрограмму, увидела везде 16+, 12+, 17+. И что это? Что это меняет в жизни телевизионной, на твой взгляд?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Пока, если просто маркировка, то, получается, что ничего не меняет – вот, мы на эту тему в твое отсутствие уже немножечко говорили. Потому что я не понимаю, какой смысл. Если весь канал промаркирован с утра до вечера 16+, какой смысл в этом законе и как это можно оградить любого человека, и в первую очередь детей от какой-то там негативной информации, если это все равно в доступное время? Что, нужно учителя там контролировать, к каждому ребенку какой-нибудь датчик прицепить, включил он в этот момент или посмотрев...
К.ЛАРИНА: Нет, это, конечно, ерунда...
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, это глупость-глупость.
К.ЛАРИНА: ...потому что если это делать всерьез, тогда если 16+, значит, это должно быть время другое, значит, после 9-ти, после 22-х, да?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Об это мы как раз и говорили. Совершенно верно, да. И любая информация – так везде устроено телевидение – если это может каким-то образом нанести вред слабой детской и подростковой психике, то тогда это после 20-ти, 23-х. А иначе это просто никакого смысла не имеет.
К.ЛАРИНА: А тогда объясни мне: у нас же часовые пояса разные. Если здесь у нас там 23, 22, а где-нибудь на востоке совсем другое время, детское.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот. Кстати, я даже на эту тему и не подумала. Совершенно верно.
К.ЛАРИНА: А каналы-то общедоступные федеральные.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Абсолютно, да. Ну, естественно, есть орбиты в каких-то случаях и тогда это все совпадает по времени, да? Но далеко не везде. Там, где разница в 2 часа...
К.ЛАРИНА: Через спутник когда мы смотрим, одинаковые везде программы телевидения, понимаешь?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Это, конечно, вопросы к тем, кто этот закон писал, к тем, кто этот закон принимал. Потому что его конкретное правоприменение, я думаю, что сегодня над этим ломают голову все, даже те, которые, может быть, и хотели бы быть законопослушными.
К.ЛАРИНА: Тут, понимаешь, в чем вопрос? Если это рекомендательный характер, я понимаю. Потому что есть, допустим, спутниковое телевидение, киноканалы, где промаркированы все фильмы. И, вот, ты видишь сейчас перед началом какого-нибудь фильма там треугольничек, на котором написан возраст или даже говорит диктор закадровым голосом, что этот фильм предназначен для просмотра с родителями после 12-ти лет. То есть это, как бы, для меня предупреждение как для родителя. И я на него либо реагирую, либо не реагирую, потому что тут, действительно, как ты это проконтролируешь? Тогда как это? А как наказывается?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Это, естественно, не носит рекомендательный характер, это носит характер обязательного применения. Не характер, а обязаны люди соблюдать закон. Раз закон принят, то пожалуйте делать это.
Вот, конкретно возьмем пример. Малахов, да? Малахов, «Пусть говорят» или такого же типа шоу «Говорим и показываем» на НТВ. Время, что называется, детское, 17:40, 20:00. «Прямой эфир» такого же типа шоу – 20:40. Во всех случаях, понятное дело, что максимальная аудитория в этот момент у экранов, ну, просто все пришли домой, что называется, и дети.
Во-первых, темы, да? Они очень, как мы знаем, разные. Это может быть как обсуждение очередной беременности несовершеннолетней, что само по себе, на мой взгляд, и до принятия этого закона не вполне допустимо. А, может быть, как вчера, скажем, было в «Говорим и показываем» эфир памяти Игоря Кваши. Как это в каждом отдельном случае? Причем, это же очевидно, что этот эфир был специально приурочен и записан. Допустим, там будет стоять (и, кажется, уже стоит) 16+, значит, детям нельзя до 16-ти смотреть. Но этот конкретный эфир вполне возможно. Как это? Каждый тогда?
К.ЛАРИНА: Нет, ну это все равно, как бы, программа для взрослых имеется в виду. Общее.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Но все равно. Все равно. Все же-то не промаркируешь.
К.ЛАРИНА: Вот. Тогда, наверное, можно пофантазировать. Если уж этот закон есть, то он должен действовать, да? Тогда нужно, чтобы описание программы было очень подробно представлено. Там не может быть такого диапазона. Тогда если написано, там не знаю, 12+, то там не может быть обсуждения каких-нибудь педофильских тем, или там я не знаю, или то, что связано с ранней беременностью, с жестокостью и насилием. Нет, невозможно. Вот и все. Тогда это может быть... Ну что, мы не знаем, как делаются такие передачи?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Но тогда это шоу либо надо переносить, вообще такого типа шоу на 23 и выше, либо переформатировать и убить тот самый рейтинг, ради которого все, собственно, затевается и ради которого каждая следующая тема становится еще клубничнее, желтее и страшнее.
К.ЛАРИНА: А вот всякие «Дом-2» вот эти пресловутые, «Каникулы в Мексике»? Это все тоже как-то маркируется?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Это все маркируется, конечно.
К.ЛАРИНА: И что?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, это все 16+, а что-то 19+.
К.ЛАРИНА: А запикиваются вот эти все слова, которые нельзя произносить.
И.ПЕТРОВСКАЯ: А, вот, кстати, с запикиванием не знаю. Но думаю, что раз нельзя произносить... Кстати, их и до этого хотелось бы, чтобы не произносили – мы много раз на эту тему говорили. Не знаю, будет ли запикивание считаться достаточной мерой. А как ты говоришь, как будут следить за этим и контролировать? Будет создан при Роскомнадзор, по-моему, будет создан специальный экспертный совет, и там они будут мониторить эфиры, и также, наверное, откликаться на какие-нибудь обращения трудящихся, потому что они тоже могут следить за тем, что происходит, и свои претензии направлять уже туда. Ну, собственно, так это и было прописано раньше, просто никто не следил за этим. Если одно нарушение, это предупреждение. Сколько-то предупреждений и потом вплоть до отъема у них лицензии.
