Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2008-08-02

02.08.2008
Человек из телевизора - 2008-08-02 Скачать

К. ЛАРИНА – Если бы вы знали, о чем они говорят, когда их никто не слышит. Эти люди…, здравствуйте, Ирина Петровская.

И. ПЕТРОВСКАЯ - По-моему, это отдает легким доносом. О чем говорим – все о том же.

К. ЛАРИНА – Мы говорим о высоком. Одну тему я бы заявила с самого начала, поскольку она к практическому телевизору отношения вроде как не имеет. Я имею в виду создание параллельного курса телевизионной журналистики на журфаке МГУ.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, просто в МГУ.

К. ЛАРИНА – Можно ли понять это как такой корпоративный заказ ведущих телеканалов, которые хотят воспитать себе свои собственные кадры. Как обычно бывает студия при театре. Очень многие замечательные артисты вышли из студии при Центральном детском театре. Ничего зазорного в этом не было. Для себя готовим. Тут то же самое?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не знаю пока. Потому что сведения самые приблизительные. Эта логика такая – воспитаем бабу Ягу в собственном коллективе. Все эти слухи о создании этого факультета начались давно, 2-3 года назад, потом это трансформировалось в создание, во всяком случае, на бумаге он существовал и возглавил его Виталий Третьяков, хотя идея самой школы принадлежала Анатолию Малкину. Я так понимаю, что он рассчитывал руководить и управлять этим процессом. Что было бы, на мой взгляд, намного более логично, потому что Малкин все-таки телевизионный профессионал и речь идет о создании именно телевизионной школы, факультета. Но в процессе создания это трансформировалось в то, что возглавил Третьяков, который все-таки к практическому телевидению если имеет отношение, то косвенное, просто являясь ведущим одной из программ. Что такое ведущий? – человек, который приглашен, он приходит, садится и проводит свою беседу. Я имею в виду программу «Что делать» на канале «Культура». Или он участвует в программах, но это не значит, что он знает всю технологию телевидения. Это в первую очередь сегодня конечно довольно сложная технология. Нужно ли нам сегодня еще создание еще одного факультета.

К. ЛАРИНА – Это типа факультет телевидения будет?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Высшая школа телевидения, как-то так. Мне кажется, что огромной потребности сегодня в этом нет. Потому что профессия телевизионного журналиста сегодня или уже умерла или медленно умирает.

К. ЛАРИНА – А они считаю не так, между прочим.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Они – это кто?

К. ЛАРИНА – Менеджеры, управленцы федеральных каналов. Которые считают, что плохо учат на факультете журналистики и приходят кадры, совершенно неприспособленные к работе на телевидении.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тут другая проблема. На факультете журналистики может быть учат даже хорошо, но приходят эти кадры молодые, даже до того как еще получили диплом, большинство сегодняшних студентов работают буквально с первого курса и дальше они попадают в эту страшнейшую вилку. Потому что то, чему их учат, а учат идеалу некоторому, как нужно работать, основа профессиональной этики и многое другое, это все приходит в противоречие с реальной практикой. Потому что когда они приходят, я знаю это реально, общалась со многими студентами, им говорят: забудьте все, чему вас учили. И они потом, когда им преподаватели говорят: что же ты, милый, делаешь. – Слушайте, а нас совершенно по-другому учат. И никакие принципы, этика сегодня не имеет значение. Потому что должен быть солдатом, это очень строгая военизированная практически структура. И выполнять те задания, которые тебе задают. Причем молодых, как правило, посылают на такие задания, где от них требуется определенная гибкость и они должны зарекомендовать себя как некие журналисты новой школы, готовые выполнить любое задание. Поэтому наоборот, учить-то учат одному и вполне нормальному позитивному, хорошему, а то, с чем они сталкиваются на практике, это не имеет к этому никакого отношения.

К. ЛАРИНА – Ради того, чтобы правильных журналистов воспитать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Там не только журналистов, там еще забавно, что будет курс телекритики.

К. ЛАРИНА – Тебя пригласили туда?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, конечно. Мы вчера на эту тему с коллегами шутили, что интересно, они же будут, наверное, учить на наших, в том числе статьях.

