Человек из телевизора - 2012-04-07
Л. ГУЛЬКО – 11.15 в Москве. Начинаем нашу передачу «Человек из телевизора». Ирина Петровская. Здравствуйте, Ира.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Здравствуйте.
Л. ГУЛЬКО – Ксения Ларина немножко приболела, погода, видите, какая. Поэтому не мудрено. У нас есть вопросы, которые вы прислали нам к эфиру. Но перед тем как…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Про погоду можно скажу.
Л. ГУЛЬКО – Стихами?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Просто вдруг сегодня, когда ехала и видела этот кошмар, начался этот дождь, которому не видно конца, у меня вдруг откуда-то всплыли из анналов памяти строчки, я долго еще думала, кому она принадлежит, потом сообразила, что это Слуцкий. Вождь был как дождь, надолго обложной. Можно поменять слова, дождь был как вождь. Перспективы и примерно наше настроение, по-моему, прекрасно выражается. Правда?
Л. ГУЛЬКО – В общем, да, хотя с другой стороны надо ко всему относиться оптимистично.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Надо благодарно принимать.
Л. ГУЛЬКО – Все пройдет. Все прошло, пройдет и это.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И это пройдет.
Л. ГУЛЬКО – Сначала мы народу подарим кое-что. Тимур Олевский любезно оставил нам приглашение в Государственный музей В. В. Маяковского приглашает на фотовыставку «Маяковский. Коллекция фотографий. 1896-1930». Вся жизнь Владимира Владимировича. В фотографиях, удивительная на самом деле выставка. Для тех, кто интересуется. Да и вообще интересно сходить. Вот есть три приглашения на эту выставку на две персоны каждый. Кто хочет +7-985-970-45-45. Пришлите, пожалуйста, хочу на Маяковского. И два каталога «Маяковский. Коллекция фотографий». Два альбома. Пожалуйста, то же самое. Теперь победители Красной площади.
ОБЪЯВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Л. ГУЛЬКО – Теперь переходим к нашему основному.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, у нас победителей не будет.
Л. ГУЛЬКО – Нет. А что можно разыграть в «Человека из телевизора»?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Не знаю, например, путевку на программу «Пусть говорят».
Л. ГУЛЬКО – Билеты. А можно на «Культурную революцию», туда тоже приглашают. Каждому свое.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да.
Л. ГУЛЬКО – Можно на «Романтику романса», тоже народ ходит туда.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А говорите вы телевизор не смотрите.
Л. ГУЛЬКО – Я смотрю, но просто разные передачи. И знаю людей, которые ходят на «Культурную революцию», «Романтику романса». Получают большое удовольствие.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Просто так никто не ходит, там есть приглашенная публика, которой занимаются редакторы. То есть вот так просто…
Л. ГУЛЬКО – Можно просто так пойти. Как-то народ ходит, если захочет.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, нет, ни в одну студию, это правда, пишется «Культурная революция» в атриуме музея Пушкина, не Музея изобразительных искусств, а музея на Пречистенке. И вот там точно так же, чуть менее может быть режимно, чем в любом телецентре, но тоже все по спискам. Так просто никто не пройдет. Муха не пролетит никуда.
Л. ГУЛЬКО – А на «Пусть говорят» тоже не пролетит муха.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Собирают, там всегда объявляют темы и просят звонить. И потом специально обученные люди собирают себе студию, массовку. Так что не так все просто, с улицы не войдешь.
Л. ГУЛЬКО – А «Исторический процесс»?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Тем более. Естественно. Нет, это отдельная теперь уже для многих определенная профессия и работа. Люди ходят на всякие ток-шоу, кстати, фильм на эту тему был довольно смешной. Забавный. Марк Глейхенгауз по-моему сейчас уже покойный делал. Вот как раз про людей, которые сделали это своей формой и досуга и отчасти заработка. Там в ряде ток-шоу платят некоторую денежку. И специальный редактор по публике, массовке делится какими-то своими связями, друг другу передают, поэтому часто можно увидеть одни и те же лица на разных ток-шоу.
Л. ГУЛЬКО – А зачем вообще нужны зрители во всех этих ток-шоу?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Так положено. Есть такой формат.
