Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2009-07-18

18.07.2009
Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2009-07-18 Скачать

К. ЛАРИНА – Вчера мне звонили из театра «Современник», интересовались контактами канала «Домашний». Я говорю, к сожалению, у меня никаких контактов нет. А что случилось? Дело в том, что в программе заявлена передача «Личная жизнь Галины Волчек», в которой Галина Волчек не принимала участие и вообще в программе с таким названием Галина Борисовна Волчек никогда не принимала участие. Здравствуйте, Ирина Петровская.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я хотела спросить: вы с кем сейчас разговариваете?

К. ЛАРИНА – Я рассказываю слушателям и тебе зарисовку.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Странная история, потому что я видела этот цикл, он не очень такой противный, там достаточно приличные люди. И, в общем, он построен на том, что сами люди рассказывают об этом. Может быть, когда приезжали к ней снимать программу, может быть, она иначе называлась.

К. ЛАРИНА – Потому что одно дело, когда тебя приглашают в программу «Звезды и судьбы», а другое дело – «Личная жизнь Ирины Петровской». Есть разница.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно. Я триста раз подумаю.

К. ЛАРИНА – Так что вот вам зарисовка. Не знаю, чем кончилось. Я кстати дала твой телефон.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Спасибо. Я в следующий раз на тебя изобретателя вечного двигателя напущу. Я таких себе не позволяю вещей. Говорю, что через «Эхо Москвы», через продюсеров.

К. ЛАРИНА – Начать я бы хотела с того, чего я не видела, поскольку не успела к передаче, хотя очень хотела ее посмотреть. Знаю, что ты посмотрела. Я имею в виду «Пусть говорят» памяти Василия Аксенова. Пожалуйста, поделись своими впечатлениями.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Был такой эфир, ничего не добавляющий к памяти, истории. Меня поразил состав звездный теперь уже в натуральном смысле, потому что таких людей студия эта не видела никогда в таком количестве. Были Евгений Рейн, мало того, что вообще редко появляющийся на экране, но тем более в «Пусть говорят». Виктор Ерофеев, Марк Розовский, они бывают, но не в «Пусть говорят». Белла Ахмадулина с Борисом Мессерером. Была очень достойная компания, я просто себя поймала на мысли, что формат, в котором 10 вечеров в неделю курят котята, ругаются какие-то маргиналы и уроды, а потом на 11-й, а может на 33-й вдруг появляется такая компания, он не совсем для этого подходящий. С другой стороны хорошо, что даже в таком формате обсуждают. С другой стороны все время ищешь, ждешь подвоха, что сейчас чего-нибудь такое вытянут и вывалят…

К. ЛАРИНА – Страшные тайны раскроют.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Какую-то тайну личной жизни. Но тут тоже конечно воспоминания, понятно, что в монтаже оставили то, что больше подходит для программы «Пусть говорят», то, что выпивали с Василием Павловичем, что женщин любил. Но это и без них известно.

К. ЛАРИНА – То есть никакой истории его жизни гражданственной. «Метрополь» хоть вспоминали?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, естественно там был Ерофеев, который об этом и рассказывал. Какие-то вещи вспоминали, как на него покушение было якобы организовано, когда он ехал из Казани, навстречу понесся грузовик. Были проговорены слова о том, что он был человек абсолютно свободный, был лидером целого поколения шестидесятников. Но в целом все равно это носит теперь уже какой-то дежурный характер. Именно в «Пусть говорят», а потом я подумала, а других и нет форматов, в которых можно было бы совместить курящих котят и память Аксенова. Поэтому если вообще говорить, вообще не обсуждать и не вспоминать или вот так вот, наверное, лучше так. Хотя что называется сам покойный об этом не просил. И в этом есть определенная какая-то судьба, жизнь после смерти, что называется, когда человек уже совершенно не властен над тем, как его будут вспоминать, где и даже может быть в «Доме-2» когда-нибудь упомянут, что было бы еще более странно, но ничего уж тут не поделаешь.

К. ЛАРИНА – Я почитала твою колонку, ты очень точно определила этот момент, что благодаря этому формату странному откровенно желтушному, попсовому, псевдонародному…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Желтушный и попсовый было бы неплохо, а иногда просто превращается в филиал психиатрической клиники…

К. ЛАРИНА – Понятно. Ты дослушай, что я хочу вспомнить, что ты написала. Что масштаб личности скукоживается. Получается, что и он такой, каким его представляет себе бригада Андрея Малахова.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потому что вообще в нынешнем, есть такие лекала, по которым человека поздравляют с днем рождения, а потом поминают. Иногда это совпадает. Умирает человек, предыдущую юбилейную программу ставят в его память. И, разумеется, все сегодня подчинено одному, будь это Аксенов, Ростропович, Кирилл Лавров, масса людей достойнейших, чтобы не рассказать или попытаться осветить вклад, достоинство, значение этого человека в историю русской культуры, а все-таки концентрироваться на подробностях, которые говорят о том, что и этот тоже покойный был слабоват на то, на сё.