К. ЛАРИНА – Как не надо.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, исходя из принципа: как не надо. Кто будет читать эти курсы тоже не очень понятно. Потому что у нас телекритиков раз, два и обчелся. Ты знаешь, когда надо позвать, это всегда один и тот же состав, но может быть хотят его расширить. У меня такое ощущение, что если это финансирование будет производиться из каких-то доходов телевидения самого, то действительно будут готовить кадры, которые должны работать в новых современных условиях. И для которых то, чему учат на факультете журналистики, это уже некая старорежимная байда, которая не имеет отношения к реальной действительности. Притом, у нас сильная кафедра телевидения на факультете. Я сама ее заканчивала. Отделение телевидения и радио, которое закончило очень много сегодняшних ведущих журналистов разных каналов. Сейчас она будет отмечать 50 лет. Выпускается сборник с воспоминаниями разных выпускников. И достаточно назвать несколько имен, чтобы понять, насколько разных людей готовит наш факультет. И каналы с удовольствием пользуются их услугами. Марьяна Максимовская, и Кира Прошутинская, Татьяна Миткова, Алексей Пивоваров, Андрей Малахов, Яна Чурикова. Самые разные люди, которые работают в разных жанрах. Ирена Лесневская. Не перечислишь всех, кто заканчивал факультет журналистики и, по-моему, до сих пор на них никто не жаловался. Огромное количество зарубежных корреспондентов. И с российского канала Грунский, Ленский. Масса народу, кто сейчас активно работает, кто-то лучше, кто-то хуже, кто-то освоился в новых условиях. Поэтому не вижу огромной потребности в том, чтобы создавались какие-то новые кадры. А если иметь в виду, что факультет не учит технологии, которой во многом является телевидение, то насколько я знаю, большинство выпускников, как только попадают на практику и начинают работать, с легкостью это осваивают.

К. ЛАРИНА – Но с другой стороны существует же достаточно весомое количество коммерческих вузов.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это само собой. Плюс к нашему факультету сегодня существует РГГУ, где есть медиафакультет. Масса коммерческих институтов, университетов, отделений.

К. ЛАРИНА – Курсы читают ведущие журналисты телевидения.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И профессора факультета журналистики по совместительству. Плюс мы забываем, что в каждом крупном городе российском есть свой один как минимум государственный университет, где почти обязательно теперь уже есть факультет журналистики или отделение журналистики, где тоже готовят кадры. Это очень сильные университеты. Екатеринбург, Воронеж, Санкт-Петербург. Казань. Мне кажется, уж в ком, а в журналистах сегодня недостатка точно нет. И более того, мы знаем прекрасно, что в журналистику всегда приходит большое количество людей, окончивших совсем другие вузы, в лучшем случае гуманитарные, а в некоторых случаях как тот же Константин Львович Эрнст, биологический он окончил, по-моему, факультет. Биохимик. И прекрасно стал менеджером. Это означает, что и без журналистского специального образования, имея определенные способности…

К. ЛАРИНА – Он биолог.

И. ПЕТРОВСКАЯ - По-моему, биохимик.

К. ЛАРИНА – Не надо.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну хорошо. Назовем еще биологов, потому что из них рекрутированы достаточно известные силы. Владимир Владимирович Познер, Николай Николаевич Дроздов.

К. ЛАРИНА – А Владимир Соловьев вообще МИСИС окончил.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А при этом каких успехов добился. Историков много. Олег Добродеев историк. Михаил Осокин историк.

К. ЛАРИНА – Сванидзе.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А Флярковский наш например, выпускник. Захочешь стать телевизионным журналистом и ведущим, есть у тебя набор определенных качеств…

К. ЛАРИНА – А Ксения Собчак вообще не заканчивала…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Она МГИМО окончила. И, по-моему, чуть ли ни аспирантуру. Не приписывайте девушке отсутствие образования.

К. ЛАРИНА – Ну, посмотрим.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хотя очень странно, что вдруг вся история возобновилась под конец лета. Прошли вступительные экзамены. Наверное, сейчас будет объявлен набор. Но посмотрим. Сколько лет будет обучение. Может быть, имеет смысл это использовать как некоторое второе образование. Какой там будет набор дисциплин. Будут ли там общегуманитарные дисциплины.

К. ЛАРИНА – Ну а куда деваться. Конечно, будут. Все-таки это будет в рамках МГУ. Я так понимаю, что это именно…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Полноценный факультет с пятилетним обучением?

К. ЛАРИНА – Ну конечно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тогда действительно должны быть все курсы, кстати, именно у нас на журфаке очень хорошо преподаются. Наверное, кто-то может предъявлять претензии к профессиональной стороне, что профессии может быть, меньше учат. Хотя как можно научить особенно профессии, это все равно все в практике. Ты можешь освоить некие принципы…

К. ЛАРИНА – Ремесло.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А дальше уже от тебя зависит. Но гуманитарное образование, история, литература, это очень сильная сторона нашего именно факультетского университетского образования.

К. ЛАРИНА – Лишь бы историю «Единой России» не преподавали.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы в свое время историю партии проходили и ничего, выжили.

