Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2010-06-05

05.06.2010
Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2010-06-05 Скачать

К. ЛАРИНА - Уже заставка кончается, а мы с тобой никак не начнем разговаривать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы обсуждаем ураган.

К. ЛАРИНА - Мы давно не виделись. Это программа «Человек из телевизора». В студии Ирина Петровская. Здравствуйте, Ирина Петровская.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Доброе утро.

К. ЛАРИНА - Куча вопросов пришла от наших слушателей на наш сайт. Начнем, пожалуй. С чего бы ты хотела начать?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не знаю, все на твое усмотрение. Тебя давно не было.

К. ЛАРИНА - Я полнедели практически отсмотрела, что успела. И много было программ, посвященных памяти Андрея Вознесенского.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Кстати, все хорошие. Даже удивительнейшим образом «Пусть говорят», хотя я всегда пугаюсь, когда там обсуждаются такого рода…

К. ЛАРИНА - Арина рассказывала сегодня в своей передаче про это. И она обратила внимание, рейтинг очень маленький у программы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В том-то и ужас. Потому что программа была исключительно хорошая, и были исключительно достойные люди. Достаточно упомянуть Спивакова и Ирину Антонову, которые поминали, вспоминали, читали стихи, особенно в конце по кругу прочитали каждый свою строчку. И не было никаких традиционных для этого формата кликушеств, вскриков, воплей и, не говоря о жареном или клубничном. Но это, к сожалению, теперь уже беда этой программы, конкретно и лично Андрея Малахова, потому что народ привык, что там должно быть все горячее и горячее и после готов, которые едят своих одноплеменников, конечно, трудно уже воспринимать что-то человеческое, и тем более поэт.

К. ЛАРИНА - Да и тем более даже когда там бывают программы, посвященные памяти ушедшего человека, там обязательно какой-то скандал обнаружится. Либо какое-то наследство, либо жена, либо квартира, либо нищета и ужас, и крысы. А здесь была передача именно посвященная личности человека ушедшего.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Несколько раз бывали действительно, я помню памяти Янковского, Абдулова вполне пристойные программы. Может быть памяти Абдулова, Янковского больше был рейтинг в силу того, что люди были в большей степени публичные, чем Андрей Вознесенский. Но это меня просто поразило, и я с содроганием, когда увидела эту тему, присела у телевизора и когда это закончилось, была, если можно так сказать приятно удивлена и взволнована тем, что когда есть другие темы, и Малахов другой и даже народ в студии другой. Или может быть его попросили в этот раз особенно не квакать. Но увы, это редкий случай, потому что нужно держать градус этой «остроты».

К. ЛАРИНА - Я думаю, что ты со мной согласишься, нужно особо отметить работу Петра Шепотинника, его фильм «Лирика. Андрей Вознесенский», который был показан вне программы на Пятом канале. Совершенно поразительное кино, про него Петя рассказывал нам когда его делал и был убежден, что этот фильм не покажут при жизни Андрея Вознесенского, потому что там было все связано с проблемами этическими. Этот вечный спор, можно или нельзя показывать человека, живущего, но в таком физически разрушенном состоянии, но я помню, что эту работу они задумывали вместе с Зоей Богуславской, которая очень хотела, чтобы Петр снял Андрея Андреевича, чтобы он с ним поговорил. И Петя тогда сказал, что он был поражен, в каком невероятно вдохновенном состоянии моральном находится Андрей Вознесенский. Несмотря на физическое страшное недомогание и боли, которые он испытывал и практически невозможность уже говорить. При этом он был очень цельный внутри человек, и как показалось Пете, это и Андрей Андреевич продемонстрировал в этом фильме. Он был в блестящей поэтической форме. Что называется стихи слагались как никогда. И там было несколько откровений, которые меня поразили. Когда он говорил о народе, когда он говорит, что самое страшное это криминал нашего народа, что раньше, когда нас возили по всяким городам в советское время, встречи с народом поэтов, сгоняли, приводили в залы представителей местной интеллигенции, и нам все время казалось, что это и есть народ. И боже мой, как мы заблуждались. Что сейчас вылезла страшная рожа, азиатская рожа нашего народа. И это мой грех, говорит он, что я раньше этого не понимал. Это открытие перед уходом, оно конечно поразительное. И момент сочинения стихов, присутствие на таком таинстве, когда он от 3 до 4 шептал стихи…

И. ПЕТРОВСКАЯ - У меня подозрение, что Петя делал фильм и к 75-летию Андрея Андреевича. И мне кажется, что какой-то чуть ли ни Первый канал его тогда показал.

