Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2010-07-03

03.07.2010
Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2010-07-03 Скачать

А. ВЕНЕДИКТОВ – «Человек из телевизора» Ирина Петровская. Добрый день.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Доброе утро.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Уже утро, у меня пошел третий час работы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не уже утро, а еще утро.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Счастливая. Футбол. Мы слышали то, что Арина Бородина рассказывала нам, что сначала не очень много людей в России смотрело, но по мере накала борьбы все больше и чуть ли ни 23% аудитории, которая смотрела 1/8 финала. Это потому что ничего другого нет?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, я ровно принадлежу к этим 23%, потому что когда чемпионат Европы, там более понятно, а мира – я лично до восьмой финала толком не могла понять, как там чего устроено. Недаром спорили, сколько игр они должны сыграть в каждой подгруппе. Мой скромный разум это не усваивает. Когда 1/8 финала, уже постепенно начинает понятно быть, кто, как, когда с кем. Мне кажется, уже включается интрига такая, потому что я вчера взахлеб до полвторого, прибавляя свой голос к этой массе, смотрела матч Уругвай-Гана. То, что я очень люблю, когда начинаются эти страсти и непредсказуемость.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Они же мордасти.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Они сыграли вничью основное время, им добавили еще время, и наконец эти послематчевые пенальти и дальше пошла страшная интрига, потому что в конце добавленного времени назначили пенальти в сборную Уругвая. И с этого 11-метрового игрок Ганы не попадает, точнее, попадает в штангу. Как уругвайцы до этого свои ворота защищали, просто как звери. Это просто невероятно смотреть. Показ фантастический.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Именно показ телевизионный.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, потому что удивительно точно выхватываются крупные планы болельщиков с гаммой всех чувств – от невероятного счастья, экстаза до просто невероятного же горя. В пенальти понятно, что это чистый шанс, удача, сегодня твой день или нет.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Удар – и ты в четвертьфинале, полуфинале.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И когда наконец уругвайцы забивают решающий мяч, и дальше ликование одних и абсолютное горе других, этих несчастных ребят, хотя они также играли хорошо с Ганы, невероятно жалко. Эти страсти, непредсказуемость…

А. ВЕНЕДИКТОВ – Детектив.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Они добавляют уже публики. Помимо всего прочего, конечно же, наш пресный телевизор, тем более сейчас мертвый сезон, мало премьер…

А. ВЕНЕДИКТОВ – Президент в Благовещенске, премьер в Тамбове.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Эта премьера у нас бесконечная, но по всей видимости какие-то непредсказуемые моменты, они отсутствуют в этих премьерах. А здесь есть эта сиюминутность, непредсказуемость, невероятный накал страстей. Я просто объясняю, почему я, которая была довольно индифферентна к предыдущим играм чемпионата мира, вот сейчас включилась и оторваться не могу.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Я хочу тебе задать вопрос. У нас в студии как положено по приказу главного редактора идет Евроньюс…

И. ПЕТРОВСКАЯ - За моей спиной, что характерно.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Дело не в этом. Даже Евроньюс может показывать только фотографии, не может показывать куски даже голевые или какие-то иные матчи. Недавно мы столкнулись не с судебным иском, а с конфликтом между ВГТРК и сайтом журнала «Советский спорт», который выкладывал ролики голов, 15-секнудный, 17-секундный. Это еще не судебный процесс. То есть вот эти авторские права.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Права на показ.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Одного канала. Но вот этот матч может показывать только этот канал. И совершенно невозможно в новостях показывать эти элементы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В своих новостях можно.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Это нормально?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не знаю международную практику, как это происходит.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Наверное, это международная практика. Я сейчас с тобой разговариваю о международной практике на самом деле. По-моему, это хамство по отношению ко мне как зрителю.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это да, и мне кажется, что, пожалуй, может быть я ошибаюсь, это первый раз с такими крупными соревнованиями, что до такой степени.

А. ВЕНЕДИКТОВ – В крайнем случае, второй.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, я не припоминаю, чтобы на других каналах даже в новостях невозможно было показывать сюжеты из…

А. ВЕНЕДИКТОВ – Через 2-3 часа после окончания. На следующий день.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне кажется, в этом есть какой-то элемент такой собака на сене, что называется. Не отдадим никому.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Но это даже не решение каналов, это правило федерации.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть. Я все-таки довольно далека от мало того что от спорта, от футбола, от спортивного вещания, но по всей видимости это очень дорогая штука, и наверное, она со всех сторон еще обложена всякими регламентами. Хотя мы прекрасно знаем, что у нас каналы бывают даже без международных регламентов на редкость щедрыми по отношению к конкурентам. Много раз это проходили. Если есть возможность подсечь, как это бывало в ряде случаев, когда специально дублировали матчи…