Л. ГУЛЬКО – «Культурная революция» я понимаю. Они участвуют.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, они меньше всего участвуют. Они сидят просто, а участвуют люди, которые пришли в качестве так называемых экспертов.
Л. ГУЛЬКО – На первом ряду.
И. ПЕТРОВСКАЯ - На первом и втором тоже частенько. А в таких форматах как «Пусть говорят», «Прямой эфир», эти общеупотребительные ток-шоу, там во-первых, публика выражает возмущение типа - вау, у-у-у, мычит, кричит, наоборот, приветствует и восхищается, хлопает. Подает голоса. Нужно для оживления. И как некий глас народа.
Л. ГУЛЬКО – Драйв такой. Ладно, тогда давайте ближе к вопросам наших уважаемых драйверов. Можно их так назвать?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Как хотите.
Л. ГУЛЬКО – Тут человек, Ирина, наверное, дама.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Наверное.
Л. ГУЛЬКО – Ирина 552316, хочет высказаться о фильме Германики. Она говорит. «Мы тянем лямку опостылевших отношений, приносим себя в жертву, но это не делает счастливыми наших близких. И это не самопожертвование, а трусость и ложь. Каждая из героинь, пройдя свой путь, обманывая и обманываясь, всё-таки разорвала этот порочный круг и добралась до остановки (может быть, не конечной) под названием «счастье». Путь из лжи к себе - истинной - это и есть самый краткий путь к счастливой жизни. Спасибо создателям этого фильма!» Это один пассаж. Есть еще один о том, что это интересно дамам, но неинтересно мужчинам. Вот: «Удачная картина Германики. Интересно, увлекательно, событийно, обсуждаемо. Думаю, это кино только для женщин. Мужчинам оно безразлично и раздражает. Заметила, что этот фильм пришелся по душе замужним и счастливым. А вот одинокие дамы «бежали» от этого кина. Я пропустила первые серии, не успевала на начало некоторых серий, постараюсь пересмотреть упущенное. Талантливый режиссер и талантливая, и сильная команда была собрана ею. Лучше снимать подобное, чем всякие «Татьянины дни» и «Всегда говори всегда» с безобразной и бездарной…», - и дальше фамилия, не будем называть, пишет Лара.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Оба мнения, по-моему, имеют право на существование. Не знаю, я не проводила такой изыскательской работы, что нравится это мужчинам…
Л. ГУЛЬКО – Вы смотрели?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, это редчайший случай, когда я посмотрела все. Все 16 серий. Не всегда в эфире, но кое-что и даже последнюю неделю практически только в эфире, это сразу же вывешивалось на сайте Первого канала. Спасибо им, потому что они делали это, как только проходила серия. Повторяю, что не знаю реакцию мужчин какую-то специальную или замужних или одиноких женщин. У меня есть некоторое количество отзывов от разных женщин. Вот мужчин на самом деле не опрашивала, поэтому ничего не могу сказать. И одиноких, и замужних, и незамужних. И они в общем, прямо противоположные, независимо от положения женщины. Либо приятие, либо полное неприятие. Полное неприятие выражается обычно в таком мнении, что это не настоящая жизнь, это жизнь насекомых, или животных каких-то, не может современный человек и современная женщина жить одной постелью и только поисками себе партнеров. И ничем другим они не занимаются, кроме того, как только ищут и потом обсуждают либо результат поисков, либо наоборот результат каких-то потерь. Второе мнение наоборот, как правило, даже восхищенное, часто восторженное, что это интересно, что это достоверно во многом, что это хорошие работы актерские. Что всегда как, в общем, у Германики интересная режиссерская работа, я склоняюсь ко второму. Я не могу сказать, что я в каком-то беспредельном восхищении. Но то, что это выше, безусловно, того сериального продукта, который у нас бесконечно показывается и действительно вы правы, всякие обручальные кольца, кровинушки, Ефросиньюшки, когда все примерно понятно, все задано с начала до конца. То есть ты понимаешь примерно, какие дальше будут перипетии и можешь вообразить себе разные извивы, повороты этих сюжетов. Всегда довольно примитивные. Всегда кое-какие актерские, почти всегда в таком формате актерские работы. Здесь все ровно наоборот. Мне кажется, что здесь привлекает именно тем, что действительно 4 судьбы, 4 истории. Очень во многом похожие.
