Артемий Троицкий - Человек из телевизора - 2012-06-02
К. ЛАРИНА – Мы начинаем программу, как она называется? «Человек из телевизора». Здравствуйте. Это Ксения Ларина, Ирина Петровская. Марина Лиликова сегодня за пультом режиссерским. Приветствуем вас. Нашим слушателям наш телефон 363-36-59, для sms +7-985-970-45-45. Обсуждаем все телевизионные события, прошедшие на неделе. А давай я с грядущего начну. Вот скажи мне, чего ты ждешь от встречи Владимира Познера с Дмитрием Медведевым?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Неловко говорить, что ничего такого я не жду, мне интересно, как будет Владимир Владимирович общаться. Потому что он всегда говорил, что хотелось бы встретиться в эфире с главными людьми в государстве. Он бы всегда нашел бы, как их разговорить, вот это мне интересно.
К. ЛАРИНА – А сам Дмитрий Анатольевич?
И. ПЕТРОВСКАЯ - А сам Дмитрий Анатольевич, я могу за него ответить на большинство вопросов.
К. ЛАРИНА – Он руку уже набил на ответы в прямом эфире.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Естественно. Даже дело не в том, что в прямом эфире. Люди, которые попадают в эти эшелоны высшие, они овладевают неким языком, в котором все слова русские, каждое в отдельности ты понимаешь, фразы понимаешь, а смысла в них, как правило, не очень много. Но мы видели, как наши коллеги, которым наш респект и мы его в свое время высказали, Марьяна Максимовская, Алексей Пивоваров и еще трое, по-моему, Михаил Зыгарь, Анна Шнайдер, они задали все те вопросы, которые мы бы тоже хотели задать.
К. ЛАРИНА – И это был прямой эфир. И это было не согласовано.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Не были согласованы вопросы. Но мы прекрасно видели, что ответы не были равноценны этим вопросам. И если человек хочет уйти от ответа, он уходит очень мастерски.
К. ЛАРИНА – А потом ты знаешь, поскольку мы все-таки тоже работаем в СМИ и прекрасно понимаем, что когда человек выражает готовность такого уровня придти в эфир, значит ему чего-то надо. Я думаю, что это самое главное, что Дмитрий Медведев в данном случае, безусловно, идет со своей внутренней программой. Ну а все остальное что называется, прилагается. Наверняка ему нужно что-то донести, что называется, до нас.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А с другой стороны может быть ему надо удерживаться на плаву…
К. ЛАРИНА – На каком плаву, он премьер-министр. Плавее не бывает.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Правильно, дело в том, что он, будучи первым лицом в государстве, был при этом вторым, а сейчас уже формально второй и, честно говоря, я думаю, большому количеству людей уже это все неинтересно. Любопытно было узнать в тот период, когда все это происходило…
К. ЛАРИНА – Особенно в сентябре, когда они приняли решение.
И. ПЕТРОВСКАЯ - О том и речь. Любопытно было узнать, что ощущает человек, молодой, деятельный, амбициозный, когда так ему показывают место…
К. ЛАРИНА – То есть у тебя нет к нему вопросов? Представь себе, что он к тебе бы пришел на интервью.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Возможно у меня были бы вопросы, но я точно знаю, что я не получила бы на них ответов. У Владимира Владимировича есть такая манера, мы же ее знаем, правда, он не общался с людьми этого ранга, не уровня, а ранга, когда не отвечают, он говорит, хорошо, мы пойдем дальше.
К. ЛАРИНА – Он всегда это декларирует, что мое дело задать этот вопрос. А как уж человек ответил, это его право. То есть в угол не загоняет.
И. ПЕТРОВСКАЯ - В нынешней ситуации довольно много уже и то, если человек задаст какие-то вопросы, которые хотели бы задать очень многие, как он тоже всегда декларирует, что я выступаю от имени общества, зрителя своего, у которого нет возможности задать вопросы тому или иному человеку, который приходит к нему в эфир, а у меня есть, и я их задаю. И мы знаем, что чаще всего вопросы формулируются либо ссылка на блогеров, либо цитаты из какого-то предыдущего интервью.
К. ЛАРИНА – Или какой-нибудь пресс-конференции.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну посмотрим, любопытно в любом случае.
К. ЛАРИНА – Тем не менее, Владимир Познер, по мнению телеакадемии по-прежнему лучший интервьюер и очередную статуэтку ТЭФИ он получил в минувший вторник. Были мы на церемонии вручения. И Ира, и я, и вот Арина Бородина была. Все написали по этому поводу свои отзывы. Ирина колонка во вчерашней газете «Новой».
И. ПЕТРОВСКАЯ - В пятницу. Пятница была вчера.
