Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2007-11-10
К. ЛАРИНА – Мы к телевизору переходим. Следующая звезда в нашей программе это Ирина Петровская.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Приятно как услышать такое представление.
К. ЛАРИНА – Восходящая.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да скоро, пожалуй, заход.
К. ЛАРИНА – Закат. Я не знаю, с чего начать. Ира, для тебя было что-то главное разочарование?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, такого я не могу сказать. Я думаю, что я была на этой неделе со своим народом…
К. ЛАРИНА – Грузинским народом.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, Грузия отдельная вещь. Просто на этой неделе я так понимаю, что весь наш народ метался между Первым, Вторым, Четвертым каналом, потому что по Первому продолжался сериал «Капкан», который оказался невероятно рейтинговым в силу я думаю, во многом привходящих обстоятельств. На «России» шел международный сериал «Война и мир» и канал НТВ показал «Дом на набережной».
К. ЛАРИНА – И как тебе?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я про «Дом на набережной» менее всего могу сказать, потому что в этих метаниях я его записала, но не успела до конца посмотреть.
К. ЛАРИНА – Меня постигло жесточайшее разочарование.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я посмотрела первую серию первого фильма и у меня такое ощущение, что я смотрю, я помню прекрасно Трифонова, это мой долгое время и до сих пор остается в ряду самых почитаемых и любимых писателей. Я не узнавала. Я видела какую-то стилизацию. Под то время.
К. ЛАРИНА – Это придумка с современностью. Герой странный сегодняшний непонятно зачем эта общественная палата, вся история с Домом на набережной.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот-вот из-за этого было ощущение, что я смотрю что-то другое, просто так называется.
К. ЛАРИНА – Знаешь, что ты смотрела на самом деле? Московскую сагу. По уровню похоже. Вроде бы оно, да не оно. Вроде бы какой-то текст узнаешь трифоновский, а вроде и не он. Такое все стилизованное, ряженое. И все снимают на одном пятачке около Дома на набережной…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот это мое было первое ощущение, но я, поскольку записала и просто у меня физического времени не осталось это досмотреть, я себе дала поручение сама себе наказ это потом посмотреть уже в свободное время. Поэтому все-таки не буду сейчас говорить целиком об этом произведении. Это некорректно.
К. ЛАРИНА – А «Война и мир»? Кто тебе понравился?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Дело не в этом. Просто я начала смотреть, думаю, как большинство людей, в основном сравнивая с предыдущими экранизациями, вначале дико раздражаясь от того, что тоже было и есть такое ощущение и думаю, что они сделали намеренно, то здесь не надо было искать дух Толстого.
К. ЛАРИНА – А что это дух Толстого?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну Толстой же не фабула и не…
К. ЛАРИНА – Они сняли на уровне сюжета. Как «Унесенные ветром».
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я хочу как раз сказать, что они сделали очень просто, они вытянули из этого шприцем, был большой сосуд, они из него вытянули фабулу, героев в определенных взаимоотношениях. Общение героев. Героев зовут также, больше ничего нет. Но при этом, чем дальше я смотрела, тем меньше меня это раздражало, потому что если абстрагироваться и не требовать от этого такого Толстого, его диалогов, его глубины…
К. ЛАРИНА – Каратаевщины.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Хотя Каратаев там был, я думала, они вообще обойдутся без этого. То, в общем, хотя я думаю, наверняка сейчас историки всякие специалисты по костюмам найдут массу неточностей, как всегда бывает. Но, в общем, это историческая костюмная драма, красивая по-своему. Можно, наверное, заниматься прекрасной игрой: похож, не похож.
К. ЛАРИНА – Кто на кого похож? Вот объясни мне. Давайте попробуем освободиться от этих навязанных нам стереотипов. От Бондарчука, в конце концов. Я понимаю, ты вспомни тот замечательный фильм, который нашей классикой считается, который конечно великолепен по-своему. Но это продукт советской эпохи абсолютно. И там из Толстого ты говоришь дух Толстого, а там что был дух Толстого? Там был дух державно-патриотический, что Бондарчук оттуда вытащил.
И. ПЕТРОВСКАЯ – Наверное, и это в том числе. Но при этом еще также Бондарчук еще, например, совершенно не трогал диалоги. То есть, как у Толстого написано, так они и звучали. А здесь они намеренно отошли от этого и действительно максимально упростили этот язык, поскольку люди говорят там на английском языке и уже обратный перевод на русский, я думаю, что это бы выглядело уже совсем полным анахронизмом. Как в «Тихом Доне» последнем. Когда попытка стилизовать эту речь под казаческий говор…
К. ЛАРИНА – Чаго или ничаго…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Выглядит просто абсолютным анекдотом.
К. ЛАРИНА – Они здесь тоже иногда говорили «ежели». Мне это резало слух.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, немедля, ежели.