К. ЛАРИНА - Его не было в эфире точно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не этот, но какой-то по-моему он сделал еще фильм тогда.

К. ЛАРИНА - Мы можем с ним созвониться, спросить.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да нет, я просто помню, что именно тогда тоже, ты сказала, что вопрос этический, возникает естественно, потому что там приходится титрами сопровождать, потому что не слышно…

К. ЛАРИНА - А какие у него глаза ясные при этом.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тогда может быть это был не Петя, в какой-то момент это отступает, потому что все ведь зависит от того, с какой целью снимается человек, даже если он действительно в тяжелой физической форме.

К. ЛАРИНА - А как замечательно сделаны все вкрапления стихотворные, что там не было исполнения стихов в концертном варианте. Они входили в бытовой абсолютно атмосфере. Арабов, идущий по алее в Переделкино спиной к нам, читающий стихи Вознесенского. Чулпан Хаматова, которая выходит за кулисы после спектакля и вдруг в этом образе пионерки, в гимнастерке, с цветами, с поклоном выходит и начинает где-то в углу за кулисами читать стихи. Ирина Розанова красится на кухне какой-то, начинает читать стихи. Но мне кажется, что он еще с художественной точки зрения придуман замечательно этот фильм.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Будем надеяться, что его еще и повторят. Потому что действительно надо, чтобы он значился в программе. Все-таки мало народу увидело. Меня предупредили. И ты была на концертах Андрея Андреевича?

К. ЛАРИНА - Нет, я его видела на вечерах, когда он сам читал стихи. А как он здесь читал свои стихи.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А я помню вечера и концерты в Зале Чайковского, давным-давно, потому что я, был период, когда действительно как многие болела буквально Вознесенским, он фантастически держал аудиторию и читал совершенно как многие поэты с особой интонацией, не той, которую ты сам, когда глазами читаешь, я даже помню, был период, когда я сама читала его стихи абсолютно также с его интонацией. Я помню эти ревущие залы. По-моему, сейчас уже даже таких вечеров нет. Кто сейчас из поэтов может собрать такие залы.

К. ЛАРИНА - Стадионы не собирают. Сейчас очень развивается сильно клубная культура поэтическая. И там тоже свой жанр, который как мне кажется, очень востребован сегодня молодежью, это очень отрадная вещь. Потому что такие творческие вечера, они в клубах проходят, при большом стечении народа, как рок-концерты. И, по-моему, очень хорошо. А поэты молодые с большим удовольствием читают свои стихи. В ЦДЛ проходят вечера поэтические. Там всегда лом. Был вечер Дмитрия Быкова и Инны Кабыш, парный поэтический вечер в ЦДЛ, говорят, что там просто чуть ли ни на люстрах висели люди. И. ПЕТРОВСКАЯ – То есть потребность сохраняется.

К. ЛАРИНА - Конечно. Стадионы это вообще…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да нет, я говорю, я не застала стадионы. Это уже было после. А залы Чайковского я очень хорошо помню. Один единственный раз, но уже какая-то была дата 70-летия Евтушенко и он был в Олимпийском, там практически стадион. И кстати был полон.

К. ЛАРИНА - Я хочу к другой теме обратиться. Тут есть несколько вопросов по поводу снятой прощалки Владимира Познера. 17 мая, когда был Проханов вместо Алексея Венедиктова, Эрнст, - пишет нам слушатель из Москвы, - вырезал прощалку. Администрация сайта Владимира Познера нашла ее текст и опубликовала. Коротко, Познер недоумевает, почему в стране объявляется общенациональный траур после гибели более 100 человек, а менее – только местный. Как это было установлено, кто принял такое решение и как определяется ценность одной отдельно взятой человеческой жизни, - спрашивает Владимир Познер. И дальше вопрос от нашего слушателя: что заставило Константина Эрнста вырезать эти слова, и как вы думаете, почему Владимир Владимирович против этого нигде не возражал?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это называется нужно залезть в черепную коробку Константина Эрнста, не знаю, может быть, заставило то, что я не помню уже состоялись к тому времени эти столкновения шахтеров с ОМОНом.

К. ЛАРИНА - Я думаю, что да.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть с этим связано, чтобы не привлекать лишнего внимания к этой теме. Трудно вообще всегда эту цензурную логику понять, или не всегда, но очень часто сложно это понять. Почему выходит одно и совершенно непонятно, почему не выходит другое. А почему Владимир Владимирович не возражал, может быть потому что, наверное, может быть, Константин Львович его убедил, что так нужно политически, в данный момент целесообразно.

