Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2008-06-14

14.06.2008
Человек из телевизора - 2008-06-14 Скачать

К. ЛАРИНА – Мы начинаем программу «Человек из телевизора». Ирина Петровская здесь. Добрый день. Ирина Петровская была на «Кинотавре», поэтому конечно хочется об этом поговорить, о впечатлениях, которые она получила в городе Сочи. А я в это время была здесь, по заданию Ирины Петровской смотрела телевизор, участвовала в чемпионате Европы по футболу. Поэтому кроме футбола ничего в телевизоре не было.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Докладываю также честно, что я тоже время от времени подсматривала в телевизор и тоже с ужасом понимала, что ничего кроме футбола…

К. ЛАРИНА - Почему с ужасом?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Что мы не сможем ничего в субботу кроме этого внятно обсуждать, потому что опять праздник свалился на наши головы, и все отменилось.

К. ЛАРИНА – Есть что обсудить. Наши слушатели нас в беде не бросят. Давайте мы сначала поговорим о том, какой ты заряд положительных я надеюсь, эмоций ты получила. Поскольку наверняка многие фильмы, которые участвуют в конкурсной и внеконкурсной программе «Кинотавра» у нас будет шанс увидеть в Москве. Не только в кино, но и на телевидении. Я хотела еще поговорить о том, что Вита говорила по поводу фильма Кирилла Серебреникова «Юрьев день», который там расколол общественность пополам. Фильм-скандал.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я, во-первых, не могу согласиться, что расколол пополам. Мне показалось, что, судя по реакции людей, с которыми я общалась после этого фильма, причем как кинокритики, так и актеры, и режиссеры…

К. ЛАРИНА – Актерам, режиссерам не верь. Никогда не верь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Там много народу, который не заинтересован по идее. Потому что напоказ Кирилла Серебреникова был абсолютно аншлаг, ломился действительно этот Зимний театр. И ожидание было велико. Но поскольку я в принципе с огромным уважением отношусь к Кириллу Серебреникову и его театральным работам и киноработам, я пожалуй не решусь говорить то, что говорили очень многие, что это абсолютно конъюнктурная, из головы вымороченная работа. Спекулятивная. С огромным количеством черноты, чернухи. При этом напичканная бесконечными символами. Но все равно в ней что-то есть такое очень больно, патологичное.

К. ЛАРИНА – А про что получилось?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это трудно пересказать. Сценарий Юрия Арабова, такая полумистическая история. Довольно молодая женщина, может быть ей лет под 40, играет ее Ксения Раппопорт, она в «Ликвидации» играла любимую женщину того персонажа, которого играл Лавроненко. Она оперная дива, уезжает за границу и приезжает с сыном к себе на малую родину в богом забытый городок.

К. ЛАРИНА – Не рассказывай содержание. Я хочу понять, про что. Смысл фильма.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А дальше она все теряет. Она приезжает успешным, знаменитым человеком в эту чудовищную провинцию, и дальше она последовательно или точнее даже сразу теряет все. У нее пропадает сын, начинается страшная ее материнская мука. А дальше идет серия каких-то эпизодов, изменений в ее жизни, которые наверное можно толковать как искупление за какие-то грехи, она последовательно идет на все большие какие-то жертвы. В общем, ничего не разрешается к концу. Никто не находится. Она остается жить в этом городке, ожидая, что сын вернется. В общем, сложно пересказать. Но смотришь именно потому что, ты все время ждешь, чем это разрешится.

К. ЛАРИНА – То есть здесь не слишком важен сюжет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Важна скорее ее духовная жизнь, ее превращение, смирение, что она принимает эти обстоятельства. И намерено, не намерено, но оказывается в самых тяжелых ситуациях, где она пытается совсем уже ужасным изгоям, людям помогать.

К. ЛАРИНА – Вита сказала, что этот фильм ее оскорбил.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не могу так сказать. Но просто местами его действительно просто невыносимо смотреть. Потому что там присутствует какой-то жесточайший натурализм, барак с заключенными туберкулезниками, такое ощущение, что это просто натурально снятое с плевками, с кровью. В общем, я тебе передать не могу. Конечно, когда ты смотришь, это невероятно ломает. Мы до этого поговорили, ты говоришь, неужели на уровне Балабанова. Нет, пожалуй. Все-таки Балабанов как-то абсолютен в этом. Но все равно тяжелейшее ощущение и конечно, я не понимаю, кто пойдет на это кино. И будет ли у него вообще прокатная судьба.

