Александр Мельман - Человек из телевизора - 2012-08-04
Л. ГУЛЬКО – 11.08. Мы начинаем передачу «Человек из телевизора». Сегодня у нас телекритик Александр Мельман. Телекритик газеты «Московский комсомолец». Здравствуйте.
А. МЕЛЬМАН - Здравствуйте, Лев, Здравствуйте, дорогие слушатели и зрители.
Л. ГУЛЬКО – Начнем мы, как сказал Саша с Олимпиады, поскольку это главное действо на телевизионных каналах. А дальше развернемся. Что касается Олимпиады. Я, например, попадаю на спортивную гимнастику, я включаю Олимпиаду, а там спортивная гимнастика. И ужасно интересно, мне очень понравился комментарий, если я не ошибаюсь Людмила Иванова, заслуженный мастер спорта, олимпийская чемпионка многократная. Но более качественного, профессионального комментария, причем она переживает сильно, вообще все было очень классно. Я раньше смотрел, конечно, я больше люблю легкую атлетику.
А. МЕЛЬМАН - Это начинается сегодня буквально и будет до конца Олимпиады.
Л. ГУЛЬКО – А тут я как-то полюбил смотреть спортивную гимнастику благодаря комментаторам в том числе.
А. МЕЛЬМАН - Да, я хотел сказать несколько слов, а они заслуживают гораздо большего о спортивных комментаторах. Потому что это действительно важнейшие люди на телевидении, о них в последнее время не так часто говорят, а в советское время это были культовые фигуры, и был Вадим Синявский практически в единственном числе, когда все это начиналось в радиоэфире. И его репортажи из Англии. Когда московское «Динамо» в 1945 году играло серию из 4-х матчей. И все это помнят и есть записи замечательные. А потом действительно плеяда советских комментаторов как Николай Озеров, Владимир Маслаченко, Владимир Перетурин, Евгений Майоров и все это мы помним, потому что выбор был небольшой, было два, максимум три канала, спорт показывали на первом, прежде всего, центральное телевидение это демонстрировало. И это были важнейшие люди и просто то, что сейчас называется звезды телеведущие, а тогда были спортивные комментаторы. Сейчас выбор у нас очень велик. И мы можем смотреть разные каналы и спортивные, и общего доступа, специальные спутниковые спортивные и так далее.
Л. ГУЛЬКО – Я уж не говорю о Евроспорте.
А. МЕЛЬМАН - И там работают комментаторы. Действительно хотелось бы отдать им должное разным людям, вы попали на Лидию Иванову, и я вчера слышал, как Николай Сванидзе восхищался ее комментариями. Я абсолютно согласен. А я тоже смотрю гимнастику и вдруг я слышу репортаж Владимира Гомельского. Который сейчас сотрудничает с Первым каналом, так он работает на НТВ-плюс и его специализация узкая баскетбол, где он просто великолепный мастер. А приходится комментаторам порой брать какие-то непрофильные виды спорта, казалось бы. И насколько замечательно он это делает. Насколько он чувствует и понимает эти нюансы. Я аплодирую. Не говоря уже о том, как он комментировал баскетбол. Но там есть еще на канале «Россия» Роман Скворцов, очень хороший комментатор. Он тоже баскетболист, он комментировал всегда баскетбол, просто в последнее время баскетбол ушел больше на НТВ-плюс, ему приходится больше комментировать хоккей. И вот он что называется, дорвался. И как он комментирует женский баскетбол, это просто с такими нюансами, эмоцией. Это замечательно. Поэтому здесь очень многих хочется отметить. Есть еще Андрей Голованов на Первом канале. У него очень непростая комментаторская судьба. Потому что Первый канал, оттуда спорт потихонечку уходит. И Андрей Голованов тоже ушел, он там работает по договору. Раньше показывали хотя бы чемпионат России по футболу, сейчас и этого нет. И он там комментирует танцы на льду. Кстати, вместе с Владимиром Гомельским поочередно. И больше ничего. А на самом деле то, как он сейчас комментировал плавание, это просто, он такую дает эмоцию. Вот на НТВ-плюс есть олимпийский чемпион Денис Панкратов, который сейчас комментатор очень хороший, который знает все о плавании. Но Голованов был великолепен, так же как Дмитрий Губерниев. К нему можно по-разному относиться особенно после его некоторых высказываний, которые попали в эфир про вратаря Малафеева и так далее. Но просто то, что это мастер, высокий профессионал, и то, что например, биатлон, который у нас стал так популярен, не только благодаря господину Прохорову, который все это финансирует, а именно больше даже заслуга я думаю господина Губерниева, который вот так это комментирует. А здесь он комментировал плавание, и это тоже было замечательно. Ну и, кстати, хочу еще отметить вашего коллега Лешу Осина.
Л. ГУЛЬКО – Я хотел об этом сказать.
А. МЕЛЬМАН - Правильно, он в Москве. Он никуда не уехал, вы его здесь слушаете постоянно. И мы его слушаем. А он как комментировал женский пляжный волейбол. Это было просто великолепно. Вообще Леша мастер на все руки, он подстраховочный такой в Москве, когда вдруг связь прерывается.
Л. ГУЛЬКО – На самом деле это самое сложное. Это как коверный, который выходит в цирке и должен знать все, должен владеть мастерством всех.
