Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2008-03-01

01.03.2008
Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2008-03-01 Скачать

К. ЛАРИНА – Алексей, звукорежиссура, Санкт-Петербург: «Что же вы ,Ирина, в последнее время стали так злы? Раньше вас было приятно слушать. А теперь от былой объективности ничего не осталось».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, Алексей, жизнь такая. Станешь тут злым. Не знаю, куда объективность девается. Надо над этим серьезно задуматься.

К. ЛАРИНА - Тяжело Алексею, звукорежиссура из Санкт-Петербурга нас слушать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну что же, Алексей, у нас много других программ. В том числе посвященных телевидению. Слушайте, хочется сказать, туда.

К. ЛАРИНА - Вы поняли, что мы начали наш разговор про телевизор. Ир, если я начала с…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Гадости.

К. ЛАРИНА - Не гадости, а с реплик, которые пришли на наш сайт, давай мы немножко почитаем. Может быть, людей интересует совсем другое, чем нас. Например: «В пятницу в 23.05 на ТВЦ в программе "Народ хочет знать" передачи не было. В связи с чем её отменили?»

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я понимаю, из-за того, что вне программы стоял концерт из «Олимпийского», такой предвыборный с участием мэра Лужкова, всего московского правительства, как всегда Кобзона.

К. ЛАРИНА - А в честь чего?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Здрасьте. Завтра праздник.

К. ЛАРИНА - У них что, предвыборный концерт?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Накануне парламентских выборов было ровно то же самое. Мне даже показалось, что это одно то же. Но, по-моему, нет.

К. ЛАРИНА – Концерт, специально приуроченный к выборам?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он не то чтобы так звучал, что мы посвящаем это выборам, но, тем не менее, была такая история, где пели…

К. ЛАРИНА – А как это называлось?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Никак. Просто какой-то концерт совершенно вне программы. Где в начале молодые люди пели, а закончилось кодой – дорогая моя столица, Лужков и так далее. Но поскольку я переключалась на КВН, где тоже было по-своему любопытно, то я может быть пропустила сам момент агитационный, хотя в анонсе был Юрий Михайлович, который говорил, что всем надо пойти и отдать свой голос и выбрать будущее или что-то. Я сама удивилась, что не было. Я до последнего ждала, но так передача и не вышла.

К. ЛАРИНА – То есть мы пока считаем, что это не следствие какого-то форс-мажора.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну если не считать форс-мажором то, что ставится в эфир некое произведение, которое в преддверие определенного важного события.

К. ЛАРИНА – Сергей из Волгограда: «Здравствуйте. Вы много говорили о фильме Михалкова про Путина, но ни разу не вспомнили про фильм Рязанова о Ельцине! Опять двойные стандарты»

И. ПЕТРОВСКАЯ - Во-первых, Сергей, в свое время я очень много писала про эти программы ельцинские. Они некоторым образом отличались. Это все-таки был диалог, в котором участвовал тогдашний президент и кандидат в президенты Борис Николаевич Ельцин. И Эльдар Рязанов не славословил его. Хотя я даже тогда отмечала, что тем не менее, ситуация общения с главой государства накладывает определенный отпечаток на интервьюера и там тоже были какие-то нотки подобострастия, как мне казалось, но уверяю вас, они ни в какое сравнение не идут с тем фильмом, который вы вспомнили.

К. ЛАРИНА – И потом там жанр был другой. У Рязанова все на интервью было основано.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я о том и говорю. Это был диалог двух людей, причем двух уважаемых людей и Рязанов пришел не как мальчик на задних лапках и говорить: ваше величество, вы гений. А все-таки он задавал вопросы, причем довольно жесткие.

К. ЛАРИНА – Все было в форме беседы свободной поострено.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, это было очень любопытно и кстати был тогда смешной момент, когда Рязанов брюки разорвал о гвоздь в доме Бориса Николаевича Ельцина. То есть это тот жанр, который вообще ушел, потому что наши высшие верховные деятели перестали общаться с журналистами. Они теперь если общаются, только в режиме огромной пресс-конференции, где все более-менее расписано вопросы. Или прямая линия с народом. А так представить себе, что пришел либо журналист отдельный, либо деятель культуры как Эльдар Рязанов, вообще не представимо сегодня. И задают вопросы от себя. Не согласованные тысячу раз, заверенные пресс-службой, а от себя. Это представить сейчас не реально. Согласитесь.

К. ЛАРИНА – Поразительное интервью дал Н. С. Михалков газете «Известия».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не имею возможности обсуждать то, что опубликовано в моей газете.

К. ЛАРИНА – А почему, ты не публикацию обсуждаешь, а Н. С. Михалкова. Его прямую речь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тем не менее, есть какие-то корпоративные вещи.

