Купить мерч «Эха»:

Ирина Хакамада, Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2009-05-30

30.05.2009
Ирина Хакамада, Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2009-05-30 Скачать

К. ЛАРИНА - Прямо такое богатое телевидение, так и чешутся руки что-нибудь обсудить.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Просто ты целую неделю смотрела телевизор. Чертовски хочется что-то обсудить.

К. ЛАРИНА - Надеюсь, у наших слушателей такое же желание. Это программа «Человек из телевизора». Здесь Ирина Петровская и Ксения Ларина. Вы здесь, я слышу, вот масса, масса, кипит возмущенный разум. Может быть, начнем с событий, которые случаются внутри телевидения. Я бы попросила тебя прокомментировать закрытие программы «Истории в деталях». Программа, которую любили наши слушатели. Но вот пришла весть о ее закрытии. Если у тебя есть какая-то информация, с чем это связано.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я знаю, что давно уже к этой программе подбирались. Еще зимой или чуть даже раньше. Там, по-моему, был какой-то перерыв, ее гоняли по сетке. Таких очевидных каких-то политических причин даже предположить невозможно, потому что понятно, что программа совершенно далека от политики. Максимум, что она могла себе позволить – приглашать, например, достаточно опальных журналистов. Там были и Светлана Сорокина, и Доренко, по-моему, Женя Киселев. Поэтому таких претензий быть не может. Мне кажется это какие-то внутренние дела, какое-то несоответствие, несогласие канала с концепцией программы. Я не знаю, потому что она действительно взяла несколько ТЭФИ, она была долгое время визитной карточкой и лицом канала СТС. Время действительно переменили какое-то время назад. У нее были поклонники, поэтому какие-то искать подоплеки и причины, это дело довольно неблагодарное.

К. ЛАРИНА - Там никакой политики быть не может.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, очевидно есть какое-то расхождение эстетически, стилистически. Трудно сказать. В принципе, конечно, мы понимаем, что канал всегда хозяин-барин и может делать с любой программой все, что угодно. Переставлять, убирать. Пока что то, что я смотрела и читала, там сформулировано так, что будет обсуждаться некий новый проект. Но со слов самого Майорова знаю, что он вроде собирается на другом канале реализовывать свои идеи. Там довольно сильная команда и глупо бы конечно, если бы это все пропало. И исчезло с лица телевизионной земли.

К. ЛАРИНА - Зато не исчезает программа «Честный понедельник», которая «порадовала» нас составом участником, поскольку там, как правильно заметила Ирина Петровская в своей колонке в «Известиях», «ночной кошмар губернаторов и мэров» Сергей Доренко там заявился. И колонка Ирины Петровской практически полностью была посвящена этому персонажу. Где Ира напомнила о его творческом пути, всех его завоеваниях и той памяти, в которой он остался в сердцах телезрителей начала 90-х годов.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конца 90-х все-таки. Основные подвиги были совершены в конце 90-х.

К. ЛАРИНА - Программа была посвящена борьбе с коррупцией и главными героями были Сергей Доренко, Александр Хинштейн и Ирина Хакамада. Ничто не предвещало беды, что называется. Вроде бы говорили, каждый высказывал свое мнение по поводу того, как бороться с коррупцией. Но вдруг Александр Хинштейн как фокусник из цилиндра кролика достает, достал доклад отчет о коррупции во внесистемной оппозиции. И это прозвучало таким сигналом к началу новой части программы. И вот тут-то я сразу поняла, зачем была затеяна эта передача, зачем сюда был приглашен Сергей Доренко, и зачем там присутствовала Ирина Хакамада. Потому что дальше последовал сюжет, посвященный той самой внесистемной оппозиции, состоящий из кусков, которые мы триста раз видели в различных докудрамах, посвященных «Маршам несогласных» с омоновцами, с Гарри Каспаровым, Немцовым. Туда же до кучи лишний раз нам напомнили о том, что все «Марши несогласных» проплачиваются западными спецслужбами и западными державами. Моссадами и прочими ЦРУ, естественно попался Немцов в очередной раз в качестве уже кандидата в мэра Сочи. И опять показали эту вампуку идиотскую, абсолютно фальшак, связанный с якобы его взяткой, которую он предлагал корейским товарищам за то, чтобы продать им, по сути, Олимпиаду и Сочи. В общем, этот набор кошмаров, с соответствующим закадровым голосом, который нагнетает обстановку. И дальше после этого выступает Сергей Доренко, мы знаем, что Борис Немцов это практически его личный враг. И он никогда не упускает случая и возможности лишний раз пнуть своего оппонента. Что он и продемонстрировал в этот раз. Но я это все рассказываю не Ире Петровской, а вам напомнить, меня поразило молчание Ирины Хакамады во время обсуждения этой темы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Эта программа демонстрирует искусство монтажа. И я думаю, что Ирина Хакамада, мы ее знаем прекрасно, конечно, говорила раза в три больше, да даже Доренко наверняка говорил…

К. ЛАРИНА - Да куда уж ему больше.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я, кстати, тоже удивилась, если уж такое припрятали орудие или вернее вытащили из арсенала, то мог бы и посильнее как-то выступить.