К. ЛАРИНА – «Иногда смотрю телевизор, - пишет Надежда из Москвы, - порой читаю ваши передачи, вам не нравится ТВ. Но ведь это либеральное ТВ, надо радоваться, что оно есть. Телекритика, между прочим, тоже либеральная. Неплохо бы послушать оппонентов Петровской, у которых иной критерий оценки ТВ».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, пожалуйста, где они?

К. ЛАРИНА – Я надеюсь, что может быть с помощью нового факультета, наконец-то нам воспитают оппонентов. Потому что я вам скажу как ведущая этой передачи, частенько мы собираем «круглые столы», пытаемся некую дискуссию завести тут с участием телекритиков. Но как ни крути, не получается у нас других найти. Все телекритики ведущие, которые существуют в Москве, во всяком случае, это те люди, которых вы слушаете на «Эхо Москвы». Во главе с Ириной Петровской. Анна Качкаева, Сергей Варшавчик, Александр Мельман, Арина Бородина.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Юлия Ларина.

К. ЛАРИНА – Женя Кузин.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Слава Тарощина.

К. ЛАРИНА – Извините меня, эти люди, которые сегодня оценивают телевидение. Которые его критикуют, анализируют телепроцесс. Других нет. Оппонентов среди зрителей.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И оппонентов среди слушателей и зрителей не так много находится по каким-то основным вопросам. Точно также у нас могут не совпадать только какие-то эстетические оценки и критерии. И кому-то, грубо говоря, это нравится, а кому-то совершенно не нравится. Но в целом оценка тенденций, направлений, трендов, она совпадает и видимо, это в каком-то смысле говорит о некоторой объективности этих оценок. Потому что действительно люди названные, все работают в разных совершенно изданиях, газетах, радиостанциях. И если в чем-то главном совпадают эти мнения и оценки, то значит, мне кажется, это какая-то приближенная к истине штука.

К. ЛАРИНА – Но соглашусь в какой-то степени с Надеждой по поводу того, что это банк не обновляется. За все годы, что ты работаешь в этой профессии, никого нового не появилось. Я назвала тебе этих людей, мы все равно их читаем, мы может быть, с ними спорим, но это те люди, которые сегодня пытаются каким-то образом отслеживать телевизионный процесс. Новых нет. Скамейки запасных нет никакой. Есть факультет телекритики сегодня?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, конечно. Даже нет отделения, спецкурсов. Я по секрету скажу, что Анну Качкаеву, которая зав. кафедрой сегодня нашей кафедры телевидения и радио, она меня фрахтует на то, чтобы в следующем сезоне набрать спецкурс и его почитать. Хотя, честно говоря, я не обладаю системным методологическим подходом. Но может быть, если как-то попытаться, какие-то основные вещи прописать, хотя бы практически давать задания и потом пытаться разбирать, как примерно писать рецензию. Хотя я совершенно не чувствую в себе особого педагогического дара. А что касается скамейки запасных, кадров нет, но они появятся. Мы, например, люди, которых ты перечислила, они пришли в начале 90-х в профессию. И я в том числе.

К. ЛАРИНА – А до вас кто был?

И. ПЕТРОВСКАЯ - А до нас были в большей степени телевизионные критики-теоретики. Тот же Сергей Муратов, Владимир Деревицкий был. Тот же Всеволод Вильчек. Его не назовешь телекритиком. Они более глубоко анализировали.

К. ЛАРИНА – Шерель.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В каком-то смысле он более радио все-таки касался. Они подходили к телевидению с эстетических, концептуальных позиций, тем более что телевидение того времени давало мало поводов, Александр Аронов, кстати, был очень интересный. Поэт был и критик, работал в «Московском комсомольце». Телевидение того времени мало давало поводов для сиюминутных оценок, но можно было рассуждать о природе телевидения.

К. ЛАРИНА – Кстати, в то время советское очень много работало с телевидением людей из смежных профессий. Я имею в виду кинокритиков, театральных. Потому что был телевизионный театр, это был отдельный жанр. Было представлено телевизионное кино, как отдельное искусство. Там больше говорили о критике художественной.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И более того, издавались, например, издательством «Искусство» сборники телевидения «Вчера, сегодня, завтра», разные конкретные какие-то произведения, книги. Которые анализировали телевизионный театр, кино.

К. ЛАРИНА – Целый журнал был «Телевидение и радиовещание».

И. ПЕТРОВСКАЯ - В журнале «Журналист» был целый отдел. Я там начала работать.

К. ЛАРИНА – Короче, как знала: в итоге стали ностальгировать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, это не ностальгия. Это просто говорит о том, что было это направление, потом появились мы, такие газетные критики, отзывающиеся на проявление сиюминутное этого процесса, кто-то глубже, кто-то уже это все рассматривает и анализирует. Я думаю, что появятся и новые люди. Свято место пусто не бывает.

