Человек из телевизора - 2012-08-11
Л. ГУЛЬКО – 11.14. Лев Гулько в студии. «Человек из телевизора» Ирина Петровская, телекритик. Здравствуйте, Ирина.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Доброе утро.
Л. ГУЛЬКО – Наверное, мы начнем с Петра Наумовича Фоменко.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да.
Л. ГУЛЬКО – К сожалению, такая грустная история.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Даже не просто грустная, мне кажется просто драматичная и драматическая. Поскольку ощущение, что действительно заканчивается эпоха. Уходят фактически последние из могикан. Но все, что уже было сказано, я думаю, что оно выразительнее, чем то, что я могу сказать. Я единственное смотрела в этот день телевизор, естественно, поняла, что каналы не изменили программу. Только канал «Культура» поставил вечер под названием «Тот самый Фоменко». Спасибо ему огромное, кстати сказать. А потом я вдруг сообразила, что Петр Наумович, как это ни странно звучит, не медийное лицо и никогда им не был.
Л. ГУЛЬКО – Мне кажется, он и не хотел им быть.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот именно, он как-то обходился без от этого. Кто у нас становится медийным лицом, помимо того, что есть просто люди по совокупности заслуг, становящиеся таковыми. Но, как правило, это люди, которые активно участвуют в каких-то акциях политических, поддерживают, например, или не поддерживают выдвигающегося кандидата в президенты от власти или не от власти.
Л. ГУЛЬКО – Подписывают или не подписывают.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Записывают ли ролики в какую-то поддержку кого-то. Вот Петр Наумович, по-моему, никогда ни в чем подобном не участвовал. И занимался своим прямым делом. То есть учил своих студентов и делал свой театр. И собственно, негласно, до поры, до времени, считаясь лучшим режиссером страны, мастером, гением, а сейчас, когда все случилось, уже это и гласно все признают. И поэтому я поняла, что каналам основным, даже если бы они очень захотели, им нечего было бы поставить в эфир, потому что я думаю, фильмов не снималось, только на «Культуре». Я помню этот вечер, по-моему, это к 80-летию было сделано недавнему, и фильм, по-моему, назывался он «Поцелуй от Фомы», где Петр Наумович во всей своей привлекательности, красе, обаянии предстает перед нами.
Л. ГУЛЬКО – Спектакли не поставишь.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Спектакли были, кстати, на том же канале «Культура». Была такая акция, она длилась довольно долго. Я не помню точно, как называлась, но примерно «Фестиваль театров». То есть показывали лучшие спектакли разных театров. Ленкома, «Современника», МХАТа, наверное, я не помню, и Мастерской Фоменко и было несколько спектаклей. Хотя, конечно, все равно, увы, эти версии телевизионные никогда не передают всю магию театра, который есть. Ну и то, слава богу, что запечатлели, театр есть и эти спектакли идут по-прежнему.
Л. ГУЛЬКО – Несмотря на все, что происходит в театре, и происходило.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но не у него в театре.
Л. ГУЛЬКО – С гибелью актеров.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А, безусловно, конечно, это трагедия. Но, тем не менее, это один из самых живых и самых интересных театров. И до сих пор, хотя уже большое есть здание, раньше маленькое было…
Л. ГУЛЬКО – Раньше был кинотеатр «Киев».
И. ПЕТРОВСКАЯ - Маленькое помещеньице или иногда какие-то другие сцены. Большую часть спектаклей я так и смотрела. Либо в этом маленьком помещении, либо на каких-то других сценах. И понятное дело, что прорваться, получить возможность билеты купить, очень мало было вероятности и шанса. Но сейчас, когда есть большой театр, все равно это один из самых востребованных театров, несмотря на то, что сегодня их очень много. Вот, в общем, это одно из, то есть не одно, а самое печальное, драматическое и вообще больное, горестное событие минувшей недели. И конечно светлая память Петру Наумовичу. А прощание с ним будет в понедельник в его театре.
Л. ГУЛЬКО – Теперь зорким взглядом вашим давайте мы облетим, так правильно по-русски говорить.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Зоркий сокол.
Л. ГУЛЬКО – То, что по вашему мнению, что творилось на наших телеканалах за последнюю неделю.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Наверное, здесь проще говорить, чего не творилось.