А. ВЕНЕДИКТОВ – Не только матчи, но и программы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Программы это понятное дело. Это наше ноу-хау. Наверное, не только наше, но наше в особенности, потому что нет ничего слаще, чем какую-то подножку конкуренту подставить для крупных, во всяком случае, каналов.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Это та же история довольно забавная, когда огромный холдинг ВГТРК предъявляет законную претензию сайту спорт.ру или спорт-экспресс, могу ошибиться. Но одному из спортивных сайтов за показ этих роликов. Уже Интернет. А люди друг другу в блоге перемещают голевые моменты. Это нельзя остановить, по-моему, это, по-моему, вода, поток, течет все равно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Единственное, конечно, во многом параллельный поток, как по оперативности появления многого, новостей. Еще не успел произойти, а уже в этой сфере все озвучивается, обсуждается. Поэтому мне кажется, что телеканалам предстоит в ближайшем будущем обозримом как-то с этим приблизительно хотя бы начинать считаться. И в том числе перестраивать, я на это очень надеюсь, потому что мне кажется, мощнейший стимул для того, чтобы каналы свою собственную информационную политику потихоньку пересматривали, имея в виду, что все равно шило в мешке не утаишь. Если вы или о чем-то не рассказываете или врете или манипулируете, то вы выглядите тем более смешно, и теряете окончательное доверие в глазах этой молодой активной аудитории, которую все мечтают себе заполучить. И тогда нужно хоть как-то приводить в соответствие эти два потока. То есть придется это делать. Потому что зафиксировано и в итогах сезона я недавно читала, что Левада-центр зафиксировал все продолжающийся отток от телевизора аудитории.

А. ВЕНЕДИКТОВ – То есть никакие «Мульт личности» и «Перисхилтон» не спасают?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Наверное, какая-то часть из тех, кто не смотрит, приходит на это. Хотя «Мульт личности», к слову, конечно, наверное, сумасшедшие технологии. Современные, замечательные. 3-5-10-мерная.

А. ВЕНЕДИКТОВ – 10D.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но главное там все-таки смысл. А вот сами эти скетчи мульт, они невероятно на мой взгляд примитивны, беспомощны. Совершенно ни о чем.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Они разные.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В основном. Я смотрю внимательно. И честно говоря, я диву даюсь большей частью. Потому что все равно этот формат мне кажется, должен и может существовать все-таки, когда там будет появляться политическая сатира. Потому что высмеивать Петросяна со Степаненко, если иметь в виду эту дорогущую технологию, до такой степени уже палить по воробьям. Или Галкина с Пугачевой. Или Тину Канделаки и Собчак…

А. ВЕНЕДИКТОВ – Ничего себе воробьи.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тем не менее. Это все равно не сатира, а это либо какое-то мелкое зубоскальство, часто сведение счетов, потому что понятно, у канала есть свои симпатии и антипатии. И просто жаль, что так по мелкому. Пусть простит меня Алла Борисовна, конечно, она не воробей. Но это такая фигура речи.

А. ВЕНЕДИКТОВ – На самом деле буквально в четверг мы сидели с Шендеровичем вспоминали «Куклы». И он рассказывал истории, которых я не знал, известно было, что он делал «Куклы» за все время до того, как они выходили, владелец канала Гусинский ему ни разу не позвонил. Как говорит Витя.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ему другие звонили. Герои.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Да. И Витя рассказывал, что недавно он встречался с бывшими сотрудниками канала, которые за все отвечали. Они говорили, что Гусинский звонил им и говорил: он сошел с ума? Уже посмотрев по телевизору. Шендерович сошел с ума. Просто сошел с ума. Тогда все это выходило и я помню, это же при мне было, когда и.о. генерального прокурора Ильюшенко возбудил уголовное дело по «Куклам».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Причем я помню даже сюжет.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Причем Борис Николаевич таким царским я бы сказал, он сделал это публично при нас, вызвал Ильюшенко, сказал: что вы себе позволяете. Я терплю, и вы терпите. И все, и отпустил мановением руки.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Попробуй теперь убеди тех, кто орет и кричит, что Борис Николаевич такой-сякой, что этим он и был велик. Поэтому мы так ему благодарны. Потому что действительно позволяли очень жесткие вещи. Тот выпуск «Кукол», который чуть ни стали судить, они же любили классические сюжеты на современный лад перекраивать. И это была такая как раз перекройка сюжета «На дне», где сидели персонажи тогдашние политической элиты в роли бомжей…

А. ВЕНЕДИКТОВ – От президента и премьера до лидеров оппозиции.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но правда, я очень хорошо помню, что хамства там никогда не было, а в «Мульте личности» много такого мелкого немотивированного хамства по отношению к персонажам. Причем чем дальше этот персонаж проживает, Хиллари Клинтон или Барак Обама или Саакашвили, то есть если он не на нашей территории, тем больше по отношению к нему какого-то зловредного и часто отвратительного мерзкого хамства, зубоскальства.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Это же история старая. Советский анекдот, что встречаются два человека, американский и советский и говорят: какая у вас свобода. Американец говорит: я могу выйти на площадь и закричать «Долой Рейгана!». Советский говорит: и я могу выйти на Красную площадь и закричать «Долой Рейгана!».