К. ЛАРИНА – МакДауэл какой. Что плохой? Великолепный.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Потрясающий старый князь Болконский.
К. ЛАРИНА – Я специально искала, актер, который мне очень понравился. Сначала так шокировала внешность, похож, не похож. Но играет замечательно. Александр Байер Пьера Безухова.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Пьер поначалу тоже он меня, я от него точнее отторгалась. А потом я привыкла и поняла, что… Наташа конечно, крайне спорная. Но при этом кто сказал, что Наташа обязательно должна быть такой, а не сякой.
К. ЛАРИНА – Написано: темненькая с большим ртом. Некрасивая девочка.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Если отрешиться от этого, темненькая, некрасивая, но с невероятным обаянием…
К. ЛАРИНА – Одри Хепберн подходит лучше.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну конечно, о чем мы говорим. Но опять же это право, наверное, режиссера.
К. ЛАРИНА – Болконский не очень Андрей.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну да, но в целом это все-таки не было такой клюквой развесистой и каким-то для меня, во всяком случае, чего-то, оскорбляющим мои какие-то национальные чувства. Я просто поняла, что к этому надо относиться по тем законам, по которым это произведение создано. Которое не претендует на народную эпопею. Просто место действия – Россия, люди и фабула война, любовь и прочие страсти просто в телевизионном изложении как мне кажется ни на что особенно не претендующие.
К. ЛАРИНА – Давай мы сейчас несколько звонков послушаем. Именно по кино, прошедшему на этой неделе: «Война и мир» и «Дом на набережной». Алло.
СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Александр. Я посмотрел и с вниманием серию «Войны и мира», хотя перед началом просмотра был настроен негативно, ожидая «Тихого Дона».
И. ПЕТРОВСКАЯ - Оно логично да.
СЛУШАТЕЛЬ – И постепенно смотря фильм, начало как-то все открываться. Потом я настроил себя на то, что да, хорошие актеры, но ничего там русского нет. Когда подошел к финалу, во-первых, и плакал, были эпизоды, так это было сделано, лирические эпизоды. Особенно мне понравилась, может быть, вас это удивит, не Элен…
К. ЛАРИНА – Замечательная красотка. Это дочка Микеле Плачидо.
СЛУШАТЕЛЬ – Вы не поняли меня. Княгиня Марья…
К. ЛАРИНА – Очень хорошая актриса.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А я нет. Я как-то княгиню Марью не знаю. В данном случае Шуранова…
СЛУШАТЕЛЬ – Элен не такая яркая была как Скобцева.
К. ЛАРИНА – А мне понравилось.
СЛУШАТЕЛЬ – Загадочнее была. Мне очень понравилось.
К. ЛАРИНА – Короче вы получили удовольствие.
СЛУШАТЕЛЬ – Огромное.
К. ЛАРИНА – Отлично.
СЛУШАТЕЛЬ - Куплю фильм и будет у меня стоять на полочке для просмотра дальнейшего многоразового.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А мне вот интересно, вызовет ли эта экранизация такой же интерес к первоисточнику что называется, как было после экранизации «Идиота» и всех других произведений.
К. ЛАРИНА – Посмотрим. Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Хотела поговорить по поводу фильма «Дом на набережной». При первых буквально кадрах начала фильма, это что невнимательность режиссера, оператора, на доме кондиционеры крупным планом и так далее.
К. ЛАРИНА – Он вообще в этом смысле очень небрежно снят.
СЛУШАТЕЛЬ – В общем, это начало отвращать с самого начала, дальше смотреть не захотелось. Понятно, что это было наспех снято. Такое ощущение осталось.
К. ЛАРИНА – А «Войну и мир»?
СЛУШАТЕЛЬ – Нет, спасибо, не смотрела.
К. ЛАРИНА – Пожалуйста. Еще звонок.
СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Владимир Давидович. Я москвич. Я въехал в этот дом на набережной, когда его заселяли, и жил в нем до сентября 1937 года. Фильм я этот смотрел от начала до конца через силу после первой же серии. Но решил досмотреть. Вы знаете, я возмущен. Во-первых, я и как читатель Юры Трифонова, с которым вместе жил в этом доме и как жилец этого дома, вы знаете ничего общего. Я не понимаю, молодые люди, вот мои дети взрослые уже, совершенно взрослые, мне 83 года, сами понимаете, какие у меня дети. Дочь пенсионерка. Они с моих рассказов знают, так вот, они смотрели и тоже пришли и говорят: папа, это совсем не то. Мы ничего не поняли. Так вот сегодняшний зритель ведь ничего там не мог понять. Это моя точка зрения. Я не понимаю, кто делал этот фильм, зачем делал этот фильм, что хотел показать. Там ведь ничего не показано. Там даже я, пробывший 5 лет в ссылке, отец 20 лет был в лагерях и тюрьмах, мать 20 лет в ссылке. И их нет, конечно, уже. Они реабилитированы посмертно, я реабилитирован, слава богу, живьем, но там нет ощущения того ужасного времени. Нет. Там есть несколько эпизодов, которые я просто помню. Например, хождение по балкону, вот на таком балконе жил мой друг Боря Ксенофонтов. Это огромный балкон, таких балконов в доме было два или три всего. Мы там на велосипеде могли кататься. Действительно особые балконы, там парапет он шириной см 20-25. Вот мы там идиоты были, конечно, доказывали друг другу свое геройство. Это было. Все остальное там главная жизнь мальчишек проходила во дворах, а не на улице. Здесь же все показано на улице Серафимовича. Дворы совершенно не показаны. Но главное я не почувствовал той страшной атмосферы репрессий.
