Человек из телевизора - 2009-08-22
К. ЛАРИНА – Так вот, говорят, Кате Андреевой сказали: а не увеличить ли вам, Екатерина, ваше присутствие в эфире. Что-то вас мало в эфире. Такая талантливая красивая женщина, а так редко появляетесь в эфире. На что она ответила: я?! Тогда я вообще не выйду. И не вышла. Вот сколько времени уже никак не выходит из отпуска. Что делать, Ирина Петровна?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну что тут поделаешь, либо увеличить свое присутствие в эфире, тут альтернатива такая: либо увеличиваешь, либо уменьшаешь до самой последней степени. Трудно сказать, мы не знаем подробностей.
К. ЛАРИНА – Говорят.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но это известная формула. Но все уже обратили внимание, мне кто-то уже задавал этот вопрос: куда делась Катя Андреева. Странно, потому что мне казалось, что она находится в некотором таком статусе, что ее уже просто так из эфира не выгонишь…
К. ЛАРИНА – Не выковыряешь.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И не подвинешь, тем более она была особа, приближенная…
К. ЛАРИНА – К императору.
И. ПЕТРОВСКАЯ - К нынешнему нашему уже не императору, а…
К. ЛАРИНА – Вице-императору.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, премьер-министру. Вместе с Сергеем Брилевым они несколько раз подряд…
К. ЛАРИНА – Обслуживают прямые эфиры.
И. ПЕТРОВСКАЯ - На этих прямых линиях работали. И мне казалось, что это есть определенная индульгенция. Вообще это очень опасная штука, когда ты исчезаешь из эфира, вообще опасная вначале штука, когда ты начинаешь себя считать персоной неприкосновенной, над всеми. Это одна опасность.
К. ЛАРИНА – Когда ты себя даришь.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Даже не то чтобы даришь…
К. ЛАРИНА – Есть ощущение, я в кадре и я сама себя дарю вам. И собственно больше ничего.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это побочное. Но в принципе у телевизионных наших коллег развивается еще такое ощущение и отношение к себе и ко всему остальному, что я неприкасаем, я единственный и неповторимый, уж со мной ничего похожего никогда не случится. Но мы знаем очень показательные примеры, когда суперталантливых, ярких людей, которые давали компании этот самый пресловутый рейтинг и репутацию, в одночасье выгоняли из эфира. И ничего с этим нельзя было поделать. Знаем, чего тут пальцами показывать, самый показательный случай это Леонид Парфенов, который просто звезда действительно в прямом смысле, а не в переносном. И человек, который украшал эфир. И Владимир Соловьев.
К. ЛАРИНА – Соловьев скорее. Потому что Парфенов, Сорокина все-таки другое. Здесь люди если говорить про Катю Андрееву, как ты правильно сказала, что особа, приближенная к императору и к вице-императору, человек, который свою лояльность нынешнему руководству подтвердил уже выше крыши. Дальше некуда. Как и Соловьев, кстати.
И. ПЕТРОВСКАЯ - В этом формате официальной и официозной программы «Время» невозможно было ничего иного подтвердить. Потому что давно уже роль ведущего этой программы, на мой взгляд, свелась к выполнению чисто чтецких, дикторских функций и не более того. Трудно мне представить, что ведущий программы «Время» сам формирует ее…
К. ЛАРИНА – Но он сам интонацию изобретает.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Другое дело.
К. ЛАРИНА – Верноподданническую.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Интонация у нее всегда была вполне отстраненная.
К. ЛАРИНА – Ничего подобного. Интонация имперская. Сурово брови мы нахмурим – всегда в ней это было.
И. ПЕТРОВСКАЯ - В общем, да. Но свято место пусто не бывает.
К. ЛАРИНА – А хорошая девочка сейчас ведет «Время».
И. ПЕТРОВСКАЯ - Она и раньше вела Анна Павлова, по-моему, на Шестом канале вела, на РЕН-ТВ когда-то новости. Она мне тоже очень нравится.
К. ЛАРИНА – Обаятельный человек.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ничего из себя специально не представляет…
К. ЛАРИНА – В смысле не корячит.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да.
К. ЛАРИНА – Она представляет из себя хорошего профессионального человека.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я имею в виду не в том смысле, что она ничего из себя не представляет, она из себя, ну как сказать, давай грубое слово употребим – не выделывается. А нормально совершенно работает отстраненным информационным ведущим, если вообще все, что происходит в этой программе можно назвать информацией в чистом виде.
К. ЛАРИНА – Сколько минут говорила, говорила, а вот никто не знает, кто это говорит. Я тебя не представила еще.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это ты сделаешь или мне?