Л. ГУЛЬКО – Декамерон?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну не Декамерон конечно.
Л. ГУЛЬКО – Современный.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Потому что все равно тут есть приметы и очень точные современной жизни. Четыре разные, но действительно похожие в чем-то и уже даже не назовешь такие, чтобы девушки-девушки.
Л. ГУЛЬКО – Дамы.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Всем или чуть-чуть до 30, или чуть позже. После. И дамы тоже не скажешь. Молодая женщина.
Л. ГУЛЬКО – Барышня.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Барышня это девушка.
Л. ГУЛЬКО – Да?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне кажется, да. Это то, что мадмуазель, что теперь во Франции отменено.
Л. ГУЛЬКО – Уже нет.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но и у нас барышень, к сожалению не стало. В 17-м году. Нет, барышня еще оставалась, когда телефонисткам говорили: барышня.
Л. ГУЛЬКО – Барышня, Смольный.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Сегодня уже барышня совсем неупотребимо. У нас либо девушка говорят до старости, либо женщина. Либо – бабуль, что уже совсем страшно. Ну это ладно. Это еще надо дожить.
Л. ГУЛЬКО – Про это Германика потом снимет.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Короче говоря, это интересно, это притягивает и заставляет следить за перипетиями жизни этих четырех, скажем, на меня очень не похожих по всем, я просто сейчас говорю как зритель, героинь и персонажей. Но притягательность именно в том, что ты подсаживаешься на каждую историю и начинаешь ждать поворотов. При этом у Германики есть такое свойство, она не делает это все до конца всерьез. Ты понимаешь, что там много очень скрытой даже часто и иронии, которая во многом выражается. В том, что каких-то персонажей, например, играют совершенно не актеры, а просто узнаваемые лица или даже какие-то знаковые в сегодняшней жизни лица. Например, такую халду-прехалду, которая собак в халате выгуливает, играет, хотя это совершенно эпизодическая, но очень забавная роль – Ксения Собчак. Причем с таким лицом, с которым собственно мы Ксению никогда не видели. Такая растрепанная, тетеха с лестничной клетки. И это чрезвычайно забавно и совершенно понятно, что неслучайно туда эти люди введены. И там есть не один персонаж такой, которые играет и исполняет роль, не актеры, а известные в этой как прежде мы и сейчас говорим – гламурной тусовке люди. Или скажем, голос Ирины Хакамады и потом ее роль психолога, а также любовница разлучница, которая из одной семьи уводит мужа, может быть это не самая удачная роль вообще из всех, которые исполняла Ирина Хакамада. Я имею в виду не в кино, а в жизни, но в любом случае в этом тоже есть какой-то, извините меня, прикол. Самое забавное было, когда шла последняя серия, где у Ирины Хакамады было больше всего эпизодов, как раз она уводит этого мужа, на параллельном канале, канале «Россия» в это же время она участвовала в программе «Поединок» с Михаилом Веллером. И вот это эфирное пересечение было чрезвычайно забавным. Так бывает. Естественно, когда снимался сериал, никто не планировал, что ровно в этот день она придет в эту программу «Поединок». Но это я так просто к слову, что телевидение у нас еще создает совершенно незапланированные какие-то смыслы и отчасти…
Л. ГУЛЬКО – Волшебные картинки.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Волшебства в «Поединке» было меньше намного, чем у Германики. Но волшебные картинки.
Л. ГУЛЬКО – Хорошо. Давайте мы сейчас прервемся на новости. Тоже будем обращаться, уважаемые, как в милиции, полиции говорят – уважаемый, уважаемые радиослушатели.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это в лучшем случае говорят в милиции.
Л. ГУЛЬКО – К вашим вопросам.
НОВОСТИ
Л. ГУЛЬКО – Продолжаем «Человек из телевизора». На «Романтику» продают билеты, пишут нам.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, правда, есть такие программы, где продают билеты.
