Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2010-04-24

24.04.2010
Человек из телевизора - 2010-04-24 Скачать

К. ЛАРИНА – Ну что, дорогие товарищи. «Человек из телевизора» здесь. Да не один. Ирина Петровская, Ксения Ларина, вы, дорогие телевизионные зрители. И они же радиослушатели. С чего начнем, с хорошего, плохого, ужасного. С хорошего.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тем более эта неделя располагает к тому, чтобы прокричать…

К. ЛАРИНА – Восторгнуться. Потому что событием телевизионным стал фильм «Зворыкин-Муромец», посвященный Зворыкину, изобретателю телевидения. Который мы так долго ждали, наконец был показан. Автор фильма Леонид Парфенов принимает поздравления и от зрителей и от коллег. По-моему это выдающаяся работа. Удивительной чистоты жанра. Я такой восторг испытала, у меня был такой порыв, я написала Парфенову в «Живой журнал» свой отзыв восторженный. И призналась, что я от телевидения таких эмоций не испытывала очень давно. Мне кажется это просто совершенное произведение. Ты не согласна?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я просто думаю, ты все скажешь. Хорошее говорить всегда намного сложнее, чем изгаляться по поводу плохого. Там всегда находятся самые яркие слова, эпитеты. Но приятнее, безусловно. Так получилось, что я вначале посмотрела вторую серию, на первую меня отвлекали, но, слава богу, все пишу. Для меня не откровение биография, хотя она потрясающая Владимира Зворыкина.

К. ЛАРИНА – Ты так знала хорошо ее?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, потому что мой муж, будучи теоретиком телевидения и практиком тоже, лет 10 назад чрезвычайно ею увлекся и у него тоже была идея делать фильмы. Он ездил в Муром, в технологический институт, был в этой лаборатории, где профессор Розинг проводил опыты. Мечтал просто. Болел этим. Даже написал в своей книжке, но коротко, как позволял формат учебника. Поэтому судьба этого человека была мне хорошо знакома вплоть до подробностей, когда он приезжал в Россию, как он тайком посетил Муром и так далее. И был фильм несколько лет назад, если не ошибаюсь, сделан он был в рамках программы «Цивилизация» Л. Н. Николаева, тоже посвященная Зворыкину. Но естественно в более традиционной манере. Здесь все совпало, потому что о судьбе этого человека необыкновенной рассказано…

К. ЛАРИНА – Необыкновенно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Кон…

К. ЛАРИНА – Конгениально.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В общем, тождественно судьбе. И видно, что в данном случае Парфенову это безумно интересно. Это всегда очень важно, заметно. И есть вещи, которые умеет только делать он, которые сделаны на невольном, он же не педалирует, невольном противопоставлении того, он как хранится память Зворыкина в Америке и того, как здесь. Ты наверняка помнишь кадры на старом муромском кладбище с разбросанными по земле непонятно, как они упали или какие-то вандалы постарались, плиты с фамилией Зворыкин, родственники. И много чего такого, что создает много каких-то дополнительных смыслов, помимо того, что есть главный смысл – как хорошо, что Зворыкин уехал. Повторяя Окуджаву. И хотя не педалируется эта тема, но она проступает, история века через судьбу человека.

К. ЛАРИНА – А сколько раз он возвращался. И даже у него были мысли – а может быть вообще остаться. Эпизод, когда с Капицей они разговаривали, когда он узнал что-то, что это такое…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно, и тут невольно совпало, что было на той же неделе ток-шоу «Справедливость», посвященный очередной раз тому, что вывешивают портреты Сталина, и был разговор о жертвах и в том числе туда пришел Сергей Петрович Капица. И конечно Петр Леонидович Капица жертвой не был, но он рассказал параллельную судьбу, это многим известно, мне по крайней мере, но когда Петр Леонидович Капица так же как Зворыкин, будучи уже английским ученым, приехал из Кембриджа читать лекции в Советский Союз, в 1933 или 1934 году и просто не выпустили назад, хотя у него была лаборатория, там были исследования. Другое дело, что его не загнали никуда в лагеря. Но организовали для него институт и он жил все равно в клетке, хотя и золотой, сделал очень много хорошего для тех товарищей, которые попали в реальное заключение. Просто пересечение этих судеб. Оказалось, что Зворыкин должен был на обратном пути из Советского Союза заехать в Кембридж навестить Петра Леонидовича Капицу. Который стал в этот момент невыездным. И множество таких подробностей и проделана грандиозная работа с поиском всей хроники с участием самого Зворыкина.

К. ЛАРИНА – Я хочу сказать, что Парфенов сказал, что вся хроника в этом фильме, это вся хроника про Зворыкина, больше ничего нет. Потому что можешь себе представить как мало материала, никаких запасов не осталось. Все что возможно было показать из его реальной жизни – он показал.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Помимо всего прочего он был человек, который чурался этой очевидной публичности…

К. ЛАРИНА – А здорово, когда он ругал телевидение.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это супермомент. Я знала эту цитату, что он говорил про телевизор то ли из фильма о Зворыкине, то ли еще из каких-то источников, у него была прекрасная фраза: что самое ценное он считает в этом изобретении. Он сказал: кнопку выключения. Здесь, по-моему, этого не прозвучало.

