Человек из телевизора - 2009-12-19
К. ЛАРИНА – Еще раз объявляю тем, кто не знает, чтобы вы не удивлялись, именно сегодня программа «Человек из телевизора» выходит в эфир сейчас, в это время, а программу «Музейные палаты» вы услышите после 11 часов. Это связано с тем, что сегодня Москва прощается с Егором Гайдаром и мы с Ирой Петровской, приветствую тебя, после передачи тоже поедем в ЦКБ, где состоится прощание с Егором Тимуровичем для того чтобы ему отдать дань памяти и сказать ему большое спасибо за то, что он успел за свою несправедливо короткую жизнь сделать для нашей страны и, в конце концов, для тех, кто будет после нас. Надеемся, почти уверены в том, что те, кто будут жить после нас, этот вклад Егора Гайдара в историю страны, России, демократии российской обязательно оценят.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тоже надеюсь, я бы еще добавила, что и для нас многих тех, кто был тогда совсем молод, и мы тоже как и все остальные люди пережили тяжелые времена, но, тем не менее, общая стартовая ситуация оказалась очень плодотворной для именно молодых и деятельных людей. Понятно, что действительно старики пережили это все более тяжело, а может быть даже до конца и не пережили. Но, к сожалению действительно выхода другого не было, и когда я сейчас смотрела две программы, спасибо телевизору, хотя и трагический повод, тем не менее, два канала сочли необходимым именно в этот трагический день, в день, когда не стало Гайдара, показать повторы программ с ним. Он был, как мы знаем, не просто нечастый гость, а вообще не гость. Его не звали на протяжении многих лет никуда в телевизор. Или очень эпизодически, редко. Хуже было, когда в разных фильмах, которые появились тогда достаточно недавно про лихие 90-е, исключительно одной краской мазали и его, и всех других людей, которые в то время действовали. Я понимаю, с одной стороны здесь был такой эффект…
К. ЛАРИНА – Когда человек умирает.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Отстранения что ли. Уже состоявшегося, ты уже знаешь, что его нет. И тем более напряженно вслушиваешься, что он хотел сказать и что донести. Что у Познера, что в «Школе злословия». И вчера Арина Бородина сказала, кажется, она сегодня в своей колонке сказала, что 20% в ночи смотрели Гайдара. И для меня это, несмотря на трагическую ситуацию, очень хороший знак. Потому что значит эти 20% людей, возможно, используя этот повод, захотели, может быть, что-то понять все-таки более глубоко и широко и, может быть, часть из них избавилась от этого стереотипа, что исключительно злодей в истории России. И особенно у Познера, потому что это 2009 год, 2 марта писалось. Программа «Школа злословия» 2007 год. Так вот особенно там было видно, как Егор Тимурович все равно переживает эту внутреннюю драму. Его же все время обвиняли, что он с холодным носом экспериментатор над народом. Нет, понятно, что и он, и его соратники пошли на все это осознанно, потому что просто не было другого выбора и выхода. История знает множество случаев, когда из самого страшного и страшного приходилось выбирать по этому принципу. Страшное, но не самое ужасное, то есть это не развал страны, не братоубийственная война и не голод, который действительно реально грозил тогда и мне странно, что очень многие люди как будто бы это забыли. И как будто бы считают, что вот так было все прекрасно, потом бах, пришли младореформаторы.
К. ЛАРИНА – Сегодня утром наши коллеги Володя Варфоломеев и Аня Трефилова вместе со слушателями вспоминали те годы, что приняло правительство Гайдара, какую страну, в каком состоянии. На конец 80-х годов, 90-й год, когда в магазинах вообще ничего не было. И удивительно находились люди среди наших слушателей, которые звонили и говорили: это неправда, все было. А в 1992 все пропало. То есть настолько аберрация памяти, она какая-то дикая. Я этого понять не могу. Мы даже не вспомнили, что карточная система у нас была в 1990 году. Карточки на масло, сахар, на сигареты и водку. Забыли про это все. Что вообще ничего не было.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Больше того, у меня тогда был маленький ребенок, поэтому я очень хорошо это помню. На каком-то осязаемом физическом уровне. Ребенок заболел и когда папа спросил: что ты хочешь съесть, когда дети болеют, все сделаешь и в лепешку расшибешься. И дочь моя маленькая сказала: я хочу сырок «Дружба». В общем, не ахти какая мечта. Он объездил весь город, была зима, и он, взрослый мужчина вернулся и плакал реально, потому что он не мог купить своему ребенку заболевшему просто паршивый какой-то сырок «Дружба». Действительно я помню этот кошмар и толпы, когда ждали люди…
К. ЛАРИНА – Когда что-нибудь выбрасывали в гастрономе.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Молоко. Не ветчину, не сыр «Рокфор». А именно стояли толпы, зная, что к этому моменту контейнерами вывозили…
К. ЛАРИНА – И люди толпой налетали, за секунду все.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Тут же что-то рвалось, молоко лилось, все кричат, кошмар, истерика. Поэтому что тут говорить. И поразительно, насколько после того как было самое непопулярное решение принято – отпущено цены – поразительно, как действительно быстро ситуация изменилась. И когда говорят, что да, но не все могут себе позволить. И это я пожалуй уже теперь не приму. Потому что в малых дозах…
К. ЛАРИНА – Можно было себе позволить. Предметы первой необходимости и продукты первой необходимости мог позволить себе каждый.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно, в Москве другая немножко ситуация. Но, тем не менее, в разных магазинах, я не хожу в какие-то супердорогие бутики еды, очень много очень пожилых людей, которые покупают и того, и сего, и, во всяком случае, это есть. Нет этого страшного унижения тем, что ты все время находишься в поисках добычи пропитания.
