Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2012-03-31

31.03.2012
Человек из телевизора - 2012-03-31 Скачать

К. ЛАРИНА – Я хотела победителей назвать. Вот Даша несет мне. Правильный ответ Лизин пруд Карамзина. Так называется этот пруд.

ОБЪЯВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

К. ЛАРИНА – Я просто тут глажу рядом плечо подруги. Это Ирина Петровская. Чтобы она понимала, что она нужна в этом эфире.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да я в шоке.

К. ЛАРИНА – Мы начинаем программу «Человек из телевизора». Надеемся, что успеем сказать все, что хотели. Сейчас перед эфиром мы с Ириной смотрели телевизоры, каждый свое. Я скажу, что я смотрела, по рекомендации друзей я посмотрела фрагменты вчерашней передачи «Пусть говорят». Про мертвую Людмилу Марковну Гурченко.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В смысле умершую.

К. ЛАРИНА – Именно так и скажу. Это была передача про мертвую Гурченко. Потому что регулярно ее показывали в гробу и там собрались ее типа друзья, не знаю, насколько они все близкие друзья. Которые в том числе активно обсуждали очень живо, не побоюсь этого слова тему – как прекрасно она выглядела в гробу. А что бы вы сделали – а я бы сделал это еще. Я остановилась на очень интересном моменте, где спрашивает ведущий Малахов у присутствующего в студии Сергея Зверева – а вот если бы Людмила Марковна обратилась бы к тебе с просьбой, что после смерти привести ее, ты бы исполнил ее просьбу? Он говорит: хороший вопрос. Как только я узнал, когда она только она умерла (я со всем цинизмом рассказываю, как видела), я тут же отправил sms, - сказал Зверев. Мы так и не поняли, куда он отправил. Что типа нужна ли моя помощь, привести Марковну в порядок. И прочее. Потом когда я пришел на кладбище и самое главное, о чем я думал, посмотреть, как она выглядит. И я успокоился, слава богу, и пошел себе. Это такой сюжет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Видишь, нет предела с одной стороны, если смотреть совершенству, с другой стороны тому дну, до которого регулярно доскребываются, если можно так сказать наши телевизионщики. И Андрей Малахов он же совершенно не дурак и не похож на человека, у которого вообще атрофирована совесть, не совесть, но какое-то эстетическое хотя бы чувство, и, тем не менее, ему не приходит в голову, что это какое-то запредельное нарушение мне кажется, несмотря на то, что Людмила Марковна уже год как ушла от нас, все равно ее какого-то права на хотя бы тайну смерти, тайну ухода в мир иной. Я помню, как нас с тобой потрясло, прошло 9 дней или 40 дней, обложка журнала, обычно мы привыкли к тому, что все желтые бульварные издания публикуют огромные портреты живых знаменитостей. А тут во всю полосу страницу именно было фото Людмилы Марковны, редкой красоты, правда, конечно, но в гробу. Это тот случай, когда обсуждают, меня всегда это с детства поражало, такие люди совсем простые говорят – ой, он в гробу был красивый или наоборот сам на себя не похож. Мне казалось, что это просто не те категории, когда обсуждать, красивый, сам на себя не похож, когда человек умер, ушел. И вдруг вот этот уровень обсуждения выносится на экран в прайм-тайм.

К. ЛАРИНА – Так нет, и герои все собрались один другого краше.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Действительно на самом деле, ну ладно, не буду говорить, не буду продолжать эту тему. Короче говоря…

К. ЛАРИНА – Тут не знаешь, смеяться или плакать. Ты понимаешь.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Действительно, когда ты не знаешь, куда завернет их творческая мысль и занесет, то иной раз просто вместо того чтобы плакать, ржешь, но это какой-то такой смех практически сквозь слезы.

К. ЛАРИНА – Начали мы с передачи «Пусть говорят». А теперь я скажу, что Ира смотрела. Дело в том, эта неделя, было много событий телевизионных, но один из сюжетов, который требует какого-то развития, поскольку речь идет о документальном фильме Олеси Фокиной, посвященном юбилею И. А. Антоновой, директора музея Пушкина. Скандал в том, что фильм был показан по Первому каналу.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ровно неделю назад в субботу.

