Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2012-05-12

12.05.2012
Человек из телевизора - 2012-05-12 Скачать

К. ЛАРИНА – 11.10. Доброе утро. Здесь в студии Ксения Ларина и Ирина Петровская. Ира, приветствую тебя.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Доброе утро.

К. ЛАРИНА – Программа «Человек из телевизора» начинается. Перед тем как начать, я хочу кое-куда вас пригласить, дорогие друзья. У меня есть билеты на некоторые интересные мероприятия. Все они имеют отношения к нам с тобой, Ира. Это и телевидение, и искусство. И наши друзья. Киноклуб «Эльдар» 17 мая. Э. А. Рязанов проводит свой личный вечер памяти Людмилы Гурченко, который называется «Мой друг – Люся». Л. М. Гурченко снималась у Рязанова в 1956 году «Карнавальная ночь». И дальше, конечно же, знаете все фильмы, которые они все вместе сделали, их не так много, но они что называется знаковые.

И. ПЕТРОВСКАЯ - «Вокзал для двоих», «Старые клячи».

К. ЛАРИНА – Вот собственно и все. Но дружили всю жизнь. Поэтому, конечно, кому как ни Эльдару Рязанову сделать такой памятный вечер. Он состоится 17-го числа. Там будет много друзей Людмилы Гурченко. Будет показано много фрагментов из фильмов, рассказов много услышите вживую со сцены. Ну и дальше, почему к нам имеет отношение, это наш зал – Еврейский культурный центр, где обычно мы собираем аншлаги с Петровской. Несколько еще вечеров. Лекция Натальи Басовской 14 мая.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Обязательно приходите. Она блистательная.

К. ЛАРИНА – Лекция Артемия Троицкого 15-го мая. Я думаю, что тоже стоит.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Безусловно.

К. ЛАРИНА – И наконец 29 мая, тут мы плавно переходим к передаче «Человек из телевизора», - лекция полиглота Дмитрия Петрова. Если хотите, присылайте ваши заявки на sms +7-985-970-45-45. Дмитрий Петров этот тот самый человек, который ведет «Полиглот» на канале «Культура». Мы смотрели передачу, посвященную изучению английского языка, правда, не проверяли в итоге, выучили они или нет…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне сейчас интересно, потому что я смотрела английский язык, восстанавливая в себе обрывочные и изношенные от времени знания языка. Для меня это было очень полезно, я вспоминала формы глаголов. Теперь начинается с понедельника на том же канале «Культура» в 20.45 итальянский с нуля. То есть учим итальянский с этим же преподавателем. И мне интересно, а действительно возможно ли в этом формате что-то понять, когда ты не знаешь, кроме «чао, бамбино, сорри» или что там…

К. ЛАРИНА – Надо смотреть с самого начала до самого конца.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Все равно, я проверяла на людях, которые вообще не знают английского языка.

К. ЛАРИНА – Вот я не знаю совсем. Я же не весь курс изучала.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но дело в том, что даже в английском особенно не то, как пишется, так и слышится. Нужно знать особенности произношения тех или иных звуков.

К. ЛАРИНА – Мелодика.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Даже не мелодика, а в каком случае «а», в каком «о». Мне кажется, здесь с нуля это постичь было довольно сложно. Но я на себе лично собираюсь проверить, потому что итальянский язык люблю, как думаю очень многие, просто потому что слушала итальянскую оперу и просто мне очень нравится эта темпераментная прекрасная итальянская речь.

К. ЛАРИНА – И ты его выучишь?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот сейчас прям по телевизору. Это будет единственный толк от того, что я бесконечно смотрю телевизор. Я наконец выучу хоть что-нибудь.

К. ЛАРИНА – А там домашнее задание они задают в этой передаче?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, единственное Дмитрий Петров в конце каждого занятия он говорит: вот эти конструкции вы должны повторять каждую секунду, едете в машине, идете по улице, вы должны это все время в голове прокручивать.

К. ЛАРИНА – Вот, собственно и началась программа «Человек из телевизора». Номер sms +7-985-970-45-45. Номер телефона прямого эфира 363-36-59. Может быть, начать не с начала недели, а с ее финала. Давай так пойдем назад.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Как хочешь. Если с финала, то вперед наоборот.

К. ЛАРИНА – Поскольку ты сидишь за… Почему, финал и назад к началу. Ты сидишь сейчас не в Москве. Поэтому не все можешь принимать, не все каналы. Ты, наверное, за эту неделю насмотрелась федеральных новостей выше крыши. Ну чего скажешь? Чего там показывают, Ира?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Там показывали, если от финала к старту…

К. ЛАРИНА – Меня интересует, что касается так называемых протестных сюжетов.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Разумеется. Последние впечатления это высказывание жильцов, жителей Чистых прудов, которые жалуются…

К. ЛАРИНА – Жители, скажем так. Мы же не знаем, откуда они.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хотя вчера в Интернете появились некоторые сведения о том, что одна из таких жительниц, которая вчера по-моему, по Первому каналу очень бурно протестовала против протеста, который она наблюдает на Чистых прудах, там сказали, что это такая активистка районная, член Едра. Председатель ветеранских движений. И соответственно, по-моему, на канале «Россия» тоже был какой-то дяденька.

