Купить мерч «Эха»:

Арина Бородина - Человек из телевизора - 2012-03-10

10.03.2012
Арина Бородина - Человек из телевизора - 2012-03-10 Скачать

К. ЛАРИНА – Девушка со скалкой пришла в студию. Это программа «Человек из телевизора». Мы начинаем. У нас сегодня в студии Арина Бородина, обозреватель газеты "КоммерсантЪ". Хватит меня смешить.

А. БОРОДИНА - Я смотрю на тебя во все внимание.

К. ЛАРИНА – Дорогие друзья, надо задавать вопросы. На номер +7-985-970-45-45. Телефон прямого эфира 363-36-59. Нам есть что обсудить. Потому что очень была горячая неделя. 4-го числа состоялись выборы. И кажется, что это было сто лет назад, потому что было столько событий после этого. А оказывается всего-то прошло меньше недели. Ну давай твои какие-нибудь, про «Белую гвардию» обязательно поговорим. Но для начала поговорим о том, как происходил этот процесс в телевизоре.

А. БОРОДИНА - Всю кампанию?

К. ЛАРИНА – Нет, после. Мы даже про предвыборную кампанию не говорили, потому что в прошлый раз, когда мы с Ирой Петровской заседали в этой передаче, это был день тишины. И мы не могли даже предвыборную кампанию обсудить, все эти замечательные ролики.

А. БОРОДИНА - Роликов уже все-таки касались, когда они были, месяц назад.

К. ЛАРИНА – А тебе жалко того, что ты больше никогда не увидишь из роликов. Что хотелось бы еще раз посмотреть.

А. БОРОДИНА - Нет.

К. ЛАРИНА – А как же? А тетки в бане.

А. БОРОДИНА - Нет, ролики мне вообще в этом году, если только ослик Жириновского поразил мое воображение.

К. ЛАРИНА – Стих понравился пушкинский, который читали.

А. БОРОДИНА - Да, но про ролики вновь избранного, как положено говорить президента говорить не стоит. И так все переговорили.

К. ЛАРИНА – Хочется забыть скорее как страшный сон.

А. БОРОДИНА - Если говорить о самой избирательной поствыборной ночи, с 4 на 5, из поразившего меня, это выход на Манежную площадь. И даже не потому что он был целиком срежиссирован от и до.

К. ЛАРИНА – Путина.

А. БОРОДИНА - Путина с Медведевым. Дуэта. А то, что ровно 4 года назад он выходили под ту же песню группы «Любэ». И я подумала, неужели не хватает креатива или просто творческой какой-то мысли, чтобы придумать что-то свежее. Другое.

К. ЛАРИНА – А это показатель стабильности.

А. БОРОДИНА - Как только заиграла группа «Любэ», батяня-комбата, двух мнений у меня быть не могло, что они сейчас выйдут.

К. ЛАРИНА – В прошлый раз они выходили… А. БОРОДИНА - Под комбата.

К. ЛАРИНА – Нет.

А. БОРОДИНА - Под комбата. Ну посмотри, пожалуйста, ролик.

К. ЛАРИНА – А не это: давай за нас, давай…

А. БОРОДИНА - Нет, просто они выходили из Спасской башни Кремля и под хлопья дождя, один довольный и счастливый в джинсах, второй менее был довольный. А сейчас мизансцена поменялась. Один был более довольный. Даже слезу пустил, потом, правда, сказал, что ветром ее навеяло. В этом смысле для меня и это тоже вытекает отсюда, съемка была фантастическая. Технология нашего телевидения конечно поражает. Эту бы энергию, да в мирных целях. Снимала группа Первого канала и это видно по почерку, что называется телевизионному. Потому что снимать могут только они. Эти панорамные экраны, с разных точек, с десяти. А поскольку я накануне видела, как сооружали сцену, я все смотрела, боже мой, какая технологическая и творческая мощь задействована только ради этих сцен, нескольких минут, которые я думаю не потрясли мир, но по-другому, на память может на DVD запишут для Владимира Путина. Не уверена, что для Дмитрия Медведева.

К. ЛАРИНА – Дорогое это удовольствие?

А. БОРОДИНА - Я думаю, что да, судя по тому, что снимали с нескольких точек, и панорамные съемки, всякие плавающие камеры, я думаю, съемка недешевая конечно была. Но она была очень качественная. И кстати именно Первый канал первым включился на Манежную площадь, потому что на «Воссияю» вовсю шла дискуссия. Обсуждение. Если говорить о разнице между 4 декабря и 4 марта, то дискуссии на государственных каналах были очень аккуратные. Из оппозиционных политиков откровенных разрешены были только Владимир Рыжков и Сергей Удальцов.

К. ЛАРИНА – Я хочу вернуться, такая же упрямая, как и ты, мы в этом очень похожи.

А. БОРОДИНА - Хорошо, пожалуйста.

К. ЛАРИНА – Выходили они под песню «Любэ» «Давай за жизнь» на прошлых выборах.

А. БОРОДИНА - Я смотрела ролик вообще, там было «батяня-комбат».

