Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2009-11-07

07.11.2009
Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2009-11-07 Скачать

К. ЛАРИНА – А что прекрасного у нас в телевизионном ящике, на голубом, не побоюсь этого слова, экране. Здравствуйте, Ирина Петровская.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Здравствуйте, Ксения Ларина.

К. ЛАРИНА – На голубом экране у нас «Ликвидация» торжествует.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, я не собиралась смотреть, понимая, что времени и так нет, и вдруг прилипла, начала смотреть и невозможно оторваться. Хотя где-то лежит комплект дисков, все равно…

К. ЛАРИНА – Мы пропустили пару серий и вчера удивительное конечно явление. Идет по телевизору фильм, начало в 9 часов вечера. Что думаешь, мы делаем? Ровно в 9 часов мы берем диски и ставим с DVD-плеер и смотрим с удовольствием. Действительно оторваться невозможно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А я утром рано, кажется только ложилась, у них же утренний есть показ «Ликвидации», и я не очень понимаю, почему отменили повторы утренние премьерных фильмов. То есть я понимать понимаю, чтобы зритель не отвлекался от главного рейтингового времени и вечернего показа, но мне кажется это как-то безбожно по отношению к зрителям, которые, во-первых, далеко не всегда могут оказаться у телевизора в момент премьерного показа. И, во-вторых, ему действительно несчастному приходится бесконечно прыгать между каналами и мне кажется, это только бы добавило, если суммировать рейтинги утренние и вечерние фильму и плюс бы его посмотрело в реальности больше народу. Если фильм того, конечно достоин. Но в данном случае «Ликвидация» абсолютно достойна и поразительно, к сожалению, сравню с «Исаевым», который эмоционально не пробрал и не заставил…

К. ЛАРИНА – Ты до конца смотрела?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно.

К. ЛАРИНА – Сейчас опять будем с тобой спорить. Уже устала.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не собираюсь говорить про «Исаева».

К. ЛАРИНА – Я так люблю тебя. Я не хочу с тобой спорить.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И не буду спорить. Я говорю о своем личном впечатлении от «Ликвидации», потому что именно когда был премьерный показ, я понимала, что я не в состоянии каждый вечер успевать, масса была других отвлечений, и вот тогда появился комплект дисков, которые нам Сергей прислал. И пока я ни закончила смотреть, ночь, вечер, ночь и по-моему следующий день. Немножко поспала, конечно. Но оторваться было невозможно, именно какой-то захлеб был.

К. ЛАРИНА – Расскажи нам про фестиваль кино про журналистику. Ты была членом жюри.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, это Союз журналистов России, Гильдия кинорежиссеров России и еще я не поняла, но ничего плохого в этом не обнаружила, при участии посольства Нидерландов, они предоставили свой отдельный приз. Был проведен первый фестиваль, называется «Профессия – журналист». И там были собраны телепрограммы, не игровые фильмы и игровые, где так или иначе либо поднимаются проблемы сегодняшней журналистики, либо есть герои журналисты. И это было довольно интересно. Было довольно много народу, очень много народу на этом фестивале. Ходили на просмотры. Приехали люди из регионов со своими программами. И в результате несколько дней шел.

К. ЛАРИНА – Кого наградили?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Сейчас мне сложно сказать. Из игровых фильмов…

К. ЛАРИНА – А какие были?

И. ПЕТРОВСКАЯ - «День радио».

К. ЛАРИНА – Это что, про журналистов?

И. ПЕТРОВСКАЯ - «Питер-FM». Да, очень смешно, режиссер фильма говорил: ну вообще-то журналисты тут показаны не в лучшем свете.

К. ЛАРИНА – И «Питер-FM» к журналистике не имеет никакого отношения.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Поскольку это первый раз, то многие фильмы и программы подбирались по этому, если авторы не предоставляли, то сами устроители, арт-директор фестиваля выдергивала, грубо говоря, фильмы, получала разрешение. Не то что специально человек его представил. А дальше уже, в частности, игровые, какие есть, такие есть.

К. ЛАРИНА – А за какой период?

И. ПЕТРОВСКАЯ - И период тоже, к сожалению, не был обозначен. Потому что представлен был фильм или арт-директор попросила его представить пятилетней давности «Ведущий», очень хороший фильм, который сделал Леонид Парфенов, посвященный 70-летию Владимира Познера, когда он с ним проехал по всем тем местам, которые так или иначе связаны с жизнью и судьбой Познера. И был очень хороший фильм, но показалось нам довольно странно это оценивать, потому что старое кино.

К. ЛАРИНА – Еще один фильм игровой, который мне очень нравится. Имеет отношение к профессии журналиста желтой прессы. «В движении» Филиппа Янковского, где играет Константин Хабенский. Очень неплохая работа.

