Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2011-07-09

09.07.2011
Человек из телевизора - 2011-07-09 Скачать

Л.ГУЛЬКО: 11 часов 8 минут. Лев Гулько, временно исполняющий обязанности Ксении Лариной. Ирина Петровская на свое месте. Здравствуйте, Ира.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Доброе утро.

Л.ГУЛЬКО: Да. Работает Сетевизор, как только что вы слышали, так что мы не только «Человек из телевизора», но и Человек в Сетевизоре.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Что для меня примерно одно и то же.

Л.ГУЛЬКО: Одно и то же?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, потому что видят, значит, уже в телевизоре. Оправдываем название «Человек из Сетевизора».

Л.ГУЛЬКО: Внутри картинки-то должно быть какое-то действие.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Сейчас мы его организуем.

Л.ГУЛЬКО: Сейчас мы чего-нибудь сделаем. Хорошо. Вот тут пришли ваши вопросы...

И.ПЕТРОВСКАЯ: Наши вопросы.

Л.ГУЛЬКО: ...на которые нет ответа. Я имею в виду наших радиосете... Ну, не важно кого. Слушателей и зрителей. Вопросы, на которых нету ответа. Сериал «Новости». Я не видел, скажу вам честно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я не успела. Потому что я видела, что его анонсировали на СТС и он немножечко пошел, а потом прошел. Теперь, вот, судя по нашим вопросам, опять его запускают с понедельника, с 7 утра. При этом я не знаю, запускают снова по-новой или новые серии, и будет ли продолжение. Поскольку вопросы я увидела только что, то я постараюсь это узнать в ближайшее время. Но судя по заинтересованности и обилию этих вопросов, видимо, сериал людям пришелся по душе. Но тут возникает проблема: очевидно, он не собрал того количества зрителей, на которое канал рассчитывал. И тогда в этом случае канал поступает вот так, как он поступает. Причем, СТС довольно часто либо сериал куда-то перемещает куда-то на другое место, либо снимает вообще, что, на мой взгляд, не очень хорошо есть, поскольку явно он уже какую-то завоевал свою аудиторию. И если вы не совсем точно попали, ну, или, точнее, не попали в массовую аудиторию, то мне кажется, это уже ваши проблемы. А некая ответственность перед зрителем должна, все-таки, быть у канала-вещателя, и зритель, действительно, достаточно болезненно воспринимает такой волюнтаристский подход к собственной, кстати, телевизионной продукции. Потому что, ну, вы этот сериал, может быть, даже сделали или купили, на что-то рассчитывали, и тогда уже, ну, несите, мне кажется, какую-то свою ответственность и обязательства перед своей аудиторией. Ну что делать?

Л.ГУЛЬКО: Ну, они же там считают, чего им выгоднее. Вот перед этими 5-тью зрителями или деньги.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, эти 5 – это им кажется 5. А на самом деле, это, наверное, 5 или 500 тысяч, или 1 миллион. Это немало людей, которые испытывают реальную такую, ну, извините за аналогию, ломку, когда их лишают того, что им понравилось. Народ хочет знать, короче говоря.

Л.ГУЛЬКО: Надо избавляться от этой зависимости телевизионной. Это кому я сказал? (смеется)

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, я-то – честно сказать, у меня зависимость вынужденная.

Л.ГУЛЬКО: Да, это работа.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А у людей, конечно, психологическая зависимость, даже у тех, которые, может быть, и не считают себя в такой степени зависимыми. Все равно у большинства даже тех, кто говорит, что телевизор не смотрит (ну, если только физически нет телевизора в доме), все равно у большинства людей в любое время фоном работает этот телевизор, и хотят они того или не хотят, но облучению этому они подвергаются в прямом и переносном смысле.

Л.ГУЛЬКО: Ну, естественно, конечно. Еще феномен существует «Ненавижу, но смотрю, ненавижу, но слушаю».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это вообще одна из очень важных мотиваций. Это установили психологи и социологи: «Ненавижу, но смотрю». Ненавижу, меня точно так же корежит, как если бы меня лишили этого зрелища, да? Ну, «меня» я сейчас беру в кавычки, гипотетического зрителя. Но многие приходят именно потому, что ненавидят того или иного ведущего, и это мощнейший стимул, чтобы посмотреть и увериться в том, насколько он отвратителен.

Обманывают во многом люди себя, потому что им кажется, что они это ненавидят и им, типа, нужно знать врага в лицо. А, на самом деле, они на это подсели.

Л.ГУЛЬКО: Да это подпитывается ненависть какая-то, мне кажется, нет?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Что-что?

Л.ГУЛЬКО: Вот, ненависть подпитывается этим какая-то такая, вот эта. «Ненавижу», а она еще больше ненависть подпитывается этим, и без этого человека начинает ломать, без этой ненависти.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну да. Но ужас заключается в том, что вот этот вот мотив «Ненавижу, но смотрю», это все равно входит в это понятие рейтинга. Ведь, рейтинг... Многие спрашивают «Что это такое? Как измеряется?» Я сейчас не буду в эти, конечно же, подробности вдаваться, но это чистое, действительно, поголовье, это счет людей, включивших в определенное время свой ящик. Причем, как мы знаем, это выборка людей, у которых дома стоят эти пипл-метры. Но когда телевизионные начальники говорят там про какой-нибудь из отвратительных проектов «Мы не можем его снять, потому что людям нравится», имея в виду рейтинг. Нет. Людям, может, как раз очень не нравится. Но при этом они все равно в это поголовье входят со своим протестным смотрением.