К. ЛАРИНА – Нина Топорова. Которая типа «все серют и серют».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Типа того, да. И следовало ожидать этого, что будут подобные сюжеты. Дело в том, что сегодня опять мне кажется, мы пришли к той ситуации, вспомним, как все начиналось. Первые протестные выступления на тех же Чистых прудах. Почти неделю федеральные новости на эту тему молчали. Когда уже стало невозможно молчать, появились сюжеты про то, как бесчинствующие молодчики сопротивляются. Бьют полицию. И как те доблестно вынуждены давать отпор бесчинствам. Вот примерно стилистика сегодняшних новостей, которые освещают протестные движения, примерно стала такая же. То есть когда 6-го числа прошел «Марш миллионов», так называемый в кавычках, потому что миллионов не было, я имею в виду, и не должно было быть…

К. ЛАРИНА – Было очень много народу.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Естественно. Естественно, какие там миллионы. Это представители миллионов. Но не в этом дело. Самый показательный был сюжет в Вестях, я знаю этого человека, Андрей Медведев, который рассказывал нам о том, как полиция бросилась спасать людей от этих самых бесчинствующих молодчиков.

К. ЛАРИНА – Мы даже видели эти кадры, фотографии спасения.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Дело в том, что эти кадры не показывало федеральное телевидение, но они появились все в Интернете, фотографии страшнейшие. Ну потому что было понятно, с какой невероятной жестокостью происходили эти столкновения. А точнее даже просто люди в этих шлемах с дубинками молотят, валтузят, если есть такое слово, волокут по асфальту, за шею, как угодно, за руки, за ноги, в общем, людей, совершенно мирного вида. Причем в какой-то момент там преобладали совсем юные девушки. Которые совсем не были похожи на бесчинствующих молодчиков и молодчиц. Или как это назвать. И примерно эта стилистика сохраняется. Наиболее нейтрально, кстати, это освещает НТВ в программе «Сегодня», особенно когда ведут Лилия Гильдеева и Алексей Пивоваров. Они какой-то интонацией дают понять, даже когда показывают какие-то естественно, там тоже нет особенно откровенных кадров. Но они дают понять, что на самом деле все не так однозначно, их отношение тем более. И в частности, когда по всем канал пошел сюжет об омоновцах, избитых мирными, то есть не мирными…

К. ЛАРИНА – А где был этот сюжет? Как комендант Москвы навещает больных омоновцев.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не комендант, а мэр Москвы.

К. ЛАРИНА – Я его называю комендант. Так называемый наш королек.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, по-моему, по всем абсолютно. Федеральным. И даже у меня было ощущение, что вообще это снято. Как когда снимают из президентского или премьерского пула, одна и та же картинка.

К. ЛАРИНА – Очень странная, очень мутная история. Один раз только показывали?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, в течение всего дня.

К. ЛАРИНА – Именно только этот план, сюжет и все.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Собственно, весь сюжет заключается в том, что в палату некую входит Собянин, а они говорят, как они получили по голове, по тому, по сему. Показывают какие-то замазанные зеленкой царапины у кого-то перевязанная рука, нога. И после этого сюжета, кстати, с каким-то непередаваемым выражением лица Пивоваров и Гильдеева дали перечень того, что было утеряно омоновцами в ходе боестолкновений. Сколько-то шлемов, дубинок и так далее.

К. ЛАРИНА – Ир, я хочу вернуться к тетеньке. Еще раз проартикулируй, потому что это очень важно. Нина Топорова, которая давала отмашку для того, чтобы снесли лагерь на Чистых прудах от имени общественности возмущенной, от имени жителей. Было написано в титрах – местная жительница. Просто открыла в Интернете все, что нарыли люди по этому поводу. Действительно, что она член «Единой России», глава ветеранской организации. И что она живет даже не здесь, она живет в совершенно другом районе, тут тоже публикуют ее адрес в Интернете. Человек из другого района. Она работник, кстати, управы Басманного района, председатель местного совета ветеранов. И активистка «Единой России». Председатель участковой избирательной комиссии номер 26.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тебе больше скажу. На Чистых прудах и дальше Покровский бульвар, как он называется, там дома, которые выходят на сквер этот, сам бульвар, они в большинстве своем, насколько мне известно, нежилые. С одной стороны посольство…