И. ПЕТРОВСКАЯ – По этой же причине, у нас в жюри ответственный за игровое кино был хороший замечательный человек и режиссер Андрей Разумовский. И он сказал, что если говорить по гамбургскому счету, то фильм «В движении». Но он вообще 2002 года. И довольно это выглядело бы диковато.

К. ЛАРИНА – Все-таки мало у нас снимают кино про журналистов.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Открывался этот фестиваль фильмом Сергея Герасимова «Журналист». Наиболее точно и четко…

К. ЛАРИНА – Юрий Васильев там играл, по-моему.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да.

К. ЛАРИНА – Ир, а про Политковскую были работы представлены?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Одна была работа. Там были сильнее в документальных и телепрограммах. Диплом получил фильм Андрея Калитина «Последний полет» про Артема. Там был замечательный фильм «Пазл грустного стрингера», это репортажно снятый фильм о стрингере, который живет в Израиле, русского происхождения. Один из немногих работает на палестинских территориях и режиссер, съемочная группа за ним следовала. Он очень с нервом, энергетический. В общем, там было что посмотреть, несмотря на то, что какие-то вещи были уже немножко устаревшие. Один из главных призов взял самарский фильм или программа про тольяттинского журналиста убитого Валерия Иванова. Известная история, трагедия, смелая газета, отважный главный редактор. И в Тольятти там вообще та еще обстановочка. Так прошел первый, на мой взгляд, не комом этот блин получился.

К. ЛАРИНА – То есть он будет ежегодный?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хотят делать да. Директор Дома журналистов Игорь Степанов стал и продюсером этого фестиваля. Это видимо, его инициатива была. И кстати Дом журналистов после небольшой реконструкции, проведенной в рекордные сроки…

К. ЛАРИНА – И встряски. Помнишь, был момент, когда собирались их закрывать, выселять…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Там регулярно собирались. Но один из залов перестроил и сделал замечательный современный кинозал. Там можно и вечера проводить, очень хорошо показывать кино. Очень удобный, современный. Так что может быть там жизнь возродится.

К. ЛАРИНА – Про праздники скажи мне. Что ты смотрела? У меня был 4 ноября тихий день, я сидела целый день дома при включенном телевизоре. Мимо меня проходили кадры «Место встречи изменить нельзя» все показали серии. «Граница, таежный роман» Митты. Впервые кстати увидела финал этой истории захватывающей.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Фильм «Офицеры».

К. ЛАРИНА – Это маленький фильм.

И. ПЕТРОВСКАЯ - «А зори здесь тихие» с утра.

К. ЛАРИНА – То есть все в эту топку бросалось все, что было.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я для себя сформулировала так, что поскольку народного единства ни по каким иным поводам не наблюдается, то о народном единстве можно говорить только около телевизора. И в этот день каналы стараются давать вещи беспроигрышные, которые точно объединят людей разных поколений, притом, что покажут действительно виденное и знакомое до последнего кадра. Я зацепилась с утра, то ли ложилась, то ли не могла заснуть, пошел сериал «Место встречи изменить нельзя».

К. ЛАРИНА – Я в 6 утра начала его смотреть.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не могла оторваться. Я с раннего утра и пока ни закончился. Потом я с чувством выполненного долга ненадолго как-то отключилась и заснула. Все-таки удивительный фильм. И я впервые, потому что были у нас дискуссии, есть идеология, какая, где в том же «Исаеве» или «Колчаке», я обнаружила, что в принципе в сериале «Место встречи изменить нельзя» нет идеологии. Там не произносится слов – «За великую родину» или «Родина послала нас». Там просто…

К. ЛАРИНА – Люди делом занимаются.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, исходя из представлений о том, что такое есть зло и абсолютное зло и исходя из представлений о своей справедливости. Иногда это несколько превратное представление как у Жеглова. Но при этом все равно в чистом виде борьба добра со злом. И если присутствуют приметы какие-то времени в виде портретов Сталина, Ленина в кабинетах, то это лишь следование исторической правде того времени. Удивительно, просто захватывающий фильм и сделанный так, что каждая серия, финал цепляет тебя и заставляет смотреть дальше, хотя ты и знаешь 300 раз, что будет.

К. ЛАРИНА – Ира, я хотела сказать про абсолютное зло.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А теперь Горбатый. Ну.

К. ЛАРИНА – Я вчера видела абсолютное зло. Меня ненадолго хватило. Я посмотрела энное количество минут это произведение и поняла, что если есть абсолютное зло, то это произведение под названием «Заговор». Я была в шоке. Это был культурный шок. Потому что, во-первых, я думала, что такое уж точно никогда больше не снимут, потому что как-то неудобно, товарищи. Даже не знаю, с чем это сравнить. Это про Распутина, которого играет Охлобыстин и играет плохо, мне даже показалось, что он не своим голосом говорит.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тоже подумала, как-то Распутины обмельчали.

