Александр Мельман, Вера Цветкова - Человек из телевизора - 2011-01-08
Л. ГУЛЬКО – «Человек из телевизора». Даже два человека из телевизора. Александр Мельман - телеобозреватель "Московского комсомольца", Вера Цветкова - телеобозреватель "Независимой газеты". Здравствуйте.
А. МЕЛЬМАН - Здравствуйте, всех с праздниками.
В. ЦВЕТКОВА – С Рождеством Христовым.
Л. ГУЛЬКО – Вы знаете, я собственно говоря, последнее время переключился на три замечательных канала, которые называются «Моя планета», «Animal Planet» и «Дискавери», но больше «Мою планету» смотрю и мне больше ничего не надо. Иногда новости, когда попадаются. В общем, Россия-24 между прочим тоже смотрю. Не знаю, что смотрите вы. Вера так на меня смотрит.
В. ЦВЕТКОВА – Я думаю, спросить или нет. Смотрите ли вы «Домашний», который я рекомендовала вам летом смотреть. Поди нет, думаю я.
Л. ГУЛЬКО – Иногда. Иногда бывает чего-то, иногда…
В. ЦВЕТКОВА – Но все так интеллигентно, с такой мерой вкуса.
Л. ГУЛЬКО – Ну наверное, может быть что-то мне нравится, что-то мое, что-то не мое. Я бы так сказал.
В. ЦВЕТКОВА – Саш, кстати, ты не смотрел «Наш новый год» перед новым годом каждый вечер была душевная - 60-е наш новый год на «Домашнем».
А. МЕЛЬМАН - Иногда попадал.
В. ЦВЕТКОВА – И потом 3-го числа они дали подряд все годы, до 90-х лихих. По-моему, прелестно, не сравнить с этими парфеновскими годами на Первом. Где настолько все пОшло, бездарно.
А. МЕЛЬМАН - Это «Какие наши годы» ты имеешь в виду?
В. ЦВЕТКОВА – Да, да.
А. МЕЛЬМАН - Это же не новогоднее, если говорить о новогодних программах, потому что парфеновские «Какие наши годы» это пока неудача, может быть, он еще это все поправит.
В. ЦВЕТКОВА – Там годы и здесь годы. 60-70-90-е.
А. МЕЛЬМАН - Просто я еще видел на ТВЦ тоже новогоднюю программу по старым Голубым огонькам, были какие-то идеи. В основном, конечно, ничего такого не было. По-моему, новогодние программы вообще обсуждать тяжело, потому что люди делали их как некий фон, фон обсуждать, по-моему, нечего. Потому что на моей памяти успешных новогодних программ было всего несколько. На канале РЕН-ТВ в свое время при Ирене Лесневской было «Вот и все 3000», была компьютерная графика, очень политическая, там были пародии на Чубайса, на кого только ни было. 2000 год тогда еще было что называется можно. На том же РЕН повторяли сейчас Неголубой огонек-1 и два, это тоже было замечательно, хотя там использовалась парфеновская идея о том, что такие совершенно несовместимые дуэты пели абсолютно несовместимые песни. Рокеры пели попсовые песни. Это было замечательно. А придумал это действительно Парфенов. Поэтому ему надо здесь отдать должное. И кстати, «Старые песни о главном» это опять парфеновские вещи, тоже были новогодние. Но это середина 90-х. И «Первый скорый» несколько лет назад. Все на пальцах одной руки я могу пересчитать. Все остальное фон, и смотреть и обсуждать это, по-моему, не стоит. Поэтому я, наверное, впервые за многие годы отказываюсь в «МК» писать вообще что-то про новые года, потому что я всегда это делал.
В. ЦВЕТКОВА – Я тоже.
А. МЕЛЬМАН - Невозможно. Потому что я и стебался, и иронизировал, как только мог, ну хватит уже. Все. Мои впечатления, главное впечатление - простите, не болельщики, и извините, ханжи, - это хоккей и победа нашей молодежной сборной на чемпионате мира. И я знаю, как многие с чего-то вдруг взялись осуждать наших за празднование после победы, ничего не хочу об этом говорить. С удовольствием смотрел этот матч, и кстати это было показано еще на Первом канале.
В. ЦВЕТКОВА – Саша, «Эхо» вчера весь день только об этом говорило.
А. МЕЛЬМАН - Просто я не могу об этом не сказать, потому что действительно была замечательная победа. Это было и телевизионное событие…
В. ЦВЕТКОВА – И общественное.
А. МЕЛЬМАН - Это было показано на Первом, правда, в 3.30 ночи, я для этого днем дважды спал, а потом дважды в повторе смотрел по НТВ+, это было для меня реальное событие. И событие для меня стал почему-то вчерашний концерт Елены Ваенги, такая интересная певица. Она мне очень интересна была еще раньше. Впервые я посмотрел этот концерт, по-моему, это реальное событие, это такая новая личность, если ни сказать вторая Алла Пугачева, но пусть об этом музыкальные критики скажут. На меня это произвело серьезное впечатление. А во всем остальном я хотел бы сказать спасибо нашему телевидению, потому что оно удалилось, практически ушло в новогодние отпуска, никаких событий не было и поэтому, например, меня это заставило еще больше сидеть спокойно и читать. Я думаю, что многих наших слушателей это также подвигло к тому, что должно быть. Потому что на самом деле, когда событий нет, и когда ты переоцениваешь немножко телевидение, ты видишь, вся эта круговерть вокруг телевизора, это же вторичный ящик, он только транслирует те события, которые уже произошли.
Л. ГУЛЬКО – Ну как вторично?
А. МЕЛЬМАН - Искусственно ему даются некие эти смыслы.
Л. ГУЛЬКО – Когда все говорят, мы же теленарод, чего по телику показывают, мы туда и идем.
В. ЦВЕТКОВА – Саш, телевизор моделирует.
