Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2008-11-22

22.11.2008
Человек из телевизора - 2008-11-22 Скачать

К. ЛАРИНА – В праздничном убранстве Ирина Петровская. Здравствуйте.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Здравствуйте, Ксения Ларина.

К. ЛАРИНА – Очень красивая. Такая яркая сегодня. Мне кажется, что одежда отражает настроение человека. У тебя какие-то позитивные случились события в жизни?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, я вернулась на родину, например.

К. ЛАРИНА – Из далекой заграницы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Два дня я была за границей в том месте, где не была 18 лет. Это Белоруссия братская. Город Минск. Там проходил кинофестиваль международный. Но правда, честно скажу, в фестивале я особенного участия не принимала. А меня приглашали для участия в круглых столах, встречи со студентами журфака. Ну и вот сегодня утром, кстати, в 9 утра прибыла на Белорусский вокзал, успела заскочить домой, быстро привести себя в порядок, надеть праздничное убранство…

К. ЛАРИНА – Тебе это удалось.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И вот сюда прискакала. Я снова ваша.

К. ЛАРИНА – Мы обсуждаем телевизионные программы прошедшей недели. Там есть что обсудить, безусловно. Прямо начать с понедельника.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Откровенно говоря, я бы начала с воскресенья. Потому что там был старт «Последнего героя», который оказался чуть ли ни самым рейтинговым проектом недели.

К. ЛАРИНА – Я посмотрела первую программу.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Она и была только одна.

К. ЛАРИНА – Нет, я просто больше не буду смотреть. Я посмотрела анонсы, мне это ужасно неприятно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Дело в том, что интерес к первому выпуску был подогрет скандалом. Скандал, как мы теперь понимаем, это теперь один из основных двигателей телевизионного прогресса и приобретения рейтинга. Произошло то, что мы и ожидали. Скандальные участники Виктор Ерофеев и Никита Джигурда выглядят малосимпатично в этой программе, теперь уже даже не поймешь, это так специально смонтировали или действительно как-то они не очень себя симпатично вели. И дело даже не в этом. У большинства зрителей я думаю такое возникло ощущение: да, ребята, похоже, слабаками оказались. Больше ничего интересного там, на мой взгляд, не было.

К. ЛАРИНА – «Здравствуйте, - пишет Наталья Евгеньевна, домохозяйка из Москвы, - из вашей передачи узнала о конфликте, который произошел при съемках телепроекта "Последний герой" с участием В.Ерофеева и Н. Джигурды. Только по этой причине посмотрела первую серию, но ни пропаганды фашизма, ни откровенного хамства (о чем говорили герои вашей программы) не увидела. Может быть, это искусство монтажа и телевизионная версия смонтирована так, чтобы представить позицию организаторов в более выгодном свете, в том числе и поведение Н. Джигурды, или мои мозги настолько затуманены, что я не вижу очевидных вещей даже в этой телеверсии?» Вы знаете, я стала вспоминать то, о чем говорил Виктор Ерофеев и Никита Джигурда в наших передачах и во всех других интервью, которые они давали по этому поводу и действительно ничего того, о чем они говорили, там нет. И тут я вспомнила, что по информации того же Виктора Ерофеева, когда они покинули проект, они узнали о том, что они убрали целиком всю символику, которая отсылала нас и их по ассоциациям к советскому концлагерю, то есть там никаких колючих проволок, ни вышек, вообще образа зоны нет. А это было самое главное, как я поняла, из чего родились все обвинения Виктора, он об этом много говорил по поводу пропаганды фашизма. И по поводу вообще истории нашей страны, почему у них возникли такие ассоциации. Потому что там все декорации кричали об этом. То есть явно была модель советского концлагеря. Слово «зона» вообще не мелькало.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Или наоборот этих декораций, может быть, не было. А были, наверное, естественные для обитания людей в некоторой резервации на чужой территории, земле может быть какие-то ограждения, которые препятствовали проникновению туда чужих. Кто его теперь разберет.

К. ЛАРИНА – Я не знаю, будем ли мы продолжать это бесконечное исследование, мне кажется, что уже нет никакого смысла. Потому что проект запущен и что бы мы ни делали, мы все равно попадаем в рамки PR-кампании. Совершенно справедливо ты написала в своей колонке в «Известиях», все, что там ни делается вокруг этого, все на продажу, все используется себе в плюс. И мне ужасно неприятно, когда я себя чувствую винтиком в этой их программе. Программа информационной поддержки. Что бы я ни говорила, и ты, мы, получается, что участвуем в информационной поддержке конкретного мероприятия телевизионного.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Меня сейчас спрашивали белорусские студенты о том, какой отклик, есть ли какие-то реакции на публикации. Я задумалась и поняла, что это даже и не имеет уже значения. Потому что напишешь ты хорошо или плохо, это все опять же, все яйца в одну корзину складываются и все равно вызывают интерес. Но по этой логике тогда вообще ни о чем отвратительном и говорить в принципе не стоит. А обходиться вне этого, обходить это вообще вниманием тоже невозможно. Я так думаю, они все равно отдельно существуют, мы здесь сами по себе. И зрители в любом случае тоже не дураки, в большинстве случаев они даже иногда раньше нас и лучше нас многие вещи понимают. Поэтому мне кажется не стоит нам оглядываться на то, что мы делаем, например, какую-то услугу этим каналам.