К.ЛАРИНА: Если бы все это происходило в нормальной стране (так я выражусь, аккуратно), я бы это приветствовала. Но мы с тобой знаем немало прецедентов, когда какие-нибудь там условные родительские комитеты где-нибудь в Америке или какое-нибудь сообщество местных мам отправляли такие жалобы на телевидение на конкретную программу, и в итоге эти программы закрывали и снимали их, да? Лицензии не отнимают, но программы закрывают, какие-то санкции вводятся. Но у нас же это только как цензурный вариант можно воспринимать, и это очень избирательно, как я понимаю, да? К кому-то это будет применяться...
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. При прочих равных, что называется.
К.ЛАРИНА: Да, с кем нужно распрощаться по-любому. А кто-то будет иметь зеленую улицу, зеленого шарика (не будем указывать пальцем).
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну да. Ну, как вот сейчас это же анекдотичная вся история на этой неделе с этим волком из «Ну, погоди!»
К.ЛАРИНА: Ну, это, мне кажется, да, до абсурда можно довести все, что угодно.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Совершенно верно. Но точно также применена здесь формулировка, что это культурное достояние, национальное, и поэтому классика, и в данном случае, если то или иное произведение (опять же, кто это будет решать, да?) представляет собой высокую художественную ценность, то тогда можно допустить курение, отдельные высказывания, может быть, выходящие за рамки. Конечно. Это все очень избирательно.
К.ЛАРИНА: Тут другой еще вопрос. Тогда... Я не знаю, прописано в этом законе или нет. Допустим, кино, фильмы, которые снимались до этого закона, да? Значит ли это, что они подлежат секвестированию? Значит ли это, что мы опять будем переживать то, что переживали, когда был антиалкогольный закон, когда из старых фильмов, снятых до вступления этой антиалкогольной кампании, вырезались целые сцены, да?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот, если признают художественной ценностью, то не будут вырезать, как я слышала на этой неделе разные комментарии, включая комментарий единоросса Железняка, что если культурное, то нет, а если не культурное, то да, нужно определенные сцены будет аккуратно вырезать, чтобы это не бросалось в глаза.
К.ЛАРИНА: Я не понимаю.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Я тоже не понимаю.
К.ЛАРИНА: Потому что это они не имеют права этого делать, это целостное произведение по-любому, это нарушение авторских прав, в конце концов. Мы живем, все-таки, не в советское время, когда из «Иронии судьбы» вырезали целые сцены. Помнишь, в бане? И переозвучивали даже.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Из «Мимино» вырезали, помнишь?
К.ЛАРИНА: Из «Мимино», из «Иронии судьбы» вырезали, я помню, вырезали даже из невинного фильма Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх», когда там Евстигнеев шампанское приносил. Помнишь? Приносил шампанское, угощал.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, да-да-да, конечно.
К.ЛАРИНА: И переозвучивали этот момент, другим голосом он говорил: «Это шипучка абрикосовая», что-то типа этого.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, кстати, не в связи с этим законом, а тоже, я помню, была дичь, когда из телевизионной версии, ну, то есть то, что пошло по телевизору «А зори здесь тихие» совершенно целомудренной, вырезали сцену, где девушки моются в бане из-за того, что там обнаженная натура.
К.ЛАРИНА: С другой стороны, опять же, давай мы сошлемся на опыт, который... Все через это проходят и проходили. Есть, как я знаю, вариант общедоступный, если мы говорим о кино, фильм для проката (его вариант), а есть вариант для телевидения.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, адаптированный.
К.ЛАРИНА: И во многих странах именно вариант телевизионный, поскольку он и носит массовый характер, он более целомудренный, будем так говорить, то есть там какие-то пограничные вещи убираются. Значит, это можно? Но тогда это делает, наверное, сам режиссер, один вариант для телевидения, другой вариант для кино? Как это происходит?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Я не уверена, что это делает режиссер. Я думаю, что, во-первых, это в разных странах свои есть, допустим, одно и то же произведение – в какой-то стране вырежут это или посчитают невозможным для демонстрации именно на свою аудиторию, а в другой, соответственно, другое. Ну, хотя бы просто условно мусульманская или христианская страна, свои особенности.
К.ЛАРИНА: Понятно, да.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Думаю, что в правах, когда вещатель приобретает, думаю, что там, наверняка, этот вопрос каким-то образом оговорен.
К.ЛАРИНА: Подробно.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да.
К.ЛАРИНА: Но как мы знаем вполне себе цивилизованную страну Японию, не знаю как сейчас, но я помню, что мне рассказывали, что там на телевидении вообще невозможна обнаженка ни в каком виде. То есть она, как бы, существует, если речь идет, опять же, о фильме...
И.ПЕТРОВСКАЯ: Не только Япония.
К.ЛАРИНА: ...но там закрывают такими квадратами, просто никаких не было показов.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, вспомним в Америке эти скандалы, когда кусок груди случайно попал в кадр. Абсолютно, да.
Понимаешь, у меня здесь вот (и я думаю, у тебя тоже) некое двойственное к этому отношение. С одной стороны, то, что у нас, действительно, разнузданность, иногда достигающая каких-то невероятных уже пределов, да, это есть, и мы много раз об этом говорили, надо что-то делать. С другой стороны, зная, как у нас это все тупо, грубо, топорно делается, можно себе предположить, что будут совершенно доходящие до абсурда перегибы, не говоря уже о том, что ты правильно заметила, что это может быть способом манипуляции и борьбы с теми, кто что-то делает совсем в другой области не так.