К. ЛАРИНА – Это очень условно. Там могут быть внутри дома.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, но дело в том, что…

К. ЛАРИНА – Какие-то нежилые, потому что два жилых, которые мы не видим. Все равно есть местные жители.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Буквально два жилых, а остальные в переулках, да, жилые. Это я собственно говоря про освещение. Мне кажется, что после этого ощущения небольшой оттепели, которая состоялась, когда, наконец, начали освещать уже Болотную, Сахарова, когда в тех или иных форматах вообще обсуждали причины протестных движений и приглашали разных гражданских и прочих активистов в эфир, вот сейчас мы возвращаемся опять к той ситуации, когда не то чтобы совсем не говорят, но говорят в проброс, говорят далеко конечно не первой новостью. Когда происходили самые большие волнения, главная новость на многих каналах была выборы во Франции. И многие с этого и начинали.

К. ЛАРИНА – Это было интересно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Безусловно, было интересно…

К. ЛАРИНА – Дебаты смотрели, это было до всего.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Дело в том, что как раз 6-го числа состоялись выборы во Франции. И 6-го же числа произошло вот это столкновение, мягко говоря. И когда начинаются некоторые новости с результатов или прогнозов выборов во Франции, согласись, это очень интересно, безумно, потом вообще это стало таким контрапунктом, потому что у меня даже было ощущение, что таким образом некоторые каналы и люди, которые верстают программу, отыгрываются за то, что они не имеют возможности рассказать про себя. Когда встык ставились сюжеты об инаугурации, пустынные, буквально вымершие, выжженные, страшнейшее производящие впечатление улицы, и центр города Москвы, и встык после этого шел сюжет про то, как народ, кто-то приветствует, кто-то наоборот огорчается проигрышу Саркози и выборам нового президента. И это было абсолютно такой реальной иллюстрацией. Два мира, два Шапиро.

К. ЛАРИНА – Я кстати помню выборы Саркози, когда он выиграл. Там было что-то невероятное на Елисейских полях. Я смотрела прямую трансляцию по Евроньюс. В этот раз было или нет. Подсчет голосов.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не знаю, я этого не видела.

К. ЛАРИНА – Первые exit poll, когда они стали докладывать результаты. Мы помним, какая там тоже была борьба у Саркози, как он ее вырвал просто и, кстати, на дебатах выиграл тогда.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вообще дебаты конечно, вот опять же, хотя уже совсем мы далеко уходим от сегодняшнего дня, близко, но просто столько за это время всего произошло, что кажется, что это уже далеко. Опять же никогда, по-моему, в жизни мы ничего похожего не видели, потому что у нас к сожалению, так повелось, что действующие президенты и кандидаты никогда не схватывались.

К. ЛАРИНА – Дебаты мы тоже вспоминали в эфире, пожалуй, то, что я не могу забыть, это все-таки дебаты парламентские. Настоящие дебаты, когда все принимали участие.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Студия «Свобода слова», «Глас народа».

К. ЛАРИНА – На НТВ. И конечно классика, мы тоже с тобой об этом вспоминали – Явлинский и Чубайс. Это было фантастическая схватка интеллектуальная. По времени огромная, часа три, по-моему, они говорили.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но это все равно парламентские, я говорю первые лица. Вот то, чем собственно, и славится цивилизованный мир, и та же Америка известна масса примеров, самый классический, когда был Кеннеди и Никсон, когда переигрывает даже…

К. ЛАРИНА – Культура другая.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. И хотя считается сегодня, что телевизионные дебаты не очень влияют на волеизъявление как таковое, а, скорее всего, все-таки конечно влияют. Потому что люди имеют возможность увидеть реально не игру в поддавки, которую мы видим, даже когда мы наблюдаем интервью уже теперь ушедшего экс-президента Медведева и восхищаемся, вроде бы невероятная смелость, свобода, журналисты наконец задают вопросы, который каждый из нас хотел бы задать. Но все равно у них нет возможности, что называется, к стенке прижать. Припереть, додавить. И поэтому они чувствуют себя эти герои, герои таких интервью и встреч абсолютно в безопасности. Абсолютно комфортно. Они прекрасно знают, что уж искусству лавировать и уходить от прямых ответов они, слава богу, уже обучились, как вообще никому и не снилось. Но они при этом прекрасно понимают, что они уйдут без всяких для себя последствий. Другое дело, что про них подумает электорат, зрители, но это тоже им, как мы понимаем, в общем, до голубой звезды.

К. ЛАРИНА – И потом все-таки согласись, что одно когда ты сидишь, проводишь дебаты и знаешь, что у тебя за спиной Чуров и административный ресурс, а другой вопрос, когда ты сидишь на дебатах и понимаешь, что только от тебя в эту минуту зависит, как за тебя проголосует твой электорат.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Как ты будешь выглядеть.