К. ЛАРИНА – Работаем на них.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы работаем исключительно на себя и на нашу аудиторию. Больше нас этот вопрос я думаю, не должен интересовать.

К. ЛАРИНА – Давай перейдем к следующей программе. Это премьера. Глубоко и широко объявленная. Это программа «Познер». Я скажу честно, мы с Ириной переписывались во время этой программы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Междометиями.

К. ЛАРИНА – Тут очень разные мнения. Допустим, Владимир, Берлин: «Вы смотрели первый выпуск интервью «Познер»? Какие у Вас впечатления. Мне лично показалась студия очень большой и нагромождённой. Но это вкусовщина. Я вот только не понял одно: зачем Познер раза 2-3 вставал и ходил вокруг стола? Это как-то странно и неуместно смотрелось. (Интервью само по себе с Лужковым было отличным)». Следующий отзыв Владимир Юрьевич Дорохов из Тулы: «Мне 23 года и я, наверное, не видел интервью, подобных разговору Познера с Лужковым. Просто класс. Хотя вставания действительно были ни к чему. Познер показал Лужка, - извините, цитирую по тексту, - таким, каким он есть». Пишет Оксана из Москвы, научный работник: «Уважаемые ведущие, ужасно огорчила программа «Познер». Я не говорю о том, что человек ведет интервью так, как будто он не в Москве живет, все острые углы обходит, вроде боится. Этому я не удивилась. А удивилась я тому, что всеми уважаемый Познер просто позаимствовал важный момент у программы «На ночь глядя», он стал задавать вопросы по анкете Марселя Пруста, а это ведущие Жандарев и Берман делают в своих передачах очень часто. И, главное, уместно. Я помню, как хорошо отвечала на эти вопросы, например, Алла Демидова. Разве такое заимствование (не хочу говорить грубее) к лицу уважаемому мастеру? Нежели он не мог придумать что-нибудь свое?» И еще один отзыв от Александра, журналиста из Москвы: «Смотрели новую программу Познера? Как впечатления? Позиционируется как разговор с интересным человеком. Похожий формат у Мягченкова на «Столице». «Ночной разговор». На мой взгляд, у Мягченкова разговоры интереснее, потому что человечнее. Плюс там обоюдный диалог двух интересных друг другу людей. У Познера пока простое интервью. Ничего нового». Я для чего цитирую, - чтобы вы понимали, что очень разнообразные мнения. Еще одно - Степан из Москвы, студент: «Познеру с его «Познером» - минус, минус и минус. Все содрано у Бермана с Жандаревым. У Мягченкова. У Ноткина. У Максимова. А в чем ноу-хау программы самого Познера?»

И. ПЕТРОВСКАЯ - Последнее мне кажется замечание не очень точное. Потому что любое возьмем интервью, и мы всегда найдем сколько-то сходств, отличий. Жанр такой есть жанр. Я в принципе не очень люблю по первому выпуску судить, дальше составлять мнение о том, что будет.

К. ЛАРИНА – То, что было давай обсудим.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потому что часто первый блин оказывается комом. На мой взгляд, этот блин оказался комом. Потому что мне была, во-первых, и самое важное и главное – непонятна цель этого интервью. Потому что интервью бывает много разных жанровых разновидностей. Информационное, проблемное, портретное. Вот здесь не было ни того, ни другого, ни третьего. Человек совершенно не раскрылся никак по-иному. Потому что достоинство Бермана с Жандаревым, что они часто своих героев как-то по-другому раскрывают. И ты видишь не вот этот давно сложившийся образ и маску, а видишь вдруг человека в каких-то его неожиданных проявлениях. Более того, у меня в данном случае с Лужковым даже было подозрение, хотя, наверное, вряд ли, что ему заранее может быть прислали вопросы, потому что я знаю, что пресс-службы многих руководителей таким образом работают, что требуют вопросы и потом человек уже приходит, ознакомленный с ними и требует, чтобы интервьюер не выходил за рамки. Но я думаю, что в этом случае вряд ли, потому что представить, что такое требование именно к Познеру, все-таки Познер у нас величина. Мне совсем не показался интересным Лужков. Совершенно правильное замечание, действительно какие-то важные вещи для живущих в Москве и не только для москвичей, от жизни сегодня столицы очень много других регионов зависит, да и просто интересно. Здесь вообще ничего не было. Поворот рек, за который ратует Юрий Михайлович…

