Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2011-10-22
К. ЛАРИНА – Мы начинаем программу «Человек из телевизора», вернее продолжаем ее, поскольку мы ее начали без вашего участия, во время перерыва небольшого. Поскольку Сетевизор включен, как нам напомнила Наташа Кузьмина. И правильно сделала. В студии «Эхо Москвы» Ксения Ларина, Ира Петровская. Приветствую тебя.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Доброе утро.
К. ЛАРИНА – А Иру показывает Сетевизор? Она прекрасна? Хорошо. Телефон прямого эфира будет, будет обязательно – 363-36-59. Твиттер тоже присутствует. В общем, пишите, пишите. Мы обречены до 4-го декабря, потом и до какого-то марта жрать круглосуточно эти плановые посещения нашего всего всего остального. Это невозможно уже. Я, как ни включу, мне показалось в какой-то момент, что я сошла с ума, когда я опять увидела, как Тина Канделаки выступает перед президентом. А у них оказывается, это регулярные встречи будут. А мы-то здесь причем, можно без нас это все делать.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Тебе ответят – переключи.
К. ЛАРИНА – Куда? Это везде теперь происходит.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Если бы еще эти сюжеты, которые мы видим в ящике, хотя бы на малую какую-то долю процента отражали, что в реальности происходит, потому что возьмем последнюю историю на сегодняшний день, посещение якобы журфака и встреча якобы со студентами журфака, это абсолютно омерзительная история. И когда я смотрела, я сейчас была два дня на Украине, там естественно идут наши каналы. Я даже не поняла, причем журфак, какие-то люди. Единственное, что отметила – как странно, в аудиторию, которую я знаю совершенно как облупленную, она и есть такая по-своему, нет ни одного знакомого лица. Всегда на встречах присутствует декан, зам. декана, преподаватели.
К. ЛАРИНА – Здесь не было разве декана?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, внутри аудитории не было никого, кроме этих специально отобранных представителей прогрессивной российской молодежи.
К. ЛАРИНА – То есть на встрече не было ни Вартановой, ни Засурского.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я вчера прочитала в Интернете у кого-то, что перед ними захлопнули двери аудитории, потому что они в списках участников этой встречи не значились. И они потом пять минут общались на крыльце. К. ЛАРИНА – Чудесный у нас президент конечно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это что-то невероятное. Я училась на журфаке в намного более наверное как нам казалось противные времена. Нас юных тогда, правда, к нашему изрядному удовольствию, потому что удавалось откосить от занятий, выгоняли толпами к Каменному мосту изображать ликование народных масс, встречающих разных лидеров народных африканских и азиатских демократий. Выдавали флажки, часа по 2-3 мы стояли в ожидании этого кортежа. И, наконец, когда он просвистывал мимо нас, мы должны были помахать флажками и довольные, счастливые, нагулявшиеся расходились. Естественно, мы к этому относились со здоровым молодым цинизмом и это…
К. ЛАРИНА – Была другая страна, другое время.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Были понятны эти правила игры. Да, ну изобразили и пошли. И представить себе невозможно было, что сегодня в начале 21 века и все это происходит. А главное, зачем же замазывать и черной своей краской, не будем говорить, что на самом деле какой продукт мы имеем в виду…
К. ЛАРИНА – Дерьмом.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Молодец. Хорошо, скажи ты.
К. ЛАРИНА – Тут два варианта: либо кровью всех повязать, либо дерьмом.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот этот бренд, который имеет огромную историю и, по сути, нанесено оскорбление огромному количеству не только студентов, но и выпускников. Потому что ну давайте собирайтесь у себя в Кремле…
К. ЛАРИНА – Селигер есть, пожалуйста. Если написано, что встреча со студентами российских вузов, которую как они стали объяснять путано, что типа вообще прокатную площадку взяли этот журфак, это уже было постфактум.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это написано, но никто ничего не рассказывает по телевизору.
К. ЛАРИНА – Так зачем тогда на журфак, пошли бы на Селигеры какие-нибудь. В Кремле, где они сейчас встречались, в Горках.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Красный Октябрь.
К. ЛАРИНА – Где хотите.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Зачем нужно с собой вместе…
К. ЛАРИНА – Чтобы замазать.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Потому что можно тонуть в этой же субстанции одному, а можно всех с собой потащить и максимально, если не утонут, то будут хотя бы плохо пахнуть. Это чудовищная какая-то история для меня. Но, конечно же, я почти уверена, что ничего происходящего за кадром что называется, что попало в кадр – как идет разговор о национальной политике. Более ничего. К. ЛАРИНА – Как его встречали. Овации.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это понятно, это специально репетируется. В том-то и ужас, что это все точно так же как все эти визиты, они абсолютно имитация этой деятельности. Точно так же и сюжеты…
К. ЛАРИНА – Тебе не кажется, что здесь все-таки достаточно солидная доля вины во всем этом лежит на руководителях МГУ. И конкретно факультета журналистики. Пускали, не пускали, но мне на самом деле все равно, я вижу, что они со всей страстью пытаются каким-то образом оправдать и поведение этого президента и вообще каким-то образом легализовать всю эту историю. Это неправильно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не видела, честно говоря, оправдание со страстью.
