Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2009-06-20
К. ЛАРИНА – Такая необычная песня Юрия Визбора прозвучала в нашем эфире. Музыка похожа на Поля Мориа.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, это какая-то популярная мелодия и ритмы зарубежной эстрады что называется.
К. ЛАРИНА – Я, честно говоря, с утра кручу песни Визбора, поскольку сегодня 75 лет со дня его рождения. Сегодня будет большой концерт на сцене МХАТа имени Горького. Для Ирины Петровской Юрий Визбор это не просто некая историческая фигура. Это человек, которого она волею судьбы успела узнать познакомиться, слышала его вживую, поскольку училась вместе с его дочкой Таней в институте. И эта дружба длится до сих пор. Тане большой привет мы все передаем. Я уже утром заводила и Визборов совсем младших, пели и Варя Визбор, и Юра Визбор младший. Ну, скажи про Юрия Визбора.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Так получилось, что я с ним всю жизнь иду и живу и с его самыми близкими людьми. Мы действительно друзья ближайшие. У меня даже двойное было знакомство, потому что мой муж, когда работал на телевидении, познакомился с Юрием Иосифовичем и в свою очередь параллельно с ним дружил. Поэтому одна из первых встреч с Юрием Визбором состоялась в квартире тогда моего не мужа, а моего педагога и преподавателя. Где Юрий Иосифович с удовольствием пел. Это была вообще его замечательная черта. Его не надо было упрашивать, если была рядом гитара, а она почти всегда была, потому что он ее возил с собой, то он мгновенно начинал петь, и у меня сохранилось несколько кассет абсолютно домашних концертов, где многие словечки намного более острые, чем потом были в официальном концертном исполнении. Он, конечно, был фантастический человек, я думаю, все, кто с ним соприкасались, они помнят это воздействие какого-то сумасшедшего мужского обаяния. Притом, что если представить к тому времени, когда я его узнала, он был грузный человек.
К. ЛАРИНА – Лысоватый.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Наверное, даже уже лысый. Но такая от него исходила энергия, какая-то мощь, темперамент. Притом, что все это было на полутонах, он не был, приходил и все собой заполонял. Нет. Но он этими полутонами привлекал к себе внимание. Конечно, это была даже какая-то, наверное, детско-юношеская влюбленность, потому что это был такой тип человека и мужчины, в которого не влюбиться было невозможно. А он в свою очередь как-то очень нежно относился к нам, друзьям своей дочери. Уже когда мы познакомились. Кстати один раз он нас спасал реально. У нас была на факультете журналистики неприятная история, когда нам всем грозило отчисление по совершенно какому-то идиотскому поводу, хотя там какой-то был полуполитический момент, я помню, как мы приехали к нему на улицу Чехова, изложили свои печали, и он сказал типа: девчонки, все сделаем, если надо, привлечем общественность. Но это не так было, как мать говорю и как женщина. А именно с полуулыбкой, смешками. Все более-менее рассосалось. На концертах несколько раз бывали, причем он нас проводил с собой. Одна несла гитару, вторая бежала рядом и держалась за руку. Билетов лишних всегда не было, это были какие-то институты. Один из последних концертов помню, хотя тогда конечно никто не знал, что он последний. И должна сказать, что я на гитаре научилась играть, у меня есть музыкальное образование, я играю на фортепиано, а к нам на втором курсе Таня перевелась Визбор, приехала на картошку и она в этот момент освоила три аккорда, которые ей показали в горах, где она была с отцом. И так мне показалось это невероятно привлекательно, когда девушка играет на гитаре. Я после этого освоила три, потом еще пять и в результате сейчас более-менее играю на гитаре и надо сказать, что Визбор составляет три четверти моего репертуара, я действительно если не все знаю, то огромное количество его песен. И всегда жалко, что во всех фильмах, программах, ты сейчас расширила этот коридор, используют пяток, может быть. «Милая моя», «Спокойно, товарищ, спокойно». И еще парочка.