К. ЛАРИНА - Но ты же понимаешь, зачем это было сделано.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я все понимаю прекрасно. С одной стороны я понимаю, что, наконец, настало время и Доренко легализован в телевизионном пространстве. Это означает, что происходит некая «смена» лиц, поскольку мы понимаем, что те персонажи, которые в течение последних пяти лет царили, они уже исчерпали себя и нужно привлекать новых.

К. ЛАРИНА - Соловьева уже использовали.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Даже не Соловьев, я имею в виду персонажи, которые участвовали во всяких ток-шоу.

К. ЛАРИНА - Кургинян?

И. ПЕТРОВСКАЯ - В том числе. Хотя он был довольно интересен у Познера.

К. ЛАРИНА - У меня другое мнение.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А мне он показался довольно интересным.

К. ЛАРИНА - Такой же, как и везде. Только очень хотел понравиться.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он не кричал.

К. ЛАРИНА - Он очень хотел понравиться Познеру.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не знаю, как насчет Познера, но мне было интересно, но сейчас оставим в стороне Кургиняна. Что касается программы «Честный понедельник», то при полной беспомощности ведущего, у которого явно абсолютно нет понимания, что вообще в принципе он должен делать, то есть, скорее всего, ему формулируют задачу, его ведут через наушник…

К. ЛАРИНА - Мочи, мочи их, давай.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но главное это монтаж. И я припоминаю, как когда обсуждалась проблема гастарбайтеров, быть им или не быть в России, то один из участников был наш с тобой давний друг Юлий Соломонович Гусман. Который потом признался, что его до такой степени перелицевали и перекроили, что он сам себя не узнал. И это абсолютная логика этой программы.

К. ЛАРИНА - Мы сейчас пытаемся с Ириной Хакамадой связаться. Я хочу еще раз повторить то, что мне показалось самым важным в этой передаче. Топорной, крикливой, как всегда, абсолютно бессмысленной и ничего не решающей, по сути, еще раз лишний раз утвердить в сознании народа, аудитории, что все зло от тех, кто представляет, так или иначе, другой взгляд на сегодняшнюю политику. Лишний раз подтвердить, что там воры, жулики, коррупционеры, враги народа. С одной стороны учителя, врачи, милиционеры, а с другой стороны «Другая Россия», Каспаров, Немцов и прочие. Там ищите, сказал Хинштейн, и подтвердил Доренко.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Одну фразу Ирине Хакамаде удалось сказать, что…

К. ЛАРИНА - Про сатану?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет. Про то, что рыба гниет с головы и что, переводя стрелки на педагогов и врачей, мы тем самым вообще закрываем глаза на проблему. Потому что конкретики не было никакой. Показали в начале в сюжете каких-то второстепенных замов мэров каких-то провинциальных городов, взятых за руку. С поличным при получении взятки. А про то, что это действительно государственная система, только одна Хакамада и сказала. А дальше получилось, что да, на первом месте эти ребята, врачи, педагоги, а потом эти, особенно смешно прозвучала сумма, сколько стоит, 70 тысяч долларов, что оппозиция за эти деньги проводит марши. Ну давайте тогда хотя бы, если вы не хотите документы допустим, может быть, документов и нет, но весьма осведомленная гражданка, наша коллега Юлия Латынина в своих полухудожественных, полудокументальных произведениях пишет про те суммы, которые существуют сегодня, которые надо заносить при назначении губернаторов. И прочее, прочее.

К. ЛАРИНА - Это параллельная действительность.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Поэтому это абсолютное для меня ощущение, что с одной стороны еще лишний раз бросить камень в оппозицию. А с другой стороны поставить галочку: мы обсуждаем актуальнейшие темы.

К. ЛАРИНА - Мне кажется, что здесь не имеет это значения. Ира, эта программа носила абсолютно четкий адрес и конкретную задачу несла на себе.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Помимо этого задача еще такая: президент выступил, вот что сделано. Абсолютно отписка такая…

К. ЛАРИНА - Ничего себе отписка. Это была абсолютная акция. Я тебя уверяю.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это слишком мелко для акции.

К. ЛАРИНА - Не знаю. Неслучайно они позвали сюда Иру Хакамаду для того, чтобы она оказалась на этой стороне. Потому что благодаря, как я понимаю, может быть искусству монтажа получилось, что она согласна с этими обвинениями. Она ни в чем не возразила. И они получились все тут втроем, продекларировали, Хакамада промолчала, и все мирно разошлись.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Она не промолчала. Там были какие-то фразы, которые оставались. Другой вопрос, что нужно было их улавливать.

К. ЛАРИНА - Ирина, добрый день. Мы тут спорим, Ирочка, по поводу искусства монтажа на «Честном понедельнике». Многое ли удалось сказать тебе как участнику этой программы и что из этого осталось в эфире?