К. ЛАРИНА – И после этого фигурант, протагонист, главная героиня этого фильма Ирина Антонова в достаточно резкой форме выразила свое неприятие этой работой. И сказала, что я даже помню, она в своем видеообращении извинялась, что она нанесла какую-то обиду каким-то людям. Короче говоря, выразила свое активное неприятие и недовольство той работой, которая была показана по Первому каналу. В итоге этот фильм найти невозможно нигде. Его нет ни на сайте Первого канала и вчера я чудом благодаря различным ухищрениям техническим наконец это кино обнаружила и посмотрела его вечером поздно. Получила настоящее удовольствие, потому что мне кажется это ни то, что достойно, одна из лучших работ телевизионной документалистики, которая на сегодня присутствует на нашем телеэкране. Замечательный фильм, очень живой там человек Ирина Александровна Антонова. Не очень понимаю, в чем ее претензии. Пока она конкретных претензий не высказывала. В общем некое недовольство. Мне кажется, что это очень хорошая, достойная работа. И уж совершенно точно для многих людей Ирина Антонова там будет настоящим открытием человеческим. Потому что она проявляется в таких вещах, которые никогда раньше в ней не замечали таких проявлений. Очень открытых, очень живых, очень искренних, очень даже трогательных. Там несколько моментов, когда просто до слез что называется. Но впрочем, Ира тоже смотрела фрагменты.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Получилось так, поскольку мы были в этот момент в эфире, когда фильм показывался, то вначале я увидела видеообращение И. А. Антоновой, в котором она выражает упреки в адрес Олеси Фокиной, которая делала этот фильм, что она обманула ее доверие. Основной упрек в том, что нарушена была договоренность, и фильм она не посмотрела до эфира. И поэтому там сохранились какие-то вещи, которые ей бы не хотелось, чтобы они были увидены, услышаны широкой аудиторией. И только сейчас буквально благодаря своей коллеге и партнерше Ксении Лариной я посмотрела сам фильм. Совершенно согласна с твоей только что прозвучавшей оценкой. Чтобы не повторяться. Действительно редчайший случай, когда фильм как будто бы просто сделанный, мы таких видели огромное количество, на самом деле это получается такой фильм-портрет, не только конкретной героини, которая, безусловно, достойна такого уровня работы, но еще и определенный портрет времени, в котором она проживала, живет, продолжает жить. И поэтому эти упреки в адрес Олеси мне кажется несправедливыми. И мне кажется, здесь возникает одна очень серьезная и важная тема. Я ты знаешь, яростный, ярый поборник того, что человек имеет право на свое изображение, что человек тем более знаменитый имеет право защищать свою частную личную жизнь. При этом также я считаю, что это безобразие, когда телевизионщики лезут со своими камерами, начиная от постели, кухни и еще куда, до практически уже только в могилу, уже в гроб залезают. Но это другой случай мне кажется. Скорее всего, героиня фильма И. А. Антонова увидела себя в этом фильме не так, как она хотела бы, чтобы ее видели другие.

К. ЛАРИНА – Но мы этого не знаем. Я все ждала, что она конкретное скажет, вот тут, вот тут неправда. Этого же не говорит человек.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Она этого не говорит, но я говорю еще раз, немножко уходя в сторону от вообще этого конкретного фильма, все равно возникает проблема. Есть вид искусства - документальное кино. Не путать его с желтой и полужелтой, бульварной документалкой, которой у нас насыщены каналы, когда берется сходу, просто приезжают, записывают интервью, режут его, потом нарезка из фильма в зависимости от того, чем герой занимался или занимается.

К. ЛАРИНА – Ну послушай…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Подожди, дай договорю. Потому что …

К. ЛАРИНА – Мы поняли. «Анатомия протеста» тоже документальное кино.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А есть настоящее документальное кино, вид искусства. И человек, который этим занимается, тоже художник, а не какой-то такой исполнитель или человек, который пишет парадный портрет по заказу героя. Вот здесь возникает страшная одна проблема. Имеет ли право герой высказывать, сейчас я говорю шире, чем И. А. Антонова и этот конкретный случай. Высказывать претензии другому художнику в связи с тем, что образ получился не таким, каким сам человек хотел, чтобы он получился. Мне кажется, нет, потому что тогда нужно заказывать этот портрет парадный, как делают многие художнику пафосному.

К. ЛАРИНА – Никасу Сафронову.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Шилову, да и тогда можно от него, наверное, как-то требовать, чтобы он чего-то улучшил в твоем облике и так далее.

К. ЛАРИНА – А как по закону? По закону ничего не прописано.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не знаю, какой здесь закон.