К. ЛАРИНА – Очень было трогательно, когда он ругался. Причем абсолютно сегодняшними словами.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это самый главный смысл, что человек изобрел чудо 20 века. Которое действительно сделало мир глобальной деревней и не только мир, но и прекрасные моменты, когда…

К. ЛАРИНА – Американцы на Луну высадились.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А когда-то в 20-м он говорил, что можно будет увидеть, что происходит на Луне. И пожалуйста, так все осуществилось. Но очень важный смысл – как можно это чудо использовать в совершенно иных целях, нежели об этом мечтал сам изобретатель. И как можно извратить саму идею, то, что в принципе заложено и могло бы быть благом, сделать реальным злом. И об этом говорят кадры, когда изобретали телевидение в Германии параллельно. Да и наша вся история и там есть замечательные кадры, когда Парфенов стоит, а сам он в телевизоре говорит: да здравствует партия и правительство. Ради этого изобреталось телевидение, чтобы тупой пропагандой его заполнить.

К. ЛАРИНА – Мне понравился образ, когда меняется время действия, перемена в театре, новая сцена, образ летящего сквозь планеты и звезды телевизионного приемника.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Там много всего как всегда очень изобретательного. Будучи абсолютно в техническом и физическом, в смысле наука физика, абсолютно непроходимо тупой, я все равно не могу представить даже как лампочка горит. Но как это все. Придумать вообще невозможно.

К. ЛАРИНА – Там очень подробно объяснили, что такое телекамера. Помнишь, среди этих пузырей он ходил. Внутри телекамеры.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И показывал, как вот здесь отражается на темном, на белом. Но представить себе этот процесс я все равно не в состоянии. Я только могу изумиться способности человеческого разума и мозга сделать то, чего никогда не существовало. Найти какие-то такие взаимодействия в физике и природе, которые позволяют сделать изобретение, которое переворачивает мир. Это мне никогда не постичь, но тем больше мое восхищение этими людьми, которые это могли сделать.

К. ЛАРИНА – Самое главное то, что получилась совершенно уникальная биография уникального человека. Этот образ настолько был осязаем, ощутим, ощущение рукопожатия напрямую с человеком.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А кадры, когда Леня в лодке на озере, над которым был развеян прах Владимира Кузьмича. И когда он говорит о том, как эфир, пришло как будто и ушло тоже в никуда. И я должна сказать, у меня возникла такая мысль, что этот фильм это оправдание этого изобретения великого чуда телевидения, потому что ради этого мне кажется можно изобретать эти чудеса. А просто так для того чтобы заполнить какой-то лабудой, то конечно обидно. Хотя и лабуда кого-то радует.

К. ЛАРИНА – Я хочу отдельно сказать по поводу исторических реконструкций, дело в том, что мы немножко не сошлись с Ириной в оценке, мне показалось, что это для меня это первый случай, когда кадры исторических реконструкций так плавно, очень тонко входили в ткань документальной истории.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Какая-то реконструкция, скажем, с детством Зворыкина абсолютно меня убедила.

К. ЛАРИНА – Обычно все время ощущение художественной самодеятельности. Мы, к сожалению, этого делать не умеем.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не понравился в роли реконструктора Шакуров, потому что он, после того как сыграл роль Брежнева мне кажется застыл некоторым образом на этом образе

К. ЛАРИНА – Не согласна. Мне очень понравилось, они не играли впрямую.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тем не менее, он говорит этим же каким-то нарочитым голосом брежневским. Мне он не показался убедительным. Когда он молчал, было очень хорошо.

К. ЛАРИНА – Короче, я хочу сказать, что мне понравилось очень все. И артисты, я хочу их назвать, сказать огромное спасибо. Сергею Шакурову, которого Ира уже назвала, хотя он ее не очень убедил, а меня очень. Лариса Кузнецова, замечательная в роли его жены. Прекрасный Влад Ветров в роли профессора Розинга, вообще вся эта тема такая щемящая и когда он приехал и узнал, где он находится…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Более того, он приехал через несколько месяцев, после того как профессор сгинул в своей Архангельской не в лагере, а ссылке. И он опоздал я думаю, что если бы он приехал раньше или господь бы дал жизни немного больше профессору Розингу, то наверное он бы добился, чтобы его выпустили из ссылки, поскольку в нем были очень заинтересованы. Но такие иногда трагические, иногда страннейшие какие-то пересечения. Это, безусловно, событие и с этим образом Муромец…

К. ЛАРИНА – Давай прочту, завершая эту тему, чтобы не мучить наших слушателей нашими восторгами. Восторги вам не нравятся, когда ругаемся тоже не нравится. Что вам нравится-то?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне кажется, не восторгов, а очень наконец светлого впечатления, думаю, что не только у нас одних накопилось.