К. ЛАРИНА – Что гостеприимство, что нехорошо так повели себя студенты, зачем они так себя повели. Это некрасиво, Ясен Засурский говорит, и Вартанова говорит, что некрасиво себя повели студентки, которые с плакатами вышли. Что мы позвали президента в гости, надо вести себя прилично. Что это такое вообще?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, они не говорят, что мы позвали, они говорят, он пришел, с одной стороны…
К. ЛАРИНА – Надо выбирать тогда, либо ты являешься частью этого события, либо ты от него дистанцируешься. Но так нельзя. Надо либо то, либо другое.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Сегодня очень многие, особенно я так думаю, занимающие какие-то руководящие посты, находятся в этой ужасной ситуации…
К. ЛАРИНА – В раскоряке.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Когда с одной стороны это указание, которое им необходимо выполнить просто, иначе они, наверное, могут лишиться своих должностей.
К. ЛАРИНА – Ты-то уверена, что так стоит вопрос?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Вряд ли вот так позвонили и сказали: примите.
К. ЛАРИНА – А почему ты решила, что они лишатся своих должностей?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Вполне можно лишиться, если ты не выполнишь приказ вышестоящих организаций. А почему нет.
К. ЛАРИНА – А какой здесь приказ был?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Предоставить помещение факультета журналистики я так думаю МГУ в распоряжение соответствующей организации…
К. ЛАРИНА – Если это так, ради бога, тогда должны быть объявления в университете, что завтра в связи с тем…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Отменяются занятия, зачеты.
К. ЛАРИНА – По техническим причинам, неважно, в конце концов, что мы отдаем по распоряжению ФСО, что угодно. Напишите.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Согласна.
К. ЛАРИНА – Тогда не будет ничего.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Не надо участвовать в этих спектаклях и изображать ликование толпы, народных масс и студенчества.
К. ЛАРИНА – Что либо мы участвуем, либо мы говорим: ага, мы поняли.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я приехала и прочитала все, что написано на разных сайтах, просто в Интернете, в блогах, что пишут очевидцы, студенты. Происходило это все позорно и безобразно. Когда и студентов и преподавателей, которые уже прошли на свою собственную территорию, сгоняли на второй-третий этаж, не давали выйти, тех, кто пытался робко или неробко бунтовать, их запирали в какие-то маленькие аудитории, все окна были задраены и кстати практика последних лет, когда что-то происходит в Кремле, ФСО требует от журфака, поскольку выходит окнами на Кремль, наглухо задраивать окна, чтобы не приведи господи, ни одна муха не пролетела. Конечно это все редкое нечеловеческое позорище. Я думаю, что помимо всего прочего, что просто стыдно, что должно быть ужасно стыдно молодому и как он себя позиционирует прогрессивному человеку Медведеву участвовать во всем этом, просто еще надо подумать, что именно с такого унижения, которому были подвергнуты молодые люди и студенты и тем более журфака, хотя, конечно, сейчас совсем другой студент, он не очень бунтарский и революционный, но молодые люди унижения не терпят. И не прощают. И это ростки, возможно, каких-то будущих студенческих волнений и общего недовольства. Потому что мы знаем, что в принципе студенты, если они самоорганизовываются, они становятся довольно мощной силой. И мы знаем, что в разные годы в разных странах…
К. ЛАРИНА – Не у нас.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А вот кто его знает.
К. ЛАРИНА – Знает история. Не у нас. И. ПЕТРОВСКАЯ - Это поколение, как я его себе представляю, общаясь с ними, имея в доме, они могут быть совершенно аполитичны до поры до времени и как будто бы не интересоваться ничем, кроме того, что сейчас современно, модно и так далее. Но оно выросло уже совсем иным. И поэтому эти ростки, которые сейчас возможно в душах у людей появились, этого отвращения к откровенной фальши и лжи и то унижение, которое оно пережили, когда их как стадо сгоняли или напротив не пускали, оно вполне может дать вполне определенные всходы. Я не хочу к этому призывать или думать, что так и будет, но и об этом тоже надо думать, когда вы затеваете вот такую вот абсолютно грязную какую-то отвратительную фальшивую историю. Давно у меня уж тертые мы калачи, ничего не вызывало ярости такой. Именно потому, что я к этому имею отношение, это место, где огромное количество очень хороших людей училось, и замазать это и даже нашего прекрасного Ясена Николаевича волей-неволей тоже пытаются замазать, я уж не говорю о его внуке и тоже преподавателе университета.