К. ЛАРИНА – Закон о СМИ. Использование изображения…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы абсолютно одно видим, что не было использовано провокационных приемов, нет никакой скрытой провокационной камеры. Есть так называемый метод, которым пользуются действительно настоящие документалисты, метод привычной камеры. Это требует очень долгого времени, вживания. Ясно, что эта съемочная группа прожила год или даже больше рядом, вместе с героиней…

К. ЛАРИНА – Все понятно, но не понравилось человеку.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И при этом они имеют право на некоторое свое видение. Если не нарушается человеческое достоинство…

К. ЛАРИНА – А как ты это определишь?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но это же видно. Мы же тоже…

К. ЛАРИНА – Это тебе видно. Понимаешь, мы сейчас за нее говорим. Но я хочу понять, в чем ее претензии.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я говорю про свое впечатление.

К. ЛАРИНА – Подожди. Мы сейчас говорим уже не о впечатлении. Мы уже сказали.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Есть вещи…

К. ЛАРИНА – Вот ты стала героиней документального фильма.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, я дала согласие, давай с этого начнем.

К. ЛАРИНА – Тебе этот фильм не показали.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не в этом дело.

К. ЛАРИНА – Здесь в этом дело. Это единственная претензия, которая конкретно из ее уст прозвучала.

И. ПЕТРОВСКАЯ - То, что я прочитала в фейсбуке, когда шло обсуждение этой проблемы после появления видеообращения, Светлана Колосова, которая работает на Первом канале, она разъясняет, что все договоренности, говорит она, были соблюдены.

К. ЛАРИНА – Что, фильм ей показали?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не фильм, интервью, синхроны. Дальше уже право художника этот фильм монтировать, представлять так, как он считает нужным. Иначе вообще документальное кино умрет, оно не будет иметь вообще права на существование. То есть оно будет иметь право на существование, но оно не сможет существовать. Редкий человек сам себе нравится. Редчайший.

К. ЛАРИНА – Мы с тобой не в конфликте, чтобы вы понимали, дорогие друзья. Я пытаюсь с разных ракурсов смотреть на эту ситуацию. И понять, какой выход вероятный. Мне кажется, если в законе не сказано ничего о СМИ, как мы вчера обсуждали, это же касается не только документалистики, это касается в первую очередь телевизионных программ, которые про тебя снимают, либо интервью с тобой. Показывать тебе или нет готовый материал. Как сейчас принято, мне кажется это ложная посылка, что обязан фигурант, герой интервью визировать интервью, которое выходит в газете целиком. У него есть право проверить исходники, это другой вопрос. В законе сказано, как ты мне сама сказала вчера, что там есть, что герой имеет право…

И. ПЕТРОВСКАЯ - По-моему, имеет право, по-моему, М. А. Федотов автор закона, даже когда-то, когда мы с тобой это обсуждали, даже прислал мне ссылку на эту статью закона. Но это всегда вопрос договоренностей.

К. ЛАРИНА – Вот я хотела сказать, договариваемся на берегу.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Причем иногда в письменной форме.

К. ЛАРИНА – Показывают мне это кино или нет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет. Показывать целиком кино, это право художника сделать свой фильм.

К. ЛАРИНА – А мое право узнать, что про меня снял художник.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, твое право посмотреть свои интервью, синхроны и посмотреть, есть ли в них то, что тебе не нравится, ты бы потребовал выкинуть.

К. ЛАРИНА – А если контекст меня не устраивает. Мало ли куда впихнут мои замечательные мысли, в каком контексте они все прозвучат. И поменяется смысл. И вообще образ будет совсем другой, не тот, который я предполагала. Это вообще не я, скажу я. Это не я вообще. Слова ваши? Мои слова. Но вы в такую форму облекли…

И. ПЕТРОВСКАЯ – Кстати, такое тоже бывает. Мы знаем прекрасно, что искусство монтажа способно превратить человека вообще из умного в идиота, в принципе возможно, да. Ну давай продолжим.

К. ЛАРИНА – Новости. Потом продолжим.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – Учитывая, что такой дефицит личностей, в принципе сегодня в нашем мире, в маленьком мире и большом мире, и в телевизионном мире. Мне кажется, нужно так бережно относиться к таким, не побоюсь этого слова жемчужинам, продолжая разговор о фильме…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ты уже в эфире?