К. ЛАРИНА – Потому что ты понимаешь, что от этого реально зависит твоя политическая жизнь, не от того, как посчитают, а как ты выглядишь сейчас в глазах своих избирателей. Это очень важно. Я сейчас вспомнила, что, по-моему, не дебаты были с Ельциным, а помнишь, что Сергей Ломакин вел, типа интервью, я помню, что…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это интервью.

К. ЛАРИНА – Он со всеми кандидатами вел типа таких…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Круглые столы. Но опять же с Ельциным это был просто формат интервью. Один на один. Как раз на дебаты и тогда тоже все осуждали, кстати, Ельцина, он не пришел. Потому что я уж не помню, конечно, все те же тогда баллотировались. Жириновский, Зюганов, кто там еще был. Много каких-то было кандидатов. И Ельцин на этот формат не пришел. И все тогда осуждали, потому что считали, что это малодушно, и что все равно любой человек должен, баллотирующийся на этот пост, должен через это извините за выражение, горнило пройти.

К. ЛАРИНА – Пока мы разговаривали, появились наши победители, которые у нас пойдут культурно просвещаться и развлекаться.

ОБЪЯВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

И. ПЕТРОВСКАЯ - Пока я не забыла, упомянули мы имя замечательной нашей ученой, историка и потрясающего вообще просто оратора, скажем так, Натальи Ивановны Басовской. Которая в неожиданном качестве предстала на телеканале «Дождь», в утро инаугурации вместе с Андреем Пионтковским.

К. ЛАРИНА – Вообще парочка та еще.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но Наталья Ивановна была тем интересна, что она все время искала, находила и проводила исторические аналогии, а она специалист по средневековью.

К. ЛАРИНА – Кровожадные.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, и выяснилось, что, в общем, средневековье было куда более прогрессивным, эта эпоха по сравнению с той, что мы наблюдали. И Наталья Ивановна говорила, что во всех практически странах все народы всегда и все правители вот эти коронации использовали именно как символ единения нации, власти. Обязательным условием было ликование народа, обязательным условием было, когда монарх выходил и троекратно кланялся своему народу. Обязательным условием были какие-то подарки этому народу. И поскольку мы видели совершенно иную ситуацию, то стало понятно, что средневековье это наше далекое, видимо, будущее. То есть не то что прошлое, а именно совершенно другие традиции, стандарты. Другое дело, что там потом кого-то на кострах жгли, но это мы как раз мне кажется, можем освоить куда раньше, чем прочие коронационные и прочие процедуры.

К. ЛАРИНА – Сейчас у нас перерыв будет, но я думаю, что мы про «Дождь» еще поговорим…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это важная вещь.

К. ЛАРИНА – Отдельный эфир, который стоял совершенно перпендикуляром во всех этих торжествах пафосных, официальных. «Дождь» просто молодцы. И об этом скажем после новостей.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – Значит, эта тетенька, которую показывают как местную жительницу, наша слушательница Светлана пишет, что это вездесущая местная жительница. Потому что она с Собяниным как местная жительница беседовала на открытии «Пятерочки» на улице 1905 года.

И. ПЕТРОВСКАЯ - То есть она такая Фигаро здесь, Фигаро там. Где надо, старожилы не припомнят.

К. ЛАРИНА – Профессиональная местная жительница.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Профессиональный старожил.

К. ЛАРИНА – Замечательно. Мы про «Дождь» хотели сказать. Тем более про инаугурацию не говорили. Но уже надоели, обговорили, обсосали, уже все понятно. Но конечно телеканал «Дождь» сделал замечательную вещь, он показал инаугурацию.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Причем они начали показывать с картинки, которую раздавало ВГТРК всем каналам. Но параллельно у них корреспонденты работали в центре на бульварах и в этот момент начались уже совсем необъяснимые разгоны мирных людей. Нападение на кафе Жан-Жак. Когда захватили Шендеровича. Льва Рубинштейна. Владимира Корсунского, главного редактора Граней. Того же Немцова. Попали еще совсем юные граждане и москвичи, которые рядом живут, в частности у тебя был на эфире после первых протестных акций такой 16-летний Илья Минаев. Которого опять загребли, 16-летнего в автозак и он попал в хорошую компанию с Немцовым…

К. ЛАРИНА – В хорошие руки.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. И в какой-то момент они решили, я имею в виду на «Дожде» работники решили разделить экран пополам и картинки, одна не то чтобы дополняли друг друга, а контрапунктом такое сочетание двух…