К. ЛАРИНА – Я думаю, что вряд ли Кирилл Серебреников об этом думал. Потому что такие фильмы делаются либо ради эпатажа, либо ради какого-то важного высказывания. Я естественно не могу ничего говорить, потому что не смотрела фильм, но мне ужасно интересно все, что вы говорите. Очень хочу посмотреть и надеюсь, что мы это увидим. Потому что, например, фильм Балабанова я считаю выдающимся фильмом нашего времени. По своему откровению, жестокости, да иногда надо жестоко с людьми разговаривать. Поэтому я пытаю тебя, смысл-то в чем?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Для меня это, наверное, если вообще искать какой-то смысл, про те испытания, искушение в начале, испытания, которые выпадают человеку и который в силу своего духовного и человеческого опыта пытается их преодолеть и каким-то образом все-таки не оскотиниться, не опуститься. Вот если совсем так грубо. Но повторяю, что это не тот сюжет, который можно изложить последовательно. Тут можно изложить только, приехала женщина в маленький городок, у нее пропал сын. Что случилось, непонятно.

К. ЛАРИНА – Я не про сюжет спрашиваю.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Еще раз тебе говорю, я не видела 50:50, я пожалуй, не встретила за день, который мы обсуждали эту работу, ни одного человека, который бы ее принял. Есть просто люди, которые пытаются понять, что движет в данном случае художником. Когда он снимает такое кино. И есть люди, которые однозначно ни эту эстетику, ни этот сюжет, ни ходы, символы не принимают. Вообще из того, что я смотрела ощущение безвыходности, тоски и черноты, которая идет с экрана от очень многих работ, даже, пожалуй, зашкаливает. Потому что из всего, что я посмотрела, два фильма, которые мне реально понравились и произвели впечатление, первый – «Дикое поле», это Михаил Калатозишвили, по сценарию Петра Луцика и Саморядова. И второй, второй фильм Оксаны Бычковой, которая сделала «Питер-FM», и он сделан частично в той же эстетике и стилистике, то есть тоже ничего особенного, но есть атмосфера, настроение, потрясающий английский актер, который там играет кукольника, приезжающего сюда и дальше зарождается любовь между ним и переводчицей. И это есть свет и поэтому принят он был, хотя ничего там особенного нет, просто на ура именно видимо, по контрасту с тем, что смотрели люди в течение многих дней. Я к несчастью уезжала вчера, и вечером там был показан нового фильма Алексея Учителя «Пленного». И там ожидали, что это один из фильмов-фаворитов. И второй должен был быть показан фильм документальный, полнометражный по-моему, Манского Виталия «Девственность». Я, к сожалению, уже этого не застала. По-моему, это единственная документальная лента, которая в конкурсе. А вообще смотрят кино, два конкурсных показа в день, полностью практически битком набитый Зимний театр и потом повторы и тоже приходят. Люди какие-то приезжают, уезжают, поэтому досматривают. Плюс как всегда кино на площади и тоже забито все. И жителями города и отдыхающими.

К. ЛАРИНА – К Олимпиаде готов город?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это самое большое мое потрясение. Ничто в городе Сочи не намекает на то, что хорошо, да 6 лет еще, что вообще там будет Олимпиада. Видела здание нового аэропорта, которое говорят открывал Путин. Он стоит на отшибе от старого здания, все вроде бы готово. Но ни один самолет туда не подруливает. Мы решили, что очевидно его решили к 2014 году сохранить, чтобы не дай бог не затоптали до того. Но для этого его нужно пленкой, наверное, покрыть. И конечно, самая большая проблема это дороги. Это что-то невероятное. Потому что те, кто были в городе Сочи, знают, что от аэропорта Адлера до центра города, доехать полчаса. Были случаи, когда прилетали люди и ехали по три часа. Потому что временами просто однополосная дорога и мы вчера, хотя, казалось бы, был выходной день, мы вляпались просто в дикую пробку в самом Адлере и у меня возникло ощущение, что мы просто не успеем на самолет. И как это будет решаться, понять совершенно невозможно. Есть какие-то новые гостиницы, но они тоже не решают проблемы. Я видела, уже два года назад что-то строилось, сейчас уже введено в эксплуатацию какие-то «газпромовские» шикарные. Но сколько они могут вместить. А та самая «Жемчужина», где проходит «Кинотавр», там есть частично отремонтированные номера. Но очень большая часть номеров просто я передать не могу, что это такое. Это состояние сантехники, вываливающиеся двери шкафов.

К. ЛАРИНА – Может быть, корейцы правильно делают, что так готовятся тайком.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Корейцы молодцы, что не оставляют стараний. Хотя черт его знает, за 6 лет может быть и можно что-то сделать.