К. ЛАРИНА – Рыщешь как волк голодный.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И это слово «выбросили», оно сейчас исчезло, потому что выбросить уже практически ничего невозможно. Выбросили – все устремляются туда. Детское питание контейнерами покупают, все соседи становятся, чтобы только купить и своему ребенку, и еще соседскому. Что мы говорим, это удивительное свойство памяти. И плюс еще неспособность оценивать действительно масштабы. Потому что вчера у меня был крайне характерный разговор, не буду я его упоминать, он хороший человек, артист циркового направления. Когда он приехал, мы с ним общались, он приехал с прощания с Володей Турчинским. Которого тоже безмерно жаль. Молодой, здоровый, талантливый человек.
К. ЛАРИНА – Воплощение здоровья просто.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я с ним немного была знакома. Ужасно жалко, понятно. Но когда человек говорит: какая несправедливость, что в программе «Время» сказали вполовину о Гайдаре больше, чем о Володе Турчинском, даже неловко говорить, потому что понятно, перед смертью, перед богом, безусловно, все равны. И все там будем и действительно от каждого останется, кто бы чем бы ни занимался, от большинства портретик и две даты.
К. ЛАРИНА – Немного.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но есть некоторое количество людей, которые уже при жизни вошли в историю и войдут в историю, причем не только историю своей страны, но и в мировую. Потому что очень многое переломило их деятельность в целом, что называется на карте мира. Поэтому мериться здесь значениями мне кажется даже бессмысленно. Другой вопрос, просто так совпало, что в один день и поэтому может быть, кому-то это показалось, что об этом столько, а об этом меньше. Наверное, если бы это было в разные дни и больше было бы времени, но мы вспомним самую показательную историю, когда умер Сталин, в этот же день умер гений, великий композитор Сергей Прокофьев. О чем сообщили мелким шрифтом на последней полосе газеты, которые все основные свои полосы предоставляли под соболезнования трудящихся и всего трудового народа. Цветов не могли тогда во всей Москве сыскать для того чтобы принести на прощание с Сергеем Прокофьевым. Слава богу, мы все-таки до такого не доходим. Но, тем не менее, здесь был злодей, здесь гений. Разные все равно масштабы, хотя здесь сопоставить невозможно. Последнее. В особенности в «Школе злословия», хотя он на эту тему и у Познера говорил, вдруг родилось чувство некой надежды, что ли на лучшее. Потому что он на вопрос о том, что в нашем обществе нет спроса на свободу и люди в принципе за достаток готовы поступиться и чтобы их не трогали, готовы поступиться очень многим, чтобы был порядок, достаток и меня не трогали. И он сказал очень мудро, он вообще очень спокойно и мудро говорил, что почти все страны, которые сегодня вполне уже демократические, это переживали. Но что как только страна достигает какого-то уровня развития, спрос на свободу появляется. Потому что без этого развитие останавливается. И поэтому он с таким осторожным оптимизмом все-таки прогнозировал, что пройдет некоторое время и может быть не очень большое, и он родится и у нас этот спрос и режим, который выстроен исключительно на вертикали и при этом на коррупции, притом, что подавляются какие-то основополагающие вещи, он все равно обречен. Потому что без этого не будет развития. Особенно в сегодняшней ситуации, когда эта модернизация идет такими невероятными, в мире, не у нас, конечно, невероятными темпами. Поэтому еще с ощущением надежды какой-то я после этих эфиров осталась. А самый конечно вопрос, который воспринимается у Познера, последний из этой так называемой анкеты, он всегда казался мне, вообще странно, когда атеист, который себя называет откровенно и открыто…
К. ЛАРИНА – Но он ссылается на Марселя Пруста, который, как мы поняли из речи Александра Борисовича Градского, к этой анкете не имеет никакого отношения.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но этот вопрос тем более странен из уст. Но он при жизни людей меня немножко шокировал всегда. А здесь в данном случае это прозвучало, как будто это последний вопрос и он ответил на вопрос: что бы вы сделали, представ перед, сделаете, скажете, когда предстанете перед Всевышним, и он сказал примерно, что я делал то, что было должно и что я был должен сделать. Что мог. И после этого траурная рамка. И понятно, что слова, наверное, уже сказаны.