А. МЕЛЬМАН - Почему?
В. ЦВЕТКОВА – Модели поведения.
А. МЕЛЬМАН - Я уже сто раз про это писал, но я говорю, что когда телевизор сказал нам: ребята, мы уходим гулять, смотрите все ваши повторы, сериалы дурацкие и естественно для меня это невозможно смотреть и я сидел, наслаждался «Жизнью замечательных людей» Дмитрия Быкова о Пастернаке. Что мне еще нужно было. А вам, дорогие друзья, Лев, можно спросить у наших слушателей. Просто я говорю о советском телевидении, совпало немножко такие мысли, потому что если мы помним советское телевидение, может быть, Вера молодая ее помнит. Мы с вами должны.
В. ЦВЕТКОВА – Не смейся, я старше тебя.
А. МЕЛЬМАН - Не надо. Советское телевидение особо ничего не происходило, кроме отдельных великих действительно действий как «Кинопанорама» Э. А. Рязанова, потому что я в силу возраста не застал, как это делал Зиновий Гердт и Каплер. И говорили, что о прекрасном. Я застал Рязанова, потому что это такая вершина. По-моему ее никто еще не перепрыгнул. Вот это было событие.
Л. ГУЛЬКО – Спектакли были. Шикарные совершенно.
А. МЕЛЬМАН - Да, это было точно. Иногда если говорить о хоккее, показывали на первой программе суперсерии СССР-Канада 1972, 1974 годов. И как наши клубы выезжали, все это показывали ночью в прямом эфире. Когда ЦСКА играл в Канаде. И были самые знаменитые сериалы 1972 год, «Семнадцать мгновений весны», 1979 год – «Место встречи изменить нельзя», но в основном там нечего было смотреть. Я отлично помню. И поэтому разных людей это могло подвигнуть к разному. Меня и таких как я это подвигало, чтобы больше читать. А сейчас у нас телевидение такое яркое, я согласен с президентом Медведевым, оно необычное, но оно интересное, и есть что обсуждать.
Л. ГУЛЬКО – Страна другая, люди другие.
А. МЕЛЬМАН - А были в Советском Союзе телевизионные критики? По-моему, кроме Ю. А. Богомолова их и не было, потому что нечего было обсуждать. Это теперь мы здесь изгаляемся…
Л. ГУЛЬКО – Зачем-то непонятно.
А. МЕЛЬМАН - Да, потому что телевидение абсолютно вторичное, даже канал «Культура» мой любимый это такая же вторичность. Это такой же полуфабрикат, потому что если ты включил телеспектакль, ты что приобщился поэтому к культуре. Да ничего подобного. Ты сходи на этот спектакль. Если ты смотришь какую-то программу о литературе, о писателе, ты приобщился к культуре? Да ничего подобного. Ты прочитай. Эта работа должна быть.
Л. ГУЛЬКО – Смотря канал «Моя планета», я рекомендую родителям детей посадить, и пускай смотрят. Там столько интересного и нового о разных странах узнается и не только для детей.
А. МЕЛЬМАН - Наверное, Лев, я может быть сгущаю краски. Но я разочаровался за эти дни. Потом все придет на круги своя. Я опять буду писать и находить какие-то темы. Но в данном случае я рад, что так получилось, и что я просто наслаждался Пастернаком.
В. ЦВЕТКОВА – У меня из трех утрат ушедшего года одна потеря – разгон Пятого канала. Для меня это большая потеря. С января месяца пойдут повторы, уже не снимают «Картину маслом», не снимают «Программу передач» с Сорокиной, не снимают «Суд времени». Саша, в последней передаче «Суда времени», в которой ты принимал участие, я ее смотрела просто как на погосте. Потому что понимала, что это последняя снятая оригинальная. Для меня и не только для меня мне кажется очень большая утрата. Потому что люди попытались играть на повышение, этого не получилось. Последний человек, уволенный 28 декабря - Наташа Никонова. Гениальный продюсер.
А. МЕЛЬМАН - Это очень жаль, я согласен.
В. ЦВЕТКОВА – Какая-нибудь программа у нас глубже копала, чем «Суд времени»?
А. МЕЛЬМАН - Я согласен. Но еще раз повторю, все-таки при всех глубинных смыслах, которые она действительно обрабатывала, эта программа конечна, как мне кажется, когда есть Интернет и Викиликс, нельзя столько времени говорить эзоповым языком о сегодняшнем дне. Надо было как-то обновляться. Но у нас телевидение такое. Я не понимаю, когда на телевидении происходят такие очень интересные процессы. С одной стороны на канале НТВ открываются достаточно смелые политические программы, начиная от НТВшников, кончая «Центральным телевидением».
В. ЦВЕТКОВА – Дайджест.
А. МЕЛЬМАН - Нет, он превращается в некую стилистику. Причем современную стилистику. И там если господин Медведев говорил, что…
В. ЦВЕТКОВА – Что же ты по форме все время идешь, а содержание?
А. МЕЛЬМАН - Там есть содержание. Я сначала тоже говорил, что это форма. Там естественно, безусловно, содержание и там нет этого лага с информационной ленты, о которых говорил президент Медведев трем теленачальникам. А с другой стороны действительно закрылась программа «Справедливость»…
В. ЦВЕТКОВА – Лучшая программа сезона была.
А. МЕЛЬМАН - Андрей Макаров, который вел ее, адвокат и депутат это самая гражданственная программа, которая только была. И испугались. Может быть, не думали, что Макаров так отнесется к своей новой работе. И просто так романтично я бы сказал. И закрыли в основном после программы о законе о милиции, полиции, которая не вышла в эфир. Получается, на НТВ открывают, но это отдельная может быть тема, потому что НТВ мне кажется несколько таким образом подыгрывает Медведеву, если мы говорим о политическом телевидении.
В. ЦВЕТКОВА – НТВ несравнимо со «Справедливостью».