К. ЛАРИНА – Я представлю тебя. Это Ирина Петровская. Программа «Человек из телевизора». Ир, у нас сегодня праздничный день.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я знаю. Поэтому я удивилась, что ты начала с этой новости, я думала, поздравишь, я тебя поздравлю. Потому что из этих 19 лет впрямую моих, когда я работаю плотно каждую неделю здесь, это 7 лет. Полных. А вообще до этого я многократно была в качестве приглашенного человека, гостя, очень любила и всегда была у меня тайная мысль, что, может быть, когда-то меня позовут на постоянной основе, и это случилось 7 лет назад. Слава богу, длится. На мой взгляд, это действительно сейчас очень любят говорить: уникальный журналистский коллектив, все уникальное, но по-своему радиостанция наша действительно уникальная. Потому что все, что есть значимого и интересного вокруг нас, привлекает, обязательно приглашает разных людей с разными взглядами, этого не боится. Я равных ей в этом нашем формате новостном, аналитическом сегодня просто не знаю.
К. ЛАРИНА – Приятно слышать.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И более того, ощущение абсолютной внутренней свободы, когда ты можешь не озадачиваться этим внутренним…
К. ЛАРИНА – Можно/нельзя.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, ой, куда-то я не туда пошел. Рамки конечно должны быть, естественно приличия. Но не более того.
К. ЛАРИНА – В этот праздничный день мы все равно будем говорить не столько о радио, сколько о телевидении. Вопросы, пришедшие на сайт, передо мной. Я начну с вопроса, ответ на который Ирина уже начала озвучивать до начала передачи. Рассказывая о какой-то жуткой программе из цикла «Пусть говорят». Очередной ужас показал Андрей Малахов. «Уважаемые ведущие, выразите ваше отношение к передаче Андрея Малахова на Первом, где шел разговор о девушках, надругавшихся над собаками. Фото были совершенно шокирующие. Вообще нужно ли такую жестокость так пиарить?» Может быть, это вообще уголовно наказуемо, потому что в принципе, можно привлечь за жестокое обращение с животными. Саму передачу. Давай вспомним историю с Еленой Малышевой. Был похожий случай, когда наши слушатели оборвали телефоны и в редакцию Первого канала отправляли жалобы, когда Елена Малышева в передаче «Здоровье» что-то с крысой делала. То ли усыпляла, и обвинили в том, что она ее убила. В итоге Елена Малышева в эфире оправдывалась, мы ее вызванивали по телефону, она сказала, что ничего с крысой не случилось.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И не только в нашем эфире. Потом в следующем эфире нам показали крысу живую и здоровую.
К. ЛАРИНА – А тут-то вообще кошмар. Расчлененка.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Давай расскажем, не все же видели.
К. ЛАРИНА – Только, пожалуйста, если вы едите, выключите радио.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не буду с особыми натуралистическими подробностями. Но просто это действительно жуть. И Андрей Малахов предупредил зрителей, слабонервных просят удалиться. Но мы понимаем, что в 7 часов вечера довольно сложно.
К. ЛАРИНА – Все слабонервные у экранов.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Довольно сложно удалить от экрана детей, стариков особенно чувствительных к таким кадрам. Поэтому такие уловки, чтобы обезопасить себя, но в целом они не действуют. Две девушки из Киева студентки, одна студентка ветеринарной академии, другая вообще Института международных отношений якобы для того, чтобы лучше узнать строение скелета животного, якобы опять же нашли уже сбитую собаку на улице, приволокли ее домой, и ее подробнейшим образом препарировали, расчленили. Объясняют это исключительно пользой для науки, что они хотят таким образом лучше все узнать. Хотя непонятно зачем специалисту по международным отношениям знать, как нужно расчленять собаку. И это было бы может быть не так страшно, эти девушки все это засняли на видео и фото и выложили в Интернете. И там не только процесс этот ужасающий для человека постороннего и незнакомого с анатомией, медициной и так далее, но еще и циничнейшие позы, комментарии. Они держат в руках различные внутренние органы несчастной собаки, отпускают ужасающие по цинизму шуточки. Они все работают на камеру. Зачем-то это все было снято и выложено. Они говорят, что это черный юмор и там нашлись, кстати, люди, в том числе представители этой же профессии, медики, которые говорили, что у врачей действительно свой некий черный юмор и у каждого студента-медика найдется в арсенале его личном фотоархиве какие-то фотографии, он есть яблоко, а рядом лежит понятно что. Девушки сами объясняют, что…
К. ЛАРИНА – А они пришли на передачу еще?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Они приехали из Киева на передачу. Вели себя абсолютно победительно. Не чувствуя никакого раскаяния.