К. ЛАРИНА – Еще одна передача, посвященная памяти ушедшего человека, с нее начинаю я обзор ваших вопросов. Пишет нам Лара из Москвы: «Посмотрела фильм о Никите Михайловском. Талантливый был человек. Фильм сделан достойно, уважительно и корректно. Боль об этом невероятно талантливом человеке появилась в душе. Как трепетно и трогательно рассказывается об его рано умершей матери, так необыкновенно талантлив Никита был во всем: в актерской игре, в живописи, а какие письма писал! Как же стойко он держался, зная, что умирает. Только хорошо говорили о нем: жена его отчима, любимые женщины, друзья, однокурсники. Талант ушел так рано!» Это даже не вопрос, а реплика. Я тоже этот фильм посмотрела. Мне кажется это одна из редких удач в этой документальной линейке. Потому что обычно эти передачи всегда замешаны на какой-то неприятной…, поиске скандала какого-то. На желтушке. А здесь может быть и это режиссерская рука Ивана Цыбина и, кстати, закадровый текст читала Валентина Пиманова в своей манере такой несколько пафосной. Но ценность этого фильма, прежде всего, понятно, что в личности Никиты Михайловского, но еще в уникальных съемках, которые, судя по всему, впервые были продемонстрированы на телевидении. И домашнее видео, которое успели снять, поразительный конечно парень.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Репетиции в институте.
К. ЛАРИНА – И его песни, обращения, съемки домашние, когда он уже болел. И этот фильм, который снимал историю питерского андеграунда, который дневал и ночевал в квартире у Никиты Михайловского. Такая пронзительная нота в этом была, абсолютно перед твоими глазами совершенно не реализованная жизнь, жизнь, которая оборвана была практически на взлете.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Она реализована, только очень коротко реализована.
К. ЛАРИНА – Мало. Преступление какое-то.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Потому что так распорядились и там даже его близкие сокурсники говорят, что он всегда казался старше, чем он есть. Они были 20-летними, а он был как будто бы 40-летним. Даже еще не зная, что он был болен, очевидно, какая-то программа, заложенная на этот короткий срок, таким образом работала на развитие его личности.
К. ЛАРИНА – Очень талантливый парень…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Потрясающее лицо. Я его первый раз увидела в фильме «Вам и не снилось», который мне до сих пор ужасно нравится. Он какой-то очень светлый, тонкий и совершенно не лакирующий отношения ни между взрослыми, ни между детьми. И вот это лицо, эти трагические на совсем юном лице с пухлыми детскими губами, абсолютно трагические складки на лбу. Дико обидно, что так все это происходит. Но хорошо, что все это сохранилось и сейчас вспомнили.
К. ЛАРИНА – Спасибо, что это нашли.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Потрясающе, когда в конце тоже как какая-то оптимистическая нота, что после 16 лет после смерти, отыскался сын его, которому сейчас 16 лет, и который действительно на него очень похож. Как будто какая-то…
К. ЛАРИНА – Реинкарнация.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Всяко бывает.
К. ЛАРИНА – «Хочу узнать ваше мнение о новом ток-шоу на СТС "Теория относительности". По-моему, это одно из немногих ток-шоу сегодня, где действительно рассматриваются актуальнейшие вопросы общества с действительно интересными гостями с действительно противоположными мнениями. Чего стоила хотя бы первая беседа о строительстве Охта-центра, где его сторонником выступал петербуржец Месхиев, а противником - москвич Бильжо». Я эту программу не видела.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я видела последние две или три программы, и мне все интереснее с каждой новой программой. Сейчас там появился новый ведущий.
К. ЛАРИНА – Вот, кстати, про реинкарнацию. Ну просто, я когда увидела, у меня просто челюсть отпала. Бывает так. Просто абсолютный клон Валеры Тодоровского.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть не абсолютный, но похожесть невероятная.