К. ЛАРИНА – Внук тоже мог бы себя вести попонятнее.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но многие кстати люди, которые не очень понимают, кто есть кто, начинают сразу делать какие-то выводы и по поводу фамилии и все это распространяется на всю семью. Вот каков дедушка или что на самом деле, как он воспитал. Ну неважно, сейчас мы не будем семейную историю трогать. В общем, правда, давно говорю неиспытанное мною чувство ярости и оскорбления личного.
К. ЛАРИНА – Каким образом теперь дальше как жить на твой взгляд и студентам и руководству факультета журналистики? Забыть эту историю или что? Там ребята пытаются то ли собрание собрать и потребовать каких-то объяснений от руководства.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Они уже написали письмо.
К. ЛАРИНА – И субботник провести. Что делать?
И. ПЕТРОВСКАЯ - На самом деле эти акции, наверное, они тоже не всеми далеко поддерживаются, но и письмо, которое инициировано студентами, и уберем наш факультет, типа почистим акции после посещения такого высокого гостя это очень все правильно, потому что это говорит об этом самом растущем самосознании. А что дальше делать, я выхода не вижу.
К. ЛАРИНА – Руководство факультета должно какие-то заявления сделать официальные или их нужно вытягивать, бегать за одним, за другим.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не знаю, должны они или нет.
К. ЛАРИНА – На твой взгляд.
И. ПЕТРОВСКАЯ - На мой взгляд, я бы сделала. И как минимум я бы объяснилась со своими студентами. И принесла бы извинения за то, что даже если поставлены были в такие допустим самые жесткие невыносимые условия, тем не менее, перед своими студентами я бы извинилась.
К. ЛАРИНА – Ой, Господи. Ну давай про телевизор, а что про эту встречу было кстати?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я, находясь два дня в Киеве совсем на другом телевизионном мероприятии, видела только новостные сюжеты. Про то, как идет разговор о толерантности, национальной политики, отношениях. Больше я ничего такого внятного не видела. Я поэтому и говорю, что телевизионная реальность в этой части предвыборной резко расходится с тем, что сегодня пишут, говорят, потому что почти каждая такая встреча, которая естественно априори имитационная и совершенно непонятно, повторю, зачем это нужно человеку молодому и как он себя считает продвинутому.
К. ЛАРИНА – По поводу культуры студенческого бунта, я хотела процитировать одну из участниц этой акции, студентку МГУ, которая стояла с плакатом, а наша коллега Марина Максимова в разговоре с девочкой по телефону спросила: студенты журфака как-то пытались поддержать вас по время проведения этой акции. И девочка отвечает Екатерина Поличенкова: «Очень хороший вопрос. К сожалению, как уже было замечено, в России не очень радует культура студенческого бунта, поэтому нас никто не поддерживал, нас снимали на фотоаппараты, на телефоны. И во время акции никто не подошел и никто не стал нас поддерживать».
И. ПЕТРОВСКАЯ - А я вчера прочитала свидетельства, по-моему, в «Московских новостях» тоже девочек, которые оказались в результате в милицейском участке, которых повязали с плакатами там тоже был задан вопрос: когда вы в результате были отпущены и вернулись на журфак и какое отношение вы встретили. И одна из девочек, я естественно не помню как ее звали. Говорит, что на удивление и руководство журфака, она упоминает Ясена Николаевича и кураторов курса, в высшей степени сочувственно расспрашивали ее, что происходило. А ребята другие подходили, жали руки и выражали свое одобрение. Поэтому тут сложно сказать, наверное одна девочка с этим столкнулась, другая может быть с другим. Но я надеюсь очень, что все-таки где-то посередине естественно. Я совершенно не тешу себя иллюзиями, что это всех возмутило. Многие сегодня живут по принципу: смотри, как прикольно. Что бы ни происходило – все прикольно. Приехал президент – прикольно, занятия отменили – прикольно. Загнали на второй этаж, ФСО, овчарки – прикольно. Но есть часть людей и я с ними там тоже сталкивалась, когда вела свои занятия, которые адекватны и воспринимают происходящее примерно так же, как и все остальные люди, которые просто в состоянии отличить подделку от настоящего и липу от…
К. ЛАРИНА – Самое главное, что произошло, безусловно, то, что это все вылезло наружу, что эта история стала как ты говоришь мерзкой, благодаря, прежде всего, студентам, которые про это писали, вели свои он-лайн трансляции в твиттере, в Интернете. Это стало публичной историей. А на самом деле хотелось прокатиться как тогда про то, что ты рассказывала в советское время. Хотелось как обычно, как всегда. Ну да, приехали, сделали такую встречу, ничего страшного. Я думаю, что люди, которые пережили это время, та же Вартанова, тот же Садовничий и все остальные те, кто принимал решение и те, кто выполнял приказ, поступивший из администрации президента, неважно, они понимали условия игры. А люди, которые молодые не желают в этом участвовать, они не желают принимать эти правила игры. И мне кажется, на это стоит дальше уповать, что называется. Только на это.