И. ПЕТРОВСКАЯ - На самом деле это не два советских человека, это Борис Полевой, исторический или анекдот или быль. Встречался с кем-то из коллег американских, кто тогда был, Трумэн что ли, и вот тот говорит: у вас нет свободы слова и демократии. Потому что я могу выйти у себя к Белому дому и сказать: «Трумэн – дурак». А вы не можете. На что Полевой прекрасно отреагировал: и я могу выйти на Красную площадь и сказать: «Трумэн – дурак». Вот мы и говорим: Трумэн дурак, Хиллари Клинтон какая-то сексуально озабоченная, опять же простит меня госпожа Хиллари, я сейчас в кавычках говорю, как она выглядит…

А. ВЕНЕДИКТОВ – Она сейчас в Польше. Можешь говорить.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Она не услышит. В Польше она нас не услышит.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Ленин в Польше.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В общем, вот это неприятно. А в «Куклах» при всем том, не было вот этого хамства и сведения счетов. Насколько я помню. А бывали просто шедевры некоторые и за некоторые из шедевров они и полетели потом из эфира вместе с теми, кто их делал.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Если говорить о нынешнем телевидении, то очень много наших слушателей считает, что телевидение стало развлекательным.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Оно стало таким уже много лет.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Мы знаем, что у медиа, во всяком случае, традиционного есть три задачи: информировать, просвещать и развлекать. И в каждой из этих позиций можно забирать большую часть. И вот развлекательность Первого канала – называют первый развлекательный в народе. Слышала?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно. Хотя первый развлекательный СТС. У них слоган такой был долгое время.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Назваться можно как угодно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - У нас еще есть, хотя во всем мире, мы же не первые, информировать, развлекая, хуже с развлекая, информировать обстоит дело, конечно на первое место давно уже выведена эта функция – развлекать.

А. ВЕНЕДИКТОВ – На Втором канале особых развлечений нет. Надо отметить.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет и просвещать и информировать. Иногда бывает просвещать, но в основном агитировать, пропагандировать. Кстати как у большинства других, в информационной и общественно-политической сфере в первую очередь эта задача.

А. ВЕНЕДИКТОВ – А НТВ?

И. ПЕТРОВСКАЯ - НТВ информировать, развлекая, развлекать, иногда информируя, пугать до…

А. ВЕНЕДИКТОВ – Пужать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, отвлекать еще очень важная вещь. Вместо развлекать – отвлекать. Пугать для того, чтобы как мне кажется, они преследуют некую психотерапевтическую задачу – испугать до чертей, чтобы у человека сложилось впечатление, что на самом деле его собственная жизнь не так ужасающа, как то, что он видит. То есть жить не так страшно, как смотреть телевизор. Это очень мне кажется та задача, которую они выполняют. И я удивилась, наша с тобой коллега Арина Бородина сделала традиционную в конце каждого сезона полосу, где опрашивает начальников главных топ-менеджеров генеральных директоров основных каналов…

А. ВЕНЕДИКТОВ – Как говорил Андрюша Черкизов: топ-менеджер это менеджер, который топает на вас.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, топает, но очень высоко там, свысока. Эй, вы там наверху, не топочите, как слоны. Как у Аллы Борисовны. И удивительно, что большинство из них НТВ именно оценивает как крайне успешный канал, который очень точно работает в своей нише, наверное, с точки зрения менеджмента они работают, они решили занять эту нишу, привлечь брутального мужика. И выполняют эту задачу. Но о смыслах мало кто вообще говорит.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Я обратил бы внимание наших слушателей на любопытное интервью, которое Александр Роднянский дал газете «Украинская правда».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не видела.