И. ХАКАМАДА – При записи остается одна треть и монтаж совсем тупой. Я не вижу, но когда другие смотрят, говорят, такое впечатление, что там всех пообрезали так, что уже никто непонятен.

К. ЛАРИНА - Ира, а скажи, пожалуйста, для тебя был неожиданный поворот сюжета в передаче, когда речь пошла о так называемой внесистемной оппозиции и о коррупции, которую она с собой несет в нашу страну.

И. ХАКАМАДА – Я по своим источникам за полчаса узнала, а так меня об этой теме не предупредили. В общем, мой аргумент кроме таких сильных нападений, сильное нападение вырезали, а мой логический аргумент оставили, что когда «Единая Россия» обвиняет внесистемную оппозицию в коррупции, то к этому нельзя относиться серьезно, потому что это всего лишь использование разных методов внутри конкурентной политической борьбы. Независимые органы имеют право вообще заниматься проблемами коррупции, кроме независимых судов гражданского общества и свободных СМИ, и в этот орган не должны попасть люди типа Хинштейна. Это все отрезали, дальше началась истерика, крики. Это тоже все вырезали. И я не видела, у меня такое впечатление, что мою главную мысль о том, что не личности борются с коррупцией, а институты, и мы уничтожили эти институты, их не создаем, ее всю искромсали.

К. ЛАРИНА - Заболтали, искромсали.

И. ХАКАМАДА – Да, заболтали, закрутили, завертели.

К. ЛАРИНА - А ты как-то комментировала сюжет, который был там показан или его вам не показывают во время записи программы?

И. ХАКАМАДА – Его показывают. Комментировала.

К. ЛАРИНА - И что ты там сказала?

И. ХАКАМАДА – Я не помню, я как… опытный могу вам сказать, что когда делают такие сюжеты и такие темы, то это в чистом виде провокация. Если вы попадаетесь на эту провокацию, погружаетесь в нее, начинаете оправдываться, на меня же тоже наехали, что я куплена на американские деньги. Если на все это реагировать, ты превращаешься фактически в уже обвиненного. Поэтому нужно спокойно ставить сухо независимую экспертную оценку, что это использование одной политической силы черного пиара против другой ради личного пиара и переводить в то, что нужно людям. В позитив. То, что институты надо развивать.

К. ЛАРИНА - А скажи, пожалуйста, появление Доренко на легальном федеральном телеканале это что-то значит?

И. ХАКАМАДА – Я думаю, что это ничего не значит. Это я думаю, что те редакторы, которые делают программу «Честный понедельник», поскольку делается она топорно и неинтересно, это признает сам Минаев, что этот жанр ушел, им нужен PR. Поэтому Доренко теперь перешел на другую службу, его идея, что патриарх Всея Руси Кирилл может рассудить всех и указать, кто коррупционер, а кто нет, это для Кремля позиция очень удобная. Тем более из харизматических уст Доренко. Я потом слышала даже среди знакомых, что Доренко абсолютно прав. Все от дьявола, наш русский человек коррупционен по натуре, поэтому все это бесполезно, твои институты это все романтика, никому ничего не надо. Все мы уроды изначально, ну не знаем, но все равно он прав, ну вот так вот. Поэтому так и делаются такие программы. Я купилась на то, что мне сказали, будет Хинштейн и Доренко, и будут говорить о коррупции. Ну думаю, это круто.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ирина, здравствуйте, когда вы шли, вы никаких условий не ставили посмотреть до показа, не было такого? Потому что в принципе у гостей есть такое право.

И. ХАКАМАДА – Какое право?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Монтажный вариант показать. Потому что в этом случае у вас есть хотя бы возможность повлиять на конечный продукт.

И. ХАКАМАДА – Нет, птички мои, девочки, поверьте мне, я опытный человек, что у Соловьева, что у Минаева. Как только закончились прямые эфиры, закончились какие-либо попытки влиять на что-либо, если за вами нет другого влиятельного института. Если бы за мной стояла «Единая Россия» или администрация президента, или спецслужбы, да, можно позвонить и повлиять. Но нам влиять невозможно, есть только единственный способ: понимая, куда идешь, говорить как можно меньше и впихивать как можно больше идей, чтобы люди хотя бы что-то успевали услышать.

К. ЛАРИНА - Спасибо большое, Ира. Это удалось Ирине Хакамаде в программе «Честный понедельник». Надеюсь, что и следующие свои визиты на телевидение она будет столь же стойко и принципиально отстаивать свои позиции.

И. ХАКАМАДА – Знаете, после нашего обсуждения закроют и эту дверь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Наоборот, это PR.

И. ХАКАМАДА – Но я вам могу сказать честно, что все равно надо ходить, понимая, потому что хотя бы, там все-таки 29% как-то были за то, что можно бороться с коррупцией и услышали этот сигнал. Это очень важно. Но вы понимаете, что вами манипулируют по полной программе.

К. ЛАРИНА - Это самое главное.

И. ХАКАМАДА – Надо просто понимать и говорить как можно меньше. Поэтому мне сказали, что я там долго молчала, потому что если я говорила, то это вырезали.