Л.ГУЛЬКО: Так мне кажется, что это можно перенести и на повседневную жизнь, когда человек говорит «Да я ненавижу их всех, но живу в этой стране». Вот, он ненавидит, но живет. Людям, может быть, не нравятся вот эти рейтинги, я сейчас подумал, власти. Людям не нравится, а рейтинг большой. Может быть, из этой же серии?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, я думаю, что это немножечко иного свойства. Потому что если ненавижу, но голосую, это уж совсем странно, это тогда называется «отморожу назло маме уши». А, вот, в смотрении – да, этот мотив очень важный, очень часто определяющий это смотрение. Но при этом люди, когда смотрят, они вносят свою лепту вот в эту телевизионную копилку, и телевидению это позволяет потом, опираясь на, как будто бы, вот это зрительское голосование, множить какие-то, ну, не самые приятные и не самые эстетические совершенные и этические свои вот эти вот экзерсисы.

Л.ГУЛЬКО: Тогда мы плавно переходим к русским сказкам Сергея Доренко. Может быть, плавно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, дело в том, что я не могу к ним плавно перейти, поскольку я 2-й выпуск, к сожалению... 1-й выпуск мы в прошлый раз с Ксенией очень подробно обсудили. 1-й выпуск нам обеим показался и, по-моему, тогда звонившим или писавшим нам зрителям, первым блином комом. Сейчас, судя по откликам каким-то, вроде бы говорят, что 2-й выпуск оказался не в пример лучше. Ну, будем надеяться, потому что при всем при том Сергей Доренко... Старый конь борозды не портит, во-первых, как известно.

Л.ГУЛЬКО: Не, он – талантливый человек вообще.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Во-вторых, человек талантливый. И в-третьих, что очень важно (это я в прошлый раз говорила), конечно, он живой и часто непредсказуемый. Ну, в рамках определенных, но тем не менее.

Л.ГУЛЬКО: Нет, он просто, мне кажется, Сережа, он вот этот принцип «Ненавижу, но смотрю», он как раз на себе и примеряет: его многие очень не любят, но смотрят. Именно по этому поводу.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Конечно-конечно. Естественно.

Л.ГУЛЬКО: Вот, он этим пользуется просто.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но, вот, я на этой неделе, когда общалась с разными людьми по этому поводу, совсем молодые, которые увидели его... Вот, им пугали их, да? Там, 18-19-летние, которые не застали его звездного часа в ту пору, эпоху, они предполагали, что это будет что-то такое невероятное. Когда увидели, сказали: «Да? Да что это. Архаично. Ничего такого особенного». А люди, которые помнили и любили даже или, наоборот, как вы говорите правильно, ненавидели Доренко, тоже как-то разочарованы после 1-го выпуска были, потому что им показалось, что их или кумир, или, наоборот, антикумир, в общем, как-то в этой...

Л.ГУЛЬКО: Хороший человек, но не орел.

И.ПЕТРОВСКАЯ: ...новой, да, ипостаси не выглядел орлом. 2-й выпуск, говорю, пропустила, потому что вот это ужас, когда не выработан еще рефлекс как у собаки Павлова на определенное время. Я много тоже раз говорила, что у телезрителя взаимоотношения с телевизором вот так строятся по этому принципу. То есть вначале должна закрепиться вот эта вот реакция на определенное время, и потом уже у тебя начинает вырабатываться, ну, у собаки – слюна, а у зрителя – ну, скажем метафорически, слюна на этот конкретный час. И вот поэтому, кстати, когда снимают те или иные программы или сериалы без объяснения причин, слюна вырабатывается, а, увы, не на что.

Л.ГУЛЬКО: Да, и разъедает слизистую оболочку.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И все разъедает – и слизистую оболочку, и, видимо, желчь вырабатывается в организме. В общем, дело тонкое – надо очень серьезно и очень тщательно это все продумывать.

Л.ГУЛЬКО: Еще один вопрос от Сэма: «Что вы знаете о новой телепередаче «Гражданин Гордон»?»

И.ПЕТРОВСКАЯ: Только знаю, что эта программа должна появиться в новом сезоне, что это будет некое ток-шоу. По-моему, чуть ли не по пятницам. Раз в неделю, насколько я помню. Ну а дальше уже, я думаю, что поскольку гражданина Гордон, как и его прежнего подельника гражданина Соловьева, у него все зациклено часто на самом себе, и в том числе на упоминании собственного, видимо, очень дорогого себе самому имени в названии программы...

Л.ГУЛЬКО: Или фамилии.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, фамилии в данном случае, да. То все это будет каким-то образом вокруг него и крутиться. По-моему, только единственное я знаю, что это не будет связано с кино, как проект «Закрытый показ», который, я надеюсь, что он будет продолжен.

Л.ГУЛЬКО: Ну да, это какой-нибудь будет такой, общественно-значимый проект.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, сейчас, ведь, перед выборами в любом случае нужно какой-то пар выпускать и какие-то площадки должны появиться, где будут, ну, хотя бы пусть подобие, но каких-то политических и общественно-политических разговоров.

Л.ГУЛЬКО: Здесь же в вопросах спрашивают про Андрея Макарова и про его передачу.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я, откровенно говоря, уже давно ее ожидаю, потому что когда мы последний раз (ну, это, наверное, было около месяца назад) общались с Андреем Михайловичем, он говорил, что, по идее, уже 2 пилота записаны и вот-вот, по идее, опять же, должны появиться в эфире, потому что у Первого канала есть такая практика, иногда летом они запускают те или иные проекты, чтобы посмотреть, как принимаются.

Л.ГУЛЬКО: Тесты.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, тестовое да. Такое практически тестовое вещание. Почему-то пока не появляется. Не знаю. Может быть, решили, все-таки, приберечь это к началу сезона. Но то, что должна появиться эта «Свобода и справедливость», как это называется. Я, честно говоря, думала, что это может как-то экстренно и внепланово выйти на этой неделе, потому что, ведь, программа «Справедливость» началась (и тогда это было определенным просто потрясением для многих людей, уже отвыкших от настоящих острых тем), так вот программа «Справедливость», если я не путаю, 29 марта прошлого года... Или этого? Нет, прошлого. Когда был теракт у нас в Домодедово?