К. ЛАРИНА – Зачем тогда было браться, непонятно. У меня к вам такой вопрос, огромное спасибо за то, что вы так подробно говорите о своем ощущении. И какой фильм об этом времени вам нравится? Что вы вспоминаете с пониманием, что бы вы привели в качестве примера достойной работы на эту тему? Про то время.
СЛУШАТЕЛЬ – Вы имеете в виду в «Доме на набережной»?
К. ЛАРИНА – Нет, вообще про сталинское время было много фильмов.
И. ПЕТРОВСКАЯ - «Дети Арбата» например.
СЛУШАТЕЛЬ – «Дети Арбата» конечно более сильная вещь. Хотя тоже если сравнивать произведение Рыбакова с фильмом, то несколько не так, но все-таки там фильм гораздо ближе к книге. Те ощущения, которые переживал герой там и то, что там с ним творили, именно он был в ссылке. Поэтому я могу сравнивать с собой. Он не был в лагере. Он какое-то время был в тюрьме, и потом его выслали. Но это гораздо ближе действительно тому времени. Надо же не забывать такую вещь, что те ребята, которых там показывают, вот эту компанию, во-первых, это я даже не понял, какой это год, пока не увидел юбилей Сталина. Если это юбилей Сталина, значит 1939 год. Потому что ему 60 лет исполнилось в 1939 году. И, по-моему, снимки, которые показаны с его фигурой в воздухе, 1949, когда ему 70 было. Тогда поднимали в воздух на аэростатах его портрет. Я помню очень хорошо обстановку в моей квартире, из комнаты отца, из кабинета отца окна выходили в третий двор. Каждую ночь он уже не работал, он уже был исключен из партии, но его еще не арестовали. Он всю ночью стоял у окна и считал воронки. За ним это или не за ним. Но с ума не сошел.
К. ЛАРИНА – Владимир Давидович, а вы не писали об этом времени сами?
СЛУШАТЕЛЬ – Нет, конечно, не писал. Я только рассказываю, дети мои все знают. Они на меня наседают, даже купили мне диктофон, чтобы я хотя бы наговорил чего-нибудь. Вы знаете, хорошо написано это в книге Инны Гайстер. С которой мы жили вместе в этом доме. Называется «Дети врагов народа», есть такая книга, она мне даже ее подарила. Там довольно здорово это все описано у нее. Ну а в основном понимаете, о том времени, чего-то мало читал. Я читал Шаламова, я читал Солженицына, естественно. Я читал во время оттепели целую кучу произведений журнала «Барельеф на скале» это уже о лагерной жизни.
К. ЛАРИНА – Простите ради, вынуждены уже с вами расстаться. Спасибо вам огромное за ваш звонок. И за ваше желание поговорить на эту тему. Знаешь, что не знаю, как насчет «Войны и мира». Но насчет «Дома на набережной», чтобы прочитать мне кажется, такое желание возникнет у многих. Потому что очень многие люди не знают первоисточника. Те, кто не читал, прочтите, это увлекательнейшее произведение.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Вообще Трифонов совершенно несправедливо забытый сегодня. Не сказать забытый совсем, но, тем не менее, он…
К. ЛАРИНА – Не в первом ряду оказался.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И это очень несправедливо. Потому что, во-первых, первоклассный писатель, во-вторых, вся история жизни прожитой и в «Доме на набережной» то, что сейчас говорил наш замечательный слушатель, эта атмосфера очень хорошо передается. Обидно будет, если люди, начав смотреть этот фильм, не поняв, что это такое, о чем это, зачем это, не проникнутся в дальнейшем этим интересом к тому, чтобы прочитать первоисточник.
К. ЛАРИНА – Читается на одном дыхании. На всех уровнях читается. Я впервые это прочла, лет 15 мне было.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тоже, я в школе еще читала, конечно.
К. ЛАРИНА – «Расскажите подробнее об актере, сыгравшем роль Пьера Безухова, - пишет Марина, - где он еще играет, я влюблена в него. Море обаяния». Он играет в замечательном фильме немецком «Гуд бай, Ленин». Где Чулпан Хаматова. Он там играет главную роль. Так что если не видели, купите на DVD, посмотрите. Он там замечательный.