К. ЛАРИНА – США нам пишут из Бостона. «Два вечера наслаждения у телевизора заслуга гения журналистики – Леонида Парфенова. После блистательного фильма "Зворыкин-Муромец" другим телевизионным биографам нужно крепко подумать, прежде чем браться за дело. Фильм чем-то напомнил мне по своему отношению к Зворыкину, чью биографию так тонко и с величайшим тактом рассказал средствами телевидения Парфенов, напомнило мне творчество Ираклия Андроникова, его устные рассказы. И еще. Главное, как сказал, предваряя…», - тут я уже не понимаю. Простите, я не поняла, там какие-то обрывы фраз. Главное я прочитала. Все?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Все, только Америку, ты так решила? А наша Раша.

К. ЛАРИНА – Давай дальше пойдем. Я хочу перейти к страшному ужасу. Вот. Девчата.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это мы?

К. ЛАРИНА – Пишет нам Кемерово. «Девчата» - женский аналог «Прожекторперисхилтон», с участием Ксении Собчак, Марины Голуб, Риты Митрофановой и Туты Ларсен. Уважаемые ведущие, неужели наше телевидение деградировало настолько, что кроме как скопировать передачу у конкурента ничего не может? Или деньги и рейтинги настолько захватили умы теленачальников, что им плевать на зрителя, лишь бы конкуренту было плохо? Ну и конечно, удивляет востребованность Ксении Собчак: она представлена в различных амплуа на всех крупных каналах, начиная с Дома-2». Ужас, ужас. Мы вчера случайно это увидели.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Во-первых, это не было в программе. Видимо, решили так…

К. ЛАРИНА – И надеюсь, не будет больше никогда.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Опытным путем проверить, может быть, вдруг зрители поведутся на это. Действительно вместо четырех мальцов, пацанов, хлопцев сидели 4 девицы не под окном, а за столом. И пытались также шутить. Здесь единственное возражение написавшему нам слушателю, что можно копировать форму, но невозможно копировать содержание. Точнее можно даже попытаться это скопировать.

К. ЛАРИНА – Это уж совсем внаглую, весь формат слямзили.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Допустим, но для этого нужен талант.

К. ЛАРИНА – А зачем, даже если он есть?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Допустим, я говорю. Потому что если есть талант, то и формат похожий, начинает по-другому выглядеть, но когда здесь все чрезвычайно натужно, глупо и тупо, то ничего кроме недоумения не остается, когда эти девчонки шутят и сами страшно радуются своим же, сценарным, заранее заготовленным шуткам…

К. ЛАРИНА – Конечно, в чем главная разница. Они совершенно не умеют шутить, они читают наизусть или по суфлеру шутки. Нет ощущения импровизации. И натужный их смех собственный.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я думаю, что «Прожекторперисхилтон» тоже часто произносит, может быть, не свои шутки, потому что там огромная сценарная команда.

К. ЛАРИНА – А шутки Цекалы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет. Там специальная большая команда. Если бы это были шутки Цекалы, он бы сам их произносил. А он этого не делает, сидит, как правило, тихо. И наблюдает за своими подопечными молодыми бойцами юмористического фронта. Бойцы делают это органично, по всей видимости, они все-таки тоже адаптируют под себя…

К. ЛАРИНА – И даже когда их заносит страшно, в пошлость уносит, но это их…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Юмор такая тонкая материя, а с другой стороны такая грубая, что эту грань перейти сам не заметишь. Особенно в своей прекрасной мальчуковой компании, когда иногда не понимаешь уже действительно, куда тебя понесло. Здесь я не вижу никакой перспективы у этого формата. Что касается Ксении Собчак, то конечно первое, что мне приходит в голову это восхищение работоспособностью. Потому что даже если бы мне сейчас было 28 лет, то если бы я поработала столько хотя бы в течение трех дней, то безусловно я бы умерла от перенапряжения. Как она это выдерживает, я не понимаю.

К. ЛАРИНА – Ну пожалей.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это мое восхищение, второй вопрос, что скоро известный и набивший всем оскомину анекдот про Леонида Ильича Брежнева, который появляется на всех каналах, а на последнем сидит человек в штатском и говорит: я тебе попереключаю. Вот скоро Леонид Ильич будет забыт, потому что ему же за сто лет перевалило, а скоро это можно будет рассказывать про Ксению Собчак и все абсолютно поймут. Только единственное непонятно, кто будет этим пальчиком грозить. В крайнем случае, я думаю, найдут. За последнее время Дом-2 как был, так и есть. Появился «Идеальный мужчина» на СТС. Где они с Тиной Канделаки, я еще правда ни разу не видела. Не могу попасть. Время от времени идет «Блондинка в шоколаде».

К. ЛАРИНА – Она собирается следующий цикл снимать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не говорю уже о «Свободе мысли» на Пятом канале, которая призвана несколько изменить этот имидж. Плюс она танцует в танцах со звездами. Совсем недавно вела «Последнего героя» на Первом канале и «Две звезды». И теперь эти «Девчата». То есть нет слов, чтобы выразить свое изумление. Есть, конечно, еще один такой персонаж крайне востребованный – Ваня Ургант, который ведет «Смак», «Большую разницу», «Прожекторперисхилтон», и катается с Познером, открывая то Америку, то Францию. Появляется на разных концертах Евровидениях и прочее. Но он хотя бы лицо одного канала и не происходит этого изумления, когда ты тыкаешь на любую кнопку, и везде сидит Ксения Собчак.

