Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2009-12-05

05.12.2009
Человек из телевизора - 2009-12-05 Скачать

К. ЛАРИНА – У нас программа «Человек из телевизора». Здесь Ирина Петровская. Ира, приветствую тебя.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Доброе утро.

К. ЛАРИНА – Как-то каждую субботу вторую неделю какие-то трагические события нас сопровождают. На этом фоне нам приходится говорить о вещах вполне мирных. Может быть каких-то раздражающих. Я имею в виду телевидение. По поводу событий, которые случились сегодня ночью, наверное, стоит сказать, что канал РЕН-ТВ переверстал уже сегодняшнюю сетку вещания, судя по нашей информации. Отменены некоторые увеселительные программы, и выпуски новостей в течение всего дня будут гораздо чаще, чем в обычные субботы. Это то, что известно по каналу РЕН-ТВ, по всем остальным не знаю. Может быть, что-то еще покажет нам наше телевидение сегодня в связи с тем, что произошло в Перми.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Может и покажет. Но я думаю, что…

К. ЛАРИНА – Хотя бы новости показывали. Потому что новостей, по сути, нет у нас.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну да, в прошлый раз хотя бы новости выходили каждый час почти на каждом канал. Но, тем не менее, ничто не помешало на остальных отрезках эфира радоваться и веселиться жизни. Только Пятый канал, я имею в виду у питерского у него практически и нет такой безудержной веселухи, поэтому им даже не особо пришлось менять свою сетку. А все остальные, я честно тебе скажу, диву давалась. И в данном случае как мне кажется никто и ничто не мешало руководству каналов, это не та свобода или несвобода, которая позволяет или не позволяет это сделать. В данном случае исходили из чисто коммерческого собственного интереса. И плюс еще из-за полного равнодушия. Ну действительно случилось, ну чай не 200 человек. Вот сегодня, кстати…

К. ЛАРИНА – Больше 100. Сейчас дают цифру 102 человека погибло.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ужас, ужас. Имеет значение, конечно, количество жертв, безусловно, но в целом все равно не это имеет значение. А имеет значение просто элементарное уважение к памяти людей, к чувствам людей.

К. ЛАРИНА – Сегодня на НТВ я видела анонс «Профессия – репортер». Будет посвящена сегодня «Невскому экспрессу» людям, которые там погибли. Там будет несколько человеческих историй. Про людей, которые были в этом поезде. Я сегодня сказала Ире, какое у нас хорошее телевидение, в первый раз сказала. Потому что вчера я смотрела программу «Народ хочет знать».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тоже.

К. ЛАРИНА – Которая была посвящена этим событиям на трассе Москва-Санкт-Петербург. И мне кажется, там весьма серьезные темы были затронуты, не просто сотрясание воздуха, а очень серьезный был разговор и мне кажется очень уместный и важный в этой ситуации.

И. ПЕТРОВСКАЯ - У меня, правда, сложилось впечатление, что его немножко…

К. ЛАРИНА – Резанули. Это понятно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Присутствие в кадре людей, которым практически не досталось слова.

К. ЛАРИНА – В общем, монтаж какой-то был очень небрежный. Наверное, потому что программа была сделана совсем недавно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - С колес, думаешь. А может быть еще потом кто-нибудь ее посмотрел и что-нибудь отчекрыжил, что тоже вероятно.

К. ЛАРИНА – А еще я смотрела передачу, очень мне понравилось с Александром Галибиным «Линия жизни», с большим удовольствием посмотрела на канале «Культура». Это главный режиссер театра Станиславского и замечательный актер из Санкт-Петербурга, который сейчас в Москве работает. И еще посмотрела фильм, посвященный памяти Тихонова Вячеслава Васильевича на Первом канале. Я поняла, конечно, что это было кино, которое уже показывалось, видимо, к его юбилею в прошлом году, к 80-летию. Но фильм очень хороший.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я говорила в свое время, прости опять же Господи, что фильмы сегодня делаются с этим расчетом, особенно если персонажи уже в возрасте. То есть они могут быть показаны и за здравие на юбилей и за упокой.

К. ЛАРИНА – Но послушай, мы же тоже даем фрагменты интервью, которые были.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я о том же и говорю. Я порадовалась, что это было сделано естественно, при жизни человека, потому что после смерти начинают обычно копать туда, и там, где желательно вообще не трогать. Туда не вступать и не топтать своими грязными сапогами. Тут был эфир на минувшей неделе, все то же самое «Пусть говорят». Как бы памяти Николая Олялина.