К. ЛАРИНА – Давайте, чтобы было понятно, это известный киношный прием. Классический, который использовали впервые, самый известный сюжет сделал Коппола в фильме «Крестный отец». Когда монтируются кадры крестин ребенка, Майкла Корлеоне с кадрами расправы его подопечных со своими врагами. Где снимают людей из бань, где их расстреливают, мочат, режут. А рядом в это время происходит…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Попросту говоря, две совершенно разные получилось так, картинки. Которые идут встык и эти противопоставления получаются более чем яркими, потому что когда вновь избранный президент произносит слова присяги, и говорит, что клянется защищать честь, достоинство, свободу граждан, призывает всех в своей речи в стремлении к добру, правде и справедливости, а в это время совершенно непостижимым, потому что такое даже придумать иногда невозможно, входят в это противоречие кадры, которые мы видим, как по скверам, по бульвару идут угрожающего, страшнейшего вида колонны омоновцев в шлемах, с дубинками, они сцепляются под руки и вытесняют такими клиньями, «свиньей» что называется мирных людей, мы же видим, никого там нет ни с палками, ни с камнями, просто люди что называется вышли погулять…

К. ЛАРИНА – Просто оккупирован центр был, все эти…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Совершенно верно. И показывают, как невозможно пройти, стоят кордоны. И второй раз они на «Дожде» использовали это же 9 мая, потому что они опять же показывали общую для всех картинку парада…

К. ЛАРИНА – И комментировали его замечательно, кстати.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это третья составляющая этих эфиров. Обязательно в студии они собирают людей, так или иначе связанных или не связанных, но могущих, способных, как Н. И. Басовская, прокомментировать события с неожиданной какой-то точки зрения. Так вот во время парада также монтировалось, с одной стороны был парад официальный и те же речи президента, и рукопожатие, а с другой стороны на балконе на Тверской улице дома на шестом этаже стояла камера и работал Павел Лобков, который конечно, блистательный репортер, который показывал панорамно Тверскую, также зачищенную как 7-го мая все остальные улицы центра города, от народа, от личного транспорта. Показывал переулки, блокированные полностью, и народ не пропускали. Рассказывал о том, что новинка сезона это теперь кроме военной техники еще автозаки, автобус с полицейскими, милицейские патрули. Это конечно тоже производило невероятное впечатление. А когда уже военная техника прошла с парада, с верхней точки они показали, какой ущерб наносит эта техника дорожному покрытию, потому что с этой высоты шестого этажа, а там дома большие, сталинские, с потолками высокими, поэтому шестой это наверное какой-то реально 9-10 этаж, если иметь в виду нынешнее строительство, и видно было, как эти колеи, которые оставляют тяжелая техника, которая идет по городским улицам, и тоже это конечно было все в высшей степени убедительно и стереоскопично. Потому что все-таки всегда очень интересно, как и важно знать еще, что происходит в этот момент то, что обычно остается за кадром. А тут попадало в кадр. Поэтому я считаю, что конечно, несмотря на массу накладок, массу разных технических несовершенств, опоздание звука, иногда просто не врубалась картинка, когда они объявляли, много чего там было несовершенного, но в этот момент совершенно все равно, потому что важнее всего получить вот это представление реальное, объективное о происходящем. И в этом смысле, конечно, «Дождь» выполнил ту задачу, которую в разные другие годы выполняли другие скажем так, каналы, в том числе и федерального значения.

К. ЛАРИНА – После трансляции парада на «Дожде» собрались в студии корреспонденты зарубежных изданий.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это вторая часть уже.

К. ЛАРИНА – И вспоминали, кто, как отмечает день победы. Во-первых, там от печки начали, почему все-таки в Европе отмечают 8 мая, а в России 9 мая. И вообще говорили о том, что такое война, недавнее прошлое и давнее прошлое, совместное, в том числе для нас всех. Это было невероятно интересно. Особенно как мне кажется, это был очень полезный эфир для молодых людей, которые мало чего знают об этом времени, а если и знают, то они по-прежнему находятся в плену наших советских стереотипов, поскольку в этом смысле мало что изменилось в преподавании этого периода истории. Мне кажется, это тоже был очень важный момент. И еще про «Дождь» я себе записала, по-моему, это было 9 мая премьера, если я не ошибаюсь, совершенно неожиданная, спектакль «Кадиш», посвященный Янушу Корчаку, спектакль «Класс-центра» Сергея Казарновского, с участием, с главной ролью человека так называемого героя Сергея Белоголовцева. Актер, которого мы прежде всего знаем как ОСП-студия. Комический персонаж, он конечно комедийный. Пародийный. Хотя я знаю, что у Сергея были такие пробы, он пытался себя заявить как серьезный артист драматический. Но на этот раз мне кажется это было что-то такое невероятное, для меня лично это было открытие. Я, не отрываясь, посмотрела эту работу. Они ее повторяют, следите, если кто пропустил. Посмотрите, пожалуйста, вещь очень сильная. Просто до слез что называется, прошибает. Мне кажется это очень важно для молодых людей, которые могли бы это увидеть.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И кстати у «Дождя» еще хорошая такая вещь, когда на сайте можно найти многое из того, что выходило в эфир. И в частности полностью эти эфиры, я уже посмотрела именно на сайте, и инаугурационные, и победные.