Л. ГУЛЬКО – А «Пусть говорят» массовка за 150 рублей. Марина пишет. И, слава богу, могли бы больше платить. Денег-то много.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну и программ много, каждый день пишут.
Л. ГУЛЬКО – Значит, автор «Краткого курса счастливой жизни» Анна Козлова.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это я знаю.
Л. ГУЛЬКО – Я о другом. Завтра будет в «Попутчиках» на «Эхо Москвы» в 23.05.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Тоже интересно.
Л. ГУЛЬКО – Сообщают нам же. Дальше, дядьки смотрят тоже. Один человек, сейчас я найду, с удовольствием курс этот просмотрел. Второй наоборот не просмотрел. В общем, много всякого.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А я вот как раз в заключение, я думаю, мы еще с Ксенией, Лев, не в обиду…
Л. ГУЛЬКО – Да ради бога.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Она смотрела тоже, и мы планировали более подробно обсудить. Еще думаю, мы к этому вернемся и тогда и вас послушаем. Но я просто подумала, а почему, действительно, если мужчинам, по мнению нашей предыдущей написавшей нам слушательницы, возможно, это не нравится, потому что здесь довольно жесткий и неприятный, нелицеприятный взгляд на мужчину современного у Валерии Гай-Германики. Опять же не при вас, Лев, будет сказано…
Л. ГУЛЬКО – Да ради бога.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но большинство мужских персонажей в этом сериале, это мне кажется очень типичные сегодня молодые мужчины, которые не берут на себя ответственность, они отвыкли брать на себя ответственность, никакой каменной стеной, плечом, стеной их невозможно назвать. Они либо плывут по течению, и им очень выгодно и удобно, что жена на себя взваливает и заботы о детях, это одна из семей и выгул собаки и все, что угодно. А они сидят у компьютера, лежат на диване, смотрят телевизор и в общем толком непонятно, кто там чем в рабочее время занимается. Либо просто мужчина, который живет, это другая история, за счет своей жены, не работает, выпивает, ему тоже очень хорошо, ходит в кино, и ест попкорн. Либо очень уверенный на первый взгляд, очень успешный, красивый, хорошая очень работа Кирилла Сафронова, начальник в офисе, владелец этого офиса. Но при этом человек, который тоже ничего не может и предложить своим женщинам и делает нечастной и жену, и любовницу, сотрудницу. И в конце, хотя все хорошо, тут тоже Германика устроила такой замечательный финал. Он сказочный. Краткий курс счастливой жизни завершается тем, что все счастливы. Хотя всем понятно, что так не бывает, и она дает это понять, когда каждую историю она завершает определенным хеппи-эндом. И даже такие стилизованные под старые фильмы, по-моему, как раз Ксения Ларина это подметила, в конце титр – конец как раньше писали, такой чуть как вязью что ли, в сердечке. И это как бы такая финальная точка сказочная, она говорит – так быть не может, так не бывает. Но давайте, поскольку нам всем сегодня хочется какого-то хеппи-энда и счастья для персонажей, давайте так завершим. Не драмами, на что многое намекало в процессе, в сюжетном развитии, а вот эдаким образом. Это я про мужчин высказалась, не потому что я к ним плохо отношусь, но очень, по-моему, точно схвачены некоторые очень распространенные сегодня типы именно такого возраста молодых мужчин, которые существуют как бы так параллельно и абсолютно видимо, уверены, что сам факт их присутствия уже должен осчастливить любую барыщню, как говорила Раневская.
Л. ГУЛЬКО – Наверное.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну все, чтобы нас не упрекали в монотемности, куда-нибудь еще перейдем.
Л. ГУЛЬКО – Барышни тоже разные бывают. Но это уже другой сериал. Другой краткий курс счастливой жизни.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да сколько угодно во всех сериалах есть свои барышни.