К. ЛАРИНА – Я фрагменты видела. Пришла просто в какое-то недоумение.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мягко говоря.

К. ЛАРИНА – Какой-то кошмар был.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потому что первое, что нам было сообщено…

К. ЛАРИНА – Просто издевались над людьми.

И. ПЕТРОВСКАЯ - …и что осталось в сухом остатке, что человек был пьющий и так далее. И дальше призывались другие персонажи, которые в свое время были популярны, а потом оказались не у дел…

К. ЛАРИНА – Ужасно, какое-то издевательство.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но самое главное, вот умер человек, никто знать, не знал, из близких может быть, конечно, знали, а зрителям, скажи, зачем им знать. Да невостребованность это одна тема. А последующая за ней или сопутствующая невостребованность, вот эта тяга к алкоголю или чему-то еще, это может быть. Но зачем, еще 9 дней не прошло, зачем это вываливать, что это добавит, что убавит. Я диву даюсь просто.

К. ЛАРИНА – Мы с тобой спорили на эту тему, я считаю, что можно все говорить. Вопрос: как. Тут явно как всегда программа «Пусть говорят» в рамках своего формата существует. Скандальности во имя скандальности. Больше никаких благих целей она не преследует. Это я с тобой согласна. Чем больше нароешь, тем тебе будет больше счастья.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да рыть-то особо нечего. Вот это нарыли и пытались сделать главной трагедией.

К. ЛАРИНА – И над людьми издеваются, которые тоже в весьма тяжком состоянии находятся среди присутствующих в студии. Были актеры, которых похожая беда настигла, они еще живы, но уже разрушены абсолютно как личности. И зачем их приглашать на программу, издеваться, по сути, над ними. Я не понимаю. Да еще демонстрировать тут же на экране кадры, где он молодой и красивый в фильме «В бой идут одни старики». Ну что это такое. Тогда уж давай мы про это скажем. Я получила письмо от Лены Кореневой, которая с возмущением делилась своими впечатлениями от программы про кумиров на канале «Домашний», по-моему. «Невероятные истории любви». И очередная программа 3 декабря прошла, посвященная Екатерине Савиновой, замечательной артистке. Маме актера Андрея Ташкова. Уже не первый раз топчется телевидение на судьбе, которая просто как лакомый кусочек для них. Такая судьба, и «Анну Каренину» читала на вступительных экзаменах и погибла под колесами поезда. Но просто сам бог велел поиздеваться и сделать что-нибудь такое масштабно-трагическое. Что и сделали. И здесь Елена Коренева делится своим возмущением этой передачи, в которой как всегда была масса фактов переверстана и подогнана под формат этот желтушный. И что она пишет самое главное. «Что сделать, чтобы защититься?» – спрашивает Елена Коренева у нас с тобой. Я это письмо переслала Ире Петровской. И дальше она пишет: «Я уже имела конфликт с этой передачей, они и про меня что-то склеили, взяв материал моего интервью почти 4-летней давности. Я работала в Киеве в сериале и под напором продюсеров дала интервью. О роли, о ролях, о «Романсе о влюбленных» и так далее. Так они склеили сюжет закадровым голосом о моей большой трагической любви с Кончаловским. И в финале смонтировали его потрет с кадрами из «Мюнхгаузена». Где Марта беседует без слов в тюрьме с Карлом. Вместо Олега Янковского – Андрон Кончаловский. А на другой половине кадра – Марта. Я дозвонилась до дирекции канала и потребовала, чтобы этот сюжет больше не показывали. Выяснилось, что канал купил у Киева эту серию передач. В Киеве монтируют эту клюкву, собирая материал из разных интервью, которые люди давали совсем по другому поводу и в другие передачи. Так и с Евгением Ташковым и с этим сюжетом про Екатерину Савинову. Татьяна Ташкова сказала, что Е. И. Ташков никогда не давал интервью для этой конкретной программы. Мой сюжет сняли с эфира, помог в этом Тигран Кеосаян. Я к нему обратилась, сказала: Лена, и вот мне помог избавиться от этого сюжета в телевидении». Вот что это такое. То есть понятно, что идет нарезка из разных интервью, выдернутых из контекста слов. Но это часто используется.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это один прием. Второй Лена тоже описывает, когда действительно какую-то ситуацию из фильмов, в котором снимался актер, впрямую абсолютно переносят на его реальную жизнь.

К. ЛАРИНА – Так с Тихоновым кстати тоже было во вчерашнем фильме.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, это очень удобно.