К. ЛАРИНА – Вчера? Я не соображаю. Ну так и чего.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну как чего, в общем, все было более-менее ожидаемо, предсказуемо на мой взгляд…
К. ЛАРИНА – Кого бы ты хотела поздравить от души?
И. ПЕТРОВСКАЯ - От души я бы хотела поздравить, во-первых, я бы поздравила всех телевизионщиков, что премия, которой все предрекали гибель, и даже уже похоронили, тем не менее, сохраняется. Можно говорить о том, как это все проходит, в этот раз было не очень на мой взгляд. Можно говорить о том, что пространство конкуренции сужается и поэтому…
К. ЛАРИНА – Ее практически нет.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Поэтому мы видим в ряде номинаций из года в год повторяющиеся и встречающиеся имена. Например, в упомянутой тобой номинации «Интервьюер», из года в год сходится Владимир Познер, Борис Берман и Эльдар Жандарев. И Юлия Мучник с томского канала ТВ2. Замечательный интервьюер.
К. ЛАРИНА – Она, по-моему, тоже получала.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. И Берман с Жандаревым получили. И Познер уже много раз получал. Но это говорит о том, что на самом деле этот жанр очень популярный в начале 90-х, на всех почти каналах были интервью, «Герои дня», «Без галстука», с галстуком, сейчас их осталось не очень много.
К. ЛАРИНА – Назови.
И. ПЕТРОВСКАЯ - «На ночь глядя»…
К. ЛАРИНА – Кроме упомянутых кто у нас еще занимается интервью? А что мы все жаловались, я просто помню гур-гур, недовольство и обменивались впечатлениями, что вот типа опять одни и те же. Да, ну что делать. Других нет. А кто действительно. Скажите, дорогие слушатели.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Александр Мягченков.
К. ЛАРИНА – Вам задание, дорогие друзья, может мы кого забыли. Кто на ваш взгляд удачно, интересно работает в жанре интервью сегодня на нашем телевидении. На телевидении в широком… А, Ксения Собчак.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Дибров и тот человек, который пришел вместе с ним, то есть ведет «Временно доступен». Я не помню фамилию.
К. ЛАРИНА – Роман Карлов. Или не Роман.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Александр, по-моему. Кто еще. Ксения Собчак на канале «Дождь» теперь работает.
К. ЛАРИНА – На «Культуре» Юлиан Макаров.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. В общем, мало.
К. ЛАРИНА – Но это все не интервью. Это все какая-то хрень.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, ты не права. Вот Дарья, по-моему, Спиридонова, которая ведет «Белую студию», я на прошлой неделе смотрела…
К. ЛАРИНА – Никакая.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, я посмотрела, и меня это не отвратило. Я посмотрела ее интервью с Гарри Бардиным, после того как показали «Гадкого утенка».
К. ЛАРИНА – Просто Гарри Бардин хорош.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Безусловно, хорош.
К. ЛАРИНА – Ну что это за интервью. А вот девочки Треугольник.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, есть. Тоже мы не можем толком вспомнить фамилии. На каналах региональных есть, на 4-м канале Екатеринбурга есть Евгений Енин, который тоже не раз брал ТЭФИ.
К. ЛАРИНА – «Школа злословия». Абсолютно чистой воды интервью. Великолепное. Это понятно, что НТВ не участвует в этом конкурсе, но в принципе даже в этой номинации можно постараться наскрести людей достойных.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Сейчас Иван Ургант начал практиковать в «Вечернем Урганте».
К. ЛАРИНА – Ну так, вставочка. Не такое большое интервью. Смирнова и Толстая, Собчак, Владимир Молчанов, который берет интервью у себя на канале «Мир». А на «России» нет интервью?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Иногда Брилев там выступает…
К. ЛАРИНА – Он все-таки ведущий информационно-политической программы.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Иногда мы видели Дмитрия Киселева, который с патриархом беседует, например, с такими пафосно-статусными людьми. В общем, будем думать. Не будем сейчас тянуть время.
К. ЛАРИНА – Мне жалко, что, конечно же, сужено как ты сказала поле для конкуренции и вообще не участвует не только НТВ и ВГТРК…
И. ПЕТРОВСКАЯ - ТНТ не участвует.
К. ЛАРИНА – Но не участвуют и так называемые каналы спутниковые или как они называются? Нишевые, черт их знает.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Почему, все могут участвовать.
К. ЛАРИНА – «Совершенно секретно» нет ни в одной номинации.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не помню, заявлялись ли они, но они не прошли в финал…
К. ЛАРИНА – Нету. Канал «Ностальгия»…
И. ПЕТРОВСКАЯ – Кстати, интервью и Шергова тоже.