К. ЛАРИНА – Чудес не бывает. Получается сначала надо начать строить город.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вообще нужно много чего там снести и начинать действительно строить город.

К. ЛАРИНА – «Вчера, видимо, из-за усталости от работы я просто прилегла дома на диван и начала по «России» смотреть мыло. «Если у вас нет тети». Думала, часок полежу, и оно закончится. Но нет, целых 6 часов. Весь праздник. А я уже в курсе личной жизни героев. Никогда бы про себя такое не подумала. И в роли зрительницы такого фильма себя не представила». Вот так вот.

И. ПЕТРОВСКАЯ - То есть наша замечательная слушательница случайно попала на мыло, втянулась, и отметила праздник таким образом. На это и расчет. Между прочим, такая с недавних времен программная политика по праздникам брать какой-то сериал и целиком показывать. На 1 мая РЕН-ТВ показал целиком «Чонкина».

К. ЛАРИНА – Канал СТС показал 23 серии «Папиных дочек». В течение всего дня.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Очень правильная и точная на мой взгляд программная политика, потому что люди пропускают. Трудно представить, что человек изо дня в день, если только он не сидит дома, смотрит. А тут можно представить, что это такое. Посмотреть. Вникнуть…

К. ЛАРИНА – И сойти с ума. И заранее вызвать доктора.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Можно не сойти. А канал ТНТ любит показывать по праздникам, «Дом-2» от заказа до рассвета или с утра до вечера. Или свои прежние проекты в режиме нон-стоп, с утра и до вечера программу «Такси». Которая мне нравится. Просто сама форма симпатичная и люди забавно обычно ведут. Я кстати думала, что это оригинальный формат, но когда была зимой в Германии, обнаружила, что это идет по немецкому телевидению со своим ведущим.

К. ЛАРИНА – «Понедельник день тяжелый. Смотрю по вечерам тупо, на что попаду. Попала на Малахова. А, может быть, это было не в понедельник, все дни тяжелые. Поэтому и не помню. Там последняя любовь Виктора Астафьева. И его почему-то им официально не признанная дочь, приличная женщина. Последняя любовь плакала. А я все думала, а чего они пришли, опять для себя нашла такое, что, наверное, в этой истории им надо было засветиться для признания дочери. Наверное, в этом дело. Уж очень тяжело было этой женщине, вот такой фрагментик я видела. Потом «Школа злословия» со Смелянским. Дуня с Таней что-то в последнее время такие ласковые, так влюблено смотрят, аж противно. И попала на конец фильма про Мордюкову. И опять про любовь, что оказывается, Шукшина она любила. А Тихонова нет. Вот так обогатилась».

И. ПЕТРОВСКАЯ - По порядку. Я тоже попала на фильм Нона Мордюкова про любовь, тяжелое на меня произвело впечатление. Потому что по-прежнему я считаю, что эксплуатация тяжелобольного человека часто может быть не вполне отдающего себе отчет в том, что его снимают, как он выглядит, в этом есть что-то такое глубоко аморальное. Хотя можно сказать, она сама согласилась. Но может я не права, может быть, действительно важно зафиксировать любое проявление народного любимца, но когда просто элементарно трудности речевые, все мы понимаем, это очень тяжкое оставляет ощущение. Я уж не говорю о том, что все-таки Нона Мордюкова останется и есть в нашей истории кино, культуры не тем, кого и как она любила и ее любила, а своими потрясающими киноработами. А добавляет ли это что-то к ее образу, для меня не особенно. Для других людей мне кажется, что нормальные люди, которые ее любят и знают, тоже испытывают это чувство дикое фантастическое чувство неловкости. С Дуней Смирновой мы кстати общались, она на «Кинотавре» и как раз мы на эту тему говорили, что из «Школы злословия» ушло злословие. И она говорит, что это совершенно не их цель, они давно уже отошли от этого. И делают просто разговорную программу с теми людьми, которые им интересны. Пытаясь выйти за рамки узкой попсовой медийности, которая сегодня одолевает все программы. Если в ней нет Баскова, депутата Митрофанова и Ксения Собчак, то вроде народ на это не пойдет. Они намерено в этом своем сегменте ночном привлекают просто думающих, умных, приятных, мы говорили про Прилепина, Володю Толстого, директора Ясной поляны, и они хотят и дальше идти не в рамках этого узкого круга, а вширь. В частности сейчас хотят приглашать разных врачей известных и малоизвестных. Потому что, что такое известный врач. В нашей стране только доктор Рошаль, может быть Чазов. А сколько их на самом деле. Поэтому стали ласковые, но я не представляю себе, а как можно с А. М. Смелянским быть не ласковым. С таким умницей замечательным ярким эрудированным человеком.