К. ЛАРИНА – А как соглашаются люди приходить на этот формат. Они же все знают как облупленного.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот это для меня тоже загадка. Наверное, именно потому, что других и нету.

К. ЛАРИНА – Я понимаю, Ерофеев Виктор понимает, куда он идет и всегда очень уверен в себе и знает, что он с этим справиться. Он профессиональный телешоумен. А остальные как? Розовский, Белла, Мессерер.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Розовский тоже прекрасно понимает.

К. ЛАРИНА – Так зачем ходить. Отказались бы все.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Белла и Мессерер и Евгений Рейн возможно в силу того, что они все-таки, не уже, а именно такие небожители, может быть они и не представляют, им звонят и говорят: приходите, сегодня у нас будет ток-шоу, посвященное. Так часто бывало, когда на «Пусть говорят» звали разных людей, и формулируется совсем иная тема. Потом приходит человек и вместо того чтобы обсуждать, скажем, это было с Леонтьевой, мне рассказывали, обсуждать, какой замечательной ведущей была Валентина Михайловна, может быть какие-то подробности ее драматической судьбы, обсуждается наследственное дело, квартира. Какие-то племянники из щелей вылезают. Домработники. Как правило.

К. ЛАРИНА – А здесь, кстати, не трогали они семью?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет. Упомянули жену и показали фотографии. И там был синхрон самого Аксенова, как он познакомился, как увидел эту женщину.

К. ЛАРИНА – Ну, слава богу. Малой кровью обошлось.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я ждала худшего. Здесь обошлось, но именно то, о чем я и пыталась сказать в колонке, как-то это не сообразно и личности, и его жизни. Все это уменьшается до размеров одной частной какой-то жизни. То есть частная жизнь имеет естественно право на существование.

К. ЛАРИНА – Остаемся на Первом канале. За что мы Славку Зайцева, ведь он ни в чем не виноват.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я прочитала его интервью. Он уходит в отпуск. Я его могут понять, потому что это совершенно бешеная работа. По много часов пишутся пакетом программы. Я думаю, что на это время Вячеслав Зайцев должен был полностью отказаться от собственной профессиональной деятельности. И переквалифицироваться в телеведущего. Но дело в том, что пока ему на смену приходит не менее достойный человек Александр Васильев.

К. ЛАРИНА – А как же они потом вдвоем будут, в очередь как в театре.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, как объяснил Вячеслав Зайцев, он сейчас берет некий отпуск, а потом он вернется.

К. ЛАРИНА – А вдруг Александр Васильев будет очень хороший.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть тогда их будут в паре. Одну неделю один, сутки через трое это называется. Посмотрим. Вообще программа достаточно симпатичная. Во всяком случае, когда я ее вижу. Потому что мне потом иногда рассказывают, как кто-то был не тактичен. Но когда я вижу, они очень одинаковые, мне нравится, как пытаются женщин не то чтобы превратить в прекрасных принцесс, но повысить им самооценку. И ради этого не жалеют ничего и особенно старается сам Зайцев, который безудержно говорит всем женщинам, независимо от возраста, комплекции и всего остального комплименты.

К. ЛАРИНА – Здесь, кстати, наша реплика слушательницы из Санкт-Петербурга Татьяны Сергеевной: «Мой вопрос связан с появлением Александра Васильева в качестве ведущего "Модного приговора". Это, хоть и добрая по направленности, но все же популистская передача. Уместно ли появление такого светского денди на месте вполне понятного народу Вячеслава Зайцева? Я заметила, что некоторые из его изысканных реплик никак не воспринимаются публикой и остаются без ответа и реакции. Он бывает почти растерян. Да и тандема с умной Э. Хромченко не получается». Я соглашусь с Татьяной. Он чудесный, очаровательный, умнейший, очень наполненный жизнью и знаниями человек. Абсолютный профи. Народ простой его точно не знает. Я сто процентов убеждена, что когда он первый раз появился, они вообще не знали, кто это. И нужно тысячу раз написать, что это историк моды, театральный художник, вообще человек легендарный. Который вернул целый культурный пласт в историю русской культуры. И даже вспомнить его книжки, которые он выпускал за эти годы «Красота в изгнании», первая книга, которая произвела…

И. ПЕТРОВСКАЯ - У него и на «Культуре» было несколько циклов по истории моды.