К. ЛАРИНА – Несколько вещей, которые меня просто поразили. Если человек талантлив, это тот самый случай, то он талантлив во всем. Даже в этом. На вопрос, связанный с письмом от имени 65 тысяч творческих работников с просьбой остаться на третий срок, Михалков ответил, что, во-первых, он не знал, что будет от имени 65 тысяч, он думал, что всего три подписи. Во-первых, он не знал, что это письмо предназначено для публичного обсуждения, он думал, закрытое. А в-третьих, сказал он, неужели вы думаете, что среди 150 миллионов не найдется 65 тысяч человек, которые поддерживают Владимира Путина и которые являются творческими работниками. Вот от имени их я и подписал это письмо. Чудо.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Чудо конечно, замечательно. Причем особенно, если учесть, что в тексте были эти 65 тысяч творческих работников, и тогда можно предположить, что Никита Сергеевич подписал пустой лист. Просто ему сказали, что есть такая инициатива. Он взял и заранее подписал.

К. ЛАРИНА – Ну пусть это останется на его совести. Второй момент меня еще поразил. Один вопрос. Как можно не любить того, кто руководит твоей страной? Это для него риторический вопрос. То есть по-прежнему хоть кол на голове чеши, все равно мы говорим только в категориях любви и ненависти. Каких-то эротических отношений с властью. Это для меня загадка.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Самое главное, в этой логике сразу вспоминается жуткие кошмарные сатрапы, которые в разные годы руководили разными странами, и по этой логике камбоджийцы должны были обожать Пол Пота, потому что как можно не любить. Даже если он уничтожает.

К. ЛАРИНА – Какая-то часть обожала. А что Саддама Хусейна не обожала толпа.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Безусловно.

К. ЛАРИНА – Которая потом его же и топтала, его памятник, кадры, обошедшие весь мир. Я в этом убеждена, это эффект рабства. Рабской психологии. Что кого ты обожествляешь, ты с такой же страстью его потом и топчешь. Потому что такие отношения выстраиваются. Люблю-ненавижу.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Люди холопского звания - сущие псы иногда, чем тяжелее наказание, тем им милей господа. И соответственно когда господина скидывают, то с тем же рвением и собачьей злостью будут также топтать. Вспоминаю нашего замечательного лидера И. В. Сталина. Тоже обожание было невероятным. А потом тоже много чего выяснилось. Нет, логика шикарная. Даже обсуждать бессмысленно.

К. ЛАРИНА – Научный работник Максим из Санкт-Петербурга: «Здравствуйте! Вчера я внимательно просмотрел ленты новостей всех ведущих отечественных новостных телеканалов. Все (кроме РЕН-ТВ) игнорируют дикую ситуацию вокруг своей коллеги Н. Морарь. Однако, на канале Вести-РТР, в противовес родительскому РТР, на второй день событий был показан информационный сюжет, - обращаю внимание, что Вести это спутниковый канал.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вести-24 который.

К. ЛАРИНА – С чем, на Ваш взгляд, может быть связано различие редакционных позиций внутри одной корпорации?»

И. ПЕТРОВСКАЯ - Думаю, что с тем, что меньше охват аудитории.

К. ЛАРИНА – А мне кажется, что Вести-24 выходят на мировой рынок.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, конечно. Хотя аудитории все равно своей меньше охват. На зарубежную – больше. Да, эта ситуация, кто-то может сказать, что это один частный случай или вообще не надо из этого…

К. ЛАРИНА – Это дикий частный случай.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, это абсолютная дичь. Причем я некоторых людей из своего окружения спрашивала, действительно никто про это ничего не знает. Кто не слушает радио и не читает Интернет. Молодую девку, девушку просто пытаются загнать, уничтожить. За что? Я все время думала, что сейчас в эти три дня, пока она сидит со своим мужем в аэропорту, что сейчас хоть в преддверие выборов найдется какая-то сила, которая скажет: да хватит уже, прекратите это делать. Я думаю, что сейчас бы это было воспринято частью электората, который крайне скептически относится вообще к истории завтрашних выборов, исключительно позитивно.

К. ЛАРИНА – На вопрос: за что, я думаю, что уже готовится ответ. Который вчера как мне кажется, уже опробовал на нашей нервной аудитории не менее нервный Михаил Леонтьев, который вчера какую-то чудовищную версию выдал в эфир. Поставив Матвея Ганапольского в полный тупик. Он сказал, что смысл в том, что она вообще агент спецслужб. Не молдавских, нет. Допустим, последний раз знаешь, где она была за границей?

И. ПЕТРОВСКАЯ - В Израиле.

К. ЛАРИНА – А ты знаешь, с кем она там встречалась?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я слышала.

К. ЛАРИНА – С Невзлиным. А она работает на своих хозяев. То есть при всем бреде сумасшедшего человека, который каждую пятницу выступает в нашем эфире, прикидываясь журналистом, или кем он там, аналитиком. При всем этом бреде я прекрасно понимаю, что это вполне может завтра появиться в центральной прессе или на Первом канале.

И. ПЕТРОВСКАЯ – На ура пройдет.