А. МЕЛЬМАН - Я согласен. Но просто эта стилистика некоторым образом очень подходяще под то, что говорит Медведев. Я согласен, что там нет остроты момента, там есть, может быть, хождение по этой ниточке, но у них поводок безусловно длиннее на НТВ, им разрешается. Может быть за то, что они отрабатывают какие-то темы, скажем, по Лужкову, «Человек в кепке», до этого Саакашвили, по Лукашенко.
В. ЦВЕТКОВА – Про проституцию не будем.
А. МЕЛЬМАН - Это идет такой бартер, может быть.
Л. ГУЛЬКО – Скажите, мне, пожалуйста, а на кого вообще рассчитано телевидение. На какой возраст?
В. ЦВЕТКОВА – На любой возраст. Теленачальники конечно определяют, мы для молодых мужчин. Наша аудитория 55+. По-разному.
Л. ГУЛЬКО – То есть разные каналы рассчитывают свой возраст.
В. ЦВЕТКОВА – СТС до 35, например, ТНТ молодежь до 30.
Л. ГУЛЬКО – А «Справедливость» на какой возраст?
В. ЦВЕТКОВА – По-моему, на любой.
А. МЕЛЬМАН - Теленачальники могут объявлять так, другое дело, люди до 25 практически уже давно телевизор не смотрят последнее десятилетие. И мои студенты, которые на факультете журналистики в Международном гуманитарном университете, где еще Лужков декан, они, к сожалению, практически тоже не смотрят телевизор, хотя должны были бы, казалось бы. Они могут сколько угодно говорить на СТС, на ТНТ, что мы молодежное телевидение, ничего подобного, это не смотрят, все ушло в Интернет.
В. ЦВЕТКОВА – Видимо, кто-то смотрит, рейтинги есть у СТС и ТНТ.
А. МЕЛЬМАН - Это все-таки такой минимум. Основная аудитория мне кажется 55+, то есть те люди, у которых осталось это отношение к телевизору как к чему-то такому полусвятому практически, которое дает некие инструкции. Вот как им скажешь, так они и сделают. И действительно, поэтому отношение власти к телевизору вот такое. Потому что основной электорат голосующий, он смотрит до сих пор еще телевизор. Это все со временем уйдет. Телевизор я надеюсь, может быть не при нашей жизни, но свою роль уже сыграет к тому времени. Что будет дальше, мы не знаем. Тем более еще цифровизация, которая разделит телевизор на много сегментов и это правильно и как здесь будет власть через телевизор управлять аудиторией, уже по-моему, непонятно.
Л. ГУЛЬКО – Аудиторией этой 55+ власть будет управлять? Потому что аудиторией 25+ она не управляема.
А. МЕЛЬМАН - С одной стороны, но кто выходил на Манежную. Выходил 15+, то есть они не смотрят телевизор и им это неважно, что им показывают, куда их ведут.
Л. ГУЛЬКО – Поэтому им неважно, показывают «Суд времени» или нет. Чего там обсуждается.
В. ЦВЕТКОВА – «Суд времени» это очень глубокий культпросвет. Там такие эксперты.
Л. ГУЛЬКО – Я согласен. Я о другом.
В. ЦВЕТКОВА – И так нация…
Л. ГУЛЬКО – Нация 55+ она конечна.
В. ЦВЕТКОВА – Совершенно прав Даниил Дондурей в том, что телевидение превратилось в развлекательную информационную службу… Потому что нацию связывают железные дороги и телевидение.
Л. ГУЛЬКО – Нацию связывает семья. Вот как в семье, так и понимаете, и на Манежную выйдешь, не выйдешь в этой семье.
В. ЦВЕТКОВА – Как сказал мне Роднянский, которого я в декабре встретила на просмотре, он уже весь в своем кино, я конечно зарыдала по поводу судьбы Пятого, он мне сказал: знаете, Вера, пока общество не изменится - телевидение не изменится.
Л. ГУЛЬКО – А общество когда изменится?
В. ЦВЕТКОВА – Как бог даст.
А. МЕЛЬМАН - Здесь я бы немножко вставил по поводу Александра Роднянского, которого уважаю, конечно, но, тем не менее, может он сколько угодно философствовать про нацию, но насколько я знаю, когда хоть нависла первая угроза над программой «Справедливость», и он как-то ее легко сдал. И можно потом сколько угодно говорить, что нация не доросла…
В. ЦВЕТКОВА – Саш, при акционерах… сдал не сдал.
А. МЕЛЬМАН - Я не говорю, что я его толкаю на какие-то поступки, но я не знаю, это интеллигентская черта или какая угодно или личностная, но мы можем сколько угодно философствовать, но когда нужно было может быть что-то сделать в защиту этого проекта, который он оценивал и ценил и когда мы вручали приз наш телекритиков Андрею Макарову и программе и стоял Александр Роднянский и ему вручалось, а потом он раз, быстренько, что называется, умыл руки.
В. ЦВЕТКОВА – Не он же акционер. Он тоже пострадал.
А. МЕЛЬМАН - Человек подчиненный, но право некого своего голоса вместо того, чтобы просто так уйти в сторону и сказать, вот такой у нас народ, ничего не понимает, он мог сделать. Каждый человек имеет право на какой-то свой поступок.
В. ЦВЕТКОВА – Он суперпрофи, человек с живыми глазами…
А. МЕЛЬМАН - Я не спорю.
В. ЦВЕТКОВА – Это единственный из топ-менеджеров, который не пользовался ножницами, как все. То есть люди делают продукт для большинства, сами его не смотря. Роднянский делал продукт, который ему было интересно смотреть самому.
А. МЕЛЬМАН - На своем любимом «Домашнем» программа Венедиктова и Сорокиной он не пользовался ножницами, он также легко, быстро, когда ему приказали, убрал программу уже через две недели. Чего говорить.