К. ЛАРИНА – Но стилистика этого произведения мне напомнила фильм «Корона российской империи», по тому уровню карикатуры, приблизительности и издевательства над русской аристократией и императорским домом, это конечно запредел. Я не знаю авторов, кто придумал все…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне неизвестно…

К. ЛАРИНА – Имя твое неизвестно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потому что я посмотрела, в этот момент мне позвонила моя подруга, я говорю: я начинаю смотреть некое произведение, где Распутин-Охлобыстин. И она говорит: посмотри, кто режиссер. Сидин-Лидин…

К. ЛАРИНА – Даже забыла. Это конечно та еще вампука, я такого не видела. Барщевский со своей «Московской сагой» просто шедевр рядом с этим произведением.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это странным образом попало в ту линейку, которую мы всячески приветствовали.

К. ЛАРИНА – Где настоящее кино.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Предполагающее, что это произведение киноискусства все-таки, а не вампука. То ли закончилось настоящее кино в настоящий момент, извините за повтор невольный. То ли, не знаю, как это объяснить. То ли кто-то посчитал настоящим кино.

К. ЛАРИНА – Страшный ужас, товарищи. Если кто не видел, обратите внимание. Я думаю, что его никогда больше не покажут.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Особенно все-таки, прости меня господи, забавен Охлобыстин в этой роли. Я представляю, сколько нужно было благословения получить от церкви на такую роль.

К. ЛАРИНА – Послушай, но все эпизоды, где они там жирными пальцами хватают икру из таких стеклянных розеточек. Нажираются за столом при императоре. А женщина, в которую стреляли, которая говорит на ломаном русском языке.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Она какая-то итальянка.

К. ЛАРИНА – Да что ты. Это вообще.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Пересказывать не будем. Я все время думала, вспоминая…

К. ЛАРИНА – «Агония» какой был фильм.

И. ПЕТРОВСКАЯ - …как угодно можно к нему относиться, но все-таки, какие времена были.

К. ЛАРИНА – Сколько его не пускали этот фильм. Потому что он был очень опасный.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И еще вот этот образ, который я помню, что меня потряс Петренко в роли Распутина, потому что это был какой-то олицетворенный масштаб порока. И масштаб силы этой личности более чем сомнительной. Но можно было понять, почему такое количество умных, образованных, богатых людей так шли, как крысы за, кто там Нильс их уводил. Можно было понять, что это был какой-то гипноз, и этот гипнотизм бил с экрана. А здесь, мелкий бес.

К. ЛАРИНА – Такая мультипликация. Просто стыдобища. Каких-то сериальных артистов набрали. Которые совершенно ничего не умеют, они все время пучат глаза. А их загримировали и нарядили. Ужасно смешно. Это для «Большой разницы» сюжет абсолютный.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нужно чтобы оригинал все посмотрели.

К. ЛАРИНА – Я так была потрясена, что я стоя смотрела.

И. ПЕТРОВСКАЯ - То есть ты что предполагала…

К. ЛАРИНА – Настолько меня это поразило, сам факт появления такого, просто случайно включила, застыла, так простояла какое-то количество минут.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Столбняк. Это сила искусства тоже. Не каждое произведение заставит встать и вгонит в это состояние.

К. ЛАРИНА – Было еще произведение, которое можно было смотреть стоя. Это «Возвращение мушкетеров».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ой, я говорю, что даже «Тарас Бульба», такой простодушный, чудный…

К. ЛАРИНА – Вот как прочитал, так и показал.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Именно. Там где не хватило действия, включили голос Безрукова. И все вокруг так брызжет, кровь брызжет…

К. ЛАРИНА – Патриотизмом брызжет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, и знаешь, в каком месте кто чего скажет. И сынку…

К. ЛАРИНА – А как пули там летают красиво.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но это хотя бы такая школьная иллюстрация кино. Но «Возвращение мушкетеров» это мне кажется, можно было сделать либо в тяжелом бреду…

К. ЛАРИНА – Наверное, так оно и было. Они же говорили все: нам так хорошо вместе…

И. ПЕТРОВСКАЯ - …либо же, может быть, какие-то возрастные происходят с людьми изменения.

К. ЛАРИНА – Боярский говорил: мы вообще не думали про зрителя, нам было так классно вместе. Мы собрались вместе.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Что характерно. Это видно, что ни про зрителя, ни про какое-то минимальное я не говорю соответствие какой-то правде…

К. ЛАРИНА – Какой правде. Они сами сочинили. Это же Дюма не думал, не гадал.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но все время ты думаешь: что это такое. Это откуда. И я знаю, что даже люди, которые собирались это смотреть и более того, даже мечтали посмотреть, с воплями бежали как практически ляхи от казаков, потому что это конечно что-то невообразимое. И преподавалось это, что удивительно, я поняла, это теперь такая система: неважно что, мы завладели этим материалом, и мы будем его продавать зрителю со всеми анонсами, интервью бесконечными как шедевр. Как то, что невозможно пропустить. Ну вот люди повелись. Думаю, что им есть что вспомнить.