К. ЛАРИНА – Все равно это не для народа. Зайцева все знают. Александр Васильев фигура другая. Из другого мира, скажем так. Не буду говорить, хуже, лучше. Он из другого мира, пространства.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Телевидение, во-первых, обладает некой магической силой: не знают – узнают. И довольно быстро. Не видели раньше – привыкнут. Второе, всякий человек творческий обладает также способностью приспосабливаться, подстраиваться под уже готовый формат.

К. ЛАРИНА – Мне бы хотелось, чтобы он к себе его приспособил.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Или приспособить.

К. ЛАРИНА – Я думаю, что Хромченко как умная женщина тоже это наверняка прочувствовала.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Кстати, это и дает надежду, что она как умная женщина, понимающая, кто такой Васильев и знающая ему цену, возможно, попытается со своей стороны выстроить отношения так, чтобы его направить в какое-то необходимое, нужное этой конкретной программе русло. Но с другой стороны, что мы обсуждаем это как будто вселенское событие произошло. Ну, вернется Зайцев. Первое время, когда он появился, тоже было много мнений, что вообще непонятно, что он говорит, у него довольно странная дикция. Скороговорочка. А потом привыкли, полюбили.

К. ЛАРИНА – Особенно после пародии в «Большой разнице».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Его вообще, видимо, огромное удовольствие пародировать. Но здесь не в этом дело. Он обладает способностью экран пробивать, как говорят. То есть контакт получается непосредственный. Он не сам по себе существует, а хочется на него смотреть…

К. ЛАРИНА – Ты про Зайцева говоришь? Мы с тобой спорили. Я не любила и не люблю эту его манерку переходить на «ты» со всеми. Всех называть уменьшительно-ласкательными именами. Если человек представляется Сергей, то он через две секунды будет Серегой, а если это Лена, Ира, Мария, то это будет Леночка, Ирочка, Машенька. Или Машунька или Иринка, Иришка. Я не могу этого всего видеть, я не понимаю, почему такой стиль общения со взрослыми людьми. Мне непонятно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Взрослые люди тают и плывут.

К. ЛАРИНА – Не всегда.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Как правило.

К. ЛАРИНА – Перестань. Не всегда. А здесь Александр Васильев в такой стилистике выступать явно не может. Это абсолютно чуждый его внутреннему ощущению. Он со всеми общается на «вы» и даже странно было бы от него услышать такое тыканье.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Разные ведущие, разные манеры. Я лишена этого желания…

К. ЛАРИНА – Я ищу конфликт с тобой. А ты уходишь. Ну-ка иди сюда.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не хочу конфликта пока что. Я хочу посмотреть, как Александр Васильев это пространство освоит. У меня немного шансов это увидеть. Потому что я так рано не встаю. Но иногда у меня выходит это, и тогда я переключаюсь и смотрю и в любом случае это какое-то развитие программы. Посмотрим, куда это разовьется.

К. ЛАРИНА – Хорошую линейку сейчас сделало НТВ. В кои-то веки НТВ похвалить. В 23.30 они показывают кино. Классное, хорошее кино.

И. ПЕТРОВСКАЯ - С этой недели начнется новый цикл. Он называется «Легенды видеосалонов», вести будет Артем Михалков.

К. ЛАРИНА – Слава богу, он будет немного вести, судя по всему.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это как раньше делалось обсуждение перед показом. То есть к нему будут приходить некоторые медийные и попсовые люди, которые будут делиться своими впечатлениями от первых просмотров голливудского кино, еще на видеомагнитофонах, в полулегальном режиме видеосалонах. А потом будут показывать то самое кино, которое большинство из нас увидело еще в начале 90-х, конце 80-х именно благодаря тому, что появились видеосалоны. Это я считаю, хорошая идея.

К. ЛАРИНА – Мне вчера сын показал видеоклип музыкальный какой-то рэп, какая-то клубная музыка. С участием Познера.

И. ПЕТРОВСКАЯ - По телевизору?

К. ЛАРИНА – Нет, распространяется в Интернете. По телевизору наверняка по какому-нибудь MTV показывали. Я сначала подумала, что откуда-то вырезали Познера, реальный Познер говорит: танцуй…

И. ПЕТРОВСКАЯ - А сам танцует?

К. ЛАРИНА – Так приплясывает.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тут смеяться даже не буду…

К. ЛАРИНА – Я думала, люди делом занимаются. Вроде как в отпуск ушел.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Слышите ли вы нас, Владимир Владимирович. Действительно очень хорошо танцует, я редко встречала мужчин не танцоров по специальности и не имеющих этого образования…

К. ЛАРИНА – На льду?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Безо льда. Может быть, и на льду умеет, я не знаю. Я на льду не бываю. Но когда мы ездили на разные телевизионные мероприятия, фестивали, если там, в конце бывали какие-то вечеринки, то, как он танцевал рок и вообще как он танцует, это загляденье. Поэтому я не исключаю, что он может и рэп. Вообще он поет хорошо. То есть человек всесторонне одаренный.