Л. ГУЛЬКО – Олимпиада творилась.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Олимпиада давайте на потом, потому что Олимпиада, безусловно, творилась и безусловно, сегодня это выручает наши каналы, которые дружными рядами все отвалили в отпуск. Зато идут спортивные трансляции и заполняют вот эти лакуны образовавшиеся. Я смотрела новости преимущественно. И это, конечно, крайне любопытная сегодня история, когда бедные телевизионщики, я даже на эту тему в «Новой газете» написала, что их можно только пожалеть, потому что происходят события, о которых либо нельзя говорить, либо надо исхитриться так сказать, чтобы по сути ничего не сказать. Возьмем историю, Мадонна приехала. Не рядовое событие, как к ней ни относись. Кто-то любит, кто-то не любит, кто-то там как-то считает, но при всем том это, безусловно, звезда мирового уровня и я предполагаю, что телевизионщики готовились это осветить по максимуму и наверное конкурс среди себя проводили, кто возьмет интервью.
Л. ГУЛЬКО – А до этого Стинг приезжал, не менее звезда, чем Мадонна.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну?
Л. ГУЛЬКО – Ну.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот я сейчас не про Стинга, хотя и Стинг тоже. Происходит дальше следующее. Я за этим внимательно следила. Днем в день, когда должен быть концерт, еще рассказывают, что он будет, потом все просто замолкают, за исключением компании НТВ, которая рассказывает о том, как идет подготовка, что концерт начнется позже запланированного, что с утра стоят фанаты и так далее. Ну, собственно и все.
Л. ГУЛЬКО – Москва-24 показывала.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я сейчас беру вот эти основные федеральные каналы, которые сегодня смотрит вся страна. На следующий день появились сюжеты, уже связанные, естественно, с «Pussy Riot», где было сказано очень коротко и лаконично, что она сказала какие-то свои слова в поддержку наших девушек, суд над которыми в этот момент проходит.
Л. ГУЛЬКО – То есть вы хотите сказать, что если бы не этот скандал, который она там устраивала, то что бы, ее показали или нет?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Безусловно бы показали.
Л. ГУЛЬКО – В новостях.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Не только в новостях, я думаю, там были бы расширены и сюжеты, фрагменты концертов полностью. Ну конечно. Здесь ощущение такое, что… И наши же лидеры любят появляться с мировыми звездами. С Маккартни и так далее.
Л. ГУЛЬКО – У них свои приоритеты у лидеров. Группа Deep Purple, Маккартни. Ну может быть Мадонна им не очень.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Хорошо, но кто-нибудь я думаю, все равно бы появился. Но я только лишь говорю о своем наблюдении. Все равно ощущение того, что перед ней был некий такой выставлен барьер или она попала в стоп-листы именно по этой причине, что осмелилась на такой демарш и высказалась в защиту как ей представляется, не вполне невинно, то есть совсем… Как бы сказать, господи, в общем, как ей представляется, что их несправедливо судят, держат в клетке и пытаются сейчас приговорить к какому-то судебному сроку. Сам процесс тоже, между прочим, любопытно мне кажется, освещался. Потому что сказать, что его не освещали, невозможно.
Л. ГУЛЬКО – Освещали.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Но какие-то самые важные вещи при этом, только в редких новостях, на НТВ точно было, когда давали синхроны адвоката девушек и адвоката той стороны, из которых была понятна вся степень абсурдности происходящего, и совершенно невероятные выражения для светского суда, которые употребляла адвокат так называемых потерпевших. И многое другое. Картинка, конечно, в первую очередь дает представление о происходящем. Когда ты видишь сидящих в аквариуме очень скромного вида девушек, и стоящих вокруг в каком-то немыслимом количестве конвоиров, и эти наручники и этот лай собаки, которая сидела в зале суда, чтобы пресечь возможные, видимо, с их стороны попытки, не знаю, к чему, к побегу или к чему-то. Но все равно весь масштаб происходящего совершенно в новостях не передается именно потому, что это освещается по принципу, идет процесс, сказали то, завтра следующий день. И в принципе я так полагаю, что если бы у нас телевидение было относительно независимым, хотя бы относительно, то есть хотя бы несколько каналов были главных независимых от государства, в первую очередь, от власти, то, безусловно, это повод для серьезнейшей и очень важной для зрителей дискуссии. Вот про общественное телевидение спрашивают, какая его функция. Его функция освещать самые важные проблемы, события, тенденции, которые происходят в обществе.