К. ЛАРИНА – Я видела тебя в телевизоре. Вдруг между футбольными матчами, я, щелкая в перерыве между одним и вторым, смотрю, о, Петровская стоит на трибуне. Рядом с ней стоит печальный Минкин, который ни во что не верит. А с другой стороны вальяжный Эдуард Сагалаев. А напротив какие-то люди, что они кричали…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Напротив был социолог Левинсон, потом профессор Школы экономики Александр Шариков и кто-то еще третий.

К. ЛАРИНА – То есть типа: куда катится наше телевидение.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Там по-другому немножко было сформулировано. То, что мы видим, что нам навязывают или это осознанный выбор зрителя. На эту тему была дискуссия.

К. ЛАРИНА – Хотела обратить твое внимание, церемонию вручения государственных премий 12 числа. Мы с тобой разговариваем о том, какие праздники как отмечаются в телевизоре. Праздники, с которыми непонятно что делать. Вот 12 июня такой праздник тоже непонятно, что с ним делать. Что такое День России.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Там есть одна традиция вручение государственных премий.

К. ЛАРИНА – С этого года этому ритуалу уже придан такой статус главного церемониала этого дня. Главного ритуала. Поскольку все это было сделано с таким масштабом, как инаугурация. По сути это был следующий масштабный проект. В том же Георгиевском зале, с течением народа, с золочеными дверьми. Эти наши любимые балетные солдатики в киверах, с бляхами. Одетые от Юдашкина. Они в роли как на фестивалях девушки с длинными ногами выносят призы, а здесь солдатики выбегают на цыпочках. На подушечках выносят значки лауреата Госпремии.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Но красиво это.

К. ЛАРИНА – Это все выглядит как некая имитация. Такой спектакль. и все они несчастны эти люди, я имею в виду прежде всего лауреатов, которые ни в чем не виноваты, они заслужили каждый премию, слава богу, что при жизни дают, там действительно выдающиеся ученые, математики, лингвисты, музейные работники. Алиса Бруновна Фрейндлих. Жак Ширак, прости Господи. Серьезные люди. Но меня не покидало ощущение, что все они исполняют по воле божьей чью-то роль. Потому что у них все прописано по протоколу, где они должны появиться, как пройти по какому ковру, куда, на какое место сесть, как пожать руку. И даже слова у некоторых были заготовлены заранее. Каждому давали какое-то определенное количество минут на ответную речь. Поэтому диковато все это смотрелось. Диковат был закадровый голос диктора, тот человек, который является голосом президента, как мне объяснили, он читает текст минуты молчания 9 мая, текст во время парадов на Красной площади. Он объявляет: президент РФ… Он читает закадрово биографии. Все таким тоном диктора настоящего советского читает список благодеяний, заслуг. Педалировался очень патриотизм, и все выискивали в каждом человеке факты биографии, которые так или иначе работали на эту тему. В некоторых местах было трудновато…

И. ПЕТРОВСКАЯ - А ведь при советской власти не было трансляций вручения.

К. ЛАРИНА – Не так давно появилось.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Несколько лет.

К. ЛАРИНА – Они видимо, искали, что тут делать в этот праздник. Вот они нашли.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Праздничный концерт потом.

К. ЛАРИНА – Это я не смотрю.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это тоже стало такой традицией, что потом концерт на Красной площади.

К. ЛАРИНА – Пей, Россия, гуляй, Россия. это все есть.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А вчера были прекрасные кадры. В Зальцбурге Русский дом в связи с тем, что чемпионат Европы по футболу проходит и там концерт в поддержку наших спортсменов. И Грызлов исполнял песню собственного сочинения.

К. ЛАРИНА – Это гимн, который он сочинил. Будем бодаться, кусаться… В телевизоре показывали, как Грызлов со сцены поет. Зрелище не для слабонервных, - пишет наш слушатель.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но с другой стороны это как-то очеловечивает некоторые персонажи, которые вообще уже практически герои каких-то даже не герои, а экспонаты музея восковых фигур, такие совершенно либо забронзовевшие, либо завосковевшие. И тут вдруг какая-то живость.

К. ЛАРИНА – Не смеши меня.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Есть люди, которые пишут на любой юбилей, с днем рождения поздравляем, счастья, радости желаем.