Л.ГУЛЬКО: Все начинает забываться, да. Ну, не важно, недавно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, в общем, короче говоря, не в этом. В этом марте уже ее не было, этой программы, потому что она раньше была из эфира, по-моему, отозвана. Ну, конечно. Слушайте, действительно. Просто какие-то ум за разум заходит.

Л.ГУЛЬКО: Ну ладно. Лето. Что делать? Жарко.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Так вот, программа «Справедливость» появилась и 1-й выпуск был посвящен обсуждению дела Магнитского. И он был очень сильный. И там... Извините, горло чего-то перехватывает. Может, водички нам принесут?

Л.ГУЛЬКО: Да, водички принесут нам специальные люди. Спасибо вам большое.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Тогда впервые появилась мама Сергея Магнитского, цитировались вот эти вот его тюремные дневники с описанием тех ужасов, которым он там подвергался. Был крайне красноречивый бывший начальник Бутырской тюрьмы. Когда, я помню, Андрей Макаров задал ему вопрос в определении «тюремный врач» что главнее, тюремный или врач? Он сказал, что, в общем, конечно, в первую очередь тюремный. И шел разговор и об этой карательной тюремной медицине как одной из составляющих этого карательного (в кавычках возьмем, да?) следствия и правосудия. И потом, когда у нас был какой-то промежуточный разговор с Андреем Михайловичем, он говорил, что он очень бы хотел и здесь на Первом канале тоже появиться с этой же темой. И я, вот, подумала после встречи Совета по правам человека с президентом, вот это вот что-то сдвинулось в деле Магнитского. По крайней мере, были названы в докладе причины смерти и названы виновные, и дано очередное поручение (только не факт, что будет выполнено) как-то со всем этим примерно разобраться. Вот, я подумала, что какой прекрасный повод выйти как раз... Прекрасный в кавычках, конечно, но просто хороший повод информационный с этим стартовать. Но, увы, так не получилось, потому что телевидение нынешнее крайне неповоротливо и, в первую очередь, в том, что касается обсуждения каких-то тем.

Кстати, очень показательно. Вот смотрите, на этой неделе было 2 достаточно значительных, если не сказать знаковых события, которые очень обнадеживают ряд людей, даже тех, которые скептически настроены по отношению ко всему происходящему – это вот это некое движение в деле Магнитского, и совершенно поразительная история, которую все уважаемые СМИ, естественно, живо обсуждали – это опротестование приговора по делу бизнесмена Алексея Козлова, частично связанное с делом Магнитского, потому что одни и те же люди там задействованы. И, соответственно, тоже какой-то шаг, может быть, по пути налаживания вот этой системы. Может, нет. Но хотя бы какую-то надежду дают, даже крайне скептически настроенной Ольге Романовой, жене Алексея Козлова, которая вместе с ним вот эти круги ада все эти годы, там, 3, что ли, проходила.

Ну, вот, чем не информационный повод? Причем, он же позитивный, если говорить о роли в данном случае власти, да?

Л.ГУЛЬКО: Это пиар властей.

И.ПЕТРОВСКАЯ: В каком-то смысле, да.

Л.ГУЛЬКО: Ну, вот, будем говорить своими словами, пиар властей, пиар себя.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, да. Я удивляюсь, почему никто из этих каналов больших этого до сих пор так и не обсудил, не заметил? Тут, опять же, скажу в пользу телеканала «Дождь», который ровно в тот же день обсуждал это очень активно, и в эфире была и Ольга Романова, и Ирина Ясина, и говорили обо всем предельно искренне и откровенно.

Л.ГУЛЬКО: Ну хорошо. А сама-то передача «Свобода и справедливость» господина Макарова? Я просто где-то читал, по-моему, что это такой специальный проект Народного фронта, где будет пиар Народного фронта.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да нет. Эта, во-первых, идея появилась до создания Народного фронта – это я точно могу сказать, потому что еще Народным фронтом... Ну, только если уж совсем заранее уже эта идея была разработана и под это... Нет. Я точно знаю, поскольку мы регулярно общались с ведущим будущим этой программы и в прошлом программы «Справедливость» закрытой, что ни к какому Народному фронту это изначально отношения не имело. Была идея, насколько я понимаю, продолжить это ток-шоу. Другой вопрос, что я пока не очень представляю, как это возможно на Первом канале. Но, опять же, я, ну, как-то внутренне верю в то, что Макарову, может быть, в силу того, что у него некое особое положение (все-таки, он не просто ведущий и независимый до такой степени от того же Первого канала), может быть, ему, все-таки, удастся говорить что-то больше, чем говорит тот же... Ну, или в любом случае с другим знаком, чем говорит Максим Шевченко. Ну а дальше посмотрим. Конечно же, все подозрения сохраняются. Почему вернулся Доренко, почему вернулся Караулов?

Ну, это Караулов как всегда, да? Вот, вы, небось, даже сидите тут и не знаете, а «Момент истины» - он теперь выходит на Пятом канале.

Л.ГУЛЬКО: Я слышал. Почему? Я его как тогда не смотрел, так и сейчас не смотрю.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Это смотреть очень сложно, потому что если уж Доренко называют архаичным... Но Доренко хотя бы сам по себе некое зрелище. То то, в какой стилистике делается программа «Момент истины», как она делается просто, вот, технологически – это не просто...

Л.ГУЛЬКО: Ну, значит, кому-то надо?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Ну, вот, я о том и говорю, что это некие бойцы становятся на всякий случай из резерва выведены и, наверное, к чему-то их готовят.

Л.ГУЛЬКО: Только не знаю, честно говоря, кто реагирует на Андрея Караулова так уж, до такой степени. Вот это на кого рассчитано?

И.ПЕТРОВСКАЯ: На людей, на зрителей. У него огромное количество, ну, достаточно большое.

Л.ГУЛЬКО: Ну, избирателей потенциальных?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, и потенциальных... К несчастью, но потенциальных избирателей.

Л.ГУЛЬКО: Каких? Ну, я знаю, что люди достаточно пожилого возраста – они да, там смотрят и ахают, охают.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Конечно! Им же кажется, что это человек, который за них, за правду выступает!