К. ЛАРИНА – То есть такая драка за нее.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Видимо, да. Но если еще хотя бы парочку каналов, то у меня ощущение, что у самой Ксении Собчак просто не хватит времени физического в сутках или она таким образом устраивает свое время, что так возможно.

К. ЛАРИНА – Вообще там не только Ксения Собчак, там все очень невыигрышно смотрятся.

И. ПЕТРОВСКАЯ - При всем этом, если брать всю четверку, она хотя бы пытается выглядеть естественно. Все остальные вообще не понимают, что они там делают.

К. ЛАРИНА – Я там не знаю некоторых. Кто такая Рита.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ведущая радио, раньше была на другом радио, а сейчас как будто бы на «Маяке». Туту Ларсен ты знаешь, потому что она тоже довольно вменяемая ведущая.

К. ЛАРИНА – Женщинам вообще шутить противопоказано. Это невозможно. Единицы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я бы не стала по половому признаку.

К. ЛАРИНА – Но есть вещи, которые противопоказаны женщине. Нельзя этого делать. Я в абсолютно несвойственной мне манере выступаю. Мне кажется, что юмор и женщины две вещи несовместные. Там плановый юмор, юмор как жанр, не как импровизация, не как появился, реплику бросил, все засмеялись. Удачно пошутила ведущая. А здесь когда стоит как основной жанр, стержень программный. Невозможно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Стержень это в мужской программе.

К. ЛАРИНА – Смеяться можно, шутить – невозможно. Давай послушаем телефон.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я пока мучительно думаю, могут женщины все-таки шутить или нет.

К. ЛАРИНА – Нет, вторым номером – пожалуйста. Как Лазарева с Шатцем. Прекрасно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Кстати, Лазарева ведь очень удачно шутит.

К. ЛАРИНА – Вторым номером.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Лолита тоже, например, временами…

К. ЛАРИНА – Неудачно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Бывало, когда удачно.

К. ЛАРИНА – Все равно это реплики, это не выступление. Есть разница между репликой, которую человек подает по ходу и это попадает, смешно, остроумно, а другое дело практически моновыступление. Когда сидят 4 человека и все обязаны шутить.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Был вчера Губерниев.

К. ЛАРИНА – И что Губерниев тоже идиотом там смотрелся в этой компании. А Марину мне так жалко Голуб, я потрясена. Потому что она артистка Московского Художественного театра, играет сейчас трагическую роль Васса Железнова. Невозможно это нельзя, это невозможно совместить. Я на этом стою.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Совместить можно все, что угодно. Потому что артист играет сегодня Вассу Железнову, а завтра…

К. ЛАРИНА – Она здесь не играет никого. Она выступает от имени себя.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В этом проблема, когда артист начинает говорить от себя или может быть написанные слова, но это совершенно неорганично.

К. ЛАРИНА – Абсолютно чуждое ей пространство, я не понимаю, где они могут соприкасаться, в каких пространствах артистка Голуб со светской львицей Ксенией Собчак.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А любых абсолютно. Она проводит корпоративы точно так же, как Ксения Собчак.

К. ЛАРИНА – Нет, другое окружение совсем.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Она была на фестивалях. Кстати я ее видела на Кинотавре…

К. ЛАРИНА – Там артисты все-таки есть.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но она проводила вечеринку и выглядела вполне органично.

К. ЛАРИНА – Майонез и девчата они обязательно отзовутся…

И. ПЕТРОВСКАЯ - И средство для чистки унитаза.

К. ЛАРИНА – Они отзовутся, невозможно как есть артист питерский, по-моему, Паршин, который в телевизоре рекламирует средство от импотенции. А по вечерам играет Федю Протасова. На сцене Александринки. Невозможно это. Нельзя этого делать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - К вопросу о том, кто чего делает. Вчера был ужасающий эфир «Пусть говорят».

К. ЛАРИНА – Про избитую сваху.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Но она действительно сватает в программе «Давай поженимся» и приобрела сокровище в своего садиста-мужа, как раз на этой программе. И больше всего меня изумило конечно не то, что у женщин бывают всякие закидоны, и влюбиться можно, и бьет, значит любит, и все остальное. Меня удивило, зачем человек это несет в массы. Особенно было трогательно, когда женщина уже явно не ксюшесобчаковского возраста, меня говорит: меня защитить некому, я сирота. Временами просто нападал гомерический хохот, а с другой стороны конечно и жалко, но потом я представляю, каждый день идет эта дурацкая программа «Давай поженимся», теперь все будут сидеть и еще эту сваху…

К. ЛАРИНА – Может быть это пиар какой-то.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А чего тут пиарить?

К. ЛАРИНА – А может это был грим ее избиение. Может быть вообще это придуманная акция.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Меня в данном случае совершенно не волнует…

К. ЛАРИНА – А чего ты тогда так возмущаешься. Абсолютно малаховская программа.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Когда приходит какая-то тетя Маша…

К. ЛАРИНА – Жасмин была такая же избитая.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но там была хотя бы какая-то история, известный муж богатый, но здесь просто абсолютно семейная разборка, человек, который учит, более того, книжки на эту тему пишет, я имею в виду Розу, что нельзя терпеть, надо если чего уходить. И тут такой просто бред сивой кобылы.