Л. ГУЛЬКО – А что тут пишут, 161-я sms – глупость на телеканале «Дождь» в среду вечером. Я просто никогда не видел.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Это был какой-то страннейший, на мой взгляд, совершенно детский выход, выходка, она мне показалась не к лицу каналу, тем более было далеко уже не 1 апреля. Там должна была идти плановая программа «Собчак живьем», по-моему, она называется, где Ксения Собчак делает интервью с каким-то из ньюсмейкеров, политиков и так далее. В этот раз, незадолго до того, как это должно было начаться, в фейсбуке появились сообщения работников канала, что у нас ЧП, пропала Ксения Собчак, не отвечает на телефоны, sms, не подходит. Все взволновались, начали, естественно, гадать, куда она могла деться. Дальше начинается эфир, Ксении Собчак нет, тогда садятся сотрудники канала и начинают обсуждать, что бы с ней могло такое случиться. В общем, достаточно переполошили публику. И публика в Интернете, например, начала высказывать всякие страшные предположения от того, что с Ксенией рассчитались за ее гражданскую активную позицию, до того, что она сама решила наконец вернуться в лоно семьи с большой буквы этого слова. Но вскоре в этом же эфире появилась Ксения Собчак. Не вскоре даже, прошел почти, по-моему, эфир, совершенно еще раз говорю, кто сейчас на этом месте закончит слушать, он потом будет пересказывать, что Ксения Собчак была пьяная. На самом деле она мастерски сыграла очень нетрезвую девушку, падала с дивана. Но потом села, сказала, что я абсолютно трезва, все засмеялись, и сообщили, что они просто решили продемонстрировать некую технологию изготовления сенсации. Вот как можно сделать сенсацию. Человек не пришел на эфир, а дальше можно какие угодно домыслы, а на самом деле оказалось, что просто персонаж в последний момент слетел и вот они решили так пошутить. Ну, на мой взгляд и вкус это дурная шутка.
Л. ГУЛЬКО – Развлекались сами.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Безусловно, но, на мой взгляд, она какого-то дурного вкуса и выдает какую-то запредельную инфантильность некоторых сотрудников, потому что ну пусть это не общего охвата канал, но все-таки все равно там бывают очень серьезные люди, темы, и в следующий раз не дай Господь кто-то и подумает, приходить или нет туда, где так чудно развлекаются.
Л. ГУЛЬКО – Такое кино не для всех. Снимаем дрожащей камерой с плеча.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Дело не в этом, оно просто было исполнено как-то довольно…
Л. ГУЛЬКО – Непрофессиональными артистами.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Непрофессиональными совсем артистами и даже я бы сказала вовсе не артистами.
Л. ГУЛЬКО – Хорошо, что тут у нас еще есть. Есть у нас еще «Исторический процесс». Где обсуждали людей нетрадиционной ориентации. Много тут откликов. О запрете на пропаганду движения, который пришел под звездой якобы полного непонимания. Это пишет Ольга7. Тут и Сванидзе, его полная демагогия. И Алексеева временами тоже не отставала. Положение хоть немного спасало чувство юмора Юлия Гусмана и Павла Лунгина. Ну и так далее и тому подобное.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я подробно написала об этом выпуске «Исторического процесса», там действительно обсуждался этот закон, который в Санкт-Петербурге уже принят о запрете на пропаганду гомосексуализма, педофилии…
Л. ГУЛЬКО – Действует уже.