Л. ГУЛЬКО – Оно должно быть над схваткой я так понимаю.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, дело в том, что, разумеется, дискуссия вообще по идее должна быть с точки зрения и со стороны людей, проводящих ее, то есть ведущих, телекомпаний, относительно беспристрастной. Но эта дискуссия, в которой должны участвовать разные люди, разные стороны. Люди, наши зрители должны понять, почему эта, по сути, пустяковая акция вдруг попала в такой болевой нерв и обозначила эту линию разлома, и это могла быть многосерийная дискуссия, с участием самых разных людей, представителей судебной системы. И адвокатов, и духовенства, и деятелей культуры, которые за и деятелей культуры, которые против. Ничего этого не происходит.
Л. ГУЛЬКО – А мне кажется, что если бы телеканалы показывали, вообще наши телезрители мне кажется, они как общество жестко разделены. Если бы показывали с другой стороны группу «Pussy Riot», канал какой-нибудь государственный, НТВ, ОРТ или что-то еще, была бы недовольна одна часть, показывали с противоположной стороны, была бы недовольна другая часть. Такого над схваткой никому не надо. Нужно либо, кто не с нами, тот против нас. Мне так кажется.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Если есть некая заданность во взгляде…
Л. ГУЛЬКО – Она в умах эта заданность.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А в умах заданность именно оттого, что люди в массе своей отвыкли и не в массе тоже, по тому же Интернету это заметно. В фейсбуке тоже разделение. Отвыкли от дискуссий, в которых представлены разные точки зрения. Мы это проходили в самом начале перестройки, когда начало меняться телевидение. И когда вдруг начали обсуждать и с этой стороны, и с этой стороны. И тогда ошеломленные и совершенно не знающие, к какой точке зрения примкнуть люди, писали в редакции письма и говорили, вы высказали вот эту точку зрения, а какая правильная.
Л. ГУЛЬКО – Какая мне нужна, такая и правильная.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это другой вопрос. Это другая история. Это психология. Да, действительно человек, и кстати об этом свидетельствуют те дискуссии, которые у нас есть. Тот же «Исторический процесс» например. Особенно когда был Кургинян в качестве одной из сторон, зрители приходили, уже заранее солидарные, не слыша еще никаких аргументов и сторон. Так в этом и задача мне кажется нормального телевидения, каким-то образом, если не научить, то приучить часть общества, способную как минимум к размышлениям и сомнениям, приучить к тому, что существуют разные точки зрения и попытаться каким-то образом их сблизить. Потому что невозможна сегодня та нетерпимость, которая существует и дело вот это «Pussy Riot» особенно это обозначило, нетерпимость, неумение, нежелание прислушиваться к аргументами другим, отличным, как вы совершенно правильно говорите, от собственных. И я опять же абсолютно идеалистически и утопически говорю, что если бы у нас действительно было создано сегодня общественное телевидение, вот такое, как оно задумывалось вроде бы, которое подконтрольно только обществу, наблюдательному совету и ни в коей мере не зависит от установок власти, то вот это его была бы главнейшая функция и задача. Во-первых, максимально объективно постараться рассказать о том, что происходит, сейчас уже независимо от того, «Pussy Riot», не «Pussy Riot» и, во-вторых, попытаться обсудить это и найти точки соприкосновения в том, что казалось бы невозможно вообще ни сблизить, ни соприкоснуть, извините.
Л. ГУЛЬКО – Так правильно говорит господин Лысенко, отвечая на вопрос, что общественное телевидение будет всех раздражать. Говорит Анатолий Лысенко.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Наверное, поначалу оно будет раздражать, если оно будет заниматься примерно тем, о чем я говорю. Наверное, будет раздражать именно тем, что оно будет вне вот этой заданности находиться.
Л. ГУЛЬКО – Ни вашим, ни нашим это называется.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это ни вашим, ни нашим, это совершенно нормальная объективность, к которой должно по идее стремиться телевидение, которое к очень большому количеству людей обращается. Вот даже газеты, радио, они в принципе себя позиционируют как либеральные СМИ. И оно придерживается этой точки зрения. Другое государственное, условно говоря. И тоже с этих позиций выступает. Телевидение, допустим, один канал может быть государственным и выражать эту точку зрения государственную, хотя, честно говоря, я не уверена, что так должно быть, потому что все равно имеется в виду не государство как власть, а государство как общество.