К. ЛАРИНА - Не раскачивать лодку.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А может быть ничего вообще не сказали. Вырезали, да и вырезали. Трудно сказать, и в этом случае, наверное, лучше к первоисточнику обращаться. Комментировать то, не знаешь чего причин, довольно сложно.

К. ЛАРИНА - Следующий вопрос. «С удовольствием смотрю Светлану Сорокину, стала торопиться с работы, чтобы успеть к началу передачи. Очень понравился вчерашний эфир про "До и после полуночи". Просто сладкая ностальгия. И также хочется, чтобы Молчанов не уходил из кадра. Ханга молодец - все правильно сказала от имени всех бывших в него виртуально влюбленных. И фраза, по-моему, Роста: «Не надо, у нас в стране только один аристократ», привела в восторг. Спасибо, что не вырезали. Похвалите, пожалуйста, Светлану», - пишет наша слушательница из России. Похвалили.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Все время хвалим и действительно сейчас уже расширяется граница формата, потому что всех телевизионных событий при всем их многообразии все равно не хватит и поэтому иногда, например, посвящается тот или иной выпуск конкретному фильму, на этой же, по-моему, неделе, был эфир, посвященный фильму «Вам и не снилось» и там были в частности Татьяна Аксюта, которая сыграла девочку Юлю.

К. ЛАРИНА - Катю. В фильме – Катя.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А в повести Юля. И вспоминали естественно Никиту Михайловского и был замечательный Алексей Рыбников. И слушали его песни. Второй эфир я видела, был посвящен фильму Бондарчука «Война и мир» и тоже вспоминали, как это делалось. «До и после полуночи», программа «Здоровье». В общем, очень даже многообразно.

К. ЛАРИНА - Теперь еще программа, которую обсуждают наши слушатели. Я ее не видела, вчера на НТВшниках обсуждали ЕГЭ, - пишет наш слушатель. Показали явно малую часть обсуждения. Вы не могли бы узнать у участников, были ли предложения сделать ЕГЭ независимым от министерства образования?

Ну кто-то же должен был догадаться, что если школы не должны, по мнению Филиппова, проверять сами себя, то и министерство не должно проверять само себя. Почему этот вопрос никогда не попадает в эфир? Это одно мнение. Второе от учителя: из всего, что показано про ЕГЭ на прошедшей неделе - самое удачное, на мой взгляд, обсуждение в НТВшниках. Просто мастерски, очень объективно, звучали абсолютно разные точки зрения. Даже один из авторов - Филиппов - смотрелся и слушался. Но Глебова - отдельный разговор. Почему эта дама ничего и никого не слышит? Откуда такая уверенность в правоте собственного взгляда на это чудо под названием ЕГЭ? Вот такое мнение. Ты видела эту передачу?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я видела вчера. Мне тоже показалось, что такая очень осмысленная дискуссия, и мне не показалось, что там что-то много вырезано или недосказано, действительно разные точки зрения и хорошо, что они ищут этого героя, девочка там была с мамой, которая собирается поступать в Гнесинку или другое музыкальное заведение учебное. И очень опасается, что с ее результатами ЕГЭ она возможно даже не будет допущена к творческому конкурсу. Я честно говоря, не очень хорошо понимаю в этом ЕГЭ в глобальном смысле, но эта дискуссия меня скорее убедила в том, что все-таки унифицированный подход наверное, вредит и особенно речь шла о гуманитарных предметах, особенно литературе и о том, что вынуждены сегодняшние дети и будущие, если ЕГЭ останется, учить по литературе. Что это никакого отношения не имеет по сути к самой литературе. А необходимо знание какой-то ерунды типа, сколько у кого пуговиц на сюртуке и как звали чью лошадь и в каком берете Татьяна Ларина пришла на бал.

К. ЛАРИНА – В малиновом.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Кто там в зеленовом, помнишь.

К. ЛАРИНА – Да.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Когда Татьяна Ларина случайно вышла в зеленом берете на сцену и вынужден был спеть ее партнер: кто там в зеленовом берете.