К. ЛАРИНА – Здесь нам пишут по поводу женского юмора, а как вам с Ириной актриса Анна Ардова. Одна за всех. По-моему, гениально.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это скетчи.

К. ЛАРИНА – Конечно, она же не ведет эфир. Она играет несколько ролей, блистательно это делает. Замечательная артистка. Но представьте себе, если мы ее посадим и скажем: шути, Анька, вот тебе час, сиди шути. Представьте себе, что это будет. Чудес не бывает. Кто-то очень точную формулу написал, что мужчины умеют смешить, а женщины смеяться.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И то не все и не все мужчины умеют смешить, между прочим. Для мужчины тоже нужно иметь определенный склад ума, как у Урганта, чтобы это было, даже если он говорит с серьезным лицом, чтобы было действительно остроумно и смешно. И, в общем, там все ребята умеют…

К. ЛАРИНА – Девочки, короче, смейтесь, но не шутите.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, шутите, но только когда хочется пошутить, а когда по сценарию надо сидеть и шутить. И кстати длиннющая какая программа. Тоже типа чуть ни 50 минут.

К. ЛАРИНА – Мучительная. Давай мы телефон включим. Давайте мы не будем зацикливаться только на двух программах, о которых мы успели поговорить. Был и Познер с Явлинским, и еще много чего. Алло. Добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Меня Георгий зовут. Вот вы сейчас говорили про то, что Ксения Собчак на каждой программе появляется. А я хотел продолжить разговор вот в какой плоскости. Я люблю документальные фильмы смотреть и последние несколько лет я заметил, что за кадром, какой бы фильм ни смотрели, совершенно разных жанров, будь фильм о Борисе Пастернаке или катастрофа над Боденским озером или историческая хроника или криминальное расследование, с вероятностью 80% вы получите закадровый голос один и тот же – а конкретно мрачный тяжелый бас Сергея Чонишвили. Мне просто интересно, ну к нему конечно претензий нет, капусту рубит человек…

К. ЛАРИНА – Авторы видимо, считают, что это самый лучший закадровый голос.

СЛУШАТЕЛЬ – Неужели рейтинг так упадет, если кроме как Сергея Чонишвили никого в России нет.

К. ЛАРИНА – Не знаю. Сейчас Ира объяснит.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это специально сделано, на каждом канале Чонишвили это голос Первого канала.

К. ЛАРИНА – Я его везде слышу.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Там есть еще на каком-то канале некий Клюквин…

К. ЛАРИНА – Не некий, а артист Малого театра. Очень хороший.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Александр Клюквин, очень хороший. А на канале НТВ все эти страшилки…

К. ЛАРИНА – Полянский.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не только, еще его тут представили на программе «Гуд бай, Ленин» Константин Плошкин или что-то в этом духе. С такими голосами. И это кто-то придумал, что должен быть фирменный голос.

К. ЛАРИНА – А мне кажется, что Чонишвили на всех каналах. Я его в разных каналах слышу.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет.

К. ЛАРИНА – Может фильмы какие-то показывают, туда-сюда гоняют.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Скорее всего. А в принципе у каждого канала, у основных есть какие-то свои еще голоса. Я лично знаю, что например…

К. ЛАРИНА – Я не слышала на нишевых каналах, маленьких каналах.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Делали в разное время программы и озвучивали собственным голосом вполне хорошим женским, если женщина делала или мужским, если делал мужчина. А женщина может хорошим голосом озвучить, может шутить не умеет, но говорить может. И голос бывает очень привлекательный. Как у нас с тобой. И в какой-то момент просто запретили на канале это делать, кстати, это касалось в тот момент чуть ли ни канала «Культура», хотя могу ошибиться. Запретили это делать, нужна унификация. Это специально делается, это не потому что нет других голосов или оскудела земля русская.

К. ЛАРИНА – Но вообще это ужасно грустно, какого-то разнообразия хочется. Поэтому ощущение, что все фильмы под копирку делаются.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Они делаются под копирку не только по голосу. Они же еще по трафарету большинство документалки сделано в зависимости от темы. Если это про артиста, то есть такой набор стандартных приемов, если артист живой, интервью кусочек из сыгранной роли в театре или кино, интервью с друзьями, синхрон с женой, мамой, если жива. Если не живой, то соответственно все то же самое, только с синхронами уже ушедшего из жизни и дальше идет закадровый. Все это понятно.

К. ЛАРИНА – Перестаньте, пожалуйста, обсуждать говно, - с уважением Сергей.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну мы еще пока не дошли. Это еще только подступы.

К. ЛАРИНА – Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Меня зовут Диана, я хотела бы обсудить с вами передачу, которая была показана по России-1. Это к сожалению было не на этой неделе, было накануне Пасхи. Автор ее Сергей Пашков. И были показаны события 3-4-летней давности, когда произошла в Храме Гроба Господня, в красках было показано, потасовка между священником Греко-католической церкви и армянской. Не смотрели? Хотелось бы знать ваше мнение.