К. ЛАРИНА – Эту тему можно было так уж обсудить. Про какого-то он вспомнил гимназиста.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В общем, совсем было уже…

К. ЛАРИНА – А про пробки такой ответ был дежурный. Если уж про это заговорили, значит, нужно было сказать и про мигалки, и про то, какое количество чиновников у нас пользуются такими преимуществами перед простыми людьми на дорогах.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Или спросить, когда сам Юрий Михайлович и его чиновники куда-нибудь приезжают, то тут просто не приведи Господи. Когда я была недавно на церемонии вручения премии Артема Боровика, то я, наверное, час ездила в районе Чистых прудов и Тургеневской площади, потому что все было перегорожено. Притом, что Лужков не приехал.

К. ЛАРИНА – А вспомни наше путешествие в театр, до которого мы не доехали в день милиции.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Даже обсуждать не приходится.

К. ЛАРИНА – Либо эту тему не брать тогда, а если брать, то нужно об этом говорить. А по поводу москвичей…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне показались какими-то странными, робкими, иногда заискивающими интонации Владимира Владимировича. Совершенно ему в общем, несвойственные. У него кого только в программе не было: от министров федеральных до, по-моему, даже и с Медведевым он когда-то беседовал, правда, тот еще не был президентом. Мне показалось чрезвычайно странным, если ни каким-то комичным изобразительное решение, потому что действительно почему-то огромная студия, по-моему, даже примерно та же, что была в программе «Времена», когда там сидела публика. Хотя в конце месяца в каждый последний понедельник месяца заявлено, что программа будет выходить в формате ток-шоу. Там будут зрители, которые отбираются по лучшим вопросам, которые они будут присылать на сайт Первого канала. Возможно. Но тогда нужно, наверное, было как-то иначе решить. Необязательно давать все время общий план этой студии, эти какие-то ряды, а огромный экран, который отвлекает страшно внимание. И вот это наложение двух профилей. Если ты обратила внимание, регулярно в кадре оказывались…

К. ЛАРИНА – Крупным планом два профиля.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Они же были не просто крупным планом. Не боковой план, а именно были практически наложены в один кадр, и у меня было ощущение, что меня тоже отвлекало от смысла, что сейчас собеседники то ли носами столкнутся, то ли поцелуются.

К. ЛАРИНА – А по содержанию программы про москвичей, когда реплика Владимира Познера о том, что не секрет, что Москва один из самых дорогих городов мира, на что Лужков отвечает: это ложь. Цитирую просто по тексту: для иностранцев, может быть, но для москвичей и для пенсионеров тем более нет. Вот что это за ответ? Как можно на этом заканчивать разговор на эту тему?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Дело не в том, что за ответ, а почему не следует после этого вопросов разъясняющих или требующих разъяснения и может быть выкладка какая-то. Если уж вопрос этот запланирован, то какие-то цифры сопоставительные с другими городами на хотя бы какие-то основные товары и услуги.

К. ЛАРИНА – Поэтому и возникло ощущение у наших слушателей, что человек очень плохо знает город, в котором он живет. Имеется в виду Владимир Познер. Действительно как будто он с другой планеты прилетел. И все эти вопросы вроде как-то интересны, но ответы и такие удовлетворяют. Это странно. Я вспоминала, когда шла передача, у меня прямые ассоциации возникли с программой на канале ТВЦ на лужковском «Лицом к городу», программа, которую ведет Павел Горелов. Где мы знаем, какие всегда обласканные вопросы, приготовленные специально восторженные какие-то отзывы москвичей. Этот особенно видеоряд, когда люди задают вопросы в камеру Юрию Михайловичу Лужкову: уважаемый, дорогой наш Юрий Михайлович, скажите, пожалуйста… И здесь то же самое было. И вопросы были такие же.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но там хотя бы превалирует некий хозяйственный какой-то аспект.

К. ЛАРИНА – Но и обожательный тоже.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это ладно. Когда у нас людей ставят перед начальником, даже если они его перед этим клеймили, они все равно говорят: спасибо вам за наше счастливое детство.

К. ЛАРИНА – Ты имеешь в виду граждан обычных.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Граждан, конечно.

К. ЛАРИНА – Не ведущих.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Безусловно, граждан. А ведущих я думаю тоже отбирает так скажем, не канал.

К. ЛАРИНА – Что касается Марселя Пруста, я тоже на это обратила внимание, потому что действительно это часть программы «На ночь глядя». Я тоже могу это свидетельствовать, поскольку часто слышала. Если не в каждой, то в каждой второй программе в зависимости от собеседника, Эльдар Жандарев и Борис Берман использовали вот этот ход весьма оригинальный, потому что всегда интересно слушать ответы на эти вопросы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А здесь, кстати, ответы были совершенно неинтересные.