К. ЛАРИНА – «Справедливость» Андрея Макарова поменяла время выхода.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В 22.30. это правильно, что она поменяла на мой взгляд. Потому что кто-то из них должен был поменять время выхода. Либо «Свобода мысли», либо «Справедливость». Один холдинг и они совпадают не по темам, конечно, но все равно приходится волей-неволей разрываться, что-то подглядывать, что-то смотреть, поэтому решили, что 22.30 и плюс еще там был рейтинговый провал до Осокина, после «Справедливости»…

К. ЛАРИНА – Но что-то они ставили.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Там ставили «Громкое дело» или что-то такое. Не полчаса, 10, а Осокин выходит в 23.30. И, по всей видимости, решили более плотно линейку как-то сформировать, пока не поняла, потому что к несчастью я уже много раз говорила, что отношение наше с телевидением напоминает все-таки отношение собаки Павлова с источником питания и поэтому уже за сколько, месяц или в конце марта они вышли, полтора месяца существования в эфире уже к несчастью ты прикормлен, у тебя уже слюна выделяется на 9. И поэтому я столкнулась с тем, что в 9 я переключаю и вспоминаю, что нет «Справедливости», а в 22.30 я еще не успела привыкнуть, что она есть. Думаю, что на этой неделе трудно будет говорить о каких-то рейтинговых успехах этой программы. Но по сути мне кажется это время более правильное. Хотя для широкой публики, наверное, удобнее все-таки чуть раньше, потому что 22.30 это уже совсем край вечернего прайма. И многие люди либо смотрят кино какое-то в этот момент, либо вообще отходят от телевизора. Но с другой стороны еще есть такой фактор как программа «Время», его тоже никуда не денешь, потому что народ традиционно, энерционно смотрит программу «Время» в 9 часов. И вот уж на что точно все инстинкты и рефлексы – под эту программу «Время».

К. ЛАРИНА – Ира, у меня к тебе вопрос как от человека отсутствующего. Что было в новостях про 31 число?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Из того, что я видела по федеральным каналам – ничего.

К. ЛАРИНА – Как ничего? То есть вообще не было новости, что было 31 числа?

И. ПЕТРОВСКАЯ - По поводу, по-моему, только согласных, которые донорством или чем-то занимались. По РЕН-ТВ было в течение нескольких дней, они даже маленькие сюжеты рассказывали, как задержаны люди.

К. ЛАРИНА – Показывали, как винтили людей, тащили.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Коротко, подробного сюжета я не видела.

К. ЛАРИНА – А выступление Лукина где-нибудь показывали?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я в основном только по нашему «Эхо Москвы»…

К. ЛАРИНА – То есть по телевизору ничего.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Лукина я там не видела. Возможно, я ошибаюсь, потому что естественно я все не в состоянии охватить. Но как темы такой более главной или не главной этого безусловно на федеральных каналах не было. Было по-моему, еще, не могу сейчас вспомнить, было ли на Пятом, в новостях канала «Мир». Был сюжетик да и все пожалуй.

К. ЛАРИНА – То есть только РЕН-ТВ.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Из того, что я видела. Предлагаю, чтобы нам написали, может быть, кто-то видел…

К. ЛАРИНА – А ты видела какие-нибудь итоговые Вести-Шмести, что обычно…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Дело в том, что 31 это понедельник. А Вести-Шмести будут еще только, сегодня в частности будет Марьяна и наверняка мне кажется, она покажет.

К. ЛАРИНА – То есть выпуски новостные РЕН-ТВ.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В Вестях я видела уже в Неделе у Ревенко только судьбоносный сюжет про встречу…

К. ЛАРИНА – Это следующий мой вопрос. Что осталось в новостях, каким образом в телевизоре преподносилась эта встреча Владимира Путина с участниками благотворительного концерта «Подари жизнь».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Благостно в основном. Шевчук во многом в пересказе. И дальше поэтому ощущение, что он просто сказал и естественно далеко не все, а дальше осталось в речи Путина про то, что у нас милиция неважная, но и другие сферы тоже, но есть и хорошие. И дальше он ответил хотя, по-моему, в вопросе это не осталось о том, почему разгоняют «Марши несогласных», фразу, что он не против, если это только не мешает дачникам добираться на дачи, а детям болеть в больнице. То пусть проводят, это даже полезно. Я помню, на этой фразе застыла, обернулась.

К. ЛАРИНА – То есть это все-таки было?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Этот кусочек был. Но в целом понять эту драматическую коллизию общения Шевчук-Путин конечно по этому сюжету было невозможно. И еще чьи-то реплики естественно остались других. По поводу, по-моему, здания Охта-центра. И в общем, это было не очень мягко, не очень подробно.

К. ЛАРИНА – Как ты думаешь, почему такие споры неутихающие вокруг этой истории? Почему она так всех взволновала?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я думаю, во-первых, не всех глубоко взволновала. Потому что те, кто только знают все подробности и прочитали это…

К. ЛАРИНА – Но это обсуждается.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, обсуждается в блогосфере, на нашем радио.