К. ЛАРИНА – А Кучер какие делает интервью. Владимир Глазунов на канале «Ностальгия». Часовое интервью в прямом эфире.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я сейчас не помню, кто еще был в общем списке, но сейчас мы говорим о тех, кто доходит до финала.
К. ЛАРИНА – А какие замечательные интервью помимо Ксении Собчак на «Дожде» делал, не знаю, сейчас будет делать или нет, Антон Желнов. Помнишь, с Березовским какой великолепный… Вот кстати ту работу Желнова интервью его с Березовским, которое он делал в Лондоне, можно было просто показывать как мастер-класс. Идеальное интервью, была такая программа.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Кстати «Идеальное интервью» эти два парня они были номинированы, но в финал не вошли. Тут довольно сложно говорить, тут сопоставление реального интервью и этого нереального интервью, но все равно это было любопытно.
К. ЛАРИНА – Еще нам присылают Кира Прошутинская, конечно же, «Жена». Тимур Кизяков, это «Пока все дома», Борис Ноткин на ТВ-центре.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Видишь, набралось. Но все равно имена-то все за исключением Антона Желнова и Ксении Собчак, которая стала в этом жанре работать на телевидении, потому что она до этого в журнале «GQ», по-моему, делала интервью, но для печатного издания. Так что, заканчивая тему ТЭФИ, ну что можно сказать. Что все равно может на ладан, но дышит, все-таки будем надеяться, что не совсем на ладан, но как мы уже не раз говорили, конечно, ТЭФИ родилась на взлете, когда телевидение новое…
К. ЛАРИНА – В каком году была первая?
И. ПЕТРОВСКАЯ - 1995.
К. ЛАРИНА – На сломе эпох практически.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Уже нет, слом произошел и это был бурный рост частных, независимых компаний, это все началось с 1991 года, и действительно было очень яркое телевидение, и действительно, были невероятные состязания, драмы. И много кого хотелось тогда наградить, и мало было членов академии. Ну а сейчас мы наблюдаем такой период, когда это очевидная стагнация, очевидная несвобода. И в этой ситуации, конечно, требовать и от самой премии и от церемонии чего-то невероятного, невозможно. И ты тоже была на этой церемонии, и ты видела общее настроение в зале, когда реакция идет на какие-то пусть даже какие-то намеки, полунамеки, фразы, реплики, шуточки. То есть общее настроение телевизионного, если можно говорить сообщества, назовем как раньше называлось, оно далеко не так однозначно, как можно было бы подумать, когда мы глядим в ящик. Люди откликаются на любую свежую…
К. ЛАРИНА – Это скорее…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну фронда, хорошо, может быть скрытая фига в кармане…
К. ЛАРИНА – Нет, дело не в этом. Поскольку у меня есть с чем сравнивать, я признаюсь, я впервые в жизни была на ТЭФИ, как это ни смешно. Меня никто не верил, когда я разговаривала…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тебе тоже не верю.
К. ЛАРИНА – Я вам клянусь, я не была ни при прежнем президенте, при Познере не была ни разу…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ни при царе батюшке.
К. ЛАРИНА – Ни разу не была. Только мы обсуждали здесь итоги, но по телевизору я смотрела церемонию, когда она транслировалась. Первый раз в жизни. И я скажу честно, на меня это все произвело удручающее впечатление. Может именно потому, что я была в первый раз.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И потому что ты сравниваешь с «Никой»…
К. ЛАРИНА – С театральными премиями, с «Золотой маской», с «Хрустальной Турандот», замечательный гвоздь сезона. Это просто всегда вечер фейерверка. По свободе общения с залом, но свободе осмысления действительности.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Кстати, наш «Лавр».
К. ЛАРИНА – Здесь меня поразило, во-первых, то, что здесь такое все стерильное. Но как говорили, поскольку это транслировалось на Первый канал, то наверное заранее предупреждали, чтобы мышь не проскочила. Поэтому убрали и Ксению Собчак в качестве вручанта и убрали номер, который собственно сами и заказывали. Рэп-новости такие злободневные. Боже мой, на «Нике» хоть кинокапустник показывают. Пусть не всегда попадает в трансляцию, но он есть. А здесь просто даже смешно смеяться над такими шутками. Извини за тавтологию. Это просто неприлично. У меня масса впечатлений. Я не могла молчать, поэтому написала большой текст, который выйдет в журнале «The New Times», в понедельник можете прочесть. Впечатления неофита абсолютные. Я помню, как Аринка Бородина первый раз пошла на «Нику» и тоже была совершенно шокирована многими вещами. Все ей не понравилось, и высказалась она по этому поводу везде. Вот у меня тоже тут масса впечатлений не очень хороших. Что я хотела сказать-то…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Не знаю.