Л. ГУЛЬКО – Мы продолжим наш разговор сразу после свежих новостей.
НОВОСТИ
Л. ГУЛЬКО – 11.35. Мы продолжаем. Мадонну, «Pussy Riot», что еще?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Вчера с интересом смотрела, как будут освещать, все-таки 75 лет Анатолию Собчаку. И некоторым образом ситуация за последний год, полгода изменилась. Как известно, в предыдущие юбилеи Владимир Владимирович, будучи и считая себя учеником Анатолия Александровича, всегда как-то очень отдельно подчеркивал, как ему это важно, приезжал, по-моему, в Питер, возлагал цветы. Вчера я обнаружила один сюжет, хотя может быть их было больше. В семичасовых новостях точно про это не было, а в восьмичасовых Вестях был сюжет, очень такой отстраненный. Про то, что исполнилось бы 75 лет. Показали очень быстро кадры как Людмила Борисовна Нарусова и очень коротко маленький план Ксении возлагают цветы. И дали синхрон Путина, который был записан еще 7 августа. Где на вопрос кого-то из журналистов он говорит, что Анатолий Александрович был, безусловно, патриотом, был не вполне политиком в общепринятом смысле слова, но искренним, болеющим за страну и так далее. И безусловно, оставил свой вклад. Примерно так. Собственно, я ничего особенного не ждала. К 70-летию снимались какие-то фильмы юбилейные и к 75-летию по логике, наверное, можно было бы их повторить, поскольку понятное дело, что с того момента, по крайней мере, в линии судьбы Анатолия Александровича мало что уже бы изменилось. Но, увы, никто ничто не показал. Может быть кто-нибудь, да и то вряд ли на каких-то неглавных каналах. У нас как там раньше было, сын за отца не отвечает, а на самом деле все отвечали. А тут уже мертвый отец вот таким образом расплачивается…
Л. ГУЛЬКО – Вы думаете это все из-за Ксении Собчак?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Абсолютно уверена. А что же тут думать. Да Людмила Борисовна, которая тоже накануне юбилея позволяла себе какие-то высказывания, которые вряд ли могли бы понравиться, убеждена просто. Тем более сейчас летнее безвременье, затишье и я уверена абсолютно, что не будь всех этих событий с Ксенией, наверняка какой-то из архивов фильм показали бы. Тут вот, увы, увы, такая история. Мне так кажется. Это мое как сейчас модно говорить, оценочное суждение.
Л. ГУЛЬКО – Пишут спасибо каналу «Культура», если мы говорим о людях, которым исполнилось бы. Об Иосифе Бродском. Теперь читаю стихи его ежедневно, - пишет Андрей из Санкт-Петербурга, 54 года.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, это я тоже себе. У меня на бумажке написано, чтобы не забыть. Это фильм, который уже показывали. Он называется «Возвращение». И был он снят Еленой Якович, Алексеем Шишовым еще естественно при жизни Бродского в Венеции, где он разговаривает обо всем со своим другом и соратником Евгением Рейном. Поначалу фильм был в каком-то коротком варианте, по-моему, две серии, а потом уже, по-моему, Елена не так давно подняла весь свой другой материал, потому что понятное дело, что они это записывали, и много чего осталось и сделала такой уже более объемный фильм. Который длился пять, по крайней мере, дней. Я не посмотрела, будет ли на следующей неделе. И это, конечно, совершенно упоительно. И стихи, и как они говорят. И все это на фоне Венеции, которую он невероятно любил. Так что вот такое событие. И на этой неделе если хотелось что-то посмотреть помимо Олимпиады и новостей, то я смотрела канал «Культура». Единственное, что меня страшно огорчило, я давно не видела там новости культуры. Я говорю сейчас не о поздних новостях, которые ведет Флярковский, а новостях, которые выходят в 19.15 или 19.30. Переключилась на них случайно, и мне показалось, что я попала в какой-то очень такой провинциальный город, где очень слабое телевидение свое, которое собственно высасывает эти новости из пальца. Потому что ничего не происходит. Тем более в культурной жизни. Ну на самом деле есть такие городки, где есть свое телевидение. Но где действительно как таковых событий нет, и то умудряются что-то придумывать.