К. ЛАРИНА – Тут наши слушатели напоминают, что не первый случай уже именно с этим автором. С Олесей Фокиной. Я думаю, что это связано с тем, что она действительно очень талантливый человек. Это, к сожалению, палка о двух концах. Когда речь идет о таких авторских работах, всегда будут недовольные, просто скажу про фильм о Солженицыне она когда делала, там была похожая история. Ты напомни.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не могу сейчас тебе рассказать целиком эту историю, потому что естественно я уже не очень хорошо помню. Но проблема была именно в том, что семье Александра Исаевича не понравились многие эпизоды, которые Олеся включила в этот фильм. И они предприняли все, что можно, чтобы этот фильм не показали. Его вначале не показали, а потом его все-таки показали. И на самом деле совершенно, по-моему, никакого там не было ни оскорбления, ни подтасовок, ничего, что умаляло бы масштаб личности и достоинства главного героя. А претензии были тоже какие-то - не показывать бытовые вещи, как писатель трапезничает. Или трапЕзничает. Правильное слово?

К. ЛАРИНА – Ест, короче.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Как дети, сыновья играют с бабушкой в американский бильярд, что дети русского писателя не должны играть в американский бильярд.

К. ЛАРИНА – Ерунда какая-то.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот именно и на этой ерунде выросла огромная какая-то скандальная история с множеством публикаций, где Олесю обвиняли чуть ли ни в том, что она агент КГБ и какой-то ужас был, ужас нечеловеческий. Я представляю, что должен переживать автор и режиссер, который положил несколько лет или хотя бы год, кто сейчас так работает. Сейчас 20 дней и все уже отстрелялись. На создание действительно серьезного фильма. А потом оказаться в центре такого скандала. Притом, на мой взгляд, абсолютно на пустом и ровном месте. Поэтому этот фильм, возвращаясь и заканчивая тему на сегодня с Ириной Александровной, ведь ты говорила, что делать, если герою не нравится. В данном случае внимательно смотреть, конечно, и мы например, смотрели и ничего не увидели того, на наш взгляд, что могло бы умалить честь и достоинство действительно великолепного героя. Но если, по мнению героя, это сейчас не только Антоновой, что-то не так, если передернуто, если нарушены письменные договоренности, потому что договоренности тогда в таком случае должны быть на уровне как мне кажется контрактов. Есть процедура, есть обращение в палату, как она называется, общественная коллегия по жалобам на прессу, это может быть рассмотрено, это как этический спор. Этический спор может таким образом рассматриваться.

К. ЛАРИНА – Я думаю, что, как и семья Солженицыных, судя по тому, что фильма по сути нет в эфире и нет нигде, Ирина Александровна приложила все усилия, для того чтобы этого фильма не было.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Фильм был в эфире, его сейчас нет на сайте.

К. ЛАРИНА – Его нет, его невозможно обнаружить.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Обнаружить невозможно. Вот это огромная печаль, потому что наоборот, если бы не было документалистов, которые работают тщательно с героями, то у нас бы на будущее и в прошлом, у нас не остались бы портреты замечательных людей. Не в этой рамке золоченной, не человека-функции, а именно человека во всем его многообразии. Марина Голдовская сколько снимала портретов. Многие другие. И вот мы их видим. Олег Дорман, например, который снял «Подстрочник» с Лилианной Лунгиной. Вот представим себе, что она скажет, что оставьте только то, что касается моей переводческой работы, а все личное, что я там наговорила, уберите. И не было бы у нас этого замечательного портрета человека и времени.

К. ЛАРИНА – Кстати, можем сказать вслух, о чем мы с тобой тоже говорили, мне кажется, я думаю, что Ира тут тоже не будет спорить, в чем была причина неудачи повторить этот подвиг «Подстрочника» и сделать главной героиней ту же И. А. Антонову.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Формат имеется в виду. Человек долго будет рассказывать свою жизнь.

К. ЛАРИНА – Там есть о чем рассказать. Жизнь большая, богатая событиями, встречами. Есть о чем рассказать И. А. Антоновой. Не получилось тогда. Смотреть это было скучно, потому что это был абсолютно причесанный рассказ абстрактный, обходящий острые углы. И даже сравнить историю, которую она сама о себе ведала.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это был один или два фильма в эфире канала «Россия».