И. ПЕТРОВСКАЯ - …и прочих отклонений. Причем гомосексуализм и педофилия таким образом уравнены в определенном смысле. И общая тема была – государство и частная жизнь и право государства вмешиваться в частную жизнь от Сталина до наших дней. И здесь были как всегда две команды. Одна - Сванидзе. Другая – Дмитрия Киселева. И, на мой взгляд, это тот самый случай, когда не по голосам, которые мы видели потом при телефонном голосовании, а морально выиграла сторона Сванидзе, потому что они были убедительны и потом был действительно совершенно яростный во многом и в то же время ироничный Юлий Соломонович Гусман. Который сбил вот эту волну и настрой такой мракобесный, который задал Киселев в самом начале, когда высказал идею, что всем людям нетрадиционной ориентации надо запретить пожизненно донорство всего, чего только можно в качестве материала использовать, а также сердца их зарывать в землю, закапывать, сжигать, в общем, какое-то началось средневековье и мракобесие чудовищное. Дикие подтасовки, потому что вместо того чтобы говорить о пропаганде и приводить примеры этой пропаганды, о чем и написано в законе – пропаганда, хорошо, покажите эти примеры. Где они? И насколько это стало уже совершенно всеобъемлюще, что нужно принимать какой-то отдельный закон. Примеров никто не мог привести, кроме гей-парадов и каких-то гей-пикетов, которых у нас и нет практически. А при этом общее место такое, вот уже просто надо запретить телевидению и СМИ пропагандировать. Никто не мог привести ни одного примера, где это телевидение и СМИ пропагандирует. Но, кроме того, что некоторые из сегодняшних исполнителей люди нетрадиционной ориентации. Но как говорится, мы их любим, и народ их любит не за это. И в целом осталось какое-то отвратительное ощущение и впечатление, во-первых, от этих бесконечных передергиваний и подтасовок. Причем со стороны вот этой противоположной Сванидзе команды. А во-вторых, вообще, что правильно подметила команда Сванидзе и сам Сванидзе, как будто это сегодня самая актуальная, самая насущная проблема. И вот это то единственное, чего сегодня или самое важное, от чего сегодня необходимо спасать неокрепшие души наших детей и подростков. А то, что творится вообще с детьми, это как сказал Киселев, много проблем, но бесперспективно сразу их все обсуждать, вот давайте начнем с этой. И, тем не менее, мне кажется, что человек здравый, который сидел у телевизора, который не сразу однозначно начинает плевать в экран, когда даже слышит это слово – гомосексуализм или люди нетрадиционной ориентации, все равно у них была возможность вдуматься в то, что говорили и Павел Лунгин совершенно справедливо, и Сванидзе. И особенно Юлий Гусман очень страстно говоривший. И все-таки составить какую-то свою точку зрения, потому что, по-моему, это все тоже действительно эта вся кампания какая-то совершенно оголтелая, шизофреническая, если ни сказать больше. Очень дурно пахнущая.
Л. ГУЛЬКО – Хорошо. Есть еще вопросы. Уважаемая Ирина Евгеньевна! Пожалуйста, ваш комментарий по программе "Пусть говорят" в пятницу.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Вчера что ли.
Л. ГУЛЬКО – По-моему, просто страна идиотов, такое впечатление, что Орбакайте в космос слетала?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, это было забавно. Конечно, можно поздравить, спасибо Кристине Орбакайте, очередную сенсацию, людям радость доставила, родила третьего ребенка. Но то, во что это превращается, это абсолютно анекдотично, комично, опять же на фоне многих других историй и проблем, которые мне кажется, сегодня можно обсуждать и нужно. А вчера устроили действительно, правда, как будто встречу космонавта, телемост с Америкой, семья Кристины, младенец, здесь в студии соответственно полный набор звезд. Все желают, поздравляют, кричат. В воздух чепчики бросают, шарики и так далее. Это какое-то невероятное мне кажется, у нас смещение происходит всего. Ну, прекрасно, ну да, родила Кристина Орбакайте. Замечательно, но все-таки это по большому счету семейное событие. Но когда в программе «Время» об этом говорят если ни первой, то второй или третьей новостью, по-моему, это некоторым образом комично.
Л. ГУЛЬКО – А почему? Она такая фигура российская известная.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну что же теперь про всех фигур сообщать, про все перипетии семейной жизни.
Л. ГУЛЬКО – Про какую-нибудь Агилеру говорят у них в новостях.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не уверена, кстати, что в общенациональных новостях говорят. Не очень уверена. И делают ли по этому поводу такие…
Л. ГУЛЬКО – Такие может и делают.