К. ЛАРИНА – Он это написал, чтобы это пели. Это не для домашнего использования. Это не подарок, мой подарок моим любимым спортсменам. Нет. Это чтобы пели, гады.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А ты думаешь, что можно заставить петь?

К. ЛАРИНА – Да, заставят. Вон Сурков тоже пишет тексты песен. И поют как миленькие.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А кто поет его песни кроме него?

К. ЛАРИНА – Певцы. Он сам не поет, кстати.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хорошо, или читает стихи.

К. ЛАРИНА – Джахан Поллыева тоже пишет стихи.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А ее песни поют.

К. ЛАРИНА – И его поют. Его песни поет группа «Агата Кристи». Все серьезно. Ты зря так. Все очень серьезно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Видишь, какие у нас многосторонние чиновники.

К. ЛАРИНА – Почему Карла Бруни пишет песни и поет их жена президента Саркози, а наши чем хуже.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Дело в том, что жена может делать все, что угодно, в том числе и ходить по подиуму и фотографироваться, как известно, в некотором сомнительном вольном виде. Тут разные вещи. Это все-таки не жены и не мужья.

К. ЛАРИНА – Нам тут показывали три пары, Путин с Путиной, Медведев с Медведевой, и Ширак с Ширакшей. Они тут обедали в ресторации. Втроем. Вшестером. Это перед вручением государственной премии. Вообще президент с президентом не расстаются. Докладываю обстановку. Ничего не меняется. Их двое по-прежнему. Их все время показывают вдвоем, если конечно, тяжелая судьба чиновника их не разводит, когда нужно одному одним заниматься, другому другим, то как в основном они в телевизоре вдвоем. На вручении Госпремии тоже Владимир Владимирович сидел на первом ряду и отдельно вошел, показали, как отдельно вошел в зал Владимир Путин. То есть весь зал собирался, нам это не показывали, и приходили и члены правительства, и Н. С. Михалков, О. П. Табаков, многие были люди известные, а отдельно показали вход Владимира Владимировича Путина. Когда лауреаты говорили ответные речи, единственный лауреат, который позволил себе отойти от протокола и поблагодарить не просто президента, а еще и Владимира Владимировича Путина, это была Алиса Бруновна Фрейндлих, которая прямо сказала в микрофон, не взирая на лица, спасибо вам, конечно, Дмитрий Анатольевич, но я-то знаю, что эту премию мне дал Владимир Владимирович Путин. Низкий вам за это поклон, дорогой.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Наверное, и сама Алиса Бруновна не может забыть, уж тем более мы не можем забыть те памятные кадры, как Владимир Владимирович пришел к ней пить чай, поздравлял ее с каким-то днем рождения.

К. ЛАРИНА – Они большие друзья. Не с каким-то, а с юбилеем.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Я просто избегаю по отношению к актрисе слова…

К. ЛАРИНА – Юбилей. С круглой датой.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А после чего была информация, что в спешном порядке отремонтировали подъезд дома, в котором проживает Алиса Бруновна. Так что конечно у нее видимо, есть все основания поблагодарить отдельно. Владимира Владимировича.

К. ЛАРИНА – А что скажет народ, который телевизор смотрел неустанно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы, между прочим, футбол…

К. ЛАРИНА – А что там его обсуждать, надо ждать. Ты ничего не смотрела. Ты очень много пропустила.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Здрасьте. Я смотрела во-первых, ту самую игру, и более того, видела, как там кричали и рыдали болельщики, поскольку все сидели смотрели Испания-Россия.

К. ЛАРИНА – Ужас, расстрел. Сегодня будет Греция-Россия. Конечно же, сенсационное провальное выступление Франции-Италии, которая на волоске от гибели, они могут не пройти. Абсолютная сенсация это румынская сборная, которая рвет всех в куски. И так просто не дается. Они отчаянные ребята. Просто молодцы. Дай бог нам, конечно, такое рвение как у румын. Они меня удивили сильно. Как в свое время удивили хорваты. Португальцы конечно для меня это абсолютные фавориты, я за них болею. За наших понятно, сначала. И мне кажется, сейчас боюсь, все будут смеяться надо мной, все профессиональные болельщики, мне очень хотелось увидеть в финале такой состав, чтобы финальная игра была между Португалией и Голландией. Вот это интересно. Это как в свое время Бразилия, Германия. Абсолютно два разных футбола. Но и тот, и другой заслуживают огромного уважения и восхищения. Я надеюсь, что теперь, когда вернулась в строй, дорогая Ира Петровская, ты получишь настоящее удовольствие от просмотра телевизора.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно, это то, что я действительно смотрела, как ту игру всю подряд, а что-то подсматривала и на что-то попадала. Так что удовольствие я получаю. Просто может быть теперь оно будет намного более полным. Ничто не будет никакое кино, домино не будет отвлекать.