К. ЛАРИНА – Мне кажется, он не понял, о чем его спрашивали.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А что касается того, что передрал или как высказываются наши слушатели, я думаю, здесь все проще. Просто коллеги друг друга не смотрят. И возможно Владимир Владимирович и не подозревал, что этот опросник Марселя Пруста используют Берман и Жандарев.

К. ЛАРИНА – Но подожди, редакторы-то знают. Они это готовят.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот это вопрос другой.

К. ЛАРИНА – Они же идеи рождают. Они приносят ему идеи на стол.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно. Но и редакторы, возможно, не знают. И последнее. Если мы вспомним, последние пару сезонов программа «Времена» выходила и часто имела смысл и часто многие ждали ее почему? – потому что в конце была некая прощалка…

К. ЛАРИНА – А здесь тоже была попытка.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В которой собственно после обсуждения проблемы школьных завтраков в течение часа последние две минуты ведущий говорил о судьбоносном…

К. ЛАРИНА – Что его волнует на самом деле.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Значит также вдруг ни с того, ни с сего, никак не привязанная к предыдущему разговору возникла эта прощалка. На мой взгляд, совершенно банальная. Что собственно хотел сказать Владимир Владимирович, я не поняла.

К. ЛАРИНА – А про что там? Я уже забыла.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Там было о том, что наконец-то на CNN стали выходить или вышел первый репортаж объективный о событиях в Грузии и в Цхинвали. И наконец-то западные коллеги признали все-таки то, что со стороны грузин была агрессия и показали это объективно. И собственно и все. То есть вот так вот, вот такая история…

К. ЛАРИНА – Он даже хотел сказать «времена».

И. ПЕТРОВСКАЯ - В общем, не могу сказать, что это большой успех. В принципе не понимаю, зачем это называть собственным именем, потому что у нас все это как-то комическое звучание приобретает. Помнишь, Гордон. Вообще любят свои фамилии использовать. Потом опять же, как ни назови, было бы интересно, и уже на это внимания бы никто не обратил. Самый главный недостаток этого интервью - что мне было не интересно.

К. ЛАРИНА – Еще одну прочту телеграмму от Кирилла из Москвы: «Здравствуйте, Ирина Евгеньевна и Ксения! Только что на сайте Первого канала прочитал, что в этот понедельник гостем у Познера будет Г. Хазанов. Приглашаю всех посмотреть и определить, чем же новая передача В.Познера отличается от программы «На ночь глядя». Хазанов был у Бермана и Жандарева, я хорошо помню, передача получилась презабавная, и ведущие были в ударе, и Хазанов был не балагуром, а умным и даже грустным. Вопрос мой к вам: зачем такой титулованный человек, как Познер, пользуется приемами, которые на том же канале уже не один раз делали его коллеги? Речь об «Анкете Марселя Пруста». А то, что приходит Хазанов (а не какой-нибудь Грызлов или Володин) говорит о том, что Познер попросту боится приглашать политических деятелей. Хазанов - это спокойнее. Так зачем тогда было нужно грозиться потрясти всех своим умением брать интервью? Уж лучше Горелов на ТВЦ, он не претендует на звание «честь и достоинство», говорит себе с Лужковым и говорит...»

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не откажем, давайте мы все-таки Познеру в умении и мастерстве, когда ему интересно, когда он делает интервью. На последнем ТЭФИ, кстати, номинировалось, но не вышло в победители интервью, которое было в рамках программы «Одноэтажная Америка», одна из серий, не помню, какой штат, Познер и Ургант оказались в тюрьме, где сидят приговоренные к смертной казни или пожизненно заключенные. И там было интервью с темнокожим, приговоренным к смертной казни. Это было очень качественное, очень точное. И по всему, по вопросам, по интонации. Представьте себе, что такое задавать вопросы приговоренному к смерти человеку. Там был действительно класс, мастерство и это было интервью супер. Жалко было, что всего одна ТЭФИ и не всем… Кстати, досталась именно как интервьюерам Берману с Жандаревым. Мне очень жаль, что Бермана с Жандаревым вот так вот гоняют по эфиру и периодически получается, что затыкают какие-то сезонные дыры ими. Потому что они делают действительно часто просто эталонные в этом жанре программы.

К. ЛАРИНА – Именно в жанре интервью.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, и если в данном случае выбирать, то конечно я бы выбрала пока что их.

К. ЛАРИНА – И показали бы их, мы бы их тоже выбрали. Их чего-то не показывают.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я о том и говорю, что появляется новая программа на том же месте в тот же час примерно, хотя один раз в неделю, они выходили чаще…

К. ЛАРИНА – А вдруг появятся на зимних каникулах. Должны быть.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Будем ждать. Они у нас такие вахтенные, сезонные работники.