НОВОСТИ
К. ЛАРИНА – К политической части давай перейдем.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы «Капкан» коротко не обсудим?
К. ЛАРИНА – Давай. Потому что я его бросила, к сожалению смотреть. Хотя мне докладывают зрители, что разворачиваются очень интересные события. Там говорят, сценарий очень интересный. Володарского, по-моему.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, понимаешь, я бы сказала так, что если бы это было 4 серии, мини-серия, то, что у нас сейчас есть специальные такие мини-сериалы, не больше 4-х серий, то это было бы очень хорошо. Это растянуто на 12 серий.
К. ЛАРИНА – Оно закончилось уже?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Вчера закончилось. Почему я была заложником, потому что я должна была понять, куда делась эта жена. Она спряталась от него. Она решила его проучить.
К. ЛАРИНА – Она живая оказалась?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, его выпустили из тюрьмы. В общем, хеппи-энд и даже по последнему кадру, когда они смотрят друг на друга, понятно, что он ее не убьет после этого розыгрыша идиотского. Повторяю, если бы было 4 серии, то было бы и напряжение и было бы что, играть. У меня такое ощущение, что это искусственным образом растянуто на 12 серий, и там, в середине был абсолютный провал, потому что нечего было ни играть, ни представлять. Человек просто ходил и мучался и что-то вспоминал. Это, в общем, не по законам вот этого произведения, сериала было построено.
К. ЛАРИНА – Это в советское время любили растягивать.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И я думаю, здесь растянуто именно потому, что прекрасно понимали, что будет интерес, они не прогадали. И не ошиблись. Действительно интерес колоссальный. И этот сериал держал на протяжении всех трех недель чуть ли ни первое место в рейтингах. И понятно, что это интерес собственно к самому Александру Абдулову. Хотя он хорошо играет, действительно его удачная роль. К тем драматическим обстоятельствам, которые сегодня вокруг него и в его личной частной жизни и конечно этот тандем, дуэт, который давно уже не был вместе на экране: Алферова и Абдулов, - вот это все вызвало такой грандиозный интерес, а потом видимо, многие уже как я просто ждали, а где, собственно, что с ней все-таки случилось. Дождались, в общем, ничего с ней не случилось. Просто решила она его проучить. Узнав про его измену. Это долго рассказывать, те, кто смотрел, понимают, о чем. А те, кто не смотрел, бессмысленно рассказывать. Хотя в принципе уложить можно в две-три фразы все это произведение. Ну вот, про «Капкан» я все сказала. То есть это далеко не лучшее произведение Ускова и Краснопольского, мне кажется, не самый удачный сценарий Володарского. Но при этом угадана какая-то формула успеха. Попали в ожидание…
К. ЛАРИНА – С актерами. Потом там все-таки вся семья получается, играет.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Отчасти, да. Дочь еще там. Но она в первых сериях появлялась. А дальше уже, потому что их дочь, вот этих героев уже взрослых Алферовой и Абдулова играет уже совсем другая девушка.
К. ЛАРИНА – Хорошо. Давай мы перейдем к политической составляющей. Я бы хотела, чтобы ты высказалась по поводу триумфальной грузинской темы, которая превалировала во всех новостных выпусках. Я конечно благодарна, я как потребитель информации работе наших информационных служб, телевизионных. Я смотрела программы «Вести», Российский канал, так подробно показывалось то, что там происходит поминутно на площади в Тбилиси. Но понимала прекрасно, чем обусловлен такой интерес.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, в этом было какое-то для меня непонятное сладострастие. Типа мы знали и мы предупреждали.
К. ЛАРИНА – А мы вам говорили.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, и периодически я нарывалась на комментарии, что все это санкционировано Вашингтоном, а те, что санкционировано Москвой, абсолютное безумие. Кадры, конечно шокирующие. Тут все равно уже их не придумаешь эти кадры, особенно когда выгоняют журналистов из студии… Их не придумаешь эти кадры, особенно когда выгоняют журналистов из студии…
К. ЛАРИНА – Но могут же работать, получается наши информационники, журналисты. Они могут хорошо делать свое дело. Без прикрас что называется. Без постановок.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Если исключить вот эти очевидные, а иногда скрытые, но все равно вылезающие акценты.
К. ЛАРИНА – Это больше комментаторы в студии в Москве комментировали. А там ребята работали замечательно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно, подводки. Леонтьев. Да, работали. Причем даже и рискуя, потому что тоже надышались этим газом и прочее. Другой вопрос, что когда это происходило, у нас такого рода, конечно, не происходило масштабных событий, но мы помним прекрасно «Марш несогласных», когда избивали, один самый показательный. Ничего особенно не показывали, за исключением РЕН-ТВ, Марьяны Максимовской. А когда это происходило, я имею в виду противостояние, майдан на Украине, то было ощущение, что еще и подзуживают, чтобы что-нибудь такое случилось. Поэтому в данном случае я только сейчас оцениваю картинку. Как это снято. Как это показано.