А. ВЕНЕДИКТОВ – В Интернете посмотри. Где он объясняет разницу между как он понимает РЕН-ТВ и Пятым каналом, где он работает в пятой национальной медиагруппе.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Имеется в виду четырех других и пятая эта.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Да, и он говорит, что РЕН-ТВ близко к тексту, что социальный канал, грубо говоря, а Пятый образовательный.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я кстати на Кинотавре разговаривала тоже с людьми, которые делают оба канала, они действительно хотят привлечь на РЕН-ТВ мужскую аудиторию такую жесткую, которая любит и жесткую подачу информации, и достаточно какие-то актуальные и горячие темы. А Пятый канал постепенно в их сознании превращается, я так понимаю, что была попытка сделать его все-таки общественно-политическим, но что-то там не складывается и больше он становится такой, живая история, действительно просвещение, но тоже в более живой и увлекательной форме. Но в меньшей степени он актуален.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Была идея перевести программу Макарова «Справедливость»…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Она для него и делалась вначале.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Я не знал.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А потом они решили таким образом распределить. Потому что пока, если говорить об успехах этой национальной медиагруппе, то конечно «Справедливость» Макарова безусловное достижение. Из стареньких там остались Осокин, Максимовская, и Макаров, пока ничего существенно нового…

А. ВЕНЕДИКТОВ – А Пятый канал ты считаешь, что он впрыгнул, сделал заявку и на ней пока стоит. Ни Быков, ни Ксения Собчак с Александром Вайнштейном…

И. ПЕТРОВСКАЯ - «Свобода мысли» мне кажется, вообще не удается. Потому что она каким-то образом умудряется даже какие-то актуальные темы…

А. ВЕНЕДИКТОВ – Она слишком разная на разную аудиторию. То про то, то про это. То про риелторов, то про политику. Так не бывает.

И. ПЕТРОВСКАЯ - То ЖКХ. Чего-то там нет, может быть, проблема в ведущих все-таки. Может быть проблема в том, что действительно какие-то темы, которые нужно обсуждать, они все равно не обсуждаются. Есть ощущение некоторой имитационности этой дискуссии, потому что далеко не всегда темы вызывают желание и дискутировать и смотреть. Быков да, конечно, но тоже, наверное, чего-то там иногда хочется актуализировать, что называется. Но это мое желание, потому что этого слишком мало.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Так ты человек из телевизора, ты свое желание и изволь говорить.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потому что этого слишком мало. Просто умную дискуссию на научную тему, вот когда я это вижу, мне становится не интересно. Потому что Быков в состоянии обсуждать и самые острые темы, и он сам по себе интересен, а когда ему самому не очень интересно, это очень видно.

А. ВЕНЕДИКТОВ – …это не очень интересно, когда сам по себе ведущий интересен.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он интересен, когда он увлечен. А он человек увлекающийся азартный. А когда темы, которые явно не находятся в системе его приоритетного интереса, видно, как у него затухает этот интерес и гаснет этот глаз.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Я напоминаю телефон прямого эфира 363-36-59. Мы говорим о телевизионных проблемах, может быть. Три звонка. А потом мой вопрос будет. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Алексей, здравствуйте.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Здравствуйте, как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ – Георгий, я звоню из Санкт-Петербурга.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Ирина вас слушает.

СЛУШАТЕЛЬ – Вы затронули тему насчет канала НТВ. Я хочу сказать свое мнение по этому поводу.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Пожалуйста, не тратьте время.