В. ЦВЕТКОВА – Короче, мечтаю об общественном телевидении. Без рекламы, без акционеров.
А. МЕЛЬМАН - И для кого оно будет?
Л. ГУЛЬКО – И на какие деньги оно будет, самое интересное.
В. ЦВЕТКОВА – На какие деньги оно в Канаде, везде.
А. МЕЛЬМАН - Это есть, давно об этом говорит Владимир Познер, есть Би-би-си и все это можно сделать, другое дело насколько связано телевидение сегодня с жизнью, то, что говорил господин Медведев по поводу информационной ленты, по поводу всего можно сказать, что очень дистанция огромная. И естественно, что телевидение становится реальностью номер один. Для многих людей, для этих 55+ наверное. Потому что все больше людей отходят от телевизора.
В. ЦВЕТКОВА – Фоном работает телевизор во всех домах.
Л. ГУЛЬКО – Давайте я сейчас sms прочитаю, а потом послушаем телефон. «Порадовал последние 9 дней канал «Культура», сколько интересных передач, фильмов, концертов. Если бы каждый день было так», - Михаил из Перми. Каждый день на «Культуре» чего-то есть точно совершенно.
А. МЕЛЬМАН - Это были в основном повторы.
Л. ГУЛЬКО – «На рождество по Первому был показан почти документальный фильм о нашем времени «Царь», - Николай пишет. «Почему молчите о смелости Эрнста? Может, цензура на телевидении отменена?»
А. МЕЛЬМАН - А какая смелость? Что он хоккей поставил в 3.30 или что опять поставил мультяшных Путина и Медведева, которые хлопали себя портфельчиками по разным местам.
Л. ГУЛЬКО – Фильм «Царь».
А. МЕЛЬМАН - Это смелость? Давайте считать, что фильм «Царь» это большая смелость. По-моему особой смелости тут не нужно. Лунгин снял не сверххороший фильм, но и неплохой. Нормальный фильм, его еще раз посмотрели, ну и что.
Л. ГУЛЬКО – Вспоминают фильм «Поп». Дальше: «Согласен, прочитал за эти дни больше, чем за прошлый год», - Максим. Ну и отдыхайте, Максим. «Смотрю Россия-24, «Моя планета», остальное – идиотизм, и этот идиотизм насаждается молодому поколению», - Сергей. Не смотрит молодое поколение телевизор. «Мне подарили аквариум, я поставил вместо телевизора», - Сергей. Молодец, конечно. Если это правда. Такие sms, я напрягаюсь, потому что люди, как правило, ну может Сергей и правду говорит.
А. МЕЛЬМАН - Смотреть на рыбок иногда гораздо интереснее, чем смотреть на то, как прыгают в новый год одни и те же товарищи из передачи в передачу.
Л. ГУЛЬКО – Каналов сейчас много. Чего там. И не по всем они прыгали.
А. МЕЛЬМАН - Но рыбки-то ближе к жизни.
Л. ГУЛЬКО – Их кормить надо, воду менять, подохнут еще не дай бог. А тут никто… «Извините за вопрос, Ксения Ларина и Ирина Петровская будут вести?» Будут, я же заменяю Ксению Ларину, она до 17-го в отпуске. «Событие – победа хоккеистов, антисобытие – исполнение ими гимна России», - Игорь. Кто как может, тот так и исполняет.
А. МЕЛЬМАН - Отлично пели. От души.
Л. ГУЛЬКО – Можно подумать, что остальные хоккеисты по-другому поют.
А. МЕЛЬМАН - Они же не солисты Большого театра. О чем говорить. Прекрасно исполняли, и я три раза это смотрел и три раза просто восхищался, наслаждался и этим исполнением тоже.
Л. ГУЛЬКО – А вот вспоминают советское телевидение, «Сага о Форсайтах». КВН. А каналов было мало.
А. МЕЛЬМАН - КВН да, но там было несколько этапов и то, что сейчас будет 50-летие КВН, и он начинался в прямом эфире, потом его закрывали, потом он реанимировался, и уже была запись, совершенно нормально, что он ушел из телевизора, потому что все вырезалось. А потом он возродился в 1986 году во время перестройки. А то, что сейчас меня например, не очень устраивает. За три часа эфира можно найти…
Л. ГУЛЬКО – Профессионалы.
А. МЕЛЬМАН - Так это не совсем хорошо.
Л. ГУЛЬКО – Люди деньги зарабатывают, что делать.
А. МЕЛЬМАН - Мы помним, как одесская команда в начале перестройки была блестящая и какие там были репризы, это было начало эпохи гласности. Потом они превратились в профессионалов. Программу «Джентльмен-шоу». И все, по-моему, ушло то ощущение непосредственности, и отношение к юмору. Другое дело, вернулся Андрей Кнышев на телевидение. Который делал программу «Веселые ребята». Мне очень понравилось, я писал в «МК» там, в том числе увидел и пародию, Лев, на вас, на «Эхо Москвы».
Л. ГУЛЬКО – Ну и хорошо.
А. МЕЛЬМАН - Очень хорошая пародия.
Л. ГУЛЬКО – Я не видел, к сожалению.
А. МЕЛЬМАН - Жаль. И на нашу сегодняшнюю ленту новостей были отличные вещи, когда выступает диктор и говорит: вот сегодня построили трубопровод и дается 4 варианта, как в программе «Кто хочет стать миллионером». А – в Южную Корею, б – в Северную Корею, в – на фиг и так далее. Отлично.
В. ЦВЕТКОВА – Это развлекалово.
Л. ГУЛЬКО – Ну и хорошо.
В. ЦВЕТКОВА - Чего же хорошего?
Л. ГУЛЬКО – А чего плохого?
В. ЦВЕТКОВА – У нас чем хуже, тем лучше. Чем лучше, тем хуже получается.
Л. ГУЛЬКО – А вы хотите достоевщины?