К. ЛАРИНА – Даже именно качество подачи информации.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Качество опять же подачи информации состоит…
К. ЛАРИНА – Прямой эфир без прикрас.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А когда прямой эфир без прикрас, да, это совсем отдельная вещь. Но должна только сказать, что при всем притом, мне чрезвычайно жалко и обидно за такую замечательную любимою мною страну, что там никак все это не успокоится с одной стороны.
К. ЛАРИНА – Ужасно. Света нет давно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А с другой стороны все равно даже при всем притом, есть ощущение, что там есть некая живая жизнь, и, в общем, что бы мы ни говорили, даже при введении чрезвычайного положения и при этом кошмаре при разгоне демонстрации, но все равно происходит некое, посмотрим, как дальше будет, но все равно демократическая процедура, то есть человек все равно согласен пойти на эти выборы, перевыборы. Поэтому там ведь много могло быть вариантов развития событий, что при этом делается. Еще посмотрим все, как будет развиваться. Еще все очень такое пока еще больное и видимо, кровоточащее. Но просто мне хочется, чтобы эта страна, наконец, успокоилась, и зажила человеческой жизнью.
К. ЛАРИНА – А наша страна?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Наша прекрасно успокоилась и, по-моему, судя по всему, все всем довольны. Вот сейчас начались, ты смотришь дебаты кстати?
К. ЛАРИНА – Один раз я посмотрела и все. Не попадаю, какой-то странный прайм-тайм.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Прайм-тайм в 7 утра на канале Первом. В 11 вечера на «России». И более-менее попадающий в прайм-тайм в районе 6 часов на ТВЦ.
К. ЛАРИНА – Ты смотришь?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я пытаюсь смотреть.
К. ЛАРИНА – Я смотрела первые, такие речи звучат на государственном канале антипутинские.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это с одной стороны, но с другой стороны это ощущение такого, я думаю, что это сделано специально абсолютно маргинального элемента, даже когда появляются мало-мальски известные люди, по сути ничего невозможно выяснить, то есть по сути как таковых дебатов нет. Есть определенные некие очень короткие высказывания, в студии Второго канала невероятная толчея. Там по 4-6 человек они как чудно все расставлены. У Мацкявичюса.
К. ЛАРИНА – Очень смешная мизансцена.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Невероятная, просто я в ней никак не могла первое время понять, зачем там столько.
К. ЛАРИНА – Они в затылок стоят друг другу.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Друг у друга за спиной, в общем, некоторая дичь. Я уж не говорю о так называемой политической рекламе, о роликах. То есть то, что совершенно креативная часть утрачена, это совершенно очевидно.
К. ЛАРИНА – А никто уже не затрачивается. Не парится никто.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Абсолютно. Просто на самом что ни на есть каком-то примитивном уровне. Единственное, что меня страшно поразило, я смотрю ролик какой-то «Единой России», и там они говорят: мы созидаем, мы ростим, мы еще что-то. А потом говорят: мы создаем культурные ценности, и в этот момент в кадре мелькает Спиваков, а следом просто лицо Никиты Сергеевича Михалкова. Понятно, что Н.С. Михалков, наверное, да, с этим отрядом передовым нашей общественности. А вот интересно, спрашивают разрешение, например, у Владимира Теодоровича Спивакова задействовать его, использовать его образ как демонстрацию достижений.
К. ЛАРИНА – А почему ты думаешь, что не спрашивают.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А я не знаю, мне интересно. Я просто подумала, человек дал такое согласие или просто считается, что поскольку он национальное достояние, то соответственно это национальное достояние в какой-то степени выковано «Единой Россией». Просто интересно. Григорий Алексеевич Явлинский, ну ни в какие ворота. Рано утром я включила. Какой-то был канал, ТВЦ что ли, тоже в рамках этой демонстрации роликов. Но только он сидел просто в кадре, в какой-то зеленой клетчатой рубашке и вещал. Самое неудачное, что может быть - это Явлинский, вещающий один в кадре. Еще в полемике куда ни шло. Тут крупный план, причем очень плохо освещено, все изъяны лица, вот врагу честное слово поручить, он так снимет. А тут явно же снималось за деньги, что называется, партии. И если не врагом, то скрытым точно. Короче говоря, самое удручающее впечатление совершенно невозможно на основе этих дебатов, роликов сделать, вот если представить, если у нас не референдум 2 декабря пройдет, как они все говорят, а допустим, выборы. И вот на основе всего этого представить, чем отличаются один от другого, что, собственно говоря, они нам сулят, обещают, совершенно невозможно. Сулят, обещают все одно и то же, и если они где-то и загораются, то только когда начинают время от времени немножко собачиться друг с другом. Но, к сожалению, формат и этого даже не позволяет.