К. ЛАРИНА – Я очень люблю его лирические песни. Философские.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Замечательные и они все о любви. И удивительным образом ложатся на разные периоды этапы, события твоей жизни. Как радостные, так и печальные. И поэтому я должна быть благодарна судьбе и говорю ей большое спасибо, а также своим друзьям. Татьяне. Дети ее выросли, Визборы младшие просто не скажу, что на моих руках, но абсолютно на моих глазах. Мы даже с Татьяной детей старших родили с разницей в две недели. Девочек. И наверное, сколько живу, столько Визбор будет со мной. Потому что удивительным образом созвучен, совершенно, что поразительно не устаревает. Вообще не устаревает. Вот есть авторы, которые не то чтобы устарели, несколько архаичны. А он абсолютно современен. И каждый раз меня поражает, сколько это длится, 20 с лишним лет, на этих концертах на разных площадках, вначале было в концертном зале «Россия», сейчас в отсутствие «России» был Кремлевский дворец, теперь МХАТ. Огромное количество народа.
К. ЛАРИНА – И все поют наизусть.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Просят билет за несколько километров стоят какие-то очереди. И это не старики, и не люди нашего возраста, а есть и молодые. И действительно все поют, и вовсе это не сумасшедшая, простит меня сейчас, сумасшедшая я говорю безоценочно, но такая фанатичная каэспэшная публика. Очень разная. Для которой это стало действительно кодом. И как язык является кодом не только для поколения, а для определенных слоев общества, точно также Визбор – код для множества людей. Единственное мне не нравится, когда его исполняют как попсу. Потому что именно на полутонах у него все построено. Он как будто бы не относился к себе всерьез и к своим песням и этим ценен. Когда со звериной серьезностью, то получается всегда не очень симпатично.
К. ЛАРИНА – Замечательный монолог Ирины Петровской.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А уж петь бы могла несколько часов. Но к сожалению у нас другой формат.
К. ЛАРИНА – Но мы споем с тобой отдельно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот выполним задание и споем с тобой…
К. ЛАРИНА – Лизавета. Нам подсказывают, что это мелодия «Эль кондор паса» Карлоса Сантаны. Другой вариант – музыка Саймона и Гарфанкела, - пишет Роман. Третий был «Полст кондора». Автора не помню. В общем, масса вариантов.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне кажется, первый вариант.
К. ЛАРИНА – Во всяком случае, эту музыка точно мы слышали в инструментальном виде. И совершенно неожиданно я обнаружила песню.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Юрий Иосифович вообще особенно в первом периоде раннем своего творчества использовал многие уже знаменитые мелодии. Из «Серенады солнечной долины» какая-то у него есть песня. Потом разные американские мелодии. Так что это вовсе не какой-то плагиат, это абсолютно творческий прием, когда берется знаменитая мелодия, а на нее пишется современный текст.
К. ЛАРИНА – Так давай к телевизору плавно перейдем. Потому что когда я зашла в комнату гостевую, где Ирина дожидалась своей участи эфирной, не поверите, она не слушала радио, а смотрела телевизор опять. Я хотела пошутить по этому поводу, но потом поняла, что речь идет о Визборе. Что там идет документальный фильм, посвященный Юрию Визбору.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, сейчас идет на Первом канале. А вообще еще будут фильмы.
К. ЛАРИНА – Что будет сегодня?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я числа сейчас не могу сказать. Но, по-моему, сегодня будет и «Июльский дождь», где он сыграл свою первую в жизни роль. Седой Алик молодой фронтовик, ветеран. Будет, по-моему, концерт сегодня же, один из состоявшихся в прошлом, что ли году, концерт его памяти, приуроченный ко дню рождения. И на канале «Россия» уже был фильм, ему посвященный. Так что, слава богу, телевидение отмечает эту дату достаточно представительно и достойно.
К. ЛАРИНА – Тогда давай про телевизор дальше. Я посмотрела вопросы, какой-то шквал оскорблений в мой адрес. А второй шквал наоборот, люди просят прощения за тех хамов, которые прорвались на наш сайт. И в итоге ничего. Мне даже жалко, что вы тратите дорогое время, люди могли бы задать вопрос, в итоге какая-то перепалка по поводу моего поведения в эфире. Ну просто жалко.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я просто думаю, чем ты провинилась перед публичкой.
К. ЛАРИНА – Неважно. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Слушать.
К. ЛАРИНА – Действительно. Спрашивают где передача с Тиграном, «Школа злословия», почему повтор «Большой разницы». Лето на дворе.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Во-первых, «Школа злословия» выходит, была на этой неделе и будет на следующей. На этой неделе была поэтесса Вера Павлова. На следующей в эфире точно значится. Тигран, скорее всего, ушел в отпуск. Судя по тому, что программа исчезла.