К. ЛАРИНА – Оно не пусто. Это место пока не пусто.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Пока не отдадим ни пяди.

К. ЛАРИНА – Вот сейчас ты опять будешь ругаться, а мне нравится передача «Временно доступен».

И. ПЕТРОВСКАЯ - А чего я буду ругаться-то?

К. ЛАРИНА – Тебе не понравилась она. А мне нравится.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Дело в том, что у меня ожидания были выше, нежели результат. Потому что Дмитрий Дибров в разных передпремьерных интервью говорил, что это будет беседа мировоззренческого характера. Просто есть с чем сравнить. Особенно в этот раз, когда Безруков во вторник, а на следующий день он был у Бермана с Жандаревым.

К. ЛАРИНА – А я думала, что все путают. Потому что мне начинают: а ты видела Безрукова «На ночь глядя». Я говорю: да нет, это другая передача.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ты людей запутала, они решили, что у них уже какие-то глюки начались. Он был ровно на следующий день. И тут можно было сравнивать, потому что пока мне во «Временно доступен» не хватает некоего цельного разговора. Потому что я не очень замечаю мировоззренческое в вопросах про заработки артиста, про жену.

К. ЛАРИНА – Здесь ценность в интонациях передачи. Она не информативная.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хорошо, она не должна быть действительно информативной. Мне интонация здесь пока не кажется точной, особенно интонация самого Диброва, который почему-то смотрит на своих гостей как будто такая умиляющаяся, приехавшая тетушка из Ростова…

К. ЛАРИНА – О чем ты говоришь. Что там образ Диброва, для меня это почти клинический случай.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Комический, я бы сказала.

К. ЛАРИНА – Но я уже в этом усмотрела некую концепцию. Потому что я уже понимаю, кто эти люди. Это образы. Образ Игоря Василькова, Дмитрия Диброва.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Какой же образ Дмитрия Диброва? Кроме тетушки.

К. ЛАРИНА – Такого вот Диброва. Там очень много раздражителей и мне кажется, что в этом тоже есть какой-то смысл. Меня это притягивает. Даже мое раздражение и есть то, что я затрачиваю на смотрение этой передачи.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Безусловно, это лучше многого из того, что было раньше. Вообще в принципе или того, чего не было…

К. ЛАРИНА – Очень много пародийного там. В этом ценность этой передачи. Она милая.

И. ПЕТРОВСКАЯ - К сожалению, во «Временно доступен» на мой взгляд, и на мой вкус и Безруков из-за этого получился пародийным. Может быть не из-за этого…

К. ЛАРИНА – Он подыгрывал Диброву. Там было много смешных моментов.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он в каком-то образе существовал. Непонятно, немножко то ли блаженного, Га-Ноцри он вспомнил свою роль в «Мастере и Маргарите». А у Бермана с Жандаревым был более связанный и наполненный разговор, и там он был намного интереснее. На мой взгляд.

К. ЛАРИНА – Наверное, все-таки я неправильный зритель, если мы говорим о передачах, так или иначе связанных с жанром интервью. Потому что все гости, которые бывают на этих передачах…

И. ПЕТРОВСКАЯ – Кстати, на этой неделе у Бермана с Жандаревым были один к одному, вначале был Юрий Яковлев, потом Чулпан Хаматова.

К. ЛАРИНА – Я про другое хочу сказать. Все эти гости здесь бывали и не раз на «Эхо Москвы» и с большинством гостей я разговаривала не один раз. И я тебе клянусь, что я ничего про них уже узнавать не хочу и уже и нечего. Я все про них знаю как зритель. Мне нравится нестандартность подачи, непривычность интонации. Необязательность даже каких-то разговоров. Поэтому может быть, в данном случае я выберу программу «Временно доступен» как новую передачу, как программу неизведанную, непредсказуемую. Притом, что она идет в записи, но в ней есть какой-то момент непредсказуемости, который очень симпатичен.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Что меня порадовало.

К. ЛАРИНА – Плавающий разговор такой

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне этот плавающий разговор как раз в меньшей степени нравится. Потому что мне кажется это уводит часто героя от может быть какого-то важного откровения. Он только начал говорить о чем-то, а тут бабах, давайте теперь поговорим о женщинах. Это здесь на вкус и цвет что называется, товарищей нет. Меня порадовало то, что перестали объявлять телефон, по которому можно звонить…

К. ЛАРИНА – Но кто-то звонит все время.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тем не менее, да.