К. ЛАРИНА – Вот у него заболело сердце и показывают фрагмент из фильма «Белый Бим Черное Ухо», где он лежит на кровати и ему плохо. Его герою плохо с сердцем.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но я припоминаю, что например, когда были фильмы о Ноне Мордюковой, то сцену прощания с сыном брали из фильма «Русское поле», где ее сын реально играет погибшего сына. И это практически выдается за документальные кадры. Я не знаю, что с этим делать. Потому что судебные истории обречены. Что здесь будет человек доказывать? Что ему отвратительно это, что его это уязвляет, что это не соответствует действительности.

К. ЛАРИНА – А вырванные из контекста слова не являются предметом для судебного разбирательства?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не знаю, здесь нужен юрист и мне кажется очень опытный, который бы не заболтал это все и не превратил в демагогию, а сумел бы доказать, что тем самым конкретным людям или их родственникам наносится определенный, абсолютно реальный моральный ущерб. Но я должна огорчить Лену, потому что я прочитала анонс, делала анонсы для своей газеты и на следующей неделе выйдет очередная страшилка из цикла «Среда обитания», уже нам рассказали: дышать вредно, таблетки пить вредно…

К. ЛАРИНА – Мясо вредное.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это из другой серии. Но неважно, ты права. Мясо есть нельзя, рыбу есть нельзя. В общем, остается только завернуться в простыню и ползти на кладбище и помирать голодной смертью. Потому что ничего нельзя. И очередное произведение называется то ли «Не обжечься на молоке», то ли «Обжечься на молоке» и там рассказывается о вредоносности молока, о том, что на самом деле песня «Пейте, дети, молоко, будете здоровы» не имеет никакой реальной основы. А наоборот, через молоко можно чем только ни заразиться, бруцеллезом, сальмонеллой.

К. ЛАРИНА – Как раз Катю Савинову приводят в пример.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И там среди тех, кто пострадал от молока, упоминается Екатерина Савинова и говорится, что она попила парного молочка, а потом с ней все это случилось.

К. ЛАРИНА – Сошла с ума.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Так что я боюсь, что это не последнее ваше, Лена, испытание, которое вы на канале «Домашний» видели. Здесь еще к этому подверстают.

К. ЛАРИНА – То есть защититься невозможно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Наверное.

К. ЛАРИНА – Вообще эта тема для отдельной программы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Наверное, есть какая-то область нашего права, которая занимается защитой твоих собственных прав, причем прав, в том числе и на твое изображение и на твою собственную трактовку твоей жизни. Хотя бы при жизни твоей как в случае с Еленой Кореневой, когда к ней подверстывают вместо Янковского – Кончаловского.

К. ЛАРИНА – Но это повсеместно происходит. И я думаю, может быть, здесь имеет смысл говорить о подлоге, потому что есть сочетание с закадровым текстом, это абсолютная ложь. Когда, например, про человека говорят, что он тяжело заболел, и показывают фото ее фотопроб к фильму, я говорю про Савинову, где она в таком старческом гриме. Нам это выдают за реальное фото, что она во время болезни так выглядела.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, во что человек превратился.

К. ЛАРИНА – Это же откровенное вранье и подлог элементарный. Я, честно говоря, не знаю, мне кажется надо на эту тему отдельно поговорить и может быть пригласить действительно юриста.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Есть юристы, которые занимаются непосредственно…

К. ЛАРИНА – Авторскими правами.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И СМИ. Я даже знаю таких. Мне кажется, эта тема, хотя мы много раз так или иначе к этой теме подходили, ее обсуждали. В связи с так называемыми художественными произведениями, которые тоже черти что себе позволяют. Какие трактовки и берут за основу часто не факты, а слухи и не пойми что. А как с этим бороться реально, конечно это должен разбираться юрист. Но вообще было бы очень важно и правильно, если бы кто-нибудь из ныне действующих деятелей культуры, кого это напрямую коснулось, все-таки я понимаю, какая это мерзость, суды, тяжбы…

К. ЛАРИНА – Но прецедент должен быть хоть один. Кто-то должен решиться.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, который бы потом лег в основу остальных таких дел и возможно это ударило бы по рукам этих творцов, которые просто клепают, действительно есть некий алгоритм клепания подобных произведений. Очень удобно, когда есть художественное произведение, изображение…

К. ЛАРИНА – Есть масса интервью из разных годов.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, можно легко трактовать роль, где актер умирает как предчувствие, предзнаменование, как мистическое совпадение. Что они и делают многократно, постоянно. Хотя это не имело никакого отношения к жизни реального человека.