К. ЛАРИНА – Никто никого не закрыл.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Хотя по некоторым моим сведениям «Школа злословия» доживает последние свои…
К. ЛАРИНА – Она все время доживает. Доживет?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Здесь мне кажется это довольно серьезно. Но дай бог, чтобы может быть, ей продлили жизнь. Про «Большую разницу». Естественно повторы, они довольно долго работали в режиме, каждую неделю выдавая новые. Вчера уже был совершенно повтор новогодней программы. Кстати, в анонсе по-прежнему значился «Гордон Кихот» в качестве пародии…
К. ЛАРИНА – Не было и не будет, судя по всему.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но до него дело не дошло и руки не дошли. А некоторые пародии можно смотреть и по несколько раз. В частности, вчерашняя пародия очень смешная на «Пусть говорят»…
К. ЛАРИНА – Моя бабушка – тиран.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, и замечательно совершенно пародировал Эдиту Пьеху мой любимец давний Саша Олешко. Который вообще все это замечательно делает. Но они все хорошо делают. Но Пьеха была просто шикарнейшая. Нонна Гришаева очень смешно Юлию Высоцкую в «Кулинарном поединке» пародировала. Сейчас нам, увы, с вами придется смириться с тем, что телевидение перешло на летний режим, а летом, как известно наши каналы считают, что можно смотреть…
К. ЛАРИНА – Всякую дрянь.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Необязательно дрянь, даже может быть, например, сейчас канал «Россия» устроил и так и презентирует, если можно так сказать, подает как акцию – лучшее документальное кино по средам. И на этой неделе в очень хорошее время для такого рода фильмов – 22.50 показали повторно фильм Лизы Листовой «Метро», первый показ которого состоялся в очень неудобное время, ранним утром в субботу в 9 утра.
К. ЛАРИНА – Поняли, что совершили ошибку. Потому что про этот фильм очень много говорили. Писали. И говорили, что было сарафанное радио, потому что все, кто успел его посмотреть, все очень хвалили.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Была еще какая-то сумасшедшая пресса. Всегда естественно все подозревают какой-то заказной характер. Естественно, нет, потому что каждому критику это сердцем, фу, маслом по сердцу…
К. ЛАРИНА – Бальзам на душу.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Сердцем по маслу.
К. ЛАРИНА – И серпом
И. ПЕТРОВСКАЯ - Когда появляется работа, достойная обсуждения, разбора, и действительно практически безупречная. И поэтому когда говорят, мне часто вопрос задают: а есть ли какой-то смысл оттого, что вы пишите, говорите. Я обычно отвечаю, что практически толку нет, может быть, только портим настроение кому-то из начальников, если ругаем то, что они считают большим достижением. Но в данном случае мне кажется вот он некоторый толк от выступлений моих коллег и тебя, и меня. И Слава Тарощина писала. Кто только ни писал. И правда линейка очень странная. То, что они выдают за лучшее свое кино. Потому что в течение нескольких недель по средам будут показаны еще фильм «Великая тайна воды» из этого разряда: еда, вода, белиберда. Потом будет показана «Византия» нашумевшая. А также потом Сталин, Троцкий, среди них затесался Моцарт. Как канал представляет себе, что такое лучшее документальное кино именно «зе бест».
К. ЛАРИНА – По поводу Визбора, я открыла программу сегодняшнюю телевидения. На «Культуре» сегодня в 8 часов вечера «Июльский дождь» и в 23.55 концерт, который был в прошлом году. Но здесь имена те же, которые сегодня выступают во МХАТе. Юрий Шевчук, Олег Митяев, Ольга Остроумова, Мищуки, «Песни нашего века» и многие другие. Я хотела похвалить, я смотрела с большим удовольствием документальная линейка «Живая история» на питерском канале. Просто хочется сказать огромное спасибо.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ты имеешь в виду Щекочихин…
К. ЛАРИНА – …господину Лурье, который отвечает за эту линейку. До Щекочихина там прошел цикл под условным названием «Отщепенцы». То есть это история первых советских диссидентов, борцов с режимом.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я видела не всю линейку…
К. ЛАРИНА – Великолепно сделанное кино. Помимо того, что оно действительно знакомит людей, особенно молодых с судьбами совсем даже не попсовых, неизвестных сегодня фигур забытых. Кто там помнит Анатолия Марченко. Человека, который жизнь действительно положил за нашу и вашу свободу, выражаясь грубым языком поэзии. Но, во-первых, он сделан замечательно, во-вторых, там ведущий Лев Дуров, актер. Которого вы прекрасно знаете, как и замечательного рассказчика, понятно, что у него существуют некие рамки сценария и наверняка какой-то текст. Но поскольку это самодостаточный человек, а не просто исполнитель, он явно очень многие вещи рассказывает от себя, о своем видении того времени, об этих людях. Это конечно пробивает по-настоящему, поскольку видна личная заинтересованность ведущего, актера замечательного в той теме, которую он пытается раскрыть перед сегодняшним зрителем. Юрий Щекочихин завершил цикл на этой неделе.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Когда я попадаю, разумеется, я всегда это смотрю и, как правило, это бывает очень интересно, и я это отмечаю для себя.