К. ЛАРИНА – Сегодня прямо захвалили «Дождь», у нас то так, то эдак. Уж извините, я в прошлый раз без Ирки тут распоясалась, их так покрыла лаком сверху. Смотрите, по поводу опять же комментариев. Это где такое было видано, Ира, когда во время торжественной клятвы Владимира Владимировича Путина на Конституции, на него сверху, заглушая все ненужные дежурные слова, комментируют комментаторы, сидят в студии, Маша Макеева, Зыгарь, Басовская, Пионтковский. Чего-то комментируют, смеются, я просто была в шоке. Думаю, боже мой, крамола. А уж когда гимн заиграли и вдруг Басовская говорит во время исполнения гимна: ха-ха, а слова-то старые вспоминаются, новых-то никто не помнит. И потом они еще достаточно недобро посмеялись над тем, что единственный человек, который в зале поет это Надежда Бабкина. Исполняла этот гимн, больше никто. Это конечно дорогого стоит.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Надежда Бабкина очень старалась исполнять.

К. ЛАРИНА – Скажи, молодцы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не то слово.

К. ЛАРИНА – Ничего не страшно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А когда эти гвардейцы президентского или как они там называются, полка вносили текст Конституции, то тоже был очень смешной комментарий, кто-то из ведущих, Анна Монгайт, по-моему, у нее была такая функция – рассказывать, как это проходит. Видимо, снабжают всех корреспондентов и ведущих описанием, как будет проходить церемония и она говорит, вот вносят Конституцию. Она в переплете из кожи варана. Наталья Ивановна: барана? Нет, нет из кожи варана. – Да, не самое типичное для наших краев животное. Пионтковский: баран типичнее. В общем, это я говорю один из маленьких примеров, просто очень остроумные, а содержательно, на мой взгляд, были тоже очень точны именно исторические параллели, которые мастерски проводила Н. И. Басовская.

К. ЛАРИНА – Здесь очень много вопросов по поводу вчерашнего Госдепа. Который вышел как обычно на сайте Сноба. Я начала смотреть. Увидела, услышала вернее выступление человека, которого меньше всего мне хотелось слушать, мне его показали без всяких помех. Это был Минаев. Я с начала до конца прослушала весь его спич. А потом, когда начались сами дебаты, у меня все стало глючить, и, к сожалению, я так промучилась, программу не смогла досмотреть.

И. ПЕТРОВСКАЯ - У меня глючило с самого начала, то есть картинка появлялась и тут же зависала, поэтому я только увидела, что первые свои слова Ксения Собчак говорит на самом чистом, на собственно Чистых прудах, откуда и планировалось…

К. ЛАРИНА – На чистом английском языке.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да?

К. ЛАРИНА – Ты сказала: на самом чистом…

И. ПЕТРОВСКАЯ - На Чистых прудах, откуда планировалось первоначально провести весь эфир. Но некий майор милиции, что тоже очень характерно, запретил это и поэтому они переехали в студию. Но, увы, вот я не посмотрела. Но обязательно, поскольку это выкладывается, я надеюсь, что посмотрю.

К. ЛАРИНА – Так, ну что. Пройдемся.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В смысле? Пройдемте.

К. ЛАРИНА – «Фильм «В стиле джаз» Говорухина плохо сляпанная на потребу дня халтура, - пишет наш слушатель kust, - всё, с первого до последнего кадра - жалкая, примитивная кустарщина, которую не в состоянии спасти даже Сухоруков с Карцевым. Даже не предполагал, что такое может случиться с Говорухиным». Я не видела.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне тоже стыдно признаться, я в этот день в основном прильнула к Интернету.

К. ЛАРИНА – «Случайно наткнулся на «Линию жизни» с Галиной Шерговой на канале «Культура». Не смог оторваться. Молодцы». Я этот эфир не видела, а Ира, я прочитала ее восторг на фейсбуке.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, потрясающе. Г. М. Шергова особенно нашему поколению и людям старше известна как очень многолетний телевизионный публицист, ведущий. К тому же еще поэт, литератор, и много других у нее разных ипостасей. Да, и самое главное, почему «Линия жизни» вышла именно 9 мая, она прошла фронт, совсем юной девушкой ушла туда. В общем, прожила невероятную жизнь. И сохранила также невероятное чувство юмора, самоиронии, просто обаяние человеческое. И она рассказывала собственно всю свою вот эту линию жизни очень долгой и временами замысловатой и делала это так мастерски, что оторваться было невозможно. Было очень много фотографий, хроники, песня звучала, посвященная ей. Она с очень многими выдающимися людьми дружила. И дружит. Юрий Визбор ей посвятил песню. Поэтому когда это закончилось, я в фейсбуке такую короткую восторженную реплику написала, и дальше часть людей со мной очень согласились, сказав, что действительно невероятные люди у нас, слава богу, есть, и хорошо, что их показывают как некий пример, наверное, для многих других людей. Не унывать, не сдаваться, и, в общем, сохранять себя во всех обстоятельствах.