К. ЛАРИНА – Наши слушатели нам сообщают, что сегодня на «Культуре» будет фильм «Агония» Климова.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Будет возможность сравнить.

К. ЛАРИНА – И второе, режиссер этой агонии в буквальном смысле Станислав Либин. Он из Нью-Йорка.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Видимо, именно это сыграло решающую роль в назначении его режиссером. Видимо, представляют, что раз из Нью-Йорка, значит умеет снимать настоящее кино. Увы.

К. ЛАРИНА – Телефончик?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Давай.

К. ЛАРИНА – Пожалуйста, 363-36-59. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Роман, Санкт-Петербург. Буду хвалить вас, притом очень сильно. Готовьтесь. Ваша передача просто чудо, уровень «Дежурного по стране» у вас – дежурный по ТВ. С наслаждением всегда слушаю.

К. ЛАРИНА – Спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ – Ностальгия порадовала, с Романом Балаяном была встреча, прямой эфир. И Лев Прыгунов был. Он у вас был, просто смотришь на этих людей и хочется жить и думаешь: слава богу, что все нормально в жизни. У меня такое ощущение. Какую-то энергию они дают, не знаю, как объяснить. Порадовало «Пока все дома» у Павла Лунгина. Нравится режиссер очень. Для меня культурным шоком было, я посмотрел Авраама Руссо, они с продюсером Пригожиным взасос целуются. В общем, все нормально у них. Я удивляюсь, взрослые люди, на всю страну, ни чести, ни достоинства. Ты брат мне.

К. ЛАРИНА – А что они поссорились? Мы не в курсе.

СЛУШАТЕЛЬ – Они стреляли, он же уехал.

К. ЛАРИНА – Он спасался от Пригожина?

СЛУШАТЕЛЬ – Да. Это враг, это бандит, он меня терроризировал. Требовал деньги. Уехал со своей женой американкой за границу и теперь он возвращается.

К. ЛАРИНА – А деньги же надо зарабатывать. Кому он там нужен.

СЛУШАТЕЛЬ - И они перезваниваются по Интернету: ты брат, ты будешь крестным отцом. Ну такая пошлятина. Это невозможно, запредельная просто. И вот вчера Оксана Пушкина смотрел о тяжелой судьбе госпожи Слуцкер. Вариант как Жасмин, Орбакайте. Выкинули из дома, дети. Позорище вообще. Честно говоря, я смотрю, думаю, огромные деньги, вот это позорище выворачивают наружу. Вот, в общем, и все. Здоровья вам большого. Очень приятно вас слышать. Задаете жизнь.

К. ЛАРИНА – Спасибо большое.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Видите, тема-то востребована. Все супружеские и прочие скандалы. Особенно смешно сейчас появилось на канале «Россия»», хотя наверное на других, реклама: Дени – лучший помощник мамы. Но это не имеет отношения к реальному мальчику. Это реклама порошка какого-то. Но звучит в контексте, я думаю, не исключаю, что создатели рекламного ролика неслучайно озвучили именно таким образом, чтобы народ прилипал к этому звуку.

К. ЛАРИНА – Ругаются «Народ хочет знать». Что там вчера было?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я, к сожалению, пропустила.

К. ЛАРИНА – Про Крым. Там был Затулин.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Дело в том, что я была на закрытии нашего фестиваля, и потом вернулась и что-то обычно, я хотя бы переключаю, чтобы посмотреть тему, но вчера не успела.

К. ЛАРИНА – Ругаются на программу Познера встреча с Тэдом Тернером.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Почему ругаются, мне интересно. На кого точнее.

К. ЛАРИНА – На Познера.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это другой вопрос. Это важная вещь…

К. ЛАРИНА – Я тоже посмотрела, у меня было такое глубочайшее разочарование в этом человеке.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А я наоборот, я когда только начала это смотреть и увидела, во-первых, очень невыигрышная ситуация перевод. Всегда в переводе очень тяжело смотреть и поэтому я думаю, ну как же тут удержать внимание. И Тэд Тернер, который известен достаточно большому кругу людей, как основатель CNN, как филантроп известный. Он вдруг раскрылся независимо от Познера, хотя и говорят, что все равно если человек раскрывается, то это заслуга интервьюера, может быть. Но методика его была Владимира Владимировича та же самая: а вот говорят, а вот прочитал, а вот вы сказали в таком-то году. Этот тип интервью мне представляется мало интересным. Потому что он идет по верхам. И самое главное он позволяет не углубляться, не развивать тему.