К. ЛАРИНА – Атмосфера сама меня поразила, атмосфера недружелюбия по отношению друг к другу. Вот это я впервые наблюдала в такой степени.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это было всегда.
К. ЛАРИНА – Именно в телесообществе.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И телесообщество этим отличалось и даже всегда призывали, ну порадуйтесь хотя бы. И в этот раз Иван Ургант с этого начал. И пошутил на эту тему, что зал как всегда страшно радостно реагирует…
К. ЛАРИНА – Я первый раз такое видела, когда люди вообще даже не хлопали. Стали ходить, выходить…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это тоже традиция, получили и пошли. Сразу отмечать или звонить всем своим знакомым. Ну что поделаешь, это такой террариум единомышленников. Но заметь, какая была реакция, когда объявили, что событие предыдущего сезона телеканал «Дождь», и выскочили молодые радостные восторженные ребята с «Дождя», которые действительно искренне радовались, но и зал порадовался. И второй раз, по-моему, зал также радовался, когда побеждали во всех информационных номинациях ребята с РЕН-ТВ Марьяна Максимовская, Михаил Осокин, Илья Доронов и другие выходили. Александр Надсадный, репортер.
К. ЛАРИНА – Ира, поскольку завершается наша первая часть, я хочу сразу запланировать нам следующие темы. Смотрю просто, что приходит на sms. Про МУЗ-ТВ премию просят поговорить. Мы с Ириной Петровской, к сожалению, не видели трансляцию, поэтому обращаюсь к нашим слушателям, дорогие друзья, после новостей мы будем принимать ваши звонки от тех, кто видел вчерашнюю трансляцию премии МУЗ-ТВ и вам есть, что об этом рассказать. Пожалуйста. И вторая тема тоже просят про парфеновский фильм, обязательно про это поговорим и тоже надеемся, с вашим участием. Еще раз повторю, МУЗ-ТВ премия от вас будут рецензии, впечатления на это телесобытие, такая была предыстория скандальная у него. Как там все прошло, пожалуйста, вы нам об этом расскажете после новостей.
НОВОСТИ
К. ЛАРИНА – Ну что мы продолжаем программу «Человек из телевизора». Наши слушатели просят нас связаться с Артемием Троицким. Который был вчера на премии МУЗ-ТВ. Он здесь уже? Артемий.
А. ТРОИЦКИЙ – Да, да.
К. ЛАРИНА – Приветствуем. Очень просим рассказать, что же вчера происходило на премии.
А. ТРОИЦКИЙ – Вы знаете, во-первых, у в этой истории имеется предыстория. То есть некоторое время тому назад, может быть месяц назад, мне позвонили организаторы премии МУЗ-ТВ и предложили мне к некоторому моему удивлению вручить там один из призов. Я подумал, почему бы нет. Поскольку, во-первых, я никогда в жизни на попсовых премиях не бывал, но, в общем, я подозревал, что это будет не слишком любопытно, но главное я подумал, что можно будет что-то важное сказать на этой церемонии.
К. ЛАРИНА – Что-то неуместное.
А. ТРОИЦКИЙ -… такое тупое и бессмысленное, как у них обычно бывает. Проще говоря, я сказал, да, ребята, давайте я вручу премию. Более того, я даже имел возможность выбрать, какая номинация мне больше всего подходит. Я выбрал номинацию «Прорыв года». Поскольку подумал, что как раз это прекрасный случай для того, чтобы сказать, что реальным прорывом года была не какая-нибудь группа «Винтаж» или я не знаю, что у них там котируется в попсовых кругах. А настоящим прорывом года была, конечно же, музыкальная арт-панк группа Pussy Riot. Вот, и что я бы вручил ей приз, но, к сожалению, они томятся в темнице. И никакие призы получить не могут. Вот такой у меня был милый безобидный, кстати, в абсолютно шутливой форме я это собирался сделать.
К. ЛАРИНА – Артемий, а вы об этом сказали организаторам? О вашем плане.