К. ЛАРИНА – Они психически здоровы?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Отпускали реплики. Судя по всему, они конечно здоровы, но это тот случай, когда мы видим просто моральных уродов, которые не понимают, что они творят. И там было следующее, там было продолжение. Здесь допустим, они объясняли это тем, что собака была уже не живая, хотя там находились люди, которые говорили, что собака, скорее всего, может быть, была уже на последнем издыхании. Но в тот момент еще, может быть, была живая. Еще одни кадры, которые уже вообще ни в какие ворота не лезут. Крыса, которую они на глазах у всех живую, видео это было, душат шнурком, потом вешают, а потом освежеванную тушку фотографируют в разных ракурсах. И когда им задали вопрос: зачем крысу было так совершенно жесточайшим образом уничтожать, они сказали, что она была больная. Они ей помогли избавиться, видимо, от мучений. В общем это произвело ужасающее впечатление, ужасающее впечатление произвело то, что нашлись там безусловно из защитники и в том числе в лице папы одной из этих девочек. Тоже приехавшего из Киева.
К. ЛАРИНА – А чем он мотивировал свою защиту?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Что девушки хорошие, но одна хочет стать…
К. ЛАРИНА – Один вопрос возникает. Имеет право какой-нибудь из зрителей или я как зритель подать в суд на программу «Пусть говорят» за жестокое обращение с животными.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Здесь не программа, обращение жестокое продемонстрировали эти девицы.
К. ЛАРИНА – Неважно, они в передаче конкретной продемонстрировали.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Они не в передаче, это уже после.
К. ЛАРИНА – Неважно. Важно то, что они это показали.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это другое. Это то, что называется абсолютно точно в разных кодексах прописано, - пропаганда насилия. Здесь возникает вопрос, вот когда телевидение показывает такие жестокие кадры, сцены, к чему это приводит. К профилактике будущего насилия, того, что люди ужаснутся и никогда этого не сделают или наоборот, к пропаганде.
К. ЛАРИНА – Я тебе скажу, что к пропаганде да, однозначно. Потому что мало того, что это привлекает безобразное как всегда, но тебя по телевизору покажут. Если ты это сделаешь. И видео отправишь в программу Андрея Малахова, он тебя позовет, и ты получишь свои 15 минут славы за это.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тебе о том и говорю. То есть сегодня уже такая создалась, если можно назвать культура, хотя конечно это никакая не культура…
К. ЛАРИНА – Субкультура.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, не то я имею в виду. Такая генерация появилась людей, так называемых молодых продвинутых, которые что-то делают, снимают, выкладывают в Интернете и тем самым кто-то становится знаменитым в этом сообществе своем.
К. ЛАРИНА – А кому-то повезет, как этим девочкам из Киева.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно. Девушки выглядели абсолютными в этой ситуации триумфаторшами. Особенно когда их защищали кто-то из депутатов, из взрослых. Что действительно врач имеет право и так далее. Они совершенно не чувствуют никакой за собой вины. Они хихикают, пытаются себя с гонором оправдывать. И поэтому действительно, сколько мы видели уже этого ужасающего этих фото, кадров с мобильных телефонов, когда подростки специально кого-то избивают, например, и это выкладывают на видео. Эти скинхеды, которые избивают людей других национальностей. Уже додумались до того, что там казни какие-то снимают. Естественно, у людей, у которых смещены все представления о том, что вообще можно, что нельзя, это может вызвать особенно у молодых вот такую реакцию, вот он способ очень хороший прославиться. Я уже неоднократно говорила, что я живу в доме, в котором взорвался год с лишним назад подъезд. Была такая история. Так, кстати и не сообщили, почему взорвался. Квартира точнее в подъезде. И потом телевизионщики сказали, что когда начался там пожар, то большинство людей, которые наблюдали, они бросились не спасать и помогать, а начали щелкать на мобильные телефоны и потом посыпались на них предложения за сто долларов, за сколько-то записи продавать. Это уже совсем другая форма сознания. Обычно, когда что-то происходит, люди бросались помогать. Теперь люди бросаются это снимать. Или же сами организуют такого рода ужасающие «информационные поводы» и это их способ заявить о себе если не на весь мир, то, во всяком случае, как минимум две стороны, потому что здесь речь идет об украинских девушках. Поэтому во всех кодексах этических, приличных телекомпаний мира очень жестко и четко прописано, как и можно ли вообще жестокие кадры показывать. В каких-то случаях жестокие кадры являются неким предостережением потомкам…
К. ЛАРИНА – Когда речь идет о терроризме.
И. ПЕТРОВСКАЯ - О терроризме или вспомним жуткие кадры, которые демонстрировались на Нюрнбергском процессе. И потом вошли во множество фильмов.
К. ЛАРИНА – Когда есть свидетельство преступления.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Против человечества, человечности и они демонстрируются не для того чтобы посмаковать это, а для того чтобы люди ужаснулись и поняли, какой это ужас и зло в данном случае фашизм и война. Но здесь ничего не оправдывает эти кадры.
К. ЛАРИНА – А вдруг это какой-то тайный далекий политический смысл. Что посмотрите на граждан современной Украины.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Знаешь, таких граждан мы найдем на очень многих других…
К. ЛАРИНА – Так взяли-то именно из Киева.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну потому что здесь близко, видимо, прочитали какую-то киевскую газету.