К. ЛАРИНА - Спасибо, Ира.

И. ХАКАМАДА – Пока. Счастливо.

К. ЛАРИНА – Сейчас будет художественная часть. Потом обсуждение. Очень много мнений. Я два выбрала противоположных по поводу фильма. Итак, первое. Сергей, врач из Оренбурга: «Ну, не знаю, как вам, а мне новые «Братья Карамазовы» нравятся. По крайней мере, то, что успели показать. Такая добротная экранизация, видно, что денежки не пожалели. Приятно, что сопровождается фильм не убого-дешевой синтезаторной имитацией всех мыслимых инструментов, а живым оркестром под управлением настоящего Башмета, - и это действительно слышно. Главное, что съемочной группе хватило мастерства не состряпать картонно-ватно-лубочную мерзость с набором персонажей, а показать живых людей, настолько настоящих, что я так посчитал, и получилось, что сам знаю пару-тройку Карамазовых и Смердяковых я видел. В общем, я намерен досмотреть до конца - может, еще кого узнаю». И второе мнение от Ольги: «По-моему, фильм неудачный! На мой взгляд, актеры подобраны неправильно, играют (за редким исключением) как-то натужно. Вот и Федор Карамазов не «мерзкий старикашка, обрюзгший и противный», а вполне прилично выглядящий дяденька. И у Алёши какие-то приклеенные волосы, и старец Зосима говорит, словно читает с телесуфлера. И много подобного. Пропущены очень важные эпизоды. Понимаете, я вижу, что это просто актеры в костюмах другой эпохи. Я не погружаюсь в фильм, я не могу поймать атмосферу. А периодически появляющиеся постановочные кадры типа картинно, по клиповому, расставленной бутылки конька в рябиновых гроздьях или отфотошопленное, неестественное небо, с бегущими над зеленым лугом облаками. Может быть, это просто я злая и придирчивая?» - сомневается Оля, которая так искренне обрисовала свое отношение к фильму. Оля, 32 года.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы все злые и придирчивые, когда речь идет об экранизации тех произведений, которые по идее, считаются…

К. ЛАРИНА – Классикой.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, классикой они, безусловно, являются, но считается, что все их знают, что каждый знает, какими должны быть Карамазовы, каким должен быть Смердяков и так далее. Сколько бы раз мы ни обсуждали экранизации, всегда мы упираемся в то, что одно мнение «мне это нравится» и условно говоря, князь Мышкин-Миронов замечательный, второе, что это не очень хорошо. Я скорее пока, поскольку прошло только две серии, склоняюсь к первому мнению. Меня пока ничего особенно не напрягает. Колтаков мне просто кажется очень удачной находкой. И просто такая пока очевидная удача. Нигде кстати не сказано, что он должен быть мерзким старикашкой. Поскольку здесь как уже говорил режиссер, и актеры давали интервью, возраст актеров соответствует возрасту персонажей.

К. ЛАРИНА – Я тебя умоляю. Если это считать за достоинство художественное.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, можно так, естественно все берут за точку отсчета предыдущих Карамазовых.

К. ЛАРИНА – Карамазова сыграл артист с фамилией Карамазов – можно так еще говорить. Представляете, среди всех актеров режиссер нашел человека с фамилией Карамазов. Он и сыграл главного героя.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Все сравнивают с той экранизацией, где были Лавров, Ульянов, Мягков, Прудкин старик-отец. Я считаю, что это бессмысленно сравнивать. Время проходит, поэтому появляются свои какие-то может быть более современные версии. Давайте посмотрим, как это все будет развиваться дальше. Но пока, во всяком случае, это не картонная дешевка…

К. ЛАРИНА – Нас избаловали. Мы сейчас любую добротную работу воспринимаем как шедевр.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Наоборот.

К. ЛАРИНА – После того как тебя замучили картонкой…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тебе о том и говорю. Не избаловали. Избаловали это если бы было много добротных и тогда мы могли бы искать среди добротных шедевр.

К. ЛАРИНА – Если бы этот фильм показали после «Ликвидации», может быть, мы по-другому к нему отнеслись.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне кажется, здесь сейчас «Ликвидация» ни при чем…

К. ЛАРИНА – Я имею в виду по качеству, по уровню.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы видим в чистом виде экранизацию классики.

К. ЛАРИНА – По уровню как сделано кино.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Давай еще посмотрим.

К. ЛАРИНА – Нам никто не мешает обсуждать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Пока мы видели только две серии, я смотрю это с интересом, какие-то вещи может быть действительно менее интересны, какие-то более интересны. Но не вызывает у меня это отторжения и чувства протеста.