К. ЛАРИНА – Прекрасно. Даже по количеству вопросов, которые пришли на нашу передачу я понимаю, что лето на дворе и очень трудно определить, что можно увидеть в телевизоре. Ну новости, ну кино, ну «Пусть говорят». Ну «Модный приговор».

И. ПЕТРОВСКАЯ - На той же «Культуре», правда, много повторов. На этой неделе повторяли фильм «Собачья жизнь» Ильи Эренбурга документальный. О том, какой ценой многих компромиссов человек пытался выстроить отношения с властью, какой ценой ему это давалось. Это было очень интересно, там было много свидетельств, в том числе и еще живой Василий Павлович Аксенов. Это повтор, но для тех, кто часто сетует из наших слушателей, что то не успели, это не успели, в сезоне, когда бывает более-менее эфир насыщен, не будем говорить о качестве, но бывает что-то, эта возможность посмотреть в очень хорошее время. Потому что первый раз этот фильм показывали ближе к ночи, а сейчас это было в 21.05. Была на этой неделе «Театральная летопись» Александр Ширвиндт, который рассказывал свою жизнь.

К. ЛАРИНА – Что-то мне не хватило в этом.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Интересный эфир. Я заметила, что после «Подстрочника» ты понимаешь некоторую ущербность вот этого типа программы, потому что видимо, ставится все-таки задача героям этого цикла рассказывать некую внешнюю канву своей жизни, и они идут по событиям этой жизни. Рассказывают, учился, женился, играл, приехал, вот фотографии, вот мои друзья. Вот так мы снимались там, сям. И это одинаково практически…

К. ЛАРИНА – Это все не по вертикали, а по горизонтали развитие. Я имею ввиду, что это идет по внешнему, как ты правильно сказала, не опускаясь внутрь человека.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Лилианна Лунгина свою жизнь не просто пересказывает, она какие-то вещи переосмысливает, осмысливает у тебя на глазах. Она рассказывает о том, как она это переживала. Все события, события сами по себе, но главной задачей ее и так получилось, может быть, она задачу такую не ставила, рассказать именно, как эти события пропущены через нее. Какой они след в ней оставили.

К. ЛАРИНА – Ира, это очень правильное и тонкое наблюдение, поскольку я так понимаю, что заглядывание вглубь человека чревато. Потому что неизвестно, что ты там обнаружишь. А вдруг ты обнаружишь там то, что не стоит сейчас обнаруживать. А может вообще никогда. Я имею в виду необязательно что-то порочное. Нет. Не вписывающееся в сегодняшнюю парадигму, может быть требующую какой-то особой осторожности обращения с этой тайной человеческого сознания. Это конечно важно. Ты права. Поэтому ощущение такой приглаженности от всех биографий.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Биографии, пересказанной по телевизору.

К. ЛАРИНА – Новости.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – Продолжаем передачу. Мы готовы вас услышать, дорогие друзья. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Я звоню из Тюмени, Софья. Я хотела бы поделиться впечатлениям о передаче «Пусть говорят» по поводу ухода из жизни Аксенова. Это напоминает строчки из стихотворения Евгения Евтушенко, после того как ушел из жизни Владимир Высоцкий, он написал: жизнь кончилась, и началась распродажа. Наверное, под впечатлением от такой кучи мусора, которую, условно говоря, высыпали на могилу Высоцкого, и родственники, и друзья и знакомые. Такое сильное стихотворение. И еще, на меня произвела впечатление передача о телетеатре с Михаилом Козаковым. Беседу вел телережиссер Константин Худяков. И очень хорошая передача. И Козаков как всегда в такой блестящей форме режиссерской, человеческой. Было очень приятно послушать беседу, и посмотреть отрывки из телефильмов по «Культуре».

К. ЛАРИНА – Спасибо большое, что заметили эту передачу.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я с радостью ее проанонсировала, это целый цикл. Он называется «Классика телетеатра» из «Золотого фонда», на этой неделе были несколько программ, посвященных…

К. ЛАРИНА – Во сколько это?

И. ПЕТРОВСКАЯ - В 12 с чем-то, днем к сожалению. Одна программа была посвящена телетеатру Эфроса, вторая программа была посвящена телетеатру Сергея Евлахишвили.

К. ЛАРИНА – А это новый цикл премьерный?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Новый. Естественно это все по материалам архивным.

К. ЛАРИНА – То не повторы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет.

К. ЛАРИНА – А что же никакого анонса не дают.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я дала, читайте, слушайте, смотрите.