К. ЛАРИНА – Журналисты все спешат высказаться.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Обсуждается там, где позволено это обсуждать. Наверное, потому что это первый на моей лично и, наверное, тем более на памяти всех остальных людей случай, когда непосредственно при общении с главным лицом нашелся человек, который задал вопрос не про шесть соток, не про налоговые послабления деятелям культуры, а задал самый главный важный вопрос, который и должен волновать не только творческую, но и вообще интеллигенцию. А если шире, то любого нормального человека. И тем самым, во-первых, породил, хотя я думаю, далеко совершенно необоснованные надежды на то, что наметился какой-то другой тип диалога общества и власти, он не наметился, потому что тип диалога остался ровно такой же.

К. ЛАРИНА – Мало этого, он его не принял. Власть в лице Владимира Путина эту стилистику не приняла. Он дал понять, что так с ним разговаривать никто никогда не будет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Человек 10 лет, а в принципе и больше живет в этой парадигме, в этой атмосфере всеобщего обожания, и более того, заранее подготовленного народа, кем бы ни были представители народа с ним встречающиеся, космонавты, спортсмены, писатели, шахтеры, все равно понятно, что будут заданы только те вопросы, которые заранее оговорены и Юрий Шевчук нам рассказал и нам, и Путину, хотя тот конечно про это знает, как это происходит, и какая идет до этого подготовка. И звонят и выставляют условия и требования. Я понимаю, журналистов ни в грош не ставят и когда их зовут на пресс-конференции и известно заранее пресс-секретарю, кто будет в какой последовательности задавать вопрос. И никому естественно не придет в голову задать иной, потому что в следующий раз тогда не позовут. Это в лучшем случае. А в худшем так еще может и надавят на твоего главного редактора, работы лишишься, а еще в худшем лицензию отберут у издания, где ты работаешь. А здесь совершенно невероятный случай, как думали приглашения Юрия Шевчука на самом деле это все-таки не приглашение, а скорее сам премьер пришел к тем людям, которые участвовали в концерте будущем.

К. ЛАРИНА – Но он же знал, кто будет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Наверное, знал.

К. ЛАРИНА – Если их обзванивали.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но я не знаю, как бы это сформулировать, все приходите, только этого, без всякого Якова. Только Шевчука не берите. Поэтому я думаю, что был расчет на то, что его подготовили, и что он тоже, как и все остальные в предыдущие разы…

К. ЛАРИНА – Проглотит.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Или промолчит или не решится задавать какие-то самые острые вопросы. Шевчук продемонстрировал, что даже в таких условиях, обстоятельствах все равно возможно, если ты человек отважный. Потому что здесь естественно нужна отвага определенная, мужество и не безрассудство отнюдь. Именно нормальный трезвый взгляд…

К. ЛАРИНА – Он был очень спокоен и очень конкретен.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Этим он был очень хорош. В отличие от впавшего в раздражение вот такой невиданной дерзости премьера. Который действительно привык работать с потемкинским народом, который заранее знает, какие вопросы ему задавать. И поэтому я думаю, всех это так взволновало и взбудоражило, и в каком-то смысле все-таки это свидетельствует о том, что что-то такое чуть-чуть на одну маленькую крупиночку что-то в отношении меняется. Если появляется пусть один такой человек, который…

К. ЛАРИНА – Сумасшедший.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, городской сумасшедший. В хорошем смысле этого слова.

К. ЛАРИНА – А как ты думаешь, почему Андрей Макаревич сказал, что Юра пропиарился хорошо.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потому что он действует в системе ценностей, которая ему хорошо понятна. Я не решилась бы наверное тоже на такой тип пиара для себя. Потому что этот пиар может таким боком выйти, но Юрий Шевчук существует параллельно с этой системой официальной. Тем не менее, он собирает залы, концерты, не дадут ему выступать на каких-то больших площадках, он будет записывать. Он будет собирать маленькую аудиторию. Ему по большому счету по барабану это властное благоволение. Которое почему-то оказалось нужно и Макаревичу и даже Гребенщикову, когда они ходили общаться. И даже время от времени продолжают, по-моему, то с Сурковым, то еще с кем-то. Что мне кажется, вообще в принципе противоречит смыслу деятельности рок-музыканта, который по своей основе, хорошо, интеллигент сейчас любят многие спорить, необязательно должен быть в оппозиции к власти. Необязательно. Но в каких-то случаях это желательно или, во всяком случае, составляет некий родовой действительно признак. Но рок-музыкант он в основе своей он вообще бунтарь как я понимаю.