К. ЛАРИНА – С таким же успехом можно было найти каких-то грузинских девушек. И показать звериное лицо современной Грузии. А это звериное лицо современной Украины.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Звериное лицо и России тоже в этой программе представлено в полной своей красе. Когда была, например, программа, рассказывающая об ублюдках, другого слова не найду, по-моему, из Владимирской области. Они парня, сделавшего им замечание, сожгли в вечном огне. Где они тусовались у памятника Неизвестному солдату, пили пиво, а проходящий мимо парень сделал им замечание. Поэтому звериное лицо в этой программе представлено, вообще звериное лицо, с одной стороны можно сказать вообще это звериное лицо общества, а с другой стороны надо же специально найти эти примеры.
К. ЛАРИНА – Новости.
НОВОСТИ
К. ЛАРИНА – Конечно же, дорогие слушатели, вы тоже сумеете выказать свое отношение к сюжету, показанному Андреем Малаховым в программе, но мы хотели завершить эту тему, чтобы на какие-то другие темы успеть поговорить.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Тут всегда вопрос: надо ли вообще об этом говорить. Надо, наверное, когда такие вопиющие вещи. Но всегда надо очень тактично мне кажется…
К. ЛАРИНА – Ты имеешь в виду говорить про жестокость.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, про то, что выродилось такое, именно выродилось, даже не родилось, выродки такие.
К. ЛАРИНА – Но показывать точно не надо.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Показывать эти кадры, причем многократно.
К. ЛАРИНА – Зачем, это как про маньяков.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Никогда невозможно просчитать, а точнее можно просчитать, что у телевизора собираются настолько разные в психическом отношении и с разным здоровьем люди, что у кого-то это вызовет сердечный приступ…
К. ЛАРИНА – Да даже дело не в этом. Сердечный приступ бывает по другому поводу. Вот сейчас кто-то нас слушает и у кого-то сердечный приступ может случиться от раздражения.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Могут ли зрители подать в суд. Наверное, могут. Если они правда докажут, что это непосредственно повлияло на их здоровье.
К. ЛАРИНА – Зачем повлияло? Это пропаганда жестокости, насилия. Однозначно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - О том и речь, что это может привести только к тому, что другие выродки захотят это повторить. А выродков огромное количество. И неважно, что Андрей Малахов в данном случае демонстрировал однозначно с первых кадров свою брезгливость, неуважение, отвращение к этим героям. И в конце очень жестко произнес слова, что он очень надеется, что они сейчас этого не поняли, то когда-нибудь эта собака, крыса им откликнутся и назвал папу улыбающегося одной из девочек Шариковым. Но все равно запоминается, у Штирлица последняя фраза, а запоминается на телевидении картинка и действует в первую очередь. И с этим мне кажется, нужно очень аккуратным быть. Я боюсь, что и наши телевизионщики сегодняшние не знают просто то, что прописано в существующих законах, которые несовершенны. Но это впрямую можно квалифицировать как пропаганду жестокости и насилия.
К. ЛАРИНА – Не расстаемся с Первым каналом, потому что очень много жалоб. Говорю это без всякой доли злорадства. Поскольку речь идет действительно о профессионализме. Во-первых, очередной ляп, на который обратили внимание очень многие. Мне это писали по почте электронной. По поводу фильма про Фаину Раневскую.
И. ПЕТРОВСКАЯ - «Красота – страшная сила».
К. ЛАРИНА – Который вел Леонид Якубович. «Во время комментария Якубовича о том, что Раневская близко дружила с Ахматовой, на экране возникло фото... Цветаевой! Что это было? Ошибка? Оплошность? Необразованность? Куда Якубович смотрел?! Неужели предварительно не просматривал готовый фильм?», - я думаю, что вряд ли он просматривал готовый фильм.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я думаю, что тоже.
К. ЛАРИНА – Его функция ограничена ведением, записывает свои комментарии все.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это опасность работы лицом. Он не автор и ни сном, ни духом не имеет к этому отношения. Только одним он имеет отношение – лицом. Он садится и произносит написанный ему текст. Пытаясь это делать с личной интонацией.
К. ЛАРИНА – Я запомнила в этом фильме его интонации, когда я поняла, что это авторство, когда он говорил, что одиночество в толпе. И он так снял очки, говорят: как это понятно каждому известному человеку. Я поняла, что он о себе любимом вспомнил в этот момент.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Леонид Якубович на самом деле нормальный человек и, несмотря на свою суперпопулярность…
К. ЛАРИНА – Речь не о нем сейчас.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Он вполне сохранил в себе человеческое. Но речь не о нем.
К. ЛАРИНА – А эта небрежность конечно, уже достигла каких-то фантастически наглых размахов.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это даже не небрежность. Тут правы скорее люди, которые говорят, что это такая дремучесть абсолютная, когда просто, что Ахматова, что Цветаева.
К. ЛАРИНА – Один черт.