А. ТРОИЦКИЙ – Я об этом никому не говорил до поры, до времени. Короче говоря, зрел во мне этот милый замысел, а потом история стала развиваться известным образом, то есть отстранили от ведения церемонии Ксению Собчак. Это было уже совсем недавно, неделю тому назад. И я позвонил Ксении говорю, Ксения, имеется моральная дилемма, я вот согласился вручать один из призов на этом МУЗ-ТВ в Олимпийском, а тут оказывается, вас отфутболили по понятным причинам. И тогда же я ей предложил, Ксения, я вообще не хотел бы лишаться этого шанса обратиться к обширной аудитории и как насчет того, если я передам от вас привет. А также выражу солидарность с отстраненной ведущей. Ксения сказала, да, отлично, это все круто, это все кул, а давайте я вам сама пришлю текст обращения. Я говорю, давайте. Ксения мне прислала этот самый текст. Который я уже много раз цитировал. На самом деле очень короткий, абсолютно безобидный. Что я сказала, что честность и свобода это главные ценности меня и нашего поколения, за это меня вычеркнули, но вы остались, дорогая публика, и я обращаюсь к вам с тем, чтобы вы ничего не боялись, были честными, правдивыми и все такое прочее. На самом деле такой вполне милый можно сказать… призыв. Никакой политики в принципе. Если не понимать, конечно, что за этим стоит. Ну вот, и тогда же мы с Ксенией, к сожалению, это был телефонный разговор. Потому что я вообще живу в деревне под соснами, в Москву наведываюсь редко. Так что разговаривали мы с ней об этом по телефону. И по телефону же, наивные ребята, договорились держать это все в секрете.
К. ЛАРИНА – То есть никому не говорили.
А. ТРОИЦКИЙ – Нет. Я об этом никому не говорил. Естественно, я сказал об этом жене Верунчику, она естественно стала беспокоиться. Но она тоже никому не говорила. Ну со стороны Ксении я не знаю, может быть там была какая-то утечка. Но Ксения уверяла, что она тоже никому об этом не говорила. Поскольку, в общем, было понятно, что если… распространятся, то произойдет то, что, собственно говоря, в результате и произошло. Ну вот, а так все было тихо-спокойно, ничто не предвещало. Я вчера один проник как лазутчик, минуя красную дорожку на эту самую церемонию. Сел за 29-й столик, там, кстати, отличная компания у меня была. Виталий Петров, это наш единственный российский гонщик в Формуле-1. А у меня вообще такая слабость, я люблю гонки Формулы-1, с Виталием Петровым знаком не был, так что мы там с ним пообщались, пообсуждали всякие перспективы глобальных автогонок. И пока я там был, сначала ко мне подошла одна девушка из числа организаторов. И сказала, что вот до нас дошли слухи, что вы собираетесь от Ксении Собчак послание передать. Имейте в виду, что прямого эфира у нас нет. Это симулированный прямой эфир, с 10-минутной задержкой. Поэтому что бы вы там ни сказали, все равно это в этот якобы прямой эфир не пойдет. На что я сказал, ничего страшного, мне главное сказать, пусть вы это и вырежете из эфира, зато в Олимпийском тысяч 10 человек есть. Они хотя бы это услышат, я думаю, Ксении будет приятно, да и мне тоже. Следом подошел уже начальник тамошний, милый молодой человек, по-моему, он представился как директор распорядитель 10-й юбилейной церемонии МУЗ-ТВ. И зовут его Арман. Я подумал, Арман.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Инесс.
А. ТРОИЦКИЙ – Инесс, да, и он сказал уже в более деловом тоне. Сказал, вы знаете, что, у нас тут праздник, и мы не хотели бы, чтобы этот праздник был испорчен. Поэтому смотрите, если вы собираетесь сказать то, что собираетесь сказать, то мы вынуждены будем не выпустить вас на сцену. А если вы проявите лояльность к нашему празднику, то тогда добро пожаловать. Я сказал: извините, Арман, но я Ксении обещал, что я это скажу и если я выйду и не скажу, это будет с моей стороны просто какое-то явное проявление малодушия. Так что я буду говорить то, что я собираюсь говорить. На что он сказал: ну в этом случае мы вас на сцену не выпустим. Я говорю, не выпускайте, пожалуйста, воля ваша. Хозяин барин. И со словами «хозяин – барин», или «воля ваша», я уже не помню, с чем именно, мы с ним расстались. Я, тем не менее, вернулся к Виталию Петрову, и дожидался своей прорывной номинации. И дождался естественно того, что объявили в качестве вручанта других людей.
К. ЛАРИНА – А кого?
А. ТРОИЦКИЙ – Вы знаете, что, был один мой знакомый, это, по-моему, пиар-директор компании Мегафон Игорь Пепеляев, и была одна моя незнакомая актриса по фамилии Расмус, по-моему, или Асмус, как-то так. В общем, какая-то телеактриса, я думаю, из сериалов какая-то девушка. Я, в общем, такую актрису не знаю. Но это собственно ничего и не означает, поскольку вообще мало кого знаю из этого мира. В общем, Асмус, по-моему.
К. ЛАРИНА – Ну и дальше что?