К. ЛАРИНА – Совсем как-то не вписывается в общий контекст патриотический сегодня.
И. ПЕТРОВСКАЯ - У нас, вернусь к этой линейке на канале «Россия», они даже не очень озабочены вписыванием в контекст. Потому что одна работа идеологически может совершенно быть противоположна другой. Поэтому все зависит от автора и видимо, от того, кто это отсмотрел и как это вообще попадает в контекст дня, недели. А какой-то общей специальной выстроенности я не вижу, честно говоря. Другое дело, что просто канал питерский делает планомерно это. Это не просто так. Сегодня Сталин, завтра Моцарт, а именно они очень точно выстраивают так, что ты можешь исторически это оценить и плюс система. Это очень важно.
К. ЛАРИНА – Конечно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И уровень почти всегда это очень достойный.
К. ЛАРИНА – По поводу концерта Хворостовского с Гергиевым, Элина, у меня такое подозрение, что его не будет. Поскольку, судя по всему, хотели показать концерт, который должен был состояться в четверг, в Большом зале Консерватории. Но он отменен, поскольку заболел внезапно Дмитрий Хворостовский. И он отменил два концерта в Питере и Москве.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Более того, я прочитала, что этот концерт может состояться 10 или 11 декабря. Потому что все остальное, гастрольный график у Хворостовского расписан на полгода вперед, а может быть уже на годы вперед.
К. ЛАРИНА – Наушники уже бери. Поет и остановить теперь нельзя. Все поешь? Мы в конце еще споем песню Юрия Визбора. А сейчас вернемся к вашим вопросам. Пожалуйста. Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Меня зовут Михаил, Москва. Я хотел обратить ваше внимание на прошлую передачу субботнюю, вы не заметили по питерскому же каналу цикл Козакова «Шекспировские чтения». Первый был про Гамлета, а потом было три Гамлета подряд всю ночь.
К. ЛАРИНА – Может быть, просто не обратили внимания, поскольку первый проход был на канале «Культура». Или даже на ТВЦ. Это повторы программы. Она уже проходила по московскому.
И. ПЕТРОВСКАЯ - «Играем Шекспира».
К. ЛАРИНА – Это замечательные работы, я согласна абсолютно.
СЛУШАТЕЛЬ – Просто потрясающе. И конечно, Козаков это нечто. А три Гамлета подряд тоже здорово. Спасибо.
К. ЛАРИНА – Спасибо большое. Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Меня зовут Светлана. Скажите, пожалуйста, ваше отношение к программе «Давай поженимся». В частности у меня вопрос к Ирине. Почему раньше была ведущая другая…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Гузеева с самого начала.
СЛУШАТЕЛЬ – Нет, была другая ведущая. Девушка блондинка очень симпатичная. А потом через несколько месяцев ее поменяли на Гузееву.
К. ЛАРИНА – А блондинка кто была?
СЛУШАТЕЛЬ – Я не помню фамилию. Она по-моему, в Австралии живет половину года. Я статью с ней читала.
К. ЛАРИНА – То есть вам Гузеева не нравится?
СЛУШАТЕЛЬ – Нет, ваше отношение к тому, что мне кажется, когда раньше была первая ведущая, она настолько смотрелась гармонично и естественно, и программу было смотреть одно удовольствие. А сейчас такое ощущение, что Лариса Гузеева только занимается самолюбованием. И если не дай Бог кто-то скажет что-то, что ей не нравится, она просто готова человека, грубо говоря, съесть.
К. ЛАРИНА – Но вы рассказываете, я эту программу ни разу не видела. Я видела пародию только на нее, где все, что вы рассказываете, по-моему, было очень тонко подмечено Нонной Гришаевой, которая исполняла роль Ларисы Гузеевой.