К. ЛАРИНА – Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Я хотела бы сказать вам о трех передачах, которые мне очень понравились. Во-первых, вчера был прекрасный гала-концерт из Баден-Бадена, где пела наша Нетребко.

К. ЛАРИНА – Да, многие наши слушатель отмечают.

СЛУШАТЕЛЬ – Теперь фильм был документальный о питерском актере Всеволоде Кузнецове. Вы знаете, я погрузилась как будто бы это, не могу даже передать своих ощущений, до того мне было приятно, там была дочь Лаврова, старые актеры. И обстановка человека, который прожил жизнь…, а вот какая-то ностальгия о прошлом, о людях, у которых полно книг и вообще такие доброжелательные собрались люди. Которые очень тепло говорили о Всеволоде Кузнецове. Поскольку это питерский актер, его может быть, даже далеко не все знают. А еще на меня большое впечатление произвел фильм «Ребро. Портрет жены художника». Кто режиссер…

К. ЛАРИНА – Сейчас Ира расскажет. Потому что Ира прям запрыгала на стуле от восторга, что вы об этом вспомнили.

СЛУШАТЕЛЬ – Такой фильм, хоть бы его показали еще раз. И показывали его просто я считаю безобразие, в 0.50. Столько говорят о этих извините, попсовых передачах, люди пишут…

К. ЛАРИНА – К сожалению, вы знаете, тут ничего изменить мы не можем. Про фильм Ира с удовольствием скажет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я более того, даже просто поражена, бывает же такое. Практически телепатия.

К. ЛАРИНА – Запрыгала.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потому что когда наша замечательная слушательница стала говорить о первом документальном фильме, то я подумала, ох, сейчас я должна обязательно сказать про этот фильм «Ребро». Этот фильм получил премию на последнем фестивале в Екатеринбурге документального кино. Как лучший полнометражный фильм. Режиссер и автор сценария Золотуха. И сейчас не могу вторую фамилию вспомнить, женщина. Это действительно я давно не испытывала такого ощущения возвышенного, счастья. Потому что он очень такой в принципе скромный рассказ, в центре матушка, попадья. Очень интеллигентная женщина из номенклатурной семьи, которая окончила Архитектурный институт, была абсолютно светским человеком. И вышла замуж за такого же светского художника, а потом через какое-то время он воцерковился и принял сан. И они уехали в глубинку. И стали просто поднимать там совсем заброшенный храм. И она рассказывает на протяжении всего фильма вот эту историю. Там хроника есть, как они познакомились, как они полюбили друг друга. Как они жили в этой светской жизни. А потом это все происходит на фоне этой жизни уже сельской абсолютно. Храм, они его восстанавливают, и он ведет службы. И все это идет, идет и периодически либо она рассказывает, либо его синхрон и понятно, что они до такой степени уже единое целое, слитное, что их даже невозможно представить. И каждый из них говорит, что лучше бы все-таки он ушел первым, а не я. Потому что я этого пережить не могу. И до последнего ощущение, что все живы и здоровы. И самые последние кадры, на которых я человек, в общем, не сентиментальный, просто ком к горлу, когда ты понимаешь, что происходит. Потому что выходит батюшка из храма и медленно идет куда-то, мы понимаем, что он приходит на кладбище, и понятно, что эта матушка Елена умерла недавно. Когда фильм снимался, она была жива, хотя она косвенно говорит, что она болеет, что с трудом ходят ноги, и он сидит на этом кладбище, такой пронзительности этот эпизод. Называется «Ребро. Портрет жены художника», и дальше он существует один. У меня он есть на диске, я тебе дам посмотреть. Потому что его смотришь не отрываясь просто, какое лицо у этой матушки совершенно невероятное. Какая речь. Она живет абсолютно уже в этом сельском укладе, совершенно действительно светская богемная даже интеллигентная женщина. Как она с коровой общается, собачками. И когда ты видишь уже ее портрет на кресте, этот финал душераздирающий совершенно. Это самое настоящее, о чем я не перестаю говорить, что мы с вами, друзья мои, видим по телевизору в хорошее время, никакого отношения не имеет к настоящему документальному кино. А вот это настоящее документальное кино, к несчастью только существует на фестивалях и в лучшем случае канал «Культура» это покажет почти в час ночи. Но ради таких фильмов, пожалуй стоит не спать, потому что потом ты даже если и заснешь, то каким-то очищенным и просветленным. Потому что это какие-то необыкновенные ни на кого не похожие отдельные люди.