К. ЛАРИНА – Можно я скажу тоже. Ты говоришь про Пырьева, про «Братьев Карамазовых» 1958 года. Чего не отнять, мы вчера с моей приятельницей это обсуждали по телефону, что это было очень страстное кино, как сам Пырьев был невероятно страстным человеком, темпераментным и буйным, он эту свою страстность вложил в каждый кадр. Это то, чего мне здесь не хватает ужасно. Потому что «Идиот» был снят в такой манере немножко бесстрастной, это было нормально, потому что это глазами как мне показалось, больше взгляд был Мышкина на все происходящее несколько отстраненный. И тут Бортко угадал, безусловно. А вот здесь другая семья, другой Достоевский. Мне не хватило эмоций. Мне кажется этот фильм очень холодный. Он сделан очень аккуратно, но очень холодно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А может быть будет просто развитие, как всякие чувства начинаются, потом доходят до своей кульминации.

К. ЛАРИНА – Посмотрим. Согласна абсолютно с твоей оценкой Сергея Колтакова. Блестящий актер. Очень жалко, что он так редко появляется в кино. Я считаю вообще его гениальным актером, от бога что называется. Он может играть все что угодно. И он не просто выдает все, что он умеет. А он образ делает. У него очень сделан, выписан здорово этот персонаж, этот характер. Я когда смотрела, вспоминала фильм «Жизнь Клима Самгина», потому что мне кажется по стилистике немножко похожи. Наш советский фильм. По тому, как он сделан. Такая экранизация добротная, постраничная что называется. И там, кстати, тоже Сергей Колтаков играл одну из ролей, блестящий совершенно актер. Просто попадание стопроцентное. Но Ира, мне кажется, что то, что касается остального распределения ролей, они хорошие все, прекрасный Белый, прекрасный Голубев Алеша, прекрасный и Горобченко замечательный актер, который сыграл в «Докторе Живаго» здорово просто. Но масштаб другой. Мне не хватает масштаба в этих персонажах. Их очень трудно играть, но как это сыграть, то, что он туда впихнул Достоевский в каждый образ, это какие-то глыбы, горы внутри, вулканы, то начинается извержение, то наоборот тлеет. Этого не хватает. Какой-то внутренней наполненности.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Две серии только прошло.

К. ЛАРИНА – Но все равно, они же заявлены…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть, еще разовьется все.

К. ЛАРИНА – Нет, я тебя уверяю. А эта ужасная совершенно девица, которую все почему-то считают, большинство, звездой нынешней. Которая играла в фильме «Русалка» Шалаева. Она здесь играет Хохлакову-младшую Лизу. Это что же такое? Это абсолютное какое-то неадекватное поведение, человек абсолютно не понимает, вообще что он произносит, какие слова. Мне кажется, что она там какие-то свои сленговые словечки глотает, с трудом их сдерживает, чтобы что-то не сказать. Пустой взгляд такой пэтэушный, это совсем не имеет никакого отношения к тому образу, который у Достоевского написан. Это такая пронзительная роль, ее играли лучшие актрисы театра и кино всегда. Пронзительнейшая роль, ее очень трудно сыграть. Девочку на инвалидной коляске. С ее таким якобы кажущимся капризным характером, а на самом деле невероятно страдающий человек. Очень жесткий, очень независимый и свободный и очень страдающий. А это что? Ну? Мне не хватает в этом фильме наполненности. Режиссуры нет как таковой.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я понимаю.

К. ЛАРИНА – Хотя при этом спасибо, челом бью, спасибо большое за то, что на пленку снято, что есть панорамы, декорации, есть разные места действия, что есть костюмы прекрасные, что есть городские, звучание. Это кино, наконец, это кино.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Спасибо.

К. ЛАРИНА – Челом бьем, спасибо вам большое. После «Ивана Грозного» это особенно ценишь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Нет отсебятины, которая вообще уничтожает всякий смысл, что тоже часто бывает. А все остальное посмотрим, поглядим, увидим. В любом случае гарантирован всплеск интереса к первоисточнику, что, на мой взгляд, уже на сегодня является немало.

К. ЛАРИНА – Это трудно освоить. Это вам не «Идиот».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не только не «Идиот», действительно «Братья Карамазовы» сложнейший, но хотя бы может быть взять в руки, я сомневаюсь, что даже многие нынешние школьники, есть сейчас в программе «Братья Карамазовы»? Наверное, есть. Но, тем не менее, я сомневаюсь, что кто-то осиливает и я, кстати, в свое время, когда училась в 10-м классе, тоже не осилила. Осилила уже много позже. И не могу сказать, что мне за свою жизнь хотелось возвращаться.

К. ЛАРИНА – Оно очень тяжелое, мрачное, депрессивное произведение. Но оно действительно наполнено какой-то невероятной страстностью. Это самое главное, для меня лично чем отличается этот роман от всех других романов Достоевского. Может быть, со мной кто-нибудь будет спорить, но мое личное ощущение этого романа. Его нельзя делать с холодным носом. Там все исчезает, он превращается просто в набор каких-то философских трактатов. Потому что у каждого есть своя линия, своя позиция жизненная, очень четко и внятно артикулированная. У каждого персонажа.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я с ужасом жду, там же они будут что-то экранизировать впрямую. Я с ужасом жду «Великого инквизитора», вообще всю религиозную тему.