СЛУШАТЕЛЬ – Честно говоря, столько грязи и крови, сколько на этом канале, мало где можно увидеть. И вы сказали о коммерческом успехе, я думаю, что это не главное в работе телевидения. Должно что-то доброе приносить людям, полезное. На НТВ абсолютно этого нет на мой взгляд.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Понятно, Ирина, пожалуйста.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я совершенно согласна. Мы не говорили об успехе коммерческом как главном достижении этого канала. Но просто выяснилось и другие топ-менеджеры других каналов подтверждают, что ориентация на эту аудиторию, на такую тематику, подачу материала очень жесткую, вы правы, там много шокирующего, оказалось, выбрана верно. К сожалению. К счастью для канала, возможно к сожалению для нас с Георгием. Потому что публика на это повелась и пришла на канал, и не только канал не потерял, напротив умножил. Значит, кому-то это нужно и мы всегда знаем, что огромное количество людей именно смотрит и желает смотреть то, что погорячее, поострее, погрязнее иногда. Но разумеется, это не есть главная цель вообще вещания. Что касается чего-то еще, здесь есть некоторая в словах Георгия несправедливость, потому что как ни странно, в этом сезоне канал попытался чуть-чуть облагородиться. И появилось ток-шоу НТВшники, которое поначалу было сотрясанием как многие ток-шоу воздуха, а потом к концу сезона оно обрело какое-то свое лицо и последние темы и дискуссии, на мой взгляд, были и интересные, это было интересно организовано, и там внутри были очень хорошие сюжеты, которые делают лучшие репортеры НТВ. Вчера, например, последняя тема была – умерла ли русская литература, и был для меня лично как для человека, воспитанного в лоне русской литературы, был интересный разговор, потому что присутствовали люди традиционного старшего писательского поколения. Во главе с Александром Кабаковым и вот эти современные девушки и юноши типа Минаев, Лена Ленина, для которых мерило точно так же как во многом для канала НТВ, мерило успешности в принципе это продажи, тиражи, естественно, коммерческий успех. И кто-то очень точно из старших сказал, что когда задали вопрос, умрет ли русская литература, кто-то сказал, что если главным критерием будет продаваемость, тогда будем считать, что она умрет или уже умерла. Потому что все-таки не это, вспоминали знаменитого Матвея Комарова и его книгу 17 или 18-й век, сейчас не могу сообразить про милорда глупого, которого как Некрасов писал: народ не Блюхера и не милорда глупого - Белинского и Гоголя с базара понесёт. Потому что этот глупый милорд был абсолютным лидером если не продаж в то время, но издавали его в течение веков сумасшедшими тиражами, но кто теперь вспомнит этого глупого милорда. И вот это была интересная дискуссия. Это я к тому, что НТВ пытается все-таки видимо, понимая, что, во-первых, хоть они и кажутся неисчерпаемыми, но все эти чернушно-желтушные темы все равно в общем, по большому счету исчерпываются. Пытаются нащупать что-то еще. И это бывает в программе «Профессия – репортер», где работают действительно очень сильные репортеры, и Лошак, и Гордеева. И Зинченко. И это бывает конечно, у Лобкова, где совершенно другой продукт, который редко у кого сейчас есть, такой популярный, то есть научпоп, но в лучшем смысле. Не занудный, а в почти детективной форме. И что-то еще время от времени какие-то документальные появляются ленты. Довольно интересные. Исторические. В общем, теперь это уже такой кентавр. Конечно, у этого кентавра все равно та часть, о которой Георгий говорил, она значительно больше, но все-таки что-то появляется осмысленное.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Я возразил бы Георгию, что это вполне нормально, что канал выбирает свою нишу, что касается крови и грязи, то ее хватает в обычной нормальной жизни, не понимаю, почему канал не должен отражать это.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вопрос ведь всегда: как.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Согласились, а это уже пошла вкусовщина, Георгия, в частности.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он просто не так сформулировал возможно, что его отвращает именно это. Ты в любой момент в любое время в самое детское, праймовое нарваться на такое, что потом долго будешь вообще приходить в себя и отплевываться.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Желательно всегда конкретнее. Потому что я тоже увидел эту коррекцию, скажем так. Я не знаю, сделана она специально на канале НТВ.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я думаю, специально.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Не буду занимать сейчас время твое, но обращаю внимание на эту коррекцию. Это очень важно, что ты сказала. Потому что на НТВ очень точно всегда меряют вкусы своей целевой аудитории.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Кстати, даже у Пьяных в рамках одной программы тоже возникла некоторая коррекция.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Обращать на это внимание. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Владислав. Я не так часто смотрю телевизор, но поражает одно обстоятельство. Практически все фильмы, боевики или что-то в этом роде, но делается видно, наспех, некачественно, недобросовестно, и сюжет примитивный.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Вы имеете в виду сериалы?

СЛУШАТЕЛЬ – Не сериалы. Даже есть фильмы, совсем недавно смотрел про нашего военного, который возвращался из Германии. Это делается наспех, очень дешевый примитивный сюжет. И качество съемок, драки, смотришь, хороший фильм иностранного производства, веришь в это, иногда интересно смотреть, но то, что делается на НТВ особенно, это касается кстати всех других…

А. ВЕНЕДИКТОВ – Пример приведите. Это общие слова.

СЛУШАТЕЛЬ – Совершенно конкретный пример. Последний фильм, который я частично посмотрел, наш военнослужащий из Германии возвращается в Россию, его там убивают, и он начинает бороться с этой мафией.

И. ПЕТРОВСКАЯ - После того как его убивают?

А. ВЕНЕДИКТОВ – Его пытаются убить. Это что, телевизионный фильм?

СЛУШАТЕЛЬ – Да. Но это везде одна и та же ситуация. С

И. ПЕТРОВСКАЯ - Снимается, видно, наспех.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Спасибо. Ира, пожалуйста.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это мне кажется вещь неизбежная, потому что пока у нас сделана была ставка, в этом сезоне есть тоже некоторые изменения, была сделана ставка на сериалы именно отечественные фильмы, сделанные для телевидения. Потому что выяснилось, что зритель их охотно очень смотрит, а поскольку это нужно все время в топку эту бросать, то понятное дело, что количество оно в первую очередь сказывается на качестве. Я сама иногда диву даюсь, смотреть невозможно, абсолютные сюжетные неувязки, видно, как плохо многие играют. За редким исключением. Как только удивительно, тоже публика, вот говорят, публика – дура, есть такое известное выражение. Но публика при этом все равно чувствует, когда что-то выше, лучше обычного продукта. И очень для меня лично в идеологическом что ли смысле сомнительный сериал «Глухарь», где показаны, в общем, хорошие милиционеры, но при этом они действуют ровно так же как действуют наши прекрасно, ты говоришь отражать должно, но отражает так, что хочется этим людям очень подражать, потому что они обаятельные, Максим Аверин в роли капитана Глухарева очень человек обаятельный. Но не гнушается, когда нужно, плохому правда, человеку подкинуть наркотик…