К. ЛАРИНА – Нет, это было сейчас. А тогда они выходили под хлопьями снега под песню «Давай за жизнь, давай за нас».

А. БОРОДИНА - Так это одна песня.

К. ЛАРИНА – Здрасьте.

А. БОРОДИНА - Нет?

К. ЛАРИНА – Нет. Ну все уже не спорь.

А. БОРОДИНА - Там одна и та же песня короче говоря играла.

К. ЛАРИНА – Нет не одна и та же песня. Вот сейчас будем с тобой спорить всю программу. Такая же упертая как и ты.

А. БОРОДИНА - Хорошо.

К. ЛАРИНА – После прошлых выборов они выходили под песню «Давай за жизнь», а сейчас выходили под песню «Комбат».

А. БОРОДИНА - Короче, когда «Комбат» заиграл, было понятно, что сейчас они выйдут. Но ролик, который я смотрела под хлопьями, была песня одна и та же, возможно, я могу ошибаться.

К. ЛАРИНА – Разные песни.

А. БОРОДИНА - Ладно, это не суть, я думаю, нашим слушателям это не так интересно, какая песня.

К. ЛАРИНА – Не уступим ни пяди…

А. БОРОДИНА - Родной земли. Умрем же Москвой.

К. ЛАРИНА – Умрем же.

А. БОРОДИНА - И из разрешенных политиков был Сергей Удальцов на Первом канале и Владимир Рыжков был на двух каналах. Из позитивного в отношении госканалов могу сказать, что все-таки работать 5 и 6 часов в прямом эфире это действительно серьезная история. И она достойна уважения с точки зрения того, что нас вообще государственное телевидение, наши национальные каналы не балуют прямыми эфирами. Если речь не идет о спортивных соревнованиях или прямой линии Владимира Путина. Понятно, что это сложно. Но это было так отчасти монотонно, но интерес зрительской аудитории был колоссальный. Это для меня собственное мое открытие, особенно, чем глубже ночь была, тем больше людей включали телевизор. Видимо, за неимением все-таки каких-то альтернативных источников, либо они все-таки были очень недостаточны, потому что на мой взгляд на «Дожде» в этот раз не очень получилось, а точнее сказать на мой взгляд вообще не получилось обсуждение итогов выборов. Не знаю почему.

К. ЛАРИНА – Почему ты так считаешь?

А. БОРОДИНА - Я несколько раз включалась туда, во-первых, мне казалось, что когда после митингов, после выборов в думу приходили в студию, садились за стол участники, было репрезентативнее что ли, интереснее, динамичнее. Я просто думаю, что очень многие наблюдателями работали. И гостей было не так много, не так много было разнообразия. И на мой взгляд не очень были готовы сами ведущие.

К. ЛАРИНА – Не знаю, поскольку я смотрела, тоже щелкала по каналам что называется, ходила между Первым каналом, Вторым и «Дождем». Три канала, которые прямой эфир вели обсуждение предварительных результатов выборов. То мне показалось, что эта картинка, которая сложилась из трех разных точек зрения, позволю себе так сказать, она мне очень была нужна. И «Дождь» в том числе.

А. БОРОДИНА - Нет. Я же не говорю, что он был не нужен, я считаю, что просто не совсем удачно, не было ощущения, что мне хотелось просто остаться на «Дожде». Как это бывало и не раз.

К. ЛАРИНА – Тут было интересно наблюдать на федеральных каналах за поведением несчастных ведущих. Особенно Петр Толстой был мне кажется, семь потов с него сошло.

А. БОРОДИНА - На самом деле был очень интересный Григорий Явлинский.

К. ЛАРИНА – Прекрасный.

А. БОРОДИНА - На канале «Россия». Внятный, жесткий. Он был после 12 ночи. Очень высокий в этот момент, я специально смотрела, мне всегда интересно поминутную динамику рейтингового роста. И я видела, что люди на это реагировали. Очень была четкая жесткая принципиальная Нина Останина из КПРФ. Не устаю ее хвалить, потому что несмотря на то, что кому-то может быть покажется странным, что она представляет КПРФ самая четкая и жесткая критика по поводу того, что свозили людей, про диктатуру СМИ, все это было сказано. Ей, конечно, пытались заткнуть рот, называя вещи своими именами. Смикшировать, увести в сторону.

К. ЛАРИНА – У Соловьева?

А. БОРОДИНА - На двух каналах. У меня все это разложено по полкам. Она сначала была на Первом, уже глубокой ночью на «России-1». Прекрасный был Трофимов, как я говорю автор альбома «Аристократия помойки». Это же надо было до такого договориться в студии, кстати, раздался хохот, вот что значит прямой эфир, когда он сказал, что он лично считает, что Владимир Владимирович Путин сплотил нашу финансовую элиту на базе «Газпрома». Надо было видеть лицо ведущего, он был настолько растерян, что ушел сразу в совершенно другую сторону. Задал ему какой-то другой вопрос. А в студии раздался смех. Это как раз к тому, что надо предполагать, кого вы зовете в студию, что прямой эфир чреват неожиданностями.

К. ЛАРИНА – Я хочу сказать по поводу выступления Сергея Шаргунова. Мне кажется оно было блестящим.