К.ЛАРИНА: Меня в этой связи беспокоит судьба программы, допустим, «Закрытый показ», поскольку там показывается кино, явно не предназначенное для детских глаз.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Они всегда после 23-х.
К.ЛАРИНА: Но они после 23-х.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да.
К.ЛАРИНА: Надеюсь, что это возможно.
И.ПЕТРОВСКАЯ: И то есть у него, я уверена, если эта программа вообще будет продолжаться, то будет 18+ - это однозначно.
К.ЛАРИНА: А, вот, история, которая произошла тоже буквально на этих днях, связанная с документальным фильмом «Анатомия Тату» Виталия Манского, которая, как я поняла из сообщений новостных...
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, канал «Культура» не поставил.
К.ЛАРИНА: Да, канал «Культура» не поставил, хотя, должен был поставить.
И.ПЕТРОВСКАЯ: То есть не то, что не поставил, а отменили запись.
К.ЛАРИНА: Отменили запись программы «Смотрим, обсуждаем». Вот это правильно?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Абсолютно не уверена, потому что это тоже можно было бы поставить после 22-х или 23-х.
К.ЛАРИНА: Тем более, с обсуждением.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Кстати сказать, канал «Культура» - он единственный из этих основных каналов. Если ты посмотришь программу, там ничего не промаркировано, то есть имеется, очевидно, в виду, что вся продукция там для общего, что называется, пользования – хоть малый, хоть старый смотрите.
К.ЛАРИНА: Ну вот как у нас сейчас буквально перед передачей разговаривали с Алексеем Венедиктовым, нашим главным редактором. Нас промаркировал главный редактор 12+. Не нас с Петровской, а всю продукцию радиостанции «Эхо Москвы». Ну, понятно, что какие-то ограничения, наверняка, это с собой несет, но надеюсь, что детям не страшно нас слушать.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Главное теперь – следить за речью, за языком. Держите себя в руках.
К.ЛАРИНА: По поводу канала «Культура» можно уже про это поговорить, раз уж мы произнесли название канала. Во-первых, наши слушатели пишут «Чудный потрясающий фильм на канале «Культура» «Рожденные в СССР». Мастерски снятый, через судьбы людей показывается судьба страны, текст размышления о жизни непростой, но интересный. Спасибо канадцам – авторы, вроде, они».
И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет-нет-нет, это не канадцы, это проект Би-Би-Си, насколько я помню, и мы много раз на эту... Как только выходила очередная серия, мы на эту тему, конечно же, говорили. Мне очень понравилось, как в этот раз... Ну, собственно говоря, это же один холдинг ВГТРК, да? Канал «Россия 1» и «Культура», вот, как они подошли к сегодняшней и завтрашней премьере, потому что они все предыдущие серии показали по каналу «Культура».
К.ЛАРИНА: А завтра еще новая?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Сергей Мирошниченко как и многие другие в мире, потому что это по этой же схеме делается во многих странах проект. Берутся семилетние дети.
К.ЛАРИНА: Уже страшно.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да нет, ну ты смотрела. Это же...
К.ЛАРИНА: Нет, просто ты в связи с...
И.ПЕТРОВСКАЯ: А, берутся и их едят, да. (все смеются) И каждого по кусочку откусывают. Ну, может быть, да.
К.ЛАРИНА: Итак, берутся семилетние дети. (смеется)
И.ПЕТРОВСКАЯ: Берутся, да. Посолить, поперчить...
К.ЛАРИНА: Про закон поговорили, можно теперь о деле.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Значит, семилетние дети, определенные там очевидно есть какие-то свои нормы, там девочки и мальчики, разных национальностей и прочие.
К.ЛАРИНА: Это граждане России?
И.ПЕТРОВСКАЯ: В нашем случае получилось, что начал Сергей Мирошниченко это снимать, когда еще был СССР, поэтому все эти были дети из одной страны. И поэтому он, собственно, и называется «Рожденные в СССР». Из Киргизии, из Литвы, из Грузии, из России, девочка из Сибири, питерские, столичные. В общем, все семилетние дети – герои. И с ними разговаривают на очень важные темы, и каждый рассказывает... Ну, вспоминали аналог отчасти «Контрольная для взрослых», но там был просто один класс. Но это давно было, да?
К.ЛАРИНА: Ну, я по названию помню, но я не смотрела. То есть ощущения какого-то большого, длительного периода времени возвращаются все время к этим детям, когда они подрастают.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Через 7 лет – там вот этот шаг. Следующий – 14.
К.ЛАРИНА: Анна от 7-ми до 18-ти лет – то, что делал Никита Сергеевич Михалков со своей дочкой, да?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Сергей Мирошниченко снял их в 7 лет, потом он их снимал в 14 лет, потом он их снимал в 21 год. Вот сейчас, сегодня и завтра выйдет премьера, 28. 2 вечера подряд...
К.ЛАРИНА: То есть целое поколение уже?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Конечно. В очень хорошее время на канале «Россия». Но чтобы мы вспомнили этих детей или уже теперь взрослых людей, нам по счастью на канале «Культура» показали предыдущие серии. Поэтому вообще этот тип сериальный такой, ты вживаешься уже, ты кого-то полюбил, ты сочувствуешь, ты видишь как...
К.ЛАРИНА: А «Рожденные в СССР» - они имеются в виду как последнее поколение, рожденное в советское время?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Так случилось, что когда этот проект начинался, была одна страна, а через год или в этот же год страна распалась, и поэтому они – рожденные в СССР, хотя теперь уже они живут в разных странах, в том числе и уехавшие, кстати, эмигрировавшие.
К.ЛАРИНА: То есть последнее советское поколение, получается.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Получилось, что последнее советское поколение. Это невероятно интересно. Я знаю, что очень много людей сейчас просто вот...