К. ЛАРИНА – Скажут, что она на самом деле агент спецслужб. И выполняла тайное задание. Мы живем в эпоху абсурда, Хармс отдыхает, нервно курит.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я и думала, мы живем же в эпоху искусственно созданного абсурда. То есть это есть целая компания людей, которые это создают. И поэтому я думала, что может быть из-за того, что сейчас канун выборов, может быть кому-то придет в голову, чтобы ненадолго этот абсурд как-то отодвинуть. И сказать: в конце концов, впустите, если ее не как журналиста, впустите как новобрачную, как жену своего мужа, которая может жить где угодно.

К. ЛАРИНА – Они сами себя уничтожают такими ситуациями бредовыми совершенно. А потом еще выпускают таких Леонтьевых, которые пытаются в этом бреде найти не менее бредовую логику.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Понятно, что может сказать Леонтьев. Меня в этой ситуации потрясает только одно, что, тем не менее, все равно мы можем взять в кавычки, можем не брать, он называется журналист и по всем прежде существовавшим нормам, принципам, все-таки считалось западло, извините за грубость, бросать камень в своих же коллег. Хотя он может, не считает.

К. ЛАРИНА – Когда это было?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тем не менее. Всегда.

К. ЛАРИНА – Перестань. Ничего этого давно уже нет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В нормальной профессиональной среде это всегда считалось.

К. ЛАРИНА – Когда это было? При советской власти этого не было никогда.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Советскую власть даже не берем.

К. ЛАРИНА – А когда это было? В 90-е годы? Ты вспомни историю с НТВ.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не кричи.

К. ЛАРИНА – Как швыряли камни в этот уникальный журналистский коллектив.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не кричи. Приличные люди этим не занимались. Другой вопрос, что некоторые уже давно отбросили все эти приличия. И самое поразительное, что они, ведь не существуют в ситуации вакуума и не существуют той ситуации, когда от них бы демонстративно отворачивались и не подавали им руки.

К. ЛАРИНА – Кому?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот эти люди, которые такие вещи озвучивают. Наши коллеги так называемые. Меня вот это потрясает. Взрослый человек, у которого дочь такого же возраста, а может быть и старше, как Морарь, я имею в виду Леонтьева, ему не стыдно говорить то, что он говорит. И оправдывать вот эти действия чудовищные.

К. ЛАРИНА – И таких много.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но некоторые хоть молчат.

К. ЛАРИНА – Они говорят в Интернете.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В Интернете говорят все, кому не лень.

К. ЛАРИНА – В журналистских так называемых сообществах. Нет, именно журналисты. То молодое поколение, кстати, Наталья Морарь тоже представитель молодого поколения. Они разные, как и мы разные, так и они разные. А что касается журналистского сообщества, его никогда не было. Ты говоришь про то, что не подавать руки, Леонтьева не считать журналистом или своим коллегой…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он сам говорит: я не журналист.

К. ЛАРИНА – Но с другой стороны ты вспомни историю с теперешним нашим коллегой по эфиру Сергеем Доренко. Когда большое жюри выразило ему ноту недоверия или не знаю, чуть ли ни изгнало из своих рядов, как коллегу. Выразило отношение к его работе, когда он работал на Первом канале.

И. ПЕТРОВСКАЯ - На ОРТ точнее.

К. ЛАРИНА – И что? Ничего. И сколько таких случаев было. История с НТВ для меня просто показательная история. Сколько слов ненависти, презрения было высказано нашими же коллегами в адрес журналистов компании НТВ, когда была эта ситуация жути, кошмара и того же абсурда.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В общем, да. Ты меня убедила. Главное, что надежда на то, что как-то восстановится, хотя бы нормальная атмосфера, когда было бы просто невозможно высказывать то, что высказывают некоторые наши, извините «коллеги», надежда на то, что когда-то это будет, просто нет. А может быть даже специально такие придумываются истории, на которых расхождение взглядов, диаметрально противоположные лагеря что ли образуются и вместе им уже никогда не сойтись.

К. ЛАРИНА – Там тоже очень простое объяснение для меня лично. Даже не разные взгляды на жизнь, а разное понимание смысла профессии. Это не сходится. Это параллельные вещи.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хуже, это разное понимание таких основополагающих уже вещей как нравственность, порядочность, совесть. То, что раньше считалось, так нельзя делать, потому что неудобно, непорядочно, безнравственно, отвратительно. Вот это все сейчас настолько размыто, что иногда за доблесть выдается. То, что раньше осуждалось безоговорочно. Я не говорю всем обществом, но в какой-то среде своей безусловно осуждалось.