К. ЛАРИНА – А что ты промолчала в прошлую субботу по радио «Эхо Москвы».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Видишь, промолчала, а у себя в газете я дала такие анонсы. А на следующей неделе будет телетеатр Петра Фоменко.

К. ЛАРИНА – То есть показывают не целиком спектакль, а фрагменты и рассказывают…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно фрагменты, беседы.

К. ЛАРИНА – Ну как же так! Ну, Ира.

И. ПЕТРОВСКАЯ - У тебя есть возможность на следующей неделе…

К. ЛАРИНА – Нет у меня.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тебя уже не будет.

К. ЛАРИНА – Жалко.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я думаю, повторят. А плюс они еще начали показывать тот же телеканал «Культура» в то же время по пятницам, по-моему, архивные выпуски «Кабачка 13 стульев», тоже любопытно сравнить, как это было. Спасибо большое, Софья, что вы это напомнили. Потому что это действительно достойно было и рекламирования, и дальнейшего обсуждения.

К. ЛАРИНА – Здравствуйте. Мы слушаем вас.

СЛУШАТЕЛЬ – Только что позвонила моя подруга из Хабаровска, у них все там раньше часов на 7. Она мне взволнованно говорит: посмотри, там Бэлза о Эйфмане. Она очень любит его. И для нее это очень волнительно. Я ни разу не смотрела.

К. ЛАРИНА – А что это такое?

СЛУШАТЕЛЬ – Это балетмейстер, а Бэлза рассказывает о нем. По «Культуре».

К. ЛАРИНА – Как называется передача?

СЛУШАТЕЛЬ – У меня сейчас программа, тут называется просто, 14.50 «Чародей танца». Я думаю, может быть это.

К. ЛАРИНА – А про кого?

СЛУШАТЕЛЬ – Эйфман.

К. ЛАРИНА – Спасибо.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Кстати, если говорить о «Культуре», то Святослав Бэлза, как правило, представляет разные важные события и в том числе на прошлой, по-моему, неделе, когда был юбилей Елены Образцовой, был феерический спектакль запись 1982 года Большой театр «Кармен» с Еленой Образцовой и Владимиром Атлантовым. А также Святослав Бэлза и Елена Образцова обсуждали, она рассказывала, как шла работа. Было просто замечательно.

К. ЛАРИНА – Я не соглашусь с тобой. Мне кажется это не лучшая версия оперы «Кармен».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Спектакль был прекрасный. Может у меня еще это сопряжено с детскими воспоминаниями, потому что я окончила музыкальную школу и помню, что мама повела меня в Большой театр на «Кармен» с Образцовой и Атлантовым.

К. ЛАРИНА – Просто ты помнишь себя маленькую.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть. Но я еще очень люблю голос Атлантова.

К. ЛАРИНА – Я очень люблю оперу «Кармен». И здесь мне кажется это не самая удачная.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И очень люблю оперу «Кармен». Но музыка все равно настолько замечательная. Все равно хорошо.

К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Это Казань беспокоит. Дамир. Я хотел бы по поводу «Пусть говорят» маленькую реплику. Фамилию Малахов давно уже пора признать нарицательной. Чего бы ни касались в этой программе, вспомните, посвящена была кончине Янковского Олега, все как-то грязно, вот не касался бы он таких людей. Просто вообще.

К. ЛАРИНА – Это такой шлейф имеет значение. Его образ или что-то вас в данной конкретной передаче возмутило.

СЛУШАТЕЛЬ – Сама программа по себе столько грязи в себе несет, что когда касаются таких фамилий как Янковский, Аксенов, то как-то действительно грязновато.

К. ЛАРИНА – Есть вещи необъяснимые. Ты не можешь даже сформулировать точно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я даже одно время думала, ну как же так, программа, где обсуждают, как родственники бьют друг друга, едят, одна стилистика, а в некоторых программах, где поминают достойных людей, вроде как все прилично. А сейчас на Аксенове я себя поймала именно на то, о чем сейчас сказал Дамир. Ты ждешь все время, что сейчас что-то выльется. А теперь после рекламной паузы у нас в студии любовница, незаконная дочь, невесть откуда вылезший сын, домработница, которая расскажет, как на самом деле и так далее. То есть да, маска, уже есть определенная репутация и никуда не денешься. Причем не столько репутация самого Андрея Малахова, к которому отношусь вполне прилично и считаю, что его просто используют, а он сам и, наверное, использоваться теперь уже рад. Только так, на эти сколько-то процентов, он может больше, я уверена. Он действительно стал очень профессиональным шоуменом, и он может часами вести эти программы. То есть мы можем оценить, нравится нам или нет, но это делает это профессионально. Но в данном случае да, та история, когда маска прирастает, репутация вконец закрепляется и поэтому, кажется, что это не только не память благодарная, когда обсуждают людей уровня Аксенова, а ты все время ждешь, как бы ни оскорбили. Это очень тебе мешает. И всем мне кажется, должно мешать. Тогда уже кесарю кесарево, а слесарю слесарево.