К.ЛАРИНА: Во сколько сегодня?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Сегодня, по-моему, в 22:40.
К.ЛАРИНА: И завтра.
И.ПЕТРОВСКАЯ: И завтра, да. 2 еще фильма больших на канале «Россия 1».
К.ЛАРИНА: Итак, сейчас у нас новости, потом возвращаемся в программу «Человек из телевизора» и будем обязательно отвечать на ваши вопросы.
НОВОСТИ
К.ЛАРИНА: Продолжаем программу «Человек из телевизора». Я смотрю тут вопросы. Про Игоря Квашу очень много хороших слов нашли наши слушатели. Спасибо вам большое. Но вот то, что касается телевидения. Сердечная благодарность Первому каналу за то, что повторили выпуск «На ночь глядя» с Игорем Квашой. «Смотрел и не мог сдержать слез, и не стыжусь этого. Честный, умный, благороднейший человек. Это было 5 лет назад, но все его слова актуальны и сейчас. Далеко не всегда, но иногда телевидение поступает по-настоящему правильно как в случае с повторением передачи с Игорем Квашой».
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, это было прямо в тот день, когда все это случилось. Действительно, повторили «На ночь глядя», действительно, спасибо. Кстати, вчера тоже фильм об Игоре Кваше повторяли в 5 часов вечера, вчера же был, что меня поразило, в этом формате «Говорим и показываем» на НТВ эфир памяти Игоря Кваши. И мы знаем еще, на канале «Культура» 2 сентября тоже будет программа его памяти.
К.ЛАРИНА: Называется программа «Мне снился сон». Вечером 2 сентября на канале «Культура». Это программа, которую сделали тоже близкие друзья Игоря Кваши, Роман Виктюк и Валентин Гафт. Я думаю, что это должно быть очень интересно и обязательно посмотрите.
Дальше пойдем по другим проектам. Ну, конечно же, продолжаются споры вокруг цикла «Россия. Полное затмение», авторы – Андрей Лошак и Павел Бардин. Ну, мы сейчас обязательно это обсудим, но я просто хотела здесь несколько разных мнений прочитать, которые пришли на наш сайт до начала программы.
«Лошак и Бардин удивительно точно попали с фильмом в нерв времени. Действительно, затмение. Контуры реальных объектов трудно различимы, а грань между реальностью и вымыслом превратилась в мелкий пунктир. Так и живет страна подобно Алисе в стране чудес». это одно мнение. Сейчас еще прочту. «Россия. Полное затмение» производит неоднозначное впечатление. Если то, что в нем показали, правда, то те, кто в американцах видит врага, правы. А если это ложь, то враги России не за океаном, а за стенами Кремля и телеканала НТВ. Что вы думаете об этом фильме?» И еще одно: «Не могли бы вы, пожалуйста, прокомментировать фильм Лошака? Плохая игра актеров, выдуманные, на мой взгляд, личности, бред. Стеб Лошака заметен, но, боюсь, не всем. Мне кажется, посмотри этот фильм какой-нибудь мужик в Челябинске, возьмется за вилы и пойдет громить ближайший салон красоты (ну, это имеется в виду Синяя борода, да?). Геев, евреев, да и вообще любые меньшинства в стране не любят. Зачем Лошаку нужно подливать масла, пусть даже таким стебным способом?»
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, я воспользуюсь формулировкой. У меня отношение тоже далеко не однозначное, хотя, в общем, близкое к некоторой однозначности в сторону некоторых последних высказываний. Я ждала, разумеется, этой премьеры. Тут же по ходу, как только началась демонстрация, тут же развернулась у нас там в Facebook дискуссия от восторгов до плевков. Ну, конечно, там в Facebook никто не принял это за чистую монету, но версия о том, что это возможно принять за чистую монету, безусловно, существовала и, я думаю, что немалая.
К.ЛАРИНА: А во сколько он шел, Ир?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Он шел довольно поздно, в 23:35. И, в общем, действительно, по стилистике и даже, я думаю, это намеренно сделано, тот же голос, который обычно анонсирует всякую ахинею, которая идет в разных чрезвычайных происшествиях и признаниях. Ощущение абсолютной достоверности там иногда возникало и вписанности в общую канальную, канальскую парадигму. Но если отрешиться от этого и предположить, что, все-таки, не все так легковерны и все поняли, что это, конечно, и стеб, и пародия, то, на мой взгляд... Ну, вот, я сидела, я понимала, что это пародия, я понимала, что Андрей Лошак не может, естественно, делать это всерьез. Но мне было, если дозволено в такой, совершенно не...
К.ЛАРИНА: Под закон не попадает?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, под закон – нет, совершенно. Но просто такая категория как скучно. И совершенно не смешно. Хотя, я очень этот жанр, который сейчас объявили совершенно для нас новым, новаторским...
К.ЛАРИНА: Как это слово?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Мокьюментари. Это псевдодокументальное расследование, ну, то есть такая, вот, пародия.
К.ЛАРИНА: Шняга.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, шняга, пародия на расследование. А «шняга» можно говорить?
К.ЛАРИНА: А что такого? Шняга и шняга.
И.ПЕТРОВСКАЯ: А вдруг там какой-нибудь смысл еще.
Но я не увидела там ни какой-то особой изобретательности, ни, честно говоря, какого-то замечательного чувства юмора.
К.ЛАРИНА: Ты знаешь, чего там не хватает? Вот, я все вспоминала твою замечательную формулировку по поводу обаяния ума. В ней не было интеллектуальной игры.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да-да, пожалуй, да.