К. ЛАРИНА – Смотришь и не понимаешь, кто, откуда это, что это такое.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне тоже кажется, что это перспективная история…
К. ЛАРИНА – Мне не повезло, чтобы быть честной перед слушателями и перед самой собой, я была на записи первой передачи, попала я в «пилот». Был другой ведущий, был Леонид Бершидский. Неплохой тоже парень, очень интересный. Но дело не в этом. Ведущие неплохие были, когда я с ними разговаривала. Но ужасно мне было обидно, потому что мы разговаривали часа полтора, когда я потом посмотрела, что из этого оставили, какие-то огрызки. И ни одной складной мысли, получилось, что я не смогла выразить. И мне было ужасно обидно, что таким образом такая мелкая нарезка получилась. Потому что на самом деле мы там касались темы вообще корпоративной этики и синдрома начальника. О чем мы спорили с Николаем Усковым. Он настаивал на том, что начальник всегда прав, я естественно говорила о другом. Было ужасно мне обидно, что я попала именно в «пилот». Надеюсь, что программа будет дальше жить.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы с тобой в каком-то смысле телевизионные люди и мы прекрасно знаем, как это бывает, особенно когда запускается проект. На всякий случай давайте запишем вместо получасов, которые нам нужны, полтора…
К. ЛАРИНА – Так они вообще не знали, как будет выглядеть эта передача.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот сейчас мне кажется, что-то там уже намечается. И, по-моему, это перспективно.
К. ЛАРИНА – Спрашивают наши слушатели точный адрес, где будет проходить прощание с Егором Гайдаром. Я открыла сайт, в 12 часов начало прощания, в Большом ритуальном зале ЦКБ. Адрес улица Маршала Тимошенко, дом 25 (отдельно стоящее здание, не на территории больницы). Проезд: станция метро «Молодежная», автобусы до остановки «Улица Академика Павлова» или маршрутка до остановки «ЦКБ».
И. ПЕТРОВСКАЯ - Если на своем транспорте, то нужно ехать по Кутузовскому, сворачивать на Рублевку. Вначале заехать на Осенний бульвар, потом проехать и развернуться и уже по прямой поехать на Тимошенко, но я боюсь, что сегодня там будет такое столпотворение…
К. ЛАРИНА – Если люди захотят. А еще если своим ходом, метро «Крылатское». Последний вагон из центра, далее пешком. Давайте пойдем дальше. Я посмотрела, что пишут нам на sms ,и народ очень сильно возбудился по поводу анонса передачи сегодняшней на канале НТВ «Сталин с нами».
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это завтра.
К. ЛАРИНА – Наш слушатель пишет, что включил НТВ, увидел огромный портрет парадный генералиссимуса, написано: Сталин с нами. И пришел в ужас, что мы оставляем потомкам.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я-то думаю, что конечно это провокационное название.
К. ЛАРИНА – Это рейтинг набивают, надувают.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Естественно. И усатый потрет один из самых парадных и знаменитых тоже неслучайно. Вообще это дискуссия в рамках новой программы, которая пока еще только один раз выходила на прошлой неделе «НТВшники», которую ведет Антон Хреков. Представить мне, что в программе, которую ведет Антон Хреков будет какая-то апология означенного юбиляра…
К. ЛАРИНА – Придут какие-нибудь сталинисты?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Там будет Зюганов, насколько я знаю, Генрих Боровик, которого не назовешь сталинистом. Недавно услышала, что вроде бы там будет Парфенов. И вроде как его даже видели в анонсе. Я пока не видела.
К. ЛАРИНА – Я видела, точно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Просто я очень надеюсь, что в данном случае здесь все будет зависеть от ведущего-модератора Антона Хрекова. В какой степени он сумеет, то есть наверняка записано, поэтому уже ничего не зависит, а в какой степени он сумел во время этого разговора управлять разными настроениями, потому что совершенно понятно, что как за, так и против есть масса аргументов. И «за» по-прежнему кажутся…
К. ЛАРИНА – Достал он, честно говоря. Просто сил нет.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне кажется, что эту тему нужно было бы закрыть.
К. ЛАРИНА – Уже просто сил нет. Пусть кого-нибудь еще вынут из гроба. Давайте уже поменяем, сменим мальчиков. Достаньте нам кого-нибудь еще. Невозможно уже.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну что делать, информационный повод. А поводов не так уж и много.
К. ЛАРИНА – Еще миф, связанный с телевидением, пишут, что в 1993 году Гайдар, сидя в бункере, призывал народ выйти под пули. Защищать его демократию. Олег, вот еще одна ложь и вранье, которое активно культивируется. Поскольку все-таки мы с Ириной Петровской родились не вчера, а достаточно давно, и в 1993 году были в трезвом уме и здравой памяти, в 1993 году Егор Гайдар действительно опять же в который раз, взяв на себя ответственность, эту миссию возложив на себя, это очень тяжелый поступок…
И. ПЕТРОВСКАЯ - За что тоже получил потом по полной.
К. ЛАРИНА – Да, и знал, что получит. Действительно он призывал москвичей выйти на улицы для того, чтобы защитить демократию. Для того чтобы понять, что если мы не выйдем, то завтра мы проснемся в другой стране.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Он конкретно призывал выйти защищать Моссовет.
К. ЛАРИНА – Так он сам вышел.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И был у Моссовета. Естественно.