И. ПЕТРОВСКАЯ – А, во-вторых, мне казалось бы, что действительно молодой пока еще президент достаточно молодой, достаточно продвинутый…
К. ЛАРИНА – Он тоже плоть от плоти не только «Единой России», но и советской власти. Он такой же.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это правда.
К. ЛАРИНА – Он тоже с флажками стоял. Я тебя уверяю.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно стоял примерно в одно и то же время мы стояли. Не в этом дело.
К. ЛАРИНА – Поэтому ничего страшного.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но он же понимает, какая информационная среда сегодня. Тогда в то время показали, как ликующие массы встречают какого-то эфиопского руководителя. Народного демократа.
К. ЛАРИНА – Это такие условия игры. Он это тоже понимает.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Безусловно, но только он также понимает, что все это вылезет, неужели он не понимает…
К. ЛАРИНА – Да плевать.
И. ПЕТРОВСКАЯ - … что все это потемкинская деревня сегодня, раньше она еще имела смысл, а сегодня под натиском всяких твиттеров и прочего это все рушится.
К. ЛАРИНА – Ну вот у нас был аналогичный случай с его товарищем с амфорами, которые он нашел.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Товарищ как раз…
К. ЛАРИНА – И что, сказали, что ну да, подложили, а чего такого.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Товарищ работает на другую часть этого электората. Не на молодую, а на тех, потому что привыкли верить вообще телевизору. И плевать ему, что скажут в Интернете. И тогда кстати его пресс-секретарь подтвердил, что он в очень незначительной степени пользователь Интернета…
К. ЛАРИНА – Нет, я не про это хотела сказать. Про то, что они подтвердили вслух, что это был подлог, и что такого. Ну решили сделать приятное премьер-министру.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Больше того, Песков сказал фразу, которая очень даже шокировала многих: это совершенно нормально. Когда подкладывают все, что угодно.
К. ЛАРИНА – И для Медведева это совершенно нормально.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну значит они живут, под собой не чуя страны. А страна изменилась, хотели они не хотели, хотят назад вернуть или вперед пойти. Вот она теперь совсем иная. И не иметь это в виду и не понимать этого…
К. ЛАРИНА – Ну посмотрим.
И. ПЕТРОВСКАЯ - На самом деле это только к одному приводит – к осознанию того, что глупые люди-то нами руководят. Ну как же так можно, так примитивно, тупо и глупо обращаться с собственным причем, даже я сказала бы с передовой некоторым образом частью своего этого электората и народа.
К. ЛАРИНА – Точку поставили и новости слушаем.
НОВОСТИ
К. ЛАРИНА – Продолжаем программу «Человек из телевизора». Мы сейчас слушали по поводу Каддафи. Со вчерашнего дня меня это все приводит в некое оцепенение. Вот вся эта история с трупом, который выставлен на всеобщее обозрение.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А до этого эти жуткие кадры.
К. ЛАРИНА – Как его убивают. И то, что это ходит круглые сутки по всем телевизионным экранам всего мира и то, что даже на CNN компания, которая всегда гордилась тем, что они такие все из себя политкорректные, все равно этот кадр висит круглые сутки на экране и на фоне этого трупа комментаторы политические всех видов комментируют события. Что это такое? Почему каждый раз, это уже не первый раз…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Далеко не первый.
К. ЛАРИНА – Мир превращается в какую-то дикость. Весь мир. Почему это поддерживается, культивируется, почему это не предлагается убрать, осудить, закрыть эту тему. Зачем идти на поводу у этих инстинктов дикарских совершенно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не удивилась бы, если бы это показывали мы, потому что, как известно, мы любим все, что погорячее и чем дальше, тем больше.
К. ЛАРИНА – Дело не в этом. Не погорячее, а когда извини меня, когда показывали нам трупы террористов. Очень любят показывать круглые сутки.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Естественно, я сейчас о другом хочу сказать. Меня потрясает то, что мы называем цивилизованный мир и их телевидение, которое до последнего времени до какого-то времени в этом смысле было мало того, что очень политкорректно, но еще была масса ограничений, именно связанных с жизнью и смертью, с показом…
К. ЛАРИНА – Мы обсуждали. Хусейна они показывали практически в прямом эфире публичную казнь.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не знаю, может быть, это мое предположение. Если происходит внутри их стран или в той же Америке, вспомним 11 сентября, кадры ужасающие с падающими из окон людьми показали спустя почти 10 лет, до этого был не то чтобы общий запрет, не то, что их администрация Белого дома запретила это показывать. Существовала какая-то внутренняя собственная договоренность, общественная может быть, гражданская среди журналистов компаний и изданий не травмировать людей и свою публику вот этими шокирующими кадрами. Но как только речь заходит об азиатском или каком-то африканском мире, это показывается и это создает ощущение, что отношения как будто как животный мир, ну показывает же BBC как лев жрет косулю, а косуля орет нечеловеческим голосом. И другие страшные, акула кого-то пожирает. Люди смотрят, понимают, это мир животных. Он так устроен, он жестокий. Но ровно такое же отношение, по-моему, когда происходит что-то либо в Азии, либо в Африке, тогда можно показывать вот этот ужас, плюс конечно Каддафи еще и персональный враг многих, во всяком случае, стал, до этого показывали кадры, как они с ним чуть ли ни целуются и принимают на Елисейских полях и где угодно, потому что в тот момент было выгодно. Сейчас выгодно показать истекающего кровью человека, как бы к нему ни относиться. Пусть даже он самый страшный из людоедов на земле. Но это создает мне кажется ужасающую такую моральную обстановку нравственную.