Л.ГУЛЬКО: Нет, они не говорят «за них и за правду».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Абсолютно так.

Л.ГУЛЬКО: Они просто думают, что творится бардак, но не за них и за правду.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, они и так тоже думают, потому что у нас долгое время в течение нескольких лет обязательно среди вопросов были вот такие вот там простыни «Мы всем подъездом там то ли протестуем против того, что вы говорите по поводу Караулова, то ли требуем, чтобы вы как раз, наоборот, обсуждали его программы, а вы никогда этого не делаете, потому что только он вскрывает там язвы и так далее, и тому подобное».

Л.ГУЛЬКО: Да это из серии «Ненавижу, но смотрю», Ир. Ну, это же тоже из этой же серии.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, Лёва, поверьте, люди, которые из этого принципа смотрят, они даже от этого уже тоже стали отваливаться давно, потому что это просто невозможно. Ну, так уже никто телевидение не делает. А люди, которые целенаправленно смотрят и любят Караулова, они именно любят и верят. И уверяю вас, потому что им кажется, что это исключительная правда-матка. Вот, извините за выражение.

Л.ГУЛЬКО: А он ее режет как хирург, делает хирургическую операцию.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, режет, да.

Л.ГУЛЬКО: Да. «Уважаемая Ирина, - спрашивает Андрей, - философский вопрос: почему никогда не реагируете на Animal Planet, Discovery, 2х2, другие каналы? (ну, там есть много, действительно, хороших каналов) 25% моих знакомых только это плюс Культуру смотрят».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, я очень рада за вас и за те 25%. Но это 25 ваших процентов – к сожалению, это ноль целых каких-то сотых-тысячных от общей аудитории, не говоря о телевизионной, даже «Эха Москвы». Я знаю, что это проблема, моя личная проблема в том смысле, что я, конечно же, многое из того, что вы называете, смотрю, уж не говоря о канале Культура. И канал Культура мы, действительно, часто обсуждаем. Но так уж повелось и сложилось, что мы обозреваем то, что сегодня, можно назвать, в открытом доступе. Потому что если мы начнем обсуждать, действительно, качественное, действительно, замечательное телевидение, и Discovery, и Animal Planet, и очень много других...

Л.ГУЛЬКО: Ну, есть наш хороший «Моя планета», замечательный совершенно проект.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Еще есть и «Моя планета», безусловно. Много каналов. Но тогда мы теряем нашу аудиторию, которая этого не видела. А людям не интересно слышать и обсуждать то, что они не знают и не видели. Более того, не имеют к этому доступа.

Л.ГУЛЬКО: Почему Андрей спрашивает? Потому что в Москве эти каналы есть практически у всех. В Москве. Я не знаю, как в других регионах, но в Москве они есть практически... Они на кабеле просто. Они идут везде.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Традиционно аудитория смотрит основные каналы и изредка подглядывает на эти нишевые так называемые.

Л.ГУЛЬКО: Друзья мои, плюньте на основные каналы, смотрите «Мою планету». Плюньте-плюньте, советую вам.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Больше того. Вот, когда в нашем этом самом списке вопросов, а также в списке вопросов, поступающих нам по телефону, хотя бы возникнет пропорция, ну, 30 на 70.

Л.ГУЛЬКО: 1/3.

И.ПЕТРОВСКАЯ: 1/3, да, будут задавать вопросы про эти каналы, а 70 будут по-прежнему упорствовать в своем желании обсудить основные, вот тогда мы нарушим вот этот, действительно, дисбаланс мой личный. Потому что я тоже вынуждена смотреть больше основные каналы и, как сейчас справедливо сказал коллега Бунтман, когда я пыталась пересказать что-то очередное увиденное, он сказал с огромным сочувствием: «Как же ты себе портишь карму».

Л.ГУЛЬКО: Вот на этом мы заканчиваем первую часть, уходим на краткие новости. Потом возвращаемся и продолжаем разговор.

НОВОСТИ

Л.ГУЛЬКО: 11 часов 35 минут, Ирина Петровская и Лев Гулько, мы продолжаем разговор. Вы хотели поделиться впечатлениями.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, я хотела поделиться одним из довольно ярких впечатлений прошедшей недели – я имею в виду эфир «Открытой студии», это Пятый канал, который ведут попеременно двое ведущих, но в этот раз была Ника Стрижак. Каждый день, если, Лёва, вы не видели, в прямом эфире...

Л.ГУЛЬКО: Я один раз видел.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Раньше они час вещали, сейчас почти 2 часа, ну, с перерывом на рекламу. И на этот раз, что было совершенно поразительно, в прямой эфир позвали замечательного петербургского (ну, он и в Москве сейчас много играет) заслуженного артиста России Алексея Девотченко, который... Ну, я не знаю, наверное, есть еще более непримиримые противники Валентины Ивановны.

Л.ГУЛЬКО: Оппозиционер.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, оппозиционер даже не в том смысле совсем, но он здравого совершенно смысла человек, но он просто был, действительно, непримиримым противником губернатора. И представить его в эфире, тем более прямом, когда она была начальницей города, хозяйкой, было совершенно невозможно. Тут вот как раз это было доказательством и свидетельством, что, по крайней мере, губернатор в Питере сейчас отсутствует.

Л.ГУЛЬКО: Вакантная должность.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, вакантная, да, и пока еще неизвестно там, как и кто появится. Да, плюс к этому там в эфире были еще Иосиф Кобзон из московской студии, Константин Боровой и Антон Красовский – это журналист НТВ. Тема была заявлена «Национальная идея». Более безалаберного эфира я давно не видела, потому что, естественно, получилось, в общем, кто в лес, кто по дрова. Но вот тут доказательство, почему боятся прямого эфира. Потому что и Алеша, и Константин Боровой использовали возможность этого прямого эфира для того, чтобы сказать вот то, что они в данный момент считают необходимым сказать, отталкиваясь пусть даже от темы национальной идеи. И поэтому в эфире звучали абсолютно крамольные вещи по поводу того, что этот режим должен уйти, что власть преступна.