В. ЦВЕТКОВА – Я хочу, чтобы люди думали.
Л. ГУЛЬКО – Страна уже, по-моему, залилась слезами от достоевщины, все плачут, жалуются, хотя на самом деле…
В. ЦВЕТКОВА – От какой достоевщины она залилась, скажите? Где она ее взяла?
Л. ГУЛЬКО – Вечер Камбуровой, замечательные люди собрались, шикарный вечер. Но похоронные настроения.
А. МЕЛЬМАН - Да ну.
Л. ГУЛЬКО – Это мое личное впечатление. Интеллигенция почему-то пронизана, не надо нам никакой, молодому поколению достоевщина не нужна.
В. ЦВЕТКОВА – Вот поэтому они непрофессиональны и с ними трудно иметь дело.
Л. ГУЛЬКО – Вот эти бровки домиком. Не нужно.
А. МЕЛЬМАН - Лев, у вас было такое настроение. Вы так восприняли вечер Лены Камбуровой. А я сказал, вот…
Л. ГУЛЬКО – Там замечательные люди, шикарно все было.
А. МЕЛЬМАН - Для меня это был глоток воздуха на фоне того общего фона, о котором мы только что говорили.
Л. ГУЛЬКО – Я просто о другом. О том, что эти упаднические настроения, как это ни смешно звучит.
А. МЕЛЬМАН - Нет, люди занимаются своим делом, люди живут так, как они хотят. Потому что это время, как его ни ругай, оно позволяет разным сегментам общества жить, есть конечно отдельные исключения, которые попадают потом в тюрьму через определенный Хамовнический суд и не только Хамовнический, это понятно. Но в основном даже эта интеллигенция она может быть уже где-то на обочине, как вы подумали, я так не думаю.
Л. ГУЛЬКО – Она не на обочине, она просто отдельно живет. Как всегда жила.
А. МЕЛЬМАН - Но это нормально.
В. ЦВЕТКОВА – Малочисленные группы людей, мало зарабатывающих и потерявших свое значение.
А. МЕЛЬМАН - Почему обязательно мало зарабатывающих.
Л. ГУЛЬКО – Там кстати не мало зарабатывали между прочим, многие.
А. МЕЛЬМАН - Если там Юрий Рост…
В. ЦВЕТКОВА – Я говорю про сейчас.
А. МЕЛЬМАН - Юрий Норштейн, если там Эльдар Рязанов, какая разница, сколько каждый из них зарабатывает, эти люди сохранили себя и прекрасно. И отлично, что они собрались в…
Л. ГУЛЬКО – Телевизионной студии.
А. МЕЛЬМАН - И они есть и так же как и повтор вечера Михаила Жванецкого. Те же самые люди, которые приходили, отобранные люди, значит, они есть.
Л. ГУЛЬКО – Но Михаил Михайлович оптимист в отличие от немногих.
В. ЦВЕТКОВА – Он реалист.
Л. ГУЛЬКО – Тем и оптимист. Дальше давайте. «А я на этой неделе СТС смотрела». «Хватит тратить деньги на Алл, Ксюш, Тин и прочих Галкиных».
В. ЦВЕТКОВА – А чего все в одно корыто. Тина умница.
Л. ГУЛЬКО – А потому что все в одном корыте.
В. ЦВЕТКОВА – Да уж ладно. И Ургант в этом же корыте? Талантище.
Л. ГУЛЬКО – Он талантливый человек. Никто же не говорит, что не талантливый.
В. ЦВЕТКОВА – А почему тогда в одном корыте? Очень разные люди.
Л. ГУЛЬКО – Развлекательное по-моему телевидение.
В. ЦВЕТКОВА – Это не развлекалово то, что делает Ургант.
Л. ГУЛЬКО – «Большая разница».
В. ЦВЕТКОВА – Замечательная вещь.
Л. ГУЛЬКО – Мне тоже нравится.
А. МЕЛЬМАН - Вопрос качества.
Л. ГУЛЬКО – А чем плохо-то развлекательное?
В. ЦВЕТКОВА – Развлекалово плохо. Когда думать не надо, надо делать га-га и торт в лицо.
А. МЕЛЬМАН - Есть такие моменты в жизни, когда не хочется думать…
Л. ГУЛЬКО – Есть другой канал.
А. МЕЛЬМАН - Вопрос качества того продукта, который тебе показывают.
Л. ГУЛЬКО – 363-36-59. Сейчас нам все скажут. Добрый день.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Меня зовут Алла Николаевна, я москвичка. Пожилой человек. Во-первых, я очень порадовалась АББЕ. Это было по «Культуре». Потом я ее везде находила, очень много, меня накормили. Но не перекормили. Я обожаю. Во-вторых, был Жванецкий, в-третьих, была Камбурова. Остальное я не смотрела, а слушала «Эхо Москвы». И еще сделала одну изумительную вещь. Я прочла дивную книгу и вам советую. Называется она «Михаил Ходорковский: статьи, диалоги, интервью». Эта книга продается в «Молодой гвардии» и Библио-глобусе. Это замечательное было время, что я читала и наслаждалась. Спасибо, всего доброго.
А. МЕЛЬМАН - Видите, как слушательница выборочно отнеслась к новогоднему телевидению. Смотрела только то, что хотела. Читала, что хотела. Свободный выбор свободного человека.
Л. ГУЛЬКО – Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Александр, я из Челябинска. По поводу новогодних передач, почему-то никто из присутствующих не заметил одного очень важного момента. Начиная с 2003 года выступает президент, и далее идут заснеженные планы Кремля. А где год? Какой год наступил?
Л. ГУЛЬКО – А какая вам разница-то? Вы не знаете, какой год что ли наступил?
СЛУШАТЕЛЬ – Это все понятно. Но, просто начиная с 2003 года, перестали показывать, какой год наступил.
Л. ГУЛЬКО – Гады. И что это означает?