К. ЛАРИНА – Но все-таки Юрий Шевчук в данном случае, о чем он и говорил на встрече, он себя причислял все-таки не к рок-музыкантам, хотя и представился: я Юра, музыкант. А все-таки к очкарикам, как он говорил. Мы, очкарики, интеллигенция. Мы должны про это спрашивать. А про что же еще. Мы должны понимать, в какой стране мы живем, в какой стране будут жить наши дети. Он кстати очень умно очень все это подвязал к детям. Все было очень точно. И все эти попытки свести это все к стебу, к шуткам.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А также между прочим это тоже точное наблюдение, с которым Путин согласился, как потом сам Шевчук это описывал в других изданиях, когда он сказал: вы замечаете, что в стране растут протестные настроения. И тот прошептал: да. Типа еле слышно и с некоторой озабоченностью.

К. ЛАРИНА – Он еще очень точно сказал: вы конечно замечаете. То есть констатировал.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да – это услышал, очевидно, только он. Потому что нигде этого не было. Но просто проговорить это, пусть его собеседник сделал вид, что он не знает такого человека…

К. ЛАРИНА – Как ты думаешь, почему никто кроме Олега Басилашвили не поддержал этот разговор?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не знаю, я думаю, что существует некая магия этой власти.

К. ЛАРИНА – Близости власти.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Когда, во-первых, кажется, что бы ни сказал, все равно ничего не изменится. Во-вторых, очевидно, кто-то связан какими-то обязательствами. С кем-то. Не поднимать какие-то темы. Может никто и не думал даже поднимать. Потому что все это давно превратилось в такую дежурную фишку, приезжает куда-то в театр, помнишь «Горе от ума», приехал и учил, как Чацкому надо бросаться как Матросову на амбразуру. А не демонстрировать слабость и тем более какие-то слезы. Все привыкли. Это под камерой делается. Точно так же как люди некоторые наивные думают, президент, премьер принимают какого-то министра, распекают даже, и думают, что наверное это так и идет в таком режиме прямого диалога. Глупости все это, пускают на пять минут, это раньше так было, а сейчас наверное есть еще и специальный кремлевский в некоторых случаях оператор, пускают, для них специально проговариваются…

К. ЛАРИНА - Для нас, дураков.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, перемигиваясь или друг друга под столом толкая ногами, после чего камера выключается и о чем они говорят, уже совершенно не имеет никакого значения.

К. ЛАРИНА – Я с тобой соглашусь по поводу твоих робких надежд на некое изменение стилистики взаимоотношений власти с народом или с представителями народа.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Стилистика как раз осталась та же. Но есть ощущение какого-то небольшого дуновения снизу.

К. ЛАРИНА – Я тебе хочу предъявить подтверждение. В том, что весь разговор без купюр опубликован на сайте правительства РФ. И стенограмма и главное – видео. И уж на видео ты ничего не скроешь. Ни выражение лица, ни интонацию, ни поведение окружения массовки. Ни подхихикивание Леонида Ярмольника, который на мой взгляд вел себя хуже всех, если можно такие оценки поставить. Но даже промолчать…

И. ПЕТРОВСКАЯ - А ты ждала от Леонида Ярмольника какого-то гражданского подвига?

К. ЛАРИНА – Дело не в этом. Даже молчать можно по-разному. Молчание Ахеджаковой это одно, хихикание Ярмольника это другое молчание. Вроде бы тоже ничего не сказал. Но все время поддерживал направление, которое пытался Путин, вот этот разговор сместить в пространство такого стеба дружеского общения, типа ладно, старик, ну подумаешь, ха-ха, хи-хи.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Кстати, он ведь тоже любит эти общения с артистами…

К. ЛАРИНА – Они все любят.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Каждый простой человек, они не очень сложные только у них должности высоко называются. Но в принципе считают лестным для себя, что он оказался в таком кругу, артисты знаменитые. Особенно если на «ты» есть те, с кем на «ты». Но при этом в данном случае ты совершенно правильно отметила странную вещь, зачем же тогда если на сайте правительства РФ полностью выкладывается стенограмма и видео. Если на других сайтах это продублировано и показано, если это обсуждается, какого скажите мне черта, это так жестко цензурируется и чего…

К. ЛАРИНА – Так стеснительно подается в новостях.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вроде и сказать нельзя и не сказать нельзя. И поэтому изо всех сил пытаются это сгладить, что-то проговорить в собственном закадровом тексте, что-то вообще исключить. Скажи мне, где логика этого? Я понимаю советская цензура. Она была умная цензура, потому что ничего потом годами, начиная с целых книг, и то Самиздат потом появился, но в принципе было понятно, что если убрали, так убрали. Мышь не проскочит.