К. ЛАРИНА – Меняем тему. Влас из Омска пишет sms: вчера на КВН присутствовал Медведев. Каков был по-вашему уровень юмора по отношению к нему?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Добрый, трогательный юмор. Можно ли упоминать…

К. ЛАРИНА – Сегодня тебе Павловский покажет такой день тишины. У нас 8 лет тишины. Перестань, успокойся.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А я думаю, что нехорошо, надо соблюдать. Очень трогательный был, там была пародия, реприза, что Дмитрий Анатольевич приезжает или встречается со своими одноклассниками, и он сидит, а все подобострастно говорят. Было смешно в какой-то момент: привет, «те». То есть как бы и на «ты», и на «вы». А потом влетает некий однокашник, который говорит: я телевизор уже последние 5 лет не смотрю, радио не слушаю. Хлопает по плечу со всей дури этого так называемого своего однокашника Дмитрия Анатольевича, героя репризы, а потом ему тихо говорят, кто он. И он падает в обморок. Я посмотрела, реакцию показали кандидата в президенты. Он тоже мило смеялся. А его очень смешно показали через Эрнста. Эрнст председатель жюри. И видно было, что Эрнст несколько напряженно улыбается. Как воспримет герой эту пародию. Но тот хихикал, без галстука сидел. Но это тоже история такая, если мы помним, в какие-то судьбоносные для Путина времена он тоже приходил именно в КВН.

К. ЛАРИНА – Ближе к народу, к молодежи.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И вообще народу надо показать, что человек понимает юмор, что он в этой среде очень выгодно смотрится. Потому что тоже сам еще достаточно молод.

К. ЛАРИНА – «Как вам то, что он на вашем радио?» Он на нашем радио гость, если про Леонтьева спрашивают. Он не работает у нас. Меня другое поражает и удивляет. Что он может поливать, не стесняясь конкретных людей, он вчера такие вещи говорил про Евгению Альбац, что я не знаю, мне кажется, можно уже даже в суд подавать на такие заявления, которые он себе позволяет в эфире. Приходя сюда, он оскорбляет людей, которые здесь работают. Не стесняясь в выражениях. Нецензурную брань себе позволяет. И ничего.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Причем не только в адрес своих коллег, но в адрес еще руководителей других государств.

К. ЛАРИНА – Это уж мы никто не стесняемся. Он уже дошел до того, что он в таком виде может приходить на Первый канал. Вот раньше мы с тобой обсуждали, что он на Первый канал так не ходит. Ходит. И ничего, все глотают. И Владимир Владимирович Познер глотает. Человека, который в неадекватном состоянии находится, и это все видят, что он, если не пьяный, короче говоря, неадекватный. Все видят и делают вид, что он что-то говорит, и все его слушают. Взрослые люди.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну потому что дали отмашку придти на этот канал.

К. ЛАРИНА – Значит, он кому-то нужен. Вот какая власть, такие у нее и защитники.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Если звезды зажигают точно значит кому-то нужно. И такие звезды, кстати.

К. ЛАРИНА – Наверное, стоит уже телефон подключить. Тут спрашивали про Павла Астахова. Почему Астахов захватил РЕН-ТВ. У него, во-первых, появилась вторая программа «Три угла». А еще он был с этими кукляшками в качестве героя.

И. ПЕТРОВСКАЯ - У каждого канала должно быть видимо, свое лицо. Возможно, что сейчас Павел Астахов стал лицом канала РЕН-ТВ. До этого он еще ведет утреннюю программу «Суд идет».

К. ЛАРИНА – Да.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Кстати, он там очень органичен в этом формате судебном.

К. ЛАРИНА – Потому что своим делом занимается.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И кстати, давай скажем о том хорошем что было на экране.

К. ЛАРИНА – Канал «Культура».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, кстати, замечательный цикл Анатолия Смелянского «Сквозное действие», который посвящен истории театра с 20 века, заканчивается фактически концом века. Революционные и послереволюционные пьесы поставлены и заканчивается это Додиным «Жизнь и судьба». Уже в конце столетия. На мой взгляд, как всегда совершенно невероятно интересно. Ты смотрела?

К. ЛАРИНА – Нет. Я смотрела только одну из первых серий. Сколько он уже идет?

И. ПЕТРОВСКАЯ - По-моему, третью неделю. Самая интересная для меня была эта неделя. Потому что это то, что я уже сама видела, это уже 90-е годы. Вернее даже нет, вначале 80-е, спектакль «Высоцкий», «Юнона и Авось», «Взрослая дочь молодого человека». Те вызовы, которые стояли перед театром, и по сути как театр предвосхитил или нет, не знаю, но та свобода, которая потом уже появилась, она вначале была все-таки в театре и на театральных подмостках.

К. ЛАРИНА – История возникновения и становления гражданского общества через какие-то знаковые спектакли.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, на фоне всего того, что в этот момент происходило. Иногда это было вопреки и чаще всего вопреки, иногда благодаря тому, что происходило. Как театр выживал, встраивался, выламывался из той системы, которая существовала. То есть театр на фоне времени.

К. ЛАРИНА – То, чего сегодня не хватает театру. Мне кажется, что сегодня театр стремительно оставляет позиции, то, о чем говорит Смелянский в этом цикле, сегодня, мне кажется, необходимо вернуть театру. Вернее он сам должен себе вернуть это.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Дело в том, что там одна из последних серий, «Когда начальство ушло» называется, когда перестали партия и правительство, министерства курировать театр и выяснилось, что в ситуации абсолютной свободы, мы это потом знаем, по всему, что-то исчезает. Как ни странно. И в тоже время сейчас, мы несколько раз бывали с тобой на нескольких спектаклях, ты вдруг понимаешь, что публика совершенно иначе уже реагирует на то, что происходит на сцене. И уже ловит подтексты на фоне контекстов. Мы это тоже реально видели.