СЛУШАТЕЛЬ – Да, я смотрела. Может быть, Ирина смотрела оригинал.
К. ЛАРИНА – Расскажите, Ирина, свое отношение к программе «Давай поженимся».
И. ПЕТРОВСКАЯ - Не знаю, удивлю ли я тебя или наших слушателей, если скажу, что это не моя программа. Вряд ли я попаду туда в качестве участницы, которую будут выбирать как лошадь на рынке.
К. ЛАРИНА – Не входит в число твоих любимых передач.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, и в число приоритетных для просмотра. Я когда она только появилась, честно скажу, не помню австралийскую блондинку, я сразу почему-то запомнила Ларису Гузееву, я опасалась, что там будет какая-то пошлятина, которая часто бывала в программах «Любовь с первого взгляда». Здесь поразительно, как правило, когда я на нее попадаю, что бывает не очень часто, никакой особенной пошлости нет, иногда у меня подозрение, что это просто не реальные люди, а подставные актеры. Хотя возможно это просто мое такое постоянное подозрение в адрес всех. В общем, ни горячо, ни холодно мне от этой программы. Я еще правда не слышала, чтобы эта программа кого-то соединила навеки, чтобы были какие-то шумные свадьбы, по следам. Вообще довольно странно на мой взгляд, когда люди прибегают к такого рода службе знакомств, мягко говоря, но чем бы дитя ни тешилось, и зрители, Гузеева не вызывает у меня в этой роли отторжения. Она сидит как взрослая уже женщина с опытом и старается устроить судьбу с одной стороны, а с другой стороны какие-то свои комментарии выдает. Но они не выглядят дурацкими, глупыми…
К. ЛАРИНА – Предостеречь от каких-то ошибок молодых.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Вроде. Там же не только молодые. Там разные. Иногда диву даешься, особенно особи мужского пола, без слез, что называется, не взглянешь. Но с другой стороны красавцы мачо вряд ли пойдут в такую программу знакомиться. А с другой стороны может быть это актер погорелого театра. Не знаю. Но смотрят люди и смотрят. Есть много чего намного хуже.
К. ЛАРИНА – Много вопросов по поводу фильма «Луна в зените». И на сайте спрашивают, Людмила на sms спрашивает. Ты смотрела?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это про Ахматову. Нет, к сожалению, много про него читала. Знаю, что ты смотрела. Делись.
К. ЛАРИНА – Да, мне кажется что это очень интересная работа. Она, безусловно, заслуживает того, чтобы ее посмотреть и обсудить. Поскольку это не просто телеспектакль какой-то про жизнь, судьбу, а это достаточно художественное произведение. То есть там есть какие-то метафоры, придуманные встречи. Хотя при этом старались авторы четко идти по хронологии жизни Анны Ахматовой. Меня немножко смутило исполнение Светланы Крючковой. Зная ее трепетное отношение к поэзии, она знает наизусть огромное количество стихов, Ахматову тем более. Часто выступает с чтецкими программами, и делает это, по-моему, очень успешно. И кому, как ни ей, казалось бы, сыграть роль Анны Андреевны.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Не очень представляю, как это можно сыграть.
К. ЛАРИНА – Она играет ее в глубоко пожилом возрасте. Меня не покидало ощущение, что она все время находится на каком-то пьедестале, что это концертное исполнение Анны Ахматовой, но только почему-то в формате почти документального фильма. Вот это противоречие мне немножко мешало воспринимать адекватно тот образ, который создала Светлана Крючкова. Хотя мне кажется, что она абсолютно имеет полное право играть Ахматову. Может быть, это режиссер чего-то такое недоглядел. Но по-любому это работа, которая заслуживает уважения, она вернула меня к каким-то лучшим образцам телеспектаклей советских, когда это умели делать красиво и это абсолютно отдельный жанр, телевизионный продукт.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я кстати посмотрела на «Кинотавре» сейчас фильм «Похороните меня за плинтусом».