К. ЛАРИНА – Очень много было телевизионных событий как со знаком плюс, так и минус. Давай пойду по вопросам. Потому что они совпадают со всеми болевыми точками, которые и в нас тоже болят. Много вопросов по поводу общения с народом Владимира Владимировича Путина. С точки зрения именно телевизионного жанра как бы ты расценила.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Именно с точки зрения телевизионного жанра, во-первых, здесь огромный потенциал, потому что в принципе, поскольку было сказано, что мы не дождемся ухода человека на заслуженный отдых, то, судя по тому, что увеличивается количество часов…

К. ЛАРИНА - Фидель Кастро отдыхает.

И. ПЕТРОВСКАЯ - То есть это видимо, превратится со временем в марафон. Можно предположить, что 24 часа…

К. ЛАРИНА - Канал.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, это должно быть все-таки такое событие.

К. ЛАРИНА - Канал ВВП.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть перед самым Новым годом.

К. ЛАРИНА - Слово пастыря.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Можно еще ввести сюда девушек танцующих – «пять минут, пять минут», а он говорит: нет, я еще должен ответить на вопросы. Мне кажется, формат можно считать удавшимся, если ты уже легко видишь пародию. Здесь в хорошем смысле идеально видишь, как будто бы сценаристы специально это писали. Некоторые части похожи, например, у меня был момент, когда абсолютно я поняла, что это практически эпизод из фильма «Вольф Мессинг». Когда показывали общение с народом Вольфа Мессинга в клубах, домах культуры, и, как правило, там кто-то задает вопрос, он говорит: не волнуйтесь, Марьиванна, ваш Василий пить перестанет. И Марьиванна говорит: а откуда вы узнали, что я Марьиванна. Здесь был абсолютно эпизод один к одному. Потому что в одном из включений с какого-то предприятия женщина от волнения совершенно случайная очевидно женщина, задающая вопрос, представилась только по имени. И дальше начала задавать вопрос. А, отвечая, Владимир Владимирович сказал: Елена Ивановна, вы интересуетесь… И это было потрясающе, абсолютный Вольф Мессинг, абсолютное чтение мыслей на расстоянии. Потрясающе. Потом эпизод в облагодетельствованием старушки отдельной. Тоже можно легко себе представить, как это выглядит. Сразу можно это визуализировать. Правда, тут возможны варианты. Бабушка сопротивляется, кричит: дайте мне умереть там, где я живу, но тут добры молодцы вытаскивают ее и волокут.

К. ЛАРИНА - На следующей неделе будет программа «Пусть говорят» про нее.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, да. Я прочитала в блоге у нашей с тобой приятельницы Ольги Бакушинской, как она была в этот момент в Останкино и все рассказывали, что этой несчастной бабушке, которую приволокли в Останкино, стало плохо, ее отпаивали чаем, вывозили из студии. В общем, старушка поимела счастье по полной программе. Вот если бы у нас была действительно свобода юмора, то конечно идеальный можно сделать в «Большой разнице», особенно он сам даже наш товарищ, наш глава говорит, что я как Хоттабыч. Абсолютно можно придумать еще разные ходы. Причем понятно, на какой минуте они будут возникать. В общем, с точки зрения телевизионного формата большая человеческая удача. Другой конечно, вопрос, что 4 часа эфирного времени без рекламы, это конечно, большой подвиг со стороны наших каналов, которые…

К. ЛАРИНА - А кстати зря без рекламы. Представляешь, как телевидение было бы облагодетельствовано. Если бы рекламу пускали как на самые праймовые передачи. Реклама пива…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, здесь нехорошо. Во-первых, это дневное время. Тогда надо, чтобы это уходило в полночь.

К. ЛАРИНА - Спонсор показа.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, майонез Михеев или какой-то там. Пейте дети, опять же молоко, будете здоровы. Можно корма для животных, потому что в конце был большой кусок про любовь Владимира Владимировича к братьям нашим меньшим. И здесь очень хорошо, во-первых, могла бы реклама фондов, которые занимаются спасением диких животных. И, во-вторых, поскольку собачки у нас, то можно и корма рекламировать. И кстати в большинстве реклам как раз лабрадоры главные действующие лица. Поэтому было бы все очень органично.