А. МЕЛЬМАН - Он должен быть всегда готов. Он должен быть в курсе всего и кроме профессионализма, это еще для меня Леша такой психотерапевт. Потому что настолько человек позитивен, адекватен, насколько самоироничен, что когда его слушаю, как-то в вашем ли эфире или когда комментирует футбольные матчи или сейчас Олимпиаду и пляжный волейбол. Просто мне становится лучше на душе, я думаю, что и многим нашим радиослушателям. Поэтому я хочу сказать многим очень комментаторам огромное спасибо. Я слышал иногда, есть такая тема, что некоторые комментаторы якобы заговариваются на тему патриотизма, они так гонят нашу команду вперед, они болеют против…
Л. ГУЛЬКО – А американские комментаторы не заговариваются на тему патриотизма. А французские.
А. МЕЛЬМАН - Безусловно.
Л. ГУЛЬКО – Это же спортивные игры.
А. МЕЛЬМАН - И эмоции. Но я кстати этого не вижу. Тот же Губерниев, я помню, как он начинал и его много, хорошо, интересно пародируют в разных программах. Он действительно был такой ура-патриот советского типа, все это было за наших и против тех, кто против наших. И вот он перестроился и уже достаточно давно, и он замечательный и оценивает победу американцев просто великолепно. Даже я хочу сказать о своих стереотипах. Вот когда побеждают американцы те же в бассейне и потом показывают церемонию награждения. И у меня срабатывает щелчок, стереотип, что сейчас гимн американцев мы не услышим и не увидим, потому что это не мы, а это американцы. Это часто так бывало на нашем телевидении. И вдруг я вижу, что гимн, пожалуйста, американский показывают. Я просто его выучил, замечательную мелодию наизусть. Потому что они выигрывали в бассейне 14 уже раз. И это прекрасно. То есть никакого антиамериканизма, антизападничества и мы всех порвем, я, честно говоря, не вижу.
Л. ГУЛЬКО – Есть какие-то вещи, но все это с иронией говорится, мне кажется. Например, когда последний из наших борцов взял золотую медаль, когда Путин приезжал, и не помню, кто комментировал, он говорит, ну как же, там кто-то на втором месте какой-то высокий спортсмен, намного выше его, и на третьем. Вот если сейчас встанет на первую ступеньку, он выше будет, чем второй или третий. Нет, нормально, все хорошо.
А. МЕЛЬМАН - Это я тоже слышал. Это такие милые нюансы. Другое дело как Путин подгадал, это действительно. Все как-то к рукам липнет в этом смысле у Владимира Владимировича и пиар просто готовый и как-то все просчитали, и приехал человек и победа сразу на его глазах и он тут же аплодирует в белой рубашке, а потом спускается вниз. Да, все за него. Какой-то везунчик у нас президент.
Л. ГУЛЬКО – В утреннем эфире ребята обсуждали и в дневном тоже и как спорт связан с политикой. К сожалению, связан спорт с политикой. С большими деньгами. Мне кажется надо смотреть Олимпиаду просто и не думать ни о чем.
А. МЕЛЬМАН - Я слышал утренний эфир по поводу побед наших дзюдоистов с не очень русскими фамилиями.
Л. ГУЛЬКО – Сегодня Володя Варфоломеев и Аня Трефилова.
А. МЕЛЬМАН - Это стало серьезной темой. Никогда в Советском Союзе такой темы не было вообще.
Л. ГУЛЬКО – Потому что был советский народ. Общность. Мы все были из одной страны.
А. МЕЛЬМАН - И я помню, победа на Олимпиаде-80 Юрий Варданян из Армении замечательно.
Л. ГУЛЬКО – Вообще борцы, как правило, это люди, выходцы с Кавказа.
А. МЕЛЬМАН - Я слышал утром 85% людей, которые стоят на прежних позициях, хватит кормить Кавказ и значит, они уже почти не относятся к победам этих наших российских борцов как к своим победам. Что не считают этих людей за своих. Это очень серьезная тема и проблема.
Л. ГУЛЬКО – Я вдруг подумал, на самом деле ошибка, причем жуткая. Когда распадался Советский Союз, были НИИ закрытые почтовые ящики, которые работали на оборонку, но в них работали головы замечательные люди, которые не ездили за границу, как правило, поскольку были невыездными. И по пятой графе и по чему хотите. И там рождались открытия. Между прочим, от военных и Интернет пошел.
А. МЕЛЬМАН - Американцы это все сделали.
Л. ГУЛЬКО – И когда прозвучал лозунг «хватит кормить вот этих вот», и что?
А. МЕЛЬМАН - Здесь, Лев, вот закрытые ящики это одно, но были еще НИИ многочисленные.
Л. ГУЛЬКО – Я в одном из них и работал. Московский НИИ приборостроения.
А. МЕЛЬМАН - Я не знаю, что было в вашем конкретно НИИ, но в принципе так считалось. И если посмотреть фильм Э. А. Рязанова «Служебный роман» где тоже все происходит в одном из НИИ, люди так что называется работали. Я помню все фельетоны советские по поводу НИИ, по поводу, что действительно их надо закрыть, непонятно, чем они занимаются. Насчет НИИ это все было.
Л. ГУЛЬКО – Я работал в институте, который разрабатывал некие вещи, связанные с военными программами. Это был почтовый ящик. Аваксы всякие американские там намного раньше разработали. В Советском Союзе. Просто внедрение было другое. Просто перестали приходить заказы, прекратилось финансирование, в том числе и научные разработки. И все.
А. МЕЛЬМАН - Лев, помню также в «Литературной газете» обсуждалось это слово само – внедрение. Чисто советский термин. Внедрить сквозь препоны, сквозь того, что не будут давать, такого нет в нормальных странах, там просто есть конкуренция и конкурентная среда и если это сделано с точки зрения технологии правильно все, то там проблем особых не возникает. Слова «внедрение» там не существует.