К. ЛАРИНА – Значит это кому-то нужно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Кому нужно, чтобы люди, глядя на эти кадры и, кстати, не только взрослые люди, никто никогда не может быть застрахован, а тем более абсолютно уверен, что эти кадры увидело огромное количество нежных детских душ и так далее. Люди волей-неволей кровожадно на это смотрят. То, что каждый человек вообще кровожаден по сути и может это смотреть и мы знаем всякие средневековые страшные обычаи, смотреть на самые страшные казни это понятно. Это в какой-то степени, наверное, в его природе. Но для того и существовала цивилизация и всякие придуманные за много-много веков нормы этой морали и этики.
К. ЛАРИНА – Вот тут и исчезают в секунду.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Вначале это было табуировано.
К. ЛАРИНА – Путь обратно оказывается очень короткий. И мгновенный.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Мораль человека сдерживает, он вынужден делать так, как положено притом, что конечно внутри себя он понимает, что он хочет смотреть в чужие окна, подглядывать за чужой жизнью интимной и так далее. И всякую клубничку и прочее с удовольствием будет пожирать. Но если он знает, что так нехорошо, не принято, то он себя сдерживает. А когда ему говорят – смотри, да конечно этот процесс стремительный. А кадры с этой девочкой китайской, которую переехали. То же самое. Я имею в виду, это показывается.
К. ЛАРИНА – Я другое хотела сказать. Помнишь 11 сентября, когда весь мир обошли кадры, как радовались палестинские граждане этим событиям, которые произошли. Как был возмущен весь цивилизованный мир. Посмотрите, дикие люди, как они радуются чужому горю. Вот объясни мне, пожалуйста, почему когда это все переворачивается, по сути демонстрирует ту же самую дикость цивилизованный мир сегодня. И предлагает мне как члену этого мирового сообщества подключиться ко всеобщему празднику. Испытать какие-то чувства. Злорадства, торжества, победы. Как с Бен Ладеном то же самое было. Хотя там несильно было что демонстрировать.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но ликование было, праздники были на разных территориях.
К. ЛАРИНА – На улицу выходили.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но вот это подтверждение известного - Запад есть Запад, Восток есть Восток и вместе им не сойти. Но ужас заключается в том, что это не просто вместе не сойтись цивилизационно, а вот в этих точках сходятся. А с другой стороны тем больше отторжение культур, цивилизаций, в том числе христианской и мусульманской и это тоже страшно чревато, и так все еле-еле время от времени взрывается страшными терактами как 11 сентября. И дальше только может усугубляться эта пропасть, которая может привести просто к страшному.
К. ЛАРИНА – Маша спрашивает: вы что, поддерживаете цензуру в СМИ?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Маша, это не цензура, это то самое, что называется этическими ограничениями, которые добровольно накладывают на себя люди, которые прекрасно понимают силу слова, силу изображения и свою ответственность перед не властью, у нас только перед властью, перед обществом за то, чтобы в этом обществе существовали нормальные человеческие цивилизованные нормы и ценности. Как только табу снимается, а жизнь и смерть, смерть в первую очередь это действительно во многом табуированная тема в силу того… даже объяснять времени тратить не хочется. Невозможно выставлять напоказ человеческое страдание, даже если этот человек ужасный урод был при жизни, людоед, диктатор и убийца и прочее. Тем даже может быть страшнее в чем-то сочувствие убийце и диктатору, которого вот так добивают уже и без того страдающего. Да, диктатор должен конечно нести наказание. Но мы возвращаемся просто к самосуду, к дикости, но только есть еще не стали. Приветствуем, в этом же самый ужас. И, в общем, я полагаю, весь мир жадно это смотрит и потребляет. И в чем тогда объясните мне на милость разница между дикими какими-то еще странами и обществами и тем, что мы называем культурными цивилизованными и так далее.