К. ЛАРИНА – Слушаем новости, и давайте успеем пройтись по другим программам. Много чего было, и «Большая разница» была и много программ, посвященных Алексею Баталову. Я знаю, что Ира пропустила какое-то количество, но передачи были замечательные. У меня ни к кому претензий нет.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – Я уже рассказывала Ире, она пропустила программу.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В поезде ехала.

К. ЛАРИНА – Я в полном восторге от вчерашнего выпуска программы «Большая разница». До слез хохотала. Там были еще моменты, когда реакция пародируемого превращалась просто в отдельный номер. Что произошло с ведущим программы «Фазенда», актером Московского Художественного театра Сергеем Колесниковым. Он сам по себе очень смешливый, веселый, очень бурный человек. Здесь была замечательная пародия на него. Но как он реагировал и потом когда он разговаривал…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хохотал?

К. ЛАРИНА – До слез. Он плакал от смеха. И потом когда с ним начали разговаривать Ургант и Цекало, они даже не понимали, что с ним происходит, они пытались задавать какие-то вопросы, а он не мог остановиться. Он плачет и говорит: все правда. И он рассказал очень смешную историю, когда на одной из передач они строили туалет, нужник и построили дизайнеры его в форме космического корабля. И он рассказывал очень смешно про реакцию хозяев, когда они это увидели. Жена была на сносях, чуть ли ни начались преждевременные роды. То есть это было фантастически. Самая удачная была «Фазенда», очень удачная была пародию на программу «Время», Нона Гришаева пародировала Катю Андрееву. И Катя, по-моему, очень живо реагировала на эту пародию. Очень было смешно, остроумно. Причем была пародия не только на ведущую, но и вообще на всю структуру программы «Время» со всеми микрофонами, кнопочками. Ушами, напоминалками режиссера в ухе. Со связью с корреспондентом в прямом эфире. Вся структура новостная была спародирована очень здорово. Очень хорошая была пародия на «Тачку на прокачку». Очень смешная. Хорошая была пародия на программу «Давай поженимся», где в роли Ларисы Гузеевой просто блистала Нона Гришаева. Она настолько подробно уловила все интонационные нотки, манеру ее разговора, общения, пластику. И самое главное, что конечно же, гвоздем этой программы должна была стать пародия на фильм «12», она была хороша. Но, честно говоря, меня она разочаровала. Я ждала большего. Прекрасно там работают артисты. Они пародировали актеров, которые играют в фильме: Петренко, Ефремова, Маковецкого, Михалкова. Но я ожидала пародии на сам фильм. И мне казалось, что именно в этом и должна была проявиться главная острота. А пародия на фильм и на артистов это все-таки несколько другое.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Просто показать артистов.

К. ЛАРИНА – Показали актеров очень смешно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я согласна, что реакция пародируемого она бывает совершенно непредсказуемой. Потому что в предыдущей или предпредыдущей «Большой разнице» пародировали Бермана с Жандаревым.

К. ЛАРИНА – Они обиделись очень сильно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И очень смешно пародировали. И вдруг когда уже вернулись после пародии к ним, вдруг они начали говорить: а разве мы носим белые носки. А разве мы вот так вот говорим. У нас вообще программа не монтажная, а практически идет в режиме прямого эфира. И видно было, что абсолютно ребята обиделись. Помню в первой «Большой разнице» видно было, что с трудом держит лицо Татьяна Толстая. Но зато хохотал до слез Малахов+, наш этот врачеватель. Он действительно искренне просто умирал, хохотал.

К. ЛАРИНА – Просто тебе бальзам на душу. Ир, посмотри обязательно. Они сделали пародию на анонсы канала НТВ. Кровавая, кровавая, кровавая. Маньяк на велосипеде. Голосом страшным кто у них там озвучивает анонсы на НТВ. И показывают колеса, на которых кишки наворачиваются.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это, в общем, просилось давно.

К. ЛАРИНА – Это вообще фантастика. Пародия на анонсы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хотя, честно говоря, сами уже анонсы вполне себе пародийные, если бы конечно население, некоторая часть его ни относилась к ним на полном серьезе.

К. ЛАРИНА – Давай послушаем несколько звонков. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Федор, Санкт-Петербург. Что тут сказать, Познера тоже посмотрел. Мне кажется Владимир Владимирович Познер все-таки похож скорее не на журналиста, у него скорее роль чиновника, который все-таки должен быть задействован в правящей системе и проявить какую-то критичность или излишнюю аналитичность он просто не может. Поэтому что здесь важнее в его профессии, чиновник он или аналитик или журналист. Это видимо, сложный вопрос. А у меня такой вопрос в данном случае возник. Я посмотрел передачу, которая идет по ДТВ. Помните вы говорите про Джигурду. Там идет такой сериал, от которого меня в дрожь бросает. «Шпионы и предатели», воскресенье и субботу в 17.30. Причем там сфабрикованные ФСБ еще ранние дела, известные ученые Данилов, Сутягин. Все время внушается мысль, что они предатели. Они должны быть уничтожены. Они родину продали. Причем в духе абсолютно 1937 года. Я почему-то никогда не видел никакой критики этого сериала. Почему-то удивляет, что все проходят стороной. А мне кажется, что и Ирина Петровская должна тоже как-то отметить это. Все-таки какой-то перебор здесь идет.