А. БОРОДИНА - На Первом канале.

К. ЛАРИНА – И оно невероятно испугало Петра Толстого, это было видно. В какой он панике. Они пытаются все время заткнуть их всех. Там же Гордон был. И микрофон отобрать чуть ли ни кричали: замолчите, времени нет. Но были выступления, которые невозможно себе представить.

А. БОРОДИНА - Но их было гораздо меньше, чем 4 декабря. И главное, что все-таки прямой эфир дает преимущество, во-первых, ты видишь, как реагирует ведущий, как он работает. Для меня как человека, который следит за телевидением, там была масса наблюдений. И я досмотрела «Россию-1» до трех часов ночи. Потому что как раз именно Архангельский Саша очень неплохо выступил. Довольно четко это все обозначив. То есть такие точечные вещи были. То есть сказать, что доминировала только одна позиция. Но вот парада победителей тоже не случилось. Это тоже любопытное наблюдение. То есть такое ощущение, что им сказали: ребята, вы как-то так не радуйтесь очень сильно. Ну какие-то были технологические вещи. Например, Владимир Жириновский, когда выступал на «России-1», его просто выключили из эфира на полуслове, потому что нужно было срочно переключиться на штаб Путина, где он встречался со своими доверенными лицами. Это конечно чудовищная, на мой взгляд, стилистика, которую выбрал наш вновь избранный президент в общении с доверенными лицами. Когда было включение из ночного цеха Уралвагонзавода. Все это постановка.

К. ЛАРИНА – Когда было по времени?

А. БОРОДИНА - Там было плюс три часа с Екатеринбургом. Я думаю, что часа три ночи.

К. ЛАРИНА – То есть люди стояли в полной форме с флажками в касках…

А. БОРОДИНА - Даже если это была ночная смена, я с трудом себе представляю, что у них этот был ажиотаж пообщаться с победителем выборов. И эту девушку, которую он бесконечно вызывал, она куда-то пряталась. Все эти заученные фразы. Это все к сожалению, такие удручающие вызывает ощущения. По-другому я не могу сказать. Но вот в итоге, если резюме подводить под ночью выборов, аудиторию это интересовало. И я считаю, что в этом есть позитив, потому что 4 года назад такой реакции не было и близко, поэтому я считаю, что люди за 4 года, а думаю даже за последние месяцы стали наиболее сознательными, общественно-политическая жизнь в стране их стала интересовать гораздо больше. Вне зависимости, за Путина они или против. Вот такое мое ощущение.

К. ЛАРИНА – Новости, потом продолжим.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – Напомню, сегодня мы обсуждаем телевизионные события с Ариной Бородиной. На чем мы остановились. Давай мы уже перейдем на другую тему.

А. БОРОДИНА - А еще можно единственное сказать, это не столько связано с выборами, но отчасти. С митингом 5 марта. Который был на Пушкинской площади. Я бы отметила такую вещь, что федеральные телеканалы, несмотря на то, что казалось бы, выборы закончились, насколько они могут, я подчеркиваю, с поправкой…

К. ЛАРИНА – Показали что-то?

А. БОРОДИНА - Во-первых, показали не что-то, а они вышли вечером еще до того, как ОМОН разогнал людей, потому что выпуски закончились в 21.15, они все вышли с прямыми включениями. Понятно, что некоторый перекос присутствовал. Но в целом показывали Явлинского и Рыжкова, Явлинского и Рыжкова. Упоминания были да, и Навальный и Чирикова и Борис Немцов, но синхроны выступления очень внятные жесткие определенные вполне, причем и на Первом канале и на «России-1». В ночных новостях уже около часа ночи, когда случился разгон, разгон тоже показали. Но там была масса казусов, конечно, все напирали на то, что ОМОН действовал корректно. Но, тем не менее, про задержанных, про сломанную руку, про то, что там кому чего досталось, все это было сказано. И утром, что меня еще больше поразило, уже 6-го числа, они тоже сделали большие сюжеты, которые практически вышли первыми по верстке. То есть главная тема. Я считаю, что для меня это очень оптимистичный знак, что нет такой раздраженности, агрессивности и оголтелости. То есть вполне себе мог быть такой контекст, что зачем проводятся эти митинги, кто выводит людей на улицы. Вот чем все заканчивается. Мы знаем, как это умеют наши национальные телеканалы. Пока такой агрессии и очевидного разделения на черных и белых в этих сюжетах не было. Несмотря на то, что конечно, действия ОМОНа были названы в основном корректными. Вот это мне кажется, важно отметить.

К. ЛАРИНА – Разговор Ксении Собчак с Говорухиным. Что вы можете сказать? Просто один вопрос, а вторая реплика: разговор Собчак с Говорухиным монотонно, неинтересно, когда работа выполнена, какие могут быть вопросы. Ну что ты можешь сказать по этому поводу.