К. ЛАРИНА – Да, подтекстов мало пока.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тут такая палка о двух концах. С одной стороны это будет хорошо для театра, если это вернется. Вот этот второй план, который нужно специально считывать и ради чего многие люди ходили в театр. А с другой стороны это будет свидетельствовать о том, что времена такие наступили, которые требуют уже подтекстов, а не прямых каких-то слов.

К. ЛАРИНА – Мы должны будем пойти обязательно, будут большие гастроли Александринского театра питерского, который приезжает в начале апреля. Спектакли Валерия Фокина, то, о чем ты говоришь, там должно присутствовать и мы это обязательно проверим.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Замечательно. И вторая вещь, это вчерашняя «Линия жизни» с Сергеем Гармашом.

К. ЛАРИНА – Я тоже не видела, к сожалению.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Очень жалко, потому что он удивительно обаятельно вел себя на сцене перед публикой. Все-таки он исключительно симпатичный человек и здесь в отличие от многих своих собратьев было особенно очевидно это отсутствие звездизма, он как будто даже немножко смущался такого внимания к себе. И оторваться было от этого невозможно. Ты прекрасно знаешь Гармаша и знаешь его манеру. Там было много цитат из его театральных, киноролей. И он отвечал на вопросы. Традиционно формат этой программы всегда любопытный. На прошлой неделе тоже было интересно, был Волгин, который говорил о Достоевском. Это всегда какие-то, как правило, на 90-95% все-таки очень всегда интересные персонажи, которые приходят и становятся героями «Линиями жизни». Но Гармаш на этом фоне был какой-то особенно неожиданный, трогательно-обаятельный.

К. ЛАРИНА – Можно попросить наших слушателей продолжить этот позитивный настрой Ирины Петровской. И о хорошем вспомнить в телевизионном пространстве. Что-то же есть хорошее, предлагает нам не умереть, а жить.

И. ПЕТРОВСКАЯ - На общем фоне, потому что люди у нас тоже, как и я смотрят многое подряд. Я вынуждена это смотреть, потому что мне нужно в целом составить представление о том, что происходит на неделе. Многие люди просто потому, что ожидают все время чего-то. Поэтому на общем фоне такого совершенно стопроцентно позитивного действительно, к сожалению, не очень много.

К. ЛАРИНА – Человеколюбивого.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Для меня, я знаю, что ты сейчас со мной не согласишься, но несколько дней подряд, даже недель я смотрела по утрам «Модный приговор», который поначалу у меня тоже вызвал не полное негативное отношение, но какая-то степень отторжения была. Мне казалось, что есть что-то такое унижающее человеческое женское достоинство, когда человека разбирают по косточкам и уличают в отсутствие вкуса часто. А сейчас я поняла, что здесь есть одна очень важная вещь. Интонация. И Вячеслав Зайцев, юбиляра этой недели, с чем мы его и поздравляем. Он оказался при всем притом, что совершенно не типичный телевизионный ведущий, с огромными проблемами с дикцией и прочее…

К. ЛАРИНА – Очень здорово его Галкин показывает.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Фантастически показывает. Но при этом не обидно. Да и практически любой его может показать. Но в отличие от других такого рода программ, где ставятся какие-то эксперименты над людьми и человека выставляют в не лучшем свете, здесь все окрашено невероятной доброжелательностью Зайцева. Для которого каждая героиня умница, красавица. Лучшая в своем роде. И даже когда она говорит сама о своих недостатках, он в этих недостатках умудряется найти достоинства. И вот это все скрашивает этот, может быть какой-то негатив, который мог бы возникать в связи с тем, что человека заставляют разоблачаться в каком-то смысле.

К. ЛАРИНА – Может быть, ты не видела эту передачу, после которой я закрыла для себя эту тему. Я эту программу просто не смотрю. Не соглашусь с тобой абсолютно ни в чем. И то, что касается интонации именно это меня больше всего и раздражает.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А меня почему-то наоборот, очень примиряет с этим.

К. ЛАРИНА – Совсем даже необязательно, что мы здесь должны восторгаться и негодовать над одними и теми же вещами. Была программа достаточно давно, где героиней была 15-летняя девочка. Не помнишь?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не видела. Я не могу сказать, что все смотрю.