К.ЛАРИНА: Ты понимаешь? Без этого этот самый жанр мертв, он не стреляет, не играет. Без иронии, без юмора. Но все равно эти юмор и ирония не такие лобовые. Здесь слишком все лобово. Очень долго шутится одна и та же шутка.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, вот это еще большая проблема. Огромная какая-то вот такая вот несоразмерность эпизодов, затянутость.
К.ЛАРИНА: Да не то слово! Ну, нельзя про ковры снимать 48 минут фильм. Ну, это стреляет, ну, на 5 минут. Шутка замечательна, остроумна, прекрасна, но нельзя ее жевать все время.
Вот, я перед передачей вспоминала. Поскольку мы давно живем (я на этом настаиваю) (смеется)...
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, немало, так скажем.
К.ЛАРИНА: Да. Мы много видели. Когда еще этих слов мы не знали... Еще раз произнеси это слово иностранное?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Мокьюментари.
К.ЛАРИНА: У нас был замечательный цикл, который делался долго, но всегда был просто совершенно вылизан, - это, конечно, Андрей Кнышев и Веселые ребята. Это ближе к Монти Пайтону, да?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну да.
К.ЛАРИНА: Потом, извини меня, программа Виктора Шендеровича «Итого», которая выходила на канале НТВ.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Это кто-то, кстати, вспоминал.
К.ЛАРИНА: И там как раз именно были такие провокации интеллектуальные, связанные и с новостями, и с сюжетами из новостей, и с прочим, и с прочим. И такими псевдодокументальными расследованиями. Но как это было сделано потрясающе, как это было элегантно. Вот, в этом здесь нет элегантности такой.
И.ПЕТРОВСКАЯ: И, кстати, всегда это именно были такие... Ну, я не знаю, применимо ли к этому слово «гэг»?
К.ЛАРИНА: Да.
И.ПЕТРОВСКАЯ: То есть это было очень емко, очень коротко, невероятно остроумно. Ну, это вот такое именно у Андрея Кнышева специфическое чувство юмора не в лоб, на парадоксах построенное.
К.ЛАРИНА: И самое главное. Вот, сейчас буквально мне пришло в голову, что меня еще смутило в этом фильме. Ты понимаешь, какая штука? Все, что делал Кнышев, все, что делал Виктор Шендерович на телевидении в лучшие годы НТВ, это все, да, безусловно, насмешка. Но это насмешка не над зрителем. Зритель приглашался вместе посмеяться над режимом, над властью, над абсурдом нашей жизни, когда это все доведено до такого гротеска абсолютного, когда уже ты сам не понимаешь, правда это или нет, но ты хохочешь вместе с ведущими, понимая, до какой степени и в каком абсурде мы живем. Тебя приглашали в союзники, да? А здесь-то, обрати внимание, в этом фильме (ну, то, что я видела – я вчера посмотрела 3 серии), насмешка-то есть, но она не над властью и не над образом жизни, и не над атмосферой, и не над тем ужасом, в который мы сейчас все ввергаемся, а над людьми. То есть люди туда не приглашаются, люди являются объектом издевательства и насмешки. То есть от этого возникает ощущение междусобойчика, в котором, кстати, многие зрители обвиняли в том же Facebook, что это, как бы, для себя, для своих.
И еще одна вещь, которая меня тоже очень расстроила. В который раз вот эти замечательные журналисты, включая там Алексея Пивоварова, кто там еще был засвечен в этом проекте, Нам пытаются доказать, что они, типа, тоже не совсем еще, что они кое-что еще могут и что они все прекрасно понимают, и, вот, мы сейчас тут вам такое покажем, что вы сейчас все обалдеете, на самом деле, какие мы все крутые. Никакой крутости я в этом не увидела. Здесь очень много амбиций, много самомнения...
И.ПЕТРОВСКАЯ: И снобизма.
К.ЛАРИНА: Да, снобизма, безусловно (именно то самое слово). Ну и плюс к этому я тут соглашусь тоже с тем, что я читала, как говорил герой фильма «Ирония судьбы», я не люблю самодеятельность, понимаешь? Я не могу, когда плохо играют. Вот эти все попытки разыграть какие-то ситуации бытовые с помощью артистов. Это не скрывается. Там в конце идут титры «В ролях», все написано. Все это сделано очень убого, вот именно по-самодеятельному.
Ну, вот, так что я не знаю. Я тоже как и Ира, скорее нет, чем да.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, последняя серия, как ты знаешь (наверное, прочитала, да?)...
К.ЛАРИНА: Про телевидение. Я ее смотрела вчера.
И.ПЕТРОВСКАЯ: А, ты ее как раз и посмотрела, да.
К.ЛАРИНА: Да. Я посмотрела «Нацист» и «Телезомби», я посмотрела «Ковры-убийцы» и посмотрела последнюю серию.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, в общем, еще возникает такое ощущение, что нельзя...
К.ЛАРИНА: А! Курехин! Конечно!
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, это само собой – я даже поэтому и не стала говорить, потому что «Ленин – гриб» - это...
К.ЛАРИНА: Опять же, игра ума, интеллектуальная игра, это всё.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Все это происходит, если ты помнишь, в общем, в импровизационном режиме, когда...
К.ЛАРИНА: Абсолютно. На полном серьезе.
И.ПЕТРОВСКАЯ: ...сидели 2 прекрасных Сергея, Курехин и Шолохов, и, вот, гнали эту интеллектуальную пургу на твоих глазах. Причем, не раскалываясь, на полном серьезе. И это безумно смешно, даже когда это спустя годы и десятилетия повторили не очень давно на Пятом канале.