К. ЛАРИНА - Здесь дискуссия завязалась на сайте по поводу передачи «На ночь глядя» Бермана и Жандарева с участием Эдварда Радзинского. Один из слушателей пишет: когда ведущие, зная, что личная жизнь Радзинского - для него очень ценная вещь, затронули самую больную тему - тему тюремного заключения его сына Олега, было ощущение, что герой сейчас расплачется или встанет и уйдет. Зачем было поднимать эту тему - непонятно. Радзинского было очень жалко. А другой наш слушатель пишет: дорогие ведущие, хочу поспорить со слушателем, который обрушился на встречу Бермана-Жандарева с Радзинским. Там не было никакого посягательства на тайну личной жизни известного драматурга, там был очень деликатный, но заинтересованный разговор о судьбе, о личной драме Радзинского. Еще один отзыв: спасибо Берману и Жандареву: за то, что я увидела нового Радзинского - не вещающего, а страдающего. За то, что я открыла для себя нового писателя. Вчера купила «Суринам» Радзинского, за их виртуозную «мягкую жесткость» в разговоре. Это было их оружием и в беседе с Натальей Негодой, которая хоть и не открылась так, как требуется, но показала себя очень цельной и неординарной натурой.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я на стороне двух последних слушателей. Потому что Б. Берман и Э. Жандарев совершенно не вторгались в ту область, которая является в какой-то степени табуированной возможно.

К. ЛАРИНА - Безусловно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А Олег Радзинский человек вполне известный. В том числе в медийных кругах. После этого он был одним из то ли создателей, то ли руководителей Рамблера.

К. ЛАРИНА - Один из владельцев я бы сказала даже.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Поэтому Олег Радзинский сидел не за мошенничество, не за убийство, а даже можно сказать по нынешним временам и по тем тоже антисоветская агитация и пропаганда это делает честь человеку, значит, он был независим…

К. ЛАРИНА - Скажу больше, Ир. Последний из граждан Советского Союза, кто был осужден по этой статье.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот об этом и речь. Поэтому ничего такого, никого не насиловал, не убивал, ничего такого не затронули. Создалось, конечно, впечатление, что видимо, это просто очень больная тема для отца. Может быть, он себя по-прежнему или сейчас корит за какое-то не слишком активное участие, не знаю. Но то, что границу не перешли ведущие, это однозначно. И действительно, пожалуй, что это другой образ Радзинского, не такой глянцево-победительный…

К. ЛАРИНА - Очень хорошо это получилось.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И мне кажется, что это для Радзинского очень хорошо, простите, что так говорю, потому что человек размышляющий, сомневающийся…

К. ЛАРИНА - И страдающий, как сказала наша слушательница.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Плюс временами раздраженный, раздражительный. И вообще мне кажется, что программа Бермана с Жандаревым сейчас очень украшает эфир, потому что ты два вечера в неделю ждешь, не всегда зная, кто будет, какой-то встречи. С Негодой мне меньше понравилось, но просто в силу того, что действительно она была не слишком расположена к такому откровенному разговору. А предыдущие эфиры были очень хороши.

К. ЛАРИНА - Конечно же, Ира, спрашивают про Картозию.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это что у нас такое?

К. ЛАРИНА - Это директор праймового вещания канала НТВ, у которого в программе у Елены Афанасьевой на радиостанции «Эхо Москвы» с ним случился припадок. Я думаю, если жанр определять, поскольку я была слушателем этой программы, а не читателем. Это был откровенный припадок и если вы спрашиваете комментарий от Ирины, от меня, у меня комментариев нет к этому припадку. Я бы единственное, что посоветовала вышеозначенному товарищу все-таки обратиться в психиатрическую лечебницу. Потому что рецидивы могут повторяться и мне очень жалко всех тех людей, которые работают под началом явно не слишком здорового, психически неуравновешенного человека.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тут что подумала, что очевидно…

К. ЛАРИНА - Лечиться надо короче.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Безусловно, но просто не проходит без следа вот эта деятельность, когда, наверное, им кажется, что они сами стоят где-то в стороне и, забрасывая нас вилами с этой субстанцией вонючей, которую они периодически на нас вываливают, им кажется, что они сами в белом. А на самом деле это какие-то разрушительные, у разных людей по-разному проявляется. Все-таки люди же и чему-то их учили и, наверное, у них в глубине души эта образуется пустота, которая, в конце концов, приводит к этим нервным срывам…

К. ЛАРИНА - Это не пустота. Мне кажется, что там какие-то необратимые процессы происходят в области головного мозга и всех остальных областей.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы не психиатры, поэтому ну что поделать.

К. ЛАРИНА - Поэтому рекомендую, пока не поздно, обратиться.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Пожалеем только.

К. ЛАРИНА - Слава богу, здесь санитаров не вызвали, а могли бы, между прочим.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Может потом какие-то были…

К. ЛАРИНА - Укол сделали?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не знаю. Приходите, санитары, посмотрите, я какой – песенка была на стихи Анчарова. Правда, это не стоит никакого даже обсуждения.