К. ЛАРИНА – Хорошо, мы записали.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, зафиксируем обязательно. Но дело в том, что честно признаемся, пока мимо ДТВ мы ходим стороной. Потому что ожидалось, что этот канал будет как-то переформатирован в новом сезоне, но насколько я понимаю, там руки особенно до этого не доходят. Поэтому какие-то редкие там программы, я смотрела программу «Брачное чтиво», которая у меня тоже вызывает огромное количество вопросов. Это вроде бы детективное агентство, куда обращаются обманутые мужья, жены с тем, чтобы за их половинами проследили и дали информацию, действительно ли обоснованы подозрения. Делается это как будто в режиме реального шоу, реалити, вроде бы действительно группа с камерами, с жучками следит и потом предоставляет видеоинформацию заказчику. И даже я прочитала в каком-то интервью, как руководители проекта говорили, что это все реальные люди. Но вот уверена на 99%, что конечно же это инсценировка. И дело даже не в том, что это довольно туповато сделано, а в том, что возникает все тот же вопрос: а до какой степени, если вы тем более утверждаете, что реальные люди. Хотя я утверждаю, что это не реальные люди, а актеры, но нигде это не говорится, не пишется, что на основе реальных историй. Нет, они именно говорят, что реальные люди. По-моему, по закону у нас запрещено вторжение в частную жизнь человека.

К. ЛАРИНА – Что у нас только ни запрещено по закону.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Просто возникает этот вопрос. Это я к тому, что иногда на ДТВ я все-таки заглядываю, чего-то подглядываю.

К. ЛАРИНА – Хотела посмотреть программу «Только ночью» на ТВЦ, обсуждение молодежное ток-шоу. Началась программа с того, что они представляют гостей, а потом бросают жребий, кто первый начинает. И ведущие бросают монетку говорят: посмотрим, орел или орешка. Ой, орешка. Думаю, все, я ушла отсюда.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Там ничего мальчик…

К. ЛАРИНА – Белоголовцев-младший. Очень талантливый парень.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, и в принципе…

К. ЛАРИНА – И орешка.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Девочка пока такая чисто декоративная. Подожди, мы перешли на какие-то частности. А действительно были очень важные и меня невероятно тронувший, особенно на Российском канале фильм-монолог с рассказом о собственной жизни, о детстве, с проходами…

К. ЛАРИНА – Какое счастье, когда нет ведущих.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, во дворы, где он вырос.

К. ЛАРИНА – На «Культуре» была аналогичная программа.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потрясающе. Оторваться совершенно невозможно.

К. ЛАРИНА – Мы говорим про Баталова.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потом второй фильм был на Первом канале.

К. ЛАРИНА – И на «Культуре».

И. ПЕТРОВСКАЯ - «Культура» в Белоруссии не принимается.

К. ЛАРИНА – Все было здорово.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А я посмотрела на Российском канале еще здесь, «Дорогой мой человек» Первого канала уже там. Конечно же, даже здесь я абстрагировалась вообще от фильма, от качества, от того, как что сделано.

К. ЛАРИНА – Все вокруг него.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потому что ты не можешь оторваться. Это как бальзам на душу израненную черти какими орешками. Речь невероятная. Старо какая-то московская интеллигентная, эти интонации, улыбки, эти глаза. Это деликатность, самоирония. Там, слава богу, в фильме на Российском канале не было особенно много фрагментов из фильмов, потому что это было и не нужно. Потому что самое главное было потрясающий человек и рассказчик в кадре.

К. ЛАРИНА – Это правда.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И конечно в первую очередь это заслуга героя. Но и счастье, что это сделали и в хорошее время показали нам.

К. ЛАРИНА – Конечно, что авторы все-таки такие получились неглупые люди. Я боюсь, не называем авторов, потому что по разным программам. Нет ни одного фильма про Алексея Баталова, который вызывал бы какое-то неприятие.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Дело в том, что в одном из фильмов, по-моему, на Российском канале, если ошибаюсь, то прошу простить меня авторов, даже сценарий написал сам Алексей Владимирович своего монолога исповедального. Кстати, с днем рождения, Алесей Владимирович, хоть и задним числом, но очень приятно.