К. ЛАРИНА – И не получилось.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И можно себе представить, как это происходило. Приехали, поставили камеру и сказали, рассказывайте. Говорите, Ирина Александровна. Здесь мы совершенно наблюдаем иной метод. То есть съемочная группа фактически видимо, жила в музее, в квартире у Ирины Александровны, которая ее туда допускала, разумеется. И от этого возникает этот пронзительный эффект доверия и доверительности. Понятно, что в момент съемок героиня доверяет человеку, и людям, которые его снимают.

К. ЛАРИНА – Там есть момент, когда она говорит, ну прям сейчас я все расскажу. И даже этот момент такой, потому что она очень естественная, живая. И как же сказать, видно, что человек переживает невероятно, живет тяжелую, тяжелейшую жизнь, и несмотря на это, на такие тяжелые испытания, которые на ее долю выпали, тяжелейшие, она столько сделала в жизни. И продолжает это делать. И пользуется каким уважением среди людей.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И удивительно здесь, по-моему, очень тактично, маленькими намеками какие-то обстоятельства личной жизни. Удивительно трогательно и пронзительно совсем немного говорит сама Ирина Александровна о том, как они, сколько лет с мужем жили. И как он говорил ей уже перед смертью: я тебя люблю. Также он тактично говорится о сложностях, и она сама говорит и ее коллеги настоящие и бывшие, ее характера. О ее твердости, о ее иногда излишней может быть строгости по отношению к подчиненным. И она потом признается и говорит, что я часто сильнее переживаю, чем те, кого я, может быть, обидела. Короче говоря, нет, внимательно и ты посмотрела и я, и Арина Бородина с тобой наша коллега и многие другие, потом было целое обсуждение у нас в Интернете. Не было ни одного момента, который бы зацепил и какую-то занозу оставил. Вот как они могут по отношению к такому достойному…

К. ЛАРИНА – По сравнению с остальным кошмаром желтым, который по всем каналам.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Понимаешь, это вне сравнения. Это явление совершенно разного порядка. Тот фильм, который мы обсуждаем это, безусловно, произведение телевизионного документального искусства. А то, с чего мы начали, это безобразие, пошлость, вот это телевизионная беспардонность, которой люди многие позволяют себе вторгаться как в жизнь живых, так и в жизнь тем более мертвых.

К. ЛАРИНА – Обрати внимание, что здесь нестандартные очень свидетели жизни. Люди, которые говорят про И. А. Антонову. Здесь нет ни одного чиновника, ни одного функционера. Александр Каменский человек очень неординарный.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Михаил.

К. ЛАРИНА – Да. Который был…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Заместителем ее.

К. ЛАРИНА – Да, необычный человек. И то, что он говорит, очень парадоксальные вещи. Норштейн, который здесь выступал.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потрясающе, замечательный.

К. ЛАРИНА – Художник Сарабьянов со своей женой.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Искусствоведы. Очень хорошо, очень тонко тоже подобрана хроника. Не обычная, которую тоже заказывают в архиве, она из фильма в фильм просто служит фоном историческим. Вот Москва военная, послевоенная. Вот планы какие-то, нет, она тоже со смыслом вся эта хроника. И когда я не знаю, может быть, это имела в виду Ирина Александровна, когда она рассказывает о характере Рихтера. Домашняя явно хроника.

К. ЛАРИНА – Знаменитая, кстати, история, когда он практически голый ходит в простыне, полотенце. Но он такой, и она сама рассказывает историю про него совершенно неожиданную, про эти декабрьские вечера. Когда кто-то зааплодировал, когда нельзя было. Когда он выскочил на улицу и побежал, прямо не переодеваясь, во фраке.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Было условие, что в конце концерта «Декабрьские вечера» в финале не включают свет. По его просьбе, замыслу публика должна была аплодировать в темноте. А служительница этого не знала. И включила свет. И она говорит, что Рихтер был подвержен как приступам гнева, так и приступам радости, ну слушайте, творческий человек он же не может быть машиной. Любой вообще-то человек подвержен, но он в особенности. И вот это его до такой степени разгневало, что он сорвался, соскочил со сцены и в тоненьких ботиночках и, не надевая пальто, побежал по улице, его еле догнали, вернули. Тоже ничего мне кажется, умаляющего достоинство и масштаб и талант личности Святослава Рихтера, но такие детали добавляют мне кажется красок к любому герою.