А. ТРОИЦКИЙ – Они все сказали правильно. Надо сказать, что сидя за столом, а также, прогуливаясь по этому самому VIP гламурному портеру, я периодически встречал знакомых и показывал им записку эту. Куда я с телефона переписал пламенное воззвание Ксении Собчак. Все читали и говорили, да, все правильно, молодцы. Соглашались и говорили, а чего такого-то, ну вот, тем не менее. В общем, я так думаю, праздник испорчен не был, но послевкусие думаю, что МУЗ-ТВ еще долго будет проглатывать.
К. ЛАРИНА – Артемий, а что касается еще одного участника вручения Кирилла Серебренникова. Вы видели его появление на сцене?
А. ТРОИЦКИЙ – Нет, я ушел сразу после того, как отгремела моя номинация. Мне там нечего было делать. У меня была к тому же какая-то запись на ТВ «Дождь». Нет. Я не видел, но Кирилл хороший парень…
К. ЛАРИНА – Я просто хочу, Артемий, пользуясь моментом, что и вы здесь, и Ира тоже Петровская не знает об этом. Я хочу процитировать запись Кирилла Серебренникова, которую он сделал вчера ночью поздно в фейсбуке. «Простите меня все! Я вступил в дерьмо! Простите! Меня позвали вручать премию МУЗ-ТВ, и я согласился только потому, что это за хип-хоп проект... В номинации были Баста, Гуф, Каста, Noice Mc. Вручать вместе с прекрасной Алисой Хазановой. И я повелся. Зная всю историю с Собчак, зная все про это наше ТВ. Позор! Все вел Галкин. Перед нами были какие-то голые певицы, после нас Киркоров, Басков и я не верю, что я это вижу – Жиган! Позор, мрак и дерьмо! В конверте в результате оказалась какая-то попсовая группа «Бандэрос»! Подстава и ад! Я не знал, куда деться и что делать. Но сбежать было невозможно. Так что еще раз - простите меня и не проклинайте! Я сам себя проклинаю». Вообще атмосфера передается праздника в той записке.
А. ТРОИЦКИЙ – Я думаю, что Кирилл Серебренников это все как-то очень серьезно воспринимает, он умный парень и абсолютно в курсе всего. И я не думаю, что Басков и Киркоров, а также какой-то Жиган и какие-то эти телки на платформах, что-то такое, чего он не ожидал там увидеть. Я просто думаю, что действительно если он все это знает и ему настолько не нравится, и если его референтная группа считает это столь же позорным, то не надо было вообще соглашаться на то, чтобы туда выходить. Я согласился только потому, что хотел сказать о Pussy Riot. Только и исключительно поэтому.
К. ЛАРИНА – Ну что же, большое спасибо, Артемий, за то, что так подробно нам рассказали о том, что там происходило. Напомню, это Артемий Троицкий. Вот, собственно главный свидетель вчерашнего телесобытия.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Исчерпывающее описание. Конечно, веет таким нечеловеческим маразмом от всего этого и от того, как действительно своими руками люди, в известном смысле вспомним известное выражение, делают биографии, потому что ну бред сивой кобылы. Уже на МУЗ-ТВ начинают цензурировать по этому какому-то политическому признаку, абы чего ни вышло. Это конечно, запредельный маразм. В следующий раз, я не знаю, на какой премии кого, куда не пустят. Но конечно это в первую очередь, на мой взгляд, позор и организаторам и трансляторам этого…
К. ЛАРИНА – Ужасно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но я должна сказать, что есть и светлые моменты, потому что это проявляет людей. Артемий совершенно прав. Потому что мы знаем, что Андрей Малахов, от кого никто этого не ожидал, и никто собственно и не требовал от него каких-то жертв и подвигов, просто из солидарности не согласился вести, хотя был многолетним ведущим этой премии. И вот что бы там потом ни говорили, да, тоже мне поступок. Поступок. Другие на этот поступок не решились. А он решился.
К. ЛАРИНА – Кстати, по поводу Ксении Собчак, у меня как и у многих наших слушателей тоже и моих товарищей были такие осторожные по этому поводу мысли. Связанные с якобы цензурой на имя Собчак в телевизоре. Потому что все равно была какая-то потаенная мысль, а вдруг это просто цепь случайных совпадений. И МУЗ-ТВ и затем церемония вручения ТЭФИ. Вчера буквально мне подтвердили, один мой знакомый с канала ВГТРК, что наложено вето, что называется, на имя Ксении Собчак.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Попала в черный список.
К. ЛАРИНА – Она попала официально. Действительно в черный список. И чего тут говорить. Да, это так. Поэтому можно как угодно по этому поводу иронизировать, но это так. Тем глупее, маразматичнее и отвратительнее вся эта ситуация.