К. ЛАРИНА – Но здесь видео распространяется не какими-то злобными блогерами, врагами России. А на официальном сайте правительства РФ. Это для меня тоже загадка. Откуда этот страх берется.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это какая-то дурь все-таки. Умные ответственные люди, понимающие то, как изменился мир информационно, технологически, коммуникационно, они как минимум должны задуматься, это что дает. Когда теперь вместо того чтобы да, какое-то время обсудить и потом как естественно все остальное и забыть всю историю. Теперь все сравнивают, обсуждают, что вырезано, что не вырезано…

К. ЛАРИНА – Как интерпретирована на федеральных каналах вся эта история.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Меня это все совершенно потрясает. И почему достаточно мне кажется умные, опытные люди, руководители каналов не могут силой своего авторитета, или может быть их уже до такой степени и всех журналистов холуями считают, что, что бы они ни говорили, никто прислушиваться не будет, но неужели трудно в этом кого-то из хотя бы окружения, есть же умные люди убедить, что это как минимум просто непродуктивно.

К. ЛАРИНА – Давай послушаем несколько звонков. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Доброе утро. Роман, Москва. Я вам отвечу на вопрос относительно того, почему разговор с Шевчуком находится на сайте РФ, и почему его нет в телевизионных каналах. Как вы думаете, какой процент электората так называемого смотрит программу «Время» и какой процент в состоянии зайти в Интернет, чего-то найти.

К. ЛАРИНА – Понятно.

СЛУШАТЕЛЬ – Вот ответ на ваш вопрос.

К. ЛАРИНА – Смотрите, хотя, наверное, вы правы, активный электорат он как раз на программе «Время» сидит.

СЛУШАТЕЛЬ – Это люди пенсионного возраста, люди старшего возраста. А то, что там висит, на Ютубе я видел, молодежь там торчит.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хорошо, Роман. Но у каждого из этих активных так называемый адресный электорат путинский, который смотрит программу «Время», пусть это пожилые люди, не имеющие возможности или не умеющие пользоваться Интернетом. У них есть дети, внуки и мне трудно вообразить, что среди детей и внуков есть те, кто не пользуется Интернетом. Другое дело, что они могут этой темой не интересоваться. Но все равно мне кажется, что аудитория шире получается.

К. ЛАРИНА – Все равно скрыть невозможно. Тот, кто захочет, тот поймет, узнает.

СЛУШАТЕЛЬ – На сто процентов скрыть невозможно, есть сарафанное радио, дети, внуки рассказали и так далее, но первое впечатление человек получит, увидев это визуальную картинку и звук.

К. ЛАРИНА – Роман, еще один вопрос, который мы пытались обсуждать с Ириной. На ваш взгляд все-таки в связи с этой историей с этим сюжетом можно ли говорить о том, что меняется что-то в атмосфере в стране или это все наши иллюзии?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Сам факт размещения на сайте правительства, конечно, говорит о чем-то. Вам виднее. Вы анализируете. Но то, что, по крайней мере, люди в Кремле хотят, чтобы в стране стали так думать, что что-то меняется, это совершенно точно. Иначе ни разговора бы этого не было, ни публикаций на сайте и так далее.

К. ЛАРИНА – Спасибо. Роман.

И. ПЕТРОВСКАЯ - То есть это вторая версия, выпуск пара, потому что понимают, что действительно что-то назревает и необходимо время от времени…

К. ЛАРИНА – С ним согласна, лоханулся конечно, Владимир Владимирович, извините за выражение.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но опять же давай вспомним первые разгоны «Маршей несогласных», когда действительно мышь не проскакивала, и вообще нигде ничего не упоминалось. А сейчас или только лишь потому, что действительно мы в Интернете и слушаем свое радио…

К. ЛАРИНА – Если там находился официальный уполномоченный по правам человека…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Выступает, говорит все, что он думает о МВД.