К. ЛАРИНА – Хотела перейти уже у другой теме. Вот. «Восторги от фильма «Жара» на «Культуре». Намного круче «Отдела». Удивительный, умный, «киношный» - как передал дух времени. Такое произведение заставляет думать, а перед этим просто включить телевизор, лично я отвык это делать. Спасибо Александру Архангельскому, его команде и телеканалу. Вы согласны с такой оценкой?» - спрашивает Андрей.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Совершенно под каждым словом подписываюсь. И более того, сейчас начала читать, а я после твоих слов «давай перейдем к другому» хотела сказать – давай перейдем к тому, что стало действительно событием культурным этой недели. Этот сериал можно сказать. Цикл «Жара» Саши Архангельского, посвященный духовным исканиям интеллигенции 70-х, их поиска своей истины, их прихода в результате к Богу, тайного священства и вообще поиска такого самостояния в тяжелых обстоятельствах, в предлагаемых обстоятельствах как говорят театральные люди. И просто примеры, это не было в том смысле, в котором мы привыкли диссидентством или вызовом существующей власти, просто каждый из этих людей…
К. ЛАРИНА – Личный опыт сопротивления.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Личный опыт внутреннего духовного сопротивления. Он находил собственные пути, как в этих обстоятельствах существовать, чем жить.
К. ЛАРИНА – Очень актуально.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И что передавать и своим детям, и своим ученикам. Это потрясающий опыт, который просто помимо всего прочего нужно смотреть, чтобы понимать, что тогда были такие люди и часть из них и сегодня живет. Я имею в виду из тех, кто становился героями этого цикла Александра Архангельского. И есть разные способы сохранить в себе человека, бога в зависимости от того, кто как это понимает. И в каком-то смысле действительно «Жара» не то чтобы лучше «Отдела», «Отдел» был тоже очень хороший. Но он как-то очень хорошо тонко сделан. И я считаю, что действительно большая удача и Александра Архангельского и всей его группы. И определенный поступок канала «Культура», потому что аллюзии они возникают совершенно без того, чтобы тупо говорить, вот посмотрите, научитесь, доколе. Александр Архангельский умеет говорить через историю об актуальном сегодняшнем и насущном удивительно тонко и умно.
К. ЛАРИНА – А там еще и ресторан сделали. На журфаке, там официантов пригнали в белых рубашках.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Давай уже закончим.
К. ЛАРИНА – Там же кормили участников этой встречи. То есть там была показуха такая тотальная.
И. ПЕТРОВСКАЯ - От такой темы хорошей.
К. ЛАРИНА – Он что, этого не знал, про Медведева я говорю. И про руководство факультета и института. Они же когда принимают решение, не просто так пускать или не пускать, они же соглашаются со всем, что там будет происходить. Думаешь, они не знали, что привезут чужих людей, что там кухню организуют…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ты с кем сейчас споришь? Я сказала, что они не знали? Я сказала, что Медведев не знал? Разумеется, существуют всякие регламенты и протоколы проведения подобных мероприятий. Знал он или не знал, ему и плевать на это, да, запланирован фуршет, для этого освободили аудиторию, которая называется сейчас елизаветинская. Более того, аудиторию, в которой проходило это все, задрапировали какими-то голубыми материями и ковролином, а потом все сняли, унесли. Ну хоть бы оставили бы. Может люди бы посидели в этой голубизне, порадовались бы. Разумеется, пригнали собственных, тоже я думаю с погонами официантов.
К. ЛАРИНА – Мне понравилось: у группы второкурсников пришлось отменить коллоквиум из-за того, что преподаватель зарубежной литературы Инна Гуляева не смогла попасть на собственные занятия по пьесе Кальдерона «Жизнь есть сон».
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я это вчера читала и очень смеялась. Отчасти смеялась, там многие преподаватели не могли попасть. Ты говоришь, они устроили свой ресторан, накрыли помещение для фуршета в одной из аудитории. Так были закрыты те буфеты и те кафешки, которые там есть исконно студенческие. Тоже люди не могли там поесть. Это все звенья одной цепи. Уж если начали в это играть, так плевать там все хотели на приличия. Понятное дело. Я правда не очень понимаю, что в этой ситуации, правда не понимаю, ну скажем декан нынешний Елена Вартанова. Вот ей спущено указание сменить собственную охрану, поставить на ее место ФСОшников, пустить овчарок для того чтобы все там вынюхать, официантов – чтобы накрыть столы. Задрапировать аудиторию. Вот что она в этой ситуации должна была лечь посреди порога, сказать, нет, я запрещаю и если это произойдет я уйду.
К. ЛАРИНА – Нет, она должна была сказать, да, допустим, пожалуйста, мы про это говорили. Объявить. Закрыть, санитарный день. Все. Мы свое помещение отдаем в распоряжение администрации президента. До свидания.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это вот удивительно, что это было не сделано.
К. ЛАРИНА – И самой не приходить, между прочим, зачем, если ты говоришь, ее не позвали на саму встречу.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Они пришли, потому что они обязаны встретить по принадлежности главный начальник и руководитель факультета, то есть подразделения обязаны, наверное, по протоколу встречать высшее лицо страны, которое посещает их территорию. Не придти она не могла, но ты права, это был единственный выход, сказать своим: сегодня занятия отменяются.