К. ЛАРИНА - Две работы документальные были показаны на прошедшей неделе. Одна вчера, другая в начале недели. Я имею в виду фильм, посвященный юбилею газеты "КоммерсантЪ". Который делал Леонид Парфенов. И фильм, посвященный битве за Москву 1941 года, вторая работа о Великой Отечественной войне Алексея Пивоварова.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Поскольку вчера была на открытии фестиваля «Арт Док Фест», это документального кино, авторского, сегодня кстати, после нас будут его руководители здесь в эфире и участники. Замечательная идея, проходит сейчас в кинотеатре «Художественный». Полный зал был. И я так думаю, что 9 дней, которые будет это длиться так же, как в прошлом году будут полные залы. Потому что интерес к такому кино, оно не проникает в телевизор, он огромен. И поэтому фильм Алексея Пивоварова я записала, но не успела посмотреть. Обязательно исправлюсь. Что касается фильма Леонида Парфенова, он появился вне программы. Вместо церемонии олимпийской, представления олимпийской символики. Ее перенесли в связи с тем, что хоть траур не был объявлен, но вроде как неловко было. Хотя, как я понимаю, записали ее ровно все равно в понедельник, как и планировали. Фильм не был ни в один из других дней этой недели заявлен. Ни на следующей неделе. Из чего я делаю вывод, что он был готов, но к эфиру не предназначался. Потому что довольно странно ставить фильм к юбилею газеты…

К. ЛАРИНА – Ты думаешь, не предназначался к эфиру?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Послушай, 20 лет случилось газете "КоммерсантЪ". Что покажут фильм через еще год или к Новому году. Довольно странно.

К. ЛАРИНА – То есть в программе он не стоял.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В программе не стоял, хотя я могу ошибаться…

К. ЛАРИНА – То есть ты предполагаешь, что это вообще для внутреннего пользования фильм?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть. Когда я увидела, что он в этот конкретный день заявлен, я дико изумилась, потому что обычно каналы вообще не упоминают никакие СМИ и в особенности почему-то газеты, полагая, что они тем самым сделают рекламу. Ты приходишь, ты знаешь в какую-нибудь передачу, там не говорят, что ты обозреватель «Эхо Москвы» или я обозреватель «Известий». Говорят: как вас представить? Журналист, телекритик и так далее. И начало здесь такая затравка была, какая-то организация, то есть я знаю, какая. Но тоже не буду в эфире произносить. Представляет фильм такой-то. Я сначала подумала, что совершенно рекламный носит характер. А потом начала смотреть, дважды посмотрела, первый раз меня отвлекали, потом я его в записанном виде уже посмотрела. Это удивительно, что значит мастер все-таки. Повод – юбилей газеты.

К. ЛАРИНА – Действительно рекламность там торчала.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И как будто бы рекламность.

К. ЛАРИНА – Такая сервильность.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет. Умудриться в этом юбилейном хвалебном формате сделать все равно эту линию, проследить ее…

К. ЛАРИНА – О том, что произошло со страной.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, становления газеты на фоне страны. И участия газеты в формировании некоего нового класса, который конечно, все равно еще существует в неком зародыше, но, тем не менее, газета, которая сформировала некую свою среду и продолжает быть неким общим опознавательным для этой среды знаком. Там было очень много любопытного. И как рождалась и формировалась новая журналистика.

К. ЛАРИНА – Там было имя Ходорковского произнесено на Первом канале.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мало того, там Березовский появился. Причем специально записанный как один из владельцев одно время этой газеты. Очень любопытно, как газета строила, я никогда над этим не задумывалась, а здесь Парфенов, в общем, заметил и рассказал об этом и сотрудники газеты, что при всем притом, что направление всегда было либеральным, газета никогда не дружила с властью. И не обслуживала ее, оставаясь над. Какой бы ни была власть. Вся история конфликта с «Альфа-банком», когда газета чуть в трубу не вылетела из-за дикого иска. В общем, действительно получилась очень хорошо сделанная история целого 20-летия и страны и журналистики. И людей, которые эту журналистику делали во многом, если не во всем новую для страны в тот момент, просто изящно и хотя есть некоторая юбилейность, потому что тут жанр обязывает, но совсем не та, которую мы наблюдаем, когда другие люди что-то подобное делают.