К. ЛАРИНА – Про «Закрытый показ» спрашивают. Ты тоже не видела. Я вчера посмотрела. Фильм «Русалка». Фильм, который оскаровский комитет отобрал в конкурс как лучший иностранный фильм. Фильм как фильм, он такой милый, непритязательный. Честно говоря, я не очень понимаю, почему так Оскар на него запал. Не специально русское кино, но и не специальное какое-то фестивальное. Я от него ждала большего. Короче говоря, нормальное такое крепкое кино. Тут просто, почему я заостряю на этом внимание, потому что вижу, как все ругаются на Дмитрия Быкова, который там устроил настоящее побоище. Он категорически против этого фильма выступал. И очень аргументировано, как всегда радикально. Я просто хочу выступить в несвойственной мне роли и защитника Дмитрия Быкова. Дело в том, что если бы не Дмитрий Быков, там вообще бы нечего было обсуждать. Человек пришел работать. Его пригласили на запись этой программы. Он посмотрел кино и понял, что надо чего-то делать. Ведь ради чего-то ты пришел, если тебя зовут в эфир. Не просто так сидеть там сопли жевать. Если бы не Быков, они бы сидели там жевали бы сопли. Там нечего было обсуждать. Он конечно, спровоцировал, он что называется, обострил до безобразия все это обсуждение. И мне кажется, наоборот, ему должны сказать спасибо. И авторы, и ведущие, и зрители. Поскольку именно благодаря Быкову все это стало интересным.

И. ПЕТРОВСКАЯ - На самом деле, кстати, почти всегда участие Быкова в таких ток-шоу бывает…

К. ЛАРИНА – Как участие Жириновского.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В каком-то смысле, хотя мы, конечно, понимаем, что Быков и аргументированнее и умнее. Всегда придает остроту и интерес. Кстати участие Жириновского в последней «Минуте славы» на мой взгляд, совершенно эту программу провалило. Потому что как раз Жириновский пришел красоваться и оригинальничать что называется.

К. ЛАРИНА – А как они там поливали Татьяну Толстую. В чем дело?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не понимаю, в чем там дело.

К. ЛАРИНА – У меня даже возникли какие-то домыслы, мои придумки, что может быть она отказалась придти, раз придет Жириновский. И там было неприятно, нарушены были все нормы моральные. Поскольку они поливали, смеялись над ней.

И. ПЕТРОВСКАЯ - …и вообще как-то она уже привычна…

К. ЛАРИНА – Некорректно себя вели.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но самое главное, что Жириновский устроил даже не цирк, а какой-то совершенно дешевый балаган и было очень жалко этих искренних участников, потому что это же уже не такой прикольный конкурс, а действительно люди приходят, чуть ли результаты всей своей жизни…

К. ЛАРИНА – Было смешно, когда он им псевдонимы раздавал. Когда он сказал Цекало, что он фунтик.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это, честно говоря, не смешно. А дальше бесконечное какое-то словоблудие и дешевые словесные игры по поводу фамилий самих участников, иностранной музыки в сопровождении. Я понимаю, что Жириновский тоже номер отрабатывал и резвился и прикалывался. Но людей было жалко. Потому что они-то всерьез приходят. И даже Татьяна Толстая, которая в первых «Минутах славы» особенно тоже была жестока и отпускала какие-то реплики, от которых люди чуть ли ни уходили и хотели повеситься. И был, кстати, случай один, действительно мы знаем, суицида одного из участников. А здесь совершенно человек не оценивал ни оригинальность номера, там оригинальных в принципе не так много. Просто не входил в положение человека.

К. ЛАРИНА – Но веселил, как мог.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он веселил сам собой на пустом месте. И было совершенно не смешно.

К. ЛАРИНА – Народ любит. Это тебе не нравится.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А я думаю, что в этой программе народ должен разделять симпатии, вернее испытывать симпатии в первую очередь к участникам.

К. ЛАРИНА – А вот посмотрим, какой рейтинг.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не большой поклонник этой программы. Но в данном случае совершенно участие Жириновского уничтожило всю идею самого цикла.

К. ЛАРИНА – Они же сами это делают своими руками. Если они зовут Жириновского в эфир, значит что-то не в порядке. Я почти в этом уверена.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Надо подогревать.

К. ЛАРИНА – Конечно, укол сделать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну да, тоже ты права.

К. ЛАРИНА – Еще звоночек. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ - Добрый день. Асаф Фараджев. Я хотел спросить Ирину, смотрела ли она по каналу «Культура» замечательный фильм Лидии Бобровой «Бабуся».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да.

СЛУШАТЕЛЬ – 2003 года фильм, я удивился, что его не показали на наших милых государственных каналах. Потому что он вливается в струю общего патриотизма вроде бы, оставаясь при этом, безусловно, художественным феноменом. С потрясающей работой главной героини, которая не актриса. Мне кажется, что после опыта Феллини в нашем кино может быть, не считая полугениального великого Сокурова моего любимого это первый опыт за последние годы.