Л.ГУЛЬКО: Ну, сказали. И что?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот именно, что, с одной стороны, ничего. Но поразительно другое. Да, это длилось почти 2 часа, действительно, потом утомило самих участников. Хотя, Боровой еще более крамольную вещь сказал. Когда там Красовский говорил об ответственности богатых людей, как это было в Америке, которые стали отцами нации и финансировали очень многие важные общественные и государственные проекты, тут Константин Боровой сказал, что у нас тоже есть. Причем, не иронически. Что у нас тоже отцы нации, но только они теперь живут в другом месте, как правило, либо в Лондоне, либо в каком-то другом месте. И когда его попросили привести пример, он сказал: «Володя Гусинский, который создал с пустого места, такую выстроил совершенно потрясающую свою информационную империю, которая, вот, увы...» На Нику мне было жалко смотреть в том смысле (Нику Стрижак, ведущую), потому что она, действительно, очень хорошая ведущая, очень живая, реагирующая. Но я могу себе представить, что в этот момент ей в ухо вдували те, кто фиксируют и ведет эфир.

Л.ГУЛЬКО: Ну, у нее ж стоит там, да, наушничек такой, радио.

И.ПЕТРОВСКАЯ: У каждой ведущей, естественно, с наушником то, что ему там подсказывают, когда реклама, когда что. И больше того, до сих пор обычно «Открытую студию» вывешивают на сайте Пятого канала выпуск, ну, непосредственно чуть ли не в день выхода. Вот, уже был вчера вывешен вчерашний выпуск, поза-позавчерашний. Этот так на сайте не появился. Это я к вопросу о том, что «ну, сказали и ничего». С одной стороны «ну, сказали и ничего», с другой стороны, видимо, те, кто это услышал, схватились за голову. Хотя, тут они хотя бы должны понять, что ну да, сказали, но очень важно все равно, что находятся люди, которые знают, что в следующий раз вряд ли их позовут, того же Алексея Девотченко. Ну, по крайней мере, пока там уж совсем не изменится ситуация, система когда не изменится.

Но тем не менее, он с упорством продолжал говорить очень важные для него лично вещи, а лично для него важные вещи связаны и лично для многих людей важными вещами. Поэтому в FaceBook том же всячески аплодировали и ему, и Боровому, которые, несмотря на то, что прекрасно знают, что тем самым они себе доступ на этот телевизор...

Л.ГУЛЬКО: Ну, у них и не было доступа.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, вот, он появился и они, я говорю еще раз, его мгновенно вот таким образом использовали.

Л.ГУЛЬКО: Поскольку терять нечего, собственно говоря, да?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Хорошо. Но можно приобрести. Есть 2 варианта этого – терять нечего, а приобрести можно: если ты скажешь как надо, тебя еще позовут. Сейчас тем более лето, звать особо некого.

Л.ГУЛЬКО: Ну, Алексей Девотченко же не такой человек. Он же прекрасно понимает.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Он прекрасно понимает. Но другие люди, у которых, как бы, там некие прагматические... Он – артист, ему, естественно, нужна реклама и продвижение. Но тем не менее, он такой совершал некий акт гражданский, и молодец. Но выглядело это все... Еще раз повторю, было очень жалко Нику, потому что ясно, что там в ухо, наверняка, ей свистели «Опровергай!» А опровергать-то нечего. Но в любом случае получился такой, я бы сказала, забавный эфир, хотя и абсолютно кто в лес, кто по дрова, и национальную идею, к сожалению, отыскать в этом эфире совершенно не удалось.

Л.ГУЛЬКО: Не отыскали, а что предлагали?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, благополучие народа, в основном, все говорили о том, что национальная идея – это когда «Кому на Руси жить хорошо?» Ну, то есть народу чтобы было жить хорошо. А Девотченко и Боровой, в общем, утверждали справедливые вещи, что никакие национальные идеи в этой вертикали не будут работать, все это превратится в фарисейство и в имитацию, пока в консерватории совсем не исправят что-нибудь окончательно и бесповоротно.

Л.ГУЛЬКО: Правда, вспоминая «Трех толстяков», так, как они заканчиваются, Юрия Олеши, что те люди, которые пришли на смену, потом сами стали тремя толстяками. Они стали пухнуть-пухнуть. Такого нету в книжке, просто не дали написать Юрию Олеше. Но заканчивается так, на самом деле. Вот, они стоят на горе, Тибул и прочие, и вдруг начинают пухнуть-пухнуть и становятся тремя толстяками.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Лев, для этого, о чем тоже говорили и Девотченко, и Боровой, в любой стране, демократической стране правильно устроенной, существуют те самые выборы, чтобы они не пухли. И эти выборы ограничивают срок пребывания определенных людей на постах до того, как они превращаются в этих самых толстяков. То есть они начинают немножечко припухивать, но...

Л.ГУЛЬКО: У наших начинают расти брыли, я заметил, здесь, почему-то неожиданно. Чего они там едят, не знаю, но вот здесь начинает расти.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, но в то-то время толстяки, там я думаю, жрали как безумные, и в первую очередь впрямую дорывались до кормушки. Наши хотя бы внешне сегодня следят за собой, я думаю, делают какие-то косметические процедуры. Ну, в лучшем случае. Не знаю, в самом легком случае. А, может быть, даже и какие-то радикальные косметические операции. Безусловно, занимаются спортом, плавают, едят, думаю, экологически чистые, специально выращенные только для них продукты. А если и говорить об этом припухании и распухании, то оно, скорее, метафорического свойства, и кормушки тоже уже не связаны напрямую со жратвой. А так – да. Чтобы этого не происходило, говорят: «Ребята, все. Оттрубил – идите, спасибо большое». В лучшем случае «спасибо», в худшем случае «давайте разберемся, и тогда пожалуйте совсем в другое время и совсем к другой системе раздачи пищи через окошечко в алюминиевой мисочке». А так... Ничего лучше, ничего справедливее.