К. ЛАРИНА – Диалога нет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - О’кей и дальше. А вы сказали. И перепрыгивает совершенно на другую тему. Но сам по себе Тэд Тернер открылся, и я тут подумала, какая большая разница, тоже очень богатый человек. Сейчас скажу, почему тоже. Занимается благотворительностью.

К. ЛАРИНА – Ты про Прохорова вспомнила.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, а буквально месяцем раньше, может быть и ближе к этому, был Михаил Прохоров. Самый богатый по списку Форбс человек в нашей стране. Молодой, 40 с небольшим, образованный явно. Довольно симпатичный человек. Вот ни одного всплеска эмоций. Это было поразительно. Я даже потом пересмотрела. Сидел абсолютно функциональный человек, который совершенно бесстрастно говорил обо всем, о чем бы ни зашла речь. Скандал с ним, связанный в Куршевеле или еще что-то или его благотворительность, на которую тоже вроде бы Познер попытался его вывести. Абсолютно за час этого времени человек ни разу даже интонации не изменил. Ни один мускул, что называется не дрогнул. И в сочетании, в сравнении с Тернером стало понятно, что какой-то разный масштаб и разное отношение к деньгам, жизни, к своей собственной стране, к людям, к проблемам.

К. ЛАРИНА – Степень откровенности. Он кстати очень многие вещи не позволял себе. Он не отвечал на многие вопросы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он не отвечал именно потому, что он был в заданных рамках, так по его представлению должен выглядеть, видимо, очень богатый человек. Очень деловой.

К. ЛАРИНА – Я имею в виду Тернера. Не отвечал на многие вопросы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тут я думаю, он многие вещи еще и не понимал. И плюс он объяснил, что только что прилетел из Пекина, 9 часов. Но масштаб проблем, которые его волнуют, и масштаб проблем, в которые он вкладывает деньги, считая это главной своей сегодняшней задачей. Можно подумать, что абсолютно прекраснодушный мечтатель, совершенно утопист какой-то. Когда он говорит о том, что его задача сегодня любой ценой спасти мир от ядерного, не дай Господь, взрыва. Способствовать тому, чтобы регулировалась рождаемость каким-то образом на планете. Бороться против глобального потепления и так далее. Но он в разные проекты, он их организует, он вкладывает деньги. Он отошел уже от непосредственно медийного бизнеса, но заработанные деньги он тратит на это. Условно говоря, на мир во всем мире. И когда он рассказал, что треть своего состояния, а именно 1 млрд. долларов опосредованно, но направил в ООН, потому что его собственная страна не платила в этот момент взносы и задолжала, а он считает чрезвычайно важной эту организацию, которая позволяет выпускать пар, и многие проблемы решать на дополнительном и дискуссионном уровне, а не допускать прямых столкновений. Вот меня поразил масштаб этого человека. Масштаб, абсолютное отсутствие в нем рисовки, пафоса. Такой усталый уже немолодой человек, который так понимает нынешнюю свою миссию и служение.

К. ЛАРИНА – Меня удивило, не то что удивило, подтвердило, он не шел на личный контакт. Он отвечал на те вопросы, на которые у него есть готовые ответы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А с другой стороны, почему он должен идти…

К. ЛАРИНА – Именно это он и подчеркивал. Меня все время в его глазах, когда Познер переходил границу между профессиональной деятельностью и человеческой его судьбой, его характером и его личными вещами, убеждениями, в глазах его читался типа вопрос: а почему я тут должен перед вами откровенничать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - При этом он рассказал и про свою семью.

К. ЛАРИНА – Он был дипломатичен. Помнишь, он спросил, вопрос был явно с подковыркой, с продолжением что называется. Связанный с показом грузино-российского конфликта на CNN.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он с этого начал.

К. ЛАРИНА – И он сказал: меня не было, я не видел.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, это его право абсолютное. С другой стороны если говорить о каких-то личных вещах, на которые интервьюер вправе рассчитывать, то тогда очевидно, нужно как-то иначе построить это общение. Некоторые люди, даже если они дают какой-то зарок, но в какой-то момент, может быть, очаровавшись собеседником…

К. ЛАРИНА – Они на «вы» были или на «ты»?

И. ПЕТРОВСКАЯ - На «вы». Или как-то проникнувшись, тем не менее, человек начинает как-то раскрываться. Если он не раскрывается, в данном случае это говорит о том, что вполне как мне показалось формальные, хотя даже в меньшей степени, чем обычно были вопросы его собеседника. Но сам человек, сама личность, я слышала о нем и знала, как основателя CNN, он выполнил огромную работу и поставил перед собой задачу и впервые создал круглосуточный информационный канал и сделал так, что международные новости стали интересны. Потому что во всех странах мира организовал…

К. ЛАРИНА – То, что он сделал это точка отсчета вообще истории информационного телевещания.