К. ЛАРИНА – Я с удовольствием тоже посмотрела в 125-й раз фильм «Июльский дождь», который показывали опять же по «Культуре».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вообще лучшее было на «Культуре».

К. ЛАРИНА – Прости, про фейсбук тоже, сразу пишут, что смотрю такой-то фильм и тоже огромное количество людей, как я понимаю, вполне себе молодых, для которых это даже не время их родителей, а время их прародителей, 60-е годы. И мне так было приятно, что люди это кино знают, помнят, что они его смотрят, знают всех этих артистов, которые там снимались. Вообще это удивительный фильм.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Еще давай вспомним, что после этого сразу показали фильм документальный о Юрии Визборе.

К. ЛАРИНА – Это я уже не видела.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тоже, на мой взгляд, хороший очень. А самое приятное было, когда 8 и 9 мая показывали замечательные вечера, посвященные дню рождения традиционные Б. Ш. Окуджавы. Вначале в Переделкино, а потом показали вот этот прекраснейший концерт, по-моему, 1993 года, по-моему, в Доме кино, где была помнишь, публика, а это еще кусочки показывали фильма Виноградова «Я возвращаю ваш потрет», но в общем там был прекрасный Окуджава, который не только пел, но говорил, и читал стихи. И как-то они тоже очень актуализировались неожиданно в связи со всем происходящим. И то, что он говорил и читал, и вот эти его стихи про совесть, благородство и достоинство, то, что нам в какой-то момент показалось, что это уже стилистика прошлого, даже те же самые почти навязшие в зубах – «возьмемся за руки, друзья», вдруг опять все это начинает невероятным образом осовремениваться и какой-то новый смысл обретает на наших глазах. В связи с событиями, которые остаются при этом за кадром федерального телевидения.

К. ЛАРИНА – Петровская, 52 минуты уже, а мы с тобой никого не закопали. Что это за передача такая, в топку такую программу.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Аха, кого же мы должны копать. А давай закопаем немца.

К. ЛАРИНА – Нет уж… Какого немца?

И. ПЕТРОВСКАЯ - А фильм нам показали. «Я, Путин. Портрет» называется. Ты не посмотрела?

К. ЛАРИНА – Да.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Этот фильм должны были…

К. ЛАРИНА – Немца закопать, господи, каждый дурак может.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну а чего же нам. Что русскому здорово, будет немцу сейчас смерть. А вот на самом деле действительно, если бы этот фильм снял кто-то из наших…

К. ЛАРИНА – В смысле?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Из наших людей. То можно было бы даже считать это каким-то невероятным прорывом, потому что все-таки наши, как привыкли, вспомним Никиту Сергеевича с его нетленным «55». Это уже если говорим хорошо о человеке, то уж слезу пустим, уж поблагодарим Господа Бога, что послал нам вот такого замечательного правителя, то есть это по полной программе обливание, не знаю, как сказать, елеем, я уж не хочу никаких неприятных глаголов произносить, от чего всем становится просто неловко. Немец сделал все тоньше. Но, по сути, фильм все равно получился апологетический. И хотя там показаны кадры тех же протестов, и даже какие-то…

К. ЛАРИНА – Как про Сталина снимали так фильм.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот. Я задавала даже вопросы некоторым своим знакомым, которые имеют отношение к зарубежным корпунктам, а вот чем объяснить при всем том, вот такой апологетический по сути своей настрой…