Л. ГУЛЬКО – Нам пишет Виктор Филин из Дортмунда, я не буду цитировать, поскольку есть всякие слова…
А. МЕЛЬМАН - Ругается?
Л. ГУЛЬКО – Конечно. Он делает ставку на наши фамилии. И вспоминает нашу национальность. Несете всякую фигню, я так смягчу. Господин Филин, у вас проблем других нет в Дортмунде. Ну переключите, идите, погуляйте в Дортмунд. Что же вы проблемы все наши…
А. МЕЛЬМАН - В Германии бываешь, там спрашиваешь у людей по-немецки, как пройти куда-то, все отвечают по-русски.
Л. ГУЛЬКО – Так, мы прошли Олимпиаду сквозь дикторов. Комментаторов.
А. МЕЛЬМАН - Которые во многом меня потрясают. Я хочу отдать им должное. Другое дело, что, Лев, вы не знаете, куда пропал Кирилл Набутов, который замечательно всегда комментировал, но мне не очень понравилось, как он это делал на открытии Олимпиады. Вместе с Владимиром Гомельским, которого я по-прежнему отмечаю. А вот куда-то человек пропал. Потому что он сказал, что это его 7-я Олимпиада, он прокомментировал открытие, и я его что-то не слышу. На самом деле очень хороший комментатор.
Л. ГУЛЬКО – Я не знаю, я вам мог такой вопрос задать. Вы же телекритик. Он ведет всякие разные штуки…
А. МЕЛЬМАН - Да, он же тоже такой разносторонний человек. И он прекрасно ведет бокс. И многие другие.
Л. ГУЛЬКО – У него сын подрос.
А. МЕЛЬМАН - Тоже тема. Вы знаете, что на НТВ премьера на этой неделе состоялась Виктора Набутова «Средь бела дня». Ток-шоу.
Л. ГУЛЬКО – Оно помогает, я так понимаю, нашей полиции. Или параллельно идет с нашей полицией. Я видел анонсы.
А. МЕЛЬМАН – Ну, может быть, вы видели анонс какой-то конкретной темы.
Л. ГУЛЬКО – Я, Кирилл Набутов и НТВ, мы даем миллион рублей…
А. МЕЛЬМАН - Виктор.
Л. ГУЛЬКО – Виктор, простите. Для того чтобы разыскали подонков.
А. МЕЛЬМАН - Лев, может быть, вы видели тему одной из программ.
Л. ГУЛЬКО – Тогда вы расскажите.
А. МЕЛЬМАН - Я сейчас нахожусь в отпуске, и немножко посмотрел то, что я не могу смотреть днем по работе. А теперь несколько передач я посмотрел. Это действительно такое абсолютно стандартное форматное ток-шоу, это идет в 14.30, дневной формат. Также есть «Говорим и показываем» на НТВ, где Леонид Закошанский. И понятно, что Малахов и Зеленский на Первом и канале «Россия». Это все оттуда же. И здесь нет ничего нового, кроме того, есть перспективный ведущий Виктор Набутов. Темы у него разные. Я посмотрел две передачи. И одну например, полностью принимаю. Где отмечали юбилей Э. С. Пьехи. По-моему сделали это очень достойно.
Л. ГУЛЬКО – Как-то тихо прошел.
А. МЕЛЬМАН - На Первом канале вчера вне программы был фильм, он должен был еще быть сегодня, когда мы с вами в эфире. Потому что они вчера объявляли, что вечером должна быть «Большая разница», а показали фильм об Эдите Станиславовне. А вторая передача, которую я видел это совсем другое. Это пластические операции. Там пригласили очень непонятных мужчин неопределенного пола, и каких-то ровно таких же женщин, которые делали пластические операции на самых разных частях тела. И вот об этом шел очень подробный разговор. И это не мое и нормальный зритель, наверное, должен по идее выключить телевизор, что такое нормальный я не знаю, таких, наверное, теперь меньшинство. А большинство, конечно, должно досмотреть до конца. Массовый зритель. А мне был интересен в этом смысле Виктор Набутов, и здесь, почему я сказал перспективный. Вот казалось бы тема такая пошловатая. Операции, и известно где, такое слово было несколько раз проговорено, ягОдицы, почему-то ударение на этом слоге. Человек почему-то ударял сюда. И это мужчина, очень похожий на женщину, он делал операции, увеличивал рот, теперь в перспективе хочет сделать на этом мягком месте. Вот такая тема. Казалось бы, ну что. Тем не менее, Виктор Набутов он был достаточно естественный, и видно было, что он любит своих героев, разных, какие бы они ни были. Это на самом деле очень важно. Там пока я не увидел какого-то цинизма. То есть может быть даже на такой скабрезной теме делать нормальные достойные передачи. Потому что я не сторонник того, чтобы говорить как телекритик, товарищи, не смотрите эту передачу.
Л. ГУЛЬКО – Гадость это.
А. МЕЛЬМАН - Я не могу брать на себя такую серьезную ответственность. Смотрите и делайте выводы. Если это вам подходит. Потому что каждый выбирает для себя. У меня, например, канал «Культура», рейтинг моего телевизора 70%, я выбираю для себя это. Если кто-то выбирает что-то другое, это его трудности и его счастье.
Л. ГУЛЬКО – Нам сейчас с вами могут сказать, ну вот, вы тут в Москве, в Санкт-Петербурге, а у нас есть всего три канала. Больше ничего не берет. Мне кажется, что три канала уже мало у кого, наверное, штук 10 точно есть.