К. ЛАРИНА – Ну конечно. Про бункер, дорогой Олег, позволю вам напомнить про другой бункер. В бункере, пользуясь вашей терминологией, сидела группа товарищей во главе с Александром Любимовым, между прочим. В то же самое время. Действительно они сидели в бункере по телевизору и уговаривали всех, призывали остаться дома. И говорили о том, что сидите дома, никуда не выходите.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Справедливости ради может они не в бункере сидели…
К. ЛАРИНА – Сидели-то они…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Они просто пришли в студию…
К. ЛАРИНА – И говорили: я никуда не пойду, и вы никуда не ходите.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Каждый правый и левый имеет право, но в данном случае просто действительно ты права, аберрация какая-то или сознательная дискредитация, потому что я очень хорошо помню…
К. ЛАРИНА – Мифология, мифы строятся.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Потом эти кадры, как например, абсолютно не от мира сего, И. М. Смоктуновский ходил там и защищал, я представляю, но в принципе как можно, но хотя именно так можно, потому что именно эти люди, которые вышли, а там был не один Смоктуновский, а было много…
К. ЛАРИНА – Я уж не говорю про Лию Ахеджакову.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, замечательных людей. Вот именно они наверное, может быть могли бы остановить если совсем уж было бы страшно и ужасно, этих озверевших тогда людей. Кстати я очень хорошо помню эту историю, и когда телевидение себя повело самым странным образом. Я разбиралась с этим тогда. Почему отключилась телекомпания Останкино.
К. ЛАРИНА – Там нападение же было, привет.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, нападение было, безусловно.
К. ЛАРИНА – Когда Макашов пошел.
И. ПЕТРОВСКАЯ – И тем не менее, тогдашний руководитель этой телекомпании чуть ли ни сам позвонил в министерство…
К. ЛАРИНА – А кто это был?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Был такой товарищ Брагин. И попросил отключить и потом очевидцы рассказывали, как там в бронежилетах лежали под столами, в то время как О. М. Попцов и его соратники организовали вот это резервное вещание. Это был никакой не бункер, это была резервная студия…
К. ЛАРИНА – Это я говорю условно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Просто тогда ходили мифы, что это было вещание из Софрино, из запасного подземного телецентра. Ничего подобного. Просто одним людям хватило в тот момент мужества, потому что если бы телевизор вообще отключился, тогда об этом говорили, и это стало понятно, что телевидение это один из факторов государственной безопасности, стабильности. Потому что возможно то, что тогда телевизор работал в непрерывном режиме, приходили люди, говорили, общались со зрителями, это удержало, может быть, ситуацию. Потому что иначе просто от страха, от безвестности мог начаться форменный хаос.
К. ЛАРИНА – Спрашивают про программу «На ночь глядя» с участием Леонида Парфенова. У нас двойственное впечатление осталось от этой передачи. Ира меня убеждает, что Эльдар и Борис что называется, иронизировали и стебались по поводу величия Леонида Парфенова как гуру отечественной журналистики телевизионной. А мне показалось вполне искреннее такое облизывание, извините за этот сленг своего коллеги по цеху. И это главный вопрос, который у меня остался без ответа. Я так и не поняла, в чем был смысл вообще этой встречи. Чтобы одни телевизионщики сказали другому, что он великий, а он как бы так, изнывая от неловкости и скуки, все время говорил: да что вы, я не настолько великий, тем самым подтверждая косвенно свое величие. Разговор какой-то получился абсолютно идиотский.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Во-первых, вообще довольно странная ситуация, когда телевизионщик с телевизионщиком говорит. И некоторые вопросы кажутся в устах телевизионщика, который он задает телевизионщику же…
К. ЛАРИНА – Уж зная, как делается эта кухня.
И. ПЕТРОВСКАЯ - …кажутся дикими. Нужен ли ведущему артистизм, - спрашивают очень опытные люди, давно сидящие в ящике.
К. ЛАРИНА – Между прочим, чтобы правильно понимали, что Эльдар и Борис это люди, которые по сути могут похвастаться точно такой же всенародной телевизионной славой, как и Леонид Парфенов. И уж если говорить о мастерстве, профессионализме в своем жанре, они действительно занимают первое место. В жанре интервью на телевидении.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Более того, они еще и делали кино и очень хорошее. Поэтому некоторые вопросы я не могу представить, что профессиональные, ироничные, что самое главное Боря и Ильдар совершенно на полном серьезе задают. Можете ли вы себя назвать воплощением стиля. Можете ли вы сознаться в том, что вы культовая знаковая фигура. Поэтому мне показалось, что в данном случае не знаю, какая тут была цель, что не они выбирали Леню в качестве своего героя.