Л. ГУЛЬКО – А что, подача?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Все вместе. И подача, и картинка. И какой-то невероятно архаичный стиль, стилистика что ли, и речь, что ведущей, там женщина была ведущая, что корреспондентов. Какая-то такая пафосная выспренность, которая раньше была свойственна корреспондентам, которые говорили о культуре, какое-то придыхание, какие-то совершенно ненужные метафоры.
Л. ГУЛЬКО – Там вроде начальник не очень пожилой человек. На «Культуре».
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я еще раз говорю, что меня это совершенно поразило. А главное меня поразило, что в этот день произошло чрезвычайно важное культурное событие, от которого взорвался Интернет, все об этом писали в фейсбуке. Это смена руководства в театре Гоголя, когда на смену, сейчас, правда, эта история получает продолжение, там уже часть труппы высказалась против, но, тем не менее, на смену Яшину, бывшему художественному руководителю Театра им. Гоголя поставили Кирилла Серебренникова, одного из самых интересных сегодня модных, как принято говорить, в общем, таких авангардных, современных молодых режиссеров. Разве это не событие.
Л. ГУЛЬКО – Для культуры конечно. Старейший театр.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И поэтому я, прильнув к экрану, стала ждать, когда же про это событие расскажут. Ведь новости выходят в Москве, я понимаю, если бы это выходило в каком-нибудь маленьком городишке, и невозможно было бы ни по телефону связаться с тем еже Кириллом Серебренниковым, ни тем более снять его.
Л. ГУЛЬКО – Можно получить от господина Капкова.
И. ПЕТРОВСКАЯ - От того же Яшина.
Л. ГУЛЬКО – Кстати, газете «Известия» дал объяснение.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть даже от актеров, которые в театре и что они от этого ждут. Короче говоря, это действительно событие реальное культуры. И что вы думаете, ближе к концу о нем сказали ровно одной фразой, что сегодня это произошло. При этом в кадре появился какой-то малоудачный портрет фото Кирилла Серебренникова, и все. Одной фразой. Честно скажу, я была совершенно изумлена.
Л. ГУЛЬКО – А почему, как вы думаете?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Не знаю.
Л. ГУЛЬКО – Я же не думаю, что кто-то сверху его-то куда-то…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, я думаю, что здесь именно какой-то такой свой подход, что это должны быть новости из разных областей. При этом какие были новости. В Архангельском очередной раз какой-то скандал, то ли пытаются чего-то застроить, то ли не застроить. Не поняла, потому что не сразу включилась. День памяти Блока. Замечательно. Только не надо при этом говорить – в этот день ушел из жизни поэт Серебряного века. Это все напоминает вот эту прежнюю стилистику. И на крайне убогой картинке показали выставку…
Л. ГУЛЬКО – Квартиру-музей.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но опять же, раньше я проходила практику на Новосибирской студии телевидения много лет назад. Еще не было ни видео, ничего, снимали на кино, и вот ровно также, крупный план, общий план. Панорама по стенке. И какой-то тоже с придыханием синхрон, и корреспондент, который говорит: поэт, певец Серебряного века. Дальше была выставка какая-то из Омска сюжет. Это допустим. Ну и что-то в этом роде. О том, кстати, опять же как к этому ни относись, что сегодня состоится концерт Мадонны, вообще не было сказано, потому что, по всей видимости, там не считают это явлением культуры, хотя мы прекрасно понимаем, что культура вообще-то многообразна. И это не выставка, театральная премьера… А, еще пресс-конференция была руководителей вузов по итогам поступления. Но и разные грани и сферы. И даже недаром деятели культуры и наши и зарубежные за тех же «Pussy Riot» заступаются. Потому что по большому счету это конечно может быть и не культура, и не искусство. Но это одна из разновидностей некой художественной, художнической, хоть и очень радикальной деятельности. Поэтому еще раз говорю, меня крайне огорчили эти новости. И собираюсь я к ним пристальнее присмотреться. Может быть это такой был день неудачный. Все ушли в отпуск. Но все равно это же Москва при всем том, и здесь происходит огромное количество разных событий. Не только то, что я перечислила, а очень много всего, о чем мне кажется, новости культуры должны просто, имеют право сообщать. Это мое наблюдение после большого перерыва. Потому что в целом я еще раз повторю, безусловно, на канале «Культура» идет очень много любопытного и интересного, полезного, просветительского. Замечательного. Вспомним хотя бы ту же «Ноту» Олега Дормана. И вдруг в сочетании с этим вот такое вот.