К. ЛАРИНА – Учительница из школы. Сыграно было вяло. Они не затрачивались сильно. В полноги сыграли удивление, что учительница прозвонилась. Потому что я понимаю, что в этом тоже есть некий концепт.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тут может быть такая история, поскольку сейчас у каждой программы есть сайт, возможно, я просто версию высказываю, объявляют заранее, кто будет во время записи, но у меня есть большие в этом сомнения. Посмотрим дальше, в целом такие программы сегодня нужны. Потому что действительно не хватает каких-то не сказать, что очень глубоких, но достаточно задушевных разговоров. Хотя хотелось бы, конечно, вот Градский, мне показалось, что может быть они в эту сторону пойдут, не самых раскрученных в телевизоре. Но с другой стороны, чтобы привлечь к программе внимание особенно не приученного к ней зрителя, должны чередоваться и быть абсолютно медийные, раскрученные.

К. ЛАРИНА – Там будет Парфенов, уже записано интервью. Ерофеев Виктор. Я прочитала это в интервью Дмитрия Диброва, он называл персонажей. Их там немного. Программа обречена на конец.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не скажи. «На ночь глядя» например, все-таки существует. Хотя и сезонно.

К. ЛАРИНА – Тоже по 25-му кругу уже идут.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но куда денешься. Но с другой стороны там бывают все-таки люди, которые не каждую секунду присутствуют на экране. Скажем, тот же Юрий Яковлев пришел в эфир поговорить, по-моему, первый раз за 5-10 лет. Или была до этого Виктория Токарева, которая тоже не ахти какой частый гость на экране. И вместе с тем, конечно, всякая программа, мы знаем по «Школе злословия», она как-то затухала, когда приходили не медийные персонажи. Хотя они молодцы…

К. ЛАРИНА – Они будут кстати?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Канал, что они стали новых людей, некую интеллектуальную элиту раскручивать. Я надеюсь, что будет. Во всяком случае, я ничего не слышала про то, что не будет. И когда мы летом говорили на «Кинотавре» с Дуней Смирновой, она сказала, что пока что ничего не предвещает конца этой программы.

К. ЛАРИНА – Можно телефон включить?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Давай.

К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Михаил. Мне кажется, программа Жандарева и Бермана раньше была интереснее. Сейчас какое-то угасание, именно нет яркости. И последняя передача это опять реклама «Иронии судьбы». Яковлев рассказывал, Безруков.

К. ЛАРИНА – А кстати, а вы не видели передачу «Временно доступен» на ТВЦ?

СЛУШАТЕЛЬ - К сожалению, нет.

К. ЛАРИНА – Там ни слова не было сказано про «Иронию судьбы».

СЛУШАТЕЛЬ – А вот почему-то на Первом канале снова реклама.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Понимаете, я думаю, что дело не только в том, что это на Первом канале, а в том, что действительно и Яковлев, который сыграл, хоть маленькую роль во второй «Иронии судьбы»…

К. ЛАРИНА – Есть такой момент, согласись.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, безусловно. Я разве спорю? Хотя не до такой степени мне резало ухо, чтобы сказать: вот опять они только этим и занимаются, что раскручивают собственный проект. Но там был довольно любопытный разговор с Безруковым про «Иронию судьбы», про его персонаж. Про то, как он переиграл Хабенского. И так далее. Мне это было любопытно, тем более что я посмотрела в результате на диске этот фильм. Оценок не было, конечно. Не было сказано, что все-таки вторая «Ирония судьбы» в подметки не годится первой.

К. ЛАРИНА – Тем более эту тему уже вспахали, когда этот фильм выходил в прокат. Тогда тот же Безруков был, был по-моему, Хабенский, Лиза Боярская. Это все было во время премьеры.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Поэтому сейчас уже рекламировать нет смысла, поскольку прокат прошел.

К. ЛАРИНА – А на DVD может быть, вышло.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Давно вышло.

К. ЛАРИНА – Интерес чтобы не ослабевал к этому проекту.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Товарищ Ларина, я вам говорю, я уже смотрела на лицензионном диске. Давно вышло. И теперь будет только премьера по телевизору. И то она будет только к новому году, я думаю.

К. ЛАРИНА – Можно еще телефончик? Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Александр из Саратова. Скажите, пожалуйста, почему по «России» в четверг показывают фильм Стенли Кубрика и там очень много рекламы. Практически каждые 15 минут.

К. ЛАРИНА – А что вы хотите? Для чего нужен Стенли Кубрик нашему телевидению – чтобы успеть как можно больше заработать денег на этом показе.

СЛУШАТЕЛЬ – Просто смотреть невозможно. Ощущение как будто что-то упускаешь из этого фильма.