К. ЛАРИНА – Про не наше телевидение мы хотели поговорить. Поскольку случилось событие печальное и значительное очень в жизни американского телевидения. Ушел из жизни легендарный ведущий Уолтер Кронкайт. Я думаю, что о нем стоит сказать несколько слов отдельно. В чем все-таки феноменальный был успех и авторитет этого человека.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я понимаю, что нашим слушателям практически ничего ни эта фамилия не говорит, ни лицо. Но некоторые может быть слышали когда-то что-то. Естественно, я тоже не была с ним знакома. Я о нем только читала. Хотя видела какие-то отрывки. Я думаю, что журналистов такого авторитета и такого влияния у нас просто нет. Уолтер Кронкайт был именно выразителем что ли общественного мнения. У него были разные истории. Я сейчас не припомню, но действительно президенту Линдону Джонсону принадлежит фраза, что если я потерял Кронкайта, то я считай, потерял пол-Америки. Это произошло, по-моему, когда Кронкайт, отойдя от формата собственной программы, попросил слова, что называется, потому что там очень четко отделяют факт от комментария и ведущий не позволяет себе вот так напрямую призывать к чему-то свою публику. И высказался минут на 10, был страстный комментарий, в котором он призывал остановить войну во Вьетнаме. Но для того чтобы это сделать, нужно было уже завоевать такую репутацию, такое реноме. Действительно человек, который был всюду вхож, но не в том смысле, как наши всюду светские. Нет, именно авторитет его был невероятен. Я не могу назвать ни одного сегодня действующего журналиста нашего телевизионного, у которого был бы такой авторитет. Наверное, это связано в первую очередь с тем, что телевидение там, сегодня его очень любят ругать, говорят, что там тоже нет свободы слова, но, тем не менее, журналист существует в определенных рамках и давить на него как давят на наших права не имеют, как правило. И он сам никогда не пойдет на это. Именно поэтому люди его уровня зарабатывают такие репутации. А точнее он на вершине, он один был. И даже в глубокой старости он продолжал работать.

К. ЛАРИНА – Такие штучные люди.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, но с другой стороны там на каждом из каналов, их 4, по-моему, государственных так называемых, то есть не государственные, в Америке нет государственных, я имею в виду общенациональных канала, где есть свое лицо и недаром там совпадают новости, программы новостные аналитические, потому что зрителю предлагается эта прямая конкуренция. И зрители идут конкретно на конкретного ведущего.

К. ЛАРИНА – Там большая редкость название программы именем ведущего. И этого удостаиваются только действительно уникальные люди такие как Ларри Кинг или Кронкайт.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Как правило: что-то с Уолтером Кронкайтом…

К. ЛАРИНА – Понятно. У нас все эти попытки, Гордон, помнишь, была программа…

И. ПЕТРОВСКАЯ - У нас есть «Гордон Кихот», «Соловьиные трели», теперь «Познер». Хорошо, пусть будут.

К. ЛАРИНА – Что такое репутация телеведущего, из чего она складывается. Это не просто назначенец, которого назначили хозяева канала. Это действительно невероятный рейтинг. Это действительно прислушиваются к его слову, как я понимаю, не только аудитория, но и персоны.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Безусловно. И человек попадает в определенный резонанс, почему один попадает, а другой нет, это какая-то химия, как любовь. Два человека или 22 человека будут совершенно спокойны, а следующие два сойдут друг от друга с ума. Точно также на уровне химии какой-то…

К. ЛАРИНА – Все равно доверие из чего-то складывается. Из каких-то конкретных вещей.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно, из того, что человек сообщает, ангажированность всегда видна невооруженным взглядом. Очень сложно ее спрятать. Именно потому, что все-таки журналистика на Западе, в Америке существует совсем по другим законам. Не похожим на те, которые существуют у нас. Можно сколько угодно говорить и многие даже те, кто знают Америку, любят говорить: а по-вашему в Америке люди свободны, да я когда там работал…, и тем не менее, такого давления, такого очевидного обслуживания, безусловно нет. Или же те, кто хотят свои интересы лоббировать на экране, они другим образом это делают, иначе договариваются. Но зрители, безусловно, понимают, когда человек высказывает свою точку зрения, когда человек свободен в главном, в высказывании этой точки зрения, в том, что на него не давит ничего, и нет этого ощущения, что ему это запретили, об этом нельзя, об этом можно.