К. ЛАРИНА – Я повторю. «Ребро. Портрет жены художника».

И. ПЕТРОВСКАЯ - А что повторять, я не думаю, что он существует в DVD варианте.

К. ЛАРИНА – Может быть можно в Интернете найти. Алло. Добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Я хотел бы об этом фильме два слова сказать. Сергей, г. Рыбинск. Фильм замечательный. Женщина замечательная, лицо. Я с вами полностью согласен. Единственное, что хочу сказать, что этот храм находится в Угличском районе.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я хотела сказать, но просто побоялась ошибиться.

СЛУШАТЕЛЬ – Километрах в 10-15 от Углича называется по-моему, На бору. Храм, что на бору. Там вывеска большая висит, ее очень хорошо видно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я помнила, что это где-то в этих местах. Но боялась быть неточной.

К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. По Второму каналу был чудесная передача. «Вокруг света». Сейчас этот канал так заменили мужчина, молодая и какая-то…

К. ЛАРИНА – А что это такое?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вы имеете в виду видимо, Михаила Кожухова.

СЛУШАТЕЛЬ – Прекрасный ведущий был этой программы. Убрали его, стала, не поймешь что. Не интересный канал. Я его выключаю даже.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это программа путешествий прикладная, там ведущий приезжает куда-то. Надевает одежды, делает то, что делают местные люди.

К. ЛАРИНА – Так он давно уже уволился.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне тоже кажется, что Миша Кожухов был исключительно на месте и делал это с таким азартом и так упоительно, интересно, азартно, весело, что действительно вот это было даже иногда интереснее, чем антураж того места, куда он приезжал. Насколько я знаю, там какая-то обоюдная история, самому Михаилу тоже это надоело. Представьте себе, несколько лет в режиме нон-стоп все время путешествовать…

К. ЛАРИНА – Мне кажется, там какой-то конфликт наличествует. Потому что он был судя по тому, что я читала из обрывков его интервью, очень обижен на то, что произошло.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я, честно говоря, не поняла, есть ли там обида. Но в любом случае программа действительно стала намного менее интересной, потому что в данном случае мы знаем, как и программа путешествий была с Сенкевичем, мы сами можем съездить, в общем, многие, и посмотреть. Довольно много уже доступных нам или части людей мест.

К. ЛАРИНА – В таких программах ценен конечно человек.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно. И потом это не просто путешествия, это не «Путевые заметки» Димы Крылова, которые тоже по-своему интересны. Но это такой туризм телевизионный.

К. ЛАРИНА – Освоение новой профессии всегда.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Именно, как человек себя преодолевает.

К. ЛАРИНА – А какая была хорошая программа Люба Полищук и Сережа Цигаль вели. Гастрономические путешествия. Мало к сожалению, программ записали. Хотя сейчас, насколько я знаю, они, по-моему, записывают с дочерью. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Я очень люблю вашу программу. Спасибо большое. По «Культуре» был фильм «Маша». Кажется, автор Сергей Ткачев. Он режиссер и продюсер. Очень интересно, о девочке 15-0летней. Все это происходит в Париже. Интересные истории, конец очень захватывающий. Очень понравилось, получила удовольствие действительно. Очень жалко, что он прошел, мне кажется, незаметно. И об этом авторе я лично ничего не знаю. Фильм как бы художественный, а воспринимается как-то полудокументальный. Настолько девочка интересно играет.

К. ЛАРИНА – Спасибо. Поняли. Я так понимаю, Ира этот фильм тоже не видела.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, конечно. К сожалению.

К. ЛАРИНА – Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Мы вчера смотрели всей семьей футбол. Нидерланды-Франция. И вдруг в заставке великие имена России. И посредине Сталин. Что это за акция? Следующий перерыв. Великие имена России, посредине: Ленин. Что это за акция ведущего телевизионного канала нашей страны.

К. ЛАРИНА – Они хотят найти имя национального героя. Из истории России. Это такой проект, который тоже не нами придуман. Это во многих странах мира устраивают. Такое всенародное голосование.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тут важно, что это выбор населения.

К. ЛАРИНА – То есть дается некоторый список самых знаковых имен в истории страны и народ путем голосования, прежде всего на сайте в Интернете выбирает себе имя национального героя. Методом исключения. По идее должен остаться один. То, что туда попадают и такие как Ленин и Сталин, спорно, но тоже можно понять, что это люди, которые перевернули или повернули историю страны туда, куда она повернулась.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Если не историю мира.