К. ЛАРИНА – Эта передача, которая меня отвратила от этой программы, я думаю навсегда. Потому что девочка была увлечена какой-то эстетикой рыцарских времен. Она входила в какой-то клуб, который по пещерам путешествует, они придумывают костюмы средневековые. Она играет даму сердца, рыцарский турнир. В общем, какое-то у них свое сообщество молодежное. Мальчики и девочки. И она не признает никакой косметики, никакого украшательства и искусственного. У нее длинные прекрасные волосы белые ниже попы. Красивые очень. Никакой косметики на лице. Пришла мама, которая сказала, что ее раздражает, как ее дочь выглядит. Что она должна быть красоткой. Она такая хорошенькая. И прическа у нее не модная. Короче говоря, они отрезали ей волосы, выбелили ей какой-то пергидролю, накрасили ее как куклу Барби. Нарядили в какие-то мини-шпини. И вышло вот это целлулоидное существо, у нее в глазах стоят слезы. И она дергает себя за эти обрезанные волосы и говорит: что я с этим буду делать. Что вы сделали со мной. Мама сидит, улыбается и говорит: вот такую девочку и мечтала. Спасибо вам, дорогой этот и этот, и стилист. Девочка злится. На наших глазах это все происходит. У нее слезы бегут по щекам. Она говорит: как я волосы себе верну, что я буду делать. Закрывает лицо руками. Это не спектакль, Ира. И Зайцев ей говорит раздраженным вдруг тоном, все ушло, вся эта милота, про которую ты мне сейчас рассказываешь, вся ушла, он ее раздраженным тоном говорит: как ты смеешь так разговаривать со взрослыми людьми. Тебе хотят добра. Люди не понимают своего счастья. Из тебя красавицу сделали. Как тебе не стыдно. Вот я тебе рассказала практически в лицах, как это было. Скажи мне, это почти преступление.

И. ПЕТРОВСКАЯ - История неприятная, хотя девочка в 16 лет мне кажется, в состоянии сказать, что она не хочет отрезать волосы и даже в угоду маме.

К. ЛАРИНА – Я тебя умоляю. Ты бы это видела. Потому что послушная хорошая девочка. Мама притащила.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Бывают, наверное, и сбои. Бывают, в том числе интонационные какие-то этические…

К. ЛАРИНА – Это раздражение откуда-то поднялось изнутри у человека, который всех любит, как ты говоришь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Просто я сравниваю. Есть еще одна программа «Снимите это немедленно», которая поменяла ведущих. И из-за этого во многом, на мой взгляд, потому что там появились ведущие, чрезвычайно жестоко относящиеся к своим испытуемым дамам, которые решили поменять свой облик.

К. ЛАРИНА – Они сами не лучшим образом выглядят эти две ведущие.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это бог с ними. Хотя конечно да, это тоже имеет значение. Но самое главное, что ощущение, что ты присутствуешь при унижении другого человека. Это дико неловкое зрительское самочувствие, когда ты это наблюдаешь. Притом, что мы, конечно, сами знаем, сколько людей готовы на эти унижения, чтобы попасть на экран или получить на халяву какой-то комплект одежды. И даже если они не получат комплект одежды, мы знаем, какое количество людей подвержено этому страннейшему пороку показывать себя в самом неприглядном свете и готовы и соглашаются на то, чтобы их показывали в таком свете. Еще одна программа появилась недели две назад, которую ведет очень симпатичный человек Фекла Толстая. Но принцип, где толстого человека тоже раздевают и на глазах у всех оттягивают ему жировые складки, тычут в целлюлит, заглядывают к нему в холодильник, с омерзением нюхают и рассматривают, что у него там и выбрасывают. Это ощущение, что ты подглядываешь за чем-то не предназначенным для постороннего взгляда.

К. ЛАРИНА – Но люди же сами на это идут.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Об этом и речь. Что огромное количество людей идет на это. Да, они даже худеют на какое-то количество килограммов. Но мне кажется, что никакое похудание такого рода не сравнится с тем унижением, которое ты пережил на глазах всего честного народа. Но это мое такое ощущение. А почему столько людей на это соглашаются, тут, наверное, разные причины. Но в том числе не могут часто отказать, очень хочется какой-то славы. Как-то изменить свою жизнь и есть ощущение, что придет телевидение и тебе в этом поможет. И будет той самой золотой рыбкой, которая выполнит твое желание.

К. ЛАРИНА – Как квартиру отремонтировать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тут можно массу таких вещей привести. Сделают пластическую операцию, уберут складки с живота. Дадут новую одежду, подарят. Сделают тебя звездой, в конце концов, хотя бы одноразовой или десятиразовой. Если иметь в виду всякие «Фабрики звезд». И находится огромное количество желающих участвовать в этих экспериментах. Одни более-менее деликатные, а другие…

К. ЛАРИНА – А потом скажут, нет, отнимут.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да не отнимут даже.

К. ЛАРИНА – Скажут, нет, теперь… Помнишь как у Жванецкого: как, опять?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но это другая история. Продюсерская история. А есть чисто телевизионная. То есть телевидение выступает именно в роли волшебной палочки, или той самой рыбки, которая исполняет желания, но, правда, взамен требует иногда огромных жертв от жертв.

К. ЛАРИНА – Можно уже?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, пожалуйста.

К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Сергей. Я из Уфы. Приятно вас сегодня слышать, милые дамы. Может быть, не представится больше такой возможности, хотелось бы вас поздравить с наступающими праздниками. И что порадовало больше всего. Есть такой хороший сериал на СТС «Папины дочки». Приятный, хороший, симпатичный и в общем добрый. КВН вчера был замечательный. А больше всего не порадовал «водопроводчик» наш уважаемый Михаил Леонтьев.