А. МЕЛЬМАН – Есть, может быть, какие-то деревни. В 2015 нам обещают цифровизацию, где как минимум 8 каналов, а уже и 16. Она уже идет, так или иначе, по стране. Крайний срок 2015 год, когда в России это должно состояться. Поэтому выбор будет. Кстати, Лев, действительно иногда, когда уезжаешь в какие-то провинциальные городки и там включаешь телевизор, и там действительно нет такого выбора, как в Москве. И как-то по себе замечаю, вот как сказал, как у меня стереотипы срабатывают, что не будут сейчас транслировать американский гимн, также я замечаю, ага, там не работает «Эхо Москвы», еще чего-то. А если телевидение нет РЕН, и тогда такая советская атмосфера возникает, и ты чувствуешь себя необычно спокойно. И необычайно позитивно и все вокруг становится хорошо. Я как-то по себе даже это ощущаю. Обволакивает.
Л. ГУЛЬКО – Делаем вывод. Необычайно хорошо и спокойно.
А. МЕЛЬМАН - Это действительно средство, как наши недавно говорили руководители не только массовой пропаганды, но оно по-своему объединяет страну. И объединяет неким посылом. Потому что федеральные каналы работают очень определенным образом. Другое дело та же цифровизация, выбор, и дальше всегда у многих людей были опасения, кто волнуется за власть, бывают же такие передачи. А усидит ли Владимир Владимирович и его друзья еще 5 лет, 10 лет, сколько они усидят. И конечно кроме телевидения другого такого ресурса практически нет. А если у людей появляется выбор и они уже перестанут смотреть федеральные каналы, начнут смотреть нечто другое, ну как же тогда компостировать уже их мозги. Если прямо говорить. Но вы знаете, я за последнее время понял, что люди выбирать-то до сих пор не умеют. Это такая советская привычка. Я вообще ностальгирую часто по Советскому Союзу, но есть советское, значит лучшее, это одна сторона медали. Как ностальгия, а есть советское другое, когда действительно люди разучились выбирать. Вот у них есть огромный выбор, а тот же канал «Культура» 3% смотрят и больше не смотрят. А пожалуйста, включите пятую кнопку, да нет, не хотят. Лучше то, что им предлагают другие в смысле развлечений.
Л. ГУЛЬКО – Я вам скажу честно, мне кажется, что это свойственно не только было советским людям. Это вообще свойственно человеку, чем проще, тем лучше.
А. МЕЛЬМАН - Согласен.
Л. ГУЛЬКО – Какой-нибудь американский зритель тоже не шибко канал «Культура» бы включал.
А. МЕЛЬМАН - Абсолютно.
Л. ГУЛЬКО – Все передернутые шоу, ток-шоу, прочие вещи это оттуда же все поперло.
А. МЕЛЬМАН - Я вспоминаю в старой доброй «Литературке» такие огромные статьи – как ужасна массовая культура на Западе. Как она развращает людей и так далее. Именно на Западе. И вот оказалось, что эта массовая культура пришла к нам. И вот этот массовый зритель это теперь мы.
Л. ГУЛЬКО – Хотели – ешьте теперь.
А. МЕЛЬМАН - Да.
Л. ГУЛЬКО – Как-то так на этой ноте мы заканчиваем первую часть нашего «Человека из телевизора». Тут говорят, вот что вы вспомнили «Служебный роман», там статистика, там никакое не НИИ. Так в том-то и дело там был такой усредненный НИИ. Могли статистику, а могли легкую промышленность. Так что Александр был прав, между прочим. Мы делаем перерыв на краткие новости.
НОВОСТИ
Л. ГУЛЬКО – 11.34 минуты. Мы с Александром Мельманом, Александр Мельман главный «Человек из телевизора». Продолжаем передачу. Здесь всякие sms приходят. Как считает один из слушателей, что главные телевизионные итоги это завершение «Доктора Хауса», дальше он пишет – минута молчания, скорбим все. Кроме нас с Александром, которые не подсели на этот сериал.
А. МЕЛЬМАН - Да, хотя я знаю, в нашей редакции есть люди, которые подсели и которые действительно жить без него не могут. И ждали 2-3-4-ю часть. Да, это действительно я так понимаю, что очень серьезный сериал, который стоит посмотреть. Может быть, если получится, будут показаны повторы или что-то новенькое, надо, Лев, все-таки посмотреть.
Л. ГУЛЬКО – Наверное. Теперь других тем. Мы от этого никуда не уйдем. Это тема Навального и «Pussy Riot», которая освещалась в эфире наших телевизионных каналов. Я могу сказать собственное мнение, мне кажется, что например Москва-24 новый канал совершенно спокойно абсолютно как мне кажется беспристрастно без истерики и ту и другую тему. Они были и там и здесь, у них корреспонденты работали. Совершенно непредвзято делали. Это моя личная точка зрения.
А. МЕЛЬМАН – Кстати, я хочу сказать о канале Москва-24. Начинали они, по-моему, как человека, не умеющего плавать, бросают…
Л. ГУЛЬКО – Молодые ребята, кстати, очень хорошие.