Л.ГУЛЬКО: Нет, справедливости вообще нет в этом мире.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, но тем не менее, это придумано зачем-то, наверное, не самыми глупыми людьми, для того именно, чтобы не наглели, не беспредельничали.

Л.ГУЛЬКО: Чтоб досталось всем. Хорошо, пускай будет так.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Не всем, но какой-то части другой. Потому что те, кто приходят на первых порах, обычно там пытаются хотя бы чего-то там такое разумное устроить. Или откровенно уже не пытаются. И, кстати, когда был разговор на «Открытой студии» именно о национальной идее, то и Алексей Девотченко, и Константин Боровой как раз говорили: «Верните нам выборы, верните нам свободу прессы, верните нам справедливый суд. Вот, для начала хотя бы вот это все. А потом уже будем думать о национальной идее. Ну, вот, должны быть эти, извините, 3 кита, как минимум».

Л.ГУЛЬКО: 363-36-59 – это телефон нашего прямого эфира. Вы же слушаете наших уважаемых радиослушателей, да?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, я надеюсь.

Л.ГУЛЬКО: Ну, давайте послушаем. 363-36-59 – может быть, они что-то такое смотрели, чего не смотрел никто. Вдруг неожиданно что-то такое, интересное. И у них какие-то впечатления, наверное, должны быть от этой теленедели. Так задается вопрос?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну да. Уважаемые наши радиослушатели, поделитесь впечатлениями – вот так мы скажем.

Л.ГУЛЬКО: Да. 363-36-59 – наш телефон. Добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день.

Л.ГУЛЬКО: Здрасьте.

СЛУШАТЕЛЬ: Хочу поделиться впечатлениями.

Л.ГУЛЬКО: Давайте. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Марат из Казани.

Л.ГУЛЬКО: Пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: (НЕРАЗБОРЧИВО)

Л.ГУЛЬКО: Хорошее впечатление у Марата из Казани.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Дожди у них, наверное, тоже идут в Казани. Потому что очень влияет. Я тоже вчера чувствовала какое-то такое...

Л.ГУЛЬКО: Тяжесть.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, тяжесть на душе. Когда грозы... Неприятно. Хотя, бывает осеннее и весеннее обострение, но летом тоже.

Л.ГУЛЬКО: Опять же летом... Нет, ну просто врачи уходят в отпуск и там аптеки закрываются.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну это такая, национальная тоже забава. Не идея, но забава.

Л.ГУЛЬКО: Это, вот, из серии «Ненавижу...»

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. (смеется) «Но слушаю».

Л.ГУЛЬКО: Ну, вот, что делать.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я боюсь, что это немножечко другая серия.

Л.ГУЛЬКО: Да. Ну, тем не менее. Это просто такая, более патология.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну да.

Л.ГУЛЬКО: 363-36-59 – наш телефон.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло?

Л.ГУЛЬКО: Добрый день, да, здрасьте.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Меня зовут Екатерина, Москва.

Л.ГУЛЬКО: Да?

СЛУШАТЕЛЬ: Во-первых, большое спасибо за такой разговор. Все утро пытаюсь дозвониться, абсолютно с вами согласна, со всем, что сказано.

Л.ГУЛЬКО: Так?

СЛУШАТЕЛЬ: Грустно, что из нас делают быдло.

Л.ГУЛЬКО: Ну, кто же из вас делает? Если вы не хотите, вы не будете быдлом.

СЛУШАТЕЛЬ: Не хочу по жизни боюсь, несмотря на 1-ю группу инвалидности и очень много проблем.

Л.ГУЛЬКО: Понятно.

СЛУШАТЕЛЬ: Но относительно телеэфиров мне вот что интересно. Хотелось бы узнать, смотрела ли ваша гостья сериал «Хиромант»? И смотрит ли она такую передачу как «Экстрасенсы» на ТНТ?

Л.ГУЛЬКО: Спасибо.

И.ПЕТРОВСКАЯ: «Хиромант» смотрела. Причем, когда он только первый раз шел, по-моему (сейчас это повтор). Мне там нравится, как играет Чурсин, и он достаточно увлекательный. Но вообще я не знаю, Екатерина нас часто слушает или нет, я, все-таки, не большой специалист по сериалам, хотя бы потому, что просто иначе у меня не будет вообще никакого физического времени даже на сон. То есть я смотрю, безусловно, те вещи, которые мне представляются знаковыми, или те, на которые указывает наша публика, наша аудитория. Но не так системно, как многие. Мама моя, например, уже который год подряд смотрит сериал «Обручальное кольцо», и при этом то, что называется, подсела не потому, что это прекрасно. Напротив, я посмотрела, это чудовищно, по-моему. Но поскольку идет там какая-то уже 389-я серия или что-то в этом духе и ожидается еще столько же, то уже народ волей-неволей особенно пенсионного возраста, ну, действительно, хочет... Но можно пропустить 10 серий и там пройдет еще 5 минут.

Л.ГУЛЬКО: Ну да. Я знаю, что народ подсел на «Институт благородных девиц» и прочие.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да-да-да. Что касается «Битвы экстрасенсов», первые сезоны смотрела, сейчас уже не смотрю – мне кажется, все это уже заэксплуатировано. Я вообще не люблю, когда одну и ту же идею бесконечно выдаивают уже до какой-то противоположности. Ну, я уж не говорю о своем личном отношении к экстрасенсам. Особенно меня порадовало, когда накануне Евровидения к Малахову пришли экстрасенсы, в том числе, по-моему, из этой программы, и давали свои прогнозы, какое место займет наш мальчик. Ну, дальше 6-го никто не прогнозировал.