К. ЛАРИНА – А почему вам так запала вся эта история?

СЛУШАТЕЛЬ – Очень запала, потому что я считаю, что накануне великой субботы эта передача была просто оскорбительной.

К. ЛАРИНА – У нас столько всего показывали и в субботу и накануне субботы. А уж в Пасху нам такое иногда показывают что просто…

СЛУШАТЕЛЬ – Политика канала Россия-1.

К. ЛАРИНА – Они об этом не думают. Они просто взяли что называется тематическое кино это же было.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Там, судя по анонсу, я тоже не видела, было посвящено Иерусалиму, может быть там это была одна из сцен, один из эпизодов. Кстати это была не потасовка священников, а там осадили этот Храм Гроба Господня, я не помню, кто, палестинцы или кто-то, взяли. Неважно, в общем, я не думаю, что это политика канала. Потому что этот канал отличается очень уважительным отношением к Богу, церкви.

К. ЛАРИНА – Это же фильм был не об этом случае.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Судя по анонсу – не об этом.

К. ЛАРИНА – Поехали дальше. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Я хочу высказаться по поводу программы по телевидению. Во-первых, я вчера случайно включила «Девчат», мне 70 лет, и я из Твери, слушайте, меня чуть не вырвало.

К. ЛАРИНА – Хорошая реакция, здоровая.

СЛУШАТЕЛЬ – Это же пОшло.

К. ЛАРИНА – Организм сопротивляется.

СЛУШАТЕЛЬ – Глупо, пошло, ужасно. Зачем суют везде эту…

К. ЛАРИНА – Дальше пошли.

СЛУШАТЕЛЬ – Я вам делаю замечание. Почему я в восторге от Парфенова, почему не вспомнили его сериал по Уралу.

К. ЛАРИНА – Мы про него говорили, когда он шел. «Хребет России».

СЛУШАТЕЛЬ – Это великое достижение.

К. ЛАРИНА – Да, да.

СЛУШАТЕЛЬ – А еще у меня претензия. По какой причине мусолят Малахов+ второй год одно и то же общеизвестные истины. Надоело.

К. ЛАРИНА – Какие?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы про Малахов+ не говорили уже года два.

К. ЛАРИНА – А кто это?

СЛУШАТЕЛЬ – Малахов этот знахарь.

К. ЛАРИНА – А что тут сделаешь, значит кто-то это смотрит, рейтинги хорошие.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А кто мусолит-то?

К. ЛАРИНА – Он.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Сам себя.

СЛУШАТЕЛЬ – Третье. По какому случаю лучшие хорошие программы закрывают? К примеру, я старый человек, у меня внуки. Была программа «Угадай мелодию». Я каждый раз отгадываю, мне внук говорит: бабушка, какая же ты эрудированная.

К. ЛАРИНА – Программы уже сто лет как нет.

СЛУШАТЕЛЬ – Да, но так жалко.

К. ЛАРИНА – Ну так что же теперь делать. Программа тоже имеет свой ресурс.

СЛУШАТЕЛЬ – А Малахов+ без ресурса.

К. ЛАРИНА – Не волнуйтесь, и его снимут когда-нибудь. Дожить бы до этого времени.

СЛУШАТЕЛЬ – И еще. Была замечательная программа для детей о животных. «Сами с усами». Тоже закрыли.

К. ЛАРИНА – А у нас теперь есть программа похожая, которую Ира Петровская ведет на канале «Домашний». Как она называется?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Неважно, как называется.

К. ЛАРИНА – Нет, скажите.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не «Сами с усами».

К. ЛАРИНА – А как?

И. ПЕТРОВСКАЯ - «Сами с усами» это программа с участием Н. С. Михалкова. А мы совершенно с другими людьми общаемся и совершенно без усов и просто с хорошими людьми.

К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Хотелось бы сказать о новых проектах на «Культуре». «Магия кино» в новом формате должна была выходить.

К. ЛАРИНА – И как вам?

СЛУШАТЕЛЬ – Ужасно.

К. ЛАРИНА – Скажите, почему, а потом мы поддержим вас.

СЛУШАТЕЛЬ – Из-за ведущих, ужасно жаль гостей, которые приходили, Попогребский, Соловьев.

К. ЛАРИНА – Люди-то настроены на серьезный разговор. Меня удивляет, они пришли с открытым сердцем, что называется. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ – Анатолий.

К. ЛАРИНА – Спасибо большое. Пришли в программу, в которой есть свой бренд, своя история. «Магия кино» начинал вести и делал это блестяще Сэм Клебанов. Это был стиль очень выдержанный тонкий, она была интересна всем. Это была программа для тех, кто любит и знает кино. Потом был Василий Пичул, на мой взгляд, это было немножко похуже.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Еще Егор Кончаловский.