К.ЛАРИНА: Когда это сделано столь безупречно, столь стильно, изящно, не пошло, не высокомерно, как правильно ты заметила, тогда отпадает вопрос «А вдруг кто-нибудь подумает, что это правда». Тот, кто подумает, что это правда, тот, значит, что-то не поймет. Но ничего из этого страшного не случится. Или тот, кого это будет раздражать, понимаешь?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Продолжая вот эту тему снобизма и, как ты правильно совершенно заметила, вот этого высокомерного отношения к зрителю, ведь, проект этот был задуман 2 года назад и начал там вскоре после этого сниматься. Добро на это давал и под руководством это делалось Николая Картозия, который тогда возглавлял дирекцию этого праймового вещания, а потом, как мы знаем, ушел, и ушел и Андрей Лошак, и ушли и многие другие. То есть одной рукой тот же Николай Картозия запускал одни проекты, а другой рукой делал это. Видимо, цель была показать, что «мы-то все понимаем».
К.ЛАРИНА: Да. И в этом особый цинизм.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот это вложено в замысел, это уже в самом начале замысла имеется, да? Вот это, как бы, мы делаем для своих, посвященных и для самих себя, как бы, такая индульгенция. Мы абстрагируемся от того неприятного, дурнопахнущего продукта, который у нас тоже идет, и мы к нему тоже имеем отношения...
К.ЛАРИНА: Да. Мы свою «Анатомию протеста» вам покажем.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, именно. А с «Анатомией протеста» тоже сравнивали, потому что, ведь, в общем, по тем же лекалам сделано и тоже там была нанятая публика, которая кое-как разыгрывала беготню за печеньками, которые проплатил Госдеп. И вот в этом особенно для меня еще был какой-то очень неприятный, наверное, может быть, не всеми зрителями, естественно, ощущаемый, но вот этот привкус и этот запах.
К.ЛАРИНА: А зритель, может быть, не посвященный – он, может быть, это не сформулирует, но он это почувствует тоже. Когда, вот, каждый раз пытаются они оправдаться и лишний раз продемонстрировать, что «мы-то все понимаем, мы тут тоже не дураки, это вы все дураки. А мы-то не дураки». Вот, что получается. Не знаю.
Это могло бы, если все это загнать бы... Слушай, в конце концов, а Парфенов как стильно бы это сделал, да? Чего-то, вот, не хватает.
У меня есть, кстати, пример из сегодняшнего телевидения, которое блистательно владеет этим стилем, этим жанром гротесковым. Это Павел Лобков. Ты меня извини, конечно.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, прекрасно. Я согласна.
К.ЛАРИНА: Я все вспоминала, когда вчера смотрела, думаю «Боже мой, вот ваш же товарищ. Он это делает в малой форме». Лобковская пропаганда, надеюсь, что будет и дальше выходить на канале «Дождь» в рамках программы Михаила Фишмана. Блестяще! То же самое все, абсолютный стеб, да? Что он там только ни придумывает. Но какой текст! Какой многослойный подтекст! Сколько здесь...
И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот это очень важно, вот это умение не только увидеть всю парадоксальность, и часто абсурдность происходящего, но еще и вот так блистательно сформулировать.
К.ЛАРИНА: И сколько скрытых смыслов в каждом, да?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. А что, мы не понимаем, что, действительно, действительность до такой степени становится абсурдной, что уже не различишь, правда это или нет? Что сегодня там ни новость, то можно в любой момент кричать «Не верю!», а, оказывается, что, наоборот, это правда. Поэтому, ну, как прием это можно было использовать. Но когда это 5 подряд вечеров, долго, длинно...
К.ЛАРИНА: И не смешно.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот, сидишь, да, думаешь «Ага, ну да, вот именно. Да, ну, забавно». Но никаких эмоций почему-то это не вызвало. Хотя, у очень многих и вызвало. И вызвало даже и восторженную реакцию. На вкус и цвет товарища нет.
К.ЛАРИНА: Ну, то, что это не открытие жанра, это безусловно.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, не открытие.
К.ЛАРИНА: Вот это однозначно с этим согласиться нельзя. Ну, ребята, ну, все-таки, давайте чтить прошлое. Пусть оно не всем нравится... Не все началось с вас. До вас тоже люди кое-что умели, и многие вещи делали гораздо тоньше и умнее в невыносимых условиях. В невыносимых. А, может быть, даже и Игоря Угольникова вспомнить – тоже неровные были у него все эти истории, там, «Оба-на» и прочие. Но лучшие его фрагменты, лучшие сюжеты – это было блестяще.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну хорошо, а вспомним еще программу «Монтаж», которую делали Дмитрий Дибров и Андрей Столяров. Да, так там это была ювелирная просто, ювелирная работа. Так же, как у Кнышева, кстати. Поэтому программы делались там годами практически.
К.ЛАРИНА: И абсолютно адресная. Она была предназначена для мыслящей аудитории, и в то время предполагалось, что мыслящая аудитория – это подавляющее большинство у телеэкранов. И вот это ощущение, что ты не один, что мы вместе все это понимаем и над этим стебемся, вот это было, наверное, самое лучшее. А сегодня этого не происходит – через экран нету той самой вольтовой дуги, нет соединения с аудиторией, плевать они на нее хотели. Это опять же абсолютный вот такой вот продукт внутриутробный и всем хорошо.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Но при этом я бы и подумала над тем, что, действительно, большая часть, наверное, народу не потому, что они – идиоты, а потому что именно они живут в ситуации, когда они видят вокруг абсурд, и по телевизору видят черт знает что, они могут принять за чистую монету.
К.ЛАРИНА: Ну, меня как раз все это меньше всего волнует, Ир.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, ну почему? Это тоже имеет значение.
К.ЛАРИНА: Ну послушай, если бы это было показано в 10 часов утра, это одно дело. Это ночной продукт. Ну, кого-то он там... Ну, мало ли что у нас можно принять за чистую монету.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Сознание многих наших людей – оно, в общем, весьма специфическое.