К. ЛАРИНА – Кстати, по поводу старца у меня было ощущение фальшака. Немножко ряженого. Очень трудно все это сыграть, невозможно. Я не помню, как у Пырьева в фильме была сделана встреча со старцем, но помню, как было сделано в театре в «Современнике», Валерий Фокин ставил спектакль «Карамазовы и ад». Там играл Глузский Михаил Андреевич. Тоже было очень тяжело, играть очень тяжело. Это настолько какая-то литература надчеловеческая. Ее очень трудно приблизить к человеку, очень трудно сбытовить. Когда ты ее бытовишь, она превращается в обычную мелодраму. Когда ты начинаешь ее пытаться наполнить…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Или в детектив, криминальную драму.

К. ЛАРИНА – Наполнить ее смыслами, которые Достоевский вкладывал, как философ, как мыслитель, прежде всего, она превращается в такую схоластику абсолютно бесчувственную. Очень трудно найти ключ…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Кстати, Деревянко мне тоже пока нравится в роли Смердякова.

К. ЛАРИНА – Мне не нравится.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А мне кажется пока, во всяком случае, я еще раз повторю, две серии прошло, меня не отвращает пока это кино. Я не могу сказать, что оно меня захватило…

К. ЛАРИНА – Оно не захватывает эмоционально, а такого быть не может.

И. ПЕТРОВСКАЯ - …но я понимаю, что буду смотреть дальше.

К. ЛАРИНА – Ты говоришь про Пырьева, но я вспоминаю там абсолютно советская экранизация. Он там за счет страсти выиграл, как они у него все играли. Хотя повторю, мне очень нравится Голубев, который играет Алешу Карамазова, мне кажется этот актер с большой перспективой, очень интересный, глубокий парень. Да и Белый неплохой актер. Я его в театре много раз видела. Он очень хороший актер. Тут конечно, сериалы все портят. Это же все отдается.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно, это же все размазывается.

К. ЛАРИНА – Да, отдается все. И Горобченко со своим сериальным прошлым и настоящим, невозможно играть все время эту дребедень мыльную, а потом раз, и впрыгнуть в Митю Карамазова. Не бывает чудес на свете.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А с другой стороны спасибо хотя бы за то, что теперь можно что-то обсуждать. Потому что в течение всего сезона, сезон подходит к концу, из сериальной продукции мы, пожалуй, не вспомним ничего достойного обсуждения.

К. ЛАРИНА – «Семнадцать мгновений весны».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Только раскраску. А что еще? Пожалуй, что ничего. И я удивляюсь, что Карамазовых поставили совершенно под конец сезона, и время уже совершенно не премьерное.

К. ЛАРИНА – Наверное, боялись, что не соберет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне кажется, да. Хотя 21.30 если ты помнишь, «Преступление и наказание» ставили в 22 с чем-то. Вообще от греха. Здесь все-таки 21.30.

К. ЛАРИНА – Но она два года лежит. Два года уже сделанная.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я знаю. Именно поэтому меня и удивляет, что поставили под конец сезона или же предполагая, что просто не соберет рейтинга, или, зная про качество этого сериала что-то такое, что не позволяло его показать раньше. Хотя и было куплено.

К. ЛАРИНА – Хотя после «Ивана Грозного», опять же…

И. ПЕТРОВСКАЯ - В общем, «Иван Грозный» задал…

К. ЛАРИНА – Задрал.

И. ПЕТРОВСКАЯ - …наоборот, вот уже такую…

К. ЛАРИНА – Опустил ниже плинтуса.

И. ПЕТРОВСКАЯ - …мерку, что дальше все остальное можно только лишь рассматривать как огромное достижение в сериалостроении отечественном.

К. ЛАРИНА – А Колтаков действительно шедевральный актер. И просто за ним следить одно удовольствие. Жалко, что мало играет в театре и кино. Выдающийся актер. Просто молодец. Давайте уже послушаем телефон. Мы не настаиваем, три точки было опорных. Но там есть что еще обсудить на прошедшей неделе, поэтому, пожалуйста, подкиньте нам чего-нибудь еще. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Александр, Москва. Я просто хотел сказать, что согласен с вашим мнением по фильму. Очень редко совпадает. Но в отношении игры Колтакова, и по поводу игры инвалида. И всех остальных. Просто очень приятно слышать, я думаю, что мнения совпадают со многими. И хотел бы надеяться, что все-таки действительно в фильме что-то будет развиваться.

К. ЛАРИНА – Но вы смотрите, да?

СЛУШАТЕЛЬ – Да, и буду смотреть, несмотря на то, что полностью согласен с вашим мнением. Очень редко, когда так получается.

К. ЛАРИНА – Ну хорошо. Спасибо. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Михаил. Можете сказать что-нибудь о «Легенде об Ольге» по Третьему каналу.

К. ЛАРИНА – А, ой…

СЛУШАТЕЛЬ - …было по Первому Берия.

К. ЛАРИНА – А вы сначала скажите по поводу Ольги. Это про Ольгу Чехову.