К. ЛАРИНА – У меня сейчас родилась мысль. Давай мы сейчас нашим слушателям зададим один простой вопрос. Есть ли у нас на телевидении человек или люди, которым вы полностью доверяете. Именно из телеведущих. Мы не будем ограничивать сегодняшним днем, в конце концов, я понимаю, как это сложно. Но в обозримом прошлом, сегодняшнем вчерашнем телевидении российском есть люди, которым вы доверяете полностью.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Можно я вспомню одного из наших патриархов, который ушел совсем недавно. Это был легендарный Юрий Фокин. Которого в какой-то степени можно было сравнивать и многие сравнивали, конечно, его помнят только зрители уже очень старшего поколения. Потому что даже мы с тобой, если застали, уже последние… и на него люди шли просто слушали, смотрели. Он в эфире программы «Эстафета новостей», которая была еще в прямом эфире, был ведущим, он первый из журналистов начал говорить от собственного имени, а не от имени партии и правительства. И те, кто его помнят, говорят, что он обладал невероятной абсолютно харизмой, вызывал невероятное доверие. И вот он ушел буквально несколько месяцев назад. И кстати мало кто об этом вспомнил.

К. ЛАРИНА – Я видела большой материал, в том числе и на Первом канале про него вспомнили. В новостях, во всяком случае.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Большой, не большой, но вспомнили. Немножко напомнили.

К. ЛАРИНА – У нас на связи Генрих Боровик. Генрих Аверьянович, добрый день, здравствуйте.

Г. БОРОВИК – Добрый день.

К. ЛАРИНА – Конечно же, когда мы сегодня с Ириной заговорили об ушедшем журналисте Уолтере Кронкайте, подумали о том, что наверняка уж вам точно есть что вспомнить об этом человеке.

Г. БОРОВИК – Вспоминать о нем потребуется очень много времени. Если по-настоящему. Но у меня с ним были очень хорошие личные отношения. Я уже, после того как он ушел, я имею в виду с Си-Би-Эс, по возрасту, я сделал фильм о нем. И показывали его. Он был удивительным человеком. Во многом необъяснима была его популярность, потому что популярность его была, если я не ошибаюсь, она всегда переваливала за 75% доверия, среди журналистов этого просто не было.

К. ЛАРИНА – Как у Путина. А чем вы это объясняете? В чем причина такого невероятного успеха и такого абсолютного доверия к этому человеку?

Г. БОРОВИК – Тут правильно Ира говорила о химии, конечно, есть химия. Потому что есть обаяние. Но, кроме того, есть самое главное – он никогда ни в чем себя не скомпрометировал. Не потому что был осторожным, а потому что был авторитетным и искренним. Вы знаете, воспоминали о том, как он говорил о вьетнамской войне, он туда поехал году, наверное, если не ошибаюсь в 1969 или 1970, и вернулся оттуда в полном убеждении, что войну надо прекращать и войска выводить. Это его заявление не могло быть опубликовано в программе Си-Би-Эс, потому что они не имеют права давать корреспондентам и даже ведущим слово для заявления. Просто это не полагается. Но они сделали иначе. Был какой-то обед, на котором он выступил и это сказал. Как участник обеда. Не телевизионного, участник какого-то мероприятия, в котором был и обед. Он там сказал об этом. И как репортаж об этом мероприятии, обеде выступление Кронкайта было снято и показано по Си-Би-Эс. Президентом был тогда Джонсон, значит, был 1968 год, президент Джонсон, который слышал это выступление, сказал: ну раз мы потеряли Кронкайта, мы потеряли Америку. И снял свою кандидату. Выборы 1968 года.

К. ЛАРИНА – То есть не Кронкайта уволили с канала за это выступление. А совсем даже наоборот.

Г. БОРОВИК – Совсем даже наоборот, Джонсон снял свою кандидатуру. И именно так прокомментировал, что если мы потеряли Кронкайта, мы потеряли Америку. Имея в виду колоссальную популярность и колоссальное доверие к нему. А тогда с антивоенными выступлениями выходили на улицы, на площади и на телевидение очень многие серьезные популярные люди. И люди искусства, и журналисты.

К. ЛАРИНА – На ваш взгляд, в истории нашего отечественного телевидения можно назвать фигуру такого масштаба, равную Уолтеру Кронкайту?

Г. БОРОВИК - Популярных людей много. Я не думаю. Нет такого человека.

К. ЛАРИНА – Безупречной репутации.

Г. БОРОВИК - Безупречная совершенно репутация и понимание людей, что он тебя не обманет. Я думаю, что в таком масштабе доверия, которое завоевал Кронкайт, боюсь, что у нас не было. То есть не боюсь, а уж чего тут бояться.

К. ЛАРИНА – Спасибо большое за то, что нашли для нас минутку.