А. МЕЛЬМАН - Это было сыровато и казалось бы, не очень профессионально. Но вот профессионализм именно заключается в том, что постепенно это доводится до ума, это не бросается на полпути. И это действительно сейчас все более лучший канал становится. Говоря известным сленгом Светы из Иваново. Это действительно достаточно качественные новости. И действительно московская специфика там чувствуется, поэтому я приветствую тех людей, которые там работают и как они умеют это совершенствовать. Поэтому это действительно так. И с точки зрения политической, они стараются быть объективными, так же как они отрабатывали на последних оппозиционных митингах, это действительно стоит отметить. А что касается федеральных каналов, там я вижу несколько другую песню. Потому что если говорить о ситуации с Алексеем Навальным, то началось это, и об этом я писал, когда вскрыли его ящик электронный, где он переписывался с господином Белых и все это практически один в один под копирку показали на трех федеральных каналах. Практически сюжеты, было просто видно, уши торчали, спущенные сверху. И там мало они чем отличались, что называется, найди 10 отличий. То есть в результате мы увидели, что то, что является незаконным, а именно вскрытие частной приватной переписки, нам транслируют на всю страну, на огромную многомиллионную аудиторию. И говорят, что так и надо, что это нормально. Причем непонятно, о чем разговаривают, о чем переписываются эти оба достойных джентльмена. Там есть идиоматические выражения, и, тем не менее, вот как работает пропаганда телевизионная. Это называется, то ли он украл, то ли у него украли, главное стрельнуть. Главное выпустить это все в эфир, а люди уже поймут намек, воспитанные советским телевидением, да, что-то там нечисто, раз они разговаривают вот так и упоминаются еще какие-то леса. Значит, что-то там нехорошо. Хотя если по сути то, что я увидел в этих сюжетах, там ничего такого нет. Придраться не за что. Но, тем не менее, такой залп был выпущен. А сейчас дальше все это идет, и сейчас продолжают наши федеральные каналы раскручивать этого политика, который действительно может быть в чем-то идеологически оказался в тупике, но благодаря нашему такому большому телевизору, почтовому ящику в этом смысле слова…
Л. ГУЛЬКО – То есть, какую фигуру делают из нашего…
А. МЕЛЬМАН - Да, биографию. То есть они показывают, что это политик может быть в данном случае противник, а то и враг федерального значения и поэтому дается в новостях сюжет о том, как Навальный приходит в суд, как он приходит на следующий день и казалось бы, это не так значительно и можно было пропустить, нет, и опять повторяют эти выдержки из переписки с друзьями. В данном случае из переписки с Белых. С Белыхом, Марина Королева что по этому поводу говорит.
Л. ГУЛЬКО – С губернатором.
А. МЕЛЬМАН - С губернатором. С губернатором Кировской области. То есть понимаете, другое дело, конечно, я тоже об этом писал, что оппозиция может быть тоже хороша, потому что когда вскрывали ящик госпожи Потупчик Кристины…
Л. ГУЛЬКО – Я как раз хотел вопрос задать. А если бы каналы под другим…
А. МЕЛЬМАН - Всегда у меня есть такие опасения, наученные, к сожалению, горьким опытом 90-х годов. И оппозиционеры очень радовались, когда вскрыт был такой ящик электронный. В данном случае радоваться нечему, то есть я говорю, что когда мы можем о демократических ценностях говорить, то ни та, ни другая сторона не являются носителями как мне кажется этих ценностей во многом. Это с одной стороны. То есть о Навальном говорят всерьез и надолго и понятно, что это какая-то важная тема для тех, кто управляет федеральными каналами. Я имею в виду не теленачальников, а начальников начальников, как говорил один телевизионный ведущий, Леонид Парфенов в данном случае. А что касается «Pussy Riot», там другие акценты. Потому что это с одной стороны так взять, вот если просто убрать всю идеологию и политику, и просто посмотреть на это как на картинку. Вокруг Хамовнического суда толпа с плакатами, одни кричат одно, другие другое. Потом девушки в клетке. Очень симпатичные. Это просто замечательно, снимай, не хочу, с точки зрения картинки великолепно. Но дальше мы возьмем уже контекст. Контекст такой, что когда вот такие девушки сидят в клетке, и когда мы видим многочисленные протесты, и если это показывают, это очень невыгодно для тех, кто это устроил. В данном случае давайте возьмем власть в широком смысле этого слова. Очень невыгодная картинка. И она невыгодна не только по форме, но и по существу. Казалось бы, этот случай, по-моему, становится неким Рубиконом. Вот когда сейчас говорят, что самое опасное в России, в смысле раскола и протеста это не то, что народные массы еще неизвестно, когда они поднимутся или не поднимутся, и демократическая оппозиция это не самое главное. В России всегда было другое. Это раскол так называемой элиты. И мне кажется, что стилистически, вкусово раскол элиты происходит именно по этому пункту по поводу дела «Pussy Riot». И нормальным людям, тем, кто у власти им совершенно не нравится то, что происходит, они не хотят жить в фундаментально-религиозном государстве. Они это совершенно не принимают. Я это вижу. Поэтому очень застенчиво и мало показывали федеральные новости вот этот процесс. Но когда буквально позавчера, а это потом показывали и вчера целый день, Владимир Владимирович Путин, будучи в Лондоне, высказался по этому делу. И причем показали все новости и на Первом, и на «России».
Л. ГУЛЬКО – Это же президент.
А. МЕЛЬМАН - Я понимаю, Лев. Но они это показали первым номером. И, может быть, это был первый вопрос…
Л. ГУЛЬКО – Мне кажется это понятно, потому что, во-первых, это волнует большое количество народу здесь.
А. МЕЛЬМАН - Вы думаете, Лев?
Л. ГУЛЬКО – Это очень популярно. Мне кажется. Поэтому понятно, что если президент отвечает на этот вопрос, это интересно всем. И тем, кто за «Pussy Riot» и тем, кто против. И тем, кто сбоку от «Pussy Riot» и Стингу, который в майке «Pussy Riot». И прочим остальным людям. Ну а как.
А. МЕЛЬМАН - Лев, мне кажется немножко по-другому. Мне так кажется, что это все наши московские некие разборки. Но я не про это даже. Человек поехал с визитом. Да, конечно вдруг оказалось, что Олимпиада неожиданно случилась, и неожиданно как-то вдруг победил наш борец. И Путин, конечно же, вышел и поздравил его. Но, тем не менее, он там был на переговорах с английским премьер-министром, обсуждались серьезнейшие темы. Сирия, двухсторонние отношения.