К. ЛАРИНА – Я даже знаешь, о чем подумала, когда этот фильм посмотрела. Господи, вот было бы здорово, если бы Леня Парфенов сделал бы такой фильм, посвященный 20-летию радиостанции «Эхо Москвы». В следующем году у нас будет 20-летие. Я уж не знаю, поставили бы его на Первый канал, может быть хотя бы на РЕН-ТВ показали. Но если бы Парфенов сделал бы фильм про «Эхо Москвы» это было бы здорово. Потому что у нас есть и архивные документы, и старые съемки, есть, из чего делать такое кино. И если уж про газету можно сделать такой интересный и захватывающий фильм, то уж про радио сам бог велел. Правда же?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Правда же, но я думаю, здесь все зависит от того, как наш руководитель Алексей Алексеевич…

К. ЛАРИНА – Захочет?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Захочет…

К. ЛАРИНА – Захочет!

И. ПЕТРОВСКАЯ - Обратиться…

К. ЛАРИНА – И Газпром Газпромыч.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И опять же от того отношения, которое, допустим, есть у Лени к «Эхо Москвы». Мы же не знаем толком, что в этом отношении превалирует: любовь или раздражение.

К. ЛАРИНА – Поскольку ты не смотрела фильм «Москва.1941» я буквально два слова скажу. Фильм Алексея Пивоварова, который вчера прошел на канале НТВ. Скажу страшную вещь. Сейчас обидятся на меня все. Мне не понравился этот фильм. Мне очень понравился первый фильм «Ржев. Неизвестная битва Жукова». И очень не понравился фильм вчерашний. Если говорить о содержании, он мало что добавил к общеизвестным фактам в отличие от «Ржева». Там была масса людей, которые действительно казались спорными и вызвали такой резонанс. Помнишь, сколько было разных мнений по поводу этого фильма.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Помню, как некоторые ополчились на этот фильм.

К. ЛАРИНА – Здесь не было никаких новых фактов, которые могли бы стать сенсацией или откровением или предложением к какой-то дискуссии. Это раз. И, во-вторых, больше даже меня расстроила и разочаровала художественная часть работы. Поскольку, на мой взгляд, она была перенагружена так называемыми историческими реконструкциями, которые по сути выглядят как просто плохое сериальное кино. Некие статисты, такие полуартисты, одетые в одежды того времени с отсутствующими лицами. И когда в это фальшивое пространство внедряется еще и сам журналист, непонятно, в качестве кого, то ли в качестве участника, то комментатора, то ли рассказчика, это тем более выглядит совсем фальшивым. Это меня больше всего раздражало в этом фильме. В нем не было настоящести. Мне кажется, что все-таки мы пока Россия, не умеем делать такое кино. То, что смотрится естественно в английских фильмах, исторические реконструкции не раздражают. Я помню, про принцессу Диану был фильм BBC. Там тоже, кстати, масса этих приемов использована исторических реконструкций, там нет такого раздражения. А здесь это сразу лезет в глаза, фальшак этот.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потому что это война, а когда, например, сталкиваются кадры реальной хроники с этими реконструкциями…

К. ЛАРИНА – Да, вот здесь есть реальные кадры.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Особенно это заметно. Хотя то, что считаем и что действительно является теперь уже хроникой, целая ведь тоже история. Как снимались многие кадры, хотя и операторы жертвовали собой и так далее, но огромное количество этих кадров все равно тоже были постановочных. Самых знаменитых кадров, когда и атаки имитировались…

К. ЛАРИНА – Но все равно это постановки того времени.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Естественно, в реальной обстановке на реальном поле и участвовали в них реальные люди в этих гимнастерках. Понятно просто, что техника того времени часто не позволяла и условия военные операторам снимать в этом режиме прямом.

К. ЛАРИНА – Я здесь ни на чем не настаиваю. Я не творец, я зритель. Это право автора делать так, как ему хочется, видится. Здесь очень хорошая заявка была на сценарий, она очень хорошо придумана. Потому что по сути это взгляд трех очевидцев этих событий. Начиная с сентября и заканчивая ноябрьским парадом 7 ноября 1941 года. Один из участников парада был курсант, один мальчик, который был совсем маленьким и девочка, которая в это время тоже была ребенком, по-моему. И с ними записаны диалоги, интервью сейчас, и среди этих синхронов помещаются кадры кинохроники и эта обильно разбросанная историческая реконструкция, черт ее дери. Которая все и портит. Учитывая, что мы знаем все-таки, как выглядели эти люди, как выглядел Сталин, члены правительства, дети. Во что одевались, как выглядела Москва, тем более рядом все это показывается, тут же монтируется с кадрами кинохроники. Но еще одна вещь, которая меня немножко смущает, невероятная похожесть Алексея Пивоварова на Леонида Парфенова.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я бы сказала, все-таки внешняя.