А. ВЕНЕДИКТОВ – «Место встречи изменить нельзя».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Отчасти.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Жеглов. Извини, это традиция. Полицейский, который честный, не может в рамках системы бороться с преступниками…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Совершенно верно.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Это в мировом кинематографе.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Только в «Месте встречи» был Шарапов, самый неубедительный персонаж на фоне Жеглова харизматичного и мощного. Но тем не менее, таким образом соблюдалось хотя бы формально…

А. ВЕНЕДИКТОВ – Но выигрывал Жеглов.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Безусловно, Жеглов выигрывал, но при этом хотя бы было понятно, это было в идеологии фильма заложено, что есть справедливость, которую олицетворял Жеглов, а есть закон, тоже не без справедливости, который во главу угла ставил Шарапов. А вот здесь все вот такие. Но тем не менее, это хотя бы сделано. А есть такие сериалы и фильмы, которые без слез не взглянешь, и я удивляюсь, что при этом каждый все равно, пусть самый примитивный находит своего почитателя.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Надо сказать нашему слушателю о том, что мы получаем, как вы говорите иностранные сериалы уже отобранные.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Сейчас не про иностранные…

А. ВЕНЕДИКТОВ – Он сказал: а вот иностранные сделаны. Я вас уверяю, что наравне с «Доктором Хаусом» существует масса сделанных, как вы говорите на коленке, в том числе мыльных опер в одних декорациях, плохо сыгранных. Они тоже имеют своего зрителя. А мы здесь смотрим все, свое смотрим все. Поэтому если отбирать, то мы можем отбирать и здесь найти хорошие вещи. Кроме того, это поточное производство. А потом вы говорите: я посмотрел часть и понял. Слушайте, ну про кино вообще часть…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, иногда достаточно пяти минут, чтобы все про это кино понять.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Да не надо распространять это на все остальное тогда.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Просто другой вопрос, что такое разнообразие всего в этой части, в кино, и можно найти правда и очень хорошее кино и сериалы и чудовищные. Но просто их не смотреть и все.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ - Добрый день. Наталья Николаевна. Вы знаете, с удовольствием слушаю вас, но прямо не могу не задать вам вопрос о вчерашней программе по НТВ относительно Сочи.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А про Сочи я вчера почему-то не видела.

СЛУШАТЕЛЬ – Да вы что?

И. ПЕТРОВСКАЯ - А в какой рубрике?

А. ВЕНЕДИКТОВ – Что мы что, Наталья Николаевна, извините, мы не видели.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Может Наталья Николаевна скажет, что ее потрясло.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Что мы будем обсуждать то, что мы не видели. Она же хочет нашего ответа.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Так я бы хотя бы на сайте потом нашла, посмотрела.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Вот и найти. Ну невозможно обсуждать то, что и отвечать на вопросы, когда ты что-то не видишь. Ты меня извини. Тогда этот вопрос мы бонусный отдаем Ирине как 4-й или он 3-й. Если мы не видели, то не видели. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Сергей, я из Подмосковья. Вы упомянули передачу «Справедливость» Макарова, я ее несколько раз смотрел. Как-то очень равнодушно. А тут в перерыве футбольного матча очень интересного я ее включил. И там шел разговор о гибели ребенка по вине врачей. Я не знаю сути передачи, но поразило поведение Макарова. Он стал как в последнее время Соловьев. Он стал и судья, и прокурор, и истины всевозможные изрекает. В частности, там есть такие пожилые люди, врачи, академики, которым практически не давал сказать ни одного слова. А когда спросил одного из руководителей здравоохранения, как, по его мнению, переломить эту ситуацию и тот только начал говорить о том, что не приходят молодые специалисты, что маленькая зарплата, он начал кричать даже. В общем, Макаров, по-моему, вы хоть и хвалите его, он все-таки к более позднему Соловьеву…