Л. ГУЛЬКО – Чего еще не было?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Сегодня у нас 11-е число. Пока, во всяком случае, я нигде не видела даже упоминания о том, что сейчас годовщина очередная печальная гибели лодки «Курск», например. Я видела эти сюжеты про переписку Макаревича и ответ Путина, но, возвращаясь к теме общественное телевидение, ведь тоже крайне любопытно и то, в каком стиле обратился Макаревич к Путину и то, в каком стиле он ответил. И какая проблема за всем этим стоит. Этого ничего нет. Есть, так назывно певец обратился, Путин ответил. Все. Никаких вопросов, никаких комментариев. И я повторю поэтому, что мне жалко телевизионщиков, которые лишены этой возможности сопоставлять что-то, сравнивать. Или опять же сюжет, как говорил, помните, полотер из фильма «Я шагаю по Москве». Вот сюжет. Фильм, который накануне тоже годовщины маленькой победоносной войны с Грузией всплыл в Интернете. Называется «Последний день». Я его посмотрела весь. Потом как мы знаем, была не пресс-конференция, когда Путин общался с журналистами. И ему задали вопрос про этот фильм. И он ответил, что нет, он общался, все знают эту историю с Дмитрием Анатольевичем, 7-8-го. А Дмитрий Анатольевич сказал, что никто с ним не общался. В общем, совершенно загадочная история. Вот как поступает в этой ситуации телевидение, которое озадачено поиском определенной истины. Ну чем оно еще может быть озабочено и озадачено. Наверное, оно посмотрело этот фильм и, может быть, бы какие-то фрагменты показало. Потом бы, наверное, из архива достали бы синхроны Дмитрия Анатольевича, Владимира Владимировича того времени. Сопоставили бы, попробовали понять, кто тут говорит правду, а кто не очень говорит правду. Или у каждого своя правда и как это все понимать.
Л. ГУЛЬКО – То есть общественная дискуссия.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но в результате зритель, тот зритель, который допустим, не имеет возможности узнать, что происходит в Интернете, не слушает наше радио и так далее. Он оказывается в какой-то глупейшей ситуации, о чем-то говорят, о каком-то фильме, где военные какие-то высокопоставленные предъявляют претензии бывшему президенту, что он был нерешительный, и в результате дал отмашку нашим войска входить в Южную Осетию поздно, и поэтому это привело к жертвам.
Л. ГУЛЬКО – Может быть они и правы.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть они и правы, а может быть и не правы. И что это за фильм такой. Вот в чем проблема…
Л. ГУЛЬКО – И чего он вдруг появился.
И. ПЕТРОВСКАЯ - …скованности и связанности сегодняшних телевизионщиков по рукам и ногам. Да, почему сегодня это всплыло. Кто это сделал.
Л. ГУЛЬКО – Годовщина этой войны.
И. ПЕТРОВСКАЯ - 4 года, чего там годовщина. Просто дата. Почему вдруг, вместо того чтобы дистанцироваться от этой истории, как мне кажется, что лавры тут довольно сомнительные, почему вдруг они наперегонки друг с другом соревнуются, я имею в виду так называемый тандем, кто первый, кто не первый, кто принимал решение. Крайне загадочная история И ответа никто оттуда из ящика нам на эту тему не дает. Даже я думаю, что если бы не было лета, если бы даже привычные форматы сейчас выходили, тот же «Поединок» их не так много, просто раз-два и обчелся. Собственно один «Поединок» можно и только назвать соловьевский. А где еще такую актуалку обсуждают. Нигде практически. Ну может быть еще у Гордона иногда…
Л. ГУЛЬКО – В «Закрытом показе».
И. ПЕТРОВСКАЯ … и «Судите сами», хотя «Судите сами» уже, по-моему, давно ушло, как у них теперь называется… Да нет не в «Закрытом показе». У него выходила в предыдущем сезоне еще такая программа «Гордон». Она появилась в предвыборный период, и обсуждала…
Л. ГУЛЬКО – Мог бы в «Закрытом показе» пройти этот фильм.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не думаю, я посмотрела эту кину, это кино, это все-таки не для «Закрытого показа». Это скорее для такого актуального дискуссионного формата. Где показали бы, может быть, какие-то фрагменты, а может быть позвали бы в студию фигурантов и они бы рассказали более подробно. Потому что из фильма создается очевидное впечатление, что есть некий заказ на то, чтобы сделать Владимира Владимировича, собственно, он таковым для большинства и является, царем, отцом, военачальником, который все очень мудро придумал, но преступная проволочка с этим решением…
Л. ГУЛЬКО – Малодушие.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Там какие-то разные слова называются, но временами довольно жестко. И тот же Балуевский говорит, что пока не получил президент пинка от Владимира Владимировича, он ничего не делал. И местные жители говорят про то, как Владимир Владимирович как все правильно придумал, как заранее все было готово, план, операция, готовились чуть ли ни три года к возможному вторжению грузинской армии в Южную Осетию.