К. ЛАРИНА – Что делать? После всего я вообще не понимаю. Что мне делать.
И. ПЕТРОВСКАЯ - В смысле ходить, не ходить?
К. ЛАРИНА – Ходить надо.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Надо обязательно.
К. ЛАРИНА – Но что делать с этим. Вот ты пришел и что.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ничего. Ты голосуешь, потому что если ты не голосуешь…
К. ЛАРИНА – А за что я голосую? За то, что ты мне сейчас рассказала.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Зачем, ты можешь голосовать за любую партию, даже зная, что она не пройдет, но, тем не менее, это будет голос другой партии, он не достанется вот этой конкретной. А они будут, тем не менее, в течение первого-второго дня озвучивать, кто сколько набрал. И из этого можно будет понять, сколько таких, которые просто в знак протеста против такого танкового напора определенных сил отдадут свой голос кому угодно, но только не этим танкам, которые грязи не боятся и идут просто со страшной силой на нас.
К. ЛАРИНА – А по общественно-политическим передачам что мы имеем?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы имели в основном обсуждение Октябрьской социалистической революции. Об этом говорили в программе «К барьеру!» Игорь Чубайс и Веллер, и судя по очень вялому голосованию, народ на это не повелся.
К. ЛАРИНА – Мне кажется, не очень удачный выбор персонажей.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И более того, занудный, скучный…
К. ЛАРИНА – Наизусть знаешь, что они скажут.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Абсолютно. Я это смотрела, и мы очень долго пытались понять вообще, о чем они говорят. И в чем у них разногласия или наоборот, сходство. В результате, что называется, чем голову ломать, лучше переключиться.
К. ЛАРИНА – Я даже до конца первого раунда не дожила.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я начала потом прыгать, щелкать и в результате сердце мое, извините за выражение, успокоилось на программе «Народ хочет знать». Потому что я вдруг исключительно, я увидела программу, изумилась, что она стоит в программе, и мне в голову не пришло, что это совершенно нормальная просто забытая практика, когда что-то происходит в экстренном порядке, снимается какая-то программа. Снимается в двух значениях, одна с эфира заранее запланированная, а другая не запланированная в экстренном порядке снимается на камеру и ставится в эфир. И действительно в этой программе обсуждались грузинские события по горячим следам. Были такие телефонные мосты с грузинскими деятелями. Там может быть, было чересчур сумбурно в каких-то случаях, но неважно, потому что я вдруг поняла, чего мне не хватало в этом даже в информационном более-менее полноценном изложении. Все-таки послушать и понять, что там реально происходит. Раньше ведь просто мы уже даже забыли, что телевидение собственно это ну не инструмент… быстрого реагирования, оно для этого тоже существует. Когда что-то происходит из ряда вон выходящее, выходят люди и начинают это обсуждать. Мы вспомним начало войны в Ираке, когда на Первом канале всю сетку переверстали и много часов подряд сидели в эфире Познер с Сорокиной и к ним приходили разные специалисты, эксперты и они обсуждали, что это, как это. Как это сейчас там происходит и что вообще реально с миром из-за этого произойдет. И сейчас это абсолютная у нас практика забыта и утрачена.
К. ЛАРИНА – Почему? Максим Шевченко представит обязательно какой-нибудь набор мнений по поводу Грузии.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Максим Шевченко может и представит набор мнений, я говорю сейчас о другом.
К. ЛАРИНА – Соберет политтехнологов.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Они уже представляли и, как правило, этот разговор идет о том, что у вас негров линчуют, условно говоря. То есть обсуждение чужой демократии с позиции, что у нас-то она просто супер, огромная такая, уже со слона ростом, и вот мы старшие братья обсуждаем эту какую-то чахлую или даже вообще не демократию.
К. ЛАРИНА – Зачаточную.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Или то, что якобы выдается за демократию. Это бывает очень смешно. А как эти люди не понимают этого, я искренне изумляюсь.
К. ЛАРИНА – Несколько звонков от наших зрителей. Пожалуйста. И радиослушателей естественно.
СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Во-первых, спасибо вам за передачу, я каждую субботу ее слушаю. Мне бы очень хотелось услышать ваше мнение, меня вчера поразил фильм «Простые вещи». Дайте, пожалуйста, вашу оценку.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А чем поразил?
СЛУШАТЕЛЬ – Мне понравилось. И мне совершенно было непонятно, очень резкая позиция самого ведущего Гордона и Познера. Будьте любезны, спасибо.