Л.ГУЛЬКО: Умные какие.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Первые тоже правда... Нет-нет! Именно «он войдет в шестерку», «он войдет в тройку». Ну, в общем, самые радужные были прогнозы. Называется, никто не угадал. Поэтому отношусь я к этому, ну, так скажем... Хотя, уважаю отношение других, но достаточно скептически.

А что касается, что делают из нас быдло, вот, вы отреагировали той же фразой, которой обычно реагируют на такие вещи руководители телевидения. Не смотрите. Идите, там я не знаю, в кино, читайте книги, идите в консерваторию и прочее. Во-первых, не все люди имеют возможность (ну, книги – да, наверное, имеют) куда-то ходить в силу того, что живут часто далеко от центров цивилизации.

Л.ГУЛЬКО: Да и дорого.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да и дорого, совершенно справедливо. И, к сожалению, не находят. Хотя, даже на этом скудном сегодняшнем телевизионном пространстве, я много раз это повторяла, можно найти для себя какое-то зрелище. Но людям еще свойственно (ведь, вот это тоже мотив смотрения)... Почему смотрят помимо того, что или очень нравится, или «ненавижу, но смотрю»? Потому что это сегодня предмет для некоего общего разговора, это то, что люди обсуждают. И поэтому люди многие вынуждены смотреть то, что, может быть, им бы не хотелось, потому что они знают, что они дальше окажутся у себя там где-то в коллективе или с соседями, или с родственниками, и надо быть в курсе дела. Поэтому многие смотрят. А вот эта вот некая быдловизация, можно так сказать, она происходит волей-неволей. Потому что если все время смотреть что-то такое, вот, пониженного качества, то волей-неволей у тебя немножечко происходит смещение.

Л.ГУЛЬКО: Ну, например что?

И.ПЕТРОВСКАЯ: В смысле? Ну, вот я не знаю, ну того же Малахова, например. Или какие-то безумные или не безумные...

Л.ГУЛЬКО: Но если человеку нравится смотреть Малахова, то, значит, он такой и есть.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Многие смотрят не потому, что им нравится смотреть Малахова, а потому что, во-первых, из ста тем может быть одна вдруг неожиданно значимая. Во-вторых, многие, например, хорошо относятся к самому лично Малахову. А в-третьих, потому что некоторые приходят туда как в паноптикум.

Л.ГУЛЬКО: Но мы же люди думающие. Надо же соображать и отсеивать.

И.ПЕТРОВСКАЯ: В паноптикум, не предполагая, что этот паноптикум и вот эта атмосфера и лицезрение тех часто абсолютно животного вида персонажей... Извините, я...

Л.ГУЛЬКО: Не-не, правильно. Так и есть. Ну а что делать? Политкорректности никакой не должно быть.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. И их ценности в кавычках, которые они волей или неволей утверждают с экрана, они тоже влияют на человека и происходит тоже некоторое... Если у него нет настоящих каких-то таких устоявшихся личных ценностей, некое размывание представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо. Мне так кажется.

Л.ГУЛЬКО: 363-36-59 – наш телефон. Попробуем еще один звонок. Здрасьте, добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Меня зовут Ирина из Москвы. Я хотела сказать, что вот в этот вторник поздно уже, с 12-ти ночи до 2-х «Серебряный дождь» передавал трансляцию концерта из Страсбурга. Это было в защиту политзаключенных в России и посвящался он Ходорковскому и Лебедеву. Средства от этого концерта были все перечислены в фонд лицея Кораллова, и выступали там такие мировые знаменитости как Гидон Кремер. Это музыканты были. И говорили очень много о положении в России. Концерт был потрясающий.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да.

Л.ГУЛЬКО: «Серебряный дождь»?

СЛУШАТЕЛЬ: Да.

Л.ГУЛЬКО: Радиостанция?

СЛУШАТЕЛЬ: Да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Совершенно верно.

СЛУШАТЕЛЬ: Нет-нет-нет, не радиостанция. Это канал «Дождь», который через интернет смотрится.

Л.ГУЛЬКО: А, канал «Дождь»! Это просто «Дождь», а не «Серебряный».

СЛУШАТЕЛЬ: Телевизионный, да-да. Все было видно, слышно замечательно.

Л.ГУЛЬКО: Спасибо.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Почему у нас так тихо? Или, может быть, это с моей стороны? Или, может, я глуховата?

Л.ГУЛЬКО: Не-не, мы можем надеть наушники, Ир. Я тоже так же слышу.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Потому что я почти ничего не слышала по вопросу. Но я знаю, о чем идет речь, и, действительно, это транслировал телеканал и это есть в интернете (можно посмотреть). Это был потрясающий концерт в Страсбурге, который был посвящен, ну, если можно сказать, что концерт посвящен узникам совести и, в первую очередь, Ходорковскому и Платону Лебедеву. И там на сцене вывешен был, ну, такой был экран, как бы, небо за решеткой и, действительно, выступали звезды Гидон Кремер, Евгений Кисин, многие другие. И говорили тоже. И потом своими впечатлениями делились люди, которые в Страсбург специально как, например, Борис Акунин приехали, и, по-моему, его блог у нас на сайте «Эха» тоже вывешен. Совершенно справедливо, да. И, к сожалению, далеко не всем этот концерт оказался доступен. Но это был событие мирового масштаба. Ну, вот, уж тут обольщаться не стоит – конечно, большие каналы показать бы это не решились никогда. А канал «Дождь», который очень многие после той пресловутой встречи с Медведевым и после того, как там не стало проекта «Поэт и гражданин» Быкова с Ефремовым...