К. ЛАРИНА – А как вам «Русалка»?

СЛУШАТЕЛЬ – Не видел. «Бабуся» на мой взгляд, парафраз другого замечательного фильма бельгийско-грузинского, который тоже был показан по «Культуре» год назад и к сожалению тоже не проходил широко. «С тех пор как Отар ушел. Но насколько я знаю, играет грузинская актриса пожилая, замечательно играет. Но это буквальный парафраз, потому что по фабуле, по теме они очень похожи по трагическому восприятию нынешней реальности. Я был потрясен и разревелся в финале фильма, что со мной бывает крайне редко.

К. ЛАРИНА – Спасибо вам. Фильм «Бабуся» уже не первый раз идет, по-моему.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я видела первый раз. Я про него слышала. У меня реакция была абсолютно ком в горле. Когда ты это смотришь, ты вроде бы думаешь, как так можно, какие люди жестокие. Потом примериваешь на себя и начинаешь уже думать, а как бы ты в такой ситуации поступил. Там очень простая история, живет в деревне старая бабуля. Которая свой дом продала для того, чтобы выручить внуков, дала им денег. Кто-то на этом бизнес поднял свой, кто-то дом построил, кто-то квартиру купил. И женщина, у которой она живет, сломала ногу и ей нужно лечь в больницу и поэтому бабусю нужно пристроить на время, пока она лежит в больнице. Деревня тоже какая-то заброшенная. Несколько старух.

К. ЛАРИНА – Снято потрясающе.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Некому за бабусей этой ухаживать. Она добрейшая, она вырастила внуков, и дочь заболевшей женщины уверена, что кто-нибудь из них ее естественно примет. Хотя бы на время. И дальше вся история, как они ездят от внука к внуку и как эти внуки, причем чем они обеспеченнее, тем больше решительно протестуют против того, чтобы ее у себя принять.

К. ЛАРИНА – Такой «Король Лир».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну нет, потому что король Лир там тоже много заслужил чего. А это именно абсолютная бессребреница, абсолютно видно, что добрейшая душа, положившая себя и часть большую своей жизни на то, что она воспитала детей. А мать их, ее дочь, умерла. Там начинается с того, что она получает письмо от внучки, что мама умерла. И в результате принимает ее самый несчастный из внуков, сам беженец, которому и жить негде и девочка после бомбежек в Грозном перестала разговаривать. И одно присутствие этой бабуси эту девочку в этом смысле излечивает. Это невозможно все пересказать, просто по мере этого путешествия драматического от внука к внуку, от дома к дому, возрастает чувство невероятной жалости к этой действительно старухе, а она совершенно беззлобная, она верит, что следующий внук возьмет. Она их оправдывает. Невероятно, не могла оторваться действительно закончилось, когда заканчивается как будто бы где-то светит хеппи-энд, но действительно тоже ком в горле и слезы на глазах.

К. ЛАРИНА – Ну что, дорогая Ирина Петровская, наверное, на этом нужно завершать нашу программу. Потому что у нас бонус сегодня. У нас сегодня отдельное выступление. Поскольку сегодня 22 ноября день не самый простой в истории отечества. Поскольку сегодня отмечает круглую дату наша коллега и боевая подруга Татьяна Юрьевна Визбор.

И. ПЕТРОВСКАЯ - От всей души с огромным удовольствием поздравляю свою в первую очередь боевую подругу, а потом уже коллегу с радиостанции, можно назвать? - «Радио России», которая ведет там…

К. ЛАРИНА – И по телевидению выступает на канале «Ностальгия».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, и еще была ведущая на канале «Ностальгия», сейчас нет, но будет сейчас ведущей, кажется еще на одном канале. Совершенно замечательного человека, яркого, невероятную индивидуальность, живого, те, кто ее слушают, думаю, что ее тоже знают и ценят именно как радиоведущую, но мы ценим ее не только за это.

К. ЛАРИНА – А какие у нее талантливые дети.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А за то, что она всю свою жизнь, во-первых, сознательную жизнь и если можно сказать плохое слово, мне не нравится, но другого сейчас не придумаю, пропагандирует творчество своего замечательного отца Юрия Иосифовича, и она вместе с детьми выступает на разных концертах и они вместе поют совершенно замечательно. И вообще просто она замечательный человек. И мы с Ксенией и думаю, что те слушатели, которые ее знают, присоединяются к поздравлению и желают многие, многие лета.

К. ЛАРИНА – Не забудьте позвонить Татьяне Юрьевне Визбор, если у вас есть доступ в ее частную жизнь, и поздравить ее с сегодняшним днем рождения. Мы это делаем сейчас и я думаю, что еще позже сделаем.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024