А. БОРОДИНА - Я могу только сказать, что мне не кажется этот формат вообще сам по себе удачным. В том числе для Ксении Собчак. Потому что мне кажется она здесь не совсем на своем месте. Что касается Говорухина, такой развязный был хамоватый. И вел себя даже не то что как победитель, дело не в этом, а какая-то такая метаморфоза случилась с этим человеком, хотя его так часто не показывали, даже какая-то мало-мальски внутренняя культура она исчезла в этой беседе. И вот эти все слова, эта лексика, которая звучала.

К. ЛАРИНА – Он такой всегда был, Арин. Ты с ним разговаривала когда-нибудь?

А. БОРОДИНА - Нет, зачем. Он не входит в поле моей деятельности.

К. ЛАРИНА – Какая ты. А в мое поле входит.

А. БОРОДИНА - Я очень сочувствую.

К. ЛАРИНА – Входил. И я с ним встречалась несколько раз в течение многих лет. 20-ти.

А. БОРОДИНА - Ну он тут в сконцентрированном виде.

К. ЛАРИНА – Так было всегда.

А. БОРОДИНА - Возможно, но когда все-таки ты видишь это в эфире, причем Ксения сознательно была такая вежливая, отстраненная. Пыталась с ним и так и эдак. Я не могу сказать, что мне было интересно, я увидела что-то новое. Я повторюсь, я увидела какое-то хамское расслабленное панибратское общение.

К. ЛАРИНА – Меня там убило знаешь что, я даже себе записала. Потому что следить за какими-то смыслами…

А. БОРОДИНА - Смыслов там не было.

К. ЛАРИНА – Которые он пытается сформулировать, это смешно, бесполезное совершенно занятие. Бессмысленное.

А. БОРОДИНА - Сначала она приводила примеры, Улицкая это интеллигенция. А он говорил: да. А когда узнал, что Улицкая выступала на Болотной, он как-то пытался изменить свою точку зрения.

К. ЛАРИНА – То, что назвал Акунина плохим писателем.

А. БОРОДИНА - А что Парфенов сделал для родины, для страны.

К. ЛАРИНА – Но меня так убило то, что…

А. БОРОДИНА - Сказал он, не я.

К. ЛАРИНА – … он многоуважаемого Гафта, когда какой-то странный эпизод рассказал, и то он его как-то рвано рассказал. Я пыталась записать даже. Но поняла, что это тоже похоже на какой-то поток сознания, что якобы говорю я так, ему позвонил Гафт, после того как он услышал какое-то стихотворение в исполнении Ефремова, стихотворение Быкова. Он сказал, такое слово произнес, что в отношении Путина не так сделали типа этого, как они могут, это наш лидер, наш вождь, наш президент или кто он там был, я уже запуталась в этих…

А. БОРОДИНА - Премьер-министр.

К. ЛАРИНА – Как они могут, это шпана, совсем уже распоясалась. Что это шпана какая. То есть про это. Мы с Олей возмущены, якобы сказал Гафт Говорухину наглым поведением этой шпаны. То есть он здесь расставил некие флажки, для меня как для зрителя, чтобы показать, что на его стороне вот такие мол, замечательные достойные люди. Не то что там Акунин с Парфеновым.

А. БОРОДИНА - Там был очень четкий водораздел на своих и чужих. И лексика конечно была что называется за гранью.

К. ЛАРИНА – А вот можно я тебе скажу по поводу поведения Ксении в этом интервью. Почему оно не получилось. Я согласна, что оно не получилось. Потому что я от него ждала большего. Я думала, что там будет она, поиздевается…

А. БОРОДИНА - Я про формат в целом считаю, что он неудачный. Не только про это конкретное интервью.

К. ЛАРИНА – Я хотела про это сказать. Мне кажется разгадка в том, что он пришел ради нее.

А. БОРОДИНА - И на «ты» с ней.

К. ЛАРИНА – Что он знает ее с детства. Девушкой Ксюшей, на «ты», как к маленькому ребенку. И что проскочило несколько раз в разговоре, что только из-за тебя я пришел на этот канал дурацкий. Идиотский. И понятно, что ей было неловко вести себя так, как она могла бы себя вести с чужим человеком. А здесь ей приходилось себя сдерживать. Поэтому мне кажется, это вообще была бессмысленная встреча. Непонятно зачем.

А. БОРОДИНА - Я смотрела 4 программы из этого цикла. Я уже в третий раз это говорю…

К. ЛАРИНА – Все это в принципе не нравится.

А. БОРОДИНА - Не то что, мне просто кажется неудачной задумка. Она не на своем месте здесь и там приходят люди, за исключением допустим, Прохорова, сейчас можем уже говорить, потому что предвыборная кампания позади. Они все-таки что называется тертые зубры. Тот же Зюганов, я с ним первое ее интервью смотрела. Она была к нему просто не готова, к сожалению. А он заболтает и более профессиональных ведущих. Всем этим, цветочки сажает, мама учительница. Масса факторов. И все равно говорить с политиками без политики, и потом я не знаю, кому это интересно. Это же не программа «Пока все дома». Есть прекрасный Тимур Кизяков. Который может придти к кому угодно и говорить о чем угодно, только не о политике. И будет органично.