А. ВЕНЕДИКТОВ – Понятно. Ирина.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я бы с Соловьевым не стала сравнивать. Потому что меня в Макарове подкупает все равно невероятная какая-то искренность переживаний его в роли ведущего, он не может с этим справиться. И проблема была Соловьева в том, что всегда почти было понятно, ради чего тот или иной поединок затеян и на чьей он стороне, и он откровенно подыгрывает. В данном случае Макаров выступает, это его собственная гражданская позиция, и к сожалению, тут я соглашусь, у него последнее время немножко это стало действительно проявляться, чуть больше, чем хотелось бы высказывания своего собственного мнения…

А. ВЕНЕДИКТОВ – Выбрал такую роль. Причем ее заранее заявил.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, но совершенно прав наш слушатель, что все равно прежде чем высказывать свою точку зрения, ведущий должен выслушать своего гостя. Не сразу кидаться.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Можно я кинусь сейчас на тебя.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не надо на меня кидаться.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Как Макаров. Я не видел этой передачи…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я видела.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Из того, что сказал наш слушатель, убили девочку.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это врачебная…

А. ВЕНЕДИКТОВ – Ошибка.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Даже халатность. Что ужасно.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Погибла девочка. Врачебная ошибка. Задается вопрос руководителю здравоохранения, он говорит: ну у нас же маленькие зарплаты. Да в морду сразу. Вот можно убивать, потому что маленькие зарплаты.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот если ты стоишь напротив, стоит руководитель…

А. ВЕНЕДИКТОВ – Ну как это, вы знаете, у нас маленькие зарплаты, поэтому у нас врачебные ошибки, будут большие зарплаты, не будет врачебных ошибок. Что это такое?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Совершенно верно. Стоит руководитель здравоохранения…

А. ВЕНЕДИКТОВ – Я не видел передачу…

И. ПЕТРОВСКАЯ - А напротив стоишь ты, и он говорит, что у нас маленькие зарплаты и ты кричишь в этот момент: да пошли вы…

А. ВЕНЕДИКТОВ – Разговор идет не почему вы плохо, вы убили человека.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Совершенно верно.

А. ВЕНЕДИКТОВ – В морду сразу.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но дело в том, что все равно ведущий должен вначале дать этому слову, а потом этому. И больше прибегать именно к тому, чтобы спорили его гости между собой, а его чуть становится больше, чем нужно. Вот что я хочу сказать.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Возможно, не знаю, не видел.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потому что все равно он конечно не в чистом виде модератор.

А. ВЕНЕДИКТОВ – И он заранее это говорит.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Он не просто управляет эфиром, он высказывает, и более того, у него есть, к слову о Соловьеве, Соловьев был телеведущий. Журналист. Макаров не скрывает, что он адвокат, что он политический деятель, поэтому в этом ток-шоу в общем, три стороны получается. Сторона противная, сторона противная противной и соответственно иногда третейский судья, вы правы…

А. ВЕНЕДИКТОВ – В этом Сергей прав абсолютно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Иногда адвокат.

А. ВЕНЕДИКТОВ – И он заранее это делает.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И он этого не скрывает. Единственное, возможно это происходит в монтаже, к которому как правило ни один ведущий отношения не имеет. Может быть в монтаже, когда убирают невнятную речь кого-то из выступающих, может быть слишком много его оставляют. Может быть об этом нужно подумать. Чтобы не возникало некоторого отторжения и раздражения.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Во всяком случае, представь себе моделируемую ситуацию, которую описал Сергей, которую я не видел, нормально. Это есть такой стиль: вы убили человека, - да, но я хотел кушать. Ну ладно, следующий вопрос. Но так это невозможно. Нет, так тоже возможно. Но у других ведущих.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Другие ведущие вообще часто не слышат, что говорят и живут в рамках той схемы, которую они себе примерно представили. Плюс в ухе сидит, конечно, редактор, который во время записи этим процессом управляет. То есть большинство, к сожалению, или большая часть наших ведущих не самостоятельны в студии. А Макаров абсолютно самостоятелен, я абсолютно убеждена, в рамках программы, что им трудно управлять во время записи и манипулировать. Но эта немножко избыточность мне кажется что-то надо с этим сделать. Чтобы не раздражать.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Не знаю, должен ли ведущий раздражать, на мой вкус да. Если это ролевая игра, если я заранее знаю, вот когда у Владимира Соловьева была передача «К барьеру!», там очевидно, что в данном случае твое дело организовать пространство. Когда он там с этим выходил, это просто выходило из роли передачи. Здесь изначально объявлено, ты правильно сказала, третья сторона.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Один из главных участников.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Он всегда говорит: в моей передаче я буду решать, помнишь, как говорил государь-император Павел Петрович: в этой стране дворянин тот, с кем я говорю и до тех пор, пока я с ним говорю. Вот это такая ролевая игра. При этом у меня тоже к Андрею Михайловичу есть свои претензии, иногда по выбору тем. И по ведению. Но при этом сейчас это самое яркое ток-шоу. Как хотите. Назовите ярче, лучше.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я посмотрела в последнее время очень важные темы и врачебные ошибки, и ментовской беспредел, но мне не хватает таких актуальных тем, скажем, когда произошел знаменитый разговор Путин-Шевчук, мне казалось, что можно было какую-то тему придумать…