К. ЛАРИНА – Людей на встречу с Медведевым действительно привезли совершенно посторонних. Было большое количество непонятных людей, - говорит студент пятого курса, - сразу возник вопрос: кто это такие. Мы начали подходить и спрашивать и выяснилось, что они с Урала, и с Северного Кавказа. А вот дальше говорит преподаватель, это я вам цитирую репортаж на openspace. Преподаватель Григорий Прутцков говорит: главное здесь то, что фактически факультет арендовали. К факультету это не имело отношения. Это мероприятие называлось – встреча президента с молодежью по национальной тематике. Когда спросили: нужны ли студенты, сказали, что студенты не нужны, у нас есть свои. Вартановой спустили указание - предоставить две аудитории. Одну для встречи, другую для фуршета. Вартанова указание выполнила.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Тем более может быть Вартанова предполагала, что этим как-нибудь малой кровью обойдется. Там три этажа, между прочим, огромное здание, огромное количество аудиторий. И я думаю, что если бы не это безумие, которое сопровождает любой чих и шаг этих в первую очередь двух наших высших должностных лиц государственных, то возможно и обошлось бы. Если бы люди нормально пропускались. Но мы же знаем, как бывает. Мы знаем, что, к сожалению, нормально, чтобы эти пришли здесь сели, а эти пошли у себя экзамен по испанской литературе сдавать. Так не может быть. И, зная это, человек уже опытный и взрослый, наверное, Елена Леонидовна Вартанова могла бы вывесить заранее накануне…
К. ЛАРИНА – Вообще базару не было никакого и позора не было.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Занятия и для преподавателей и указать, кому надо быть на месте. Чтобы для поддержания жизнедеятельности этого здания.
К. ЛАРИНА – У нас остается минут 8, можно телефон включить. Давай мы это сделаем. Потому что мы сегодня между двух тем прыгаем, а наверняка что-нибудь еще есть интересное, что хотелось бы обсудить нашим слушателям. Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Я попала на канал «Эхо Москвы»? Ну конечно все, что говорили перед этим, просто затмило все другие события. Я бы хотела поговорить о передаче на канале «Культура», которую очень долго анонсировали, шоу о мировых знаменитостях. Я посмотрела передачу о Бетховене, полнейшее разочарование.
К. ЛАРИНА – А как называется?
СЛУШАТЕЛЬ – Рекламировали ее много дней. Помните? Была передача о Бетховене, был анонс огромный.
К. ЛАРИНА – Как называется программа хоть скажите. Как вас хотя бы зовут, скажите.
СЛУШАТЕЛЬ – Это было шоу мировое знаменитостей.
К. ЛАРИНА – А как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ – Ирина, я живу в Подмосковье. К. ЛАРИНА – Значит, посмотрели про Бетховена. А почему разочарование?
СЛУШАТЕЛЬ – Я думала, что вы в курсе.
К. ЛАРИНА – Да мы вообще не знаем, про что вы говорите.
СЛУШАТЕЛЬ – Анонс был целых две недели. Ее так анонсировали, так навязчиво.
К. ЛАРИНА – Ну поняли. Мало чего поняли, но все равно спасибо. Значит, вы считаете это неудача.
СЛУШАТЕЛЬ – Нет, дело в том, что вся программа на 80-90% состояла из какого-то ожидания, что что-то сейчас произойдет, о чем-то расскажут.
К. ЛАРИНА – Хорошо, держали интригу. Они вас держали у телевизора.
СЛУШАТЕЛЬ – Да, это правильно. И канал «Культура», где нет рекламы, он эту рекламу наподобие сделал внутри программы. Я смотрела передачу, и было ощущение, что это не канал «Культура», и ничего о Бетховене, чего хотелось.
К. ЛАРИНА – Понятно. Зато какая хорошая большая опера. Как я люблю этот проект, с таким удовольствием смотрю. Еще раз говорю большое спасибо каналу «Культура» за этот проект. А тебе не нравится?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне очень нравится.
К. ЛАРИНА – По-моему, великолепно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И мы сейчас были в Киеве на фестивале ТЭФИ содружество, это попытка устроить на новой основе фестиваль как раньше называлось – всесоюзная, а сейчас республики привозили разные свои работы, и там был среди нас экспертов и Святослав Бэлза ведущий. Которому очень нравится работать на этом проекте. Говорит, что там и рейтинги очень хорошие.
К. ЛАРИНА – Да, это не только Бэлза говорит, это сама Арина Бородина говорит.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, но я говорю сейчас, что называется из первых уст и это только говорит об одном – представление о своем зрителе, как о таком…
К. ЛАРИНА – Об идиоте.
И. ПЕТРОВСКАЯ - …дяде Васе с пальцем в носу, оно все-таки не соответствует действительности. И когда по-настоящему интересный качественный и умный и красивый проект, приходят люди.