Л. ГУЛЬКО – Но перед его поездкой все газеты практически писали, те же «Ведомости», что будут проблемы, будут вопросы, в том числе и «Pussy Riot».
А. МЕЛЬМАН - Да, но наше телевидение работает так, что невыгодные темы можно просто убрать из телевизора, как будто их нет. Можно их не показывать, а действительно ну что такое, для кого-то еще недавно это действительно так и было. Мелкая тема, какие-то девочки. Зачем все это показывать. Тем более это невыгодная картинка. Зачем об этом говорить. Можно же действительно показать, как Путин отвечает опять на глобальные вопросы.
Л. ГУЛЬКО – Ну так зачем показали?
А. МЕЛЬМАН - Я и говорю, что мне кажется, что по этому вопросу обозначился, мне кажется раскол элит. И это неслучайно показали, практически первый ответ Путина не про Сирию, не про отношения с Великобританией, а вот именно про «Pussy Riot». Потому что он должен был высказаться, вернее каналы с удовольствием это транслируют. Потому что уже те, кто управляет телеканалами и получает указания сверху, как освещать то или иное событие, это совершенно нормальные люди. В каком-то определенном смысле. И они конечно, вот я просто понимаю их, для них это просто мракобесие, вот показывать такие сюжеты определенным образом, чтобы еще идеологически подвести к тому, что их надо этих девочек судить и так далее. Для них это ненормально, неприемлемо, но они обязаны брать под козырек. И тут Владимир Владимирович говорит некую фразу о том, что нужно помягче как-то быть. И они с удовольствием это показывают. И теперь они стали больше давать сюжеты именно про «Pussy Riot» и, наверное, они уже поняли, что им дана, телевизионщикам в данном случае, дана некая свобода трансляции этой темы так, как наверное, хотелось бы нормальным людям. Простите, может быть для кого-то то, что для меня норма, для вас норма другое. Это мое особое мнение.
Л. ГУЛЬКО – Вы же говорите, что надо какой-то выход из положения найти. Из этой ситуации надо куда-то выходить. Чем дальше, тем страшнее становится. С двух сторон. Поэтому может быть, таким образом это выход из положения, смягчение ситуации.
А. МЕЛЬМАН – Знаете, как мы в советское время узнавали о взаимоотношениях наверху в политбюро о том, как члены политбюро стоят на Мавзолее.
Л. ГУЛЬКО – Кто с кем целуется.
А. МЕЛЬМАН - Да. И кто по правую, левую сторону от Леонида Ильича. За два человека или за три человека. И кстати это не только мы, западные политологи тоже на этом делали карьеры.
Л. ГУЛЬКО – А кто будет следующим генсеком.
А. МЕЛЬМАН - Также и здесь, мы тоже, когда у нас нет политики, она закрыта, она под ковром, и также телевидение, так или иначе, проговаривается или дает понять или нам намекают, то, что я прочитал, это мое такое мнение, то, что я это увидел. И я увидел вот некий символ того, что в элите существуют некие уже трения по поводу того, как относиться к этому делу. Через телевизор, который нам об этом намекает.
Л. ГУЛЬКО – Интересно, чем все закончится просто. Между трениями элит.
А. МЕЛЬМАН - Мы можем много уже примеров привести, что живем мы в абсолютно неправовом государстве или ненормальном как недавно в комментариях сказал Антон Орехъ, ненормальное у нас государство, надо это принимать как данность. Нормальным оно, может быть, никогда и не было. Мы в таком государстве живем. И любим, наверное, нет, государство мы не любим, мы любим свою родину.
Л. ГУЛЬКО – Это разные вещи. Ну вот, кстати, те sms, которые приходят к нам, тоже разделены радикально. Есть с одной стороны, есть с другой стороны. Человек пишет о том, что нужно определиться, или вы против РПЦ или вы за «Pussy Riot». Надо четко, точно решить. Что значит против РПЦ? Какая-то странная позиция. Или за «Pussy Riot». Такое противопоставление.
А. МЕЛЬМАН - Просто РПЦ себя поставило в такое положение, что оно само против себя…
Л. ГУЛЬКО – Нет, вообще в принципе народу…
А. МЕЛЬМАН - А, народ. Ну, понятно.
Л. ГУЛЬКО – Всем надо определиться, почему так, может быть, дело не в милосердии и так далее и так далее. Тут дальше еще пишут: преступную власть ничуть не колышет, как относятся к ее репрессиям люди, коррупция мстит за то, что оппозиция посягнула на нее и ее вождя.
А. МЕЛЬМАН - Это уже вопросы для другой мне кажется передачи. Не совсем телевизионной.
Л. ГУЛЬКО – Просто радикализм он есть со всех сторон.
А. МЕЛЬМАН - Безусловно.
Л. ГУЛЬКО – Вот вы говорите о разделенном обществе. А телевизор должен это общество не разделять, а сплачивать.
А. МЕЛЬМАН - Так что наши теленачальники, подытоживая телевизионный сезон, именно на этом и настаивают, что телевидение сплачивает, и они делают все, чтобы так и было. И кстати, наверное, делают это достаточно успешно. Потому что другого ресурса…, он минимален.
Л. ГУЛЬКО – А сплачивать на чем? Чем?