К.ЛАРИНА: Не надо. Люди у нас умные, не глупее сотрудников компании НТВ.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Не глупее нас с вами, называется, да.
К.ЛАРИНА: Нет, не глупее, не глупее.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Тем не менее, все равно это, на мой взгляд, необходимо каким-то образом учитывать. Ну, здесь...
К.ЛАРИНА: Ну а как? Писать, что «Не пытайтесь повторить этот трюк»? (смеется) Да перестань, Ир.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Не знаю. Мне не хватило еще здесь...
К.ЛАРИНА: Если это художественное произведение, имеет право быть с любым. Но главное, чтобы оно было талантливым.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Мне все равно тут не хватило каких-то таких маленьких маночков, крючочков, которые, все-таки бы, даже самому легковерному человеку давали понять, что вот это вот мокьюментари.
К.ЛАРИНА: Ну, тут я с тобой не соглашусь. Это такие вещи, которые либо человек чувствует, либо не чувствует. Ну, боже мой. А вот у нас сколько смотрят всякой дребедени. Этот «Малахов+», помнишь, был? И что?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот об этом и речь.
К.ЛАРИНА: Ну? Ну и что? А в рекламу у нас сколько верят, ну? А Чумака прикладывали?
А, кстати, вот еще. Ты обрати внимание, что здесь многих людей использовали втемную.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Это тоже приемчик телевидения. Только в данном случае, когда там используют для того, чтобы всерьез что-то сделать, это Караулов, например, который записывает какое-то интервью на постороннюю тему, а потом в течение нескольких лет по разным темам вставляет того же человека, который ни сном, ни духом не хотел бы высказываться.
К.ЛАРИНА: Это западло. Говоря по-русски, извините за это выражение, дети (ну, я думаю, что не страшно). Но мне кажется, это недостойно. Если люди делают такой продукт, вот этот прием – он недостойный, им нельзя пользоваться.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Хотя, в каком-то интервью Лошак Андрей, автор сказал, что практически никого втемную не использовали и их герои документальные, ну, реальные люди, якобы, играли по сценарию и они их посвящали.
К.ЛАРИНА: Не верю. Вспомни реакцию того же Познера, вспомни, как всерьез говорил Чумак, к которому там как угодно можно относиться. Не верю. Видно, что подстава чистой воды.
Ну ладно. Чего мы уже все? Давай что-нибудь дальше еще обсудим.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Новый сезон открывается, собственно говоря, со следующей недели.
К.ЛАРИНА: А ты нам чего-нибудь скажи. Мы же ничего не знаем, мы – люди темные. Расскажи нам, чего будет?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну что? Значит, канал НТВ как всегда нас потрясет, потому что у него с понедельника по пятницу будет выходить проект, называется, просто ты не поверишь (это я тебе говорю), с Петром Листерманом, известным тебе.
К.ЛАРИНА: А, это я слышала. Тоже читала обсуждение в Facebook.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. И там суть, насколько я поняла по этому же обсуждению, по пресс-релизу в том, что самый титулованный сводник страны, которого там называют модельным продюсером, будет искать богатым людям невест.
К.ЛАРИНА: Во-первых, давай мы, все-таки, вспомним сразу же. Не первый раз по этим дорогам ходим. Он уже выступал с этим же проектом, но он был тогда гораздо, может быть, моложе и лучше, кажется, был. Он выступал на канале типа МТВ или МузТВ, на каком-то таком канале.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, было-было.
К.ЛАРИНА: Я помню, мы с тобой уже в то время, несмотря на то, что это было 258 лет назад, мы с тобой в то время уже были близки. (все смеются) И обсуждали это в студии радиостанции «Эхо Москвы», возмущаясь.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Совершенно точно, да.
К.ЛАРИНА: Во-первых, он абсолютно не телегеничный персонаж. Я не знаю, может быть, он через 20 лет стал лучше выглядеть? Не знаю.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Не могу тебе сказать. Я не заметила. Он появлялся недавно в этой самой программе «Луч Света», которую теперь перенесли тоже ближе к 11-ти часам, видимо, чтобы разнообразить некоторым образом пресноватый образ Светы из Иваново. И вот там как раз он выступал наставником Светы.
К.ЛАРИНА: Ну и как он?
И.ПЕТРОВСКАЯ: По-моему, несколько раз его запикивали, потому что речь его не отличается большой изысканностью.
К.ЛАРИНА: А помнишь, на каком-то канале был цикл программ интервью, которые вели по очереди Рената Литвинова и, по-моему, Кирилл Серебренников?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Это СТС был.
К.ЛАРИНА: Вот. И там у Ренаты как раз попался Листерман – он был у нее в гостях. И я помню, что это была совершенно какая-то чудовищная программа, потому что ей, Ренате Литвиновой было стыдно с ним говорить, потому что он еще и, по-моему, не блещет умом и остроумием. Ну, не знаю. Ну, пусть они забавляются. Что, других... Хотела сказать неприличное слово.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Там других ньюсмейкеров, персонажей.
К.ЛАРИНА: Ну да. Есть такие прекрасные гадости, чудесные. Столько чудесных кретинов молодых. Зачем брать старое, уже тысячу раз пользованное и траченное?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Отвлекаясь от этого, хотя этому будет 5 вечеров посвящено (аналогии совершенно дикие в этом случае), будет проект Алексея Пивоварова «Война 1812 года». Сейчас же годовщина, 200 лет Отечественной войне.
К.ЛАРИНА: А что, хроника сохранилась какая-то?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, там будет много хроники, безусловно. Смешались в кучу кони, люди, да.
К.ЛАРИНА: Даже интересно, что это такое.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, ну, я думаю, поскольку Алексей Пивоваров, наверное, будут реконструкции, конечно же.