К. ЛАРИНА – Давай дальше пойдем. Хорошие пошли вопросы. Очень мне интересно, что ты ответишь. Что случилось с РЕН-ТВ, абсолютно бездарные холуйские новости. В день выборов они не вызывали ничего, кроме омерзения, - пишет Илья из Санкт-Петербурга. Вот еще Алла пишет: на РЕН-ТВ в день митинга вышел омерзительный выпуск новостей. Корреспондент говорил, что все хорошо, а сзади проносился разъяренный ОМОН. В общем, то, что связано с РЕН-ТВ.

А. БОРОДИНА - Это же давно уже случилось.

К. ЛАРИНА – И вообще с информационной политикой. Действительно можно говорить о том, что она изменилась.

А. БОРОДИНА - Радикально и давно. И в дневных новостях и недаром Михаил Осокин даже на время предвыборной кампании ушел можно сказать в отпуск. По состоянию здоровья или как. То есть это чтобы сознательно не участвовать в этом всем общем хоре. Что касается дневных новостей, там давно изменилось руководство информационной службы. И стилистика. Остается только противовес, такой островок что называется в океане это программа «Неделя». Она существует по своим законам, тоже какие-то нюансы наверное, но не стоит забывать, кто акционер канала. И поэтому новости на РЕН-ТВ уже давно надо вывести за скобки. За отдельные. Есть программа «Репортерские истории», есть программа «Неделя» и если Михаил Осокин сейчас выйдет, я просто не знаю, вышел он на неделе с 5-го…

К. ЛАРИНА – А должен?

А. БОРОДИНА - Он же не увольнялся с канала. И его шеф-редактора жена Лена Савина, я ничего про это не слышала. Я думаю, что вернутся. Я надеюсь, все-таки он как-то умеет очень достойно вести себя, даже в этой вакханалии я бы так сказала.

К. ЛАРИНА – Интонация великое дело.

А. БОРОДИНА - Профессионализм.

К. ЛАРИНА – Леонид Радзиховский у Познера. Никакого вопроса не вижу, вижу просто констатацию.

А. БОРОДИНА - Я думаю, здесь говорить особенно не о чем. Я считаю, что это очень удобный герой и собственно, об этом Познер сам сказал во вводке к беседе, в превью, что хотели позвать и не совсем либерала и не совсем оппозиционера. А нечто среднего, человека думающего, вот с такими взглядами. Я считаю, что герой себя полностью на сто процентов оправдал. Не мой герой.

К. ЛАРИНА – А моя героиня этой недели, во всяком случае, до сегодняшнего дня это вчерашняя передача «Жена» с Кирой Прошутинской. С потрясающей С. В. Немоляевой.

А. БОРОДИНА - Я плакала, конечно.

К. ЛАРИНА – Это невозможно…

А. БОРОДИНА - Я вообще хочу сказать, если кто-то слышит нас, и может быть, Кира Александровна слышит, я, к сожалению, нечасто попадаю на канал ТВ-центр в силу ряда обстоятельств. Но программу «Жена» смотрю уже тоже кстати недавно стала смотреть, третий или четвертый раз. И у меня комок к горлу. Очень разные программы, но мне кажется, очень точно подобраны интонации, и Кира Александровна Прошутинская, я сейчас опять говорю, а у меня перехватило дыхание.

К. ЛАРИНА – В этой передаче потрясающе сделаны эти синхроны. Когда маленькие мини-интервью с близкими друзьями, и с родными, в данном случае это была подруга многолетняя С. В. Немоляевой. И естественно, сын Шура и невестка. Внучка Полина. Они настолько аккуратно сделаны, так тонко, так не нарушая прайвеси, хотя это невозможно в такой передаче. Случай, когда…

А. БОРОДИНА - Она выстроена, я смотрела программу с Татьяной Лазаревой, с Лолитой и Светланой Немоляевой. И я все три передачи смотрю на одном дыхании. Они очень разные женщины. Но они меня и по-женски просто эмоционально переворачивали. А уж с Немоляевой я просто рыдала. Так что спасибо за действительно хорошую программу, Кира Александровна.

К. ЛАРИНА – Дорогая Арина Бородина, пришло время прикоснуться к прекрасному. И поговорить о фильме товарища Снежкина, который называется «Белая гвардия».

А. БОРОДИНА - Тем более что я обещала, что мы обсудим это подробно, хотя мне уже пришлось написать еще в среду у себя в «Коммерсанте» об этом.

К. ЛАРИНА – Давай, чтобы нам долго…

А. БОРОДИНА - Как-то компактно.

К. ЛАРИНА – Да. Высказать свои ощущения.

А. БОРОДИНА - Было очень много обсуждения. Во-первых, это действительно была очень ожидаемая премьера. Мной лично она была очень ожидаемая. И я думаю, что многими. И вот это эффект ожидания даже от тех, кто не смотрит регулярно телевизор, но хотел посмотреть экранизацию, я от многих своих знакомых это слышала. Он выразился в очень высоком проценте рейтингов именно первой серии. А дальше все начало снижаться и я считаю, что с точки зрения конечного результата и рейтингов это неудача канала. И здесь неудача, наверное, продюсерская даже, не актерская в данном случае, а прежде всего это режиссерская неудача. Потому что это крайне странное режиссерское прочтение. И я не вижу, например, большого греха, хотя многие говорили, что там сценарий дополнен другими произведениями Булгакова, там есть его рассказы, еще что-то. Вот лично для меня в этом бы не было большого греха, если бы все это было как-то воедино сплетено. Потому что допускается сценарная основа. Я читала вопросы и категорически не согласна, блистательный совершенно сериал «Доктор Живаго».