А. ВЕНЕДИКТОВ – Ну ты с ума сошла.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не Путин просит справедливости и ищет и не Шевчук, а вообще разговор на тему, художник и власть. Представляешь, как это могло быть интересно. Условно, Лия Ахеджакова ищет справедливости…

А. ВЕНЕДИКТОВ – Невозможно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Сейчас происходят эти, пришли Греф с Христенко на процесс по Ходорковскому. Происходит что-то очевидно, и все гадают, а что же там происходит. Вот такие темы. Пусть они не будут каждодневными, но их и на каждый день и не хватит. Но они должны быть вместе с этими темами. Потому что иначе это тоже будет превращаться постепенно в формальное шоу.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Там, где возникает фамилия Путин, там наступает ступор на телевидении. И. ПЕТРОВСКАЯ - Путина вообще можно…

А. ВЕНЕДИКТОВ – Это же информационный повод. Можно не называть, но все равно. Да вы что, Ирина Евгеньевна, вы как сегодня родились. Даже как завтра.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Все равно я убеждена, что тут можно было сформулировать удивительно интересный на эту тему разговор. А что касается кстати как только Путин возникает, на РЕН-ТВ в новостях тех же все это освещается куда или вообще полнее или только у них.

А. ВЕНЕДИКТОВ – В новостях это другая история.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Но, тем не менее, слово «Путин» произносят и плакаты показывают.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Еще бы они не произносили слово «Путин».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не в том смысле, в котором его произносят на других каналах.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Одно дело новости, которые не главное в стране, а другое дело ток-шоу, которое самое смотрибельное.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Оно не самое смотрибельное в стране, оно самое смотрибельное на этом канале.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Во всяком случае, мне кажется, что тут во многом вкусовщина. Но мне не хватает на телевидении как раз этой резкости. Или резкость все время в одном направлении. Казалось бы, что и такое шоу как «Судите сами» Максима Шевченко изначально должно строиться как резкое. Но когда там собираются единомышленники и начинают друг с другом говорить, кто на свете всех умнее, всех прекраснее и белее, то есть оно перестает быть смыслом.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да оно вообще часто бессмысленное, именно потому, что когда что-то происходит, а обсуждается при этом, есть ли сало на Украине, условно говоря…

А. ВЕНЕДИКТОВ – Важная тема. Отвечаю: есть, друзья мои. И не надейтесь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Сколько сала будет на Украине и хватит ли до конца следующего столетия.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Как пришел Янукович…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Сразу переключаешься, потому что понятно, что это абсолютная имитация надо выпустить для галочки, программу закрыть, я имею в виду галочку поставить, чтобы закрыть на эту неделю этот пункт программы. И ничего больше.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Я смотрю всякие франкофонные телевидения, в Интернете, французское, бельгийское. Там обсуждаются острые, необязательно политические, но острые темы. Любая тема может быть острой. Обсуждаются темы, недавно смотрел шоу по бельгийскому телевидению, досмотрел до конца в Интернете, усыновленные дети узнали, что они усыновленные. А поскольку в Бельгии очень много усыновленных, это острейшая тема и сидит зам. премьер-министра, губернатор, мэр, министр юстиции, потому что нарушение закона. Психиатры, сами дети, их родители. И ты себя представляешь в этой истории каждый наверное, житель Бельгии и понимает, что это остро. Необязательно про сало на Украине.

И. ПЕТРОВСКАЯ - У Макарова, между прочим, это и есть. Это его сильная сторона, когда он идет от частного к общему и за этим встает система, как правило. И какой-то системный порог за частным случаем казалось бы. И просто нужно мне кажется, хотелось бы, это пожелание, я понимаю, что, наверное, невыполнимо…

А. ВЕНЕДИКТОВ – Я передам.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Расширять этот список тем, и все-таки не ограничиваться, иногда частный случай остается у него частным.

А. ВЕНЕДИКТОВ – Бывает. Это Ирина Петровская в программе «Человек из телевизора». Мы прощаемся, Ир, да?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ненадолго.

А. ВЕНЕДИКТОВ – И напоминаем, что в следующем часе у нас уже начальник ракетно-зенитных войск. Тем, кому показалось, что мы недостаточно ракетно-зенитные, слушайте в следующем часе.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Стрелять будем?

А. ВЕНЕДИКТОВ – Будем запускать. Ирина Петровская, Алексей Венедиктов.