К. ЛАРИНА – Музыкантский там же выступает.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Говорит все, что он думает. Собирается общественный совет, который действует, оказывается, при ГУВД и Михаил Михайлин из Газеты.ру сотруднику, у которого сломали руку преднамеренно причем в двух местах, ключицу точнее, собирается этот вопрос поднимать и уже даже доследственная проверка началась по этому вопросу. Все равно мне кажется, что-то…хотя не знаю, то ли потому что ты уже, мы уже задыхаемся и очень хочется в это верить…

К. ЛАРИНА – Хочется разорвать этот бумажный круг.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И тем не менее, какие-то акции начинаются, пусть они робкие, немногочисленные. И с этими мигалками, и с этими фото, которые выкладываются. И если еще несколько лет назад сюжет о том, как женщина рожала и не могла доехать, потому что трассу перекрыли правительственную, он не попал в новости и РЕН-ТВ даже кто-то был чуть ли ни уволен за то, что попытался это сделать, насколько я помню, то сейчас уже на том же Первом канале некоторое время назад они делают программу, где об этом рассказывают в «Пусть говорят», как чиновники пользуются своими привилегиями и как они нарушают и все случаи, да, они продолжаются, тем не менее, об этом начали говорить и у меня ощущение, что пошла эта какая-то волна снизу именно связанная просто с откровенным негодованием и тем, что всех считают за баранов и быдло и делают что хотят.

К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Людмила. Московская область. Я пенсионер. Это как раз на тему того, что пожилые люди. У меня нет Интернета, но благодаря вам я слушаю то, что у нас происходит. Меня очень удивило, с другой стороны даже объяснило отношение к народу, к нам то, что Путин переспрашивал Шевчука, как же его зовут. Это удивительно, потому что по возрасту он даже немножко старше Шевчук, чем Путин. То есть практически почти ровесники, учитывая, что после 50.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, я думаю, что Путин года на 3-4 старше.

К. ЛАРИНА – Путину 57, Шевчуку 53.

СЛУШАТЕЛЬ – А я 1952 года. То есть в одно время.

К. ЛАРИНА – Но вы же понимаете, это такая уловка профессиональная для того, чтобы человека лишний раз поставить на место. В какой-то степени его сбить и унизить. Потому что понятное дело, что прекрасно Путин знал, кто это и как его зовут.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И наверняка списочек перед ним еще лежал.

СЛУШАТЕЛЬ – Я говорю не о списке, о том, что он это знает, как можно не знать Юрия Шевчука. Мы с этим росли, мы все это пережили, историю нашей страны за последнее время. То есть вы меня извините, держать за дураков…

К. ЛАРИНА – Это такие приемчики гэбэшные. Они так любят делать. Так милиционеры обычно делают. Следователи обычно так делают, когда знают, как фамилия подследственного, но лишний раз спросят, это кто такой. Людмила, но вы скажите, у вас нет Интернета, ой, убежала наша слушательница. Хотела узнать, откуда она подробности разговора узнала.

И. ПЕТРОВСКАЯ - От «Эхо Москвы», потому что Людмила сказала, что она слушает нас.

К. ЛАРИНА – Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Это Лора Александровна. Вы знаете, мне хотелось бы поделиться с вами двумя впечатлениями от телепередач. Во-первых, обсуждение ЕГЭ. Поразила Глебова своей абсолютной педагогической некомпетентностью. Она предложила детям друг на друга писать.

К. ЛАРИНА – Да что вы. Это как это?

СЛУШАТЕЛЬ – Это было ужасно. Сидел рядом Асмолов, у которого лицо все было опрокинуто. Она предложила, дети, которые увидят, что кто-то шпаргалит, подглядывает, обращается к помощи учителей, должны сами за себя выступить и отстаивать свое право на объективность результатов. Дети ей возразили: вы что же, призываете нас стать доносчиками? Она сказала: это не доносчики, вы должны за себя уметь постоять. Какая-то очередная демагогическая фраза. Человек лишен всякого педагогического образования, и чутья, компетенции. Это позор. Она возглавляет надзор, и свои функции, с которыми не справляются и у них такие случаи бывают, она перекладывает на детей.

К. ЛАРИНА – Завтра будет в эфире она на «Эхо Москвы». Я думаю, что об этом может быть кто-нибудь и спросит.

СЛУШАТЕЛЬ – Это позорище. И мне стыдно за Асмолова, который ей не возразил и стыдно, что они так преподают психологию.

К. ЛАРИНА – Может, возразили, да убрали.

СЛУШАТЕЛЬ – Это бывает, но, во всяком случае, такое явление некомпетентности это позор.

К. ЛАРИНА – А второе наблюдение, у нас остается 10 секунд до конца эфира.

СЛУШАТЕЛЬ – Очень хорош был вчера Всеволод Шиловский.

К. ЛАРИНА – Это где?

СЛУШАТЕЛЬ – В «Линии жизни». Совершенно прелестная была передача. Спасибо вам за все.

К. ЛАРИНА – Спасибо вам большое за ваши наблюдения. Завершаем передачу, смотрите телевизор, слушайте радио. И до встречи в следующую субботу, в которой не будет Иры Петровской. Но будет кто-нибудь другой.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024