Л.ГУЛЬКО: Да, кинулись в другую крайность. Вначале хвалили, а потом стали просто обливать всем, чем можно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, подвергли, на мой взгляд, совершенно несправедливой обструкции, потому что очень легко вот так со стороны. Мы тут с Ксенией по этому поводу тоже много спорили. Со стороны очень легко быть смелыми, отважными и говорить, что, вот, вы предали нас. И многие даже я смотрю, в том же FaceBook взяли и канал «Дождь» из списка своих предпочтений удалили. Совершенно напрасно, потому что эфир... Ведь, важна практика дальше. Если бы они приняли президента, а потом бы стали бесконечно петь ему осанну, это одно дело, да? Или да, избавившись не очень достойным способом и образом от «Поэта и гражданина», вдруг бы перешли к демонстрации предвыборных роликов Путина, да? Тоже сейчас смешные там появились в интернете под «Blueberry Hill» в таком, в рэповом стиле сделанные довольно сильные вещи. Так нет же. Вот, я говорю, хотя бы вот 2 примера – этот концерт и то, что обсуждали историю Алексея Козлова и пригласили, собственно, главного ньюсмейкера Ольгу Романову. Это просто небольшие примеры. Я не могу сказать, что я системно смотрю дождь. Но когда его смотрю и натыкаюсь на ссылки и смотрю, я понимаю, что он вполне верен вот той линии, которую он заявил изначально.

Л.ГУЛЬКО: Просто, мне кажется, никогда не нужно быть большевиками.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Совершенно верно. Я абсолютно согласна, да.

Л.ГУЛЬКО: Ну, в этом смысле слова, да? То есть «кто не с нами, тот против нас», это совершенно не работает. Такой сразу, вот, прям, рубить.

И.ПЕТРОВСКАЯ: На самом деле, это бывает ужасно обидно. Вот, называется «Бей своих, чтобы чужие боялись», да? Когда начинается какая-то такая массированная атака на своих. Вот, на «Эхе» там, да? Какой-нибудь услышит вдруг эфир, потом начинается... Вот это прямо как цепная реакция: «Все, не смотрим «Эхо», «Эхо» - кремлевский проект».

Л.ГУЛЬКО: Конечно. Это же та же история, как толпой нападать на одного, Ну, толпой же удобно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, но обидно, что это делают свои люди с теми же примерно убеждениями. Все равно слушают «Эхо», все равно смотрят телеканал «Дождь», потому что называется «Не читайте советских газет» - «А других-то нет».

Л.ГУЛЬКО: Ну, вот, никаких и не читайте.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Никаких и не читайте. Но в данном случае есть, есть вот эти островки. Да, для того, чтобы выжить, для того, чтобы уцелеть в этой ситуации...

Л.ГУЛЬКО: Существуют компромиссы, и никуда от них не денешься.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Приходится руководству этих каналов и станций идти на некоторые, но не самые страшные, скажем, компромиссы, а небольшие там уступки определенные. И я лично не вижу в этом ничего преступного, позорного и, тем более, совершенно не считают это каким-то ренегатством.

Л.ГУЛЬКО: Абсолютно с вами согласен.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Два брата ренегата, Андре Гат и Рене Гат. Ну, была такая шутка у Ильфа.

Л.ГУЛЬКО: Да. 363-36-59, у нас с вами 3 минутки, но попробуем еще один звонок?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, если только погромче.

Л.ГУЛЬКО: А мы можем наушнички сейчас надеть, и будет, может быть, лучше слышно. Слушаем вас.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте, я в эфире?

Л.ГУЛЬКО: Да.

СЛУШАТЕЛЬ: Я бы хотел вот узнать, а, может быть, мы подведем с вами итог телевизионного сезона?

Л.ГУЛЬКО: Итог телевизионного сезона.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А давайте к следующему разу, Лёва.

Л.ГУЛЬКО: Домашнее задание?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Нет, вы будете в следующий раз, да?

Л.ГУЛЬКО: Ну, я не знаю пока что.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, давайте, вот, действительно...

Л.ГУЛЬКО: Предположительно я – давайте сделаем так.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я думаю, что, наверняка, телеитог еще будут подводить и в других каких-то форматах, но мы можем с вами наметить эту тему на следующий раз. А для этого, действительно, домашнее задание. Назовите самое, может быть, яркое, причем, как со знаком плюс, так и минус, телевизионное событие сезона. Ну, не более 3-х. Давайте дадим задание, а то нас завалят просто самыми разными.

Л.ГУЛЬКО: Конечно. Вот нам пишет Алексей: «Ребята, «Открытая студия» с Девотченко и Боровым в интернете есть».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Значит, появилась. Потому что вчера еще... А! Она есть... Совершенно верно, ее кто-то нашел не знаю, на каком ресурсе. Ее не было на сайте Пятого канала – я только об этом говорю. В интернете уже есть, и вчера ее кто-то из поклонников Алеши Девотченко вывесил. Но на сайте самого Пятого канала ее, вот, до вчерашнего вечера не было. Сегодня вернусь, посмотрю – может быть, уже тоже повесили.

Л.ГУЛЬКО: Хорошо. Что нам еще тут пишут? У нас осталось с вами буквально 1,5 минуты до конца эфира.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Можно я использую их в личных целях?

Л.ГУЛЬКО: Да, конечно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это не имеет совершенно отношения, в общем, к телевидению, но мне просто очень хочется поздравить с днем рождения замечательную совершенно Лию Ахеджакову, которая сегодня родилась. Я знаю, что она – наш очень верный и постоянный слушатель, да и гостьей здесь была многократной, и портрет ее висит в коридоре в нашем, в нашей галерее. Я просто очень люблю Лию, мне господь и наши общие друзья подарили с ней достаточно близкое знакомство. И я считаю, что она – замечательная актриса, и самое главное, она удивительной чистоты человек. Она сохранила эту какую-то чистоту и, вот, трезвость этого своего взгляда на жизнь, на мир. И еще очень подкупает, что она очень искренне откликается на какие-то очень правильные такие гражданские инициативы. В общем, счастья, здоровья, ролей побольше. Ну и думаю, что уж вот в этом моем сегодня призыве и поздравлении точно очень многие поддержат меня. Дорогая Лия, с днем рождения. Люблю, целую.

Л.ГУЛЬКО: Спасибо. Это была Ирина Петровская, «Человек из телевизора».