К. ЛАРИНА – По повести Павла Санаева.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Которую я думаю огромное количество наших слушателей читало. И книга произвела на меня лично невероятное впечатление. И я ждала чего-то адекватного от фильма, с другой стороны очень опасалась, потому что там очень легко перейти грань. И вместо драмы любви, больной может быть любви сделать психопатологию. По моему ощущению, может быть, я не права, но мне показалось, там все-таки больше в образе бабушки в исполнении все той же глубоко уважаемой мной Светланы Крючковой больше этой психопатологии. За ней почти не видно сумасшедшей любви к этому ребенку. Ребенок получается эпизодическим персонажем, хотя в книге все наоборот, от имени взрослого мальчика эта история рассказывается. И он уже находится в той стадии отстранения, когда он способен уже простить свою бабушку. И даже любить ее после ее кончины. А здесь же все как-то спрямлено, прямолинейно и грубо получается. Хотя Крючкова играет временами потрясающе. Она себя совершенно не щадит. Чудовищный образ сумасшедшей старухи. Правда, критики увидели в этом метафору советской власти – Софья Власьевна. Загнивающая, жестокая, дышать нечем. А мне кажется, и даже более того, именно при советской власти люди как раз наоборот, спасались в семье и вовсе не все бабушки были такими монстрами.
К. ЛАРИНА – Не все йогурты одинаково полезны.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Что? В общем, меня, к сожалению, фильм огорчил. Хотя там потрясающий мальчик, очень похожий на Сережу из знаменитого фильма «Сережа». Боря Бархатов, помните, такой был. Белый симпатичный мальчик. И как мне кажется, эта книга достойна более тонкого и бережного прочтения.
К. ЛАРИНА – Я добавлю, в пандан, что называется, что «Похороните меня за плинтусом» есть еще и спектакль, о котором тоже много написано. В Санкт-Петербурге играется. Там играет замечательная актриса Эра Зиганшина.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И Игорь Скляр.
К. ЛАРИНА – Великолепная. Я не видела, но читала прессу, очень уважительная и, по-моему, Павел Санаев тоже смотрел и фильм и спектакль. Но надо посмотреть. И почитать еще раз.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, как вы говорите в пандан, говоря о Светлане Крючковой, которая я повторю, мне кажется совершенно невероятной актрисой, потрясающая и еще раз из тех актрис, которые действительно не щадят себя и не боятся на экране выглядеть некрасивыми, ужасными. Но при этом убедительными. В данном случае просто это как мне кажется, немножко не тот образ и немножко все эти акценты смещены то, что было в книге, то, что было тонко, очень болезненно превратилось в такую грубую страшную картину домашнего насилия.
К. ЛАРИНА – То есть такой американский вариант.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот моя бабушка тиран.
К. ЛАРИНА – Я хочу прекратить поток Дарьи Волги на sms. Поскольку оказалось, мы с тобой ничего не знаем и не помним, Дарья Волга ведущая была до Ларисы Гузеевой в программе «Давай поженимся». И наши слушатели знают это.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну шикарно. А почему Дарья Волга утекла в Австралию.
К. ЛАРИНА – Судя по всему, решили взять более опытную сюда женщину.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Или она теперь женит австралийцев.
К. ЛАРИНА – Наверное. Все, успокойтесь, Дарью Волгу больше не присылайте. Следующий звонок. Пожалуйста. Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Милые дамы, доброе утро. Меня зовут Эля, я из Питера звоню. Я по поводу передачи «Давайте поженимся». Там первой ведущей была…
К. ЛАРИНА – Да мы уже поняли, что Дарья Волга. Следующий звонок. Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте.
К. ЛАРИНА – А вы про Дарью Волгу хотите сообщить?
СЛУШАТЕЛЬ – Нет, я конечно опоздала. Я хочу поделиться, вроде бы как я уже давнишняя пенсионерка и смотрю эту программу. Мне не нравится там сваха Роза Сябитова. Настолько она грубая, иногда ее сажает на место Лариса Гузеева и говорит: Роза, ты обязательно в бочку с медом добавишь ложку дегтя. Она очень грубоватая.
К. ЛАРИНА – Спасибо, поняли.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Просто разные амплуа. Есть грубоватые, есть нет.
К. ЛАРИНА – Роль расписана, наверное.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А потом действительно, нам не представилась наша прекрасная радиослушательница…
К. ЛАРИНА – Я забыла спросить имя.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Наверное, дневное смотрение для людей, которые находятся на пенсии, но с другой стороны можно выбрать и чего-нибудь иное, более содержательное. Даже на сегодняшнем нашем безрыбье летнем.