СЛУШАТЕЛЬ – Вся история об Ольге Чеховой полуфантастическая что ли. Что мы знаем о ней. Игра актеров, в общем, не понравилась.

К. ЛАРИНА - А как вам Спиваковский в роли Гитлера? Комедия, скажите, Михаил.

СЛУШАТЕЛЬ – В общем, да.

К. ЛАРИНА - Может, мы не поняли.

СЛУШАТЕЛЬ – Что Первый канал Берия и этот канал Берия, везде Берия.

К. ЛАРИНА - Спасибо. Когда начался сериал про Ольгу Чехову, я разослала sms своим подругам. Вот Петровской тоже написала.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, но я знала, что начнется, поэтому я просто поблагодарила тебя.

К. ЛАРИНА - Поскольку для меня это персонаж, который так и просится на экран, ее судьба, этой актрисы, действительно как сказал наш слушатель такой мистический персонаж, мифический, там очень много легенд вокруг этой героини.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Легенд и мифов.

К. ЛАРИНА - Конечно же, должно было что-то появиться про нее, и конечно я очень ждала.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот дождалась.

К. ЛАРИНА - Разослала sms, а потом просила прощение за то, что потревожила…

И. ПЕТРОВСКАЯ - А у меня не попросила.

К. ЛАРИНА - Лене Тришиной отправила, потом попросила прощения, говорю, прости за беспокойство.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Те, кто заинтересовался нашим анонсом, могут посмотреть продолжение на следующей неделе. Это не конец, - подумал Штирлиц. Но к тому же на следующей неделе очевидно уже в завершение что ли этого показа будет по тому же каналу ТВ-центр документальная работа про нее же, и я надеюсь, что там хоть какие-то акценты будут расставлены. И что-то станет из этого всего понятно. И может быть, наконец, станет понятно, что Берия не такой прекрасный человек и герой.

К. ЛАРИНА - Это обсуждать даже смешно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. А Спиваковский в роли Адольфа Гитлера, только может Золотухин Валерий сравниться в недавнем военном кино про то, как хотели немцы коварные уничтожить нашего Сталина, которого играл Хазанов.

К. ЛАРИНА - Товарищи артисты, отдавайте себе отчет, ну, пожалуйста. Вы хорошие талантливые люди, Даниил Спиваковский очень талантливый актер. Но, пожалуйста, хотя бы адекватно оценивайте свой вклад в искусство. Ну нельзя же это оставлять потомкам.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Может они думали, что действительно снимаются в какой-то комедии. Действительно киножурналы такие, когда во время войны…

К. ЛАРИНА - Вот я тоже вспомнила. Боевые листки.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И всегда комический Гитлер лезет на березу, а береза гнется.

К. ЛАРИНА - С таким же успехом можно какую-нибудь собаку нарядить в эту форму и усы приклеить. И снабдить ее закадровым текстом. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день, девушки уважаемые. Я в восторге от вчерашней встречи Виктора Сухорукова.

К. ЛАРИНА - Это где было?

И. ПЕТРОВСКАЯ - «Линия жизни».

К. ЛАРИНА - Я пропустила. Как жалко. А чего ты мне не сказала?

СЛУШАТЕЛЬ – Я сама забыла, примерно вторую половину видела. Но я до сих пор не могу успокоиться, настолько впечатление просто сумасшедшее. Чудо. Как он говорит, у меня такое впечатление, что у него конспект написан в голове, и он шпарит просто красиво, задорно.

К. ЛАРИНА - Очень обаятельный человек. Талантливый невероятно.

СЛУШАТЕЛЬ – Чудо.

К. ЛАРИНА - И очень светлый. Вот кстати человек с абсолютно светлой душой.

СЛУШАТЕЛЬ – Девушки, я просто с ума схожу. Не могу успокоиться, как бы поймать повтор. Потому что первую половину я не видела. Но мне второй достаточно даже было.

К. ЛАРИНА - Как же я пропустила. Как я жалею.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я абсолютно согласна, я вообще разрывалась совершенно, потому что одновременно практически шли, слава богу, «Линия жизни» началась позже. «Большая разница», потом невероятный совершенно проект канала НТВ «Мясо». Истории всероссийского обмана. И чуть-чуть с ним совпала «Линия жизни». И честно говоря, из-за этого пострадало «Мясо», потому что к тому моменту я уже мяса до такой степени насмотрелась, что поняла, видимо, уже никогда больше я не притронусь ни к колбасе, ни к сосискам, ни к тушенке, ни тем более к курям. Это надо умудриться в течение двух часов, я понимаю, может быть, конечно, забота о здоровье населения она очень велика, но с другой стороны как «не читайте перед обедом советских газет», а других у нас нет, у нас другого тоже нет. Ни колбасы, ни мяса.

К. ЛАРИНА - Мне напоминает другую цитату «мясо вредно», в приюте в «Двенадцати стульях» плакат был для старушек…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это иначе было. Но, в общем, я думаю, что цель достигнута определенная. Некоторое количество впечатлительных людей никогда, в ближайшее, во всяком случае, время не посмотрят в сторону этого несчастного мяса. Я много там выписывала, это отдельная тема.