И. ПЕТРОВСКАЯ - В известном смысле даже лучше. Потому что, в общем, в принципе эта слава, которую приобретают, слава из разряда – попал под лошадь. Потому что выеденного яйца не стоит какая-то премия и повторю то, что я на прошлой неделе говорила, комментируя это обстоятельство, что ее отстранили. Это и к лучшему. Потому что ей сегодня уже такая ипостась портит ее нынешний складывающийся образ и пусть она будет там, где она сегодня есть.
К. ЛАРИНА – Но работать-то надо людям.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Безусловно, надо.
К. ЛАРИНА – Это их работа. Она работает ведущей шоу всяких корпоративных, вечеринок. Как, например, работают ведущими конферансье на развлекательных программах Михаил Шац и Татьяна Лазарева. Которые как мы знаем с вами, сейчас активно включились в политическую жизнь, являются такими гражданскими активистами. Членами Лиги избирателей. Активно в этой ипостаси существуют. И параллельно ведут «Хорошие шутки», на которые смотреть, ей-богу странно. Я вчера смотрела, не могла даже как вам сказать, эта мысль меня преследовала. Я смотрю и не могу совместить их сегодняшнюю жизнь гражданскую с этой обязаловкой, профессиональной стороной деятельности.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я как раз легко это совмещаю. Тут другая история. Мне кажется, что здесь есть главная проблема это, конечно, личные какие-то сведения счетов.
К. ЛАРИНА – По поводу Ксении ты говоришь?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Потому что тот персонаж, который сегодня у нас всем рулит и управляет, он явно не знаком лично с Татьяной Лазаревой и Михаилом Шацем и не держал никого из них условно на коленях и не растил…
К. ЛАРИНА – А в этом смысле говоришь…
И. ПЕТРОВСКАЯ - В этом, этом исключительно. Мы знаем, что человек отличается…
К. ЛАРИНА – От животного.
И. ПЕТРОВСКАЯ - …некой злопамятностью. И поэтому я думаю, что по отношению к Ксении вот эти жесткость и ужесточение носят, конечно, сугубо личный во многом характер.
К. ЛАРИНА – О хорошем. «Глаз божий» – так называется фильм.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Самое свежее впечатление. Оставили прямо совсем на завершение. Может оно и к лучшему. «Глаз божий» к столетию Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Леонид Парфенов, очередная работа. Наверное, у кого-то может быть есть какие-то претензии, вот честно скажу, у меня особенных нет претензий. Потому что в высшем смысле просветительский, удивительно увлекательный, очень насыщенный информационно фильм, я очень много для себя узнала. С очень актуальными я бы сказала пересечениями. Несмотря на то, что речь шла об истории музея, и тем не менее, мы сегодня приходим снова к ситуации, как будто просто ходим по замкнутому кругу. Такое же неприятие активное, часто мракобесное, агрессивное, неприятие нового современного искусства. Все ровно то самое, что было и в начале века, и в середине века особенно у нас в стране. Очень любопытные документальные кадры. Конечно, изобретательная компьютерная графика. Не знаю, какая там будет у этого фильма аудитория и была, потому что все-таки его довольно поздно…
К. ЛАРИНА – Плохая.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Никто и не сомневался, тема…
К. ЛАРИНА – В смысле аудитория хорошая, отборная, но маленькая.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Пусть так, потому что этот фильм и мне кажется не рассчитан на абсолютно массовую аудиторию, но то, что Первый канал себе позволяет в четверг и пятницу вечером эти количественные потери для того, чтобы приобрести репутационные наоборот плюсы, это на мой взгляд, замечательно. И у меня исключительно позитивное впечатление от этого фильма. Просмотрела, смотрела оба вечера, не отрываясь.
К. ЛАРИНА – Я добавлю свои впечатления. Я первую серию посмотрела в полном восхищении. Вообще я еще люблю, знаешь, за что, Леонида Парфенова. Не только за высочайший профессиональный уровень, за тексты прекрасные, которые он сочиняет и как сделано это кино, но за какое-то высокохудожественное хулиганство. Которое может себе позволить человек исключительной внутренней свободы.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тоже забыла это сказать, это весело очень сделано.
К. ЛАРИНА – Очень веселый фильм. С какой-то иронией, с какой-то свободой невероятной. Как я люблю сравнивать такой уровень свободы с выступлением оперных певцов, когда он берет высокую ноту, а ты чувствуешь, что у него еще запас. Что это не потолок. Что он не упирается в потолок. Вот здесь было ощущение воздуха. И то, что у него было так последовательно сделано в жанре, и исторические реконструкции, и актеры, и сюжеты, связанные с Щукиным и Морозовым, когда они выбирают картины, как у них рождается эта влюбленность в картину. И сам Леня, который рассказывал про по-моему, Пикассо, помнишь эпизод, когда он постепенно сам превращался в сюжет, сам ведущий в сюжет картины.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно.