Г. БОРОВИК – Спасибо, что вы упомянули, это ужасная потеря. Хотя 92 года, я все понимаю. Я, честно говоря, услышал, это тяжко.

К. ЛАРИНА – Спасибо вам, Генрих Аверьянович.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Еще тут важно добавить, что видимо, понимание своей профессии и своей миссии как служение обществу, его интересам, а не власти и разным другим силам, которые всегда естественно, как говорит наш президент, пытаются использовать СМИ как мужчина пытается использовать женщину. Только вот некоторые сопротивляются, а некоторые нет.

К. ЛАРИНА – Он говорит: а вы сопротивляйтесь, сопротивляйтесь. Помнишь, он говорил, обращаясь к СМИ.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я о том и говорю. К сожалению, многие наши СМИ и конкретные журналисты почему-то предпочитают не сопротивляться. А даже получать некоторое удовольствие от процесса.

К. ЛАРИНА – Или сопротивляться кокетливо. Владимир Рудольфович очень любил сопротивляться.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А здесь не было ни разу, очевидно, наверняка пытались разные силы использовать, приспособить.

К. ЛАРИНА – А ты можешь назвать такого человека, которому доверяешь полностью в телевизоре?

И. ПЕТРОВСКАЯ - В нашем сегодняшнем телевизоре? Нет, вот так однозначно, чтобы сказать, вот этот и никакой иной. И потом разные амплуа.

К. ЛАРИНА – Нет, мы же понимаем, о чем мы говорим. Мы же не говорим про передачу «В гостях у сказки».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я могу назвать, безусловно, самого может быть талантливого журналиста. И который до сих пор, хотя он уже давно теперь уже не в эфире регулярном…

К. ЛАРИНА – Парфенова ты имеешь в виду.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, конечно. Потому что даже у своих студентов, которые не знают нынешних-то ведущих, я спрашивала, кого они знают, и они все называют Парфенова. Оказал какое-то удивительное влияние. Может быть это более эстетическое, чем идеологическое.

К. ЛАРИНА – Я бы и Артема тогда назвала.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Артем Боровик. Но он все-таки был не телевизионный в такой мере человек.

К. ЛАРИНА – Давай посмотрим, что пишут наши слушатели. Михаил Леонтьев, Пивоваров, Кара-Мурза Владимир, которого сейчас тоже по телевизору не увидишь. Евгений Киселев, Лотман, Дмитрий Губерниев, Осокин, Максимовская, Сергей Бодров-младший во времена «Взгляда» вспоминает Елена. Молчанов, - пишет Ирина из Санкт-Петербурга. Влад Листьев, Парфенов. После увольнения Владимира Соловьева таких ведущих не осталось, - считает Борис. Познер, - пишет Александр из Санкт-Петербурга. Люблю и Александра Архангельского, - пишет Наташа. Полностью доверяю Швыдкому, - пишет Елена. Александр Каверзнев, - москвич Владимир вспоминает замечательного журналиста. Я доверяла и доверяю Виктору Шендеровичу, Светлане Сорокиной, Михаилу Осокину, Евгению Киселеву, - Ася перечислила всю команду старого НТВ.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Раз Каверзнева вспомнили, я бы тоже добавила.

К. ЛАРИНА – Владислав Флярковский, - пишет Ольга. В общем, очень много. Я думала, что будет мало. Марианну Максимовскую очень много вспоминают. Юрий Рост.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Это немножко другое. Журналистов можно упоминать, но это скорее такой индекс, если можно сказать, популярности, то есть люди выбирают себе тех, кому они симпатизируют. Это список симпатий зрительских. А мы говорим о персоне, которая все в себе одном совместила. Обаяние того, ум второго…

К. ЛАРИНА – Почему, здесь тоже речь идет о доверии. Я думаю, что наши слушатели не только выбирают по симпатиям и антипатиям. Тот же Парфенов, Максимовская, Юрий Рост, Михаил Осокин…

И. ПЕТРОВСКАЯ - И при этом Михаил Леонтьев.

К. ЛАРИНА – Значит, кто-то доверяет и Леонтьеву. Почему ты думаешь, что нет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я совершенно не буду спорить, доверяйте кому хотите. Это вещь такая, как любовь опять же, не заставишь никого специально кому-то доверять. И повторю, тем не менее, персона, которая бы все это в себе совместила и на протяжении многих лет оставалась на самой вершине этого олимпа журналистского, телевизионного, все-таки такой персоны, сопоставимой с ушедшим сегодня Уолтером Кронкайтом, к сожалению, у нас нет. Но будем к этому, наверное, стремиться.

К. ЛАРИНА – Я доверяю Марине Максимовой. Мы доверяем ей новости. Спасибо, Ир.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024