К. ЛАРИНА – Пожалуйста, алло. Тему программы «Давай поженимся» закрыли. И если дозвонитесь с этой темой, будет бессмысленным ваш подвиг, поскольку мы вас не услышим.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Андрей, Екатеринбург. Хотелось бы сказать насчет передачи на канале НТВ. Сегодня в 14.05 там будет документальный фильм «Кто прошляпил начало войны». Очень интересная трактовка. Правда, не знаю, по какой линии насчет событий 22 июня 1941 года и причастности к ним высших военачальников. Такая идея достаточно давняя о том, чтобы перевалить ответственность со Сталина на военных. И я думаю, будет интересный фильм. И второе что хотелось сказать о том, что в 14.05 до летнего перерыва шел там такой цикл как «Кремлевские похороны», в которых тоже очень интересный рассказ был о различных деятелях политических.
К. ЛАРИНА – Скажите, интересный канал получается. Питерский.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это НТВ.
СЛУШАТЕЛЬ – Конкретно вот это время интересно мне.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Спасибо. Про фильм «Кто прошляпил начало войны» это повтор. Первый показ был в прошлом году тоже приурочен ко дню начала войны 22 июня и действительно наш слушатель прав. Там есть это ощущение, что делается попытка Сталина из главного прошляпщика начала войны или как сказать, превратить в некую жертву.
К. ЛАРИНА – То есть что военные прошляпили.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я сейчас не помню уже всех подробностей. Но он был в прошлом году. «Кремлевские похороны» не закончился. Может быть, просто из-за этого фильма…
К. ЛАРИНА – А там про кого?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Там все деятели партии и правительства.
К. ЛАРИНА – Которые в стене упакованы.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И в стене которые упакованы, упакованы, слушай, чего я повторяю такой ужас. Покоятся. Упокоены ты хотела сказать. Прости, Господи. И сейчас ближайший будет на следующей неделе Андропов, потому что сейчас 95-летие. А до этого были и Косыгин, и Брежнев, и, по-моему, Устинов, и прежние сталинские всякие соколы. Это такая документальная история. Рассказывается не только про похороны, разумеется, а через это рассказывается о жизни и их многочисленных подвигах.
К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Добрый день. Меня зовут Марина. Я хотела бы сказать о передаче, которая вчера прошла по Пятому каналу. «Жизнь после смерти». Это чудовищно.
К. ЛАРИНА – То, что мы говорили с Татьяной Устиновой. Расскажите. Про Петра Ильича Чайковского.
СЛУШАТЕЛЬ – Невозможно, когда на миллионную аудиторию рассказывают подробности интимной жизни. Какие-то подробности его последней болезни. Существует какая-то этика.
К. ЛАРИНА – Нет, к сожалению, этики не существует, и вы это знаете. Про интимную жизнь Чайковского только ленивый не написал за последние годы.
СЛУШАТЕЛЬ – Но одно дело, когда человек читает книгу наедине сам с собой и может вынести свое суждение. А другое дело, когда это на миллионную аудиторию.
К. ЛАРИНА – А каким образом использовалась эта тема?
СЛУШАТЕЛЬ – Например, какой-то приглашенный специалист заявляет: в этом году Петр Ильич, наконец, самоидентифицировал себя окончательно как гомосексуалист. И это о его попытке суицида, понимаете, мне было неудобно, и я выключила посредине передачи. Потому что невозможно. Это какой-то пир стервятников. Простите, даже сейчас я не могу говорить.
К. ЛАРИНА – Спасибо большое, ваше мнение мы услышали. Но я думаю, что нам нужно будет посмотреть.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Во-первых, посмотреть.
К. ЛАРИНА – Она еженедельная.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не знаю пока, потому что я от тебя узнала про это.
К. ЛАРИНА – Посмотрим.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Все равно все зависит, я тоже против того, чтобы подмену осуществлять, рассказывать не о гении, а о гее. Хотя одно с другим может быть связано.
К. ЛАРИНА – Тема-то: жизнь после смерти. Тема - как человек ушел из жизни.
И. ПЕТРОВСКАЯ - То есть после смерти он перестает существовать как гений, автор многих шедевров, и живет уже в памяти народной исключительно как представитель нетрадиционной ориентации.