К. ЛАРИНА – Газ.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, а я думаю, нет. Там есть фраза одного из друзей Путина в этом фильме, который говорит, что когда еще не было известно, что он работает в КГБ, во времена молодости их общей, и он спросил: Вова, а ты кто. Он сказал: я специалист по отношениям с людьми. И вот я думаю, что это подтверждается, знаешь, многие рассказывали, когда они и если общались напрямую с Путиным, то они выходили совершенно под какой-то магией обаяния, и они попадали под это обаяние и на какое-то мгновение или какое-то время даже теряли, даже те, кто были более-менее критически настроены, вот эту возможность оценить критически, и говорили: ах, ах. Вот я думаю с этим немцем, немецким журналистом Хубертом Зайпелем произошла, видимо, та же самая история. Помимо того, что вообще власть притягательна любая, это известно. И психологи это доказывают, и недаром даже далеко не самые выразительные правители становятся часто секс-символами ни с того, ни с сего. Именно потому, что власть притягательна для большого количества людей. А власть как будто бы сообщает человеку, вот то, чего на самом деле у него нет. И думаю, что этот немец тоже пал жертвой в известном смысле этого обстоятельства. Ну и эти потрясающие конечно, образы и кадры человека глубоко одинокого. Одинокий голос, такое трагическое драматическое одиночество. Человек плавает в ночном бассейне, и только верная собака Кони поскуливает, идет по бортику, и иногда лижет подплывающего хозяина в лицо. И как бы стережет его покой. Сцены игры, он учится играть в хоккей в ночном ледовом дворце. И потом это такое закрепление произошло, потому что утром мы видели тоже вот эти кадры инаугурации, когда человек совершенно один в пустынном городе едет и как будто бы он один и никого больше нет, но он все равно восходит на этот олимп можно сказать, а можно сказать голгофу, потому что он поклялся служить народу, отечеству. И вечером закрепление этого трагического драматического образа…

К. ЛАРИНА – Это в фильме было?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, утром инаугурация. Картинка же многомерная, складывается из разного. Вот день 7 мая. Утром проезд одинокого кортежа, а вечером кадры тоже полного одиночества. Человека, который посвящает всего себя служению, при этом очень неблагодарному прямо скажем, народу. И не очень благодарному отечеству.

К. ЛАРИНА – Про фильм «Мишень», мы про него уже говорили, когда я его видела до телевидения. В прокате. Мне кажется, он для телевидения очень хорош, потому что требует вдумчивого смотрения, он большой по времени. Я правда, не видела обсуждения. Ты видела?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, тоже, к сожалению, не дожила.

К. ЛАРИНА – А что касается следующей недели…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я могу сказать, наверняка будут вопросы, а где Жванецкий. Вот Жванецкий будет в понедельник как всегда на канале «Россия». И я с опаской жду этого эфира, потому что Михаилу Михайловичу придется комментировать то, что наверное, придется то, что происходило в эти дни в Москве.

К. ЛАРИНА – Умело обойдут.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это невозможно, тогда невозможно быть…

К. ЛАРИНА – Ну как, Ургант каждый день выходит и ничего.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это отдельная песня.

К. ЛАРИНА – Песня там точно отдельная.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Песня отдельная и вообще…

К. ЛАРИНА – А ты заметила, там джинса какая пошла. Поперла изо всех дыр.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Меня это даже меньше всего волнует.

К. ЛАРИНА – А потому что нечего делать, надо чем-то это заполнять, а заполнять нечем. Что делать. Мы про это говорили. Это было понятно в конце первой недели, когда пошла джинсятина. Когда Коля поет песню с нового альбома. Вася показывает книжку, которую он написал. Сережа показывает новую выкройку, которую завтра он сошьет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это формат для мирного времени. Смотри, начиналось это…

К. ЛАРИНА – Для сытого, жирного, противного времени.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Сытого, необязательно жирного, противного, но стабильного и очень важно, чтобы мирного. Сейчас мы вступили в такой странный период, когда вот этот юмор воспринимается даже временами просто как какое-то кощунство.

К. ЛАРИНА – Это понятно, Ир. Ты со мной не согласилась по поводу джинсятины…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Джинсятина само собой.

К. ЛАРИНА – Она же возникает, она и в мирное время была бы все равно джинсятиной. Потому что нечем заполнять, формат не придуман. Или человек не тянет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Успею еще…

К. ЛАРИНА – Человек на себя берет такую ответственность. Каждый день по полчаса он должен чего-то сообщать народу.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Можно я успею еще проанонсировать. Будет по каналу «Культура» также помимо «Полиглота» авторская программа Вениамина Смехова «Золотой век Таганки», вечерами это будет. Возвращаются политические форматы, что тоже интересно. У Познера, правда, заявлена гостьей Алена Долецкая, бывший главный редактор Vogue. А сейчас журнала, по-моему, Интервью. Может быть, поменяют гостя еще.

К. ЛАРИНА – Ты главное скажи, что в это воскресенье стоит «Центральное телевидение».

И. ПЕТРОВСКАЯ - И в следующее воскресенье тоже. И программа «НТВшники». А также возвращаются «Исторический процесс» в среду, «Поединок» в четверг. И менее радостная новость – «Специальный корреспондент», ток-шоу Мамонтова, которое последний раз мы видели, нападало на девушек из Pussy Riot. Может быть, в этот раз нападут, конечно же, на протестующих.

К. ЛАРИНА – Знаем, на кого.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Надо знать в лицо…

К. ЛАРИНА – Недостатка во врагах они не испытывают.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тем более чем дальше, тем больше. В любом случае хоть как-то эфир оживает.

К. ЛАРИНА – А наш эфир закрывается. Умирает на этом. Пока.