К. ЛАРИНА – А ругают здесь его?

А. БОРОДИНА - Да. Сценарий к которому написал…

К. ЛАРИНА – Арабова сценарий. Блестящий. Редкий случай, когда сценарий адекватен произведению.

А. БОРОДИНА - Блестящий сценарий. Переделанный, не совсем дословный, но это блистательная работа. Поэтому я и говорю, что греха большого в этом и не было. Я написала, мы вчера тоже обсуждали, с Ксенией был Николай Карлович Сванидзе, атмосферы дома, то, что так привлекало даже в пьесе «Дни Турбиных», в «Белой гвардии»…

К. ЛАРИНА –…взялась вообще эта пьеса…

А. БОРОДИНА - Она напрочь ушла из экранизации. Финал меня просто убил. Потому что я считаю, что это все, что угодно, но только не «Белая гвардия». Эти разбирательства, такой амур в кровати, страсть. Хабенский, Бондарчук. Это все как-то вместе наслоилось, эти современные актеры, которые кстати сами по себе хорошие актеры, мне они нравятся. И не только мне, их любят. Но в этой сцене, потом я никак не могла понять, а в чем смысл офицерства. Это какая-то была механика, разорванные, рассыпанные куски. Не было никакого смысла, ради чего эти офицеры белые страдали, мучались, терзались. Этого вообще нет ничего.

К. ЛАРИНА – За родину, Аринушка.

А. БОРОДИНА - Я не сопереживала этим героям. Я механически пыталась уловить канву сюжетную и кто где с кем и чего. И единственное сердце мое зашлось и даже в воскресенье, когда началась вторая часть, я даже в фейсбуке написала, что вторая часть лучше, чем первая. И у меня появилась надежда, что может быть вырулят. Не вырулили. Потому что сцена атаки войск Петлюры на юнкеров, когда сцена, где гибнет Серебряков, она конечно, хороша, но наверное, все-таки у нас кинематограф и сериальное искусство уже на высоком уровне, с точки зрения картинки и качества там все в порядке. В этом сериале. Это надо сказать. Но он не захватывает.

К. ЛАРИНА – Я могу добавить к тому, что ты сказала, во-первых, тоже сказать о том, что актеры все хорошие, замечательные. Есть разные актеры, в том числе в этом фильме. Есть очень талантливые, есть не очень.

А. БОРОДИНА - А есть очень талантливые, но у которых не получилось здесь быть талантливыми.

К. ЛАРИНА – Есть даже совсем не талантливые. И такие артисты тоже бывают. Могу только добавить, что спектакль «Белая гвардия» на сцене Московского художественного театра, который я видела два раза и с удовольствием пошла бы еще, редкий для меня случай. Потому что я обычно спектакли не пересматриваю. Вот «Белая гвардия» как раз из тех спектаклей, которые я могу и хочу смотреть. И Арине тоже советую посмотреть. И вам тоже, если вы в Москве живете. Посмотрите. Там играют те же роли Хабенский и Пореченков, но это не «Белая гвардия», хотя спектакль так называется, это по пьесе «Дни Турбиных». Совершенно замечательный там Александр Семчев. И поставил спектакль Сергей Женовач. Это давний спектакль, давняя работа. Но в нем есть то, чего нет в этом фильме – атмосферы. В которой можно делать все, что угодно. Можно отходить от сюжета, возвращаться в него, можно ошибаться в своем прочтении каких-то булгаковских смыслов. Но если ты попадаешь в атмосферу, все, тебе позволено все. Здесь нет. Мне кажется, потом я вспоминала, что еще Снежкин сделал в своей жизни, и последняя до «Белой гвардии» работа его, которая была замечена многими фестивалями, это «Похороните меня за плинтусом». Я поняла, что меня в этом режиссере смущает. При всех его способностях, профессионализме безусловном. Мне кажется, что его проблема. Он очень…

А. БОРОДИНА - Прямолинеен.

К. ЛАРИНА – Очень лобово решает все…

А. БОРОДИНА - Вот каждая сцена как с острым углом, но они не соединены, они рассыпаются.

К. ЛАРИНА – Это называется разговор на уровне первого плана, когда исчезает какая-то тонкость глубинная. Ее нет. Возникает в данном случае разговор на уровне сюжета. Пришел сюда, сказал то, тут заплакала, тут ждет, тут полюбила, тут влюбилась.

А. БОРОДИНА - Тут посуда разбилась.

К. ЛАРИНА – Все, а когда за этим ничего не стоит, тогда нет ни смысла, тогда непонятно, про что это. И актерам приходится барахтаться в этой сюжетной канве. Это очень тяжело.