К. ЛАРИНА – Молодчина. А что касается критика, не критика, не определяю как критику, а мне показалось, что вторая серия, немножко ей этой свободы не хватило. Может быть, потому что здесь он уже был связан с сегодняшним временем. С живыми действующими людьми, которые у него участвовали. Я имею в виду, прежде всего, И. П. Антонову, директора музея. И вообще вся новейшая история музея это уже почти сегодняшний день. И здесь как я понимаю, наверняка были какие-то свои договоренности, что стоит говорить, что не стоит говорить.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну может быть.
К. ЛАРИНА – Вот здесь мне не хватило этой свободы и даже больше тебе скажу, мне показалось, начиная со второй серии эти исторические реконструкции, связанные с большевиками в кожанках и красных косынках, они здесь были менее интересны, чем в первой серии.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть. Но в целом и общем очередная победа и удача. И еще конечно, это ощущение, что какую страну и каких людей мы потеряли. От первого особенно фильма. Потрясающее совершенно то, что мы называли бы сегодня новыми русскими. Но при этом люди, обладающие каким-то и вкусом…
К. ЛАРИНА – Какие же это новые русские?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я имею в виду, что это были богатейшие купцы…
К. ЛАРИНА – Они были старые русские.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Старые в том смысле, что была вот эта плеяда…
К. ЛАРИНА – Это же непрерывно, династийная история. Ну как это может быть. Новые русские это все-таки другой термин.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ладно.
К. ЛАРИНА – Ты имеешь в виду богатые люди.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Богатеи да.
К. ЛАРИНА – Другие традиции были.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И, тем не менее, вот эта потрясающая дальновидность, вкус. Уж я не говорю о бескорыстии.
К. ЛАРИНА – И влюбленность в искусство.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И то, что это оставлено было в родной стране и мыслей не было забрать с собой, даже если бы была такая возможность. Это конечно, что-то невероятное.
К. ЛАРИНА – Кстати, сама себя поправляю, что касается идеи второй серии. Разрушительной идеи большевизма. Была очень наглядно показана все равно. Он просто молодчина. И вот эти мультики или как называется, технология компьютерная, когда Сталин и сотоварищи забивали просто огромными молотами этот музей современного искусства. И еще, Ира, в каждом времени есть свой Сурков. Помнишь?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Естественно.
К. ЛАРИНА – Так что, вот мы здесь единодушны. И поздравляем.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Кто пропустил, я очень надеюсь, что на сайте Первого канала или уже вывешено или будет. И это просто правда, стоит посмотреть, хотя бы даже просто для самообразования и просвещения.
К. ЛАРИНА – Что ты там отметила кроме Анны Сазоновой?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Всю неделю будут показывать спектакль по Стоппарду «Берег утопии».
К. ЛАРИНА – Наконец-то.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Каждый вечер на канале «Культура». Начинается в пятницу, это сейчас через запятую говорю уже, церемония открытия, это для тех, кто ждет с нетерпением чемпионат Европы по футболу. И дальше каждый день по несколько трансляций на Первом и Втором каналах и естественно, на «России-2», то, что раньше называлось Спорт. И сегодня на канале «Культура» по-моему, в 18.40, посмотрите точно в цикле «Большая семья» будет семья Визборов, где будут участвовать дочь старшая и наша подруга Татьяна Визбор со своими детьми Варей и Юрой. И жена Нина Филимоновна. И много друзей. Юрий Ряшенцев, в общем, это вообще мне нравится этот формат, эта программа. А тут когда еще эти люди, так и посмотрите с удовольствием, я думаю, не без удовольствия посмотрите. Вот так.
К. ЛАРИНА – Ну что же, на этом мы должны заканчивать. Еще раз думаю, в финале вернуться к ТЭФИ и поздравить тех, за кого мы с Ириной болели. А болели мы из тех, кто получил, это Марианна Максимовская и ее коллеги с РЕН-ТВ. Это, конечно же, Александр Архангельский.
И. ПЕТРОВСКАЯ - «Дождь».
К. ЛАРИНА – …Николай Сванидзе и программа «Исторический процесс». И Саша Котт, которого я очень люблю и тоже поздравляю. Он получил, получается, две ТЭФИ. Одну он получил как режиссер фильма «Брестская крепость», а вторую за фильм «Подставной».
И. ПЕТРОВСКАЯ - Последняя фраза, потому что уже совершенно нет времени. Прекрасный был эфир у Бориса Бермана и Эльдара Жандарева «На ночь глядя» на этой неделе с Александром Сокуровым.
К. ЛАРИНА – Посмотрите обязательно, кто не видел, говорю я сама себе. Спасибо большое, Ирина Петровская.