К. ЛАРИНА – Там есть момент в самом конце, к которому есть вопросы. Потому что там идет синхрон, когда Ирина Александровна говорит о том, что наступает типа такой век коммерции, коммерциализации, и ей очень трудно ему противостоять. И дальше она говорит, что я же не прихожу в ГУМ и не говорю им, как нужно расставлять всякие товары. Это тут, это то. Они ко мне, типа приходят. Я два раза этот кусок пересмотрела. Потому что там не называется ни одной фамилии. С кем она сражается, не очень понятно. Но при этом видеоряд под этот текст подкладывается с участием «Черешневого леса» и господина Куснировича. Я допускаю, что она может об этом говорит. Я не знаю. Никаких подтверждений этому нет. Потому что еще раз повторю, там никаких фамилий не называется. Но тут может быть какая-то неловкость, может быть, здесь она переживает, что она с кем-то испортила отношения. Я не знаю. Посмотрите, мы сколько времени этому фильму, почти всю передачу уделили. Обидно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Во-первых, потому что это работа, которая достойна обсуждения, а у нас из-за этой всей чертовой политики и гадостей, которые мы регулярно обсуждаем, просто руки не доходят. А, во-вторых, действительно из этого всего вырастает огромная проблема взаимоотношения героя и художника. Широко говоря. И прав как одного, так и другого. И наверное, если это не прописано, наверное это нужно как-то прописывать. С другой стороны таких работ и таких авторов, которые столь тщательно работают, практически уже не осталось, не для кого, наверное, и прописывать. А те, кто работают наскоком, залезая в рот и куда угодно своими скрытыми и прочими камерами, да им плевать на то, что прописано или нет. Вот же в чем парадокс. А в результате достается тому, кто, наоборот, со всей любовью, это же видно, с любовью, почтением и уважением делал, в общем, на наш взгляд прекрасную замечательную тонкую работу. Адекватную, между прочим, это очень важно. Она во многом эта работа адекватна и соответствует масштабу и личности и значению героя. Вот что важно. И многие люди я думаю, смотрят и не только узнают те, кто не знали Ирину Александровну, но те, кто знали, видят новое, видят то, что раньше было скрыто, и это новое только лишь добавляет прекрасных красок к этому портрету. Видишь, как я цветисто говорю.

К. ЛАРИНА – Что нам сделать-то. Давай мы телефон что ли включим. Вот что. Давайте так, наверняка есть масса других вопросов или собственных отзывов, давайте вам сейчас слово дадим, чтобы вы на нас не ругались, что мы такого много говорим на одну тему. Хотя мне и как Ире представляется она невероятно важной. Системной, скажем так. Пожалуйста. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. У меня вот такой вопрос, милые дамы. В среду в 20 часов по РЕН-ТВ был документальный фильм «Приключения секса в 20 веке».

К. ЛАРИНА – Прекрасное название.

СЛУШАТЕЛЬ – Да. Это Ксения да?

К. ЛАРИНА – Да.

СЛУШАТЕЛЬ – Понятно.

К. ЛАРИНА – Приходится признаваться, что это я сказала.

СЛУШАТЕЛЬ – Мы вас очень давно знаем и любим. Скажите что-нибудь. Потому что мы в ужасе от этого фильма.

К. ЛАРИНА – А во сколько это было?

СЛУШАТЕЛЬ – В 20 часов среда РЕН-ТВ. Документальный.

К. ЛАРИНА – А в чем ужас?

СЛУШАТЕЛЬ – Это, в общем, фашистская агитка. Вот так скажем.

К. ЛАРИНА – Да что вы, а в чем проявлялось? То уже серьезные обвинения.

СЛУШАТЕЛЬ – Во-первых, корреспонденты, я чего-то нервничаю и заикаюсь ужасно. Вась, Ксения спрашивает, в чем это проявлялось.

К. ЛАРИНА – Фашизм.

СЛУШАТЕЛЬ – Я не понял вопрос.

К. ЛАРИНА – В чем проявлялся фашизм, сказала ваша супруга, мы так поняли.

СЛУШАТЕЛЬ – Что все наши беды это творчество международной закулисы.

К. ЛАРИНА – А-а-а. Вот вижу, пишут, это антиамериканский фильм.

СЛУШАТЕЛЬ – Да. Что населения слишком много на земле, надо его сократить до миллиарда.

К. ЛАРИНА – Интересная мысль. А кто автор?

СЛУШАТЕЛЬ – Режиссер Агеев.

К. ЛАРИНА – Записываем.