И. ПЕТРОВСКАЯ - То есть он в высшей степени заслуженный человек. Меня поразили вопросы, который задавал ему Владимир Владимирович относительно свободы слова и есть ли она в Америке. И вот здесь мне показалось, что в эти свои узенькие усы, кстати, трогательную деталь рассказал, что эти усы он отрастил под влиянием фильма «Унесенные ветром», и влюбленности юношеской, детской в Кларка Гейбла. И он, ухмыляясь немножко в эти усы, отвечал на самые очевидные вопросы и особенно меня поразил вопрос в исполнении мэтра Владимира Владимировича, он прозвучал так: как вы считаете, можно ли кричать «спасите, караул, пожар» в переполненном кинозале. Ну тут варианты ответов: можно, нельзя, идите к черту. И там еще несколько было подобных вопросов. Такие уже совсем просто смешные. В общем, я не знаю, что говорят по поводу Познера. А по поводу героя в данном случае, для тех, кому конечно интересно…

К. ЛАРИНА – Потому что он все-таки не является такой супер-пупер медийной фигурой для российского зрителя.

И. ПЕТРОВСКАЯ - К несчастью мы в этом формате видели и в высшей степени популярных для русского зрителя людей, которым очевидно было неинтересно, не будем показывать на них пальцем. Они не виноваты.

К. ЛАРИНА – Давайте возьмем наушники еще раз. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Доброе утро. Вас беспокоит город Ярославль. Александр Михайлович. Вы знаете, я хочу обратиться ко всем тем, которые говорят, вот мы не смотрим 5 лет телевизор, 7 лет. А вы знаете, я смотрел на Пятом канале Льва Дурова, называется сериал «Отщепенцы». Просто поразил. Во-первых, было немножко со мной связано, я тоже был в этой шкуре. Тоже был невыездным.

К. ЛАРИНА – Это про диссидентов сериал.

СЛУШАТЕЛЬ – Да. Про Анатолия Марченко.

К. ЛАРИНА – Мы уже про это говорили с Ириной, когда был первый показ. Сейчас видимо, уже повтор был. Но это действительно событие замечательное.

СЛУШАТЕЛЬ – Я не знаю, будет ли продолжение. Нужно отдать должное и Льву Дурову, настолько по-простому, и вещи говорят, как бы они соприкасаются и с сегодняшним днем. Просто большое спасибо и вообще Пятому каналу. И вот сейчас Сванидзе опять будут повторять, я говорю, для тех, кто не смотрит, хотя бы это смотрите. Я уж не говорю, ЦСКА-Манчестер. Но в принципе телевизор можно смотреть и нужно. Большое спасибо.

К. ЛАРИНА – Спасибо большое за то, что вспомнили этот фильм документальный. Мы с Ириной обсуждали, когда он только появился, я обратила внимание, мы говорили про ведущих актеров, Л. К. Дуров замечательный актер. И явно он сюда был приглашен как актер. У которого был готовый сценарий, готовый текст. Но поскольку действительно все события, о которых он рассказывал, он в это время жил и у него было свое мнение по этому поводу, многих людей он знал лично. Было видно, насколько ему самому это интересно. И когда этот момент происходит, сочетание личного интереса и профессиональных навыков актерских, это эффект просто поразительный. Никакой диктор, никакой журналист с этим не сравнится. Потому что он еще рассказчик замечательный. И было видно, что сценарий он использовал только как сюжетную канву. А основные вещи он говорил от себя. И делился своими личными воспоминаниями.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну конечно. Всегда все это индивидуально и все зависит от человека, и от его масштаба. Что актерского, что человеческого. А что касается этой прекрасной фразы, я ее очень люблю: не смотрю телевизор вообще, не смотрю пять, десять лет, выкинул, пользуюсь им исключительно как подставкой для чего-то. Ну как правило, следующая фраза у людей идет такая: не смотрю уже пять лет, но третьего дня я увидел такое. И вот Леонтьев говорил совершенно по-другому, нежели, это прозвучало 10-го дня. Заметим. И так далее. Поэтому конечно это огромное лукавство. Я думаю, что очень малое количество людей действительно реально не имеющих телевизор и не смотрящих его. Опять же много раз говорила, что действительно во всем этом сегодняшнем количественном разнообразии и многообразии можно найти себе по вкусу и необязательно для этого прочесывать весь эфир. И раздражаться и хвататься за сердце от того ужаса, который они там увидели. Это наша с тобой задача.

К. ЛАРИНА – С праздником, конечно, они пока еще не разобрались. Я имею в виду по-прежнему наше руководство государства нашего российского. Поскольку речи, которые звучали 4 ноября, они были очень сомнительного качества и в итоге договорились, знаешь до чего, что было общим. Старший сказал у себя в речи, что произошло 4 ноября.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Старший по должности или по возрасту?