К. ЛАРИНА – Нет, я имею в виду манера, приемы журналистские. Интонационные приемы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Все равно это скорее манеры внешние, потому что если сравнивать с тем, что делает непосредственно Парфенов, мы видим, как это отличается друг от друга.

К. ЛАРИНА – Тем более, когда в начале недели был показан фильм настоящего живого Парфенова, а в конце недели показали фильм, по сути, его последователя и в какой-то степени клона, то конечно, как ты говоришь, разница очевидна. Вот это меня и смутило. Но это мое личное мнение. Давай пару звонков примем.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Успеем ли?

К. ЛАРИНА – Да конечно. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Меня зовут Таня. Я москвичка, звоню из Санкт-Петербурга. Я хотела бы сказать пару добрых слов в адрес Натальи Негоды. Особенно на фоне предыдущих людей, я не согласна с Ириной, там был Певцов со своей женой, которые говорили про специально обученных людей, которые занимаются воспитанием их ребенка. Наталья была поразительно откровенна. И она как будто действительно сохранилась и как человек с другой планеты, где живут настоящие люди. Она пыталась быть предельно откровенной, что обычно у людей, особенно актеров в интервью не получается.

К. ЛАРИНА – Я бы даже добавила: предельно естественной. Ее смущение и какие-то моменты, когда она не хотела или не могла сформулировать точно, что она хочет сказать, даже в этом она была естественна.

СЛУШАТЕЛЬ – Да, абсолютно. Вы как раз выразили хорошо то, что я хотела сказать. Я надеюсь, что наши режиссеры набросятся на Наталью Негоду, потому что это потрясающий материал. Я считаю, что таких естественных откровенных актрис у нас наверное, нет. Но если есть, то единицы.

К. ЛАРИНА – Спасибо большое. Еще звонок. Алло, здравствуйте. «Бубен, барабан», кстати, фильм называется, который был и представлен в этой передаче с Натальей Негодой.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте, меня зовут Максим, я из славного города Ярославля. С удовольствием вас слушаю, хотел бы, честно говоря, вступиться за Пивоварова. Ваше субъективное мнение, откровенно говоря, немножко такое (неразборчиво), но немножко меня расстроило. Чуть-чуть. Я вчера случайно переключил на НТВ и случайно стал смотреть эту передачу. Честно говоря, оторваться уже не смог. Отсмотрел все с перерывами в рекламе, чтобы не пропустить. Честно говоря, реконструкция, но вы, наверное, смотрели с той точки зрения, что претензия была на достоверность в воспроизведении лиц и так далее.

К. ЛАРИНА – Нет.

СЛУШАТЕЛЬ – Это же не художественный фильм.

К. ЛАРИНА – Нет, не достоверность, а именно что называется художественной правдой. Когда есть игровые сцены, когда они соседствуют с хроникой, здесь нужно быть очень осторожным в постановке игровых сцен, для того чтобы они не выглядели фальшивыми. Дело же не в правдоподобии. Несколько в другом.

СЛУШАТЕЛЬ – Наверное, соглашусь чуть-чуть. Но здесь было дело не в том, здесь было очень четкое воспроизведение, я не смог оторваться, я чувствовал в этом для себя правду, я очень храню память о Второй мировой войне то, что было. И я считаю, что это больше, наверное, рассказ для тех людей, кто помоложе, наверное, лет 20-25…

К. ЛАРИНА – Я боялась как раз это произнести. Да, действительно для школьников.

СЛУШАТЕЛЬ – Не для школьников, наверное, 20-25 лет. Я постарше. Мне 33 года. Но молодежь с разницей в 8 лет они уже с трудом для себя представляют Вторую мировую войну так, как представляет ее к примеру мое поколение. Это трогает за душу…

К. ЛАРИНА – Извините, что прерываю.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я хочу сказать Максиму, чтобы он не огорчался за Алексея Пивоварова, потому что еще остается шанс, я посмотрю. И скажу, а вдруг мне понравится.

К. ЛАРИНА – А что ты еще посмотришь на следующей неделе?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Там будет много всякого разного, в частности будет множество фильмов, посвященных юбилею Алисы Бруновны Фрейндлих.

К. ЛАРИНА – У которой сейчас тоже, кстати, тяжелые времена. Поскольку они потеряли близкого человека, я имею в виду Сергея Тарасова, который отец двоих детей Вариных, это внуки Алисы Бруновны Фрейндлих. Ну что же, мы уходим уже на новости. Спасибо, заканчивается программа «Человек из телевизора».


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024