И. ПЕТРОВСКАЯ - У нас есть в компьютере в Интернете, вот эта ничего фотография или как говорят фотка – ненавижу это слово. Давай поставим. Уже много было таких случаев, когда вместо диссидента Гинзбурга показывали Нобелевского лауреата Гинзбурга. Тоже походя так, потому что принцип как у Райкина пошива костюма: один за пуговицы отвечает, другой за рукава, третий за брючины и поэтому получается сикось-накось. И такие ляпы. Есть редактор по подбору информации, есть редактор, который отвечает за иллюстрации. А все вместе, когда совмещается, получается…
К. ЛАРИНА – Такое чудище. Я ее боюсь, как в стихотворении Корнея Чуковского. По поводу спорта, я хотела сказать о позитивном, с большим удовольствием смотрю прямые трансляции с чемпионата мира по легкой атлетике. Люблю болеть, и вчера с удовольствием болела за нашего парнишку, который победил в ходьбе на 50 км. Сергей Кирдяпкин.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Все 50 км болела?
К. ЛАРИНА – Да, да. Просто здорово. Вообще молодцы. Что касается спорта, тут никаких не может быть нареканий, когда речь идет о прямом эфире, о комментариях. Я хочу поблагодарить отдельно ведущих на канале «Спорт» замечательных, которые комментируют легкую атлетику. Но опять жалобы на Первый канал. Несколько телеграмм пришло. «На этой неделе проходит чемпионат мира по лёгкой атлетике. Первый канал и Спорт ведут прямые трансляции поочерёдно. В среду я была шокирована. Во время репортажа на Первом в углу экрана стояла пометка «прямая трансляция». В этот момент я случайно переключилась на Евроспорт и увидела конец соревнований, которые на Первом в это время в «прямом» эфире только начинались. Что это значит, вы не знаете? Может ошибка? После этого перестала смотреть Первый совсем. Зачем они обманывают, когда всё шито белыми нитками?» И здесь многие на это обращают внимание. По поводу спортивных трансляций, когда Первый канал практически впрямую обманывает зрителей. Вот еще одна телеграмма: «Первый канал, давно растерявший остатки стыда в новостных программах начал откровенно врать и в спортивных. В трансляции с чемпионата мира по легкой атлетике он весьма крупной врезкой оповещал зрителя, что идет «прямая трансляция», хотя всё это уже было показано по Евроспорту и по каналу Спорт». Вот зачем, скажи, ради чего?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Значок «прямая трансляция» идет оттого, что они записывают действительно…
К. ЛАРИНА – Ира, ты их не оправдывай. Его можно снять.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Послушай. Я не собираюсь их оправдывать.
К. ЛАРИНА – Они же объявляют: а сейчас после выпуска новостей смотрите в прямом эфире. Они же это говорят.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Со спортом и во время олимпийских соревнований происходили всякие лажи. Там это все упирается в то, у кого права на показ таких или иных соревнований.
К. ЛАРИНА – Зачем врать?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но при этом они каким-то образом умудряются правообладатель бесконечно друг другу какие-то подножки подставлять. Поэтому, скорее всего, здесь такая же примерно история. Я тоже никогда не понимаю, зачем врать. Я ненавижу, когда под видом, это уже другая история…
К. ЛАРИНА – Прямого эфира…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Не спортивные соревнования, когда пишут «прямой эфир». Имитируют прямой разговор по телемосту, притом совершенно очевидно, что записано. Иногда просто не совпадает по свету, сейчас день, а там уже темно.
К. ЛАРИНА – Или когда имитируют прямой разговор с корреспондентом, который записан и отвечает на записанные вопросы.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, посредством телемоста и видимо, им кажется, что такой эффект присутствия. И сиюминутности. На самом деле телевидение этим и характерно и интересно, наверное, что это все очень легко считывается. Вплоть до того, как интонирует ведущий, тот же корреспондент и тем более, когда такие вопиющие вещи…
К. ЛАРИНА – Когда все уже закончилось, а у нас тут в прямом эфире.
И. ПЕТРОВСКАЯ - В эфире одного канала уже финал и награждают, а здесь еще ребята только побежали.
К. ЛАРИНА – И в прямом эфире бегут.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Стреляют, бегают – с ума сойти. Глупо, может быть, они найдут другое этому объяснение, пусть попробуют. На мой взгляд, глупо и уж и так действительно доверия осталось с гулькин нос, тут еще последние крохи.
К. ЛАРИНА – Главное – зачем.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну скажите: покажем в записи. Те, кто следят за спортивными соревнованиями, все равно прекрасно знают, когда, где что, на Спорте, на Евроспорте, где-то еще. Поэтому их обмануть совершенно невозможно. А те, как я, например, увы, не очень спортивный человек, в каком-то случае поверю, а в данном случае понимаю, что никакой целесообразности главное в этом нет.