К. ЛАРИНА – То есть это была такой телевизионный промоушен одного из телевизионных ведущих.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Даже не одного из телевизионных ведущих, повод там - выход книги «Намедни» очередной, и возможно, это мое предположение, хотя это очень достойный повод, потому что действительно очень достойные книги. Замечательно изданные, с большим вкусом, с очень хорошим текстом, совершенно фантастическими иллюстрациями. Не исключено, что поскольку Леня сейчас в некотором смысле лицо канала, хотя бы на «Минуте славы», может быть, какая-то была договоренность вот таким образом представить этот проект.
К. ЛАРИНА – Мы так сейчас все придумываем. А на выходе получилась очень странная…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Страннейшая вещь, а самое главное, что самое обидное, потому что Парфенов, который действительно очень интересный собеседник, может быть очень интересным собеседником…
К. ЛАРИНА – Здесь выглядел не лучшим образом.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Массу всего знает и остроумный и живой, артистичный и гибкий, здесь выглядел таким снобом…
К. ЛАРИНА – Ломакой.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И кокеткой.
К. ЛАРИНА – Ну что вы, что вы…
И. ПЕТРОВСКАЯ - С другой стороны, когда тебе задают вопрос: можно ли считать вас основоположником стиля и так далее. Ну, разумеется, человек отвечает, ну ребят, ну как на это ответить.
К. ЛАРИНА – Сейчас ты говоришь, у тебя естественное удивление, недоумение и обаяние ума. А там получается такой ломака. То, что меня очень расстроило, что ты рассказываешь про Парфенова, и я поскольку его немножко знаю, склонна в это верить, что на самом деле очень умный, ироничный, человек, который…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да правильно, он говорит, как пишет, его можно не править. Когда брала у него какие-то интервью, радовалась.
К. ЛАРИНА – Здесь вдруг из него полез какой-то нарциссизм неприятный. И такое ломание и разговор ни о чем. Вроде как поговорить не о чем.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот это самое обидное, что разговор в результате получился ни о чем. Хотя я представляю, сколько интересного он может рассказать о том, как проходят съемки, чуть-чуть он рассказал, когда про Гоголя зашла речь. Но в принципе какая это колоссальная работа, очень важно то, что он всегда сам автор тех слов, которые он произносит. Вообще что говорить. Это человек, который тоже реально…
К. ЛАРИНА – Я тебе сейчас другое прочитаю мнение.
И. ПЕТРОВСКАЯ - …оставил и оставит, я еще я надеюсь, будет работать, след на телевидении в том смысле, что у него абсолютно свой стиль, свое слово и так далее.
К. ЛАРИНА – Пишет нам Алла: «Дорогие ведущие, вот что значит масштаб! Это я о Парфенове «На ночь глядя». Я не могла оторваться. Какой ритм, как много интересного. И, по-моему, Берману и Жандареву было комфортно, как никогда прежде. Они, мне кажется, соскучились по умному, колкому собеседнику, поэтому и сами были весьма ироничны, но это была уважительная ирония. Встретились три умных человека, разных, с разным я думаю пониманием жизни, но им было о чем поговорить и поспорить. А мне было чему порадоваться». Вот у человека совсем другие ощущения.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Значит, может быть, у нас есть с тобой побочный эффект. Нам, наверное, не всегда заметный…
К. ЛАРИНА – Побочный цинизм.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, побочный эффект от того, что знаешь персонажей многих, знаешь, какие они могут быть, какие бывают, как работают одни и как могут отвечать и как интересны могут быть другие, но в данном случае что-то не срослось, это нам мешает. Потому что человек отстраненный нашел для себя много интересного. Так что извините, у каждой профессии есть свои профессиональные издержки. Таковы, видимо, издержки нашей профессии. Мы все, во-первых, подвергаем сомнениям, и, во-вторых, пытаемся выдать желаемое за действительное, в общем, желаем мы больше, чем в результате нам дают. Но мы вот такие, а другие люди другие.
К. ЛАРИНА – Давайте несколько звонков.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Только большая просьба, давайте не будем спорить сегодня…
К. ЛАРИНА – О роли Гайдара.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Историческую роль и все остальное. Давайте хотя бы пощадим сегодня просто потому, что такой день, когда еще…
К. ЛАРИНА – И пощадим близких ему людей.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И потом просто поступим по-божески. Давайте сегодня хотя бы, кто не может удержаться, или хорошо или ничего что называется.
К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Доброе утро. Извините, пожалуйста, я смотрела, когда выступал в 1993 году Любимов со своей компанией. Действительно призывали никуда не выходить, он сказал: вот мы выпили водки, вы выпейте.
К. ЛАРИНА – Я тоже это помню.
СЛУШАТЕЛЬ – И вы сидите дома. Меня очень сейчас интересует, а вот что интересно в это время Путин делал. Где он находился. Путин, Медведев, все-таки он тогда был молодой.
К. ЛАРИНА – Сейчас мы вам скажем. Как вас зовут, простите?
СЛУШАТЕЛЬ – Елена Андреевна.