СЛУШАТЕЛЬ – А автор сценария какая-то журналистка. Мне малоизвестная. Но его можно найти в Интернете.

К. ЛАРИНА – «Приключения секса» называется?

СЛУШАТЕЛЬ – «Приключения секса в 20 веке».

К. ЛАРИНА – Прекрасно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тогда видимо, следуя этой логике, секс тоже нам закулиса сюда поставила.

СЛУШАТЕЛЬ – Да.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А мы раньше без него жили и ничего.

СЛУШАТЕЛЬ – Специально выведенный вирус, который нацелен на уничтожение человечества.

К. ЛАРИНА – Поняли. Спасибо большое за сигнал. Мы его приняли. Я записала название и режиссера Агеева. Мы должны это просмотреть. Давай посмотрим. Задание тебе на дом к следующему занятию. Следующий звонок. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Я в эфире?

К. ЛАРИНА – Да.

СЛУШАТЕЛЬ – Андрей, город Москва. Я бы хотел добавить про фильм Антоновой. Я смотрел этот фильм в субботу и в этот же день или на следующий день я слушал по радио, а скорее всего по Коммерсанту-FM опровержение Антоновой. И в частности говорилось о том, что она негодовала по поводу неточностей и каких-то неделикатных замечаний в адрес ее зарубежных друзей. А это очень серьезная вещь.

К. ЛАРИНА – Она там говорит про какого-то, по-моему, коллекционера или музейщика.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Галериста.

К. ЛАРИНА – Что он такой пьяница чудесный.

СЛУШАТЕЛЬ – Она говорила про какую-то женщину, вот фильм показывали про ее друзей, с которыми она встречалась и 50-е годы, и в 60-е годы, которые уже давно умерли, и если действительно было допущено такое, то она права.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но это же она сама про них рассказывает. Какие неточности?

СЛУШАТЕЛЬ – Нет, она рассказывала одно, но там я думаю, что, скорее всего, и добавляли. Если ты показываешь человека по телевизору какого-то известного, известный человек, допустим, говорит, вот такой-то был любвеобильный, я уже так выдумываю. А она его знала. Она считает…

К. ЛАРИНА – Так это же она говорила.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Она сама говорит, никто комментариев за кадром, автор не делает такого рода комментариев.

СЛУШАТЕЛЬ – Нет. Автор делает комментарии. Говорят про ее друзей не как от нее самой…

К. ЛАРИНА – Нет, вы ошиблись. Вы пересмотрите еще раз, мы на это обращали как раз внимание. Спасибо вам за звонок в любом случае. Что как раз все, что говорится о ком-то, она говорит это сама. Там никаких нет дополнений закадровых. Там есть закадровый текст, когда про Антонову саму, простите говорит Олеся. Но там тоже ничего…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Там рассказывается история музея, какие-то биографические факты. Но комментариев по поводу того, что по поводу других людей говорит героиня, я лично не услышала ни одного. Я только что смотрела. Практически ручаюсь.

К. ЛАРИНА – Давайте еще звонок. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Я по поводу фильма об Антоновой. Я могу сказать?

К. ЛАРИНА – Да, конечно, говорите.

СЛУШАТЕЛЬ – Я очень давно знаю этот музей, очень много лет. Я всегда с глубочайшим уважением относилась к Ирине Александровне. Первый фильм по Первой программе прекрасный.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот мы его и обсуждаем.

СЛУШАТЕЛЬ – Я понимаю. Он говорит о добром человеке, человеке, который любит искусство. Талантливом художнике, искусствоведе и как ни странно к счастью прекрасном администраторе, который спас музей. Спас это искусство для людей. А вот второй фильм, который был то ли по ТВЦ, то ли по «Культуре»…

К. ЛАРИНА – А как он назывался, не помните?

СЛУШАТЕЛЬ – То же самое, к юбилею Антоновой. Это бледная немочь такая официальная, сухая.

К. ЛАРИНА – Трудно нам разводить, потому что я не очень понимаю, что значит первый, что второй. Спасибо за звонок.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Действительно были показаны еще работы и не на этой, а уже на прошлой повторена «Линия жизни». Но я думаю, что здесь как раз правильное наблюдение. Две большие, что называется, разницы. В первом нашем случае, который мы обсуждаем, есть попытка показать человека в его многообразии, не умаляя ни в коем случае главное, чем Ирина Александровна и все эти годы славилась, создание вот такого музея и эта работа. А в другом случае да, просто ставится камера, спрашивают человека. Но при этом он не выходит за рамки свои, он остается функцией.