К. ЛАРИНА – В том-то все и дело. Так что мы, болельщики смотрим канал Спорт и Евроспорт. Телефон прямого эфира 363-36-59. Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Это с вами говорит Владимир из Подмосковья. Я хотел обратить ваше внимание на передачу, которая была по Российскому каналу, годовщина оккупации Польши.
К. ЛАРИНА – Да, нам уже про нее написали. Назовите ее, пожалуйста.
СЛУШАТЕЛЬ – К сожалению, я не помню, как она называется. Совершенно чудовищные подтасовки фактов.
К. ЛАРИНА – Сейчас скажу. Простите, пунктуацию и орфографию сохраняю. «Прошу обсудить мерзкий документальный фильм Вадима Гасанова «Тайны секретных протоколов», вышедший на канале «Россия» 20-го августа в 22.50. В нем преступный сговор Сталина и Гитлера 23-го августа 1939 года оправдывался стремлением СССР выиграть время и не позволить Германии создать украинское независимое государство на Западной Украине. Вот уж повод для работы комиссии по фальсификации истории в ущерб интересам России», - пишет Петр из Саратова. Вы про этот фильм говорите.
СЛУШАТЕЛЬ – Да. Кроме фактов, там еще следовали видеоподтасовки, потому что после того, как говорится о заключении пакта, что Советский Союз выиграл время, и после этого показываются кадры – за счет этого мы победили. Идет парад на Красной площади…
К. ЛАРИНА – Позор.
СЛУШАТЕЛЬ – Где падают немецкие знамена.
К. ЛАРИНА – У меня кроме восклицания: «Позор каналу «Россия»!» за эту фальсификацию у меня больше никаких реплик не рождается. То, что мы сейчас с вами живем во время, когда переписывается история совершенно наглым образом и все это выдается за правду, за соответствие интересам России, это конечно, просто национальный позор. Я вообще не понимаю, мы на эту тему с Ириной говорили, когда был показан фильм по «России», посвященный событиям 1968 года. Я не понимаю, как это можно делать сегодня. Я не понимаю, как может историк Олег Добродеев благословлять такие документальные фильмы и показывать их в прайм-тайм в своем эфире. Я не понимаю, как член Общественной палаты Николай Сванидзе, автор и ведущий программы «Исторические хроники» может спокойно сидеть и смотреть на такую откровенную наглую фальсификацию.
СЛУШАТЕЛЬ – Да хотя бы, если какой-то материал помещается в газете, там говорится, что это авторский взгляд и у них другая позиция. Так получается, что это позиция государственного канала. Соответственно государства. Особенно это меня волнует по поводу того, что это смотрят достаточно молодые люди.
К. ЛАРИНА – Которые в школе еще историю изучают параллельно.
СЛУШАТЕЛЬ – Даже те, которые уже изучили и забыли ее. Если мой сын 20-летний смотрит такую передачу, то потом он говорит: вот молодцы. Выиграли время, вот мы победили.
К. ЛАРИНА – Позор, позор. Ну что делать, опять тот же вопрос Ире задаю. Что, в суд подавать?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Наверное…
К. ЛАРИНА – За фальсификацию. Правильно Петр написал: комиссия по фальсификации.
И. ПЕТРОВСКАЯ - В комиссию нужно обратиться действительно.
К. ЛАРИНА – Кстати, Николай Сванидзе член, по-моему, этой комиссии тоже.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Давай не будем Николая Сванидзе, потому что человек не несет ответственности за всю идеологию того СМИ, где он работает.
К. ЛАРИНА – Не имеет права молчать Николай Сванидзе, если это идет на телевидении на государственном. Я так считаю. Уж коли он состоит в Общественной палате, в комиссии по СМИ, уж коли он себя позиционирует как историк, как автор исторических фильмов, да еще и в комиссии по фальсификации истории.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Он лучше пусть разберет как член комиссии, а не обратится в нее же.
К. ЛАРИНА – Пусть.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Потому что это будет довольно странная история. Работник канала обращается в комиссию, где он же работает. В общем, это бред. Когда такие вещи выходят, меня это тоже глубоко потрясает. Ну хорошо, газете говорят, можно сделать так, можно сяк…
К. ЛАРИНА – Что мнение редакции не совпадает с мнением автора.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но дело в том, что и у авторов документальных произведений есть возможность как минимум несколько сторон опросить, чтобы создалась хоть какая-то видимость того, что люди искали ответы на какие-то вопросы. Во-первых, искать ответы на вопросы, ответы на которые уже даны всем ходом истории, тем, что столько документов уже обнародовано, и мне кажется, тут не может быть никаких иных трактовок. Тут уже все давно очевидно.
К. ЛАРИНА – А сейчас новые.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну можно тогда вообще сказать, что мы обманули Гитлера, а на самом деле с самого начала мы все так задумали и 5 или сколько лет до нашей победы, это так и было запланировано.