СЛУШАТЕЛЬ – Самое интересное. У меня рекордер, я записываю моменты, каждый год показывают одни и те же планы, это конечно экономия. Но самое обидное, что по всем каналам одно и то же.
Л. ГУЛЬКО – А как должно быть?
СЛУШАТЕЛЬ – А вспомните то время 90-е и даже советские годы. Кремль, часы на Спасской башне, заснеженное звездное небо. И выползает маленькая зеленая точка, она все ближе, ближе, 1993 год, 1989. 2000 немножко по-другому. Он со взрывом вылез. Но, тем не менее, было. А 2003 и все. И после этого без времени.
Л. ГУЛЬКО – Ужас какой.
А. МЕЛЬМАН - Александр, слушайте, вы очень творческий человек, я разделяю, другое дело, что ваша теория заговоров, давайте ее вместе все разделим, потому что 2003 год арест Ходорковского, время остановилось. Вот и все. Согласны?
В. ЦВЕТКОВА – Разгон старого НТВ когда был?
А. МЕЛЬМАН - 2001.
В. ЦВЕТКОВА – Единственный митинг, на который я в жизни выходила в защиту НТВ. Вспомнить приятно.
А. МЕЛЬМАН - А я не выходил. Но это другой вопрос, более сложный мне кажется.
Л. ГУЛЬКО – Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Я первый раз в жизни попала, я из Санкт-Петербурга. Анна Александровна. И хочу сказать свое мнение по сегодняшней передаче и по поводу программ телевидения в новогодние праздники. Меня очень удивило, во-первых, что ни Арина Бородина, ни особенно Мельман, который обругал практически, отозвался о канале «Культура», что там совершенно показывал что-то старое. 31-го был гала-концерт прекрасный – «Романтика романса». После выступления президента был прекрасный, это правда был повтор очень старый трех теноров. В понедельник 1-го числа был концерт прямая трансляция из Вены. А потом вечером была программа, там еще было днем, была программа про Фаину Раневскую. Как же можно канал «Культура», что там ничего интересного не было.
Л. ГУЛЬКО – По-моему, Александр Мельман так не говорил.
А. МЕЛЬМАН - Я хочу сказать, что это мой любимый на самом деле канал.
Л. ГУЛЬКО – Оправдываться будет.
А. МЕЛЬМАН - Я не хочу оправдываться, у меня есть передача на радио «Культура», это мой любимый канал. Но, тем не менее, в основном все-таки там были повторы. А то, что вы назвали…
Л. ГУЛЬКО – В повторах ничего плохого нет.
А. МЕЛЬМАН - Да, есть вообще то, как канал «Культура» развивается, я много раз об этом говорил и писал, блестящая работа Сергея Шумакова, но если сейчас в основном я вижу повторы, а то, что вы назвали, это я согласен, но этого было не так много. Не так много было оригинального, и поэтому повторы я смотрел меньше, больше читал. А то, как делается сейчас канал «Культура» я приветствую двумя руками.
Л. ГУЛЬКО – Алло. Добрый день.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Алексей из Москвы. Скажите, пожалуйста, была передача «Вечер с Камбуровой», я только не понял, почему там так приветствовали Н. И. Ельцину.
А. МЕЛЬМАН - А почему не должны были ее приветствовать?
СЛУШАТЕЛЬ – Не знаю, она по-моему не очень хорошо там смотрелась.
А. МЕЛЬМАН - По-моему, она очень хорошо смотрелась и на концерте Жванецкого она очень хорошо смотрелась.
Л. ГУЛЬКО – Вообще потому что она жена президента вообще-то. Очень любимого, популярного многими, представляете себе, как приветствовали бы жену американского президента.
В. ЦВЕТКОВА – Вдову, все-таки.
А. МЕЛЬМАН - Может быть, уже не многими любимого и популярного, но тем не менее, Наина Иосифовна достойнейший человек, это безусловно.
Л. ГУЛЬКО – Вот люди смотрят зачем, чтобы что?
А. МЕЛЬМАН - Иногда это комплексы личные, которые тем более превращаются в собственное мнение, которое потом высказывается. У нас тоже также у телекритиков часто.
Л. ГУЛЬКО – Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Меня Олег зовут. Из Москвы. Я новый год смотрю по кабельному телевидению программу вопросы и ответы. Вспомните, раньше такие программы были «Пойми меня», «Устами младенца». Потрясающие программы. Жалко, что их закрыли в свое время. И очень обидно. Вообще смотрю только спорт и фильмы хорошие. А Ходорковский должен сидеть в тюрьме, не надо воров защищать. Спасибо.
В. ЦВЕТКОВА – Откуда же вы знаете, что он вор?
Л. ГУЛЬКО – Начинается.
В. ЦВЕТКОВА – Вам президент сказал?
Л. ГУЛЬКО – Один за, другой против. У нас другая передача, между прочим.
А. МЕЛЬМАН - Ответил бы я вам, ну ладно.
Л. ГУЛЬКО – 363-36-59.
В. ЦВЕТКОВА – Между прочим, пагубное влияние телевизора. Такие звонки.
Л. ГУЛЬКО – Дело не в телевизоре.
В. ЦВЕТКОВА – Им что сказали, то они и повторяют.
Л. ГУЛЬКО – По телевизору много показывают про Михаила Борисовича?
В. ЦВЕТКОВА – Что услышали, то и повторяют.
А. МЕЛЬМАН - Он услышал высказывание Путина насчет того, что вор должен сидеть в тюрьме.
Л. ГУЛЬКО – Это общее отношение к богатым людям.
В. ЦВЕТКОВА – Он не богатый человек, у его жены шубы не было. У богатого человека в свое время.
Л. ГУЛЬКО – Ужас какой.
В. ЦВЕТКОВА – Конечно, для богатого.
Л. ГУЛЬКО – Это общее отношение к богатым людям. Общество разделилось, надо понять всем уже давно.