К. ЛАРИНА – Водопроводчик? Вы так не обижайте. В свое время когда Олег Николаевич Ефремов, кстати, о Смелянском, пришел в Московский художественный театр главным режиссером, старики его любовно называли: наш водопроводчик.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А водопроводчик почему? По типу просто.

К. ЛАРИНА – Наверное, да. Наш слушатель просто так образно. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Хотел бы сказать насчет программы «Модный приговор». Жене моей очень нравится. Мне тоже любопытно. Но тот факт, который вы рассказали насчет девочки 15-летней, меня ужаснул. В связи с этим я не хочу оценки давать, я хотел бы узнать, как технологически делаются эти вещи. Что они заранее репетируют, сам процесс.

К. ЛАРИНА – Они снимаются просто.

СЛУШАТЕЛЬ – Прямо в живом виде.

К. ЛАРИНА – Нет, не прямой эфир конечно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Судя по тому, что у человека есть возможность выбрать вначале один комплект, потом с ним работают стилисты, я думаю, что мы видим уже последнюю стадию. То есть вначале мы видим, как человек сам что-то выбрал, потом, как человека одели стилисты. Последняя стадия я думаю, что она происходит уже за кулисами непосредственно.

К. ЛАРИНА – Вторая вся часть и стилисты, то, что они предлагают, это делается уже на записи.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И это первое дефиле, когда она выходит в своей одежде. Это тоже делается на записи. Я знаю, что каждый выпуск пишется, просто недавно была сама на записи другой программы, и там была Дарья Донцова, которая только что приехала с записи «Модного приговора» и сказала, что это длилось то ли 7, то ли 8 часов.

К. ЛАРИНА – Может они несколько программ пишут?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, там же в каждой программе свой эксперт. Там есть всегда приглашенная звезда, которая оценивает результат, полученный от переодевания персонажа. Поэтому я думаю, что на самом деле это очень технологически затратная программа. Хотя кто их знает. Но если писать по одной, несчастному Зайцеву просто вообще не остается времени на то, чтобы заниматься своим основным делом. А также Арине Шараповой и другим персонажам.

К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Михаил из Москвы. Я хотел бы узнать ваше мнение, я подсел на сериал на MTV «Турецкий для начинающих». Вы не смотрели?

К. ЛАРИНА – Два слова скажите, что это такое.

СЛУШАТЕЛЬ – Это семья психоаналитика немецкого. И в ней турецкий следователь и у них обычный семейный треугольник. Но больше всего меня поражает, что в открытую обсуждается тема межнациональных конфликтов, турков и греков, немцев.

К. ЛАРИНА – А это чье производство?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Немецкий сериал. Но это чудесно. Я вам советую посмотреть. В 9 вечера. Мы с женой садимся и с большим удовольствием смотрим.

К. ЛАРИНА – Спасибо за предложение. Давай посмотрим?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Посмотрим обязательно. Все-таки отследить все сериалы это не под силу одному человеку, если иметь в виду меня. Какие-то я смотрю, когда они как мне кажется, представляют интерес и могут вызвать резонанс. Но все-таки большую часть опускаю, иначе я просто вообще бы не имела возможности ни спать, ни есть, ни на улицу выходить.

К. ЛАРИНА – Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Я врач-психиатр…

К. ЛАРИНА – Вот вы-то нам и нужны.

СЛУШАТЕЛЬ - Я хотел бы сказать в отношении Леонтьева. Он совершенно больной человек.

К. ЛАРИНА – Это уж давайте так. Это все-таки частное дело Михаила Леонтьева. Надеюсь, что у него есть возможность себе помочь. Можно так сказать. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Я хотел вернуться к фигуре Михаила Леонтьева.

К. ЛАРИНА – Не надо уже.

СЛУШАТЕЛЬ – Я только одно слову скажу. Ведь вы пускаете его на «Эхо Москвы».

К. ЛАРИНА – Я его никуда не пускаю. Спасибо. Не то обсуждаем. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Пожалуйста, объясните, на ТНТ идет программа и там все хохочут. Кто это хохочет. Внук мой слушает это все, и он какой-то зомбированный, тоже смеется, когда там хохочут.

К. ЛАРИНА – Когда сериалы какие-то идут? Закадровый смех.

СЛУШАТЕЛЬ – Да. Кто это хохочет?

К. ЛАРИНА – Это люди живые.

СЛУШАТЕЛЬ – Заранее записанный и пропускаются, когда кому-то нужно.

К. ЛАРИНА – Эти люди они смеются над чем-то. Что-то смешное в этот момент показывают.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тут важно разъяснить. Это отдельный жанр, который к нам пришел из Америки. Называется ситком. То есть комедия положений. Где смех заранее подложен. Он как такой манок, приманка, типа, где надо смеяться.