К. ЛАРИНА – По должности.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он сказал, что 4 ноября произошло типа единения русского народа и русский народ смог решить все свои проблемы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - На всю оставшуюся жизнь русского народа?

К. ЛАРИНА – Я думала, двоеточие и дальше перечисляется какой-то клубок проблем. Не последовало, видимо, не очень понятно было, какие проблемы. Дальше я смотрела репортажи, посвященные 4 ноября в новостях государственных на Первом канале, на канале «Россия» и везде ведущие и журналисты повторяли просто как слово в слово. Что 4 ноября русский народ с помощью объединения смог решить все свои проблемы. Вот эти загадочные проблемы остались под вопросом.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Откуда потом-то проблемы возникли, меня волнует. Еще в этих государственных новостях было забавно, на первых, вторых каналах…

К. ЛАРИНА – А память о гражданине Минине будет жить вечно в наших сердцах.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Помимо этого показывали народные гуляния, в основном с участием активистов молодежных движений и активисты тоже мало представляли, видимо, смысл и суть праздника, и особенно меня тронуло, когда у них на мордочках был намалеван триколор, как у футболистов и при этом у девочек были такие ушки заячьи одеты.

К. ЛАРИНА – Плейбоистые.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот что заяц у них символизировал в данном случае, я не поняла. Но понятно, какая сумятица в головах. И то, что 4 ноября абсолютно точно у большинства людей ни с чем никоим образом не связано, еще 7-го у людей старшего поколения, более-менее.

К. ЛАРИНА – Хоть что-то еще осталось.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А у молодых, мне рассказывали на собеседовании, на журфаке причем, когда поступали и задавали вопрос, что празднуют. У них теперь сместилось, что 4 ноября день революции, и дальше огромный диапазон всяких персонажей исторических, которые действуют. Ну а про Ивана Сусанина я рассказала историю в своей публикации на эту же тему. Когда мне одно юное существо, лет 16, что-то шло про Ивана Сусанина по телевизору, я естественно поинтересовалась, кто такой Иван Сусанин. Долго думали, потом сказали: партизан. Я говорю: а с кем он партизанил. – С немцами. – Это какая была, Вторая мировая война. Пауза и явно рассматривание моего лица, подвох есть или нет, уловив подвох: нет, пожалуй не Вторая. – Тогда я подсказываю – Первая. Там тоже с немцами. – Во-во. Поэтому говорю еще раз, для большинства юных сегодня все, что ниже, может быть еще Вторую мировую худо-бедно просто потому что много говорят, показывают, и то уже многое будет неизвестно, а все остальное уже таким мраком покрыто.

К. ЛАРИНА – Сейчас решили восполнить этот пробел в сознании. Сейчас тебя закормят историей советской культуры.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это да.

К. ЛАРИНА – Ты видела, продолжают клонировать формат «Жизнь прекрасна», мы видели первый клон прошел «Достояние республики» на Первом канале. А сейчас идет второй клон на «России». «Лучшие годы нашей жизни». То есть соревнование между десятилетиями что ли?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Особенно смешно мне показалось, в анонсе звучало: узнаем, какие годы у нас были лучшими.

К. ЛАРИНА – Это конечно совершеннейший бред и мне жалко хорошего актера Юрия Стоянова, который здесь, видимо, по задаче продюсеров сбросил все свои маски и стал ведущим задушевной оптимистической программы. И эта задушевность и оптимизм из всех щелей у него брызжет. Я не знаю, насколько его хватит. Я опять чувствую, понесут туда автоматы с газированной водой, утюги, коммуналки, чулки капроновые. И те же песни, те же яйца, только в профиль. Это абсолютно. Это невозможно уже.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И те же, что самое ужасное исполнители.

К. ЛАРИНА – А где взять других. И те же «Ландыши».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я посмотрела «Достояние республики», теперь можно сказать, что по сравнению с «Лучшими годами нашей жизни» оригинал.

К. ЛАРИНА – Нет, оригинал все-таки «Жизнь прекрасна».

И. ПЕТРОВСКАЯ - С главных каналов выбираем. И там песню «Дорогие мои, москвичи», замечательная, пел Дима Билан.

К. ЛАРИНА – Почесывая пузо голое.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот если это «доброй ночи, дорогие москвичи», то после этого москвичи бьются в конвульсиях в горячечном бреду, сбивая простыни…

К. ЛАРИНА – Я не видела целиком песню, я видела анонс.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я видела целиком. Я онемела. Онемели представители старшего поколения. И даже представители молодого поколения, одна была какая-то совершенно просто чудесная девушка, я не знаю, из какой она оперы, но неважно, хорошенькая. И она сказала, что конечно, Дима Билан интересно это показал, но она слышала когда-то на пластинке старичок какой-то пел, вот старичок получше пожалуй был. Подушевнее.