А. МЕЛЬМАН - Безусловно, и Путин это хорошо понимает и понимает, что большинство думает именно так. И использует свое личное отношение к Ходорковскому через это общее отношение большинства к таким людям как Ходорковский.
В. ЦВЕТКОВА – Опозорились опять на весь мир, давайте уж про телевизор.
Л. ГУЛЬКО – Алло. Слушаем вас.
СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Борис из Екатеринбурга. Уважаемые друзья, во-первых, поздравляю с прошедшими праздниками. Очень приятно вас слушать. Осколки демократии. Иллюзия на счастливое свободное будущее.
А. МЕЛЬМАН - А куда же без иллюзий в этой жизни?
СЛУШАТЕЛЬ – Все, господа, в декабре месяце все иллюзии были окончательно развеяны и все понятно, куда мы движемся. Давайте про зомбоящик.
Л. ГУЛЬКО – Мы вас и спрашиваем, куда мы движемся. Вы в свою сторону, мы в свою.
СЛУШАТЕЛЬ – Я питаю иллюзии и надежду, что мы-то с вами в одну сторону пытаемся двигаться.
Л. ГУЛЬКО – Не знаю, куда вы двигаетесь…
СЛУШАТЕЛЬ – Надежда на то, что… станет лучше.
Л. ГУЛЬКО – Ну так что про зомбоящик вы хотели сказать?
СЛУШАТЕЛЬ – Самое классное в новогодние праздники это все-таки человеческое общение. Есть фон, кто-то что-то говорит, поет, читает. Лица все одни и те же. Есть позитивные аспекты, есть негативные.
Л. ГУЛЬКО – А у вас сколько каналов, простите в вашем городе?
СЛУШАТЕЛЬ – 80-100.
А. МЕЛЬМАН - В Екатеринбурге развито хорошо.
Л. ГУЛЬКО – А чего же одни и те же лица, у вас сто каналов.
СЛУШАТЕЛЬ – А куда ни ткни, я имею в виду в советском телевидении, нашем, куда ни ткни, одни и те же лица, да, замечательно, «Культура» концерты были великолепные. Были несколько лет назад «Старые песни о главном», какого-то такого яркого впечатления не осталось. Но я смотрел краем глаза, потому что новый год это все-таки это возможность увидеться с близкими друзьями, пообщаться. И получить какой-то звуковой и цветовой фон от зомбоящика.
Л. ГУЛЬКО – Понятно. Спасибо.
А. МЕЛЬМАН - Кстати, телевизор действительно такая вещь, когда ваш индивидуальный выбор он проявляется. Вы сами вольны каких-то людей впускать к себе в дом посредством телевизора, а каких-то никогда вы не впустите. И поэтому ваше право, например таких людей, которые собрались на вечере Елены Камбуровой, Михаила Жванецкого, я думаю, многие из нас хотели бы видеть у себя дома, поэтому смотрели эти программы. А вот этот фон, который наверное уже многим надоел, наверное, люди уже выключали, переключали, потому что особых рейтингов, которые были когда-то, уже не было.
Л. ГУЛЬКО – Такое впечатление, что люди переключали 4 канала. А дальше у них переключалка не работала.
А. МЕЛЬМАН - Я согласен. Действительно есть привычка первой кнопки, основных метровых каналов.
Л. ГУЛЬКО – Надо переключаться на другие, если не нравится.
А. МЕЛЬМАН - Лучше выключить его и действительно как сказал наш слушатель, с друзьями поговорить.
Л. ГУЛЬКО – Тогда неважно, что там происходит. В этом самом зомбоящике. «Суд времени» или что-то другое.
А. МЕЛЬМАН - Я в начале сказал, что телевизор мне кажется, в этом смысле вторичен. Потому что если ты хочешь узнать что-то об истории, ты возьми, обложись литературой, сходи на какие-то лекции. Наверное это лучше, чем смотреть. Потому что это включение это твое немножко атрофированное сознание, потому что ты еще не приобщился к этой истории благодаря телевизору. Это просто на тебя действует, ты еще не приложил какие-то усилия умственные, а телевизор именно так устроен, чтобы ты не прилагал эти усилия.
Л. ГУЛЬКО – Я смотрю на Веру.
В. ЦВЕТКОВА – Тоска.
Л. ГУЛЬКО – Тоска, Анфиса. Оказывается, не только тоска бывает, оказывается, Александр говорит, ну и бог с ним с телевизором.
В. ЦВЕТКОВА – Для телекритика это конечно звучит…
А. МЕЛЬМАН - Просто что называется это мой хлеб. Но, тем не менее, я готов расстаться с этим хлебом, чтобы придти к какой-то сути. Потому что телевизор это такое виртуальное пространство, об этом уже сто раз сказано, что говорить.
Л. ГУЛЬКО – Почему-то все пишут, все праздничные программы настолько однотипны, что тошнит, смотрел… Ну не смотрите, если тошнит.
А. МЕЛЬМАН - Ругаются, но смотрят.
Л. ГУЛЬКО – Объясните мне феномен.
А. МЕЛЬМАН - Черта нашего человека.
Л. ГУЛЬКО – Ненавидят, но слушают. Смотрят, ненавидят, но смотрят.
В. ЦВЕТКОВА – Как анекдот, ем кактус, плачу, но ем.
А. МЕЛЬМАН - Это отсутствие умения выбирать. Вот человек не может, это такой наркотик.
Л. ГУЛЬКО – Тогда причем тут телевизор.
А. МЕЛЬМАН - Конечно, это вопросы к себе. Человек должен быть свободен, и сам уметь выбирать, переключать, выключать. Если он это научится делать, тогда никакая власть вокруг ему не указ и никакой Путин или Медведев или кто-либо еще.
В. ЦВЕТКОВА – Откуда бы ему научиться, если его оболванивают последние 20 лет.