К. ЛАРИНА – Да, это больше было похоже на спутник кинозрителя. Сейчас было заявлено, что будет диспут и спор ведущих. И то, что я Ире сказала, я сама себя процитирую…

И. ПЕТРОВСКАЯ - А я можно тебя процитирую. Мы начали смотреть, естественно, не вместе, а параллельно по телефону общаясь и мне приходит sms от Ксении: первый раз такое вижу. Они спорят по написанному. Я написала немедленно: не верю. Потом присмотрелась, таки да, вот значит актерская сущность. Она сразу это углядела, действительно это абсолютная дичь, когда два человека, обращаясь друг к другу, Петя, Ваня, на самом деле один Михаил, другой Олег, говорят как обычно на корпоративах или концертах больших, двое ведущих разыгрывают…

К. ЛАРИНА – А что Снегурочка. Не включить ли нам елку.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, елочка, второй говорит: зажгись. И все. И вся магия не только кино, но и телевидения мгновенно куда-то испарилась. Потому что я начала смотреть и поняла, куда они смотрят, на суфлер, конечно. И действительно я такое тоже вижу первый раз. Хотя видимо, у нас полна чудес могучая природа телевидения.

К. ЛАРИНА – Заявлено было, самое главное это абсолютно мертвая программа. Как вы этого не понимаете, господа креативщики.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Она мертвая именно еще и поэтому.

К. ЛАРИНА – Только поэтому. Потому что если вы берете двух ведущих и заявляете, что между ними будет спор, то какой же смысл писать им тексты я не очень понимаю. Даже если они сами их написали. В чем я, кстати, тоже почти уверена, потому что Олег Шишкин, которого я знаю, он драматург по своей сегодняшней специальности. Он пишет пьесы, он блестящий публицист. И кстати прекрасный полемист. Что он не раз демонстрировал, в том числе и на различных ток-шоу. Он, например, был в ток-шоу в Собчак и Вайнштейна «Свобода мысли», как автор «Анна Каренина-2» когда они там говорили про то, что нужно делать с классикой. Прекрасно говорит, остроумный, реактивный, прекрасная реакция. Я вообще не понимаю, зачем нужно было это делать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тебе скажу. Был такой советский принцип. Он возвращается. Сначала завизируй, а потом импровизируй. Тут такого можно наимпровизировать, хотя и в записи.

К. ЛАРИНА – Ну тогда зачем ты согласился, обращаюсь я к Шишкину, на этот формат. Если ты человек, который, ты знаешь, что такое телевидение, ты же видишь этот телевизор, знаешь, из чего он состоит, ты знаешь, как подставляют талантливых людей. Так захотелось, зачесалось, захотелось. Ну, взял сам себя угробил. Второго меньше знаю, поэтому обращаюсь к другому.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Про хорошее можно скажу.

К. ЛАРИНА – Жалко, программа хорошая могла бы быть.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне показалось и интересным и перспективным. Я увидела программу в новом формате Сати Спиваковой «Нескучная классика».

К. ЛАРИНА – А тебе не кажется, что это сворованный формат у Артема Варгафтика «Оркестровая яма».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, почему-то не показалось.

К. ЛАРИНА – Первый человек, который сделал нескучную классику на нашем телевидении, это был Артем Варгафтик.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нескучная классика как понятие…

К. ЛАРИНА – Как форму, разговора о классической музыке. В форме ток-шоу это сделал Артем.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но дело в том, что я не хочу употреблять никаких слов «сворованный», «несворованный». Потому что это идея я думаю, многократно использовалась на разных других…

К. ЛАРИНА – У нас не было. Он придумал этот формат. Он его сделал.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы отвлечемся, мало ли сколько форматов придумано, а следующий человек делает…

К. ЛАРИНА – Зачем хорошие программы убивать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это произошло не сейчас, а много лет назад.

К. ЛАРИНА – И вернулись к этому же.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну хорошо, и слава богу. Все равно, все-таки ты удивительно в этом смысле нетерпимая. Ну хорошо, вернулись и в этом формате мне показалось, что и Сати Спивакова более убедительна, чем в предыдущем, где были просто интервью, и в нем есть определенная потенция, потенциал…

К. ЛАРИНА – Мой пафос связан только с тем, что справедливость должна восторжествовать. Эту передачу придумал для канала «Культура» Артем Варгафтик. Она была очень хорошая программа. Необычная.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет ее уже несколько лет.

К. ЛАРИНА – Зачем было убивать?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Спорить бессмысленно. Тогда в тот момент, причем даже при другом руководстве. Я тебя умоляю. Давай вспомним еще бабушку.

К. ЛАРИНА – Нет, это не бабушка. Это совсем недавно. Это наши дни.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я хорошо очень отношусь и к Артему Варгафтику, и к его программам. Но в данном случае одно совершенно не исключает другого, появление определенного возможно схожего формата, но, тем не менее, разговор с М. М. Плисецкой, я не могу даже рассказать, кто был из-за твоих упрямств в эфире. Нет, последнее за тобой должно быть слово. Прям сейчас как…

К. ЛАРИНА – Давай, вон там лежит.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Девчонки, девчата.

К. ЛАРИНА – Вон то бери большое.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Дубина?

К. ЛАРИНА – Принтер.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Дубина народной войны, в общем, мне понравилось. И М. М. Плисецкая в этом формате и то, как Сати вела этот разговор. И то, что сюда привлекаются дети из художественных хореографических и прочих заведений. Это я к тому, что было хорошо. Плюс, конечно, вызвало определенное изумление появления Григория Явлинского в программе Познера.