К. ЛАРИНА – Безусловно, это люди, которые заслуживают такого внимательного к себе отношения. Другой вопрос, что вызвало ваше возмущение, как это подается. Подается все однозначно, великие люди нашей страны. Это конечно вопрос, действительно спорный. Мне кажется, что там еще хуже есть. Там если на сайте поковыряться, там такие есть определения странные, непонятно, на чем основанные. То есть либо для дебилов полных объясняется, кто этот человек, либо не знаю, для кого, для каких-то пользователей Интернета, может быть они считают, что люди, которые Интернетом пользуются, вообще ничего не знают про историю. Поэтому соглашусь с вами.

СЛУШАТЕЛЬ – Я не представилась. Меня зовут Елена Кимовна, я из Москвы.

К. ЛАРИНА – Очень приятно.

СЛУШАТЕЛЬ – Но я удивлена, что во время футбола.

К. ЛАРИНА – У них идет реклама постоянная. Они рекламируют этот свой проект везде. Но это их право.

СЛУШАТЕЛЬ – Но значит это выбор нашего народа.

К. ЛАРИНА – Да.

СЛУШАТЕЛЬ – А не выбор канала. Спасибо большое.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Просто, поскольку видимо, не очень хорошо понимает, как осуществляется этот выбор…

К. ЛАРИНА – Но ты согласна с тем, что я сказала.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, абсолютно. Что это иногда некоторое шокирующее ощущение. То, что эти персонажи входят в этот топ, ничего удивительного в этом нет.

К. ЛАРИНА – Там и Троцкий есть, по-моему.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вообще довольно давно уже этот проект длится.

К. ЛАРИНА – Он какой-то очень убогий по своему посылу. Какой-то примитивный.

И. ПЕТРОВСКАЯ - По исполнению я бы сказала тоже. Эти интервью, когда знаменитые люди называют других знаменитых людей…

К. ЛАРИНА – Цокая языком: да, да, Пушкин. Все это ужасно примитивно и недостойно, кстати, точно совершенно, истории нашей страны. То, что где-то возможно в другом мире может быть, в другом месте. Где действительно может быть, люди не очень понимают, где они родились и что за ними стоит, какая великая история. То здесь мне кажется обходиться так со своей страной просто даже оскорбительно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это, во-первых, а во-вторых, согласись, что совершенно невозможно выбрать одно имя, которое бы стало абсолютно однозначным символом страны.

К. ЛАРИНА – Пусть это будет игрой. Тогда подавайте это как игру. Тогда уберите этот…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Пафос дикий. Как на «Эхо Москвы». «Выбираем президента из литературных персонажей».

К. ЛАРИНА – «Наше все» у нас идет передача Киселева. Голосуем на букву «л» и все.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Чего-то все-таки пытаются придумать.

К. ЛАРИНА – Попроще.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Поскольку еще теперь еще и сезонная летняя попсовость нарастает, то пошли повторы, вчера «Две звезды» опять повторяют. «Большую разницу». На следующей неделе.

К. ЛАРИНА – Большая путаница у меня. Потому что они еще фильм какой-то рекламируют под названием «Большая разница».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну может быть. Поскольку я пишу анонсы, что будет или был уже…

К. ЛАРИНА – 20-го.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Повтор «Большой разницы» и очень смешно, что они прислали снова новогодние анонсы, где обещают нам черта в ступе и делать этот проект регулярным, а сейчас уже известно и понятно, что он не будет регулярным. А раз в год в лучшем случае.

К. ЛАРИНА – Ты боялась. Мы прекрасно провели время.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да неплохо, да.

К. ЛАРИНА – Весело и быстро. Спасибо большое нашим слушателям. Мы прощаемся на неделю с программой «Человек из телевизора». Так что смотрите, хотя у нас опять футбол. Ты будешь сегодня смотреть?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Обязательно.

К. ЛАРИНА – А ты будешь болеть за Грецию, наверное.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Знаешь, что... Вот в патриотизме, пожалуйста, прошу не отказывать. Я похожа на того, кто болеет за греков? А вообще в принципе я так понимаю, что в лоб, что по лбу. Все хорошие ребята. Но уж ладно, поболею может быть…

К. ЛАРИНА – Мы сегодня попереживаем за нас. Твой прогноз. Какой счет?

И. ПЕТРОВСКАЯ - 4:3.

К. ЛАРИНА – В пользу?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нас!

К. ЛАРИНА – Хорошо, посмотрим.