К. ЛАРИНА – Когда мы жили при советской власти, нам показывали концерты правительственные и где были несмешные номера советских юмористов, показывали закадровый дикий смех публики. Это мы прекрасно уже опробовали. Зал не смеялся. А там хохочут.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, я не думаю, что в советское время подкладывали специально смех. Вот аплодисменты могли усилить. А смех он был. Когда человек ничего другого ничего не видел, и это смешно.

К. ЛАРИНА – Хазанов даже про это шутил. Что вы, пожалуйста, так не смейтесь, а то вас вырежут и смонтируют с концертом Петросяна.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это уже более позднее время. А в то время все-таки нет, смех был реальный.

К. ЛАРИНА – А этот смех чей?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Специально записывается публика, я думаю. Может быть, кстати, и электронная. Потому что если мы вспомним электронные мешочки со смехом.

К. ЛАРИНА – Ну нет, здесь все-таки живой смех.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Есть огромное количество смехов, которые записаны в реальной ситуации, где люди действительно хохочут. А потом их можно подложить. Но, на мой взгляд, это тоже для меня тупая вещь, но я вообще была уверена, что ситкомы на нашей почве не приживутся. Именно в силу того, что это слишком для нас тупо. Но аудитория меняется. Ее уже приучали к разным степеням этого юмора. В том числе тупого и низкопробного. Поэтому она начала даже смеяться там, где ей указывает создатель этого ситкома.

К. ЛАРИНА – Как хлопают на ток-шоу.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это совсем другая история. Там вообще часто аплодисменты записывают раньше, до начала ток-шоу. А потом просто накладывается, это специальные люди, которые с участниками ток-шоу работают, они смеются, хлопают в ладоши, а потом это все при монтаже очень ужасно монтируется, даже если публика допустим, не очень и смеялась. Но публика у нас очень дисциплинированная. И на всех ток-шоу, даже когда идет речь о чем-то невероятно трагическом, они начинают хлопать. Если исповедь убийцы…

К. ЛАРИНА – У нас публика дисциплинированная. Она смеется там, где ей говорят.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Щелкнуло – надо хлопать. Иногда даже сами ведущие выходят из себя и говорят, что не надо вот здесь хлопать.

К. ЛАРИНА – «Ирина, приятно было видеть вас на «Гавани». Спасибо за песни Визбора. Это редкие на нашем телевидении островки свободного и теплого общения», - пишет Ирина.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Спасибо. Это программа «В нашу гавань заходили корабли». Она выходит теперь на 5-м питерском канале. По воскресеньям, ты, к сожалению, тоже не сможешь увидеть, в 12 часов с чем-то, когда ты в эфире. Я пару месяцев назад была на записи, и, кстати, об этом и говорила, что у меня было такое ностальгическое. Времени всего ничего прошло. Лет 5 как она не стала вместе с НТВ и ТВ-6 существовать на наших каналах московских. А есть ощущение какой-то ностальгии. Потому что там собираются люди и искренне говорят…

К. ЛАРИНА – А ты туда ездишь?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, ну что ты. Это записывается в Москве. Очень многие программы пишутся в Москве. Какая разница, где их показывать.

К. ЛАРИНА – Потому что Татьяна Устинова она ездит в Санкт-Петербург.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И меня, кстати, с 5-го канала тоже звали в Санкт-Петербург.

К. ЛАРИНА – Что такое случилось.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не знаю, к нам вошли люди и начали нас снимать.

К. ЛАРИНА – Не снимайте нас, пожалуйста.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это к тому, что наши слушатели должны быть изумлены, что пауза такая возникла.

К. ЛАРИНА – Я тоже изумлена. Не снимайте нас без разрешения. Мы требуем.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Короче говоря, хорошая программа «В нашу гавань заходили корабли». Я с удовольствием в ней поучаствовала.

К. ЛАРИНА – Кстати, я тогда уж привяжусь, скажу, что канал очень неплохой. Потому что я там даже новости смотрю. Там новости какие-то другие. Там такой информационный блок солидный. Программа «Сейчас», по-моему, называется.

И. ПЕТРОВСКАЯ - «Сейчас о главном».

К. ЛАРИНА – Очень неплохой информационный блок. Полная картина того, что происходит не только в нашей стране, но и в мире. Так что если у вас, хотя сейчас, по-моему, везде ловится 5-й канал.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я знаю точно, что многие люди просто не догадываются, что у них в их собственном телевизоре, если конечно это не марка советского времени, где всего 6 кнопок. А вообще в нормальном уже современном телевизоре надо просто настроить и даже я не знала, что у меня просто на одной из кнопок появился в очень хорошем качестве 5-й канал.

К. ЛАРИНА – Ты вообще у нас технически отсталый человек.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я технический идиот. Я не устаю это…

К. ЛАРИНА – Слава богу, пишет на компьютере тексты, а не пишет от руки при лучине.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И гусиным пером. Да, я перешла от гусиного пера.

К. ЛАРИНА – Спасибо, Ирина Петровская и программа «Человек из телевизора». До встречи.