К. ЛАРИНА – А я не знаю, что там было в телевизоре.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я просто могу себе это представить…
К. ЛАРИНА – Там присутствие Лурье меня смущает. Мне кажется, что там все-таки какой-то должен быть другой контекст.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Но, судя по взволнованности нашей радиослушательницы, очевидно, все-таки может быть слишком акценты расставлены так, что это превалирует. В принципе я тоже считаю, у нас с тобой на эту тему многие споры были, что ценен любой из или гениев, или творческих персонажей в памяти народной, вообще в истории культуры остается все-таки своими произведениями, а не событиями своей личной жизни. Но все равно все дело в мере такта, таланта, потому что можно и об этом рассказывать весьма деликатно так, чтобы не шокировать и не зацикливаться на этом. Мне кажется на это стоит обратить внимание, наверное, авторам цикла, а мы тем более посмотрим, боюсь, что правда уже Петра Чайковского мы не увидим, но может быть, мы скачаем.
К. ЛАРИНА – Кто-нибудь другой будет.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но услышим, надеюсь, в другой ситуации.
К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Это Галина из Подмосковья. Я бы хотела сказать про фильм «Луна в зените». Мне не понравился только один эпизод. Просто шокировал. Это эпизод, где Ахматова встречается с Лидией Чуковской. Я была потрясена. Неужели у них был такие взаимоотношения императрицы со служанкой.
К. ЛАРИНА – Она так это играет. Я про это говорила. Она немножко такой памятник. То, что касается свидетельств очевидцев, вполне допускаю, что было так. Что Лидия Корнеевна сама признавалась в том, что она служит Анне Андреевне Ахматовой. Но вопрос - как это преподнести в художественном виде. Как эти отношения нам показать. Меня смутило, мне кажется, так сыграно, так играет Светлана Крючкова Ахматову такую императрицу абсолютно.
СЛУШАТЕЛЬ – …я, Ксения, с вами согласна. Мне очень понравилось. Как говорили ее современники, я читала, что она была такая погрузневшая, величественная, медлительная. Но я не заметила, кроме сцен с Чуковской, вообще она замечательная актриса Крючкова. И еще я хотела одно замечание. Напросто женщина, которая о Чайковском так волновалась. Ничего там особенного не было.
К. ЛАРИНА – Подробнее расскажите
СЛУШАТЕЛЬ – Просто, кроме того, что сказали, что он самоидентифицировался как гомосексуалист, о его попытке суицида, (неразборчиво) в воспоминаниях писал, как он кончал жизнь самоубийством неудачно первый раз и все, ничего такого. По-моему, было очень интересно.
К. ЛАРИНА – А что было интересно? Там была программа о чем?
СЛУШАТЕЛЬ – Хотя я в принципе подробности все знаю, но никаких разбирательств, недостойных фактов по этой теме жизни не было. Поэтому напрасно она отключила телевизор, надо было досмотреть, и все было бы…
К. ЛАРИНА – То есть вам представляется эта передача интересной.
СЛУШАТЕЛЬ – Когда я услышала, что приступили к гомосексуализму, я думаю, ой, внутренне сжалась, ну думаю, сейчас начнется. Ничего подобного. Очень все достойно было.
К. ЛАРИНА – Спасибо. Очень хорошо, что вы об этом сказали.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Есть крайности в восприятии.
К. ЛАРИНА – Давайте посмотрим.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Когда некоторые люди вообще ничего не хотят знать. Есть те, которые только о клубничке и мечтают. И с удовольствием смотрят. Есть те, кто даже слово это не может произнести.
К. ЛАРИНА – О клубничке?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Клубничке. Я тоже между прочим люблю, сейчас поспела ягода. Ягода малина. А что касается про служение, не служение, так Лидия Корнеевна оставила воспоминания и там действительно, между прочим, я очень хорошо помню эти сцены ташкентской эвакуации, когда она приходила и пишет: я вымыла посуду, выкинула мусор, потому что Анна Андреевна была так устроена, что этим она совершенно не занималась. И там было некоторое количество ее поклонниц, обожательниц, подруг, которые эту бытовую часть жизни и обеспечивали и, наверное, со стороны могло показаться, что они как служанки. Но это другая форма служения. Добровольного притом.
К. ЛАРИНА – Мы заканчиваем нашу программу. Но мы в отпуск не уходим пока. Мы будем смотреть этот телевизор вместе. И на следующей неделе. Ирина Петровская, Ксения Ларина и возвращаемся к сегодняшнему герою сегодняшнего дня. Для нас и надеюсь, для большинства наших слушателей это Юрий Визбор.
ПЕСНЯ