К. ЛАРИНА – Елена Андреевна, дорогая, давайте все-таки вспомним…
СЛУШАТЕЛЬ – Морозов где был.
К. ЛАРИНА – Морозов в Татарстане жил. Про Путина точно знаем, что он в ту пору работал с Собчаком, поэтому можно предположить, что он делал. Я думаю, что там каких-то разногласий уж точно не было с теми убеждениями, которые исповедовал А. А. Собчак. Медведев, насколько я знаю, в ту пору работал не в политике, не во власти, а в университете. Что делал – не знаем, что делал. Но это было в Санкт-Петербурге.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Насколько я помню, Питер сразу как один единым фронтом выступили и в первый путч, и, по-моему, во вторую историю, с однозначным осуждением всего происходящего.
К. ЛАРИНА – Пожалуйста, 363-36-59. Мы говорим о телевидении. Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. На следующий день после передачи с Парфеновым, у нас была встреча с кафе именно с Парфеновым, где он представлял эту книгу и ему неоднократно задавали вопрос типа: почему вы таким дебилом…, это я громко сказала. В общем, он говорит, что была задача всего аккуратно коснуться. А вот именно в кафе он в своей манере очень красиво, речь лилась.
К. ЛАРИНА – То есть там он был абсолютно нормальным и адекватным. А что же случилось в телевизоре? Не объяснил он?
СЛУШАТЕЛЬ – Нет.
К. ЛАРИНА – А вас тоже что-то смутило, как и нас?
СЛУШАТЕЛЬ – Да, потому что мы даже не хотели идти. Мы заранее забронировали места в этом кафе. Я даже подошла, я говорю: вы вернули свое обаяние на место. Он: ну вас не сравнить с теми, кто был вчера.
К. ЛАРИНА – Спасибо. Вот что такое формат и жанр. Попадешь не туда, и все исчезает.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Еще важная вещь, у меня тоже был вопрос. Это было на Первом канале, первое такое интервью большое с Парфеновым. Но до этого небольшое количество месяцев назад он был во «Временно доступен» на ТВ-центре. Но в данном случае, разумеется, когда человек приходит в таком формате, довольно странно, что не задаются вопросы про его историю НТВшную.
К. ЛАРИНА – А есть такие табуированные вещи. Ты прекрасно это понимаешь. Если во «Временно доступен» поднимать эту историю, то давай вспомним, как расстались Дмитрий Дибров и Леонид Парфенов. В том самом прямом эфире, когда было крушение НТВ. Когда они друг другу пожелали такие проклятия…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Там по-другому было.
К. ЛАРИНА – Дибров ему кричал, что он предатель.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Там начали обсуждать все это, у меня сохранилась эта запись, сейчас смотреть ее невероятно…
К. ЛАРИНА – И Парфенов вернулся в эфир.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И начали обсуждать парфеновское якобы предательство, и он ехал в этот момент куда-то в ночи, вернулся, между прочим, это достаточно мужественный поступок.
К. ЛАРИНА – Чего тут вспоминать.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Все равно.
К. ЛАРИНА – Как во «Временно доступен» вспоминать.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Подожди. Я сейчас не про «Временно доступен», я про Бермана с Жандаревым. Конечно, это напрашивается. Потому что это была история, не после которой он ушел, это была история, которую сейчас ты вспомнила. После которой он остался. Драматичнее другая история. Когда его на волне славы, популярности и высоких рейтингов после истории, когда ему приписали нарушение корпоративной этики, просто выперли грубо с НТВ. Хотя на самом деле я думаю, это был просто повод, потому что до этого ясно, что они мозолили глаза и именно этой своей иронией невероятной, когда они говорили о разных событиях и разных персонажах, которые уже в ту пору на других каналах не иначе как богами нашими не называли. Поэтому эта история, ну как ее можно обойти, если человек приходит. Это же интересно. Как он чувствовал себя, как он устроился потом уже в печатном сегменте.
К. ЛАРИНА – А вот так вот, вырезают какие-то куски из головы и всем удобно очень. Я думаю, в том числе Леониду Парфенову тоже удобно об этом не вспоминать.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Возможно. Но это тоже тема…
К. ЛАРИНА – Как и Павлу Лобкову удобно об этом не вспоминать. И многим другим участникам тех событий.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Эта тема дико интересная. Потому что было два варианта развития, пути его, стать в оппозицию, начать выступать, осуждать и так далее. И ту линию поведения, которая как выяснилась, наиболее разумная, которую выбрал он, смирившись с этим, начал работать вполне успешно в «Newsweek», потом ушел из журнала, сделал замечательное издание. То есть, демонстрируя на самом деле, что талантливый человек во всем талантлив. Но специально, максимально отстраняясь от этой всей политики.