К. ЛАРИНА – Спасибо вам, но, увы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы на эту тему говорили, когда ты была в отпуске. Там тоже была речь о фильме Стенли Кубрика «Заводной апельсин», только звонивший наш молодой радиослушатель благодарил телевидение за то, что его показали. Наш с тобой мудрый руководитель А. А. Венедиктов сказал, когда возник какой-то разговор о рекламе, что лучше всего это смотреть на DVD, у нас возник легкий спор по поводу того, что обязан ли интеллигентный человек иметь в доме DVD и смотреть диски. Мы согласились с тем, что телевидение делает хорошее дело, показывая хорошее кино. Кого раздражает реклама, пожалуйста, если особенно люди молодые, наверняка умеют всем этим пользоваться. Ну а реклама, что делать. Это к сожалению двигатель любого телевидения. В первую очередь коммерческого. Каковым наше телевидение все и является. Поэтому дело не в том, что это Стенли Кубрик, рекламщикам решительно наплевать, хоть Кубрик, хоть кто, а любой продукт, кино прерывается рекламой. Четко по закону рассчитывают, сколько можно, сколько нельзя. Думаю, что вряд ли превышают эту квоту, но, скорее всего, по полной программе ее используют. А если не нравится, на «Культуре» сейчас особенно летом придумали замечательную вещь. Они показывают ретроспективы. Была к юбилею прекрасная ретроспектива Бергмана. А сейчас идет Антониони. Каждый вечер без рекламы, просто замечательно. И на следующей неделе тоже что-то будет. Поэтому «Культура» такую возможность предоставляет.

К. ЛАРИНА – Я вернусь к этой передаче «Временно доступен». Я поняла еще один момент по поводу Диброва. На фоне ломаки Дмитрия Диброва очень выгодно смотрится герой передачи. Они очень естественные. Всегда думаешь, артист, сейчас будет тут выламываться. Но поскольку роль выламывающегося артиста взял на себя каким-то странным образом один из ведущих, то герой выглядит просто удивительно искренними, естественными.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть для этого и позвали. Хотя комически выглядят эти крупные планы.

К. ЛАРИНА – Особенно когда он пытается работать на актерском поле. Это выглядит чудовищно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - К сожалению, красок немного на этом актерском дибровском поле.

К. ЛАРИНА – Это смешно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это либо умиление такое, что чуть ли ни глазки влажнеют, улыбка, смотрит действительно тетушка пожилая на сынка или на племянника. Посмотрите, какой он.

К. ЛАРИНА – Вот поэтому так приятно смотреть на героя.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А Васильков выполняет, второй интервьюер, вернее может быть он первый и единственный, потому что он задает вопросы, он обычную нормальную, ни на что не претендуя. Это тоже по контрасту довольно симпатично. Потому что он просто задает вопрос, он хочет выяснить конкретно: скажи мне, Вася. В то время как Дибров, подперев щечку рукой, говорит: ой, голубок ты мой. Ох ты миленький.

К. ЛАРИНА – Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. У меня огромная просьба. Прокомментируйте, по ТНТ идет сериал о Букиных.

К. ЛАРИНА – А чего там комментировать? Там что-то случилось? Кто-то из Букиных умер, разбился.

СЛУШАТЕЛЬ – У меня дочка смотрит, любит очень.

К. ЛАРИНА – Ну что тут комментировать?

СЛУШАТЕЛЬ - Тем не менее.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Дочка смотрит, а вам нравится?

К. ЛАРИНА – Все, уже убрала. Не очень понимаю, что значит комментировать сериал про Букиных.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я посмотрела несколько раз сериал, такой довольно, на мой взгляд, прямолинейный юмор.

К. ЛАРИНА – При тебе было, когда нам звонили Букины?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет.

К. ЛАРИНА – Мы Букины говорят, возмущены сериалом про Букиных.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Довольно, на мой взгляд, глупый ситком. С этим подложенным смехом. Но кому-то это нравится, это идет по-моему на ура.

К. ЛАРИНА – Не наша традиция, не наша культура.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне не нравится, вот честно. Наверное, имеет право на существование.

К. ЛАРИНА – Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Юрий. Хотелось бы видеть больше передач, есть такое слово «совесть», о совести, чести. Больше видеть людей значимых, таких как Михаил, царство ему небесное, Пуговкин. Как Юрий Яковлев, которые что-то несли светлое, с высоты своего возраста, опыта. А вообще, можно или нельзя, допустим, я знаю, что в Москве есть канал азербайджанский. Сделать русский какой-то канал.

К. ЛАРИНА – У нас есть.

СЛУШАТЕЛЬ – Это национализм, не национализм…

К. ЛАРИНА – А что вы там хотите увидеть?