К. ЛАРИНА – Если сейчас Ира будет говорить про дебаты, а я…
СЛУШАТЕЛЬ – Нет, не дебаты, извините, я перебиваю. Просто ваше мнение по поводу фильма. А не о дебатах.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне фильм тоже, я большим интересом…
К. ЛАРИНА – Я все думала, о чем там спорить.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, самое поразительное, конечно, в этой ситуации…
К. ЛАРИНА – И почему этот показ закрытый этого фильма я не понимаю. Он обычный хороший фильм, в смысле не обычный. Он хороший фильм бесспорно
И. ПЕТРОВСКАЯ - Хороший бесспорно фильм…
К. ЛАРИНА – Без провокаций.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Мнения разделились. И если в сухом остатке грубо разделить одни говорят, что это очень хороший фильм, очень современный герой, именно такого типа сегодня мужчины существуют, которые не могут до конца довести то, что они начинают, которые мечутся, которые совершают часто какие-то бессмысленные поступки, что это именно, к сожалению, узнаваемый герой нашего времени. И в том числе и, кстати, герой нашего времени врач, там была одна из тем, это образ врача.
К. ЛАРИНА – А были врачи на обсуждении?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Был врач, но правда, патологоанатом, но он говорил очень остроумно при всем притом, что действительно его до жути потрясла узнаваемость этого образа. Вот такого врача, который скидывает с себя ответственность, которому, грубо говоря, не то что совсем по фигу его собственный больной. Но он цинично, мы сами прекрасно знаем, видели многократно. То есть тот человек долга, служения, от чеховского персонажа…
К. ЛАРИНА – До «Хирурга Мишкина».
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, был и хирург Мишкин в сюжете и до «Дорогой мой человек» баталовского этого, это все вообще ушло.
К. ЛАРИНА – Про что спорили?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Про то и спорили. В основном спорили про героя, это герой нашего времени или это кто. Совершенно непонятный, немотивированный человек, который ничего не совершает, договорились даже до того, что и актер плохо играет, и тут я согласна с нашей…
К. ЛАРИНА – Кто эти люди?
И. ПЕТРОВСКАЯ - …слушательницей, что меня тоже покоробила позиция Гордона. Потому что кто-то уже его упрекал в том, что сам Гордон тоже снимал кино.
К. ЛАРИНА – Практикующий хирург.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, и что он воспринимает чужое кино не как некий отстраненный продукт, который он должен просто обсудить, а он это воспринимает еще как продукт-конкурент. Хочет он или нет. И в данном случае это вдруг вылезло. Потому что он с самого начала задал вот этот градус и эту тему, что о чем это вообще кино, я не понимаю. Что это за герой, я не понимаю. Почему он действует в этих обстоятельствах так или иначе, я не понимаю.
К. ЛАРИНА – Может это провокация сознательная ведущего. Тоже способ зажечь немножко аудиторию.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Во-первых, его было слишком много. Дело было даже не в том, чтобы зажигать, а он явно высказывал свою точку зрения и чем-то его этот фильм извините за грубое слово, задрал, что он не мог успокоиться и даже в конце он произнес фразу: спасибо вам, я надеюсь, что в следующий раз вы снимите хорошее кино. То есть это можно конечно по интонации: надеюсь, что и в следующий раз вы снимите хорошее кино. Но, в общем, прозвучало, что в следующий раз я надеюсь, все-таки вы снимете не вот это вот, а хорошее кино.
К. ЛАРИНА – А кто еще против выступал?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Познер сказал, что ему, я сейчас не могу вспомнить, потому что такое количество, что чего говорил. Но Познер сказал, такая миленькая картина, насколько я помню последние слова. Правда ему доставила колоссальное наслаждение работа Броневого. Активно за эту картину выступала Маша Голуб. Токарева говорила очень разумные вещи. И я поняла, что я тоже как Токарева часть обсуждения сидела и думала: где они все это нашли и увидели. Потому что Виктория Самойловна начала с того, что: господи, какие вы все умные, вот я сижу и думаю, а я-то так просто, мне очень понравился и этот герой и этот актер, и много таких подробностей и деталей, которые дорогого стоят.
К. ЛАРИНА – А группа была творческая?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Была. Алексей Попогребский, был Сергей Пускепалис, ужасно симпатичный актер и человек, по-моему. Мужской тоже типаж.