А. МЕЛЬМАН - Скажем та же индустрия развлечений, тот же массовый зритель, есть отличные технологии, как воздействовать на этого массового зрителя. Как ему давать некие якобы или псевдопозитивные примеры вот через ток-шоу, о которых мы уже в первой части говорили. И люди совершенно нормально отключаются. И я вам свой пример привел, что когда я нахожусь в каком-то провинциальном городе, и я отключаюсь. На самом деле такой наркоман информации и все равно мне становится хорошо и приятно, когда действуют 2-3 канала.
Л. ГУЛЬКО – Саша, ну ладно мы с вами, но здесь есть очередное мнение, что, в общем, все уходит на задний план и для людей более молодых, для них самое главное Интернет. И новости из Интернета, и даже радио в Интернете есть свое. Поэтому телевизор он не очень смотрится этими людьми, а больше Интернет. Такое средство коммуникации, которое вот когда этот Интернет своей сетью охватит всю страну, тогда как пишет человек, будет гораздо интереснее. Со всех точек зрения.
А. МЕЛЬМАН - Лев, у меня тоже есть скепсис и по отношению к Интернету тоже. Но это так всегда, палка всегда о двух концах. И две стороны медали. Потому что Интернет я вижу как некое средство тоталитарного воздействия на мозги большой части людей. И тоже надо уметь отсеивать ненужное и это мало кто умеет, тем не менее. Поэтому вы знаете это всегда нужно дружить с головой, нужно оставаться самим собой и нужно то, что тебе лично важно, то есть не подчиняться какому-то общему тренду. Хотя если общий тренд правильный, почему бы и нет. Вовремя выйти иногда. Сделать шаг в сторону. Вот такие философские какие-то размышления у меня на эту тему. Кстати, Лев, вот Олимпиада, смотришь ее и действительно каждый раз находишь какие-то вещи, потому что это не запрограммировано. Это такое естественное волеизъявление и чувства людей. И видишь много очень интересного, эти эмоции настоящие. И все замечательно. Но просто у меня так получается, смотришь нон-стопом, а на чтение время все меньше и меньше. Просто, Лев, я хочу поделиться. Знаете, что я сейчас читаю?
Л. ГУЛЬКО – Что? Что читают телекритики.
А. МЕЛЬМАН - Телекритики читают профильные книжки, в данном случае я. Владимир Владимирович…
Л. ГУЛЬКО – Путин.
А. МЕЛЬМАН - Не тот.
Л. ГУЛЬКО – Познер.
А. МЕЛЬМАН - Конечно, Познер. «Прощание с иллюзиями» я читаю эту книжку. Замечательно написано, стилистически, как он, Владимир Владимирович Познер чувствует стиль. Как он проявляется в том, что он пишет, такой многогранный вы наш, Владимир Владимирович. Это просто замечательно. И как он весь вышел из детства. Сколько у него воспоминаний…
Л. ГУЛЬКО – Самые яркие впечатления они же детские.
А. МЕЛЬМАН - Лев, я подумал про себя, у меня что-то мало, к сожалению, детских совсем воспоминаний. А у Познера их необычайное количество. И это здорово.
Л. ГУЛЬКО – Может, у него детство было другое.
А. МЕЛЬМАН - Да, детство у него, конечно, было другое. Еще раз, и еще раз перечитывая, ты понимаешь особенно, когда человек провел его сначала во Франции, потом в Америке, опять во Франции, в ГДР. И так далее. Другое дело, что я не знаю, Познер это особая тема. Я про него пишу с большим удовольствием. Там столько пластов, столько глубины, он порой на меня обижается. Но есть такое выражение известное, что лучшим в себе я обязан книге. Это А. М. Горький. А в данном случае я учился всегда, я помню, начиная с 1986 года, познеровские телемосты и вообще его позиция по поводу журналистики, другое дело, что может быть он не всегда сам соответствует этой своей позиции. Но это отдельная тема. Но целое мне кажется, поколение журналистов выросло на Познере. На его, по крайней мере, декламировании о том, что такое журналистика, как надо относиться к ней и так далее. Поэтому я ему в этом смысле очень благодарен.
Л. ГУЛЬКО – Вроде как у нас про телевизор передача, но очень много людей пишут, что а у меня вообще нет телевизора лет 20. А вообще не смотрю, мы с мужем приехали из Санкт-Петербурга. Во-первых, я скажу свое собственное личное ощущение, некоторые люди просто лукавят. Мне так кажется.
А. МЕЛЬМАН - Вы знаете таких людей…
Л. ГУЛЬКО – Не знаю.
А. МЕЛЬМАН - Или вы сами может быть, нет, вы не такой.
Л. ГУЛЬКО – Я не такой.
А. МЕЛЬМАН - Вы как говорите, что смотрите Москва-24, значит так и есть. Вы не смотрите федеральные каналы.
Л. ГУЛЬКО – Нет, федеральные каналы я тоже смотрю.
А. МЕЛЬМАН - Редко.
Л. ГУЛЬКО – Когда попадается что-нибудь интересное.
А. МЕЛЬМАН - Просто вы никогда не говорите, что я не смотрю телевизор, а есть, наверное, такие…
Л. ГУЛЬКО – Вот из принципа я ничего, вот я все смотрю. Нет, я на самом деле смотрю все каналы и из принципа ничего не делаю. Чего-то может делаю, но не телевизор во всяком случае. Но очень много людей пишут, что я не смотрю, мне неинтересно, а мне это, а мне то. Мне кажется, что таких людей не очень много. И из тех, кто пишут, они лукавят мне кажется. Как жить в современном обществе и не смотреть телевизор, скажите.
А. МЕЛЬМАН - Лев, ну вы же только что про Интернет сказали.
Л. ГУЛЬКО – И что? Но там совершенно другая реальность, там другая картинка.