А. МЕЛЬМАН - Работать над собой надо, книжки читать.
Л. ГУЛЬКО – Последние 20 разве?
В. ЦВЕТКОВА – Последние 20 особенно. С тех пор как пошел бизнес, все.
Л. ГУЛЬКО – Я согласен с Александром, от Ивана все идет. Раньше даже. Когда было хорошо-то?
В. ЦВЕТКОВА – Это вы говорите философски, по большому счету. А я говорю конкретно.
Л. ГУЛЬКО – Если давили, сплошное крепостное право, когда там, чего там.
А. МЕЛЬМАН - Надо индивидуально работать над собой.
Л. ГУЛЬКО – 363-36-59. Добрый день.
СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Меня очень волнует судьба Пятого канала. Вы не скажете, что там будет?
А. МЕЛЬМАН - Так об этом уже говорили.
В. ЦВЕТКОВА – Скажу, к сожалению, меня тоже больше всего это волнует. Я страшно расстроена.
СЛУШАТЕЛЬ – Я тоже, уже даже судя по новогодним передачам.
В. ЦВЕТКОВА – Судя по новогодним это конечно не передать…
СЛУШАТЕЛЬ – Кошмар просто.
В. ЦВЕТКОВА – Повтор Первого канала. Там назначен новый руководитель. Звать его Бродский, сидит он в Ленинграде. Московское отделение разогнано, передачи не снимаются. Канал, судя по всему, будет сериально-информационным. В начале года будут еще повторы передач, которые мы с вами любим. Но их больше не будет, ни «Справедливости» на РЕН, которая относилась к НМГ-ТВ. Ни «Суда времени» нового, ни «Картины маслом» с Быковым, ни Сорокиной.
СЛУШАТЕЛЬ – Скажите, пожалуйста, а почему делают Первый канал еще один? От того тошнит уже.
В. ЦВЕТКОВА – Потому что акционеры, которые мало видимо, разбираются в предмете, но хорошо разбираются в деньгах, рейтингах, а вы знаете рейтинг тем больше, чем больше расчлененки, уголовки.
СЛУШАТЕЛЬ – Еще один канал для оболванивания.
А. МЕЛЬМАН - Я не думаю, что менеджмент Первого канала делится своими людьми с Пятым каналом, там будет расчлененка. Нет, просто они…
В. ЦВЕТКОВА – Информационно-сериальный канал будет.
А. МЕЛЬМАН - Сериальный, но это не значит, что расчлененка. Насчет рейтинга, это непрофессионально действительно, это вопрос к менеджменту и владельцам, которые уже третий раз меняют концепцию. Если вы так, ребята, постоянно это будете делать, у вас рейтинг будет еще хуже. Надо понимать, что если был бы канал для умных, где была программа «Суд времени», «Картина маслом», вы хотя бы сделали репутационный канал, и это вам зачтется. Но если вы не хотите этого делать, это уже ваши проблемы. Но рейтинг вы не увеличите сто процентов.
В. ЦВЕТКОВА – Еще до февраля новые передачи будут с Норкиным. Они уже записаны. «Реальный мир». Все остальное – все.
Л. ГУЛЬКО – Давайте последний звонок примем. Добрый день.
СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Меня зовут Владимир, я из Москвы. С прошедшими всех праздниками.
А. МЕЛЬМАН - И вас тоже.
В. ЦВЕТКОВА – Взаимно.
Л. ГУЛЬКО – Вам сколько лет, Владимир?
СЛУШАТЕЛЬ – Мне 36. Хочу Ходорковскому, Платону Лебедеву всем заключенным передать, что мы про них не забывали, чтобы они крепились, мужали. Железных им нервов. А что касается в стране обстановка политическая, у нас политическая идет война.
Л. ГУЛЬКО – Но телевидение-то вы смотрите?
СЛУШАТЕЛЬ – Да, конечно. Это проблема каждого из нас с вами. Я считаю, что должны мы все встать, объединиться и все вместе порешать, а не так звонками, эти за то, эти за это.
А. МЕЛЬМАН - Но если люди так думают, если они думают не так, как вы, что вы с ними будете делать?
СЛУШАТЕЛЬ – Я думаю, что большинство большая масса народу все присоединяются к тому, чтобы была какая-то справедливость. А то, что касается вот этих судов…
Л. ГУЛЬКО – Справедливость разная бывает.
А. МЕЛЬМАН - Справедливость каждый по-своему понимает. Вот в чем беда.
СЛУШАТЕЛЬ – Что касается судов, суды они все как были все в коррупции завязаны, повязаны так и есть.
А. МЕЛЬМАН - Никто не спорит.
СЛУШАТЕЛЬ – Кто в этом повязан, кто имел дела с судами, они прекрасно сейчас меня понимают и слышат. У меня у самого несколько таких ситуаций было. Проблема в том, что жена сама чиновник. Я с ней судился, и вся эта коррупция была насквозь видна.
Л. ГУЛЬКО – Спасибо, извините, у нас просто заканчивается эфир.
А. МЕЛЬМАН - Мы абсолютно согласны со слушателем.
Л. ГУЛЬКО – Конечно, но когда жена чиновник, это личное что-то свое. Поэтому человек не может быть, как мне кажется ни правым, ни левым, ни консерватором. Он в какой-то ситуации левый, в какой-то правый. В какой-то консерватор. Все сложно.
В. ЦВЕТКОВА – Но вещи он говорил дельные.
Л. ГУЛЬКО – Конечно дельные.
А. МЕЛЬМАН - Не очень связанные с нашей темой, но, тем не менее, правильные.
В. ЦВЕТКОВА – Связаны, общество и телевидение связаны.
Л. ГУЛЬКО – «Человек из телевизора». Вера Цветкова - телеобозреватель «Независимой газеты» и Александр Мельман - телеобозреватель «Московского комсомольца» были у нас сегодня в эфире. Спасибо. До свидания.