А. БОРОДИНА - Поэтому у меня к актерам, в общем, вопросов, честно говоря, не возникло. Потому что мне показалось, что не сформулирована задача, хотя мы же анонсировали, говорили об этом сериале, Снежкин в интервью «Российской газете» сказал, что для него это были минуты счастья. Возможно да… Это счастье. Но я к сожалению тоже ждала этого счастья, с открытой душой включила и очень ждала, получила на выходе 99% разочарований. Не сто, но 99.

К. ЛАРИНА – У нас осталось 10 минут до конца. Надо все-таки телефон включить. Мы обсуждаем телевизионные события прошедшей недели, если у вас есть что сказать про то, о чем мы уже говорили или можно добавить к тому, что мы еще не сказали, милости просим. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Я вот что хотел сказать по поводу «Белой гвардии». Я слушал интервью с господином Снежкиным, и у меня лично сложилось такое впечатление, что я извиняюсь, у него просто в голове мусор.

А. БОРОДИНА - Это вы предисловие смотрели?

СЛУШАТЕЛЬ - Нет. Я слушал по радио, может быть это шло по каналу «Россия». Но я внимательно слушал его, слушал все, что он говорил, и вот честно скажу, у меня такое впечатление сложилось, и когда я посмотрел фильм, я уже был немножко готов, что разочарования будут, и они таки наступили действительно.

К. ЛАРИНА – То есть вы считаете, что он не очень понял…

СЛУШАТЕЛЬ – Я считаю, что с подобным мировоззрением такие вещи такого вселенского масштаба как «Белая гвардия» конечно слишком говорю высокопарно, потому что очень люблю Булгакова, ну нельзя наверное ставить.

А. БОРОДИНА - Я кстати соглашусь, что тревожный звонок для меня тоже прозвенел. Потому что канал очень так вводил сериал торжественно и сделал, наверное, то, что считал нужным и правильно сделал. Было большое двухчасовое предисловие, где выступала Н. Д. Солженицына, Никита Михалков, продюсеры, актеры. И Александр Роднянский там был и Федор Бондарчук. И там Снежкин выглядел крайне странно. И то ли это так порезано, допустим, было, то ли что, но меня его высказывания настораживали, честно скажу. Я согласна с нашим слушателем, но я все равно с открытым сердцем ждала. Подумала, ну мало ли, вдруг монтаж. А вдруг сериал другой будет.

К. ЛАРИНА – «Белую гвардию» практически поставил, угадал атмосферу, не знаю, согласишься ты со мной или нет, извините за выражение, Владимир Иванович Хотиненко. В сериале, который не показывают по Первому каналу. Показали два раза и забыли.

А. БОРОДИНА - Десятисерийный мой любимый сериал…

К. ЛАРИНА – «Гибель империи». Именно там если ты помнишь, образ семьи, где играла Чулпан Хаматова, где был Балуев, где была лампа та самая и где заснеженный город. И это отдельный дом, туда как мотыльки слетались все эти люди.

А. БОРОДИНА - Это потрясающий сериал.

К. ЛАРИНА – Этот образ «Белой гвардии»…

А. БОРОДИНА - Мы давали ему премию клуба телепрессы. Но справедливости ради у него были огромные рейтинги, огромная популярность. Я не думаю, что его покажут сейчас, но я считаю, что это одна из самых великих удач Владимира Хотиненко. Я обожаю этот сериал.

К. ЛАРИНА – Внимание, еще звонок.

А. БОРОДИНА - «Доктор Живаго» и «Гибель империи» мои два любимых сериала.

К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Меня зовут Александр, я из Москвы. Я хотел немножко вернуться к теме послевыборного телевидения. Вы знаете, то, что было на Первом канале с Петром Толстым я бы назвал профессиональным провалом.

А. БОРОДИНА - А мне кажется он уже давно состоялся.

К. ЛАРИНА – Я поняла, что про вы говорите. Потому что одно дело читать с суфлера новости, и пропаганду…

СЛУШАТЕЛЬ – Я не очень часто его смотрю.

А. БОРОДИНА - Вам повезло.

СЛУШАТЕЛЬ - Я хотел сказать, что он провалился в том смысле, что он совершенно четко занял одну из позиций.

К. ЛАРИНА – Ну а куда деваться.

А. БОРОДИНА - Так он по-другому не может. Это же определено форматом и статусом канала.

СЛУШАТЕЛЬ – Мне до этого казалось, что он все-таки удерживается на каких-то мягко говоря объективистских…

А. БОРОДИНА - Да ну что вы, вы не слышали его подводок в воскресном времени. Если у вас есть мужество и время, посмотрите, сегодня например, будет воскресное время в 21.00, вы увидите его во всей красе. И услышите.

СЛУШАТЕЛЬ – Хорошо, я надеюсь, что он еще не совсем пропал для нас. В продолжение разговора хочу отметить, что передачи еще и перед думскими выборами шедшие и перед президентскими, которые ведет Владимир Соловьев, я бы сказал одни из самых удачных. Ему удается все-таки остаться на какой-то грани, когда он от объективизма к объективности передвигается. Он почти не мешает говорить участникам обсуждения. То есть из того, что есть на нашем телевидении, это наверное самое удачное.