А. МЕЛЬМАН - Вы в Интернете можете создавать себе свое личное индивидуальное телевидение. Вы можете программировать себе на вечер то, что вы сами хотите посмотреть.
Л. ГУЛЬКО – Это надо совсем с головой туда уйти. Надо было человеком Интернетом.
А. МЕЛЬМАН - Да, каждый канал имеет свои сайты. Вы можете это все очень точно у себя поставить в нужное удобное для вас время. Это будет телевизор через Интернет. И телевизионные начальники это отлично, кстати понимают. И они даже не считают, что Интернет у них забирает рейтинги и зрителей, то есть они хотят конвертировать, сделать такую конвергенцию телевидения и Интернета и на правильном пути мне кажется.
Л. ГУЛЬКО – А как на этом деньги зарабатывать? Телевизионным начальникам надо деньги зарабатывать.
А. МЕЛЬМАН - Конечно. Но понимаете, от продвижения технологий никуда не уйти, и что Интернет более продвинутый, намного более чем телевизор. Но все-таки нужно как бы бежать, стараться бежать может быть впереди паровоза и подключить Интернет. Потому что вот смотрите, каждый канал имеет сайт, дальше на сайте есть действительно эти программы, которые можно смотреть и люди смотрят, многие нормальные люди в Интернете. Но все равно это можно как-то продвигать, чтобы отсылка шла именно потом к телепередачам, а оттуда опять в Интернет. То есть вот такое совмещение, это единственное, что остается телевизионщикам. Потому что иначе они окажутся на обочине, если не будут подключать Интернет.
Л. ГУЛЬКО – Наташа пишет: у нас действительно нет, она выделила, телевизора. Но есть Интернет.
А. МЕЛЬМАН - Верим, Наташа.
Л. ГУЛЬКО – Наташа, верим, конечно. Народ ребенок, любит не хорошее, а модное. Телевидение дает моду, но не ту, - пишет Таня.
А. МЕЛЬМАН - Вот ту или не ту, каждый из нас, Тань, должен решать для себя. Насчет ребенка есть целые философские политологические книги. И, наверное, вы правы, что народ ребенок.
Л. ГУЛЬКО – Народ-ребенок и страна-подросток.
А. МЕЛЬМАН - Да, ребенок бывает очень такой миленький, а бывает очень злой, не знаю. То, что податливый, это да. Но опять же Лев правильно сказал, что это мировое такое понятие. Этот массовый зритель, это во всем мире он такой. И во всем мире он с удовольствием поддается…
Л. ГУЛЬКО – И главный зритель это домохозяйка, сидящая дома.
А. МЕЛЬМАН - Да, это основной телезритель. От 55 лет. Нет высшего образования.
Л. ГУЛЬКО – Пораньше.
А. МЕЛЬМАН - Но просто более уже основное это 55 лет и старше. И такими людьми очень интересно, наверное, для того, кто этим занимается, манипулировать. То, что и делается. И человек счастлив. Ему вводит телевидение такую таблетку счастья. Ему становится хорошо. Это тоже часть объединения нашей страны. Но когда действительно все не так, наверное, хорошо у каждого из нас, а вот посмотрят программу какую-то позитивную с точки зрения телевидения или вернее тех, кто монтирует и делает эту передачу и ему становится как-то ничего на душе.
Л. ГУЛЬКО – Тут спрашивают, будут ли показывать Шарапову. Не Арину, а теннисистку.
А. МЕЛЬМАН - Арина тоже замечательная. А теннисистка наша Маша в 17.00 на Первом канале это будет прямая трансляция, Сирена Уильямс и Мария Шарапова. По-моему, с Сиреной, я не помню, кто из сестер вышел в финал, может быть, наши слушатели помогут. В общем, финал будет замечательный, и в пять часов будем болеть за Машу.
Л. ГУЛЬКО – Просят рассказывать про конкретные передачи, на что стоило бы обратить внимание.
А. МЕЛЬМАН - На следующей неделе. Вы знаете, я обращаю внимание на канал «Культура». Буду обращать. Если вы, дорогие друзья, имеете такую возможность днем посмотреть, так получилось, что вы имеете такую возможность. Сейчас днем уже не первую неделю идут замечательные телепостановки, еще которые были в советское время, их ставил и Эфрос, и Михаил Казаков и какие только актеры там ни играют. И «Мартин Иден» и «Вишневый сад», который показывали на этой неделе. И на следующей будет «Смерть Вазир-Мухтара», и «Пиквикский клуб» и так далее. Это замечательно. Это дневной эфир. Что касается вечернего, там будет Сергей Юрский, «Театральная летопись», там постоянная рубрика. И это тоже стоит посмотреть. Фильм «Возвращение домой» об Иосифе Бродском это вечером. А для ночных зрителей тоже на канале «Культура» приготовлен некий сюрприз, это уже после 12-ти, фильмы Луиса Бунюэля. Не самые известные его фильмы и те, кто хочет посмотреть, и те, кто может позволить себе не поспать, пожалуйста, я предлагаю посмотреть это на канале «Культура».
Л. ГУЛЬКО – А знаете ли вы про телеканал Политвестник-ТВ, - спрашивает Алекс.
А. МЕЛЬМАН - Пока не знаю. Интересно, где он, как его поймать. Потому что у меня тысяча каналов с помощью Акадо, но Политвестника-ТВ, к сожалению, нет.
Л. ГУЛЬКО – Ну ладно, если Александр узнает, он обязательно расскажет. Либо у нас в эфире, либо в газете.
А. МЕЛЬМАН - Конечно.
Л. ГУЛЬКО – Спасибо огромное. Александр Мельман, телекритик был сегодня в эфире как «Человек из телевизора».