К. ЛАРИНА - Ты напиши в следующий раз в газете.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Подбить аппетит, причем сделано с таким масштабом, это называется, эту энергию в каких-то мирных целях.

К. ЛАРИНА - А у меня ребенок смотрел. Я не видела этого ничего сначала. Слышу, человек хохочет, думаю, что он смотрит. А он хохочет в голос просто. Я говорю: что ты там смотришь. Он говорит: мясо.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, там были потрясающие куски хроники, например, кастрация шестимесячных хрячков в целях дальнейшего их использования в пищевой промышленности.

К. ЛАРИНА - Я видела, что там готовили колбасу Руслана Писанка и Борис Бурда.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, готовили своими средствами с помощью мясорубок, а потом варили какую-то неведомую немыслимую колбасу. В общем, мясо оставим в покое. Вернемся к Сухорукову. Да, это был абсолютно театр одного актера.

К. ЛАРИНА - Восторг.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Причем это было не то что Виктором продумано от начала до конца.

К. ЛАРИНА - Он такой человек.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Просто до такой степени чувствует этот жанр, что это не просто должна быть занудная лекция или семинар, а он встает, ходит, садится, повышает голос, это я просто говорю о том, что разные совершенно задействованы способы удержания интереса и плюс еще невероятная страстность, с которой он рассказывал о том, с кем он работал и кстати себя тоже не пощадил, рассказывая о некоторых своих проблемах в своей профессиональной карьере. Замечательный.

К. ЛАРИНА - Обожаем. Виктор Иванович, если ты нас слышишь, прими, пожалуйста, все наши заверения в совершеннейшем восторге. От твоей жизни, от твоего творчества, от твоего человеческого существа. Он когда приходит к нам в студию, Ира, у нас тут розы распускаются. Просто все цветет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Даже там, где нет ни одного бутона.

К. ЛАРИНА - Когда Виктор Сухоруков появляется в студии «Эхо Москвы», жизнь начинается сначала. Это какое-то рождение новой жизни. Спасибо большое. Мне ужасно жалко, что я не посмотрела.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И плюс еще скажу про вчерашнюю «Большую разницу», которая по сравнению с предыдущими была, на мой взгляд, более удачная. По количеству удачного…

К. ЛАРИНА - Никита Михалков был замечательный.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А Джигурда был прекрасен совершенно. Причем тютелька в тютельку пародия, да еще когда он сидел в студии, было невозможно понять, это оригинал или сама по себе пародия. И Ургант с Цекало мастерски с ним поговорили. Так что уже все окончательно стало понятно. Да и так было понятно. Но человек саморазоблачение. Это что-то невероятное. И конечно, был, на мой взгляд, весьма сильный сюжет, жесткий и даже жестокая я бы сказала пародия, только вместо «Стиляги» - «Работяги». В некоторых местах мне кажется, далеко не безупречно этически, но метафорически очень сильно.

К. ЛАРИНА - Особенно последний клип меня просто приковал к телевизору, он совершенно не был смешным. Это совсем другая, вдруг они перешли на другой уровень, я имею в виду последний клип в пародии на «Трудяг». Там, где была подложена в качестве видеоряда хроника труда советского, в том числе, кстати, там было несколько фрагментов хроники работы заключенных типа Беломорканала.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Еще раз повторю, это очень жестоко. И очень сильно.

К. ЛАРИНА - Но немножко затянуто мне показалось.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И Никита Михалков и Федор Бондарчук…

К. ЛАРИНА - Тимур Бекмамбетов.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Поклоны и вставание всего зала.

К. ЛАРИНА - «Славься, славься» заиграло.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В общем, несмотря на то, что они перешли на еженедельный режим, а это всегда огромная опасность попасть на этот конвейер и естественно снизить качество, пока, тьфу-тьфу-тьфу, кстати, была пародия на Юрия Шевчука. Хотя он совершенно…

К. ЛАРИНА - Пародия очень хорошая. И текст и песня была хорошая.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И текст, и все-таки я поражаюсь, до какой степени они улавливают особенности, не только манеры каждого человека, но всего: и голоса, и манеры. Потрясающе. В некоторых местах просто гениально.

К. ЛАРИНА - Ну вот, собственно говоря, на высокой ноте мы завершаем в кои-то веки нашу программу. Тут нам пишут, понедельник 12.50, может быть речь идет о повторе программы «Линия жизни».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, ее точно повторяют.

К. ЛАРИНА - Спасибо большое, обязательно посмотрю, чего и всем желаю, кто пропустил это зрелище.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я думаю, что в Интернете, наверное, можно посмотреть. И скачать.

К. ЛАРИНА - На следующей неделе у нас короткий перерыв, нас не будет с Ириной Петровской. Мы уезжаем. В разные места. Но встретимся, я надеюсь, в одном.

И. ПЕТРОВСКАЯ - На том же месте в тот же час.

К. ЛАРИНА - Пока.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024