СЛУШАТЕЛЬ – Просто я хочу включить телевизор и видеть человека русского, белобрысого, в косоворотке русской.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И с балалайкой.

СЛУШАТЕЛЬ – С ясным взглядом, который будет говорить: что да, мы хорошие, наша страна великая, замечательная и удивительная.

К. ЛАРИНА – Мне кажется, таких более чем достаточно.

СЛУШАТЕЛЬ - В косоворотках русских?

К. ЛАРИНА – Сейчас у нас команда олимпийской сборной вся как на подбор, там не 33 богатыря, там 867 богатырей и все в косоворотках.

СЛУШАТЕЛЬ – Но понимаете, это раз только. На телевидении я заметил, больше стало русских…

К. ЛАРИНА – Ну так чего же тогда вам плохо? Много русских, много в косоворотках. Ведущие у нас, Катя Андреева вас не устраивает как образ русской красавицы?

СЛУШАТЕЛЬ – Нравится, да.

К. ЛАРИНА – Арина Шарапова?

СЛУШАТЕЛЬ – Да, да.

К. ЛАРИНА – Ксения Собчак.

СЛУШАТЕЛЬ – Нет.

К. ЛАРИНА – Не русская красавица?

СЛУШАТЕЛЬ – Нет.

К. ЛАРИНА – А кого бы вы еще назвали? Михаил Леонтьев.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Константин Семин.

СЛУШАТЕЛЬ – Михаил Леонтьев да знаю.

К. ЛАРИНА – Все ваши.

СЛУШАТЕЛЬ – А сколько каналов, а сколько передач, сколько ведущих. А вы назвали четырех. Ну, согласен.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Татьяна Веденеева, например.

СЛУШАТЕЛЬ – Ну хорошо.

К. ЛАРИНА – Давайте тогда по-другому.

СЛУШАТЕЛЬ – Это мое мнение.

К. ЛАРИНА – Вы его не сказали. Кто вас раздражает конкретно?

СЛУШАТЕЛЬ – А я разве, что меня кто-то раздражает? Я хотел сказать, что хотелось бы больше, может быть это шовинизм какой-то, но русскости.

К. ЛАРИНА – Ну куда же еще больше. Мне кажется, что у нас только русское по телевидению показывают. У нас все новости рассказывают о том, как хорошо жить в нашей великой России. Разве не так?

СЛУШАТЕЛЬ – Какой-то подтекст в этих передачах, что хорошо-то жить, но не всем хорошо жить. Хорошо жить тем, у кого есть деньги.

К. ЛАРИНА – А вот президент у нас правда не блондин.

СЛУШАТЕЛЬ – Президент? По-моему, он даже и не русский.

К. ЛАРИНА – Вот тут, наверное, самая главная проблема.

СЛУШАТЕЛЬ – Да нет, никакая проблема. Я за все народы абсолютно. Толерантен. Зря вы так говорите.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне кажется, во-первых, эта идея для будущих менеджеров, организовать на кабеле или на спутнике.

К. ЛАРИНА – У нас есть русский канал. Есть канал «Спас» православный. Во-вторых, есть «Русский взгляд»…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это на Третьем канале программа. Но у меня идея, просто тех, кого перечислили, переодеть в косоворотки, Катю Андрееву в сарафан.

К. ЛАРИНА – Косу распустить.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Либо приклеить. И возможно, тогда это придет в соответствие. И русские будут выглядеть уже русскими. Тогда, пожалуй, соответственно не русских придется тоже каким-то образом обряжать, чтобы дать какие-то манки. Вот это, ребята, уже не русское телевидение. Мне кажется, идея глубоко порочная.

К. ЛАРИНА – Я тебя умоляю. Ты будешь всерьез это комментировать?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Столько времени отдали человеку.

К. ЛАРИНА – Ну и бог с ним. Он уже свое получил удовольствие. Свою минуту славы. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Я хотел бы, чтобы вы прокомментировали, на Первом канале идет сериал про НКВД…

К. ЛАРИНА – «Спасите наши души». Такая странная история.

СЛУШАТЕЛЬ – Который день пытаюсь смотреть, такая чушь.

К. ЛАРИНА – Я боялась это слово произнести. Ведь люди же старались, писали.

СЛУШАТЕЛЬ – Никакой связной сюжетной линии нет. Не поймешь о чем речь.

К. ЛАРИНА – Артисты вроде неплохие.

СЛУШАТЕЛЬ - Попытка сделать что-то мистическое. Какая-то пародия.

К. ЛАРИНА – Мне кажется это никому не нужно. Никому славы мистический триллер про НКВД не делает.