К. ЛАРИНА – Видите как мы тактично и вежливо промолчали.

СЛУШАТЕЛЬ – Я так полагаю, что у большинства очень сложное отношение к Соловьеву.

К. ЛАРИНА – Да. Но, тем не менее, мы дали вам высказаться и даже не вступаем с вами ни в какой конфликт.

СЛУШАТЕЛЬ – Я хочу сказать, что профессионально человек довольно сильный. И мне кажется, он уже устал использовать свой профессионализм по заказу.

А. БОРОДИНА – (смеется)

К. ЛАРИНА – Красиво.

СЛУШАТЕЛЬ – И третье, что меня очень разочаровывает. Я помню, что такое было НТВ. Насколько был высокий профессиональный уровень …

А. БОРОДИНА - НТВ в ночь выборов сознательно ушло в тень, отдав пальму первенства двум государственным каналам. Старшим товарищам.

К. ЛАРИНА – Спасибо вам, дорогой. Извините, что отключили уже вас. Потому что остались две минуты до конца эфира. А мы хотели проанонсировать события телевизионные.

А. БОРОДИНА - Мы говорили перед эфиром, я не знаю, сколько среди наших слушателей поклонников этого режиссера. Но тем не менее, это не банальная премьера, с 12 числа на Первом канале в 22.30 стартует новый проект Валерии Гай-Германики, продюсер один из Денис Евстигнеев. Это такой «Краткий курс счастливой жизни». Это название сериала. О четырех молодых женщинах, об их частной жизни, каких-то интимных деталях. И так далее. Воспитания детей. Взаимоотношений с мужчинами. Каждый день будет по будням. И не знаю, насколько зрителям будет это интересно, во-первых…

К. ЛАРИНА – В 22.30 с понедельника.

А. БОРОДИНА – С понедельника именно. Не завтра, завтра начинается на Первом канале еще другой сериал «Личные обстоятельства». Завтра уже сетка рабочего дня. А Германика начинается с 12-го с понедельника. Возвращается программа «Исторический процесс» в среду. Любителям творчества Владимира Соловьева она возвращается в четверг…

К. ЛАРИНА – Это не Соловьев.

А. БОРОДИНА - В четверг возвращается «Поединок».

К. ЛАРИНА – Ты это слово не произносишь.

А. БОРОДИНА - Я вообще много слов не произношу.

К. ЛАРИНА – Как фамилию Навального на Первом канале.

А. БОРОДИНА - Ее там произносят, настаиваю на это. Его там упоминают, не показывают особенно, но упоминают.

К. ЛАРИНА – Прекратите Зеленского одевать как девочку. Дорогие костюмеры. Пожалуйста, мне прямо жалко его, почему у него все время какие-то рубашечки с рюшечками.

А. БОРОДИНА - И еще я должна сказать, что у Н. И. Ельциной юбилей на этой неделе и канал «Россия-1» посвятил ей специальный фильм, во всяком случае, в анонсах я видела, по-моему, 14-го у нее день рождения. Ночью есть, должен быть фильм.

К. ЛАРИНА – Нету. «Исторический процесс».

А. БОРОДИНА - Ну он должен быть на неделе, возможно не 14-го, но то, что он есть в ночном эфире. Посмотри, пожалуйста.

К. ЛАРИНА – Нет, там профилактика.

А. БОРОДИНА - Может быть 15-го. В любом случае посмотрите, на этой неделе он точно заявлен. Я видела его в анонсах.

К. ЛАРИНА – «Наина». Вторник 13 марта. В 22.50. А. БОРОДИНА - И время хорошее и человек светлый. И юбилей, дата хорошая. Посмотрите.

К. ЛАРИНА – «Исторический процесс» тоже есть. Про это мы сказали, что ты не хочешь произносить.

А. БОРОДИНА - Я уже произнесла.

К. ЛАРИНА – Все, больше нечего нам анонсировать.

А. БОРОДИНА - Про сериалы мы сказали.

К. ЛАРИНА – А программа, которую вел Максим Шевченко новая, она существует.

А. БОРОДИНА - Я знаю, что Андрей Макаров со «Свободой и справедливостью» исчезает из эфира Первого канала. И нам обещают, что он вернется обновленный в вечернем формате, уж не знаю, на какой линейке, но его не будет, там очередной сериал на Первом.

К. ЛАРИНА – Ну все, мы должны заканчивать.

А. БОРОДИНА - Сегодня итоговая программа возвращается, а в следующие выходные «Центральное телевидение».

К. ЛАРИНА – «Гражданин Гордон» есть на следующей неделе.

А. БОРОДИНА - Все то же самое.

К. ЛАРИНА – Еще раз добавлю, что сейчас «Военный совет» вы слушаете после новостей. А в час мы возвращаемся в студию с Сергеем Бунтманом, и уже начнется наш эфир, посвященный событиям, которые будут происходить за нашими окнами на Новом Арбате. Когда начнется митинг. Пока, до встречи.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024