И. ПЕТРОВСКАЯ - … масштабные пафосные шоу. Я кстати на самом деле о другом. Днем раньше это было, в четверг была программа «Пусть говорят» и там 9 дней с момента, со дня ужасного, как погиб майор Сергей Солнечников. И вот этот эфир посвящен его памяти. Я сидела и думала, приехали родители, девушка, родители спасенного закрытого Сергеем Солнечниковым парня. Опять конечно полный набор в студии, которые по любому поводу имеют свое мнение. И вот я сидела и понимала умом, что, конечно же, это обязанность и долг телевидения говорить о настоящих героях, настоящих людях, настоящих поступках. Подвигах. Но при этом я сидела, и все время сжималась и каждую секунду я ждала, что сейчас будет какая-то вопиющая неловкость. Какая-то бестактность. Потому что словила я себя на мысли, что в этом формате в основном мы привыкли либо к тому, что вот эти маргинальные разборки, битье морд, страшнейшие какие-то истории. В основном семейные, в основном запредельные по своей какой-то неоправданной жестокости или идиотизму. Или второй полюс – звездные там всякие роды, разводы и адюльтеры и все, что угодно. И вот вдруг, когда появляется редчайшая какая-то подлинная настоящая тема, мало того, что у тебя ожидания уже другие, а во-вторых, я поняла, что утрачен язык, которым можно говорить о настоящем, о подлинном, о реальном. О такой настоящей трагедии, причем такого высокого смысла. И можно ли его вновь как-то сформировать, вот не знаю. Понимаю, что лучше, наверное, имеется в виду массовость формата, чтобы побольше людей увидело, наверное, не придумаешь. «Пусть говорят». Но с другой стороны он настолько уже скомпрометирован именно этот формат вот тем, о чем я говорила, что волей-неволей, помещенная в этот контекст история настоящего человека, героя и так далее, она, не могу сейчас подобрать слов, но только одно понимаю – что мы сейчас сталкиваемся, если столкнемся, даже если вдруг телевидение захочет вернуться к человеческому, попытаться выстроить некий иной ряд, не только звезды и не только уроды, а нормальные или еще больше того, героические, совершенно потрясающие люди, утрачен сам язык, кроме штампов и банальностей, которых там нанесли дикое количество, разговора о таких людях, даже необязательно погибших как Сергей, но и живых тоже немало людей долга, людей совести, людей дела. Вот что-то утрачено, этот язык, которым можно по-человечески говорить о человеческом. А не бесчеловечном или тем более античеловечном.
Л. ГУЛЬКО – Ну есть же передача, где разыскивают людей. По Первому каналу идет?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, вы правы, это редчайший такой заповедник.
Л. ГУЛЬКО – Может быть так на базе таких передач это все делать.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть, но в формате подобных шоу точно абсолютно этот язык утрачен и даже тот же Малахов, видно, что он искренний, видно, что он потрясен этой историей, но у него…
Л. ГУЛЬКО – Но выйти из образа не получается.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, маска эта она каким-то образом прирастает. Я на эту тему еще буду думать, потому что мне показалось, что это какая-то очень важная проблема.
Л. ГУЛЬКО – А востребована вообще такая передача?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я почти уверена, что она востребована, потому что люди не могут бесконечно смотреть на уродство, аномалии, патологии…
Л. ГУЛЬКО – Чернуху.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Желтуху, людям, как мне кажется нормальным людям необходим…
Л. ГУЛЬКО – Позитив.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но не то такое…
Л. ГУЛЬКО – Я в хорошем смысле слова. Рассказ о каких-то людях, которые живут и работают…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Хотя с другой стороны, скажу я вам, Лева, мне кажется, что уже есть и целое поколение телезрителей, которые уже не захотят все это воспринимать. Потому что принцип – чем горячее, чем иногда мерзее, желтее, чернее, он тоже действует. Принцип на понижение срабатывает.
Л. ГУЛЬКО – Привлекательность.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И еще давайте ниже, а вот уже дно, а вот мы уже показали самоубийцу, только что из петли какую-то вынули. А давайте еще пойдем, другие в гроб залезем. Это то, о чем, собственно говоря, мы постоянно здесь говорим.