К. ЛАРИНА – Который будет баллотироваться в президенты.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это он сказал, возможно, при определенных условиях. Но думаю, что этих определенных условий, скорее всего, не наступит никогда. Именно этим и объясняется то, что его позволили, наконец, пригласить. Потому что когда человек не представляет уже никакой опасности, то и пусть поговорят. И вообще за эти меня неоднократно спрашивали: это знак чего, что какое-то потепление, отепление, а я вдруг подумала, что действительно периодически кто-то где-то появляется. На НТВ в «Честном понедельнике» Новодворская назвала нынешний режим путинской гэбистской хунтой. Я поняла, что, скорее всего, там, где контролируют наш эфир, вдруг подумали, что сдерживать и закручивать в нынешних условиях значения не имеет, потому что кто бы чего ни сказал, все равно это тоже уже никто не воспринимает во-первых, всерьез, а самое главное, на это просто надо не реагировать. Поэтому такое ощущение некоторого потепления. Вы говорите, а мы все равно реагировать не будем, конечно, до поры, до времени. А тем более все в записи. И все равно можно все откорректировать. Но мне кажется, что наступил момент, когда они решили, собака лает, а караван все равно идет.

К. ЛАРИНА – И то не всякая собака.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, безусловно…

К. ЛАРИНА – Долетит до середины Днепра.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Редкая я бы сказала. Редкая собака летающая… Ну вот, тем не менее, все равно почему-то какой-то ностальгией повеяло. Я вспомнила, что когда я еще ходила на выборы, то я тоже за «Яблоко» голосовала. Конечно, Явлинский умный человек, хотя в данном конкретном формате мне показалось, был исключительно как-то аккуратен.

К. ЛАРИНА – А я с удовольствием посмотрела.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я с удовольствием, но именно что называется по старой памяти, тем более речь в основном шла о том, что…

К. ЛАРИНА – Неглупый человек и очень точно диагноз ставит современному обществу.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но речь, тем не менее, шла в основном о прошлом, о его заслугах.

К. ЛАРИНА – Он тоже сказал об этом очень откровенно, что он не разделяет политики нынешнего руководства.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да.

К. ЛАРИНА – Это прозвучало.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И что при нынешних условиях, когда нет свободы, нет конкуренции политической, все прозвучало. Но мне все равно кажется, это такой момент, что решили - да хрен с ними, пусть брешут. Кто там особенно будет к этому прислушиваться.

К. ЛАРИНА – Ты сам себе противоречишь, друг.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Почему?

К. ЛАРИНА – Сестра. Ты мне говорила сама, что я верю, я оптимист, вот оттепель наступила. Я вижу, как все меняется в телевидении, я вижу новые лица.

И. ПЕТРОВСКАЯ - До такой степени вот так с горящим глазом я вообще так редко говорю. И оптимист. Когда я видела и вижу какие-то маленькие ростки чего-то, проблески, то я, безусловно, пытаюсь проникнуться оптимизмом. Но потом я все равно на каких-то других примерах убеждаюсь, что нет, это все не так. Единственное, что мне сегодня по-настоящему внушает оптимизм, это подъем хотя конечно это в процентном отношении ничтожный, но такого определенного гражданского сопротивления, которое имеется в Интернете, или точнее такого протестного. То есть люди моментально понимают, когда им вешают лапшу…

К. ЛАРИНА – Туфту.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И я увидела, прежде неувиденный выпуск «Свободы мысли» и посмотрела его в Интернете, посвященный фотожабам по поводу Никиты Михалкова. Еще до премьеры. Этого слогана «великое кино о великой войне». И там с одной стороны Федор Бондарчук просто по необходимости защищал честь и достоинство Никиты Сергеевича. А с другой стороны сидели молодые люди, блогеры, которые очень грамотно и правильно это сказали, что нынешнее сообщество оно уже не может мириться с этим высокомерием, с отношением ко всему народу как к быдлу, которое все сожрет и это их протест своеобразный весьма. Иногда за гранью вкуса. Но хорошо, что это есть. И что эти люди, на которых как будто бы рассчитано кино, реагируют таким образом.

К. ЛАРИНА – Ира, я хотела буквально назвать несколько передач, которые наши слушатели хвалят. И мне кажется, стоит к этому присоединиться. Лекции «Академия» на канале «Культура», как пишут наши слушатели, абсолютно космический прорыв нашей культуры, эрудиции, юмора к просвещению, к его следствию, к свободе, - пишет Лара.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Восходит к лекциям Лотмана.

К. ЛАРИНА – Это очень важно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но только время опять же очень неудачное.

К. ЛАРИНА – Может они пробуют. Но, во всяком случае, это стоит отметить. И еще я стала сейчас смотреть, стараюсь смотреть Тиграна Кеосаяна. Мне кажется, что у него очень удачный сейчас формат, за ним очень интересно наблюдать, у него очень нестандартные гости, темы он выбирает на канале ДТВ.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А я по-прежнему подсажена вплотную на «Справедливость» Макарова. И, честно говоря, я им восхищаюсь именно как ведущим.