К.ЛАРИНА: Рустем Адагамов в роли Наполеона. Помнишь он там Басова играл?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, возможны всякие варианты, кто в чьей роли может быть. Но в любом случае мы знаем, что Алексей Пивоваров делает интересные эти вещи. Смотрите по программе – я не могу уже запомнить, когда в какой день, а, к сожалению, себе это не выписала.
В следующее воскресенье будет премьера воскресного шоу, программы Владимира Соловьева.
К.ЛАРИНА: А! То есть и плюс к этому еще и «Поединок» у него остается.
И.ПЕТРОВСКАЯ: «Поединок», как будто бы, сохраняется, да. Но на следующей неделе «Поединка» еще не будет.
К.ЛАРИНА: А это будет что, информационный какой-то жанр или что?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Не могу тебе пока ничего сказать. Некая итоговая какая-то программа, шоу.
К.ЛАРИНА: С гостями?
И.ПЕТРОВСКАЯ: С гостями.
К.ЛАРИНА: Ну, это, может быть, типа того, что он делал «Воскресный вечер с Соловьевым», да?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот, мне кажется, наверное, что это ближе к этому. А сегодня, кстати, выходит (тоже посмотрим, что это такое, промаркировано уже заранее 16+) на Первом канале субботний вечер с Андреем Малаховым.
К.ЛАРИНА: Еще?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да.
К.ЛАРИНА: Еще плюс?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Еще плюс. Малахов еще плюс, да. Судя по...
К.ЛАРИНА: Людей нету. Ни идей, ни людей.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Но, вот, анонсы пока не говорят о том, что это такое. Там идет хроника разных советских людей разного возраста – дети и прочее. Что и как это будет выглядеть, пока непонятно.
К.ЛАРИНА: А на российском канале чего будет?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот я тебе сказала, на российском единственное, что я заметила, вот эту премьеру Соловьева. А вообще на канале «Россия», как мы знаем, в предыдущем сезоне, в общем, было меньше всего и премьер, и каких-то открытий, да и вообще таких, смысловых программ, надо признать, раз два и обчелся. Это, на самом деле, довольно странно.
К.ЛАРИНА: А кино у них вообще было приличное?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, у них было, если ты помнишь и все помнят, «Исторический процесс» шел, «Поединок», ну и вот появился у них «Прямой эфир», который предполагался конкурентом прямым Андрею Малахову, но, в общем, так и не стал полноценным конкурентом, хотя, все те же практические составляющие. Ну, может быть, чуть меньше эпатажных тем. А, вот, чего-то не сложилось, на мой личный взгляд и вкус.
Слава тебе, господи, возвращается на следующей неделе из отпуска Марианна Максимовская на то же место в тот же час, по субботам в 7 часов вечера будет ее программа «Неделя». Вообще весь этот период ты-то отсутствовала, а, ведь, много же событий происходило.
К.ЛАРИНА: Очень. Страшных.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Категорически катастрофически не хватало программ, в которых... Я понимаю, что не было бы все равно вот этого обсуждения, дискуссий. Сколько там было разных тем, да?
К.ЛАРИНА: А приговора не было уже? Все были в отпуске во время приговора?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Какой приговор?
К.ЛАРИНА: Pussy Riot.
И.ПЕТРОВСКАЯ: А! Ни одной программы не было обсуждающей вот так конкретно, хотя там сколько тем, да? Просто не сам приговор, не само деяние, да? А вообще.
К.ЛАРИНА: А общественный, международный резонанс, да.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, И масштаб этого резонанса, последствия даже не самого события, а уже и приговора, и того, что в результате случилось. Ничего похожего не было.
К.ЛАРИНА: А будет Познер, я надеюсь, на своем месте?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Познера на следующей неделе я не увидела.
К.ЛАРИНА: Ну, во всяком случае, он же нам свой выбор когда-то озвучил, сказав, что он уходит с «Дождя», да?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Но пока его нету, потому что на следующей неделе на Первом канале начнется вот этот сериал, который для нас считается, как мы знаем (Елена Афанасьева рассказала, она там продюсер), по-моему, называется «Без свидетелей»... В общем, в 23 там плавающее будет время, это сериал, в котором каждая серия – это отдельный сюжет, отдельный актер, который приходит к психологу за советом. То есть такая психологическая драма, не драма, не знаю. Но это очень популярный сериал – там аналоги у него есть в мире. И это будет тоже с понедельника по пятницу в вечернее время.
К.ЛАРИНА: А Жванецкий?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Жванецкого на канале «Россия» я пока не увидела. Может быть, я проглядела программу. но пока на следующей неделе... Я вчера довольно внимательно изучала, ничего такого не обнаружила.
К.ЛАРИНА: Мне здесь написал кто-то на SMS по поводу Жванецкого, что он будет теперь в 00:20 выходить, то есть совсем ночью вместо 23-х.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, то есть у нас Жванецкий исключительно 18+.
К.ЛАРИНА: Ну да.
И.ПЕТРОВСКАЯ: Хотя, сдается мне, что он вполне себе в речи, по крайней мере, в публичной вполне изыскан, элегантен и никаких себе вольностей не позволяет.
К.ЛАРИНА: Ир, мы, к сожалению, должны уже заканчивать, но мне кажется, у нас сегодня такой, плотный получился разговор, все успели. Только единственное, что не успели, на телефонные звонки ответить. Ну, нас извиняет то, что мы пользовались вашими вопросами, которые приходили на SMS и которые вы нам прислали на сайт до начала программы. На следующей неделе мы...
И.ПЕТРОВСКАЯ: Увидимся.
К.ЛАРИНА: Все, прекрасно. Смотрите телевизор, слушайте радио.