Л. ГУЛЬКО – Но мы не знаем, может и готовились.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Вместо того чтобы разъяснять, мы имеем одни загадки. Я говорю, я сейчас идеалистически сужу, вот по тем временам начала, середины 90-х, почти до нулевых начала, когда всякое такое событие немедленно становилось предметом дискуссии. Потому что если не дискутировать, то народ остается тот, который хотел бы знать, но, к сожалению, не сумел, в крайнем недоумении, что это такое было. А сюжет, конечно, грандиозный сюжет.
Л. ГУЛЬКО – Дальше у вас по списку написано…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да нет, я просто так для себя накидала. Это опять же того, чего не было. Можно было тоже в новости культуры.
Л. ГУЛЬКО – Абай?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, годовщину.
Л. ГУЛЬКО – Это скорее политическое событие, чем культурное.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но, тем не менее, день рождения поэта, а дальше уже как пытался народ отметить.
Л. ГУЛЬКО – Если бы не ОккупайАбай, о нем бы и не вспомнили никогда.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, безусловно, до ОккупайАбая огромное количество людей не подозревало о том, кто там на Чистом бульваре восседает напротив казахстанского посольства. Более того, была безумная смешная история, когда этот памятник Абаю только ставили, а рядом «Современник» находится, и там была какая-то дата, то ли у Галины Борисовны был юбилей, то ли у театра. И потом сама Галина Борисовна рассказывала ужасно смешно, мы хохотали просто до слез, что Сергей Гармаш, который обладает огромными способностями разыгрывать своих коллег, он позвонил Игорю Владимировичу Кваше и сказал: слушай, наша-то смотри, просто ужас, ей предложили, и она согласилась, чтобы ей поставили памятник на Чистых прудах. И Кваша в ужасе закричал: да не может быть, как! – Да точно я тебе говорю. И он спросил: она стоячая или сидячая. – Да сидячая. И в общем, пока это ни разъяснилось и уже не дошло до самой Галины Борисовны, которая тоже вначале хохотала, потом сказала, идите вы к черту, была целая многоступенчатая история розыгрыша. В общем, не Галина Борисовна, оказалось, сидит, а именно Абай знаменитый, классик казахской литературы. Который неожиданно…
Л. ГУЛЬКО – Около посольства.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, естественно, напротив. Который неожиданно этой весной сделался символом протестного движения.
Л. ГУЛЬКО – Что нам пишут.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нам пишут.
Л. ГУЛЬКО – Потом об Олимпиаде, если позволите. По поводу Собчака. «Можно подумать раньше в такие даты много говорили о Собчаке».
И. ПЕТРОВСКАЯ - Говорили в 70 лет и показывали фильмы, снятые о нем конкретно.
Л. ГУЛЬКО – «Была дата 25 лет смерти Папанова, - пишет Дмитрий, - приближается 25-летие, день памяти Миронова. На всех каналах тишина. Что скажете? Спасибо». Я думаю, наверное, что-то будет.
И. ПЕТРОВСКАЯ - На следующей неделе я знаю, что в связи с юбилеем Муслима Магомаева будет очень много посвящено программ, концерты, по всем каналам Муслиму Магомаеву. Тут они да, в общем, телевидение подходит к этому избирательно. То есть кому-то очень много посвящается, а кому-то меньше. Может быть, они все-таки отталкиваются от юбилеев. От дат рождения. Хотя, например, Высоцкий традиционно его и день рождения отмечает телевидение и дату его смерти. Ну, трудно сказать, я думаю, что в любом случае это заметит канал «Культура», который привык откликаться на самые разные вообще даты, но в том числе и на дни рождения и дни памяти.