К. ЛАРИНА – Так и скажут.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А также эти миллионы погибших и своих и чужих это тоже все мы придумали. Ну бред. Действительно полное искажение истории. Сейчас я думаю, пойдет некий вал такого рода произведений.
К. ЛАРИНА – А как же, для этого и комиссию затеяли.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Сейчас еще 1939 год, 1 сентября, начало войны.
К. ЛАРИНА – А тебе еще сделают подробное кино про пакт Молотова-Риббентропа.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я уже видела. Я правда, не знаю, кто его делал. Может быть, это хорошее качественное достоверное кино, будет на канале НТВ в воскресенье следующее или субботу. Фильм «Коктейль Молотова», где нам обещают ответить на многие вопросы и дать некую даже уникальную эксклюзивную информацию. Будем надеяться, что все-таки это не будет таким явным и вопиющим абсолютно извращением истории.
К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. По поводу этих фильмов РТР, недавно был запущен такой же фильм о Троцком. Где все было вывернуто наизнанку и позорнейший монтаж и трактовка.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, мы, кстати, об этом говорили. Потому что этот фильм показали уже чуть ли ни в четвертый раз. Видимо, считают его жемчужиной своего документального фонда. Об этом мои коллеги критики писали. И, тем не менее, повторяют раз за разом.
СЛУШАТЕЛЬ – Это безобразный образец как когда-то раскрывались псевдонимы, у кого какие фамилии нерусские и прочее. Позорнейший фильм.
К. ЛАРИНА – Мне кажется, что здесь свое слово, в конце концов, должны сказать профессиональные историки. Не придворные историки, которые были в советское время, судя по всему, сейчас появились опять, новая формация. А вот настоящие профессионалы. В конце концов, ведь выступают же люди в защиту своей профессиональной чести и достоинства. Когда речь касается непосредственно того пространства, в котором они являются профессионалами. Вот почему сейчас собраться всем, историкам, я не шучу. Написать открытое письмо, каким-то образом привлечь общественность к этому. Так же невозможно. Мы это обсуждаем каждую неделю. Очередную вампуку из этой серии. Поскольку это, как называется: вода камень точит. Обязательно, как та крыса и собака, про которых ты говорила. Вот эти крысы и собаки, зарытые в этих фильмах, они тоже когда-нибудь отзовутся. Причем очень быстро. Согласись. Наверное, это не так опасно, как пропаганда насилия. Но с точки зрения вечности и понимания, где ты живешь, мне кажется это куда более опасно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - В некоторых случаях это впрямую формирует определенные очень отвратительные просто с душком взгляды. Как в случае с Троцким. Тут не будем от этого открещиваться. Только я убеждена, что сегодня мы живем в такой ситуации, когда никакие открытые письма, только что если может быть письмо непосредственно к премьер-министру и то если он согласится это обсудить, может быть, какое-то возымеет действие. А так все абсолютно уходит куда-то в песок, в тину. Вспомни фильм «Обвиняется Дарвин». Писали тоже открытое письмо биологи, ученые, эволюционисты. Ничего абсолютно, я думаю, еще раз покажут и не один раз.
К. ЛАРИНА – Это пример мракобесия абсолютного.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И, тем не менее, хорошо, есть мракобесие такого рода, а есть и историческое тоже.
К. ЛАРИНА – Это не историческое мракобесие сегодня считается, это считается та самая правда наших побед и успехов, которая должна формировать якобы современного гражданина, современного патриота. Это же вранье.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть, мы тоже чересчур утяжеляем эту конструкцию. Хотя опять же нет. Я хотела сказать, что такой конвейер, что может быть просто там не уследить за идеологией тех или иных произведений, потом подумала, что в связи с тем, что все-таки в руководстве действительно историк, то вряд ли он не видит такие вещи, и они проходят мимо него. Но все равно думаю, что письмами тут не поможешь. Должно что-то другое измениться в этом обществе, чтобы просто это стало позорным такие вещи клепать. И периодически они действительно с какой-то даже пугающей регулярностью появляются в эфире. Притом, что появляются и очень хорошие в этой же линейке лучшего документального кино. На этой неделе показали «Рожденные в СССР» Сергея Мирошниченко. Был очень приличный фильм «Моцарт» в этой же линейке. Не говорю уже о Лизе Листовой «Метро». И тут все в одну кучу. Ты никогда не знаешь, какого ты кота получишь в мешке. И какую собаку или крысу тебе подсунут.
К. ЛАРИНА – Еще звонок. Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Вас беспокоит город Ярославль. Александр Михайлович.
К. ЛАРИНА – Очень приятно.