К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Меня зовут Анастасия Павловна. Из Санкт-Петербурга. Я такое наблюдение сделала. В среду, дату не помню, есть такой канал 24 называется. Была передача «Мнение», вы знаете, я на что обратила внимание, такая находка в работе оператора. Не журналистов, а вот оператора. Была передача с Михалковым. Вы знаете, как он снял классно. Смотришь, задает вопросы Михалкову Эвелина, по-моему, ее зовут, журналист, разговаривает с ним, оператор снимает. И такое полное омерзение к Михалкову. Он говорит о том, как нужно быть благородными, как нужно великодушными быть, как любить ближних, и в это время он крупным планом снимает его руки, увешанные кольцами. Просто изумительно.
К. ЛАРИНА – Какой канал, скажите?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Россия-24.
СЛУШАТЕЛЬ – Канал 24 в среду «Мнение» называется. И еще из этой же серии…
К. ЛАРИНА – Я думаю, что приятно сейчас каналу Россия-24 слышать такой комплимент. Молодцы действительно. Фамилию оператора не помните?
И. ПЕТРОВСКАЯ - А там не пишут.
СЛУШАТЕЛЬ – Во-первых, у нас сейчас если даже фильм показывают, и если пишут, то проносится с такой скоростью, что никого не узнаешь. А вообще гениально.
К. ЛАРИНА – А второе что вы хотели сказать?
СЛУШАТЕЛЬ – Этот же канал передавал новости, вы меня извините за географию, или Томская или Омская область, то же самое. Приехал губернатор, деревня, стоят тетки в фуфайках, фуфайки такие как зечек, вязаные шапки лет 50 назад вязаные. И губернатор со своей элитой, весь такой лощеный, свита такая вся лощеная. Прям с экрана духами пахнет. И снимает оператор крупным планом этих теток, а он приехал, знаете зачем? – он им цифровое телевидение привез. У них устанавливают цифровое телевидение и показывают, поставили антенну, изба покосившаяся. Оператор снимает эти лужи, грязь в деревне. И тетка стоит в этой фуфайке, шапка на боку и говорит: да нам сказали, он на наших телевизорах казать не будет, этот цифровой-то. На наших-то телевизорах. Эти такие сытые. Вот обратите внимание на это.
К. ЛАРИНА – Анастасия Павловна вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ – Да.
К. ЛАРИНА – Вы откуда звоните сами-то?
СЛУШАТЕЛЬ – Из Санкт-Петербурга.
К. ЛАРИНА – А вот у вас телефон я правильно записала: 304 первые три цифры.
СЛУШАТЕЛЬ – Да.
К. ЛАРИНА – Так, Анастасия Павловна, у меня к вам задание на лето, на неделю. Давайте через неделю я вас наберу в нашей же передаче, вы еще поделитесь своими впечатлениями.
СЛУШАТЕЛЬ - Хорошо.
К. ЛАРИНА – Вы у нас будете гласом народа. Замечательно рассказываете. И что важно, свежая голова, вы обращаете внимание на те вещи, про которые очень многие забывают. Это очень важно.
СЛУШАТЕЛЬ – Мне даже, я уже не столько журналистов слушаю, а смотрю, как мальчишки эти видимо, делают. Это знаете, кто, сейчас операторы это же молодые ребята. Это взгляд молодых.
К. ЛАРИНА – Да, Анастасия Павловна, я записала ваш телефон. Вы у нас будете народным корреспондентом программы «Человек из телевизора». И на следующей неделе в это же время мы с вами обязательно свяжемся. Ладно?
СЛУШАТЕЛЬ – Хорошо.
К. ЛАРИНА – Спасибо.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Замечательно действительно точное наблюдение и это говорит лишний раз о том, что даже картинка приходит в противоречие. Хотя, скорее всего, снимался официозный сюжет – посещение губернатором, видели тысячу раз такие, но люди, способные считывать… К. ЛАРИНА – Не ведают, что творят ты думаешь.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Во-первых, нет, я думаю, просто зрители как Анастасия Павловна, способные считывать дополнительные вторые, какие угодно смыслы, видят прямо противоположное тому, что на самом деле хотели сказать. Хотели сказать, какое счастье, забота о народе. Но я видела действительно массу в региональных компаниях подобных сюжетов, когда приобретается даже не просто комический, а трагикомический эффект от того, какой материал извините, что так про людей говорю, снимают операторы. Вот что значит сила картинки. Мы забываем про это часто.
К. ЛАРИНА – У нас конец передачи. Единственный вопрос последний прочту от Дмитрия: будут ли по ТВ показывать открытие Большого театра. Аж по двум каналам будут показывать одновременно на «Культуре» и ВГТРК.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И более того, идет все время отбивка как перед выборами в свое время. До открытия исторической сцены осталось столько-то. К. ЛАРИНА – Так что вы это все увидите, дорогие друзья. Все, на этом завершаем программу «Человек из телевизора». Ирина Петровская, Ксения Ларина. Пока-пока.