К. ЛАРИНА – Нас уже здесь упрекают, что у нас программа сегодня, проплаченная Парфеновым.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Книжками хотя бы, Леня. У меня одна есть, а еще две хотелось бы.
К. ЛАРИНА – Алло.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Еще по поводу Парфенова. В скором времени будет в следующем году передача «Хребет России», которую он снимает успешно и на блоге уже вывешены кусочки из нее. Очень интересная. Поэтому это может быть еще ряд промо и в том числе этой передачи.
К. ЛАРИНА – Спасибо. Как-то все скучают по Парфенову.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это не передача, а это документальное кино, которое он снимает вместе с известным писателем, пермский кажется…
К. ЛАРИНА – Алексей Иванов.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И по его произведениям. Не то, что это цикловая передача. Это будет, может быть, несколько фильмов. Действительно он давно об этом говорил.
К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте, уважаемые дамы. Вопрос про телевизор. Смотря рекламу Сочи, которую ведет Владимир Владимирович Познер, мне не очень понятно, можете дать короткую консультацию.
К. ЛАРИНА – Спасибо за вопрос. Я не видела, что это такое?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это ролики появились не то чтобы рекламирующие, но презентующие сочинскую Олимпиаду. И действительно закадровый голос принадлежит Владимиру Познеру, в этом ничего странного нет. Он уже рекламировал до этого то ли страховую компанию, в любом случае…
К. ЛАРИНА – Не Вуку-Вуку?
И. ПЕТРОВСКАЯ – Боро-Боро. В любом случае здесь рекламируются не товары, не услуга, а грядущее мероприятие, хотя там идет страннейший текст, который очевидно писал не сам Познер. Мы, русские много тратим зимой или нет, тяжело работаем на Севере и легко тратим на юге.
К. ЛАРИНА – Как ты запомнила.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну потому что цепляет именно потому, что не можешь немножко логику эту понять. А очень смешно комментировали логотип этой Олимпиады в «Прожекторперисхилтон». Приходил Андрей Васильев, шеф-редактор «Коммерсанта». Там написано латинскими буквами Сочи, а дальше 2014 странным шрифтом, что они очень смешно по этому поводу веселились, читается как то ли ЗОИЦ, то ли еще что-то. В общем, там иногда позволяют себе ведущие, я имею в виду в первую очередь Ивана Урганта, забавные всякие шуточки и даже в том числе по поводу, страшно сказать кого, прямую линию упомянули.
К. ЛАРИНА – Нам тут сказали вчера, ребята, мы сейчас с вами поделимся этим знанием. Что на следующей неделе будет встреча с Медведевым по телевизору…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Не встреча.
К. ЛАРИНА – Разговор.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это будет называться: подведение итогов года.
К. ЛАРИНА – И вести будут никто иные, как самые главные телевизионные начальники. Эрнст Константин, Добродеев Олег и Кулистиков Владимир. Это круче, чем у Путина. К Путину ходят, между прочим, их подчиненные. В виде Эрнеста Мацкявичюса или Кати Андреевой. А к Медведеву пришли сами.
И. ПЕТРОВСКАЯ - До последнего времени разговаривали либо обозреватели ведущие, либо руководители информслужб каналов. Поэтому видимо, это попытка нащупать некий неожиданно новый, прежде не имевший прецедентов формат и довольно любопытно все-таки, это очень справедливо прокомментировал в «Коммерсанте» Владимир Познер, как подчиненные, по сути, будут разговаривать со своим начальником. Потому что как ни крути, это главный человек, и они по своему статусу являются его подчиненными. Это будет что-то новое и неожиданное.
К. ЛАРИНА – Они давно не появлялись в кадрах. Нет, Кулистиков, я помню, бродил по каким-то лесам, помнишь?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Эрнст, тем не менее, работал в кадре. Хотя уже теперь давно.
К. ЛАРИНА – Добродеев сто лет не был.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Кулистиков вел «Героя дня галстука».
К. ЛАРИНА – Да нет, а помнишь, Кулистиков бродил в лесу с Медведевым?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Он разговаривал. Он поздравлял. Медведев его поздравлял в лесу. На тропе. А Олег Борисович вообще не публичный человек в этом смысле. Никогда, по-моему, кроме таких встреч…
К. ЛАРИНА – Или комментариев, как генеральный директор.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да я даже и комментариев не помню в эфире. Потому что он обычно присутствовал только на каких-то крупных планах, собраниях и обсуждениях. Вот это будет любопытно. 24-го числа, не пропустите, кажется днем. И может быть даже в прямом эфире.
К. ЛАРИНА – На этом завершается программа «Человек из телевизора». Спасибо всем нашим слушателям, которые выражают соболезнования близким, друзьям Е. Т. Гайдара. И просят, в частности нас с Ириной поклониться Егору Гайдару от имени слушателей «Эхо Москвы». Большое вам спасибо за эти слова.