Л. ГУЛЬКО – Тут спрашивают: как вы считаете, почему в общероссийских новостях считают долгом первой новостью передать какую-нибудь уголовщину коммунального масштаба? Это из этой же серии.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну потому что, во-первых, этих новостей действительно больше, и, как правило, горячие новости, которые наверное под выпуск поступают, они такого рода и увы, три четверти новостей все-таки плохих и нужно очень стараться и работать, чтобы отыскать новость хорошую и подать ее так, чтобы это было интересно, а не так, как делают какие-то предвыборные истории. Когда вдруг наоборот все сделается хорошо, и комбайны колосятся и свиньи, поросята и все вроде хорошо. А на самом деле да, наша жизнь, во-первых, состоит во многом из негатива, но, безусловно, баланс в новостях, конечно, он должен быть. Другое дело, что количество негатива иногда зашкаливающее, как раз приходит в противоречие с разными радужными сводками и отчетами, которые нам тоже пытаются выдавать в разных протокольных съемках. И это отдельная история и тема. Вот как ни скрывай, даже если захотят уже залакировать, отлакировать, вот этот массив накопившихся проблем, массив негатива, он будет все равно прорываться и выплескиваться чем дальше, тем больше, об этом предупреждали все аналитики, что и техногенные и прочие катастрофы помимо человеческих трагедий, они, к сожалению, на нас обрушиваются.
Л. ГУЛЬКО – Давайте анонс сделаем.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я подготовила шпаргалочку. Я просто назывно сейчас скажу из того, что обязательно следует отметить. На этой неделе на канале «Культура» 200 лет Герцена и совершенно замечательная была работа Александра Архангельского фильм «Избранник», а также в формате «Тем временем» говорили о Герцене и это совершенно не датский фильм, в смысле к дате, как обычно историко-культурный. Это какое-то совершенно такое актуальное и очень важное мне кажется и многозначное высказывание. И вообще надо сказать, что Александр Архангельский невероятно за эти годы, когда он работал в эфире, набрал и превратился действительно сегодня в одного из ведущих замечательных таких культурологов не только, он и пишет прекрасно, но и телевизионных просветителей в хорошем, лучшем смысле этого слова. Потому что он умеет делать это исключительно точно, тонко, ярко и еще и фильм «Избранник» очень хорошо сделан. И там А. С. Смирнов за кадром читает. И возвращаясь тогда уже к сегодняшнему дню в прямом смысле, в 22.30, запомните, дорогие друзья, «Закрытый показ», который сегодня начинается существенно раньше обычного. Я думаю, что это будет событие этого сезона, фильм А. С. Смирнова «Жила-была одна баба». Кстати, завтра Ника и там он номинирован и я очень надеюсь, что он получит в хорошем смысле слова по заслугам. Так вот 22.30 фильм «Жила-была одна баба» и последующее обсуждение, в котором, судя по анонсам, как раз Александр Архангельский тоже принимал участие. Также сегодня на канале «Культура» в 22.10, по-моему, «Жертвоприношение» Андрея Тарковского. На этой неделе отмечалось 80-летие мастера.
Л. ГУЛЬКО – Люди пишут об этих передачах.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Было несколько передач. На канале «Культура» был 4-серийный цикл, посвященный Тарковским. Это было по-моему, хорошо, интересно, а фильм, который назывался «Жертвоприношение Тарковского», по-моему, на Первом канале, мне показался такой типично датский, ходульный, ничего не объясняющий ни в судьбе, ни в творчестве режиссера. И что еще, тоже любопытно, завтра в 9 часов вечера на канале «Дождь» начинается аналитическая итоговая программа Познер-Парфенов. Это те, кто имеет возможность принимать канал…
Л. ГУЛЬКО – Реклама висит над метро «Смоленская». Арбатско-Покровской линии. Большой баннер.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это я думаю в любом случае интересно. И, наконец, в понедельник у Владимира Познера в программе «Познер» будет счастливая бабушка звездного семейства Алла Пугачева. И это тоже любопытно, потому что, по-моему, Алла Пугачева у Познера еще в гостях не бывала. И вообще люди этого жанра, направления в искусстве, по-моему, тоже не бывали. Если мне не изменяет память. Женщины вообще редко ходят туда, потому что там очень крупные планы и какой-то странный свет, который и мужчин-то превращает, на 10 или 20 лет старше делает. Но, тем не менее, это интересно, ну а все остальное посмотрим, обсудим.
Л. ГУЛЬКО – Спасибо огромное. «Человек из телевизора». Ирина Петровская.