Л. ГУЛЬКО – Пишут, что господин Макаревич катастрофически уступает в известности и народной любви Стасу Михайлову, вот и пытается привлечь к себе внимание.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну, я думаю, что сравнение…
Л. ГУЛЬКО – Иронизируя я думаю, а может и нет.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Кто его знает. Но конечно, уступает. Стасу Михайлову сегодня все уступают. И Муслим Магомаев бы уступил. Если бы был жив. Ну вот такие у нас сегодня времена и нравы. И Стас Михайлов неожиданно и, кстати, благодаря в первую очередь телевидению тому же…
Л. ГУЛЬКО – А это благодаря телевидению?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я абсолютно убеждена. Ну хорошо, ну приходили к нему на концерты вначале в ресторан, потом на какие-то площадки его поклонники. Но вот эта его слава невероятная, разумеется, этим он обязан только лишь телевидению.
Л. ГУЛЬКО – А что телевидение рассчитано на такие вот умы?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Телевидение рассчитано на чувствительных бальзаковского, мягко говоря, возраста, женщин.
Л. ГУЛЬКО – Барышень.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Чувствительные женщины, а если вы хоть один раз просто не пожалеете времени и посмотрите концерты, которые регулярно показывает телевидение и вы посмотрите на выражение лиц публики, то вы все и поймете. Потому что большинство как раз составляют очень славные женщины, которые плачут, слушая Стаса Михайлова.
Л. ГУЛЬКО – Ну так их не переделаешь. Им что показывай, что ни показывай. А если бы им показывали что-то другое.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А раньше Муслима Магомаева любили, потому что Муслима Магомаева, во-первых, я не говорю, простите меня, если кто-то подумал, что я сравниваю…
Л. ГУЛЬКО – Ни в коем случае.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, но что видят люди, на то они откликаются всей своей израненной душой.
Л. ГУЛЬКО – То есть если бы им крутили Мадонну…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну может быть Мадонна не в такой степени, у нас любят своих, чтобы были песни, под которые можно вот так взрыднуть. Всю свою жизнь окинуть грустным взором. Это все, вообще у нас ужасно популярен шансон. Вся эта ресторанная музыка.
Л. ГУЛЬКО – Городской фольклор такой.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это не городской, нет. Это в чистом виде ресторанный шансон, под который как это принято у нас говорить люди отдыхают, когда приходят в ресторан. Хорошо отдохнули что значит? Это поплясали, музыка громкая играла.
Л. ГУЛЬКО – Ира, но если таких большинство, зачем общественные дискуссии.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да должно быть разных много. Много каналов, хороших и разных. И вообще задача все-таки, мало ли что любит народ. Частушки любит матерные, например. И тогда можно в принципе, идя навстречу пожеланиям трудящихся, устроить вот такой частушечный канал или концерты.
Л. ГУЛЬКО – Иногда бывает.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Бывало, даже была такая программа «Эх, Семеновна». Но все-таки до какого-то предела там не доходило, потому что частушка на самом деле без вот этого словца не частушка. Это какая-то глупость. Но, тем не менее, по какому-то общественному соглашению есть то, что не попадает в такое поле публичное, которое охватывает массы. Вообще это закон абсолютно универсальный, что чем больше народу смотрит, приходит, слушает, тем это работает на понижение продукта, к сожалению.
Л. ГУЛЬКО – Во всем мире.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Думаю, что и во всем мире. Но просто, наверное, где-то выставляются какие-то барьеры, куда уже ниже нельзя. А где-то нет. Так я думаю.
Л. ГУЛЬКО – Хорошо, и осталось у нас с вами полминуты на Олимпиаду.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Полминуты на Олимпиаду. Давайте скажем так, Олимпиада обрадовала, безусловно, и радует тех, кто любит эти зрелища. И, слава богу, я тоже много чего смотрела. У меня есть определенные претензии к некоторым комментаторам, но в целом это, безусловно, ярчайшее зрелище в первую очередь, как это снимается, как это стало совершенно по картинке, в первую очередь, и конечно, по страстям, которые там бушуют. И самое главное, завтра на канале «Россия» торжественное закрытие Олимпиады. И мы помним феерическое открытие, которое мы здесь обсуждали, и думаю, что, наверное, нас тоже ждет незаурядное, по меньшей мере, зрелище.
Л. ГУЛЬКО – Спасибо огромное. «Человек из телевизора» Ирина Петровская.