СЛУШАТЕЛЬ – Вы говорили о спорте, для меня конечно как Сванидзе, все дни смотрю только чемпионат мира. Но, к сожалению, канал Спорт не всегда показывал. Первый канал естественно сделал подмену. Слава богу, у меня есть итальянский спортивный канал, где я посмотрел, как действительно люди работают. Пять или шесть комментаторов. Прекрасные сюжеты. Я просто говорю о том, как действительно надо такие знаменательные вещи показывать. И нам в этом пример. А то, что делают монтаж, я все сразу переключал. Просто мне жалко людей. Конечно, кто не разбирается, они хорошо это все проглатывают. А вот так специалистам это просто не серьезно. Вы посмотрите, 80 тысяч человек, весь земной шар смотрит… символ не только Германии, но и всего мира. И вы знаете, как принимают всех и за нашу Анну Чичерову болели и за ту же Елену Исинбаеву переживали. Это просто мне импонирует и поэтому, как вчера Сванидзе сказал, что я смотрю только легкую атлетику, и не эти программы Малахова и так далее, я считаю, что есть, что смотреть нормальному человеку.
К. ЛАРИНА – Да, безусловно. Спасибо большое за этот звонок. Мне тут говорят, что вчера на «Эхо Москвы» комментировал Николай Сванидзе этот фильм. Я сейчас хочу посмотреть распечатку. Ира, ты нам расскажи, что на следующую неделю у нас будет.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Никто не возвращается еще из отпуска из регулярных программ.
К. ЛАРИНА – Не только Екатерина Андреева.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, ее нет. Будет в «Вестях недели» разговор с президентом в рамках этого заданного формата. Скорее всего, появится Евгений Ревенко. Из того, что я могла бы порекомендовать, возможно, потому что опять же всегда кот в мешке и не знаешь толком, что получишь, 70-летие Владимира Ивашова актера. «Баллада о солдате» и в связи с этим будет сразу по нескольким каналам несколько фильмов, ему посвященных. Покажут «Балладу о солдате» по «России» правда, меня глубоко изумило, что в пять утра. Мне кажется, этот фильм достоин лучшего времени. Сергей Соловьев - отмечается день рождения. 65. Простите, Сережа, что озвучиваем.
К. ЛАРИНА – Ну ладно, девушка что ли.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А там везде очень деликатно.
К. ЛАРИНА – Я тебя умоляю.
И. ПЕТРОВСКАЯ - К 70-летию Владимира Ивашова, но просто – к юбилею Сергея Соловьева. Некоторые люди не любят озвучивать эти цифры.
К. ЛАРИНА – Это даже как-то неудобно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Не девушка, конечно. И там будет монолог его в четырех частях на канале «Культура».
К. ЛАРИНА – Рассказчик он замечательный.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Будет фильм о нем на Первом канале. Авторы фильма оказались вместе с Соловьевым на Гоа, в Индии, где он отсматривал натуру для своего нового фильма. Я думаю, что еще Первый канал отмечает эту дату, специально фильмом, потому что по всей видимости, именно Первый покажет в результате «Анну Каренину» премьеру телевизионный вариант.
К. ЛАРИНА – Когда?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не знаю, будет ли в киноварианте идти в прокате, наверное, должна, но там еще есть и, по-моему, 4-серийный могу ошибаться, но точно не односерийный, «Анна Каренина» в телевизионном варианте. И покажут в связи с этим на канале «Культура» и «Ассу», и «Черную розу эмблему печали» и кто-то из каналов покажет «Сто дней после детства». У Солоницына день рождения - 75 лет, будет «Андрей Рублев». И будут фильмы, ему посвященные.
К. ЛАРИНА – Смотри, наизусть все чешет. Никуда не заглядывает. Смотрит на меня и все помнит.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, я пишу анонсы, никуда не заглядываю и читаю… Но в целом пока мертвый сезон все равно продолжается. Единственная премьера это какое-то семейное шоу «Ты и я». Которое будет на канале «Россия». Вести будут наши с тобой знакомцы Тигран Кеосаян и Алена Хмельницкая его жена. В следующие выходные. По-моему, в 16.20. Но, увы, анонс гласит, что это будут знаменитости, которые в ходе необычной викторины будут демонстрировать, кто как кого узнал в ходе семейной своей долгой или не очень долгой жизни. Надеюсь, без особых интимных подробностей.
К. ЛАРИНА – Я вчера кусочек «Отчаянных домохозяек» посмотрела и не выдержала.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Плакала?
К. ЛАРИНА – Да нет, очень все это цветасто. Где такие платья они берут. Господи, прости.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Специально шьют. Но платья это еще самая малая беда этого шоу.
К. ЛАРИНА – Все такое цветастое.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Самая большая беда - вселенская удручающая пустота всего происходящего два часа на экране.
К. ЛАРИНА – Последнее скажу, что открыла я «Особое мнение» и действительно обращаю внимание, что ни Сергей Бунтман, ни Николай Сванидзе фильм, посвященный пакту Молотова-Риббентропа на канале «Россия» не смотрели. Надеюсь, что посмотрят, и тогда прокомментируют. Спасибо, на этом телевизор закрывается.