К. ЛАРИНА – Тут вообще сам эффект Дима Билана, феномен это конечно поразительное явление.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ощущение, что его кто-то кусал в этот момент.

К. ЛАРИНА – Он вообще, в нем нет, даже для молодых, мне кажется это странное явление. В нем нет никакого обаяния абсолютно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да черт бы с ним, пусть бы он пел свои песни.

К. ЛАРИНА – И гнуснейшим он поет этим голосом. А уж как он извивается. Почему-то он решил, что нужно все время извиваться, кувыркаться. Пузо свое показывать всем, сползающие белые трусы обязательно должны присутствовать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Белые. Я тоже слежу за этим. Бывает, меняем.

К. ЛАРИНА – Цветочек.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Там резиночка. Не в этом дело. Пусть слушают и смотрят кому это нравится. Ради Бога. Но тогда не надо вот это только. Потому что это уже до такой степени было карикатурно, слава богу, правда, там кто-то правильно сказал, что все-таки эту песню даже Дима Билан в таком исполнении не в состоянии испоганить и похоронить. А вообще в принципе некоторые песни я думаю, если ему дать, нужно задаться такой целью…

К. ЛАРИНА – Не волнуйся, будет на 9 мая. Они там тебе споют.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я этого тоже, кстати, жду с ужасом. Потому что сейчас конечно, начнется к 65-летию массированная, можно было бы сказать, что это хорошо…

К. ЛАРИНА – Психологическая атака.

И. ПЕТРОВСКАЯ - …вспомним всех. Но на самом деле это всегда отдает отрабатыванием номера. И опять же перекармливанием, хотя можно сказать, как этим можно перекормить. Вот лучше, правда, старые фильмы покажите, старые военные песни спойте. Только нормальными, не дурными голосами. И не подпрыгивая, как будто тебя щиплют.

К. ЛАРИНА – Им все равно что петь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Им-то все равно, но, слава богу, еще живут люди, которые любят это или в том исполнении или просто как минимум в душевном. Давайте дождемся, цинично чуть было ни сказала, но все-таки давайте…

К. ЛАРИНА – Поздно, уже все сделано.

И. ПЕТРОВСКАЯ - …пока еще уважать чувства пожилых людей.

К. ЛАРИНА – Все уже сделано. Споет тебе Билан «Землянку» обязательно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Комично невероятно. Как «три танкиста, три веселых друга» пели такие мальчики женоподобные на одном из концертов и, в общем, хотелось все время узнать, что там между этими тремя танкистами, что их связало. Ужас, ужас. Но я тоже с некоторым волнением жду этой премьеры «Лучших лет нашей жизни».

К. ЛАРИНА – Какие же годы были лучшими, наконец, нам расскажут на канале «Россия».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Еще есть две программы, в одной звезды копаются в своей родословной. А в другой звезды в своей медицинской карте.

К. ЛАРИНА – Где они должны умереть буквально завтра.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Им говорят: умрете через два года.

К. ЛАРИНА – Если не будете бегать на беговой дорожке и в фитнес-клубе.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Откажетесь от спиртного и будете употреблять в пищу исключительно корень проращенного, даже не знаю чего.

К. ЛАРИНА – Барсучий жир.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Барсучьего жира. Мне кажется, что это уже переходит все границы, потому что одно дело, когда даже Лиза Боярская, у нее ближайшее поколение тоже люди известные. При всем моем уважении к Дмитрию Диброву, клянусь вам, я понимаю, ему интересна его родословная. Но если любой придет человек и будет искать, найдет дядю Васю с улицы Кондратюка, дедушку…

К. ЛАРИНА – А у него нет великих князей?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Это, увы, увы. Но казаки, и анонс был, наконец, узнает, как Дибровы пришли на Дон. Потрясающе. Дико интересно. Но только Дибровым, к сожалению. И также их родственникам, возможно клану. Короче говоря, это переходит границы. Точно так же как анамнез и диагноз Елены Кондулайнен…

К. ЛАРИНА – И Светланы Мастерковой.

И. ПЕТРОВСКАЯ - …мне кажется, не представляет собой интереса общественного. Потому что во-первых, и так все видно. А во-вторых, какие-то вещи оставьте уже интимные для внутреннего пользования.

К. ЛАРИНА – Так она же хочет, чтобы это было достоянием публики.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И все мечтают, чтобы Елена Кондулайнен конечно дожила до ста лет. И я тоже ей желаю искренне. Но я не очень понимаю, почему я должна при этом смотреть ее распечатки и вместе с ней волноваться за здоровье. Мне хватает, в общем, по поводу чего волноваться.

К. ЛАРИНА – Давай мы закончим на этом. Исследование наше.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Здоровья всем, ищите корни со всех сторон. Но только можно это делать не на наших глазах.

К. ЛАРИНА – Целую. Пока.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025