К. ЛАРИНА – Мы про это сказали. Давайте еще успеем несколько звонков. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Алло!

К. ЛАРИНА – Это что-то мне не нравится голос. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Скажите, меня зовут Юрий, скажите, пожалуйста, что-то последнее время я все время сталкиваюсь с одним и тем же, в течение часа из всех передач, которые были на неделе, обсуждается одна.

К. ЛАРИНА – Спасибо большое. Мы сейчас не будем это обсуждать. Времени жалко.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Более того, мы никогда не давали никакой подписки, что мы будем 50 или 10 обсуждать. У нас не прописано это в контракте.

К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Скажите лучше о сериале Германики. Этот ужасный фильм, который сейчас идет по Первому каналу.

К. ЛАРИНА – Нам нравится.

СЛУШАТЕЛЬ – Нравится?

К. ЛАРИНА – Ага.

СЛУШАТЕЛЬ – Значит вы такие же, как она.

К. ЛАРИНА – Мы такие же абсолютно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И лет нам столько же. Чуть за 30.

(смеются)

К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Удивительно первый раз в жизни позвонила и попала. Я хотела бы сказать тоже об этом фильме. Меня отвратило от него буквально с первого же мгновения…

К. ЛАРИНА – О каком?

СЛУШАТЕЛЬ – Об Антоновой. В первый же момент я услышала музыку к «Пиковой даме» и для меня это перечеркнуло весь фильм.

К. ЛАРИНА – Почему?

СЛУШАТЕЛЬ – Потому что я считаю это бестактным.

К. ЛАРИНА – Почему?

СЛУШАТЕЛЬ – Музыка к «Пиковой даме»… К. ЛАРИНА – Это же Чайковский, по-моему, написал.

СЛУШАТЕЛЬ – Но есть такие коннотации…

К. ЛАРИНА – Я вам умоляю…

СЛУШАТЕЛЬ – Мне это показалось нелепо и бестактно.

К. ЛАРИНА – То есть вам показалось оскорбительным то, что музыка из «Пиковой дамы» сопровождала фильм…

И. ПЕТРОВСКАЯ - А какую вы бы предложили?

СЛУШАТЕЛЬ – Я не знаю. Но вот это мне показалось странным.

К. ЛАРИНА – А почему? Объясните, не очень понятно.

СЛУШАТЕЛЬ – Мне кажется, что «Пиковая дама» это зловещий персонаж, если имелась в виду именно эта сторона образа И. А. Антоновой, понимаете, то мне кажется это несколько прямо и глупо. Буквально.

К. ЛАРИНА – Слушайте, это слишком утонченное восприятие.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Искусство восприятия это тоже отдельно существует. Я честно вам скажу, как-то вообще на это не обратила внимание.

К. ЛАРИНА – И нечего сказать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот если бы, например, сопровождала начало музыка, была Борис Моисеев пел, я понимаю, это было бы может быть в данном случае…

К. ЛАРИНА – Или гимн Советского Союза звучал бы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Совсем неуместно. А Чайковский я даже и подумать не могла.

К. ЛАРИНА – Вот видишь, какие интересные восприятия у людей.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это психология восприятия, тоже отдельная вещь.

К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Будьте добры, прокомментируйте фильм Германики.

К. ЛАРИНА – Мы уже сказали, что нам этот фильм нравится. И когда он закончится, мы обещаем, что мы подробнейшим образом его попробуем разобрать.

СЛУШАТЕЛЬ – Спасибо.

К. ЛАРИНА – Пока ограничимся.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, у нас масса вопросов есть и претензий.

К. ЛАРИНА – Мы поговорим обязательно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но это на следующей неделе, потому что как раз осталось ровно 4 серии. А потом можно будет…

К. ЛАРИНА – 16 серий всего. Ну что, мы должны уже завершать. Спасибо большое нашим слушателям. Фильм записали, здесь, кстати, мне прислали полные выходные данные «Приключения секса в 20 веке». Режиссер Александр Агеев, текст читал Борис Миронов. Автор – Ольга Кокорева. Не знаю пока никого. Но обещали, посмотрим этот фильм.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, и также «Приключения секса в 21 веке» обсудим в следующий раз.

К. ЛАРИНА – Хорошо. Спасибо.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024