К. ЛАРИНА – Харизматичный очень.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Была Камынина по-моему, Светлана, которая играла жену героя. Был Леонид Броневой замечательно говоривший. Очень хорошо. И про своего героя и про картину. Очень, например, меня тоже поразило, когда Гордон сказал: а зачем вы оставили у героя Броневого в его устах стихотворение Тютчева. Почему он не мог бы своими словами что-то говорить. А он там совершенно замечательно читает. И ничего не надо говорить своими словами на мой взгляд. Потому что он все и так сказал, как думает, а Тютчев в свою очередь передает его в тот момент настроение и умонастроение. В общем, обсуждение получилось, на мой взгляд, очень странное, и очень несправедливое. И мне кажется, в общем, по большей части не имеющее отношение к тому, о чем собственно фильм. И звучали какие-то тоже для меня довольно странные вещи, что это на самом деле не кино, а можно было бы это уложить в трехминутный репортаж и этого вполне достаточно. Какой репортаж, о чем репортаж. Почему собственно говоря репортаж. В общем, сколько людей, столько мнений. Конечно, кинематографистам, идущим на закрытый показ, я думаю, очень непросто это все выслушивать. Но мне очень понравился Алексей Попогребский, он очень хорошо интеллигентно слушал, и совершенно без всякого хамства и вызова парировал то, что он считал необходимым парировать. Гордон договорился до того, что и сценарий там никакой, потому что понять невозможно, что происходит, и если еще чего-то выстроилось, тогда режиссер, в конце концов, это сделал, хотя это один и тот же человек. И автор сценарий и режиссер. Но в любом случае теперь уже отвлекаясь от смысла этих дискуссий, она все равно живая и интересная.
К. ЛАРИНА – Поздно очень.
При всем притом, она раздражающая, ты изумляешься сколько смыслов пытаются люди отыскивать даже, или наоборот, ни одного смысла не находят и видят что-то совершенно отдельное и свое. Но это все равно интересно. А фильм тоже мне очень понравился. Я просто не могла оторваться.
К. ЛАРИНА – Можно еще звоночек. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ – Доброе утро. Это Елена из Москвы. Я хотела узнать, очень много слышала о телефильме многосерийном «Ликвидация». Вы что-то знаете. Почему его нет еще.
К. ЛАРИНА – А что это такое?
СЛУШАТЕЛЬ – Это Сергей Урсуляк снимал.
К. ЛАРИНА – Там анонсы идут. Машков…
СЛУШАТЕЛЬ – Да, анонсов было много. А потом куда-то пропала реклама. И ничего не слышно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тоже не слышу.
СЛУШАТЕЛЬ – Просто на Украине он прошел, очень хорошие отзывы в Интернете, очень много о нем пишут.
К. ЛАРИНА – Может, решили после выборов показать. Тут же не угадаешь, чего они там найдут.
СЛУШАТЕЛЬ – Это да.
К. ЛАРИНА – Спасибо за сигнал. Позвоним. Я обещаю вам, прям сейчас после передачи позвоним режиссеру и узнаем, в чем дело. Если будут новости, скажем.
И. ПЕТРОВСКАЯ - На следующей неделе я точно знаю, что нет. На следующей неделе будет «Диверсант» продолжение.
К. ЛАРИНА – Мне кажется, что это будет интересная работа. Мне первый фильм очень понравился.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну посмотрим.
К. ЛАРИНА – Актер хороший парень очень. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Можно высказаться. Меня зовут Вероника. Мне кажется фильм Попогребского это не столько о нашем настоящем, а о будущем. Это фильм о будущем нашем. Которое вырастает из этого настоящего. На фоне всех оптимистических, что в нашей стране все потихонечку идет на лад, а рядом близкие нам страны очень, изломанные судьбы. И это все на фоне Ленинграда, Петербурга. Стройного, красивого города.
К. ЛАРИНА – Спасибо. Грустная картина печальная, настроение у вас тоже…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне кажется просто это обычная история, это всегда исследует искусство любое. И кино, и любое искусство. Жизнь человека в конкретных обстоятельствах, его часто очень параллельная жизнь. А тем более сегодня, когда действительно у нас есть некая виртуальная реальность и есть реальность, которая для людей совсем отдельная, особая. И этим и интересно. Потому что в принципе у нас сегодня практически нет героя современного. Мы его не знаем. Мы видим, какие есть типажи вокруг, но он не выведен на экран. А тут он выведен и понятно, что он очень как раз узнаваемый. Именно этот тип человека.
К. ЛАРИНА – Мы все уже, закончили, Ир, к сожалению. У нас мало времени всегда получается.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Не грусти.
К. ЛАРИНА – Тут продолжается спор вокруг фильм «Простые вещи», мне кажется, действительно настолько простые вещи, что может быть…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Простые вещи из разряда вечных при всем притом вещей. Взаимоотношения мужчины и женщины, попытка себя реализовать и позиционировать, извини за выражение в этом мире, в этой реальности. Кризис среднего возраста. Все, что угодно. Здесь очень много всего. Но они простые. Потому что каждого касаются.
К. ЛАРИНА – Мы заканчиваем нашу сегодняшнюю простую передачу «Человек из телевизора». Большое всем спасибо. Смотрите телевизор дальше. Я теперь под впечатлением рассказа Иры обязательно дебаты буду смотреть.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Достаточно еще пары раз и ты поймешь, что можно дальше этот сериал на любом месте прервать.
К. ЛАРИНА – Спасибо.