СЛУШАТЕЛЬ – Но настолько это непрофессионально сделано.

К. ЛАРИНА – Простите, я не виновата, случайно связь прервалась.

И. ПЕТРОВСКАЯ - По-моему, это говорит только о том, что лето и нужно из загашников то, на что деньги затрачены, показать. Кстати, мы забываем говорить про этот новый канал, «Городские пижоны».

К. ЛАРИНА – Я так и не поняла, что это такое.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это попытка привлечь молодую аудиторию, потому что показывают сериалы, которые лидеры по скачиванию из Рунета. Среди этой публики пользователей Интернета.

К. ЛАРИНА – Это сериалы именно?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но хорошие западные.

К. ЛАРИНА – Но они долго же идут.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Они по-разному идут. Есть короткие, например, сейчас пошел сериал «Любовницы» британский. Где всего пока еще снято 6 серий.

К. ЛАРИНА – А почему «Городские пижоны». А что за люди там сидят. Я никого не знаю.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Первую неделю, может быть две, сидели Катя Гордон, которая прославилась на волне известного скандала со своей белокурой коллегой. Петр Мансилья-Круз, журналист и третий – Денис Симачев. Дизайнер модный. Это было не очень удачно, они пытались в паузах как-то обсуждать то, что они видят.

К. ЛАРИНА – А что они обсуждают? Художественные достоинства и недостатки фильма? Как кинокритики выступают?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не художественные достоинства и недостатки, а скорее как мне кажется, на что я попадала в этих обсуждениях, фабулу, соответствие жизнеподобности, какие-то развития в судьбах героев. Но на первой неделе это было совсем невнятно и неинтересно. На этой неделе там появилась шеф-редактор этой программы, тот же Денис Симачев и третий человек, тоже какой-то журналист. Я его не знаю. Но это меньше всего интересно мне. А интересны сами сериалы. Потому что там идут «Любовницы», «Офис» и тут на контрасте с нашей продукцией, ты понимаешь разницу. И понимаешь, что такое на самом деле целая гильдия и штат, цех, индустрия, которые пишут сценарии, прорабатывают диалоги.

К. ЛАРИНА – Сколько лет-то. Действительно выработанная десятилетиями уже.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Даже какая-то по сути и ерунда. Но все равно это сделано так, что тебе интересно следить. Нет провалов кошмарных, когда одна линия начинается, потом куда-то пропадает.

К. ЛАРИНА – А, кстати, обрати внимание на один момент. Когда сериал они же пытаются превратить в полнометражный фильм, чаще всего неудача. Как было с «Секс в большом городе», сериал, который популярен во всем мире, и любим, в том числе в нашей стране, а фильм абсолютно провальный.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Значит это говорит, что абсолютно разные жанры. Строятся по разным законам. Это кино. Так что это я смотрю с интересом, и именно потому, что еще очень интересно смотреть на то, как работают все составляющие в производстве сериалов. Давай я скажу про то, что вчера было в первый раз. ПЖМ называется – просто моя жизнь. Формат что-то среднее, мы это видели между «От всей души», была программа «Юбилей». Частично программа Швыдкого и Уфимцевой. Но при этом очень хорошо сделана. Там очень хороший ведущий Андрей Максимков, питерский актер и телеведущий. И много разных сюрпризов. Это не просто так посадили героя, а там был вчера герой Боярский и его семья. Без всякой привязки к каким-то датам. А просто ему самому рассказывают разные этапы и всем остальным конечно, его жизни, привлекая людей, которые на разных этапах в этой жизни принимали участие.

К. ЛАРИНА – Такая бесконфликтная передача.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Но при этом просто хороший ведущий, добрый, симпатичный, ироничный, с юмором. Очень много хроники, неожиданной для самого героя. И для такого пятничного вечера мне кажется очень удачный формат. И «Голубые огоньки» вспоминаются. Ничего нового, но когда хорошо сделано, и когда без халтуры, то просто вдруг ты вспоминаешь, что было и такое телевидение. Чуть-чуть старомодное, но очень обаятельное.

К. ЛАРИНА – Я к сожалению пропустила передачу. Будет еще?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я надеюсь, потому что это называется премьера и эта премьера не одной программы, а премьера цикла.

К. ЛАРИНА – Добрая программа. Доброе телевидение.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Слава богу, пусть будет доброе телевидение. Там было много хороших и очень симпатичных людей. От Алисы Фрейндлих начиная и заканчивая той же Лизой Боярской. И всякие были сюрпризы, поздравления, подарки. Мушкетеры и так далее.

К. ЛАРИНА – Добрая Ирина Петровская на этом прощается с вами до следующей недели.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024